musings.ru

Чем опасен интернет? Влияние интернета на человека. Положительное и пагубное влияние интернета на человека

Влияние Интернета и развития технологий в целом на развитие умственных способностей человека. Интернет является принципиально новым средством телекоммуникаций, отличающихся высокой скоростью обмена информацией. В связи с этим возникает новый уровень отношений человека и компьютера, человека и человека посредством компьютера.

Как это сказывается на психике человека? Может наблюдаться заметное повышение скорости и объема восприятия данных, открытие новых возможностей человеческого мозга, принципиально новое восприятие прежней информации. Верно ли, что дети, много времени проводящие за компьютером, развиваются значительно быстрее сверстников? С точки зрения здравого смысла, у компьютерщиков более разумно и логически правильно выстроены мыслительные процессы. Это позволяет им яснее и точнее выражать мысли, самоорганизовываться. Но в то же время не теряется ли в них элемент гуманитарности, образности мышления?

С другой стороны, интернетчики имеют более широкий круг "общения", больший доступ к мировой информации, в том числе гуманитарного плана. И опять же возникает парадокс: в современном мире далеко не вся информация погружена в пучину Интернета, а пока лишь только небольшая ее часть. Не будет ли вся оставшаяся за пределами Интернета информация потеряна для тех, кто связан с сетью, хотя бы по причине нехватки времени?

Существует ли зависимость между погружением в Интернет и умственным совершенствованием человека?

Чем "продвинутей" человек в компьютерах и в Интернете тем лучше, гармоничнее, логичнее и более широконаправленно развивается личность. Одна из важнейших функций Интернета - это общение людей в онлайновом режиме. Интернет здесь выступает в качестве медиума в этом новом виде человеческого общения. Онлайновый режим коммуникаций имеет свои особенности: это не эпистолярный жанр, но и не реальный разговор. Это принципиально новый вид общения. Возможность вести диалог с удаленным собеседником в режиме реального времени позволяет осуществлять индивидуальную психотерапию. Общение в "виртуальном" пространстве характеризуется следующей спецификой. Обмен письменными посланиями, замещающий вербальную коммуникацию, - процесс медленный. У человека есть время подумать и придать своим мыслям и словам нужную ему форму. Множество полезной информации, отброшенной в процессе набора и редактирования текста, оказывается утраченной. Хотя есть мнение, что наоборот - обмен информацией становится более интенсивным в смысле отношения содержания текста к его объему. В связи с этим возникают новые проблемы, связанные с общением людей посредством Интернета. Влияет ли Интернет на эмоциональное и духовное развитие человека?

Одна из первых и важных проблем - это замена социально-иерархических ориентиров ментальными. К чему это может привести? Во-первых, к созданию определенных субкультур, социальных групп людей, объединенных общими интересами (а подчас - и целями), поведенческими нормами (установленными для каждого конкретного случая в зависимости от уровня общения и прочих его факторов), а также наличием устойчивой структуры взаимодействия внутри данной группы. Еще один признак выделения социальных групп - общность статуса и ролевых предписаний - является отдельной темой разговора, т.к. в данном случае можно констатировать рождение нового общества со своими законами, нормами, правилами, обычаями, иерархией, целями и интересами. Эта новая реальность может быть в корне отлична от той, которая могла бы быть создана теми же людьми в "реальной реальности".

Затрагивается вопрос о ролевой игре и "расслоении" структуры личности.

Человек может быть одной личностью в "новой реальности", может быть несколькими, может быть любого пола, возраста, вероисповедания и проч., если эти характеристики, конечно, уместны и употребимы в данной ситуации. "Я - реальный" и "я - виртуальный" - как взаимодействуют эти две категории? Проблема "масок", которые существуют и при отсутствии "виртуальности", а с ней приобретающие еще больший размах и значение.

Наверное, не имеет смысла изучать проблему "виртуальных" взаимоотношений независимо от реальной жизни, поскольку так или иначе, этим двум мирам приходится пересекаться, и, поскольку основная, реальная наша жизнь пока еще не погребена (или раскрепощена) компьютерами, следует все же привязывать "виртуальность" к реальности.

Таким образом, проблемы возникают при пересечении двух реальностей: компьютерной и реальной.

Последствия могут оказаться положительными (совершенствование социально-иерархической структуры общества), и с тем же успехом деструктивными (разница между устройством компьютерного и реального миров может привести к стиранию рамок привычного адекватного поведения человека в реальности, к неопределенности реальных жизненных ориентиров). Что касается "расслоения" структуры личности конкретных индивидуумов, здесь также могут наблюдаться как конструктивные (эмоциональное, духовное совершенствование человека, самоизучение и самокопание), так и деструктивные показатели (деградация личности).

1

1. Юрьева Л.Н., Больбот Т.Ю. «Компьютерная зависимость» / Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот – Ставрополь, 2014. – С. 34-35.

