musings.ru

Iii. порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора

Согласно статье 54 Градостроительного Кодекса РФ (далее – ГрК РФ) и Постановлению Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской федерации», государственный строительный надзор осуществляется при:

  • - строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
  • - реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ.
  • Согласно части 2 стати 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:

1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;
6) буровые скважины, предусмотренные подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр.

Задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

      Соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

Наличия разрешения на строительство;

Выполнения требований частей 2 и 3 ст. 52 ГрК РФ.

Порядок осуществления государственного строительного надзора определен Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54, ссылка на который размещена выше.

1. Государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - заключение о соответствии).

Застройщик, не позднее чем за 7 рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства, должен направить в Службу Извещение о начале работ, к которому прилагается список документов .

Извещение о начале работ с прилагаемыми к нему документами, является основанием для разработки должностным лицом Службы программы проведения проверок объекта, согласно приложению 3 РД 11-04-2006 , утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129.

2. Все документы, составленные либо полученные при осуществлении государственного строительного надзора, подлежат включению в дело, формируемое Службой. Порядок формирования и ведения таких дел, в том числе определение требований, предъявляемых к включаемым в такие дела документам, устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 N 204).

3. Государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации. Подлежит соблюдение (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2009 № 204):

    при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;

    при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции, работ по усилению и (или) монтажу фундамента и конструкций подземной и надземной частей, изменению параметров объекта капитального строительства, его частей и качества инженерно-технического обеспечения.

Порядок проведения проверок предусмотрен РД 11-04-2006 , утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129, и обеспечивает гарантированное соблюдение Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении государственного строительного надзора.

Проверки проводятся должностным(-и) лицом (-ами) Службы, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) Службы, и от ее имени уполномоченное (-ые)осуществлять такой надзор:

Должностные лица Службы при проведении проверок осуществляют следующие полномочия:

    беспрепятственно посещают объекты капитального строительства во время исполнения служебных обязанностей;

    требуют от заказчика, застройщика или подрядчика представления результатов выполненных работ, исполнительной документации, общего и (или) специального журналов, актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, образцов (проб) применяемых строительных материалов;

    требуют от заказчика, застройщика или подрядчика проведения обследований, испытаний, экспертиз выполненных работ и применяемых строительных материалов, если оно требуется при проведении строительного контроля, но не было осуществлено;

    составляют по результатам проведенных проверок акты. Акт является основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства;

    вносят записи о результатах проведенных проверок в общий и (или) специальный журналы;

    в случае обнаружения нарушений, попадающих под статьи об административной ответственности, составляют протоколы об административных правонарушениях и (или) рассматривают дела об административных правонарушениях, применяют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. КоАП РФ предусматриваются различные виды административных наказаний. За совершение административных правонарушений Службой могут применяться следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, административное приостановление деятельности;

    осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Служба выдает заключение о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии. Заключение выдается по заявлению застройщика. Заключение выдается Службой застройщику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика в Службу за выдачей заключения.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии должно содержать обоснование причин такого отказа со ссылками на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения составляется в 2 экземплярах, каждый из которых подписывается должностным лицом органа государственного строительного надзора, осуществлявшим проверку (итоговую), и утверждается распоряжением (приказом) органа государственного строительного надзора.

Первый экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения передается застройщику или заказчику, второй экземпляр заключения о соответствии или решения об отказе в выдаче такого заключения остается в деле органа государственного строительного надзора.

Решение об отказе в выдаче заключения о соответствии может быть оспорено застройщиком в судебном порядке.

С 01.01.2010 года виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, не входящие в «Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденный приказом Министра регионального развития РФ от 09.12.2008 № 274 , могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

Указанный допуск, определенный данным перечнем, необходим для повышения качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, согласно п. 2 ч. 1 ст. 55.1 ГрК РФ.

Кроме того, требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть определены в отношении каждого вида работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и решение вопросов по выдаче свидетельства о допуске к которым отнесено общим собранием членов саморегулируемой организации к сфере деятельности саморегулируемой организации, или видов таких работ, согласно ч. 5 ст. 55.5ГрК РФ.

