musings.ru

Истинные знания. Истина

На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли , а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий.

Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина. Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта. Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы истины абсолютной, является ступенью на пути к ней. И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность.



Вера и знание: проблема взаимоотношений.

Причины конфликта

Проблема взаимоотношений веры и знания возникла, не так давно, в XVIII веке, в эпоху Просвещения. Как до этой эпохи, так и после нее, подавляющее большинство людей, занимающихся добывани­ем знаний - ученых, - были людьми верующими. Их обширные познания нисколько не противоречили их вере и не умаляли ее. Напротив, новые открытия о мире и человеке приводили их в восторг, потому что свидетельствовали о величии и премудрости Творца.

Однако серьезные искажения в вере и церковной жизни за­падных христиан привели к тому, что для многих Бог перестал быть фактом жизненного опыта. Когда Бог перестает быть реальностью в личной жизни человека, то сам человек начинает понимать веру, как принятие без доказательств того, что говорит о Боге церковь. Не имея личного опыта общения с Богом, такой человек не пред­ставляет себе, что другие люди этот опыт могут иметь. Когда же людей, не знающих Бога, становится много, они, общаясь друг с другом, приходят к мысли о необоснованности и ненужности ве­ры. Если при этом они, ради сохранения своего положения в об­ществе, не разрывают своих связей с христианской общиной, то­гда, действительно, церковь для них становится обременительной безжизненной формальностью. Изначальная любовь к церкви у таких людей превращается в ненависть. Это чувство толкает их на поиск любых средств для уничтожения того, что ненавистно.

В XVIII веке такими средствами стали философия, литература, политика и наука. Наука, благодаря своим успехам, стала самой популярной областью человеческой деятельности, и именно она была объявлена врагом веры. Несмотря на то, что вплоть до наших дней большинство крупных ученых заявляют о своей вере в Бога, в атеистических кругах продолжаются споры о том, что вера в Бога есть следствие недостатка знания и что наука опровергает веру.

Знание - это убежденность в истинности чего-либо, основанная на опыте и логических выводах из него, поверяемых тем же опытом. А вера, согласно Тертулиану, сказавшему "Верую, потому что нелепо", есть нечто противоположное знанию. И этого взгляда придерживаются очень многие религиозные люди, как из рядовых, так и из богословов. Но ошибаются. Есть, конечно, отличие, но есть и общее.

Вера - это система постулатов, принимаемых как данность без экспериментальных доказательств их истинности.

Почему человек верит? Почему он может или должен поверить, если до этого был неверующим?

Человек начинает верить во что-то, потому что убеждается, что это - истина. Но убеждается не так, как в случае знания, тем более, научного. Кроме рационального, в частности научного, познания есть и другие виды, в частности познание, даваемое нам искусством. Искусство тоже дает нам истину, хотя и не всегда. Точнее настоящее искусство дает истину, не настоящее - обманывает, что, впрочем, имеет место и в науке: там тоже есть лженаука.

Итак, и знание и вера есть убежденность в том, что нечто есть истина, имеющая рациональное обоснование и художественное (или близкое ему по природе).

25. Многообразие формы знания и познавательной деятельности. Познание и практика.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное познание проходит различные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знания. Основными из них являются теория, факт, проблема, гипотеза.

Теория - это высшая, самая развитая форма организации научного познания, дающая целостное представление о закономерностях некоторой области действительности. Содержание теории отображает существенные связи некоторой области действительности, раскрывая объект в его необходимости и всесторонних отношениях.

Исходным базисом при построении теории является опытное, или эмпирическое знание. Формой фиксации отдельного целостного фрагмента эмпирического знания выступает факт. Факты образуют с применением практических методов научного познания, прежде всего экспериментов, и поэтому играют исключительную важную роль в проверке, подтверждении и ограничении теорий. Соответствие фактам - одно из существенных требований, предъявляемых к научным теориям.

Теория, будучи ядром научного знания, выполняет ряд познавательных функций, важнейшие из которых описательная, объяснительная и предсказательная.

Описательная функция состоит в том, что сведения об итогах наблюдений, измерений, экспериментов излагаются на языке данной теории, и, таким образом, происходит их первичная обработка. Описание является предварительным условием объяснения события, явления процесса. При объяснении из элементов теории выбираются некоторые законы, которым подчиняется объясняемый факт и которые позволяют осмыслить соответствующие ему явления в системе теоретического знания.

