musings.ru

Российские автономные округа. Список федеральных округов и субъектов российской федерации

Автономные округа и область

Площадь (км 2 )

Население (2013)

Административный центр

Ненецкий автономный округ

Нарьян-Мар

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Ханты-Мансийск

Чукотский автономный округ

Ямало-Ненецкий автономный округ

Салехард

Еврейская автономная область

Биробиджан

Города федерального значения (2)

Экономические районы Российской Федерации

Территориальное деление России на экономические районы называется экономическим районированием России. В настоящее время в Российской Федерации используется деление территории Российской Федерации на 11 экономических районов.

Список экономических районов:

    Центральный

    Центрально-Черноземный

    Восточно-Сибирский

    Дальневосточный

    Северный

    Северо-Кавказский

    Северо-Западный

    Поволжский

    Уральский

    Волго-Вятский

    Западно-Сибирский

Административно-территориальное деление Волгоградской области

Сталинградский край был образован 10 января 1934 года путём разделения Нижне-Волжского края на Саратовский и Сталинградский края.

Сталинградской области появилась 5 декабря 1936 года в результате реорганизации Сталинградского края в связи с преобразованием Калмыцкой автономной области в Калмыцкую АССР и выделением её из состава Сталинградского края.

Административным центром Волгоградской области является город-герой Волгоград .

Современное административно-территориальное деление

Административно-территориальные единицы

Волгоградская область для осуществления функций государственного управления, в

соответствии с Уставом Волгоградской области и Законом Волгоградской области «Об административно-территориальном устройстве Волгоградской области», состоит из следующих административно-территориальных единиц:

    районы (32)

    города областного подчинения (6).

При этом территория районов включает в себя сельсоветы, а также городские и сельские поселения. [НПА 2]

Муниципальные образования

Для осуществления местного самоуправления в области выделены :

    муниципальные районы(33), в состав которых входят 452 поселения:

    • сельские поселения (423)

      городские поселения (29)

    городские округа (6)

Территориальные округа

Кроме административно-территориальных единиц с 2001 по 2010 годы существовали региональные округа, созданные согласно постановлению главы администрации Волгоградской области Николая Максюты. [НПА 3] Целью их создания было «укрепление вертикали власти для эффективной реализации главой администрации Волгоградской области своих полномочий, обеспечение взаимодействия органов государственной власти Волгоградской области с муниципальными образованиями, усиление контроля за исполнением решений главы администрации Волгоградской области». К 2010 году в области существовало 10 региональных округов:

Региональный округ

Состав округа

Волжский

Среднеахтубинский муниципальный район, Городской округ город Волжский

Иловлинский

Городищенский муниципальный район, Дубовский муниципальный район, Иловлинский муниципальный район, Суровикинский муниципальный район, Чернышковский муниципальный район

Калачевский

Калачёвский муниципальный район, Котельниковский муниципальный район, Октябрьский муниципальный район, Светлоярский муниципальный район

Камышинский

Камышинский муниципальный район, Городской округ город Камышин

Волгоградский

Городской округ город-герой Волгоград

Михайловский

Клетский муниципальный район, Кумылженский муниципальный район, Городской округ "город Михайловка" , Серафимовичский муниципальный район

Новоаннинский

Даниловский муниципальный район, Еланский муниципальный район, Киквидзенский муниципальный район, Новоаннинский муниципальный район, Руднянский муниципальный район

Палласовский

Быковский муниципальный район, Ленинский муниципальный район, Николаевский муниципальный район, Палласовский муниципальный район, Старополтавский муниципальный район

Урюпинский

Алексеевский муниципальный район, Нехаевский муниципальный район, Новониколаевский муниципальный район, Урюпинский муниципальный район, Городской округ город Урюпинск

Фроловский

Жирновский муниципальный район, Котовский муниципальный район, Ольховский муниципальный район, Фроловский муниципальный район, Городской округ город Фролово

В январе 2010 года Анатолий Бровко упразднил отделы по работе с муниципальными образованиями аппарата главы региона, тем самым ликвидировав систему полномочных представителей главы администрации в территориальных округах области.