Вступивший в силу новый градостроительный кодекс Российской Федерации принципиально изменил ранее существовавший порядок ввода объекта в эксплуатацию.

Порядок приемки и ввода объекта законченного строительством в эксплуатацию регламентирован, на сегодняшний день, двумя документами:

Статьей 55 Градостроительного кодекса РФ;

Положением об осуществлении ГСН в РФ, утвержденным, постановлением Правительства РФ от 1.02.06г. №54.

Согласно первому документу разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается органом, выдавшим разрешение на строительство. Указанная статья устанавливает, что для ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительством застройщик обращается в орган, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К заявлению прилагается пакет документов, причем перечень этих документов, строго ограничен и не может быть расширен по желанию стороны, принимающей на рассмотрение документы. Срок рассмотрения документов ограничен десятью сутками. За эти десять суток должно быть оформлено и выдано застройщику разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо дан аргументированный отказ.

В пакет документов, прилагаемых к заявлению на оформление разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, входит и заключение о соответствии построенного требованиям технических регламентов и проектной документации (далее заключение о соответствии или ЗОС). Заключение о соответствии выдает орган государственного строительного надзора.

Но согласно Положению о ГСН в РФ (Постановление Правительства РФ от 1.02.06г. № 54) до выдачи ЗОС органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения. Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.

Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Заключение о соответствии или решение об отказе в выдаче такого заключения выдается застройщику органом государственного строительного надзора в течение 10 рабочих дней с момента (даты) обращения первого в указанный надзорный орган.

Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:

Акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;

Акт приемки объекта капитального строительства в случае осуществления строительства на основании договора.

Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (ч. 5 ст. 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства.

А если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно - либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС. Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:

Индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;

Пробные пуски;

Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).

Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.

Индивидуальные и функциональные испытания оборудования и отдельных систем проводятся с привлечением заказчика по проектным схемам после окончания всех строительных и монтажных работ.

Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.

Пробные пуски проводятся до комплексного опробования. При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации.

Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки. При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой.

Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается.

Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.

В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи – в течение 24 часов.

Необходимо отметить, что во время проведения итоговых проверок законченных строительством объектов должностные лица органа государственного строительного надзора в обязательном порядке проверяют наличие справок других органов государственного надзора и контроля, а также эксплуатирующих организаций- поставщиков коммунальных услуг о подключении наружных коммуникаций к объектам по постоянной схеме, принятии их на обслуживание и выполнении технических условий на подключение.

Алгоритм процедуры приемки и ввода в эксплуатацию объекта завершенного строительством можно представить в следующем виде:

Акт приемки

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п.4 ст.753) по договору строительного подряда сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом (акт приемки), подписанным обеими сторонами.

Постановлениями Госкомстата России (от 30 октября 1997 года №71а, от 11 ноября 1999 года №100) утверждены формы акта приемки - КС-2 и КС-11. Форма КС-2 применяется для приемки какого-то определенного объема строительных работ в рамках объекта строительства, а также для приемки этапа работ, предусмотренного договором строительного подряда. Форма КС-11 применяется для приемки объекта строительства в целом.

Заключение органа государственного строительного надзора

В зависимости от типа объекта заключение выдается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (ч.3,4 ст.54 ГрК РФ). В отношении опасных производственных объектов, линий связи, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов заключение выдается федеральным органом исполнительной власти в соответствии с постановлением Правительством РФ от 1 февраля 2006 года №54.

Выдается после завершения строительства на основании проверки (итоговой), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения (п.16 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в РФ).

Заключение о соответствии или отказ в выдаче такого заключения выдается застройщику или заказчику в течение 10 рабочих дней с даты обращения застройщика или заказчика в орган государственного строительного надзора.

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию

Представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации (ч.1 ст.55 ГрК РФ).

Выдается на основании обращения застройщика в орган, выдавший разрешение на строительство (федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления), с соответствующим заявлением (ч.2 ст.55 ГрК РФ).

Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию утверждена постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2005 года № 698.

В течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию уполномоченным органом принимается решение о выдаче заявителю разрешения на ввод объекта в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. Решения принимаются на основании проверки наличия и правильности оформления документов, прилагаемых к заявлению.

Условия выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

1. К заявлению о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию прилагаются следующие документы (ч.З ст.55 ГрК РФ):

Правоустанавливающие документы на земельный участок;

(Документы, с наличием которых в соответствии с законодательством связан факт приобретения прав на земельный участок, на котором было осуществлено строительство и располагается объект капитального строительства).

Градостроительный план земельного участка;

(Форма градостроительного плана земельного участка утверждена постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 года №840).

Разрешение на строительство;

(Разрешение на строительство, выданное в соответствии со ст.51 ГрК РФ. Также признаются действительными разрешения на строительство, выданные до введение в действие ГрК РФ (п.З ст.8 ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ)).

Схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

Заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации

Передача безвозмездно в орган, выдавший разрешение на строительство, сведений об объекте капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, одного экземпляра копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ (пунктами 2, 8 - 10 части 12 статьи 48, частью 18 статьи 5).

Акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора)

Документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство (форма не установлена);

Документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) (форма не установлена);

Документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии).

1. Застройщик направляет должностному лицу инспекции, уполномоченному на ведение общего государственного строительного надзора за конкретным объектом извещение об окончании строительства объекта капитального строительства.

К извещению прилагаются:

1.1. Заверенная копия акта приемки объекта капитального строительства застройщиком (заказчиком) от подрядчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора);

1.2. заверенная копия документа, подтверждающего соответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации;

1.3. Исполнительная документация (с приложением реестра), оформленная при строительстве объекта, в т.ч. акты освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписанные представителями эксплуатирующих организаций, а также общий и специальные журналы учета выполнения работ при строительстве

1.4. Документы, подтверждающие исполнение постановлений о применении мер административного воздействия в виде штрафа к застройщику (заказчику) и лицам, осуществляющим строительство;

1.5. Перечень лиц, участвующих в проектировании объекта, с указанием вида выполненных ими работ, реквизитов договоров подряда, руководителей, контактных телефонов, наименований сро, членами которых являются указанные лица;

1.6. Перечень лиц, участвующих в строительстве объекта, с указанием вида выполненных ими работ, реквизитов договоров подряда, руководителей, контактных телефонов, наименований сро, членами которых являются указанные лица;

1.7. Перечень строительных материалов (изделий), использованных в несущих и ограждающих конструкциях при строительстве объекта, поставщиков материалов (изделий) с указанием руководителей, контактных телефонов;

1.8. сведения об оснащении объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов; документы, подтверждающие соответствие объекта требованиям энергетической эффективности.

1.9. К извещению об окончании строительства может быть приложена схема, отображающая расположение построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком (заказчиком) в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора).

2. В случае, если до направления извещения об окончании строительства в инспекцию не были предъявлены виды работ, подлежащие проверке в соответствии с программой проведения проверок, не устранены нарушения, допущенные при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте), либо с извещением об окончании строительства обратилось ненадлежащее лицо, уполномоченный инспектор в срок не позднее пяти рабочих дней готовит проект письма об отказе в проведении итоговой проверки, согласовывает его соответствующим заместителем начальника инспекции, и направляет на подписание начальнику инспекции. Ответ направляется заявителю и помещается в деле по объекту.

3. Начальником инспекции назначается итоговая проверка в течение пяти рабочих дней после регистрации извещения застройщика об окончании строительства.

Срок проведения проверки не должен превышать двух недель, за исключением особых случаев, определенных приказом начальника инспекции.

Застройщику (заказчику) направляется уведомление о проведении итоговой проверки.

4. При проверке проводится визуальный осмотр построенного объекта на предмет окончания всех работ по строительству, предусмотренных проектной документацией;

проверяется наличие необходимой исполнительной документации по строительству объекта и ее соответствие требованиям, установленным нормативными документами;

проверяется устранение всех нарушений, допущенных при строительстве (реконструкции, капитальном ремонте) объекта, в том числе в области пожарной безопасности, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия;

проверяется исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Проверка может быть сопряжена с проведением необходимых для принятия решения о готовности объекта к эксплуатации экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий).

