musings.ru

Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими детьми. Материал по работе с неуспевающими (слабоуспевающими) обучающимися

План работы

со слабоуспевающими учащимися на 2016-2017 уч. год

учителя ________ класса _____________________________

Цели:

1. Выполнение Закона об образовании

2. Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.

Задачи:

    Создание условий для успешного усвоения учащимися учебных программ.

    Отбор педагогических технологий для организации учебного процесса и повышение мотивации у слабоуспевающих учеников

    Изучение особенностей слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации

    Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду

Основополагающие направления и виды деятельности:

1.Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

2. Методы и формы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися во внеурочное время.

3. Воспитательная работа со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися, нацеленная на повышение успеваемости.

4. Организация работы с родителями слабоуспевающих и неуспевающих учащихся.

Планируемые результаты программы

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение новых образовательных технологий.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Мероприятия

Срок

Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам.

Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по пройденным темам учебного материала.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

ноябрь (первая неделя)

Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: психологом, логопедом

Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

в течение учебного года.

Участие в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете, Малых педсоветах, совещаниях)

в течение учебного года.

Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающих учеников на 2016 – 2017 уч год

ноябрь, обновлять по мере необходимости.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

в течение учебного года.

Беседы с родителями и учащимися о причинах неудовлетворительных результатов обучения

по необходимости

в течение года

Контроль со стороны родителей за посещением уроков, дополнительных занятий, за дневниками. Посещение родителями родительских собраний

постоянно.

Организация постоянной связи с родителями слабоуспевающих учеников.

постоянно

Организация консультаций для родителей слабоуспевающих учащихся с учителями предметниками, школьным психологом.

по необходимости

Привлечение родителей к посещению учебных занятий

февраль - март

Основные направления коррекционной работы

Направления

Педагогические меры

Совершенствование движений и сенсомоторного развития.

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

Развитие навыков каллиграфии;

Развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности.

Развитие зрительного восприятия и узнавания;

Развитие зрительной памяти и внимания;

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

Развитие пространственных представлений и ориентация;

Развитие представлений о времени;

Развитие слухового внимания и памяти;

Развитие фонетико-фонематических представлений, формировании звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций.

Формирование навыков соотносительного анализа;

Развитие навыков группировки и классификации;

Формирование умений работать по словесной и письменной инструкции и алгоритму;

Формирование умения планировать свою деятельность;

Развитие комбинированных способностей.

Развитие различных видов мышления.

Развитие наглядно-образного мышления;

Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Развитие речи, владение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов знаний.

Ключевые моменты в организации учебного процесса

со слабоуспевающими детьми

Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

При опросе слабоуспевающим школьникам дается больше времени готовиться к ответу у доски, пользоваться наглядными пособиями и пр.

Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

    Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

    Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

    Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

    Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

    Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

    Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

    Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

    Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

    Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

    Предупреждение о возможных затруднениях

    Напоминание приема и способа выполнения задания.

    Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

    Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

    Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

    Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

    Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.

Профилактика неуспеваемости

Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся

Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала

Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроке.

    При опросе слабоуспевающих учащихся:

    больше времени давать для подготовки, предлагать краткий план ответа, разрешать иметь свой план ответа

    выдать схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ

    чаще задавать вопросы при фронтальных беседах

    опрос слабоуспевающих полезно сочетать с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

    Объяснение нового материала:

    применять специальные приемы для поддержания внимания

    четко формулировать цели и задачи предстоящих занятий, добиваться понимания материала каждым слабоуспевающим

    выделять объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устранять все посторонние раздражители

    разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создавать проблемные ситуации

    повышать интерес учащихся к теме

    предупреждать утомление учащихся.

3. Организация самостоятельной работы:

    задания разбивать на этапы, дозы с применением конкретных инструкций

    поощрять первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

    Применение разноуровневых контрольных работ .

Внешние и внутренние причины неуспеваемости

Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.

К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.

К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).

Надо отметить и отрицательное влияние извне - улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.

Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.

К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, что тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.

К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.

И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".

Причины и характер проявления неуспеваемости

Причины неуспеваемости

Характер проявления

Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:

обстоятельства жизни ребенка в семье;

взаимоотношения с окружающими взрослыми

Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости.

Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные)

Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания.

Интеллектуально пассивные учащиеся - те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение

При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить.

Вместо активного размышления - использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа.

Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении

Неправильные навыки учебной работы - со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения

Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе

Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:

пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся);

неправильная организация учебной деятельности в ОУ

Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание.

Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей.

Невыполненные или частично выполненные домашние задания.

