musings.ru

Права человека в системе общественных знаний. Права человека как объект изучения людьми

Современная система прав и свобод индивида представляет собой единый комплекс международных и национальных норм о правах человека. Вся совокупность прав и свобод человека и гражданина составляет систему прав человека - единое целое, включающее взаимосвязанные права первого, второго и третьего поколений. Система прав человека совместно с механизмами их гарантий имеет всемирное значение для человека, так как предстает средством защиты, предупреждений и преодоления глобальных угроз, создающих опасность его существованию.

Традиционно в науке права и свободы делятся на группы: на международном уровне принято классифицировать права по нескольким основаниям. Однако, проводя классификацию прав человека, необходимо помнить, что все права и свободы взаимосвязаны между собой и составляют целостную и единую систему, характеризующуюся, несмотря на свое постоянное развитие, определенной степенью стабильности соответствующих правовых норм.

Рассмотрим некоторые из наиболее часто используемых классификаций.

По субъектам права и свободы классифицируют на права человека и права гражданина.

Разграничение прав индивида на права человека и права гражданина вытекает из дуализма гражданского и политического общества. Человек - существо одновременно биологическое и социальное, поэтому его права, несмотря на их естественный и индивидуальный характер, реализуются в процессе общественных связей, в социальной среде и вне ее во многом теряют свой смысл. Объем прав, входящих в правовой статус личности, зависит от того, выступает ли индивид в качестве представителя гражданского общества, т.е. человека, или в качестве представителя политического общества, т.е. гражданина. Как член гражданского общества (как биологическое, физическое существо) индивид обладает равными правами со всеми другими людьми не только в своей стране, но и в мире. В качестве члена политического общества человек выступает тогда, когда обладает особым статусом, предполагающим юридически закрепленную государственную принадлежность лица, - гражданством. Права гражданина касаются сферы отношений индивида с государством. В последнем случае человек равноправен только с теми, кто также является гражданином данной страны, объем их прав и обязанностей больше, чем у тех, кто к этому государству не принадлежит. Как правило, разграничение прав на права человека и гражданина закрепляется в конституциях. Это отражено в используемых формулировках. Когда речь идет о правах, принадлежащих человеку как члену гражданского общества, то употребляются формулировки "каждый", "все", "никто". Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то "гарантировать", "признавать" или "охранять". Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка: "каждый гражданин", "все граждане", "граждане имеют право" - или указывается на национальную принадлежность лица. Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

Также выделяют по данному основанию коллективные и индивидуальные права. Права индивида - это естественные права, присущие всем от рождения. Как правило, они осуществляются и защищаются индивидуально, хотя могут быть реализованы и коллективно. Коллективные права - это права социальной группы (ассоциации, народа, национального меньшинства и др.). Они не являются естественными и не должны противоречить индивидуальным правам. Коллективные права качественно отличаются от индивидуальных, их, как правило, нельзя осуществить индивидуально или рассматривать как совокупность индивидуальных прав лиц, составляющих определенную общность. Нередко по формулировкам, используемым в конституциях, нельзя судить о коллективном или индивидуальном характере прав и свобод. Например, положение ст. 32 Конституции РФ о том, что "граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства" вовсе не означает, что только объединившись все вместе граждане наделяются таким правом. В подобных случаях следует оценить природу данного права и проанализировать возможность его осуществления в индивидуальном порядке.

Несмотря на разную природу, индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны между собой и взаимозависимы. При реализации коллективных прав ни в коем случае не должны ущемляться и подавляться права индивида, являющиеся мерилом уровня демократии и наличия правового государства.

Трудность деления прав на индивидуальные и коллективные заключается в том, что в нормативных актах нет понятия группы и численного критерия. Кроме того, некоторые права, являясь индивидуальными, не могут быть осуществлены одним лицом (право на вступление в брак, право на ассоциацию). А часть коллективных прав может осуществляться одновременно и индивидуально.

В зависимости от возможности ограничения государством права и свободы классифицируют на абсолютные и относительные.

В отношении абсолютных прав не допускаются ограничения и отступления (приостановление) ни при каких обстоятельствах. Относительные права, напротив, могут быть приостановлены на определенный срок в случае введения чрезвычайного или военного положения или ограничены. При этом меры по ограничению должны быть предусмотрены законом, исключительно в законных целях и должны быть необходимы в демократическом обществе. Так, международные акты по правам человека предусматривают допустимые критерии отступления от прав и свобод в чрезвычайных ситуациях (ст. 15 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 27 Американской конвенции о правах человека). Согласно данным актам государства могут пользоваться правом на дерогацию при военном положении, при стихийных бедствиях и в других случаях, если существует угроза жизни нации. К сожалению, и данная классификация не является строгой, поскольку перечень абсолютных прав в разных документах не является одинаковым.

По назначению в механизме правового регулирования права человека условно можно поделить на "материальные" и процессуальные.

