musings.ru

Арбитражный суд рф. Мой арбитр: картотека арбитражных дел

О системе Арбитражных судов в Российской Федерации

Арбитражные суды в Российской Федерации образованны и действуют на основе Конституции , Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" , Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" , Федерального закона от 24.07.2002 N 95-ФЗ «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» , и других законодательных и нормативно-правовых актов.

Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, имеющих статус индивидуального предпринимателя, а также в отдельных случаях с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Арбитражные суды также рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, организаций с иностранными инвестициями, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Арбитражные суды округов проверяют в кассационной инстанции законность судебных актов по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов Российской Федерации и арбитражными апелляционными судами, а в случаях, установленных федеральными законами, - судебных актов, принятых судами кассационной инстанции. Кассационная инстанция рассматривает жалобы на решения арбитражного суда, вступившие в законную силу и постановления апелляционной инстанции. При рассмотрении дела в кассационной инстанции арбитражный суд проверяет правильность применения норм материального права и норм процессуального права арбитражным судом первой и апелляционной инстанций. Кассационная инстанция обладает всеми полномочиями апелляционной инстанции, и дополнительно включает в себя право кассационной инстанции передать дело на новое рассмотрение в инстанцию арбитражного суда, решение или постановление которого отменено.

Арбитражные апелляционные суды проверяют в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Суть апелляционного производства состоит в том, что по жалобе лица, участвующего в деле, на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело в полном объеме. Апелляционная инстанция обладает следующими полномочиями: оставить решение без изменения, изменить решение, отменить решение и принять новое решение либо прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации - республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округов.

История создания арбитражных судов Российской Федерации

Предшественниками арбитражных судов Российской Федерации являются коммерческие суды, осуществлявшие свою деятельность до 1917 года. Декретом Совета народных комиссаров от 24 ноября 1917 года коммерческие суды были упразднены, декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 29.12.1917 "О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений" было предписано все дела коммерческих судов распределить по цене иска между местными и окружными судами для решения их по общим правилам судопроизводства.

В 1922 году, на основании декрета ВЦИК и СНК РСФСР от 21.09.1922 "Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями" для решения кономических споров, были учреждены Высшая Арбитражная Комиссия, действующая при Совете Труда и Обороны и Арбитражные Комиссии при Областных Экономических Совещаниях. К компетенции Высшей Арбитражной Комиссии было отнесено разрешение споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральное учреждение, споры между учреждениями или предприятиями различных губерний, если губернии эти не входят в состав одной автономной Республики или области, рассмотрение жалоб на решения местных арбитражных комиссий, пересмотр всякого рода дел, разрешенных местными арбитражными комиссиями и Высшей Арбитражной Комиссией. Решения арбитражных комиссий имели силу судебных решений и приводились в исполнение способом, указанном в самом решении. Наблюдение (надзор) за деятельностью Арбитражных комиссий осуществлялся Народным комиссариатом юстиции (Декрет ВЦИК от 01.02.1923). В 1924 году Декретом ЦИК СССР, СНК СССР от 06.05.1924 "Положение об Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р.", из числа имущественных споров, подлежащих разрешению Арбитражной Комиссии при Совете Труда и Обороны, были исключены споры между государственными учреждениями и предприятиями одного и того же ведомства, споры, возникающие по операциям Государственного Банка и Главного Правления государственного страхования, споры, вытекающие из договоров железнодорожной перевозки, регулируемые Уставом железных дорог, а также споры, вытекающие из договоров о почтовой пересылке, иски по протестованным векселям, иски, вытекающие из договоров общеустановленного типа о пользовании коммунальными услугами, споры возникающие по поводу обложения налогами.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 04.03.1931 Арбитражные комиссии были упразднены, а дела подлежащие разрешению арбитражных комиссий, были переданы в общие судебные учреждения согласно законодательству союзных республик, или на рассмотрение Верховного суда Союза ССР.

