musings.ru

Игры на развитие социально коммуникативного развития. «две игрушки - поменяемся местами»

Вера Строганова

В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Наша главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок чувствовал себя счастливым, мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности.

Для реализации задач социально – коммуникативного развития для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально - компетентная личность.

Для этого в групповой комнате я оформила игровые зоны.

С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы.

В нём имеются пособие «Кукла-мирилка», с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находят пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором.

Кукла – мирилка в виде солнышка. При нажатии на нее, она говорит фразу «Я тебя люблю!» К ней прикреплена небольшая картотека мирилок. Детям очень нравиться их повторять.


Дидактическая игра «С кем дружить?»

Задачи:

В левой стороне фланелеграфа девочка. Справой стороны фланелеграфа фото детей с разным выражением лица: злым, веселым, смеющимся, грустным, плачущим. Дети выбирают с кем девочка захочет дружить по их мнению, объясняют свой выбор.




В уголке находится альбом «С Днём рождения!» На каждой страничке альбома я изобразила яблоню в разное время года, а точнее по месяцам. В октябре на веточках капельки дождя, в декабре – комки снега, в мае - птичьи гнезда, в июне – цветы и т. д. Фото детей прикреплены на веточках дерева (на капельках, на гнездах, на листочках) Ребенок видит в какое время года, в каком месяце у него день рождение, какие изменения а природе в это время происходят.



Альбом «Моя семья».

Цель: Закреплять знания детей о самом себе, о членах семьи: имена, отчества и фамилии; родственные отношения; формировать доброжелательное отношение чувство любви и заботы к своим близким.






Дидактическая игра «Кому и что подарить»

Цель: Развитие умения ребёнка устанавливать причинно-следственные связи между членами семьи, между миром семьи и миром предметов.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать в подарок каждому члену семьи предмет, который имеет к нему отношение. Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Варианты: Одежда, обувь, косметика, электроприборы.



Дидактическая игра «Моя семья»

Цель: Учить детей давать характеристику членам своей семьи.

Ход: Взрослый предлагает ребёнку выбрать члена семьи (папа, мама, бабушка и т. д.) и дать ему характеристику, какой он? (заботливый, любящий, храбрый, красивый, и т. д.) Воспитатель просит объяснить выбор ребёнка. Прилагательное обозначается символами (верблюд – выносливы, елка – стройная, лев – храбрый и т. д.).



Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха. Перед нами стоит двуединая задача: с одном стороны, научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире и, с другой стороны, научить самому слушать, слышать и понимать других.

С этой целью в группе создан «Уголок настроения».

Методическое пособие «Мое настроение»

Цель: Развитие умения определять своё настроение, анализировать, рассказывать о причинах изменения своего настроения.

Ход: Приходя в детский сад, дети рассказывают о своём настроении, прикрепляют свою прищепку к цветному кругу. Красный круг – плохое настроение, грусть, печаль. Жёлтый круг – спокойное настроение, без эмоций. Зелёный круг – хорошее настроение, весёлое, радостное.

Планируем в раздевалке сделать уголок настроения, чтобы дети в утренние часы, по приходу в детский сад и, уходя из него, отмечают своё настроение. Родители будут иметь возможность следить за эмоциональным состоянием ребенка.

С помощью пособия «Цветик семицветик» происходит обсуждение различных жизненных ситуаций. Дети, выбирая лепесток, определяют эмоциональное состояние героев, рассказывают о своих эмоциональных переживаниях, как правило, с положительной направленностью. Детям задаются вопросы: Кто он? Он какой? Почему такой? А ты таким бываешь? К чему это может привести? А что будет потом? Обсуждение с ребятами историй помогает научиться прогнозировать последствия собственного поведения. Совершая действие, ребенок учится осознавать, какую эмоцию

оно вызовет,«А что будет потом?», делать нужные выводы.

Игра «Маскарад»

Цель: Развитие умения составлять портрет, изменяя выражение лица в зависимости от чувств и эмоций человека.

Ход: Дети составляют портреты сказочных персонажей. Изменяют положение бровей, глаз, рта на лице, передают различные эмоции людей: радость, грусть, злость, страх, испуг, удивление, восторг и т. д. (Как вариант можно сделать и составлять портрет дедушки, бабушки, мамы, папы, детей)


Дидактическая игра «Эмоции»

Задачи: Учить детей передавать эмоциональное состояние человека с помощью мимики. Воспитывать способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Ход: воспитатель показывает детям изображения эмоций - разные выражения лица: радость, страх, удивление, грусть, а дети называют, показывают их и соотносят с нужными рисунками: торт, разбитая ваза с цветами, злая собака, НЛО.

Воспитатель: Ребята, что у вас может вызвать радость (огорчение?

Дети: Когда меня похвалили, получил подарок, встретился с другом, сыграл в интересную игру и выиграл. (Когда поругали, поссорился с другом, подрался.)



Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»

Цель: развивать адекватную оценочную деятельность дошкольников, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей, умение оценивать положительные и отрицательные поступки.

Ход: Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на магнитную доску с тучкой (плохие поступки) или на доску с солнышком (хорошие поступки) и объясняют свой выбор).



«Коврик злости» Ребенок вытирает ноги пока не улыбнется и пройдет у него

«Стаканчик для гнева» . Ребенок весь свой гнев и злость спускает в стаканчик и закрывает его.

В группе имеется методическое пособие в виде дерева «Добрые дела круглый год». Каждый ребёнок на свою веточку со своей фотографией за добрые дела, сделанные ими в течение недели получает листочек (капелька, листочек желтый, красный – осенью, снежинка - зимой, цветочек – весной, зеленый листик – летом) Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения. Быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.


«Уголок уединения».

Уголок сделан в домике – палатке. Очень удобно переносить в разные части группы.

Цель: создание условий для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п.

Это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.



«Подушка – барашек» - ее можно просто пообнимать, прижаться к ней.

Для снятия агрессии имеется «Подушку для битья». Когда ребенок дерется, мы объясняем, что бить другого плохо, ему больно и обидно, а вот побить подушку очень даже можно. «Стаканчик для гнева». Если ребенок проявляет агрессию, воспитатель предлагает ему отойти в уголок уединения и оставить все нехорошие слова и мысли, всю свою злость, гнев в этом стаканчике. После чего ребенок имеет возможность выговориться, а стаканчик затем плотно закрывается и прячется.

«Наушники» - чтоб изолироваться от звуков, побыть наедине с собой.

В заключение хочу подчеркнуть. Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей личности.

Спасибо за внимание! Желаю удачи!

Ирина Румянцева
Картотека «Игры по социально - коммуникативному развитию для детей 6–7 лет» (в контексте ФГОС до)

1.«Возрастная линия»

Цель: уточнять знания детей о возрастном развитии людей разного пола от рождения до старости.

Ход игры

Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку (в соответствии с возрастным развитием людей разного пола). В ходе игры проводится беседа по содержанию картинок.

2.«Цветок вежливости»

Цель: способствовать проявлению интереса к сфере взаимоотношений друг с другом; закреплять способы приветствия друг друга и взрослых.

Ход игры

Дети берут лепестки (вырезанные из цветной бумаги) и встают в круг. Каждый ребенок называет приветственное слово или делает приветственный жест, не повторяя товарищей и составляя, таким образом, цветок из лепестков в центре круга.

3.«Уроки этикета»

Цель: формировать обобщенные представления о нормах этикета принятых в общественных местах, семье; способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Ход игры

Для игры понадобятся три большие карты, в центре которых есть изображения по темам: «В театре», «В гостях», «В транспорте». Дети делятся на три микрогруппы и распределяют карты между собой. Маленькие карточки с сюжетными картинками перемешиваются и кладутся лицевой стороной вверх. По сигналу ведущего дети выбирают карточки по своей теме и выкладывают их около большой карты. В случае не правильного поведения героев на картинке, игрок кладет маленькую карточку около большой так, чтобы совпали половинки кружочков на них, а в случае недопустимого поведения персонажей, карточка откладывается в сторону. После того как все микрогруппы выполнили задание, педагог предлагает проанализировать сюжеты на своих маленьких карточках, а также дать оценку поведения персонажей на отложенных картинках. Педагог поощряет тех, кто первым правильно выбрал сюжетные картинки и лучше всех объяснил ситуации на них.

4.«Хорошо – плохо»

Цель: продолжать формировать обобщенные представления о собственных чертах характера, привычках.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают из картинок с изображением хороших и плохих привычек те, на которых нарисованы хорошие привычки, и выкладывают их на наборное полотно. Примерное содержание картинок с изображением полезных привычек: привычка следить за собой, выполнять принятые правила поведения в отношениях с близкими людьми, в общественном транспорте, в детском саду. Примерное содержание картинок с изображением плохих привычек: обижаться, капризничать, грызть ногти, не следить за своим внешним видом. Педагог беседует с детьми по содержанию иллюстраций.

5.«Чувства»

Цель: продолжать упражнять детей в умении различать эмоциональные состояния; адекватно воспринимать состояние другого человека.

Ход игры

Педагог раздает детям фотографии детей с разными эмоциональными состояниями и предлагает им встать по порядку так, чтобы в начале ряда оказалась карточка с самым приятным переживанием, а в конце – с самым неприятным.

6.«Мужские качества»

Цель: продолжать формировать дифференцированные представления о функциональных особенностях мужчин.

Ход игры

Дети встают в круг. Педагог бросает мяч и называет качество (прилагательное). Если оно присуще мужчине, нужно кинуть мяч обратно и сказать: «Да – да – да». А если качество не мужское, произнести: «Нет – нет – нет».

Слова: мужественный, сильный, кислый, колючий, смелый, ловкий, благородный, стеклянный, квадратный, заботливый, веселый, любящий, одаренный, способный, талантливый, решительный, хвастливый, находчивый, вдумчивый и т. п.

