musings.ru

Земли, принадлежащие государству. Право государственной собственности на землю Право государственной собственности землю российской федерации

Вопрос 22. Основные черты (признаки) права собственности на земельные участки.

Вопрос 21. Понятие и формы права собственности на земельные участки по законодательству РФ.

Вопрос 23. Субъекты, объекты, содержание права государственной и муниципальной собственности на землю.

Государственная собственность: федеральная собственность, собственность субъектов РФ. Особенность субъектов государственной собственности в том, что они обладают правом территориального верховенства. От имени РФ правомочия собственника осуществляют: Правительство РФ, которое свои полномочия может передавать иным федеральным органам власти или юридическим лицам. Основным таким органом является ФА по управлению государственным имуществом. В отношении региональных земель полномочные органы устанавливаются субъектами РФ.

Основаниями возникновения государственной собственности являются: прямое указание Федерального закона, основания, предусмотренные гражданским законодательством (например, сделки), разграничение государственной собственности на землю. Основанием возникновения права собственности на землю городов Москвы и Санкт-Петербурга является добровольный отказ на право собственности на соответствующий земельный участок. С момента государственной регистрации прекращения права собственности на такой земельный участок, возникает право собственности Москвы или Санкт-Петербурга, если законами этих субъектов РФ не установлено, что возникает собственность муниципальных образований.

В соответствии с ГК, в государственной собственности находятся все земли за исключением земель, находящихся в муниципальной или частной собственности (презумпция государственной собственности на землю). Порядок разграничения государственной собственности на землю определяется Земельным кодексом, законом «О введении в действие Земельного кодекса», закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

К государственной собственности относится:

1. Земельные участки, на которых находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие РФ или субъектам РФ;

2. Земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ или субъектов РФ, их территориальным органам, казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям, а так же некоммерческим организациям, созданным РФ или субъектами РФ;

3. Иные земли и земельные участки, предусмотренных федеральными законами;

4. Федеральная собственность возникает в отношении земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования, праве безвозмездного срочного пользования, аренды государственным академиям наук, созданным или подведомственным государственным АН организациям.



До разграничения государственной собственности распоряжение такими участками осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов. Из этого правила есть следующие исключения:

1) Распоряжение земельными участками, расположенными на территории столиц или административно-территориальных центров субъектов РФ, осуществляют органы местного самоуправления, если законами данных субъектов РФ не установлено, что распоряжение осуществляет органы исполнительной власти субъектов РФ;

2) На территории Москвы и Санкт-Петербурга неразграниченными землями распоряжаются органы исполнительной власти Москвы или Санкт-Петербурга, но законами данных субъектов такое полномочие может быть передано внутригородским территориям Москвы или Санкт-Петербурга;

3) Исключение из общего правила могут быть установлены законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.

Постановлением Правительства от 30 июня 2006 №404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации, необходимых для государственной регистрации права собственности при разграничении государственной собственности на землю.

Муниципальная собственность на землю является самостоятельной формой собственности. Становление муниципальной собственности идет очень сложно, но, возможно, реализация положений ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" будет способствовать этому процессу. Еще до принятия указанного федерального закона были осуществлены попытки формирования муниципальной собственности на землю в Новосибирской, Омской, Саратовской областях и других субъектах РФ.

Субъектами муниципальной собственности на землю являются: города, районы, поселки, сельские населенные пункты, волости, округа, уезды, префектуры.

В соответствии с п. 2 ст. 11 ЗК РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления. По-видимому, это положение ограничивает правило, содержащееся в ст. 125 ГК РФ, согласно которому в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, от их имени (по их специальному поручению) могут выступать государственные органы, а также юридические лица и граждане.

В основном в муниципальной собственности находятся земли в границах соответствующего муниципального образования, но не исключается и нахождение земельных участков за их чертой. Например, в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. В состав муниципальных могут входить земли жилой, производственной, общественной застройки, земли общего пользования и др.

Согласно ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Как уже отмечалось, установлен единый порядок разграничения государственной собственности на землю для выделения федеральных земель, земель субъектов Федерации и муниципальных образований (см. раздел "Государственная собственность на землю").

