musings.ru

Вопрос. Правовой статус юридических лиц в международном частном праве

К субъектам международного частного права, относятся юридические лица.

Традиционно в доктрине международного частного права правовой статус юридического лица характеризовался понятиями личный закон и национальность юридического лица.

«Привязанность» юридического лица к определенному государству и его правопорядку именуется в международном частном праве «национальностью» юридического лица. Национальность юридического лица - понятие, которое применяется условно.

Национальность юридического лица означает его принадлежность к конкретному государству и определяется в соответствии с критериями, установленными в стране, суд которой рассматривает возникший спор. В мировой практике существует несколько основных критериев, позволяющих определить национальность юридического лица. Мы с вами их определяли.

Коллизионная норма о личном статуте носит императивный характер. Государство определяет, как, т.е. согласно какому критерию следует определять личный статут юридического лица. По этому критерию можно судить о юридическом лице как о швейцарском, французском, германском юридическом лице, а это влечет за собой применение норм права соответствующего государства по перечисленным в законе вопросам (является ли организация юридическим лицом, каков объем правоспособности, в каком порядке оно возникает и прекращает свое существование).

По российскому праву в основе определения иностранного юридического лица лежит критерий места его учреждения. Личный закон (статут) юридического лица определяется по праву страны, где учреждено юридическое лицо (п. 1 ст. 1202 ГК РФ). Согласно этому критерию к иностранным юридическим лицам следует относить компании, учрежденные по закону иностранного государства.

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» в качестве иностранного инвестора рассматривает иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено.

Гражданско-правовые отношения, осложненные иностранным элементом, характеризуются тем, что их участниками могут быть не только физические и юридические лица, но и организации, не являющиеся юридическими лицами. При этом перечень таких организаций в разных странах устанавливается по- разному. Например, в Великобритании полные товарищества не являются юридическими лицами, в то время как в России они имеют статус юридических лиц. Согласно ст.1203 ГК РФ личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена.



Деятельность одних и тех же юридических лиц в различных государствах привела к тому, что они стали именоваться «международными».

Международными юридическими лицами признается те юридические лица, которые созданы либо непосредственно в силу международного договора (например, Международный банк реконструкции и развития), либо на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором (Банк международных расчетов - БМР).

«Международными» нередко называют «многонациональные предприятия», сейчас появился термин «транснациональные компании». Такая структура объединяет сотни и тысячи компаний, действующих на территории многих государств, в разных юрисдикциях и в рамках разных правовых режимов. Кроме этого, подавляющее большинство ТНК создано в форме акционерных обществ, акционерами которых выступают граждане десятков государств и акции которых котируются на фондовых биржах в крупнейших финансовых центрах мира.

Необходимо определить правовой статус международных юридических лиц.

Л.А. Лунц выделяет характерную для многонациональных предприятий черту: экономическое единство при юридической множественности. В современной литературе выделяются два подхода к определению национальности транснациональных корпораций или многонацион- нальных предприятий. Первый основан на определении личного статута самой ТНК, второй - на понимании ТНК как множества предприятий, каждое из которых, имеет свой личный статут. Первый подход к определению национальности ТНК заключается в том, что личным статутом такой корпорации является закон страны места ее учреждения. Такой подход был распространен до 80-х гг. прошлого столетия. Он применялся как к ТНК, признаваемым международными корпорациями в силу участия в них своим капиталом иностранных юридических лиц, так и к ТНК, имеющим разветвленную сеть филиалов, дочерних компаний и представительств в иностранных государствах.

К первойгруппе транснациональных корпораций (ТНК) относятся тресты и концерны, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу, так как они принадлежат капиталу нескольких государств. В качестве примера можно привести англо-итальянский концерн резинотехнических изделий «Данлоп-Пирелли».

Во-втором случае, речь идет о монополиях, национальных по своему капиталу, но международных по сфере деятельности. К числу таких транснациональных корпораций в США принадлежат «Дженерал моторз». В странах Западной Европы крупнейшими международными монополистическими корпорациями являются «Фольксваген»(Германия), «Филипс» (Нидерланды), «Бритиш Петролеум» (Великобритания), «Нестле» (Швейцария).

В настоящее время к ТНК, состоящим из множества дочерних компаний, применяется понимании ТНК как множества предприятий, каждое из которых, имеет свой личный статут. При этом подходе дочерняя компания рассматривается как юридическое лицо, являющееся частью ТНК, чей личный статут определяется в соответствии с национальным правом того или иного государства. Выделение двух подходов к определению национальности ТНК позволяет регулировать деятельность многонациональных («международных»), или транснациональных корпораций (ТНК) исключительно в рамках международного частного права.

Одним из способов устранения таких коллизий и противоречий является унификация критериев определения национальности юридических лиц в рамках международных организаций (Европейского Союза, Совета Европы, Организации экономического сотрудничества и развития), а также путем заключения многосторонних международных договоров, главным образом на региональном уровне.

