musings.ru

Федеральные премиальные: какие стимулы даст правительство чиновникам. Ради повышения зарплаты госслужащих начнут сокращать их численность В году предстоят массовые сокращения госслужащих

Уже в 2020 году количество сотрудников территориальных органов власти в РФ сократится на 5%, а в 2021 году - на 10%. Под сокращение попадут и 10% служащих центрального аппарата. Такие данные озвучила первый заместитель министра финансов РФ Татьяна Нестеренко.

По словам представителя финансового ведомства, на этот шаг власти идут в связи с тем, чтобы изыскать ресурсы для изменения системы оплаты труда. Она особо отметила, что размер фонда оплаты труда при этом не пострадает.

А кто от этого пострадает прежде всего? Да те же самые уборщицы, электрики, потому как в нашем отечестве уже не в первый раз предпринимается попытка сократить чиновников, и всегда они кончались сокращениями уборщиков, билетёров и т. п.

Чем вертикализм власти консолидированнее, тем больше вертикаль даёт поручения своим низовым ответвлениям и тем больше людей должны эти сигналы принимать, реализовывать и отчитываться о проделанной работе.

Сергей Булкин/сайт

Вертикаль нуждается в кадрах
Как пояснил сайт экономист Дмитрий Орешкин, этот закон проверен эмпирически - и в советские времена он работал, и в постсоветские. Чем сильнее государственно-монополистическая вертикаль, тем больше чиновников должно реализовывать её полномочия. Это, кстати, касается также европейских и американских политиков и управленцев.

Когда к власти приходят более левые правительства - они раздувают управленческий аппарат, так как им надо контролировать процессы, соблюдать справедливость, регулировать, распределять ресурсы между трудящимися. Когда приходят более правые - они его, наоборот, сокращают, потому что полагают, что этим должна заниматься частная инициатива , - отметил эксперт.

В данном же случае позиция Минфина - чисто советская, поскольку вертикаль будет и не может не укрепляться. И начинается публичная борьба с бюрократизацией и одновременным расширением бюрократических штатов.

Я отчётливо помню, как Борис Грызлов более 10 лет назад, будучи лидером „Единой России“, говорил о том, что у нас на 100 тысяч человек ежегодно растёт чиновничий аппарат и надо это остановить. С тех пор число чиновников только прирастало. И то же говорит Минфин , - рассказал Орешкин.

Конечно, это неприятно для чиновников и бюджетников, но на самом деле в них нуждается сама вертикаль и, прежде всего, внизу. Спускаются распоряжения Владимира Путина образца 2012 или 2018 года - и те, и другие невыполнимы, но надо писать отчёты, почему они не были выполнены, представлять красивую картинку. А вот для этого, уверен Орешкин, требуются квалифицированные люди, а избавиться от них нельзя.

Со временем, конечно, от переизбытка чиновников придётся избавляться, но не потому, что кто-то работает неэффективно, а потому, что наступила цифровая эпоха, поэтому многие функции могут быть заменены технологиями и пусть со сбоями, но работающими сервисами.

Видимо, это ждёт и тот же центр „Мои документы“. Это удачное современное решение по сравнению с прежним, советским, но лет через пять всё это придётся как-то роботизировать, переходить на искусственный интеллект , - предположил экономист.

Однако опыт показал, что за счёт сокращения сотрудников территориальных органов власти или центрального аппарата врачам, учителям, научным сотрудникам удалось немного повысить зарплаты. Проблема же в том, что когда идут сокращения, то сокращают не того, кто просиживал штаны, а того, кто чем-то занимался. И этот процесс двусторонний - вертикаль нуждается в кадрах, особенно, на местах, а с другой стороны, идёт развитие технологий.

Сергей Булкин/сайт

Процесс будет идти
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов считает, что мера, предложенная Минфином, полностью ложится в комплекс, который применялся в системе высшего образования, здравоохранения, даже среднего школьного образования, когда количество сотрудников уменьшали, нагрузку на них поднимали, а вместе с этим у них повышалась и оплата труда.

Иногда и ставка тоже повышалась - так, чтобы в отчётных документах она выглядела замечательно высокой, а количество людей на эту ставку может быть два человека, а может - три , - заявил Колташов.

По его словам, проблема в том, что в результате экономика всё равно получает негативные сигналы, поскольку люди теряют места, а аналогичные должности они не находят, а это, как правило, люди, которым сложно устроиться на работу.

Слабым местом этой политики, считает он, является то, что в стране реально есть дефицит учителей и врачей, если исходить из потребностей общества, а не из штатных расписаний.

