musings.ru

Имеет ли право сотрудник гибдд останавливать без. Может ли инспектор гаи стоять где попало, а спецоперация быть причиной остановки

Основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД полностью описаны в Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185. Начитавшись разной сомнительной литературы в интернете юный (а иногда и не очень) неискушенный водитель частенько искренне думает, что сотрудники ГИБДД его не могут остановить иначе как на стационарном посту, поклониться и предъявить основания для остановки транспортного средства. Причем, некоторые и вовсе уверены, что останавливать могут только полосатым жезлом.

Статья 13. Права полиции

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства , если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы ,

Итак, сотрудник ГИБДД остановить вас, конечно же, может и в чистом поле и на посту и даже за километр до поста, причем, останавливать могут разве что не ногой… шучу конечно, ногой остановить не могут - могут рукой. Все в том же Приказе МВД от 2 марта 2009 г. N 185 есть по предметный список средств для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД:

64. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.

При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.

И конечно же для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД должны быть основания, все они перечислены в п. 63 (в ред. Приказа МВД РФ от 31.12.2009 N 1023)

Остановка транспортного средства

63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров ().

82. Основаниями для проверки документов , необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются выявление нарушения правил дорожного движения , ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Обратите внимание на последний пункт 63 статьи, это как раз то основание, по которому ваше транспортное средство не может быть остановлено сотрудниками ГИБДД нигде кроме как на стационарном посту ДПС. Причем, в соответствии с п. 67 Приказа МВД N 185 сотрудник ГИБДД должен сообщить основания для остановки транспортного средства:

67. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю, представиться в соответствии с требованиями пункта 20 настоящего Административного регламента, кратко сообщить причину остановки, изложить требование о передаче необходимых для проверки или оформления правонарушения документов, при привлечении водителя или пассажира в качестве свидетеля либо понятого - разъяснить права и обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (Статьи 25.6, 25.7 Кодекса)

Но бывает и так: Не остановился случайно (действительно не заметил, не успел...). Или темный лес, один в машине и без видимых оснований для остановки транспортного средства вас тормозят сотрудники ГИБДД. Водитель, прочитав все выше написанное и решив, что т.к. он ничего не нарушил и останавливать ему не зачем. И вообще он уже все знает, 185 наизусть выучил. Да не все так просто. Крайне не рекомендую не останавливаться по требованию сотрудника ГИБДД. Ситуации бывают разные, и я постоянно пишу, что не надо вступать в конфликт с сотрудником полиции. Это Регламент есть внутренний документ МВД, ни права ни обязанности водителей он не регламентирует. А вот в ПДД четко сказано (п 2.1.1), какие документы водитель обязан иметь и предъявлять по требованию сотрудника милиции. Кроме того, есть закон "О полиции". В случае не остановки вас все равно «догонят» и тут уже придется очень долго объяснять, что вы ничего не нарушили.

72. В случаях невыполнения водителем транспортного средства требования сотрудника об остановке; визуальном установлении признаков преступления, административного правонарушения при отсутствии возможности своевременной подачи сигнала об остановке транспортного средства; получения информации о совершении водителем транспортного средства преступления, административного правонарушения от другого наряда сотрудников органов внутренних дел, участника дорожного движения; получения указания от дежурного, руководителя подразделения о необходимости остановки транспортного средства в зависимости от конкретной обстановки сотрудником могут быть приняты меры по: передаче информации дежурному, другому наряду сотрудников; (Приказ МВД от 2 марта 2009 г. N 185)

А останавливать могут и с применением специальных средств вплоть по применения оружия:

для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке; (ст. 21 «Закон о Полиции»)

Разрешение применения оружия для других целей (статья 23, часть 3 «Закон о Полиции»):

Для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

Ну а если ситуация все же кажется подозрительной и приняли решение не останавливаться, езжайте к ближайшему посту ГИБДД и говорите, что какие-то неизвестные люди вас пытались остановить и вам показалось что это не сотрудники полиции. И не забывайте, что сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (Ст. 18 Закон о Полиции)

На дороге каждый решает за себя, остановиться или нет, ругаться с инспектором (по сути, мелочиться) или составив протокол, потом цивилизованно обжаловать действия инспектора, в случае если основания для остановки транспортного средства у сотрудников ГИБДД не было.

