musings.ru

Основные этические нормы и принципы общения. Нравственная культура общения

Книга: Конспект лекций Этика

РАЗДЕЛ VII. НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ

Важным элементом общечеловеческого в морали является нравственная культура общения. Основываясь на гуманизме, человечности, отношении к другому как к равному себе, моральная культура на протяжении истории формируется в повседневной жизни людей, их опыте, нравственных поисках, то есть в процессе материального и духовного общения отдельных индивидов, социальных групп, народов разных стран.

Общение, деятельность, познание, будучи содержанием человеческой жизнедеятельности, находятся в неразрывном единстве, представляют собой формы социальной активности человека. Характерным признаком общения как формы активности выступает ее моральная направленность, нравственная культура людей, что раскрывается в общении (человечность, доброжелательность, дружелюбие, взаимоуважение и др.).

Благодаря общению индивиды обмениваются знаниями, производственным опытом и умением. Иначе говоря, только через общение с другими людьми человек может получить средства для удовлетворения своих потребностей и только в общении она находит и реализует духовную связь с другими людьми.

Заметим, что общение как объективная необходимость во всех формах жизнедеятельности возникает вместе со становлением человеческого общества и формированием человека, но в течение очень длительного периода не осознается как ценность даже в чисто практическом, утилитарном понимании. Когда же оно в общественном сознании эпохи родового строя осознается, то осознается как практическая ценность, а не моральная («табу», например). Обретение человеком личностного смысла общения, потребности в общении, в процессе которого индивид утверждает себя как личность и реализует себя как нравственное существо, представляет собой результат всей дальнейшей истории человечества, на тернистом пути которого нравственная культура, в том числе и нравственная культура общения, в определенном смысле предстает общей форме практической деятельности людей.

Речь идет о том, что в общении людей в той или иной степени всегда присутствуют моральные побуждения, которые удерживают общения в культурных пределах, придают ему человечности. Таким образом, общение выступает как самостоятельная жизненная ценность, которая показывает, в какой степени человек становится потребностью для другого исключительно как человеческая индивидуальность. Поэтому учет индивидуальности другого, уважения ее - одна из существенных требований нравственной культуры общения, выполнение которой возможно только при отсутствии социальных ограничений нравственного общения людей.

Следует обратить внимание на то, что, несмотря на некоторую стабильность нравственной культуры общения, существование преемственности ранее возникших ценностей и норм в реальной практике на разных этапах исторического развития содержание жизни конкретного общества и его членов может не только существенно изменить эту культуру, но и искажать ее вплоть до полной противоположности проголошуваним идеалам и устремлениям людей.

В условиях социального неравенства и антагонизма интересов моральные побуждения могут вытесняться из сферы общения, что приводит к его моральному опустошению, в результате чего потребность в общении оборачивается моральным отчуждением, характерными атрибутами которого становятся одиночество, враждебность, настороженность в отношениях, неискренность. Общение приобретает «внешнего вида», в основе которого лежат эгоизм и индивидуализм, теряет свою моральную ценность, превращаясь в «отношения полезности».

Объективными предпосылками развития как моральной потребности в общении, так и высокой нравственной культуры общения является формирование демократических основ общества, предоставление общественным отношениям характера свободных и равноправных. Общение при этом достигает личностного уровня, открытости, направленности на другого, способствует нравственному развитию, поскольку через общение человек усваивает всю сложную систему социальных отношений. И чем богаче общественные отношения, тем шире круг общения личности с обществом, тем более глубокие и человечные меж-личностные связи людей.

Таким образом, под моральным общением подразумеваются устойчивые связи между людьми, основой которых является господствующая в обществе нравственность, а также духовная потребность в морально-психологическом взаимопонимании. Уровень культуры общения, его моральный характер и епрямованість в основе своей определяются уровнем развития самого общественной жизни, которое может, с одной стороны, способствовать полнокровном общению людей, а следовательно и ощущению радости бытия, с другой - порождать чувство ненужности, разобщенности с остальными людьми.

Первостепенной важности в развитии нравственной культуры общения приобретают способность человека к общению^ те преимущества в выборе формы и стиля общения, которые производятся ею в процессе воспитания и самовоспитания. Последние же в немалому степени зависят от морально-психологических особенностей восприятия человеком человека.

