musings.ru

Потребность в уважении со стороны других людей. Сколько стоит написать твою работу

Velle non discitur?306

ГЛАВА VII. МОТИВАЦИЯ

Что такое мотивация?

- потребности в безопасности

- потребности в аффилиации

- потребности в уважении

- потребности в независимости и самостоятельности

- потребности достижения

- потребности во власти.

Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект Содержательные теории мотивации

В целом 6 семинаров, которые строят друг на друга, поэтапное введение участников проекта, средний фильм, к возможным темам и возможностям дизайна. После подготовительного семинара, в котором молодые люди с ограниченными возможностями вместе с кинорежиссером Эрнстом Списсбергером соберутся первые идеи, они будут обоснованы в следующих семинарах, сценарий будет написан и будет подготовлен фактический фильм. Съемка состоится через три дня.

Во время заключительного семинара по рефлексии участники должны проанализировать, что произошло за последние несколько недель, дать и получить обратную связь и, если интересно, изучить дальнейшие возможные действия в связи со средством фильма. В рамках последующего отбора фильмов завершенная работа будет представлена ​​молодыми людьми.

- теория мотивации А. Маслоу

- теория мотивации К. Альдерфера

- теория X - УД. МакГрегора

- двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга. Процессуальные теории мотивации

- теория подкрепления мотивов

Теория ожидания

- целевая теория мотивации

- модификация поведения (behavior modification).

Программы и методы стимулирования деятельности работников

Продолжительность короткой пленки составляет от 10 до 15 минут. Мы намеренно оставляем открытые темы, чтобы дать молодым людям возможность работать вместе в группе и разрабатывать сценарий в соответствии с их собственными интересами и предпочтениями. Молодые люди становятся активными, сами решают, интерпретируют себя.

Кто стоит за проектом?

Были согласованы следующие даты. Редактирование и завершение короткометражного фильма: после последнего дня съемки. Семинар по рефлексии со всеми участниками и презентация короткометражного фильма: или.

  • Поддержка во время семинаров будет обеспечена.
  • Кинорежиссер Эрнст Списсбергер.
  • Руководитель проекта досуговой помощи Верена Глейзер.
  • Помощник по проекту помощника досуга Сабины Вольф.
  • Обратите внимание на наш блог помощи для отдыха.
  • Целевые рассылки потенциальным другим донорам.
Помимо помощи, мы предлагаем консультации, информацию и сетевые коммуникации.

Программы материального стимулирования надбавки (за усердие, квалификацию, стаж работы и т. д.)

индивидуальный бонус (премия) за выполненную работу индивидуальная сдельная оплата труда групповой бонус за работу, выполненную группой в целом.

- система Скэнлона

Система Раккера

Управление по целям (management by objectives).

Предложение помогает молодым людям с ограниченными возможностями иметь самостоятельный досуг и, таким образом, включение в важную часть нашего общества. То, что все имеют общее, состоит в том, что они очень привержены и убеждены в том, что активное участие людей с инвалидностью в обществе имеет важное значение для уважительной совместной работы. В настоящее время 22 помощника по рекреации сопровождают и поддерживают 35 молодых людей и молодых людей с ограниченными возможностями в своих досуговых мероприятиях.

Мы с удовольствием ответим на любые вопросы, которые могут возникнуть для личного разговора. В бюджетном листе в разделе «Файлы»! . Теперь у участников также есть возможность создать анимационный фильм. Наконец, голоса для фильмов были частично сняты в студии Эрнста Списсбергера. Это было большим событием для многих.

Перепроектирование заданий и функций работников

- «расширение» труда

Ротация кадров

- «обогащение» труда

- Партисипативность

Что такое мотивация?

В истории человечества очень долгое время основной организационной формой являлось государство, а доминирующим организационным средством, обеспечивавшим согласование индивидуальных целей рядовых членов с общей

Результаты Всего было создано три анимационных фильма и общий фильм о прекращении движения. Кроме того, 5-минутный репортаж был создан как часть «трансляции без барьеров». Поскольку по нескольким причинам более масштабная презентация фильмов была невозможна, теперь для приглашенных в дополнение к родителям участников, доноров и сторонников, всех пользователей помощи для отдыха и их родителей и помощников по досугу и сотрудников интеграции Вены.

Таким образом, готовые пленки являются только после. Какую социально-политическую цель выполнил проект? Цель состояла в том, чтобы предоставить участникам, которые получают помощь в области досуга с интеграцией. Возможность, при поддержке профессионального кинорежиссера, снимать короткие фильмы с их точки зрения и укреплять их творческое выражение. Большой упор был сделан на самоопределение и реализацию их идей. Кроме того, были обнаружены новые навыки, которые внесли значительный вклад в повышение их уверенности в себе.

306 Желанию не учатся(лат.).

целью было жестокое и откровенное насилие. Направленная корректировка индивидуальных целей и подчинение их чужой воле достигались постоянной угрозой жестокого наказания или даже смерти.

В современном обществе человек, с одной стороны, имеет значительно больше свободы, чем его недавние предки. Ему не нужно самому заботиться о воспроизводстве материальных ресурсов, необходимых в повседневной жизни. С другой стороны, современный человек полностью зависит от других людей и многих организаций, без услуг и продукции которых он не сможет прожить и нескольких недель. Подчас не замечая этого, он ежеминутно и полностью зависит от них.

Как реакции других на этот проект?

Были новые дружеские отношения, и веселье не было слишком коротким! В общей сложности 207 онлайн-голосов и много положительных отзывов мы достигли места и выиграли 500, - для нашего проекта! После того, как мы поблагодарили всех доноров по электронной почте, мы также получили от них снова приятную обратную связь.

Какими были потраченные пожертвованные деньги?

Однако наиболее важные положительные отзывы были сделаны самими участниками. Во время шести семинаров им было очень весело разрабатывать и реализовывать свои собственные идеи. Мы также получили положительные отзывы от родителей участников. Пожертвованные деньги использовались в соответствии с калькуляцией проекта. Плата за кинематографистов и руководителей цехов.

Сегодня только организация может дать подавляющему большинству людей средства к существованию и созданию условий для нормальной жизни. Иными словами, современная организация - это не только сообщество людей,

объединенных общей целью, но и социальное образование, обеспечивающее удовлетворение и формирование индивидуальных потребностей.К ним прямо или косвенно относятся не только базовые потребности в пище, тепле и безопасности, но и потребности в дружбе, уважении и развитии. Сегодня нет необходимости, как в прежние времена, загонять индивида в организацию. Он сам вынужден вступать в нее, подчинять ей свою волю и следовать общей цели, так как без ее участия, без ее ресурсов и средств у него мало надежд удовлетворить большинство своих потребностей.

