musings.ru

488 фз от 28.12 16. О промышленной политике в российской федерации

Буквально недавно были принесены на Конт две статьи по поводу резкого ужесточения ответственности для бизнесменов, бухгалтеров, и других афилированных с компанией лиц...

«488-ФЗ: «контрольный» удар по бизнесу...

Учитесь работать легально...

И вот другое мнение...

Опасения и риски, изложенные в статье , в значительной части надуманы и возникли в результате перемешивания фактов и нововведений закона.

Акцентирую внимание на основных моментах:

Риски, связанные с более расширенными правами кредиторов предъявить требования о субсидиарной ответственности, действительно имеют место. Но такая возможность предоставлена ТОЛЬКО в отношении юридических лиц, исключенных из реестра как недействующих, и в отношении компаний, признанных банкротами. В этих случаях кредиторы вправе предъявить о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих компанию лицам (участники/акционеры и/или руководитель) по основаниям, предусмотренным законом.

Данное право не предоставлено кредиторами после завершения процедуры добровольной ликвидации, в этой части законодательство не изменилось. Принцип остался прежним: кредитор имеет право в установленный законом срок (2 месяца с момента публикации предъявить требование кредиторами), если требование было предъявлено, то оно должно быть исполнено или оспорено должником. Если требование не было исполнено, то завершение ликвидации невозможно и компания вступает в банкротство, это уже иная процедура. Если же требования не были предъявлены, а предъявленные требования исполнены, то компания завершает процедуру ликвидации и предъявление к ней и контролирующим ее лицам после ликвидации невозможно. Также законодательством не предоставлены налоговой расширенные права проводить проверку и доначислять налоги/предъявлять требования после завершения процедуры ликвидации, если они не были предъявлены в ходе ликвидации, поскольку ликвидацией юридического лица прекращается его правоспособность, в том числе как налогоплательщика.

В каких случаях расширена возможность предъявления требований кредиторов о субсидиарной ответственности:

при исключении недействующего юридического лица из реестра (административная процедура принудительного исключения недействующего лица из реестра). Ранее правовые последствия такой процедуры отчасти были приравнены к последствиям ликвидации, и предъявление требований кредиторов было невозможно, теперь возникла такая возможность, что представляется разумной мерой в защиту нарушенных интересов кредиторов. Основанием предъявления требования является неисполнение обязательств общества, если будет доказано, что контролирующие должника лица действовали недобросовестно или неразумно.

после завершения процедуры банкротства. Ранее все требования кредиторов о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности могли быть предъявлены только в рамках процедуры банкротства. Новелла существенная. Теперь завершение процедуры банкротства не влияет на возможность кредиторами предъявить такие требования в течение трех лет с момента завершения конкурсного производства. Также прописаны и более четко регламентированы процедуры рассмотрения таких требований в ходе банкротства. Вывод один: если компания признана банкротом, то возможные негативные последствия от факта банкротства еще более увеличиваются.

Некоторые принципиальные новшества, которым не дано оценки, но которые имеют существенное значение:

вводится срок ликвидации (ранее не регламентирован и не ограничен), процедура ликвидации должна быть завершена в течение года, продление только через суд и на срок не более шести месяцев. В случае отмены ликвидации повторное решение о начале процедуры ликвидации может быть принято не ранее чем через шесть месяцев. Здесь неясна задача и логика законодателя: с какой целью ограничен срок ликвидации?

Нахождение компании в состоянии ликвидации и срок такой ликвидации не влияет на права кредиторов и иных лиц, в отношении текущих или вновь возникающих обязательств лицо также их исполняет, исполняет в полном объеме обязанности налогоплательщика. При этом на фактическое увеличение срока ликвидации зачастую влияют независящие от компании обстоятельства: затягивания со стороны налоговых органов и внебюджетных фондов (длительные процедуры проверки, сверки, расчетов). Что делать теперь компаниям с такими «зависшими» ликвидациями, как будет «принудительно» отменяться процедуры ликвидации, не завершенная в установленный срок, пока неясно. Возможно, данная новелла призвана отменить процедуры ликвидации, которые не могут быть завершены по причине недостаточности средств для расчета с кредиторами, но это тоже нелогично, поскольку существует норма закона, обязывающая при невозможности рассчитаться по долгам обратиться в суд о признании банкротом.