Также, в 1931 году Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 03.05.1931 было принято положение о Государственном арбитраже. В соответствии с указанным положением Государственный арбитраж учреждался при Совете труда и обороны (впоследствии – при СНК) - для разрешения споров, в которых хотя бы одной из сторон является центральный орган общесоюзного значения, а также споров между центральными органами различных союзных республик, при СНК союзных республик - для разрешения споров, в которых одной из сторон является центральный орган союзной республики или республиканский орган предприятий общесоюзного значения, а также споров между краевыми (областными) органами, при советах народных комиссаров автономных республик, при краевых и областных исполнительных комитетах и при исполнительных комитетах автономных областей - для разрешения всех остальных споров, подлежащих государственному арбитражу. В соответствии с Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30.05.1931 «Об учреждении государственного арбитража РСФСР», на территории РСФСР, при СНК РСФСР, совнаркомах автономных республик, краевых (областных) исполкомах и исполкомах автономных областей были учреждены государственные арбитражи.

В Конституции 1977 года Государственный арбитраж был закреплен в качестве органа, разрешающего хозяйственные споры между предприятиями, учреждениями и организациями. В 1979 году законом СССР от 30.11.1979 "О Государственном арбитраже в СССР", была установлена система органов государственного арбитража в СССР, которая состояла из Государственного арбитража СССР, государственных арбитражей союзных республик, государственных арбитражей автономных республик, государственные арбитражи краев, областей.

В 1991 году в РСФСР был принят закон N 1543-1 "Об арбитражном суде". Данным законом была установлена система Арбитражных судов в Российской Федерации, которая является предшественником современной системы Арбитражных судов. Система арбитражных судов составляли Высший арбитражный суд Российской Федерации, Высшие арбитражные суды республик в составе Российской Федерации, краевые арбитражные суды, областные арбитражные суды, городские арбитражные суды, арбитражный суд автономной области и арбитражные суды автономных округов.

Арбитражные суды Российской Федерации

Надзорная инстанция

  • Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ)
  • Экономическая коллегия Верховного суда (с 6 августа 2014 г.)

Кассационная инстанция

  • Арбитражный суд Волго-Вятского округа (ФАС ВВО)
  • Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа (ФАС ВСО)
  • Арбитражный суд Дальневосточного округа (ФАС ДО)
  • Арбитражный суд Западно-Сибирского округа (ФАС ЗСО)
  • Арбитражный суд Московского округа (ФАС МО)
  • Арбитражный суд Поволжского округа (ФАС ПО)
  • Арбитражный суд Северо-Западного округа (ФАС СЗО)
  • Арбитражный суд Северо-Кавказского округа (ФАС СКО)
  • Арбитражный суд Уральского округа (ФАС УО)
  • Арбитражный суд Центрального округа (ФАС ЦО)

Апелляционная инстанция

  • Первый арбитражный апелляционный суд (1 ААС)
  • Десятый арбитражный апелляционный суд (10 ААС)
  • Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд (11 ААС)
  • Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)
  • Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)
  • Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд (14 ААС)
  • Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд (15 ААС)
  • Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд (16 ААС)
  • Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)
  • Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (18 ААС)
  • Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд (19 ААС)
  • Второй арбитражный апелляционный суд (2 ААС)
  • Двадцатый арбитражный апелляционный суд (20 ААС)
  • Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (21 ААС)
  • Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)
  • Четвертый арбитражный апелляционный суд (4 ААС)
  • Пятый арбитражный апелляционный суд (5 ААС)
  • Шестой арбитражный апелляционный суд (6 ААС)
  • Седьмой арбитражный апелляционный суд (7 ААС)
  • Восьмой арбитражный апелляционный суд (8 ААС)
  • Девятый арбитражный апелляционный суд (9 ААС)