Внесение в перечень земельных участков, право собственности на которые возникает у муниципальных образований, производится на основании включения этих земельных участков в состав:

  • земель особо охраняемых природных территорий местного значения, земель водного фонда, занятых обособленными водными объектами, находящимися в муниципальной собственности;
  • земель сельскохозяйственного назначения; земель поселений; земель специального назначения; земель особо охраняемых территорий и их объектов; земель водного фонда, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, земельные участки под которыми подлежат отнесению к федеральной собственности или собственности субъектов; эти находящиеся в государственной собственности земельные участки предоставлены гражданину, коммерческой организации, органу местного самоуправления, а также муниципальному унитарному предприятию, муниципальному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органами местного самоуправления, за исключением земельных участков, отнесенных к федеральной собственности или собственности субъектов Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр местного значения;
  • земель запаса в границах муниципальных образований, если на них не располагается недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в государственной собственности.

Право муниципальной собственности на земельные участки в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге возникает при передаче земельных участков из собственности этих городов в муниципальную собственность в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

Вопрос 24. Частная собственность на земельные участки в Российской Федерации.

К 1999 г. только 6% земель в городах и поселках городского типа (из 7,5 млн га) было передано в собственность граждан и юридических лиц. Учитывая общую тенденцию земельного законодательства можно прогнозировать значительное увеличение этой собственности.

Субъектами права частной собственности на земельные участки являются граждане и юридические лица. Право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю закреплено в ч. 1 ст. 36 Конституции РФ в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина". Как известно, положения этой главы Конституции РФ не могут быть пересмотрены Федеральным собранием; для их пересмотра необходим созыв Конституционного собрания. Таким образом, установлена дополнительная гарантия обеспечения стабильности права частной собственности.

Чтобы быть собственниками земельных участков, граждане и юридические лица должны обладать право- и дееспособностью. В целом правоспособность и дееспособность граждан и юридических лиц определяются нормами гражданского законодательства, но иногда применяются и земельно-правовые нормы. Например, право на создание крестьянского (фермерского) хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеют дееспособные граждане России, достигшие 18-летнего возраста, имеющие опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию либо прошедшие специальную подготовку,

В Российской Федерации с 1993 г. существовала неопределенность в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства: в законодательстве не был четко решен вопрос о том, могут ли они приобретать и иметь земельные участки на праве собственности. Современное законодательство достаточно подробно регулирует этот вопрос.

Согласно п. 2 ст. 5 ЗК РФ права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами. Анализ действующего законодательства позволяет выделить несколько ограничений:

  • получить земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут исключительно граждане России (ст. 4 Закона РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве");
  • членом садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения может быть только российский гражданин; иностранные граждане и лица без гражданства становятся членами такого объединения, только если земельные участки предоставляются им на праве аренды и срочного пользования (ст. 18 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" 1);
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе РФ, и на иных особо установленных территориях РФ в соответствие с федеральными законами 2 ;
  • иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, находящихся на частных земельных участках, по общему правилу имеют, как и граждане России, преимущественное право покупки или аренды земельного участка, но Президент РФ может устанавливать перечень видов зданий, строений, сооружений, на которые это право не распространяется;
  • до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.

Объектом права частной собственности является индивидуально-определенный земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Путем межевания земель определяются границы земельного участка в натуре (на местности) и составляется план (чертеж границ) земельного участка. Если земельный участок не был огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Объектом частной собственности может быть только оборотоспособный земельный участок. Участки, которые отнесены к землям, изъятым из оборота, вообще не могут предоставляться в частную собственность и быть предметом сделок, а участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, предоставляются в частную собственность только в случаях, установленных федеральными законами. Перечень изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков содержится в ст. 27 ЗК РФ.

Оборот земель сельскохозяйственного назначения будет регулироваться специальным федеральным законом. Из-под его действия выведены земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения. Собственник вправе использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не предусмотрено законами о недрах, об использовании воздушного пространства, иными законами и не нарушает прав других лиц (ст. 261 ГК РФ).

Как объект права земельный участок имеет целевое назначение и разрешенное использование, которые устанавливаются при предоставлении земельного участка и не подлежат самовольному изменению. Целевое назначение - это установленные законодательством порядок и условия использования земель для конкретных целей в соответствии с категорией земель. Например, садовый земельный участок предназначен для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых и иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также отдыха. Разрешенное использование - это условия и порядок эксплуатации земельного участка с учетом целевого назначения и установленных ограничений и обременении.

Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми . Первые могут быть разделены на части, каждая из которых после этого образует самостоятельный земельный участок; при этом его разрешенное использование осуществляется без перевода в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Неделимым соответственно является земельный участок, не обладающий признаками делимого (т.е. его. нельзя разделить на самостоятельные участки). Неделимым земельный участок может быть признан законом. Так, земельный участок крестьянского (фермерского) хозяйства является неделимым при выходе из состава крестьянского (фермерского) хозяйства одного из его членов (см. ст. 258 ГК РФ); не подлежат разделу и земельные участки общего пользования садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения.

Одной из особенностей частной собственности на землю является нормирование земельных участков при их предоставлении. Существуют три вида норм.

  1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из - находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
  1. Средняя районная норма была установлена в период проведения земельной реформы и имела целью определение размера бесплатной передачи земли в собственность граждан. При определении среднерайонной нормы в соответствии с Указом Президента РФ от 2 марта 1992 г. № 213 "О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков" 1 вся площадь сельхозугодий в пределах сельскохозяйственного предприятия района, за исключением земель, передаваемых в ведение органов местного самоуправления, делится на суммарную численность следующих категорий лиц: работников сельскохозяйственного предприятия; пенсионеров этих хозяйств; лиц, занятых в социальной сфере на селе. Главы местных администраций сельских районов вправе устанавливать дифференцированную среднюю норму бесплатной передачи земель в собственность по выделяемым на территории района зонам с различной плотностью сельского населения.
  2. Нормы отвода устанавливаются для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией для целей, не указанных выше.

Существует два вида частной собственности на земельные участки:

  • индивидуальная (собственность граждан и собственность юридических л и ц);
  • общая (общая совместная и общая долевая).

Содержание частной собственности на земельные участки включает три правомочия: владение; пользование; распоряжение. Правомочия владения и пользования неразрывно связаны между собой. На частного собственника возложена обязанность использовать земельный участок. Поэтому физическое или юридическое лицо, владея земельным участком, обязано и пользоваться им. Неиспользование земельного участка в течение определенного в законе срока является основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение земельного законодательства и может служить основанием изъятия такого участка.

Правомочие владения - обеспеченная законом возможность фактического обладания земельным участком. Осуществляя правомочие владения землей, собственник вправе ограничить или запретить доступ граждан на принадлежащий ему земельный участок или определенный вид деятельности физических и юридических лиц на его участке. Реализация правомочия владения выражается также в обозначении границ земельного участка на местности (например, возведение забора).

Правомочие пользования - обеспеченная законом возможность хозяйственной эксплуатации земельного участка путем извлечения его полезных свойств для удовлетворения потребностей собственника.

Собственник земельного участка в соответствии со ст. 40 ЗК РФ имеет право использовать (в установленном порядке) для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов. В то же время собственники обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категорий земель и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и выполнять другие обязанности (ст. 42 ЗК РФ).

Перечень прав и обязанностей, установленный в ст. 40, 42 ЗК РФ, может уточняться, дополняться нормами специальных законов (см., например, ст. 7 ФЗ от 16 июля 1998 г. №101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" 1 ; ст. 1, 19 ФЗ "О садоводческих, огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан").

Правомочие распоряжения - обеспеченная законом возможность собственника "определять юридическую судьбу" земельного участка. Правомочие распоряжения выражается в совершении собственниками сделок с земельными участками.

Правомочия владения, пользования, распоряжения земельным участком осуществляются собственником свободно, но не произвольно. Они не должны наносить ущерб окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц.

Во все времена устанавливались определенные ограничения права собственности; беспредельного права собственности никогда не существовало. Ограничения прав на землю (включая право собственности) вызваны спецификой объекта прав: его ограниченностью и незаменимостью. Ограничения права собственности могут возникать из федеральных законов, из договоров или судебных решений.

Е.Н. Колотинская выделяла два вида ограничений права собственности: а) постоянные - требования рационально использовать и охранять землю, не нарушать своими действиями права и законные интересы других лиц, выполнять условия использования особо охраняемых территорий, охранных зон и др., а также право государства на принудительный выкуп земельных участков для государственных и муниципальных нужд, на исключение деградированных сельхозугодий и загрязненных земель из хозяйственного оборота с сохранением их за собственником; б) временные - строго целевое использование земельного участка, возможность совершать сделки купли-продажи земельного участка, занятого в сельскохозяйственном производстве, при условии сохранения его целевого назначения 1 . По целям можно выделить ограничения в интересах государства, общества и ограничения в интересах частных лиц.

