Япония во второй половине хх века. Научно-техническая революция во второй половине ХХ в
Культура ХХ века – одна из сложнейших явлений в истории мировой культуры. Во-первых, это объясняется большим количеством социальных потрясений, страшных мировых войн, революций, которые вытеснили духовные ценности на периферию сознания и дали толчок развитию примитивных национал-шовинистских идей, усиление культа тотального разрушения старого. Во вторых, происходят существенные изменения в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация, разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, переезжают в города, что приводит к урбанизации культуры. В-третьих, постепенное преобразование общества на комплекс различных объединений и группировок ведет к процессу общей институционализации, результатом которой является лишение человека собственного "я", потери индивидуальности.
В ХХ в. отчетливо проявились две тенденции. С одной стороны, заметным является кризис духовности, которая характеризуется прежде отчуждения масс от культурного достояния нации и человечества, вытеснением духовных ценностей на периферию сознания, господством стереотипов массовой псевдокультуры. Кроме того, усиливается противоположный процесс, связанный со стремлением части общества вернуться в лоно культуры, сделать свое бытие действительно духовным. В океане пароксизмов бескультурье нашего века – кровопролитных мировых и региональных войн, ядерной угрозы, национально-этнических и религиозных конфликтов, политического тоталитаризма, разрушения и уничтожения природы, растущей егоизации индивидов – многие начинают воспринимать культуру как землю обетованную, как панацею, единую спасительную силу, способную решить проблемы современного человечества.
Относительно первой тенденции можно отметить, что духовный кризис резко обострилась после первой мировой войны. В духовном отношении последствия этой войны были, пожалуй, более разрушительными, чем в материальном. Христианские ценности, которые в течение тысячелетия были духовной основой европейской культуры, подверглись серьезному давлению со стороны примитивных национал-шовинистических идей и эмоций. Разрушителями духовных основ культуры были и революции, в частности в российской империи. С одной стороны, революции преодолевали падшие формы жизни, с другой – они были связаны с пробуждением и усилением культа тотального разрушения старого.
Кульминация "одичания" человечества – это вторая мировая война, изобретение и использование ядерного оружия и других средств массового уничтожения людей, межэтнические войны конца ХХ в. Антикультурные последствия второй мировой войны и ядерного противостояния великих держав были усилены новой ситуацией в области экономики и средств производства. Углубляется индустриализация производства, быстрыми темпами разрушается традиционный сельский уклад жизни. Массы людей отчуждаются от привычного среды, перемещаются в город, что привело к росту маргинальных слоев населения и распространение урбанизированной космополитической культуры.
Исследователи отмечают, что человек теряет свою индивидуальность, а вместе с ней и потребность в духовном самосовершенствовании с помощью культуры. Вследствие совершенной системы разделения труда, когда оттачивается лишь какая-то одна производственно-профессиональная функция, индивид становится деталью машины, а культура – индустрией развлечений.
Индустриализация культуры стала одной из закономерностей нашего века. Последствия этого процесса являются противоречивыми в духовном отношении: с одной стороны, развитая техника репродуцирования и тиражирования делает искусство доступным для широкой аудитории, с другой – общедоступность произведений искусства превращает их в предмет быта, обесценивает. Облегченность и упрощенность восприятия делает ненужной внутреннюю подготовку к общению с искусством, а это резко снижает его положительное влияние на развитие личности.
В обществе распространяется "массовая" культура, синонимы которой: "популярная культура", "индустрия развлечений", "коммерческая культура" и т.п. В отличие от высокой, элитарной культуры, которая всегда была ориентирована на интеллектуальную, думающую публику, массовая культура сознательно ориентируется на "средний" уровень массовых потребителей. Главным каналом распространения массовой культуры есть современные средства коммуникативной техники (книгопечатание, пресса, радио, телевидение, кино, видео- и звукозаписи). Масскульт создают специалисты (менеджеры, писатели, режиссеры, сценаристы, композиторы, певцы, актеры и др.) не всегда на профессиональном уровне, часто качество их произведений определяется только одним критерием – коммерческим успехом. Во второй половине ХХ в. "законодателем моды" в массовой культуре стали Соединенные Штаты Америки, которые сосредоточили мощные финансовые и технические ресурсы в области поп-культуры. Многие современные культурологи даже применяет к процессу распространения массовой культуры термин "американизация культуры". Об опасности прелестей американской массовой культуры, которая имеет мало общего с творчеством таких выдающихся деятелей мировой культуры, как писатели Уильям Фолкнер (1897-1962 гг.), Эрнест Хемингуэй (1899-1961 гг.) или актер, кинорежиссер и сценарист Чарльз Спенсер Чаплин (1889-1977 гг.), говорят англичане и французы, немцы и японцы, представители других европейских и неевропейских культур. Обостряется эта проблема и у нас, ведь не может быть ничего страшнее для культуры, чем потеря ее национальной самобытности.
Это лишь некоторые негативные процессы, характеризующие состояние культуры ХХ в. Но на фоне кризисных явлений уже вырисовывается другая тенденция, которая, по мнению многих философов и культурологов, должна стать ведущей в XXI веке, – это возвращение человечества к "лоно" культуры, его духовное оздоровление. Осознание того, что человечество может спастись от самоуничтожения только путем обращения к культуре, ее тысячелетней мудрости и красоты, охватывает уже широкие круги общественности. Это, безусловно, отразилось на художественной культуре. Среди особенностей художественной культуры ХХ века можно выделить следующие:
– отсутствие доминирующего стиля и соответственно наличие многих течений, особенно в живописи и музыке;
– интерпретация действительности с позиций определенных философских идей (марксизма, фрейдизма, экзистенциализма);
– непосредственная связь художественного творчества с глобальными проблемами мировой политики, активное противостояние художественной интеллигенции милитаризма, фашизма, тоталитаризма, дегуманизации жизни и др.;
– раскол между популярным и элитарным искусством;
– интенсивное обновление выразительных средств, художественного языка в литературе, живописи, музыке, театре;
– огромные интенсивность и динамизм общественной жизни, вследствие чего чуть не каждое десятилетие имеет свое "лицо", в том числе и в художественной культуре и т.д.
Актуальными проблемами, которые нашли отражение в художественной культуре есть проблемы "культура и власть", "культура и рынок", защиту культуры. Самой болезненной проблемой является кризис духовности.
И все же XX в. – это целостная художественная эпоха, в которой прослеживается своя культурологическая идея. Это идея гуманизма, которая, в искусстве и в литературе проявляется не только в глобальном интересе к человеческой личности, рассматривается в самых разнообразных ракурсах, но и, как ни парадоксально на первый взгляд, в исчезновении человека из поля зрения художника. С одной стороны, стремление гуманизации человеческого бытия и творчества, с другой – гипертрофия форм, возрастание роли приема в таких масштабах, когда прием из средства превращается в самоцель. На смену органического образа пришел откровенный конструктивизм, геометрия стиля, которая вытеснила из содержания человека.
Международные отношения во второй половине ХХ в. Проблемы отношений «Запад-Восток», «Север-Юг». Конфликты и войны, их последствия. Деятельность ООН и других международных организаций. Международные движения за безопасность, разоружение, мир. Экологические движения. Мировое сообщество на рубеже XX-XXI в.
Глобализация - это исторический процесс сближения наций и народов, между которыми постепенно стираются традиционные границы. Начиная с середины прошлого столетия, а особенно в последние десятилетия, тенденция к глобализации является преобладающей, нивелируя значение национального и регионального своеобразия.
Широкий спектр глобальных процессов: научно-технических, экономических, социальных, политических - все теснее увязывает страны и регионы в единое мировое сообщество, а национальные и региональные экономики - в единое мировое хозяйство.