7.«Правильно – неправильно» (мальчики)

Цель: продолжать формировать знания о чертах мужского характера достойных уважения.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки мальчиков, соответствующие достойному мужскому поведению: проявляют смелость и храбрость, следят за своим внешним видом, занимаются спортом, проявляют заботу о других, читают книги. В ходе выполнения задания педагог беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Мальчиков любят и ценят за настоящие мужские поступки, в которых люди видят смелость, честность, силу, заботу о других, благородство».

8.«Правильно – неправильно» (девочки)

Цель: продолжать формировать знания о чертах женского характера достойных уважения.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают из картинок и выставляют на фланелеграф те, на которых изображены поступки девочек, соответствующие достойному женскому поведению: проявляют заботу о других, внимание к их эмоциональному состоянию, помогают в домашних делах, занимаются рукоделием, заботятся о своем внешнем виде. В ходе выполнения задания педагог беседует по содержанию иллюстраций, подводит итог: «Девочек любят и ценят за настоящие женские поступки, в которых появляются доброта, нежность, забота, послушание, трудолюбие».

9.«Кто где работает»

Цель: продолжать упражнять детей работать с перфокартами; закреплять знания о мужских и женских профессиях.

Ход игры

Используется перфокарта, представляющая собой лист формата А4, по разным сторонам которого – изображения людей разных профессий и их рабочих мест (стройка, поликлиника, больница, парикмахерская, детский сад, кафе и т. д., а в центре – вырезанный прямоугольник. Выполняя задание, ребенок подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Нужно выбрать по желанию представителя «мужской» («женской») профессии, соединить его (ее) синей (красной) линией с изображением соответствующего рабочего места и ответить на вопрос: «Где может работать человек этой профессии?». Например, медсестра может работать в больнице, поликлинике, детском саду; парикмахер – в парикмахерской, салоне красоты и т. п.

10.«Что лишнее?»

Цель: расширять представления детей о предметах и действиях, связанных с той или иной профессией; развивать память, внимание.

Ход игры

Педагог раскладывает четыре картинки с изображением предметов – помощников (например, шприца, ваты, йода и бинокля). Ребенок должен назвать лишний предмет и объяснить свой выбор. Дети должны угадать, о какой профессии идет речь, и назвать действия, выполняемые человеком этой профессии, и какими качествами он должен обладать.

11.«Разные профессии»

Цель: формировать умение работать в команде; закреплять представления о трудовых действиях людей различных профессий.

Ход игры

Дети делятся на три микрогруппы. Каждая группа получает иллюстрацию с изображением представителя «мужской» или «женской» профессии, например, столяр, медсестра, воспитатель. Каждая группа должна подумать и рассказать, что представитель ее профессии может сделать для детей, семьи, детского сада. Вариант задания: нужно подумать и рассказать, что представитель конкретной профессии может сделать для представителей остальных профессий (например, столяр может сделать для медсестры удобную кушетку для больных, для воспитателя – мебель для детского игрового уголка).

12.«Изобрази человека любой профессии»

Цель: развивать умение детей для выразительности образа использовать мимику, жесты, движения.

Ход игры

Дети встают в круг. Выбирается водящий, он становится в центр круга. Остальные дети, взявшись за руки, произносят слова

Мы в профессии играем,

По душе их выбираем

И мечтаем поскорее

Мамы с папой встать взрослее.

Чтоб не просто так мечтать, кем ты, Саша (Маша, Даша, Миша,

Хочешь стать?

О. Емельянова

Водящий изображает действия – дети должны угадать профессию. Если они затрудняются ответить, водящего просят назвать свои действия.

13.«Назови спортсмена»

Цель: закреплять знания детей о различных видах спорта, о том, как называют спортсмена, занимающегося определенным видом спорта; закреплять умение различать «зимние» и «летние» виды спорта.

Ход игры

Дети встают в круг. Педагог называет вид спорта и бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет спортсмена, который занимается этим видом спорта (футбол, хоккей, фигурное катание, волейбол, гимнастика, плавание, баскетбол, бег, прыжки, бокс, лыжный спорт).

14.«Назови правильно»

Цель: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры

Педагог называет спортсмена – мужчину, бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет женщину – спортсменку, которая занимается тем же видом спорта. Например, пловец – пловчиха, лыжник – лыжница и т. д.

15.«Кому что нужно для занятий спортом?»

Цель: продолжать формировать интерес к работе с перфокартами; закреплять и расширять знания детей о атрибутах, снарядах, предназначенных для занятий спортом.

Ход игры

В игре используются перфокарты: лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный треугольник. На них изображены спортсмены (пловец, теннисистка, волейболист, стрелок из лука, лыжница) и предметы (спортивные снаряды). Ребенок, выполняя задание, подкладывает под перфокарту лист бумаги и проводит на нем линии. Детям нужно карандашом соединить изображения спортсменов и предметов (или спортивных снарядов, которые им нужны для занятий спортом.