Предсказательная функция теории связана с ее способностью к дальним и точным прогнозам, к опережению наличной практической деятельности людей.

Расхождение теории с фактами, противоречие между ними свидетельствует об ограниченности теоретической системы знания. Вместе с тем такое противоречие является источником дальнейшего развития знания, его совершенствования. Прежде всего, оно приводит к постановке новых проблем в науке.

Как форма развивающегося знания проблема фиксирует недостаточность познавательных средств для достижения поставленных в науке целей. Это не только недостаточность теории для объяснения или предсказания фактов. Источником противоречия может быть противоречие между различными теоретическими системами, осваивающими один и тот же объект, между совокупностями фактов, между объектом и методом науки.

Попытки разрешения проблемы связаны с выдвижением гипотез. Гипотеза - это предположительное решение некоторой научной проблемы. Важнейшее требование к гипотезе - ее принципиальная проверяемость фактическим материалом, означающая возможность соотнесения гипотезы с данными экспериментов, наблюдений, измерений. Хорошо удостоверенная гипотеза становится теорией или ее фрагментом - научным законом. Методами обоснования гипотезы, превращения ее в достоверное знание выступают прежде всего подтверждения и доказательство.

Теория, факт, проблема, гипотеза - важнейшие формы, в которых протекает процесс развития научного знания. Если теория и факт применяются прежде всего для оформления готовых, сложившихся знаний, то проблема и гипотеза используются на переходных этапах их становления.

Практика – целенаправленная деятельность людей по освоению и преобразованию действительности. Современная практика – продукт всемирной истории.

Выделяют: чувственно-предметную деятельность и духовно-теоретическую практику, а также индивидуальную и коллективную (общественную) практику. Основные виды практики: материально-производственная и социально-преобразовательная.

Структура практики включает в себя: цель, потребность, мотив, отдельные действия, движения, акты, предмет воздействия, средства-орудия и результаты практики.

Функции в процессе познания: практика ‑ основной способ и главный критерий познания, а также сфера приложения знаний. Попросту говоря, знания приобретаются, проверяются и применяются на практике. И каждый экзаменуемый должен проиллюстрировать это множеством примеров из собственной и общечеловеческой практики. К примеру, если лопата копает – то это истинная лопата, а если не копает – то какая же это лопата?!

Пограничная ситуация всегда связана с очень сильным стрессом и серьезной угрозой жизни. Ее могут создать непреодолимое чувство вины, очень сильный стресс, случай, связанный с серьезной опасностью смерти. Характерный пример - несчастный случай или ужасная авария, в которой человек чудом остается жив, либо момент перед , которое не состоялось или оказалось неудачным.

Пограничная ситуация может быть связана и с сильным страхом смерти. Например, во время войны люди знают, что в любой момент они могут погибнуть, и это заставляет их испытывать серьезный стресс.

Одна из особенностей пограничной ситуации заключается в том, что при ее возникновении организм человека мобилизует все свои ресурсы. Это сопровождается сильным выбросом адреналина и максимальным обострением чувств, на которое люди вообще способны. Такое состояние может привести к сильной психологической травме, от которой впоследствии оказывается трудно избавиться.

Что происходит, когда человек оказывается в пограничной ситуации

Пограничная ситуация освобождает от очень многого, включая общепринятые нормы, стереотипы, лишние мысли, условности. Оказываясь в ней, человек отбрасывает все, что мешает ему выжить, и это позволяет ему пережить особый опыт «чистого» понимания самого себя и бытия.

В пограничной ситуации люди отказываются даже от того, что сковывает их тело. Они могут демонстрировать силу и выносливость, которые в обыденной жизни кажутся невозможными, лишь вы выжить или спасти других.

Согласно философии экзистенциализма, оказавшись в пограничной ситуации, человек внезапно осознает, что до этого момента его окружал иллюзорный мир, но теперь он оказался лицом к лицу с истинной жизнью и вполне реальной смертью. В этом случае есть несколько вариантов развития событий. Одни люди не могут справиться с психологической травмой, которую нанес им стресс и столкновение с «истинностью бытия». Это может привести к серьезным нарушениям в психике или даже к гибели. Другие осознают и иллюзорность повседневной жизни и отказываются от нее, выбирая битву или смерть. Третьи теряют смысл жизни и желание его искать, а четвертые, напротив, его обретают. Есть и люди, которые именно в таких ситуациях осознают, что их призвание – защищать других и превращать жизнь окружающих людей в высшую ценность, ради которой стоит бороться.