Неаккуратное обращение с учебными пособиями

Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов - недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей

Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности

Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп :

    1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов - внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.

    2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

    3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.

Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности

Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов - внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми - учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу - ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Источник активности человека - его потребности. Мотив - побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация - это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.

Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:

    создавать проблемные ситуации;

    активизировать самостоятельное мышление;

    организовывать сотрудничество учащихся на уроке;

    выстраивать позитивные отношения с группой;

    проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.

При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

Упражнение "Самое главное"

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом - одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"

Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Индивидуальный план работы

по ликвидации пробелов в знаниях за 2016-2017 учебного года

Проблема

Коррекционная работа. Виды деятельности

Сроки

Предполагаемый результат

Фактический результат

Слабо развита мелкая моторика рук.

физминутки на каждом уроке (специальные упражнения);

ручной труд (лепка, конструирование, рисование, штриховка и т.д.)

графические диктанты

В течение уч.года

правильное положение тетради при письме;

наклон букв;

высота букв;

улучшить написание и соединение некоторых букв

Отсутствие наглядно-образного мышления

занятия с психологом;

работа по наглядному образцу; спец. задания:

1) назвать геометрические фигуры, из которых составлен домик;

2) на какие части разбит прямоугольник?

3) соедини стрелкой изображение и название соответствующих фигур и т. д.

В течение уч.года

составлять краткую запись к задаче

Низкий уровень фразовой речи.

жужжащее чтение;

восстановление деформированных предложений

В течение уч.года

полные ответы на вопросы;

восстанавливать деформированные предложения

Недостаток внимания и усидчивости

занятия с психологом;

запоминание картинки, группы слов;

найти отличия;

найти и вычеркнуть из текста определённые буквы (менять буквы, по-разному зачеркивать) – не более 5 минут.

В течение уч.года

своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой

Вероника Ваулина
Организация работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися на уроке

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?

Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих .

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости . Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха . Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи педагогов.

Ещё древние мудрецы говорили : «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять» , «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Давайте посмотрим на особенности неуспевающих учащихся

Особенности неуспевающих учащихся

Низкий уровень знаний, как следствие низкого уровеня интеллектуального развития

Отсутствие познавательного интереса

Не сформированы элементарные организационные навыки

учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

Нет опоры на родителей

Дети из асоциальных семей

Отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

Частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам :

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины :

Педагогическая запущенность.

Частые заболевания.

Пропуски занятий.

Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется :

Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.

Учитывать все признаки предмета или явления.

Видеть общее и. д.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться :

работать с текстом ;

Выделять главное, существенное;

Не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется :

Отвлекаемостью;

Подвижностью;

неусидчивостью и т . д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено :

С ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;

Ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6. Конфликтные отношения

Со сверстниками;

Учителями;

Отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается :

В поддержке

Показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

В утомляемости

Истощаемости

Медленном темпе работы

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы :

Чтобы предотвратить неуспеваемость , надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы , применяемых учащимися , и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс , жизнь учащихся в школе и в классе , чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Мы осуществляем помлщь слабоуспевающим обучающимся посредством следующих методов и форм :

Разнообразить виды деятельности.

Карточки для индивидуальной работы .

Задания с выбором ответа.

Деформированные задания.

“Разрезные” теоремы.

Перфокарты.

Карточки - тренажеры.

Творческие задания.

“карточки-информаторы”,

“карточки-с образцами решения”,

“карточки-конспекты”

Для закрепления стараемся использовать более длительное время.

Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

В обучении стараемся применять

Опережающее обучение

Различные формы групповой работы

Взаимоопрос, самоконтроль

Конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов)

Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала)

Применять частую смену видов деятельности на уроке

Многократно проговаривать и закреплять материал урока

Стремиться к алгоритмизации деятельности

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами :

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок , дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично» , «молодец» , «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т . д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то , что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока :

При закреплении.

При проверке домашнего задания.

При самостоятельной работе .

Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование соответствующих дидактических материалов :

Специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;

Карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,

Карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами;

Карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;

Карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.

Рациональная организация дифференцируемой работы учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий.

1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся ) .

2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.

3. Индивидуальные дифференцированные задания.

4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель) .

5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.

6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.

7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.

8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

Еще я часто использую дифференцированный подход при изучении нового материала. Объяснив тему, и показав 2-3 примера по теме, я вызываю 3-4 человека к доске, даю им индивидуально-дифференцированное задание, класс работает параллельно с 1-2 учащимися , затем разбирается решение, идет обработка новых понятий .