  • Тема III. Коллизионная норма в мчп
  • 1. Понятие и структура коллизионной нормы
  • 2. Виды коллизионных норм
  • 3. Основные формулы прикрепления
  • III. Закон места совершения акта (lex loci actus).
  • Тема IV. Специальные вопросы применения коллизионных норм
  • 2. Вопросы и проблемы выбора правовой системы
  • 3. Вопросы и проблемы применения иностранного права
  • Применение императивных норм
  • Правила толкования норм иностранного права
  • Тема V. Субъекты международного частного права
  • 3.Государственно-подобные образования (квазигосу­дарства).
  • 2. Иностранные физические лица как субъекты международного частного права
  • Право, подлежащее применению при определении гражданской правоспособности физического лица
  • Право, подлежащее применению при определении гражданской дееспособности физического лица
  • Право, подлежащее применению при определении прав физического лица на имя
  • Право, подлежащее применению при признании физического лица безвестно отсутствующим и при объявлении физического лица умершим
  • Право, подлежащее применению при определении возможности физического лица заниматься предпринимательской деятельностью
  • 4. Правовое положение юридических лиц в мчп
  • 5. Правовое положение иностранных юридических лиц в России
  • Личный закон иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву
  • 4. Государство как субъект мчп
  • Тема VI. Право собственности в мчп
  • 1. Общие вопросы права собственности в мчп
  • 2. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав
  • 2. Принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам определяется по праву страны, где это имущество находится".
  • II. Другая группа коллизионных норм в области вещных прав содержится в ст. 1206 гк рф.
  • «Вещь в пути»
  • 3. Проблемы национализации имущества
  • 4. Приобретение иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами прав собственности и иных вещных прав в России
  • 5. Правовое положение собственности Российской Федерации и российских организаций за рубежом
  • 6. Правовой режим иностранных инвестиций
  • 7. Защита культурных ценностей и права собственности на них
  • Тема VII. Внешнеэкономические сделки
  • 2. Коллизионные вопросы внешнеэкономических сделок
  • Автономия воли (lex voluntatis)
  • Закон наиболее тесной связи
  • 3. Форма внешнеэкономических сделок
  • Раздел VI гк не предусматривает возможности выбора сторонами договора права, применимого к форме сделки.
  • Тема VIII. Внедоговорные обязательства в международном частном праве
  • 1. Деликтные обязательства в мчп
  • 2. Кондикционные обязательства в мчп
  • Тема IX. Брачно-семейные отношения в мчп
  • Понятие семейных отношений с иностранным элементом и пути их правового регулирования
  • 2. Коллизионные вопросы заключения брака в рф
  • Недействительность брака.
  • 3. Правоотношения между супругами. Расторжение брака.
  • 4. Правоотношения между родителями и детьми. Установление и оспаривание отцовства (материнства). Усыновление.
  • Тема X. Трудовые отношения в мчп
  • 1. Коллизионные вопросы в области трудовых отношений
  • 2. Международно-правовое регулирование условий труда иностранцев
  • 3. Трудовые права иностранцев в Российской Федерации
  • 4. Трудовые права российских граждан за рубежом
  • Тема VII. Международное наследственное право
  • Коллизионные вопросы наследования
  • 2. Международно-правовое регулирование наследственных отношений
  • 3. Выморочное имущество
  • 4. Наследственные права российских граждан за границей
  • Тема VIII. Право интеллектуальной собственности в мчп
  • Общие положения права интеллектуальной собственности
  • 2. Регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности по Российскому законодательству
  • Исключительное право на фирменное наименование
  • Исключительное право на товарный знак
  • Исключительное право использования наименования места происхождения товара
  • 3.Международно-правовое регулирование авторских прав
  • 4. Международно-правовое регулирование смежных прав
  • 5. Международно-правовое регулирование промышленной собственности
  • Тема IX. Международный гражданский процесс
  • 1. Понятие международного гражданского процесса. Определение подсудности дел с участием иностранных лиц
  • 2. Процессуальное положение субъектов международного частного права в суде
  • 3.Судебные поручения иностранным судам и исполнение решений иностранных судов
  • 4. Совершение нотариальных действий, осложненных иностранным элементом
  • 4. Правовое положение юридических лиц в мчп

    Под юридическими лицами в отличие от физических лиц понимаются обычно такие субъекты права, имущество которых обособлено от имущества его создателей (учредителей, участников).

    Ст. 48 ГК РФ. «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде».

    Российские юридические лица обладают правоспособ­ностью в пределах отечественных законов и своих учреди­тельных документов. Сложнее является вопрос о право­субъектности иностранных юридических лиц. Когда оно вступает в правоотношения с российскими субъектами, следует выяснить - какому государству оно принадлежит и нормами какого государства регулируется его деятель­ность.

    В международном частном праве в отношении юридических лиц применяется понятие личного закона, или личного статута юридического лица (lex societatis). На основе этого закона можно установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, какова его правоспособность и дееспособность, как определяется ответственность по обязательствам юридического лица и т.д.

    В международном частном праве эти вопросы разре­шаются на основании так называемого личного закона юридического лица (lex societatis). Именно по нему опре­деляют привязку юридического лица к той или иной пра­вовой системе при выяснении коллизионных вопросов.

    Однако нет единства в определении того, что же счи­тать личным законом юридического лица. Законодательст­во некоторых стран опирается в этом вопросе на понятие национальности (то есть места регистрации юридического лица); в некоторых других странах - на понятие домици­лия; в третьих - на принцип резиденции (место постоян­ного пребывания, где совершаются основные операции).

    Существует несколько доктрин, определяющих статуса юри­дического лица.

      Доктрина инкорпорации. Считается, что личным за­коном юридического лица является право государства, где юридическое лицо создано и зарегистрировано . В основ­ном такое представление господствует в странах англо­американского права. В результате коллизии остаются. Нередко юридическое лицо создается в одном государстве, имеет центр своего управления в другом, а основные опе­рации осуществляет в третьем. Это и приводит к тому, что юридическое лицо может избежать выполнения тех требо­ваний, которые предусмотрены законодательством страны, где иностранное юридическое лицо осуществляет свою практическую деятельность.

      Доктрина центра эксплуатации. Согласно этой док­трине личным законом юридического лица является закон места осуществления его основной деятельности. Однако при такой постановке вопроса не будет учтено то обстоя­тельство, что юридическое лицо может иметь несколько стран, где осуществляется его деятельность.

      Доктрина оседлости. Во многих странах континен­тального права (Австрия, Германия, Франция, Швейца­рия) личным законом юридического лица признается за­кон места нахождения его административного центра. Но и здесь возникают различного рода казусы. Так, в литературе по международному частному праву приводятся примеры, когда компания, образованная по законам Франции, имеет центр управления в Англии. Согласно английской доктри­не инкорпорации это юридическое лицо имеет француз­скую национальность, поскольку оно образовано и зареги­стрировано в Париже. А согласно французской доктрине оседлости это юридическое лицо имеет английскую нацио­нальность, ибо его административный центр управления находится в Лондоне. В результате получается, что такое юридическое лицо вообще не имеет национальности. А ес­ли бы оно было бы создано в Англии и имело свой центр управления во Франции, то приобрело бы сразу две нацио­нальности.