Цель познавательной деятельности - достижение истины. Существует много подходов к ее определению. К примеру: истина - продукт соглашения; знание, не содержащее противоречий (логически непротиворечивое знание); знание, подтвержденное фактами, соответствующее реальности.

Классическая теория истины или концепция соответствия (корреспонденции) знания и действительности утверждает, что истина - это знание, которое соответствует действительности. В такой формулировке классическая теория истины разрабатывалась Платоном, Аристотелем. Платон писал: «тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть - говорит правду, тот, кто говорит о них иначе - лжет». Позднее классическую теорию истины разрабатывали Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, В. Ленин. Появилась формулировка: «истина - это соответствие знаний объективной действительности, которое устанавливается общественно-исторической практикой». Эти философы обосновали вывод, что критерий истины - практика.

В рамках классической теории истины:

1) признается объективная истина, так как признается существование объективной реальности, существующей независимо от человека и общества. Наше познание - лишь отражение реальности. Объективная истина - это такое «содержание наших высказываний, которое не зависит ни от меня, ни от кого из нас, ни от человечества в целом». Содержание верных (истинных) высказываний не зависит от людей. «Сами вещи или человеческие действия - ни истинны, ни ложны. Истиной может быть только наша мысль о них»;

2) утверждается, что по содержанию наши знания объективны, как отражение реальности, как знание о мире, достигнутое человечеством, а по форме наши знания субъективны, поскольку носители знаний - конкретные люди;

3) учитывается диалектика абсолютной и относительной истины. Абсолютная истина как полное знание об объекте, полное знание сущности предметов и явлений материального мира, недостижима. Достичь абсолютной истины как исчерпывающего знания о мире невозможно, т.к. мир бесконечно сложен и находится в развитии. Человеческие знания складываются из относительных истин. Относительная истина - это неполное, приблизительно верное знание.

Значит, абсолютная истина может рассматриваться как процесс познания и накопления моментов относительной истины;

4) практика - главный критерий истинности. В практике решается соотношение знания и реальности. Практика означает выход за пределы познания. Истинность научных знаний измеряется и подтверждается прогрессом техники, культуры, общественно-исторической практики людей. Как писал Леонардо да Винчи, наука - полководец, практика - солдаты;

5) истина конкретна.

Итак, «истина - знание, соответствующее действительности и подтвержденное практикой». Абсолютная истина складывается из «относительных истин, она недостижима как знание о действительности в целом. Относительная истина - неполное, неточное знание».

В современной теории познания существует несколько теорий истины: классическая, диалектико-материалистическая, договорная (конвенциальная), прагматическая, логико-семантическая. Диалектико-материалистическая теория развивала достижения классической теории. Договорная теория гласит, что истина - результат договоренности об основных понятиях между учеными. С точки зрения прагматизма, истина - знание, которое полезно. Логик и математик А. Тарский предложил логико-семантическое определение истины. Истинное знание является логически непротиворечивым; его характеризует материальная адекватность (например, описывается конкретная ситуация, когда мы видели снег, он был белым); специальный язык (ученые должны договориться о смысле понятий).

Истина и правда

«Истина - одна из высших духовных человеческих ценностей, венец познавательных потребностей и действий людей». За истину жертвуют жизнью (Джордано Бруно, В.И. Вернадский).

С. Кьеркегор утверждал, что истина - это психическое состояние личности. Немецкий философ М. Штирнер считал, что ценность истины не в ней самой, а во мне; сама по себе она не имеет ценности. В приведенных определениях речь скорее идет о жизненной правде. Применительно к общественным явлениям используется слово «правда». В правде соединяются «понятия "истина" и "справедливость"». «Правда - наполненное личными интересами и смыслом знание». У Черчилль говорил, что правда настолько драгоценна, что ее должен сопровождать целый эскорт лжи.

Сравним характеристики истины и правды. Истина характерна для научного познания, как достоверного систематизированного отражения действительности. Истина научного знания едина, неделима для всех людей, доказывается наукой, «логикой разума». Критериями выступают общественно-историческая практика.

Правда жизни связана с личными интересами, она многолика, формируется по мере становления, взросления, приобретения жизненного опыта, доказывается «логикой сердца». Правда встречается в искусстве, религии, оценке нравственных явлений. В искусстве художественные образы, художественный вымысел ярко отражает духовные ценности людей. Правда человека может быть основана на жизненных принципах. К примеру, немецкий философ Ф. Ницше говорил: «Я верю, что то или другое так, а не иначе, как сущность истины». Правда религии - догматика - основана на вере и внушении. Для верующего религиозные догматы «истинны». Слово «Аминь» - значит «истинно». Таким образом, критерии правды жизни более многообразны: это и жизненный опыт, и здравый смысл, и вера (в авторитет родителей, в опыт предков), и моральные принципы. Итак, как утверждал Н. Пришвин: правды надо держаться - истину надо искать.