5. По результатам итоговой проверки оформляется Акт итоговой проверки при строительстве.

5.1. При соответствии объекта установленным требованиям Акт итоговой проверки содержит выводы о соответствии объекта.

При предъявлении объекта комиссии в зимний период с 01 ноября по 01 мая в связи с невозможностью выполнения работ по озеленению, устройству верхнего покрытия подъездных путей к зданиям застройщику (заказчику) может быть выдано предписание с указанием срока выполнения работ в летний период, но не позднее 01 июля текущего года.

Предписание должно быть приложено к акту итоговой проверки.

5.2. При обнаружении нарушений требований технических регламентов (норм и правил) и проектной документации составляется акт, содержащий перечень обнаруженных нарушений (с указанием нормативных документов, которые нарушены); в Акт итоговой проверки включаются выводы о несоответствии объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации, с приложением актов и справок.

При обнаружении незавершенных работ на объекте возбуждаетс административное производство в отношении застройщика (заказчика) по статье 19.7 КОАП РФ.

При обнаружении эксплуатации объекта при отсутствии разрешения на ввод в эксплуатацию, к правонарушителям применяются меры административного воздействия (предписание, протокол).

Застройщик (заказчик) после устранения всех нарушений вновь направляет в инспекцию извещение об окончании строительства.

Инспекцией назначается новая итоговая проверка.

6. После получения Акта итоговой проверки застройщик (заказчик) для получения Заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации обращается в Инспекцию с заявлением.

6.1. Акт итоговой проверки, в выводах которого содержится подтверждение соответствия построенного объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации является основанием для выдачи застройщику (заказчику) после его обращения Заключения о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации.

6.2. Акт итоговой проверки, который содержит выводы о несоответствии построенного (реконструированного, отремонтированного) объекта требованиям технических регламентов (норм и правил) и проектной документации является основанием для выдачи застройщику (заказчику) Решения об отказе в выдаче Заключения о соответствии по форме приложения 22.

6.3. Заключение о соответствии или Решение об отказе в выдаче такого Заключения готовится в 2 экземплярах и подписывается заместителем начальника Инспекции, начальником соответствующего отдела в течение семи рабочих дней с даты регистрации обращения застройщика (заказчика) за выдачей Заключения.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (РОСТЕХНАДЗОР) организует научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в Российской Федерации (ч.4 Соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору. Следовательно, все нормативно - технические документы Ростехнадзора в области строительства подлежат обязательному применению всеми участниками строительства .

Порядок осуществления государственного строительного надзора определен и .

(с изменениями приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 273 от 14.07.2015г.)

Государственный строительный надзор осуществляется при:

1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;

2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со статьей 49 Градостроительного Кодекса.

Предметом государственного строительного надзора является проверка:

1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;

2) наличия разрешения на строительство;

3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса.


Государственный строительный надзор осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного строительного надзора, при строительстве, реконструкции всех объектов , указанных в пункте 5_1 статьи 6 Градостроительного Кодекса РФ(РОСТЕХНАДЗОР). При строительстве, реконструкции иных объектов капитального строительства, государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора (Инспекция государственного строительного надзора субъекта федерации) .

Не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного настоящим Кодексом, а также федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осущест вляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на искусственных земельных участках на водных объектах (ч.7 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ) .

Порядок осуществления государственного строительного надзора.

Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации»

Получение копии разрешения на строительство (ч.15 ст. 51 ГрК)

Обращения физических, юридических лиц

Проведение итоговой проверки органом государственного строительного надзора


Согласно Положению об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 года № 54 до выдачи заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов и проектной документации органом государственного строительного надзора должна быть проведена итоговая проверка на объекте, по результатам которой и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.

