musings.ru

Периодичность экспертизы промышленной безопасности. Методика формирования групп экспертов для проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах III

ЭПБ зданий и сооружений, технических устройств, проектной и иной документации

Экспертиза промышленной безопасности - это документальная оценка соответствия объекта проведения экспертизы Требованиям промышленной безопасности эксплуатации производственных объектов и законодательству Российской Федерации.

Проведение ЭПБ регламентировано законом № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Аттестация экспертов в области промышленной безопасности – это подтверждение теоретической и практиче-ской компетентности специалиста, работающего в области экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО), технических устройств, зданий и сооружений, проектной документации.

Аттестация действительна в течение пяти лет.

Эта информация, в целом, известна всем, сталкивающимся с экспертизой промышленной безопасности, но в приведенном тексте речь пойдет о последней новинке в области ЭПБ: Административном регламенте по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, утвержденном приказом Ростехнадзора №430 от 26 октября 2015 года. Приказ был зарегистрирован Минюстом 5 февраля 2016 года, и вступил в силу 20 февраля.

Все эксперты в области промышленной безопасности, прошедшие аттестацию, разделены на три категории:

  • Эксперт 1 категории – может проводить ЭПБ ОПО 1-4 классов опасности
  • Эксперт 2 категории – проводит ЭПБ ОПО 2-4 классов опасности
  • Эксперт 3 категории – имеет право проводить ЭПБ ОПО 3 и 4 классов опасности

Эксперт, не прошедший аттестацию по новым правилам, не имеет права проводить экспертизу промышленной безопасности. По новым правилам аттестовано относительно немного экспертов – это вызвано высокой сложностью аттестационных заданий. Тем не менее, часть наших экспертов уже прошла аттестацию, а часть готовится к прохождению.

Требования к экспертам

По вступившим в силу правилам, требования к заявителю на эксперта едины – подавать нужно один и тот же набор документов, а присвоение категории будет зависеть от стажа и успешности сдачи аттестационного экза-мена в Ростехнадзоре. Каждый эксперт должен иметь гражданство РФ и высшее образование – остальное определяется в результате экзамена.

Порядок аттестации экспертов

В соответствии с Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по аттестации экспертов, порядок таков:

Первый этап. Подача заявления. В течение 20 дней заявление рассматривается в Ростехнадзоре.

Второй этап. Прохождение квалификационного экзамена – не позднее трех месяцев со дня приема заявления. Сам экзамен состоит из двух этапов – тестирование с помощью компьютерной программы и решение ситуаци-онных задач.

Третий этап. Собеседование, в ходе которого члены аттестационной комиссии задают эксперту вопросы о те-стировании и ситуационных задачах, а также об экспертизах в области ПБ, в которых эксперт ранее принимал участие – эксперты, не претендующие на получение 1 и 2 категорий, не проходят собеседования, и, в случае успешной сдачи теста и решения ситуационных задач, завершают аттестацию.

В состав аттестационной комиссии в области ПБ входят:

  • Сотрудники центрального аппарата Ростехнадзора
  • Сотрудники подведомственных Ростехнадзору организаций
  • Специалисты ВУЗов и НИИ

Специалисты нашей компании уже прошли аттестацию по новым правилам, и вы всегда можете быть уверены в высоком уровне экспертизы промышленной безопасности ОПО, проводимой нашими экспертами.

Объектами экспертизы ПБ являются:

1. Здания и сооружения

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений проводится по окончании установленного срока службы, после чрезвычайных ситуаций (пожара, землетрясения, взрыва) или по требованию органов Ростехнадзора.

