musings.ru

Россия и проблема курдов. Курдская проблема и возможные варианты ее решения

Наиболее вероятно, что курдская проблема будет решаться не в глобальном или региональном масштабе, а дифференцированно и поэтапно, в рамках тех государств, где курды проживают компактно и являются национальными меньшинствами. Угроза возможного распада этих государств по национальному признаку или отделения от них курдских ареалов маловероятна. Отсюда и создание нового государства – Великого Курдистана – проект скорее из далекого будущего. Безусловно, сами курды на уровне вековой мечты или идеи никогда не откажутся от такого сценария, но предпосылки к нему пока не созданы.

Курды - народ с более чем тысячелетней историей, представляющий собой совокупность многочисленных племенных групп, расселённых главным образом в районах гор среднего и северного Загроса и в верховьях рек Тигр и Евфрат - в регионе, условно называемом Курдистаном , который в настоящее время поделён между Турцией , Ираном , Ираком и Сирией . Единого курдского языка пока нет, его диалекты относятся к северо-западной подгруппе иранских языков . Большинство курдов исповедует ислам суннитского толка, часть - ислам шиитского толка, также алевизм , езидизм и христианство . Официальных переписей курдов не проводилось. По весьма приблизительным оценочным данным, общая их численность составляет около 40 млн. чел., проживающих в Турции (18 – 20 млн.), Иране (8 — 9 млн.), Ираке (5 — 6 млн.), Сирии (около 3 млн.), странах Европы и Азии (свыше 2 млн.). Несколько сотен тысяч курдов проживают и на постсоветском пространстве, включая Россию.

Этнический Курдистан длительное время находился в состоянии нестабильности, войн и вооруженных конфликтов и полностью зависел от имперских амбиций завоевателей (арабы, персы, татаро-монголы, османы и прочие). На протяжении длительного исторического периода курды вели национально-освободительную борьбу, однако к настоящему времени им так и не удалось создать самостоятельного государства.

Существует достаточно много внутренних и внешних факторов, препятствующих сегодня созданию курдского государства. К основным из них можно отнести: географическую и племенную раздробленность и разобщенность курдов, разный уровень их политического и социально-экономического развития в каждой из стран проживания, отсутствие единого курдского языка, общей политической платформы (партии, движения, фронта), общего национального лидера; нет и внешних сторонников распада существующих стран и создания курдского государства (исключением можно считать лишь готовность США использовать в борьбе против иранского режима любые оппозиционные силы, включая националистические движения, к которым Вашингтон относит и курдов).

Каковы же могут быть варианты решения курдской проблемы в рамках существующих государств?

Наибольших успехов в своем самоопределении и социально-экономическом положении добились иракские курды, которые законодательно получили статус субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями. Власти Иракского Курдистана самостоятельно управляют регионом, имеют все атрибуты государства, осуществляют внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность, имеют свои органы правопорядка и вооруженные силы, получают пропорционально численности своего населения 17 % доходов от иракского экспорта углеводородов, курдский язык (его диалекты) признан вторым государственным языком в стране. Наряду с этим, регион достойно представлен в федеральных органах власти (президент Ирака Д. Талабани, 6 постов министров, включая МИД, влиятельная фракция в парламенте и т. п.). Иракский Курдистан выгодно отличается от других частей страны с точки зрения безопасности и благоприятного инвестиционного климата, успехов в восстановлении разрушенных войной экономики, инфраструктуры, систем жизнеобеспечения, здравоохранения и образования. Сохраняющиеся разногласия и противоречия с центральным правительством власти Иракского Курдистана, как правило, решают путем переговоров и дискуссий. Более того, лидеры иракских курдов неоднократно выступали в роли посредников между иракскими арабами-шиитами и арабами-суннитами и, тем самым, способствовали преодолению серьезных правительственных кризисов. Регион стал как бы оазисом стабильности и благополучия в балансирующем на грани гражданской войны Ираке. Иракские курды подчеркивают, что они выступают за сохранение единого иракского государства и не намерены инициировать его распад по этно-конфессиональному признаку. К тому же, пока еще не решен вопрос о, так называемых, «спорных территориях» на административной границе Иракского Курдистана, где исторически проживали курды. Если сегодня Ирак распадется, то около миллиона курдов останутся в арабской части страны. Поэтому президент М.Барзани добивается выполнения правительством Нури аль-Малики соответствующей статьи конституции по подготовке и проведению референдумов среди населения «спорных районов», где курды составляют большинство. В складывающихся условиях только чрезвычайные обстоятельства (военный переворот в Багдаде, начало гражданской войны между арабами, вооруженное нападение извне на регион) могут спровоцировать выход Иракского Курдистана из состава Ирака.

Лидеры иракских курдов М. Барзани и Д. Талабани приложили значительные посреднические усилия и по мирному решению курдской проблемы в соседней Турции. Не без их активного участия турецкие власти пошли на переговоры с отбывающим пожизненное тюремное заключение руководителем Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллой Оджаланом, который в марте 2013 года обратился к своим сторонникам с призывом прекратить боевые действия и перейти к мирному поэтапному решению курдского вопроса в Турции. Согласованный с турецкими властями план мирного урегулирования курдской проблемы предусматривает: вывод в течение нескольких месяцев боевиков РПК в сопредельные районы Ирака, проведение законодательной реформы, вплоть до внесения поправок в конституцию страны, признающих национальные права и свободы курдского меньшинства, исключение РПК их списка террористических организаций, освобождение всех политических заключенных-курдов, включая А.Оджалана. На заключительном этапе предусматривается добровольное разоружение курдских боевиков и безопасное возвращение их на родину (амнистия). 8 мая 2013 года первые группы курдских партизан перешли турецко-иракскую границу.

Пока трудно судить, насколько действенным и реальным окажется согласованный между РПК и Анкарой план, так как с обеих сторон есть не только его сторонники, но и противники. Традиционно армейская верхушка, представители силовых структур Турции, радикальные исламистские и националистические группировки выступают за силовое решение курдской проблемы. Премьер-министр Р. Эрдоган и, возглавляемая им, правящая Партия справедливости и развития (ПСР) придерживаются более прагматичного курса по отношению к курдам и другим национальным меньшинствам. Р. Эрдоган понимает, что решение курдской проблемы может снять ряд вопросов, препятствующих вступлению Турции в ЕС. Кроме того, голоса курдских избирателей весьма важны для продолжения конституционной реформы и планируемого выдвижения Р. Эрдогана на пост президента страны.

Среди турецких курдов также нет единства. Большая их часть выступает за мирное решение курдского вопроса и поддерживает последние договоренности между А. Оджаланом и Анкарой. Однако среди многочисленных курдских антиправительственных группировок есть и сторонники продолжения партизанской войны. Это, прежде всего, экстремистские, националистические группы, в том числе и, отколовшиеся от РПК, часть из них связана с иностранными спецслужбами, эмигрантскими центрами в Европе, другие — с организованной преступностью на стыке государственных границ Турции, Сирии, Ирака и Ирана (контрабанда, торговля оружием, наркотиками, людьми). Сегодня можно констатировать, что сделан только первый шаг в преодолении курдско-турецкого конфликта, однако, с таким трудом достигнутое перемирие, может быть легко нарушено в результате провокаций с обеих сторон.

Не способствует снижению напряженности в курдских районах Турции и продолжающаяся гражданская война в Сирии. Вдоль турецко-сирийской границы располагаются лагеря сирийских беженцев, здесь же сколачиваются отряды сирийской вооруженной оппозиции, где наряду с перебежчиками из сирийской армии присутствуют, так называемые, добровольцы-мусульмане («воины аллаха», «джихадисты»), наемники со всего Ближнего Востока, боевики террористических группировок «Аль-Каида», «Джабга ан-Нусра» и десятков других.

Как дальше будет развиваться наметившийся вариант мирного урегулирования в Турции, предсказать затруднительно. Скорее всего, он затянется на неопределенное время и может в любое время вновь перейти в фазу открытого военного противостояния.

Еще в более сложном положении оказались сирийские курды. С одной стороны, они всячески притеснялись и дискриминировались по национальному признаку в годы правления сирийского баасистского режима и, естественно, не могут выступать в его поддержку в продолжающейся ожесточенной гражданской войне. С другой стороны, воюющие против режима Б. Асада, разрозненные отряды вооруженной оппозиции также не гарантируют курдам их национальных прав и свобод. Более того, курды обоснованно опасаются, что в случае победы повстанцев к власти в Дамаске могут придти исламистские радикальные группировки салафитского или ваххабитского толка, которые будут ориентироваться на монархии Персидского залива. В таком случае, сирийские курды вряд ли смогут рассчитывать на позитивные изменения своего положения.