Общение является одной из наиболее фундаментальных, высших социальных потребностей человека, которая включается в него с момента своего рождения. И хотя в первые годы жизни общение имеет спонтанный характер (в его основе лежит пассивность, а не активность ребенка), все же общение с другими людьми формирует у детей чувство доверия к тем, кто их окружает, надежности, эмоционального подъема.

Особое морально-психологическую нагрузку потребность в общении и само общение несут в подростковом и юношеском возрасте. Потребность здесь - это не только контакт вообще, а и стремление к взаимопониманию, опертого на симпатию и признание, это и потребность в эмоциональной поддержке и в то же время тяга к самостоятельности и автономии, которые могут обусловить появление противоречий в общении и даже его кризис.

„Общение представляет собой для человека практическое задание, решение которого никогда не дается в готовом виде. От личности требуется не только понимание творческого, сложного характера человеческих взаимоотношений, но и порой мучительного поиска для выработки новых форм, стилей общения, его ритма. Неумение, а иногда и нежелание разобраться в этих морально-психояогічних особенностях восприятия людьми одного одним может порождать состояние одиночества, тяжело, а иногда и трагически переживаєтеся человеком.

^Мироощущение одиночества вызывает чувство ненужности, бессмысленности жизни. Не находя близкой души, что понимает его - «своего другого», человек теряет надежды на полноценное общение, прибегает иногда к его примитивных, ошибочных форм. В этом кроются иногда причины наркомании, алкоголизма, групповой антиобщественного поведения.

Истоки одиночества следует искать не только в психологических особенностях восприятия человеком человека, а и в образе жизни. Так, городской в большей степени, чем сельский, стандартизированный образ жизни чаще приводит к морально-психологической разобщенности людей. Интенсивные меж-личностные городские контакты вызывают дефицит эмоциональных переживаний, вызывают у индивида ощущение «одиночества среди людей».

Следует заметить, что проблема одиночества человека как морально-психологическая проблема уже давно получила отражение в западной культуре. Литература, живопись, графика, кинематограф широко показывают одиночество как предельно болезненную для социально-нравственного самочувствия человека проблему, чаще всего обосновывают ее идеей трагичности человеческого бытия. Подобный подход к поиску ответа на вопрос о причинах одиночества свойственны и некоторым ученым. Так, американский психолог Э. Фромм, рисуя тревожную картину разрушения устоев нравственной жизни в современном мире, замечает, что моральная изолированность людей друг от друга достигла невиданного размаха. Есть и попытки обосновать разрыв связей между людьми преимущественно или психологическими, или научно-техническими причинами, изображая разрушительные процессы в нравственности как позаісторичні, роковые.

При всей значимости указанных причин для понимания природы одиночества, душевной неустроенности все же решающей, такой, что определяет в конечном итоге морально-психологическую подоплеку одиночества, является, на наш взгляд, способность общества" быть опорой и гарантом как материальной, так и психологической надежности. Именно социальные условия, общественные отношения, развивающиеся на их основе, вызывают появление своеобразных видов одиночества - социальную, моральную, психологическую. И хотя собственно психологический феномен одиночества имеет относительную самостоятельность, однако именно общественные связи определяют смысл того, что люди воспринимают как одиночество.

Конечно же, данное положение не следует истолковывать так, будто источник одиночества кроется только в объективных причинах, в том числе и таких, как урбанизация, НТР и др. Нередко ложные ценностные ориентации, ограниченность духовного развития, нежелание и неумение понимать другого, низкая моральная и психологическая культура приводят к затруднению общения и, как следствие, к одиночеству. Не всегда преодолевается это состояние и интенсивностью контактов, поскольку, как показывают психологические исследования, такие контакты чаще всего страдают поверхностностью. Несомненно другое: углубление морального взаимопонимания людей в их отношениях, стремление и умение понять другого, организовать свою личную жизнь, деятельность, общение с другими людьми способствуют воспитанию в человеке таких качеств, как отзывчивость, стремление к взаимопомощи, готовность поставить себя на место другого. Важно научиться видеть себя как бы со стороны, глазами другого, объективно чувствовать свои и чужие поступки. Именно в этом заключается общий социально-исторический направление формирования нравственной личности во всей ее «автономности» и одновременно взаимной ответственности, общности.