ЭПБ проходят следующие объекты:

  • Здания и сооружения нефтехимической, химической, нефтяной и газовой промышленности;
  • Здания и сооружения, в которых применяются подъемные механизмы;
  • Здания и сооружения горнорудной, металлургической и коксохимической промышленности;
  • Строения газоснабжения, в которых используются природные и сжиженные углеводородные газы;
  • Подъездные пути, места погрузки и выгрузки опасных веществ на железной дороге и другие;

2. Технические устройства

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств - это оценка соответствия представленной технической документации данного устройства стандартам РФ с целью анализа возможности безопасной эксплуатации технического устройства на опасном производственном объекте, а также выявление остаточного ресурса оборудования и определение длительности дополнительного срока службы (в случае окончания последнего). Данная процедура основана на анализе технических документов, диагностике устройств, замене деталей, разработке плана мероприятий по предотвращению износа и продлению срока эксплуатации технического устройства.

Экспертиза декларации промышленной безопасности подразумевает оценку соответствия представленного эксплуатационного документа требованиям и нормам законодательства Российской Федерации при эксплуатации объектов, где хранятся, используются, производятся, перерабатываются вещества в объемах, равных или превышающих допустимые значения, согласно Приложения № 2 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасного производственного объекта».

4. Проектная (рабочая) документация

Проведение экспертизы промышленной безопасности проектной (рабочей) документации предполагает анализ материалов, предназначенных для расширения, модернизации, технического перевооружения, консервации и ликвидации опасного промышленного объекта.

Процедура проведения ЭПБ

1. Предварительный этап (предшествует заключению договора)

Информирование Заказчика о необходимых мероприятиях по проведению экспертизы, обсуждение и согласование с Заказчиком хода проведения ЭПБ, оформление заявки на услуги, составление индивидуального план-графика работ.

2. Проведение экспертизы

Предоставление заказчиком необходимого (в зависимости от объекта экспертизы) пакета документов. Анализ документации аттестованным экспертом лаборатории, сравнение с отраслевыми стандартами, выезд экспертов на объект экспертизы для проведения обследования данного объекта.

3. Оформление Заключения

По окончании работ разрабатывается Заключение экспертизы промышленной безопасности (ЭПБ), которое проходит регистрация в органах ФСЭТАН (Ростехнадзора). Регистрация проходит с нашей экспертно-консультационной поддержкой.

На опасном производственном объекте могут располагаться разнообразные здания и сооружения. Они служат для складирования материалов, реализации технологических процессов и в других целях.

Все эти строения должны эксплуатироваться с соблюдением правил безопасности. Соответствует ли это действительности, устанавливает экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений, предполагающая всестороннее обследование упомянутых конструкций, а также изучение документации к ним.

Цель и задачи проведения экспертизы зданий и сооружения

Главной целью проводимых мероприятий является определить, могут ли в дальнейшем здания, принадлежащие ОПО, эксплуатироваться без риска возникновения аварии. Для этого решаются задачи:

  • определить несущую способность и степень износа указанных конструкций;
  • выявить, насколько изменились характеристики строений, служащих длительный срок;
  • проверить конструкции на наличие всевозможных дефектов и повреждений;
  • рассчитать остаточный ресурс названных объектов.

Когда проводится ЭПБ зданий и сооружения

Необходимость в указанной процедуре возникает в таких случаях:

  • Истек срок эксплуатации строения. Иногда он обозначается в проектной документации.
  • Нет сведений о сроке эксплуатации. Не всегда проектные организации берутся определять, сколько прослужит здание. Это объясняется тем, что контролировать процесс его возведения они не могут.
  • Отсутствие проектной документации на эксплуатируемую конструкцию. Здесь не возникает сомнений в целесообразности проведения экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений.
  • Авария, если ее последствиями стали серьезные повреждения конструкций.
  • Превышающая нормы деформация строений.
  • Окончание срока безопасной эксплуатации возведенных объектов, установленного проводимой ранее экспертизой.
  • Если у организации, в распоряжении которой находится здание, возникло желание узнать о его фактическом состоянии и насколько безопасной является его эксплуатация (в данном случае заключение будет без регистрации в РТН).

