musings.ru

Как купить прилегающую к участку землю. Как присоединить к своему участку свободную землю? Этапы и процедура

1Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации(далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

Согласно п. 2 ст. 36 Земельного Кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев.

Если земельный участок под многоквартирным домом был сформирован после введения в действие ЖК РФ и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, право общей долевой собственности на него у собственников помещений в многоквартирном доме возникает в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В соответствии с положениями ст.36 Жилищного кодекса РФ, ст.43 Градостроительного кодекса РФ, ч.2 ст.6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», ст. 12 Закона города Москвы от 19.12.2007 № 48 «О землепользовании в городе Москве» граница земельного участка многоквартирного дома устанавливается на основании проекта межевания территории.

Утверждается проект межевания органом, уполномоченным Правительством Москвы, которым в настоящее время является Департамент земельных ресурсов города Москвы (департамент) (п. 5 приложения к постановлению Правительства Москвы от 11.03.2011 № 65-1111 «Об утверждении положения о Департаменте земельных ресурсов города Москвы»).

Разработанный проект межевания должен соответствовать требованиям градостроительного, земельного, жилищного и иного законодательства, в частности градостроительной документации, определяющей границы и градостроительное назначение участков территории, а также градостроительным нормативам и правилам.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, для дальнейшей постановки его на государственный кадастровый учет в целях регистрации на него общей долевой собственности осуществляется в границах, согласно проекту межевания квартала, разработанного Москомархитектурой, на основании заявления ЛЮБОГО собственника, за исключением земельных участков общего пользования (проезды, скверы, инженерные коммуникации, кабельные сети), которые в соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежат приватизации и отчуждению из собственности города Москвы.

Формирование границ конкретного земельного участка для постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт производится Департаментом земельных ресурсов города Москвы на основании утверждённого проекта межевания в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.05.2006 № 352-ПП в режиме «одного окна».
Это теория. Теперь о практике.

Пока не сделано межевание и земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учёт - земля принадлежит государству, а в общедолевую собственность она переходит лишь после 2-x действий:
1. проведения межевания
2. постановки земельного участка на государственный кадастровый учёт
(то есть формирование границ земельного участка).

До этого - земля под домом и вокруг него не является общедолевой собственностью, тут Вам нужно прочитать ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Москва №10/22 29 апреля 2010 там внизу небольшой раздел Споры о правах на земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома.

Именно поэтому власти Москвы не спешат делать межевание и формировать границы участков у многоквартирных домов, тогда они перестанут быть собственниками этих земель и не смогут самолично ими распоряжаться. Они пока что не спеша отрезают сколько им нужно земли и продают её или используют её так как им хочется. Строят на этой земле народные гаражи, парковки, магазинчики и т.д. и земля уходит от дома.

А если и формируют земельные участки, то стараются сделать это по границе(фундаменту) дома, объявив всю землю вокруг дома общественной, которая не подлежит приватизации в общедолевую собственность.

Для собственников помещений в многоквартирных домах Департамент земельных ресурсов разработал новый механизм оформления земельных участков в собственность. Москвичам теперь будут предлагать два варианта: выделение земельного участка по подошве дома либо по расчетным нормативам. Второй вариант предусматривает больший размер участка и обязательное проведение общего собрания.


Межевание - под общественный контроль

18 апреля в Московской городской Думе в рамках заседания комиссии по государственной собственности и землепользованию состоялся круглый стол на тему «Проблемы межевания жилых кварталов». В нем принял участие руководитель Департамента земельных ресурсов Москвы Владимир Ефимов, а также депутаты муниципальных собраний, руководители товариществ собственников жилья и специалисты в области землепользования.

Выступая перед собравшимися, Владимир Ефимов рассказал о политике города в области предоставления земельных участков под жилыми домами. «Когда к нам обращаются собственники, мы предлагаем им два варианта: выделение земельного участка по подошве дома либо по расчетным нормативам. Второй вариант предусматривает больший размер участка. Но необходимо понимать, что сегодня собственники несут расходы только по содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Как только участок переходит к жителям, бремя расходов по его содержанию автоматически переходит к собственникам. А это уборка территории, уход за зелеными насаждениями. Это, наконец, земельный налог. При выделении участка по нормативу для квартиры площадью 60 кв.м. расходы по содержанию придомовой территории и уплату земельного налога составят, по нашей оценке, порядка 6 тысяч рублей в год. Кроме того, в большинстве случаев ни огородить, ни закрыть территорию для проезда, не представляется возможным. Так что при формировании участков возможны варианты, когда на них будут наложены публичные сервитуты, иначе Москва превратится в большое садовое товарищество. Все эти сведения и расчеты мы предоставляем собственникам, чтобы они понимали возможные ограничения и расходы. И они на общем собрании должны будут выбрать один из двух вариантов. Правда, выделить участок больше, чем заложено действующими нормативами, мы не можем», - рассказал Владимир Ефимов. По его словам, на сегодняшний день разработаны проекты межевания 1095 из 2840 городских кварталов. Сейчас в работе - 440 кварталов. Все остальные работы будут завершены до конца 2013 года.

Участники встречи задали руководителю Департамента земельных ресурсов большое количество вопросов, как частных, связанных с проблемами конкретного ТСЖ, так и общих, касающихся принципов межевания и предоставления земельных участков. По словам Владимира Ефимова, состоявшийся диалог для Департамента очень важен.

В свою очередь председатель комиссии МГД по государственной собственности и землепользованию Олег Бочаров (фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ») отметил, что такой формат обсуждения был предложен впервые. «Я не помню, чтобы министр пришел, и сказал: я готов дать преференцию гражданам, пусть они решат, как им будет удобно», - заявил депутат, и предложил проводить подобные встречи регулярно. Кроме того, он призвал всех участников обсуждения присылать свои вопросы и предложения. И подчеркнул, что если будет выявлено несовершенство действующего законодательства, профильная комиссия Мосгордумы будет готовить соответствующие поправки.