Полноценное общение невозможно без сопереживания, без включения в своего внутреннего мира ценностей, взглядов, чувств другого. Ибо, постигая причины тех или иных поступков, взглядов, оценок других людей, личность начинает глубже постигать себя, свои добродетели и пороки. Сопоставляя себя с другими, человек обогащается постижение сложного внутреннего мира людей, их нравственных чувств.

Особая роль нравственности в развитии индивида заключается в том, что она пронизывает все виды его деятельности и отношений, включена во все элементы внутреннего мира человека. По своей сути и назначению в общественной жизни нравственность имеет практический характер и трактуется как исторически изменчивая форма общественной связи между людьми.

Включенность нравственности во все области человеческих взаимоотношений придает ему универсального характера. Это выражается как в моральной регуляции взаимоотношений людей в обществе, так и в социально-критической роли морали, реализуя которую личность стремится в своих действиях, поступках, оценках утвердить прогрессивные типы отношений. Сегодня такие прогрессивные типы отношений, нравственное совершенствование личности связываются с гуманистическим развитием общества, утверждением демократии во всех сферах общественных отношений, возможностью свободного творческого развития каждого индивида.

Такой подход к нравственности позволяет усматривать в ней специфический способ освоения мира человеком. Моральный опыт человечества является здесь одним из важнейших подразделений общественной культуры - нравственной культурой. Наряду с другими видами духовной культуры (политической, правовой, эстетической, художественной) нравственная культура способствует формированию и реализации социальных качеств личности. Важно подчеркнуть, что основополагающим моментом нравственной культуры является существующий уровень нравственного развития общества и личности, система моральных ценностей человека.

Таким образом, нравственная культура включает в себя, во-первых, характерные для определенной конкретно-исторической эпохи моральные ценности; во-вторых, отношение к этим ценностям, реализованное в моральной способности и готовности общества и личности быть соответствующими назревшим потребностям прогрессивного развития. Итак, к нравственной культуры личности относятся познания и усвоения нравственных ценностей общества, готовность и способность личности не только к творческой реализации устоявшихся моральных ценностей, но и к созданию новых.

Следует обратить внимание на неправомерность понимания нравственной культуры личности только как меры овладения господствующими моральными ценностями. Ведь они могут служить критерием развитости данного общества не сами по себе, а лишь при сопоставлении с настоящими общественными интересами. Поэтому критерием развития нравственной культуры личности следует считать качественную характеристику устоявшихся моральных ценностей.

Такое понимание нравственной культуры позволяет выяснить основные характеристики нравственной культуры общения. Здесь надо учитывать как объективные условия жизни людей (единство интересов, жизненных позиций, основанных на социальной равенства), так и субъективную способность (которая формируется благодаря всем факторам влияния на личность - от семьи до трудовых коллективов, всего опыта человечества, что приобретается в процессе воспитания и самовоспитания) проникать во внутренний мир другого человека.

Общие принципы, характерные для любой формы взаимоотношений людей в процессе общения, которые характеризуют нравственную культуру общения, можно сформулировать следующим образом. Прежде всего следует выделить принцип гуманизации общественных отношений, связан с утверждением в реальной жизни социальной справедливости, предоставлением возможностей личности, необходимых для выражения и осуществления широких материальных и духовных интересов, потребностей, способностей, нравственных качеств. Это тем важнее, что в современном цивилизованном обществе возрастает роль морально-эмоциональной контактности, взаимопонимания и обоюдного мопідтримки, взаимопомощи и сострадания.

Необходимо обратить внимание и на то, что гуманизация общественных отношений активизирует стремление человека к общественной и личностного самовыражения и самоутверждения, а значит побуждает к сознательному участию в решении коренных вопросов общественной жизни, пробуждает личную инициативу, моральную заинтересованность, сопричастность. Вместе с тем общение людей освобождается от формального характера, фальши, лицемерия, демагогии. Итак, гуманизм - это основа нравственной культуры общения.