Первая инстанция

  • Арбитражный суд Алтайского края (АС Алтайского края)
  • Арбитражный суд Амурской области (АС Амурской области)
  • Арбитражный суд Архангельской области (АС Архангельской области)
  • Арбитражный суд Астраханской области (АС Астраханской области)
  • Арбитражный суд Белгородской области (АС Белгородской области)
  • Арбитражный суд Брянской области (АС Брянской области)
  • Арбитражный суд Владимирской области (АС Владимирской области)
  • Арбитражный суд Волгоградской области (АС Волгоградской области)
  • Арбитражный суд Вологодской области (АС Вологодской области)
  • Арбитражный суд Воронежской области (АС Воронежской области)
  • Арбитражный суд города Москвы (АС города Москвы)
  • Арбитражный суд города Севастополь (АС города Севастополь)
  • Арбитражный суд Еврейской автономной области (АС Еврейской автономной области)
  • Арбитражный суд Забайкальского края (АС Забайкальского края)
  • Арбитражный суд Ивановской области (АС Ивановской области)
  • Арбитражный суд Иркутской области (АС Иркутской области)
  • Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики (АС Кабардино-Балкарской Республики)
  • Арбитражный суд Калининградской области (АС Калининградской области)
  • Арбитражный суд Калужской области (АС Калужской области)
  • Арбитражный суд Камчатского края (АС Камчатского края)
  • Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики (АС Карачаево-Черкесской Республики)
  • Арбитражный суд Кемеровской области (АС Кемеровской области)
  • Арбитражный суд Кировской области (АС Кировской области)
  • Арбитражный суд Костромской области (АС Костромской области)
  • Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)
  • Арбитражный суд Красноярского края (АС Красноярского края)
  • Арбитражный суд Курганской области (АС Курганской области)
  • Арбитражный суд Курской области (АС Курской области)
  • Арбитражный суд Липецкой области (АС Липецкой области)

В картотеку поступают сведения обо всех делах, рассматриваемых 112 арбитражными судами Российской Федерации. Она предоставляет пользователям информацию как по завершенным судебным делам, так и по делам, находящимся в производстве.

Информация в картотеке может быть представлена либо в виде списка дел, отобранного в соответствии с заданными параметрами, либо непосредственно в виде карточки судебного дела, имеющего уникальный номер, присвоенный в арбитражном суде первой инстанции.

Для отображения списка дел необязательно заполнять все поля поисковой карточки − фильтра дел (далее - карточка дела), достаточно указать хотя бы один из параметров, в дальнейшем уточняя свой запрос. Это позволяет пользователю найти судебное дело, не зная его номера, либо ознакомиться с группой дел со схожими параметрами.

Карточка дела содержит информацию о поданных заявлениях, жалобах и ходатайствах, показывает текущий статус дела и его рассмотрение в вышестоящих судебных инстанциях. Все события в карточке дела расположены в хронологической последовательности; непосредственно из карточки возможны просмотр и печать судебных актов, принятых по делу.

Карточка дела имеет несколько закладок:

    участники дела − указаны наименования сторон, участвующих в деле;

    суды и судьи − указана информация о судах, в которых рассмотрено дело, и судьях, принимавших участие в рассмотрении заявлений, ходатайств и жалоб;

    судебные акты − представлена информация о судебных актах, завершающих рассмотрение заявлений и жалоб в суде каждой инстанции.

В картотеке содержится информация о более чем 4 миллионах судебных дел, ее ежемесячное пополнение составляет более 100 тысяч дел. В базе хранятся более 20 миллионов судебных актов, принимаемых всеми арбитражными судами Российской Федерации, ежемесячное пополнение − более 300 тысяч документов.

В целях корректного отображения информации о судебных делах и решениях, а также для более комфортной работы с картотекой необходимо использовать современные интернет-браузеры, такие, как Internet Explorer 8.0, Google Chrome , Opera , Mozilla Firefox .