«Весь имеющийся опыт надо обобщать. Это очень важно и полезно. Мы рассчитываем, что наш круглый стол станет постоянно действующим общественным советом, который будет корректировать ход земельной реформы», - отметил Олег Бочаров

Как оформить придомовую территорию в общую собственность

Советы составлены применительно к Москве, но полезны всем.
Согласно новому Жилищному кодексу, придомовая территория относится к общедомовой собственности. И от того, на кого оформлена земля, зависит многое: должен ли собственник квартиры платить земельный налог, кто принимает решения о благоустройстве придомовой территории. От решения оформлять или не оформлять землю зависит, что вы будете лицезреть из окон своего жилища: благоустроенный зеленый двор с детской площадкой или несанкционированные свалки и автомобильные стоянки.
Нельзя оставить без внимания еще и статью 7.1. Кодекса об административных правонарушениях, согласно которой использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ. Чиновник же у нас всегда прав. Конечно, мы можем чиновнику объяснять, что согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-Е3) и Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), «если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер».
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ». Длительное время власти не охотно шли на оформление земельных участков в собственность, и сама эта тема долгое время находилось под запретом, однако с приятием указанных актов ситуация в значительной мере изменилась.

Законодательная база

Прежде, чем приступить к раскрытию этого вопроса – назовем основные правовые акты федерального уровня.
Чтобы каждый собственник помещения в многоквартирном доме имел представление о порядке оформления права общей долевой собственности на земельный участок под его многоквартирным домом, постараемся построить настоящую статью с пояснениями каждого шага действий на пути оформления участка земли в собственность. Но, прежде назовем отправные точки – федеральные нормативные правовые акты, в которых тем или иным способом прописаны права собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок под домом и прилегающую к нему территорию:
- Статья 36 Земельного кодекса Российской Федерации;
- Статьи 36, 37, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации;
- Статья 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»;
- Статья 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»;
- Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 14.02.2007 № 29 «Об утверждении инструкции об особенностях внесения записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним при государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, являющиеся общим имуществом в многоквартирном доме, предоставления информации о зарегистрированных правах общей долевой собственности на такие объекты недвижимого имущества».
На основании этих нормативных правовых актов субъекты федерации принимают свои законы и постановления с учетом специфики их регионов.
На основе анализа указанных нормативных правовых актов следует выделить следующие шаги оформления прав на участок.

Шаг I. Проведение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Необходимость этого шага прописана в п. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации». Порядок проведения общего собрания собственников помещений установлен ст.ст. 45 - 48 ЖК РФ. В соответствии с указанной нормой инициировать проведение общего собрания вправе любой из собственников помещений в доме. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов. Решения общего собрания принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании. Общее собрание собственников помещений в доме по указанному выше вопросу должно также уполномочить лицо на обращение в соответствующие органы власти с заявлением о формировании участка и приобретении прав на него. Общее собрание должно обсудить и принять определенное решение, по результату собрания должен быть составлен протокол, принято решение. К качестве хорошего методического пособия с полным комплектом образцов документов по организации общего собрания, его проведению составлению протокола может служить с некоторыми оговорками, а скорее поправками Постановление Правительства Москвы 3 июля 2007 г. N 569-ПП «Об утверждении состава документов для принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решений о формировании земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома». В указанном выше Постановлении Правительства Москвы приводятся перечень необходимых документов и образцы документов в случае проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в очной форме:


- Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Лист регистрации собственников помещений или их представителей, принявших участие в общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном законом порядке;
- Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка;
- Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка.
Там же приведен перечень и образцы необходимых документов для проведения собрания в форме заочного голосования:
- Заявление уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица о формировании земельного участка;
- Схема распределения долей собственников помещений в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
- Копии уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Лист регистрации вручения уведомлений о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Доверенности представителей собственников помещений, оформленные в установленном порядке;
- Письменные решения собственников помещений в многоквартирном доме при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования;
- Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка в форме заочного голосования.
Хочется обратить особое внимание на текст самого Заявления уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица о формировании земельного участка. «В целях реализации решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: _______ от _________(дата), в соответствии с Жилищным и Земельным кодексами Российской Федерации, постановлением Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" прошу сформировать земельный участок, на котором расположен указанный дом, для предоставления в общую долевую собственностью собственников помещений в многоквартирном доме». Хочется порекомендовать собственникам более внимательно отнестись к выделенной фразе и сравнить ее с текстом в части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса РФ, касающегося описания общедомовой собственности - земельного участка. В этой статье говорится более шире: «земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке». По этому поводу на заседании Московского правительства возникла целая полемика. Одни предлагали ограничить участок стенами дома, другие дорезать к участку еще один метр от дома.
Руководитель земельного ведомства столицы В.Дамурчиев пояснил, что его департамент столкнулся с завышенными претензиями некоторых ТСЖ, представляющих интересы собственников жилья многоквартирных домов, по выделению земельных участков под их домами. "Если мы, межуя участок, будем оформлять его всего в паре метров от отмостки, то мы рискуем нарушить закон. А если мы будем оформлять землю в соответствии с современными нормами МГСН (Московские городские санитарно-технические нормы), то мы можем ущемить собственников жилья в соседних многоквартирных домах", - подчеркнул он. В свою очередь главный архитектор столицы Александр Кузьмин полагает, что "в соответствие с градостроительными нормами совсем необязательно выделять большие участки под один дом". "Земельные участки под многоквартирными домами для оформления в собственность необходимо нарезать строго в соответствие с функциональными нуждами самого дома", - указал он на заседании правительства. По мнению главы Москомархитектуры, участки же большей площади, например, под детские или спортивные площадки, должны формироваться "путем объединения интересов жителей нескольких домов, так как они обеспечивают жизнедеятельность всего микрорайона". Пример этой полемики чиновников на заседании правительства хочется завершить ст. 12 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 г. № 48 «О землепользовании в городе Москве»: «Площадь земельного участка многоквартирного дома определяется в соответствии с нормативами, предусмотренными земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности».
Завершая описание первого шаг отмечу, что весьма положительным является то, что Постановлением Правительства Москвы предписано Префектурам административных округов города Москвы, Управам районов города Москвы совместно с Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы обеспечить оказание при необходимости содействия в проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах по вопросу формирования земельных участков. Кроме того, префектурам административных округов города Москвы предписано:
1. Создать комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах;
2. На основании запроса уполномоченного общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме лица выдавать выписку из протокола заседания комиссии по обеспечению реализации решений общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах о соответствии представленных документов по принятию общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о формировании земельного участка требованиям законодательства;
3. Не требовать представления других документов, кроме документов, указанных в приложении к постановлению.