Материальные права обеспечивают целостность личности, неприкосновенность частной жизни и возможность самореализации. Процессуальные права дают возможность процессуальной защиты. Это право на справедливое судебное разбирательство и все соответствующие процессуальные гарантии (право на беспрепятственный доступ к правосудию, право на судебное разбирательство в разумный срок, право на защиту, право не свидетельствовать против себя и др.), а также все другие права и гарантии лица, "оказавшегося в сфере юстиции и деятельности правоохранительных органов" (право на незамедлительное рассмотрение судом вопроса о законности ареста или задержания, право на компенсацию в случае незаконного ареста и т.д.).

По источникам (принадлежности к социальным нормам-регуляторам) права человека делят на естественные и позитивные.

Естественные права основаны на моральных нормах, они отражают объективные закономерности бытия человека. Естественная теория подходит к правам человека как к первичным, возникшим до закрепления их государством, а закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы. Причем законодатель должен создавать нормы, отвечающие объективным закономерностям. К естественным правам относят: право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу выражения мнений и др.

Противоположной естественной теории в сфере прав человека является позитивистская. Она подходит к правам человека как к категории, которая установлена государством ("без закона нет прав человека"), т.е. государство создает права человека. Таким образом, позитивные права формально определены, закреплены в нормах международного и национального права, что позволяет их использовать на практике.

По сфере реализации выделяют личные (естественные и гражданские), политические, социально-экономические, культурные права.

Данная классификация имеет, пожалуй, наибольшее практическое значение, так как она отражает специфику характера прав и свобод человека и тех сфер жизнедеятельности, в которых они реализуются. Как правило, в соответствии с данной классификацией права и свободы излагаются в национальном законодательстве, в первую очередь в конституциях. В большинстве международных и национальных актов данное разделение прав и свобод прямо не делается, но в изложении заметно объединение прав и свобод по указанным критериям.

Учитывая постоянное расширение круга прав, свобод и обязанностей человека, исследование классификации прав человека помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой категории и облегчает изучение данного института.

Пояснительная записка

Учебная дисциплина «Права человека» читается студентам юридического факультета очной формы обучения на 4 курсе и заочной формы – на 5 курсе.

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «юриспруденция» и действующим в ЛГУ им. А. С. Пушкина Учебным планом подготовки специалистов.

Цели преподавания предмета:

Расширение знаний студентов в области прав человека;

Изучение обучаемыми источников и содержания правовой защиты человека;

Формирование у студентов – будущих юристов навыков использования соответствующих нормативных правовых актов для регулирования прав человека в России.

Изучение дисциплины призвано способствовать осознанию студентами сложности и в то же время огромной важности правовой защиты человека в жизни современного российского общества и формированию у них профессиональной правозащитной направленности.

В результате изучения предмета будущий специалист – юрист должен:

- знать генезис, определение и классификацию прав человека;

Усвоить соотношение и содержание понятий «права человека» и права «гражданина»

Знать внутригосударственные и международные правовые акты и нормы, регулирующие правовую защиту человека;

Представлять цели и принципы правовой защиты человека;

Знать структуру и содержание элементов механизма правовой защиты человека

Усвоить формы правовой защиты человека;

Уметь применять полученные при изучении учебной дисциплины теоретические знания в будущей профессиональной деятельности;

Уметь готовить соответствующие правовые документы, относящиеся к правовой защите человека и осуществлять меры по восстановлению его нарушенных прав;

Уметь осуществлять первичную юридическую консультацию граждан по изучаемым вопросам.

На аудиторные занятия отводится 57 часов, в том числе: 35 часов – на лекции; 22 – на семинары.

Семинарские занятия служат закреплению и углублению теоретических знаний, полученных на лекциях и в ходе самостоятельной работы, приобретению навыков сравнения, анализа и толкования правовых норм, регулирующих реализацию прав и правовую защиту человека.

Практические занятия предполагают решение практических задач, составление и последующую оценку образцов различных документов, необходимых для представления в соответствующие судебные и правоохранительные органы с целью разрешения по существу конкретных дел по правовой защите человека.

Аудиторные формы занятий предполагают обязательную самостоятельную работу студентов. Она включает в себя: изучение ими действующих правовых актов по правам человека, рекомендованной и дополнительной литературы (в том числе монографий и материалов периодической печати), выполнение домашних заданий и подготовку к лекциям и семинарам.

Форма итогового контроля – зачёт.

2. Тематический план учебной дисциплины «Права человека»

Очная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Система прав человека
Итого

Заочная форма обучения (полный срок обучения)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Заочная форма обучения(на базе среднего специального образования, на базе высшего образования)

№ п/п Наименование тем Всего лекций семинаров сам. работа
Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»
Правопонимание прав и свобод человека: единство и различия
Права человека и гражданина и их соотношение
Факторы, определяющие права человека как основные
Абсолютные права человека и ограничение прав
Прирождённость и неотчуждаемость основных прав человека
Высшая юридическая сила и прямое действие основных прав человека
Всеобщность и равенство прав человека
Личная неприкосновенность человека
Система прав человека
Понятие и содержание механизма обеспечения прав человека
Механизм охраны прав человека
Механизм квалифицированной юридической помощи человеку
Механизм защиты права человека: определение и содержание
Итого

Тема 1. Предмет, метод, система и значение учебной дисциплины «Права человека»

Историческая и социально-правовая необходимость введения учебной дисциплины «Права человека». Международный конгресс по преподаванию прав человека (1978 г.). Международные обязательства государств по распространению знаний и образования в области прав человека.