С собственными ресурсами были также расходы на персонал, сборы помощников досуга. Расходы на питание во время семинаров и т.д. Мы находимся в процессе самооптимизации. часто забывают, что наша личность достаточно стабильна, что и обычно гораздо больше там, что такое хорошо и замечательно, то, что не должны быть оптимизированы. Вместо того, чтобы мучить нас с болезненной самодисциплиной, он делает гораздо больше смысла, чтобы прокормить свои собственные потребности, а не игнорировать их или даже бороться с ними.

Жизненные мотивы моих внутренних колес

Конечно, сначала нам нужно знать, что у нас есть, и как мы гадаем. Насколько важно знать, что находится в вашем собственном танке, чтобы иметь полную энергию. Пожалуйста, не ждите научной публикации.

У каждого поведения есть причина

Большинство тестов личности описывают поведение человека. Но у каждого поведения есть причина. Это справедливо и для вредных привычек, таких как курение или переедание.

При этом чем актуальней потребность индивида и чем больше она связана с самим существованием человека, т. е. с его базовыми потребностями, тем больше его зависимость от организации и тем легче она может изменять и направлять его цели в определенное русло. Поэтому, вступая в организацию, индивид вынужден соглашаться с ограничениями собственной свободы даже в том случае, если они ему не очень приятны. Все это, как правило, делает возможным изменение поведения членов современной организации в нужном направлении без прямого насилия или давления.

Мы все хотим того же, но не в той же степени

Это означает, что определенные цели являются общими и глубоко укоренены во всех людях. Эти цели заставляют нас двигаться. Мы стремимся к вам, мы мотивированы. Признание, знание, уважение - все, чего мы все желаем, но не в той же степени. Различные мотиваторы объединяются по-своему. Они составляют нашу личность и контролируют наше поведение и наш взгляд на вещи.

Шестнадцать индивидуальных мотивов

Сила: потребность в влиянии или лидерстве. Независимость: потребность в автономии и самообеспеченности. Любопытство: потребность в знаниях и правде. Признание: потребность в позитивной самооценке. Заказ: потребность в структуре. Сохранить: необходимо собрать.

Таким образом, «мирное» согласование индивидуальных целей с общей целью становится возможным благодаря тому, что организация не просто заставляет индивида выполнять внешнюю, отчужденную от него цель, но и обладает чем-то необходимым или желанным для индивида. Это могут быть и объективные материально-финансовые ресурсы (заработная плата, премии, жилищные условия, услуги и т. д.), и ресурсы организационно-психологические (символические, статусные, развивающие и т. д.), которые выступают предметом потребностей работников и побуждают их изменять свое поведение в заданном организацией направлении.

Честь: нужно жить по моральным принципам. Идеализм: потребность в социальной справедливости. Отношения: потребность в дружбе. Семья: потребность в воспитании и воспитании с братьями и сестрами. Статус: необходимость уважения социального положения. Месть: необходимость возмездия.

Эрос: потребность в красоте и сексе. Еда: потребность в еде. Физическая активность: потребность в физической подготовке. Спокойствие: необходимость в безопасности. Индивидуальные мотивы различны у каждого человека и образуют в их комбинации уникальные личности. Например, несколько упрощенные, но правильные, люди с сильной потребностью в независимости придают большое значение автономии. Им трудно принять поддержку от других. Они действуют самоопределяющимися и любят решать проблемы в одиночку. С другой стороны, найти людей с особой необходимости для независимости, зная, что довольно приятно и утешительно знать, что они могут полагаться на других.

При рассмотрении власти как базового организационного процесса проблема трудовой мотивации выступает не как относительно самостоятельная область исследования причин, определяющих направленность индивидуального поведения, а как поиск ненасильственных средств корректировки индивидуальных целей в направлении общей цели организации посредством направленного удовлетворения разнообразных потребностей работников. Мотивация все больше выступает главным инструментом

Понимать и принимать себя и других лучше

Поэтому они также любят работать в команде на вещи. Здесь вы можете, прежде чем заполнить оригинал со мной, немедленно сделать самооценку. Это не только полезный инструмент саморефлексии, который помогает нам понять, что нас ведет, и как наши мотивы влияют на нашу жизнь и отношения. Через которые мы можем видеть и разрешать конфликты, потому что мы можем общаться по-разному - без ценности - о наших потребностях и ценностях. Поступая таким образом, мы можем лучше понять других и признать, что наши собственные ценности не применимы в равной степени к нашим коллегам.

организационной власти, ее наиболее цивилизованным проявлением.

По мнению многих экспертов, одна из серьезнейших проблем, с которой сталкиваются организации в области стимулирования работников, заключается в использовании архаичных и чрезмерно упрощенных представлений о том, что побуждает людей хорошо и добросовестно трудиться. Представления о том, что прибавка к зарплате или угроза увольнения могут решить все проблемы поведения, не только устарели, но и просто ошибочны. Однако даже в крупных западных компаниях менеджеры в лучшем случае знакомы с теорией иерархии потребностей А. Маслоу и двухфакторной теорией Ф. Херцберга. А ведь этим теориям уже более 40 лет! И лишь немногие руководители слышали, например,

Возьмем, например, необходимость признания

Люди с высоким стремлением к узнаванию думают о себе. Хвала и подтверждение для меня очень важны. Кроме того, есть прекрасные усики для моей среды обитания человека одобряет другие могут ценить и уважать и имеют сдержанную критику обработки над другими. Другой тщеславен, высокомерен, мало чувствительны к ошибкам, грубым, холодным, безжалостным, гладкие, высокомерных, нерефлективна, беспечных и невнимательных в своих высказываниях, несправедливые и обидные. Он видит только негатив, не может похвалить, эгоистично, самодержавный, властный, нечувствительная и переоценивать полностью.

о теории ожиданий, хотя ей уже почти 30 лет.

В настоящее время менеджеры едва ли могут позволить себе руководствоваться слишком упрощенными, а нередко и совсем устаревшими представлениями об искусстве мотивации. Обеспечение высокой результативности с помощью адекватного стимулирования работников - слишком важная функция управления, чтобы ее можно было игнорировать.

Люди с низким стремлением к узнаванию думают о себе. Они думают о другом. Другой небезопасный и слабый, испытывает недостаток уверенности в себе, никогда не виноват ни в чем и в эгоизме. Он не может заниматься критикой, является «да-сагером» и не стоит сам.