Информация об арбитражных судах Суд по интеллектуальным правам --- Арбитражные суды округов -- АС Волго-Вятского округа АС Восточно-Сибирского округа АС Дальневосточного округа АС Западно-Сибирского округа АС Московского округа АС Поволжского округа АС Северо-Западного округа АС Северо-Кавказского округа АС Уральского округа АС Центрального округа --- Арбитражные апелляционные суды -- 1-й ААС 2-й ААС 3-й ААС 4-й ААС 5-й ААС 6-й ААС 7-й ААС 8-й ААС 9-й ААС 10-й ААС 11-й ААС 12-й ААС 13-й ААС 14-й ААС 15-й ААС 16-й ААС 17-й ААС 18-й ААС 19-й ААС 20-й ААС 21-й ААС --- Арбитражные суды субъектов федерации -- АС ПСП АC Пермского края в г. Кудымкар АС ПСП АС Архангельской обл. в Ненецком АО АС Республики Крым АС города Севастополя АС Республики Адыгея АС Республики Алтай АС Алтайского края АС Амурской области АС Архангельской области АС Астраханской области АС Республики Башкортостан АС Белгородской области АС Брянской области АС Республики Бурятия АС Владимирской области АС Волгоградской области АС Вологодской области АС Воронежской области АС Республики Дагестан АС Еврейской автономной области АС Забайкальского края АС Ивановской области АС Республики Ингушетия АС Иркутской области АС Кабардино-Балкарской Республики АС Калининградской области АС Республики Калмыкия АС Калужской области АС Камчатского края АС Карачаево-Черкесской Республики АС Республики Карелия АС Кемеровской области АС Кировской области АС Республики Коми АС Костромской области АС Краснодарского края АС Красноярского края АС Курганской области АС Курской области АС Липецкой области АС Магаданской области АС Республики Марий Эл АС Республики Мордовия АС города Москвы АС Московской области АС Мурманской области АС Нижегородской области АС Новгородской области АС Новосибирской области АС Омской области АС Оренбургской области АС Орловской области АС Пензенской области АС Пермского края АС Приморского края АС Псковской области АС Ростовской области АС Рязанской области АС Самарской области АС города Санкт-Петербурга и Ленинградской области АС Саратовской области АС Сахалинской области АС Свердловской области АС Республики Северная Осетия-Алания АС Смоленской области АС Ставропольского края АС Тамбовской области АС Республики Татарстан АС Тверской области АС Томской области АС Тульской области АС Республики Тыва АС Тюменской области АС Удмуртской Республики АС Ульяновской области АС Хабаровского края АС Республики Хакасия АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры АС Челябинской области АС Чеченской Республики АС Чувашской Республики - Чувашии АС Чукотского автономного округа АС Республики Саха (Якутия) АС Ямало-Ненецкого автономного округа АС Ярославской области


В рамках судебной реформы в соответствии с Федеральными конституционными законами "О судебной системе Российской Федерации" и "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в стране создана единая судебная система. В ее состав входят и арбитражные суды, имеющие статус федеральных.

Арбитражные суды - это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями. Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это - налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Арбитражные суды (АС) появились после распада СССР, когда вступившие в силу рыночные отношения привели к тому, что финансовые разногласия не могли решаться действовавшими в советскую эпоху арбитражами.

Суды имели призвание решать имущественные и коммерческие споры между компаниями, восстанавливать интересы бизнесменов, которые были ущемлены государственными актами.

В таких судах могут рассматриваться и споры с организациями из других стран. Как, например, Стокгольмский арбитраж, являющийся международным, тоже может рассматривать дела между представителями различных государств.

Полномочия и правила работы АС регламентируют закон «Об арбитражных судах РФ» (ФЗК от 28.04.1995 № 1) и АПК РФ. Сегодня можно в режиме онлайн ознакомиться с материалами существующих дел всех судов. Как это сделать и какие требования слушаются в АС?

Как действуют арбитражные суды

Структура АС представляет собой разделение на:

  • Высший арбитражный Суд (ВАС) РФ - имеет наивысший ранг, подбор кадров здесь регулируется всеми видами российской власти;
  • АС округов (федеральные суды);
  • апелляционные арбитражи;
  • арбитражи субъектов РФ - низшие по рангу суды, основанные в краях, республиках, областях, крупных городах.

Онлайн-сервис по просмотру дел позволяет видеть, через какие суды прошло дело, какие акты были приняты по нему. Это очень удобно, поскольку позволяет изучать похожие дела, а это, в свою очередь, дает возможность прогнозировать исход и предпринимать правильные действия, например подать то или иное ходатайство.

На площади одного субъекта Российской Федерации не всегда ведет деятельность один АС (их может быть несколько). АС призваны решать экономические споры между юрлицами и индивидуальными предпринимателями без юридической специализации, госорганами.