Незаменимым, а потому и очень важным принципом, характерным для общения людей, является творчество в процессе общения (то есть сознательное и постоянное соотнесение своих интересов, потребностей, предпочтений с интересами других людей, моральное самосовершенствование, культивирование положительных моральных качеств и изживания негативных), созидание своего «я». Оба указанные принципы характеризуют уровень нравственной культуры общения, что проявляется в различных формах взаимоотношений.

Спинімося на двух сторонах общения - «личному» и «безличному» (функциональном). Если «безличное» общение регулируется чаще всего этикетом, стандартизирующие поведение людей в типичных ситуациях, то «личное» общение сполна представляет собой практическую форму существования самой нравственности, раскрывает весь набор моральных побуждений: от необходимости утверждать человеческое в человеке, творить добро, давать счастье другому до потребительского, вещевого отношение к другому.

Этикет как совокупность общепринятых, упорядоченных норм поведения призван регулировать безличные отношения между людьми, воплощать на деле внешнюю культуру общения. Но так же, как и нравственность, этикетные предписания, реализуемые в поведении, манерах, эмоциональных реакциях, несут информацию о наличии таких общих принципов взаимоотношений людей, как гуманность и творчество. В наибольшей степени это характерно для демократического этикета, который отражает требования, одинаковые для всех членов общества, независимо от их социального положения. Речь идет о вежливость и тактичность, доброжелательность.

В отличие от этикетном регуляции «безличного» общение, межличностное, или «личное», не может обойтись только внешней, формальной регуляцией. Как уже отмечалось, полноценным общение может быть только на основе высокой нравственной культуры, развитого интеллекта, специальных знаний в области психологии общения и морального отношения. Поскольку отношения в процессе общения редко бывают статичными, они настоятельно требуют активного творчества, взаимного доверия, уважения, любви и даже самоотверженности.

В самом полном и развитом виде общения осуществляется в общительности, дружбе, любви.

Общительность предполагает наличие совместной деятельности, единства цели и на этой основе соответствующей эмоциональной окрашенности отношений - избирательность, симпатии, стремление к взаимопомощи, солидарности и поддержки.

В отличие от общительности дружба - глубже и интимнее общения, которое, по определению советского психолога И. С. Кона, предусматривает не только взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность, доверие, любовь. И чем глубже эти чувства, тем крепче дружба. Для моральной культуры общения в дружбе характерны стремление к взаимности, душевного родства, верности и постоянства. Потребительское отношение разрушает дружбу так же, как и отсутствие деликатности, тактичности во взаимоотношениях. Огромная нравственная ценность дружбы заключается в том, что она больше, чем другие формы взаимоотношений, воплощает выработанные культурой представления о том, какими должны быть человеческие отношения.

Особой сферой человеческого общения, сложной и одновременно богатой человеческими страстями, эмоциональным напряжением и значением морального отношения, есть любовь.

И хоть бы какую сферу человеческого общения мы рассматривали, представляется вполне очевидным тот факт, что мир человеческого общения настолько богат, насколько богат и разнообразен мир человека, мир общественных отношений, а следовательно, и мир моральных возможностей, связанных с реализацией настоящей меры гуманности, человечности в общении между людьми.

1. Конспект лекций Этика
2. РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ РАЗДЕЛ И. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЭТИКИ Этика как философская теория нравственности
3. ПРЕДМЕТ ЭТИКИ И ОСОБЕННОСТИ ЭТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
4.

4. Нравственные принципы общения

Можно выделить следующие принципы общения.

· Универсальные принципы. Они:

* непреходящи, исторически неизменны и являются общими для всей системы духовных отношений;

* определяют содержание общения;

* проявляются в конкретных формах общественного сознания (право, религия, политика и т. д.), в моральных нормах;

* выражают интересы разных социальных групп;

* могут быть различными (или противоположными) по значимости.

* Этические принципы (принципы морального общения). К ним можно отнести:

* добродетельность (общение с людьми с позиций добра);

* эгоизм (приоритет личных интересов в общении);

* утилитаризм ("потребительское" общение);

* альтруизм (бескорыстие, пожертвование личными интересами ради интересов другого человека) и т. д.

В разные эпохи различные этические учения основывались на определенных этических принципах. Например, религиозная мораль ориентирована на принципы аскетизма (отречения от наслаждений ради высокой цели) и квиетизма (созерцательного отношения к действительности) и т.п.