Шаг II. Обращение с заявлением о передаче земельного участка под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников помещений в нем.

Необходимость этого шага исходит из требований п. 5, 6 ст. 36 Земельного Кодекса РФ. Обозначенная норма права подлежит применению в связи с тем, что порядок предоставления земельных участков под многоквартирным домом в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц – собственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке, который установлен п. 5, 6 ст. 36 ЗК РФ.
На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в землеустроительную организацию за проведением землеустроительных работ;
В каждом субъекте федерации, назначены уполномоченные органы на прием заявлений о приобретении права собственности на земельный участок. Согласно Постановлению Правительства Москвы от 27.06.2006 № 431-ПП «О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность» в Москве уполномоченным на прием заявлений о приобретении права собственности на земельный участок органом власти в г. Москве является Департамент земельных ресурсов. Как правило, в департаментах земельных ресурсов имеются свои информационные сайты, информационные стенды с образцами документов.

Шаг III. Обращение с заявлением о формировании участка.

Избранное Общим собранием собственников помещений уполномоченное лицо должно обратиться в орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Такое требование содержит п. 3 ст. 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ».
Статьей 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» определен порядок перехода земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В ней сказано:
«1. В существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
3. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом».
На основании проведенных землеустроительных работ орган местного самоуправления распорядительным актом (постановлением, распоряжением) утверждает проект границ данного земельного участка.
В качестве примера добавим, что на основании уже упомянутого ППМ № 431-ПП от 27.06.2006 г. таким уполномоченным органом власти в городе Москве также является Департамент земельных ресурсов.

Шаг IV. Формирование земельного участка.

Требованиями федерального законодательства (п. 4 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ») формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Хочется привести выдержки из любопытного документа, утвержденного Приказом № 123/1 от 29.09.2006 года Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области.
«Методические рекомендации для органов местного самоуправления по формированию земельных участков под многоквартирными домами.
2. Общие положения
2.1. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до 1 марта 2005 года, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
2.2. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в порядке и на условиях, которые установлены гражданским и жилищным законодательством. Для передачи такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме не требуется издание специального распорядительного акта органов местного самоуправления. (Примечание автора: В некоторых иных субъектах федерации требуется издание распорядительного акта).
2.5. Состав общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме».
2.6. Границы земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества устанавливаются по красным линиям, границам смежных земельных участков (при их наличии) и проездов, естественным границам, границам отвода магистральных инженерно - транспортных коммуникаций, если градостроительными требованиями не установлено иное.
2.7. В границы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества, подъезды и проходы к ним, а также обеспечивается доступ ко всем объектам социальной инженерно - транспортной инфраструктуры.
2.8. При установлении границ должно быть предусмотрено обеспечение прав других лиц на пользование необходимыми для них объектами в границах земельного участка: частями подземного и надземного пространства, занятыми или предназначенными для размещения магистральных инженерных коммуникаций, пешеходными проходами и проездами к объектам, расположенным за пределами участка, если иной доступ к ним невозможен, а также к необходимым объектам общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами и правилами землепользования и застройки, действовавшими в период строительства.
2.9. Территория общего пользования (основные проезды, детские, физкультурные и спортивные площадки и сооружения, массивы зеленых насаждений, иные объекты общего пользования) в границах квартала, микрорайона или другого элемента планировочной структуры подлежит передаче в собственность или аренду соб­ственникам помещений в многоквартирном доме только при условии установления соответствующих ограничений и сервитутов.
2.10. Границы обособленных земельных участков, в пределах которых расположены объекты недвижимого имущества, предназначенные для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения и водоотведения, а также границы зон действия публичных сервитутов в пределах жилых кварталов, микрорайонов для обеспечения беспрепятственного обслуживания указанного имущества устанавливаются органами местного самоуправления до 1 июля 2007 г.
2.11. Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность соб­ственникам помещений в многоквартирном доме бесплатно, определяется в зависимости от площади земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также с учетом прилегающих к ним территорий, необходимых для обеспечения их функционирования (обслуживания), с учетом соблюдения требований градостроительных нормативов, противопожарной безопасности, санитарных разрывов между зданиями и иных норм, обеспечивающих нормальные условия проживания в многоквартирном доме, обслуживания жилых зданий и другого имущества, а также доступ к этим объектам. При этом должны обеспечиваться нормальные условия проживания граждан на смежных земельных участках и права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов этих участков, а также владельцев расположенных на них зданий, строений и сооружений.
2.12. Расчет нормативных размеров земельных участков, на которых расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется по методике, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 26.08.1998 №59«Об утверждении методических указаний по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах».
2.13. Если фактическая площадь земельного участка в существующей застройке меньше нормативных размеров площади, бесплатно передаваемой в общую долевую собственность соб­ственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с действующим законодательством, и увеличение размеров земельного участка за счет смежных земельных участков не представляется возможным, то границы передаваемого земельного участка многоквартирного дома устанавливаются по фактически существующим границам.
2.14. Сверхнормативная территория может быть передана соб­ственникам помещений в многоквартирном доме в собственность (за плату), аренду или безвозмездное пользование только при условии, что она в соответствии с утвержденной градостроительной и землеустроительной документацией не может быть использована в качестве самостоятельного объекта.
2.15. Разделение земельного участка, предоставленного в пользование нескольким многоквартирным домам, на несколько земельных участков осуществля­ется при совместном обращении в орган местного самоуправления полномочных представителей собственников помещений данных домов, желающих произвести размежевание данного участка с предоставлением проекта размежевания, выпол­ненного организацией, имеющей право выполнять данные работы».
Приведенные выше фрагменты ценны тем, что они показывают позицию властей региона действовать строго в рамках действующего законодательства и тем, что в документе даны конкретные ссылки на нормативные акты по установлению границ земельных участком под многоквартирными домами.
Что касается земельных участков в Москве, то тут ответственным за формированием участка является Департамент земельных ресурсов (ДЗР). Пунктом 11 Приложения № 1 Постановления Правительства Москвы № 431-ПП установлены некоторые особенности формирования земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома.
Согласно п. 11.2, п. 11.3 указанного Приложения к Постановлению Правительства Москвы при формировании земельного участка ДЗР заказывает разработку заключения о градостроительных регламентах земельного участка и проект межевания территории в Комитете по архитектуре и градостроительству города Москвы.
ДЗР утверждает проект границ сформированного земельного участка на основании проекта межевания территории; обеспечивает изготовление за счет заявителя технического отчета об инженерно-геодезических изысканиях, установлении и закреплении границ земельного участка с определением площади (при отсутствии сведений об инженерно-геодезических изысканиях); обеспечивает постановку земельного участка на кадастровый учет и изготовление кадастрового плана земельного участка.
Проект межевания территории необходим для установления размера и границ земельного участка (п. 3 ст. 12 Закона г. Москвы «О землепользовании и застройке в г. Москве»). При этом, проект межевания территории разрабатывается за счет средств бюджета города Москвы в рамках реализации программ по проведению земельной реформы или иных средств.
Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектов межевания на территории г. Москвы регламентирован Приложением № 4 к постановлению Правительства Москвы от 29.11.2005 № 941-ПП.
После подготовки проекта межевания квартала и его утверждения в установленном порядке, уполномоченное лицо обращается в органы Роснедвижимости для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Принятие решения о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность
Следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» сформированный и прошедший кадастровый учет земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, то есть, общая долевая собственность у собственников помещений дома возникает в силу закона.
Некоторые регионы своими нормативными документами (например, Ростовская область) не требуют для передачи земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме издания специального распорядительного акта органов местного самоуправления.
В Москве, например, Департамент земельных ресурсов осуществляет подготовку решения о безвозмездном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в нем.
Решение о предоставлении земельного участка в г. Москве принимается Правительством Москвы или префектами административных округов (п. 8 ППМ № 431-ПП).
Так, согласно п. 5, п. 6 ППМ № 431-ПП префекты административных округов города Москвы принимают решения о безвозмездной передаче земельных участков в собственность на территории административных округов, за исключением территорий, относящихся к природному комплексу города Москвы, на основании заявлений:
- граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся здания, строения, сооружения, общая площадь которых не превышает 3 тысяч квадратных метров;
- граждан или юридических лиц, в частной собственности которых находятся части нежилого здания (помещения в нем), расположенного на неделимом земельном участке, если общая площадь такого здания не превышает 3 тысяч квадратных метров и все помещения в здании находятся в частной собственности;
- граждан, обладающих земельным участком на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В остальных случаях решения принимаются Правительством Москвы.