В своей работе главное , я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха :

Помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;

слабому – выполнить посильный объем работы .

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы , основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве. Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы . Они используют знания, полученные и обработанные всей группой .

Часто перед многими учениками стоит проблема общения ученик–учитель. Им трудно бывает задать вопрос, попросить объяснить снова из-за индивидуальных особенностей личности. У одноклассников проще спросить непонятное, получить консультацию и попросить объяснить. Значит, надо организовать работу так , чтобы в нужный момент на помощь мог прийти одноклассник, чтобы можно было спросить, выяснить, и при этом не было страшно получить неудовлетворительную оценку. Этому способствует групповая форма работы . Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития : средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается старший, который помогает учителю в организации работы , проставляет оценки. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т. д. Каждый участвует в работе , вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому , каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Таким образом, абсолютно все ученики все полезное время потратили на достижение главной цели урока . Учитель направляет работу , частично помогает, корректирует.

Создаются благоприятные условия для :

– понимания ученика и уважения к ученику (ученик чувствует себя значимым и полезным, с ним совещаются, разговаривают);

– помощи со стороны учащихся и учителя при необходимости (помощь незаметная, грамотная, посильная) ;

– для того, чтобы ученик в конце урока получил удовлетворительную оценку за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки : самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока , критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.

Для разнообразия учебных будней учителя часто используют разнообразные формы и жанры урока . Например :

урок-игра

урок-спектакль

урок-путешествие

урок-детектив

урок-сказка

урок-силовое многоборье

урок-концерт

урок-картина

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся . Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися .

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках , но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках .

Как часто вы слышите вопрос : «Зачем мы это изучаем?»

Ответить на него можно поработав над проектом .

Например, узнать высоту здания, или измерить расстояние до недоступной точки, изучить транспортную нагрузку на улицах, оценить количество угарного газа, попадающего в окружающую среду с выхлопными газами автомобилей, или узнать “Сколько стоит ремонт класса?”

В заключение, хотелось бы коснуться вскользь ещё одной современной технологии - технологии “полного усвоения”.

На протяжении трехсот лет идеалом для всех ступеней образовательной лестницы являются слова Я. А. Коменского “Всех учить всему!”. Но реально ли решить эту задачу? Как не потерять слабых и не навредить сильным?

Суть технологии “полного усвоения” выражается в следующем. По наблюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей разным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учебным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь материал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают выучить, и потому полностью усваивают материал далеко не все. Недостаток времени является главной причиной “хромающих” знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усредненного” ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Если считать, что блок уроков – это фрагмент процесса обучения, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдельную порцию учебного материала, то этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого

материала Организационно -педагогическая направленность

1. Изучение нового материала. Индивидуализация учебного процесса.

2. Диагностическое тестирование. Проверка базового уровня.

3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция : повторение (на качественно новом уровне) -> закрепление -> повторная диагностическая работа .

Развитие : повторный уровень -> углубленный уровень. Дифференциация учебного процесса.

4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень -> продвинутый уровень -> углубленный уровень. Проверка результатов обучения.

Отметим, что технология позволяет ученику при возможности и возникшем интересе перейти на более высокий уровень на любом этапе обучения. Таким образом, дифференциация способствует индивидуализации обучения, и соответственно к концу изучения темы каждый оказывается на том уровне, на котором он может или желает оказаться за отведенное на данную тему время.

Все наши дети очень разные : одни яркие, талантливые, другие не очень. Но каждый ребенок должен самореализоваться. И я вам этого искренне желаю.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новосёлковская средняя общеобразовательная школа

Программа работы

со слабоуспевающими

и неуспевающими детьми

Учитель математики

Кудрявцева Т.С.

      учебный год

Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.

Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах “выпадают” из процесса обучения.

При работе с неуспевающими школьниками необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.

Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих по математике учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.

Для организации процесса обучения по математике с такими особое внимание уделяю: решению учебных задач в группах, увеличению практической составляющей занятий, использованию игровой деятельности и других заданий творческого характера, чередованию различных видов деятельности. Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.

Практики показала, что реализация выше изложенного позволяет добиться у некоторых учащихся более активной работы на уроках, высокой заинтересованности в материале, уверенности в себе, повышение уровня знаний и успеваемости.

