musings.ru

"Банда GTA" – звери на трассе: кто и почему убивает людей на подмосковных дорогах. Опасная трасса

В ночь на 8 июня 2016 года совершавший путешествие из Берлина в Шанхай 31-летний германский велосипедист остановился на ночлег в лесополосе около трассы «Иртыш» в Курганской области: у него сломался велосипед. Когда немец уснул, в его палатку четверо неизвестных. Они избили путешественника, угрожая ножом, отобрали у него все ценные вещи и скрылись.

«Иностранец выбежал на дорогу и, остановив проезжавший мимо автомобиль, жестами попросил о помощи. Водитель вызвал наряд полиции», - описывала случившееся пресс-служба местного управления МВД.

Прибывшие на место происшествия сотрудники патрульно-постовой службы прочесали окрестный лес и возле поселка Чистое поле задержали четверых подозреваемых. По сообщению СК, все четверо нападавших были воспитанниками детского дома. Из приюта они сбежали за день до преступления.

Теперь им грозит до 10 лет лишения свободы по части 2 статьи 162 УК (разбой, совершенный с применение предметов, используемых в качестве оружия).

Имя и дальнейшую судьбу ограбленного под Курганом путешественника правоохранители не раскрыли, но заверили, что вернули мужчине похищенное. «Медиазона» напоминает всем путешествующим, что столь благополучный исход дорожного приключения в России - редкость, и вот тому ряд примеров.

Посол мира вернулся «Почтой России»

Американец Рон Макгерити родился в 1954 году Бостоне. С 1995 года он начал путешествовать по миру на велосипеде, а с 1998 года стал называть себя «посланником мира». От имени благотворительной католической организации он вручал главам городов, которые посещал, «письма мира». С 1995 по 2014 год Макгерити посетил 61 страну, публикуя отчеты на своем сайте . Ездил американец на специальном «лежачем» велосипеде - лигераде, благодаря конструкции которого велосипедист крутит педали полулежа, встречая меньшее сопротивление воздуха, а также не испытывая нагрузки на спину и таз.

«Знаешь, почему мой велосипед никто не хочет украсть, а твой все хотят? Потому что на моем не умеют ездить!» - цитировал шутку Макгерети костромской блогер, который успел пообщаться с ним за сутки до гибели.

Около 18.00 24 июля 2014 года по пути из Костромы в Иваново жизнерадостного велосипедиста сбил пьяный водитель грузовой «Газели». С открытой черепно-мозговой травмой и тупой травмой живота велосипедист был доставлен в Шуйскую центральную районную больницу, где в тот же день и скончался.

Виновник аварии скрылся с места происшествия, но был задержан сотрудниками ДПС. У 50-летнего водителя из города Тейково в тот день был выходной. Он выпивал (алкотестер показал 0,88 промилле этанола в крови), но не смог отказаться от неожиданного и выгодного предложения по перевозке рыбы из Костромы.

Момент гибели Макгерити зафиксировал видеорегистратор одной из встречных машин. Ее владелец в тот же день опубликовал запись на Youtube. На съемке видно, как путешественник едет по обочине за сплошной линией разметки, отделяющей проезжую часть. Внезапно движущийся в попутном направлении грузовик резко заносит вправо. От удара в спину велосипедиста отбрасывает на несколько метров вперед.

7 августа 2014 года Фурмановский городской суд Ивановской области арестовал обвиняемого в гибели Макгерити. Несколько месяцев ивановский водитель провел в СИЗО, а в феврале 2015 года, когда истек предельный срок содержания под стражей для обвиняемых по части 4 статьи 264 УК (нарушение правил дорожного движения лицом, находящимся в состоянии опьянения, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего), вышел на свободу под подписку о невыезде.

Расследование ДТП осложняло отсутствие прямого контакта с потерпевшей стороной - близкими велосипедиста. «Несмотря на все официальные уведомления, родственники не выходят на связь», - объясняла старший помощник прокурора Ивановской области Валентина Кручинина. В итоге в марте 2015 года сбивший американца водитель все-таки был осужден на три года лишения свободы в колонии-поселении.

Труп велосипедиста сразу после ДТП был доставлен в ивановское областное бюро судебно-медицинской экспертизы, где долгое время не знали , как с ним поступить. «Никого не было, никто не звонит. ГАИ интересуется - так же вот, как и вы. Вообще, мы обязаны в трехдневный срок выписать свидетельство о смерти и захоронить. Но все-таки гражданин другой страны, поэтому мы ждем. Пока ждем», - объясняли ивановские судмедэксперты местному изданию «Частник». Криминалисты даже рассматривали возможность похоронить путешественника на кладбище в областном райцентре Фурманов.

Спустя несколько дней после гибели Макгерити правительство Ивановской области все-таки связалось с родственниками погибшего через посольство США. Они пожелали, чтобы тело Макгерити кремировали. Расходы по кремации власти Ивановской области согласились взять на себя, но поскольку в регионе не было крематория, решение вопроса затянулось. Кремация состоялась лишь в середине сентября в Подмосковье, а затем прах американца привезли обратно в Иваново, чтобы оттуда отправить его близким родственникам, которые, как выяснилось, жили в Польше.

Посольство США урну с прахом забирать отказалось . Дипломаты предложили российским чиновникам самостоятельно выслать прах по почте и предоставили им адрес сына Макгерити, утверждали «Известия» со ссылкой на зампреда ивановского правительства Ирину Эрмиш. В администрации Ивановской области обсуждали вариант отправки останков с помощью курьерских служб UPS или DHL, но правила этих компаний запрещают принимать к доставке человеческий прах.

Тогда и было принято решение воспользоваться услугами «Почты России», но сделать это с первой попытки не удалось: посылку с прахом вернули из Польши обратно - оказалось, что к ней приложены не все необходимые документы. Властям Ивановской области пришлось начать процедуру оформления бумаг с самого начала - с крематория. В итоге прах Макгерити отправили в Польшу только 26 декабря 2014 года - спустя пять месяцев после его смерти.

«Дед и велосипед»

«Вы главное будьте осторожны, Александр Степанович. У нас такая трасса сумасшедшая. Тяжелая. В прошлом году американский велосипедист даже погиб», - такими словами, как утверждает «Комсомольская правда», местная журналистка напутствовала проезжавшего через город Торжок Тверской области 72-летнего путешественника-велосипедиста Александра Гречкина. Это было утром 1 апреля 2015 года. В тот же день Гречкин погиб под колесами фуры, двигавшейся в попутном направлении, в сторону Вышнего Волочка.

Александр Гречкин родился в 1942, в разгар Второй мировой войны, в деревне Ново-Александровка Смоленской области. В своем большом интервью изданию «Хакасия» он рассказывал, что путешествовать его потянуло еще в молодости. После того, как старший брат - начальник геологической экспедиции - позвал его из деревни к себе в Алма-Ату, Гречкин поселился в Казахстане, прожил там около десяти лет, а потом зарабатывал вахтовым способом на буровых и золотых приисках, на Таймыре, на Чукотке, взрывником на строительстве БАМа, на олимпийских объектах в Москве. За работу во время подготовки к Олимпиаде-80 ему дали однокомнатную квартиру в Волгодонске.

В 1981 году Гречкину было почти 40 лет. «Постоянные переезды и непростые условия работы, пьянки да гулянки заметно подкосили мое здоровье. В какой-то момент я потерял всякий интерес к жизни», - рассказывал о себе пенсионер. И тут судьбу Гречкина кардинально изменил забытый кем-то из гостей номер журнала «Физкультура и спорт» со статьей о советском популяризаторе здорового образа жизни Михаиле Котлярове. Вахтовик бросил курить, перестал общаться с пьющими друзьями, накупил литературы о ЗОЖ, начал закаляться, бегать кроссы, практиковать диеты и велопутешествия. В 1987 году Гречкин уже выполнил норматив мастера спорта.