Основания ограничения прав на землю (в том числе права собственности) могут быть предусмотрены исключительно федеральными законами (п. 1 ст. 56 ЗК РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ). Статья 56 ЗК РФ регулирует, по сути, установление ограничений только в интересах государства, общества, которые возникают из актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или решений суда. Ограничение прав может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Ограничения прав подлежат регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Ограничения прав на землю могут носить бессрочный характер или устанавливаться на определенный срок. Установленные ограничения обременяют непосредственно земельный участок, а поэтому при переходе права на соответствующий участок к другому лицу они сохраняются.

Ограничения права собственности на земельные участки могут касаться правомочия пользования или правомочия распоряжения. Те ограничения, которые затрагивают правомочие пользования, перечислены в п. 2 ст. 56 ЗК РФ неисчерпывающим образом; они могут выражаться, например, в виде установленной законом необходимости - при размещении объектов недвижимости - выполнять требования по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (п. 1 ст. 41 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды").

Право собственности может быть ограничено и самим собственником на основании договора, например, заключая договор аренды, собственник ограничивает правом арендатора принадлежащие ему правомочия владения и (или) пользования.

Ограничения права распоряжаться участком были широко распространены в начале 90-х гг.; например, существовал временной мораторий на распоряжение землей и жестко ограничивались случаи, когда собственник земельного участка может им распоряжаться.

В соответствии с современным законодательством можно выделить, в частности, ограничения, связанные с выбором контрагента по сделке (так, не все земельные участки могут приобретаться в собственность иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами); необходимостью сохранять целевое назначение земельного участка при совершении с ним сделки. Существенным образом ограничивается право собственности на земельный участок, когда на нем располагаются объекты недвижимости. Согласно ст. 35 ЗК РФ отчуждение земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие (на праве собственности) собственнику земельного участка, допускается только с одновременным отчуждением этих объектов недвижимости.

Вопрос25. Общая собственность на земельные участки: виды, субъекты, содержание.

Общая собственность на земельные участки - это собственность двух или нескольких лиц. Земельный участок может принадлежать лицам на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников (общая долевая собственность) или без.определения таких долей (совместная собственность).

Общая собственность на земельные участки является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование общей совместной собственности на этот участок.

Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц неделимого земельного участка. Общая собственность на делимый участок возникает в случаях, предусмотренных законом или договором. Так, в соответствии с нормами ЗК РФ общая долевая собственность домовладельцев возникает на земельный участок, на котором находится сооружение, входящее в состав кондоминиума, жилые здания и иные строения в порядке и на условиях, предусмотренных ФЗ "О товариществах собственников жилья".

Размер долей участников общей долевой собственности считается равным, если иное не предусмотрено законом или соглашением всех ее участников.

Как уже отмечалось, общая совместная собственность возникает в случаях, определенных законом. Согласно действующему законодательству установлена совместная собственность:

  • в отношении земель крестьянского (фермерского) хозяйства;
  • в отношении общего имущества супругов (в том числе земельных участков), если иной правовой режим не установлен брачным договором (ст. 33 - 34 Семейного кодекса РФ);
  • в садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществах на имущество общего пользования, приобретенное таким товариществом за счет целевых взносов 1 (п. 2 ст. 4 ФЗ "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан");
  • согласно п. 4 ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан" после государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, если такому объединению земельный участок передается за плату, то первоначально участок предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельного участка в собственность каждого члена объединения.

Наличие двух и более собственников на один участок предопределяет закрепление в законодательстве особых правил по реализации правомочий общей собственности.

Порядок осуществления правомочий долевыми и совместными сособственниками устанавливается нормами гражданского законодательства.

Государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде :

    1. федеральной собственности;
    2. собственности субъектов РФ (т.н. субъектной или региональной).

Объект права государственной собственности на землю:

    • земли, не находящиеся в собственности , юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК РФ, ст. 16 ЗК РФ).

Предусмотрено, что управление федеральной и субъектной собственностью осуществляется соответственно органами государственной власти РФ (ст. 71 Конституции) и субъектами Российской Федерации.

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в качестве:

    1. субъекта государственной власти , уста­навливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функ­ции, названные в ст. 9 и 10 Земельного кодекса;
    2. собст­венника земельных участков - в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники зе­мельных участков.

В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых фажданским за­конодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает

    • земельные участки, принадлежащие на праве собствен­ности Российской Федерации (федеральная собственность), и
    • земель­ные участки, принадлежащие на праве собственности субъектам Рос­сийской Федерации - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Феде­рации права собственника осуществляют органы государственной вла­сти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющи­ми статус этих органов.