Предмет учебной дисциплины «Права человека»: определение, характеристика. Соотношение «Прав человека» и других научных дисциплин. Комплексный характер предмета научной дисциплины о правах человека

Метод познания учебной дисциплины «Права человека». Диалектический метод познания. Системный подход к изучению прав человека. Историзм и права человека. Роль частнонаучных и специальных (юридических) методов познания прав человека

Система учебной дисциплины «Права человека».

Профессиональная деятельность будущего специалиста в области правового образования различных категорий населения - от учащихся образовательных учреждений до государственных служащих с необходимостью связана с обеспечением и защитой разнообразных прав и свобод человека и гражданина - от прав ребенка и семьи до прав военнослужащего и осужденного.

Поэтому закономерно, что изучение теории прав человека, во-первых, - есть один из краеугольных камней специального раздела правовой подготовки выпускника-юриста, во-вторых, теоретические знания, подкрепленные систематическим овладением студентами умениями и навыками практического использования этих знаний, станут основой эффективного обеспечения и охраны (защиты) выпускников как собственных прав и свобод, так и прав и свобод других граждан и организаций. Это обусловлено тем, что в наше время уровень профессионализма специалиста гуманитарного профиля, в том числе и особенно в области практического правового обучения и воспитания, в целом правового образования, в определяющей степени зависит от грамотности такого специалиста в области знания прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, грамотности и эффективности его работы в области практической защиты прав и свобод людей и организаций. Такой специалист обязан профессионально не только проконсультировать граждан (учащихся, педагогов, сотрудников образовательных учреждений и др.), но и активно осуществлять необходимые действия по обеспечению такой защиты.

Роль учебного курса «Теория прав человека» определяется, прежде всего, самим его предметом, выступающим одновременно и объектом науки теории прав человека. Современный уровень развития человеческой цивилизации и в то же время уровень цивилизованности общественных отношений в значительной, а во многих случаях и в определяющей степени, обусловлен тем, как понимаются, обеспечиваются, соблюдаются (уважаются), защищены и охраняются права человека и гражданина на внутригосударственном (национальном) и международном уровнях. Помимо этого исключительное значение имеет проблема прав человека в «мирном» и «конфликтном» (речь идет главным образом о вооруженных конфликтах внутригосударственного и международного характера) измерениях. Поэтому проблема прав человека играет особую роль [как в теоретическом (и, стало быть, и в учебно-познавательном), так и особенно в практическом отношениях] для профессиональной подготовки будущего специалиста в области юриспруденции.

Учебный курс «Теория прав человека» тесно связан со всеми дисциплинами, изучаемыми в течение всего периода учебы студентами: общегуманитарными (философия, социология, культурология, психология), юридическими и дисциплинами психолого-педагогического цикла.

Так, из юридических дисциплин курс имеет наиболее тесные связи с такими общими и специальными учебными курсами, как «Теория государства и права», «История государства и права», «История политических и правовых учений», «Конституционное право», «Административное право», «Правоохранительные органы», «Прокурорский надзор», «Гражданское право», «Семейное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс», «Уголовный процесс», «Уголовно-исполнительное право», «Предпринимательское право», «Жилищное право», «Образовательное право», «Юридическая конфликтология», «Методика правового обучения», «Профилактика правонарушений», и др. Изучаемый курс можно рассматривать как своего рода оселок, на котором проверяется системный характер правовой подготовки студента.

Учебный курс «Теория прав человека» тесно связан и с общими и специальными дисциплинами психолого-педагогического блока: «Общая психология», «Общая и профессиональная педагогика», «Профессиональная психология», «Педагогическая конфликтология», «Педагогико-правовая работа с несовершеннолетними» и др.

Еще по теме Место и роль учебного курса теория прав человека в системе общественных наук:

  1. Мнения ученых о месте и роли доказывания, преимущественно процессуального, в правоприменении.
  2. Глава 1. Преподавание учебной дисциплины "Адвокатура в России". Предмет и метод учебной дисциплины
  3. § 1. Понятие, сущность и природа политических прав и свобод граждан в России, их развитие в современном государстве
  4. Место и роль учебного курса теория прав человека в системе общественных наук
  5. 1.1. Налоговый контроль в системе государственного контроля в налоговой сфере
  6. §3. Исключительные имущественные права (интеллектуальная собственность) и ноу-хау, используемые в предпринимательской деятельности

Предмет,метод курса «права человека»

системный исторический, ( сравнительный , социологический , логический

Позитивистская и естественно-историческая концепция прав человека.