Основные способы обнаружения отставаний учащихся

    наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;

    вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;

    обучающие самостоятельные работы в классе. При проведении самостоятельных работ учитель получает материал для суждения, как о результатах деятельности, так и о ходе ее протекания. Он наблюдает за работой учащихся, высушивает и отвечает на их вопросы, иногда помогает.

Цель:

формировать у учащихся приемов общих и специфических умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.

Задачи:

1.Создание системы внеурочной работы, дополнительного образования учащихся.

2.Развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной деятельности.

3.Удовлетворение потребности в новой информации (широкая информированность).

4.Формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.

5.Расширение кругозора учащихся, их любознательности.

6.Развитие внимания, логического мышления, аккуратности, навыков самопроверки учащихся.

7.Активизация слабых учащихся.

Планируемые результаты

Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.

Внедрение новых образовательных технологий, которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.

Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.

Основные компоненты

    Подбор специальных заданий, которые позволяют детям проявлять инициативу и творческий подход.

    Занимательность создает заинтересованность, а от степени заинтересованности часто зависит и характер внимания ученика на уроке, его активность.

    Разработка системы творческих классных и домашних заданий, рассчитанных на кратковременное или долговременное выполнение.

    Использовать на уроке своего практического опыта, приводить примеры из жизни.

    Использовать наглядный материал.

План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Мероприятия

1. Проведение входного контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют ликвидации.

Сентябрь

  1. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы с классным руководителем, родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь-октябрь

3. Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.

В течение учебного года.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.

5. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.

6. Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях

7.Поставить в известность непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается низкая успеваемость.

8.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса, по возможности вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса.

9.Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.

10.Учить детей навыкам самостоятельной работы

Требования к работе со слабоуспевающими учащимися

1. Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.

2. Учителю необходимо вести тетрадь по ликвидации пробелов в знаниях учащихся, где он учитывает ошибки учащихся и отражает работу по их исправлению.

3. Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.

4.Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися на уроке и вне его.

5.Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.

6.Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и обучать способам их преодоления.

Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику

1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению типичных ошибок и пр.).

2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.

3. Стимулирование учебной деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, побуждение к активному труду и др.).

4. Контроль над учебной деятельностью (более частый опрос ученика, проверка всех домашних заданий, активизация самоконтроля в учебной деятельности и др.).

5. Различные формы взаимопомощи.

6. Дополнительные занятия с учеником учителя.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке.

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски

Предложения учащимся примерного плана ответа

Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать суть явления

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой

При изложении нового материала

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее

Напоминание приема и способа выполнения задания

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий

Группы неуспевающих учащихся (по причинам неуспеваемости)

Мероприятия по работе с учащимися

Учащиеся, пропускающие уроки по уважительной или неуважительной причине.

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до классного руководителя;

    Донести информацию о неуспеваемости учащегося и причинах неуспеваемости до родителей учащегося;

    Для учащихся, пропустивших уроки по уважительной причине, провести индивидуальные консультации по пропущенным урокам;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по уважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

    Предоставить возможность учащимся, пропустившим уроки по неуважительной причине, пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки в присутствии их родителей;

Учащиеся, не выполняющие требования учителя по подготовке к урокам.

    Проводить проверку готовности к каждому уроку данных учащихся;

    Донести информацию о не выполнении учащимся требований учителя по подготовке к урокам до родителей учащегося, через дневник учащегося;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки (для особо злостных нарушителей в присутствии их родителей);

Учащиеся, у которых не развиты способности к изучению математики

    При необходимости, способствовать организации помощи психолога;

    Проводить индивидуальные консультации;

    Организовать с учащимся работу над его ошибками;

    Усилить «индивидуальное внимание» к данным учащимся во время уроков;

    Предоставить возможность учащимся пересдать работы, за которые получены неудовлетворительные оценки;

Система работы со слабоуспевающими учениками

Учитель русского я зыка и литературы

АЛДЫШЕВА ГАЛИЯ БЕСЕНАЛИЕВНА

Будьте сами и человеком, и младенцем, для того, чтобы учить ребенка.
В.Ф. Одоевский.

Сегодня перед государством стоит задача перестройки системы общеобразовательных школ на двенадцатилетнее обучение, которое в корне будет отличаться от системы нынешнего обучения в школах.

Перед педагогами страны стоят нелегкие задачи: (Слайд 3) через обучение и воспитание социализация личности, образованной, с высокой культурой, критически осмысливающей всю объективную реальность, владеющей основными компетентностями (информационная, коммуникативная, социальная и др.) и владеющая навыками решения реальных проблем.