Обе характеристики являются правильными и важными. Где один имеет легко попробовать что-то новое или преобразован штраф с легкостью перед большой аудиторией, а другие делают большую производительность с совершенной подготовкой и временем совершенства и снова.

Как вы можете видеть, существует потенциальная возможность конфликта из-за разных мотивов. Однако любой, кто видел это, смотрит на ситуации и конфликты совершенно по-другому. Каждый год в компании среднего размера должна быть рождественская вечеринка. Иногда очень «измученные» истории, большинство из которых любят рассказывать друг другу. За исключением Мюллера, который является такой «жесткой костью», как отмечается. Что Мюллер иронизирует и раздражает ответы: «Не каждый может быть как шутник, как вы, Петерсен».

В наиболее общем смысле мотивация может быть определена как

процесс, определяющий энергетическую сторону и направленность поведения.

Этот внутренний процесс направляет поведение человека и определяет тот выбор, который он делает из возможного набора поведенческих альтернатив. Иными словами, данный процесс заставляет его вести себя в какой-то конкретной ситуации определенным образом. Следовательно, зная процесс мотивации, менеджер может значительно лучше понять поведение своих коллег и подчиненных, а также расширить возможности анализа собственного поведения. Однако несмотря на всю важность и сравнительно длительную историю, исследования мотивации в поведенческих науках сталкиваются с многими проблемами. Это происходит, прежде всего, потому, чтовнешнее наблюдение за мотивацией невозможно.

Петерсен хочет повеселиться и поучаствовать в группе с хорошим настроением. Вот почему он много лет заботится о себе, громко призывая немного пива, как только паб достигнут. В этом году сотрудники с высокоразвитым мотивом отношений, но, наконец, отпраздновали по городу в Гамбурге. Смех также показывает, насколько они любят вечеринки и как им нравится рассказывать им о самых счастливых моментах, которые у них были с другими.

Или, по крайней мере, место отступления. Идея сидеть в пабах с коллегами, танцующими на столе и, возможно, даже разделять комнату, полностью против зерна. Не из-за коллег, а потому, что он любит отдыхать. Расстояние до других - это то, что удерживает его в равновесии. Тем не менее, отношения важны для него. Он также любит выпить стакан или праздновать, но не на целый уик-энд или каждую пятницу.

При объективном рассмотрении мотивация оказывается гипотетическим процессом, о котором можно судить лишь опосредованно, по поведению людей, изучая изменения в их деятельности или с помощью опроса, выясняя их потребности и цели. Поведение может быть направлено на удовлетворение сразу нескольких потребностей, а один и тот же мотив может реализоваться в разных поведенческих реакциях. Судить о мотивации по деятельности тоже не всегда верно, так как деятельность человека зависит о его знаний, умений, способностей, а также, например, от того, как он понимает и воспринимает предъявляемые к нему требования. Не спасает и подробное объяснение субъектом причин своего поведения, так как люди нередко затрудняются в определении мотивов своих поступков, да и сами мотивы могут быть неосознаваемыми. Определенные мотивы могут даже оказаться социальными табу.

Однако несмотря на все эти трудности, прежде всего в выявлении и измерении мотивации, сама концепция мотивации оказалась чрезвычайно плодотворной для анализа поведения людей в организациях. Были проведены тысячи исследований с целью обосновать или отвергнуть мотивационные

теории и найти наиболее оптимальные методы мотивирования людей к более эффективному и приносящему удовлетворение труду. Одной из задач данной главы является обзор мотивационных теорий, которые были разработаны психологами с целью объяснить мотивы поведения людей в организациях, а также выявить возможности их практического использования для эффективного управления организацией.

Мотивы и потребности людей в организациях

Результативность поведения человека нередко рассматривается как функция от взаимодействия способностей и мотивации. Если один из компонентов недостаточно выражен, деятельность потеряет свою эффективность. Так, наиболее способные дети часто отнюдь не являются лучшими учениками в школе. В то же время, многие люди с очень средними способностями настойчивыми повседневными усилиями добиваются значительных успехов. Подобные примеры нередки и в организационной среде.

Для понимания мотивации людей необходимо отталкиваться от понятия «потребности». В наиболее простом смысле мотив - это отражение потребности, т. е. нужды, недостатка в чем-то, что человеку необходимо. Однако только некоторые базовые потребности, например голод или жажда, детерминированы прямой депривацией и соответственно могут быть определены во временных единицах. Например, голод может быть операционально определен как некоторое количество часов воздержания от пищи. Большинство человеческих потребностей имеют более сложный, неадаптивный характер и значительно детерминированы предшествующим и особенно детским опытом человека. Люди сильно отличаются содержанием и интенсивностью своих потребностей. В разнообразии потребностей выделим лишь те, которые являются наиболее значимыми и полезными для понимания поведения людей в организациях

К вступлению в организацию, как уже отмечалось, индивида побуждают потребности, которые организация способна удовлетворить. Какие же это потребности?

Потребности в безопасности:

иметь надежную, стабильную работу; быть социально защищенным в случае болезни/потери трудоспособности; иметь безопасное рабочее место;

быть защищенным от физической агрессии со стороны других; быть защищенным в случае экономических спадов; избегать рискованных задач и решений.

Потребности в аффилиации:

нравиться многим людям; быть полноправным членом организации;

участвовать в приятных социальных мероприятиях; работать с дружелюбными и понимающими людьми; поддерживать гармоничные отношения; избегать межличностных конфликтов.

Потребности в уважении:

чувствовать уважение со стороны сотрудников организации; получать похвалу со стороны коллег и руководства; добиться формального признания своих заслуг; иметь высокий статус и авторитет в организации и обществе;

получить признание своей неординарности и значимости.

Потребности в независимости и самостоятельности:

чувствовать ответственность за себя и своих подчиненных; быть свободным от опеки и жесткого контроля; не ощущать жесткой финансовой и моральной зависимости; работать без жесткой регламентации; быть хозяином самому себе.

Потребности достижения:

делать что-либо лучше других; достичь или приблизиться к трудной цели; внести свой уникальный вклад;

успешно справиться с новыми обязанностями; развиваться и становиться лучше.

Потребности во власти:

влиять на людей, побуждая их изменять свое поведение и отношение; наносить поражение оппоненту или врагу; занимать руководящий пост;

контролировать ресурсы или источники информации; контролировать людей и их деятельность.

Рассмотрим указанные группы потребностей персонала организаций несколько подробнее.

