musings.ru

Лукаво забытое старое: Геннадий Онищенко — о реформе надзорных органов. Соссп заявил о прессинге надзорных органов

В преддверии нового политического цикла вновь заговорили о проблеме контрольно-надзорных органов: об их деятельности и реформировании. Иногда создается впечатление, что эта реформа превращена чуть ли не в самоцель — делать, лишь бы делать. При анализе заявлений причастных к этому вопросу напрашивается ряд интересных выводов.

Первое, что бросается в глаза: те, кто пытаются реформировать контрольно-надзорные органы, но при этом никогда не работали в сфере, видимо, исходят из "философии эффективных менеджеров".

Такие люди, впрочем, готовы осуществлять менеджмент любой области — от экономики до политики.

Я, однако, хотел бы обратить внимание на содержательную часть вопроса. Суть в том, что зачастую под видом якобы новаторских решений "реформаторы" преподносят давно принятую в нашей стране практику.

Не отстают от них и профессионалы в надзорных органах.

Так, нам постоянно выдают за новинку так называемый риск-ориентированный надзор. Отдельные руководители надзорных органов говорят, что это нововведение последних пяти лет. Это лукавство. Возьмем тот же эпидемиологический надзор. Сейчас много говорят о том, что "необходимо анализировать общую ситуацию в мире", что к этому пришли только сейчас.

На самом деле, напомню, уже давно в рамках Всемирной организации здравоохранения с активнейшим участием нашей страны был организован глобальный надзор за циркуляцией вируса гриппа. Наша страна является лидером в этом вопросе. Это дает прагматичный эффект: каждый год изготавливается новая вакцина против гриппа, которая всегда актуальна и применима к тем штаммам, которые циркулируют в эпидемиологический сезон. Это огромное достижение, спасающее миллионы жизней.

Так вот это не что иное, как риск-ориентированный надзор. Он был смоделирован с участием России не только потому, что у нас есть великая школа эпидемиологии. У нас есть еще и национальная особенность: сегодня наша страна является глобальным "родильным домом" для всех видов перелетных птиц, которые существуют на Земле. К нам ежегодно прилетают десятки миллионов птиц, начиная с юга Африки, юга американского континента в летний период. Это прежде всего водоплавающие птицы, которые являются природными резервуарами гриппа.

Далее: с начала прошлого века в нашей стране тщательнейшим образом описывались все скотомогильники скота, погибшего от сибирской язвы. И сегодня все 35 тысяч скотомогильников, имеющих точные географические координаты, содержатся в кадастре, который ведется эпидемиологами нашей страны. Эти скотомогильники — не что иное, как природный резервуар сибирской язвы. Мониторинг за ними обеспечивает стабильность эпидемиологической ситуации.

Далее: еще в 1989 году вся огромная страна, которая называлась Советским Союзом, с точностью до административного района каждого населенного пункта была откадастрирована по принципу рисков распространения холеры в случае попадания возбудителя заболевания в данный регион. Исходя из этих данных строились все эпидемиологические мероприятия по контролю заболеваемости среди населения. Риск-ориентированный надзор выходил далеко за пределы сугубо медицинской деятельности. И эта система сегодня эффективно работает. И приносит огромный экономический эффект от предотвращения эпидемиологического осложнения.

Пугает то, что люди, которые занимаются надзорной деятельностью, забыли, что риск-ориентированный надзор успешно применялся задолго до них. Не помнить этого, не опираться на это, а ссылаться на то, что "где-то в Европе существуют правильные методы", безответственно по отношению к истории профессии в нашей стране.

Есть еще одна практика, которую сейчас любят преподносить как откровение. Дескать, сейчас впервые начинают внедрять технологии внутреннего контроля. На деле же еще в первой половине прошлого века в контрольно-надзорной деятельности в ответственность производителей, в том числе и пищевых продуктов, медикаментозных средств, других продуктов сельскохозяйственного производства, входил внутренний контроль, в том числе технологий и лабораторий. Без этого нельзя обеспечить высокое качество продукта.

Говорится и о том, что сегодня впервые мы внедряем контроль за продуктами, а не за предприятиями (это, отмечу, говорят люди, которые отвечают сегодня в стране за важнейшие виды надзора). Это не так. Контроль за прохождением любого продукта — от поля до тарелки — всегда был на первом месте. Все начиналось даже не с клубня картофеля, а с контроля качества земель. Разговоры о том, что это якобы начинается только сейчас, вызывают недоумение.