Процесс экономической глобализации находит свое отражение, прежде всего, во всемерном распшрении сферы действия мирового рынка капиталов, сырья и рабочей силы, вбирающих в себя рынки региональные и локальные. Различные страны становятся цехами единого мирового производства, где компоненты, произведенные в Америке, Западной Европе и Азии, на конечной производственной стадии превращаются в интернациональный продукт - автомобиль, телевизор, компьютер и т. д. В современном мире трудно отыскать более или менее крупную фирму, которую можно было бы назвать чисто национальной. Другой глобальный процесс, который характерен для современного мира, - это рост частного и сокращение государственного капитала во всех сферах человеческой капитала во всех сферах человеческой деятельности. Этот процесс, набирающий силу с конца 70-х годов, делает главенствующим в современном мировом сообществе не государственно-политические, а частнокапиталистические интересы. Капитал теперь легко перешагивает государственные границы. Интеграция государств теперь становится второстепенной по отношению к интеграции экономических структур мирового сообщества. Военно-политическую экспансию отдельных государств теперь вытесняет вездесущая экспансия транснациональных корпораций, в которые интегрируется капитал самых различных национальных фирм современного мира (как западных, так и восточных).
Экономическим ядром современного мирового сообщества становится мировой рынок, в рамках которого современные страны мира все теснее взаимодействуют. Это взаимодействие благоприятствует повсеместному утверждению (в различных видах) рыночной социально-экономической системы, а вместе с ней и демократии или ее начальных форм. В ходе процесса глобализации демократия, обеспечивающая свободу предпринимательства, одерживает победу над тоталитаризмом на преобладающей части земного шара. Растет число стран, где внедряются современные конституционные, судебные, парламентарные, многопартийные системы. Во всяком случае, в полной мере демократическими они стали к началу XXI века уже в 30 государствах, или более чем в 10 % всех стран современного мира. Преимущественно это страны Северной Америки, Западной и Северной Европы. Многие страны Латинской Америки, Азии и Африки также внедряют у себя демократические принципы. Среди стран, население которых в наименьшей мере пользуется демократическими правами, лидируют: Афганистан, Иран, большинство стран Тропической Африки, Куба, Ирак, Северная Корея, Китай, постсоветские государства Центральной Азии. Однако и там наблюдаются сдвиги в сторону демократизации. На первый план повсеместно выходит борьба за права человека, за плюрализм мнений. Без этого нельзя создать процветающее общество в эпоху стремительно развивающейся научно-технической революции. В октябре 1998 г. даже коммунистический Китай подписал международную Декларацию о правах человека и гражданина, включая свободу слова. Страну наводняют иностранные туристы, а китайские граждане свободно посещают зарубежные государства. В Иране в мае 2000 г. начал функционировать парламент, большинство депутатов которого является сторонниками проведения в этой.стране демократических реформ. В странах с переходными социально-экономическими системами наблюдаются различные промежуточные стадии процесса демократизации. Огромную роль в этом играет широкий и все усиливающийся обмен различной политической, экономической и технической информацией. Человечество всегда прогрессировало за счет международного обмена знаниями и опытом. Теперь этот процесс стал чрезвычайно интенсивным.
Границы преобладающей части стран мира становятся прозрачными, легко преодолимыми для экономического, политического и культурного взаимодействия народов. Это дает мощный импульс дальнейшему всестороннему развитию науки, техники, культуры. Вместе с тем, процесс глобализации не всегда протекает безболезненно, вызывая протест со стороны ряда общественных слоев различных стран мира.
Процесс глобализации, являющийся неизбежным явлением нового времени, способствует ломке традиционных социально-экономических структур и коренным образом меняет жизнь многих людей далеко не в лучшую сторону. Это вызывает протест со стороны различных общественных слоев, которые не могут адаптироваться к новым условиям. Кроме того, разрыв между уровнем развития между постиндустриальными - богатыми и развивающимися - бедными странами непрерывно увеличивается. Накапливается недовольство бедных, которым глобализация пока еще отнюдь не принесла благосостояния или даже значительно ухудшила их материальное положение. В результате на пороге нового тысячелетия возникло широкое международное общественное движение против этого процесса. В нем принимают участие профсоюзы и представители самых широких слоев населения не только в отсталых развивающихся, но и в постиндустриальных странах. Причины этого хорошо известны. Во-первых, в развитых капиталистических государствах Запада сокращается число рабочих мест в связи с перемещением производства в развивающиеся, где более дешевая рабочая сила и сырье. Во-вторых, из-за притока в эти страны дешевой рабочей силы из Азии, Африки и Латинской Америки предприниматели снижают там заработную плату наемным работникам. Развивающиеся страны и их общественные организации, ссылаясь на экономические трудности, возникшие в ходе глобализации, требуют, чтобы МВФ и Всемирный банк списали им долги по взятым кредитам и оказали другую экономическую помощь. Огромный разрыв в уровнях жизни между развитыми и слаборазвитыми странами они считают аморальным. Процесс глобализации, по их мнению, только увеличивает этот разрыв.
В современном мировом пространстве выделяются постиндустриальный Север, контролирующий торгово-финансовые каналы, высокоиндустриальный Запад - совокупность национальных экономик ведущих промышленно развитых держав, интенсивно развивающийся новый Восток, строящий хозяйственную жизнь в рамках неоиндустриальной модели, сырьевой Юг, живущий преимущественно за счет эксплуатации природных ресурсов, а также находящиеся в переходном состоянии государства посткоммунистическрго мира.
Самым мощным экономическим государством мира в настоящий момент являются США, которые ведут себя и как политический монополист, пытающийся распространить свое влияние по всему миру. Доллары делают политику по принципу «один доллар - один голос». За решениями, принимаемыми от лица международных организаций, например Совета Безопасности, МВФ, ВТО, финансируемых опять же развитыми странами, обычно скрываются цели, преследуемые узким кругом ведущих держав.
Вытесненные на политическую и экономическую периферию страны Юга, или развивающиеся страны, борются с гегемонией сверхдержав доступными им средствами. Одни выбирают модель цивилизованного рыночного развития, и как Чили и Аргентина, ускоренными темпами стремятся догнать экономически развитые Север и Запад. Другие, в силу разных обстоятельств, лишенные такой возможности, встают на «тропу войны». Они создают разветвленные криминально-террористические организации и мафиозные формирования, раскиданные по всему миру. События 11 сентября 2001 года показали, что даже такое высокоразвитое государство как США не застраховано от масштабных атак со стороны террористических организаций.
В настоящее время по-прежнему сохраняется ядерная угроза. Это связано с тем, что некоторые страны упорно стремятся к обладанию собственным оружием массового поражения и средствами его доставки. Осуществили экспериментальные ядерные взрывы Индия и Пакистан, провели испытания новых видов ракетного оружия Иран и Северная Корея. Усиленно развивает программу создания химического оружия Сирия. И этот перечень будет явно расширяться.
Такая ситуация делает весьма вероятным использование оружия массового поражения в локальных военных конфликтах. Но проблема этим не ограничивается. Дело в том, что в последние годы отмечается снижение контроля за объектами атомной энергетики, опасное ухудшение его технического состояния. Возрастает угроза захвата оружия политическими авантюристами с целью шантажа правительств тех или иных стран.
Свидетельством духовно нездорового состояния современного общества является катастрофический рост организованной преступности, коррупции, рэкета. Появились новые формы оружия массового поражения: биологические, бактериологические, что создает угрозу новых террористических актов. Еще более опасным явлением по сравнению с периодом 70 - 80-х годов стала торговля наркотиками, ибо в ее орбиту в начале 90-х годов (с падением «железного занавеса») попали и страны вчерашнего социализма.
Все это требует от мирового сообщества выработки принципиально нового, адекватного нынешней глобальной ситуации типа мышления, принципиально отличного от прежнего биполярного осмысления многих проблем (так характерного для эпохи «холодной войны»), признающей приоритет права над произволом. И здесь незаменимую роль играет (и, надо полагать, будет играть в будущем) Организация Объединенных Наций (ООН), ее различные учреждения.
Деятельность Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Организация Объединенных Наций (ООН) в настоящее время является центральным органом управления мирового сообщества. Созданная в 1945 году в целях поддержания и укрепления мира, ООН в 1985 г. объединяла 159 стран. Предполагается, что ее решениям должны подчиняться все страны-участницы. ООН оказывает гуманитарную помощь, охраняет культурные памятники и посылает миротворческие силы («голубые каски») ООН практически во все уголки Земли.