С тех пор мужчина, по его словам, совершил 26 велопробегов, объехал вокруг Азовского моря, зимой преодолел расстояние от Мурманска до Новороссийска, в 2002 году покорил маршрут Санкт-Петербург - Волгодонск, в 2010 году посвятил свой пробег 65-летнию Победы и за 65 дней посетил несколько городов-героев, а в 2014-м - исколесил Крым.

За это время у путешественника, по его словам, случались конфликты и с пьяными подростками, и с агрессивными нетрезвыми сельскими жителями; у него воровали велосипед, но сам Гречкин в своих рассказах всегда акцентировал внимание на проявлениях гостеприимства. «Нужно смотреть, где останавливаешься. Если ночевать, то либо в людных местах, либо за пределами видимости», - объяснял велосипедист-патриот свои правила безопасности на российских дорогах.

Последним в его жизни стал марафон, посвященный 70-летнию Победы. Выйдя 24 февраля 2015 года из Новоросийска, Гречкин планировал проехать на своем велосипеде 7000 километров по маршруту: Краснодар - Ростов-на- Дону - Донецк - Луганск - Белгород - Курск-Орёл - Брянск - Минск - Смоленск - Можайск - Тверь - Великий Новгород - Санкт-Петербург - Петрозаводск - Москва - Малоярославец - Калуга - Тула - Липецк - Воронеж - Волгоград - Калач-на-Дону - Волгодонск. В пути он вел дневник, который после его гибели на специальном сайте опубликовали родственники путешественника.

На юго-востоке Украины тогда только что отгремели ожесточенные бои вокруг Дебальцево, но из записей пенсионера следует, что от планов проехать на велосипеде по территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР он отказался лишь в самый последний момент, уже у границы. «На Украину, вероятно, не поеду», - лаконично зафиксировал Гречкин изменение маршрута, проехав город Шахты.

Во время пробега Гречкин по просьбе журналистов радио «Комсомольская правда» почти ежедневно выходил в утренний эфир и рассказывал о ходе путешествия в специальном проекте «Дед и велосипед. Вдвоем по огромной стране». «Вы поберегитесь. Если будет возможность, там есть объездная трасса. Cможете Волочек объехать, чтоб вам там по кочкам не прыгать, потому что опасно», - предупредила ведущая радиостанции пожилого путешественника в их последней беседе за несколько часов до его гибели.

На 290 километре трассы Москва-Петербург на въезде в Вышний Волочек тезка Гречкина - 42-летний дальнобойщик Александр Барышников на ходу настраивал радиостанцию. В этот момент его грузовик MAN на мгновение потерял управление и сбил двигавшегося по обочине велосипедиста.

Водитель тут же остановился, попытался оказать помощь и вызвал «скорую», однако в отношении него все равно было возбуждено уголовное дело. Мужчина не отрицал своей вины, и даже хотел встретиться с родственниками погибшего, чтобы лично попросить у них прощения, но в день похорон Гречкина дальнобойщик, отец двух малолетних детей, [Роскомнадзор] в кузове собственной фуры. В СК начали проверку по признакам преступления по статье 110 УК (доведение до [Роскомнадзор]): пресса упоминала о «травле» погибшего в соцсетях.

Похитители велосипедов. «Подобное со мной случалось только однажды в Мексике»

В июле 2002 года совершавший кругосветное путешествие французский велосипедист Люк Бернард заночевал в лесополосе в Алейском районе Алтайского края. Утром он обнаружил, что местные жители украли у него велосипед, а также сумку с вещами и деньгами. Ограбленный иностранец отправился в соседнее село за помощью, но объясниться с местными жителями ему не удалось: он не знал русского языка, а они не говорили ни на одном другом.

«Утром француз дошел до администрации Алейска (местного райцентра - МЗ) и жестами пытался объяснить, что у него угнали велосипед. Сам я этого не видел, но в администрации мне сказали, что француз даже плакал от отчаяния», - рассказывал «Известиям» начальник Алейского РОВД полковник Геннадий Папонов.

В райцентре нашли учительницу Оливию Ростиславовну, говорившую по-французски. С ее помощью путешественник и смог сообщить о случившемся милиции. Поняв, в чем дело, милиционеры за несколько часов раскрыли кражу: вором оказался местный 13-летний подросток. Все похищенное у него забрали и вернули французу.

«Мальчишка один неразумный тринадцати лет проходил мимо палатки, видит, спит какой-то мужик, а рядом с ним классный велосипед. Вот и прихватил, - объяснял начальник ОВД Папонов. - Сейчас проводится экспертиза, вполне вероятно, что мальчик-то не совсем здоров». Бернард рассказал милиционерам о своих путешествиях по миру: он объехал весь Китай и африканский континент, но обокрали его впервые. Милиционеры организовали французу сопровождение из сотрудников ГАИ до границы края. «Как сложится дальше путешествие профессора Бернарда, неизвестно - Россия большая», - подводил итог истории журналист «Известий».

В 2003 году во Владивостоке был ограблен другой совершавший кругосветное путешествие французский велосипедист - Жан-Батист Вани. В тот день француз только прибыл в город и сразу же отправился в здание Главпочтамта, рассчитывая найти компьютер с интернетом. Пока он отвечал на письма, у него украли припаркованный возле здания транспорт с навьюченным на него багажом. Документы, деньги и кредитные карты француз предусмотрительно взял с собой.

По словам Вани, в рюкзаке были сменная одежда, сувениры, письма, адреса друзей в различных странах мира и личный дневник. «Каждый день своего путешествия я писал по странице, там три года моей жизни. А сам велосипед ничего не стоит», - объяснял француз.

«У меня и в мыслях не было, что велосипед могут украсть на такой оживленной площади, где всегда много народа. За все время путешествия подобное происшествие со мной случалось только однажды в Мексике. Но тогда велосипед нашли быстро», - рассказал журналистам Вани.

Следователи Фрунзенского РОВД Владивостока возбудили по заявлению француза уголовное дело о краже транспортного средства. Сам Вани сразу пообещал небольшое вознаграждение местным жителям за информацию об угнанном велосипеде. Но никакого официального сообщения об итогах расследования так и не было опубликовано.

В 2013 году в Еврейской автономной области местные жители ограбили 47-летнего велосипедиста, планировавшего велопробег из Владивостока в Сочи, будущую столицу Олимпиады. Мужчине удалось преодолеть несколько сотен километров, когда он решился на очередную стоянку на обочине шоссе «Чита-Хабаровск» в районе райцентра Смидович.

«Он ненадолго отошел от своих вещей, в этот момент подъехал красный мотоцикл с тремя мужчинами. Незнакомцы, не обращая внимания на крики путешественника, погрузили в коляску его спальный мешок и одежду. Также в вещах находились 2 600 рублей», - рассказали в пресс-службе местной полиции.

В июне 2013 года в красноярский отдел полиции № 12 с заявлением о краже у него нетбука и видеокамеры обратился 53-летний житель Австралии Эндрю Эдвардс. Накануне около полуночи он проезжал по трассе М-53 и решил перекусить в придорожном кафе, примерно в 100 км от Красноярска. «Мужчина путешествует на мотоцикле по всему континенту Евразия», - уточняли в полицейской пресс-службе.

После обеда Эдвардс обнаружил, что неизвестные взломали багажный ящик на его мотоцикле и похитили оттуда личные вещи стоимостью около $900. В полиции возбудили дело по статье кража (158 УК). Об итогах расследования не сообщалось.

В июне 2008 года пожилой немецкий велосипедист Альберт Лахер остановился на ночлег в туристической палатке рядом с гаражами у железнодорожной станции Мурино на окраине Петербурга. Когда он уже собирался лечь спать, в темноте возле гаражей появились двое незнакомцев, один из которых приставил к горлу немца нож, а другой стал собирать вещи путешественника. Преступники взяли себе его велосипед, рюкзак с одеждой, деньги и документы.