16.«Спорт ‘‘мужской’’ и ‘‘женский’’»

Цель: закреплять знания о различных видах спорта, которыми занимаются мужчины и женщины; развивать слуховое внимание, умение быстро реагировать.

Ход игры

Если педагог называет виды спорта, которыми чаще занимаются мужчины, дети хлопают в ладоши, если виды спорта, которыми предпочитают заниматься женщины, - топают ногами, а если виды спорта, которыми занимаются одинаково мужчины и женщины, - стоят тихо.

17.«Кто кем кому приходится?»

Цель: закреплять представления детей о родственных связях в семье; стимулировать проявлению познавательного интереса к своей семье.

Ход игры

В игре используются шесть цветков из цветного картона (съемные лепестки вставляются в серединку). На серединке каждого из них – изображение одного из членов семьи (мальчик, девочка, мужчина, женщина, пожилой мужчина, пожилая женщина).

С помощью наводящих вопросов дети должны ответить, кто кем кому приходится в семье. К картинкам с изображением мальчика и девочки дети подбирают по четыре лепестка, потому что мальчик – сын, внук, брат, племянник; а девочка – дочь, внучка, сестра, племянница. К картинкам с изображением остальных членов семьи – по пять лепестков: женщина – мать, дочь (по отношению к своим родителям, невестка (по отношению к родителям мужа, сестра, тетя (по отношению к племянникам, мужчина – отец, сын, брат, дядя, зять. Пожилая женщина – мать, бабушка, теща, свекровь, сестра. Пожилой мужчина – отец, дедушка, тесть, свекор, брат.

18.«Зачем?»

Цель: упражнять детей в умении быстро отвечать на поставленный вопрос; развивать чувство юмора.

Ход игры

Педагог задает вопросы, а дети отвечают. После каждого ответа он опять задает вопрос: «Зачем?».

Например.

Педагог. Как вы думаете, зачем нужны друг, подруга?

Ребенок. Чтобы дружить.

Педагог. Зачем дружить?

Ребенок. Чтобы быть вместе.

Педагог. Зачем быть вместе?

Ребенок. Чтобы помогать друг другу?

Педагог. Зачем помогать? И т. д.

19.«Мой друг»

Цель: продолжать формировать о необходимости и значимости дружеских, уважительных отношений между детьми разного пола; упражнять в умении давать характеристику качествам своего друга.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, а тот называет слова, характеризующие его друга (надежный, верный, смелый, добрый, отзывчивый, честный, правдивый, внимательный, строгий, веселый).

20.«Хорошо – плохо»

Цель: продолжать формировать представления о хороших и плохих поступках; закреплять умение аккуратно работать с иллюстративным материалом.

Ход игры

По предложению педагога дети выбирают картинки, на которых изображено то, что может выглядеть внешне красивым, и выкладывают их на наборное полотно.

21.«Для кого что нужно?»

Цель: продолжать формировать представления о предметах, предназначенных для женщин или мужчин; их значимости в жизни человека.

Ход игры

На перфокарте (лист бумаги формата А4, по разным сторонам которого нанесены изображения, а в центре – вырезанный прямоугольник) изображены мужнина и женщина, мужские и женские парфюмерные принадлежности, женская косметика, бритвенный станок для мужчины, спортивные снаряды для занятий спортом, красивая домашняя и спортивная одежда. Дети, выполняя задание, подкладывают под перфокарту лист бумаги и проводят на нем линии.

Нужно карандашом красного (синего) цвета соединить изображение женщины (мужчины) с изображениями тех предметов и одежды, которые помогают им дома выглядеть дома внешне красивыми.

22.«Четвертый лишний»

Цель: закреплять умение детей классифицировать предметы одежды; объяснять назначение данного вида одежды; развивать внимание, наблюдательность, умение логически мыслить.

Ход игры

Педагог представляет детям через проектор четыре слайда, на которых изображена праздничная и повседневная женская и мужская одежда. Предлагает детям найти тот вид одежды, который не подходит к остальным, и объяснить, почему он лишний.

23.«Во что мы любим играть»

Цель: предоставить детям свободу выбора; закреплять различные способы закрашивания картинки.

Ход игры

Каждый ребенок получает лист бумаги формата А4, на котором нарисовано 9 картинок в черно-белом варианте с изображением следующих видов игр: спортивные, сюжетно – ролевые, настольно – печатные, игры со строительным материалом, ЛЕГО, театрализованные, игры с бумагой, словесные, игры с природным материалом, подвижные. Дается задание – раскрасить картинки с изображением игры, в которую дети любят играть в детском саду.

24.«Кто работает в детском саду?»

Цель: закреплять представления детей о профессиях сотрудников детского сада.

Ход игры

Дети встают в круг, педагог бросает мяч ребенку, а тот кидает его обратно и называет профессию сотрудника детского сада (повар, шофер, медсестра, электрик, слесарь, воспитатель, помощник воспитателя, методист, дворник, завхоз, заведующий).