Alexander Legky/Global Look Press

Хорошо, если бы высвободившиеся деньги пошли на создание новых рабочих мест, например, в системе школьного образования. Вопрос касается кадров, поскольку сокращения для людей некомфортны, а управленческие структуры раздуты, работа персонала там является малополезной для общества, - сказал он.

А вот труд в социальной системе, в системе образования является общественно полезным, и вопрос в том, будут ли туда переброшены ресурсы или всё будет опять размазано по тарелке - будут повышены ставки оплаты труда, поскольку чиновники на нижних этажах системы получают зачастую достаточно мало.

Но что бы ни говорил Минфин, процесс будет идти, поскольку иначе не выполнить распоряжения или же придётся фальсифицировать их выполнение. А этим должны заниматься квалифицированные люди. Легко сказать и очень сложно сделать.

Российские власти намерены в ближайшие два года значительно уменьшить количество госслужащих. Такие планы озвучила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко на коллегии Федерального казначейства.

Как пишут «Ведомости», Нестеренко заявила, что в территориальных органах под сокращение попадут 15% чиновников (в 2020 г. - 5%, в 2021 г. - 10%), а в центральном аппарате – 10%. Благодаря такой оптимизации оплата труда оставшихся сотрудников будет выведена «на конкурентный уровень».

По данным Росстата, в 2017 г. на госслужбе было занято около 2,2 млн человек, в том числе 1,4 млн человек – в федеральных госорганах. Средняя зарплата федерального чиновника в 2018 г. составляла 126,6 тыс. руб. в месяц. В Приморье на конец 2017 г. численность сотрудников органов государственной власти и местного самоуправления составила 32,9 тыс. человек, штаты были укомплектованы на 90%. В федеральных органах власти на конец года было занято 24,9 тыс. человек (из них 90,4% государственных служащих), в краевых – 3,1 тыс. человек (74,3%). За год их численность уменьшилась на 185 человек. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в Приморье в 2017 г. составила 62 тыс. руб., что было выше среднекраевого уровня в 1,6 раза, в том числе работника федеральных органов власти – 62,2 тыс. руб., работника краевых органов власти – 60,4 тыс. руб.

Читайте также:

В рамках дальнейшей реформы госуправления Минфин планирует сформировать реестр полномочий и функций госорганов, чтобы выявлять их дублирование, сообщила Нестеренко. Не исключается, что некоторые функции госорганов передадут на аутсорсинг. Частью сокращения госаппарата станет упразднение сервисных подразделений внутри федеральных органов власти, полагает «Коммерсант». Из обсуждений на коллегии стало известно, что бухгалтерские функции министерств могут быть консолидированы на базе Федерального казначейства. Бухгалтерий уже лишились Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития.

В свою очередь, после 2022 г. аналогичный механизм планируется применить к кадровому учету, юридическим отделам и госзакупкам однотипной продукции. Например, кадровым учетом всех министерств, по мнению Минфина, должен заниматься Минтруд, а не профильный департамент аппарата правительства.

Планы Минфина противоречат идеям главы правительства Дмитрия Медведева. В прошлом году он в своей статье «Россия-2024: Стратегия социально-экономического развития», опубликованной в журнале «Вопросы экономики», заявил о нехватке более 1 млн чиновников. «Сегодня все страны вступили в эпоху цифровой трансформации, и риски отставания здесь могут оказаться очень серьезными, - констатировал Медведев. - На первый план в научно-технологической конкуренции выходит способность накапливать «большие данные» и использовать их в построении платформ, связывающих бизнес, граждан и государство».

Государственному аппарату в новых условиях необходимы служащие и руководители учреждений «с соответствующими (цифровыми) компетенциями», отмечал премьер. «По некоторым оценкам, таких работников только в госсекторе должно быть не менее 1 миллиона», - подсчитывал он.

Государственные служащие имеют свой особый регламент, который является дополнением к обычным трудовым взаимоотношениям, прописанным в ТК РФ. Сокращение с государственной гражданской службы имеет многочисленные нюансы, которые регулируются Федеральными законами № 57 и №79. Выплаты и компенсационные средства также имеют ряд отличий от стандартного порядка.

Особенности и законодательная база

Обычный порядок сокращения прописан в 81 статье ТК РФ . Для гражданских служащих, которые занимают государственные должности, основным регламентом считается закон 79-ФЗ . Он предусматривает кроме самого процесса сокращения должности также возможность перевода на другую должность.