Деятельность ООН направлена на втягивание различных государств мира в единый мировой рынок. Огромные роль в этом играют ее специализированные организации, финансирующие международные проекты экономического развития в Азии, Африке и Латинской Америке, а также в России и других постсоветских государствах. Особенно много для этого делает Международный валютный фонд (МВФ) при Организации Объединенных Наций, членами которого являются 180 стран, включая и Россию. Ему принадлежит теперь ключевая роль в предотвращении международных и локальных экономических кризисов в современном мире. Сегодня очевидно, что система единого мирового хозяйства может нормально функционировать только в условиях глобальной стабилизации. Любая дестабилизация в той или иной стране и тем более группе стран (военно-политическая или экономическая) наносит урон мировому сообществу. Известно, например, что начавшийся в конце 90-х годов финансовый кризис в нескольких странах Тихоокеанского региона едва не стал прологом к глобальной дестабилизации всей мировой финансово-банковской системы. Именно по этой причине богатые страны теперь готовы оказывать экономическую помощь и прощать долги бедным, стремятся предотвратить экономическую и политическую дестабилизацию в любом регионе земного шара. Страны и народы в новых условиях учатся (хотя и с большим трудом) избегать кризисов и конфронтации при объективно существующих громадных противоречиях.
Уже сегодня деятельность стран мирового сообщества в рамках программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) помогает укреплению международного сотрудничества в области биосферы, координации национальных программ по охране окружающей среды, организации систематического наблюдения за ее состоянием в глобальных масштабах, накоплению и оценке экологических знаний, обмену информацией по эти вопросам.
Важный вклад в решение глобальных проблем современного общества вносят и другие учреждения ООН: Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.
В составе мирового сообщества организуются также и региональные объединения, например Европейский Союз (ЕС), нацеленный на формирование Соединенных Штатов Европы. В эту региональную организацию входят самые различные, с точки зрения их истории и экономического потенциала страны, которые успешно взаимодействуют на основе общих интересов: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Португалия.
Интеграция стран ЕС на пороге нового тысячелетия уже достигла такого уровня, что они смогли ввести для всех единую межнациональную валюту «евро», которая в будущем может обрести такую же ликвидность, как американский доллар. Экономическая стабильность ЕС, его последовательная экономическая стратегия и тактика, осуществление многих масштабных и весьма перспективных проектов привлекает туда довольно крупные международные инвестиции и квалифицированную рабочую силу. Все это обеспечивает высокую экономическую эффективность хозяйства Европейского Союза. С гораздо большим трудом и сложностями идет в ЕС, объединяющем очень разные страны, процесс политической интеграции. Сказываются весьма значительные различия между ними в расстановке политических сил. Тем не менее в 2000 году Европейский Союз уже приступил к созданию Конституции ЕС, которая должна заложить основы общего законодательства для всех стран этого сообщества.
Все более важную роль в современном мире играет и Организация азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС). Эта региональная организация объединяет широкий круг стран Тихоокеанского бассейна, где проживает почти 40 % населения современного мира и производится свыше половины мировой продукции по стоимости. В АТЭС входят Австралия, Бруней, Гонконг, Канада, Чили, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Тайвань, Таиланд, США, Вьетнам, Перу.
Деятельность ООН и других организаций способствует втягиванию в процесс глобализации все новых регионов и стран современного мира, в том числе тех, которые еще совсем недавно были наглухо от него изолированы.
XX век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шейхов, эмиров, султанов и т. д.) более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной задачей саммита тысячелетия было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.
Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена всемерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль Организации Объединенных Наций в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за необходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффективность этой международной организации, обеспечить новый мощный импульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пересмотр механизмов осуществления миротворческих операций в «горячих точках» планеты и т.д.).
Внутренняя ситуация
После войны резко снизился жизненный уровень населения, особенно в западных, очень разрушенных частях страны (Белоруссия, Украина).
Жертвами ВОВ стали члены практически каждой семьи в СССР (в Белоруссии погиб каждый четвертый человек). После войны осталось в стране много сирот, количество женщин значительно превысило число мужчин. Еще 20 лет после войны появлялись в газетах объявления о поиске близких, потерянных во время ВОВ.
Возобновление террора
Благодаря победе в ВОВ укрепился культ личности Сталина и постепенно возобновился террор, усилилась несвобода. Вернувшиеся из Германии военнопленные были обвинены в измене родине и сосланы в лагеря ГУЛага.
Международная ситуация
Россия, как одна из победивших стран, снова приобрела большой международный политический вес.
Ялтинская конференция
4 -11 февраля 1945 г. состоялась в Ялте встреча лидеров трех стран антигитлеровской коалиции - США, Великобритании, СССР.
На конференции принимались основные решения о будущем разделе мира между странами-победителями. Каждая держава-победительница имела власть на тех территориях, где располагались ее войска.
Государства-сателлиты СССР
За несколько лет после конца войны во многих государствах Восточной и Центральной Европы при поддержке Москвы пришли к власти коммунистические партии.
„Железный занавес“
разделил Европу на послушный Москве социалистический лагерь
и западные страны. Политические институты, экономическая и социальная организация и культурная жизнь социалистических стран были преобразованы по советскому образцу.
„Холодная война“
„Холодная война“ – период геополитической конфронтации между блоками союзников СССР и США – началась примерно в 1946 г. (продолжалась до распада СССР). Практически весь мир разделился на два политических блока – капиталистический (с военной организацией НАТО) и социалистический (Организация Варшавского Договора). Когда в 1980 г. состоялись олимпийские игры в Москве, спортсмены из западных стран отказались приехать.
В обоих лагерях шла пропаганда собственной идеологии и дискредитация вражеских стран. Чтобы предотвратить проникновение западного мышления в Советский Союз, на культурный и интеллектуальный обмен с некоммунистическими странами был наложен запрет.
Каждая из сторон накопляла огромные запасы оружия, включая ядерное.
Смерть Сталина
В 1953 г. Сталин скончался, что положило начало свертыванию кампании террора и репрессий в СССР.
Оттепель (1955–1964)
В 1955 г. партийным руководителем и главой СССР стал .
Доклад о культе личности Сталина
В 1956 г. на специальном заседании 20-го съезда партии Хрущев сделал доклад о культе личности Сталина. Этот доклад дал толчок критике сталинизма и смягчению режима. Имя Сталина в последующие годы фактически оказалось под запретом.
Хрущевские реформы
- тысяч политических заключенных были выпущены из лагерей и реабилитированы.
- Появились переводы современных западных писателей. Московский Кремль открыли для посещения туристов. Однако глушение заграничных радиостанций продолжалось.
- Ограничения в поездках за границу были смягчены.
- Хрущев пытался реорганизовать промышленность (уделял больше внимания производству товаров народного потребления и жилищному строительству) и поднять отстающее сельское хозяйство (наращивались в основном посевы кукурузы, которая навязывалась даже тем районам, где природные условия были неподходящими).
- Между 1950 и 1965 гг. во много раз увеличился объем добычи нефти.
- В Сибири возникают крупные научные и промышленные центры (бюрократические порядки там были менее жесткими, сюда переселилось много молодых людей).
- Крым был передан Украине.
- Начало космической программы - 12 апреля 1961 г. совершил полет в космос первый человек, Ю.А.Гагарин.
Застой (1964-1984)
В результате партийного переворота Хрущева в 1964 г. отстранили от власти.
Новый советский руководитель Леонид Брежнев
быстро свернул хрущевские реформы, и на имя Хрущева был на 20 лет положен запрет.
Экономика
- Значительно замедлился экономический рост в стране.
- Большинство финансовых средств было потрачено на военную промышленность и космическую программу.
- Потребительские товары, производству которых не уделялось достаточное внимание, имели низкое качество, но в условиях дефицита и отсутствия внешней конкуренции даже они мгновенно раскупались. За покупками люди ездили в столицу. В магазинах выстраивались длинные очереди.