2. Новикова А.М. «F5 Интернет как образ жизни» Журналы / А.М. Новикова – Москва, 2013.- С. 23-25

3. Тюнина М.В. «Хитрости интернета» /М.В. Тюнина - Москва, 2015.- С.12-14

Интернет приобрел большое значение в современном обществе. По правилам современного общества практически невозможно существовать без пользования интернет ресурсами. Пользование Интернетом это глобальная экономия времени, но нельзя отрицать, что чрезмерное пользование Интернетом может повлиять на нашу психику. Не зря есть такая поговорка: «все хорошо в меру». Пагубное воздействие может оказать чрезмерное увлечение Интернетом на различные сферы нашей жизни, и впоследствии вызвать Интернет - зависимость.

Целью данного исследования является выявление положительного и отрицательного влияния Интернета на становление и развитие личности в социальной среде.

Положительное влияние Интернета

1) Интернет - это сбор, хранение, доступность и передача ценной информации.

В первую очередь, Интернет - это огромная библиотека у вас дома. Библиотека всего мира в вашем кармане. Не выходя из дома, можно посетить абсолютно любое место мира. Самые свежие новости, прогноз погоды, информация о пробках, маршрут до какого-либо места все это дарит Интернет. И конечно же нельзя не упомянуть об электронных письмах, которые дойдут до адресата за несколько секунд. В сети можно найти абсолютно любую информацию, из всех сфер жизни человека.

2) Приобретение товаров и услуг, которые не предоставляются или их нет в наличие в городе, или они не имеют достойного качества.

Интернет упрощает покупки. В электронном виде они обходятся дешевле. При заказе товаров и услуг можно детально посмотреть описание, фото, проверить отзывы на данный товар. Продать машину, купить домашнего питомца, найти развлечение на выходные, подобрать тур поездку.

3) Интернет - это общение

Интернет упрощает жизнь, предоставляя возможность общения «on-line», это уникальная возможность для тех, кто находится на приличном расстоянии друг от друга, кто не имеет возможности увидеться, а также не стоит забывать о людях, с ограниченными возможностями, которые просто не могут покинуть свой дом

Общение может осуществляться посредством чатов, видео-звонков, электронных писем, голосовых сообщений.

4) Интернет - источник развлечения.

В развлекательных целях можно пользоваться Интернетом: просмотр и загрузка фильмов, мультфильмов, интересных онлайн игр и т.д.

5) Интернет-источник дохода

В Интернете можно найти работу, которая будет высоко оплачиваться и приносить удовольствие.

Интернет дает возможность ведения своих профессиональных блогов, развитие своего бизнеса с помощью Интернет-ресурсов, а именно сайтов, которые приносят целевых или потенциальных клиентов.

Во всемирной Сети можно осуществить быстрый поиск, как работодателей, так и людей различных специальностей

Успешный бизнес в интернет-сети — это огромный спектр услуг, которые предоставляются в электронном виде, а именно создание сайтов, написание книг для пользователей интернета, продвижение бизнес-сайтов, компаний, корпораций, продажа недвижимости, предоставление посреднических услуг и т. д.

6) Интернет - это возможность быть в центре событий.

Ведения активного образа жизни является огромным плюсом Интернета.

Пагубное влияние Интернета

Какое же пагубное влияние может принести Интернет человеку?

1) Интернет-это недостоверная и негативная информация.

В Интернете может встречаться нежелательная и нецензурная информация из-за невозможности отслеживания действий пользователя в сети. Невозможно фильтровать всю негативную информацию.

2) Интернет - это мошеннические действия

Мошеннические действия в отношении продажи товаров и услуг в сети. Огромное количество интернет-магазинов, которые предоставляют некачественную продукцию, а также обманным путем привлекают потенциальных клиентов за счет интернет-аукционов, на которых выставляют свой товар как новый, но когда получаешь его - понимаешь то, что он бывшего употребления. Вернуть свои средства за некачественный товар и отстоять свои права потребителя, которые регулируются законом весьма затруднительно.

3) Интернет - это масса вирусных программ

Пожалуй, всем известно, что Интернет просто кишит вирусами и необходимо установить антивирусную программу, чтобы защитить компьютер.

4) Интернет-это снижение уровня грамотности

Влияние интернета на русский язык, на культуру, на образование, на процесс обучения.

Сеть Интернет стала средством общения для многих людей. Тексты пишутся быстро и в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными сокращениями и опечатками.

5) Интернет - это проблемы со здоровьем.

Человеческий организм подвержен негативному влиянию во время длительной работы за компьютером. Особенно отражается в большей степени на зрение и костно-мышечный аппарат человека

Так же рассмотрение ненужной информации приводит к развитию стресса.