В данной серии статей мы дадим советы автовладельцам как правильно действовать и общаться во время встреч с инспектором ГИБДД. Ситуации будем разбирать по ходу событий на дороге и начнем с остановки автомобиля поднятым жезлом блюстителя закона. По тексту будут даваться ссылки на правовые и нормативные документы Российской Федерации, для того чтобы текст имел законную основу и еще больше юридически подковал водителей.

Сигнал для остановки

Итак, самая распространенная ситуация. Вы спокойно едете на своем авто, и вдруг взмахом руки сотрудник органов автоинспекции просит вас притормозить и остановиться. В таком случае необходимо, убедившись, что вы не помешаете остальным участником дорожного движения, включить правый сигнал поворота и приступить к парковке на обочине или у края дорожной полосы. Будьте внимательны во время маневра, за вами пристально наблюдает оборудованный свистком и жезлом человек, который может выписать дополнительный штраф за неправильную парковку.

  • п. 22*. Сигналы сотрудника участникам дорожного движения должны подаваться четко и быть понятны для участников дорожного движения.
  • п. 64*. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, при необходимости с применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем), направленной на транспортное средство.
  • При этом для привлечения внимания участников дорожного движения могут использоваться дополнительный сигнал свистком, специальные световые и (или) звуковые сигналы.
  • п. 65*. При подаче сигналов об остановке должно быть указано место остановки транспортного средства.

Место для остановки

После остановки вы можете, но не обязаны, выйти из машины и подойти к инспектору, а можете и подъехать задним ходом, если это не противоречит ПДД. Вас отделяет примерно 10 - 20 метров и сотрудник ГИБДД должен подойти к вашему авто сам.

  • п. 67*. Остановив транспортное средство, сотрудник должен без промедления подойти к водителю…

Говоря про место для остановки, то вы можете продолжить путь до безопасного места, чтобы выполнить остановку по требованию инспектора. Это расстояние может быть различным. Если этого не сделать, то нерадивый гаишник обязательно выпишет штраф за неправильную парковку, а его претензии «почему вы отъехали так далеко» или «вы не остановились по моему требованию» объясняйте очень просто «там нельзя было останавливаться, согласно ПДД».

  • п. 66*. Не допускается останавливать транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, за исключением случаев, когда такая остановка связана с необходимостью пресечения преступления…

Не забывайте об аварийных стоп-сигналах. Включайте их, когда сомневаетесь в правильности своих маневров, это дополнительно обезопасит вас от действий сотрудника ГИБДД.

Причина остановки

Основаниями для остановки транспортного средства сотрудником ГИБДД может быть несколько. Но они должны четко формулироваться инспектором для разъяснения водителю причины.

  • п. 63*. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
  • установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
  • наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
  • необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
  • необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
  • выполнение распорядительно-регулировочных действий;
  • необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
  • необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
  • проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
  • проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Под данные пункты может попадать абсолютно все. Но вы должны услышать четко сформулированную причину. Если такого не последовало, можете распрощаться с инспектором пожелав удачи и спросив разрешения на продолжение пути.

  • Порядок задержания транспортных средств определен в статье 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме этого, задержание транспортных средств может производится в порядке, определенном статьей 11 Закона Российской Федерации «О милиции». В соответствии с Административным регламентом (утвержден приказом МВД России от 02.03.2009 г. № 185) сроки исполнения сотрудниками ГИБДД административных процедур (действий), в том числе и задержание транспортных средств, должны быть минимально необходимыми для их осуществления исходя из конкретной обстановки. Действия сотрудников, влекущие необоснованное увеличение времени исполнения административных процедур (действий) в отношении участников дорожного движения, обжалуются в досудебном (руководителям соответствующих строевых подразделений Госавтоинспекции, в вышестоящие органы управления Госавтоинспекции) и судебном порядке

К вам подошел инспектор

Когда начинается диалог между органом власти и гражданином, второй находится, заранее, в проигрышной ситуации. Для этого обзаведитесь некоторыми предметами, которые помогут вам. В первую очередь, включите камеру на сотовом телефоне, видеорегистратор на автомобиле, диктофон. Любое средство записи.


Не поддавайтесь панике, ни к чему хорошему это не приведет. Соберитесь с духом и готовьтесь к общению с инспектором. Будьте вежливы и обращайтесь к нему по званию «товарищ лейтенант», к молодым сотрудником можно применить «начальник», но крайне осторожно. Улыбайтесь и будьте спокойны.