«Вот так просто, чтобы у нас нападали на людей с ножом - я не припомню», - признавалась «Фонтанке» пресс-секретарь муниципалитета Калининского района Петербурга Юлия Лебединова. По ее словам, информация о происшествии дошла до районного руководителя Михаила Сафонова.

Защищая репутацию города и района, глава муниципалитета собрал районный совет по малому предпринимательству и предложил бизнесменам купить новое транспортное средство для пострадавшего путешественника. Предприниматели инициативу поддержали и собрали 24 870 рублей на новый дорожный велосипед голландского производства. «Я слышал много удивительного о России и уверен, что ни в одной другой стране, ни в каком другом городе к моей проблеме не отнеслись бы с таким вниманием», - прокомментировал реакцию властей сам Лахер. Оформить новые документы ему помогли в консульстве Германии.

Журналистам немец рассказал, что планирует завершить путешествие в ближайшие дни: к моменту ограбления он уже семь недель путешествовал по России, объехав до этого несколько европейских стран, и теперь планировал достичь Хельсинки и там закончить свой пробег.

В марте 2008 года паломник из Красноярского края Александр Садыков по благословению архиепископа Красноярского и Енисейского Антония отправился пешком в Архангельскую область, к Соловецкому архипелагу. К августу он был уже возле Среднеуральска Свердловской области. Здесь, когда паломник шел вдоль железнодорожных путей, к нему подошли четверо подростков, избили его и отобрали рюкзак с теплыми вещами.

«Еле живого мужчину случайные свидетели увезли в больницу. Врачи сделали паломнику операцию: от побоев обострилась болезнь кишечника», - писал о нападении екатеринбургский выпуск «Комсомольской правды».

Паломник же сказал журналистам, что на нападавших зла не держит и писать заявление о случившемся в милицию не будет. После статьи об инциденте екатеринбуржцы стали нести в местную редакцию КП шерстяные носки и консервы для Садыкова. Сам он решил продолжить свой путь, заодно посетив место расстрела царской семьи.

К 2015 году 42-летний гражданин Австрии Маркус Пеер уже на протяжении четырех лет путешествовал по миру на велосипеде, проехав около 50 тысяч километров. Путешественник посетил Северную и Южную Америки, Новую Зеландию, Северную Корею, Китай, Японию и страны Европы.

Весной он рассчитывал проехать маршрут от Владивостока до Байкала. 26 мая иностранец заночевал в гостинице «Заречье» в поселке Хор Хабаровского края. Велосипед австриец оставил во дворе, полагая, что для его сохранности достаточно специального фиксирующего колесо хомута.

Позже в полиции рассказали , что похищенное «транспортное средство эксклюзивной сборки было оборудовано дорогостоящими специализированными гаджетами, способными вырабатывать электричество». Стоимость такого велосипеда сам потерпевший оценил в 9 000 евро.

Как выяснилось, необычный велосипед с прицепом привлек внимание ранее судимого 30-летнего местного жителя. «Он откатил его от гостиницы, ножовкой отпилил фиксировавший колесо хомут, а затем откатил велосипед к себе домой», - говорилось в сообщении местной прокуратуры. Похитителя задержали в тот же день, но местный житель уже успел разобрать украденную машину.

«Однако полицейские не оставили путешественника в беде: они не только нашли похищенное, но и сами собрали велосипед по деталям», - уточнили в пресс-службе местной полиции.

И хотя в своем твиттере австриец утверждал, что некоторые детали его велосипеда все-таки пропали, он поблагодарил хабаровских полицейских. На одном из опубликованных им снимков велосипедист позирует с сержантом полиции на фоне бюста Феликса Дзержинского. После происшествия путешественник благополучно добрался до Байкала.

Похититель велосипеда, трижды судимый за грабеж и кражи местный житель, полгода провел в СИЗО, а в ноябре 2015 года суд района имени Лазо назначил ему наказание в виде двух лет лишения свободы условно.

Забайкалье. «Надеемся, что это не жипхегенцы»

«Не останавливаться на этом отрезке в палатке, не разговаривать с местными, иметь запас топлива и 100 раз проверить байк перед поездкой. Об этом отрезке Пути меня начали предупреждать еще с Екатеринбурга», - описывает суровый край другой блогер-мотоциклист.

Забайкалье - огромная территория, которая тянется на тысячу километров к востоку от Байкала. Эти места имеют репутацию самого опасного маршрута для путешественников в России.

Почти посредине пути между Иркутском и Читой на федеральной трассе «Байкал» есть поворот к селу с бурятским названием Жипхеген. В нем живут чуть больше 1 200 жителей. Из других населенных пунктов ближайшие к этому месту - село Бада в 30 км к западу по шоссе (меньше пяти тысяч жителей) и райцентр Хилок, расположенный на таком же расстоянии к востоку (меньше 11 тысяч жителей). В ночь на 22 мая 2012 года здесь выпало много снега, который повредил линию электропередач. Рабочие, занятые восстановлением ЛЭП, обратили внимание на мотоциклиста, установившего туристическую палатку возле шоссе, но пообщаться им помешал языковой барьер - путешественник оказался японцем.

Утром резкое потепление вызвало таяние снега и обернулось угрозой паводка. Глава поселковой администрации Светлана Загребина выехала проверять участок дороги, ведущий к селу, и заметила брошенный на обочине мотоцикл. Женщина сообщила об этом участковому.

«Я начал искать самого владельца мотоцикла и проследовал по следам, которые уходили в поле. Я нашел труп, было видно, что он криминальный, так как рядом с ним находилась кровь», - рассказывал журналистам ГТРК «Чита» участковый Александр Реутов.

Прибывшая на место преступления следственная группа обнаружила вещи погибшего, телефон, деньги, дорожное снаряжение, оборудование для профессиональной фотосъемки и документы на имя гражданина Японии Охито Каити из Нагасаки. На его теле эксперты насчитали несколько десятков ножевых ранений.

«Было установлено, что потерпевший неделю назад пересек границу России и двигался с Востока на Запад», - рассказал замруководителя следственного отдела по Хилокскому району забайкальского управления СК Дмитрий Федоров.

Осмотр личных документов и вещей показал, что Каити был опытным путешественником. В его паспорте нашли отметки о пересечении границ 12 стран, среди которых оказались Индия, Болгария, Румыния, Замбия и даже охваченный гражданской войной Судан, который соперничает с Сомали, Афганистаном и Зимбабве за первое место в рейтинге несостоявшихся государств. В пути по России японец составлял собственный разговорник. Среди фраз на русском языке в нем значится: «Можно ли здесь установить палатку?».

«В селе у нас слухов много ходит, люди жалеют о случившемся, и надеются, что не наши односельчане приняли участие в громком нехорошем деле, надеются, что это не жипхегенцы, что это кто-то из посторонних, трасса у нас оживленная, и мы не понимаем - почему он там устроил свой ночлег?» - объясняла Загребина.

За сутки следователи и оперативники опросили больше тысячи местных жителей. Хотя вещи японца остались нетронутыми, начальник отдела полиции по Хилокскому району Алексей Скобенко сразу выдвинул версию о корыстном мотиве: злоумышленников могли спугнуть проезжающие мимо машины.

Уже через девять дней после убийства эта версия подтвердилась: были задержаны двое жителей города Хилок. Согласно первой версии следствия, 21-летний Иван Еремин и 22-летний Станислав Аксенов познакомились с Коити накануне преступления, когда наткнулись на его палатку у трассы. Возвращаясь в город, они решили ограбить и убить иностранца. В ночь на 22 мая убийцы приехали к месту ночлега путешественника и зарезали спящего японца ударами ножа через палатку. Затем преступники оттащили вещи и тело убитого на несколько десятков метров вглубь леса. Спугнула их проезжавшая по трассе машина. Один из задержанных сразу признался в убийстве и дал показания на месте происшествия, говорилось в сообщении СК.