Интернет - зависимость

Безусловно, все перечисленные выше заболевания не могут не оказать отрицательного воздействия на психическое состояние человека. Но в данный момент стоит сказать о влияние Интернета, которое напрямую связано с человеческой психикой. Человек становиться Интернет зависимым от современных компьютерных технологий и первыми с этой проблемой столкнулись врачи-психотерапевты в 1996 году. Интернет-зависимость сравнивают с наркоманией - физиологической зависимостью от наркотических веществ.

Людям, проживающим свою жизнь в Интернете зачастую необходима социальная поддержка, у них большие трудности в общении, они испытывают неудовлетворенность, низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Практика показывает, что такие люди спешат уйти в безопасную для них среду, в жизнь, где у них нет никаких обязательств. Со временем такой образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, а результат - человек действует, живет и думает совершенно по-другому. Меняется подход к решению различных жизненных проблем.

Несколько типов проявления Интернет-зависимости:

Виртуальные знакомства - избыточность знакомых и друзей в сети, постоянные новые знакомства;

Навязчивая потребность в сети - игра в онлайн азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах, участие в разнообразных обсуждениях на форумах;

Бесконечные путешествия по сети - поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;

Игровая зависимость - навязчивая игра в on-line компьютерные игры.

Список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:

  • ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;
  • проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;
  • увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;
  • невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;
  • ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;
  • учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;
  • возникновение проблем с работой или учебой.

Российские психиатры считают, что сейчас в стране Интернет зависимых 4-6%.

Лечение Интернет-зависимости похоже на лечение любой другой зависимости (например, наркомании, алкоголизма, игромании). Оно заключается в том, чтобы переключить человека на радости реального, а не виртуального мира.

Чем же станет всемирная паутина для каждого конкретного человека и для вас лично, зависит от вас. Современная техника дает огромные возможности, и надо лишь использовать их себе во благо.

Библиографическая ссылка

Герасимова Д.В. ИНТЕРНЕТ И ЕГО ВЛИЯНИЕ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 649-651;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=10618 (дата обращения: 18.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как уже не раз говорилось в огромном количестве книг и публикаций, длительная работа за компьютером весьма негативно сказывается на многих функциях человеческого организма. Здесь можно вспомнить и о высшей нервной деятельности, а также эндокринной, иммунной и репродуктивной системах. Не в меньшей, а то и большей степени сказанное касается зрения и костно-мышечном аппарате человека. Мрачными последствиями несоблюдения несложного комплекса правил пользования компьютером могут явиться как испорченное зрение, так и варикозное расширение вен на ногах. Если положить руку на сердце, то, конечно, все эти проблемы человек может приобрести и без компьютера, ему достаточно просто вести несбалансированный образ жизни. Регулярное использование компьютера представляет собой всего лишь еще одну причину возникновения проблем со здоровьем наряду с недостаточным отдыхом, малоподвижным образом жизни или неправильным питанием. Другое дело, что эта причина оказывается весьма и весьма весомой.

Безусловно, все перечисленные выше заболевания не могут не оказать отрицательного воздействия на психическое состояние человека. Но в данный момент нас интересует только то влияние компьютера, которое напрямую связано с нашей психикой. И если зрению и слуху человека в первую очередь угрожают клавиатура, «мышь», монитор или наушники, то, что касается психики человека, так здесь на первый план выходят более виртуальные вещи, а именно - чрезмерное увлечение компьютерными играми или интернетом. Как правило, именно эти факторы могут вызывать некое подобие зависимости, которое в некоторых случаях связывается с невозможностью оторваться от своего увлечения, вызывая своего рода маниакальную зависимость от интернета или от игр. В таких случаях человек оказывается просто не в состоянии представить себе свое существование без предмета своего уже нездорового интереса, возлагая на его алтарь все большее и большее количество своего времени и здоровья.


Перед тем как приступить к рассмотрению указанных выше случаев, необходимо сразу сказать, что в данном контексте мы будем рассматривать только те ситуации, которые подразумевают многочасовое сидение за компьютером. Кроме того, стоит отметить, что мы исключаем из данного контекста тех людей, которые просто вынуждены проводить огромное количество своего времени за компьютером по роду своих занятий (постоянный мониторинг и сбор какой-либо информации и т.д.) Вовсе нет! В центре нашего внимания окажутся те люди, которые уже не могут представить свою повседневную жизнь без всевозможных чатов, интернет-форумов или различных компьютерных игр (стоит сказать, что такие люди составляют примерно 90% от всех «завсегдатаев» всемирной паутины).