В современной политической мысли представлено несколько подходов к правам человека. Это прежде всего естественно-исторический, юридическо-позитивистский. Первый из них, наследуя либеральную традицию, считает, что фундаментальные права личности имеют внутригосударственное и неюридическое происхождение. Государство может либо уважать и гарантировать их, либо нарушать и подавлять, но отнять у человека присущие ему от рождения основополагающие права оно не может. Хотя конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами фундаментальные права остаются неизменными, отражая постоянство основополагающих качеств человеческого рода.

Как базовые моральные принципы права человека существуют независимо от социально-классовой структуры и конкретных этапов развития общества, от законодательных норм. Имея для человечества высший ценностный статус, они выступают внешним критерием, универсальной мерой оценки любого политического и общественного строя.

Юридический позитивизм отрицает всякое внегосударственное происхождение прав человека. Он исходит из рациональной самоценности права, его независимости от экономических и социальных предпосылок. Источником и гарантом права считается государство. Право и закон не имеют существенных различий. Права личности не выделяются из общей системы права и не имеют верховенства по отношению к правам государства. Сами права граждан изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможностей государства.

Для позитивистского подхода, личность сама по себе - ничто. Прочный и твердый общественный строй, с точки зрения позитивистского подхода, установится лишь тогда, когда будет подчинять себе стремление отдельных личностей с такой же безусловностью и беспощадностью, как законы природы

Так, в Конституциях США, Франции, Италии, Испании воплощена надпозитивная (естественно-правовая) концепция прав человека, в Конституции Австрии, ФРГ - позитивистская.

3. Определение понятия и содержание прав человека

Основанное на нормах и принципах права и морали требование отдельных индивидов и групп к обществу и государству на основе их принадлежности к человеческому роду в целях самореализации.

Права человека имеют всеобщий характер, они присущи любому человеческому существу.

Связь прав человека с государством.

(Закон должен властвовать над всем. Права человека определяет смысл, содержание и применение законов деят.законодат. и исполнит.власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Мораторий на смертную казнь.)

Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и уважении прав и свобод человека. Права человека и правовое государство – взаимообусловленные явления. Без одного не может быть и другого.

В упрощенном виде правовое государство характеризуется следующими признаками:

признание и защита прав и свобод человека и гражданина;

верховенство права;

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;

взаимная ответственность граждан и государства.

Действующая Конституция Российской Федерации закрепляет и раскрывает положения о правовом государстве с достаточно подробно урегулированным разделением властей (ст.1, 10, главы 4-7), верховенством закона, с признанием и обязательствами защиты прав человека (гл.2) и другими элементами.

Принципы прав человека.

(Без достоинства разрушается сама оценка личности. Лишение человека достоинства стимулирует безразличие его к другим людям, а также его безразличие к общественным ценностям.

Принцип достоинства закреплен в правовых документах: в ст.1 Всеобщая декларации говорится, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах.

Принципы права - это руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе).

Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Уважение личности, её достоинства должно включать в себя не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения работников государственных органов при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны. Включение нормы об уважении достоинства человека в Конституцию свидетельствует о том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур.

Достоинство – это оценка конкретного человека со стороны других людей, признание обществом тех нравственных, интеллектуальных, деловых качеств, степени ответственности, которыми

этот человек обладает..

достоинство есть субъективная нравственная самооценка , самосознание человеком своей связи собществом, своего значения, роли, вклада, влияния (чувствособственного достоинства). В личном достоинстве заложеныпритязания на определенное отношение к себе, требование(право) на уважение со стороны других, со стороны общества.В рамках темы данной книги важно подчеркнуть, что достоинство – не только философско-этическая, но и конституционно-правовая категория. Конституция России (ст. 21) в соответствиис международными стандартами фиксирует: «Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления». Противоправно даже обращение или наказание, унижающее человеческое достоинство. Каждый вправезащищать свое достоинство, свои права и свободы всеми спосо-

бами, не запрещенными законом. Государство также берет на себя обязанности по защите достоинства личности посредством гражданско-правовых и уголовно-правовых средств.

Статья 21

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам

Поколения прав человека

Постепенное развитие знания о правах человека, их закрепление в национальных законодательствах и международно-правовых нормах, привели к выводу о наличии исторически последовательных прав и свобод. В зависимости от времени осознания и формулирования прав человека их подразделяют на поколения. Этот фактор – историческое время «появления» прав является еще одним из оснований классификации. Принято выделять три поколения прав.

К первому поколению относятся гражданские и политические права. Это самое «старое» из общепризнанных правчеловека поколение. Оно выросло из европейской и американской философии и политико-правовой практики XVIII века.

Затем эти права нашли свое подтверждение в документах ООН – во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), в Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.) и в региональных соглашениях – в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.)

Это так называемые «негативные права», для осуществления которых гос-ва должны воздерживаться от вмешательства в личную сферу и не препятствовать участию граждан в политической жизни общества.