Объяснение и понимание

К познанию истины можно прийти двумя путями: через объяснение и через понимание. Объяснение основано на нахождении причин, сборе фактов. В этом суть позитивизма. Позитивистами были основоположники социологии О. Конт и Г. Спенсер. Объяснение - это строгое доказательство, основанное на фактах. Оно получило наибольшее распространение в естественных (точных науках).

Понимание основано на истолковании и раскрытии смысла текстов. Понимание - «это соотнесение знаний о чем-то с их смыслом для человека»; «это высшая ступень постижения действительности и особое состояние знания».

Ряд мыслителей высказывались о сути понимания. Так, французский философ-экзистенциалист А. Камю говорил: «Понять мир - свести его к человеку, оставить в нем человеческий отпечаток». Психолог C.Л. Рубинштейн утверждал, что человек начинает мыслить, когда хочет что-то понять.

Люди во всем ищут смысл: и в окружающем мире, и в знаниях других поколений и цивилизаций. Достигнутое знание нужно «расшифровать», интерпретировать. Такой подход к познанию развивает философское направление герменевтика. Герменевтика возникла как учение об искусстве толкования (понимания, интерпретации) древних текстов. Слово «герменевника» пошло от имени греческого бога Гермеса, который был вестником божественной воли, возвещал людям замыслы богов. Герменевтика - это теория понимания и интерпретации текстов и символов; «учение об истолковании смысла постигнутой истины».

Чтобы понять другую индивидуальность, чужую культуру, иную историческую эпоху, надо иметь текст. Текст - это не только совокупность взаимосвязанных высказываний, но и «язык смысла, того, что мы хотим сообщить людям». Текстом могут быть: «наскальные изображения, летопись, литература, архитектура, музыка, научные трактаты, дискеты, кино, письменная и живая речь».

Понимание как метод познания активно используется в социальном познании. Изучая общество, люди изучают сами себя - общество познает само себя. Отличительной характеристикой социального познания является то, что субъект познания (общество) и объект познания (общество) совпадают.

Понимание - это также психологический процесс. Важно понимание в межличностных отношениях. Надо уметь слушать другого человека, анализировать услышанное, прочитанное. Как учил древнекитайский мыслитель Конфуций, не понимая сказанного, не сможешь разобраться в человеке. В высказываниях может быть тонкий подтекст. В разговоре часто многое зависит не только от жестов, мимики, т.е. невербальной (несловесной) коммуникации.

Американский ученый Ирвинг Ли выделил несколько значений, в которых используется слово «понимание» в психологии: 1) как следование заданному направлению (понять дорожные знаки, указатели); 2) способность прогнозировать; 3) способность дать словесный эквивалент; 4) согласование программ деятельности; 5) решение проблем (описать последовательность действий для ее решения); 6) осуществление соответствующей реакции в общении; 7) способность правильно произвести рассуждения, дифференцировать (отличить) одну ситуацию от другой.

Итак, понимание - это действие интеллекта (разума) и всего человеческого духа в целом. Понимание позволяет в ситуации выбора принять правильное решение.

В процессе познания, рассуждений, размышлений у человека возникают интеллектуальные чувства. К интеллектуальным чувствам относят сомнение и веру (как убежденность в истине).

Сомнение - «состояние колебания в принятии решений», «неуверенность в истинности чего-либо». И. Павлов писал: «Для плодотворной научной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя». Но должна быть мера сомнений и уверенности в истинности знаний. На пути познания мы сталкиваемся с ошибками и заблуждениями. Ошибка - результат неправильного практического или теоретического действия. Заблуждение - несоответствие знания предмету; расхождение субъективного образа действительности с его объективным прообразом.

Другим интеллектуальным чувством является вера. Вера применима не только к религии. «Вера - это перешедшее в убеждение знание человека, оплодотворенное его волей, чувствами, стремлениями».

Познание мира - процесс чрезвычайно сложный. Истинное знание как линия горизонта - она все время от нас ускользает. Греческий философ Анаксимен сравнивал знания с кругами: большой круг-много знаний, маленький - меньше знаний, но чем шире круг твоих знаний, тем больше граница с неизвестностью, а значит, больше сомнений.