Еще одно обстоятельство, на которое мне бы хотелось обратить внимание. Все, что мы делаем, делается не ради самих себя, не ради совершенствования взаимодействия между структурными производителями-контролерами, а ради потребителя, гражданина. Его оценка и удовлетворенность состоянием работы — главный критерий нашей работы.

Кампанейщина тут только вредит. Беспрерывное провозглашение реформ формируют лишь недоверие в обществе. Опираясь же на оценку нашей работы гражданами и на наработанный опыт, мы в преддверии нового политического цикла сможем решить актуальные вопросы контрольно-надзорной деятельности.

Будущему правительству, которое придет после мартовских выборов, нужно дать возможность постоянной работы по совершенствованию деятельности контрольно-надзорных органов. Тем более это актуально сегодня, в той обстановке, которая складывается вокруг государства, а это появление, в том числе, военных биологических лабораторий по периметру страны, которые несут потенциальную опасность преднамеренного воздействия на состояние здоровья наших граждан. Выявлять риски, оценивать их и принимать эффективные меры по сохранению биологической безопасности нашего государства — вот задачи риск-ориентированного надзора. Хотел бы особо отметить: необходимо прекратить межведомственные распри, которые тормозят и формирование законодательного поля в области биологической безопасности, и совершенствование самой структуры контрольно-надзорной области.

…В целом, по моему глубокому убеждению, в результате непродуманного реформаторства мы не только не приобретаем в контрольно-надзорной деятельности, а, наоборот, теряем и мельчаем.

У нас огромный опыт. Это, разумеется, не значит, что контрольно-надзорная деятельность вовсе не нуждается в развитии и закрыта для реформирования. Сегодня мы имеем колоссальные технологические возможности благодаря компьютеризации. Имея эти возможности, мы можем внедрять современные программы и технологические методы, и, опираясь на опыт, резко повышать эффективность этой работы.

Но это совершенно не то что заменять наработанные собственные подходы бездумно импортированными с Запада аналогами. Это неверный подход.

Наша задача — не делать псевдооткрытий, которые тешат честолюбие тех или иных руководителей, не ссылаться без надобности на международные организации, которые всегда у нас учились этой работе. А опираясь на собственный гигантский опыт нашей страны, быстро и своевременно использовать открывающиеся технологические возможности, непрерывно совершенствовать эту важнейшую из функций государства.

Впервые реформа, затрагивающая сокращение контрольно-надзорных органов, увидела свет в 2008 году. Правительство России приняло решение уменьшить количество проверяющих лиц и надзорных органов, желая, прежде всего, облегчить давление на предпринимателей и организации, которые в последнее время жаловались, что проверки стали слишком частыми.

Чиновники позволили себе провести небольшой эксперимент и избавить предприниматели от тотального контроля, как говорили некоторые депутаты, Россия – уже не СССР, поэтому нужно отходить от строгого руководства, чтобы наладить нормальные взаимоотношения между государственными учреждениями и фирмами, дать последним возможность свободно и самостоятельно развиваться.

По плану административная реформа включает в себя сразу несколько важных этапов:

  • объединение отдельных государственных надзорных органов в зависимости от сферы деятельности;
  • уточнение функций каждого госучреждения;
  • объединение с целью исключить дублирование одной и той же деятельности.

Негласно было принято решение, что при надобности возможно сокращение в России квалифицированных кадров надзорных органов, а именно уменьшение заведений с 21 до 15, закрытие 11 федеральных агентств, вместо которых создаются более функциональные, 9 федеральных ведомств по надзору.

Итак, по итогу 2008 года общее количество админпроверок ИП, которые инициируются сотрудниками Роспотребнадзора, уменьшилось практически в 4 раза. По состоянию на 2015 год, эта цифра изменилась еще на 30%, и именно тогда правительство России признало неудачной попытку реформировать надзорные органы.