Ко второму поколению относят социально-экономические права. Их возникновение в первой четверти XX века связано с «социалистическими» революциями вследствие развития наемного труда и борьбы народа за улучшение экономического уровня. Настало осознание того, что полноценное развитие и реализация потенциала человека может осуществляться только в достойных условиях существования.

В конституции СССР 1936г. был закреплен широкий перечень социально – экономических прав. Данное поколение прав включает в себя право на труд и отдых, на справедливые и благоприятные условия труда, справедливое вознаграждение равную оплату за труд, право создавать профсоюзы и вступать в них, право на достойный жизненный уровень, мед.уход, соц.обслуживание, образование и участие в культурной жизни общества.

К третьему поколению относят коллективные права

их еще называют правами солидарности. Это права меньшинств, права народов, право на развитие, право на мир, право на благоприятную окружающую среду, репродуктивные права и другие. В 70-80-е годы прошлого столетия ООН разработала документы о правах меньшинств, правах народов, принимались региональные международные нормы, свой вклад внес Хельсинкский процесс. Следует заметить, что часть исследователей и практиков не относит коллективные права – права народов, наций, меньшинств – к правам человека, поскольку субъектом, носителем «прав человека» является индивид.

В настоящее время существует мнение о возникновении четвертого поколения прав – так называемых «новых прав», связанных с обострением глобальных проблем человечества и научно техническим прогрессом.

10. Гражданские(личные) права и свободы.

Личные права и свободы: право на жизнь, право на уважение человеческого достоинства, право на личную свободу и равенство, право на защиту чести и репутации, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на неприкосновенность жилища, право на свободу слова, право на свободу совести, религии и т.д. Личные права и свободы человека иногда именуют гражданскими. Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Содержание названного права в Конституции не раскрывается. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и проч.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст.21 Конституции).

Уважение достоинства личности - Это качество чел-ка равнозначно право на уважение и обязанности уважать других. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

Права на свободу и личную неприкосновенность . Данное право означает запрет насильственного ограничения свободы человека, т.е. возможности совершать любые не противоправные поступки.

Неприкосновенность частной жизни. Право быть предоставленным самому себе.

Неприкосновенность жилища. Никто не имеет право проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как случаях, предусмотренных законом.

Свобода передвижений и места жительства. – свободно передвигаться, выбирать место жительства.

Свобода совести и вероисповедания.

Право на справедливое судебное разбирательство- вкл.ряд гарантий необ-хчел-у для защиты своих прав.

Свобода мысли и слова.

11. Политические права и свободы человека

Политические права позволяют человеку получать информацию о делах общества, в котором он живет, и участвовать в решениях, принимаемых этим обществом, путем объединения, голосования на выборах, возможности быть избранными.

К политическим правам и свободам относят:

Свобода печати и информации : является одним из элементов свободы мысли и слова и относится прежде всего к свободе массовой информации.

Право на объединение – (означает свобода союзов и ассоциаций, т.е. образовать любой сою для реализации и защиты своих интересов в рамках требований закон-ва)

Право на мирные собрания и публичные манифесты – представляет собой одну их форм публичного выражения мнения и означает право собираться мирно, без оружия, проводить собрания,митинги.

Право участвовать в управлении делами государства. Для участия в управлении делами государства граждане наделяются активным и пассивным избирательным правом, т.е. правом избирать и быть избранным.

Равный доступ к государственной службе означает равенство исходных возможностей граждан и отсутствие дискриминации по каким-либо признакам при поступлении на гос.службу.

Право обращений и петиций. Означает обращаться лично.

12. Конституционное право на жилище.

Социальные права обеспечивают человеку достойный уровень жизни и социальную защищенность.

В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларацией прав человека "каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи". В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах также указывается: "Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на достойный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Государства-участники примут надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии" (ст. 11). Право человека на жилище возникает с момента его рождения, изменяясь с возрастом, семейным положением и т.п.

Во-первых, как и прежде, конституционное право на жилище сводят к гарантированной государством возможности получения жилья. Так, В.Р. Скрипко отмечает: "Конституционное право на жилище означает гарантированную для каждого гражданина возможность быть обеспеченным постоянным жилищем. Это право предполагает юридическую возможность стабильного пользования имеющимся у гражданина жилым помещением, его неприкосновенность, недопущение произвольного лишения жилища, а также вероятность улучшения жилищных условий путем приобретения другого". Во-вторых, государство гарантирует каждому гражданину возможность пользоваться тем жильем, которое у него имеется, и оно (государство) принимает на себя обязанность содействовать тому, чтобы каждый гражданин был обеспечен жильем. СМ.Корнеев, обоснованно выделяя два принципиальных положения, обращает внимание на то, что "остается не ясной сущность права на жилище. Ни в конституции, ни в отдельных законах она не раскрывается". В-третьих, высказывания, которые сводят это право к трем юридическим возможностям:

Стабильное, устойчивое, постоянное пользование жилым помещением;

Содействие государства в улучшении жилищных условий;

Обеспечение здоровой среды обитания, жилой среды

Право на жилище обеспечивается путем предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов на условиях договора найма в пределах нормы жилой площади, а также на условиях аренды либо путем приобретения или строительства жилья за собственные средства без ограничения площади. Гражданам, не обеспеченным жильем по установленным нормативам, государство оказывает помощь, развивая строительство домов государственного и муниципального жилищных фондов, предназначенных для предоставления жилых помещений по договору найма, а также используя систему компенсаций (субсидий) и льгот по оплате строительства, содержания и ремонта жилья.