Как известно, в гражданском процессе тоже могут быть рассмотрены экономические дела, но разница здесь именно в участниках. Если участвует гражданин (не ИП), то дело рассматривает суд общей юрисдикции.

Если вы физическое лицо и имеете претензии к фирме, то следует писать заявление в районный суд по адресу этой фирмы. Если же вы индивидуальный предприниматель, то ваши требования к другим компаниям или бизнесменам должны решаться в арбитражном суде. На весь субъект РФ, в котором вы ведете свой бизнес, может быть только один АС. К примеру, во Владимирской области такой суд расположен только в городе Владимире.

В арбитражный суд могут заявить свои требования любые организации - частные, муниципальные, некоммерческие, а также предприниматели. Такие суды могут решать как споры между собой, так и с госструктурами.

Истцами/ответчиками могут выступать иностранные компании/бизнесмены по пунктам договора либо по требованию законодательства. Стокгольмский арбитраж, кстати, также рассматривает споры между сторонами, заключившими международный контракт, а также в специальном соглашении предусмотревшими, что местом разрешения спора будет именно Стокгольмский арбитраж.

С 2014 года Стокгольмский арбитраж на слуху у жителей России и Украины благодаря делу по контрактам «Газпрома» и «Нафтогаза». Иски предъявлялись в связи с разногласиями в оплате газа и его поставке. Таким образом, Стокгольмский арбитраж рассматривает дела между компаниями из разных стран, которые заключили контракт на поставку газа из России в Украину и между которыми произошли разногласия, вследствие чего «Газпрому» потребовалось предъявить иски о взыскании задолженности. Стокгольмский арбитраж, не относящийся ни к одной из стран, должен принять решение - целесообразно удовлетворять исковые требования или нет (не полностью).

В России обращение в АС открыто для прокуроров, государственных органов и местных властей. Компании обязаны соблюдать досудебный порядок, то есть пытаться урегулировать вопрос между собой прежде, чем обратиться в суд.

Какие дела разбираются АС

Требования участников могут быть различными, выдвигаться одой стороной или обеими. К ним относят:

  • разногласия по договору, который заключен на основании законодательных нормативов РФ, а также если в нем прописано, что все споры должны решаться через АС; споры по изменению условий и расторжению контракта, несоответствующему исполнению обязательств одной из сторон;
  • споры о признании и нарушении права собственности и истребовании имущества, возмещении расходов;
  • опротестование ненормативных правовых актов (принимаемых разово, относящихся к конкретному случаю) органов власти;
  • взыскание штрафов с предприятий и ИП, о возврате незаконно списанных штрафов;
  • восстановление репутации фирмы.

Судебная реформа поставила под угрозу существование электронных сервисов, которые внедрял и развивал ВАС РФ. К ним относится «Картотека арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), которую активно используют в работе не только юристы. Картотека обеспечивает удобство ознакомления с судебными актами по конкретным делам и является одним из реальных проявлений гласности и прозрачности правосудия. О других причинах значимости этого сервиса, а также о том, есть ли шанс его сохранения — в нашей статье.

В 2013 г. Президент России сообщил о проведении судебной реформы, включаю­щей в себя в том числе объединение Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ. Процесс был стремительным, результат не заставил себя долго ждать, и уже 5 августа 2014 г. ВАС РФ завершил свою работу. Его функции (правда, в несколько видоизмененном процессуальном формате) передали Верховному суду РФ. Эта ситуация вызвала громкий общественный резонанс в профессиональной среде. Многие юристы, а также представители бизнеса отнеслись к реформе с изрядной долей критики.

В чем дело?

Пессимистичный настрой, в частности, объяснялся тем, что «за основу» взят ВС РФ, а не более прогрессивный ВАС РФ. Причем «прогрессивность» высшей инстанции для арбит­ража выражалась не только в активном продвижении новых идей по наиболее болезненным и требующим решения вопросам, толковании законодательства и высказывании час­то неординарных правовых позиций по конкретным делам, становившихся прецедентными. Есть и другой успешно реа­лизованный проект ВАС РФ, весьма значимый в современном мире, — это внедрение и развитие автоматизированных технологий в арбитражном процессе. Так, за несколько лет для многих юристов стало привычным отслеживание движения дела в Интернете, подача до­кумен­тов в электронном виде, получение неограниченного доступа к арбитражной судебной практике.

