musings.ru

Ответственность по транспортной безопасности. Нарушение требований в области транспортной безопасности

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Комментарии к ст. 11.15.1 КОАП РФ


1. В комментируемой статье установлена ответственность за два состава административного правонарушения, один из которых является основным (ч. 1), а второй - составом с отягчающими обстоятельствами (ч. 2). Объектами правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ).

2. Предметами правонарушения являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, понятия которых раскрываются в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (ст. 1 упомянутого Федерального закона).

3. Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, включая индивидуальных предпринимателей, должностные и юридические лица.

6. При привлечении к ответственности по комментируемой статье надо иметь в виду, что сформулированный в ней состав правонарушения является общим и распространяется на все виды транспорта. При этом в КоАП РФ содержатся также специальные составы правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности функционирования отдельных видов транспорта (например, ст. ст. 11.3.1, 11.6, 11.10, 11.16 и др.). При конкуренции общей и специальной норм КоАП РФ ответственность должна наступать по норме, содержащей специальный состав административного правонарушения.

7. В ч. 2 комментируемой статьи содержится состав рассматриваемого правонарушения, совершенного при отягчающих обстоятельствах. Закон рассматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторность совершения правонарушения. Повторность понимается как совершение такого же административного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении этого наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

8. Дела о правонарушении, ответственность за которое содержится в комментируемой статье, рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). Дела по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3; п. п. 44, 50, 51 ч. 2 ст. 28.3).

Полный текст ст. 11.15.1 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 11.15.1 КОАП РФ.

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действие (бездействие), предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное умышленно, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административный арест на срок до десяти суток; на индивидуальных предпринимателей - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

(Статья дополнительно включена с 10 августа 2010 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 195-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2014 года Федеральным законом от 3 февраля 2014 года N 15-ФЗ.

Комментарий к статье 11.15.1 КоАП РФ

1. В комментируемой статье установлена ответственность за два состава административного правонарушения, один из которых является основным (ч. 1), а второй - составом с отягчающими обстоятельствами (ч. 2). Объектами правонарушения являются отношения в области обеспечения транспортной безопасности, под которой понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст. 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ).

2. Предметами правонарушения являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, понятия которых раскрываются в Федеральном законе "О транспортной безопасности". Объекты транспортной инфраструктуры - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Транспортные средства представляют собой воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами (ст. 1 упомянутого Федерального закона).

3. Требования по обеспечению транспортной безопасности, нарушение которых составляет объективную сторону рассматриваемого правонарушения, содержатся в Федеральном законе "О транспортной безопасности", а также - применительно к различным видам транспорта - в транспортных кодексах и приказах Минтранса России. Правонарушение может совершаться как действием, так и бездействием. Состав правонарушения сформулирован как формальный.

4. С субъективной стороны правонарушение характеризуется умышленной виной.

5. Субъектами правонарушения могут быть граждане, включая индивидуальных предпринимателей, должностные и юридические лица.

6. При привлечении к ответственности по комментируемой статье надо иметь в виду, что сформулированный в ней состав правонарушения является общим и распространяется на все виды транспорта. При этом в КоАП РФ содержатся также специальные составы правонарушений, предусматривающие ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасности функционирования отдельных видов транспорта (например, ст. ст. 11.3.1, 11.6, 11.10, 11.16 и др.). При конкуренции общей и специальной норм КоАП РФ ответственность должна наступать по норме, содержащей специальный состав административного правонарушения.

7. В ч. 2 комментируемой статьи содержится состав рассматриваемого правонарушения, совершенного при отягчающих обстоятельствах. Закон рассматривает в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, повторность совершения правонарушения. Повторность понимается как совершение такого же административного правонарушения, если за совершение первого лицо уже подвергалось административному наказанию в течение одного года со дня исполнения постановления о назначении этого наказания (ст. 4.6 КоАП РФ).