Право на жилище согласно ст. 17 Конституции Российской Федерации принадлежит каждому от рождения.

Важнейшее значение для обеспечения стабильного использования жилых помещений имеют положения ст. 27 Конституции Российской Федерации о праве каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. При этом Конституция РФ имеет в виду обе формы жительства: постоянное проживание (место, где гражданин постоянно проживает) и преимущественное проживание (место, где гражданин проживает больше, чем в других местах). В обоих случаях гражданин вправе иметь свое жилище. Поэтому точное определение места жительства гражданина имеет важное значение для охраны его прав, исполнения им обязанностей.

13, 15. Права индивида и коллективные права

Между индивидуальными и коллективными правами существует взаимозависимость, в основе которой должен лежать принцип: осуществление коллективных прав не может ущемлять прав и свобод индивида.

Индивидуальные и коллективные права неразрывно связаны, хотя и различны по своей природе. Право индивида - это естественное право, присущее ему от рождения, одна из главных ценностей человеческого бытия, и в качестве таковой она должна выступать измерителем всех процессов, происходящих в обществе, ибо нарушение естественных прирожденных прав человека деформирует нормальное развитие общества.

Коллективные права (право народа, право нации, право общности, ассоциации) не являются естественными, поскольку формулируются по мере становления интересов той или иной общности или коллектива. Их нельзя рассматривать как сумму индивидуальных прав лиц, входящих в ту или иную общность или коллектив. Они имеют качественно иные свойства, определяемые целями коллективного образования. Однако как бы ни были многообразны эти права, их правомерность должна неизменно проходить проверку "человеческим измерением" - правами индивида. Коллективные права никогда не должны игнорировать прав человека, противоречить им либо подавлять их (исключением являются чрезвычайные ситуации, представляющие угрозу жизни народа, нации). Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит, цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны.

Например, право на развитие , осуществление которого народами, освободившиеся от колониальной зависимости, не должно ущемлять прав индивидов, принадлежащих к иной национальности или расе. Коллективные права какой-либо общественной организации (ассоциации) не могут основываться на подавлении ограничении индивидуальных интересов.

Завершая вопрос о третьем поколении прав человека, хотим отметить, что в современных теориях наблюдается тенденция относить сюда те из них, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (например, право на отличие, право на тишину и покой и др.). Такие права не являются коллективными, и их едва ли правильно относить к третьему поколению. Наряду с этим можно признать правомерным включение в эту категорию таких коллективных прав, как право на солидарность и на международное общение.

14. Конституционное право человека на благоприятную окружающую среду в зарубежных странах

В соответсивии со ст. 42 Конституции РФ Каждый имеет право на благоприятную окружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,

причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Право граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещение ущерба.

Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением природоохранительного законодательства.

Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, их определения, утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники.

Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом предусмотрен ряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений в области охраны окружающей природной среды. Они включают право принимать участие в собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды, обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения; требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране; требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и других объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст. 12, 13),

Права в сфере труда.

В первую очередь гарантируется свобода труда, что означает запрет принудительного труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессии. Кроме этого, в данную категорию прав включено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного МРОТ, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая право на забастовку.

Европейская система защиты прав человека (Совет Европы, СБСЕ, ОБСЕ, СНГ)

Права пожилых людей

1гр имеющая особое значение для людей закреплены в:ВДПЧ,Мадридский план действи1992,Комитет по экон.,соц.правам.

*право на здоровье

*запрет насилия

*право на жизнь, свободу, неприкосновенность(Всеобщий Билль о правах чел.)

Конвенция о статусе беженцев 1952(закреп-т право беженцев на пенсионное закрепление наравне со всеми)

Принципы ООН в отношении людей дек 1991.Резолюция Ген. Ассамблеи ООН. Закрепляет 5 принципов:

*независимости(необх-ти доступа к воде и т.д)

*принцип участия(пожил. люди д.б. вовлечены в жизнь общ-ва, должны участвовать в политике, должны иметь право делиться опытом с молодежью)

* принцип ухода и защиты (пожил.люди должны иметь доступ к мед. обслуживанию, пользоваться услугами попечительских учреждений, доступ к соц. услугам, должны иметь право пользоваться правами человека, находясь в любом учреждении)

*принцип реализации внутреннего потенциала(доступ к возможности в обл. образования, отдыха).