Теперь попробуем набросать портрет среднестатистического представителя указанной аудитории. В принципе, такую задачу вряд ли можно назвать сложной, так как образ жизни такого человека и выступает в роли основополагающей причины подобного времяпрепровождения, причем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Мы вряд ли ошибемся, если скажем, что людям, проживающим всю свою жизнь в интернете (ну, хотя бы, большую ее часть), как правило, крайне необходима социальная поддержка, так как они испытывают огромные сложности с общением, неудовлетворенность собой, в некоторых случаях крайне низкую самооценку, закомплексованность, застенчивость и целый ряд других всевозможных проблем подобного рода. К сожалению, Интернет способен решить практически все такие проблемы, предоставляя жизнь виртуальную (где можно сделать себя абсолютно кем угодно, то есть, воплотить все свои мечты о собственной исключительности) взамен жизни реальной, к которой такой человек попросту оказывается неприспособленным. Как показывает практика, такая путина довольно часто засасывает огромное количество людей, спешащих уйти в безопасную для них среду, и ни к чему не обязывающую жизнь.


Здесь наблюдает двойственная ситуация. С одной стороны такие люди усугубляют те свои черты характера, от которых они хотели бы полностью избавиться, а, с другой стороны, приобретают новые «призы», которые выражаются в уходе от реальности посредством изменения своего психического состояния, виртуально изменяя свой пол, возраст или какие-то еще качества... Опасность также выражается еще и в том, что с течением времени подобный образ жизни и мышления пропитывает все уровни их действительности, что заставляет человека действовать и думать совершенно по-другому. Другими словами, он полностью меняет подход к решению бытовых вопросов, а также всех своих семейных, личных, профессиональных, партнерских и прочих проблем.

Ниже представлен список психологических симптомов, которые могут проявляться у человека, относящегося к группе риска интернет-зависимых людей:

    ощущение хорошего самочувствия, а иногда даже эйфории от присутствия за компьютером;

    проблематичность, а в некоторых случаях и невозможность прервать работу;

    увеличение количества времени, проводимого за экраном монитора;

    невнимательное отношение к членам семьи и друзьям, переходящее в полное пренебрежение и равнодушие;

    ощущения внутреннего дискомфорта, пустоты, депрессии и раздражения, появляющиеся в отсутствие компьютера;

    учащающаяся ложь работодателям и членам своей семьи о своей деятельности;

    возникновение проблем с работой или учебой.

Помимо этого настороженность должны вызывать такие сигналы, как:

    навязчивое стремление как можно чаще проверять электронную почту;

    с трудом сдерживаемое предвкушение следующего сеанса нахождения в сети;

    с каждым разом все большее время, проводимое в сети;

    рост расходов, связанных с оплатой Интернет-услуг и компьютерного времени.

Можно, кстати, отметить, что все указанные симптомы практически полностью соответствуют симптомам, характерным для любой другой зависимости, будь то алкоголь, наркотики или одержимость работой. Во всех указанных случаях, включая сюда и Интернет-зависимость, состояние зависимого человека усугубляется, в конечном итоге приобретая статус мании, если своевременно не предпринимать никаких мер по выводу это человека из зависимости. Эйфория, предоставляемая компьютером и Интернетом, постепенно начинает культивировать в человеке неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, самоизоляцию, потерю всяких привычных ценностей и внутренних ориентиров, наплевательское отношение к членам семьи и друзьям.


Довольно часто среди близких людей зависимого человека можно встретить распространенное заблуждение, что они сами могут призвать своего «проблемного» родственника к этическим нормам и нормальному образу жизни. К сожалению, это практические никогда не удается, так как в данном случае им приходится иметь дело не с упрямством, а с настоящей болезнью человека, которая вызывает глубокие изменения личности, сопровождая этот процесс развитием новых, довольно неприятных, черт характера и особенностей самой личности.

Теперь что касается детей. Если про взрослого человека можно сказать, что он сделал свой выбор в большей или меньшей степени осознанно, то ребенок довольно часто становится невольным заложником образа жизни своих родителей, поведение и привычки которых он копирует на сознательном и подсознательном уровне. Долгое общение с компьютером, который в представлении ребенка начинает ассоциироваться с другом, всегда готовым к игре и не говорящим «хватит, я устал!», может приводить не только к возникновению так называемой компьютеромании, но и еще целого комплекса других отрицательных побочных эффектов.

Особенности детской психики заставляют ребенка в крайне короткий срок приспосабливаться к окружающему миру, что совершенно справедливо и в отношении мира компьютеров. К сожалению, многие изменения, вызванные такой особенностью ребенка, обычный человек сразу заметить оказывается не в состоянии (с этой задачей может справиться только опытный педагог или психолог). В качестве примера можно привести изменения в эмоциональном плане, появление повышенной агрессивности, частых вспышек насилия. Также можно обратить внимание и на другой аспект – у ребенка прекращается полет фантазии, свойственный его возрасту, он становится неспособными создавать собственные визуальные образы, а также с большим трудом может обобщить и проанализировать поступившую информацию. Долгое общение с компьютером довольно часто может приводить к развитию долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития ребенка. Некоторые психологи уже сейчас отмечают у так называемого «компьютерного поколения» ухудшение работы некоторых видов памяти, появление эмоциональной незрелости и общей безответственности.