Итоговая проверка проводится органом государственного строительного надзора после завершения строительства, реконструкции капитального строительства. На итоговую проверку в зависимости от сложности объекта отводится до одного месяца.

Заключение о соответствии (ЗОС) органа государственного строительного надзора выдается только в случае, если при строительстве не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям нормативной технической документации и проекта, либо такие нарушения устранены до даты выдачи заключения о соответствии.

Для получения заключения застройщик обращается в орган государственного строительного надзора с соответствующим заявлением, к которому прилагает:
- акт итоговой проверки объекта должностным лицом органа государственного строительного надзора;
- акт сдачи-приемки законченного строительством объекта (Приложение Г СП 68.13330 )

Следует отметить, что государственный строительный надзор осуществляется с даты получения извещения о начале работ (часть 5 статьи 52 ГрК РФ) до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Поэтому положительное заключение о соответствии органом государственного строительного надзора выдается только в том случае, если надзор за строительством осуществлялся регулярно на протяжении всего периода строительства. Если по вине застройщика такой надзор не осуществлялся, то надзорный орган вправе отказать в выдаче ЗОС. В обязанность органа государственного строительного надзора не входит выдача заключения о соответствии, если объект построен или часть объекта возводилась с нарушением установленного порядка строительства.

В случае если отдельные части (этапы) объекта были построены самовольно - либо застройщик своевременно не известил орган государственного строительного надзора о начале строительства, то застройщику потребуется выполнить силами независимой специализированной организации, имеющей соответствующую лицензию, детальное (инструментальное) обследование строительных конструкций здания или сооружения. Результаты проведенного обследования, в виде отчета о техническом состоянии конструкций здания или сооружения, предоставляются в орган государственного строительного надзора. В этом случае надзорный орган при положительных результатах проведенного обследования может рассмотреть возможность выдачи ЗОС.

Но необходимо заметить, что ни один нормативный документ не обязывает надзорный орган выдавать положительное ЗОС в случае, если надзор за строительством объекта или его части не осуществлялся.

Перед итоговой проверкой объекта должны быть проведены:
- индивидуальные испытания оборудования и функциональные испытания отдельных систем, завершающиеся пробным пуском основного и вспомогательного оборудования;
- пробные пуски;
- приемка объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства на основании договора).
Во время строительства и монтажа зданий и сооружений должны быть проведены промежуточные приемки узлов оборудования и конструктивных элементов сооружения, а также скрытых работ.
Дефекты и недоделки, допущенные в ходе строительства и монтажа, а также дефекты оборудования, выявленные в процессе индивидуальных испытаний, должны быть устранены строительными, монтажными организациями и заводами-изготовителями до начала комплексных испытаний.
Пробные пуски проводятся до комплексного опробования.

При пробном пуске должна быть проверена работоспособность оборудования и технологических схем, безопасность эксплуатации. Комплексное опробование должен проводить заказчик в период итоговой проверки.
При комплексном опробовании проверяется совместная работа основных агрегатов и всего вспомогательного оборудования под нагрузкой. Комплексное опробование оборудования по схемам, не предусмотренным проектом, не допускается. Комплексное опробование оборудования считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы основного оборудования в течение 72 часов с номинальной нагрузкой и проектными параметрами пара, газа, напором и расходом воды и т.п.
В тепловых сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы оборудования под нагрузкой в течение 24 часов с номинальным давлением, предусмотренным в пусковом комплексе.

В электрических сетях комплексное опробование считается проведенным при условии нормальной и непрерывной работы под нагрузкой оборудования подстанции в течение 72 часов, линии электропередачи - в течение 24 часов.

  • Отчетная информация об осуществлении федерального государственного строительного надзора Скачать
  • О соблюдение требований энергетической эффективности при осуществлении федерального государственного строительного надзора при проведении контрольно-надзорных мероприятий
  • Постановление правительства РФ от 22.12.2018 г. № 1636 "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры" Скачать

Заключение о соответствии

Гальцев Дмитрий Александрович

Завершив строительство объекта недвижимости (ОКС), реконструкцию либо капитальный ремонт, ввести его в эксплуатацию можно только после получения соответствующего разрешения, о чём прямо говорится в 55 статье Градостроительного Кодекса.