Важно! При сокращении в соответствии с законодательством должности государственному служащему могут быть предоставлены не только в своей организации, но и в других гражданских органах, которые относятся к государственной службе.

Данное правило отличается от обычного процесса. Например, при ликвидации любого юридического лица его деятельность прекращается. В случае реорганизации или устранения государственного органа его обязанности и полномочия будут переложены на другой государственный орган, что влечет за собой повторное трудоустройство работников. По этой причине государственные служащие гражданского типа являются более защищенной категорией работников, которые имеют больше возможностей для сохранения рабочего места.

Еще двумя важными моментами являются возможность сокращения государственного служащего в досрочном режиме (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ) и без конкурсная основа при переводе. Последний момент связан с тем, что государственные должности согласно закону занимаются по конкурсному распределению. Но если госслужащий сокращается, то он занимает должность согласно квалификации и распределению. Это закреплено в 22 статье основного закона (79-ФЗ).

Сокращение

Сокращение гражданского служащего имеет несколько значительных отличий от стандартной процедуры в силу имеющихся законодательных регламентов, которые были введены из-за специфики работы.

Важно! Последняя редакция 79 Федерального закона вступила в силу в августе 2018 года. Например, были добавлены изменения в 31 статью, которая регламентирует отношения при ликвидации или сокращении должностей в государственном органе. Все трудовые взаимоотношения с госслужащими осуществляется по 79 и 57 федеральным законам. По регламенту трудового кодекса просматриваются только те моменты, которые не были учтены в регламенте этих законодательных актов.

Для понимания отличия стандартного сокращения от аналогичной процедуры для госслужащего необходимо знать пошаговую процедуру. Именно по этому плану производится сокращение в государственных организациях:


Важно! Если сотрудник согласен произвести досрочное расторжение договора, то ему также положена компенсация за неотработанный период времени, которая насчитывается по общему правилу.

Требуется помнить, что госслужащий может рассчитывать на вакантное место по условиям своей квалификации и опыта. Как и при стандартном варианте, должность должна соответствовать навыкам работника.

Расчет и выплаты

Выходного пособия при сокращении госслужащие гражданского характера не получают. Но есть значительный нюанс, если нет трудоустройства (что потребуется подтверждать с помощью центра занятости), то можно получить возможность переквалификации, во время которой безработный получает среднемесячный заработок на последнем месте работы.

Важно! Полноценный расчет с госслужащим осуществляется только при отсутствии вакансий, а также переводов. Если перевод был осуществлен, то компенсация по сокращению не положена, так как работник фактически не потерял рабочее место.

В крайний рабочий день выдаются все документы и производится расчет, включающий в себя:

  • компенсацию за отпуск, отпускные, оплату больничного;
  • заработную плату за отработанный период;
  • при наличии премиальных полугодового или квартального типа часть их, соответствующую отработанному в указанный период времени;
  • единовременную компенсацию по сокращению в размере четырехмесячного довольствия.

Все остальные выплаты на бирже труда будут зависеть только от размера ежемесячного заработка и ряда нюансов, так как выходного пособия как такового у гражданских служащих нет.

Сокращение работника государственной службы, который находится на гражданской должности, регламентировано федеральным законодательством, в том числе ФЗ №79. Процедура сокращения имеет много отличий от стандартного варианта из-за специфики работы. Каждый сотрудник может рассчитывать на перевод на другую должность как в госорганизации, так и в других учреждениях государственного образца.

Минфин готовит новые масштабные сокращения численности госаппарата - эта тема во вторник обсуждалась на коллегии Федерального казначейства. Речь идет о снижении численности центральных аппаратов ведомств на 10% в 2020 году и сокращении на 5% их территориальных органов. В 2021 году территориальные подразделения федеральных властей сократят еще на 10% штатной численности. При этом Минфин не планирует снижать фонд оплаты труда госорганов - освободившиеся средства направят на повышение зарплат, чтобы сделать оплату труда госслужащих конкурентоспособной.


Правительство готовит масштабное сокращение госслужащих, заявила на коллегии Федерального казначейства первый заместитель главы Минфина Татьяна Нестеренко. Ресурсы для сокращения госаппарата Минфин рассчитывает, в частности, получить от централизации и автоматизации многих технических функций ведомств, при этом больший потенциал власти видят в территориальных подразделениях госорганов, но на его раскрытие уйдет больше времени. «Вопрос поставлен и будет решен в следующем порядке: 10% - центральный аппарат со следующего года и 5% - территориальные органы со следующего года, и через год еще 10%. То есть итого за два года территориальные органы - 15%»,- отметила госпожа Нестеренко.