Приготовьте ручку, блокнот, куда необходимо будет записывать любые данные, ФИО инспектора, номер на знаке инспектора, его звание и отделение ГИБДД, к которому он приписан. Сотрудник ГИБДД обязан представиться, сообщить все свои данные. На груди инспектора должен наблюдаться специальный жетон, и любые его отмазки - "Отломалась булавка, на которой он крепится" - не должны вас смущать. Требуйте его предоставить. Такая скрупулезность необходима для того, чтобы инспектор понял, что вы юридически грамотны и записали его данные. Теперь он будет гораздо более сдержан и вежлив. Далее, попросите гаишника предоставить вам его удостоверение. Он не обязан давать его водителю в руки, но развернуть должен.

Всегда ли представители Госавтоинспекции останавливают автомобили на законном основании? Большинство из нас привыкло слепо подчиняться указаниям инспекторов ГАИ, не задумываясь о законности их действий. Я, как и большинство российских юристов, стремлюсь поднять уровень правовой грамотности водителей, поэтому давайте более подробно ознакомимся с таким понятием, как основания для остановки транспортного средства сотрудниками ГИБДД.

В каких случаях допускается остановка техники представителем Госавтоинспекции?

Действующие сегодня причины остановки транспортного средства предусмотрены Приказом МВД РФ №185 от 02.03.09 г., которым был утвержден Административный регламент. Как указано в этом документе, работник Госавтоинспекции имеет право остановить ТС на таких основаниях:

  • Фиксация нарушений, касающихся безопасности дорожного движения (при помощи спецсредств или визуально). Таким нарушением может быть, например, обгон, совершенный в запрещенном месте.
  • Наличие у работника ГАИ информации о том, что водитель или лица, находящиеся в ТС, причастны к совершению аварии.
  • Получение работником автоинспекции данных, подтверждающих, что авто находится в розыске или было угнано.
  • Остановка транспортного средства сотрудником ГИБДД осуществляется, если инспектор владеет информацией о том, что автовладелец был свидетелем аварии или совершения преступления.
  • Нужен понятой при оформлении происшествия.
  • Для получения распорядительно — регулятивного распоряжения, если на данном участке дороге затруднено движение.
  • В случае проведения организованных рейдов, в ходе которых ТС проверятся на наличие физических лиц объявленных в розыск или грузов, транспортировка которых запрещена.

Действующие Правила и приказы соответствующих органов говорят о том, что причина остановки может заключаться в необходимости предоставления помощи работникам полиции или лицам, пострадавшим в аварии.

Я всегда рассказываю своим клиентам об одном важном моменте. Если основания для остановки ТС – просто проверка документов, то ее можно осуществлять только на постах ГИБДД. В абзаце 10, пункта 63 вышеназванного Регламента говорится о том, что остановив машину на посту ГАИ, представитель инспекции имеют право попросить предъявить к осмотру бумаги:

  1. подтверждающие право использовать авто;
  2. на машину и груз;
  3. удостоверения личности автовладельца и лиц, находящихся в машине.

Остановка для проверки документов вне поста ГИБДД без объяснения причины законом запрещена.


Напоминаю Вам о том, что сотрудники ГАИ имеют право провести задержание, если участник дорожного движения проигнорировал их требование.

Поэтому, увидев соответствующий знак инспектора, лучше подчиниться, и остановить транспорт.

Что могут проверить сотрудники Госавтоинспекции?

В пункте 2.1.1. ПДД написано, что представитель ГАИ имеет право попросить владельца остановленного автомобиля предъявить:

  • постоянные или временные водительские права соответствующей категории;
  • свидетельство, подтверждающее регистрацию ТС, включая документы на прицеп;
  • разрешения, позволяющие осуществлять определенный вид деятельности (например, перевозить грузы или пассажиров), путевые листы, документы на транспортируемый груз;
  • документальное подтверждение факта инвалидности (если инспектор останавливает технику со специальным знаком «Инвалид»);
  • полис «автогражданки».


Завершая юридическую консультацию по данному вопросу, я всегда говорю о том, что данные документы для проверки могут потребовать лишь сотрудники полиции.

Если остановили авто работники дорожной службы, ж/д переезда или другие лица, то участники дорожного движения ничего им предъявлять не обязаны.