- Быстро увеличивался внешний долг СССР.
Атмосфера в обществе
- Общество было расслоено - партийные и государственные лидеры получали разные привилегии. (Они, например, могли пользоваться специальными магазинами для покупки высококачественных продуктов и импортных товаров, специальными медицинскими учреждениями, санаториями, смотреть народу недоступные фильмы.) Население страдало от постоянного дефицита. Oднако в настоящее время некоторые русские вспоминают эту эпоху с ностальгией - образование и медицинскую помощь получали бесплатно, в стране был порядок.
- Нравственные качества общества были испорчены.
- В 4 раза возросло употребление алкоголя.
- Ухудшалась экологическая обстановка и здоровье населения.
Диссидентское движение
Оппозицией режиму стало диссидентское движение (А. И. Солженицын, академик А.Д.Сахаров). Демократическое движение включало в себя писателей, деятелей искусства, ученых, религиозных деятелей, родственников жертв сталинских чисток и представителей репрессированных групп национальных меньшинств.
Своих политических противников власти заключали, в отличие от прежних времен, еще и в психиатрические лечебницы. Диссидентов, имевших мировую известность, вынуждали эмигрировать.
Оккупация Чехословакии
В августе 1968 г. войска пяти стран Варшавского договора во главе с СССР подавили чехословацкое реформистское движение „Пражская весна“ . Таким образом, были уничтожены все надежды для стран социалистического лагеря развивать собственные модели общества.
После того, как Брежнев в 1982 г. скончался, его сменили сначала Ю.В.Андропов а затем К.У.Черненко . Оба глубокие и больные старики, они вскоре тоже умерли.
Реформы Горбачева (1985-1991)
В 1985 г. пост генерального секретаря занял Михаил Горбачев . Личность этого лидера СССР и его историческая роль до сих пор вызывают неоднозначную реакцию среди историков, политологов и русского населения вообще.
С Горбачевым наступила смена политического стиля. Он был человеком спокойным, но энергичным, улыбающимся, хорошим оратором; СССР получил сравнительно молодого лидера (в свои 54 года был на 20 лет моложе других членов Политбюро).
Реформы Горбачева
Перестройка
Перестройка - реструктуризация экономики и, в конечном счете, всего общественно-политического устройства, попытка реформировать социализм: „Мы не строим новый дом, а стараемся отремонтировать старый.“
Целью перестройки были
- эффективность и модернизация производства (советский товар был бракованный: „Мы умеем производить комические ракеты, но наши холодильники не работают.“; из-за плохо построенных домов пострадало много людей во время землетрясения в Армении.)
- подъем трудовой дисциплины Горбачев организовал кампанию борьбы против пьянства - сократил часы работы магазинов, продающих спиртное, а также снизил производство винно-водочных изделий.
Гласность
Гласность - свобода слова и открытость сведений, отмена цензуры в средствах массовой информации.
Гласность принесла свободу печати (критика самого Горбачева, признание экологической катастрофы Аральского моря, наличия бомжей в СССР и так далее), рассекречивание данных по сталинскому террору. Однако, например, об аварии Чернобыля
население ни в коем случае не было информировано объективно.
Внутренняя политика и демократизация страны
- В СССР были созданы политические оппозиционные партии, возникли многочисленные общественные группы. Горбачев прекратил преследование диссидентов, освободил академика Сахарова из домашней ссылки и пригласил его в Москву
- Власти смягчили свое отношение к Русской православной церкви (на Пасху по телевидению впервые транслировалось богослужение - раньше в этот праздник показывали самые популярные фильмы, чтобы люди остались дома, физически затрудняли вход в храмы)
- Возникает феномен „возвращенной литературы“ и культуры – ранее запрещенные книги были напечатаны, показаны фильмы.
- Снят негласный запрет с рок-музыки, открываются казино, первый «Макдональдс» в Москве, проходит первый конкурс на звание „королевы красоты“, в городах разгорается до сих пор не существовавшая ночная жизнь.
В 1989 г. состоялись первые относительно свободные выборы в СССР.
В 1990 г. Горбачев был избран первым и последним президентом СССР.
Внешняя политика
Запад Горбачева очень уважал. („Тайм“ объявил его „человеком десятилетия“.)
- С Горбачевым связан конец „холодной войны“, был подписан договор с США о ликвидации ядерных ракет. СССР потерпел в «холодной войне» полное поражение, как в идеологическом, так и в политическом и экономическом отношениях.
- Горбачев отменил старые порядки, при которых царила строгая подчиненность стран социалистического лагеря Советскому Союзу, что позже привело к распаду социалистического лагеря.
- Горбачев вывел войска из Афганистана.
К осени 1989 г. стало ясно, что, несмотря на реформы, экономика страны находится в глубоком кризисе; в 1990 г. экономический застой перешел в серьезный спад. Работа многих предприятий была парализована, из магазинов исчезли продукты - возник дефицит даже таких товаров повседневного спроса, как хлеб и сигареты.
На улицах стало опасно – увеличилось количество краж и ограблений (раньше преступность была под строгим контролем милиции и системы информаторов).
Ослабление режима вызвало национальные конфликты внутри СССР – в Прибалтике, Средней Азии, на Кавказе поднимается движение за независимость.
Влияние Горбачева слабело, верхушка не слушалась его приказов. Вокруг Б.Н. Ельцина , бывшего близкого сотрудника Горбачева и очень популярного политика, сформировался оппозиционный блок.
В июне 1991 г. были проведены прямые президентские выборы РСФСР, на которых победу одержал Ельцин.
19 августа 1991 г. Горбачев был помещен под домашний арест на своей даче в Крыму.
20 августа 1991 г. в Москве произошел путч (последняя попытка министров, руководителей армии и КГБ сохранить СССР), в столице появились танки, было введено чрезвычайное положение. Ельцин возглавил сопротивление путчистам. После краха путча заговорщики были арестованы. По указу Ельцина на территории России была прекращена деятельность КПСС.
8 декабря 1991 г.
Советский Союз перестал существовать. Президенты трех республики – Россия, Украина и Белоруссия – констатировали на встрече в Минске прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), куда вошли 12 бывших республик СССР.
РСФСР получила новое название – Российская Федерация
. Была основана 26. декабря 1991 г.
Армянская ССР
Азербайджанская ССР
Белорусская ССР
Эстонская ССР
Грузинская ССР
Казахская ССР
Киргизская ССР
Латвийская ССР
Литовская ССР
Молдавская ССР
Российская СФСР
Таджикская ССР
Туркменская ССР
Украинская ССР
Узбекская ССР
Российская Федерация при Ельцине
Борис Николаевич Ельцин – первый президент РФ.
Экономические реформы
Эра Б. Ельцина - эра „дикого капитализма“.
В РФ были введены принципы рыночной экономики. Прошла приватизация, цены на продукцию были либерализированы. Возникли и начали развиваться банковская и биржевая системы.
Реформы вызвали глубокий экономический кризис, сопровождаемый дестабилизацией, безработицей, коррупцией. Вклады граждан в государственных банках из-за „гиперинфляции“ обесценились.
Экономический кризис вызвал социальные потрясения. Увеличилась разница в социальном положении разных групп населения. Финансовые средства оказались в руках малой группы людей, т. наз. новых русских.
Уровень жизни большей части населения резко снизился. Очень низкие заработки получали даже образованные люди (авиаинженеры работают в барах, бабушки стоят на улице весь день и продают сигареты, цветы…).
Огромных масштабов достигла деятельность мафии.
Переоценка истории
В 90 гг. была русскими переоценена история 20 в. Бывшие советские вожди и социалистические символы превращаются в предметы сатиры, и даже рекламы и бизнеса.
Путч 1993 г.
Весной 1993 г. Съезд народных депутатов предпринял попытку отрешения президента Ельцина от должности, но, в конце концов, предложение не было принято. В апреле был назначен всероссийский референдум о доверии президенту Ельцину. После успеха в референдуме Борис Ельцин объявил о роспуске Съезда народных депутатов. Столкновение между президентом и депутатами продолжалось и завершились вооруженным конфликтом. Сторонники Верховного Совета штурмовали здание мэрии Москвы, Ельцин и верные ему силы обстреливали здание Верховного Совета. Жертвами по официальным данным стали 150 человек.