В семейных отношениях принципы человеческого общения реализуются в таких нормах, как любовь, взаимное уважение, самоотверженность и др.

В сфере труда необходимы такие качества, как чувство долга, ответственность, умение согласовать личные интересы с интересами коллектива.

Реализуя принципы межличностного общения, человек получает возможность самореализации.

Культура межнационального общения подразумевает:

* уважение национального достоинства каждого этноса;

* взаимопомощь, дружбу;

* преодоление национализма, шовинизма и др.;

* терпимость.

Культура политического общения.

Здесь необходимыми качествами являются:

* патриотизм;

* чувство долга;

* государственный уровень мышления;

* политическая терпимость и др.

Если действия субъекта человеческих отношений противоречат требованиям культуры общения, то действия являются безнравственными, внеморальными.

Культура общения исключает:

* причинение вреда другому человеку (народу, государству);

* навязывание своего мнения другим, попытки манипулирования сознанием других людей, мнением общества;

* руководство своими эгоистическими интересами, эмоциями;

* создание конфликтных ситуаций, нежелание достичь компромисса.

Нормы, принципы морали формируются в процессе общения людей, деятельности государства и общества (морального воспитания в обществе).

Основные направления деятельности государства и общества в области морали:

* теоретическое:

* обоснование идеалов, учений о добре, зле, справедливости и т. д.;

* разработка норм поведения;

* утверждение приоритета общественных интересов;

* распространение моральных знаний:

* обучение;

* воспитание;

* поддержание традиций, обычаев;

* воспроизводство моральных ценностей посредством:

* общественного мнения;

* идеалов;

* ценностных ориентации и др.

В обществе может существовать несколько типов морали (и соответственно систем морального воспитания): светская мораль, религиозная мораль, профессиональная этика и др.

Наряду со специфическими особенностями в их основе лежат общепринятые нормы морали.

Моральное сознание человека формируется:

На чувственном уровне - под воздействием примеров других людей, традиций, обычаев и др.;

На рациональном уровне - с помощью изучения и осмысления концепций морали, этических норм.

Нравственная культура общения является необходимым условием нормальной жизни, как отдельного человека, так и общества в целом.

Формирование культуры общения является процессом усвоения и превращения во внутренний мир человека:

Объективных законов человеческого общежития;

Моральных знаний, норм, правил;

Обычаев и правил, выработанных предыдущими поколениями.

Объективное содержание норм морали является законом жизни общества. Человек, не выполняющий требований норм морали, должен подвергаться моральному воздействию (вплоть до принуждения).

Моральное воспитание должно быть тесно связано с моральной практикой. Оно требует обязательности, ответственности в выполнении своих обязанностей и должно быть ориентировано на требование здравого смысла.

Важное место в системе морального воспитания занимает самовоспитание, то есть:

Выбор человеком нравственных установок, ориентиров;

Самоконтроль моральной деятельности, общения с другими людьми;

Ответственность за свою деятельность, последствия поступков.


Литература

1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. - Гардарики, 2003. - 472 с.

2. Дружинин В.Ф., Демина Л.А. Этика. Курс лекций. - М.: Изд-во МГОУ, 2003. - 176 с.

3. Жаринов В.М. Этика Учебное пособие для вузов. - М.: Изд-во ПРИОР, 2003. - 206 с.

4. Словарь по этике. - М.: Политиздат, 1983. - 445 с.

5. Этика (конспект лекций). – М.: «Приор-издат», 2002. Автор-составитель Широкова И.Г.


Жизнь, нравственные оценки и деяния носят творческий характер. Этика закона и нормы не понимает еще творческого характера нравственного акта, и потому неизбежен переход к этике творчества, этике истинного призвания и назначения человека. Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив, и притом...

И что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем любое другое служение, зависит от того, кого мы собрались вести. Значение духовно-нравственного воспитания Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но не­разрывно соединены с разворачивающейся уси­лием отнюдь не...

Нравственные темы, расширяя тем самым от класса к классу нравственные представления и знания учащихся. Этому вопросу и посвящается следующая глава нашего исследования. Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Диагностика уровня сформированности нравственных качеств школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебная деятельность значима...

Формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия). ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. 3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения Анализируя комплексные...

Введение…………………………………………………………………….2
1.Общение и этика………………………………………………………….3
2. Деловой этикет…………………………………………………………..10
3. Заключение……………………………………………………………….19
4. Список использованной литературы……………………………………20

Введение
В современной гуманитарной речи все чаще встречаются такие термины как социология общения, психология общения, философия общения, эстетика общения,педагогика общения. И, конечно же, правомерность сочетания слов «этика общения» не может вызывать особых сомнений; этический аспект общения, наверное, самый значимый и сложный, несомненно, предполагает свое отражение в соответствующем термине. Более того, особая теоретическая и практическая значимость этических вопросов общения детерминируют целесообразность создания специализированного раздела этическогознания под названием «этика общения».
Итак, суть нравственности, как реального общественного явления, существование которого сопряжено с первыми усилиями людей жить и действовать сообща, сначала стихийно, а затем преднамеренно объединяясь, состоит в том, что она является жизненно необходимым условием выживания людей, упорядочения их общественного образа жизни. Подобная альтернатива породила рядтеоретических обоснований, согласно которым нравственный человек строго приспособлен к условиям внешней среды (английский философ Спенсер), а природа может быть названа первым учителем нравственного начала для человека (П.А. Кропоткин). Г. Селье, автор общепризнанной теории стресса, считает, что биологически полезно, а поэтому нравственные нормативы должны быть основаны на биологических законах, назаконах человеческого самосохранения.

1. ОБЩЕНИЕ И ЭТИКА
Взаимодействие общения и этики многогранно. Оно охватывает структурные, функциональные и другие стороны этики как науки о морали, а также общения - как сложного процесса установления и вития контактов между людьми.
Этика с момента своего возникновения находится во взаимодействии с общением. Моральные чувства, представления о должномповедении возникают у человека благодаря совместной жизни с другими людьми, «благодаря общению мыслями и идеями, ибо в этом значении употребляется слово «общение»по отношению к людям...».
Такие психологические механизмы, как подражание, заражение, внушение, убеждение, свойственные процессу общения позволяют вносить этические мысли и идеи в сознание людей и передавать их из поколения в поколение. Этика жедолжна гумнизировать, облагораживать общение между людьми. Анализвзаимодействия этики и общения предполагает прежде выяснение содержания морали, изучаемой этикой как наукой. Она стремилась ответить на эти вопросы не в житейском понимании, а в теоретической форме.
Слово, "этика" происходит от греческого "еthos", слово "мораль" - от латинского "mos". Смысл этих слов один - нрав, обычай. Нравы иобычаи наших предков составляли их мораль, общепринятые нормы поведения. Так как те или иные нормы поведения приобретают устойчивый характер, они образуют нравы и обычаи, а также моральные традиции и привычки.
Нравы и обычаи - это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный длямассы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение многих нравов и обычаев восходит к отдаленным временам, их связь с историческими условиямиразвития данного общества часто трудно обнаружить. Они обладают очень большой устойчивостью, за ними стоит могущественная сила традиций. Пережив свое время, многие обычаи и нравы становятся неприемлемыми для новых условий. Однако изживаются они очень медленно именно потому, что за ними сила традиций.
В каждую эпоху в обществе, в его различных социальных группах...

Человеческое общение базируется на некоторых этических принципах, нормах и правилах. Без их соблюдения общение скатится до удовлетворения собственных потребностей, что приведет к разрушению взаимосвязей между людьми.

Задачей всех этических норм и правил поведения является сплочение и объединение всех членов общества.

Важнейшее правило общения с сильными людьми: нельзя прилюдно сомневаться в их непогрешимости.
Дженнифер Иган. Цитадель


У каждого человека существует потребность в общении с окружающими. Кто-то более общителен, кто-то менее, но для главных двух форм человеческого взаимодействия – дружбы и любви – общение необходимо. Любые человеческие действия всегда имеют какие-то рамки, границы и правила. Какие же нормы и правила регулируют наше общение и определяют культуру речи?