Изучаем автономные округа России и их столицы на карте (список 4) → входящие в состав Российской Федерации. АО округа РФ и их местоположения на карте +столица, список в алфавитном порядке, области и федеральные округа в России


Презентация на тему: автономные округи России и их центры - для детей и взрослых. Возможность сортировать таблицу и список по алфавиту, выбрать необходимый регион и его столицу, перейти на карту города, показать приграничные области на схеме со спутника, панорама и фото улиц

Список самостоятельных субъектов — 4 автономных округа России +столица:

  1. Ненецкий АО, Нарьян-Мар
  2. Ханты-Мансийский АО, Ханты-Мансийск
  3. Чукотский АО, Анадырь
  4. Ямало-Ненецкий АО, Салехард

Россия — автономные округи на карте и их столицы

Таблица по алфавиту, в ней собраны все АО округа РФ (Russia), которые объединены в единую форму государственного правления, у которых общие границы. Как сухопутные/по суше так и морские/по морю. Вышеперечисленные автономные образования присутствуют в трех федеральных округах Российской Федерации:

  1. Ханты-Мансийский АО, Уральский федеральный округ
  2. Ямало-Ненецкий АО, Уральский ФО
  3. Чукотский АО, Дальневосточный ФО
  4. Ненецкий АО, Северо-Западный ФО

Подробнее перечень остальных равноправных субъектов Федерации — . Сколько областей и их названия — смотрите в одноименной рубрике

Название столицы Российской Федерации - Москва (Moscow)

Все автономные области России

  1. Еврейская АО, Дальневосточный ФО

Автономная территория имеет самостоятельный статус в составе государства, и отличается национальными и культурными признаками

Изначально на территории России существовали три вида автономных образований: республики, области и округа. На данный момент в составе субъектов Российской федерации находится одна Еврейская автономная область, и четыре округа

Еврейская автономная область (центр региона - г. Биробиджан). Сейчас находится в составе Дальневосточного федерального округа. Образована в мае 1934 г. Ранее была в составе Хабаровского края, до 1990 года

Теперь вы знаете, сколько и какие автономные округа входят в состав РФ!

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов находятся: Еврейская автономная область; Агинский Бурятский, Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа.

Еврейская автономная область является одной из форм национальной государственности народов Российской Федерации - национально-государственным образованием. Прежде она входила в состав Хабаровского края. В настоящее время в соответствии с Законом РСФСР от 15 декабря 1990 г. "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" <*> она была выведена из состава края и включена в Российскую Федерацию непосредственно.

Автономный округ - национальное государственное образование, отличающееся особым национальным составом и бытом населения. Автономный округ является формой национальной государственности малых народностей и этнических групп Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. До 1990 г. автономные округа находились в составе краев или областей. Законом от 15 декабря 1990 г. автономным округам была предоставлена возможность самостоятельно решать вопрос о вхождении в состав Федерации - через край, область или непосредственно. Этим правом воспользовался Чукотский автономный округ, который в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 июня 1992 г. входит непосредственно в состав Российской Федерации.

Однако действующая Конституция Российской Федерации такой возможности не предусматривает. В ней указывается (ч. 4 ст. 66), что отношения автономных округов, находящихся в составе края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. В ней также указывается (ч. 3 ст. 67), что границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия.

Автономные округа обладают огромной территорией при небольшой численности населения. Семь из 10 автономных округов имеют территорию от 181,5 тыс. кв. км (Ненецкий) до 860,2 тыс. кв. км (Таймырский), причем пять из них - более полумиллиона квадратных километров. В то же время только в одном из них, Ханты-Мансийском, население составляет более полумиллиона человек.

В каждом автономном округе проживает, как правило, несколько народностей. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе проживают ханты, манси, коми и ненцы; в Корякском - коряки, чукчи, ительмены и ламуты; в Чукотском - чукчи, эскимосы, эвены, коряки и юкагиры.

Статус автономной области и статус автономного округа определяются Конституцией РФ, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., включающим Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации; другими федеральными актами.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Автономная область и автономные округа обладают элементами учредительной власти. Это проявляется в их праве принимать свои уставы, законы и иные нормативные правовые акты.

Устав в соответствии с Конституцией РФ и Федеративным договором закрепляет за автономной областью, автономным округом право решать все вопросы их компетенции, иметь символику, издавать нормативные правовые акты. Автономная область, а также каждый автономный округ имеют свой административный центр.