8. Дела о правонарушении, ответственность за которое содержится в комментируемой статье, рассматривают по ч. 1 данной статьи должностные лица органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере транспорта (ст. 23.36); органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42); органов, осуществляющих контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства (ст. 23.43). Дела по ч. 2 данной статьи рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы составляют перечисленные выше должностные лица (ч. 1 ст. 28.3; п. п. 44, 50, 51 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 11.15.1 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.15.1 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

В соответствии с Федеральным Законом «О транспортной безопасности» (ст. 4, п. 1), обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соответственно, ответственность за проведение оценки уязвимости несет субъект транспортной инфраструктуры. Сразу возникает ряд вопросов: Какого рода эта ответственность? Что предусмотрено законом за невыполнение требований по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее – оценка уязвимости)? Кто контролирует факт проведения оценки уязвимости? Последовательно рассмотрим эти вопросы.

Какого рода ответственность предусмотрена законом для участников процесса проведения оценки уязвимости?.. За неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, выявленное в результате проверки и не повлекшее причинения вреда здоровью людей или материального ущерба, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, предусмотрена административная ответственность. Если неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности повлекло причинение тяжкого вреда здоровью людей или крупный материальный ущерб, сумма которого превышает 1 000 000 рублей, смерть одного или более человек, то в этом случае предусмотрена уголовная ответственность.

Административная ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности предусмотрена ст. 11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а уголовная ответственность ст. 263.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 11.15.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности

(ст. 11.15.1, «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 27.07.2010)(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ))

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до шестидесяти тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 263.1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах

(ст. 263.1, «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 27.07.2010)(введена Федеральным законом от 27.07.2010 N 195-ФЗ))

1. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, - наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Контроль за выполнением требований законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности возложен на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).

Кузнецов Михаил Петрович, кандидат юридических наук, старший помощник Уральского транспортного прокурора, юрист 1-го класса (Екатеринбург).

Анализируются проблемы применения уголовной ответственности за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности (ст. 263.1 УК РФ).

Ключевые слова: требования по обеспечению транспортной безопасности, объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства, уголовная ответственность.

Criminal responsibility for nonperformance of requirements for transport safety providing

Problems of applying of criminal responsibility for nonperformance of requirements for transport safety providing (art. 263.1 of the Criminal Code of the RF) are analyzed.

Key words: requirements for transport safety providing, objects of transport infrastructure and means of transport, criminal responsibility.

Вопросы транспортной безопасности всегда были актуальны. В связи с происшедшими за последнее десятилетие транспортными катастрофами правовое регулирование данной сферы получило стремительное развитие: приняты Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон N 16-ФЗ), отраслевые приказы Минтранса РФ о требованиях по обеспечению транспортной безопасности <1>, а также ряд других правовых актов <2>.

<1> См., например: Приказ Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40 "Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта".
<2> См., например: Приказ Минтранса РФ от 12 мая 2005 г. N 45 "Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2020 года".

Необходимость детального регулирования общественных отношений в сфере железнодорожного, водного, воздушного и автомобильного транспорта обусловлена тем, что транспорт представляет собой полиэргатическую систему, т.е. физический, целенаправленный замкнутый механизм, включающий человека как главное, решающее звено <3>. В научной литературе эти системы также называют системами "человек-машина" <4>.

<3> Платонов Г.А. Эргономика на железнодорожном транспорте. М., 1986. С. 14.
<4> См., например: Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблема механизма, квалификация и наказание: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1990. С. 29.

Закономерным следствием появления столь значительного массива регулятивных норм стало принятие в 2010 г. федерального закона, установившего уголовную ответственность за неисполнение требований по обеспечению безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах <5> в ст. 263.1 УК РФ. Однако, несмотря на то что с момента введения данного состава преступления прошло более года, на официальном сайте Верховного Суда РФ, а также судов субъектов Российской Федерации нет ни одного опубликованного вступившего в законную силу приговора по делам этой категории. Указанное обстоятельство может свидетельствовать о наличии у правоприменителя проблем при квалификации деяния, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ. Рассмотрим эти проблемы на основе анализа элементов состава преступления.

<5> Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 195-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности".

Объект преступления

Правильное установление объекта преступления имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет определить место преступления в Особенной части УК, отграничить одни преступные посягательства от других. При этом "смежные составы преступлений, внешне совпадающие, например, по образу действия, но обладающие неодинаковым социальным содержанием и направленностью, приобретают различную правовую квалификацию" <6>.

<6> Растропов С. Понятие объекта преступления: история, состояние, перспектива // Уголовное право. 2002. N 1. С. 3.