Но в окончательной версии обвинения события выглядели уже иначе. Когда обвиняемые вернулись к месту ночлега японца, они попытались укатить мотоцикл, не удержали его и уронили на землю. От шума японец проснулся и вышел из палатки. Хилокчане стали заводить мотоцикл. После нескольких безуспешных попыток Аксенов, старший из преступников, ушел звать на помощь подвозившего их водителя, а его 21-летний сообщник Еремин нанес японцу почти 60 ножевых ранений, проверил содержимое карманов мотоциклиста, но ценностей не нашел. После этого к месту преступления вернулся второй преступник. Завести мотоцикл обвиняемые так и не смогли, бросив его у обочины, а тело с палаткой - в лесу.

Суд приговорил Аксенова к четырем годам колонии по пунктам «а», «г», «д» части 2 статьи 161 УК (грабеж, совершенный группой лиц с применением насилия, в крупном размере). Еремина признали виновным еще и в убийстве, приговорив к 18 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

За телом и личными вещами Коити в Забайкалье прилетели его родители.

«Пили у дороги, по которой имел неосторожность проехать европеец»

Для Хилокского ОВД убийство японца было по меньшей мере вторым случаем нападения на иностранного путешественника за два года. В октябре 2010 года в Хилоке подростками был избит и ограблен 34-летний французский велосипедист Гвендал Гэри. 16 октября его госпитализировали с травмами и ушибами в местную больницу.

«Сейчас его состояние удовлетворительное, оказана помощь, выделена одежда и обувь. Сказать маршрут следования мы не можем, так как русского языка путешественник не знает», - рассказывал изданию «Чита.ру» врач районной больницы. «Лица, совершившие нападение, установлены. Решается вопрос об их задержании», - сообщил в тот же день начальник ОВД Скибенко.

Выяснилось, что гражданина Франции избили нетрезвые учащиеся местного техникума в возрасте от 15 до 17 лет. Они похитили у иностранца ноутбук, цифровой фотоаппарат, паспорт, пластиковую карту, водительское удостоверение и три тысячи рублей. «Схема нападения не особо отличалась от всех предыдущих - шестеро молодых людей пили что-то крепкое около дороги, по которой имел неосторожность проехать европеец», - описывало ситуацию издание «Чита.ру».

Гэри совершал путешествие от родного города Динан до Владивостока, рассказал заместитель районного прокурора Баир Хубраков. 15 октября 2010 года иностранец сделал остановку на окраине Хилка. «Разбив палатку, француз познакомился с подростками, которые отдыхали рядом. Ночью трое пьяных подростков напали на него, избили палками и украли деньги, фотокамеру, одежду, газовую горелку, предметы обихода. Гэри удалось убежать от грабителей», - сообщил Хубраков.

В декабре прокуратура Хилокского района направила дело в отношении троих подростков в суд. Их обвинили в разбое.

В июне 2014 года уже в Оловяннинском районе Забайкалья трое китайских туристов на велосипедах двигались по федеральной трассе Чита-Забайкальск. Конечной целью их маршрута была столица России - Москва. Но проехать без происшествий он смогли только первые 200 км от китайской границы.

«Вблизи станции Ясная к туристам подъехала иномарка, из которой вышли пять молодых людей. Они избили 55-летнего путешественника и похитили у него сумку с двумя банковскими картами и 1,5 тысячами юаней. У других туристов грабители отобрали мобильные телефоны. Нападавшие пытались украсть и один из велосипедов, но он не влез в багажник их автомобиля», - рассказали тогда о нападении в полиции.

В тот же день сотрудники ГИБДД заметили движущийся в направлении Читы автомобиль с возможными подозреваемыми. Водитель машины проигнорировал требование полицейских остановиться и не сбавляя скорости продолжил движение. Экипаж ДПС несколько километров преследовал правонарушителя, по громкой связи предлагая остановить машину.

«Через некоторое время водитель иномарки не справился с управлением, и она съехала в кювет. Водитель и пассажиры попытались убежать от полицейских по степи», - цитировало сообщение полиции ТАСС. Однако к этому моменту на помощь сотрудникам ДПС выехали полицейские из отдела внутренних дел по Оловяннинскому району. Совместными усилиями стражи порядка задержали пятерых подозреваемых. Все они были пьяны; четверо оказались ранее судимы.

Иностранцев полицейские разместили на ночь в поселке Ясногорск и помогли им купить билеты на поезд до Иркутска, откуда китайцы решили продолжить свой путь, минуя Забайкалье. Двух из задержанных местных жителей суд признал виновными в ограблении и приговорил к трем и двум годам колонии.

«И в Африке, и в Индии, и где угодно понимали меня, но здесь…»

Историю испанца Сальве Родригеса рассказал в своем блоге забайкальский предприниматель и путешественник Александр Леснянский. В конце 2005 года школьному учителю физкультуры Родригесу исполнилось 34 года. Он с детства мечтал сделать «что-нибудь значительное» и наконец решил изменить свою жизнь: уволился с работы и 24 января 2006 года начал свое почти кругосветное путешествие на велосипеде стоимостью $300.

Родригес за два года объехал по периметру всю Африку. После Египта и Сирии он пересек Аравийский полуостров, проехал через Ирак и Иран, объехал большую часть Центральной Азии (Туркмения - Узбекистан - Афганистан - Пакистан) и добрался до южной оконечности Индии. Перелетев на самолете Индийский океан, велосипедист продолжил поездку по островам Индонезии и Таиланда, исколесил всю Камбоджу, Вьетнам, Лаос, Китай и монгольскую пустыню Гоби. Когда Родригес оказался в России, пробег его велосипеда составлял больше 80 000 км.

«За четыре года меня не единожды останавливали местные жители в разных странах и просили денег, показывая жестами: "Дай на еду", - цитировал Родригеса Лесянский. - Но со всеми этими людьми у меня каждый раз получалось договориться, потому что у них в глазах было что угодно: голод, бедность, хитрость, но не было агрессии. Я им говорил примерно следующее: "У меня деньги есть, но только на пропитание. Если я отдам их тебе, то я не смогу ничего купить и тогда буду просить еду у тебя. Давай лучше останемся каждый при своем". И эти попрошайки и в Африке, и в Индии, и где угодно понимали меня. Но здесь, у вас... У этих двоих в глазах не было ничего, кроме агрессии. С ними невозможно было ни о чем договориться. Но если бы я им дал сто рублей, они бы отняли все остальное».

В октябре 2010 года на испанского велосипедиста напали жители Шилкинского района Забайкалья. Они отобрали у иностранца деньги и пробили колесо его велосипеда. Сальвадору пришлось вернуться в Читу. После ограбления путешественник решил своим ходом добраться до Японии, чтобы какое-то время поработать, поскольку остался без денег и вещей.

В Забайкалье его выручили активисты местных клубов любителей внедорожников - они помогли Родригесу продолжить путешествие на восток. 25 октября испанец отправился в сторону забайкальского поселка Сковородино на грузовике компании, где работал один из лидеров клуба «Номад» из Улан-Удэ.

После огласки в блогах на помощь Сальве пришли еще несколько отзывчивых жителей Забайкалья и Приморья. «Я хочу, чтобы вы знали, что я реально благодарен бандитам, которых встретил на пути, потому что после этой неудачи, которую я уже забыл, я встречал только хороших русских людей. Вы знаете, инь-янь, тень и свет. От Сковородино до Хабаровска я ехал снова на велосипеде без всяких проблем, и сейчас в моей памяти много русских друзей» - написал путешественник Леснянскому.

Как раз возле Сковородино, откуда испанец возобновил свое путешествие, в сентябре 2012 года проезжал на своем мотоцикле с коляской пенсионер из Германии Ян Штауффер. Он двигался по схожему с путем Сальвы маршруту - из Монголии во Владивосток - к берегам Тихого океана. 13 сентября Штауффер остановился у гостиницы на территории станции Ерофей Павлович, названной так в честь русского первопроходца Ерофея Хабарова. В итоге неизвестный похитил у иностранца две фотокамеры Canon, смартфон и повредил его мотоцикл.

