musings.ru

Уголовный кодекс. Совет при президенте российской федерации по развитию гражданского общества и правам человека Раздел налоговые обязательства, страховые взносы

В 2020 году в Уголовный кодекс РФ были внесены некоторые поправки. И уже в этом году они вошли в действие. Некоторые корректировки должны были вступить в силу еще ранее, но Министерство юстиции считало, что для этого нужно было привлечение большего количества средств.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Такие поправки были внесены с целью устранения неточности в законодательстве, не допустить недочетов, а также коллизий. Они должны сделать законодательство более точным.

После принятия поправок уголовная система должна начать работать в совершенно другом направлении. Так как уголовное законодательство содержит сведения о наказании граждан за совершение тяжких преступлений, то и изменения коснуться именно этих аспектов.

Что нового в содержании

Намечаются глобальные изменения в уголовном законодательстве, которые касаются киберпреступников.

В Кодекс будет внесен новый состав 274.1, в котором предусмотрено следующее:

За распространение, создание или пользование компьютерными программами для заведомо неправомерных действий, которые могут воздействовать на инфраструктуру РФ Сюда относится блокирование, копирование, изменение информации или нейтрализация защитных мер для распространения информации. Максимальной мерой наказания за такие деяния является 5 лет лишения свободы, а также штраф в размере 1 миллиона руб.
За доступ без надлежащих прав к охраняемой информации, которая содержится в критической инфраструктуре РФ Сюда же можно отнести использование компьютерных программ или других средств для нанесения ущерба критической инфраструктуре РФ. Максимально за такое злодеяние можно получить до 6 лет в местах лишения свободы и штраф величиной 1 миллион руб.
За несоблюдение правил использования средств хранения, передачи или обрабатывания информации, которая охраняется, если она содержится в критической инфраструктуре РФ или других системах, связанных с ней, если это повлекло за собой повреждение критической информации Наибольшее наказание за такое преступление – до 6 лет в тюрьме, лишение права занимать определенные должности сроком до 3 лет.
За вышеприведенные преступления предусмотрена повышенная мера наказания в том случае, если злодеяние было совершено группой лиц, или лицом, которое использовало свое служебное положение Также более жесткое наказание будет наложено на преступника, если его деяние повлекло за собой тяжкие последствия.

Уголовное право регулирует самые опасные виды правонарушений, поэтому и наказания за них следуют соответственные. Последние изменения касаются многих норм уголовного законодательства.

Вносимые коррективы

Одно из первых изменений касается статьи 142.2, которая регулирует избирательный процесс. Сегодня в случае получения незаконно выданного бюллетеня можно получить до 4 лет тюрьмы. Если состав преступления будет квалифицированным, то наказание может достичь и 5 лет.

Принято много изменений, которые касаются этилового спирта. Теперь законодательство запрещает любые действия с этиловым спиртом и другими алкогольными продукциями, если на это нет лицензии.

Если преступление совершено в крупных размер или же группой лиц, то наказание будет в виде 5 лет лишения свободы. Размер штрафов зависит от тяжести преступления. Если оно было признано крупным, нужно будет заплатить 100 тысяч рублей, если особо крупным – 1 миллион.

Довольно крупные правки были приняты касательно управленческих отношений. Если гражданин уклоняется от наблюдения, или же больше одного раза не соблюдал законодательные ограничения, то он за это будет нести ответственность.

Это касается тех лиц, которые пребывают под просмотром по месту своего проживания, но неправомерно покинули это место с целью уклонения от надзора.

В этом случае важна неоднократность. Если лицом такое деяние было совершено один раз, то его ожидает только административная ответственность. Во второй и последующие разы его уже будет ожидать уголовное наказание.

Изменения в Уголовном кодексе

Правовое регулирование предполагает внесение поправок в Уголовный кодекс. Это довольно частая процедура, которая производится регулярно.

Главные изменения коснулись:

  • фальсификации доказательной базы;
  • мошенничества;
  • миграции без разрешения;
  • принудительных работ.

Фальсификация преступлений – это особая категория уголовного права, которая касается только некоторых лиц. В 2020 году были внесены поправки и в эту правовую сферу. Эта статья больше всего касается должностных лиц, которым было установлено более жесткое наказание за преступление такого рода.

