musings.ru

Правовые режимы международном частном праве. Национальный режим и режим наибольшего благоприятствования в мчп

  • 14. Деятельность международных организаций по унификации норм мчп
  • 15. Понятие, структура и классификация коллизионных норм.
  • 16. Основные формулы прикрепления.
  • 21. Проблема квалификации в мчп
  • 22. Установление содержания иностранного права.
  • 27. Гражданско-правовое положение иностранных физических лиц в рф.
  • 28. Режимы в мчп.
  • 29. Взаимность и реторсия.
  • 30. Личный закон юридического лица. Личный закон организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву.
  • 31. Иностранные юридические лица в рф.
  • 32. Международные юридические лица (понятие, виды).
  • 33. Представительство и филиалы иностранных фирм. Порядок открытия и деятельности на территории рф.
  • 34. Правовое положение предприятий с иностранными инвестициями в рф.
  • 35. Государство как субъект имущественных отношений.
  • 36. Правовая природа иммунитета государства
  • 37. Понятие и формы внешнеэкономических сделок.
  • 38. Основные правила выбора права, применимого к внешнеэкономическим сделкам.
  • 39. Вопросы собственности в международных отношениях.
  • 40. Правовой режим иностранных инвестиций в рф
  • 41. Международно-правовое регулирование иностранных инвестиций.
  • 42. Унификация правовых норм, регулирующих международную куплю-продажу.
  • 43. Конвенция оон о договорах международной купли-продажи товаров 1980г.: сфера действия, заключение договора, обязательства сторон, средства правовой защиты покупателя и продавца.
  • 44. Международные правила толкования торговых терминов (инкотермс-2000). Общая характеристика.
  • 45. Характеристика отдельных групп терминов инкотермс – 2000 (e,f,c,d).
  • 46. Международные автомобильные перевозки.
  • 47. Международные железнодорожные перевозки.
  • 48. Международные морские перевозки.
  • 49. Международные воздушные перевозки.
  • 50. Правовое регулирование международных платежно-расчетных отношений и валютных операций.
  • 51. Международные расчеты. Неторговые расчеты.
  • 52. Коллизионно-правовое регулирование трудовых отношений.
  • 53. Международно-правовое регулирование труда иностранцев.
  • 54. Трудовая деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства в рф. Национальный режим.
  • 55. Трудовые права российских граждан за рубежом.
  • 56. Международно-правовое регулирование социального страхования.
  • 57. Правовое регулирование брачно-семейных отношений международного характера.
  • 58. Коллизионные вопросы заключения, расторжения и признания брака недействительным.
  • 60. Усыновление с участием иностранных граждан.
  • 61. Коллизии законов в области наследования.
  • 62. Выморочное имущество.
  • 63. Коллизионные регулирование обязательств из причинения вреда.
  • 64. Коллизионные вопросы обязательств возникающих вследствие недобросовестной конкуренции.
  • 65. Коллизионные вопросы обязательств возникающих вследствие неосновательного обогащения.
  • 66. Международное авторское право.
  • 68. Охрана авторских прав в снг.
  • 69. Право промышленной собственности в мчп
  • 70. Товарные знаки в мчп.
  • 71. Охрана произведений российских авторов за рубежом.
  • 72. Общие положения международного гражданского процесса: понятие и процессуальное положение иностранных граждан и юридических лиц.
  • 74. Требования, предъявляемые к документам иностранного происхождения. Консульская легализация.
  • 75. Исполнение иностранных судебных решений и поручений иностранных судов.
  • 76. Понятие и правовая природа международного коммерческого арбитража.
  • 77. Арбитражное соглашение.
  • 78. Международный коммерческий арбитраж в России.
  • 79. Арбитражное рассмотрение инвестиционных споров.
  • 80. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
  • 28. Режимы в мчп.

    На практике наибольшее распространение получили режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Режим наибольшего благоприятствования - один из основных принципов торговых договоров, заключаемых между странами, в соответствии с которым иностранным физическим и юридическим лицам предоставляется в определенных областях такой же правовой режим, который уже предоставлен или может быть предоставлен в будущем юридическим и физическим лицам любого третьего государства, то есть иностранцы могут пользоваться в странах - участницах данного договора максимумом прав, которыми обладают здесь лица другого государства. Международному частному праву известен и принцип недискриминации, который обычно не находит отражения в межгосударственных соглашениях. В двусторонних международных договорах часто делаются оговорки о том, что режим наибольшего благоприятствования не распространяется на определенные привилегии и преимущества. Специальный режим предполагает наличие некоторых преференциальных прав одних иностранных граждан по сравнению с другими иностранными гражданами, но не по отношению к собственным гражданам. В силу национального режима иностранцам на территории определенной страны предоставляется такой же объем прав, которым пользуются отечественные граждане и юридические лица. Данный режим обычно применяется в отношении хозяйственной деятельности иностранных лиц, товаров иностранного производства, в области международного гражданского процесса, защиты авторских прав, прав на изобретения, товарные знаки. Принцип национального режима имеет большое значение при определении правового статуса иностранцев в национальном законодательстве государства. В п. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации указано: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». На территории Российской Федерации иностранцы вправе заниматься предпринимательской, благотворительной и иной деятельностью; самостоятельно или совместно с другими субъектами создавать в установленном порядке юридические лица; иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах, иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Предоставление национального режима иностранцам означает не только уравнивание их в гражданских правах с гражданами России, но и возложение на эти лица обязанностей, вытекающих из законодательства РФ. Однако статус иностранцев и российских граждан не может совпадать полностью; пребывая на территории РФ, иностранные граждане продолжают сохранять правовую связь со своим собственным государством, поэтому на них не возлагаются некоторые обязанности российских граждан (к примеру - служба в вооруженных силах РФ). С другой стороны, иностранные граждане не пользуются теми правами и свободами, которыми в силу их содержательных характеристик могут обладать только граждане РФ (например, право занимать должности судьи, прокурора, следователя, нотариуса, военнослужащего). В ряде нормативных актов РФ предусматривается возможность ограничения действия прав иностранцев в порядке реторсии в случае нарушения соответствующим иностранным государством принципов взаимности и недискриминации. Реализация некоторых прав иностранцев на территории нашей страны возможна только в случае получения специального разрешения от компетентных государственных органов РФ (например, о деятельность по разведке и использованию недр континентального шельфа и ресурсов экономической зоны России). Указанные положения, касающиеся определения правового статуса иностранных граждан на территории РФ, носят универсальный характер и широко используются в законодательстве других государств и в заключаемых ими международных договорах. Можно обратиться, например, к ст. 1 Кодекса Бустаманте, которая устанавливает следующее: «Иностранцы, принадлежащие к гражданству одного из Договаривающихся государств, на территории остальных пользуются теми же гражданскими правами, которые предоставлены местным гражданам. Каждое Договаривающееся государство может по мотивам публичного порядка отказать гражданам других Договаривающихся государств в отношении некоторых гражданских прав или подчинить их осуществление особым условиям. В таком случае эти государства также могут отказать в осуществлении тех же прав гражданам первого государства или подчинить такое осуществление особым условиям».

    Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

    Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

    Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

    Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

    В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

    Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

    Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

    Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

    Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

    К теме: «Общие понятия международного частного права»

    Определение правового положения физических лиц, установление круга и содержания их прав и обязанностей на территории конкретного государства относятся к его исключительной компетенции и регламентируются прежде всего нормами национального законодательства, что обусловлено действием принципа государственного суверенитета. Применительно к МЧП речь о правах, обязанностях и ответственности иностранцев.

    Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам, пользуется его покровительством и защитой. В то же время иностранец (как иностранный гражданин, так и лицо без гражданства) подпадает под действие суверенной власти государства, на территории которого он пребывает, и, следовательно, должен соблюдать законы и административные правила страны пребывания. Таким образом, иностранец одновременно подчиняется и отечественному правопорядку, и правопорядку государства, в котором находится.

    Принцип национального режима следует отнести к одному из основных начал МЧП. Национальный режим - приравнивание иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в правах и обязанностях, к отечественным гражданам и юридическим лицам. Поскольку на иностранных физических и юридических лиц распространяются те же права и преимущества, которыми в данной стране пользуются местные физические и юридические лица, все они ставятся в равное положение. Принцип национального режима может быть установлен как во внутреннем законодательстве, так и в международных договорах.

    Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

    Согласно ст. 4 ФЗ от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (по общему правилу, им не предоставляются жилые помещения по договорам социального найма - п. 5 ст. 49 ЖК РФ; они не могут находиться на муниципальной службе, быть судьями, командирами гражданского воздушного судна,



    Исключения из принципа национального режима допускаются лишь на основании федеральных законов. Субъекты РФ не могут вводить какие-либо ограничения прав иностранцев.

    Для гражданского права: национальный режим закреплен в п. 1 ч. 4 ст. 2 ГК РФ.

    Ст. 5 Закона 1999 г. "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", ст. 4 ФЗ об иностранных инвестициях 1999 г. Из международных соглашений - Минская конвенция 1993 г.

    Предоставление национального режима предполагает свободный доступ иностранных юридических лиц и граждан в суды, применительно к социальному обеспечению (судебная защита, предоставление трудовых прав).

    Объем прав и обязанностей граждан РФ и иностранцев не одинаков. На иностранцев не может быть возложена обязанность прохождения воинской службы, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

    Некоторая деятельность возможно только после получения специального разрешения (использование недр).

    Режим наибольшего благоприятствования .

    На основании предоставления этого режима иностранные лица пользуются максимумом тех прав, которые предоставлены лицам другого государства, что и объясняет само выражение "наибольшее благоприятствование". В силу режима наибольшего благоприятствования в равное положение ставятся иностранные организации и иностранные граждане между собой (в силу национального режима они ставятся в равное положение с отечественными лицами). В отличие от национального режима принцип наибольшего благоприятствования может быть предусмотрен только в международном договоре.

    Согласно принципу наибольшего благоприятствования, иностранным юридическим и физическим лицам в торговле, мореплавании или в иных областях предоставляется такой же режим, какой предоставляется или будет предоставляться юридическим и физическим лицам третьей страны. Режим в области торговли, мореплавания, правового положения иностранных организаций, применяемый к одному иностранному государству, с которым заключен торговый договор, будет применяться и к любому другому государству, с которым также заключен торговый договор на основе принципа наибольшего благоприятствования. Таким образом, в силу этого режима создаются равные условия для всех иностранных государств, их организаций, фирм и граждан в отношении тех вопросов торговли, которые предусмотрены торговым договором.