    По этому поводу известный специалист в области меж­дународного частного права В.П. Звеков заметил , что обращение к любому коллизионному критерию с целью определения «национальности» юридического лица, его го­сударственной принадлежности ставилось практикой под сомнение на том основании, что ее применение не выявля­ет действительной принадлежности капиталов юридиче­ского лица и потому носит формальный характер . Пози­ция эта породила так называемую теорию контроля. Она возникла в связи с событиями первой и второй мировых войн, когда для предупреждения нарушения законодатель­ства «о враждебных иностранцах» устанавливались вла­дельцы капиталов юридических лиц. В качестве иллюстра­ции направленности данной теории приводится дело (дело Даймлера) Daimler Co v. Continental Tyre and Rubber Co (1915 г.), при разрешении которого в английском суде обсуждался во­прос, может ли имеющая британскую национальность ком­пания, акции которой находятся в руках враждебных ино­странцев (из 25 тыс. акций акционерной компании по продаже шин лишь одна акция принадлежала британскому подданному, другими же владели германские собственни­ки), «рассматриваться как британская компания с точки зрения законоположений о запрещении торговли с вра­гом». С точки зрения английского права, компания - английское юридическое лицо. Однако суд признал, что в данном случае надо установить, кто контролирует юридическое лицо, и соответственно с этим решил вопрос о его фактической принадлежности.

    В отличие от критериев формального характера, которые сохраняют определенную стабильность, состав капитала непостоянен , он меняется; поэтому установление государственной принадлежности на основе критерия контроля не остается неизменным. При перераспределении уставного капитала между акционерами из различных государств национальность юридического лица будет постоянно меняться. Кроме того, в ряде случаев установить состав капитала (например, в анонимных компаниях в отношении акций на предъявителя) вообще нельзя, а от этого зависит определение "национальности" в случае применения "теории контроля".

    Несмотря на определенные недостатки применения критерия контроля для определения государственной принадлежности юридических лиц, о которых говорилось выше, этот принцип используется и во внутреннем законодательстве с целью защиты прежде всего экономических интересов государства от влияния иностранного капитала.

    Подобного рода казусы привели к тому, что страны стали предпринимать попытки решения этого вопроса на государственном уровне . Некоторые государства заключи­ли двусторонние договоры, где согласовывались общие подходы к определению национальности юридических лиц. В таких договорах определяются национальности акционе­ров, директоров, служащих, рабочих, национальность дер­жателей ценных бумаг и т.п. Это в какой-то мере позволяет устранить разнобой в понимании национальности юриди­ческого лица, во всяком случае в отношении субъектов до­говаривающихся сторон.

    Помимо иностранных юридических лиц, находящихся на территории конкретного государства, в международ­ном частном праве рассматриваются проблемы, касаю­щиеся правового положения так называемых междуна­родных частных лиц. Иногда выделяют четыре группы таких лиц:

      международные предприятия;

      коммунитарные предприятия;

      транснациональные компании;

      транснациональные корпорации.

    Международные предприятия - это предприятия, возникающие в силу международного договора (напри­мер, МБРР - Международный банк реконструкции и раз­вития) или на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международ­ным договором (например, БМР - Банк международных расчетов).

    По мнению многих юристов, такие юридические лица, обладая признаками международного характера, не имеют национальности. Но есть и другая точка зрения: поскольку международное предприятие становится субъектом права только после соответствующего официального оформле­ния, то государство , где имело место это оформление, при­знается местом образования предприятия, что, соответст­венно, определяет и его национальность и его личный статут.

    Коммунитарные предприятия (от англ. community -община, группа лиц, объединенных какими-либо призна­ками, объединение, сообщество) - организуются государ­ствами, участвующими в процессе экономической инте­грации или организуются гражданами этих государств (например, компании стран ЕС , большинство компаний стран Латинской Америки). Их национальность опреде­ляется местом инкорпорации.

    Транснациональные компании - предприятия, орга­низованные по закону определенной страны и имеющие соответствующую национальность , однако действующие более чем в одной стране в форме агентств, отделений и филиалов ;

    Транснациональные корпорации - предприятия, отде­ления и филиалы которых находятся в настоящее время практически во всех странах , представляющие с экономи­ческой точки зрения единый механизм, но с точки зрения юридической - они самостоятельные независимые ком­пании.

    Пример. В конце 1990-х годов Sharp объединяла 22 торговых отделения в 20 странах, 28 производственных баз в 15 странах, 12 представительств за рубежом Японии, пять научно-исследовательских баз в трех странах мира.

    Традиционно все заводы Samsung строились в самой Корее, но в 1990-е годы корпорация стала размещать производственные мощности и за границей - Тихуане (Мексика), Тиссиде (Великобритания), Тяньцзине (Китай), Серембане (Малайзия), Манаусе (Бразилия). В 1998 году в Остине (Техас) вступил в строй завод Samsung по производству полупроводников.

    Монополии используют для полностью принадлежащих им компаний форму самостоятельного юридического лица страны места нахождения, для того чтобы распространить на них действие местного законодательства, и в первую очередь налогового, если его требования являются более льготными для "отечественных" компаний, чем для иностранных.

    В других случаях монополии, и прежде всего транснациональные, создают в иностранных государствах свои филиалы. Филиалы не наделяются правами самостоятельных юридических лиц. Таким образом, наиболее характерной особенностью ТНК является несоответствие между экономическим содержанием, экономической сущностью и юридической формой ; экономическое единство оформляется юридической множественностью (юридические лица местного права, филиалы и т.д.), что служит интересам собственников ТНК.