Потребности в безопасности. В биологической программе любого живого существа заложена потребность избегать боли и угроз нарушения целостности организма. Человеку также свойственно избегать потенциально вредоносных факторов, угрожающих его здоровью и благополучию. При этом некоторые индивиды проявляют по этому поводу повышенное беспокойство. Люди с высокой потребностью в безопасности склоны уделять много внимания любым элементам окружения, которые непосредственно или даже отдаленно связанны с какими-либо происшествиями, стихийными бедствиями, болезнями, преступлениями, войнами и т. д. Они проявляют особую обеспокоенность по поводу надежности служебного положения или снижения доходов, стремятся найти работу с наибольшими гарантиями занятости. Поэтому наиболее привлекательными факторами для них могут оказаться пожизненный найм, гарантированная зарплата, высокая страховка и заслуженная пенсия.

В профессиональной среде, где человек может быть уволен за некомпетентность, люди с высокой потребностью в безопасности сделают все возможное, чтобы подстраховаться от любой неприятности. Они будут избегать принятия решений, за которые им придется нести ответственность, будут строго следовать правилам и регламенту, не проявляя какой-либо инициативы. Их пугают цели и задачи, связанные с риском и возможностью неудачи.

Люди с низкой потребностью в безопасности будут охотно браться за опасные и рискованные задачи хотя бы потому, что это позволяет проверить себя и ощутить полноту жизни. Такие люди, как правило, обращают мало внимания на свое здоровье и безопасность, не особенно задумываются о последствиях, считая подчас, что они застрахованы судьбой от бед и болезней.

Потребности в аффилиации. Большинству свойственно стремление к теплым дружеским взаимоотношениям с другими людьми, при которых человек отдает тепло своей души, принимая в ответ дружбу и тепло другого сердца. Однако и эта потребность свойственна людям в разной степени. Есть индивиды чрезвычайно чувствительные к чужому вниманию, малейшие признаки отвергания или холодности воспринимаются ими как личная трагедия. Такие люди получают особое удовольствие от общения и проведения времени «на людях». Им свойственна уживчивость на рабочем месте до тех пор, пока они ощущают дружеское сотрудничество со стороны коллег307 .

Однако чрезмерная потребность в аффилиации часто ставит дружеские привязанности выше производственных проблем, не позволяя делам портить личные отношения. Разумеется, это не может не оказывать отрицательного влияния на эффективность работы. Менеджер с сильно выраженной потребностью в аффилиации нередко стремится избегать непопулярных решений, соглашается с новыми и новыми исключениями из правил и использует поощрение скорее для поддержания и завоевания дружбы, чем для стимуляции хорошей работы308 .

Потребность в уважении. Люди не безразличны к уважению и высокой оценке со стороны других. Однако эта потребность обычно слабо выражена у людей, которые оценивают себя с позиций внутренних стандартов, например, с точки зрения моральных принципов или религиозных убеждений. Достаточно вспомнить категорический императив великого немецкого философа И. Канта, призывавший индивида каждое свое действие соотносить с мировым законом. Напротив, люди, ориентированные прежде всего на то, что о них подумают другие, обладают выраженной потребностью в уважении. Эта потребность индивида удовлетворяется посредством внимания, похвалы, формального и неформального признания достоинств и заслуг со стороны других людей. Нередко такая потребность может быть удовлетворена только в случае, если знаки внимания и признания исходят от значимых для индивида лиц, например, руководителя или признанного специалиста в какой-либо сфере.

Иногда данную потребность рассматривают как «эго-потребность». Люди с выраженными «эго-потребностями» чрезвычайно чувствительны к внешнему неуважению или критике. Они глубоко переживают ситуации, в которых, по их мнению, им не оказываются те знаки уважения и за ними не признается тот

307 Litwin G. Н. & Stringer P. A. Motivation and organizational climate. Boston: Harvard Business School, Division of Research, 1966.

308 McClelland D. C. & Bumham D. H. Power is the great motivator //Harvard Business Review, No 3-4, 1976. P. 100-110.

статус, на который они претендуют. Они будут стремиться к получению желанного уважения и статуса и, если организация не предлагает достижимых

и санкционированных путей к его достижению, будут искать

несанкционированные методы либо станут бездеятельными и фрустрированными.309 Выраженная потребность в уважении также может находить удовлетворение в стремлении к известности, знакомству с видными людьми, членством в престижных группах или выбором социально ориентированной профессии. Публичные выступления, игра на публику, общение с «живой» аудиторией - все это может выступать средством удовлетворения потребности в уважении.

Потребность в независимости и самостоятельности. Младенцы полностью зависят от взрослых в удовлетворении почти всех своих потребностей. По мере взросления возникает внутренний конфликт между зависимостью от родителей и желанием свободы и независимости.

Достигая зрелости, люди становятся в значительной степени независимыми и обретают большую ответственность за свою жизнь. Тем не менее стремление к свободе и независимости у людей неодинаково. Одни органически не переносят никаких проявлений авторитаризма и доминантности

и испытывают дискомфорт от условий, хоть в чем-то ограничивающих их привычное поведение. В рабочей обстановке такие люди предпочитают самостоятельно выполнять свою задачу без непосредственного контроля со стороны руководителя. Они не любят зависеть от каких-либо ресурсов, от чьей-

либо помощи. Многие из них предпочитают быть боссами самим себе и стать хозяевами или менеджерами собственного дела310 . Большинство людей представляют собой противоречивый сплав стремлений к зависимости и свободе. Однако люди с низкой потребностью в независимости никогда не испытывают желания «покинуть гнездо» и идти своим путем. Наибольший комфорт они испытывают, если рядом с ними находится некая фигура, олицетворяющая родителей, заботящаяся о них и указывающая что и как нужно делать.

Потребность в независимости во многом зависит от культурной среды и семейного воспитания. В одних культурах, например, во многих странах ЮгоВосточной Азии, большой акцент делается на послушании и исполнительности; в западной культуре основными ценностями являются свобода, индивидуализм

и скепсис в отношении авторитарных фигур.

Потребность достижения. Человек с высокой потребностью достижения получает удовлетворение от успеха в выполнении трудных задач,

309 CoUilns О. F., Moore D. G. & Unwala D. В.The enterprising man. Ann Arbor: Michigan Slate University, Bureau of Business and Economic Research, 1964.

310 McClelland D.C. The achieving society. Princeton: Van Nostrand Reinhold, 1961;McClelland D C. N-achicvcmcnt and entreprencrship: A longitudinal study //Journal of Personality and Social Psychology, No I, 1965. P. 389-392.