Являясь субъектами Российской Федерации, автономная область и автономные округа располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами РФ могут быть изменены с согласия автономной области, автономного округа.

Статус автономной области и автономного округа может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и автономной области или автономного округа в соответствии с федеральным конституционным законом.

Автономная область, автономные округа образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, которые функционируют на основе Конституции РФ, Федеративного договора; уставов автономной области и автономных округов.

Действующая Конституция Российской Федерации обеспечивает непосредственное участие представителей автономии в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от автономий избираются депутаты в Государственную Думу и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органы власти автономной области и автономных округов пользуются правом законодательной инициативы в федеральном парламенте.

Автономная область и автономные округа являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с краями, областями, республиками в составе Российской Федерации, автономной областью, автономными округами в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации. Координация международных и внешнеэкономических связей автономной области и автономных округов осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

Взаимоотношения между автономными округами, находящимися в составе краев или областей, определяются уставами этих краев, областей и уставами соответствующих автономных округов. Так, в Уставе Иркутской области (гл. 6) указывается, что Усть-Ордынский Бурятский автономный округ находится в составе Российской Федерации, является ее субъектом и входит в Иркутскую область. Область строит свои взаимоотношения с этим автономным округом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, своим уставом, а также принятыми договорными обязательствами с учетом взаимных интересов. Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу гарантируется представительство в Собрании области. Органы государственной власти Усть-Ордынского Бурятского автономного округа по соглашению с органами государственной власти области могут передавать последним осуществление части своих полномочий. Законы области в части полномочий, переданных автономным округам в соответствии с двусторонними соглашениями, обязательны для исполнения на территории Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.

Конституция РФ и уставы автономной области и автономных округов определяют предметы ведения автономной области и автономных округов. Часть из них составляет предметы совместного ведения Федерации и автономий в ее составе. Эти вопросы решаются как федеральными органами, так и органами автономной области и автономных округов. Вопросы, относящиеся к ведению самих автономий и, следовательно, находящиеся вне пределов ведения и полномочий Российской Федерации, решаются ими самими.

В области государственного строительства в совместном ведении Российской Федерации и автономий в ее составе находятся обеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актов автономной области и автономных округов Конституции РФ и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон.

К совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе отнесен значительный круг вопросов законодательного регулирования. Это - административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Вопросами совместного ведения Российской Федерации и автономий в ее составе в этой сфере являются также кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура и нотариат, установление общих принципов организации системы органов власти и местного самоуправления.

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению Российской Федерации и автономий в ее составе относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными, лесными и другими природными ресурсами регулируются кодексами, законами Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов. Статус федеральных природных ресурсов определяется по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий в составе Российской Федерации с учетом необходимости сохранения и поддержания исторически сложившихся традиционных форм хозяйствования и использования природных ресурсов на соответствующих территориях.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; охраной памятников истории и культуры; защитой исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение; осуществлением мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидацией их последствий.

Согласно Конституции РФ (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Правда, согласно Федеративному договору, по вопросам совместного ведения федеральные органы государственной власти РФ издают Основы законодательства, в соответствии с которыми органы государственной власти автономной области осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции, принимая правовые акты, а органы государственной власти автономных округов осуществляют собственное правовое регулирование в пределах своей компетенции в соответствии с Основами законодательства, кодексами, законами Российской Федерации, а также договорами с краями и областями, в состав которых входят автономные округа. Однако в этой части Федеративный договор не действует, поскольку в соответствии с п. 1 Раздела второго Конституции РФ в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.

Для того чтобы произвести административно-территориальное разделение нашей огромной страны, были выделены различные субъекты государства. С помощью такого деления можно легко составить единую, в частности обособленную, систему органов власти и местного самоуправления. К организации этого процесса имеют отношение не только обширность территорий, принадлежащих стране, но и разнообразные условия: климатические, демографические, экономические - в разных уголках России.

Территориальные единицы РФ

Осуществление административно-территориального деления имеет под собой очень большую правовую подоплеку, система обеспечивает деятельность всего государства и его субъектов в частности.

Административно-территориальное деление России в настоящее время подразумевает 3 уровня:

  • Федеральные округа.
  • Субъекты РФ.
  • Экономические районы.