Шаг VI. Возникновение права общей долевой собственности на участок.

В соответствии с п. 5 ст. 16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» с момента проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Повторимся и напомним, что согласно разъяснениям Минюста России (письмо от 21 апреля 2006 года № 04/3201-Е3) и Минфина России (письмо от 17 мая 2006 года № 03-06-02-02/65), что «если права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (пункт 2 статьи 8, статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер, а в случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом не с момента государственной регистрации (например, пункт 5 статьи 16 Федерального закона «О введение в действие Жилищного Кодекса РФ»), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер».

Шаг VII. Государственная регистрация права общей долевой собственности.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Но, во избежание государственной регистрации прав иных лиц на земельный участок, перешедший в общую долевую собственность собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме уполномоченному лицу необходимо обратиться в Управление Федеральной регистрационной службы для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок.
Целесообразно внести запись о возникшем в силу закона праве в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), что отвечает требованиям п. 1 ст. 2 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Для государственной регистрации прав собственников помещений в многоквартирном доме на общее имущество этого дома необходимы следующие документы:
- заявление о государственной регистрации права общей долевой собственности (на каждый объект общего недвижимого имущества). (Заявление может быть подано уполномоченным общим собранием собственников лицом или представителем ТСЖ);
- документ, подтверждающий полномочия представителя собственников;
- документ об оплате государственной пошлины;
- сведения о собственниках и принадлежащих им помещениях;
- право устанавливающие документы на общее недвижимое имущество;
- технический паспорт дома.

ВАЖНО: ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК КАК ПРИДОМОВАЯ ТЕРРИТОРИЯ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА.

1. Уважаемые жильцы – собственники помещений (квартира, комната). Вам, на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество, включая земельный участок с элементами озеленения и благоустройства. Собственники помещения владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом (часть 1 и часть 2 статьи 36 ЖК РФ).

2.3емельный участок, если он образован и поставлен на государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность (часть 2 ст. 16 Закона «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 № 189 – ФЗ).

З.Государственная регистрация права собственности на помещение (квартиру, комнату) является одновременно государственной регистрацией права на общее имущество, куда входит земельный участок (ст.23 ФЗ «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ч.1 ст.36 ЖК РФ). Это право возникает в силу закона, а не после госрегистрации, как на приватизацию квартиры. Госрегистрация права на земельный участок носит заявительный принцип и не является обязательной, так как общее имущество уже учтено в соответствующих документах и принадлежит собственникам на праве общей долевой собственности. Это подтверждается и письмом Минфина РФ от 17.05.2006 № 03-06-02-02/65, а также письмом Минэкономразвития РФ и Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости от 13.09.2007 № ВС/1435.

4.Ранее учтенными земельными участками считаются все фактически занимаемые земельные участки, учтенные в установленном порядке до вступления в силу Федерального Закона «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 № 28-ФЗ. Это положение закреплено и в ст.45 «Ранее учтенные объекты недвижимости» Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221 – ФЗ, вступившего в силу 1 марта 2008.