В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Российской Федерации и постановлениями Пра­вительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправ­ления, а также юридические лица и граждане (

Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная собственность на землю согласно ЗК РФ и федеральными законами делится:

  • на собственность Российской Федерации (федеральную собственность);
  • субъектов Российской Федерации;
  • собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Государственную землю в собственность: Видео

К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований (ст. 16 ЗК РФ). Субъектами государственной собственности на землю являются органы государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.

Государственная собственность на землю имеет два уровня: федеральный, к которому относится собственность Российской Федерации, и региональный уровень, включающий в себя собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга. На одни и те же земли не может быть двух или нескольких собственников, так как общая совместная государственная собственность не предусмотрена законодательством.

При этом Российская Федерация обладает так называемой исключительной собственностью на земельные участки. На основании целого ряда федеральных законов Российская Федерация может быть единственным собственником целого ряда земель в силу их целевого назначения или разрешенного вида использования. К таким землям относятся земельные участки в соответствии с такими Федеральными законами, как Лесной кодекс, ФЗ "Об обороне", ФЗ "О государственной границе" и др. Всего насчитывается около 20 подобных федеральных законов.

К сожалению, подавляющее большинство федеральных земель не зарегистрировано в качестве федеральной собственности. Причиной является огромный объем работ по формированию земельных участков, отнесенных к федеральной собственности. Это приводит к тому, что зачастую муниципальные образования незаконно относят федеральные земли (в силу федерального закона) к неразграниченным землям и пытаются распорядиться ими самостоятельно. В данном случае имеет место распоряжение земельным участком ненадлежащим субъектом, так как никто не наделял муниципальные образования правом распоряжения федеральными землями. Следовательно, подобные действия муниципалов являются ничтожными и не порождают правовых последствий.

Статья 18 ЗК РФ к собственности субъектов Российской Федерации относит земельные участки:

Которые признаны таковыми федеральными законами;

Право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;

Которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Использование земель, находящихся в государственной собственности, осуществляется, как правило, путем создания государственных унитарных предприятий либо путем передачи земель частным землепользователям на вторичных правах, например в аренду.


В соответствии со ст. 214 ГК РФ государственная собственность - имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). Таким образом, субъектами права государственной собственности являются Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

Поскольку объектами любых прав на землю могут быть только индивидуально определенные земельные участки, в настоящее время серьезные трудности связаны с определением объектов собственности публичных образований, в частности государственной собственности.

С июля 2001 по июль 2006 г. существовала самостоятельная законодательно установленная процедура разграничения публичной собственности. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществлялось в соответствии с утратившим силу Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ.

Целями разграничения публичной собственности являлись индивидуальное определение каждого земельного участка и отнесение к федеральной, региональной или муниципальной собственности путем принятия соответствующего перечня на уровне Правительства Российской Федерации. Данная процедура была крайне сложной и запутанной, а также требовала больших технических, временных и финансовых затрат, так как предполагалось индивидуально определить каждый участок на территории, составляющей примерно 70 - 80% от территории Российской Федерации, а также принять решение об отнесении каждого участка к собственности конкретного публичного субъекта. Разумеется, данная деятельность не была осуществлена, в связи с чем было принято решение об отмене разграничения государственной собственности в качестве самостоятельной процедуры.

В настоящее время разграничение государственной собственности на землю регулируется ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", вступившей в силу с 1 июля 2006 г. Данная статья устанавливает следующие принципы разграничения:

1) закреплено, что акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, изданные Правительством Российской Федерации при разграничении государственной собственности на землю до 1 июля 2006 г., являются основанием для государственной регистрации права собственности соответствующего публичного образования на такие земельные участки;

2) установлены три признака, позволяющие отнести земельный участок к собственности одного из публичных образований (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование):

Нахождение на земельном участке здания, строения, сооружения, находящегося в собственности соответствующего публичного образования;

Если земельный участок был предоставлен органам власти соответствующего уровня, их территориальным органам (в отношении федеральных органов государственной власти), казенным предприятиям, унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами власти соответствующего уровня;

Прямое указание федерального закона, а в отношении земель, относящихся к муниципальной собственности, - прямое указание федерального закона или закона субъекта Российской Федерации, принятого в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 214 ГК РФ, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собст­венности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автоном­ной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью. Аналогичная норма закреплена в ст. 16 ЗК РФ: государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Пункт 3 ст. 214 ГК РФ указывает, что от имени Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ста­тье 125 ГК РФ, т.е. от имени Российской Федерации и субъек­тов Российской Федерации могут своими действиями приоб­ретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти в рамках их компетенции, ус­тановленной актами, определяющими статус этих органов.