Итог ЭПБ ЗиС

Процедуру выполняют сотрудники специализированной организации, опираясь на федеральные нормы и правила. После изучения необходимой документации и детального обследования сооружений эксперты формируют заключение с выводами. В нем указывается, может ли здание дальше безопасно эксплуатироваться.

Следующим шагом заключение с подписями специалистов и печатью регистрируется в реестре. Обратиться в надзорные органы по месту нахождения объектов, представленных для выполнения экспертизы, может заказчик или сотрудники экспертной организации.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности"

Зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ 26 декабря 2013 года, регистрационный № 30855

Утверждены Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 ноября 2013 года № 538

I. Общие положения

1. Настоящие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3588; 2000, № 33, ст.3348; 2003, № 2, ст.167; 2004, № 35, ст.3607; 2005, № 19, ст.1752; 2006, № 52, ст.5498; 2009, № 1, ст.17; № 1, ст.21; № 52, ст.6450; 2010, № 30, ст.4002; № 31, ст.4195, ст.4196; 2011, № 27, ст.3880; № 30, ст.4590, ст.4591, ст.4596; № 49, ст.7015, ст.7025; 2012, № 26, ст.3446; 2013, № 9, ст.874; N 27, ст.3478).

2. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" (далее - Правила) устанавливают порядок проведения экспертизы промышленной безопасности (далее - экспертиза), требования к оформлению заключения экспертизы и требования к экспертам в области промышленной безопасности (далее - эксперты).

3. Правила применяются при проведении экспертизы объектов, предусмотренных пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - объекты экспертизы).

4. Правила не применяются при проведении экспертизы опасного объекта при заключении договора обязательного страхования или в течение срока его действия в целях оценки вреда, который может быть причинен в результате аварии на опасном объекте, максимально возможного количества потерпевших и (или) уровня безопасности опасного объекта.

5. Основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы.

6. Техническое устройство, применяемое на опасном производственном объекте подлежит экспертизе (если техническим регламентом не установлена иная форма оценки соответствия указанного устройства обязательным требованиям):

– до начала применения на опасном производственном объекте;
– по истечении срока службы или при превышении количества циклов
– нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем;
– при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает
двадцать лет;
– после проведения работ, связанных с изменением конструкции, заменой материала несущих элементов такого технического устройства, либо восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство.

7. Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

– в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;
– в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения;
– после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
– по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
– при возникновении сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

8. Экспертиза технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, производится с учетом требований законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

II. Требования к экспертам

9. Эксперт должен соответствовать следующим требованиям:

– наличие высшего образования;
– аттестация в области промышленной безопасности по области аттестации, соответствующей объекту экспертизы;
– стаж работы не менее 5 лет в соответствующей области аттестации требований промышленной безопасности;
– знание законодательных актов, нормативных правовых актов Российской Федерации, технических документов по вопросам экспертизы, промышленной безопасности опасных производственных объектов, связанных с объектами экспертизы, используемых средствах измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

10. Эксперту запрещается участвовать в проведении экспертизы в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании организации, в трудовых отношениях с которой он состоит.

Эксперт, которому известны обстоятельства, препятствующие его привлечению к проведению экспертизы либо не позволяющие ему соблюдать принципы ее проведения, установленные пунктом 13 настоящих Правил, не может участвовать в проведении экспертизы.

11. Эксперты обязаны:

– определять соответствие объектов экспертизы промышленной безопасности требованиям промышленной безопасности путем проведения
анализа материалов, предоставленных на экспертизу промышленной безопасности, и фактического состояния технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, подготавливать заключение экспертизы промышленной безопасности и предоставлять его руководителю организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности;
– обеспечивать объективность и обоснованность выводов заключения экспертизы;
– обеспечивать сохранность документов и конфиденциальность сведений, представленных на экспертизу.