В силу изложенного, сирийские курды продолжают придерживаться строгого нейтралитета во внутриарабском конфликте. Б. Асад вынужден был вывести правительственные войска из районов компактного проживания курдов, чтобы сосредоточить их на главных направлениях наступления отрядов оппозиции. Воспользовавшись этой ситуацией, курды стали повсеместно создавать местные органы власти и отряды самообороны, чтобы предотвратить укрепление боевиков на этих территориях. Несмотря на имевшие место боестолкновения с ними (местечко Рас-эль-Айн на турецкой границе и город Алеппо), курдам в целом удается контролировать места своего компактного проживания. Эти районы меньше всего пострадали от гражданской войны, хотя отток курдских беженцев из Сирии в соседний Ирак и имеет место. Дальнейшая судьба сирийских курдов может проясниться лишь после окончания гражданской войны. Их лидеры не выступают за отделение Сирийского Курдистана от других частей Сирии и даже не требуют полной автономии, так как, в отличие от Ирака, сирийские курды проживают анклавами в крупных городах (Дамаск, Алеппо, других), а также в трех различных провинциях Сирии, между которыми имеются районы с арабским населением. Сирийских курдов устроили бы равные права и свободы с арабским населением страны, пропорциональное представительство в новых органах власти и, так называемая, культурная автономия (курдский язык, собственные СМИ, национальная одежда, соблюдение национальных обычаев и обрядов, возможность общения со своими соплеменниками в Турции и Ираке и т. п.).

Учитывая ожесточенность продолжающейся гражданской войны в Сирии, о реальных вариантах решения курдского вопроса в этой стране говорить пока преждевременно.

Положение иранских курдов полностью зависит от политики правящего режима Исламской Республики Иран. Пока районы проживания иранских курдов остаются наиболее отсталыми в социально-экономическом положении, их политические партии и движения преследуются, активисты бросаются в тюрьмы или подвергаются смертной казни. Периодически власти обещают некоторые послабления курдам и выделение бюджетных средств на ускоренное развитие региона, но, как правило, после выборных кампаний об этом забывают. Положение усугубляется и тем, что среди самих курдских партий в Иране нет единства, нет единой платформы. Пока курдский вопрос в Иране находится как бы в спящем состоянии, но бурные события по восстановлению национальных прав курдов в Ираке, Турции и Сирии, безусловно, влияют и на рост национального самосознания иранских курдов. Тегеран также вынужден учитывать происходящие изменения в курдских анклавах соседних стран и принимать превентивные меры по снижению напряженности между курдами и властями.

Ситуация в курдских районах Ирана может в корне измениться в случае обострения военного противостояния Ирана с США и Израилем, например, в случае ракетно-бомбовых ударов по ядерным и другим стратегическим объектам ИРИ. В таком случае, над курдскими районами может быть установлена «бесполетная зона», как это имело место в Ираке, иранским курдам может быть предоставлен статус автономии под американским «зонтиком».

Борьба иракских, сирийских, турецких и иранских курдов за свои национальные права и свободы относится к внутренним проблемам этих государств и напрямую не затрагивает интересов России. По мере легализации курдских партий и движений в этих странах Россия могла бы налаживать с ними контакты по линии палат парламента, партий, субъектов федерации и муниципальных властей, неправительственных и общественных организаций. Безусловно, в российской внешней политике и в работе российских внешнеполитических ведомств необходимо постоянно учитывать повышение роли и значения 40-миллионного курдского народа и динамично развивающихся курдских меньшинств в каждой из стран их компактного проживания.

Иванов Станислав Михайлович, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт по проблемам Ближнего и Среднего Востока, специально для Интернет-журнала «Новое восточное обозрение».

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. Курды - один из древнейших народов

1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века

1.2 Современное состояние курдов

Глава 2. Этапы борьбы за независимость

Глава 3. Культура и искусство курдов

3.1 Религиозные взгляды курдов

3.2 Обряды и игры курдов

3.3 Культура курдов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

К тому же курдское национальное движение было и остается разобщенным, многочисленные курдские партии выясняют отношения между собой, да и мировое сообщество, в свою очередь, не заинтересовано в создании независимого курдского государства. Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий внутри тех четырех стран, где они исторически проживают.

Ситуация в каждой из четырех частей Курдистана различна. В Иране ведутся локально радио- и телепередачи на курдском языке, существует возможность издавать литературу на курдском языке, но у курдов нет права быть представленными в иранском парламенте, хотя такую возможность имеют иранские армяне, ассирийцы и евреи.

В Сирии также отрицают как существование самой курдской проблемы, так и право курдов на самоопределение. Хотя Дамаск умело использует курдов в решении проблем своих взаимоотношений с соседями – Турцией и Ираком.

Курдские же партии продолжают соперничество между собой. Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана)ДПК) делят между собой влияние в Иракском Курдистане.

Рабочая партия Курдистана (РПК), то есть турецкие курды, обвиняет эти партии в реализации своих узких "феодальных" интересов за счет интересов народа в целом. Представители РПК утверждают, что временное благополучие иракских курдов зависит лишь от помощи западных государств, которые не дают Саддаму Хусейну, как это уже не раз бывало, полностью уничтожить видимость курдской автономии.

Разумеется, что в этих обвинениях есть доля правды, без защиты западных государств курдский анклав в Ираке не смог бы существовать, а тем более процветать. РПК же взяло на себя защиту интересов курдов не по территориальному, а по общественному признаку. В свою очередь, другие курдские партии оспаривают право РПК быть рупором курдского народа – хотя влияние этой партии, особенно среди турецких и сирийских курдов, заложило основы общенационального курдского движения. Однако партизанская борьба РПК на территории Турции также не привела к реализации идеи национальной автономии. А после ареста турками ее лидера Абдуллы Оджалана позиции РПК пошатнулись.

Многочисленные курдские партии призывают к помощи и Россию, поскольку этот регион входит в зону наших геостратегических интересов.

Научная значимость темы определяется тем, что на сегодняшний день одной из острых проблем на Ближнем и Среднем Востоке является вопрос о предоставлении самоуправления (частичного или полного) районам компактного проживания курдов в этнографическом Курдистане, разделенном в годы первой мировой войны между четырьмя странами региона - Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. В настоящее время эта проблема приобретает важное значение в связи с тем, что непрекращающаяся борьба курдов за свои национальные права в Турецком (Северном), Иракском (Южном), Сирийском (Западном) и Иранском (Восточном) Курдистане волнует российских курдов, предки которых являются выходцами преимущественно из Северного и Восточного Курдистана. Ощущая определенную правовую защиту со стороны государства, российские курды прилагают усилия к тому, чтобы Российская Федерация активизировала свою ближневосточную политику с целью оказания моральной и политической помощи своим зарубежным сородичам. Российские курды ведут большую работу в этом направлении среди различных политических течений России, а также в некоторых властных структурах. Результатом этой деятельности стал ряд мероприятий – проведение "круглых столов" в некоторых московских учреждениях, состоявшихся в нынешнем году. Их цель - привлечь внимание практических организаций к выработке государственной концепции России по курдскому вопросу.

Актуальность данной работы определяется тем, что курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны - как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону. Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам Ирака.

Курдистан приобретает особое значение и в связи с вступающим в стадию реализации проектом транспортировки каспийской нефти к Восточному Средиземноморью через территории, населенные курдами. Западные страны, вкладывающие значительные средства в этот проект, заинтересованы в сохранении контроля над регионом на длительную перспективу.

В связи с этим нами были поставлены следующие цели и задачи в данной работе:

1. Определить степень национальной консолидации курдов. Рассмотреть историю развития и становления этого народа. Рассмотреть этапы борьбы курдов за независимость.

2. Рассмотреть культуру и искусство курдского народа. Какова степень самосознания курдов? Существует ли единая идея и цель, которая бы сближала курдов не только в культурном и религиозном планах, но и в политическом.