Сегодня Интернет и человек, представляют собой неразрывное звено в цепи коммуникации. Жизнь человека, существующего в современном обществе буквально «пропитана» социальными сетями, личными блогами, фотографиями в «instagram» и т.д. Грань между реальным и виртуальным миром исчезает, оставляя за собой различные последствия, как для индивида, так и для общества в целом.

В своём исследовании, мне хотелось бы изучить проблему взаимодействия человека с Интернетом, а также выявить возможные психологические и поведенческие последствия в результате этого взаимодействия.

Итак, можно выделить два вида влияния Интернета на психику и поведение человека: во-первых, позитивное, а во-вторых - негативное. Рассмотрим каждый из них на примере различных последствий.

1.Интернет зависимость. Является самым распространённым отрицательным последствием для субъектов коммуникации. Как правило, интернет зависимость и становится основным источником всех других негативных последствий. К примеру, потеря времени. Из-за навязчивого желания зайти в Интернет, время, которое можно было направить на продуктивную деятельность, уходит на сидение в соц. сетях, новостных порталах, другими словами, тратится в пустую.

Существуют и другие точки зрения, утверждающие, что ни о какой Интернет зависимости не может быть и речи. Для многих, Интернет является просто развлечением, возможностью приятно провести время, при этом не вызывая психологической зависимости.

Однако исследование, проведенное Кимберли Ян, психологом из Питтсбургского университета в Бредфорде, показало совершенно иной взгляд на данное мнение.

Как утверждает сама Янг, сетевая зависимость вырабатывается сравнительно быстро. Исследование Янг опирается на результаты ответов 196 человек на составленный ею тест. Средний возраст пациентов - 33 года. Мужчин среди них около 70%. У 25% опрошенных, зависимость возникла за полгода активной жизни в Сети, 58% стали аддиктами (зависимыми) в течение второго полугодия, лишь около 17% респондентов получили зависимость спустя год и более 10 . Также, по результатам исследования, в реальной жизни зависимые часто являются конфликтными людьми, у них более ярко выражена склонность к депрессии. Исследовательница полагает, что наибольший урон карьере, дружеским и семейным отношениям наносит увеличение времени, проведенного онлайн, и, как следствие, оттеснение реальной жизни на второй план. По результатам исследования психолог приводит методику для преодоления зависимости.

Также, данную точку зрения подтверждает Николас Карр, известный американский ученый-публицист, который совместно с созданной им группой исследователей-психологов пришел к неутешительным выводам - быстрое и регулярное просматривание сайтов приводит к тому, что мозг человека утрачивает способность к углубленному аналитическому мышлению, превращая постоянных пользователей сети в не способных к интеллектуальной работе людей.

Второе же мнение базируется на том, что Интернет способствует заметному повышению скорости и объема восприятия данных, открытию новых возможностей человеческого мозга, принципиально новому восприятию информации. Также, считается, что у интернет пользователей более разумно и логически правильно выстроены мыслительные процессы. Что позволяет им яснее и точнее выражать мысли, самоорганизовываться. Такая точка зрения весьма импонирует многим интернет пользователям. Однако, если в защиту первого мнения могут выступить некоторые исследования, то второе мнение, на данный момент ещё не имеет подтверждений со стороны исследователей. Таким образом, нет оснований придерживаться второго мнения.

3.Проблема общения. В данном аспекте, Интернет выступает как новая коммуникационная среда, лидирующее место в которой занимает человек, как субъект коммуникации. Так, общение перешло в новую виртуальную плоскость, изменив стандарты и сам процесс коммуникации в целом. Наиболее наглядным примером такого общения в Интернете. являются социальные сети.

Режим «онлайн» образовал некоторые особенности, имеющие как свои недостатки, так и преимущества. Что касается преимуществ, то пользование социальными сетями в значительной мере облегчило человеку жизнь, как в роли адресанта, так и адресата. Новое средство общения позволяет мгновенно обмениваться необходимой информацией, которая может быть представлена в совершенно разных видах сообщения (текст, фото, видео, аудио). Также, с помощью соц. сети, человек может восстановить потерянные связи, найти бывших друзей, знакомых, одноклассников и даже дальних родственников. Система поиска друзей и знакомых, предоставляемая в соц. сети, даёт возможность заводить новые знакомства и отношения. Сеть может выступать и как эффективный инструмент оповещения своих друзей о событиях из своей жизни. Следует отметить, что важным преимуществом межличностной коммуникации в социальной сети перед другими формами коммуникации является совершенная свобода в выборе своего собеседника, отсутствуют такие барьеры, как расстояние, ограниченность в финансовых ресурсах, и что самое главное, благодаря особенностям виртуального общения в соц. сети, у человека снижается степень проявления психологических факторов (застенчивость, страх, трусость, закомплексованность), которые только затрудняют образование диалога. Такая форма коммуникации подарила возможность общаться без затруднений многим людям с ограниченными возможностями.