    Виды режимов, предоставляемых иностранным гражданам

    Статья 2 федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» под иностранным гражданином предлагает понимать физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Им предоставляется ряд режимов:

    Временно пребывающий в РФ иностранный гражданин - лицо, прибывшее в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, но получившее миграционную карту (выдается УФМС России, содержит сведения об иностранце, о сроках пребывания), при этом не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание. Срок В.П. - не более 90 суток за полгода, за исключением случаев продления В.П. или предоставления безвизового режима (высококвалифицированным специалистам);

    Временно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание. Выдается в пределах ежегодных квот, утверждаемых Правительством РФ на 3 года либо вне таких квот (участник Госпрограммы переселения соотечественников, имеющему ребенка, нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве РФ, родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР) по заявлению;

    Постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство (выдается в период временного проживания не позднее 6 месяцев до его истечения, но не ранее 1 года со дня предоставления) сроком на 5 лет.

    Оговорка о публичном порядке. Содержание термина «публичный порядок».

    Оговорка о публичном порядке - институт международного частного права, при помощи которого может быть ограничено применение норм иностранного права, к которым отсылает коллизионная норма. Применение оговорки ограничивает действие отечественной коллизионной нормы. ФГК Франции 1804 г. установил: «нельзя нарушать частными соглашениями законов, затрагивающих общественный порядок и добрые нравы».

    Оговорка в материальном смысле охраняет сложившиеся, особо защищаемые ценности того или иного правопорядка; в процессуальном - не допускает исполнения иностранных судебных решений.

    Проблема нормативного закрепления оговорки состоит в том, что даются лишь контуры публичного порядка, судебная практика незначительно их раскрывает. Оговорка применяется лишь в исключительных случаях, институт является экстраординарным средством процессуальной защиты.

    К примерам оговорки могут быть отнесены полигамные браки, «брачные союзы» физических лиц одного пола, использование рабского труда, однако само по себе наличие указанных институтов в правоотношении не означает, что в их применении может быть отказано. Например, в силу п. 1 ст. 127 СК РФ усыновителями в РФ могут быть лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а усыновление на территории РФ иностранцами ребенка-гражданина России производится по законодательству государства гражданства усыновителя.

    В соответствии со ст. 1193 ГК РФ, подлежащая применению норма иностранного права в исключительных случаях не применяется, когда последствия ее применения явно противоречили бы основам правопорядка (публичному порядку) РФ с учетом характера отношения. В этом случае при необходимости применяется соответствующая норма (материальная ) российского права.

    Отказ не может заключаться только в отличиях правовых, политических, экономических системах государства.

    Статья 1193 ГК РФ разрешает вопрос замещения путем применения «соответствующей нормы российского права». Однако возникает проблема отсутствия регулирования правоотношения правом РФ в принципе (например, имущественные последствия расторжения однополого брака и определение долей «супругов»). В праве соответствующего государства подобные вопросы регламентируются.

    Относительно восполнения нормы, противоречащей основам правопорядка в доктрине высказана позитивная идея о применении соответствующей нормы того же иностранного права (по аналогии), однако нормативной основы не имеет. Закон суда применим только в случае, если регулирование по иностранному праву невозможно в принципе.

    В соответствии со ст. 167 СК, нормы иностранного семейного права не применяются в случае, если такое применение противоречило бы публичному порядку РФ.

    Например, обычное право иностранного государства, допускающее полигамию, противоречит основам российского семейного права, но из этого не вытекает, что полигамные браки, заключенные в стране, где они действительны, не могут порождать юридические последствия, которые были бы признаны в России (требование об уплате алиментов на содержание детей и т.п.).

    Оговоркой должны затрагиваться такие фундаментальные принципы как равенство участников отношений и форм собственности, свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства в частные дела, обеспечение восстановления нарушенного права.

    Информационное письмо Президиума ВАС РФ № 156 «О применении оговорки о публичном порядке...» 2013 г. дополняет такие основания:

    1) Не извещение стороны процесса по согласованному в контракте адресу являются нарушением фундаментального права на защиту (п. 4);

    2) Наличие вступившего в законную силу приговора суда по факту коррупции в отношении лица, подписавшего контракт, с учетом фактических обстоятельств (заведомо невыгодные условия), является основой международного публичного порядка (Конвенция ООН о противодействии коррупции 2003 г.) (п. 1);

    3) Применение института, неизвестного российскому праву (заранее оцененные убытки), не влечет применение оговорки, поскольку не нарушается принцип свободы договора, добросовестности (п. 5);

    4) Если иностранный суд применяет институт, влекущий взыскание убытков сверх реально причиненного вреда, то это априори не означает нарушение основ правопорядка. Российское право также предусматривает отступление от компенсационного характера гражданско-правовых мер (принцип соразмерности при восстановлении нарушенных прав презюмируется), например, при взыскании штрафной неустойки, ответственности за нарушение исключительных прав. Как не отвечающую принципу соразмерности судебная практика рассматривает одностороннюю реституцию как меру, имеющей конфискационную природу (Постановление ФАС Центрального округа от 21.01.2009 по делу N А09-7012/2008-35). Вместе с тем, при явной несоразмерности, суд может снизить размер неустойки, отказать в признании и исполнении иностранного решения, если размер убытков многократно превышает тот, который стороны могли разумно предвидеть при заключении договора; если при согласовании размера убытков имелись очевидные признаки злоупотребления свободой договора (в форме эксплуатации слабых переговорных возможностей должника);

    5) Допустимость апелляционного обжалования в некоторых иностранных правопорядках судебных решений при условии внесения судебного залога само по себе не является дискриминационным (Постановление ЕСПЧ от 13.07.1995 г. по делу «Толстой-Милославский против Соединенного Королевства»). Оговорка может применяться в случаях, если будет установлено явное несоответствие суммы залога примерной оценке затрат стороны на возмещение судебных расходов, которые она вынуждена будет понести в случае пересмотра дела, инициатором которого не является (п. 7).