По звонку на место происшествия прибыла следственно-оперативная группа Сковородинского линейного отдела забайкальской транспортной полиции. «В ходе опроса с участием переводчика было установлено, что господин Штауффер на своем мотоцикле с коляской, будучи на пенсии, путешествует по свету», - цитирует официальное сообщение местной полиции издание Zabinfo.

«Мы сразу выслали усиленную опергруппу, - рассказал в свою очередь «Амурской правде» замначальника Сковородинского линейного отдела Дмитрий Суриков. - Возбудили уголовное дело по факту кражи. На следующий день преступление было раскрыто». Похитителем оказался «ранее не судимый» местный 19-летний студент-заочник, уточняло издание.

В итоге немец выразил забайкальским полицейским письменную благодарность «за профессиональные действия и чуткое отношение к людям, попавшим в беду». Украденные вещи ему вернули после окончания следствия, когда он был уже за 700 км от Ерофея Павловича - в Белогорске Амурской области. Прощаясь, немец рассказал полицейским, что планирует во Владивостоке сесть на корабль до США, а уже оттуда вернуться домой в Германию, где он подрабатывает сторожем.

«В погоне за солнцем» и нарик из Чернышевска

«Вечером 23 марта текущего года из поезда № 7 сообщением "Владивосток-Новосибирск" пропал пассажир - гражданин Франции. Перед этим поезд проходил станцию Сбега», - цитирует «Комсомольская правда-Чита» телефонограмму, пришедшую забайкальским полицейским в марте 2013 года, когда забайкальцы ограбили очередного путешественника-француза.

Полицейские нашли не владевшего русским языком иностранца на станции Сбега пьяным и без верхней одежды (в это время года по ночам температура здесь опускается до -20°C). Сотрудники ППС одели несчастного в зимнюю полицейскую форму, поселили в гостиницу и накормили.

Сотрудник туристической фирмы Шарль Бартолин разрабатывал специальный маршрут по России и Японии под названием «В погоне за солнцем». В день происшествия он ехал в поезде из Владивостока в Иркутск, где хотел посмотреть на Байкал. На одной из станций в купе иностранца вошел мужчина, который предложил путешественнику выпить за российско-французскую дружбу. Неосторожный европеец принял предложение и перешел в соседнее купе, где за накрытым столом его ждали четыре ранее судимых попутчика, трое из которых находились в федеральном розыске.

Когда спиртное кончилось, собутыльники предложили Бартолину выйти и купить еще. Пьяный сотрудник турфирмы выскочил на перрон «в трико, футболке и тапочках, несмотря на протесты проводника». Доверчивый француз не знал, что в Сбеге поезд делает остановку лишь на минуту, а алкоголь на станции купить негде.

«Нас сильно удивил тот факт, что молодой человек, не зная русского языка, был, мягко говоря, раздет и сильно пьян. Первым делом мы подумали - криминал. Так оно и оказалось», - цитировала «Комсомольская правда» объяснения полицейских.

Попутчиков Бартолина нашли. Троих разыскиваемых отправили по месту розыска, а четвертый написал явку с повинной о том, что именно он похитил у француза поясную барсетку с документами и деньгами, выбросив ее впоследствии в туалете, чтобы скрыть улики, рассказала руководитель пресс-службы забайкальского линейного управления МВД на транспорте Оксана Горкина.

Супруги Максим и Елизавета Калиниченко вместе с собакой Брошей начали свое путешествие из Санкт-Петербурга во Владивосток на автомобиле «Лада-Калина» 12 июня 2014 года, в День России. В своем блоге они придумали для семейной команды название: «Каникулы ботаников. Две Калины на "Калине"».

За первые семь недель путешественники проехали через Калининград, страны Балтии, Белоруссию, Крым, Ставропольский Край, Приволжье, Татарстан, Сибирь, Алтай, Бурятию и Байкал. 28 июля, в День крещения Руси, «ботаники» достигли забайкальского поселка Чернышевск. Здесь их сначала ограбили, а потом «Калина», потеряв управление из-за неровностей на дороге, врезалась в пень на обочине.

«В три ночи легли спать, все было в порядке. В шесть утра проснулись и увидели, что в автомобиле разбито переднее пассажирское стекло. Вытащили по максимуму все, что видели. В основном одежда и гора сувениров, которые мы покупали или нам дарили. Планшет, благодаря которому определялся наш маршрут, тоже был украден. Вот такой вот славный поселок городского типа», - цитирует Калиниченко портал Zabmedia.

Уже двигаясь по трассе от Чернышевска в строну Благовещенска, «Калина» с супругами-путешественниками маневрировала, чтобы избежать столкновения с фурой, обгонявшей другой грузовик, и угодила на неровный участок дорожного покрытия. Машину занесло. Максим Калиниченко не справился с управлением и врезался в пень. На два дня супруги застряли на трассе. «Жить на трассе неудобно, кстати: идет дождь, и ты бегаешь через дорогу, чтобы дальнобоев остановить. Но сложнее всего дается ночь. Когда у тебя нет стекла и не заводится машина - это минус. Но когда у тебя куртку, кофту и одеяло спер нарик из Чернышевска - это минусище такой, что просто ужас!», - описывали туристы свои злоключения.

Памяти невинно убиенных в пути

Но самым громким случаем гибели путешественника в Забайкалье стала смерть нижегородского мотопутешественника Алексея «Скута» Барсукова. Летом 2010 года он ехал на своем скутере по маршруту Нижний Новгород - Владивосток и обратно: «Мысль о пробеге вынашивалась мною несколько лет, и вот окончательно решился. Еду на скутеретте Yamaha Town Mate T80. Она была приобретена мною при содействии байкеров из Владивостока. Сейчас этот мопед в стадии восстановления, подготовки и модернизации. Предположительный суммарный пробег 19–20 тысяч километров. Цель поездки: проехать через большую часть нашей необъятной Родины именно на малокубатурном аппарате. Еду один и автономно. Проживание в палатке, питание самостоятельное. Бюджет поездки в пределах 50–70 тыс руб. Самую главную поддержку я уже нашел. Это одобрение моей дражайшей супруги, сыновей, родных и близких мне друзей».

До Владивостока скутерист доехал благополучно и уже спустя два месяца после начала путешествия повернул обратно. 15 августа 2010 года Барсуков въехал в Забайкалье. В 23.30 он отправил знакомым свое последнее SMS - о том, что остановился на ночлег возле неработающего кафе на трассе в районе поселка Жанна (меньше 100 жителей). Здесь же находится одноименная железнодорожная станция. На сайте об истории российских железных дорог топоним объясняется так: «Свое имя она получила в честь девушки, приехавшей в тайгу вместе с геологами и ставшей жертвой медведя».

Утром путешественник планировал прибыть в город Могочу, но так и не появился там. После безуспешных обращений в правоохранительные органы байкеры и просто неравнодушные люди организовали самостоятельные поиски «Скута», подробно описанные в «Новой газете».

21 августа в гараже материально-технической части РЖД в поселке Амазар волонтеры нашли мотороллер Барсукова со следами ДТП. Как выяснили участники поисковой группы, к железнодорожникам скутер попал 17 августа: его нашли на обочине трассы возле поселка Жанна «неустановленные сотрудники милиции». У мотороллера были вскрыты багажные сумки, вещи хаотично перемешаны, а ключи торчали в замке зажигания. Несмотря на это, сотрудники МВД не произвели никаких оперативно-следственных действий.

Вместо этого один из милиционеров завел мопед и начал перегонять его в поселок Амазар, а по пути, не справившись с управлением, разбил мотороллер. В итоге милиционеры остановили грузовую машину, принадлежащую РЖД, и загрузили в нее мопед. С тех пор он несколько дней хранился на складе РЖД. Сотрудники больше не объявлялись, и о находке никуда не сообщали.

Еще через четыре дня поисков волонтеры нашли кострище с останками Барсукова. Активисты сообщили о находке уже созданной к тому времени следственной группе. Там им во время телефонного разговора рассказали, что о месте с останками уже известно - задержаны и допрошены подозреваемые.