Введение………………………………………………………………………...…3

Знание…………………………………………………………………………...…4

Истинное знание. Истина……………………………………………………...….6

Особенности истинного знания в контексте природы истины………………...9

Трудности достижения истинного знания……………………………….…….11

Заключение………………………………………………………………….……14

Введение

В данной работе мы постараемся осветить вопрос, затрагивающий трудность, или даже невозможность достижения истинного знания. Как известно, все в мире относительно, в силу своей природы человек воспринимает мир субъективно. Так, восприятие человеком тех или иных физических явлений мира определенным образом, по факту, никаким образом не влияет на природу этих явлений. Человек может описать и ощутить окружающую действительность, однако, будет ли это описание достоверным, или истинным. Приведем небольшой пример – восприятие цвета – человек воспринимает глазом длины волн, лежащие в определенном диапазоне, приблизительно от 380 до 730 нанометров. Зеленому цвету соответствует длина волны 555нанометров. Мы видим траву, и говорим, что она зеленая. Однако, допустим, собака, глядя на траву, воспринимает ее совершенно иначе. Подобные рассуждения приводят нас к мысли о том, что знание, сформулированное как «трава имеет зеленый цвет» не может считаться истинным, а является лишь субъективным.

Цель всякого философского познания заключается в достижении истины. Иными словами, в понимании окружающего мира таким, каковым он является в реальности, исключая ложные и неподтвержденные суждения. В связи с этим философы в разные эпохи старались понять и обосновать как знание обретает истинность, ведь им в той или иной мере обладает каждый человек.

В данной работе мы постараемся разобраться в таких вопросах, как: - что такое познание и научное знание в контексте философии, - какие существуют трудности в вопросе достижения объективно истинного знания.

Знание

Нужно отметить, что представления о знании естественным образом менялись с течением времени. Так, можно привести несколько определений этого понятия.

В 1997г., одной из первых, была предпринята попытка дать определение знанию в философском словаре: знание - проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; обладание пониманием и опытом, которые являются правильными и в объективном и в субъективном отношении и на основании которых можно построить выводы и суждения, кажущиеся достаточно надежными, для того чтобы рассматриваться как знание.

Это определение вырастало из работы Макса Шелера 1926 года и было, по сути, еще не полным определением, а описанием основных черт определяемого понятия. Например, знанием является лишь "результат познания, проверенный практикой", при этом достаточно чтобы он лишь казался достаточно надежным.

Можно сказать, что знание есть истинное, достоверное представление о чем-либо в отличие от вероятностного мнения. Это противопоставление знания и мнения (греч. эпистеме и докса) было разработано в древнегреческой философии Платоном, Парменидом и другими мощными мыслителями. Согласно Аристотелю, знание может быть либо дискурсивным, либо интуитивным, опосредованным логическими доказательствами и умозаключениями. Познавая мир, человек должен вступать с природой в диалог, а не навязывать ей свой собственный язык.

И. Пригожкин считает, что современная наука знает, как с уважением относиться к изучаемой ею природе, которую невозможно описать с позиции зрителя, "извне". Описание природы - живой диалог, коммуникация, и она подчинена ограничениям. Диалог с природой в новом типе рациональности сопрягается с идеалом открытости сознания к разнообразию подходов, к тесному взаимодействию (коммуникации) индивидуальных сознаний и менталитетов разных культур.

Проблемы знания и веры были одной из центральных проблем в средневековой философии и теологии. Введённое схоластикой различение опытного (апостериорного) и априорного знания получило развитие в гносеологических концепциях нового времени (И.Кант; противостояние эмпиризма и рационализма в объяснении источника знания).

Знание представляет собой участие в конкретном бытии сущего, предпосылкой которого является участие, трансцендирующее подлинное бытие (по Шелеру). В формальном плане такое участие называют любовью. Шелер считает, что знание должно служить: во-первых, развитию и становлению личности, которая обладает знанием, - такое знание называется образовательным; во-вторых, становлению мира и, вероятно, вневременному становлению его высших принципов, рассматриваемых с точки зрения наличного бытия и конкретного бытия (Sosein). Эти принципы достигают в человеческом и в любом др. возможном знании о мире своего собственного сущностного определения или чего-то такого, без чего они не могут достичь этого определения. Это знание - знание ради божества. Его называют искупительным знанием. И наконец, в-третьих, есть цель становления - преобразование мира для наших человеческих целей и практическое господство над ним. «Это знание позитивных наук, знание господства и действия».