Появилось новое основания для применения административной процедуры исключения из реестра недействующего юридического лица. Ранее таким основанием было только одновременное отсутствие операций по расчетным счетам компании и непредставление отчетности в налоговый орган в течение более 12 месяцев. Теперь введено новое – наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи. В прошлом году была введена и начала применяться на практике процедура проверки достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ и содержащихся в реестре. Проверка достоверности сведений, вносимых в ЕГРЮЛ, может быть проведена в ходе приостановки государственной регистрации при рассмотрении документов, поданных на регистрацию. Также любые сведения, уже содержащиеся в реестре, могут быть проверены налоговым органом. Если в отношении таких сведений будет установлен факт недостоверности, то вносится соответствующая запись. Чаще всего это записи в отношении недостоверности сведений о юридическом адресе, может быть в отношении участника или руководителя. Теперь если в течение 6 месяцев после внесения записи о недостоверности сведений юридическое лицо не внесло в ЕГРЮЛ достоверные сведения, то оно может быть принудительно исключено из реестра. Эта новелла может существенно ограничить права заинтересованных лиц, появляется необходимость тщательнее и чаще отслеживать сведения в отношении своей компании и компаний-контрагентов. Учитывая, что большинство компаний используют именно «юридический адрес» (приобретаемый «адрес», не являющийся фактическим местом нахождения), то от внесения о недостоверности сведений и, соответственно, возможности исключения из реестра не застрахован никто.

Юлия Уколова

директор Департамента создания и поддержки бизнеса Юридической фирмы «Клифф»

1. Государственная информационная система промышленности создается в целях автоматизации процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности, информирования о предоставляемой поддержке субъектам деятельности в сфере промышленности, а также для повышения эффективности обмена информацией о состоянии промышленности и прогнозе ее развития.

2. Создание, эксплуатация и совершенствование государственной информационной системы промышленности обеспечиваются уполномоченным органом, который является оператором государственной информационной системы промышленности. Уполномоченный орган имеет право передать функции оператора государственной информационной системы промышленности государственному фонду развития промышленности, часть полномочий и функций учредителя которого передана Правительством Российской Федерации уполномоченному органу. В целях эксплуатации и совершенствования государственной информационной системы промышленности (за исключением случая, если функции оператора государственной информационной системы промышленности переданы указанному государственному фонду развития промышленности) уполномоченный орган вправе привлекать иных лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Создание, эксплуатация и совершенствование государственной информационной системы промышленности осуществляются на основе следующих принципов:

1) полнота, достоверность и своевременность предоставления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и общедоступность включения в эту информационную систему информации, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами;

2) однократность сбора информации для включения в государственную информационную систему промышленности в случае, если аналогичная по содержанию, степени детализации и периодичности предоставления информация направлялась в обязательном порядке субъектом государственной информационной системы промышленности для включения в государственную информационную систему промышленности или иную государственную информационную систему;

3) взаимодействие государственной информационной системы промышленности с иными информационными системами;

4) обеспечение безопасности государства при создании, эксплуатации и совершенствовании государственной информационной системы промышленности;

5) доступность и бесплатность программных средств государственной информационной системы промышленности, необходимых субъектам этой государственной информационной системы промышленности в целях предоставления ими в обязательном порядке информации для включения в государственную информационную систему промышленности в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В государственной информационной системе промышленности должна содержаться информация:

1) о состоянии промышленности и прогнозе ее развития;

2) о субъектах деятельности в сфере промышленности;

3) о прогнозах выпуска основных видов промышленной продукции и об их фактическом выпуске, о характеристиках промышленной продукции с учетом отраслевой принадлежности, а также об объеме импорта промышленной продукции в Российскую Федерацию (по видам промышленной продукции);

4) об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии в процессе промышленной деятельности;

5) о государственных и муниципальных программах, разрабатываемых в целях формирования и реализации промышленной политики;

6) о мерах стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренных соответствующими государственными и муниципальными программами;

7) о достижении показателей эффективности применения мер стимулирования, осуществляемых за счет средств федерального бюджета;

8) о прогнозе развития отраслей промышленности, требования к формированию которого определяются Правительством Российской Федерации;

9) о кадровом потенциале субъектов деятельности в сфере промышленности и об их потребностях в кадрах;

10) об информационно-технических справочниках по наилучшим доступным технологиям и о методических рекомендациях по их применению;

11) в форме ежегодных докладов о состоянии и развитии промышленности, подготавливаемых уполномоченным органом в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 6 настоящего Федерального закона;

12) о заключении, об изменении, о расторжении и о прекращении действия специальных инвестиционных контрактов, а также о результатах контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам.

5. Перечень информации государственной информационной системы промышленности, подлежащей обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и перечень запрашиваемой уполномоченным органом информации о производимой продукции (с учетом особенностей отраслей промышленности) для включения такой информации в государственную информационную систему промышленности определяются Правительством Российской Федерации.