После подавления путча были объявлены новые выборы в Государственную Думу; была принята новая Конституция.
Чеченская война
В 1994 г. началась первая война в Чечне. Ельцин поверил своим генералам, утверждавшим, что проблему чеченского сепаратизма можно решить военным путем. Боевые действия в Чечне привели к многочисленным жертвам среди военных и гражданского населения и завершились отводом федеральных войск (1996).
Финансовый кризис
В 1998 г. произошел спад экономики, финансовый кризис, крах предприятий, денежная реформа (1000 руб.>1 руб.).
В 1999 г. Ельцин вышел в отставку и передал власть В.В.Путину как исполняющему обязанности президента. Путин лично контролировал ход антитеррористических операций на территории Чечни (начало второй чеченской войны - 2000 г.).
Русская эмиграция
По религиозным причинам люди из России бежали уже в 17 в. Староверы переселялись в Сибирь, Литву, Румынию.
В 19 в. за границей действовали запрещенные в России политические партии.
В 20 в.
Россия пережила три волны эмиграции:
Первая волна
: после 1917 года – массовая (1 млн.)
Большевистскую Россию покидали белогвардейцы, ученые, интеллигенция, дворяне, священники, писатели, художники, инженеры, студенты. Почти всем пришлось жить за рубежом в тяжелых условиях, физически работать (место таксиста считалось хорошей работой). Центрами эмиграции были Константинополь, Париж, Прага, Варшава, Берлин, София. В „русском зарубежье“ работали русские школы, журналы, издательства, организации.
Вторая волна
: в конце Второй мировой войны
Много военнопленных осталось в Германии, немалая их часть позже переселилась в Америку.
Третья волна
: в середине 70-х годов после хрущевской „оттепели“
Эмигрировало сравнительно немного людей – деятели искусств, писатели, представители интеллигенции
Одной из причин современного демографического спада является также эмиграция населения.
§ 106. Международные отношения во второй половине хх в.
Берлинский и Караибский кризисы.
Появление у Советского Союза на рубеже 60-х п. ХХ в. межконтинентальных ракет способствовало активизации его внешней политики. Противоборство СССР и США охватило тогда весь мир. СССР активно поддерживал национально-освободительные движения разных народов, другие антиамериканские силы. США продолжали активно наращивать вооруженные силы, расширять всюду сеть своих военных баз в больших масштабах оказывать экономическую и военную помощь прозападным силам во всем мире. Стремление двух блоков к расширению сфер влияния дважды в конце 50-х - начале 60-х п. хх в. ставило мир на грань ядерной воины.
Международный кризис начался в 1958 г. вокруг Западного Берлина, после того как Запад отклонил требование советского руководства превратить его в свободный демилитаризованный город. Новое обострение событий произошло 13 августа 1961 г. По инициативе руководства ГДР вокруг Западного Берлина была возведена стена из бетонных плит. Эта мера дала возможность правительству ГДР предотвратить бегство граждан в ФРГ и укрепить положение своего государства. Строительство стены вызвало возмущение на Западе. Войска НАТО и ОВД были приведены в боевую готовность.
Весной 1962 г. руководители СССР и Кубы приняли решение
разместить на этом острове ядерные ракеты средней дальности. СССР рассчитывал сделать США столь же уязвимыми для ядерного удара, каким был Советский Союз после размещения американских ракет в Турции. Получение подтверждения размещения советских ракет на Кубе вызвало панику в США. Противостояние достигло своего пика 27 - 28 октября 1962 г. Мир был на грани войны, однако благоразумие восторжествовало: СССР вывез ядерные ракеты с острова в ответ на обещания президента США Д. Кеннеди не вторгаться на Кубу и убрать ракеты из Турции.
Берлинский и Караибский кризисы показали обеим сторонам опасность балансирования на грани войны. В 1963 г. было подписано исключительно важное соглашение: США, СССР и Великобритания прекратили все ядерные испытания, кроме подземных.
Второй период «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ» начался в 1963 г. ОН характерен переносом центра тяжести международных конфликтов в районы «третьего мира», на периферию мировой политики. Одновременно отношения США и СССР трансформировались от конфронтации к разрядке международной напряженности, к переговорам и соглашениям, в частности, о сокращении ядерных и обычных вооружений и о мирном решении международных споров. Крупнейшими конфликтами были война США во Вьетнаме и СССР в Афганистане.
Война во Вьетнаме.
После войны (1946-1954) Франция была вынуждена признать независимость Вьетнама и вывести свои войска
Военно-политические блоки.
Стремление западных стран и СССР укрепить свои позиции на мировой арене привело к созданию сети военно-политических блоков в разных регионах. Наибольшее число их было создано по инициативе и под главенством США. В 1949 г. возник блок НАТО. В 1951 г. образован блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США). В 1954 г. сформирован блок НАТО (США, Великобритания, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Филиппины). В 1955 г. был заключен Багдадский пакт (Великобритания, Турция, Ирак, Пакистан, Иран), после выхода Ирака названный СЕНТО.
В 1955 г. была образована Организация Варшавского договора (ОВД). В нее вошли СССР, Албания (вышла в 1968 г.), Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия.
Основные обязательства участников блоков заключались во взаимной помощи друг другу в случае нападения на одно из государств-союзников. Главное военное противостояние развернулось между НАТО и ОВД. Практическая деятельность внутри блоков выражалась, прежде всего, в военно-техническом сотрудничестве, а также в создании США и СССР военных баз и развертывании своих войск на территории союзных государств на линии противостояния блоков. Особенно значительные силы сторон были сосредоточены в ФРГ и ГДР. Здесь же было размещено большое количество американского и советского атомного оружия.
«Холодная война» вызвала ускоренную гонку вооружений, которая была важнейшей сферой противостояния и потенциального конфликта двух великих держав и их союзников.
Периоды «холодной войны» И международные кризисы.
В «холодной войне» выделяют два периода. Период 1946-1963 П. характерен нарастанием напряженности в отношениях между двумя великими державами с кульминацией во время Карибского кризиса в начале 60-х гг. хх в. Это период создания военно-политических блоков и конфликтов в зонах соприкосновения двух социально-экономических систем. Значительными событиями были война Франции во Вьетнаме (1946-1954), подавление СССР восстания в Венгрии в 1956 Г., Суэцкий кризис 1956 Г., Берлинский кризис 1961 г. и Караибский кризис 1962 г. Решающее событие войны произошло под местечком Дьенбьенфу, где вьетнамская Народная армия в марте 1954 г. заставила капитулировать главные силы французского экспедиционного корпуса. На севере Вьетнама утвердилось правительство во главе с коммунистом Хо Ши Мином (Демократическая Республика Вьетнам), а на юге - проамериканские силы.
США оказывали помощь Южному Вьетнаму, однако его режим оказался под угрозой краха, поскольку вскоре там развернулось партизанское движение, поддерживаемое ДРВ, Китаем и СССР. В 1964 г. США начали бомбардировки Северного Вьетнама, а B 1965 г. высадили свои войска в Южном Вьетнаме. Вскоре эти войска оказались втянуты в ожесточенные боевые действия с партизанами. США применяли тактику «выжженной земли», осуществляли массовые расправы с мирными жителями, но движение сопротивления ширилось. Американцы и их местные подручные несли все большие потери. Американские войска действовали столь же безуспешно в Лаосе и Камбодже. Протесты против войны во всем мире, в том числе в США, наряду с военными неудачами заставили США пойти на мирные переговоры. В 1973 г. американские войска были выведены из Вьетнама. В 1975 г. партизаны взяли его столицу Сайгон. Появилось новое государство - Социалистическая Республика Вьетнам.
Война в Афганистане.