Традиционно объектом посягательства называют те общественные отношения, на изменение которых направлено преступление, или, другими словами, объект преступления - "это мишень, по которой бьет всякое преступление" <7>. Вместе с тем ученые справедливо отмечают, что общее указание на то, что объектом преступления являются общественные отношения, не обеспечивает потребностей практики. Следователю, судье и другим работникам органов правосудия важно знать непосредственный объект каждого преступления конкретно и определенно. Поэтому задача науки уголовного права состоит в том, чтобы выяснить, что собой представляет общественное отношение, каковы его содержание, элементы, какова их структура, и, таким образом, насколько это возможно, конкретизировать объект преступного посягательства <8>.

<7> Коржанский Н.И. Объект преступления и квалификация преступлений. Белгород, 1976. С. 12 - 13.
<8> Там же. С. 12.

А.Н. Шабунина и Е.Д. Горев утверждают, что непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, выступают требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах <9>.

<9> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Специфика уголовной ответственности за необеспечение транспортной безопасности // Уголовный процесс. 2011. N 11. С. 42.

На наш взгляд, данное понимание объекта рассматриваемого преступления не в полной мере отражает суть общественных отношений, охраняемых ст. 263.1 УК РФ, а следовательно, не поможет правоприменителю правильно отграничить данное преступление от других, например от недоброкачественного ремонта транспортных средств и выпуска их в эксплуатацию с техническими неисправностями (ст. 266 УК РФ). Несмотря на схожую объективную сторону, это совершенно разные по содержанию составы: первый имеет целью охрану общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения транспортной безопасности, а второй связан с безопасностью движения и эксплуатацией транспортных средств.

В законодательстве под транспортной безопасностью понимается состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (п. 10 ст. 1 Закона N 16-ФЗ). Ключевой элемент в данном определении - "акт незаконного вмешательства", который означает противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (п. 1 ст. 1 Закона N 16-ФЗ).

Понятие же безопасности движения - более общее и определяется в законодательстве применительно к каждому виду транспорта. Например , в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" безопасностью движения и эксплуатации железнодорожного транспорта признается состояние защищенности процесса движения подвижного состава и самого подвижного состава, при котором отсутствует недопустимый риск возникновения транспортных происшествий и их последствий, влекущих за собой причинение вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

Таким образом, объект преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, - общественные отношения, направленные на обеспечение выполнения регламентированных нормативными правовыми актами мер по предупреждению и недопущению совершения актов незаконного вмешательства, а также минимизации их последствий. Именно такое понимание объекта рассматриваемого преступления позволяет понять его суть и отграничить данный состав от иных преступлений, совершаемых в сфере функционирования транспорта (ст. ст. 263, 264, 266 УК РФ и др.).

Объективная сторона

Объективная сторона преступления описана с помощью бланкетной диспозиции как неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах. В соответствии со ст. 8 Закона N 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности, во-первых, определяются Минтрансом России, во-вторых, дифференцируются в зависимости от категории объекта транспортной инфраструктуры и транспортных средств и уровня безопасности. Поэтому для установления объективной стороны состава преступления необходимо выяснить, к какой категории относится объект транспортной инфраструктуры, на котором выявлено неисполнение названных требований, и какой уровень безопасности действовал на момент совершения деяния.

Вместе с тем темпы присвоения категорий очень низки, по оценкам специалистов само категорирование может затянуться на несколько лет <10>. По данным руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в настоящее время категория присвоена только 1,5% объектов автомобильного транспорта, 0,16% железнодорожного и 20% морского и внутреннего водного транспорта <11>. В связи с этим до присвоения уполномоченным органом исполнительной власти объекту той или иной категории невозможно определить, какие требования по обеспечению безопасности должны соблюдаться на конкретном объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, что, в свою очередь, препятствует вменению лицу рассматриваемого преступления.

<10> Касьянов А.И. Состояние и меры по повышению эффективности контроля (надзора) за исполнением законодательства Российской Федерации в сфере обеспечения транспортной безопасности // Транспортная безопасность и технологии. 2012. N 1. С. 20.
<11> Там же. С. 20 - 21.