В своей работе мы опирались на работы таких отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы как Хаки Длер Исмаил, М.А. Гасратян, А.А. Исаев, Ш.Х. Мгои, М.С. Лазарев, О.И. Жигалина, В. Никитин, В. Данилов, Г. Шахбазян, Б. Расул, Ш. Ашири, Н.З. Мосаки. Помимо этих трудов в работе были использованы периодические издания "Азия и Африка сегодня", "Восток=Oriens", "Этносфера" и Интернет ресурсы с сайтов http://world.ng.ru и http://www.kurdistan.ru.

Глава I. Курды - один из древнейших народов

1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века

Курды - это один из древнейших народов Передней Азии. Они утверждают, что являются потомками Ноя. Их этногенез и история изучены недостаточно. На протяжении трех тысячелетий они сохранили свою культуру и язык, хотя никогда не объединялись под единым правительством.

РОССИЯ И ПРОБЛЕМА КУРДОВ

Г.ШАХБАЗЯН, кандидат экономических наук старший научный сотрудник ИВ РАН

Первые контакты России с курдами были связаны с периодом русско-иранских и русско-турецких войн начала XIX в. Главной целью российской политики по отношению к курдам было обеспечение их нейтралитета в войнах царизма с Ираном и Османской империей. Вплоть до 90-х гг. XIX в. Россия не предпринимала каких-либо активных действий в Курдистане, ограничиваяcь наблюдением за положением в этом регионе, пограничном с ее территорией. В конце XIX в. отношение правящих кругов России к Курдистану и к курдскому вопросу стало постепенно меняться. С конца XIX в. до начала первой мировой войны политика царской России в курдском вопросе стала определяться стремлением не допустить превращения восточных районов Османской империи и западных провинций Ирана, значительная часть территории которых была нацелена курдами, в плацдарм для агрессивных действий Турции и ее вероятных западных союзников против Закавказья, сохранить и укрепить свои позиции в этом регионе.

Как писал в мае 1911 г. в своем донесении российский вице-консул в Урмии (Иран), "... наше равнодушное отношение к курдскому вопросу явилось бы той искрой, от которой может вспыхнуть пожар. В зареве этого пожара легко могут погибнуть наши вековые исторические интересы на мусульманском Востоке"1 .

Курды - древнейший народ Ближнего Востока, численность их ныне достигает примерно 25 миллионов человек. Кроме стран Ближнего и Среднего Востока и СНГ. они обитают в Европе, Северной Америке и Австралии. Курды - один из немногих оставшихся крупных народов мира, не имеющих своей государственности. Они занимают 4-е место среди крупнейших этносов Ближнего Востока - после арабов, турок я персов (в порядке убывания численности). Самые крупные колонии курдов имеются в Турции (12 млн.), И ране (5-6 млн.), Ираке (4 млн.), Сирии (свыше 1 млн.) человек (асе данные - оценочные).

В странах Ближнего Востока районы компактного проживания курдов образуют единый регион - Курдистан - теперь это лишь этногеографическое понятие. Север Курдистана занимает юго-восток Турции, юг - северная часть Ирака, запад - северо-восток Сирии и восток Курдистана - западная часть Ирана. Речь идет, таким образом, о расчлененном между четырьмя странами народе.

Курдам никогда не удавалось, в силу многих причин, создать свое государство. Они вначале активно выступать за свои национальные права только со 2-й четверти XIX века. Тогда и появился в политической жизни региона нерешенный до настоящего времени курдский вопрос.

Переход курдов Закавказья в состав населения России начался в XIX в., когда согласно Гюлистанскому (1813 г.). Туркманчайскому (1828 г.) договорам и решению Берлинского конгресса (1878 г.) часть Курдистана перешла от Ирана и Османской империи к России. Присоединение к России было положительно оценено прогрессивными деятелями национально-освободительного движения курдов. Еще в начале XX а, один из них, Абдуррезак, писал, что "окруженные турецким и персидским засильем, курды не имели до сего времени возможности войти в соприкосновение с цивилизацией. От персов, никогда не заботившихся о народном образовании, ждать нечего, турки же всегда старались держать наших сородичей в темноте невежества... Между тем сближение этого народа с Россией уничтожает вековую преграду, отрывающую его от цивилизации, и дает нам возможность воспринять ее с Севера"2 .

После заключения в Москве Договора между РСФСР и Турцией от 16 марта 1921 г. часть территории России (Армении и Грузии) отошла к Турции. Курды, проживавшие в этих районах, а также в самой Турции, после окончания 1-й мировой войны бежали от турецкого гнета на север, в Россию, и поселились, в основном, в республиках Закавказья. В 1923 г. в Азербайджане был образован Курдистанский уезд, позже преобразованный в Курдистаяский округ с центром в г. Лачин. На курдском языке там издавалась газета "Советский Курдистан", появились курдские школы, театр. С 1930 г. в Ереване издается на курдском языке газета "Новый путь" ("Рия таза"), был создан учебник курдского языка, открыты библиотеки, клубы. В 30-х гг., в связи с начавшимися в СССР репрессиями, Курдистанский округ был упразднен. В 1937 г. последовала депортация курдов из Азербайджана и Армении в республики Средней Азии и Казахстан. В 1944 г. туда же были выселены и курды из Грузии, депортированные вместе с турками-месхетинцами и хемшинами.

Во время второй мировой воины, после ввода советских войск в Северный Иран в 1941 г. в СССР вырос интерес к борьбе иранских курдов за свои права. С удовлетворением у нас в стране было встречено известие о создании в начале 1946 г. Мехабадской республики в Иране, к югу от оз. Урмия, которую возглавил Кази Мухаммед. Республика курдов была раздавлена в конце того же года войсками Тегерана, просуществовав всего 11 месяцев.

Мулла Мустафа Барзани, командовавший вооруженными силами Мехабадской республики, с отрядом в 500 человек, отбиваясь от преследования иранских войск, перешел в 1947 г. советско-иранскую границу на территории Азербайджана. В 1948 г. его вместе с отрядом выслали в Узбекистан. После победы революции в Ираке М.Барзани со своими соратниками вернулись в эту страну в 1958-1959 гг.

В нашей прессе к "открытых" изданиях было немного публикаций, в которых бы полно и объективно отражалась вооруженная борьба курдов Ирака за свои национальные права в годы республиканского режима. Такое положение сохранялось до осени 1990 г., когда Багдад совершил неприкрытую агрессию против Кувейта, бескорыстно помогавшего ему финансами во время 8-летней войны Ирака с Ираном.

Известно, что в Верховный Совет РФ переданы для обсуждения "Основные положения концепции внешней политики России". В числе приоритетных направлений, указанных в концепции, отмечено и повышение роли России в урегулировании ситуации вокруг Ирака3 .

Полагаем, что осуществить это без внимания к проблеме курдов Ирака, естественно, невозможно, хотя эта сторона вопроса во многих публикациях, посвященных указанной стране, почему-то всячески замалчивается.

В чем дело? Давайте честно скажем себе и другим, что такое Иракский Курдистан сегодня.

Через три года после 14 июля 1958 г. Иракской Республики возобновилась борьба курдов Ирака за национальную автономию. Военные действия между отрядами курдских бойцов "пешмерга" и правительственными войсками продолжались с перерывами до 1970 г."4

Вмешательство внешних сил, прежде всего шаха Ирана, еще более накалило обстановку противостояния курдского национально-освободительного движения и властей в Ираке. Тогдашний вице-президент Ирака Саддам Хусейн заявил в конце 60-х гг., вскоре после прихода Партии Арабского социалистического возрождения (ПАСВ) к власти, что "страна подошла к такому рубежу, когда от решения курдского вопроса зависела судьба всей революции", то есть судьба правящего там с 1968г. режима.

В конце 60-х гг., на первом этапе своей деятельности, правительство Ирака пошло на ряд важных шагов с целью добиться прекращения вооруженной борьбы курдов за свои права. В октябре 1969 г. был принят закон о новом административном делении и новой системе местного управления, который в определенной мере учитывал справедливые требования курдского народа в Ираке. Были возобновлены переговоры между основной политической силой в Иракском Курдистане - Демократической партией Курдистана (ДПК) и ПАСВ, которые за вершились принятием Декларации от 11 марта 1970 г. об урегулировании курдской проблемы. В Декларации лидеры ДПК обстали прекратить военные действия против правительства, не мешать деятельности центральных властей на территории Иракского Курдистана. Правительство же обязалось в течение четырех лет предоставить курдам Ирака национальную автономию. ДПК получила право легальное деятельности во всей стране.