В апреле 1978 г. в Афганистане произошла революция. Новое руководство страны заключило договор с Советским Союзом и неоднократно просило его о военной помощи. СССР снабжал Афганистан оружием и боевой техникой. Гражданская воина между сторонниками и противниками нового режима в Афганистане все более разгоралась. В декабре 1979 г. СССР принял решение о вводе в Афганистан Ограниченного контингента войск. Присутствие советских войск в Афганистане было расценено западными державами как агрессия, хотя СССР действовал в рамках соглашения с руководством Афганистана и ввел войска по его просьбе. Позже советские войска оказались втянутыми в гражданскую войну в Афганистане. Это отрицательно сказалось на престиже СССР на мировой арене.
Ближневосточный конфликт.
Особое место в международных отношениях занимает конфликт на Ближнем Востоке между государством Израиль и его арабскими соседями.
Международные еврейские (сионистские) организации выбрали территорию Палестины в качестве центра для евреев всего мира. ООН в ноябре 1947 г. приняла решение о создании на территории Палестины двух государств: арабского и еврейского. Иерусалим выделялся в самостоятельную единицу. 14 мая 1948 г. было провозглашено государство Израиль, а 15 мая Арабский легион, находившийся в Иордании, выступил против израильтян. Началась первая арабо-израильская война. В Палестину ввели войска Египет, Иордания, Ливан, Сирия, Саудовская Аравия, Йемен, Ирак. Война закончилась в 1949 г. Израиль оккупировал более половины территории, предназначенной для арабского государства и западную часть Иерусалима. Восточную его часть и западный берег реки Иордан получила Иордания, Египту достался сектор Газа. Общее число арабских беженцев превысило 900 тыс. человек.
С тех пор противостояние еврейского и арабского народов в Палестине остается одной из острейших проблем. Неоднократно возникали вооруженные конфликты. Сионисты приглашали евреев всего мира в Израиль, на историческую родину. Для их размещения продолжалось наступление на арабские территории. Наиболее экстремистские группировки мечтали о создании «Великого Израиля» от Нила до Евфрата. Союзником Израиля стали США и другие западные страны, СССР поддержал арабов.
В 1956 г. объявленная президентом Египта Г. Насером национализация Суэцкого канала ударила по интересам Англии и Франции, которые решили восстановить свои права. Эта акция получила название тройственной англо-франко-израильской агрессии против Египта. 30 октября 1956 г. израильская армия внезапно перешла египетскую границу. В зоне канала высадились английские и французские войска. Силы были неравны. Интервенты готовились к наступлению на Каир. Лишь после угрозы СССР применить атомное оружие в ноябре 1956 г. военные действия были прекращены, а войска интервентов покинули Египет.
5 июня 1967 г. Израиль начал военные действия против арабских государств в ответ на деятельность Организации освобождения Палестины (ООП) по главе с Я.Арафатом, созданной в 1964 г. с целью борьбы за образование в Палестине арабского государства и ликвидацию Израиля. Израильские войска быстро продвигались в глубь Египта, Сирии, Иордании. Во всем мире раздавались протесты и требования немедленного прекращения агрессии. Военные действия остановились к вечеру 10 июня. За 6 дней Израиль оккупировал сектор Газа, Синайский полуостров, западный берег реки Иордан и восточную часть Иерусалима, Голанские высоты на сирийской территории.
В 1973 г. началась новая война. Арабские войска действовали более удачно, Египту удалось освободить часть Синайского полуострова. В 1970 и 1982 гг. израильские войска вторгались на территорию Ливана.
Все попытки ООН, великих держав добиться прекращения конфликта долгое время были безуспешны. Только в 1979 г. при посредничестве США удалось подписать мирный договор между Египтом и Израилем. Израиль выводил войска с Синайского полуострова, но палестинская проблема не решалась. С 1987 г. на оккупированных территориях Палестины началась «интифада» восстание арабов. В 1988 г. было объявлено о создании Государства
Палестина. Попыткой разрешить конфликт стала договоренность между лидерами Израиля и ООП в середине 90-х гг. о создании Палестинской автономии на части оккупированных территорий.
Разрядка.
С середины 50-х гг. хх в. СССР выступал с инициативами всеобщего и полного разоружения. Крупным шагом был догoвop о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Однако важнейшие шаги по смягчению международной обстановки были сделаны B 70-e гг. ХХ в. И В США, и в СССР росло понимание, что дальнейшая гонка вооружений становится бессмысленной что военные расходы могут подорвать экономику. Улучшение отношений между СССР и Западом получило название «разрядка международной напряженности» или «разрядка».
Существенной вехой на пути разрядки стала нормализация отношении СССР с Францией и ФРГ. Важным пунктом договора между СССР и ФРГ было признание западных границ Польши и границы между ГДР и ФРГ. Во время визита в СССР в мае 1972 г. президента США Р. Никсона были подписаны соглашения об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-l). В ноябре 1974 г. СССР и США договорились о подготовке нового соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), который был подписан в 1979 г. Договоры предусматривали взаимное сокращение баллистических ракет.
В августе 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству глав 33 европейских стран, США и Канады. Его итогом стал Заключительный акт совещания, в котором были зафиксированы принципы нерушимости границ в Европе, уважения независимости и суверенитета, территориальной целостности государств, отказ от применения силы и угрозы ее применения.
В конце 70-х гг. хх в. снизилась напряженность в Азии. Прекратили свое существование блоки СЕАТО и СЕНТО. Однако ввод советских войск в Афганистан, конфликты в других частях света в начале 80-х г. ХХ в. вновь привели к усилению гонки вооружений и росту напряженности.
Международные отношения В конце ХХ начале XXI В.
Перестройка, начавшаяся в СССР в 1985 г., очень скоро стала оказывать все более существенное влияние на развитие международных отношении. Обострение напряженности в отношениях между Востоком и Западом на рубеже 70 - 80-х гг. ХХ в. сменилось их нормализацией. В середине 80-х гг. ХХ в. глава Советского Союза М.С.Горбачев выдвинул идею нового политического мышления в международных отношениях. Он заявлял, что главной проблемой является проблема выживания человечества, решению которой должна быть подчинена вся внешнеполитическая деятельность. Решающую роль сыграли встречи и переговоры на высшем уровне между М. С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом, а затем Дж. Бушем. Они привели к подписанию двусторонних договоров о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (1987 г.) и об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-l) в 1991 г.
Благоприятно сказал ось на нормализации международных отношений завершение вывода советских войск из Афганистана в 1989 г.
После распада СССР Россия продолжила политику поддержания нормальных отношений с США и другими ведущими западными государствами. Был заключен ряд важных договоров по дальнейшему разоружению и сотрудничеству (например, СНВ-2). Резко снизилась угроза новой войны с использованием оружия массового поражения. Однако к концу 90-х п. хх в. осталась только одна сверхдержава - США, которая предъявляет претензии на особую роль в мире.
Серьезные перемены произошли на рубеже 80 - 90-х гг. ХХ в. В Европе. В 1991 г. были ликвидированы СЭВ и ОВД. В сентябре 1990 г. представителями ГДР, ФРГ, Великобритании, СССР, США и Франции был подписан договор по урегулированию германского вопроса и объединении Германии. СССР выводил из Германии свои войска и согласился на вхождение объединенного германского государства в НАТО. В 1999 г. в НАТО вступили Польша, Венгрия и Чехия. В 2004 г. в НАТО вступили Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Литва, Латвия и Эстония.
В начале 90-х гг. хх в. изменилась политическая карта Европы.
Возникла единая Германия. На шесть государств распалась Югославия, появились самостоятельные Чехия и Словакия. Распался СССР.
В условиях сокращения угрозы глобальной войны усилились локальные конфликты в Европе и на постсоветском пространстве. Вспыхнули вооруженные конфликты между Арменией и Азербайджаном, в Приднестровье, Таджикистане, Грузии, на Северном Кавказе, в Югославии. Особенно кровопролитными оказались события в бывшей Югославии. Войны, массовые этнические чистки, потоки беженцев сопровождали процессы становления самостоятельных государств в Хорватии, Боснии и Герцеговине, Сербии. НАТО активно вмешивался в дела этих государств на стороне антисербских сил. В Боснии. И Герцеговине, а затем в Косове (автономном крае в составе Сербии) они оказали этим силам военную и дипломатическую поддержку. В 1999 г. НАТО во главе с США без санкции ООН совершил открытую агрессию против Югославии, начав бомбардировки этой страны. В результате, несмотря на военные победы, сербы в Боснии и Косово были вынуждены согласиться на урегулирование на условиях противника.