Другая проблема установления объективной стороны анализируемого состава, на наш взгляд, связана с механизмом совершения преступления. Преступление - это "результат, конечный "продукт" определенного рода взаимодействия, имевшего место между личностью и окружающей средой, той средой, в которой и находят свое коренное, "осязаемое", выражение факторы более общего объективного характера" <12>. В научной литературе под механизмом преступного поведения понимаются "связь и взаимодействие внешних факторов объективной действительности и внутренних, психических процессов и состояний, детерминирующих решение совершить преступление, направляющих и контролирующих его исполнение" <13>.

<12> Яковлев А.М. Взаимодействие личности со средой как предмет криминологического исследования // Сов. государство и право. 1966. N 2. С. 55 - 56.
<13> Кудрявцев В.Н. Механизм преступного поведения. М., 1981. С. 30.

Необходимо указать, что неосторожные преступления обладают специфическими чертами, отличающими их от умышленных посягательств. По мнению А.И. Чучаева, в криминологическом плане это отличие заключается в первую очередь в присущем только деяниям, совершаемым по неосторожности, механизме преступления и причинения общественно опасного последствия. Кроме того, автор справедливо отмечает, что механизм транспортного преступления как неосторожного деяния представляет собой динамический процесс, определяющий взаимодействие элементов, его составляющих, к которым автор относит техническую систему, информационное обеспечение, ситуацию и управляющий субъект <14>. А.И. Чучаев делает вывод о том, что механизм транспортного преступления - "это взаимосвязь и взаимодействие управляющего субъекта с технической системой, ее информационным обеспечением и ситуацией (внешними факторами), детерминирующими его поведение и влекущими нарушение безопасности функционирования железнодорожного, водного и воздушного транспорта" <15>.

<14> Чучаев А.И. Транспортные преступления: проблема механизма, квалификация и наказание. С. 47 - 48.
<15> Там же. С. 59.

Но данная схема не учитывает главной особенности совершения преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, - обусловленности действиями третьего лица, направленными на совершение акта незаконного вмешательства, что следует считать элементом механизма. Поскольку, как бы ни нарушались ответственным лицом требования, направленные на обеспечение транспортной безопасности, до тех пор пока в механизме преступления не появится акт незаконного вмешательства, объект, охраняемый уголовным законом, нарушен не будет.

Названная особенность механизма преступления, предусмотренного ст. 263.1 УК РФ, обусловливает сложность установления причинно-следственной связи между деянием в виде необеспечения требований транспортной безопасности и преступными последствиями, указанными в диспозиции статьи.

Несколько отступая от непосредственного обсуждения проблемы, отметим, что в доктрине уголовного права ведется дискуссия о наличии причинной связи в составах, совершаемых в форме бездействия. Так, по мнению М.Д. Шаргородского, "при бездействии причинная связь отсутствует, и нужно решить вопрос не о том, когда бездействие является причиной наступившего результата, а только о том, когда человек отвечает за бездействие" <16>. Н.Д. Сергеевский признавал наличие причинной связи при бездействии и утверждал, что "облечение поведения человека в форму бездействия не свидетельствует о том, что причинной зависимости не существует" <17>.

<16> Учен. тр. Всесоюзного института юридических наук. 1947. Вып. 10. С. 184 - 185.
<17> Цит. по: Чучаев А.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д. Сергеевского. М., 2010. С. 95 - 96.

На наш взгляд, причинная связь должна устанавливаться в том числе в составах преступлений, совершаемых путем бездействия, поскольку нельзя говорить об общественной опасности деяния, а следовательно, и о совершении преступления, не выяснив, что именно это деяние причинило вред общественным отношениям, охраняемым уголовным законом. Поэтому справедливым и обоснованным нужно признать утверждение А.Н. Трайнина о том, что "как субъективное основание уголовной ответственности - вина, так и объективное основание уголовной ответственности - причинная связь являются необходимыми элементами каждого состава преступления" <18>.

<18> Трайнин А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. М., 1951. С. 124.

Связь между необеспечением требований транспортной безопасности и актом незаконного вмешательства в деятельность транспортной инфраструктуры может иметь две формы:

  1. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, игнорирует требования нормативных правовых актов, тем самым создавая условия или облегчая совершение третьим лицом акта незаконного вмешательства, в том числе носящего характер террористического (например, не обеспечивает соблюдение требований по обустройству периметровой территории аэропорта или по организации предполетного досмотра);
  2. лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, игнорируя требования нормативных правовых актов, создает условия для наступления более тяжких последствий акта незаконного вмешательства (в частности, не обеспечивает своевременное информирование правоохранительных органов и специальных служб о совершении акта незаконного вмешательства).