    В заключении рассмотрения вопроса о правовом положении юри­дических лиц в международном частном праве остановимся на той их категории, интерес к которой в последние годы значительно вырос. Речь идет о так называемых офшорных компаниях.

    С правовой точки зрения, понятие «офшорная компания» в совре­менном значении подразумевает такое образование, преимуществен­но корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдик­ции, которое не вправе вести производственную и торговую, вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства-уч­реждения и, следовательно, не подлежит налогообложению в пределах данной территории, в крайнем случае уровень налогообложения край­не низок, однако является юридическим лицом, инкорпорированным в соответствии с законодательством этого государства (территории).

    В настоящее время насчитывается значительное количество стран и территорий, предоставляющих мягкий регистрационный и налоговый режим для тех или иных субъектов права. Среди них Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и др.), Испания, Италия, многие страны Содружества, британские зависимые территории: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гиб­ралтар, Гонконг (Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси и другие.

    Основным преимуществом офшорных компаний остается от­сутствие налогообложения в стране регистрации, в крайнем случае, принципиально низкие ставки налогов. Правительства соответст­вующих стран сознательно, в целях стимуляции экономики, уста­навливают такие правила для иностранцев, конкурируя тем самым со странами более высокого уровня налогообложения.

    Сошлемся на один из самых известных примеров использова­ния конструкций, предлагаемых офшорным бизнесом для целей минимизации налогообложения. Это схема , разработанная гол­ландским концерном «Филипс». Ее суть состоит в следующем: на Бермудских островах указанным концерном было учреждено до­чернее предприятие- страховая компания «Кингстоун Кэптив Иншуэренс», единственным клиентом которого стал сам концерн «Филипс». По высоким ставкам было застраховано имущество концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизне­се не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтож­ны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводить­ся за границу Голландии -на Бермуды. Оттуда средства в виде займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный пери­од составила несколько миллионов долларов. Главным фактором в данной цепочке является ее юридическая неуязвимость.

    "

    «Привязанность» юридического лица к определенному государству и его правопорядку именуется в международном частном праве «национальностью» юридического лица. Принадлежность юридического лица к определенному государству и соответственно его правопорядку отличается от гражданства физических лиц.

    Критерии определения "национальности " юридического лица 1. 2. 3. места учреждения; данный критерий характерен для стран англо- американской системы права; места нахождения его административного (управляющего) центра, который характерен для стран континентальной Европы; места осуществления его деятельности, "центр эксплуатации".

    Теория инкорпорации. n Личным законом юридического лица считается право того государства, в котором данное лицо зарегистрировано (инкорпорировано).

    Теория оседлости (или нахождения административного центра). n Юридическое лицо принадлежит тому государству, на чьей территории находится его административный центр.

    Теория центра эксплуатации (или места деятельности). n Юридическое лицо в качестве личного закона имеет статут той страны, где оно проводит производственную (в широком смысле слова) деятельность.

    Теория контроля. n Юридическое лицо имеет национальность того государства с территории которого контролируется и управляется его деятельность.

    Транснациональная корпорация предпринимательская единица, владеющая или осуществляющая контроль над производством товаров или услуг за пределами страны, в которой она базируется.

    Качественные признаки ТНК n n Первым и основным признаком транснациональной корпорации, по мнению большинства исследователей, является то, что производственная (точнее, предпринимательская) деятельность такой корпорации осуществляется на территории нескольких стран. Вторым важнейшим признаком транснациональных корпораций является то, что они подчиняются вполне определенному государству и гораздо реже - двум или нескольким государствам. Третьим признаком ТНК является то, что отношения между материнской компанией или штаб-квартирой и зарубежными предприятиями построены на системе экономической зависимости, обычно системе участий. Четвертый признак транснациональных корпораций - это объединения монополистического капитала. Отсюда следует, что это не просто компании, имеющие прямые инвестиции за границей, а компании гигантские, с интересами, выходящими за пределы данной страны, превосходящие другие компании и по размеру капитала, и по уровню конкурентоспособности.

    n n n Характерные черты российского юридического лица субъекта внешнеэкономической деятельности оно несет самостоятельную имущественную ответствен ность по своим обязательствам; личный статут определяется российским правом; деятельность регулируется нормами принимающего иностранного государства и положениями заключенного с ним торгового договора.

    Оффшор (offshore – “вне границ”) – юридическое лицо, зарегистрированное в юрисдикции с льготным налогообложением, при отсутствии валютного контроля.

    Можно разделить на следующие виды: 1. Компании финансовой ориентации (оффшорные банки, финансовопосреднические компании, страховые компании); 2. Торгово-посреднического профиля (экспортноимпортные, закупочные, дистрибьюторские и т. п.). 3. Кроме того, для инвестирования за рубежом фирмы с международными активами могут создавать оффшорную компанию холдингового типа. К таким компаниям можно отнести: оперативно-холдинговые компании, инвестиционные, компании по владению интеллектуальной собственностью (лицензионные), недвижимостью, судами.

    Юридическое лицо - созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и, в случае наличия такового, отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    Юридические лица создаются на территории определенного государства. Однако их деятельность не ограничивается территорией этого государства и может осуществляться на территории других стран. При осуществлении такой деятельности возникают вопросы: 1) о признании правосубъектности иностранного юридического лица; 2) о допуске его к осуществлению хозяйственной деятельности на территории данного государства и об условиях такой деятельности.

    Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего законодательства, так и положениями международных договоров РФ с другими государствами. Основные положения о применении права к юридическим лицам содержатся в п. 1 ст. 1202 Гражданского кодекса: "1. Личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо". Таким образом, современное российское гражданское законодательство исходит при определении "национальности" юридического лица из критерия инкорпорации. Этот принцип применялся и в прежнем законодательстве. Из этого следует, что, для того чтобы установить, является ли то или иное образование юридическим лицом, необходимо выяснить, какую государственную принадлежность оно имеет. Согласно ст. 1203 ГК личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена. Например, если личным законом полного товарищества будет английский закон, тогда такое товарищество не признается юридическим лицом. В случае же, когда установлено, что личным законом является французский закон, аналогичное образование будет рассматриваться как юридическое

    На Государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве экономики РФ, возложена регистрация российских инвестиций за рубежом. Палата регистрирует зарубежные предприятия, созданные с российским участием в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством государства инвестирования, а также ведет Государственный реестр, в который вносятся все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно правовой формы и доли в капитале российского участника. Только с момента регистрации в Палате и получения свидетельства установленного образца на зарубежные предприятия с российским участием распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

  • 15. Понятие, структура и классификация коллизионных норм.
  • 16. Основные формулы прикрепления.
  • 21. Проблема квалификации в мчп
  • 22. Установление содержания иностранного права.
  • 27. Гражданско-правовое положение иностранных физических лиц в рф.
  • 28. Режимы в мчп.
  • 29. Взаимность и реторсия.
  • 30. Личный закон юридического лица. Личный закон организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву.
  • 31. Иностранные юридические лица в рф.
  • 32. Международные юридические лица (понятие, виды).
  • 33. Представительство и филиалы иностранных фирм. Порядок открытия и деятельности на территории рф.
  • 34. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф.
  • 35. Государство как субъект имущественных отношений.
  • 36. Правовая природа иммунитета государства
  • 37. Понятие и формы внешнеэкономических сделок.
  • 38. Основные правила выбора права, применимого к внешнеэкономическим сделкам.
  • 39. Вопросы собственности в международных отношениях.
  • 40. Правовой режим иностранных инвестиций в рф
  • 41. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 42. Унификация правовых норм, регулирующих международную куплю-продажу.
  • 43. Конвенция оон о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.: сфера действия, заключение договора, обязательства сторон, средства правовой защиты покупателя и продавца.
  • 44. Международные правила толкования торговых терминов (инкотермс-2000). Общая характеристика.
  • 45. Характеристика отдельных групп терминов инкотермс – 2000 (e,f,c,d).
  • 46. Международные автомобильные перевозки.
  • 47. Международные железнодорожные перевозки.
  • 48. Международные морские перевозки.
  • 49. Международные воздушные перевозки.
  • 50. Правовое регулирование международных платежно-расчетных отношений и валютных операций.
  • 51. Международные расчеты. Неторговые расчеты.
  • 52. Коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений.
  • 53. Международно-правовое регулирование труда иностранцев.
  • 54. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Национальный режим.
  • 55. Трудовые права российских граждан за рубежом.
  • 56. Международно-правовое регулирование социального страхования.
  • 57. Правовое регулирование брачно-семейных отношений международного характера.
  • 58. Коллизионные вопросы заключения, расторжения и признания брака недействительным.
  • 60. Усыновление с участием иностранных граждан.
  • 61. Коллизии законов в области наследования.
  • 62. Выморочное имущество.
  • 63. Коллизионные регулирование обязательств из причинения вреда.
  • 64. Коллизионные вопросы обязательств возникающих вследствие недобросовестной конкуренции.
  • 65. Коллизионные вопросы обязательств возникающих вследствие неосновательного обогащения.
  • 66. Международное авторское право.
  • 68. Охрана авторских прав в снг.
  • 69. Право промышленной собственности в мчп
  • 70. Товарные знаки в мчп.
  • 71. Охрана произведений российских авторов за рубежом.
  • 72. Общие положения международного гражданского процесса: понятие и процессуальное положение иностранных граждан и юридических лиц.
  • 74. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. Консульская легализация.
  • 75. Исполнение иностранных судебных решений и поручений иностранных судов.
  • 76. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража.
  • 77. Арбитражное соглашение.
  • 78. Международный коммерческий арбитраж в России.
  • 79. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров.
  • 80. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
  • 31. Иностранные юридические лица в рф.

    Правовое положение иностранных юридических лиц в РФ определяется как правилами нашего зако­нодательства, так и положениями международных до­говоров РФ с другими государствами.

    Действующее законодательство исходит из того, что гражданская правоспособность иностранных юридиче­ских лиц определяется по праву страны, где учреждены юридическое лицо или организация.

    Согласно многосторонней Конвенции о правовой по­мощи стран СНГ от 22 января 1993 г. правоспособ­ность юридического лица определяется законодатель­ством государства, по законам которого оно было учреж­дено.

    Под юридическими лицами всегда подразумеваются юридические лица, учрежденные по нашим законам и имеющие место пре­бывания на территории РФ. Участие иностранного капитала в совместных предприятиях, учрежденныхв РФ, не меняет дела, поскольку все они являются юридическими лицами права России.

    Какими правами пользуются иностранные юри­дические лица в России и других странах СНГ? Ино­странные предприятия и организации могут без особого разрешения совершать в РФ сделки по внешней тор­говле и по связанным с ней расчетным, страховым и иным операциям с российскими предприятиями, органи­зациями.

    Иностранные юридические лица имеют право на су­дебную защиту своих прав.

    Разрешение на открытие представительства РФ выда­валось иностранным фирмам, известным на мировом рынке; положительно зарекомендовавшим себя в качест­ве партнеров наших организаций по сотрудничеству в различных сферах; заключившим с нами крупномас­штабные сделки; осуществляющим промышленную ко­операций с нашими предприятиями и организациями;. заключившим с нашими организациями наиболее важ­ные соглашения о научно-техническом сотрудниче­стве.

    Деятельность представительства прекращается с ис­течением срока разрешения; прекращением деятельности фирмы; прекращением действия межправительственно­го соглашения, на основании которого было открыто представительство; по решению самой фирмы, а также по решению соответствующего министерства и ведом­ства, при котором было аккредитовано представитель­ство (в случае нарушения представительством усло­вий его деятельности).