Что не понравилось Кремлю

Заседание по обсуждению программы проходило за закрытыми дверями, однако кое-какая информация все же просочилась к журналистам. Чиновники пошли на попятную и перестали обсуждать сокращение российских надзорных органов, в основном на заседании проговаривались принципы создания 6 федеральных ведомств надзора. Правительство заинтересовала идея слияния сразу нескольких крупных организаций:

  1. Экономический надзор предполагает объединение ФАС и ФСТ.
  2. Для улучшения экологической ситуации и контроля за экологической обстановкой нужно совместить между собой Росгидромет и Росприроднадзор.
  3. Финансовый учет будет проводить новое ведомство, созданное на основе Росфиннадзора, Росалкогольрегулирования и Счетной палаты.
  4. Что касается технического надзора, на рассмотрение 2015 года было взято предложение упразднить Ростехнадзор, Росаккредитацию, Роскомнадзор, Ространснадзор и Росстандарт. Вместо всех этих учреждений будет создано одно-единственное объединение, которое возьмет на себя анализ и контроль безопасности пищевых продуктов и медицинских препаратов.
  5. Социальный контроль, безусловно, тоже остается – на основе Рособрнадзора и Росструда.

Безусловно, новоявленные предприятия – не резиновые, разместить и трудоустроить всех, кто работал в ликвидирующихся организациях, невозможно. Поэтому хотя сокращение контрольно-надзорных органов открыто не обсуждалось, все осознают, что часть работников останется за бортом, аналитики называют цифру 30% от общего количества госслужащих.

Однако и здесь чиновники видят свои преимущества:

  1. Как раз в тяжелые времена, когда приходится уйти с «насиженного» рабочего места, многие начинают собственное дело и становятся индивидуальными предпринимателями, что благотворно сказывается на благосостоянии граждан России и их семей и, конечно, страны, которая получает нового налогоплательщика.

Стать предпринимателем может не каждый, но самые активные и действенные учетчики и ревизоры, знающие, что такое ответственность и как правильно вести финансы, обязательно проявят себя и свои профессиональные качества. Как показывает практика, в условиях экономического кризиса и при отсутствии стабильности, некоторые даже меняют направление деятельности, обучаются новым профессиям и открывают в себе таланты, на которых можно хорошо заработать.

  1. Хотя целью административной реформы изначально не являлось сокращение контрольно-надзорных органов с целью уменьшения выплат из госбюджета, чиновники уже подсчитали сумму, которую удастся сэкономить, внедрив изменения в жизнь.

Это ни много ни мало – 1 триллион рублей. Весомый вклад в этот показатель составляет снижение количества проверок для предпринимателей, ведь на каждую проверку оформляется масса документов, оплачивается бензин на транспорт при выезде комиссии на место и многие другие издержки, больно бьющие по бюджету страны.

Как дела обстоят в 2019 году

Сотрудники пока еще действующего Роспотребнадзора выделяют несколько важных принципов, которыми руководствуются учетчики в 2019 году, проводя проверки на предприятиях:

  1. Сначала эксперты проводят анализ финансово-хозяйственной деятельности существующих организаций и выделяют те, которые более всего подвержены риску совершить ошибку в отчетности. Чаще ревизии затрагивают крупные фирмы.
  2. Начиная с 2008 года, по указанию правительства существенно уменьшился перечень продукции, которую нужно регистрировать. Если раньше в список входило 30 наименований, то в 2016 году осталось только 7 видов товаров, подлежащих государственной регистрации.
  3. Период рассмотрения и изучения отчетности, а значит, и время проводимой ревизии в каждой из организаций сократилось втрое.

Вступившие в силу изменения чиновники не пускают на самотек. В конце 2015 года было инициировано и выиграно сразу несколько дел, где шла речь о превышении полномочий сотрудников Роспотрбнадзора, создающих необоснованные административные преграды в предпринимательской деятельности.

Сокращение проверок до сих пор не коснулось, пожалуй, единственной сферы деятельности – торговли. Эксперт, который является уполномоченным лицом при президенте по защите прав и интересов предпринимателей в России, Роман Терехин просит набраться российских граждан, занимающихся предпринимательской деятельности, терпения. Программа осваивается постепенно, для этого нужно как минимум несколько лет. А пока уже в 2017 году по официальным данным уменьшение проверок экспериментируют:

  1. Роспотребнадзор, где численность ревизий уменьшилась на 30%.
  2. Ростехнадзор, пересмотревший количество проверок в сторону уменьшения на 48% от обычного числа.

Что такое «дорожная карта»

Среди последних новостей 2017 года – введение «дорожной карты», которая в рамках админреформы позволит контролировать в сжатые сроки деятельность не только малого бизнеса, но и более крупного.