5.Согласно «Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденным Министерством коммунального хозяйства РСФСР от 13.12.1968 г., в состав технической документации на объекты ЖКХ входил техпаспорт на объект и земельный участок, включая его описание. Это положение сохранено и в Постановление

Правительства РФ от 27.09.2003 г. Оплата уборки придомовой-территории рассчитывается из площади, указанной в технических паспортах ПИБ (БТИ), находящихся в Жилкомсервисах или в ГУ ЖА районов Санкт-Петербурга.

6.В России государственный кадастр был введен постановлением СМ РСФСР от 10 августа 1977 г. № 417. Данное постановление отменено в 1997 г. в связи с введением нового кадастра, учитывающего стоимость земли. Следовательно, все земельные участки проходили кадастровый учет и являются ранее учтенными.

7. Повторное межевание без признания первичного землеотвода под строительство ошибочным, либо умышленным нарушением действовавших на то время правоустанавливающих документов и норм считается противоправным деянием. Часть 4 ст.43 Градостроительного Кодекса РФ и Постановление Правительства РФ от 26.09.1997 № 1223 закрепляют положение о том, что действующие границы земельного участка пересмотру не подлежат.

8.Межевание земельного участка по обрезу фундамента также является противоправным деянием, так как резко уменьшает размер земельного участка. Административная ответственность за земельные правонарушения определена ст. 74 ЗК РФ, а уголовная ответственность по ст. 170 УК РФ наступает за нарушение размера земельного участка, как объекта собственности и уменьшения размера налоговых платежей в бюджет.

Первое

Что я сделала, это выяснила, что по Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) в моем городе минимальная площадь вновь образованных участков – 6 соток, значит, я могу претендовать на покупку участка 2.4 сотки без торгов, так как площадь меньше норматива.

Второе

Надо было выяснить свободна ли эта земля и не находится ли она в аренде или в общем пользовании, а также в какой зоне использования по ПЗЗ находится этот свободный участок. Для этого я написала заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне Выписку из ПЗЗ на конкретный участок 10 соток с определенным кадастровым номером и прилегающий к нему участок. К заявлению я приложила распечатку с Публичной карты Росреестра со своими рисунками. Каждый должен уметь работать с Публичной кадастровой картой. Ровно через 30 дней я получила официальный ответ со схемами, из которого я поняла, что земля, на которую я претендую абсолютно свободна и можно начинать процедуру оформления.

Третье

Я заказала у кадастрового инженера Схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, за две тысячи рублей в течение трех дней Схема была готова. Дело в том, что к заявлению о присоединении участка должна прилагаться только Схема установленного образца и никакая друга не принимается во внимание.

Четвертое

Вот только теперь я подала заявление в Администрацию с просьбой о присоединении земельного участка к моему собственному, путем перераспределения из муниципальной площади с приложением на старый участок и Схемой на новый участок. Можно было, конечно сразу же подать заявление в Администрацию, а потом ждать согласия или отказа, но я решила сначала выяснить, что присоединяемый участок подходит для этой цели, а потом начать процедуру оформления в собственность , чтобы быть уверенной в положительном результате.

Пятое

Через 30 дней меня пригласили на подписание Протокола земельной комиссии, из которого я узнала о положительном решении вопроса. Я подписала Протокол, только после этого мне выдали Постановление об утверждении Схемы присоединяемого участка и только потом, на основании этого Постановления кадастровый инженер провел геодезическую съемку и подготовку не на маленький участок 2.4 сотки, а на весь будущий большой участок 12.4 сотки. Прошло еще 45 дней.

Шестое

Я подала новое повторное заявление в местную Администрацию с просьбой предоставить мне в собственность участок 2.4 сотки путем перераспределения земли из муниципальной собственности за плату по полной кадастровой стоимости, то есть 55 000 рублей на тот момент за 1 сотку. Уже к этому заявлению я приложила все новые документы, Протокол, кадастровый паспорт на вновь образованный участок 12.4 сотки.

Седьмое

Через 30 дней мне позвонили из Администрации и предложили подписать Соглашение о присоединении участка путем перераспределения муниципальной земли, и оплатить стоимость, выкупаемого участка, в течение 10 дней после подписания Соглашения.

Восьмое

Подача документов на регистрацию права собственности на новый участок 12.4 сотки в Росреестр. Сначала я написала заявление об аннулировании старого участка, и тут же новое заявление на на новый участок 12.4 сотки. Через 30 дней я получила новое Свидетельство о регистрации права собственности на новый участок. Госпошлина составила 2000 рублей, а не 350 как на участок без строения, так как на этом участке уже увеличенном стоит жилой домик.

Вся процедура оформления заняла 9 месяцев, расходы всего вместе с выкупом получились 153 000 рублей, выкуп 137 000 рублей, а остальное побочные расходы на оформление, межевание, аренду. Вот еще есть нюанс, меня, можно сказать, заставили оплатить аренду за выкупаемый участок с 2009 года, так как именно столько я владею этим домом, Администрация посчитала, что я фактически пользовалась этим участком все это время. Так как аренда была недорогая, всего 7 800 рублей я не стала спорить, хотя до сих пор не могу понять насколько это правомочно это со стороны Администрации.

Я поделилась своим личным опытом, который будет полезен всем, желающим присоединить дополнительный земельный участок, а также , занимающимся оформительской деятельностью.

Здравствуйте.

Как предусмотрено в новой редакции
Земельного кодекса РФ:

Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов

2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства,
ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта,
садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским)
хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его
деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

В свою очередь в статье 39.18 прописывается:

«5. со дня опубликования извещения
заявления иных граждан , крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении
участвовать в аукционе не поступили
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом „О государственном кадастре недвижимости“, и направляет указанное решение заявителю».

Если Вы являетесь льготной категорией граждан (многодетные например), то

Земельным кодексом РФ предусмотрены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (с татья 39.5.зем. код. РФ)

Также субъектом могут быть предусмотрены иные случаи предоставления бесплатно.