Ко всему прочему, положительной стороной общения в сетях является анонимность. Возможность высказаться, оставаясь анонимным, лечит неврозы, поскольку все скрытые комплексы вылезают наружу, становясь достоянием сетевой общественности.

Но не стоит идеализировать общение в сети, поскольку оно, как и прочие средства коммуникации имеет свои недостатки.

Проведём параллель с таким положительным эффектом, как удобство общения на расстоянии. С одной стороны, социальные сети позволяют общаться «не выходя из дома», с другой стороны, такое удобство приводит к глобальному снижению интенсивности коммуникации между людьми в настоящем, подлинном виде (общение «вживую»). Это ведёт к малой мобильности людей, что негативно сказывается на их здоровье, психологическом состоянии и мировосприятии. Общение в соц. сетях лишено эмоций, а это огромный минус: нельзя увидеть выражение лица человека, который нам пишет, нельзя услышать интонацию речи, нельзя прикоснуться к человеку, a также сделать всё то-многое, что даёт человеку живое общение.

Кроме того, информационный поток в сетях оказывает негативное влияние на психологическое состояние человека. Причиной здесь выступает отсутствие цензуры как таковой, а именно повышенное количество информации эротического, насильственного, антиморального характера, содержание матерной лексики. Такая информация в первую очередь отрицательно сказывается на воспитании подрастающего поколения, делая его жестоким, безнравственным и психически неуравновешенным. В совокупности, данное воздействие оказывает сильное влияние и на сам процесс социальной коммуникации, отклоняя его в сторону дисбаланса.

Итак, на основе исследования можно сделать следующий вывод:

Интернет - это новое средство массовой коммуникации, совмещающее в себе определённые возможности, которые с одной стороны упрощают и делают жизнь индивида более удобной с точки зрения социальной мобильности, скорости обмена информацией и т.д., а с другой стороны, приводят к деградации личности, как моральной, так и физической, глобально дестабилизируя процесс коммуникации в обществе. Такая противоречивость, прежде всего, указывает на то, что развитие массовой коммуникации на сегодняшний день проходит адаптационный период, который характеризуется несовершенством своих идей, наличием проб и ошибок, в силу малоизученности сегмента в котором данная инновация занимает своё место.

Таким образом, можно определить, что процесс развития средств массовой коммуникации приводит к определённым последствиям, поэтому, чтобы максимально снизить угрозу их возникновения, каждому из нас необходимо совершенствовать технологию развития средств массовой коммуникации, в частности Интернета.

Заключение

Интернет сегодня – это реалия жизни социума, проникающая во все его сферы и институты. Интернет, как средство массовой коммуникации, включает в себя очень важные социальные аспекты информатизации общества, позволяющие ему, как функционировать в коммуникативной среде, так и изменять информационную реальность социума.

Для выбора темы курсовой работы, мне послужила актуальность проблем, связанных с развитием коммуникационной среды общества и процессов протекающих внутри него. Также на основе этого, мною была определена и цель работы. В соответствии с установленной целью были поставлены задачи курсовой работы. Проведенная работа по решению задач привела к следующим результатам.

В первом разделе мною было раскрыто понятие Интернета, как средства массовой коммуникации, на основе которого были рассмотрены такие его составляющие, как группы коммуникаций, возникающих между адресантом и адресатом и основные функции Интернета, которые наиболее полно раскрыли его содержание и направленность. В конце раздела по анализу вышесказанного был сделан вывод.

Во втором разделе, на основе приведённых статистических данных, мною была дана характеристика Интернет аудитории, по содержанию которой, в конце раздела, также был сформулирован вывод.

В третьем разделе, была представлена завершающая стадия моего исследования по проблеме взаимодействия человека с Интернетом, в котором на примере определённых последствий, с учётом различных точек зрения и исследований по данной проблеме, мною было выделено и описано два вида влияния Интернета на психику и поведение человека.

Заключительной стадией исследования, как и полагается, стало формулирование общего вывода, базирующегося на всём содержании работы.

Список использованной литературы

Основная литература

1. Богданов Д. Социальные функции Интернета / «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки», 2011. – С. 114–120.

2.Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

3. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004 – 328 с.

4.Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

5. Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа. Журнал коммуникации. – 1996 - № 1. - с. 42

Интернет-ресурсы

6. http://bd.fom.ru/map/projects/internet/ - База данных ФОМ. Исследование Интернет аудитории в России.

7.http://royal.pingdom.com/2012/01/17/internet-2011-in-numbers/- Официальный сайт компанииPingdom. Результаты исследования интернет аудитории.