    Международное частное право: Шпаргалка Автор неизвестен

    15. РЕЖИМЫ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

    Национальный режим означает распространение на иностранцев тех же правил, что и на отечественных граждан, и устанавливается, как правило, по международным договорам (напр., по Парижской конвенции 1883 г. об охране прав промышленной собственности) и источникам национального права (напр., по конституции).

    Специальный режим предусматривает особые правила для иностранцев и устанавливается по национальному праву.

    Режим наибольшего благоприятствования, в соответствии с которым лицам какого-то определенного государства предоставляются те же льготы и преимущества, что и лицам любого другого государства. Поэтому иначе он называется сравнительным. Режим наибольшего благоприятствования устанавливается по международным договорам, напр. соответствующие положения содержатся в двусторонних договорах о правовой помощи, торгово-экономических отношениях, о содействии и охране инвестиций.

    Могут быть и другие режимы, напр., преференциальный, предусматривающий предоставление льгот и преимуществ на односторонней основе.

    В основном для иностранцев в РФ действует национальный режим. Он закреплен в Конституции РФ, ГК РФ, ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

    Ограничения, которые распространяются на всех иностранцев, часто связаны с запретом занимать определенные должности. Иностранцы не имеют права находиться на государственной или муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ, быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть принятыми на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ.

    Ограничения, применяющиеся к некоторым категориям иностранцев, обычно зависят от того, является ли иностранец проживающим, временно проживающим или временно пребывающим.

    Постоянно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившее вид на жительство (документ, выданный в подтверждение права на постоянное проживание в РФ, а также права на свободный выезд из РФ и въезд в РФ. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно документом, удостоверяющим личность).

    Временно проживающие в РФ иностранцы – это лица, получившие разрешение на временное проживание (подтверждение права временно проживать в РФ до получения вида на жительство, оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, который не имеет документа, удостоверяющего личность).

    Временно пребывающие в РФ иностранцы – это лица, прибывшие в РФ на основании визы или в порядке, не требующем получения визы.

    Из книги Международное частное право: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

    1.2. Коллизионные и материально-правовые методы регулирования в международном частном праве Особенность международного частного права как полисистемного комплекса определяется не только характерными чертами его предмета и источников. Специфичен также и метод (способ)

    Из книги Международное частное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Тема 3 КОЛЛИЗИОННЫЕ НОРМЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 3.1. Понятие и виды коллизионных норм Как уже отмечалось выше, основное содержание международного частного права сводится к выявлению и поиску путей разрешения коллизионной проблемы.В МЧП «конкуренция» правовых

    Из книги Морская перевозка груза как частноправовой институт автора Косовская Виктория Александровна

    3.4. Взаимность и реторсия в международном частном праве Сущность взаимности состоит в предоставлении юридическим и физическим лицам иностранного государства определенного количества прав или правового режима при условии, что физические и юридические лица страны, их

    Из книги Наследственное право России: учебник автора Гуреев Владимир Александрович

    Тема 4 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

    Из книги автора

    4.2. Гражданско-правовое положение иностранцев в международном частном праве Правовая доктрина большинства других стран, включая РФ, обычно определяет гражданскую правоспособность физического лица как его способность быть носителем гражданских прав и обязанностей,

    Из книги автора

    Тема 5 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВА И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между

    Из книги автора

    5.1. Правовое положение государства в международном частном праве Обычно различают два вида общественных отношений, в которых участвуют государства: а) между государствами, между государствами и международными межправительственными организациями (регулируются

    Из книги автора

    Тема 6 ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ 6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом

    Из книги автора

    6.1. Роль и основные направления регулирования вопросов права собственности в международном частном праве Право собственности – центральный институт любой национальной правовой системы, который во многом определяет характер и содержание других институтов и отраслей

    Из книги автора

    6.3. Правовое регулирование вопросов национализации в международном частном праве Право собственности на имущество может переходить от одного лица к другому в результате принята специальных государственных актов о национализации или приватизации имущества.

    Из книги автора

    Тема 9 СУДЕБНЫЙ ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ

    Из книги автора

    9.1. Понятие международного гражданского процесса и определение подсудности в международном частном праве Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой

    Из книги автора

    27. ПРОБЛЕМЫ НАСЛЕДОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ В наследственных отношениях с иностранным элементом можно выделить три группы вопросов в зависимости от особенностей их коллизионно-право-вого регулирования. 1. Наследование по закону. Данная ситуация

    Из книги автора

    40. ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ Исключительные права – «интеллектуальная собственность».Особенности отношений по исключительным правам с иностранным элементом: 1. Имеют строго территориальный характер действия, собственность, охраняемая по

    Из книги автора

    Глава 1. Морская перевозка грузов в международном частном

    Из книги автора

    § 1 Общая характеристика правового регулирования наследственных отношений в международном частном праве Наследование является одним из старейших институтов права, отличающимся известной стабильностью и, как принято считать, определенным консерватизмом. Подверженное

    ВОПРОСЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

    © 2004 г. Р. Ю. Колобов

    И «ПРАВОВОЙ РЕЖИМ» В МЕЖДУНАРОДНОМ ЧАСТНОМ ПРАВЕ

    Метод правового регулирования является одной из традиционных категорий в теории государства и права. Равно традиционно это понятие используется и в отраслевых науках: практически каждый труд по отраслевой дисциплине открывается главой «предмет, метод, система». В отечественной теории права существует весьма распространенная точка зрения о выделении двух основополагающих критериев для построения системы права, коими являются предмет и метод правового регулирования. В международном частном праве проблема метода правового регулирования получила собственное звучание, и на сегодняшний момент различные аспекты этой проблемы не получили должной разработки. Между тем в существующей «системе научных координат», именно методу правового регулирования отводится роль основополагающей категории, в которой выражается сущность правового воздействия на общественные отношения. Поэтому различные вопросы метода правового регулирования в международном частном праве нуждаются в более детальной разработке как в целях позицонирования международного частного права в юридической системе, так и в целях познания специфики средств и способов воздействия этого явления на регулируемые им отношения.