25.«Кому что нужно?»

Цель: способствовать самостоятельному применению полученных знаний в игровой деятельности.

Ход игры

Дети работают на фланелеграфе, подбирают картинки с изображением орудий труда или того, что нужно для работы, к картинкам с изображением людей, работающих в детском саду (воспитатель, помощник воспитателя, повар, музыкальный руководитель, прачка, медицинская сестра и т. д.).

26.«Разные профессии»

Цель: продолжать закреплять знания детей о профессиональных действиях людей различных профессий; значимости результатов их труда для людей других профессий; формировать уважительное отношение к профессиональной деятельности взрослых.

Ход игры

Дети делятся на три микрогруппы. Первая микрогруппа получает иллюстрацию с изображением строителя, вторая – продавца, третья – хлебороба. Каждая группа должна подумать и рассказать, что полезного представитель ее профессии может сделать для детей детского сада (строили детский сад каменщики, крановщики, маляры, штукатуры; продают в магазинах свежие продукты – продавцы, выращивают хлеб – хлеборобы). Второй вариант задания: подумать и рассказать, что полезного представитель ее профессии может сделать для представителей других профессий.

27.«Разложи по порядку»

Цель: развивать познавательный интерес к истории письменных принадлежностей человека; закреплять умение работать в команде.

Ход игры

Дети раскладывают по порядку картинки с изображением письменных принадлежностей человека в разные времена (палочка, гусиные и металлические перья, карандаш, шариковая ручка, пишущая машинка, компьютер). Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая – то картинка оказывается не на своем месте, лента выходит неровной).

28. Игра – лото «Труд древних людей»

Цель: продолжать закреплять представления о жизни и труде первобытных людей.

Ход игры

Вокруг большой карты с изображением древнего человека нужно разложить маленькие карточки, на каждой из которых нарисован один из видов труда древних людей (охотятся, ловят рыбу, собирают орехи, ягоды, яйца птиц). Дети выбирают нужные карточки из числа других, на которых, кроме труда древних людей, нарисованы современные виды труда по приготовлению пищи. В ходе выполнения правил игры дети рассказывают о том, почему они выбрали именно эту картинку.

29. Игра – лото «Москва – великий город»

Цель: стимулировать познавательный интерес к явлениям и культуре главного города России.

Ход игры

К большой карте с изображением города Москвы дети подбирают маленькие карточки, на которых изображены знаменитые люди, достопримечательности столицы (русский художник Андрей Рублев, храм Василия Блаженного, первый книгопечатник Иван Федоров, Красная площадь, Кремль, здание Большого театра и др.). Во время игры дети комментируют свой выбор.

30. Игра «Старинное – современное»

Цель: обогащать представления детей об одежде, предметах быта, используемых русским народом в разные времена; симулировать познавательный интерес к культуре своего народа.

Ход игры

На экране появляются изображение сарафана, косоворотки, лаптей, сундука для хранения одежды и т. п. Дети называют предмет одежды и рассказывают, старинная это вещь или современная, что вместо сарафана, косоворотки, лаптей и т. д., носят в наше время. За правильный ответ каждый ребенок получает маленький приз, это может быть изображение матрешки, бусинка, и т. д.

Игры по социально-коммуникативному развитию.

СЕНТЯБРЬ.

« Назови себя»

Цель : Формировать умение представлять себя коллективу сверстников.

Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как бы он хотел, чтобы его называли в группе.

«Назови ласково».

Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.

Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любимому сверстнику (по желанию) ласково называя его по имени.

ОКТЯБРЬ.

«Волшебный стул».

Цель: воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.

Один ребенок садится в центр на «волшебный стул», а остальные говорят о нем добрые, ласковые слова.

«Волшебная палочка».

Цель : продолжать воспитывать умение быть ласковыми.

Дети встают в круг. Один ребенок передает палочку рядом стоящему и ласково его называет.

НОЯБРЬ.

«Замри».

Цель: развивать умение слушать, развивать организованность.

Смысл игры в простой команде воспитателя «Замри», которая может раздаться в моменты деятельности детей, в самых разных ситуациях.

«Ручеёк»

Цель: развивать умение действовать совместно и учить доверять и помогать тем, с кем общаещься.

Перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том как можно преодолеть любые препятствия.Дети встают друг за другом и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении преодолевают любые препятствия.

Обогнуть озеро, пролезть под стол и т.д.

ДЕКАБРЬ.

«Волшебная палочка».

Цель: формирование представлений о возможностях своих и сверстников.

Один называет сказку, другой ее персонажей и т.д.

«Магазин вежливых слов»

Цель: развивать доброжелательность, умение налаживать контакт со сверстниками.

Воспитатель: у меня в магазине на полке лежат вежливые слова: приветствия (здравствуйте, доброе утро, добрый день и т.д.) ; ласковые обращения (дорогая мамочка, милая мамочка и т.д.).