*принцип достоинства(пожил. люди должны иметь возможность вести достойный образ жтзни, имеют право на справедливое обращение, роль пожил. людей должна оцениваться независимо от их экон. вклада

Меры для защиты прав:

1) Общий возраст выхода на пенсию пожилых людей (создаются курсы квалификации, переквалиф; увеличение возраста выхода на пенсию)

2) Приветствуется предоставление соц-х пенсий

3)Содейстие формированию позитивного неискаженного взгляда на процесс старения.

предмет,метод курса «права человека»

Предмет учеб.дисциплины – круг вопросов кот.она изучает

Метод – способы, с пом.кот.она изучает.

Предметов курса Права человека яв-ся права и свободы людей, их историческая эволюция, политико-правовое обоснование т юридическая природа, сравнительный анализ обеспечения прав человека на национальном уровне, способы имплементации международных актов в разных государствах, механизм их гарантий.

Данный курс изучает структуру прав человека,взаимосвязь чел-ка и гражс-го общества, связь прав человека с политикой,моралью,религией.

С помощью метода изучается предмет. Различают универсальный (в основе лежатнаиболее общие законы развития природы,общества,мышления) и частные.

К числу основных частных методов прав человека относят системный (система прав человека хар-ся как единое целое, состоящее из взаимосвязанных подсистем личных прав и свобод, политических, экон-х, культурных и соц-х прав, исторический, (рассматривается и изучается в истор-ом развитии), сравнительный (предполагает сопоставление понятий, явлений и процессов и выявления сходства или различий м/у ними), социологический (состоит в исследовании прав человека на основе изучения фактических данных) , логический (включает средства и способы логического изучения прав человека, он основан на формах мышления и законах формальной логики.

Тема 1. Теория прав человека: предмет, метод и функции

  1. Права человека: понятие, предмет и сущность.

Права человека занимают центральное место в системе социально-гуманитарного знания. Они многообразны, так как отражают многогранную природу человека, сочетающую в себе биологическое, социальное и духовное начала, а так же изменяющиеся условия его существования.

Понятие «права человека» возникло с возрождением естественного права.

Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека. Суть идеи естественного права состоит в следующем:

· Наряду с «писаным правом», состоящим из совокупности норм права, существует неписанное, моральное право, которое проистекает из самой сущности человека;

· Естественное право не всегда соответствует законодательству;

· Права человека составляют значительную часть естественного права.

К естественным правам относят: право на жизнь, право на свободу, право на нормальные условия существования и т.д.

Появление самого термина «права человека» связывают с Биллем о правах, который был принят 12 июня 1776 г. и явился введением к Конституции американской колонии Вирджиния, где были впервые провозглашены права человека. В настоящее время распространенным является следующее определение:

Права человека – это признанная и гарантированная возможность совершать определенные действия по воле и в личных интересах человека, выдвигать законные требования к действиям других лиц, добиваться защиты своих интересов.

Признаки прав человека :

· Права человека возникают и развиваются на основе природы человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

· Права человека складываются объективно и не зависят от государственного признания;

· Права человека принадлежат индивиду от рождения;

· Права человека имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными;

· Права человека являются непосредственно действующими;



· Права человека признаются высшей социальной ценностью;

· Права человека выступают необходимой частью права;

· Права человека представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между личностью и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению и получать определенные блага;

· Признание прав человека, их соблюдение и защита является обязанностью государства.

Принципы прав человека:

· Принцип гуманизма;

· Принцип свободы;

· Принцип равенства и равноправия.

Предметом данной науки являются права человека как неотъемлемое свойство личности, феномен мировой культуры и цивилизации, важнейшее условие развития индивида и применения его творческих сил и способностей.

Права человека как учебная дисциплина раскрывает их общечеловеческую ценность, концентрирует внимание на человеке, его неотъемлемых свойствах и их роли в развитии личности, общества и человечества.

Реализация прав человека его свобод и обязанностей является главным источником социального прогресса и выживания человечества в современных условиях.

Существуют два основных подхода к определению сущности прав человека:

Первый: права человека – это естественные, неотчуждаемые свойства, не зависящие от государства (естественно-правовая теория).

Второй: права дарованы государством (позитивная теория).

Существуют два основных способа закрепления прав и свобод – позитивный и негативный.

При позитивном способе формулирования прав, свобод и обязанностей конституция или конституционный закон устанавливает или определяет, что гражданин обладает определенным правом.

Негативный способ формулирования прав и свобод означает запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать права и свободы других субъектов права.

Права человека носят всеобщий универсальный характер , это выражается в том, что:

· Все люди, без какой-либо дискриминации, имеют все основные права и свободы;

· Все права человека универсальны вне зависимости от государственного строя или международного статуса страны;

· Права и свободы человек имеет везде, где бы он ни находился;

· Проблема прав человека – всеобщая.

Методы учебного курса «права человека».