    Наряду с представительствами иностранные юри­дические лица могут создать на территории РФ свои филиалы. В соответствии с Законом об иностранных инвестициях от 4 июля 1991 г. иностранные юриди­ческие лица могут создать на территории России предприятия с долевым участием российских и иностранных инвестиций (совместные предприятия) и предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам.

    Из действующего законодательства РФ можно сде­лать вывод, что иностранное юридическое лицо может осуществлять на территории России предприниматель­скую деятельность лишь путем создания каких-либо организационно-правовых структур.

    32. Международные юридические лица (понятие, виды).

    Международные юридические лица (понятие, виды). Деятельность юридических лиц зачастую не ограничивается территорией одного государства и может осуществляться во многих странах.

    Международными юридическими лицами современная западная правовая доктрина признает те юридические лица, которые созданы, во-первых, либо непосредственно в силу международного договора, либо, во-вторых, на основании внутреннего закона одного или двух государств, принятого в соответствии с международным договором. К первым относятся, например. Международный банк реконструкции и развития /МБРР/, Европейское общество химической обработки облученных горючих материалов /"Еврохемик"/. Ко вторым относятся Европейское общество по финансированию закупок железнодорожного оборудования /"Еврофирма"/, Банк международных расчетов /БМР/.

    В советской юридической литературе понятие международного юридического лица применялось к международным банкам стран-членов СЭВ - Международному банку экономического сотрудничества / и Международному инвестиционному банку /МИБ/.

    В современной экономической литературе монополии, деятельность которых охватывает многие страны, делятся на несколько групп. Во-первых, это национальные общества, тресты, компании и т.п., имеющие за рубежом многочисленные филиалы и дочерние фирмы. Такие монополии являются международными по сфере своей деятельности, но национальными по капиталу, поэтому в качестве международных юридических лиц они рассматриваться не могут. К числу корпораций такого рода относятся "Дженерал моторз" /США/, "Фольксваген" /ФРГ/, "Филипс" /Нидерланды/.

    Вторую группу монополий составляют транснациональные объединения, которые являются международными не только по сфере деятельности, но и по капиталу. Однако, несмотря на то, что в них функционирует капитал нескольких государств, созданы эти монополии как юридические лица одного государства. Поэтому международными юридическими лицами они также не считаются.

    Не являются международными юридическими лицами и так называемые "смешанные общества". Под "смешанными обществами" в международном частном праве обычно понимаются торговые общества или производственные предприятия, капитал которых принадлежит юридическим лицам или гражданам различных государств.

    "

    В течение последних десятилетий не только в зарубежной, но и в отечественной научной и учебной литературе по международному частному праву весьма активно обсуждалось понятие "международные юридические лица". В большинстве случаев отмечается, что о международных юридических лицах следует вести речь тогда, когда они созданы международным соглашением (договором), как, например, Международный банк реконструкции и развития, Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Межгосударственное евроазиатское объединение угля и металла стран СНГ, Межгосударственный банк, также созданный в рамках СНГ, и т.д. М.М. Богуславский отмечает, что в советской юридической литературе понятие международного юридического лица впервые было применено в связи с международными банками, созданными странами - членами СЭВ - МБЭС (Международным банком экономического сотрудничества) и МИБ (Международным инвестиционным банком).

    Подходя к оценке рассматриваемого понятия с исторических позиций, следует подчеркнуть, что в свое время создание юридических лиц подобного рода посредством заключения межгосударственного договора было нетипичным явлением и практически всегда сопровождалось изъятием их из-под действия общих норм национального гражданского, торгового, таможенного, налогового или иных отраслей права соответствующего государства, вследствие чего правовое положение таких образований могло отличаться от такового любых других юридических лиц, действующих в конкретной стране (будь то национальные или иностранные). С этим, как представляется, можно было бы связывать выделение так называемых "международных юридических лиц" в отдельную категорию. В сегодняшних же условиях международных отношений при создании соответствующих образований (корпоративного или иного типа) путем заключения межправительственного или межведомственного соглашения, прежде всего ввиду того, что явление объединения лиц и капиталов в трансграничном масштабе получило достаточный размах и на гражданско-правовом уровне, нет нужды устанавливать какие-либо специальные - "тепличные" - условия для функционирования таких объединений.

    Всецелое подчинение юридического лица национальному правопорядку соответствующего государства (как правило, государства местопребывания главного офиса организации) снимает необходимость, кроме как в целях уточнения генезиса (происхождения), в квалификации его как "международного юридического лица", а следовательно, и выделения названной категории вообще. Так, в Соглашении стран СНГ "О содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых, смешанных транснациональных объединений" от 15 апреля 1994 г. унифицированным порядком предусмотрено, что транснациональные объединения являются юридическими лицами по законодательству государства их регистрации. Статус филиалов (отделений) и представительств транснациональных объединений определяется в учредительных документах в соответствии с законодательством государства местонахождения филиалов (отделений) и представительств (ст. 5). При этом указывается, что транснациональные объединения могут создаваться как на основе межправительственных соглашений, так и путем заключения договоров непосредственно между хозяйствующими субъектами (ст. 3). В развитие этого действующее законодательство РФ, прежде всего Федеральный закон о финансово-промышленных группах, принятый 30 ноября 1995 г. (№ 190-ФЗ), оперирует категориями "транснациональная финансово-промышленная группа ", "межгосударственная финансово-промышленная группа ".

    Данные термины понимаются следующим образом: финансово-промышленные группы - это объединения, среди участников которых имеются юридические лица, находящиеся под юрисдикцией государств - участников СНГ, имеющие обособленные подразделения на территории указанных государств либо осуществляющие на их территории капитальные вложения, регистрируются как транснациональные финансово-промышленные группы в соответствии с федеральным законом ("транснациональные финансово-промышленные группы"); и межгосударственная (международная) финансово-промышленная группа (в случае создания транснациональной финансово-промышленной группы на основе межправительственного соглашения). Особенности создания, деятельности и ликвидации межгосударственной финансово-промышленной группы устанавливаются межправительственными соглашениями. При этом для их участников национальный режим устанавливается межправительственными соглашениями на основе взаимности. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные Законом РФ "О таможенном тарифе", по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы. Следует подчеркнуть, что по смыслу упомянутого Закона указанные образования не наделяются юридической личностью как неким новым качеством по отношению к входящим в их состав участникам, а действуют на основе гражданско-правовых договоров.