8. http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html- Статья Егорова А.Ю. об интернет – зависимости.

9. http://ru.wikipedia.org/wiki/– Свободная энциклопедия Википедия. Понятие Интернет.

10.http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23366– Словари и энциклопедии на Академике. Понятие Интернет.

1 http://ru.wikipedia.org/wiki/– Свободная энциклопедия Википедия. Понятие Интернет.

2 http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/23366– Словари и энциклопедии на Академике. Понятие Интернет.

3 Моррис М., Оган С. Интернет как масс-медиа.Журнал коммуникации. – 1996 - № 1. – С. 42

4 Еникеев М.И. Общая и социальная психология. – М.: Норма, Инфра-М, 1999 - 624 с.

5 Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург.: У-Фактория, 2004 – 328 с.

6 Богданов Д. Социальные функции Интернета / «Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия Социальные науки»,2011. – С. 114–120.

7 Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. - 87 с.

8 http://royal.pingdom.com/2012/01/17/internet-2011-in-numbers/- Официальный сайт компанииPingdom. Результаты исследования интернет аудитории.

9 http://bd.fom.ru/map/projects/internet/ - База данных ФОМ. Исследование Интернет аудитории в России.

10 http://www.psi-test.ru/pub/i-zavisimost.html- Статья Егорова А.Ю. об интернет - зависимости.

Исследование на тему: Влияние интернета на развитие личности/ Шангина Валерия Викторовна 4МЖ (СО) valeria11021990 wrote in December 19th, 2013