    Вначале остановимся на некоторых традиционных определениях. Так, метод правового регулирования рассматривается как «определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения»1. Сегодня развитие теории права и науки международного частного права происходит практически параллельно: труды в области теории государства и права (прежде всего, существующая учебная литература) в подавляющем большинстве случаев игнорируют международное частное право. Новейшие учебники по теории государства и права рассматривают некоторые «модные» темы, обладающие международным характером (права человека, процессы глобализации, и т. д.), но международное частное право, как уже отмечалось, редко удостаивается хотя бы упоминания. Между тем подобное положение вещей, как минимум, нелогично. Каждая комплексная работа в области теории государства и права начинается с рассмотрения предмета, методов и функций науки теории государства и права. В числе функций упоминается, в частности, методологическая, выражающая два основных качества теории государства и права: с одной стороны, указанная наука «снабжает» более частные науки единым категориальным аппаратом, с дру-

    1 Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Мату-зова и А. В. Малько. М., 2000. С.399.

    гой - выступает в качестве синтезирующего фактора, объясняющего взаимосвязь правовых явлений в рамках правовой системы, обнаруживающего связи юридических феноменов. Несмотря на полярность мнений, высказываемых отраслевыми специалистами относительно природы международного частного права, можно констатировать, что даже если придерживаться радикальной -«международной»- точки зрения по данному вопросу (согласно которой международное частное право представляет собой автономное явление, не привязанное к какой - либо национальной системе права), невозможно отрицать наличие «блоков» рассматриваемого комплекса в системе российского права. Осмысление статуса международного частного права на самом общем уровне представляется как задачей науки самого международного частного права, так и общей теории государства и права.

    Учебник по теории государства и права профессора А. Ф. Черданцева является редким исключением из правила: в нем рассматриваются некоторые аспекты международного частного права и теоретических основ международного взаимодействия национальных правовых систем2.

    На сегодняшний момент состояние теоретической проработанности проблемы метода в международном частном праве нельзя назвать комплексным. Множество работ предлагают читателю набор весьма разнообразных категорий: метод, способ правового регулирования; коллизионные и материально-правовые методы (способы) правового регулирования, а также упоминают о процессе унификации материально-правовых норм. В некоторых работах мы можем наблюдать определенные терминологические расхождения в суждениях исследователей. Так, например, авторы учебника «Международное частное право»3, начиная рассмотрение обозначенного, вопроса оперируют понятием «метод правового регулирования», однако в дальнейшем переходят к категории «способ правового регулирования». В. В. Гаврилов в учебнике «Международное частное право» утверждает: «Специфичен метод (способ) правового регулирования, используемый в МЧП»4, из чего следует, что автор отождествляет метод и способ правового регулирования. Но даже если держать в уме уже упоминавшиеся различия в подходах международного частного права и общей теории пра-

    2 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник для вузов. М., 2001.

    3 См.: Международное частное право: курс лекций / В. Г. Ером-лаев, О. В. Сиваков. М., 1998.

    4 Гаврилов В. В. Международное частное право. 2-е изд., пере-

    раб. и доп. М., 2002. С. 16.

    ва, подобное рассмотрение проблемы вряд ли является обоснованным. Ситуация запутывается еще больше из-за того, что в дальнейшем автор оперирует понятием «коллизионный способ» и «материально-правовой метод», не поясняя употребление различных терминов. А на с.22 речь идет о «коллизионном методе». Подобные ситуации обусловлены, как мы уже подчеркивали, отсутствием внимания к проблемам международного частного права со стороны общей теории права, которая в отношении иных отраслевых наук выполняет роль синтезирующего начала, равно как и отсутствием «внутреннего» внимания к проблеме метода.

    Применительно к международному частному праву сформировались различные подходы к анализу категории «метод правового регулирования». Основное различие этих подходов состоит в вопросе единства метода. В классической советской науке международного частного права доминировала точка зрения о наличии в нем дуализма методов. В соответствии с этой теорией выделяли два метода - коллизионный и материальноправовой.

    В дальнейшем научное сообщество сформулировало иное представление о методе правового регулирования в международном частном праве. Суть его сводится к утверждению о наличии единого метода правового регулирования, который именуется как «метод преодоления коллизионной проблемы»5. Рассмотрим некоторые исходные посылки сторонников данной концепции. Так, в одном из учебников содержится утверждение о том, что каждой отрасли права свойственен свой особый метод правового регулирования6. Этот тезис подкрепляется ссылкой на известный труд С. С. Алексеева7. Рассматриваемое суждение не является бесспорным. Прежде всего, необходимо указать на тот факт, что воззрения С. С. Алексеева на данную проблему эволюционировали. Нам представляется, что в труде «Право: опыт комплексного исследования» автор уже несколько смещает акценты. Утверждение о наличии собственного метода регулирования у каждой отрасли права в столь радикальной форме уже не встречается, в свою очередь, развиваются иные классификационные основания (подробнее об этом -далее). Авторы учебника «Международное частное право» определяют метод международного частного права как «совокупность конкретных приемов, способов и средств юридического воздействия, направленного на преодоление коллизии права разных государств8». Сходный подход мы наблюдаем и в работе В. П. Звекова. «Своеобразие предмета правового регулирования международного частного права (частноправовые или

    5 См., например: Звеков В. П. К вопросу о соотношении материально - правового и коллизионного способов регулирования в международном частном праве // Советский ежегодник международного права. М., 1975; Международное частное право: учебник / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г. К. Дмитриева. М., 2003. С. 25.