В современном сложном и быстро меняющемся мире, характеризующейся глобализацией социально-политической, экономической сфер жизни общества, ставятся высокие требования к системе образования, которая должна обеспечить высокий уровень подготовленности выпускников школ к условиям реальной жизни. Быстрый темп развития общественной жизни, науки и технологий, рыночные отношения ставят к каждому человеку высокие профессиональные требования: умение учиться в течение всей жизни, быть коммуникативным, толерантным, требуют принятия решения о быстрых и качественных переменах в сфере обучения молодого поколения в школе.

Таким образом, мы должны сформировать независимую от чужих мнений и взглядов личность со своим видением окружающей действительности. Ученики должны обладать таким набором качеств, как критическое осмысление всего происходящего вокруг, мотивированность, ответственность, они должны разбираться в цифровых технологиях и свободно выражать свои мысли на многих языках, а также должны являть собой высоконравственную, духовно-обогащенную, эстетически развитую личность.

В связи с вышеперечисленными требованиями государства по воспитанию и обучения учеников с набором перечисленных качеств ученика нового времени остро встает вопрос о том, готовы ли мы готовить таких учеников и все ли в порядке у нас в школе на сегодняшний день.

Актуальной проблемой школы современности является всё более снижающаяся успеваемость и уровень воспитания учащихся. (Слайд 4) Снижение успеваемости доказывают результаты ЕНТ, которые наблюдаем каждый год, результаты международных исследований TIMSS-2007 и PISA-2009, которые показали, что у наших школьников нет навыков применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Особенности неуспевающих учащихся (Слайд 6)

    низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития

    отсутствие познавательного интереса

    не сформированы элементарные организационные навыки

    учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения

    нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника

    дети, в основном, из асоциальных семей

    отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся

    частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта.

Предметом нашего изучения (Слайд 7) является слабоуспевающий ученик, как ученик со слабыми умственными способностями и слабо выраженной мотивацией к обучению.

Постановка проблемы выражается в поиске путей по содействию активизации познавательной деятельности и мотивации к обучению у учащихся со слабой успеваемостью, так как рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Целью работы является поиск путей оптимального решения проблемы возрастающей неуспеваемости среди учащихся наших школ для развития повышения уровня обученности и качества обучения отдельных учеников и учащихся школы в целом, выработки чёткой мотивационной установки учащихся.

Для реализации достижения цели мы выдвигаем следующие задачи : (Слайд 8)

    Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся;

    Показать, как можно проводить диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося;

    Показать, как можно формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;

    Продемострировать комплекс мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся;

    Составить и представить Программу деятельности учителя со слабоуспевающим учащимся и его родителями.

Итак, как мы упоминали рост числа неуспевающих и слабоуспевающих учеников - одна из главных проблем современной школы.

Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и не зависящим от него причинам: (Слайд 9)

    пропуски занятий по болезни;

    слабое общее физическое развитие,

    наличие хронических заболеваний;

    задержка психического развития (ЗПР).

О причинах неуспеваемости (Слайд 10) прежде всего обязан знать классный руководитель. Помочь ему определить эти причины должны школьные специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), сам обучающийся, его родители и одноклассники.

Диагностика неуспевающего ученика. (слайд 11)

Учитель в начале года может проводить диагностику с целью выявления уровня обученности учащегося в форме вопросника-характеристики неуспевающего ученика. (прил. 1)

Классный руководитель может составить "Психолого-педагогическую характеристику учащегося" (прил.2). Учителя-предметники используют ее при организации работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

Помощь данным категориям учащихся - задача каждого педагога. Целесообразно учителю составить "Индивидуальную карту учащегося" (прил.3) , которую используют учителя-предметники. В ней описана оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающим ученикам.

Учителя-предметники составляют индивидуальный план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика. "Индивидуальная карта учащегося" позволяет отслеживать эффективность работы со слабоуспевающим и неуспевающим учащимся.

В случае если программный материал не усваивается слабоуспевающими детьми, учитель-предметник докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:

Ф. И. ученика

Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины)

Использованы виды опроса

Формы ликвидации пробелов

Сроки сдачи материалов

Информация классному руководителю (дата)

Информация родителям (дата)

Результат работы

Оценивание работы учителя со слабоуспевающими учащимися осуществляется через посещение уроков и собеседования, которые проводит заместитель директора по УВР.

Остановимся на причинах неуспеваемости учащихся поподробнее.

Выделяют 3 основные причины неуспеваемости: (Слайд 12)

1. Физиологические;

2. Психологические;

3. Социальные

Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.

Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.

Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.

Неуспеваемость возникает в результате выраженного функционального напряжения, ухудшения здоровья, нарушения социально-психологической адаптации, снижения успешности обучения (повышения уровня неудовлетворенности оценок по основным предметам).

При этом в основе неуспеваемости лежит не одна из этих причин, а несколько и довольно часто они действуют в комплексе. Отсюда у ученика возникает ряд проблем: в общении, в поведении, в обучении.

С точки зрения психологии (слайд 13) причина неуспеваемости делится на 2 группы:

1. Недостатки познавательной деятельности

Несформированность приемов учебной деятельности;

Недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.

I . Недостатки познавательной деятельности (Слайд 14)

Для преодоления неуспеваемости у интеллектуально пассивных школьников необходимо формировать интеллектуальные умения в виде тренировки ряда мыслительных операций: абстрагирования, обобщения, анализа, классификации, сравнения. При этом необходимо определить, какая конкретная операция страдает, и довести до уровня осознания.

Неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей

Здесь рассматривается сила нервной системы, которая отвечает за выносливость, работоспособность ребенка. Чем выше сила нервной системы, тем выше уровень работоспособности.

Поэтому неуспевающим ребенком станет тот ученик, у которого слабая сила нервной системы, и которые устают от длительной напряженной работы. Как правило, эти дети чаще допускают ошибки, медленно усваивают материал. Такие дети чувствуют себя не уютно, а следовательно и не справляются с заданием в ситуации, когда учитель требует немедленного ответа.; в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида деятельности на другой (пример: опрос + запись в тетрадь).; в ситуации, когда необходимо усвоить разнообразный по содержанию материл.

Необходимо формирование индивидуального подхода к таким ученикам при дозировке домашнего задания, определении вариантов классных и контрольных работ, учитывать степень их подготовленности. А так же:

Дать ученику на обдумывание поставленного вопроса небольшое количество времени;

Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

Путем правильной тактики опросов и поощрений сформировать уверенность в своих силах в своих знаниях, в возможности учиться;

Следует осторожно оценивать неудачи ученика;

Желательно чтобы ответы таких учеников были письменными, а не устными.

II . Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка .

1. Усилия учителя должны быть направлены на формирование устойчивой мотивации достижения успеха, с одной стороны и развитие учебных интересов с другой.

2. Формирование устойчивой мотивации достижения успеха возможно с повышением самооценки школьника (тем самым самооценка играет положительную роль в утверждении личности ребенка как школьника в посильных для него видах деятельности).

3. Преодоление неуверенности школьника в себе, т.е. рекомендуется ставить перед учеником такие задачи, которые будут ему посильны, выполнимы и соответствовать его возможностям.

4. Стараться вычислить те сферы деятельности, в ходе выполнения которых ученик может проявить инициативу и заслужить признание в школе.

6. Полезно поощрять, отличать и фиксировать малейшие удачи ребенка в учебной деятельности (тем самым не дать закрепиться новым неудачам).

7. Подробное обоснование поставленной оценки, а также выделение критериев, по которым идет оценивание, чтобы они были понятны самому ученику.

8. Формирование учебных интересов (дополнительный развивающий материал, обращение к непосредственному жизненному опыту, широкое использование собственных наблюдений, использование на уроке наглядного материала).

ПОМОЩЬ СЛАБОУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ

Давайте посмотрим, как можно помочь слабоуспевающему ученику: (слайд 15)

Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.

Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Как повысить работоспособность:

    Разнообразить виды деятельности.

    Проветривать кабинет.

    Проводить физминутки.

    Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками (слайд 16)

    Карточки для индивидуальной работы.

    Задания с выбором ответа.

    Деформированные задания.

    Перфокарты.

    Карточки - тренажеры.

    Творческие задания.

    “карточки-информаторы”,

    карточки-с образцами выполнения задания”,

    “карточки-конспекты”.

Учитель должен: (слайд 17)

Знать психическое развитие ребёнка:

    Восприятие (каналы – кинестетический, слуховой, визуальный)

    Внимание (произвольное, непроизвольное, постпроизвольное)

    Память (вербальная, невербальная)

Стремиться понять и принять каждого ребёнка

Создать спокойную обстановку и благоприятный психологический климат на уроке.

Проявлять

    Разумную требовательность

    Неиссякаемое терпение

    Справедливую строгость

    Веру в возможности ученика

    Уметь встать на позиции ученика

    НЕТ насмешливому тону!