достижения совершенства в чем-либо, нахождения лучших путей в решении проблем. Одни люди постоянно ищут задачи и ситуации, которые позволяют проверить их способности и компетентность, другие же полностью лишены подобных устремлений. Потребность достижения отличается от потребности в уважении тем, что ориентирована на объективную обратную связь о результатах деятельности, на реальные достижения, а не на то, как эти результаты будут оценены другими людьми. Именно люди с высокой потребностью достижения могут годами работать над какой-либо сверхзадачей или проблемой, вызывая при этом лишь усмешку окружающих. И даже достигнув многого, такие люди по-прежнему стремятся к достижению новых рубежей.

Люди с высокой потребностью достижения предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или удачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Они стремятся к постоянной и конкретной обратной связи о результатах своих усилий, не боятся конкуренции, видя в ней новую возможность проверить себя. Им нравится работа, в которой они могут проявить собственную инициативу в решении проблемы311 .

Потребность во власти. И в этой потребности наблюдаются значительные различия между людьми. Одни получают удовлетворение от своего влияния на других, от своей способности вызывать у людей сильные эмоции - страх, восхищение, гнев и т. д. Ярко выраженная потребность во власти может удовлетворяться различными путями, вплоть до получения удовольствия от наблюдения за спортивными единоборствами или просмотра фильмов, полных жестокости и насилия. Однако наиболее непосредственной формой удовлетворения потребности во власти является возможность прямого влияния на чувства, отношения и поведение людей. Так, властолюбивые люди получают удовольствие от победы в споре, ослаблении противника или нанесении ему поражения, от процесса руководства и возможности распоряжаться людьми и ресурсами. Эти люди очень чувствительны к политическим процессам внутри организации и непременно пытаются обрести свою собственную власть, формируя альянсы, стараясь обрести контроль над ресурсами, бюджетом или источниками информации. Они постоянно ищут пути к занятию руководящих постов в организации, на которых они могут реализовывать свое влияние312 . Большинству людей свойственна умеренная потребность во власти. Лица с низкой потребностью во власти избегают руководящих постов и испытывают дискомфорт, когда им приходится руководить или оказывать влияние на других людей. Такие люди не всегда уверены в себе или же убеждены, что указывать другим, что и как делать, некорректно.

311 Winter D. The power motive in women and men //Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 54, 1988. P. 510-519.

312 Winter D. The power motive in women and men //Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 54, 1988. P. 510-519.

Взаимосвязи между потребностями и их суммарный эффект

Несмотря на то, что каждая из рассмотренных проблем вполне самостоятельна, они не являются независимыми друг от друга. Иными словами, некоторые комбинации потребностей встречаются чаще других. Так, например, люди с выраженной потребностью в уважении, в большинстве случаев обнаруживают также актуализированную потребность во власти. Люди с высокими потребностями в независимости и достижении обычно имеют слабо выраженную потребность в безопасности. Лица с очень низкой потребностью достижения также чаще всего характеризуются высокой потребностью в безопасности, так как обе потребности объединяет страх поражения. Разумеется, наличие таких комбинаций не имеет стопроцентной вероятности, однако встречается в значительном количестве случаев.

То, какое выражение получает потребность, зависит от общей структуры потребностей индивида. Различные потребности образуют констелляции, тесно связанные с ценностной сферой индивида. Для того чтобы понять мотивацию индивида, важно учитывать общую структуру его потребностей в контексте его жизненной и организационной ситуации.

Рассмотрим несколько возможных примеров. Так, лица с сильно выраженными потребностями власти и достижения будут счастливы занимать руководящие позиции, на которых смогут использовать свое влияние с тем, чтобы построить организацию и вести к достижению конкретных целей. Однако лица с сильно выраженными потребностями власти и уважения будут ориентированы на несколько другие задачи, чем лица, ориентированные на достижение. Они будут использовать свое влияния, прежде всего, в целях укрепления собственной власти и престижа, оставляя реальные проблемы организации на периферии своего внимания. Разумеется, такое искажение не найдет отражения в лозунгах и заявлениях этих людей, которые будут наполнены вполне разумными и полезными для организации идеями. Тем не менее в реальных делах руководителя этот «уклон» будет достаточно очевиден. Лица с выраженными потребностями во власти и безопасности будут прежде всего озабочены изгнанием из организации любых врагов и конкурентов. Человек с сильными потребностями во власти и независимости вероятнее всего будет стремиться к созданию своего собственного дела, в котором он сам сможет выступать единоличной властной силой. Разумеется, не каждому человеку удается удовлетворить свои потребности, и степень их удовлетворения зависит от многих ситуационных факторов, в частности - определенного стечения обстоятельств, а также индивидуальных особенностей и характеристик конкретного индивида.

В исследовании индивидуального поведения, пожалуй, ни одна концепция не получала столь пристального внимания, как мотивация. Даже поверхностное знакомство с любой организацией позволяет увидеть, что одни люди трудятся напряженнее и старательнее других. Индивид с хорошими

способностями может постоянно уступать в эффективности своему менее одаренному, но более усердному коллеге.

Что же является spiritus movens 313 поведения людей? Почему, выполняя даже очень важную для себя работу, люди прикладывают разные усилия? Знакомство с мотивационными теориями, вероятно, следует начать с рассмотрения того, чем мотивация не является. Некоторые люди ошибочно считают, что мотивация - это личностная черта, которая у одних имеется, а у других отсутствует. Древняя мудрость утверждает, что «желанию не учатся», считая, что в человеке либо есть стремление что-то делать, либо его нет. Похожих взглядов придерживаются и менеджеры, зачисляя одних сотрудников в разряд тружеников, других - в разряд лентяев. Мотивация есть результат взаимодействия индивида и ситуации. Несомненно, существуют индивидуальные различия в базовом мотивационном уровне. Однако один и тот же рабочий, которой лениво, без всякого удовольствия оперирует рычагом пресса в течение рабочей смены, может с бешеным энтузиазмом, без устали выполнять аналогичные действия с рычагом игрового автомата. Человек может за один присест проглотить детективный роман и в то же время годами читать одну и ту же главу скучного учебника. Дело не только в самих людях, но и в ситуации, в которой они живут и трудятся. Поэтому, знакомясь с концепциями мотивации, нужно постоянно иметь в виду, что мотивация детерминирована не только системой потребностей индивида, но и ситуационными факторами.

Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: теории содержания и теории процесса.

Первые делают упор на исследовании и объяснении того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Вторые пытаются выявить процесс, который приводит к конкретному поведению человека. Они концентрируют внимание на выборе поведения, способного привести к желательным результатам. Оба подхода необходимы для того, чтобы глубже понять побудительные силы организационного поведения.