6. Информация, содержащаяся в государственной информационной системе промышленности и подлежащая обязательному размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляется бесплатно.

7. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты деятельности в сфере промышленности обязаны предоставлять оператору государственной информационной системы промышленности информацию, включаемую в эту информационную систему и не являющуюся информацией, доступ к которой ограничен федеральными законами, в составе и в порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

8. Правительство Российской Федерации устанавливает порядок взаимодействия государственной информационной системы промышленности с иными государственными информационными системами.

8.1. Государственная информационная система промышленности используется для информационного взаимодействия лиц, указанных в статьях 18.1 и 18.5 настоящего Федерального закона, при заключении, изменении, расторжении и прекращении действия специальных инвестиционных контрактов, а также при осуществлении контроля за выполнением инвесторами обязательств по специальным инвестиционным контрактам.

9. Финансовое обеспечение создания, эксплуатации и функционирования государственной информационной системы промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых уполномоченному органу на реализацию государственных программ в рамках реализации промышленной политики.

Добрый день, дамы и господа!

У меня в руках текст Федерального закона №488-ФЗ от 28 декабря 2016 года . Согласно данному документу, кредиторы юридического лица, в том числе, если этим кредитором является бюджет (то есть налоговая инспекция), признанного недействующим, могут предъявить иски к его бенефициарам. Я переведу сейчас это на русский язык. Данным документом внесены изменения в законодательство, позволяющие взыскивать с руководителей предприятий и других лиц, ответственных за принятие решений, в том числе налоговую задолженность. Иски в данном случае будут инициированы органами ФНС России.

О чем же идет речь? Речь в этом замечательном федеральном законе №488-ФЗ идет об изменениях, внесенных в Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» №14-ФЗ , куда добавлен п.3.1 ст.3 . Изменения внесены не только в ст. 3 , но еще и в ст. 10 Федерального закона «О несостоятельности и банкротстве» №127-ФЗ . И речь идет о следующем, поясню на конкретных примерах.

Допустим, вы решили, ликвидировать свою организацию. Своевременно уведомили налоговиков. В соответствующем вестнике опубликовано ваше решение о ликвидации. В течение двух месяцев вы принимали различного рода претензии от ваших кредиторов. Ваши кредиторы никаких претензий к вам не предъявили. Налоговая инспекция как кредитор, проведя камеральную налоговую проверку, допустим, никаких претензий к вам не предъявила. Вы после этого подготовили ликвидационный баланс, заполнили форму Р16001. Сходили к нотариусу, заплатили государственную пошлину. Сдали все бумаги, и налоговики ликвидировали вашу организацию, вычеркнув ее из ЕГРЮЛ, подтвердив таким образом, что вы больше ничего никому не должны. В том числе, налоговики своим решением подтверждают, что вы ничего никому не должны в части, касающейся бюджета по налогам. Это один путь.

Другой путь. Вами была проведена грамотная процедура абсолютно законного банкротства. Ваша компания ликвидирована в результате банкротства. Вы принимали всевозможные претензии. Все претензии удовлетворили. Компания была ликвидирована. Судебное решение, на основании которого ваша компания была вычеркнута налоговикам из ЕГРЮЛ, дает вам право считать, что вы чисты, и спать вы можете спокойно.

Нет, уважаемые коллеги! Теперь, в связи с изменениями в №14-ФЗ , в связи с изменениями в №127-ФЗ , спать спокойно больше не придется. Теперь в течение 3 лет с момента официальной государственной ликвидации, налоговики могут вернуться к этой уже ликвидированной компании. Я не буду рассказывать, как они могут проверить, но, поверьте мне, могут проверить взаимосвязи этой компании за все ее прошлое. Найти ее связи с каким-то «серыми» или нехорошими конторами. Посчитать для уже ликвидированной компании недоимки, пени и штрафы. А так как компания ликвидирована, то эти недоимки, пени и штрафы невозможно предъявить организации. Так вот, налоговики теперь радостно будут предъявлять эти претензии (обратите внимание, все это за счет личного имущества) о погашении недоимок, пеней и штрафов для уже ликвидированной организации в течение трех лет с момента ликвидации «лицам, которые в силу закона или иного правового акта или учредительного документа юр. лица, могут выступать или могли выступать его имени учредителями, если будет доказано, что при осуществлении своих прав и исполнение своих обязанностей это лицо, действовало недобросовестно или неразумно, в том числе, если его действия/бездействия не соответствовали обычным условиям гражданского оборота или обычному предпринимательскому риску».