Отметим, что, несмотря на крупное сокращение численности государственных гражданских служащих, Минфин не рассчитывает на бюджетную экономию в результате этого процесса: сохранение фондов оплаты труда (ФОТ) госорганов на нынешнем уровне позволит повысить зарплаты чиновников до конкурентных по экономике. «Мы примерно оценили этот конкурентный уровень в системе государственной службы, обсудили это на комиссии по государственному управлению при президенте и в правительстве, и, в принципе, решения такие приняты. Но без оптимизации эти решения никак не могут быть реализованы, на это требуется много денег»,- пояснила заместитель главы Минфина. Целью, по ее словам, является доведение постоянной части оплаты чиновников до 60% ФОТ (сейчас на нее приходится 40%, 60% составляют премии и переменные выплаты).

Параллельно на коллегии обсуждался и ход «репутационного», по оценке замглавы Минфина, проекта по переводу на бухгалтерское обслуживание в Казначейство ряда министерств и ведомств - первыми должны стать Минпросвещения, Миннауки и Минвостокразвития, а всего таких госорганов 13.

При этом, как стало ясно в ходе коллегии, хотя технологические выгоды от передачи казначейству рутинных функций министерств и их подразделений очевидны, не решены многие вопросы, начиная с цифровизации госуправления и заканчивая судьбой чиновников, ранее занимавшихся передаваемыми функциями на местах.

« Коробками привозят документы, присылают отсканированные pdf-файлы, а казначейство читает их глазами. Это что за "цифра" такая? До сих пор обсуждается, какой документ первичен - электронный или бумажный…»

Посетовала госпожа Нестеренко в своем выступлении, призвав присутствовавшего на коллегии главу департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности Минфина Сергея Романова ускорить работу по подготовке необходимой нормативной базы. Господин Романов, в свою очередь, сослался на то, что разнобой в учетной политике ведомств объясняется их собственной спецификой, но пообещал, что к 1 июня департамент разработает единый подход к бухучету, который позволит централизовать бухгалтерские функции ведомств.

Глава казначейства Роман Артюхин в своем выступлении отметил, что наибольшие сложности реформы приходятся на долю московского управления, которому приходится заниматься учетом госслужащих центральных аппаратов ведомств, однако «феодальная раздробленность бухучета должна быть преодолена». Дальнейшие перспективы работы ведомства чиновник связал с переходом от равномерного территориального покрытия казначейской сети к созданию межрегиональных управлений, которые будут выступать центрами компетенций и смогут выполнять однотипные операции в интересах территориальных подразделений - в частности, возможна передача им единого кадрового учета госслужащих, юридического обеспечения и т. п.

Информация:

У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство... ... Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...У школы в Ростове-на-Дону взорвалось самодельное взрывное устройство...Педагоги из Сургута выступили на «ИКаРёнке-2016» ...Национальный антитеррористический комитет выпустил серию видеороликов по профилактике терроризма ...В Лангепасе прокуратура выявила сайт, на котором продавались сертификаты ЕГЭ...Преподаватель СурГУ Виталий Рыжаков успешно финишировал на Международном марафоне в Санкт-Петербурге ...

В России хотят сократить число госслужащих, чтобы увеличить зарплату оставшимся

12:01 | 24.03.2019

Российские власти планируют начать со следующего года серьезные сокращения госслужащих, чтобы сделать их зарплаты конкурентоспособными. Об этом заявила первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

В 2020 году чиновников в регионах сократят на 5%, в 2021 — еще на 10%. Сотрудников центрального госаппарата планируют сократить на 10%.

«Это делается для того, чтобы в том числе найти ресурсы для изменения системы оплаты труда. Мы не можем на эту большую разросшуюся систему государственного управления распространить и принять решения еще и по увеличению уровня оплаты труда. А у нас стоит такое поручение - вывести систему оплаты труда на госслужбе на конкурентный уровень. Главная позиция реформы системы оплаты труда госслужащих — поднять постоянную часть оплаты труда, чтобы она была 60% от ФОТ и только 40% — стимулирующая. Сейчас эта "пирамида" перевернута», — пояснила "Интерфаксу" Нестеренко.

Сокращение части госслужащих и повышение их зарплат станут только первым шагом реформы госуправления. Нестеренко сообщила, что сейчас минфин готовит реестр полномочий госорганов. Он позволит выявить дублирование их функций, а также разделить административно-властные и гражданско-правовые полномочия.

Загрузка...