После окончания Второй мировой войны и до начала XXI века общественно-политические процессы в странах западного мира проходили довольно в противоречивой обстановке. С одной стороны, в 1960-1970-х гг. среди населения Европы (в особенности молодёжи) наблюдались просоциалистические и антикапиталистические настроения. С другой стороны, в 1980-х гг., западное общество резко переметнулось на позиции антисоциализма и горячо приветствовало крушение мировой социалистической системы. Вместе с тем, общество Запада позиционировало себя как развитая демократия, где права человека священны и превыше всего, что было далеко не всегда. Процессам, происходившим в западном обществе во второй половине ХХ века, посвящён данный урок.
Общественно-политические процессы в странах Запада во второй половине ХХ века
Предпосылки
После окончания Второй мировой войны страны Западной Европы, освободившись от нацистской оккупации, вернулись к традициям парламентаризма и политической конкуренции. США и Великобритания, не подвергавшиеся оккупации, от этих традиций и не отступали.
На послевоенное общественно-политическое развитие западных стран решающее влияние имела холодная война, в рамках которой западному капиталистическому миру противостоял социалистический лагерь во главе с СССР. Также имели значение уроки, вынесенные из Второй мировой войны и предшествующих событий: Запад получил определенную «прививку» от диктатуры и фашистской идеологии.
Основные тенденции развития
Коммунистическая угроза
Если в межвоенный период борьба с коммунистической идеологией была прежде всего характерна для фашистских организаций и правительств, то начало холодной войны означало противостояние коммунизму западного мира в целом (в первую очередь США). Первая половина 1950-х годов в США ознаменовалась политикой маккартизма (по фамилии ее вдохновителя, сенатора Маккарти), получившей название «охоты на ведьм». Суть маккартизма заключалась в преследовании коммунистов и сочувствующих им. В частности, Коммунистической партии США было запрещено участвовать в выборах; ограничивались в правах миллионы американцев, так или иначе поддерживавших коммунистов.
Протесты 1968 года
К концу 1960-х годов в Европе и США выросло поколение молодых людей, которые, в отличие от своих родителей, не застали ни мирового экономического кризиса 1930-х годов, ни войны и выросли в условиях экономического благополучия. В то же время для этого поколения было характерно разочарование в обществе потребления (см. Общество потребления), обостренное чувство справедливости, свобода нравов, интерес к идеям коммунизма, троцкизма, анархизма. В 1967-1969 годах именно это поколение стало инициатором волны протестов: в США - против войны во Вьетнаме, во Франции - против авторитарной политики де Голля и за улучшение положение рабочих («Красный май» во Франции) и т.д. Одновременно с этим в США активизировалась борьба за права чернокожих и сексуальных меньшинств, которая дала свои плоды.
Политический спектр
В целом для политической жизни послевоенного Запада характерна определенная узость политического спектра. Если в континентальной Европе в межвоенный период ожесточенная политическая борьба во многом велась между радикалами правого и левого толка, которые были непримиримыми противниками с противоположными взглядами, то в послевоенный период наиболее радикальные элементы оказались маргинализованы. После войны между основными политическими силами, разумеется, по-прежнему существовали противоречия, однако определенные основы взаимодействия (сменяемость власти посредством выборов, принципы парламентаризма, ценность гражданских прав и свобод и пр.) были признаны всеми сторонами. По сравнению с межвоенным периодом послевоенный является временем определенной политической стабильности. Ближе к концу XX века на политической арене активизировались силы крайне правого толка, однако значительной поддержки в странах Запада они не получили. В целом политическая жизнь западных стран заключается в открытой политической конкуренции достаточно умеренных политических сил.
Глобализация
В то же время в западном мире постоянно слышна антиглобалисткая критика; оппоненты процессов консолидации в европейских странах выступают за главенство национального суверенитета, выступая в том числе против чрезмерного влияния США на политику европейских государств. Особенно заметны подобные настроения стали уже в XXI веке.
Третья Республики.
Турция после II мировой войны. Роль турецкого государства в мировой политике. Относительная слабость позиций Турции на международной арене и её причины.
Турция в 1945 - I960 гг. Основные тенденции внутренней и внешней политики в период кризиса Первой Республики.
Кемалистский режим и его эволюция. Исмет Инёню как политический и государственный деятель в истории Турции. Кризисные явления в политике и идеологии, экономике и социальных отношениях, их основные причины. Падение престижа Народно-республиканской партии /НРП/ в широких слоях населения. Общественный подъём во второй половине 40-х гг. XX века. Выдвижение требования демократизации турецкого государства и общества. Начало процесса формирования многопартийной системы. Раскол НРП и образование Демократической партии /ДП, 1946 г./. Создание и деятельность Социалистической рабоче-крестьянской партии Турции /СРКПТ, 1946 г./. Стремление кемалистов к стабилизации политической ситуации и сохранению монополии на власть. Парламентские выборы 1950 г. и поражение НРП.
Приход к власти правительства ДП. Политические портреты и деятельность Джеляля Баяра и Аднана Мендереса. Пересмотр политики этатизма и формирование государственно-бюрократической прослойки крупной турецкой буржуазии. Привлечение иностранного капитала и занятие последним ведущих позиций в экономике Турции. Оттеснение на второй план среднего и мелкого национального предпринимательства. Ограниченные реформы в сельском хозяйстве и взращивание слоя крупных аграриев капиталистического типа. Частичный отказ от политики лаицизма и определённый уклон в сторону исламизации общественной жизни. Снижение темпов экономического роста и обострение социальных противоречий. Наступление реакции, попрание конституционных прав и свобод. «Процесс 167» в Стамбуле /октябрь 1953 г./ и раздувание антикоммуни-стической истерии в Турции. Дальнейшее обострение внутренней обстановки. Экономи-ческий и финансовый кризисы, резкое обнищание населения и поляризация основных социально-политических сил. Забастовочное движение, аграрные беспорядки и студен-ческие волнения. Падение Первой Республики.
Подчинение внешней политики Турции интересам США. «Доктрина Трумэна» и заключение военно-политического союза между США и Турцией /март - июль 1947 г./. Распространение на Турцию действия «Плана Маршалла» /июль 1948 г./. Превращение страны в стратегический плацдарм США у южных границ СССР и социалистических стран Юго-Восточной Европы, на Ближнем и Среднем Востоке. Участие Турции в Корейской войне /1950 - 1953 г./, вступление в НАТО /1951 г./ и СЕНТО /1955 - 1959 гг./. Ухудшение отношений с СССР.
Турция в I960 - 2000 гг. Вторая и Третья Республики. Чередование у власти воен- ных и гражданских правительств. Роль армии в политической жизни страны. Причины и характер военных переворотов в Турции.
Военный переворот 27 мая 1960 г. в Турции. Свержение режима ДП, арест и преда-ние суду Д.Баяра, А.Мендереса и их ближайших сподвижников. Роспуск правительства и Великого Национального Собрания Турции /ВНСТ/, запрет деятельности политических партий. Переход власти в руки Комитета национального единства /КНЕ/ во главе с генералом Гюрселем. Умеренные и радикалы в КНЕ, их взгляды на проблемы внутрен- ней и внешней политики Турции. Борьба за выбор курса развития страны, победа умеренных и вытеснение радикалов из КНЕ. Созыв Учредительного собрания /май 1961 г./, принятие Конституции Второй Республики, её основные положения. Пере-ход к гражданскому правлению. Новый этап в становлении многопартийной системы. Создание партий буржуазно-либеральной ориентации - Партии справедливости /ПС, 1961 г./ и Партии новой Турции /ПНТ, 1961 г./. Возобновление деятельности НРП и эволюция её в партию социал-демократического типа. Активизация демократических и прогрессивных сил, образование Рабочей партии Турции /РПТ, 1961 г./. Коалиционное правление в Турции и однопартийные кабинеты ПС. Меморандум командования воору-жённых сил Турции /12 марта 1971 г./ и сдвиг вправо в политической жизни страны.