50-е годы были периодом интенсивной разработки концепции мотивации. Три теории, сформулированные в этот период, хотя и подвергаются суровой критике и неоднозначны со строго экспериментальной точки зрения, вероятно, наиболее хорошо известны среди менеджеров. Это теория мотивации А. Маслоу, теорияХ и Y Д. МакГрерора и мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберга. И хотя в последующие годы появились новые концепции, указанные теории необходимо знать по крайней мере по двум причинам: вопервых, они представляют собой то основание, на котором были построены все последующие теории, и во-вторых, менеджеры-практики довольно часто и не без успеха используют эти теории и их терминологию для объяснения мотивации сотрудников.

Теория мотивации А. Маслоу. Не будет ошибкой сказать, что наиболее известной теорией мотивации является теория иерархии потребностей А.

313 Побудительная сила(лат.).

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Федеральное агентство по высшему образованию РФ


УГЛТУ


КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Реферат по предмету «Человек и его потребности».

Тема:

«Потребность человека в уважении, смысле жизни и самоактуализации»


Екатеринбург 2009 г.

ПЛАН


1. Потребность в уважении.

2. Потребность в смысле жизни.

3. Потребность в самоактуализации.

3.1. Фазы потребностей смысла жизни.

Список используемой литературы.


1. Потребность в уважении


Все люди в современном обществе имеют потребность в стабильной, обоснованной и достаточно высокой самооценке. Она всегда опирается на признание и уважение со стороны окружающих. Человек комфортно себя чувствует только в том социальном окружении, которое поддерживает в нем чувство собственного достоинства и высокую самооценку.

Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, ощущение своей полезности, ценности, силы, признание своих способностей и полезных результатов деятельности, ощущение своей адекватности жизненной ситуации. Препятствия в реализации потребности в самоуважении ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

Ситуации, которые могут возникать в этой сфере человеческих потребностей, в юмористической форме были блестяще описаны Н. В. Гоголем. В его произведении «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» два старых друга навсегда стали врагами из-за одной-единственной неудачной фразы, показавшейся Ивану Ивановичу крайне унизительной. В удовлетворении потребности в уважении решающее значение играет, по-видимому, психологический компонент межличностного общения, а не экономические или какие-либо другие факторы. Поэтому особая роль в реализации этой потребности принадлежит этике делового общения, грамотной организации работы в контактной зоне.

На реализацию потребности в уважении непосредственно направлены всего несколько видов сервисной деятельности - например организация юбилеев, чествований, торжеств, вручение призов и наград. Однако косвенно эта потребность должна учитываться в проектировании всех услуг без исключения. Уважительное отношение к клиенту и к коллегам по бизнесу всегда остается значимым резервом повышения эффективности сервисной деятельности и привлекательности услуги.

Подчеркнутое уважение к коллегам, партнерам и клиентам проявляется как в психологически грамотно построенном общении, так и в тонном, своевременном, внимательном исполнении своих обязательств. Уважение к клиентам иногда может выражаться в довольно тонких формах. Так, от обслуживающего персонала отелей могут требовать подчеркнутой скромности в одежде: если клиент сочтет, что обслуживающие его люди выглядят изысканнее, чем он сам, это может быть воспринято как неуважение. Как показывают наблюдения специалистов по туризму, многие российские студенты, проходящие практику в отелях, считают унизительным для себя заниматься такой «грязной» работой, как уборка номеров. В странах Западной Европы культурные традиции совершенно другие. Так, в Германии студенты из очень богатых семей рассматривают даже самую непрестижную, «черную» работу в отеле как составную часть своей будущей профессии и выполняют ее, как и любую другую. Потребность в уважении в разных странах и социальных слоях реализуется по-разному, поэтому ее изучение совершенно необходимо при проектировании и оказании любой услуги для того или иного контингента клиентов.

2. Потребность в смысле жизни


Потребность в осмысленности своего существования и деятельности - наиболее сложная и комплексная потребность человека. Проблемой смысла жизни люди задались еще до наступления эпохи цивилизаций - они создали мифологическое и религиозное мировоззрение, дававшее человеку этот смысл и ориентиры деятельности. А. Маслоу отмечал, что удовлетворение базовых потребностей само по себе еще не дает такого смысла и жизненных ориентиров. А. Камю назвал вопрос о смысле жизни неотложнейшим из всех стоящих перед человеком вопросов. К. Обуховский обсуждает трагедию человека, жизнь которого после удовлетворения насущных потребностей теряет смысл и бесцельно «колеблется от ситуации к ситуации»: «Некоторые утверждают, что им этого хватает. Они достаточно упростились, чтобы не ставить жизни особых требований. Они воспринимают ее такой, какой она становится, и какими они становятся для себя изо дня в день. На самом деле эти люди только притворяются, что им этого достаточно. Зачастую они обманывают самих себя и имитируют отсутствие интереса к тому, что выходит за рамки повседневных событий. Этих притворщиков выдают повторяющиеся приступы хандры, привыкание к затуманивающим разум химическим веществам или зависимость от того, кому они должны и хотят верить, чтобы ослабить чувство потерянности. Часто у них появляется иррациональная агрессия по отношению к другим людям и к самим себе. Один гусарский офицер так обосновал решение о самоубийстве: "Надоело уже - утром одевайся, вечером раздевайся, потом снова одевайся..."». Никакого смысла, кроме регулярного одевания и раздевания, в его жизни, видимо, не осталось. Такая бессмысленность существования - причина многих трагедий и самоубийств.

3. Потребность в самоактуализации


Абрахам Маслоу считает, что после удовлетворения физиологических потребностей, потребностей в безопасности, любви и уважении неизбежно обостряется потребность в самоактуализации. Даже если все названные потребности удовлетворены, - пишет он о первых четырех, - часто (если не всегда) мы можем ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для чего он создан. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты - сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией». Этот термин «относится к желанию людей реализовать себя, а именно склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Эта склонность может быть определена как желание в большей степени проявить присущие человеку отличительные черты, чтобы достичь всего, на что он способен... На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей в самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении». Много лет исследуя людей с ярко выраженной потребностью в самоактуализации, Маслоу составил список свойственных им отличительных черт личности. К таким чертам он отнес:

адекватное восприятие реальности;

принятие мира таким, каков он есть;

спонтанность и естественность поведения;

центрирование на решении тех или иных проблем, а не на своем «Я»;

склонность к уединению;

автономию, т. е. относительную независимость от физического и социального окружения;

свежесть восприятия обыденных явлений действительности;

особые эмоциональные переживания («пиковые переживания»);

чувство единства и родства всех людей;

скромность и уважение к окружающим;

избирательность в общении и особый стиль межличностных отношений;

строгое следование избранным для себя моральным стандартам;

превращение средств достижения той или иной цели в интересную творческую деятельность;

чувство юмора;

креативность, т. е. самостоятельный и творческий стиль деятельности;

сопротивление приобщению к чуждым для себя культурным нормам;

наличие многочисленных мелких недостатков и несовершенств;

формирование собственной самостоятельной системы ценностей;

целостность личности и отсутствие в ней разрушительных противоречий, гармония внутреннего мира и поведения.