Федеральные округа РФ

Указом Президента в 2000 году были учреждены федеральные округа России в количестве 7 объектов. Однако в 2010 году действующий на тот момент президент Д. А. Медведев указал выделить из состава Южного ФО территорию, которая стала отдельной и носит название Северо-Кавказского ФО, тем самым увеличив количество округов на 1.

А в 2014 году наша страна присоединила дополнительную территорию, и вместе с тем количество округов увеличилось еще на одну государственную единицу - Крымский ФО.

Центральный федеральный округ, административным центром которого является столица РФ – город Москва, включает в себя 18 субъектов: 17 – это области в западной части страны и 1 город федерального значения. Это достаточно большой по плотности населения округ, а также самый урбанизированный. Своей большой популярностью он обязан расположению здесь большому, густонаселенному и самому экономически привлекательному городу страны – Москве.

Северо-Западный ФО располагается в северо-западной части страны, охватывает 11 субъектов РФ, из которых 7 областей, 2 республики, один автономный округ и один город федерального значения - Санкт-Петербург.

Южный ФО расположен южнее Центрального ФО, охватывает 6 субъектов РФ: 4 области и 2 республики. Это достаточно интересная с экономической точки зрения территория, здесь сосредоточено 73% термальных вод страны и 30% минеральных. Кроме того, округ обеспечивает население всего государства продукцией сельского хозяйства.

Дальневосточный ФО располагается на Дальнем Востоке страны. В состав этого округа России входит 9 единиц: 3 области, 3 края, 1 автономная область, 1 автономный округ, 1 республика. Здесь расположены богатые запасы золота и алмазов, нефти и газа, а в прибрежной зоне водится большое количество рыбы.

Сибирский ФО – еще одна уникальная территория государства. Кроме того что это самое большое вместилище охотничьих угодий, отличительной чертой этого округа России являются экстремальные условия Крайнего Севера для проживания. В состав округа входят 5 областей, 3 края, 4 республики.

На Урале расположился Уральский ФО, включающий 4 области и 2 автономных округа. Это своеобразный мост между двумя мирами: Европой и Азией. Здесь сложилась воедино совокупность условий Дальнего Севера и южный климат побережья Карского моря.

К юго-востоку от Центрального ФО располагается Приволжский ФО. В него входит 6 республик, 1 край, 7 областей.

Северо-Кавказский ФО не самый молодой, но моложе, чем другие округа России. Образовался на Северном Кавказе в 2010 году, включает в себя 6 республик и 1 край.

Последний присоединившийся к территории России округ – Крымский. Здесь располагается Крымская республика и город Севастополь федерального значения. Располагается ФО на территории Крымского полуострова и является самым маленьким среди других.

Субъекты Российской Федерации

Все субъекты РФ в совокупности и образуют нашу страну. На сегодняшний день такое звание могут носить все без исключения области страны, края и города федерального значения, а также республики, автономные области и автономный округ, который всего один в нашем государстве.

Как по отношению к органам государственной власти, так и по отношению друг к другу все субъекты РФ имеют равные права. Местные органы власти могут решать ряд проблем на региональном уровне, однако подчиняются в любом случае все администрации президента.

Автономные округа РФ

В составе некоторых областей нашего государства есть особые территории, носящие автономный характер и поэтому названные автономными округами. С самого начала задумывались эти автономии как национально обобщенные и одновременно отделенные от других территории.

На сегодняшний день образовались автономные округа России в количестве 4.

Городские округа РФ

В Российской Федерации название городского округа носит городское поселение, не входящее в состав муниципального образования. При этом такое образование имеет полномочия как поселения, так и муниципалитета.

С самого начала городские округа России задумывались как самые большие, экономически и промышленно важные города страны. Примерно так и произошло в 2003-2005 годах. Кроме того, статус округа получили города, не имеющие особых заслуг в экономике, но занимающие большую территорию и обладающие высокой урбанизацией.

Такая реформа не получила большого признания, так как в это время другие высоко промышленные города продолжали входить в состав того или иного муниципального образования. На начало 2014 года насчитывалось 520 городских округа России, причем это не только города, но и поселки. Кроме того, в последние года в состав городских округов начали входить целые муниципальные районы.

Загрузка...