В соответствии со ст. 114 (пп. «г» ч. 1) Конституции РФ, ст. 14 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью.

Правительство РФ осуществляет права собственника Российской Федерации непосредственно, либо делегирует это право другим органам государственной власти. Так, согласно постановления Правительства РФ от 08.04.04 г. № 200 «Вопро­сы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», установлено, что указанное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений. Основными функциями Федерального агентства по управлению феде­ральным имуществом, в частности, являются: проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений; разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Рос­сийской Федерации, собственность субъектов Российской Фе­дерации и собственность муниципальных образований и ряд других.

Статья 17 ЗК РФ устанавливает основания возникнове­ния права федеральной собственности на землю. В федераль­ной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собствен­ности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основа­ниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю осуществляется в соответствии с Кон­ституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О разграничении государственной собственности на землю» (указанный федеральный закон утратил силу - см. ФЗ от 17.04.2006 г. № 53-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимае­мыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 2 данного Закона установила, что право собст­венности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием госу­дарственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований яв­ляются акты Правительства Российской Федерации об утвер­ждении перечней земельных участков, на которые возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В то же время, ст. 3 (п. 10) Федерального закона от 25.10.01 г. «О введении в действие Земельного кодекса Россий­ской Федерации» закрепляет правило, согласно которому до разграничения государственной собственности на землю го­сударственная регистрация права государственной собствен­ности на землю для распоряжениями землями, являющимися государственной собственностью, не требуется. Распоряжение этими землями до того, как будет разграничена государствен­ная собственность на них, осуществляют органы местного са­моуправления, если законодательством не предусмотрено иное. До момента разграничения государственной собствен­ности Правительство РФ может определить порядок распоря­жения данными землями.

Статья 3 Закона «О разграничении государственной соб­ственности на землю» относит к федеральной собственности земельные участки, включенные в состав:

  • земель лесного фонда, земель особо охраняемых при­родных территорий федерального значения, земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности, земель обороны и безопасности;
  • земель сельскохозяйственного назначения; земель насе­ленных пунктов; земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и кос­мического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и историко-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности; эти земельные участки предоставлены органу государст­венной власти Российской Федерации, его территори­альному органу, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой некоммерческой организации, которые созданы органа­ми государственной власти Российской Федерации; на этих находящихся в государственной собственности зе­мельных участках располагается приватизированное не­движимое имущество, находившееся до его приватиза­ции в собственности Российской Федерации; под по­верхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального значения;
  • земель запаса, если на них располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, или приватизированное недвижимое имущество, нахо­дившееся до его приватизации в собственности Россий­ской Федерации.

В собственности субъектов Российской Федерации, со­гласно ст. 18 ЗК РФ, находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собст­венности субъектов Российской Федерации на которые воз­никло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Феде­рации по основаниям, предусмотренным гражданским зако­нодательством.

Кроме того, в собственности субъектов РФ могут нахо­диться не предоставленные в частную собственность земель­ные участки: занятые недвижимым имуществом, находящим­ся в собственности субъектов РФ; предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, государственным уни­тарным предприятиям и государственным учреждениям, соз­данным органами государственной власти субъектов РФ; от­несенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящим­ся в собственности субъектов РФ в соответствии с федераль­ными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Россий­ской Федерации, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов РФ.

Основания внесения земельных участков в перечень зе­мельных участков, на которые у субъектов Российской Феде­рации возникает право собственности, определены в ст. 4 Фе­дерального закона «О разграничении государственной собст­венности на землю». Таковым основанием является включение этих земельных участков в состав: земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, земель вод­ного фонда, занятых водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ; земель сельскохозяйственного назначения; земель населенных пунктов; земель промышлен­ности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, ин­форматики и космического обеспечения, энергетики и иного назначения; земель природоохранного, рекреационного и ис­торико-культурного назначения; земель водного фонда, если на этих земельных участках располагается недвижимое иму­щество, находящееся в собственности субъектов РФ; эти зе­мельные участки предоставлены органу государственной вла­сти субъекта РФ, а также государственному унитарному предприятию, государственному учреждению, другой неком­мерческой организации, которые созданы органами государ­ственной власти субъектов РФ; на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ; под поверх­ностью этих земельных участков находятся участки недр ре­гионального значения; фонда перераспределения земель; зе­мель запаса в границах муниципальных образований, если на этих землях располагается недвижимое имущество, находя­щееся в собственности субъектов РФ, или приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности субъектов РФ, а также земель запаса за грани­цами муниципальных образований, за исключением, установ­ленным настоящим Федеральным законом (ст. 18).