    См.: Международное частное право: учебник / Л. П. Ануфриева,

    К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г. К. Дмитриева.

    7 См.: Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. М., 1981. Т. 1.

    8 Международное частное право: учебник / Л. П. Ануфриева, К. А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; Отв. ред. Г. К. Дмитриева. С. 17.

    гражданско-правовые в широком смысле отношения, осложненные иностранным элементом) и свойственного ему метода регулирования (преодоление коллизионной проблемы на основе материальных и коллизионных норм), - пишет он, -позволяет определять международное частное право как самостоятельную отрасль права и отрасль правоведения»9. Поскольку ключевое понятие в приведенных определениях - преодоление коллизионной проблемы, необходимо вспомнить о таких категориях, как цель и задача. Нам представляется, что цель всего и всякого правового регулирования - оптимальное упорядочение общественных отношений. Не является исключением и правовое регулирование, обеспечиваемое международным частным правом. Преграду указанной цели в последнем может составлять наличие объективно существующей юридической коллизии. В этом случае задача правового регулирования состоит в преодолении коллизии во имя достижения указанной цели. Иными словами, в предлагаемом подходе мы предлагаем объяснить интегральное понятие «преодоление коллизии» посредством категорий цели и задачи, дистанцировав его от механизма правового регулирования1 .

    В развитие рассматриваемого вопроса необходимо остановиться на понятии способов и форм правового регулирования. Так, на с. 21 учебника «Международное частное право» под редакцией Г. К. Дмитриевой мы встречаем утверждение о том, что «унификация является более совершенной формой регулирования». Продолжая повествование, авторы несколько изменяют трактовку: «унификация частного права - более совершенный способ регулирования»11. Однако стоит отметить, что, во-первых, категории «форма» и «способ» не являются тождественными, во-вторых, унификация сама по себе не может являться ни способом, ни формой регулирования. Представляется, что это явление следует понимать как процесс создания единообразных правил. С оформлением результатов данного процесса появляются унифицированные нормы, посредством которых и функционирует материально-правовой способ (по терминологии авторов рассматриваемой концепции). Авторы придерживаются подобной позиции и в дальнейшем12. Обстоятельная критика рассматриваемой концепции единого метода содержится в работе Л. П. Ануфриевой «Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории». В качестве генерального контраргумента автор предлагает утверждение об отсутствии у «преодоления коллизионной проблемы» регулирующей функции, имманентной методу правового регулирования13. Соглашаясь с подобной постановкой вопроса в целом, необхо-

    9 Звеков В.П. Международное частное право: Курс лекций М.: Норма, 2001 . С.30

    10 Подобный подход в общем виде был предложен Л.П. Ануфриевой. См.: Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. М., 2002. С. 53.

    1 Международное частное право: учебник / Л. П. Ануфриева, К.

    А. Бекяшев, Г. К. Дмитриева и др.; отв. ред. Г. К. Дмитриева. С. 24.

    12 Там же. С. 25.

    13 Ануфриева Л. П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. С. 51.

    димо обратить внимание также на некоторые иные проблемы, поднимаемые в работе Л.П. Ануфриевой. Так, автор задается вопросом: «если методы правового регулирования, опять - таки с точки зрения теории права, подразделяются на императивные и диспозитивные, то к каким из них принадлежит такое «преодоление»?14 Однако, при рассмотрении этого вопроса вновь возникает вопрос о соотношении общей теории права и науки международного частного права. Стоит отметить, что в теории права наблюдается некое абсолютизирование классификации методов правового регулирования на императивные и диспозитивные. Фактически все комплексные труды по теории права приводят это деление, из чего можно заключить, что в теории права не выделяются иные классификационные основания. Между тем они существуют. Например, наука международного частного права предлагает членение на коллизионный и материально-правовой методы.

    В науке международного частного права существует еще одна точка зрения, согласно которой метод правового регулирования международного частного права рассматривается через призму гражданско-правового метода15. Н. Ю. Ерпылева предлагает общую схему рассуждений с позиций общетеорического подхода к структуре метода правового регулирования. В качестве первой составляющей метода предлагается общее правовое положение субъектов. Автор полагает, что субъекты равны, что определяется их статусом собственников имущества. Между тем представляется, что при подобном рассмотрении ускользает одна из основных особенностей субъектного состава отношений, регулируемых международным частным правом, а именно, возможность участия публичных субъектов в подобного рода отношениях, а главное - особенности их участия. Если в гражданском праве публичные субъекты выступают на равных началах с иными участниками отношений (ст. 124 ГК), то в международном частном праве в качестве общего установления зачастую действует противоположное правило - публичный субъект обладает рядом иммунитетов, при наличии которых говорить о равенстве субъектов не представляется возможным. Если рассуждать в целом о механизме правового регулирования международного частного права, то нам представляется, что применение к нему категории гражданско-правового метода не в полной мере обоснованно, т.к. искомая специфика методов выражается именно в наличии дихотомического деления на коллизионный и материально-правовой методы. Именно они выступают в качестве основных компонентов, и, в частности, в них выражается самобытность международного частного права, в результате чего мы можем говорить о высокой степени структурного обособления международного частного права от иных нормативных массивов. Попытки объяснить сущность метода международного частного права с позиций метода гражданского права, скорее всего, приведут к выводам о подчиненности международного частного права

    14 Там же. С.52.