12. Дополнительные требования к экспертным организациям и экспертам, порядок их аккредитации, проводящих экспертизу технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, используемых в интересах обороны и безопасности государства, устанавливаются в соответствии требованиями законодательства Российской Федерации об обороне и о защите государственной тайны.

III. Проведение экспертизы

13. Экспертиза проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

14. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы (далее - заказчик) комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

15. Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

В случае проведения экспертизы организациями, находящимися в ведении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, стоимость проведения экспертизы определяется в соответствии с Методикой определения размера платы за оказание услуги по экспертизе промышленной безопасности, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 14 февраля 2012 года, № 97 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 марта 2012 года регистрационный № 23523; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2012 года, N 21).

16. Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

17. Для проведения экспертизы приказом руководителя организации проводящей экспертизу, определяется эксперт или группа экспертов. В случае проведения экспертизы группой экспертов указанным приказом может быть определен руководитель группы (старший эксперт), обеспечивающий обобщение результатов, своевременность проведения экспертизы и подготовку заключения экспертизы.

18. В состав группы экспертов могут быть включены эксперты, не состоящие в штате экспертной организации, если их специальные знания необходимы для проведения экспертизы и такие эксперты отсутствуют в экспертной организации.

19. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы после:

– предоставления заказчиком в соответствии с договором необходимых для проведения экспертизы документов;
– предоставления образцов технических устройств либо обеспечения доступа экспертов к техническим устройствам, зданиям и сооружениям, применяемым на опасном производственном объекте.

20. Заказчик обязан предоставить по требованию экспертов, осуществляющих экспертизу, доступ к опасным производственным объектам, техническим устройствам, зданиям и сооружениям опасных производственных объектов, в отношении которых проводится экспертиза.

21. При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Для оценки фактического состояния зданий и сооружений проводится их обследование.

Техническое диагностирование, неразрушающий контроль или разрушающий контроль технических устройств проводится для оценки фактического состояния технических устройств в следующих случаях:

– при проведении экспертизы по истечении срока службы или при превышении количества циклов нагрузки такого технического устройства, установленных его производителем, либо при отсутствии в технической документации данных о сроке службы такого технического устройства, если фактический срок его службы превышает двадцать лет;
– при проведении экспертизы после проведения восстановительного ремонта после аварии или инцидента на опасном производственном объекте, в результате которых было повреждено такое техническое устройство;
– при обнаружении экспертами в процессе осмотра технического устройства дефектов, вызывающих сомнение в прочности конструкции, или дефектов, причину которых установить затруднительно;
– в иных случаях, определяемых руководителем организации, проводящей экспертизу.

22. Экспертная организация вправе привлекать к проведению технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, а также к проведению обследований зданий и сооружений иные организации или лиц, владеющих необходимым оборудованием для проведения указанных работ.

В случаях, когда заказчик имеет в своем штате специалистов по техническому диагностированию, обследованию зданий и сооружений, неразрушающему контролю, разрушающему контролю, уровень квалификации которых позволяет выполнять отдельные виды работ, то допускается привлекать данных специалистов заказчика к выполнению этих работ и учитывать результаты работ, выполненных указанными специалистами при оформлении заключения экспертизы. При этом в заключении экспертизы должны указываться виды работ, выполняемые специалистами заказчика.

Ответственность за качество и результаты работы привлекаемых организаций и лиц несет руководитель организации, проводящей экспертизу.

23. По результатам проведения технического диагностирования, неразрушающего контроля, разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений составляется акт о проведении указанных работ, который подписывается руководителем проводившей их организации или руководителем организации проводящей экспертизу и прикладывается к заключению экспертизы.

IV. Оформление заключения экспертизы

24. Результатом проведения экспертизы является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу, и экспертом (экспертами), участвовавшим (участвовавшими) в проведении экспертизы, заверяется печатью экспертной организации и прошивается с указанием количества листов.

25. Экспертная организация обеспечивает учет выданных заключений экспертизы и хранение их копий.