По версии волонтеров, скутер милиционеры нашли в процессе подготовки к проезду Владимира Путина. 28 августа 2010 года тогдашний премьер-министр инспектировал реконструированную трассу «Хабаровск-Чита» на желтом автомобиле «Лада-Калина». Милиционеры сопровождали комиссию, проверявшую готовность трассы к визиту главы правительства, и остановились справить малую нужду.

Когда обсуждение судьбы и поисков исчезнувшего путешественника стало просачиваться из интернет-сообществ в прессу, правоохранители все-таки возбудили уголовное дело и за сутки, буквально накануне появления в этих местах Путина, установили подозреваемых. Ими оказались 26-летний Алексей Козлович, который два месяца подрабатывал в кафе разнорабочим, а также сын владелицы придорожного кафе 24-летний Андрей Смолянский.

Байкера застрелили сзади в голову из карабина СКС в трех метрах от кафе. «Алексей не захотел выпивать с этими ушлепками, а сидел и готовился к ночлегу, расставил палатку», - рассказывал друг погибшего.

Перед тем, как сжечь тело, убийцы забрали у погибшего сотовый телефон Motorola, фотоаппарат Canon, дорожную сумку, перочинный нож, топорик, золотое кольцо, фонарик, карту и 10 тысяч 600 рублей.

Стрелявший Козлович пытался оправдать преступление поведением самого скутериста. Служивший в Чечне забайкалец якобы был оскорблен неуважительным отношением Барсукова к его воинскому прошлому, объясняли в суде линию защиты. При этом Козлович уверял, что хотел только напугать скутериста и «не рассчитал траекторию», так как был пьян.

Другая версия подсудимых, по словам представителя суда, сводилась к тому, что Смолянскому не понравились ухаживания путешественника за его гражданской женой. «Версия ревности не подтвердилась, - рассказал "Газете.Ru" источник, близкий к следствию. - Барсукова характеризовали как отличного семьянина, двое детей у него, и какие-то поползновения на жену алкоголика - это нонсенс». Собеседник издания в суде называл Козловича и Смолянского «деградировавшими алкоголиками».

«Ездила по этой трассе с перегонами. <...> Тайга и периодически горелые остовы машин. По счастью, перегонщик был мент, и оружие имелось. <...> Не на всех кафешках мне разрешалось выходить. Мент переживал, чтоб аборигены приставать не начали. Говорит, с одним стволом не отобьемся. Видели деревни без света и заправки на "кривом стартере", кафешки из трех досок. Там эта старая мобила - такое богатство!», - описывала трассу через Забайкалье жительница Новосибирска, комментировавшая гибель мотоциклиста на тематическом форуме «Беспечный ездок».

Козлович и Смолянский были признаны виновными в убийстве, грабеже и незаконном хранении оружия и приговорены соответственно к 17 и 11 годам колонии строгого режима.

В мотосообществе следствие критиковали. В своей петиции в адрес руководства силовых структур мотоциклисты обвиняли местных сотрудников МВД в «личной заинтересованности» и выгораживании остальных участников убийства Барсукова, намекая, что ситуация может «спровоцировать среди возмущенной общественности самосуд».

Спустя некоторое время после преступления неизвестные действительно сожгли кафе и шиномонтажную возле места убийства Барсукова. На этом месте товарищи погибшего установили беседку, крест и мраморный памятник всем «Невинно убиенным в пути».

С 2011 объединившиеся вокруг расследования гибели Скута мотоциклисты проводят ежегодную всероссийскую акцию «Волна Памяти», которая посвящена всем мотоциклистам, погибшим в дороге. «Мотопробег "Волна Памяти" - это попытка обратить внимание властей на безопасность простых путешественников, возможность шире осветить тему безопасности на дороге, попытка объяснить всем участникам дорожного движения, что на дороге все равны», - говорится на сайте акции. Очередной пробег стартует в начале июля.

«Банда ГТА» (по названию компьютерной игры) – так прозвали убийц, расправляющихся с водителями на трассе Москва – Дон. Мотивы их действий непонятны настолько, что стали говорить о неких маньяках.

«Данные сообщения были проверены, информация действительности не соответствует», - заявил официальный представитель МВД Андрей Пилипчук.

На сегодняшний день на счету «банды ГТА» минимум 4 убийства, совпадающих по почерку. Сколько человек погибли от рук банды на самом деле, пока неизвестно – следствие это не афиширует...

Почерк убийц

За пять месяцев расследования информации о преступниках из «банды ГТА» собрано не так много. Убийца не один, их как минимум трое. Даже есть примерные фотороботы, которые помог составить водитель, чудом избежавший смерти. Бандиты раскидывают на средней и правой крайней полосах трассы «куриные лапы» – шипы. Дальше все идет по отработанному сценарию: водитель останавливает машину, выходит, чтобы заменить пробитое колесо. Тут же его и спутников убивают. В некоторых стреляли через лобовое стекло. На месте находят гильзы и пули от пистолета Макарова.

Ничего из личных или ценных вещей преступники у жертв обычно не забирали. За исключением двух случаев – 3 мая и 18 августа. В первом случае были убиты пенсионеры Анатолий и Татьяна Лебедевы. У них пропали планшет и айфон. Но выследить местонахождение маньяков через сигнал гаджетов полиции не удалось – после трагедии их почти не включали. Это было первое убийство, которое приписывают «банде GTA». Тогда еще никто не подозревал, что на трассе работают маньяки и эти жертвы будут не последними.

Еще у одной жертвы с места преступления исчезли водительские права. Но можно ли считать это ограблением?

Спаслись чудом

Мне удалось поговорить с Анной Мельниковой и Иваном Лаптевым, которые чуть не стали следующими жертвами автоманьяков. Они ехали 2 сентября в 23:30 из подмосковного Егорьевска в Воскресенск – в кинотеатр. Ехали мимо озера в деревне Челохово, и тут у машины пробило колесо (как позже окажется, шипы – те самые).

– Мы решили ни в коем случае не останавливаться, но, дотянув до ближайшей заправки, поняли, что и там останавливаться не стоит, – рассказывает Анна, – она была пустая, страшная, с разбитыми машинами...

Пара поехала дальше, и тут на них выехала машина марки ВАЗ-2114 62rus (рязанский регион), которая, по предварительным данным следствия, может принадлежать автоманьякам. Есть версия, что «банда GTA» может ездить и на «девятке».

Анна и Иван с трудом доехали до поселка Фосфоритный и стали искать людное место. Но было уже поздно и найти людей на улице было непросто. Тут серебристая «четырнадцатая» снова выехала им навстречу... Ребята догадались вызвать полицию и быстро доехать до автобусной остановки. Тогда преследователи скрылись, а к перепуганным Анне и Ивану приехали две машины ППС, которые помогли поменять колесо и взяли у них видео с регистратора.

Чтобы узнать хоть какие-то подробности, я обращалась и в полицию, и в следственные органы... Но официальных комментариев никто не дает. «Расследование ведется. Медленно, правда, но дело идет к развязке», – вот так пространно отвечали мне и сотрудники, близкие к следствию.

А между тем из-за отсутствия какой-либо достоверной информации люди впадают в панику: ведь следующей жертвой может оказаться каждый.

С завидной регулярностью в соцсетях появляются «страшилки»: «Я точно знаю (якобы по секрету рассказали сотрудники местного отделения полиции. – Авт.), что...» Если подсчитать все эти «точные» нападения, выйдет, что ежедневно от рук банды погибают чуть ли не по 30 человек. Цифра, конечно, абсурдная.

Страх и паника заставили людей пытаться защититься самостоятельно. Поэтому на ночные трассы стали выходить группы добровольцев, охотящихся на «банду ГТА», и... стритрейсеры.

/ Shutterstock

Ночные Рэмбо

Охоту на маньяков объявили активисты скандально известного проекта Smotra – группа стритрейсеров, которая в прошлом году прославилась тем, что добилась увольнения около 300 полицейских за вымогательство взяток.