В конце мая 2016 года чиновники представили собственное видение госконтроля, оформленное в соответствующем документе. В июне начали разрабатываться принципы концепции, которая описывает сокращение российских надзорных органов и окончательное соединение оставшихся в зависимости от сфер деятельности.

Такое основательное переформатирование одобряют руководители крупных предприятий, отчисляющих в госказну большой объем налоговых взносов. Особенно радует, что их поддержало правительство, пообещав со своей стороны для достижения общей цели объединить усилия законодательной и исполнительной власти.

12 февраля 2020 , Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России правовых актов СССР Постановление от 3 февраля 2020 года №80

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Об отмене устаревших правительственных актов РСФСР и Российской Федерации Сообщение Константина Чуйченко на совещании с вице-премьерами.

13 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Принято решение о признании утратившими силу или недействующими на территории России некоторых правовых актов РСФСР и Российской Федерации Постановление от 13 января 2020 года №7. С 1 февраля 2020 года признаются утратившими силу принятые в период с 1917 года по 2002 год 1259 актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений, содержащих устаревшее регулирование или имеющих статус «действующие», но не применяющихся на практике.

6 января 2020 , Система государственного контроля и надзора Установлен порядок государственной регистрации аттракционов Постановление от 30 декабря 2019 года №1939. Утверждены Правила государственной регистрации аттракционов, включающие в том числе правила возобновления регистрации, временной регистрации по месту пребывания ранее зарегистрированного аттракциона, приостановления, прекращения регистрации, выдачи дубликата свидетельства о государственной регистрации аттракциона, выдачи государственного регистрационного знака на аттракцион взамен утраченного или пришедшего в негодность, выдачи справки о совершённых регистрационных действиях в отношении аттракциона.

27 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Установлены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов Постановление от 20 декабря 2019 года №1732. Утверждены требования к техническому состоянию и эксплуатации аттракционов, изготовленных и введённых в действие до вступления в силу Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности аттракционов». Это будет способствовать повышению их безопасной эксплуатации.

3 декабря 2019 , Охрана природы. Заповедники, национальные парки Установлен порядок государственного надзора в области обращения с животными Постановление от 30 ноября 2019 года №1560. Правилами организации и осуществления государственного надзора в области обращения с животными определены задачи и предмет государственного надзора, разграничены вопросы, отнесённые к компетенции Росприроднадзора и Россельхознадзора. К задачам государственного надзора в этой области отнесены предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных требований.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект о совершенствовании механизма государственного и муниципального контроля Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2861-р. Принятие законопроекта позволит создать системное процессуальное регулирование контрольно-надзорной деятельности, нацеленное на минимизацию административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

2 декабря 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных требованиях, соблюдение которых подлежит проверке в рамках контрольно-надзорной деятельности Распоряжение от 30 ноября 2019 года №2860-р. Принятие законопроекта позволит законодательно закрепить основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и будет способствовать снижению административного давления на субъекты предпринимательской деятельности.

23 октября 2019 , Система государственного контроля и надзора Доклад руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина на совещании о внедрении систем дистанционного контроля в рамках реализации реформы контрольно-надзорной деятельности О цифровой трансформации надзорной деятельности на основе механизмов дистанционного контроля.

23 октября 2019 , Система государственного контроля и надзора Совещание

23 сентября 2019 , Система государственного контроля и надзора Уточнён порядок подготовки и принятия правовых актов, разрабатываемых в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» Постановление от 14 сентября 2019 года №1200.

23 августа 2019 , Трудовые отношения. Социальное партнёрство в сфере труда Обсуждались актуальные вопросы в сфере регулирования рынка труда, в частности, возможность введения четырёхдневной рабочей недели, а также участие бизнес-сообщества в процессе реформирования системы государственного контроля и надзора.

16 августа 2019 , Система государственного контроля и надзора Правительство внесло в Госдуму законопроект об изменениях в правовом регулировании деятельности антимонопольных органов Распоряжение от 15 августа 2019 года №1816-р. Законопроектом предлагается установить, что в случае принятия заявления об обжаловании предписания антимонопольного органа к производству арбитражного суда исполнение предписания, выданного органу государственной власти или органу местного самоуправления, не должно приостанавливаться, если другое не предусмотрено судебным актом. Кроме того, в целях обеспечения дополнительных гарантий защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении внеплановой проверки предлагается ввести обязанность антимонопольного органа уведомлять орган прокуратуры о начале проведения внеплановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства о запрете заключения антиконкурентных соглашений. Предлагаемые изменения будут способствовать минимизации негативного влияния антиконкурентных решений органов власти на товарные рынки, повышению законности при проведении проверок антимонопольным органом.