26. Заключение экспертизы содержит:

1) титульный лист с указанием наименования заключения экспертизы;
2) вводную часть, включающую:

– основание для проведения экспертизы;
– сведения об экспертной организации (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, номер телефона, факса, дата выдачи и номер лицензии на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности);
– сведения об экспертах (образование, стаж работы по специальности, сведения об аттестации на знание специальных требований промышленной безопасности, установленных нормативными правовыми актами);

3) перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;
4) данные о заказчике (наименование организации, организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения);
5) цель экспертизы;
6) сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации;
7) краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;
8) результаты проведенной экспертизы со ссылками на положения нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, согласно которым проводилась оценка соответствия объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности;
9) выводы заключения экспертизы;
10) приложения, содержащие перечень использованных при экспертизе нормативных правовых актов в области промышленной безопасности, технической документации, актов испытаний и обследований, технических отчетов.

27. Заключение экспертизы содержит один из следующих выводов о соответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности (кроме экспертизы декларации промышленной безопасности и обоснования безопасности опасного производственного объекта):

1) объект экспертизы соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) объект экспертизы не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть применен при условии внесения соответствующих изменений в документацию или выполнения соответствующих мероприятий в отношении технических устройств либо зданий и сооружений (в заключении указываются изменения, после внесения которых документация будет соответствовать требованиям промышленной безопасности, либо мероприятия, после проведения которых техническое устройство, здания, сооружения будут соответствовать требованиям промышленной безопасности);
3) объект экспертизы не соответствует требованиям промышленной безопасности.

28. По результатам экспертизы технического устройства, зданий и сооружений опасных производственных объектов в заключении экспертизы дополнительно приводятся расчетные и аналитические процедуры оценки и прогнозирования технического состояния объекта экспертизы, включающие определение остаточного ресурса (срока службы) с отражением в выводах заключения экспертизы установленного срока дальнейшей безопасной эксплуатации объекта экспертизы, с указанием условий дальнейшей безопасной эксплуатации.

29. По результатам проведения экспертизы декларации промышленной безопасности в заключении экспертизы указываются следующие выводы:

– об обоснованности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчета последствий аварии и показателей риска;
– о правильности и достоверности выполненных расчетов по анализу риска, а также полноты учета факторов, влияющих на конечные результаты;
– о вероятности реализации принятых сценариев аварий и возможность выхода поражающих факторов этих аварий за границу опасного производственного объекта, а также последствий воздействия поражающих факторов на население, другие объекты, окружающую среду;
– о достаточности мер предотвращения проникновения на опасный производственный объект посторонних лиц.

30. При проведении экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта или вносимых в него изменений в заключении экспертизы указываются следующие результаты:

– оценка полноты и достоверности информации, представленной в обосновании безопасности;
– оценка полноты и достаточности мероприятий, компенсирующих отступления от норм и правил в области промышленной безопасности;
– оценка обоснованности результатов оценки риска аварий, в том числе адекватности применяемых физико-математических моделей и использованных методов расчетов по оценке риска, правильности и достоверности этих расчетов, а также полноты учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
– оценка учета современного опыта эксплуатации, капитального ремонта, консервации и ликвидации опасных производственных объектов в обосновании безопасности;
– оценка полноты требований к эксплуатации, капитальному ремонту, консервации или ликвидации опасного производственного объекта, установленных в обосновании безопасности.

31. Заключение экспертизы обоснования безопасности опасного производственного объекта содержит один из следующих выводов:

1) обоснование безопасности опасного производственного объекта соответствует требованиям промышленной безопасности;
2) обоснование безопасности опасного производственного объекта не соответствует требованиям промышленной безопасности.

32. Заключение экспертизы представляется заказчиком в Ростехнадзор (территориальный орган Ростехнадзора) для внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности.