Истинное знание. Истина

Темой настоящей работы, как и одной из важнейших в философии проблем, является проблема истинного знания и критериев его постижения человеком. Для дальнейшего освещения темы следует сказать, что, согласно философии, познание есть постижение истины. В контексте связи понятий «истины» и «знания» естественным образом возникает необходимость определить, что есть истина.

Истина – это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности. Диалектико-материалистическая концепция истины базировалась на принципах признания объективности истины, активного отражения действительности, а также на раскрытии механизмов процесса постижения истины. Истина, являясь отражением объективного, иначе говоря - существующего независимо от человека – мира, включает в себя содержание, которое не зависит от человека и человечества. Как мы уже отмечали, по форме наши знания субъективны, они представляют собой продукт человеческой активности и познавательной деятельности. Истина же объективна по содержанию: ее содержание суть отраженная реальность, а сама эта реальность не зависит от человека. Поэтому, можно сказать, что всякая истина представляет собой объективную истину.

Одним из главных принципов диалектического понимания истины является ее конкретность. Конкретность - это свойство истины, которое основано на знании реальных закономерностей и связей объекта, при учете места, времени и условий, в которых сформулирована истина. В то время как принцип объективности характеризует истину со стороны ее содержания, механизмы процесса достижения объективной истины передаются через диалектику относительной и абсолютной истины. Понимание абсолютной истины подразумевает: 1) полное, исчерпывающее знание о бесконечном мире как целом; 2) знания, которые не могут быть опровергнуты в будущем. В то время, как значение относительной истины в: 1) неполном, неточном знании, соответствующему определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; 2) знании, зависящем от определенных места, времени и условий их получения.

Разные философские учения в большинстве случаев наделяют истинность определенным набором существенных свойств, позволяющих описать процесс обретения истинного знания. Истина объективна по содержанию и зависит только от достоверности того факта, которому она соответствует (например, истина о том, что Земля вращается вокруг Солнца, зависит лишь от самого процесса вращения планеты). Кроме того, для истины характерна притяжательная обезличенность. Истину никто не создавал искусственным путем, она существовала изначально, вот только сам человек достигает ее спустя определенное время, например, истина о вращении Земли вокруг Солнца была всегда, но лишь Коперник осознал ее и донес до окружающих.

Итак, что отличает истинное знание от субъективного? Истинное отличается своей достоверностью, ему не требуется подтверждение. Однако как достичь такого знания?

Безусловно, когда мы говорим об истинном знании, особенно в контексте науки, стоит упомянуть о так называемом априорном знании, и апостериорном. Априорное знание представляется как нечто известное само по себе, апостериорное же – результат эмпирического научного эксперимента. Объективным научным знанием может быть только знание, полученное путем доказательства. Пусть сейчас мы априори знаем, что земля имеет форму шара – тем не менее, данное знание получено путем расчетов и рассуждений, знание доказанное. На основе подобных рассуждений возникло противостояние логического позитивизма, утверждавшего, что источником истинного знания могу быть только эмпирические науки, и материализма. Конечно же, развитие науки показывает, что теоретические умозаключения, позволяющие первично проникнуть и объяснить глубинную суть вещей, являются шагом к объективному научному знанию. Другое дело, что для подтверждения этого знания необходим эксперимент.

Можно также отметить, что большим предметом спора между философами стал вопрос, зависит ли истина от самого человека, его сознания, или же существует вне его. Приведем слова Эйнштейна: «Я убежден в том, что истина независима от нашего существования, от процессов в нашем уме, хотя мы не можем еще сказать, что эта истина в точности означает.

Нильс Бор, находясь в Копенгагенском институте вместе с молодыми физиками из разных стран, имел обыкновение в трудных ситуациях утешаться шутками, среди которой особенно любимой была старая пословица о двух родах истины. К одному роду истин относятся такие простые и ясные утверждения, что противоположные им, очевидно, неверны. Другой род, так называемые "глубокие истины", представляют, наоборот, такие утверждения, что противоположные им тоже содержат глубокую истину. Развитие в новой области обычно идет такими этапами, причем хаос постепенно превращается в порядок: но, пожалуй, как раз на промежуточном этапе, где преобладают "глубокие истины", работа особенно полна напряженного интереса и побуждает фантазию к поискам твердой опоры.


Похожая информация.


Загрузка...