Дополнительные требования работников Госавтоинспекции

Если у инспектора были основания для остановки транспортного средства, выполнить его требование, и предъявить необходимые документы обязан каждый участник дорожного движения. А как поступить в случае, когда сотрудник дорожной полиции просит выйти из машины? Многие водители считают, что такое действие инспектор может предпринять на свое усмотрение, а на самом деле, все обстоит не так. Согласно пункту 70 Регламента, попросить выйти из транспортного средства Вас могут только в таких случаях:

  • при необходимости устранить какую-либо неисправность;
  • если сотрудник Госавтоинспекции заподозрил, что Вы находитесь под воздействием алкоголя;
  • при необходимости провести осмотр техники и сверку номеров агрегатов (допускается отказ от выполнения данного требования без присутствия понятых);
  • для осуществления таких процессуальных действий, как заполнение документов и в некоторых других случаях.


Совершенно не обязательно по первому требованию представителя дорожной полиции садиться в его служебный автомобиль. Это делается только тогда, когда необходимо заполнить документы.

Остановка транспортного средства без причины

Действующий Регламент не запрещает аудио или видео фиксацию разговора с инспектором автоинспекции при остановке Вашего транспортного средства. Я всегда пользуюсь этим правом, так как остановка без причины авто запрещена законом.

Такое действие является административным правонарушением и, согласно статьи 12.35 КоАП РФ, совершившее его должностное лицо может быть оштрафовано на сумму до 20 тысяч рублей.

Доказать свою правоту в такой ситуации будет достаточно сложно, поэтому отснятый материал послужит подтверждением факта нарушения прав, а также законных интересов водителя.

В заключении хочется добавить самое главное. Не надо бояться отстаивать свои права. Работники ГАИ не знают наизусть ПДД поэтому, при возникновении спорной ситуации, нужно обязательно попытаться защитить свои интересы.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Последние заявления главы МВД Владимира Колокольцева о недопустимости остановки автомобиля без весомого повода, просто для проверки документов, вселяют надежду на прекращение полицейского произвола на дорогах. Тем не менее, как не печально, закон в России зачастую то же, что дышло - как повернешь, так и вышло. Кроме того, чаще он работают в пользу должностных лиц, а не простых граждан.

Мало кто знает, что даже сегодня если инспектор ГИБДД позволил себе остановить ваше транспортное средство без необходимости, он совершил административное правонарушение, за которое статьей 12.35 КоАП предусмотрен штраф до 20 000 рублей для должностного лица. Однако, доказать, что законный повод для остановки вашего автомобиля отсутствует вам будет крайне нелегко - практически невозможно.

Судите сами - согласно пункту 63 «Административного регламента ДПС» основанием для остановки транспортных средств являются:

1) установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

2) наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, преступления или АПН;

3) наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании ТС в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

4) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административное правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

5) необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;

6) необходимость использования ТС (абзац 5 пункта 4 «Административного регламента»);

7) необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

8) проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий ТС, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

9) проверка документов на право пользования и управления ТС, документов на ТС и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

Стоит особо подчеркнуть, сотрудник полиции может останавливать транспортные средства только на стационарных постах ДПС или во время проведения спецмероприятий. Законными основаниями для проверки документов вне стационарного поста согласно пункту 82 «Административного регламента ДПС» являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий, подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления, необходимость возбуждения дела об административном правонарушении, выявление признаков подделки правоустанавливающих документов, а также в случае их привлечения в качестве свидетеля, понятого. Обратите внимание, самое «лукавое» основание - это подозрение причастности вашей персоны к совершению преступления.

Обычно о проведении спецмероприятий свидетельствует карточка маршрута патрулирования, где полицейский делает соответствующие отметки, но предъявлять ее водителю закон не предусматривает. Так что о проведении спецмероприятия обычно можно судить только по его явным признакам: таким как, например, перекрытие проезжей части, обилие полицейских на дорогах, «кордоны» и патрули ОМОНа, наличие на стражах порядка бронежилетов.

Имейте в виду, если дело дойдет до суда, то там вы можете подать письменное ходатайство о предоставлении данных документов, свидетелствующих о спецмероприятии, и правда выплывет наружу.

То есть, в действительности получается, что полицейский может без труда аргументировать факт остановки вашего авто вне стационарного поста неким «спецмероприятием», не предъявляя на месте никаких доказательств, а для факта проверки ваших документов найдется абстрактное: «Я вас подозреваю!». При этом инспектор не обязан вам растолковывать причины и основания своих подозрений.

Еще одна «засада» кроется в понятии «стационарный пост ДПС». Как водится, и здесь с юридической точки зрения все довольно размыто и невнятно. Вроде бы согласно пункту 22.4 «Наставлений об организации комплексного использования сил и средств ОВД РФ по обеспечению правопорядка» все предельно понятно: «Стационарный пост ДПС (СПДПС) - наряд ДПС ГИБДД, выполняющий задачу в определенном месте, оборудованном специальными служебными помещениями, оснащенном оперативно-техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями».