Обе стороны, однако, не имели намерения полностью выполнять условия соглашения. Руководство ПАСВ Ирака не выполнило взятого им в 1970г. обязательства провести в течение года референдум по определению границ Курдского автономного рай она (КАР), сосредоточив свои усилия на изменении национального состава населения этого региона в пользу арабов (этническая чистка) и на баасизации органов власти и общественных организаций в Иракском Курднстане5 .

Лидер ДПК Мустафа Барзани, в свою очередь, не доверяя баасистам, не спешил с роспуском воинских частей "пешмерга" и сдачей властям тяжелого оружия, противодействовал проведению в КАР в конце 60-х - начале 70-х социально-экономических реформ, имевших в значительной мере антифеодальную и антитрайбалистскую направленность, из опасения ослабления позиций ДПК и своих лично в борьбе с Багдадом за национальные права курдов.

11 марта 1974 г. Совет революционного командования (СРК) Ирака принял закон № 33 "О предоставлен ми автономии району Курдистан". В соответствии с ним автономия предоставлялась тем губернаторствам (мухафазам) к другим административно-территориальным единицам - округам (каза) и уездам (нахия), в которых курды, поданным переписи населения 1957г., составляли большинство - свыше 50% населения. Образованный в соответствии с законом № 33 КАР считается "единой административной единицей на правах автономии в рамках правового - и экономического единства Иракской Республики". Административным центром КАР закон назвал г. Эрбиль. В состав КАР вошли губернаторства Эрбиль6 , Сулеймания и образованное в 1969 г. губернаторство Лахук. Общая площадь занимаемой ими территории достигала в 1974 г. 37,06 тыс.кв. км, или 8,9% территории Ирака, в 1989 г. территория КАР занимала уже 38,65 тыс.кв.км. Рост территории за 15 лет на 1,6 тыс.кв. км объясняется некоторыми изменениями административно-территориального устройства страны"7 .

Вопрос о территории КАРД - одна из основных и трудно разрешаемых проблем в отношениях между лидера ми курдов и правительством Ирака. Курды Ирака претендуют на включение в состав КАР других губернаторств или же части их территории - например, всей территории губернаторства Тзамим (Кнркук) - богатого нефтью региона; ряда округов в губернаторствах Найнава (Мосул). Диялан Салахэддин. Эти требования основывались на высоком удельном весе курдского населения в указанных районах в 1957 г. Нельзя не принимать во внимание того факта, что я последующих переписях населения (в 1965, 1977 и 1987 гг.) родной язык (национальность) граждан не учитывались. Это делалось не случайно, и в полном соответствии с принятыми в стране в эти годы методами "решения" национального вопроса. Отсутствие упоминания родного языка в переписях республиканского периода не дает возможности объективно судить о том, насколько справедливыми были и претензии курдских руководителей на эти территории. Однако не вызывает сомнения то, что в результате проводившейся Багдадом с начала 60-х гг. политики изменения этнического и демографического состава населения северных районов, их арабизации путем переселения арабов на центра и юга страны в северные районы и насильственного выселения курдов на юг доля рабского населения в губернаторствах, вошедших позднее в состав КАР и соседних с ним, естественно, заметно выросла.

Закон № 33 об автономии вызвал раскол в курносом национально-освободительном движении. Отколовшаяся от ДПК часть курдских деятелей создала ряд новых партий, пошла ив открытое сотрудничество с Багдадом и была поставлена им во главе курдского парламента и правительства КАР. Мустафа Бар-и в его сподвижники отказались одобрить закон об автономии 1974 г., считая его не отвечающим интересам курдов Ирака (история доказала, что М.Барзаин оказался прав) и я апреле того же года возобновили военные действия против багдадских властей. В тот период барзанцы оказались в изоляции - против них выступили, помимо полиции, пробаасистские отряды курдов.

После подписания в марте 1975 г. соглашения между Ираком и Ираном шах Ирана прекратил оказание помола отрядам М.Барзани. Лишившись поддержки Ирака - главной, но не единственной для него, в условиях раскола в курдском движении, М.Барзани заявил об отказе от дальнейшей борьбы и эмигрировал в Иран. В мае 1975 г. военные действия в Иракском Курдистане были прекращены. Багдад установил над мим полный контроль.

После начала войны Ирака против Ирана (1980-1988 гг.) курам увидели новую возможность добиться подлинной автономии. Лидер самой из двух ведущих партий КАР - Патриотического союза Курдистана (ПСК) - Джалялъ Талабамм, чьи отряди в течение нескольких лет поддерживали действия Багдада на севере, вступил в 1984 г. в переговоры с правительством Ирака, но после срыва их в начале 1985 г. понял, что правящий режим ПАСВ не имеет реального желания предоставить какую-либо значительную автономию курдам своей страны. Можно полагать, что эту истину, наконец, осознали в те годы и все иракские курды.

Незадолго до окончания ирако-иранской войны багдадский режим решил покарать курдов за их, якобы, поддержку иранских войск в ходе военных действий. Известно, что курдские отряды не оказывали помощи иранским войскам, однако в тот период, естественно, интересы Ирана и курдов Ирака во многом объективно совпадали. 16 марта 1988 г. город Халабажа (губернаторство Сулеймания), расположенный примерно в 20 км от границы с Ираном, был почти полностью разрушен в результате бомбардировок с воздуха, а его население в значительной мере было уничтожено примененным с воздуха химическим оружием, запрещенным международными конвенциями. В тот день в Халабджепогмблооколо5тыс. человек, не считая тысяч раненых, скончавшихся позже или же ставших инвалидами. Иракская официальная пропаганда отрицает применение боевых ОВ в Халабдже, однако факт их применения протея мирных жителей этого города был неоднократно подтвержден авторитетными международными комиссиями. В СССР об этой акции багдадского режима почти не писали, так как данный факт сильно компрометировал одного из наших союзников на Ближнем Востоке. Для курдов Ирака Халабджа стала тем же, чем для советских людей я годы второй мировой войны белорусская Хатынь. Не следует всерьез принимать выдвигавшийся Багдадом довод, что правительство наказывало только тех курдов, которые, мол, сотрудничали с Ираном в годы войны 1980-88 гг. На самом же деле, уже после поражения М.Барзанн в 1975 г., Багдад методично и неуклонно про водил политику ликвидации курдских поселений на севере, переселяя курдов к югу от границы, чтобы разъединить с курдами Турции и Ирана, или же вообще в южные регионы страны. Курдов поселяли в специальные жилые комплексы, охраняемые войсками. Ужасные условия жизни и жестокость обращения с поселенцами позволяют сравнивать эти комплексы с концлагерями, созданными французами в Алжире. Район, откуда после 1975 г. выселяли курдов, по размерам оказался равным территории Ливана. Только за четыре года, с 1974 по 1978 г., в шести северных провинциях Ирака были выселены жители 1220 деревень. Часть их была сожжена или стерта с лица земли бульдозерами и танками. По словам Масуда Барзани. к 1992 г. из примерно пяти тысяч деревень в Иракском Курдистане около 4500 были уничтожены в ходе 20-летней кампании Багдада, пытающегося поставить курдов на колени.

Завершение ирако-иранской войны в августе 1988 г. стало началом нового наступления правительственных войск против курдов. Оно длилось полтора месяца и завершилось массовым бегством курдского населения (около 100 тыс. чел.) в Иран и Турцию и гибелью 5 тыс. чел., большая часть которых явились жертвами применения химического оружия. Примером "решения" курдской проблемы в Ираке в эти годы стали г.Калъат-Диза - крупный торговый центр с населением 70 тыс. чел. в губернаторстве Сулеймания, в 20 км от иранской границы. Уже после окончания войны с Ираном, в июне 1989 г., правительственные войска изгнали население из города, взорвали динамитом абсолютно все дома и сравняли землю бульдозерами, оставив на месте Калъат-Дизы всего три одиноких дерева8 .