Еще существует процедура перераспределения земельного участка в частной собственности и муниципальной земли на основании пункта 3 части 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ:

1. Перераспределение
земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или
муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной
собственности, допускается в следующих случаях:
3) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в
государственной или муниципальной собственности, и земельных участков,
находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного
подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства,
индивидуального жилищного строительства...

При условии, что площадь вновь сформированного участка не будет превышать максимальный размер земельного участка, установленный для этой территориальной зоны и вида использования. В границах населенных
пунктов размер устанавливается градостроительным регламентом в правилах
землепользования и застройки:

ст. 30 Градостроительного кодекса РФ
6. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов
капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей
территориальной зоны, указываются:
2)предельные (минимальные и (или)
максимальные) размеры земельных участков и
предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов
капитального строительства.

Для этого вам необходимо обратиться в администрацию с соответствующим заявлением.

В течение 30 дней уполномоченный орган принимает решение о перераспределении участков либо отказывает в этом.

При этом увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.согласно части 5 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ.

И третий вариант, если участок будет браться в аренду под сельскохозяйственной производство:

п.2 ст.39.3 Зем. кодеска РФ:

2.Без проведения торгов осуществляется продажа:

9)земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии надлежащего использования такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;

Т.е. заключаете договор аренды, а по истечении трех лет выкупаете.
ст. 39.4 зем. код. РФ:

2. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном:
3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
3. При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.

Ну и да: исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. Т.е. берете аренду, строитесь, а потом выкуп земли под постройкой. Но права на постройку надо зарегистрировать.

Но имейте ввиду, чтобы получить в аренду проходится таже процедура, что и по приобретению в собственность, предусмотренная статьей 39.18. зем. кодекса РФ, т.е. после подачи Вашего заявления о предоставлении земельного участка:

уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан , крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили , уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

надежда

я купила квартиру и земельный участок в деревне на расстоянии 1.95 метрах сделали переулок раньше на месте переулка был огород как присоединить эту землю к своему земельному участку у нас в подполе обвалилась завалинка из за того что близко дорога нету двух метров от фундамента до дороги


Всего ответов: 1

Можно и лучше Устраивает Нравится

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Земля, за счет которой осуществляется "прирезка", не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы "красных линий" – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне. Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.
Обратиться за оформлением "прирезки" может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах. Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Ответ юриста (Дежурный юрист)

2

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте, приобрести данный земельный участок Вы можете путем подачи в администрацию района заявления о перераспределении земельного участка в соответствии со ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган. В заявлении о перераспределении земельных участков указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, перераспределение которых планируется осуществить;
4) реквизиты утвержденного проекта межевания территории, если перераспределение земельных участков планируется осуществить в соответствии с данным проектом;
5) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о перераспределении земельных участков прилагаются:
1) копии правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельный участок, принадлежащий заявителю, в случае, если право собственности не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
2) схема расположения земельного участка в случае, если отсутствует проект межевания территории, в границах которой осуществляется перераспределение земельных участков;
3) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обращается представитель заявителя;
4) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо.
Лицо, по заявлению которого принято решение об утверждении схемы расположения земельного участка или которому направлено согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, обеспечивает выполнение кадастровых работ в целях государственного кадастрового учета земельных участков, которые образуются в результате перераспределения, и обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков.
В срок не более чем тридцать дней со дня представления в уполномоченный орган кадастрового паспорта земельного участка или земельных участков, образуемых в результате перераспределения, уполномоченный орган направляет подписанные экземпляры проекта соглашения о перераспределении земельных участков заявителю для подписания. Заявитель обязан подписать это соглашение не позднее чем в течение тридцати дней со дня его получения.

Фатима

Здравствуйте! Рядом с нашим участком есть кусочек земли, которым пользовались бабушки просто так без оформления, наверное как самозахват. И все время передавали, как бы по наследству своим соседям или продавали за какую то цену.А сейчас умерла последняя хозяйка и земля пустует, зарастает сорняками 3-4 сотки. Этот участок продать официально наверное невозможно, потому что там нет места, чтобы поставить какую то постройку.Вот хотели бы официально присоединить к своему участку. Как это можно сделать?


Всего ответов: 2

Ответ юриста (Саенко Иван Алексеевич)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! Если участок не был оформлен, он находится в собственности муниципалитета. Обратитесь в Администрацию с письменным заявлением, подробно описав ситуацию, укажите Ваше желание приобрести участок. Если Администрация одобрит - Вы сумеете оформить участок на себя, также Вам могут предложить арендовать этот участок. Обращение должно быть письменным, и в течение 30 дней Вам обязаны предоставить ответ.

Ответ юриста (Малхасян Воскан Фрунзикович)

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте! В соответствии со статьёй 23 Гражданского кодекса Российской Федерации:
1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.
Для того, чтобы оформить в собственность дом с земельным участком по приобретательной давности, нужно будет подтвердить то, что Вы им действительно владели. Оплачивали коммунальные услуги, поддерживали уход за домом и земельным участком.

Для того,чтобы узнать есть ли собственник у этого имущества, закажите выписку из ЕГРП.

Ольга

Добрый вечер!Хотим присоединить участок 4 сотки к своему огороду.Земля не имеет кадастрового номера,мы проверяли в сельсовете(т.е нет владельца)Нам посоветовали обратится в кадастровую палату и получить разрешение на выезд геодезистов.Кадастровая палата за разрешение и сбор пакета документов берёт 10 000+геодезисты 10 000.Так же за оценку земли нужно заплатить 10 % от её кадастровой стоимости сельсовету и конечное оформление бумаг ещё 10 000.Это порядка 40 000.Есть ли такой закон где можно взять землю.как бесплатный надел?По крайней мере не платить 10 % сельсовету.Мы являемся жителями деревни и малоимущей семьёй и фактически покупаем эту землю,а не получаем её .Почему такие адские цены в кадастровой палате?