Если отношение к активности ВАС РФ в части толкования права было противоречивым (одни не скрывали своего негативного отношения, считая это подменой законотворческой дея­тельности, которой не должны заниматься суды, другие, напротив, видели только плюсы: унификация практики, возможность более четко квалифицировать ту или иную ситуацию), то работа системы «Электронное правосудие» вряд ли у кого-то вызывала нарекания (за исключением, разумеется, недовольств при неизбежных технических сбоях, носивших частный характер).

Внедрение системы автоматической публикации всех судебных решений, принятых судами, в открытом и бесплатном доступе на едином портале системы «Электронное правосудие» является одним из важнейших достижений ВАС РФ. Эта система, в частности, включает «Картотеку арбитражных дел» (www.kad.arbitr.ru), «Банк решений арбитражных судов» (http://ras.arbitr.ru/), «Календарь судебных заседаний», «Мой арбитр» и др.

Норма права

Информационная система «Картотека арбитражных дел» (КАД) — информационная система, обеспечивающая автоматический централизованный сбор информации о движении судебных дел из арбитражных судов и их представление в сети Интернет. В КАД размещается в полном объ­еме вся информация о судебном деле, а также тексты всех судебных актов, за исключением текстов судебных актов, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну. КАД является основным мес­том размещения текстов судебных актов арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет.

Информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) — информационная система, обеспечивающая представление судебных актов, завершающих рассмотрение судебных дел.

<…> Использование судами сис­тем автоматизации является обязательным.

(абз. 4, 5, 8 п. 7 Инструкции по делопроизводству в арбит­ражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100).

Одна из подсистем «Электронного правосудия» — «Картотека арбитражных дел» (КАД, картотека) — удобный инструмент, ставший привычным в работе юриста. Так, по картотеке можно найти любой судебный акт, вынесенный по любому делу, рассмотренному любым арбитражным судом. Кстати, им пользуются не только юрис­ты, но и представители бизнеса, в частнос­ти, чтобы узнать информацию о своих контрагентах.

Реформа и слияние двух судов создали угрозу существованию этой системы. Дело в том, что у судов общей юрисдикции есть своя система — ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru). Поэтому появились предположения о том, что картотеку интегрируют в эту систему, существующий архив перенесут туда, а новые судебные акты будут размещаться непосредственно в ней. В этой системе тоже есть функция поиска по делам и судебным актам. Однако ее работа, к сожалению, далека от совершенства: поиск может занимать значительное количество времени, его результаты не всегда корректны, многие судебные акты и дела в ней отсутствуют: суды размещают их нерегулярно. На фоне отлаженной работы судов по размещению информации в КАД работа ГАС «Правосудие» значительно проигрывает.

В апреле 2013 г. ­ВЦИОМ опуб­ликовал результаты оценки «Картотеки арбитражных дел» и ГАС «Правосудие» представителями юридического сообщества. Оценка происходила по ряду критериев, в частности: удобство пользовательского интерфейса, доступность сайта, качество системы поиска и сис­тематизации данных, полнота и оперативность обновления информации. Результаты опроса показали, что оценки критериев качества работы КАД выше, чем портала ГАС «Правосудие». Отмечается, что эксперты были единодушны во мнении, что система арбитражных судов кардинально превосходит систему судов общей юрисдикции в плане раскрытия информации. В качестве основной причины недостаточной эффективности информационной сис­темы судов общей юрисдикции они называют организационный и человеческий характер. По мнению экспертов, сайты районных, городских и других судов общей юрисдикции обновляются очень редко и неполно либо информация на них вообще не публикуется (источник информации — официальный сайт www.wciom.ru).

Что было…

В Интернете и прессе периодически возникала различная информация о сроках действия КАД. Версии отличались: некоторые предполагали, что картотека завершит свое существование одновременно с ВАС РФ и его официальным сайтом, другие утверждали, что она проработает до конца 2014 г., ссылаясь на слова начальника управления информатизации ВАС РФ, говорили о том, что договоры поддержки технической системы будут действовать до 2015 г.