    15 См.: Ерпылева Н. Ю. Понятие, предмет, система и источники международного частного права // Международное публичное и

    частное право. 2002. № 1. С. 18.

    гражданскому. Коллизионный же метод регулирования, характерный для международного частного права, строится на совершенно ином фундаменте: такие категории, как общее положение субъектов, способы правовой защиты, к нему попросту неприменимы.

    Отдельно стоит упомянуть о так называемой концепции «третьего метода регулирования» в международном частном праве. Речь идет о национальных правовых нормах, изначально предназначенных для регулирования отношений, входящих в предмет международного частного права. Нельзя сказать, что сегодня мы наблюдаем единообразие при рассмотрении этой проблемы. Тон существующей научной дискуссии был задан еще Л. А. Лунцем, который, рассматривая вопрос о структуре международного частного права, утверждал, что «внутренние» материальные нормы, регулирующие отношения с иностранным элементом, не могут претендовать на включение в массив международного частного права. В качестве основного аргумента автор предлагал цепь рассуждений, согласно которой при положительном ответе на вопрос о включении рассматриваемых норм в состав международного частного права размываются границы между гражданским и международным частным правом. В данном вопросе нам представляется обоснованной точка зрения Л. П. Ануфриевой, критически относящейся к попыткам выделения третьего метода международного частного права. Критерий классификации, позволяющий подразделить методы правового регулирования международного частного права на коллизионный и материально-правовой, определяется соответственно как возможность опосредованного либо непосредственного регулирования отношения. Между тем, так называемый «третий метод регулирования», рассмотренный с позиций указанного критерия, на самом деле не представляет собой особой группы наряду с коллизионным и материально-правовым методом, т. к. по сути своей он предполагает непосредственное регулирование отношений, в силу чего правомерно отнести его к материально-правовому методу.

    Сторонники теории единого метода регулирования, как нам представляется, пытаются найти некое объединяющее начало, которое способно отразить основные черты правового регулирования, показать специфику правового воздействия. В этом смысле, возможно, следовало бы обращаться не к категории метода, а к понятию правового режима. В. П. Звеков упомянул данное понятие применительно к международному частному праву: «Выявление общих свойств - подчеркнул он, -объясняющих принадлежность материальноправового и коллизионного способов регулирования к особому правовому режиму, отличающему международное частное право, не должно приводить к умалению самостоятельного значения каждого из них»16. Подобное рассмотрение вопроса механизма правового регулирования международного частного права представляется целесообразным и в свете последних разработок науки общей теории права. Поэтому обратимся к понятию правового режима более подробно. Существуют раз-

    16 Звеков В. П. Указ. соч. С. 29.

    личные подходы к определению правового режима. В учебнике под редакцией В. М. Корельского и

    B. Д. Перевалова предлагается базовое определение правового режима. Под ним понимается «специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных средств и способов»17. Более детальную расшифровку правового режима дает

    C.С. Алексеев, у которого правовой режим - это «порядок регулирования, который выражен в многообразном комплексе правовых средств, характеризующих особое сочетание взаимодействующих между собой дозволений, запретов, а также позитивных обязываний и создающих особую направленность правового регулирования»18. Н. И. Мату-зов и А. В. Малько конкретизируют понятие правового режима, вводят определенные оговорки, отмечая, что « правовой режим в большей мере характеризует не направленность правового регулирования (формальный признак), а степень его благоприятности или неблагоприятности для интересов различных субъектов права»19.

    Для вычленения понятия правового режима международного частного права необходимо выявить то самое «особое сочетание», каким образом оно формируется, каковы его основные признаки.

    Специфика правового режима международного частного права обусловлена сочетанием правового воздействия двух методов регулирования: коллизионного и материально-правового. Баланс данных методов в конечном счете и предопределяет особое сочетание взаимодействующих средств правового воздействия. С. С. Алексеев, характеризуя систему права, предлагает выделять такое понятие, как отраслевой режим. Именно этой категории автор придает первостепенное значение в основания выделения отраслей права. Таким образом, возникает вопрос: каким образом можно описать специфику международного частного права через призму правового режима? В качестве исходной позиции вполне логично предположить, что международное частное право принадлежит к нормативным образованиям, использующим преимущественно частноправовые механизмы регулирования. Этот тезис вытекает из частноправового характера отношений, входящих в предмет международного частного права. Исходя из общетеоретических определений, следует, что для выяснения основных черт правового режима необходимо уяснить, каким образом функционируют различные способы правового регулирования в международном частном праве. В теории права к способам правового регулирования традиционно

    относят дозволение, запрет и позитивное обязы-

    Весьма интересным будет рассмотрение действия различных способов правового регулирования в отношении коллизионного метода регу-

    17 Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. В.М. Корельского и В. Д. Перевалова. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. С. 272.

    18 Алексеев С. С. Указ. соч. С. 373.

    19 Матузов Н. И., Малько А. В. Правовые режимы: вопросы тео-

    рии и практики // Правоведение. 1996. № 1. С. 16-29.