Основные тенденции социально-экономического развития Турции в эпоху Второй Республики. Пятнадцатилетняя программа индустриализации страны и её реализация /1963 - 1977 гг./. Влияние мирового экономического спада 1973 - 1975 гг. на Турцию. Снижение темпов промышленного развития и стагнация в сельском хозяйстве. Обост-рение социальных проблем, рост безработицы в городах, аграрное перенаселение в деревне, трудовая эмиграция турецких граждан в страны Западной Европы.
Нарастание кризисных явлений в политической жизни Турции на протяжении 70-х гг. XX века. Перегруппировка сил в стане партий буржуазно-либеральной и центристской ориентации. Раскол НРП и образование Республиканской партии доверия /РПД, 1972 г./. Вхождение ПНТ в состав ПС /1973 г./. Консолидация консервативных сил и зарождение политического исламизма в Турции. Создание Партии националистического движения /ПНД, 1972 г./ и Партии национального спасения /ПНС, 1972 г./. Соперниче-ство в борьбе за власть между ПС, НРП и РПД. Коалиционное правление и его издержки. Основные политические фигуры Второй Республики - Фахри Корутюрк /ПС/, Сулейман Демирель /ПС/, Бюлент Эджевит /НРП/, Турхан Фейзиоглу /РПД/, Альпарслан Тюркеш /ПНД/ и Неджметтин Эрбакан /ПНС/, их характеристика. Разгул правого и левого экстремизма в Турции, волна анархии и террора. Неспособность гражданских правительств вывести страну из политического тупика. Меморандум командо-вания вооружённых сил Турции /1 января 1980 г./ и его последствия. Заседание Совета национальной безопасности /СНБ/ 22 января 1980 г. как последняя попытка мирного разрешения кризисной ситуации. Падение Второй Республики.
Внешняя политика Турции в эпоху Второй Республики. Отказ от односторонней ориентации на США, пересмотр Турцией условий военно-политического союза двух государств. Активизация и расширение политических, экономических и иных контактов с ФРГ и другими странами Западной Европы. Нормализация отношений с СССР и реали-зация ряда совместных экономических проектов. Кипрский кризис и конфронтация с Грецией. Вторжение турецкой армии на Кипр под предлогом защиты этнических турок - жителей острова /20 июля 1974 г./, его последствия. Участие Турции в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе и подписание ею Заключительного акта /Хельсинки, август 1975 г./.
Военный переворот 12 сентября 1980 г. в Турции. Устранение правительства С.Демиреля, роспуск ВНСТ и приостановление деятельности политических партий. Переход власти в руки СНБ во главе с генералом Кенаном Эвреном. Образование и деятельность надпартийного кабинета Бюлента Улусу из числа политиков и технократов консервативного крыла. Политический карантин в Турции и постепенная нормализация обстановки. Всенародный референдум и принятие Конституции Третьей Республики /ноябрь 1982 г./, её основные положения. Переход к гражданскому правлению и вос-создание многопартийной системы. Партийное строительство в Третьей Республике и его особенности. Партии правоцентристской, буржуазно-либеральной ориентации - Партия Отечества. /ПО, 1983 г./ и Партия верного пути /ПВП, 1983 г./. Партии левоцентристской, социал-демократической ориентации - Демократическая левая партия /ДЛП, 1983 г./ и Социал-демократическая народническая партия /СДНП, 1983 г./. Кризис и раскол СДНП, образование на её основе новой Народно-республиканской партии /НРП, 1992 -1995 гг./. Партии правонационалистической и исламистской ориентации - Националистическая трудовая партия /НТП, 1983 г./, Партия благоденствия /ПБ, 1983 г./ и Партия справедливости и развития /ПСР, 2000 г./
Эволюция политической системы Третьей Республики. Однопартийные кабинеты ПО и коалиционное правление с участием ПВП, СДНП и ПБ. Рост националистических, пантюркистских и исламско-фундаменталистских тенденций в турецком обществе и государстве. Победа исламистов на парламентских выборах в ноябре 2002 г. и приход к власти правительства ПСР. Существенное изменение баланса сил в политическом спектре Турции в пользу консерваторов и ретроградов, его причины. Позиция армейских кругов в сложившейся ситуации. Основные политические фигуры Третьей Республики - Кенан Эврен, Тургут Озал и Месут Йылмаз /ПО/, Сулейман Демирель и Тансу Чиллер /ПВП/, Бюлент Эджевит /ДЛП/, Дениз Байкал /НРП/, Альпарслан Тюркеш /НТП/, Неджметтин Эрбакан /ПБ/, Абдуллах Гюль и Реджеп Тайип Эрдоган /ПСР/, Ахмед Неждед Сезер.
Курдская проблема в Турции. Отказ турецких властей от признания за курдами права на национальное самоопределение. Политика насильственной ассимиляции курдов. Освободительное движение в Турецком Курдистане и его организационные формы, сред-ства и методы борьбы. Рабочая партия Курдистана /РПК, 1979 г./ и Армия освобождения Курдистана /АОК, 1984 г./. Абдуллах Оджалан как лидер турецких курдов.
Качественный скачок в социально-экономическом развитии Турции в эпоху Третьей Республики. Т.Озал как архитектор турецких реформ. Отказ от модели догоняющего развития на базе импортозамещения и переход к экспортноориентированной модели. Реформа финансовой системы в духе монетаризма и конвертация национальной валюты. Приватизация и ограничение механизма государственного регулирования экономики. Стимулирование развития среднего и мелкого предпринимательства в городе и деревне. Отмена государственной монополии внешней торговли. Изменение социальной структуры турецкого общества вследствие урбанизации. Зарождение среднего класса. Превращение Турции в индустриально-аграрную страну со средним уровнем развития капитализма. Издержки реформ. Рост инфляции и снижение темпов промышленного строительства в середине 90-х гг. XX века. Высокий уровень безработицы, стагнация заработной платы лиц работающих по кайму, жилищный кризис, низкий уровень медицинского обслужи-вания, неразвитость системы социального обеспечения.
Основные тенденции внешней политики Турции в конце XX века. Трансформация внешнеполитических концепций турецкого государства после окончания «холодной войны». Сохранение и упрочение военно-политического союза между Турцией и США. Роль Турции в НАТО. Позиция Анкары в период югославского и иракского кризисов. Проблема и перспективы вступления Турции в ЕС. Эволюция отношений с арабскими государствами и Ираном. Сотрудничество Турции с Израилем. Претензии Анкары на роль регионального лидера в Центральной и Юго-Западной Азии. Попытка создания исламской «большой восьмёрки» в составе Турции, Ирана, Пакистана, Египта, Малайзии, Индонезии и Нигерии /Стамбул, январь 1997 г./.
Россия и Турция в постконфронтационную эпоху. «Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики» /25 мая 1992 г./ и его значение. Активи-зация и расширение контактов в политической, экономической, научной и культурной сферах. Создание Организации Черноморского экономического сотрудничества /ОЧЭС, июнь 1992 г./. Реализация проекта «Голубой поток», ввод в действие газопровода Россия - Чёрное море - Турция. Участие турецких фирм в совместных проектах на территории России. «Челночный бизнес» и туризм как формы народной дипломатии. Перспективы взаимовыгодного сотрудничества двух стран.
Турция и государства Центральной Азии и Закавказья - члены СНГ. Пантюркизм и возрождение идеи «Великого Турана». Турецкое проникновение в Азербайджан, Туркменистан, Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан. Диалог с Грузией и блокада Армении. Позиция Анкары в отношении конфликтов на постсоветском пространстве.
Общий итог политического и социально-экономического развития Турции во второй половине XX века.