Жестокие репрессии, однако, обрушились на головы курдов в марте-апреле 1991 г., после поражения Ирака в войне против многонациональных сил. Тогда правительство направило державшиеся в резерве войска на подавление крупнейшего за годы республиканского режима народного восстания против диктаторского режима С.Хусейна, Восстание, начавшееся под влиянием настойчивых призывов руководства США, в котором участвовали курды и мусульмане - шииты, охватило до 40% территории страны. Против восставших, практически безоружных людей, были брошены отборные части Республиканской гвардии Ирака, сохранившей основные силы после разгрома иракской армии в начале 1991 г. Каратели применили авиацию, артиллерию, танки, ракеты, напалмовые и фосфорные бомбы. Чтобы спастись от полного уничтожения, мирные жители Иракского Курдистана стали в массовом порядке покидать свои жилища и устремились к границам Турции и Ирана. Всего покинули своп дома около двух миллионов курдов и полмиллиона шиитов (шииты укрылись в болотах на юге страны). По оценке Генсека ООН в конце апреля 1991 г. в Иране находилось около 1 млн. беженцев из Ирака, в Турции - 416 тыс. От 200 тыс. до 400 тыс. чел. покинули свои жилища и находились в горной местности на севере Ирака. Понадобилось вмешательство ООН и вооруженных сил коалиции, чтобы спасти курдских беженцев и шиитов, не успевших пересечь границу, от полного истребления. Все же немало иракских беженцев - курдов умерли от холода, голода и эпидемий во временных лагерях, расположенных в горах на севере страны"9 .

С середины 1991 г. лидеры курдской оппозиции в очередной раз начали переговоры с Багдадом о предоставлении иракским курдам реальной автономии. Однако осенью - в октябре-ноябре того же года правительственные войска при поддержке авиации и танков развернули наступление на города Эрбиль и Сулейманию. Жители этих городов и близлежащих районов, оказавшись в эпицентре военных действий, (всего около 200 тыс. человек) вынуждены были снова оставить свои жилища и бежать в сторону иранской границы. Появившаяся летом 1991 г. надежда на примирение между Багдадом и курдской оппозицией не оправдалась. Багдад, как видим, не отказался от своих планов сокрушить огнем и мечом сопротивление повстанцев на севере страны и окончательно "решить" там национальный вопрос. Очередной удар по курдам армия Ирака нанесла я позже - в конце февраля 1992 г.

В августе 1991 г. СБООН запретил иракской авиации совершать полеты южнее 32° северной широты, линия которого пересекает города Эн-Неджеф и Эд-Дивания, и севернее 36° северной широты (линия его проходит в 20 км южнее г. Эрбиль, т.е. по территории КАР). ВВС многонациональных сил - США, Англии и Франции, базирующиеся в Турции и Саудовской Аравии, контролируют соблюдение Ира-кон решений СБ о режиме северной и южной зон безопасности. (Территория северной зоны безопасности не совпадает с границами КАР). Тогда же С.Хусейн приказал отвести свои войска к югу от 36 северной широты и от границы КАР. На территории впервые был образован "Свободный Курдистан" - независимый от Багдада автономный район иракских курдов, в котором проживает около 3,5 млн. человек. Багдадский режим, однако, неоднократно заявлял, что после прекращения западной поддержки Иракского Курдистана он измерен вновь восстановить свой контроль над регионом.

С октября 1991 г., вслед за выводом иракской армии из северных районов страны, началось возвращение курдов к своим бывшим местам проживания. Вернувшееся население живет, главным образом, в палатках, полученных в виде гуманитарной помощи, а также в хижинах из картона, сооруженных рядом с развалинами СВОИХ Прежних жилищ.

Политическое руководство "Свободным Курдистаном" осуществляет образованный в 1988 г. "Фронт Иракского Курдистана" (ФИ К), объединивший силы восьми основных курдских партий. Лидером фронта избран Джаляль Талабани. Нередко деятельность Фронта бывает парализована, так как все входящие в него партии обладают правом вето.

Выборы в Национальный совет (парламент) Курдистана состоялись 19 мая 1992 г., в них приняли участие 972 тыс. чел. За Масуда Барзани было подано 44.5% голосов, за ПСК - 44,3%. На 105 мест были избраны по 50 депутатов от ДПК к ПСК. остальные места были разделены между Ассирийским демократическим движением (4 места) и Христианским союзом (1 место). В г.Эрбиль, объявленном временной столицей "Свободного Курдистана", в июне 1992 г. была созвана первая сессия парламента, на которой его председателем был избран М.Барзани, а главой правительства - представитель ПСК.

На второй сессии, в октябре 1992 г., курдский парламент принял решение об образовании федеративного курдского государства на севере Ирака, состоящего из трех провинций - Эрбиль, Сулеймания, Дахук и г.Киркук в рамках "демократического, свободного я объединенного Ирака". Это решение было подтверждено в том же месяце на съезде оппозиционных партий всей страны, состоявшемся также в г. Эрбиле. Резолюция съезда предложила принцип федеративного устройства Ирака.

Существованию "Свободного Курдастана", находящегося под защитой "воздушного зонта" многонациональных сил, угрожает немало опасностей, в первую очередь, двойное эмбарго, или двойная блокада, которой подвергается население этого региона. Будучи частью Ирака, "Свободный Курдистан" испытывает последствия эмбарго, объявленного СБ ООН в отношении этой страны. Сверх того, в октябре 1991 г. Багдад объявил собственную блокаду всех административных и экономических связей со "Свободным Курдистаном". Главная цель - подорвать авторитет руководителей Фронта, парламента и правительства Курдистана среди измученных многолетними лишениями людей и вынудить курдов принять условия Багдада о предоставлении этому региону ограниченной автономии при реальной угрозе возобновления геноцида курдов. Для блокады северных районов страны иракская армия отделила их от остальной территории линией укреплений протяженностью 550 км с заслонами и минными полями.

В начале 1992 г. "Фронт Иракского Курдистана" заявил, что переговоры с правительством Ирака будут возобновлены только после отмены Багдадом установленной мм блокады региона, Переговоры курдов с властями в Багдаде зашли в последнее время в тупик, в основном из-за проблемы границ Иракского Курдистана. Курды претендуют на территорию площадью 75 тыс. кв. км., а Багдад намерен уступить им лишь 50 тыс. кв. км, исключив из нее крупным район нефтедобычи в Киркуке.

Блокада Багдадом Курдистана ведется по принципу медленного, но верного затягивания! петля на шее курдов. Поставки основных продуктов питания - муки, масла, сахара - постепенно были сокращены до минимума. Заработная плата рабочим и служащим государственных предприятий и учреждений перестала выплачиваться. Около 500 тыс. курдов остались без средств к существованию. Почти полное прекращение поставок нефтепродуктов привело к тому, что цены черного рынка на них в курдских селениях стали превышать официальные, установленные в Багдаде, в 70 раз. Блокада со стороны Багдада усугубляется зимой отсутствием возможности нормальною движения по автодорогам из-за сбытых снегопадов в горах.

Гуманитарная помощь Запада "Свободному Курдистану" (продовольствие топливо-керосин) доставляется автотранспортом через территорию Турции (это кратчайший сухопутный пуп из северных районов страны в Европу). 06км этой помощи за полгода - конец 1992 Г. - начало 1993 г. - составил около 100 млн. долл. Ее доставка зачастую срывается из-за диверсий, совершаемый на иракской территория. Багдад отверг требования Генсека ООН Б.Гали о сопровождении грузовиков с гуманитарной помощью курдам под охраной из персонала ООН. Диверсанты, направляемые, по общему мнению наблюдателей, Багдадом, взрывают в Северном Ираке объекты специализированных организаций ООН и международных гуманитарных организаций с целью запугать сотрудников этих учреждений и вынудить их покинуть регион.

В Иракском Курдистане необходимо восстанавливать все сферы хозяйства - дорожную инфраструктуру, линии электропередач, плотины. предприятия промышленности, сельское хозяйство. Здесь существуют важнейшие условия строительства относительно автономного с экономическом отношении региона. Установленные мощности двух ГЭС - Докан и Дербенди-Хан - позволят удовлетворить потребности региона в электроэнергии. Регион располагает богатыми неосвоенными месторождениями нефти - к северо-востоку от г. Эрбиль, а также в районе гг. Дахук и Захо. В районе г. Сулеймания расположены два крупных, в масштабе страны, цементных завода, чья продукция - цемент, строительные материалы - остро необходимых для восстановления населенных пунктов. В регионе имеются также крупные предприятия текстильной и пищевой промышленности, в частности, по производству растительного масла, которое теперь поступает сюда по линии гуманитарной помощи. Почти все предприятия простаивают из-за нехватки запасных частей и топлива.