Вожак «ищеек» Эрик Китуашвили собирает всех неравнодушных на севере Москвы, чтобы оттуда на машинах проехать с инспекцией по трассе Москва – Дон. Меня тоже взяли поучаствовать в «спецоперации» по поимке маньяков.

– Там скорее всего не три человека, – инструктировал Эрик участников рейда, обступивших его со всех сторон, – а группа, которая подготовлена и достаточно опасна. Торговаться и разговаривать они не будут, поэтому вы должны быть максимально бдительны. Не приближайтесь на опасное расстояние. Если стреляют – сразу падайте на землю.

Для операции он просил всех запастись бронежилетами, рациями, найти тепловизор, металлоискатель и достать… мини-вертолет для наблюдения с воздуха. На «охоту» собрались около 150 человек примерно на 50 автомобилях. Среди присутствующих была группа людей, одетая в камуфляж и с оружием – вылитые Рэмбо.

– Первая группа – вооруженная, потом группа спортсменов. Они должны окружить потенциально опасную территорию, – продолжал излагать план операции Эрик Давидович.

Кстати, нашлись и два медика: девушки лет двадцати, окончившие медицинский колледж. Они возили с собой толстенькую аптечку, чтобы в случае чего оказать первую помощь.

– Наша задача – не только поймать преступника, но еще и сделать так, чтобы люди знали, что есть те, кто работает ради их безопасности, – продолжил глава стритрейсеров.

– А что, полиция не работает? – интересуюсь я.

– Видимо, недостаточно. Когда полиция нормально работает, люди не боятся, как сейчас. В предыдущие свои рейды мы помогали автомобилистам менять пробитые колеса. Кроме того, мы информируем людей, проверяем подозрительные машины... Однажды подвезли до дома женщину, которая одна в 3 часа ночи с пакетами гуляла по дороге, где было 8 убийств – на автобус, видите ли, опоздала, – горячится Китуашвили.

На самом деле патрулирование стритрейсеров выглядело не таким уж надежным. Дело в том, что сама трасса М4 достаточно оживленная и малопривлекательна для маньяков, а вот бетонки А107 и А108 вполне для них годятся. Там у обочин стояло много подозрительных автомобилей. Но мы проносились мимо них на огромной скорости. Зато Smotra провела проверки нескольких машин на заправках: короткая беседа с водителем и пассажирами и осмотр машины. Владельцы авто иногда раздражались от подобной заботы и вступали в перепалку с налетевшей толпой добровольцев-спасителей.

К слову, сами участники рейда тоже запросто могли стать жертвами маньяков: несколько отбившихся от колонны машин умудрились пробить шины.

/ Евгений Киселев/Russian Look

/хронология убийств на дорогах

3 мая – 84-й км трассы М4, Домодедовский район. Убиты пенсионеры Анатолий и Татьяна Лебедевы, ехавшие к родственникам.

30 июня – 45-й км той же трассы. Убит уроженец Тульской области, водитель маршрутного такси в аэропорту Внуково Алексей Цыганов (53 года). Ехал из Москвы к жене и детям.

18 августа – бетонное кольцо А107, Рязанско-Каширский участок. Убит танцор ансамбля имени Моисеева Альберт Юсупов (31 год), возвращавшийся с дачи.

Маньяк ли?

Разговаривая с сотрудниками полиции, свидетелями преступлений и даже потенциальными жертвами, все равно сложно понять: кто и зачем убивает? Вице-президент Российской ассоциации криминологов Игорь Сундиев рассказал «Собеседнику» о природе маньяков.

– Помните фразу из мультфильма «Трое из Простоквашино»: «Это гриппом все вместе болеют, а с ума по одному сходят»? Ну так вот, маньяки нечасто объединяются в группы, – объяснил Игорь Юрьевич, – подобные группы встречались в основном во второй половине ХХ века.

Маньяки бывают разные, и, как правило, у них своя тактика, понятная только им. Они убивают на определенной тропинке или в определенное время… В данном случае утверждать на 100%, что орудует именно маньяк, не стоит. Не исключено, что эти люди хотят просто напугать россиян, а убийства используют как рычаг. И кстати, у них это отлично получается. Пока информации по убийцам слишком мало, но когда их поймают, а я подозреваю, что это произойдет совсем скоро, нам наверняка станут известны и мотивы убийств.

/смотри в оба

Если колесо пробито, даже в светлое время суток ни в коем случае не останавливайтесь, тяните на ободах до людного места.

Полезно возить с собой специальный герметик: он легко затягивает небольшое отверстие в шинах.

В темное время суток лучше ехать не в одиночку, а в колонне. Машины, едущие сзади, – хоть какая-то гарантия, что бандиты не нападут тут же.

Убийства на трассе м4 2014

Банда ГТА последние новости!!! Банда ГТА задержана 6 ноября 2014!

Полиция задержала банду ГТА в ходе спецоперации :

Спецоперация по задержанию членов банды, убивших 14 человек в Подмосковье и державших в страхе водителей автомобилей на федеральных трассах, продолжалась несколько месяцев. По словам источников в правоохранительных органах, были проверены около 100 адресов на территории Москвы и Московской области. Несколько раз оперативники, ориентируясь на результаты разработок, выезжали на задержание, но не заставали по-настоящему умных и хитрых преступников на месте. В итоге сотрудникам полиции удалось перехитрить бандитов.
В ходе спецоперации в Раменском районе в ночь на 6 ноября был уничтожен частный дом в поселке Удельная, в котором скрывались преступники - один из лидеров группировки оказал активное сопротивление, метнув в силовиков гранату. Сотрудникам СОБР пришлось открыть огонь на поражение, злоумышленник был убит. Первая информация о пожаре в частном доме на улице Горького поступила на пульт дежурного в 3:20.

На руинах сгоревшего коттеджа по окончании операции сотрудники полиции обнаружили схрон оружия. По словам источника, было найдено около 60 единиц автоматического оружия.

Утром 6 ноября уже в Москве в районе Дмитровского шоссе полицейским удалось задержать основную часть предполагаемых участников банды ГТА , причастной к убийству по меньшей мере 14 человек. У задержанных изъяли 2 автомата АКС и около 100 патронов. Восемь мужчин и две женщины были доставлены в отдел полиции для допросов.

Как начинались убийства на М4 :

У одного знакомого у родителей на трассе м4 дон убили знакомого. Опера сказали, что это уже не первый случай на этой дороге. Сценарий такой: рассыпают по дороге то, что прокалывает колесо, подходят к меняющему и стреляют в голову. Все события происходят около Москвы до 100 км.

Банда ГТА в подмосковье орудовала с начала года, хотя до сих пор еще неясно, когда именно банда ГТА совершила первое преступление.

Вот, что нашел в инете про другие случаи:

4).В Подмосковье расследуют убийство автомобилиста и его супруги, расстрелянных неизвестными практически в упор. - Новости на НТВ от 03.05.2014.

5). В деле о серии загадочных убийств водителей на подмосковной трассе М4 появились новые подробности. Новости на канале НТВ от 21.08.2014

Газета.Ру от 12.09.2014 :

После череды загадочных убийств в районе трассы М4 «Дон» в Подмосковье многие водители с опаской отправляются в путешествие по областным магистралям в темное время суток.
Эксперты «Газеты.Ru» дали несколько простых советов , которые могут спасти жизнь во время ночных поездок по загородным дорогам.

Отправляясь на отдых или в рабочую поездку на автомобиле, нужно быть предельно внимательными и не поддаваться на возможные провокации злоумышленников. Эксперты «Газеты.Ru» рассказали, какие правила следует соблюдать, чтобы обезопасить себя во время путешествия, а также о любимых приемах разбойников с большой дороги.

Взять самое необходимое

Собираясь в путь, убедитесь, что все электронные гаджеты и средства связи находятся в рабочем состоянии и заряжены. Не забудьте взять зарядку для телефона, которая работает через USB-порт или прикуриватель. Сумку с крупными суммами денег, если они есть, лучше припрятать подальше в салон, а под рукой оставить только необходимые документы и небольшое количество наличности.