    Как видно, в целом конструкция "международных юридических лиц" не вписывается в качестве дополнительной категории в понятийный ряд, существующий в науке и практике международного частного права , а именно: "национальное юридическое лицо" - "иностранное юридическое лицо", и в любом случае должно включаться либо в одну, либо в другую группу.

    Например, транснациональное объединение , учрежденное в РФ в соответствии с международным договором стран СНГ, будет "национальным" для России и иностранным для всех других государств. Учрежденное аналогичным образом в Беларуси объединение будет "своим" в этой стране и иностранным - в России, Украине, Казахстане и т.д., т.е. белорусским для всех прочих стран.

    Транснациональная корпорация "Бритиш Петролеум" будет состоять соответственно из ряда национальных юридических лиц в зависимости от того, в каких юрисдикциях образованы ее дочерние предприятия, - индийского, российского, голландского, нигерийского, кипрского, мальтийского, украинского, казахского и т.д. права . Таким образом, ныне существование данного термина не имеет материальной основы, может ввести в заблуждение. Его использование должно сопровождаться по крайней мере уточнениями и пояснениями.

    "Офшорные" компании. Благодаря сложившейся в результате усиления хозяйственного взаимодействия и интернационализации торгово-производственных связей между различными государствами экономической ситуации многим странам приходится соревноваться друг с другом за привлечение в свою экономику дополнительных денежных и иных средств. В то же время любой предприниматель на определенном этапе сталкивается с проблемами управления, отчетности, с необходимостью выхода на международные рынки компании, а также обязанностью платить в ряде случаев достаточно высокие налоги. Возникает вопрос о средствах решения этих проблем. В настоящее время одним из весьма практикуемых средств подобного рода является офшорный бизнес.

    Юридическое содержание понятия "офшорный бизнес" заключается в том, что за рубежом появляется новый, в правовом смысле "самостоятельный" субъект хозяйственных отношений. Этот механизм используется для различных целей, в том числе налогового планирования и др. (управления риском; получения доступа к международным финансовым и инвестиционным услугам и т.д.). Бесспорно, налоговое планирование - одно из основных направлений и мотивов не только создания, но и развития офшорного бизнеса. Следует подчеркнуть, что термин "налоговое планирование" свойствен в большей мере западной экономической и юридической науке и практике. В советской, российской, а также экономико-правовой литературе других стран СНГ он до сих пор активно использовался лишь применительно к анализу ситуации в экономике именно развитых стран.

    Для Российской Федерации понятия, употребляемые в этой связи ("офшорный бизнес", "офшорная компания"), являются не только сравнительно новыми, но и спорными в некоторых отношениях. Так, например, весьма распространенным мнением было то, что категория "офшорная компания" не может рассматриваться в качестве юридического понятия. Вместе с тем сегодня, как представляется, это уже не соответствует действительности, так как существуют примеры законодательного закрепления этого термина, причем в его противопоставлении другой категории - "внутренней компании" ("in shore company"), как это имеет место в Англии, на Кипре, Виргинских островах (Брит.), Багамских островах и др.

    Таким образом, юридическое содержание понятия "офшорная компания" в современном значении подразумевает такое образование преимущественно корпоративного типа, созданное в рамках определенных юрисдикций, которое не вправе вести производственную, торговую и вообще какую-либо хозяйственную деятельность в пределах государства учреждения, и, следовательно, согласно действующим в большинстве подобных юрисдикции территорий не подлежащее налогообложению в ее пределах, однако является юридическим лицом, инкорпорированным (учрежденным, образованным) в соответствии с законодательством последнего.

    Сошлемся на один из самых известных примеров использования конструкций, предлагаемых офшорным бизнесом для целей минимизации налогообложения. Это схема, разработанная голландским концерном "Филипс". Ее суть состоит в следующем: на Бермудских островах указанным концерном было учреждено дочернее предприятие - страховая компания "Кингстоун Кэптив Иншуэренс", единственным клиентом которого стал сам концерн "Филипс". По высоким ставкам было застраховано имущество концерна, в том числе такое, которое обычно в страховом бизнесе не страхуется, поскольку шансы его порчи или гибели ничтожны. Соответствующие суммы страховых премий стали переводиться за границу Голландии - на Бермуды. Оттуда средства в виде займов были предоставлены материнскому обществу. В сочетании со страховыми платежами суммы платы за пользование кредитом существенно меняли объемы прибыли и, следовательно, снижали налогооблагаемую базу. Экономия только за один годичный период составила несколько миллионов долларов. Главным фактором в данной цепочке является ее юридическая неуязвимость.

    Видовым понятием, используемым в рамках родового - "офшорная компания", - выступает "компания международного бизнеса" (от англ. " international strongusiness company"). В настоящем оно известно праву ряда территорий, имеющих преимущественно зависимый или схожий с ним статус, а иногда и статус самостоятельных суверенных государств, предоставляющих льготные налоговые режимы ("налоговые убежища"), что способствует учреждению в их пределах значительного числа иностранных компаний, действующих в международном гражданском обороте. Как правило, компании международного бизнеса не могут осуществлять хозяйственную деятельность внутри таких территорий или государств. В их числе прежде всего получившие наибольшее распространение в последнее время так называемые офшорные зоны - Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Панама, Сингапур, ряд штатов США (Делавэр, Невада, Вайоминг и др.), британские зависимые территории, которые не входят в состав Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и пользуются определенной степенью самоуправления, включая собственное законодательство, а также территории иных государств: Бермудские, Виргинские, Каймановы, Фолклендские острова, Гибралтар, Гонконг (ныне Сянган), острова Терке и Кайкос, Мэн, Джерси, Гернси, Нидерландские Антильские острова и др. Одним из главных требований по учреждению и функционированию компаний международного бизнеса выступает условие о ведении деятельности исключительно за границей конкретного государства или территории. Кроме того, в силу положений местного законодательства необходимо наличие зарегистрированного в пределах рассматриваемой юрисдикции административного центра (центра управления офиса компании), назначение директорами компании граждан данной страны, финансирование компании из источников, находящихся вне этой территории. [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права . 1996. № 3 (13)]