Посмотрите, коллеги, п. 1 ст. 53.1 ГК РФ . А также эти претензии налоговики будут предъявлять к членам коллегиальных органов юридического лица, например, к совету директоров, за исключением тех из них, кто голосовал против решения, которое повлекло причинение юридическому лицу убытков. Или действуя добросовестно не принимал участия в голосовании (п. 2 ст. 53.1 ГК РФ ). Также они будут предъявлять претензии лицам, имеющим фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе давать возможность указания должностным лицам (п. 3 ст. 53.1 ГК РФ ).

Давайте, я переведу это на русский язык. Это означает, что в течение 3 лет с момента ликвидации юридического лица, отвечать по долгам этого юридического лица всем своим личным имуществом будет любой единоличный исполнительный орган любого общества, то есть директор, генеральный директор, исполнительный директор или управляющий, управляющая организация. Также всем своим личным имуществом будут отвечать основные акционеры либо учредители. Также всем своим личным имуществом будут отвечать (здесь мутно, я не знаю, как будет складываться судебная практика) иные лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, в том числе иметь возможность давать указания должностным лицам. Черт его знает, что это означает! Означает ли это, что отвечать всем своим личным имуществом по долгам уже ликвидированной компании будет, например, финансовый директор или главный бухгалтер? Не знаю. Не хочу заранее запугивать. Посмотрим судебную практику. Этот закон по поводу «замечательной» ответственности окончательно вступит в силу с 1 июля 2017 года. Будет действовать «назад». Это означает, что если проверка придет к вам после 1 июля 2017 года, или кто-то вспомнит про уже ликвидированную вами компанию после 1 июля 2017 года, то, конечно же, эти претензии могут быть предъявлены.

Ну и какова же цель принятия этого закона? Цитирую: «По мнению представителей ФНС России, благодаря этому закону, налоговые органы смогут напрямую предъявлять требования к контролирующим должника лицам, виновным в неплатежеспособности юридического лица». Какая забота о нас! Для этого даже не нужно будет возбуждать процедуру банкротства, так как при отсутствии конкурсной массы в рассматриваемой ситуации это повлечет излишние траты. Зачем? Можно будет сразу предъявить претензии бывшему учредителю, и разорить его к чертовой матери, отобрав чуть ли не последнюю квартиру. А когда я говорю «последнюю квартиру», я знаю, о чем говорю.

Это новый законопроект, в соответствии с которым будут отнимать единственное жилье, при условии, если на каждого члена семьи идет превышение установленного метража в 15-18 м² на человека в 2 и более раза. Понимаете, какая штука? Такой подход, как говорят представители ФНС России, позволит в 2-3 раза снизить количество неэффективных процедур банкротства и, конечно же, пополнить бюджет.

Замечательно! Просто замечательно! Вы думаете это все, коллеги? Нет, конечно! Не только ФНС России смогут возбуждать подобные дела. Право возбуждать подобные дела дано, в том числе, вашим бывшим сотрудникам или вашим нынешним сотрудникам. Я могу это процитировать. Прочитайте сами этот замечательный №488-ФЗ ! Я приготовил кое-какие цитаты, но не знаю, грузить вас ими или нет. Раз уж я ссылался на будущие изменения в п.3.1. ст.3 14-ФЗ , я немного процитирую: «…в данном случае, если неисполнение обязательств общества, в том числе в следствии причинения вреда, обусловлено тем, что лица, указанные в п.1-3 ст. 53.1 ГК РФ …»

Что это за лица? В п. 1 написано, что это директор. В п. 2 написано, что это члены коллегиальных органов юридического лица. Это совет директоров, за исключением тех, кто голосовал против. В п.3 написано, что это лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица, то есть учредители. Так вот, в данном случае, если неисполнение обязательств общества, в том числе в последствии причинения вреда обусловлены тем, что перечисленные мною лица, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора, имеется ввиду ФНС РФ, на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.

То есть, уважаемые дамы и господа, все, о чем я говорил до этого – не плод моего больного воображения. Это плод мысленных усилий чиновников. Как такое вообще возможно в правовом государстве? Сначала подтвердить человеку, что к нему нет никаких претензий, но оставить себе лазейку в течение трех лет его разорить. Я не знаю, как такое возможно. Но, факт в том, 488-ФЗ подписан. Не знаю, цитировать вам дальше все эти замечательные вещи или не цитировать…

Почитайте сами. Я писал про работника, про бывшего работника должника. Он тоже может инициировать все это «хозяйство». Почитайте: тут все «замечательнейшим» образом написано. Т.е., если ваш бывший работник в течение 3 лет с момента ликвидации вашей компании очухается и решит, что вы ему что-то должны и докажет через суд, что вы ему действительно что-то должны… Что ж, замечательно, за счет личного имущества, субсидиарную ответственность будет нести директор, генеральный директор, учредители и члены совета директоров, в том числе.+

«Хороший» федеральный закон. Он порядок наводит в нашей стране… Вот такими методами наводит порядок, понимаете. Ладно. Кто в этом виноват? Узнаете в следующем ролике!

Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 7, ст. 785; 2002, № 12, ст. 1093) следующие изменения:

1) статью 3 дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Исключение общества из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц для недействующих юридических лиц, влечет последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации для отказа основного должника от исполнения обязательства. В данном случае, если неисполнение обязательств общества (в том числе вследствие причинения вреда) обусловлено тем, что лица, указанные в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, действовали недобросовестно или неразумно, по заявлению кредитора на таких лиц может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества.»;

2) статью 57 дополнить пунктами 6 и 7 следующего содержания:

«6. Срок ликвидации общества, установленный его участниками или органом, принявшим решение о ликвидации общества, не может превышать один год, а в случае, если ликвидация общества не может быть завершена в указанный срок, этот срок может быть продлен в судебном порядке, но не более чем на шесть месяцев.

7. В случае отмены участниками общества или органом, принявшим решение о ликвидации общества, ранее принятого решения о ликвидации общества либо истечения срока, указанного в настоящей статьи, повторное принятие решения о добровольной ликвидации данного общества возможно не ранее чем по истечении шести месяцев со дня внесения сведений об этом в единый государственный реестр юридических лиц.».

Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33, ст. 3431; 2003, № 26, ст. 2565; № 52, ст. 5037; 2005, № 27, ст. 2722; 2007, № 7, ст. 834; № 30, ст. 3754; № 49, ст. 6079; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 20, 23; № 52, ст. 6428; 2010, № 31, ст. 4196; № 49, ст. 6409; 2011, № 27, ст. 3880; № 30, ст. 4576; № 49, ст. 7061; 2014, № 14, ст. 1551; № 30, ст. 4242; 2015, № 13, ст. 1811; № 27, ст. 4000, 4001) следующие изменения:

1) в статье 5:

а) пункт 1 дополнить подпунктом «и.2» следующего содержания:

«и.2) сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве;»;

б) пункт 4 дополнить абзацем следующего содержания:

«Внесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений, предусмотренных настоящей статьи, осуществляется регистрирующим органом на основании поступившего в регистрирующий орган из арбитражного суда определения о принятии заявления о признании должника банкротом, а также представленных оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве сведений о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующих должника сведений (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведений о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, о дате введения соответствующей процедуры, сведений о прекращении производства по делу о банкротстве, сведений об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.»;

2) в статье 21.1:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 21.1. Исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа»;

б) пункт 2 дополнить абзацем следующего содержания:

«Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных настоящего Федерального закона.»;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.»;

г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);

б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи.»;

3) пункт 7 статьи 22 дополнить абзацем следующего содержания:

«Регистрирующий орган не исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных настоящего Федерального закона.».

Внести в Федеральный закон от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 43, ст. 4190; 2005, № 44, ст. 4471; 2007, № 30, ст. 3754; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 1, ст. 4; № 18, ст. 2153; 2011, № 1, ст. 41; № 19, ст. 2708; № 30, ст. 4576; № 49, ст. 7068; 2013, № 26, ст. 3207; № 27, ст. 3481; 2014, № 11, ст. 1095; № 49, ст. 6914; № 52, ст. 7543; 2015, № 1, ст. 10, 29; № 27, ст. 3945, 3977; 2016, № 1, ст. 11; № 23, ст. 3296; № 26, ст. 3891) следующие изменения:

1) в статье 10:

а) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и (или) заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом, рассматривавшим дело о банкротстве, в случае, если указанные заявления поданы после завершения конкурсного производства либо судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, в ходе конкурсного производства может быть подано конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом, задолженность которых образовалась после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, в ходе конкурсного производства может быть подано конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов, конкурсным кредитором, представителем работников должника, работником, бывшим работником должника или уполномоченным органом.

Заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями (участниками) или его органами управления (членами его органов управления), в ходе конкурсного производства, внешнего управления может быть подано конкурсным управляющим, внешним управляющим, учредителем (участником) должника, а в ходе конкурсного производства также может быть подано конкурсным кредитором или уполномоченным органом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, может быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующих оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но не позднее трех лет со дня признания должника банкротом. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, может быть подано также лицом, имеющим право на подачу такого заявления, в случае, если судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве. Такое заявление подлежит рассмотрению арбитражным судом, ранее рассматривавшим дело о банкротстве и прекратившим производство по этому делу (вернувшим заявление о признании должника банкротом).

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 настоящей статьи, может быть подано также не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства и если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть восстановлен судом.»;

б) дополнить пунктами 5.1 - 5.8 следующего содержания:

«5.1. Если на момент рассмотрения заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности невозможно определить размер ответственности, суд после установления всех иных имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов выносит определение, в резолютивной части содержащее выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами. Указанное определение и определение об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности могут быть обжалованы.

При рассмотрении апелляционной жалобы на определение об отказе в удовлетворении заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности суд апелляционной инстанции, установив наличие основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности (при отсутствии возможности установить размер ответственности) и отменив определение суда первой инстанции, принимает судебный акт, в резолютивной части которого содержатся выводы о доказанности наличия основания для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

5.2. После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий одновременно с отчетом о результатах проведения конкурсного производства направляет в арбитражный суд ходатайство о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, указав размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию в пользу каждого лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

5.3. В случае, если рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности приостанавливалось в соответствии с настоящей статьи, вопрос об определении размера субсидиарной ответственности и отчет конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства рассматриваются в одном судебном заседании.

В этом случае определение о завершении конкурсного производства (о прекращении производства по делу о банкротстве) должно также содержать сведения о сумме, подлежащей взысканию с лица (лиц), привлеченного к субсидиарной ответственности, в пользу каждого кредитора, чьи требования остались неудовлетворенными в связи с недостаточностью имущества, и очередность погашения требования каждого кредитора в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона.

5.4. В случае, если расчеты с кредиторами завершены (процессуальные действия по делу о банкротстве прекращены), а рассмотрение заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности не приостанавливалось и не завершено, суд по ходатайству лиц, участвующих в деле о банкротстве, приостанавливает производство по делу о банкротстве до вынесения определения по заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности. Арбитражному управляющему не выплачивается фиксированная сумма вознаграждения за счет средств должника за период, в течение которого дело о банкротстве приостановлено в соответствии с настоящей статьей.

На основании определения о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, вынесенного в соответствии с настоящим пунктом, выдаются исполнительный лист или исполнительные листы по правилам настоящей статьи.

5.5. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основанию, установленному пунктом 4 настоящей статьи, поданное после завершения конкурсного производства, рассматривается судом, рассматривавшим дело о банкротстве, по правилам главы 28.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Любой из кредиторов по текущим обязательствам, кредиторов, чьи требования включены в реестр требований кредиторов, и кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, имеет право подать заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в размере неудовлетворенных требований такого кредитора, указанных в отчете конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства.

В случае, если в заявлении о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности не указан круг лиц, заинтересованных в привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд оставляет такое заявление без движения и предоставляет данному заявителю право на ознакомление с делом о банкротстве в целях определения круга лиц для их указания в заявлении о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

На основании решения о привлечении к субсидиарной ответственности выдаются исполнительный лист или исполнительные листы по правилам настоящей статьи.

5.6. Выдавая исполнительные листы на принудительное исполнение судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, арбитражный суд помимо сведений о сумме, подлежащей выплате каждому кредитору, указывает очередность погашения требования каждого кредитора в соответствии со статьей 134 настоящего Федерального закона.

В ходе исполнительного производства по исполнению судебного акта о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности часть 1 статьи 111 Федерального закона «Об исполнительном производстве» не применяется, а требования взыскателей погашаются в соответствии с очередностью, указанной в исполнительных листах.

5.7. Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основанию, установленному пунктом 2 настоящей статьи, поданное после возврата судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, рассматривается судом, ранее рассматривавшим дело о банкротстве и прекратившим производство по нему (вернувшим заявление о признании должника банкротом), по правилам искового производства.

Правило о привлечении основного должника к участию в рассмотрении заявления о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, установленное пунктом 3 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, в этом случае не применяется.