Подготовить шины

Перед поездкой обязательно защитите свои шины от проколов.

Для этого можно залить в ведущие колеса, а лучше во все четыре, специальное средство - антипрокол. В случае если у машины пробьет колесо, герметик заполнит дыру и вы сможете доехать до шиномонтажа.

Известный психиатр-криминалист, доктор медицинских наук Михаил Виноградов категорически не советует парковаться в безлюдных местах, чтобы заменить колесо.

«Не останавливайтесь, если у вас пробило колесо, доезжайте, как можете, до поста ГИБДД или шиномонтажа, но ни в коем случае не оставайтесь в такой ситуации в одиночку на дороге», - сказал «Газете.Ru» Виноградов.

Ехать в компании

Путешествуя по трассе, лучше ехать не одним автомобилем, а скооперироваться, собрав группу из нескольких машин, и присматривать друг за другом. Также во время поездок по трассам можно пристраиваться к дальнобойщикам.

«Если на трассе орудуют преступники и, к примеру, они расстелют колючки, чтобы проколоть водителям шины, то, наехав на них, большие грузовики этого даже не заметят, - говорит Виноградов.
Их резина практически непробиваема. Можно ехать за фурами или даже между ними».

Не останавливаться в безлюдных местах

«Одно из самых главных правил для путешественников - не останавливаться в глухих местах, - рассказал «Газете.Ru» координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, за плечами которого более 150 тыс. пройденных по автотрассам километров. -

Если вы увидели, что к вам в пустынном месте бегут люди с криками о помощи, проезжайте мимо, не останавливаясь. Ловить людей на такую удочку - излюбленный прием мошенников.
Даже если вы не будете сразу открывать двери, то велик шанс, что вам под колеса просто подсунут доску с гвоздями. Следуйте дальше, а в пути немедленно позвоните в службу спасения или в полицию. Если действительно что-то произошло, такие ваши действия будут гораздо более полезными. Поскольку стационарные посты ГИБДД на трассах в большинстве своем сейчас закрыты и стражи правопорядка патрулируют дороги на служебных автомобилях, необходимая помощь может прибыть достаточно оперативно.

То же самое, если же в лесу вам машет жезлом одинокий гаишник. Проезжайте дальше.

Если им действительно будет нужно, сотрудники ГИБДД вас найдут сами, но вы убедитесь, что они сделают это на служебной машине».

Отдыхать рядом с людьми

Останавливаясь на отдых, нужно смотреть, где стоят дальнобойщики. Имея большой опыт путешествий, они уже знают не только те места, где хорошо кормят, но и те, где безопасно.

Пытаясь сэкономить, не нужно вставать на обочине или же съезжать в поле.

«На трассе раскидывают металлические предметы, машина, которая пробивает колесо, останавливается на обочине, всех, кто в ней находится, просто убивают! Вещи не крадут, и ничего больше. Предположительно, передвигаются на отечественной девятке или четырнадцатой серебристого цвета. Действия, если попали в подобную ситуацию: если вдруг пробило колесо, НА ДОРОГЕ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ, а доехать до ближайшей заправки или чего-то подобного, где многолюдно!!! Уже произошло более десяти случаев!»

Запись собрала больше тысячи публикаций, в среде автовладельцев начала нарастать паника. Несмотря на то, что информации о десятках преступлений официальные данные не подтверждают, как минимум три подобных эпизода уже признаны следственными органами.

С мая по август жертвами очень похожих убийств на дорогах Подмосковья стали четыре человека. Первые убитые — 64-летний Анатолий Лебедев и его 62-летняя супруга Татьяна . Семейная пара ехала по трассе М4 «Дон». Внезапно что-то прокололо колесо машины — позже окажется, что это были сплавленные пластины с шипами, «куриные лапы». Пенсионер вышел из машины, увидел, в чём проблема, достал из багажника домкрат. В этот момент его и сидящую в салоне автомобиля супругу расстреляли неизвестные. Близкие семьи настаивают, что у пары не было очевидных врагов и недоброжелателей. Убийцы ничего не взяли. Из личных вещей пропал только планшетник Лебедева, но есть версия, что его забрали мародёры, а вовсе не преступники. Всё остальное, в том числе и кошелёк жертвы, осталось на месте.

Следующий пострадавший — житель Тульской области, водитель маршрутки Алексей Цыганов . Сценарий был такой же — мужчина вышел из машины, чтобы осмотреть проколотое колесо, и был расстрелян. Машина и вещи водителя остались нетронутыми.

Ещё одна жертва — 31-летний москвич Альберт Юсупов , бывший танцор ансамбля имени Игоря Моисеева. Его машина также наскочила на разложенные на дороге шипы.

«18 августа 2014 года в правоохранительные органы Раменского района поступило сообщение об обнаружении тела мужчины на участке проезжей части Малого бетонного кольца (трасса А-108) с огнестрельными ранениями тела, — сообщает управление Следственного комитета Российской Федерации по Московской области. — В ходе проведения неотложных следственных действий установлено, что потерпевший 31-летний житель Москвы возвращался на автомобиле «Опель Вектра» с выходных, проведённых на даче в Луховицком районе. Примерно в 2 часа ночи он сообщил по телефону своему товарищу, что не может продолжать путь, поскольку пробил колесо своей машины. В 2 часа 40 минут водитель грузового автомобиля обнаружил тело потерпевшего с огнестрельными ранениями на проезжей части дороги».

Во всех случаях у машин были проколоты колёса, а пассажиры автомобилей были расстреляны. Установлено, что во всех случаях преступники подбрасывали на дорогу ловушку в виде сплавленных пластин с шипами — «куриные лапы». Убийца (или убийцы) стреляет из пистолета Макарова. По последним данным, банда ездит не на «девятке» или ВАЗ-2114, а на вишнёвой «Дэу Нексии». С места преступления во всех трёх случаях пропали водительские удостоверения.

По неофициальной информации, нападений было не 4, а целых 14. «С 2013 года на трассе М4 «Дон» было совершено 14 убийств водителей», — сообщает «Деловой квартал». В следственных органах отмечают, что только три из них рассматриваются в рамках одного дела, как, возможно, совершённые одними и теми же людьми.

Кроме того, вечером 29 августа от действий преступников на Каширском шоссе пострадали сразу четыре водителя. Правда, никто не погиб. Автомобилисты проткнули колёса шипами, разбросанными на трассе, но никто из водителей не стал останавливаться. Все поехали до ближайшего поста ДПС.

В некоторых случаях плану преступников, возможно, мешала людская отзывчивость — владельцы проезжающих машин останавливались, помогали пострадавшим поменять колесо, что отпугивало бандитов. Позже на местах происшествия находили те самые «куриные лапы».

По данным ряда российских СМИ, ещё как минимум трое водителей спасли себе жизнь, притворившись мёртвыми. Отсюда — несколько скудных описаний внешности преступников. «Один из членов банды высокий, европейской внешности, лицо второго всё время скрыто под капюшоном, а третий носит причёску боб», — сообщает LifeNews. Сайт опубликовал приблизительные фотороботы преступников.

По информации LifeNews , правоохранительные органы реализуют план по поимке банды с начала лета: он носит кодовое название GTA, в первую очередь, из-за схожести действий преступников с сюжетом известной компьютерной игры. Из-за этого многие интернет-пользователи сделали вывод, что убийцы с трассы могут быть, например, «сошедшими с ума геймерами». Ещё одна популярная версия — это может быть обряд инициации для новичков некой преступной группировки.

Сейчас поиски банды «убийц на дорогах» продолжаются — в делах есть несколько «зацепок». Например, оставленные на месте преступления следы ДНК преступников (их слюна). Также проводится анализ телефонных звонков, совершённых в момент и в непосредственной близости от мест преступлений.

Загрузка...