5 августа 2014 г., одновременно с ВАС РФ, прекратил работу и его официальный сайт (www.arbitr.ru) в привычном для пользователей виде. Тогда же произошел сбой в работе системы КАД (страница не открывалась или же открывалась, но в карточку дела пользователь зайти не мог). Многие пользователи, обсуждавшие это в профессиональных группах и на интернет-порталах, предполагали, что это «начало конца». Кроме того, начались сбои в работе сервиса «Мой арбитр» при направлении до­кумен­тов в электронном виде. Все ситуации в итоге разрешились. На день написания статьи картотека работает. Но вопрос о том, сохранится ли «Картотека арбитражных дел» в будущем, все еще остается открытым. Простыми обсуждениями в кулуарах и на интернет-площадках дело не ограничилось. Инициативные юристы пошли дальше.

Для сохранения электронной «Картотеки арбитражных дел» на сайте РОИ (www.roi.ru) в октябре 2014 г. была создана инициатива для голосования за сохранение КАД (номер инициативы — 23Ф15406). В описании инициативы отмечается, что система электронного доступа к правосудию служит удобным подспорьем в работе юристов, является качественной базой для формирования единства правоприменительной практики, обеспечивает реа­лизацию принципа гласнос­ти судопроизводства. При этом скорость работы системы и актуальность информации достигли высокого уровня, а за три года работы системы ею воспользовались более 19 млн пользователей. На момент подписания статьи за инициативу отдано 2803 голоса, что составляет всего 2,8% от числа голосов, необходимых для передачи (для рассмот­рения этой инициативы рабочей группой (на федеральном уровне необходимо 100 000 голосов)). Предлагаемое решение — внести в федеральное законодательство изменения, направленные на сохранение и поддержание работоспособности КАД, а также создать аналогичную картотеку судов общей юрисдикции.

… и что будет?

На этой неделе, 27 января 2015 г., на сайте Правительства РФ (www.government.ru) появилась обнадеживающая информация, позволяющая думать, что картотека все же не будет уничтожена. Правительство РФ в целом поддержало проект федерального закона № 546601-6 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» (о системе «Элект­ронное правосудие»), внесенный в Госдуму РФ на рассмот­рение 16 июня 2014 г.

В пояснительной записке к законопроекту перечислены функции основных электронных сервисов, а также сделана ссылка на упомянутое выше исследование ­ВЦИОМ, которым КАД признана идеальным порталом для публикации судебных актов, существенно превосходящим по полноте и актуальности информации, качеству и удобству поиска, интерфейса и работы систему ГАС «Правосудие», используемую судами общей юрисдикции. Кроме того, в пояснительной записке подчеркивается, что система «Электронное правосудие» во многом не имеет аналогов и за рубежом, что подтверждает передовые позиции России в области информатизации госуправления, сферы правосудия.

С целью сохранения достижений ВАС РФ предлагается внес­ти в АПК РФ изменения, предусматривающие:

  • обязательность опубликования на официальных сайтах судов, а также в картотеке рассматриваемых арбитражными судами дел и банке решений арбитражных судов в Интернете судебных актов арбитражных судов, Судебной коллегии Верховного суда РФ и Президиума Верховного суда РФ, для чего дополнить ст. 15 АПК РФ ч. 4;
  • право участников судопроизводства подавать любые до­кумен­ты в арбитражные суды, а также в ВС РФ с помощью специальной системы подачи до­кумен­тов в суды в электронном виде (сейчас эта система называется «Мой арбитр»);
  • обязательность отражения любых изменений в судебном деле в картотеке дел в Интернете, рассматриваемых арбитражными судами, а также возможность получения информации о движении дела в судах (включая ВС РФ) с помощью автоматизированной рассылки информации по электронной поч­те (сейчас эта система называется «Электронный страж»).

Правительство РФ в отзыве указывает ряд замечаний к законопроекту. Но ключевая идея проекта о том, что электронные сервисы ВАС РФ, включая «Картотеку арбитражных дел», нужны и в новых реалиях, поддержана без сомнений.

Загрузка...