Иракский Курдистан - один из наиболее богатых природными ресурсами сельскохозяйственных районов Ближнего Востока. Это район богарного земледелия, где производилось до 75% всей пшеницы -основной зерновой культуры Ирака, здесь наиболее развито животноводство (овцы, козы). Теперь 90% земель не обрабатываются. Главные причины - постоянные массовые миграции населения, связанные с непрекращающимися военными действиями и, как последствие бесконечной многолетней войны, - около 22 миллионов мин, которыми начинены пахотные земли и высокогорные пастбища. Руководство Курдистана обращалось в ООН с просьбой прислать саперов для обезвреживания сельскохозяйственных площадей.

В результате кризиса в экономике в трех провинциях "Свободного Курдистана" и в северо-восточной части провинции Таамим (Кирку к). находящейся под контролем курдов, к началу 1992 г. безработица достигла около 90%. По мнению М.Барзани, Свободному Курдистану для восстановления хозяйства необходимы внешняя политическая и экономическая поддержка минимум в течение двух лет. С целью се получения правительство Курдистана обратилось в августе 1992 г. к Б.Гали с просьбой сделать исключение для этого региона и отменить а отношении него международные экономические санкции, введенные против Ирака, поскольку на севере страны свирепствуют голод и эпидемии10 .

Курдское руководство призвало Б.Гали предоставить Иракскому Курдистану часть валютных средств Ирака, которые были заморожены иностранными банками после начала его агрессии против Кувейта. Руководители Курдистана просят также Б.Гали разрешить курдам возобновить эксплуатацию нефтяных промыслов в районе г.Киркук и дать возможность экспортировать нефть из Иракского Курдистана.

Основные требования курдов представляются вполне справедливыми. Россия как великая держава, кал член СБ ООН не может стоять в стороне от решения курдской проблемы. Ясно, что без решения этой проблемы нельзя рассчитывать на стабильное положение на Ближнем Востоке, даже при условии разрешения арабо-израильского конфликта и проблемы палестинцев. Россия может поддержать требование курдов а создании независимого Курдистана не как непосредственную цель, а как задачу, которую следует решать поэтапно. Создание курдской национально-территориальной автономии в рамках Ирака - один из этапов на 9том пути. Можно полагать, что чем раньше прозвучит голос России в защиту кур-дол, тем лучше. Надо смотреть в будущее: курды - наши ближайшие соседи, а тысячи их - полноправные граждане нашей страны. Курды всегда тянулись к России, видя в ней своего союзника и защитника своих интересов.

1 М.С.Лазарев, Курдский вопрос (1891-1917), М., 1972, с. 167. 2 Х.М.Чатоев, Курды Советской Армении, Ереван, 1965 гю, с. 13. 3 "Век", М., № 17, 30.04.1993. 4 Автору пришлось увидеть вначале 70-х гг. деревни в губернаторстве Дахук, сожженные напалмом. 5 Баасизация - от Баас (возрожденме) (араб. яз.) - краткое название ПАСВ. 6 Революционные преобразования в Ираке. Хельсинки, 1976, пер. с араб. с. 6, 8. В 1973 г. руководство ДПК предложило в качестве центра КАР г. Киркук. См. Е. Ghareeb, The Kurdish Question in Irag, N.Y., p. 148. 7 Подсчитано по: Statistical Abstract, Irag, 1974, p. 47, 1989, p. 4. 8См. "Компас", ИТАР ТАСС, № 239, 10.12.1992 г. 9 Большое число курдов (около 250 тыс., человек) - были вывезены с севера на армейских грузовиках на юг Ирака, к границе с Саудовской Аравией под видом депортации и там расстрляны (см. "Мидл Ист Икономик Дайджест", Лондон 1992, № 3. 10 Эта ситуация вызвала к жизни поток курдских беженцев, хлынувший, в основном, из Ирака, а также из Турции и Ирана в 1992-93 гг. В поисках лучшей доли они устремились в Москву, чтобы попытаться попасть отсюда в Западную Европу. В Москве они оказались, как в западне - страны Запада отказываются их принимать, оставаться в Москве также нельзя, так как нет средств. В конце концов при помощи Российского Красного Креста удалось значительную часть курдских беженцев временно расселить в подмосковных пансионатах и на квартирах.

Проблема самоопределения курдов

(Курсовая работа)

ВВЕДЕНИЕ

1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века

Глава 2. Этапы борьбы за независимость

Глава 3. Культура и искусство курдов

3.1 Религиозные взгляды курдов

3.2 Обряды и игры курдов

3.3 Культура курдов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Если евреям повезло, что их интересы на какой-то момент совпали с интересами Советского Союза и Соединенных Штатов и было создано государство Израиль, то курдам повезло меньше. Хотя проблема была та же, и решить ее было проще, чем в случае с Израилем, поскольку курдское население в своем большинстве продолжало жить на территории исторического Курдистана. Но территория эта оказалась в центре борьбы за выживание и самоопределение народов, а если без высоких слов, то, по сути, это борьба за нефть, воду, энергетические ресурсы. Богатые природные ресурсы, находящиеся на территории Курдистана, и внутренние интересы стран, на чьей территории находится Курдистан (Сирия, Ирак, Турция, Иран), не способствовали решению курдской проблемы.

К тому же курдское национальное движение было и остается разобщенным, многочисленные курдские партии выясняют отношения между собой, да и мировое сообщество, в свою очередь, не заинтересовано в создании независимого курдского государства. Сейчас речь уже не идет о создании единого курдского государства, курды претендуют лишь на создание автономий внутри тех четырех стран, где они исторически проживают.

Ситуация в каждой из четырех частей Курдистана различна. В Иране ведутся локально радио- и телепередачи на курдском языке, существует возможность издавать литературу на курдском языке, но у курдов нет права быть представленными в иранском парламенте, хотя такую возможность имеют иранские армяне, ассирийцы и евреи.

В Сирии также отрицают как существование самой курдской проблемы, так и право курдов на самоопределение. Хотя Дамаск умело использует курдов в решении проблем своих взаимоотношений с соседями – Турцией и Ираком.

Курдские же партии продолжают соперничество между собой. Патриотический союз Курдистана (ПСК) и Демократическая партия Курдистана)ДПК) делят между собой влияние в Иракском Курдистане.

Рабочая партия Курдистана (РПК), то есть турецкие курды, обвиняет эти партии в реализации своих узких "феодальных" интересов за счет интересов народа в целом. Представители РПК утверждают, что временное благополучие иракских курдов зависит лишь от помощи западных государств, которые не дают Саддаму Хусейну, как это уже не раз бывало, полностью уничтожить видимость курдской автономии.

Разумеется, что в этих обвинениях есть доля правды, без защиты западных государств курдский анклав в Ираке не смог бы существовать, а тем более процветать. РПК же взяло на себя защиту интересов курдов не по территориальному, а по общественному признаку. В свою очередь, другие курдские партии оспаривают право РПК быть рупором курдского народа – хотя влияние этой партии, особенно среди турецких и сирийских курдов, заложило основы общенационального курдского движения. Однако партизанская борьба РПК на территории Турции также не привела к реализации идеи национальной автономии. А после ареста турками ее лидера Абдуллы Оджалана позиции РПК пошатнулись.

Многочисленные курдские партии призывают к помощи и Россию, поскольку этот регион входит в зону наших геостратегических интересов.

Научная значимость темы определяется тем, что на сегодняшний день одной из острых проблем на Ближнем и Среднем Востоке является вопрос о предоставлении самоуправления (частичного или полного) районам компактного проживания курдов в этнографическом Курдистане, разделенном в годы первой мировой войны между четырьмя странами региона - Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. В настоящее время эта проблема приобретает важное значение в связи с тем, что непрекращающаяся борьба курдов за свои национальные права в Турецком (Северном), Иракском (Южном), Сирийском (Западном) и Иранском (Восточном) Курдистане волнует российских курдов, предки которых являются выходцами преимущественно из Северного и Восточного Курдистана. Ощущая определенную правовую защиту со стороны государства, российские курды прилагают усилия к тому, чтобы Российская Федерация активизировала свою ближневосточную политику с целью оказания моральной и политической помощи своим зарубежным сородичам. Российские курды ведут большую работу в этом направлении среди различных политических течений России, а также в некоторых властных структурах. Результатом этой деятельности стал ряд мероприятий – проведение "круглых столов" в некоторых московских учреждениях, состоявшихся в нынешнем году. Их цель - привлечь внимание практических организаций к выработке государственной концепции России по курдскому вопросу.