    8.4. Международные организации в международном частном праве

    Рассматривая вопрос о правовом статусе международных (прежде всего межправительственных, межгосударственных) организаций в международном частном праве, следует подчеркнуть, что конструкция международно-правового договора как основа деятельности так называемых международных юридических лиц весьма характерна именно для международных институций, поскольку они создаются подобным образом и являются органами сотрудничества государств или его координации. Международно-правовое соглашение конституирует учредительный акт международной организации, которая существует и действует в области международного публичного права . Вместе с тем международная организация не может осуществлять своей международно-правовой деятельности без того, чтобы не быть субъектом хозяйственного оборота - она должна получать от государства пребывания и находящихся под его суверенитетом субъектов услуги связи, энергоснабжения, пользоваться почтовыми, телеграфными, телефонными, железнодорожными, космическими и прочими объектами и предприятиями, равно как и многими другими благами и институтами в своей повседневной жизни.

    Для того чтобы существовать в гражданско-правовых отношениях, международные организации наделяются правами юридического лица. Его образование санкционируется соответствующим правопорядком. Например, ООН - юридическое лицо штата Нью-Йорк (США), ЮНЕСКО - французское юридическое лицо, МОТ, ВОЗ, Международный союз электросвязи, Международный почтовый союз и др. - юридические лица кантона Женева Швейцарской Конфедерации, Международный валютный фонд - юридическое лицо федерального округа Колумбия (США), МАГАТЭ - австрийское юридическое лицо и т.д.

    Странами - членами СНГ была создана международная кредитно-финансовая организация - Межгосударственный банк (далее - Банк). Согласно международно-правовому договору об учреждении Банка местом его пребывания стал город Москва (Российская Федерация). Вследствие этого 30 июля 1996 г. Межгосударственным банком и Правительством РФ было подписано Соглашение об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ. В Соглашении, в частности, указывается, что Банк пользуется правами юридического лица на территории России, правомочен заключать международные и другие соглашения, приобретать, арендовать, отчуждать движимое и недвижимое имущество и распоряжаться им, совершать другие действия, направленные на выполнение задач, возложенных на Банк его уставом. Наряду с этим договором и принятыми в его исполнение внутригосударственными актами РФ предусматривалось, что Банк освобождается от всех налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых на территории России, за исключением тех, которые представляют собой плату за пользование конкретными видами обслуживания. Должностные лица Банка (согласно списку, утверждаемому Советом Банка) приравнены по объему привилегий и иммунитетов к дипломатическим представителям иностранных государств на территории РФ. Налогообложение окладов и вознаграждений, выплачиваемых сотрудникам Банка, осуществляется в соответствии с законодательством РФ и ее международными договорами. Привилегии и иммунитеты, предоставленные Соглашением, не распространяются на должностных лиц Банка, являющихся гражданами РФ.

    В то же время Банк обязан производить обязательные отчисления в фонды занятости государств, гражданами которых являются сотрудники Банка, а также в пенсионные фонды государств, на территории которых эти сотрудники постоянно проживают. Взносы по обязательному медицинскому страхованию уплачиваются Банком в соответствии с порядком, действующим в РФ.

    Хозяйственная деятельность международных организаций в современных условиях носит достаточно широкий характер. Например, МАГАТЭ, будучи специализированным учреждением ООН, осуществляет наряду с контролем и координацией сотрудничества государств непосредственные научные исследования в области ядерной энергетики. В рамках этого направления деятельности МАГАТЭ развернула систему перепоручения проведения исследований национальным институтам соответствующих стран и с целью конкретной разработки тем в данной области заключает с национальными институтами договоры, которые имеют гражданско-правовую природу.

    Безусловно, подобные инструменты сотрудничества были бы невозможны, если бы международная организация не имела статуса юридического лица - полноправного субъекта гражданско-правовых отношений в национально-правовой сфере конкретного государства. Презюмируется, что международная организация становится правосубъектным в цивилистическом смысле образованием с момента регистрации ее устава (учреждения) либо включения в реестр юридических лиц государства местонахождения, которое, как правило, указывается в ее учредительных документах, конституирующих ее прежде всего как субъект международного публичного права . В этой связи правоспособность такого юридического лица определяется по закону того государства, в котором находится штаб-квартира международной межгосударственной (межправительственной) институции.

    Например, в Евразийской патентной конвенции, учредившей Евразийскую патентную организацию, которая открыта для любого третьего государства, указывается: "Организация является межправительственной организацией, имеющей статус юридического лица. Организация обладает в каждом Договаривающемся государстве правоспособностью, которая признана за юридическими лицами в соответствии с законодательством данного государства. Организация может приобретать и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом и защищать свои права в суде. Местонахождение штаб-квартиры организации - город Москва, Российская Федерация" (п. 5 ст. 2).

    Что же касается правового положения неправительственных международных организаций, то оно подчиняется общему принципу регулирования, установленному в коллизионных и материальных нормах действующего права соответствующего государства.

    Таков подход и действующего российского законодательства в этом вопросе. Так, в письме ЦБ РФ от 5 сентября 1994 г. № 109 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию Банка России от 16 июля 1993 г. № 16 "О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации"" говорится: "Правовой статус международных неправительственных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, определяется в соответствии с частью 1 статьи 161 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик. Международные неправительственные организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются резидентами Российской Федерации".

    Загрузка...