1

23 мая бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину доклад о проблемах предпринимателей. Одной из его тем будет реформа контрольно-надзорной деятельности, которую курировал в Белом доме до смены кабинета министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов. Как процесс будет организован теперь, пока неизвестно - надежды на продолжение реформы связывают с тем, что новый вице-премьер и глава аппарата Белого дома Константин Чуйченко ранее занимался этой тематикой в администрации президента. Бизнес же жалуется на то, что число проверок превышает официальные показатели в разы, а количество требований, зафиксированных в чек-листах, делает их невыполнимыми.


В среду, 23 мая, бизнес-омбудсмен Борис Титов представит Владимиру Путину пятый ежегодный доклад, основанный на обращениях бизнеса к уполномоченному (55 тыс. обращений в 2017 году против 36 тыс. в 2016-м и 25,4 тыс.- в 2015 году). Одной из основных проблем предпринимателей, по мнению Бориса Титова, является пробуксовка реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД). Напомним, проект в ушедшем в отставку после выборов президента правительстве курировал министр по делам «Открытого правительства» Михаил Абызов, его центральная идея заключалась в систематизации видов госконтроля с последующим устранением избыточных и дублирующих. Однако, как отмечается в проекте доклада бизнес-омбудсмена (есть у “Ъ”), несмотря на масштабную работу, заметного сокращения контрольных мероприятий добиться пока не удалось. Минэкономики (ведомство также курирует реформу) отмечает снижение числа плановых и внеплановых проверок, но предприниматели этого не подтверждают. Так, по данным министерства, в 2017 году проведено 1,7 млн плановых и внеплановых проверок (на 200 тыс. меньше, чем в 2016 году) - однако опросы предпринимателей по инициативе уполномоченного показывают, что проводится до 10 млн контрольных мероприятий.

Как заявила “Ъ” глава экспертного центра при бизнес-омбудсмене Анастасия Алехнович, проблема избыточности требований до сих пор не решена, что сводит на нет все усилия по внедрению риск-ориентированного подхода. В «перезапущенные» чек-листы (закон 227-ФЗ от 2016 года обязывает указывать в них вопросы, ответы на которые составляют предмет проверки) включено слишком много требований, а критериев их отбора нет. В результате проверяются все требования, что по факту приводит к ужесточению контроля. Борис Титов настаивает на аудите обязательных требований и уточнении применения чек-листов и списка контрольных вопросов. «Выполнить их все просто невозможно, зато для проверяющих де-факто появились очень удобные справочники-подсказки»,- отмечает госпожа Алехнович. Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян подтверждает: в проверочных листах зафиксировано 2 млн требований к бизнесу. «В ходе реформы сделано беспрецедентно много, но ей необходим толчок, пока ее задачи не выполнены»,- отмечает она. Экспертизу требований проводит РСПП, но пока изучены только первые 400 требований.

В бизнес-объединениях надеются, что реформу КНД в Белом доме будет курировать вице-премьер и глава аппарата правительства Константин Чуйченко. Ранее как помощник президента и глава контрольного управления администрации он плотно занимался тематикой КНД. Пока известно, что работу над реформой продолжит «Открытое правительство» - для этого Белый дом сохранит его экспертный совет и департамент по формированию системы «Открытого правительства» уже без Михаила Абызова. Структура и формат организации процесса в Белом доме сейчас обсуждаются.

Риск-ориентированный подход в системе контроля качества фармацевтической помощи с прошлого года стал повседневной практикой. Как это отразилось на работе аптек? На какие моменты своей работы фармацевтам следует обратить особое внимание?

На эти и другие вопросы отвечает ассистент кафедры управления и экономики фармации и фармацевтической технологии ПиМУ (Нижний Новгород) Дмитрий Баранов.

Контроль становится партнёрством

Дмитрий Евгеньевич, как отразилось на проверках аптек внедрение нового подхода в работе надзорных органов?

Напомню, что цели внедрения риск-ориентированного подхода заключались в следующем:

  • достижение партнёрства между контрольными органами и субъектами медицинской и фармацевтической деятельности;
  • снижение административного давления на бизнес;
  • повышение качества медицинской и фармацевтической помощи;
  • улучшение показателей здоровья населения.