Всего ответов: 1

Ответ юриста (Эркюль Пуаро)

2

Можно и лучше Устраивает Нравится

Здравствуйте, Ольга! Чтоб попробовать оформить землю бесплатно, обратитесь с заявление на главу Администрации вашего города, приложите документы, которые подтверждают, что Вы являетесь малоимущей семьей, может быть Вам одобрят бесплатно присоединить эту землю.

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет "добавить" к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). "Для расчета итоговой цены "прирезаемого" земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за "прирезку", который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости"
Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел "Сервисы" (подраздел "Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online") и поискать кадастровую стоимость там. Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости). Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб. (платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб. Нравится

Здравствуйте, Евгений! Вам следует сначала обратиться в администрацию Вашего города и узнать, что эта за земля, свободна она или нет. После этого уже обращаться в отдел градостроительства и архитектуры либо землепользования с просьбой предоставить Вам его по договору аренды, либо по выкупы земли, если такое возможно.

Прирезка участка земли представляет собой процедуру увеличения границ имеющегося объекта при помощи самовольного приобщения к нему наделов, находящихся в непосредственной близости. Ввиду возрастания землевладений, приобщенных самовольным путем, правительством было решено регламентировать и упорядочить указанную процедуру.

Чтобы упорядочить процесс прирезки земель, Правительство РФ внесло в земельное законодательство ряд поправок, вступивших в законную силу 01 марта 2015 года. В итоге Земельный кодекс РФ был дополнен главой, контролирующей процесс прирезки земли, называемой перераспределением, и дающей возможность узаконения наделов, занятых самовольным путем. В силу сказанного, под перераспределением землевладений понимается прирезка участка законным способом.

Производя прирезку земли к наделу соблюдайте следующую последовательность:

  • напишите заявление. Эта бумага формирует основание для осуществления прирезки земли и оформления договора по перераспределению наделов. Согласно пункту 2 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ заявление подразумевает наличие:
    • паспортных данных (серия и номер, прописка, ФИО) для физических лиц и наименование, ИНН, ОГРН для юридических лиц;
    • уникальных номеров землевладений, принимающих участие в процедуре прирезки;
    • почтового или электронного адреса для того, чтобы с вами могли связаться;
  • подготовьте требуемый пакет документации;
  • на основании пункта 5 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ, представьте заявление и комплект документов уполномоченному органу. Подача бумаг возможна как на бумажном носителе, так и в электронном виде;
  • заявление будет рассмотрено в десятидневный срок после его предъявления. При наличии в документе ошибок либо обнаружении несоответствия положениям земельного законодательства, компетентный орган его вернет;
  • в течение тридцати дней с момента представления бумаг, уполномоченным органом принимается решение, и исполняется один из возможных вариантов:
    • вынесение решения, утверждающего схему размещения землевладения и направление итогов заявителю;
    • направление заявителю документа, выражающего одобрение на заключение договора в отношении прирезки участка, исходя из действующего проекта межевания землевладений;
    • отказ в оформлении договора прирезки участка (при наличии оснований, указанных в Земельном кодексе РФ);
    • если ваша просьба будет удовлетворена, уполномоченным органом обеспечивается процесс кадастровых работ для учета государством землевладений, образованных в итоге прирезки. В этих целях подайте надлежащее заявление и заранее позаботьтесь о наличии кадастрового паспорта на землю для кадастровой службы;
  • в месячный срок после предъявления обращения, кадастровый орган подготовит договор в отношении процедуры прирезки надела и направит его вам на подписание. Помните, что сделать это необходимо в месячный период после получения документа;
  • после того, как бумаги подписаны, обратитесь в Росреестр для регистрации права собственности на образованный земельный участок. Регистрация при этом происходит так же, как при покупке земли или получении ее в дар.

Документы для прирезки земельного участка

Комплект необходимой документации включает:

  • копии правоустанавливающих или правоподтверждающих документов на ваш земельный участок. Подача их необходима тогда, когда право собственности на землевладение не регистрировалось в органах Росреестра;
  • подлинник и копию нотариально удостоверенной доверенности, если вы представляете интересы другого лица;
  • перевод документа, подлинность которого засвидетельствована нотариусом, о регистрации организации, если заявитель — иностранное юридическое лицо.

Каждая конкретная ситуация является уникальной, поэтому компетентные органы могут потребовать и другую документацию, так как вышеуказанный перечень считается лишь основным.

Приблизительно через месяц после направления заявления и комплекта документации, кадастровой палатой выносится соответствующий акт о разрешении либо отказе в процедуре перераспределения.

Сроки рассмотрения заявления о перераспределении земельных участков

На рассмотрение заявление по перераспределению земель законодателем отведен тридцатидневный срок.

В течение указанного времени администрацией исполняются такие мероприятия:

  • рассмотрение заявления и принятие решения по утверждению плана размещения землевладения;
  • направление решения в отношении утверждения плана с ее предоставлением обратившемуся;
  • направление согласия на оформление договора по перераспределению наделов, с учетом утвержденного межевого плана объекта.

Сколько можно прирезать земли к своему участку

Разрешайте вопрос в отношении прирезки к землевладению только тогда, когда ваше право собственности на землю зарегистрировано и участок подвергался межеванию, а значит он характеризуется четкими границами, площадью и поставлен на кадастровый учет. Имейте в виду, что созданный путем прирезки надел должен находиться в границах конкретного поселения и не относиться к территории общего пользования. Также он не должен выходить за красную линию (границу застройки), которая устанавливает пределы разнообразных линейных объектов.

Прибавить к имеющемуся землевладению неограниченную площадь возможно не в каждом случае. Так как это довольно важно при возникновении необходимости осуществить прирезку, этот момент стоит рассмотреть более детально.

Разрешение вопроса происходит быстро в случаях, если площадь увеличивается не более, чем на 10 процентов от зарегистрированной государственным кадастром, однако узаконить участки, относящиеся к лесному фонду или береговой полосе, сегодня не представляется возможным.

Размеры земельных наделов регулируются специальными нормативами, которые определяются правилами застройки и землепользования на муниципальном уровне. Ими устанавливается минимальный и максимальный размер землевладения, отведенного под индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, дачное хозяйство или строительство, разведение садов или содержание огородов, в том числе и для наделов, которые будут прирезаны.