Под методом понимается совокупность приемов, правил и способов, с помощью которых происходит процесс получения объективных истинных знаний. При этом различают универсальный и частные методы. В основе универсального метода лежат наиболее общие закономерности развития природы, мышления и общества. При изучении прав и свобод человека используются также частные по своему характеру методы. В их числе следующие методы:

  1. Системный , подразумевающий познание проблем прав и свобод человека в качестве единого целого, состоящего из взаимосвязанных между собой подсистем личных прав и свобод;
  2. Исторический, при котором права человека изучаются в их историческом развитии;
  3. Сравнительный, предполагающий сопоставление понятий, явлений и выявление их общих черт и различий;
  4. Социологический, это способы сбора информации и анализа.
  5. Логический – это средства и способы логического изучения проблем прав и свобод человека. Они основываются на общезначимых формах, необходимых для рационального познания в любой области знания, в том числе и при изучении проблем прав и свобод человека.

Функции прав человека.

Права человека, как средоточие гуманистического философского и научного знания, выполняют целый ряд функций: мировоззренческую, аксиологическую, креативную, воспитательную, эвристическую, прогностическую и др.

  1. Мировоззренческая функция . Мировоззрение включает совокупность взглядов, оценок, норм и установок, формирующих определенное отношение человека к другим людям, обществу и государству и выступающих в качестве ориентиров его поведения. Гуманистическое мировоззрение основано на признании человека и его неотъемлемых прав абсолютной ценностью, а интересов государства – относительной, ибо они не должны осуществляться за счет основных прав и свобод личности.
  2. Аксиологическая функция. Аксиология – это философское исследование природы ценностей, раскрывающее ценностную характеристику отдельных общественных явлений и процессов. Определенные ценности во многом обусловлены конкретными интересами людей, а они многообразны. Но существуют и общепризнанные человеческие ценности. Они представляют собой идеал, к достижению которого стремятся все цивилизованные страны, чтобы сделать эти права и свободы реальностью для возможно большего числа людей и народов.
  3. Креативная функция заключается в том, что права человека и его основные свободы являются неиссякаемым источником развития и применения творческих способностей людей. Чем меньше индивид зависит от постоянного контроля и регулирования со стороны других людей и государственных органов, от их вмешательства в личную жизнь, тем активнее проявляется его инициатива, предприимчивость и укрепляется сознание собственной ответственности за свою судьбу и состояние общественных дел.
  4. Воспитательная функция находится в тесной взаимосвязи со всеми вышеуказанными функциями. Благодаря правам у людей формируется уважение к человеческому достоинству, правам и свободам другого человека.
  5. Эвристическая функция. Активная творческая жизнь человека неразрывно связана с процессами познания, проникновения в сущность явлений и событий. Право «знать» является одним из фундаментальных прав личности. В свою очередь оно предполагает и обеспечение такого важного права как право на информацию. Следовательно права человека выполняют эвристическую функцию.
  6. Прогностическая функция. Поскольку права человека представляют собой общечеловеческую ценность и высокий нравственный идеал, они выполняют прогностическую функцию. Раскрытие закономерного характера возрастания роли прав человека в развитии личности, общества и всего человечества и проектирование этой тенденции на историческую перспективу дает основание для выводов о том, каким может быть будущее человека и человечества. Построение социальных прогнозов является одной из главных функций любой науки и человеческого мышления.

Таким образом, обеспечение прав человека как выражение взаимосвязи поколений в жизни каждого человека и народа, оказывает глубокое воспитательное воздействие на формирование духовных и нравственных ценностей людей, придает внутренней и внешней политике страны гуманистическую направленность.

Источники общепризнанных прав человека.

В современном международном праве сложился комплекс принципов и норм, относящихся к общепризнанным правам человека. Международные договоры по правам человека устанавливают обязательства государств по предоставлению индивидам прав и свобод. Национальное законодательство каждого государства определяет объем прав, их содержание и гарантии осуществления. Можно указать на три уровня источников общепризнанных прав человека:

  1. Международные источники общепризнанных прав человека;
  2. Региональные источники общепризнанных прав человека;
  3. Национальные источники общепризнанных прав человека.

К международным источникам относят:

  • Устав ООН (1945 г.);
  • Всеобщую декларацию прав человека (1948 г.);
  • Международные пакты о правах человека (1966 г.);
  • Другие основные договоры ООН по правам человека:

ü Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.);

ü Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

ü Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.);

ü Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.);

ü Международная конвенция о защите прав всех трудящихся- мигрантов и членов их семей (1990 г.) и др.

Основными региональными

  • Американская декларация прав и обязанностей человека (1948 г.);
  • Американская конвенция о правах человека (1969 г.);
  • Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950г.);
  • Европейская социальная хартия (1960 г.);
  • Африканская хартия прав человека и народов (1981 г.);
  • Арабская хартия прав человека (1994 г.)

Национальными источниками прав человека являются:

  • Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 г. и 17.10.2004 г.);
  • Законы Республики Беларусь:

ü «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г.);

ü «О правах ребенка в Республике Беларусь» (1993 г.);

ü «О национальных меньшинствах в Республике Беларусь» (1992 г.)

Загрузка...