Я буду предлагать вам различные ситуации, а вы покупаете у меня нужные слова.

Ситуация. Мама принесла из магазина яблоки. Тебе очень хочется, но мама сказала, что нужно дождаться обеда.

Как ты ее попросишь, чтобы она все таки дала тебе яблоко?

« Кузовок».

Цель: продолжать закреплять вежливые слова.

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит корзина. Воспитатель, обращается к ребенку: «Вот тебе кузовок, клади в него вежливое слово».

ЯНВАРЬ.

«Вот какая бабушка»

Цель: развивать уважение к старшим, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут бабушку, как ласково ее можно назвать.

«Чудесный мешочек»

Цель : расширение объема словаря развитие тактильного восприятия и представлений о признаках предметов.

Дети поочередно узнают на ощупь предмет, называют его и достают из мешочка.

ФЕВРАЛЬ.

«Добрые слова».

Цель : развивать умение употреблять в речи добрые слова.

Дети подбирают добрые слова. Показать детям картинку, где дети трудятся. Как можно назвать детей, которые трудятся? (Трудолюбивые, активные, добрые, благородные и т.д.)

«Коврик примирения».

Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.

Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика поссорились из – за игрушки. Приглашает присесть друг против друга на «коврик примирения» выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Обсудить, как поделить игрушку.

«Как быть, что делать?»

Цель: пробудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильное решение.

Создать ситуацию: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения.

МАРТ.

«Посылка»

Цель: расширение объема словаря, развитие связной речи.

Ребенок получает посылку от Деда Мороза и начинает описывать свой подарок, не называя и не показывая его. Предмет предъявлен после того, как будет отгадан детьми.

«Без маски»

Цель: развивать умение делиться своими чувствами, переживаниями, строить не законченные предложения.

Воспитатель говорит начало предложения, дети должны закончить.

Чего мне по- настоящему хочется, так это ………….

Особенно мне нравится, когда…………………………

Однажды меня очень напугало то, что ………………..

АПРЕЛЬ.

«День ночь»

Цель: развивать умение сотрудничать, достигать желаемого результата.

После слов «День наступает- все оживает» Участники игры хаотично двигаются, прыгают. Когда воспитатель произносит: «Ночь наступает- все замирает», дети замирают в причудливых позах.

«Слушать за окном, за дверью»

Цель: развивать слуховое внимание.

По заданию воспитателя все дети сосредотачивают свое внимание на звуках и шорохах коридора. Затем по очереди перечисляют и объясняют что они услышали.

МАЙ.

«Кто лучше похвалит»

Цель: уметь назвать признаки животных по образцу взрослого, развивать внимание, умение описывать.

Воспитатель берет себе медведя,а ребенку дает зайчика.

И начинает: «У меня медведь.» Ребенок: «А у меня заяц.» и т.д.

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Воспитатель описывает сидящего перед ним ребенка, называя его детали одежды и внешнего вида. Например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней.»

ИЮНЬ.

«Вот какой папа».

Цель : развивать уважение к папе, закреплять ласковые слова.

Ребенок рассказывает, как зовут папу, как он с ним играет, как он его ласково называет.

«Опиши друга».

Цель: развивать внимательность и умение описывать то, что видел.

Дети встают спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду, лицо своего партнера. Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, насколько ребенок был точен.

ИЮЛЬ.

«Вот какая мама».

Цель: развивать любовь к маме, закреплять ласковые слова.

Каждый ребенок по очереди рассказывает, как зовут его маму, как она заботится о нем, как ее можно ласково назвать.

«Что изменилось?».

Цель: внимательности и наблюдательности, необходимых для эффективного общения.

Водящий выходит из группы. За время его отсутствия в группе производится несколько изменений (в прическе детей, в одежде, можно пересесть на другое место,) но не больше двух – трех изменений.

АВГУСТ.

«Ожившие игрушки».

Цель: формировать у детей культуру общения.

Воспитатель. Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте пожалуйста глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите, что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки. А мы попробуем отгадать, какую игрушку ты изображал.

«Съедобное – несъедобное»

Цель : развитие слухового внимания, развитие умения выделять существенные признаки предмета (съедобность, одушевленность).

Ведущий произносит слово и кидает одному из детей мяч и называет предмет. Если съедобный, игрок ловит мяч, а если несъедобное, уклоняется от мяча.