Согласно пункту 1 статьи 39.28 Земельного кодекса РФ, площадь полученного участка с учетом прирезки должна находиться в установленных пределах.

Если допустимый размер надела превышается, неизбежно разрешение ситуации в отношении образования нового объекта либо объектов в установленных законодательством габаритах, и их последующий выкуп. Стоимость будет не очень высока, но аналогична кадастровой оценке, определенной в пределах конкретной территории.

Допустимые размеры земельных участков в соответствии с видами разрешенного использования фиксируются в принимаемых населенными пунктами Правилах землеустройства и застройки. Для этого воспользуйтесь официальным сайтом администрации вашего населенного пункта или лично явитесь в комитет по земельным ресурсам либо отдел землепользования местной администрации.

Перед тем, как приступить к разрешению вопроса о прибавлении земли к собственному наделу, удостоверьтесь, что прирезаемая земля входит в такую же территориальную зону, как и принадлежащий вам объект. Карты-схемы Правил землеустройства и застройки отображают границы каждой зоны различным цветом.

Если же земельный участок, который необходимо прирезать, относится к территориальной функциональной зоне, к примеру, общественно-деловой или прочей, вместо необходимой для ИЖС или, например, садоводства, такая процедура не представляется возможной. Допускается подобное только в случаях, если изменяется генеральный план населенного пункта и его Правила, путем внесения требуемых изменений, а это частным владельцам нецелесообразно и поэтому практически недоступно.

Если в конкретном населенном пункте Правила еще не приняли, допустимые параметры различных земельных участков утверждают путем вынесения самостоятельных решений местными депутатами либо вопрос контролируется законодательством регионального уровня.

Отказ в оформлении прирезки к земельному участку

Для отрицательного решения по просьбе о прирезке земли существует больше десятка оснований. По этой причине заранее проконсультируйтесь с квалифицированными специалистами и уточните, каковы шансы на удовлетворение обращения об узаконении процедуры перераспределения участков.

В качестве причин для отказа в оформлении договора по перераспределению землевладений могут выступать следующие:

  • предоставленное заявление не соответствует предусмотренным обстоятельствам перераспределения земель, установленным положениями российского законодательства;
  • отсутствует письменное одобрение процедуры прирезки надела, выраженное третьими лицами, в обременении которых находится землевладение (например, если имущество выступает предметом залога по кредитным обязательствам и требует согласия финансовой организации);
  • на участке, который нужно прирезать, возведены постройки и сооружения, объекты незавершенного строительства, собственниками которых являются муниципальные или государственные органы, а также физические лица и организации;
  • надел, который необходимо прирезать, входит в число земель, изъятых из оборота либо их оборот ограничен;
  • прирезаемая земля причислена к участкам, которые зарезервированы под государственные и муниципальные нужды;
  • в отношении прирезаемой земли вынесено решение о проведении торгов с размещением результатов, а также ее предоставление согласовано, и обозначенный в документах период времени еще не окончен;
  • в отношении, надела, который необходимо прирезать, уже было направлено обращение с просьбой предварительного согласования его предоставления, однако итоги рассмотрения еще не подведены, и согласование и утверждение схемы размещения не произошло, равно как и отказ в заявленной просьбе;
  • габариты прирезаемой земли увеличат размер создаваемого при обобщении с основным участком, который более чем на десять процентов превышает допустимые параметры максимальных площадей землевладений;
  • надел, который нужно прирезать, нельзя называть добавочным, и он должен быть оформлен как самостоятельный объект;
  • необходимо уточнение границ основной земли, к которому нужно прирезать участок (имеется в виду, что основной надел не подвергался процедуре межевания);
  • схема размещения землевладения характеризуется следующим:
  • не отвечает предписаниям относительно надлежащей формы или подготовки;
  • полностью или в части совпадает с расположением планируемого землевладения с расположением основной земли;
  • допущена существенная ошибка при оформлении схемы;
  • расходится с имеющимся проектом по планированию территорий, документами по землеустройству, положениями, разработанными в отношении особо охраняемых природных территорий;
  • отлична от границ определенной местности, которая имеет проект по межеванию территории.

Отказ в прирезке государственных и муниципальных земель в связи с отсутствием информации о прибавляемой земле в ГКН о размещении границ землевладения законодательством не предусматривается. Однако в подобной ситуации в первую очередь начните с проведения кадастровых работ и обратитесь в компетентные органы для постановки прирезаемого участка на кадастровый учет, ведь только после этого присоединение становится возможным.

Помните, что если по результатам поданного заявления вы получили отказ, в нем должны быть четко изложены обоснованные причины на его вынесение.

Сколько стоит оформить прирезку земли

Прирезка, выкупаемая у муниципальных властей, оценивается исходя из того, какова кадастровая оценка землевладения, и равна 15% от ее размера, в тех случаях, когда надел причислен к федеральной собственности и прирезаемая площадь составляет не более, чем установлено конкретными нормативами о максимальном пределе, а если площадь превышается больше, чем на 10% от максимально допустимого размера, сумма оплаты вычисляется согласно полной кадастровой оценке, в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1308 от 03 декабря 2014 года.

Для территорий, которые являются областными владениями либо неразграниченными землями государственной собственности, сумма определяется муниципальными органами, в зависимости от местоположения, однако обычно она аналогична оценке землевладений, находящихся в федеральной собственности, и составляет 15% от оценки по кадастру (если объект соответствует предписаниям о допустимых пределах размера земель).

Если данные о площади землевладения известны, размер будущих затрат рассчитать несложно. Информация о стоимости по кадастру содержится в кадастровом паспорте недвижимости. Если его на руках нет, воспользуйтесь публичной кадастровой картой на сайте Росреестра или посетите местную администрацию.

Произведение расчета за осуществление прирезки к землевладению в рассрочку либо с предоставлением отсрочки не допускается. При этом помните, что расходы по исполнению указанной процедуры существенно уступают рыночной цене продаваемых наделов, соразмерных по площади.

Загрузка...