Но в то же время в пункте 14 «Административного регламента ДПС» есть маленькая хитрая и двусмысленная пометка: «Понятие стационарного поста ДПС включает также контрольный пост полиции и контрольно-пропускной пункт». Это ни в коем случае не означает, что контрольным постом полиции может считаться где угодно припаркованная машина ДПС.

Понятно, что на стационарном посту инспектор ДПС обладает более широкими полномочиями по отношению к водителям, поэтому если вас остановили на большом удалении от ближайшего поста ДПС и утверждают, что данный участок якобы входит в зону ответственности такого-то поста, у вас есть право ознакомиться со схемой этой самой зоны. Если вам ее не предоставят, следует зафиксировать в протоколе об административном правонарушении расстояние до стационарного поста ДПС.

В праве ли вас остановить сотрудники других структур полиции - не ГИБДД? В этом вопросе «Закон о полиции» и ПДД (пункт 2.1.1) не делает различия между сотрудниками ГИБДД и другими структурами МВД. Однако для каждой структуры МВД и для каждой должности в приказах четко прописано, когда сотрудник имеет право остановить автомобиль при выполнении ими служебных обязанностей (статья 18 «Закона о полиции»).

Например, сотрудник ППС может остановить автомобиль для ограничения доступа в зону отцепления, для проверки документов и даже предоставляется право производить досмотр транспортных средств... - пункт 25 статья 10 «Закона о полиции».
При этом действия полицейских должны в точности совпадать с действиями сотрудника ГИБДД. Ваши права в разговоре с любым полицейским остаются теми же, что и в разговоре с инспектором ГИБДД.

Вы имейте право потребовать от полицейского представиться, предъявить документы и назвать причину остановки транспортного средства. Согласно Приказа МВД №444 от 02 июня 2005, помимо инспекторов ГИБДД составить протоколы по статьям 12.1-12.3, 12.6, 12.7, 12.10-12.20, 12.25, 12.29 КоАП могут другие сотрудники полиции, но только при осуществлении ими своих обязанностей.

Пришло время окончательно развеять миф относительно остановки сотрудником полиции вне стационарного поста ГИБДД для проверки документов. Миф этот заключается в том, что многие водители считают, что в вышеупомянутом случае они имеют право не передавать документы для проверки по требованию сотрудника полиции. Данное право, по их мнению, возникает на основании 63го пункта Административного регламента введённого 185 приказом МВД РФ:


63. Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:

Установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;

Наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;

Наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и разыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;

Необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;

Необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;

выполнение распорядительно-регулировочных действий;

Необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);

Необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

Проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;

- проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС ).

В первую очередь следует обратить внимание на то, что в данном пункте не говорится о запрете на проверку документов вне стационарного поста. В нём говорится о проверке документов как основании для остановки. Т.е. иными словами "нельзя останавливать транспортные средства вне стационарных постов ГИБДД с целью проверки документов".

Но остановка уже произошла и по данному факту вы имеете право написать жалобу. Однако далее инспектор требует передать документы для проверки.

Обратимся к обязанностям водителя.

Согласно Правилам дорожного движения:

1. Общие положения
п. 1.3 ПДД: Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.

2. Общие обязанности водителей

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им для проверки :
- водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
- регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
- документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством, а при наличии прицепа - и на прицеп - в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;
- в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
- страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.
В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы.

Теперь обратимся к правам сотрудника полиции.

Согласно ФЗ "О полиции":

Статья 13. Права полиции.

1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

20) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства; ...

Таким образом сотрудник полиции имеет право требовать у водителя документы для проверки на основании Закона "о полиции", а водитель обязан выполнить это требование согласно пункту 2.1.1 ПДД.

Ответственность за невыпонение законного требования сотрудника полиции наступает по части 1 статьи 19.3 Кодекса об административных правонарушениях:

1. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей -

влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток.

К тому же, услышав в качестве причины остановки вне стационарного поста "проверка документов", не спешите возмущаться. Ведь сотрудник полиции в ряде случаев имеет право назвать вам ложную причину остановки на основании пунктов 150 и 153 186 приказа МВД РФ.

Напоследок видео в тему поста. Знаменитый ролик "Лёха-Лёха".

Загрузка...