Влияние интернета на развитие личности

Проблема. В данной работе будет рассмотрено влияние интернета на развитие личности. Меня привлекла данная тема тем, что интернет за короткий промежуток времени смог достичь огромной аудитории и стал важной частью жизни многих людей. Если представить себе ситуацию, что интернет вдруг неожиданно исчезнет, жизни многих людей резко изменятся. Интернет и его влияние на личность человека имеет огромную значимость, поскольку интернет влияет не только на личность отдельного человека, но и на жизнь всего общества, к примеру, он способствует изменению образа жизни людей.
На современном этапе интернет оказывает влияние на все сферы жизни человека: досуг, работу, личную жизнь. Интернет, предоставляя человеку огромные объемы информации, способствует развитию личности и облегчает ему жизнь. Сегодня интернет выступает основным и даже базовым элементом техногенного развития человечества. Он решает бесконечное множество поставленных человеком задач. Вместе с тем увеличивается количество людей, зависимых от интернета, жизнь которых превращается в сплошное нахождение в интернете.
Проблемность выбранной темы заключается в том, что с одной стороны, интернет положительно влияет на личность и способствует ее развитию, а с другой – он негативно сказывается на личности человека, который меньше времени проводит с живыми людьми и больше – в интернете.
Главным вопросом исследования является следующий вопрос: насколько положительное воздействие оказывает интернет на личность человека и какое влияние превалирует: положительное или отрицательное?
Цель исследования – выявить влияние интернета на развитие личности
Объект исследования – личность.
Предмет – влияние интернета на личность.
Актуальность.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что интернет все в большей степени влияет на личность людей, что к примеру проявляется в интернет-зависимости, которая становится все более распространенным недугом современного общества или в чрезмерной увлеченности познанием в сфере программирования и телекоммуникаций (как крайний вариант – хакерство) или в увлеченности компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета (как крайний вариант -игровая наркомания). Личностные основания выбора темы обусловлены тем, что автор данной работы, как и многие его знакомые, друзья, родственники очень много времени проводит в интернете. Ввиду этого, хотелось вы выявить воздействие интернета, в том числе и на автора данной работы.
Актуальность выбранной темы подтверждается следующими данными: согласно «данным Минкомсвязи РФ на начало 2012 года количество пользователей Интернета в России составило 70 млн. человек» , то есть около 50 % населения страны («по данным Росстата на 1 сентября 2012 г. численность жителей России составила 143,2 млн. человек»). При этом с начала 2012 года количество россиян, пользующихся интернетом, постоянно росло. Согласно проведенному в сентябре 2012 года исследованию ВЦИОМ, 60 % жителей страны являлись пользователями интернета, при этом около 40 % из них выходили в интернет каждый день (по сравнению с 30 % в 2011 г.). В мире на конец 2011 года было зарегистрировано около 2,1 миллиарда пользователей интернета. Таким образом, ввиду того, что количество пользователей интернета неуклонно растет, растет и его влияние на развитие личности. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
Гипотеза.
Интернет положительно сказывается на развитии личности.
Вопросы.
-Выявить положительные и отрицательные стороны влияния человека на личность?
-Определить степень зависимости людей от интернета?
-Выявить цели использования интернета?
Литература.
Степень изученности: данной проблеме уделяется довольно много внимания в современных исследованиях, однако данная проблема в основном изучается в контексте интернет-зависимости или влияния интернета на школьников и подростков. Многие исследователи выделяют такие сферы влияния интернета на личность как познавательная, игровая и, наконец, коммуникативная деятельность в Интернете. Немногочисленные и разрозненные исследовательские данные, имеющиеся в настоящее время, позволяют судить о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого информационными технологиями на личность. Широко распространено убеждение о негативном воздействии интернета на личностное развитие.
Теория. Проблема лежит в области социальной психологии. Автору данной работы близка теория развития высших психических функций Л.С.Выготского и его последователей, в которой ставится вопрос о глобальных преобразованиях личности под влиянием усложняющихся орудий деятельности.
Влиянию интернета на развитие личности посвящена статья Robert J. Gordon «Does the New Economy Measure Up to the Great Inventions of the Past». В данной статье автор акцентирует внимание на том, что интернет предоставляет огромное количество информации, которая позволяет людям развиваться.
В статье в «Социс» за 2011 год № 1 Цоя Н.А. «Феномен интернет-зависимости и одиночество» автор отмечает, что «Интернет усиливает социальную изоляцию индивида» и негативно сказывается на его развитии.
Автор статьи «Влияние интернета на личность 16/02/2012» отмечает, что «компьютерные игры и сеть интернет приводят к нарушению психических состояний у игровых аддиктов. Проведенные в России исследования показали некоторые устойчивые отклонения от нормы показателей психического состояния у игровых аддиктов: снижение настроения, самочувствия, активности».
В своей работе С.А.Шапкин (1999) пишет, что «вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в слабой степени».
Методика исследования: опрос и анализ вторичных источников. В исследовании проводится опрос на тему выявления факторов, связанных с интернетом, которые положительно сказываются на развитии личности. Опрашиваются 10 пользователей интернета. Также в данном исследовании автор провел опрос людей и выявил факторы, связанные с интернетом, которые негативно сказываются на развитии личности. Опрашиваются 10 пользователей интернета. Автор исследования провел третий опрос «Для каких целей Вы используете интернет? (в % от 100 % времени нахождения в интернете)?». Были опрошены 10 пользователей интернета. Наконец, опросив еще 10 человек, автор исследования определил долю интернет-зависимых.
Итоги
В данном исследовании автор провел опрос людей и выявил следующие факторы, связанные с интернетом, которые положительно сказываются на развитии личности.
1.Обучающие программы – отметило 50 % респондентов;
2.Обучающие игры отметило 40 % респондентов;
3.Ролевые игры и погружение в виртуальную реальность - отметило 40 % респондентов;
4.Электронные словари - отметило 80 % респондентов;
5.Большое количество информации - отметило 90 % респондентов;
6.Новостные сайты - отметило 80 % респондентов;
7.Различные сайты (к примеру, по кулинарии, вязанию и т.д.) - отметило 100 % респондентов;
8.Электронные книги - отметило 60 % респондентов;
9.Фильмы и ролики - отметило 80 % респондентов;
10.Прочие интернет-СМИ - отметило 30 % респондентов;
Также в данном исследовании автор провел опрос людей и выявил следующие факторы, связанные с интернетом, которые негативно сказываются на развитии личности.
1.Возникает интернет-зависимость - отметило 60 % респондентов;;
2.Общение в социальных сетях - отметило 90 % респондентов;;
3.Просмотр роликов - отметило 80 % респондентов;;
4.Фильмы - отметило 90 % респондентов;
Таким образом, респонденты выделили намного больше факторов, которые связаны с интернетом и которые положительно сказываются на развитии личности.
Опрос:
Для каких целей Вы используете интернет? (в % от 100 % времени нахождения в интернете)?
Информационные 11
Развлекательные 31
Познавательные 3
Работа 65
Респонденты отметили, что в основном они используют интернет для работы и для развлечений. Доля информационной и познавательной целей была невелика.
Опрос
Считаете ли Вы себя интернет-зависимым?
1)Да – 10 % респондентов
2)Нет – 90 % респондентов.
Таким образом, большинство респондентов не относят себя к категории интернет-зависимых.
Таким образом, многочисленные и разрозненные исследовательские данные, которые есть на данный момент, позволяют сделать вывод о неоднозначности и разнообразии влияния, оказываемого интернетом на личность. Приведенные примеры дают основания полагать, что интернет оказывает значительное положительное влияние на развитие личности, однако люди в основном используют интернет не для развития личности, а для работы и они не относятся к категории интернет-зависимых. Тем не менее, положительное влияние интернета превалирует. Гипотеза исследования подтвердилась.
Список литературы.
1. Robert J. Gordon Does the New Economy Measure Up to the Great Inventions of the Past // Journal of Economic Perspectives, vol. 4, no. 14 (Fall 2000).
2. Влияние интернета на личность 16/02/2012 //

Загрузка...