5.8. В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, кредитор, обратившийся с указанным заявлением, кредиторы в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено, вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытков, причиненных по их вине должнику, в сумме, не превышающей размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику, указанных в пунктах 1 - 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.»;

2) статью 28 дополнить пунктом 6.7 следующего содержания:

«6.7. Оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, сведения о наименовании должника - юридического лица и идентифицирующие должника сведения (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), сведения о введении наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также о дате введения соответствующей процедуры, сведения о прекращении производства по делу о банкротстве, сведения об утвержденных внешнем управляющем или конкурсном управляющем (фамилия, имя и, если имеется, отчество такого арбитражного управляющего, его идентификационный номер налогоплательщика) и об изменении таких сведений. Указанные сведения представляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в форме электронных документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, не позднее трех дней со дня их внесения в данный реестр.»;

3) в пункте 4 статьи 42:

а) абзац первый дополнить словами «, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц»;

б) дополнить абзацем следующего содержания:

«В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.»;

4) пункт 2 статьи 147 дополнить абзацами следующего содержания:

«перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);

перечень требований кредиторов, чьи требования признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, включенных в реестр требований кредиторов, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

3. Положения пунктов 5 - 5.4, Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к поданным после 1 июля 2017 года заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности в виде возмещения убытков.

4. Положения Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности в случае, если определение о завершении процедуры конкурсного производства в отношении таких должников вынесено после 1 сентября 2017 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

Москва, Кремль

Обзор документа

Внесенные изменения направлены на совершенствование мер по обеспечению интересов кредиторов при банкротстве юрлица.

Закреплено, что исключение ООО из ЕГРЮЛ в порядке, установленном для недействующих юрлиц, влечет последствия, предусмотренные для отказа основного должника от исполнения обязательства.

Прописан максимальный срок ликвидации ООО. Предусмотрено, когда можно принять повторное решение о добровольной ликвидации, если участники или уполномоченный орган отменили ранее принятое решение.

В ЕГРЮЛ теперь также включаются сведения о возбуждении производства по делу о банкротстве юрлица, о проводимых в отношении него процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

При наличии таких сведений решение о предстоящем исключении не будет приниматься, регистрирующий орган не сможет исключить из ЕГРЮЛ соответствующее юрлицо как недействующее.

Более детально прописан порядок направления заявлений в связи с исключением недействующего юрлица из ЕГРЮЛ.

Установлен дополнительный перечень случаев, когда применяется порядок исключения юрлица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа.

Скорректирован порядок подачи и рассмотрения заявлений о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

В этой статье мы прокомментируем недавно (28.12.2016 г.) принятый закон за номером 488-ФЗ , которым вносятся изменения в ФЗ от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” , в ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” , и в ФЗ от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” . Большая часть его статей вступают в силу 01.07.2017 г. и касаются расширения возможности заинтересованных лиц обращения с заявлениями в арбитражный суд с целью привлечения к субсидиарной ответственности, а также ответственности в виде взыскания убытков с руководителей и собственников (выгодоприобретателей) организаций. Кроме того, в июле 2017 года вышел обзор важнейших процедурных изменений в частях и статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”.

В корпоративное законодательство – ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” – Федеральным законом 488-ФЗ внесена статья 3.1 о возможности привлечения к субсидиарной ответственности лиц, ранее контролировавших деятельность общества, которое было принудительно ликвидировано налоговым органом в связи с отсутствием признаков действующего лица.

Сам термин “ ” и все основания для ее применения описывались ранее в указанной статье.

Субсидиарная ответственность без банкротства

Данные изменения можно назвать кардинальными, поскольку любым заинтересованным лицам позволено подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности участников и руководителей обществ. Правда, касается это только тех юридических лиц, которые были исключены из ЕГРЮЛ в связи с непредставлением отчетности и отсутствием движения денег по счетам в течение года до такого исключения. Действует это правило с 1 сентября 2017 года.

Брошенные с долгами и ликвидированные регистрирующими органами компании теперь влекут риски для их бывших выгодоприобретателей.

Также, закон допускает увеличение срока ликвидации общества с 1 года до 1.5 лет по решению суда, при этом запрещает повторное (в случае отмены предыдущего решения) обращение с заявлением о добровольной ликвидации в течение 6 месяцев.

В ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” внесены следующие изменения.

В ЕГРЮЛ будет новая графа, содержащая сведения о процедурах банкротства организации. Такие сведения в регистрирующий орган будет направлять оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) не позднее 3х дней с даты внесения их в ЕФРСБ.

Запрещена принудительная ликвидация компаний при наличии сведений об их банкротстве, либо при наличии обоснованных заявлений заинтересованных лиц о нарушении их прав ликвидацией общества. Следует отметить, что на практике такой подход действует уже давно, теперь он закреплен на законодательном уровне.

Изменения в Законе о банкротстве

Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)” претерпел ряд внушительных изменений, особенно многим известная его статья 10.