Учитывая все эти особенности, можно довольно легко представить себе, какие услуги будут предпочтительны для личностей, ими обладающих, и какие требования такой человек будет предъявлять к сервису. Повышение уровня жизни и усложнение жизненных задач, стоящих перед гражданами развитых стран, будет, вероятно, приводить к увеличению количества людей - «самоактуализаторов» и к превращению их стиля поведения (в том числе в сфере услуг) во все более и более массовый.

Однако смысл жизни и самоактуализация - не всегда одно и то же. Сам А. Маслоу считает, что самоактуализаторов сравнительно немного. Как в таком случае определить смысл жизни всех остальных людей и возможно ли дать хотя бы приблизительно классификацию основных подходов к определению смысла жизни?

Одна из возможных классификаций таких подходов может быть основана на теории социального действия выдающегося немецкого социолога Макса Вебера (1864-1920).

По мнению М. Вебера, все действия людей можно оценить с точки зрения их механизмов и мотивации. Его социологическая модель включает четыре типа социального действия:

традиционное;

аффективное;

ценностно-рациональное;

целерациональное.

Попробуем кратко определить, какое отношение к потребностям и услугам возникает на основе каждого из этих типов социального действия.

1. Традиционное действие наиболее широко распространено в племенах туземцев и у народов, стоящих на доиндустриальной стадии развития. Оно полностью ориентировано на выполнение норм, правил и традиций, которые человек освоил в процессе воспитания. Люди еще не анализируют смысл тех или иных приемов поведения. Этнографы, изучавшие племена туарегов, которые населяют пустыню Сахара, столкнулись именно с таким стилем деятельности. Согласно традициям туарегов, мужчина должен всегда закрывать лицо специальной повязкой (открытыми остаются только глаза), У других народов такого поведения требуют, как известно, только от женщин. Когда у туарегов спрашивали, почему они сохраняют такой странный обычай, последние вообще не понимали смысл вопроса и отвечали: повязку носят потому, что лицо мужчины должно быть закрыто повязкой. Вопрос «почему?», побуждающий найти причины и рациональные объяснения, человеку с таким мировоззрением еще не понятен. Смысл жизни при этом понимается как строгое соблюдение того порядка, который существует, безо всякого понимания его смысла. Просто «так надо», «так положено», «так принято», «так мы должны поступать». Подобный стиль поведения существует и в современном развитом обществе: многие люди видят цель и смысл жизни в том, чтобы делать «то, что положено», вести себя «так, как надо». Здесь смысл жизни полностью задается исторически сложившейся традицией, которую человек не пытается понять, а просто исполняет. Отношение к потребностям и услугам здесь тоже полностью предсказуемо и всецело определяется сложившимися на данный момент традициями. Освоение чего-то нового в любой сфере деятельности при этом крайне затруднено. Этот стиль поведения и соответствующее ему представление о смысле жизни сыграли свою роль, упорядочивая поведение людей в древних обществах. Однако в эпоху становления постиндустриального типа цивилизации подобная жизненная ориентация становится недостаточной, слишком примитивной (хотя и продолжает играть положительную роль). В то же время люди с таким мировоззрением легче других становятся жертвами всевозможных идеологических манипуляций, зомбирования и т. п.

В условиях преобладания аффективного типа действия человек принимает решения на основе своих желаний, настроений и капризов. Смысл жизни понимается им как возможность оторваться от традиций, делать то, что «я хочу», свободно проявлять свои личные вкусы и интересы, а не следовать каким-то навязанным другими людьми стандартам. Это похоже на эпикурейский стиль поведения. Потребности человека, пути их удовлетворения и спрос на услуги становятся менее предсказуемыми, так как личность стремится проявить себя, действовать на основе своих желаний (за которыми, конечно, все равно стоит необходимость удовлетворения насущных потребностей). Подростки, формирующиеся как самостоятельная личность, обычно тяготеют именно к такому пониманию смысла жизни и к соответствующему стилю поведения.

3.При ценностно-рациональном типе социального действиячеловек считает наиболее важным для себя следовать какой-либо идее. Эта идея имеет самостоятельную ценность, порой даже большую, чем жизнь человека или большого количества людей. Смысл жизни отдельной личности понимается как необходимость служения этой идее, воплощения ее в жизнь. Такой стиль поведения и соответствующее ему понимание смысла жизни объединяет людей с очень разным по содержанию мировоззрением - религиозных фанатиков, революционеров, ученых, художников, поэтов, музыкантов, которые видят смысл своего существования в бескорыстном служении науке или искусству. Офицер может служить своему народу, мать - своим детям, инженер - воплощению в жизнь своих технических идей и изобретений. Человек с таким пониманием смысла жизни будет оценивать свои и чужие потребности, а также услуги, предлагаемые сервисными организациями, с точки зрения их соответствия его идее или цели. Хорошо и ценно то, что соответствует ей, плохо - то, что мешает ее реализации. Если попытаться со стороны оценить эффективность и разумность такого поведения, потребуется прежде всего проанализировать ту идею или принцип, на которых базируется данное понимание смысла жизни. Ясно, что идеи могут быть самыми разными по содержанию - от возвышенных и гуманистических до человеконенавистнических (расистских, фашистских и т. п.).

4. При господстве целерационального типа действий человек определяет смысл своей жизни более гибко и индивидуально. Этот смысл зависит от той конкретной жизненной ситуации, в которой он находится и которую стремится рационально осмыслить, понять. Жизненная ситуация меняется, поэтому она требует постоянного анализа, осмысления. На основе этого осмысления личность может выстраивать стратегию своей деятельности, намечать цели и методы их достижения, которые соответствуют нашему мировоззрению и конкретной жизненной ситуации. Для человека, действующего таким путем, невозможно потерять смысл жизни - этот смысл всегда можно переформулировать и переосмыслить с учетом изменившихся условий. Примерно такого понимания смысла своего существования придерживаются те люди, которых А. Маслоу называет самоактуализаторами. Люди, выработавшие подобное мировоззрение, обладают сложной, постоянно изменяющейся системой потребностей и предъявляют спрос на разнообразный набор услуг, отвечающих конкретным потребностям развития личности на данном жизненном этапе и в данной конкретной ситуации.