Частью 3 данной статьи требуется предоставить для этого пакет определённых документов, среди которых, заключение о соответствии.

Заключение о соответствии (ЗОС) - документ, выдающийся органом государственного строительного надзора (в случае, если такой вид контроля предусмотрен), и свидетельствующий о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Выдача ЗОС входит в перечень госуслуг, предоставляемых (с учётом принадлежности, которую имеет объект) федеральными либо органам субъекта федерации. Основание - ГрК РФ. Части 3-ья и 4-ая ст.54.

Данное заключение выдаётся региональным органом Госстройнадзора (ГСН), является итоговым документом и свидетельствует, что завершённый объект полностью отвечает требованиям технических регламентов, имеющейся проектной документации. Включая те из них, которые регламентируют требования к энергоэффективности объекта (ОКС) и его оснащённости приборами, позволяющими организовать учёт потребления энергоресурсов.

Следует помнить, что, согласно положениям действующего законодательства, региональный ГСН приступает к организации государственного надзора на объекте, начиная с момента начала его строительства (о чём соответствующий орган обязан предупредить технический заказчик либо сам застройщик, путём подачи письменного извещения). Основание: ГрК РФ, ч.5 52-ой статьи. И завершает эту работу в момент выдачи ЗОС.

В ситуации, когда по вине застройщика подобный надзор на объекте организован не был, ГСН имеет право отказать в оформлении требуемого документа, так как не может гарантировать проведение всех выполненных работ в соответствии с положениями действующих норм и правил.


Заполняя форму Вы соглашаетесь с нашей политикой конфиденциальности и даете согласие на рассылку

Когда строительство частично (на отдельном этапе) проводились застройщиком без извещения представителей ГСН, ввести такой объект в эксплуатацию станет существенно сложнее.

Для узаконивания самовольной постройки необходимо будет проводить независимую экспертизу с привлечением лицензированной организации. Её результаты передавать в ГСН.

В подобных ситуациях решение о выдаче заключения о соответствии, либо отказе в рассмотрении заявки, принимается представителем ГСН самостоятельно. Норматива, обязывающей принимать эти документы к рассмотрению (в качестве легитимной оценочной базы) в России не существует.

Нормативная база

Оформление и выдача ЗОС на завершённый объект происходит согласно требованиям следующих законодательных и ведомственных нормативных документов:

  • Градостроительный кодекс. Текст документа утверждён законом 190-ФЗ, датированным 29.12.04 (с изменениями, внесёнными на 23.04.18);
  • Федеральный закон 384-ФЗ, датированный 30.12.09. Актуальная версия датирована 02.07.13;
  • Правительственным постановлением от 01.02.06, зарегистрированным под № 54 (с изменениями, внесёнными на 28.02.18);
  • «Порядок осуществления проверок на объекте» (РД-11-04-2006), утверждённый приказом № 1129, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 14.07.15);
  • «Требования к исполнительной документации» (РД-11-02-2006), утверждённые приказом № 1128, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 09.11.17);
  • «Порядок ведения дел» (РД-11-03-2006), утверждённый приказом № 1130, изданным Ростехнадзором 26.12.06 (с изменениями на 21.10.15).

Кроме этих документов в каждом субъекте федерации разрабатываются собственные нормативные акты, положения которых учитывают, оформляя заключение о том, что объект соответствует всем требованиям.

Последовательность получения заключения

Данный вопрос детально рассмотрен в РД-11-04.2006.

1. Технический заказчик либо застройщик подаёт в региональное отделение Госстройнадзора извещение о завершенном строительстве (реконструкции) объекта. Это требование п.25 РД-11-04-2006.

Извещение подаётся только после выполнения следующих пунктов:

  • Окончание строительства объекта (его реконструкции либо капремонта);
  • Устранение выявленных на объекте нарушений;
  • Подготовка пакета исполнительной документации, ведущейся всё время строительства.

Полный их перечень приведён в РД-11-02-2006.