Следовательно, бездействие лица, не обеспечивающего соблюдение требований транспортной безопасности, выполняет роль условия наступления преступных последствий. Виновный в этом случае не способствует в необходимой мере противодействию противоправному поведению третьих лиц. Именно это приводит к наступлению общественно опасных последствий. Современные исследователи уголовного права утверждают, что в таком случае между бездействием и последствиями существует не причинная, а кондициональная связь, под которой понимается "связь, вызванная внешними и внутренними факторами, способствующими приведению специфической причины в активное состояние и превращающими реальную возможность явления в реальную действительность" <19>. Поэтому при вменении лицу рассматриваемого состава преступления нужно установить, что его бездействие реально способствовало совершению акта незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, а также наступлению последствий, указанных в диспозиции статьи.

<19> Уголовное право России. Часть Общая / Р.Р. Галиакбаров и др.; отв. ред. Л.Л. Кругликов. М., 2005. С. 174.

Субъект преступления

Субъект преступления - специальный: это лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности. Более того, авторы отмечают, что такое лицо должно быть назначено собственником объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства (представителем собственника) <20>.

<20> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Указ. соч. С. 42.

Согласно ч. 1 ст. 4 Закона N 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъектов транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9 ст. 1 названного Закона субъекты транспортной инфраструктуры - юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании. Полагаем, что именно эти лица (их представители) и должны нести ответственность за необеспечение требований транспортной безопасности. Однако в нормативных актах Минтранса указывается, что лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности, назначаются субъектом транспортной инфраструктуры <21>. При этом сведения о таком лице должны содержаться в плане обеспечения транспортной безопасности <22>.

<21> Пункты 5 Приказов Минтранса РФ от 8 февраля 2011 г. N 40, 41, 42, 43.
<22> Подпункт 3 п. 4 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2010 г. N 34.

Вместе с тем в силу ч. 1 ст. 9 Закона N 16-ФЗ и п. 2 Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств планы разрабатываются на основании результатов оценки уязвимости. Однако по состоянию на 1 января 2012 г. оценка уязвимости утверждена лишь в отношении единичных прошедших категорирование объектов (1 объекта автомобильного транспорта, 1 - речного, 1 - морского, 4 - воздушного) <23>. Как следствие, планы обеспечения транспортной безопасности практически не разрабатывались <24>. Поэтому возникает вопрос: кто является субъектом рассматриваемого преступления при отсутствии плана обеспечения транспортной безопасности?

<23> Муратов В.П. О ходе реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте // Транспортная безопасность и технологии. 2012. N 1. С. 38.
<24> Касьянов А.И. Указ. соч. С. 21.

Полагаем, что в таком случае ответственность по ст. 263.1 УК РФ должно нести лицо, наделенное от имени субъекта транспортной инфраструктуры правом назначать лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, поскольку назначение такого лица - общее требование обеспечения транспортной безопасности на объектах всех категорий <25>.

<25> См., например: пункты 5.1 - 5.5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта.

Субъективная сторона

В научных публикациях отмечается, что данное преступление характеризуется двумя формами вины: во-первых, прямым или косвенным умыслом по отношению к самому нарушению правил, т.е. лицо осознает, что не исполняет требования по обеспечению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, и желает или сознательно допускает такое неисполнение; во-вторых, неосторожностью по отношению к последствиям <26>. На наш взгляд, такая позиция не согласуется со ст. 27 УК РФ, в соответствии с которой двойная форма вины используется только при определении субъективной стороны в квалифицированных умышленных составах, где отягчающими обстоятельствами являются тяжкие последствия (например, ч. 4 ст. 111 УК РФ).

<26> Шабунина А.Н., Горев Е.Д. Указ. соч. С. 42 - 43.

Законодательная конструкция основного состава ст. 263.1 УК РФ, а также анализ ст. 27 УК РФ позволяют сделать вывод, что отношение субъекта к преступлению может характеризоваться только неосторожностью (легкомыслием или небрежностью): лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности, не предвидит возможности причинения тяжкого вреда здоровью человека или крупного ущерба либо без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение.