Наиболее интересная психологическая концепция развития смысла жизни и представлений о нем разработана Казимежем Обуховским.

3.1. Фазы потребностей смысла жизни


С точки зрения К. Обуховского, потребность в смысле жизни начинает формироваться у человека в детстве и может пройти следующие фазы:

Предварительную.

Фазу идентификации.

Фазу космической потребности в смысле жизни.

Фазу зрелой концепции смысла жизни.

Рассмотрим эти фазы подробнее.

1. На предварительной фазе ребенок начинает формулировать вопросы об окружающем мире и о себе самом. В этих вопросах, которые он задает взрослым, постепенно появляются попытки понять причины, значение и цель тех или иных явлений («Что это такое?», «Зачем нужна мама?», «Зачем луна?», «Что бы было, если бы ты меня не родила?, «Почему бывает война, если Бог милостив?»). Здесь закладываются предпосылки постановки вопроса о смысле жизни.

2. Фаза идентификации наступает у школьников младших классов. «Молодой человек начинает чувствовать желание обосновать смысл себя» и «легче всего он находит его в виде идентификации с кем-то, кто, по его оценке, является "осмысленным"». Действительно, проще всего не выдумывать какой-то смысл самому, а найти у других его правильное понимание. Стремление объединяться в группы и организации, имеющие общие задачи и занятые осмысленной деятельностью, является типичным для подросткового возраста. Это могут быть рокеры, фанаты футбольного клуба, поклонники рок-певца или группы, всевозможные экстремистские организации с различными идеологиями, дворовые компании, учащиеся престижного учебного заведения, члены спортивной команды или команды КВН и т. п. Идентификация с членами своей группы требует активной деятельности, защиты общих ценностей и отрицания системы ценностей других групп. Отсюда - вражда и открытые конфликты между такими сообществами (панки против скинхедов, болельщики одного клуба против болельщиков другого и т. п.). «Эти виды идентификации - первый признак появления потребности в смысле жизни, выражающейся в стремлении к осмыслению эмоционального контакта. Важной особенностью идентификации является то, что в определенных условиях она достаточно полно имитирует смысл жизни и может остаться у индивида на всю жизнь как способ самоопределения. В этом случае она блокирует дальнейшие фазы развития смысла жизни, а значит, и путь к развитию личности». Так, взрослый человек может видеть основной смысл своей жизни в том, что он «болеет» за спортивную команду или вместе со старыми друзьями ездит на рыбалку и ходит в баню. Все потребности такой личности будут тяготеть к эталонам и стандартам, принятым в его группе. Для спортивных фанатов и членов других, похожих на них, сообществ особенно важны услуги, Связанные с принадлежностью к данному сообществу (специфический внешний вид, времяпрепровождение, использование «культовых» предметов). Фанатичные сторонники религиозных организаций тоже находятся на этом уровне осознания смысла жизни.

3. На так называемой космической стадии человек пытается сформулировать смысл жизни в виде неких общих для всех абстрактных идей. Личность еще не может уловить и понять свой собственный, индивидуальный смысл, ограничиваясь универсальными мировоззренческими утверждениями о природе мира и человека вроде «мир является...», «самое важное для людей...», «людьми управляет...». Человек на этой стадии может «зацикливаться» на реализации какой-то идеи, кажущейся ему единственно заслуживающей внимания. Тем не менее, даже такое статичное понимание смысла позволяет ориентироваться в окружающем мире и вырабатывать более самостоятельную стратегию поведения, чем в стадии идентификации с другими.

4. Наконец, зрелая концепция смысла жизни состоит в том, что человек находит свой собственный, индивидуальный смысл и учится его развивать. Смысл жизни не является застывшим комплексом идей и представлений, одинаковым и для ребенка, и для взрослого, и для старика. «Изменения личности должны происходить, поскольку существование личности является процессом и ее стабильное состояние невозможно... Даже данный извне смысл жизни определенное время исполняет роль стабилизатора и фактора сопротивляемости, только в этом случае важность жизни зависит в основном от обстоятельств. Когда смысл жизни собственный, поскольку следует из самостоятельной концепции жизни, то к этим достоинствам добавляется шанс осуществления творческой адаптации, а значит, и развития личности. Этого шанса никто никому не может дать. Полнота жизни зависит от самой личности».

Человек, который углубляет и конкретизирует смысл своего существования на каждом новом этапе жизни, обладает гармоничной, постоянно развивающейся системой потребностей. Его спрос на услуги соответствует реальным нуждам и в то же время индивидуализирован в соответствии с особенностями его неповторимой личности и того этапа развития, который эта личность в настоящий момент переживает.

В постиндустриальном обществе впервые возникла экономическая возможность широкого распространения индивидуального стиля потребления. Его психологический механизм - формирование развитой самостоятельной личности с глубокой, зрелой концепцией смысла своего существования. В этой ситуации постоянное усложнение сферы услуг и повышение требований общества к их разнообразию и качеству становится исторической неизбежностью.

Список используемой литературы


1.Блэкуэлл Д., Миниард П., Энджел Дж. «Поведение потребителей». СПб.: Питер, 2002 г.

2.Ершов П. «Потребности человека». М. : Мысль, 1990 г.

3.Маслоу А. «Мотивация и личность». СПб.: Питер, 2003 Г.

4.Смирнова Е. «Сервисная деятельность (введение в сервисологию): Учеб. Пособие». М.: ГОУ ВО «МГУС», 2004 г.

Похожие рефераты:

Производственное и непроизводственное потребление средств производства и рабочей силы в его процессе. Классификация потребностей по способу удовлетворения: индивидуальное или коллективное. Пирамида потребностей по А. Маслоу, показатели благосостояния.

Сущность и определение природы потребности, механизм ее возникновения и требования согласно классификации Маслоу. Разновидности потребностей и их отличительные черты. Характеристика базовых потребностей и их место в разных периодах жизни человека.

Научные подходы к определению понятия потребности человека. Этапы формирования и функции потребностей личности. Классификация и виды потребностей. Выделение и характеристика наиболее значимых с точки зрения практического поведения личности потребностей.

Краткая биография Абрахама Маслоу. Анализ иерархии потребностей А. Маслоу. Потребность в самоактуализации как вершина человеческих потребностей. Способы удовлетворения потребности. Пирамида Маслоу и выявление закономерности развития потребностей.

Загрузка...