Проблема этики общения

Этика речевого общения определяется культурой речи. Этика предписывает людям правила нравственного поведения, этикет определяет манеры поведения в определенных ситуациях и конкретные формулы вежливости. Человек, который соблюдает этикет, но нарушает этические нормы общения, лицемерен и обманчив. Этичное и высокоморальное поведение с несоблюдением правил этикета со стороны также выглядит довольно странно и доверия не вызывает.


Таким образом, понятия этики речевого общения и речевого этикета нужно рассматривать вместе. Основные этические принципы и моральные нормы общения всегда рассматривают наряду с конкретными правилами ведения беседы: приветствием, просьбой, вопросом, благодарностью, прощанием и т.д. И если с речевым этикетом знакомы практически все (способы приветствия, благодарности, поздравления, выражение благодарности и сочувствия и т.д. знакомы многим), то об этических принципах и нормах мы часто забываем.

Этические принципы общения

Существует так называемое золотое правило общения, суть которого заключается в том, что к другим следует относиться так, как хотелось бы, чтобы другие относились к вам. Это правило можно распространить на любые ситуации. Таким образом, рассматриваются следующие основные этические принципы общения:

  • альтруизм (готовность чем-то пожертвовать ради другого),
    добродетельность (установление отношений с окружающими с позиций добра и блага),
    требовательность (предъявление требований к себе и окружающим к выполнению морального долга, ответственность),
    справедливость,
    паритетность (равенство между людьми) и т.д.

    Благодаря доброжелательности, искренности и открытости возникает доверие между людьми, без которого общение невозможно. В общении также проявляются следующие моральные качества человека: честность, правдивость, доброта, уважительное отношение к окружающим, забота о других, вежливость и т.д.


    Также этические принципы общения затрагивают и содержание самой речи. Она должна быть логичной, понятной обеим сторонам, вежливой, содержательной, правдивой и целесообразной. Вопрос с краткостью как сестрой таланта каждый решает сам. Кому-то краткая речь кажется неестественной (это зависит только от личностных характеристик человека).

    Виды этических норм

    Этические нормы общения можно условно разделить на обязательные и рекомендуемые. Обязательной этической нормой является соблюдение принципа «Не навреди». Чтобы не причинять ущерб человеку посредством общения, важно сдерживать негативные эмоции, не оскорблять другого, не унижать, не грубить и не завидовать.



    Этические нормы также определяются и мотивами общения:


Для того чтобы применить указанные ниже методы необходимо рассмотреть общение в процессе нравственного воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.

Первый жесткий принцип - это обращение к человеку по имени. Имя - обозначение присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.

Можно, чтобы ребята называли друг друга по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.

Второй принцип общения - это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика - всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.

С первого момента встречи с классом и на протяжении всей истории работы с нею педагог упорно внедряет идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.

Одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко: неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи), неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях), неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого), запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).

Уважение индивидуальности (принятие другого как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений - интерес к другому.

Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.

В число этических основ осталось включить еще одно - безусловная помощь друг другу и бескорыстная помощь друг другу. В будущем эти акты бескорыстной помощи помогут детям понять и принять ценность добра как основания жизни.

Внедрение обозначенных этико-психологических основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить ролевые и ситуационные игры. (23, с.90-101).

Из всего этого можно выделить правила общения для младших школьников и педагогов:

Приветствовать всех и каждого при появлении;

При обращении к человеку называть его по имени;

Оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;

Быть доброжелательными со всеми;

Уважать каждого человека;

Допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;

Нельзя посягать на другого человека.

Сформулированные правила должны быть обсуждены с детьми и если что изменены и дополнены.

В зависимости от возраста и индивидуальных особенностей школьников, их интересы и жизненный опыт та или иная форма (метод) приобретает особое значение, выступает на первый план. Младшие школьники больше нуждаются в одобрении своего поведения и поощрении, чем старшие. Лекции и диспуты по вопросам морали (метод дилемм) проводятся, как правило, в старших классах, а с младшими школьниками уместна беседа по конкретным вопросам и игровые ситуации.

При подготовке методических разработок (Приложение 1, 2, 3, 4, 5) мы использовали материалы психологов-педагогов Е.П. Ермаковой (7, с.97-105) и М.А. Яновской (24, с. 48,55).

Загрузка...