Резюмируя изложенное, следует констатировать, что практическое применение ст. 263.1 УК РФ связано с определенными проблемами. Поэтому существует объективная необходимость переработки рассматриваемого состава преступления. Полагаем, что для решения названных проблем целесообразно диспозицию статьи изложить в следующем виде: "Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба". Такая формулировка состава, во-первых, не станет отсылать к планам обеспечения транспортной безопасности, разработка которых зависит от добросовестности владельцев объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, во-вторых, не будет содержать формальных поводов для освобождения от уголовной ответственности лиц, не обеспечивших исполнение требований транспортной безопасности.

Bibliography

Chuchaev A.I. Transportnye prestupleniya: problema mexanizma, kvalifikaciya i nakazanie: Dis. ... d-ra yurid. nauk. M., 1990.

Chuchaev A.I. Ugolovno-pravovye vzglyady N.D. Sergeevskogo. M., 2010.

Kas"yanov A.I. Sostoyanie i mery po povysheniyu ehffektivnosti kontrolya (nadzora) za ispolneniem zakonodatel"stva Rossijskoj Federacii v sfere obespecheniya transportnoj bezopasnosti // Transportnaya bezopasnost" i texnologii. 2012. N 1.

Korzhanskij N.I. Ob"ekt prestupleniya i kvalifikaciya prestuplenij. Belgorod, 1976.

Kudryavcev V.N. Mexanizm prestupnogo povedeniya. M., 1981.

Muratov V.P. O xode realizacii Kompleksnoj programmy obespecheniya bezopasnosti naseleniya na transporte // Transportnaya bezopasnost"i texnologii. 2012. N 1.

Platonov G.A. Ehrgonomika na zheleznodorozhnom transporte. M., 1986. S. 14.

Rastropov S. Ponyatie ob"ekta prestupleniya: istoriya, sostoyanie, perspektiva // Ugolovnoe pravo. 2002. N 1.

Shabunina A.N., Gorev E.D. Specifika ugolovnoj otvetstvennosti za neobespechenie transportnoj bezopasnosti // Ugolovnyj process. 2011. N 11. S. 42.

Trajnin A.N. Sostav prestupleniya po sovetskomu ugolovnomu pravu. M., 1951.

Uchen. tr. Vsesoyuznogo instituta yuridicheskix nauk. Vyp. 10. 1947.

Ugolovnoe pravo Rossii. Chast" Obshhaya / R.R. Galiakbarov i dr.; otv. red. L.L. Kruglikov. M., 2005.

Yakovlev A.M. Vzaimodejstvie lichnosti so sredoj kak predmet kriminologicheskogo issledovaniya // Sov. gosudarstvo i pravo. 1966. N 2.

1. Неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо ограничением свободы на срок до одного года.

2. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств лицом, ответственным за обеспечение транспортной безопасности, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные группой лиц по предварительному сговору либо повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ статья 263.1 дополнена частью 4, вступающей в силу по истечении ста двадцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

4. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой либо повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.

Комментарий к Ст. 263.1 УК РФ

1. Преступление посягает на транспортную безопасность (основной непосредственный объект). В качестве дополнительного объекта преступления выступают, в частности, безопасность жизни и здоровья человека, собственность, экологическая безопасность.

В Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (в ред. от 18.07.2011)1 транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом под актом незаконного вмешательства понимается противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.

2. Предметом преступления являются объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства.

Объекты транспортной инфраструктуры — это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Транспортные средства: воздушные суда, суда, используемые в целях торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта.

3. Неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности может выражаться либо в несовершении действий, предписанных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения в области обеспечения транспортной безопасности, либо в совершении действий, запрещенных указанными актами, либо в ненадлежащем исполнении требований по обеспечению транспортной безопасности. К примеру, непроведение в установленном порядке оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, непринятие планов обеспечения транспортной безопасности и т.п.

Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти и являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

5. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между указанным в статье деянием и вредными последствиями.

6. Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

7. Субъектом преступления может быть только лицо, ответственное за обеспечение транспортной безопасности (например, собственник объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или лицо, использующее их на ином законном основании; работник транспортной организации, обязанный соблюдать установленные требования по обеспечению транспортной безопасности).

Загрузка...