    Уметь вести непринуждённый диалог

    Стремиться к внешней занимательности

    Использовать средства невербального общения (опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план)

    Учить работать со словарями и другим справочным материалом

В обучении применять

    Опережающее обучение

    Различные формы групповой работы

    Взаимоопрос, самоконтроль

    Конспекты-блоки по разным темам, использование их на разных этапах обучения

    При формулировании целей урока включать как приоритетный коррекционно – развивающий аспект (работа по развитию надпредметных способов деятельности, развитию психических процессов).

    Рационально распределять учебный материал (трудное – сначала!)

    Применять частую смену видов деятельности на уроке

    Многократно проговаривать и закреплять материал урока

    Стремиться к алгоритмизации деятельности

Это были алгоритмические выдержки. Пути действия намечены. А теперь чуть подробнее и конкретнее.

В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие правила, разработанные психологами: (Слайд 18)

    Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

    Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

    Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

    Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

    Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

    Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

    Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

    Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении. (слайд 19)

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:

    При закреплении.

    При проверке домашнего задания.

    При самостоятельной работе.

Решению этих и других проблем может служить правильно организованная учителем поурочная система работы, основанная на личностно – ориентированной педагогике и использование такой базовой технологии, как обучение в сотрудничестве . Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе.

Для разнообразия учебных будней учителя могут использовать разнообразные формы и жанры урока. Например:

    урок-игра

    урок-спектакль

    урок-путешествие

    урок-детектив

    урок-сказка

    урок-концерт

    урок-картина

Современному учителю в своей практике необходимо использовать технологии, отвечающие потребностям общества. Одной из таких технологий является проектное обучение . Метод проектов рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися.

При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектно-исследовательская деятельность позволяет школьникам на практике применить знания, полученные на уроках.

Технология критического мышления является на сегодня базовой технологией, так как она наиболее оптимально развивает логическое мышление учащихся и способствует ребенку, используя критическое мышления, решать все насущные проблемы не только в учебе, но и в жизни, что позволяет ему более уверенно стать социально-адаптированным членом общества.

Таким образом , мы увидели, что слабоуспевающие учащиеся в школе злободневная насущная проблема, которая требует неотложного вмешательства и поиска её эффективного решения, так как в нашей стране ведутся реформы по повышению уровня образования во всех учебных заведениях, в школах внедряется двенадцатилетнее образование. На учителя возлагаются большие надежды для того, чтобы у детей появился стимул и чёткая мотивационная установка постигать знания в школе.

Пытаясь разобраться в проблеме слабоуспевающих детей, мы зачастую перекладываем груз ответственности и причину данной проблемы на родителей, которые не ведут должный контроль за учеником, стараемся переложить груз ответственности на курс обучения в начальном звене, когда у них были слабо заложены базовые навыки чтения, письма, математические навыки, не была развита речь ребенка, и психологи наших школ не могут провести хорошую работу со слабоуспевающим учеником, пытаясь пробудить в нем желание учиться.

Решение проблем следует начинать с четкой системной организации работы с неуспевающими учащимися. Грамотно составленный план работы с такими учениками, позволит консолидировать работу учителей-предметников с классным руководителем и психологом школы, позволит наладить тесную связь с родителями, влияние и контроль со стороны которых важным звеном в стремлении ребенка учиться.

(Слайд 20) Выявление причин неуспеваемости, контроль и диагностика успеваемости слабоуспевающих детей, разнообразие типов урока, форм и методов педагогической деятельности, создание благоприятного психологического климата на уроках и доброжелательно отношение к ребенку со стороны учителя, когда ребенок не объект процесса обучения, а партнер и важный субъект обучения, всё это вкупе должно привить в учащихся желание и интерес к постижению знаний, сформировать в них чёткое понимание того, для чего они им необходимы знания и как пригодятся в жизни.

Работа со слабоуспевающими детьми

Успешная организация учебной работы и активизация учения школьников немыслимы без чуткого отношения к ним и умелого индивидуального подхода. Истина эта считается прописной. Учителя узнают о ней еще на студенческой скамье, когда слушают лекции по психологии, педагогике и методике. Но на практике многие из нас именно в этом отношении допускают серьезные недостатки, которые отрицательно сказываются на успеваемости и качестве обучения. Слишком велика бывает тяга к прямолинейному воздействию на учащегося с целью быстрейшего достижения положительных результатов и не всегда хватает умения и терпения искать пути для постепенного улучшения успеваемости, для пробуждения интереса и формирования мотивации к обучению.

Особенности неуспевающих учащихся

  • низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
  • дети, в основном, из асоциальных семей
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта

1. Низкий уровень умственного развития.