Актуальность данной работы определяется тем, что курдская проблема представляется слишком заметным и важным геополитическим фактором, чтобы ее не стремились использовать в своих интересах многие страны - как региональные, так и не относящиеся географически к ближневосточному региону. Важным фактором, определяющим повышенное внимание Запада к курдской проблеме, являются экономические интересы, возможность под предлогом защиты курдов вплотную приблизиться к нефтяным богатствам Ирака.

Курдистан приобретает особое значение и в связи с вступающим в стадию реализации проектом транспортировки каспийской нефти к Восточному Средиземноморью через территории, населенные курдами. Западные страны, вкладывающие значительные средства в этот проект, заинтересованы в сохранении контроля над регионом на длительную перспективу.

В связи с этим нами были поставлены следующие цели и задачи в данной работе:

1. Определить степень национальной консолидации курдов. Рассмотреть историю развития и становления этого народа. Рассмотреть этапы борьбы курдов за независимость.

2. Рассмотреть культуру и искусство курдского народа. Какова степень самосознания курдов? Существует ли единая идея и цель, которая бы сближала курдов не только в культурном и религиозном планах, но и в политическом.

В своей работе мы опирались на работы таких отечественных и зарубежных исследователей данной проблемы как Хаки Длер Исмаил, М.А. Гасратян, А.А. Исаев, Ш.Х. Мгои, М.С. Лазарев, О.И. Жигалина, В. Никитин, В. Данилов, Г. Шахбазян, Б. Расул, Ш. Ашири, Н.З. Мосаки. Помимо этих трудов в работе были использованы периодические издания "Азия и Африка сегодня", "Восток=Oriens", "Этносфера" и Интернет ресурсы с сайтов http://world.ng.ru и http://www.kurdistan.ru.

Глава I. Курды - один из древнейших народов

1.1 История курдов с древнейших времен до XIX века

Курды - это один из древнейших народов Передней Азии. Они утверждают, что являются потомками Ноя. Их этногенез и история изучены недостаточно. На протяжении трех тысячелетий они сохранили свою культуру и язык, хотя никогда не объединялись под единым правительством.

Курды - изначально "потаенный", скрытный народа, имеющий не менее десятка названий: гуран, бабан, джелали, джаф, милан, зилан, заза, мукри, езиди, али-илахи, шамсики - это прозвища одного народа и абсолютный "номинативный" рекорд. В собственной "номинации" единодушны лишь сами курды, гордо называющие себя "курманджи" или "курдины".

Курды, похоже, один из тех избранных народов, которого рука божественного провидения ведет через все грозные испытания и бедствия этой жизни к завершению Великого Замысла в жизни той .

История курдов читается как захватывающий приключенческий роман. Первое упоминание - в клинописи в одном ряду с хеттами, сузийцами и аккадцами. Но где теперь хетты? Хетты так и остались в клинописи, а курды -" числом не менее сорока миллионов - по-прежнему на устах человечества.

О выдающихся особенностях курдов впервые поведал миру греческий историк Ксенофонт. В своем пространном сочинении "Анабазис", повествующем о нелегком возвращении из Малой Азии десяти тысяч греков, он упоминает о "кардухах" (гордианах), которые были особенно настойчивы в преследовании греческой колонны. Географы Страбон и Птолемей описали "страну Кордуэну", по всем признакам напоминающую очертания современного Курдистана.

По жестокой логике истории курды должны были погибнуть, слиться, ассимилироваться, как это произошло с десятками других, не менее древних народов. Однако этого не произошло. Курды входили цельной органической частью, своего рода "золотым вкраплением", в ткань иного этноса, не растворяясь в нем. Так, в Ш веке до н.э. после распада государства Селевкидов возникло Парфянское царство - то самое, что столь удачно воевало с Римом. Если же внимательно изучить историю парфян, то окажется, что важнейшую часть этого общества составляли знатные курдские династии, которые рекрутировали в парфянское войско своих бесстрашных воинов.

То же положение сохранилось и при Сасанидах (226-651 гг.), когда самостоятельные курдские династии - Базикани, Дайамй, Химдани, несмешиваясь с персами, играли ключевую роль в государстве.

С 30-х годов VII века курды вместе с другими народами Западной Азии подверглись массированной арабо-мусулъманской экспансии, которая круто изменила их историческую судьбу. Тогдашний Курдистан был целиком включен в состав арабских халифатов, а сами курды в своем подавляющем большинстве исламизированы. Тем самым для них надолго и прочно оказался перекрытым путь к самостоятельному национальному и государственному развитию. Однако в отличие от многих народов Западной Азии и Северной Африки, покоренных и исламизированных арабами, курды не были ассимилированы завоевателями и сохранили этническую самобытность, а стало быть, и способность к дальнейшему этнонациональному развитию. И это несмотря на то, что они обитали в непосредственной близости от главных центров арабских халифатов Дамаска и Багдада.

В успешном сопротивлении ассимиляции важную роль сыграли иноязычие курдов (курдский язык, принадлежащий к западно-иранской группе, в его развитых литературных и диалектных формах показал завидную стойкость и жизнеспособность перед лицом приоритетного во всех отношениях арабского языка) и их географическая среда обитания (родные горы и тогда, и во все последующие времена служили надежным убежищем для народа, помогая сопротивляться поработителям). Организующим фактором освободительной борьбы служила сложившаяся к тому времени мощная военно-племенная система, характеризовавшая социальный строй курдского общества и оказавшая сильнейшее воздействие на формирование типично курдского менталитета.

Столкновение с арабами – это переломный момент в их национальной истории. Последствия этого события до сих пор сказываются на взаимоотношениях курдов как с исламским, так и с остальным миром. Курды приняли ислам суннитского толка, но весьма своеобразно интерпретировали его, разбавив многочисленными доисламскими обрядами и обычаями. Впрочем, последствия этого сказались много позднее. Первоначально же курды весьма содействовали арабским завоеваниям и внесли решающий вклад в отражении крестовых походов, следствием чего стало создание курдом Салахад-Дином (Саладином) мощной династии Эйюбидов (1169 - 1250).

Период феодальной раздробленности, через который прошли большинство цивилизованных народов мира, курды пережили в особо неблагоприятных условиях. Бесконечные междоусобные войны, но еще более - волны опустошительных тюрко-монгольских нашествий, неоднократно захлестывавшие Западную Азию в период с XI по XV века, не только причиняли неисчислимые людские потери и наносили громадный материальный урон, но и делали существование только что возникавших курдских политических сообществ эфемерным и непродолжительным, создавали непреодолимые преграды для становления сколько-нибудь прочной курдской государственности. Большинство курдских эмиратов были недолговечными раннефеодальными племенными объединениями, и поэтому ни один из них не мог стать центром национально-государственной консолидации курдов.

Эту задачу не ставили перед собой даже знаменитые владетельные дома Курдистана, основавшие свои династии. Население их владений было весьма разнородно, курды иногда не составляли и относительного большинства. Более или менее курдскими по этническому составу можно считать владения династии Хасанвайхидов (959-1015) в Юго-Восточном Курдистане и Марванидов (983-1085) в Юго-Западном. Однако "курдизм" этих и некоторых других полусуверенных или даже фактически суверенных (на короткое время) эмиратов выражался только в происхождении династий и в наличии, наряду с другими этносами, курдского населения. Никакой политической идеи насчет курдского национального государства хотя бы на части территории расселения курдов не возникало, во всяком случае в исторических источниках это не зафиксировано. Тем более это относится к тем династиям, которые правили в некурдских по преимуществу землях, как например Шаддадиды в Закавказье (XI-ХП века) и Эйюбиды, покорившие почти весь Арабский Восток (с 1169 года до середины ХШ века, а в Юго-Восточной Анатолии - до середины XV века).

Один из самых знаменитых курдов в мировой истории Салахаддин Эйюби (Саладин), прославившийся победами над крестоносцами и освобождением Иерусалима, происходил из племени раванд (равади) конфедерации хазбани. Этот герой мусульманского мира был, однако, основателем не курдской, а арабской империи, непосредственно правил в Египте и Сирии, а его войско состояло главным образом из тюрков, но было в нем немало и курдов, как и среди непосредственного окружения султана.