Дидактическая игра на социально – коммуникативное развитие «Маленький секрет в дружной компании»

Цель : учить детей различным способам установления контактов со сверстниками на основе этикетных норм; воспитание у детей социально-коммуникативных навыков, толерантных отношений.
Задачи :
1. Создать условия для развития у детей культурно-личностных отношений в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в любой ситуации, развивать социальные чувства;
3.Воспитывать толерантное отношение к чувствам других;
4.Развивать навыки бесконфликтного общения;
Актуальность :
Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
ФГОС ДО рекомендует использование игровых форм занятий во всех областях образовательной программы.
В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» программой предусмотрены дидактические игры. Так, актуальность дидактической игры «Маленький секрет в дружной компании» состоит в том, что она решает задачу нравственного воспитания, способствует формированию полноценной личности, способной жить и работать в современном обществе. Дидактическая игра «Маленький секрет в дружной компании» помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.
Возраст : дети старшего дошкольного возраста
Количество участников : 5-6 воспитанников

Возможные варианты :
1.Угадывание «секрета» с помощью наводящих вопросов;
2.Угадывание «секрета» с помощью предложенных картинок;
Оборудование :
- красивая шкатулка с мелкими вещицами и игрушками;
- карточки с похожими рисунками к вещицам из шкатулки;

Ритуал приветствия
Педагог-психолог вытягивает свою руку вперед и просит детей сверху на ладонь положить свои ладошки.
- Здравствуйте ребята, чувствуете, как пошло тепло? Давайте улыбнемся друг другу и начнем игру.
Ход игры
Всем участникам игры педагог-психолог раздает из красивой шкатулки по «маленькому секрету» (бусинку, кубик, мелкую игрушку), кладет «его» в ладошку и зажимает в кулачок.
- Крепко, крепко зажмите свой секрет. Что вы чувствуете? Как напряглась ваша рука? Это твердое или мягкое? А теперь расслабьте руку, но кулачок не раскрывайте. Легче стало? Приятнее? Или хуже? А теперь попробуйте догадаться на ощупь, что у вас в руке, но вслух не говорите: это маленький секрет. Осторожно, не показывая другим, рассмотрите свой секрет. Вот теперь, я предлагаю вам угадать, что спрятано в кулачке вашего друга.
Дети разнообразными способами пытаются угадать, что спрятано в кулачке у друга:
-просьба;
-уговоры;
-дружеская помощь.
Затем, педагог-психолог обращает внимание детей на карточки, разложенные на столе:
- Ребята, чтобы вам было легче и интереснее угадывать секреты вы можете выбрать три карточки (на одной из которых есть картинка с вашим секретом), и по описанию, предложить его найти среди предложенных карточек своему другу.
Игроки ходят по комнате и ищут способы уговорить кого-то показать свой секрет. Педагог-психолог следит за процессом отгадывания секрета, помогает наиболее робким детям найти общий язык со всеми участниками игры.
Ритуал прощания
Ну, вот и закончилась наша игра. В заключении я предлагаю упражнение «Добрые ладошки». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить, «захлопнуть» - аплодисментами.
Спасибо всем за прекрасный день!
Итог игры
Желания общаться со сверстниками; преодоление застенчивости; развитие коммуникативных способностей; готовность к совместной деятельности со сверстниками; уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых.

Дидактические игры по социально-коммуникативному развитию детей младшего и среднего дошкольного возраста

Картотеку дидактических игр подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Мужипова Гульназ Ильшатовна

Дошкольный возраст - это тот период, когда закладывается основа дошкольной жизни ребенка. Проблема эмоционального развития старших дошкольников является актуальной потому, что эмоциональный мир играет важную роль в жизни каждого человека. Этой проблемой занимались многие педагоги, которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для активной деятельности мозга и являются стимулом для познания мира. Эти эмоции участвуют в возникновении любой творческой деятельности ребенка, и конечно, в развитии его мышления. Тогда, как отрицательные эмоции заставляют избегать нежелательных или вредных действий, защищают и оберегают ребенка. Если посмотреть на нашу повседневную жизнь, то можно увидеть, что от эмоций зависит наше отношение к людям, событиям, оценки собственных действий и поступков.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации. Благодаря эмоциональному развитию, ребенок сможет регулировать свое поведение, избегая тех поступков, которые мог бы совершить под влиянием случайных обстоятельств и мимолетных желаний. Поэтому необходимо не только изучать, но и развивать эмоциональную сферу дошкольника, так как эмоции «рассказывают» окружающим его взрослым о состоянии и внутреннем мире ребенка.

Исследования показывают, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать состояние другого человека, при этом они точнее определяют радость, восторг, восхищение и затрудняются с определением грусти, печали, испуга, удивления. Дети обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Часто ребенок просто не знает, как проявить свои эмоции.

«Конструктор эмоций»

Данная игра познакомит ребенка с мимическими выражениями различных эмоций и чувств. Разбудив фантазию и творчество, данный конструктор поможет создать каждому ребёнку свой образ героя, проиграть различные ситуации, выражая свои чувства и эмоции, а также поможет познакомиться с его проблемами, которые могут возникнуть как в детском коллективе, так и в семье.

Данное пособие будет полезно для детей младшего и старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Пособие может использоваться для индивидуальной и коллективной деятельности детей.

Цель: умение определять и различать человеческие эмоции и чувства.

Задачи: способствовать развитию конструктивных умений; формировать социальную и эмоциональную сферу ребёнка; развивать воображение; развивать мелкую моторику; развивать пространственное и логическое мышления; развивать монологическую и диалогическую речь детей; воспитывать чувство любви к близкому человеку.