Организация оспаривает привлечение к ответственности за дачу заведомо ложного заключения экспертизы промышленной безопасности

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;

Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;

Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона;

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;

обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств ее заказчика.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить указанную экспертизу в отношении опасного производственного объекта, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации. Заключение экспертизы промышленной безопасности, подготовленное с нарушением данного требования, не может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, на основании принципов независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы. Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в течение пяти рабочих дней со дня его поступления. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В целях настоящего Федерального закона под заведомо ложным заключением экспертизы промышленной безопасности понимается заключение, подготовленное без проведения указанной экспертизы или после ее проведения, но явно противоречащее содержанию материалов, предоставленных эксперту или экспертам в области промышленной безопасности и рассмотренных в ходе проведения экспертизы промышленной безопасности, или фактическому состоянию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на опасных производственных объектах, являвшихся объектами экспертизы промышленной безопасности.

Заключение экспертизы промышленной безопасности, признанное заведомо ложным, подлежит исключению из реестра заключений экспертизы промышленной безопасности.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Ведение реестра заключений экспертизы промышленной безопасности осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности в соответствии с административным регламентом .

8. Руководитель организации, проводящей экспертизу промышленной безопасности, обязан:

организовать проведение экспертизы промышленной безопасности в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;

обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности экспертами в области промышленной безопасности;

Безопасность в работе крупных промышленных предприятий обеспечивается в том числе своевременным проведением экспертизы. Нормативная периодичность экспертизы промышленной безопасности установлена приказом Ростехнадзора № 538 . Этот документ устанавливает сроки последующих обследований в зависимости от типа объекта, по отношению к которому они проводятся. Согласно закону 116-ФЗ на опасных объектах производства (ОПО) экспертизе подлежат следующие категории объектов:

  • проектная документация для техперевооружения, консервации или полной ликвидации объекта;
  • иная документация, предусмотренная актуальным законодательством, например, декларация промбезопасности;
  • здания, конструкции и сооружения, применяемые в рамках производственного цикла;
  • используемое оборудование и техника.

Периодичность экспертизы оборудования

Сроки проведения экспертизы для техники и оборудования, применяемых на производстве, определены разделом I приказа № 538. Так, в п. 6 данного нормативного документа указывается исчерпывающий перечень оснований для выполнения обследования конкретной единицы оборудования. Среди прочих оснований содержится указание на истечение двадцатилетнего срока с момента запуска в эксплуатацию. Это условие применяется в случае, если производителем в эксплуатационной или технической документации не указан иной срок ревизии. Он может быть как больше, так и меньше этой продолжительности. В таком случае срок очередной экспертизы устанавливается в соответствии с требованиями производителя. Соблюдение этого условия является обязательным в целях достижения требуемого уровня промбезопасности на предприятии, включая безопасность кранов и иной спецтехники.

Для зданий и сооружений частота проведения экспертизы установлена положениями п. 7 приказа № 538. Этот раздел нормативного документа указывает, что проводить обследование таких конструкций необходимо в следующих случаях:

  • истечение нормативного срока эксплуатации, предусмотренного проектной документацией;
  • истечение срока безопасной эксплуатации, определенного в ходе предыдущей экспертизы;
  • особые обстоятельства, например, утеря проектной документации либо авария на объекте.

Таким образом, во всех случаях при определении периодичности такой экспертизы необходимо руководствоваться указаниями имеющихся документов на здание.

Периодичность экспертизы промышленной безопасности зданий

Стоит также обратить внимание и на сроки проведения экспертизы промышленной безопасности, ведь от этого тоже зависит своевременность проведения ЭПБ. Некоторые организации могут долго составлять заключение и выдать его только через 3 месяца, обратите внимание на работу экспертов данной организации. Также могут повлиять времена года, например, только зимой лучше проводить экспертизу участка подземного промыслового нефтепровода. И обратите внимание на компетентность экспертов, поскольку это влияет на работу и качество экспертизы. Ростехнадзору необходимо примерно 5 дней для внесения заключения в реестр.

Загрузка...