Дальнейший ход исторических событий в Западной Азии был столь же неблагоприятен для осуществления векового стремления курдского народа к самостоятельному государственному развитию. Опустошительный вал монгольских нашествий в ХШ веке и завоевательных походов Тимура в XIV и начале XV века привел не только к невиданному прежде разрушению производительных сил и поголовному террору против мирного населения, но и к новой перекройке политической географии региона. Она продолжалась и в послетимуровский период, во время господства там тюркских династий Кара-Коюнлу и Ак-Коюнлу (XV - начало XVI века), их борьбы между собой. Спасаясь от полного истребления, курды укрывались в родных горах, что, с одной стороны, способствовало их сохранению как этноса, но, с другой, - определенной изоляции от социально-экономического и культурного прогресса, консервации пережиточных родо-племенных отношений и соответствующих им экстенсивных форм хозяйственной деятельности.

В начале XVI века вся Западная Азия была поделена между новой великой державой - Османской империей и сефевидским Ираном, оплотом шиизма в мусульманском мире. В 1514 году часть Курдистана вошла в состав Османской империи. С этого момента и до нынешних времен продолжается многовековое курдско-турецкое противостояния. Большая часть Курдистана (Северный, Западный и Южный) досталась туркам, меньшая (Восточная) - персам. Казалось, наступило долгожданное успокоение, благоприятствующее национально-государственному развитию курдского общества, несмотря на раздел страны.

Этого не произошло. Напротив, турецко-иранская граница, она же линия раздела Курдистана, стала границей войны, и все последующие четыре века курдской истории не дали курдам ни свободы, ни независимости. И на этот раз исторические обстоятельства обернулись против них. Уже при Аббасе I (1587-1628) начинает проводиться политика "выживания" курдов. Наиболее непокорные курдские семьи выселяли в иранский Хорасан, используя в качестве заслона от нападений туркмен и узбеков.

Войдя в состав Османской империи и Ирана, курдские земли стали ареной противоборства обеих держав за обладание Курдистаном, Арменией, Южным Азербайджаном, Закавказьем, Ираком. Войны с переменным успехом шли непрерывно в течение более трехсот лет. В конечном итоге они были безрезультатны, граница в общем осталась такой же, какой она установилась в первой половине XVI века. Однако для народов, населявших спорные территории, в том числе и для курдов, эти бесконечные войны не прошли бесследно. Их жизненные силы тратились во имя чуждых для них интересов турецких султанов и иранских шахов, производительные же силы периодически разрушались. Курды - желанные воины для обеих сторон платили богу войны обильную дань кровью.

Положение разделенного Курдистана в системе внутриполитических отношений в Османской империи и в Иране в эпоху позднего средневековья и нового времени было весьма сложным и противоречивым. Здесь была создана система полусуверенных курдских княжеств различного калибра, управляемых традиционной светской и духовной знатью, отношения которых с центральной властью строились на началах вассалитета. Их обязанности перед ней сводились в сущности только к участию в военных походах султанов и шахов друг против друга. В остальном они были полными хозяевами в своих владениях.

Это привело к росту и укреплению феодального партикуляризма, который стал сильнейшим препятствием к развитию объединительного процесса в курдском обществе. Со своей стороны султанские и шахские власти основной упор делали на всемерном разжигании междоусобных противоречий в своих курдских владениях. Их основная цель - недопущение возникновения и роста освободительного движения в Курдистане и особенно тех общественных процессов, которые могли принять интеграционное направление. До XIX века в Курдистане так и не возникли условия для образования всенародных движений за национальное движение. Борьба шла преимущественно внутри курдского общества за преобладающее влияние тех или иных феодальных кланов. Курдский вопрос был, так сказать, "вещью в себе".

1.2 Современное состояние курдов

Курды, исконные обитатели Западной Азии, по причине превратностей своей исторической судьбы не смогли создать объединенное независимое государство, хотя они были и являются непосредственными и активными участниками исторических событий в регионе с середины прошлого тысячелетия вплоть до наших дней.

В настоящее время численность курдов оценивается примерно в 30 миллионов человек. Подавляющее их большинство живет в Курдистане – горной стране, расположенной на смежных территориях Турции, Ирана, Ирака и Сирии, в самом центре западноазиатского (ближневосточного) региона примерно между 34 и 40 градусами северной широты и 38 и 48 градусами восточной долготы. Его площадь - свыше 450 тысяч квадратных километров: на долю Турецкого Курдистана приходится приблизительно 230 тысяч квадратных километров, иранского - 125 тысяч, иракского – 80 тысяч, сирийского – 15 тысяч квадратных километров.

Курдистан располагает значительными природными ресурсами, в частности нефтяными месторождениями мирового значения (в Иракском Курдистане). Его недра содержат также хромовую, медную, железную и урановую руды. Обильно орошаемые естественным путем должны и ущелья Курдистана представляют собой богатые возможности для ведения интенсивного лесного и сельского хозяйства.

Около 48 процентов всех курдов живут в Турции, 25 - в Иране, 17 - в Ираке, 4 процента - в Сирии, остальные - на территории республик бывшего СССР (свыше 300 тысяч в Закавказье и Предкавказье, в центральноазиатских государствах) и стран Запада. Курдистан интегрирован в социально-экономические системы разделивших

9-09-2015, 02:17

Другие новости по теме:

    Рост миграции, вызванной разными конфликтами и бедствиями в мире, причины и оценка возможных последствий данных процессов. Проблема вынужденных мигрантов как одна из наиболее важных демографических проблем на Ближнем и Среднем Востоке, ее разрешение.

    Кризис в Персидском заливе 1990–1991 гг. и сближение Турции с Ираном. Причины и положительные последствия развития турецко-иранских отношений. Роль Турции в конфликте между США и Ираном. Место иракского фактора в развитии турецко-иранских отношений.

    Причины внутриполитической напряженности в иракском обществе в 2006 г. Заинтересованность курдских автономистов в сохранении привилегий, предоставленных регионам конституцией. Курды в качестве американских союзников в противостоянии с арабскими суннитами.

    Развал СССР и роспуск Организации Варшавского договора. Обеспечение безопасности Турции в региональном масштабе. Интересы Турции в Центральной Азии, на Кавказе, на Ближнем и Среднем Востоке. Значение Турции как стратегического союзника по НАТО.

    Анализ переходного административного закона (временной конституции), открывающего новую страницу в истории иракского народа, в том числе и курдов, которые формально получили право политической и культурной автономии. Решение курдского вопроса в Турции.

    Национализм как одна из ведущих идеологических доктрин в Турции. Истоки обостренного национального чувства турок. Внутренняя и внешняя направленность турецкого национализма. Единство тюркского мира, его геополитическое значение в прошлом и будущем.

    Характеристика периода американской оккупации Ирака, проблема создания иракскими курдами независимого государства и расширения автономии. Сохранение политической стабильности в регионе. Отложение решения вопроса о внутренних границах и проблемы Киркука.

    Идейно-политический и социально-экономический базис режима Ирака. Социальная демагогия и популизм на службе внутренней политики баасистского режима. Террор как метод управления обществом. Агрессия и вероломство - характерная черта внешней политики страны.

    Результаты визита в Турцию в 1999 г. первого заместителя премьер-министра Ирака Т. Азиза. Сходство и различия интересов Ирака и Турции в вопросах взаимосотрудничества. Общность и разногласия позиций Турции и США по иракской и израильской проблеме.

    Изучение роли нефтяного фактора в современных международных отношениях. Нефть в качестве главного энергетического ресурса стала объектом и источником международных конфликтов и превратилась в дополнительную геополитическую составляющую мировой политики.

    Характеристика особенностей взаимоотношений Турции и Сирии в конце ХХ века, которые были отягощены тремя основными проблемами: территориальными, связанными с Александреттским санджаком; проблемой распределения вод реки Евфрат, а также курдским вопросом.

    Курдистан как главный стратегический плацдарм против российского, позднее советского, Закавказья в рассмотрении Турции и Запада. Физико-географические характеристики Курдистана как основной фактор в военно-стратегическом положении данного государства.

    Нерешенность курдского национального вопроса как причина массовой эмиграции и образования многочисленной диаспоры. Этническая судьба курдов в СССР, их национальный вопрос и проблемы в современной России, Западной Европе, Северной Америке и Австралии.

    Внешняя политика Турецкой Республики. Поддержка США на мировой арене. Интересы Турции в Ираке. Антитеррористическая кампания США в Афганистане. Турецко-американские переговоры по вопросам допуска американского военного контингента на территорию Турции.

    Основные политические и военно-политические конфликты в Азии во второй половине XX века. Израильско-палестинская проблема и пути ее разрешения. Причины гражданской войны в Афганистане в 1990-х годах, ее межэтнический характер и меры урегулирования.


Загрузка...