Игра проводятся с группой, парами и индивидуально.

Используются в любой части дня в зависимости от ситуации (например, в режимных моментах - «утреннее приветствие», а также включаются в образовательную деятельность - «сюрпризный момент»).

Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

2 овала лица (можно использовать больше);

4 пары нарисованных глаз;

Набор схематично изображенных губ;

3 пары бровей;

Прически (мальчик, девочка, мама, папа, дедушка и бабушка).

«Собиралки»

1 вариант. Предложить детям собрать ту или иную эмоцию, обозначить её и обсудить, почему у созданного персонажа такое настроение. Что у него случилось, какая история произошла? Или помочь герою сменить печаль на радость и страх на удивление, просто перекладывая части лица, а затем придумать историю.

2 вариант. Игра проводится в паре. Дети совместно придумывают историю, при этом составляя то или иное выражение лица – эмоцию. Затем можно проиграть ситуацию в виде диалога между созданными образами. Например: диалог между бабушкой и внуком.

«Покажи на себе»

Для игры следуют составить из «конструктора эмоций» определенное выражение лица, а дети с помощью зеркал повторяют это выражение. Далее детьми можно побеседовать, какая им эмоция была более ближе, приятней, а какая наоборот и почему. Предложить вспомнить жизненные ситуации, которые вызывали у них грусть, радость, удивление, страх и т. п.

«Слушай хлопки»

Цель . Развитие внимания, произвольности поведения.

Дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки).три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

«Волшебные превращения»

Цель. Развитие воображения, умения перевоплощаться.

Детям предлагают «превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т.д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в… (пауза – чтобы дети сконцентрировались) сад… (пауза – каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!» После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий - ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился.

«Что слышно»

Цель . Развитие умения сосредотачиваться, соотносить звуки и действия.

Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за дверью. Потом ребенок должен рассказать, что он слышал. После этого так же обращают внимание за окно, затем снова на дверь. Впоследствии ребенок должен точно рассказать, что за чем происходило за окном и за дверью.

Комментарий : взрослый сам должен сосредоточиться на звуках, чтобы помочь детям в случае затруднения или исправить в случае ошибок.

Можно усложнить задачу, если предложить детям вести рассказ по очереди.

«Горячий мяч»

Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторной ловкости.

Дети становятся в круг, очень близко друг к другу. Они передают мяч друг другу быстро, стараясь не уронить его. Тот, кто упустил мячик, выбывает из игры. Побеждают последние два оставшихся ребенка.

Комментарии: другие варианты игры строятся на изменении расположения детей.

Можно построить детей в колонну, а мяч передавать либо через голову вверх, либо, наклонившись, через ноги. Так же можно построить детей зигзагом.

«Фигуры»

Цель. Развитие внимания, мелкой моторики, воображения.

Взрослый раскладывает счетные палочки в виде определенной фигуры. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру. Сложность задания все время увеличивают: сначала показывают простые фигуры, затем более сложные; сначала ребенок составляет фигуры, глядя на образец, затем образец убирают, дав ребенку возможность запомнить фигуру.

Комментарии: счетные палочки можно заменить спичками с обрезанными головками.

Эту игру можно использовать наиболее эффективно в работе с детьми, испытывающими трудности при сосредоточении, характеризующимися расторможенностью.

«Полет бабочки»

Цель. Развитие внимания, выразительности движений.

Детям предлагается запомнить несколько движений и точно повторить их. Для облегчения запоминания предварительно можно разучить блоки движений, дав им оригинальные названия, вроде: «полет бабочки», «кошачий шаг» и т.д.

Комментарии: необходимо оговорить движения с детьми с помощью вопроса «А как у нас ходит мишка (например)?» Когда все дети поймут принцип движений, тогда можно приступать непосредственно к игре.

Игра может нести и познавательную нагрузку, если ее включать в занятия по изучению видов профессий, животных, транспорта и т.д.; т.е. предлагать, например, имитировать только движения машины, самолета, паровоза и т.д.

Смена движения должна происходить либо по команде взрослого либо по звуковому сигналу. Выигрывает самый внимательный ребенок.

«Зеркало»

Цель. Развитие внимания, скорости реакции, моторики.

Дети выбирают ведущего, он становится в центр, а остальные дети – полукругом вокруг ведущего, который показывает разнообразные позы, демонстрирует разные выражения лица. Дети должны повторить их.

Комментарии: смена поз и мимических этюдов должна быть быстрой. За темпом и правильностью должен следить взрослый.

«Танец шляпы»

Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения.

Цель. Развитие внимания, моторной координации.

Дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети – повторить его. Затем игра продолжается.

Комментарии: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», т.к. дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.

«Угадай и найди»

Необходимые приспособления: игрушки.

Цель. Развитие внимания, восприятия, памяти.

Взрослый рассказывает о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате.

Загрузка...