Причины:

  • Педагогическая запущенность.
  • Частые заболевания.
  • Пропуски занятий.
  • Органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.

Проявляется:

  • Не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
  • Учитывать все признаки предмета или явления.
  • Видеть общее.

2. Несформированность учебных навыков.

Ребенок не умеет учиться:

  • работать с текстом;
  • выделять главное, существенное;
  • не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

Характеризуется:

  • отвлекаемостью;
  • подвижностью;
  • неусидчивостью и т. д.

4. Отсутствие познавательного интереса.

Обусловлено:

  • с ребенком никто не занимался, не развивал его познавательные способности;
  • ему мало что интересно, он не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое время препровождение.

5. Несформированность произвольной сферы.

Проявляется в том, что ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.

6.Конфликтные отношения

  • со сверстниками;
  • учителями;
  • отказ от усилий в учебной деятельности.

7. Низкий познавательный интерес

Не срабатывают карательные меры (двойки, наказания и т. д.)

Нуждается:

  • в поддержке
  • показа того, что он состоятелен в других видах деятельности

Полезно включить занимательные задачи и головоломки, интересные рассказы, обеспечить “эффект новизны” при решении учебных задач.

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

Необходимо делать большой упор на наглядность в решении и изложении учебного материала, обеспечивая реализацию принципа доступности учебного материала.

9. Низкая работоспособность

  • В утомляемости
  • Истощаемости
  • Медленном темпе работы

Чему учить?

Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, Государственным Образовательным Стандартам.

Как учить?

Продумать и осуществить индивидуальный план обучения.

Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы :

Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.

Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы. Нужно систематически обучать учащихся общеучебным умениям и навыкам.

Нужно так организовать учебный процесс, жизнь учащихся в школе и в классе, чтобы вызвать и развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.

Основные направления работы со слабоуспевающими детьми:

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
  • Развитие основных мыслительных операций.
  • Развитие различных видов мышления.
  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
  • Развитие речи, овладение техникой речи.
  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
  • Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Формы и виды помощи:

Формы помощи:

Фронтальная;

Индивидуальная.

Виды помощи:

Стимулирующая.

Направляющая.

Обучающая.

Методы работы:

Словесный,

Наглядный,

Игровой,

Практический,

Частично-поисковый,

Дедуктивный,

Метод самостоятельных работ.

Формы работы:

Фронтальные,

Групповые,

Индивидуальные,

Коллективные.

В нашей школе проводится большая работа по выяснению причин школьной неуспешности (мониторинг, диагностика), что позволяет выявить группы неуспевающих учеников. Проводятся коррекционно – развивающие занятия силами школьной психологической службы и ЦПМСС «Вера».

Надо помнить, что ученик, не желающий учиться, является страдающей стороной. Постоянный конфликт с родителями, с учителями, пренебрежительное отношение со стороны одноклассников – это не по плечу подростку. Проблема доверия в рамках образовательного процесса является очень актуальной. Принимая во внимание тот факт, что учебная мотивация – основополагающий компонент учебного процесса, я считаю, что ее уровень в значительной степени зависит от уровня доверия к учителю. Доверие между учителем и учеником – необходимое условие качественного образования. Чаще всего ребенку нужна не просто педагогическая помощь и поддержка, но и понимание, добрые и ласковые слова, которых так ему не хватает как в школе, так и дома. Поэтому начинать работу надо с установления контакта и доверия: престать читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого, успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения таких случаях. После того как доверие достигнуто, можно начать разбираться в причинах возникшего нежелания учиться. Основной причиной может быть наличие дефектов или несформированность учебной деятельности. Другая причина – допущенные ошибки воспитания, которые ведут к одному: неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется. Большую роль в воспитании этого умения может сыграть совместная деятельность учителей, школьников и родителей. Основной вывод из всего сказанного заключается в том, что повышение успеваемости и качества знаний, преодоление отставания школьников в учебе требуют решения двух проблем: с одной стороны, нужно совершенствовать методику проведения учебных занятий, учитывая индивидуальные особенности класса и отдельных учащихся.

С другой, умело применять систему воспитательных средств воздействия на учащихся, с тем, чтобы не допускать формирования у них отрицательного отношения к учебе, вырабатывать потребность в знаниях и стремление к преодолению встречающихся трудностей.

По результатам работы отмечается положительная динамика. Таким образом, организованная работа со слабоуспевающими учащимися оказывается чаще всего эффективной.


Загрузка...