В субъектах Российской Федерации - городах федераль­ного значения Москве и Санкт-Петербурге в целях сохране­ния единства городского хозяйства основанием внесения зе­мельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает пра­во собственности, является также основание, указанное в пункте 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.

Что касается оснований прекращения права государ­ственной собственности на землю, то наиболее распростра­ненным основанием является предоставление земель, нахо­дящихся в государственной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Статья 15 ЗК РФ указы­вает, что земельные участки, находящиеся в государствен­ной или муниципальной собственности, могут быть предос­тавлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Статья 29 ЗК РФ закрепляет систему исполнительных органов государственной власти и органов местного само­управления, которые вправе предоставлять земельные участ­ки гражданам и юридическим лицам. Предоставление ука­занным лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправле­ния, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответст­вии со статьями 9,10 и 11 ЗК РФ.

Административный акт (постановление), на основании которого в последующем заключается договор купли-продажи или аренды земельного участка, образуют юридический состав, служащий основанием приобретения соответствующих прав на землю. В некоторых случаях таким основанием является только решении соответствующего органа, например, при пре­доставлении государственному учреждению земельного участ­ка на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Правовое регулирование предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности осуществляется на основании статей 30-34 ЗК РФ, причем выделяют порядок предоставления указанных зе­мель для строительства и для целей, не связанных со строи­тельством (ст. 34 ЗК РФ).

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципаль­ной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию, причем ЗК РФ предусматривает две проце­дуры такого предоставления: без предварительного согласо­вания мест размещения объектов; с предварительным согла­сованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест раз­мещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в соответствии со статьей 38 ЗК РФ. Постановлением Правительства РФ от 11.11.02 г. № 808 утвер­ждены Правила организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собст­венности земельных участков или правила заключения дого­воров аренды таких земельных участков.

Предоставление же земельных участков для строитель­ства с предварительным согласованием мест размещения объ­ектов осуществляется в аренду, а лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ (государственные и муниципальные унитарные предприятия и др.) - в постоянное (бессрочное) пользование.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объек­та осуществляется в следующем порядке:

1. проведение работ по формированию земельного участ­ка, включающего в себя:

  • подготовку проекта границ земельного участка и уста­новление его границ на местности;
  • определение разрешенного использования земельного участка;
  • определение технических условий подключения объек­тов к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
  • публикацию сообщения о проведении торгов (конкур­сов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными законода­тельством РФ;

3. проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставле­ние земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражда­нина или юридического лица, заинтересованных в пре­доставлении земельного участка. Передача земельных
участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4. подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

  1. выбор земельного участка и принятие в порядке, уста­новленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предваритель­ном согласовании места размещения объекта;
  2. проведение работ по формированию земельного участка;
  3. государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными законода­тельством РФ;
  4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установ­ленными статьей 32 ЗК РФ.

Решение уполномоченного на то исполнительного орга­на государственной власти или органа местного самоуправле­ния о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:

  1. государственной регистрации права постоянного (бес­срочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование;
  2. заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земель­ный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
  3. заключения договора аренды земельного участка и госу­дарственной регистрации данного договора при переда­че земельного участка в аренду.

Решение или выписка из него о предоставлении земель­ного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия. В случае отказа в предоставлении земельного уча­стка для строительства такое решение может быть обжаловано заявителем в суд.

Если суд признает недействительным отказа в предос­тавлении земельного участка для строительства, то в своем решении он обязывает соответствующий исполнительный ор­ган государственной власти или орган местного самоуправле­ния предоставить земельный участок с указанием срока и ус­ловий его предоставления.

Необходимо отметить, что предварительное согласова­ние места размещения объекта не проводится при размеще­нии объекта в городском или сельском поселении в соответст­вии с градостроительной документацией о застройке и пра­вилами землепользования и застройки (зонированием терри­торий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.

Загрузка...