Реформирование контрольных органов ещё не завершено, однако определённых результатов удалось достичь. Существенно повысилась открытость деятельности надзорных служб, сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов, установлены категории риска и их критерии. Утверждены перечни нормативных актов, устанавливающих обязательные требования к аптечным учреждениям.

Каковы преимущества риск-ориентированной модели контроля?

Прежде всего риск-ориентированная модель работы надзорных органов позволяет сконцентрировать внимание на тех объектах, которые наиболее в этом нуждаются. Контроль направлен туда, где больше рисков возникновения неблагополучной ситуации. Это касается не только потенциальных опасностей, но и фактических обстоятельств, связанных с человеческим фактором. Например, если в аптечном пункте, где изначально степень риска невысокая, будут обнаружены нарушения, то этот пункт попадает в другую категорию объектов, и его будут проверять чаще. При этом для объектов низкого риска плановые проверки проводиться не будут. Такой подход позволяет снизить административные издержки и убрать необоснованную нагрузку на аптечный бизнес.

В чём проявляется повышение открытости надзорных органов?

Важно понимать, что надзорные органы решают те же задачи, что и медицинские и фармацевтические организации. Они находятся не по другую сторону барьера, а работают для повышения качества медицинской и фармацевтической помощи, для повышения качества жизни в целом.

Росздравнадзор предоставляет полную информацию и о проверках, и о возникающих при этом вопросах. Проводятся публичные слушания, где любой желающий может лично пообщаться с представителями контрольных органов и получить ответы. Это другой уровень взаимодействия - уже не столько надзор, сколько партнёрство.

Меньше нарушений - меньше проверок

Как отразится введение новой модели контроля на общем числе проверок в аптечных организациях?

Риск-ориентированный подход в сфере обращения лекарственных средств принят для федерального государственного надзора. Помимо этого существуют проверки в сфере лицензионного законодательства, а также выборочный контроль качества лекарственных средств. Если мы говорим о сегменте применения риск-ориентированной модели, то число плановых проверок в сфере обращения лекарственных средств будет закономерно снижаться.

То есть лицензионная проверка будет проводиться вне зависимости от того, к какому классу рисков относится та или иная аптека?

Риск-ориентированный подход не распространяется на лицензионный контроль. Важно подчеркнуть, что в малом бизнесе в настоящее время действуют «надзорные каникулы» в сфере лицензионного контроля. То есть в текущем году плановых лицензионных проверок в аптечных организациях, относящихся к субъектам малого предпринимательства, производиться не будет.

Допустим, мы возьмём среднестатистическую аптеку в городе. Как часто она будет подвергаться плановой проверке в рамках риск-ориентированного подхода?

Если мы берём пример со среднестатистической аптекой готовых лекарственных форм, то значение показателя риска у неё будет соответствовать умеренному уровню. Это означает, что плановые проверки в отношении этой аптеки будут проводиться не чаще одного раза в шесть лет. А при соблюдении определённых условий можно перейти в категорию низкого риска, которая вообще не предполагает плановых проверок.

Каким образом это сделать?

Риск-ориентированная модель контроля даёт возможность проявлять гибкость в оценке деятельности каждого конкретного учреждения. Если в течение двух лет при проведении других проверок не было выявлено серьёзных нарушений, учреждение переходит в разряд более низкого риска. Если же при проверках были нарушения, повлекшие наложение штрафов, то градация рисков повышается. Таким образом стимулируется соблюдение законодательства сразу по нескольким направлениям.

Проверь себя сам

На что важно обратить особое внимание аптекам при подготовке к плановой проверке, которая проводится по риск-ориентированной модели?

Наибольшее количество вопросов связано с хранением лекарственных средств. Аптекам готовых лекарственных форм важно обратить внимание на этот аспект работы. И если есть какие-то нестыковки в стандартных операционных процедурах (СОП), нужно привести их в соответствие с требованиями законодательства. Другие часто возникающие вопросы связаны с транспортировкой, отпуском и унич¬тожением лекарственных препаратов.

Особо отмечу, что для аптечных организаций проверочные листы - большое подспорье. Если уделить внимание предварительной работе с заполнением листов и соответственно коррекции СОП, то проверка пройдёт максимально эффективно. Риск-ориентированная модель работы надзорных органов реально позволяет создать оптимальные условия и для проверяющих, и для проверяемых.

Загрузка...