UPD. Как было сказано выше, важнейшие процедурные изменения 2017 года описаны в частях и статьи “Изменения в Законе о банкротстве по субсидиарной ответственности”, а статья 10 Закона о банкротстве в июле 2017 года утратила силу.
Изменения касаются поданных с 01.07.2017 г. заявлений о привлечении лиц к субсидиарной ответственности и о взыскании убытков.

Предусматривающая субсидиарную ответственность статья 10 дополнена изменениями в пункте 5 о возможности подачи и рассмотрения соответствующего заявления и после завершения конкурсного производства , а также при возвращении заявления о банкротстве либо прекращения банкротного дела в связи с отсутствием средств для финансирования процедуры.

Последнее основание – об отсутствии финансирования являлось очень распространенным для невведения судом процедур банкротства и теперь не является препятствием для привлечения лиц к субсидиарной ответственности, даже, при отсутствии банкротства общества как такового. Десятки и сотни заявлений кредиторов о банкротстве были возвращены заявителям ввиду недоказанности возможности финансирования будущих процедур банкротства. В итоге, все должники данных кредиторов получили возможность без каких-либо беспокойств оставить вопросы погашения долгов. Теперь эта порочная практика прекращается.

Привлечение к субсидиарной ответственности без дела о банкротстве

Заявление об ответственности контролирующих лиц в этом случае подается в трехлетний срок в тот же арбитражный суд, что и возвращал заявление о банкротстве или прекращал это дело. Допускает законодательство теперь и подачу искового заявления о взыскании убытков с виновных лиц в исковом производстве по тем же правилам.

Кроме того, предоставлено право подавать аналогичное заявление и работникам общества , правда только в процедуре конкурсного производства.

Заявление об ответственности за неподачу заявления о банкротстве может быть подано в течение 3х лет с момента возникновения соответствующей обязанности, но не позднее 3х лет с момента введения конкурсного производства.

В ситуации, когда суд по заявлению стороны устанавливает наличие оснований для привлечения к субсидиарной ответственности, но размер этой ответственности пока что определить не удается (пополняется конкурсная масса, идут расчеты с кредиторами), арбитражный суд по своей инициативе должен приостановить рассмотрение обособленного спора, а в резолютивной части определения указать на доказанность наличия виновных действий . Таким же образом должен поступить и отменивший определение суда об отказе в привлечении к ответственности апелляционный судуказать в резолютивной части на наличие оснований для привлечения к ответственности и приостановить производство. Возобновляется производство на основании ходатайства конкурсного управляющего, где указывается и подлежащая взысканию денежная сумма.

После завершения конкурсного производства вправе по общим основаниям (ч. 4 ст. 10 Закона о банкротстве) подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности виновных лиц кредиторы

  • по текущим обязательствам
  • включенные во все очереди реестра требований кредиторов
  • зареестровые кредиторы.

Как мы видим, Федеральный закон от 28 декабря 2016 года №488-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” позволил наравне с конкурсными кредиторами обращаться с заявлениями к виновным лицам, в том числе и после завершения процедуры конкурсного производства, кредиторам по текущим обязательствам и тем кредиторам, чьи требования учтены для погашения за счет оставшегося после всех других кредиторов имущества.

Исполнительный лист на взыскание субсидиарной ответственности должен содержать не только размер выплачиваемой каждому кредитору суммы, но и ее очередность относительно иных кредиторов. Теперь аффилированные виновным лицам структуры не смогут просто выкупить долги (субсидиарная ответственность, убытки) с торгов, т.к. взыскателями будут указываться конкретные кредиторы.

  • появилось право предъявлять требования к контролирующим компанию лицам после завершения ее деятельности, но только в результате принудительной ликвидации
  • принудительная ликвидация предприятий запрещается, если в ЕГРЮЛ есть запись о банкротстве или в налоговый орган предъявлено заявление заинтересованного лица
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать как после завершения процедуры банкротства, так и вне данной процедуры, если в ее введении было ранее отказано или было прекращено производство
  • заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано любым видом кредиторов: реестровый, зареестровый, текущий, работник
  • по общему правилу заявление о привлечении к субсидиарной ответственности и взыскании убытков подаются в течение трех лет с момента как лицо должно было узнать или узнало о наличии соответствующих оснований
  • гражданско-правовое преследование виновных в банкротстве или перед кредиторами лиц, сами кредиторы смогут инициировать и осуществлять в рамках исполнительного производства и после завершения банкротных процедур.

Читайте так же:

  • Изменения в Законе о банкротстве по материальной…
Загрузка...