    0 Теория государства и права: учебник для вузов / под ред. проф. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. С. 269; Алексеев С. С. Общая теория права М., 1981. Т. 1. С. 296.

    лирования. В качестве гипотезы можно предложить следующую цепь рассуждений.

    Дозволение проявляется при наличии альтернативной привязки в составе коллизионной нормы. Так, например, в ст. 1221 ГК РФ сказано: К требованию о возмещении вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги по выбору потерпевшего применяется: 1) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности продавец или изготовитель товара или иной причинитель вреда; 2) право страны, где имеет место жительства или основное место деятельности потерпевший; 3) право страны, где была выполнена работа, оказана услуга или право страны, где был приобретен товар. Применение позитивного обязывания при функционировании коллизионного метода регулирования можно обнаружить при наличии подлежащей применению простой коллизионной нормы (например, ст. 1202 ГК). Применение запрета обнаруживает себя в институте сверхимперативных норм. Так, при наличии нормы, имеющей особое значение, запрещается применение иной нормы на основе коллизионных правил и предписывается применение обозначенной сверхимперативной нормы. Описанная схема не является бесспорной. В частности, возникает вопрос о субъекте правоприменения в разрезе проблемы форм реализации права, так как фактически единственной формой, имеющей место при функционировании коллизионного метода регулирования, является применение права. Однако эта проблема лежит вне сферы настоящего исследования, и мы планируем вернуться к ее рассмотрению в ближайшем будущем.

    Л. П. Ануфриева предлагает следующую схему функционирования коллизионного регулирования с точки зрения системы приемов, способов и средств правового регулирования: а) особый юридический прием - выбор компетентного правопорядка и обусловленная им отсылка; Ь) способы правовой реализации данного приема - разнообразные сочетания объемов и привязок коллизионных норм, в том числе особенностей фактического состава конкретных отношений формулами прикрепления; с) различные правовые средства -простые коллизионные правила с жесткими формулами прикрепления, а также существующие в форме кумуляции, множественности, расщепления, альтернативности и т. п.21. Данная схема предлагает новый подход к пониманию взаимодействия средств, приемов и способов регулирования, однако, представляется, что возможно появление некоторой несогласованности с постулатами науки общей теории права. В данной науке последовательно отмечается, что способы правового регулирования оказывают регулирующее воздействие на общественные отношения. И в этом свете нам представляется правомерной постановка вопроса о наличии у описанных приемов, способов и средств регулирующего эффекта, а ведь именно в этом и проявляется их юридическая сущность. Приобретают ли с помощью разнообразного сочетания объемов и привязок общественные отношения качество упорядоченности?

    21См.: Ануфриева Л. П. Указ. соч. С.57.

    Скорей всего, на данный вопрос следует дать отрицательный ответ.

    Для материально-правовой составляющей функционирование данных средств коррелируется с методами, применяемыми в «традиционных» отраслях. Фактически, в случае действия материально-правовой нормы мы имеем дело со схемой воздействия, схожей с регулированием, осуществляемым нормами гражданского, семейного или трудового права. Из всего сказанного можно попытаться сформулировать понятие режима правового регулирования в международном частном праве. Под ним следует понимать комплексную общность, характеризующуюся дифференциацией в выборе метода правового регулирования (коллизионный или материально-правовой), использующую общеправовые средства (дозволения, запреты, позитивные обязывания), обладающую специфическими особенностями в реализации регулирующего воздействия в рамках отдельного метода регулирования (совокупность приемов, способов и средств в рамках коллизионного либо материального методов). Вспоминая о дополнениях Н. И. Матузова и А. В. Малько к определению сущности правового режима, на наш взгляд, необходимо отметить следующее. В данной работе мы попытались подойти к проблеме определения правого режима международного частного права. В существующей терминологии это именно «отраслевой режим», характеризующий регулятивное воздействие международного частного права в целом. Однако рассуждать о его благоприятности или небла-гоприятности применительно к интересам различных субъектов права, на наш взгляд, не совсем обоснованно, т. к. отраслевой режим является родовым понятием. В системе правового воздействия на отношения, формирующие предмет регулирования, существует огромный арсенал

    средств, которые, как нам представляется, могут быть скомпонованы в отдельные группы (правовые подрежимы, существующие в рамках единого отраслевого режима).

    После рассмотрения этих проблем целесообразно вернуться к проблеме дифференциации методов регулирования в международном частном праве. Для обоснования существования двух относительно автономных методов регулирования необходимо выявить достаточное различие в способах, средствах и приемах воздействия на отношения, входящие в предмет регулирования. На основе рассмотренных подходов можно констатировать, что внутренние составляющие коллизионного и материально-правового методов обладают достаточной степенью отличия, что выражается в различном функционировании способов, средств и приемов правового воздействия.

    Нам представляется, что введение в науку международного частного права категории правовой режим позволит в концентрированном виде выделить специфику правового регулирования в этой области, показать особенности в реализации регулирующего воздействия на существующие отношения, а также обосновать высокую степень структурного обособления международного частного права. Традиционные категории предмета и метода правового регулирования зачастую встречают сложности в объяснении сугубо «внутренних» правовых феноменов, а в отношении международного частного права они сталкиваются с еще большими проблемами в силу целого ряда объективных факторов: проблема двойственности источников, особый характер отношений, регулируемых международным частным правом, развивающиеся процессы интернационализации и т. д. В связи с этим дальнейшее развитие представлений о правовом режиме международного частного права представляется крайне необходимым.

    Загрузка...