2. Уполномоченным на это представителем регионального отделения Госстройнадзора принимается решение о проведении итоговой проверки объекта. Срок принятия решения – семь рабочих дней, считая со дня регистрации соответствующего извещения.

О времени проверки должностное лицо Госстройнадзора уведомляет застройщика согласно требованию пункта 9 РД-11-04-2006. Продолжительность проверки, до 30 дней.

До её начала на объекте проводятся следующие виды работ (обычно выполняются на заключительном этапе СМР):

  • Предусмотренные испытания смонтированного оборудования (имеющихся инженерных систем). Их контрольные пуски в присутствии представителя заказчика;
  • Оформление акта приёма (при выполнении работ под заказ), подписанного Заказчиком и представителем Подрядчика. Основание, ГК РФ, статья 753 пункт 4.

Форма акта «КС-11» утверждена и доработана в соответствии с постановлениями ГКСРФ за № 71а (датировано 30.10.97) и № 100, от 11.11.99.

В рамках проверки дополнительными блоками отработки являются:

  • проверка наличия необходимых справок от третьих лиц, являющихся заинтересованными органами (например: соответствие требованиям ПУЭ и пожарной безопасности);
  • осуществление комплексных проверочных запусков оборудования, установленного на объекте (до 72 часов непрерывной работы в штатном режиме под номинальными нагрузками).

На период проверки объекта вся необходимая документация предоставляется застройщиком в региональное отделение Госстройнадзора. Основание, пункт 4 РД-11-02-2006.

Перечень необходимых документов, которые требуется передать, определён в имеющейся проектной документации (п.3 РД-11-04-2006).

3. Результаты итоговой проверки объекта, оформляются «Актом проверки объекта капитального строительства».

Этот документ служит юридически легитимным основанием права заказчика ходатайствовать об оформлении заключения (п. 27 РД-11-04-2006).

4. После получения Акта проверки завершённого строительства ОКС технический заказчик обращается в региональное отделение Госстройнадзора (письменно, в произвольной форме) с просьбой об оформлении ЗОС (п.27 РД-11-04-2006).

К заявлению требуется приложить:

  • «Акт», подписанный представителем ГСН;
  • Акт приёмки объекта (когда последний построен согласно заключённому договору).

5. Региональное представительство Госстройнадзора выдаёт соискателю требуемое Заключение о соответствии (ЗОС). Срок, десять рабочих дней, считая с момента регистрации поступившего обращения.

Если существуют законодательно предусмотренные причины, то в адрес заявителя направляется мотивированный отказ в выдаче нужного ему документа о соответствии зданий и сооружений требованиям, которые предъявляются к ним действующими документами.

Когда можно получить отказ

Существует только две причины отказать соискателю в выдаче нужного ему заключения.

  1. При работах по строительству объекта имел место ряд нарушений (пример, несоблюдение требований действующих ТР, СП и нормативов), и на дату выдачи документа они не были устранены.
  2. После завершения работ не был оформлен «Акт проверки».

Иных оснований законодательно не предусмотрено.

На что необходимо обратить внимание в ходе работ

Для гарантированного получения заключения о соответствии требуется:

  • Соответствие всех выполняемых работ положениям действующих нормативов;
  • Соответствие проектной документации. Этот пункт часто опускают, когда в процессе строительства оперативно требуется внести корректировку в то либо иное проектное решение, либо поменять применяемые материалы.

Всё зависит от характера вносимых изменений в ПД во время строительства, в некоторых случаях приходится повторно проходить экспертизу проектной документации перед сдачей объекта.

Работы требуется обязательно согласовывать с проектировщиками, выполняющими авторский надзор (обязательно документировать).

Вывод

Получение документа возможно, если в процессе строительства объекта удалось правильно организовать и скоординировать все виды проводимых работ.

В подавляющем большинстве случаев это обязанности Технического заказчика.

Присоединяйтесь к более 3 тыс. наших подписчиков. 1 раз в месяц мы будем отправлять на ваш email дайджест лучших материалов, опубликованных у нас на сайте, на странице в LinkedIn и Facebook.

Загрузка...