Наказание для мошенников также требует изменений, но жестких поправок сделано не было. В последние годы эта категория изменялась несколько раз, и все поправки только облегчали жизнь преступников.

Изменения в миграционном законодательстве повлекли за собой правки в Уголовном кодексе. С 2020 года незаконным мигрантам лучше дважды подумать, прежде чем без разрешения пересекать границу с РФ. Изменения в статьях сделали наказание за такие проступки очень жесткими. Теперь мигранта отправят на принудительные работы, или в места лишения свободы, или выпишут огромные штрафы.

В законодательстве теперь предусмотрены признаки для квалификации таких преступлений:

  • происходила ли миграция по сговору;
  • граница пересекалась в одиночку или группой;
  • процесс происходил с наличием насилия или без него и пр.

Теперь незаконному мигранту грозит лишение свободы до 6 лет или же уплата огромного штрафа. На меру наказания влияет тяжесть преступления.

Депутаты сейчас ведут разговоры о введении в действие нового законодательного акта, который будет касаться принудительных работ. Планируется, что в некоторых случаях заключение в места лишения своды можно будет заменить принудительными работами.

Первые разговоры по принятию такого закона начались еще в 2014 году, но законодательный акт так и не был принят. Теперь же осужденный к принудительным работам человек будет отправлен в специальное учреждение. Но это не значит, что его свобода будет как-то ограничена – гражданин сможет спокойно передвигаться.

Еще неизвестно, за какие средства государство будет реализовывать эти проекты, но от работы преступников можно будет получать доход в бюджет.

В Уголовном кодексе не раз случались изменения, которые касались упрощения наказания для преступлений небольшой тяжести. Это вполне цивилизованное решение, так как из-за случившейся глупости человек может потерять много лет своей жизни в тюрьме.

Какие статьи дополнили

По каким статьям есть правки в УК РФ в 2020 году? Изменения вступили в силу 30 марта 2020 года и касаются они очень широкой сфере уголовного права. Также понесла изменения старая редакция Уголовно-процессуального кодекса.

Главные правки коснулись отсрочки наказаний за преступления. В это же время вступил в действие закон №491-ФЗ, которым внесли изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы.

Больше всего изменений было внесено в статьи 158, 159 и 160 УК РФ. Как следствия, наказания за совершения преступлений по этим статьям стали более значимыми.

Была изменена и дополнена статья 327. Две новые части были внесены в статью 2017 УК РФ. Было изменено наказание за ложное сообщение о террористическом акте для дестабилизации общества. Теперь за такого рода преступление нужно будет уплатить до 1 миллиона рублей штрафа.

Последние правки

Были внесены изменения в . В измененной ее части идет речь о проникновении в чужое помещение по предварительному сговору группы лиц с нанесением большего ущерба.

Правки касаются таких изменений:

  • освобождение от осуждения за преступления, которые были совершены по неосторожности лиц до 18 лет;
  • женщин, у которых есть дети до 18 лет и беременных женщин;
  • мужчин от 60 и женщин от 55 лет;
  • мужчин, если у них есть дети до 3 лет;
  • инвалидов первой, второй или третьей группы, если они отбыли больше одной четверти установленного срока.

Как следствие, суд должен будет освободить таких лиц от наказания. Осужденный, укравший средства на сумму до 2 500 рублей. Ходатайство на освобождение следует подавать в суд по месту нахождения учреждения, в котором осужденный отбывает наказание.

Поправки к этой статье не распространяются на осужденных за тяжкие преступления – они будут отбывать весь срок наказания.

Дополнительные нюансы

Уголовное законодательство регулирует самые тяжкие преступления и устанавливает наказания за них – нарушителя может ожидать как тюрьма, так и исправительные работы. Последние изменения затрагивают очень много важных вопросов в этой сфере, поэтому они вводятся очень медленно и аккуратно.

Вполне логично, что очень активно вводится в действие законодательство, касающееся компьютерной преступности. Ранее в Уголовном кодексе существовало всего несколько статей по этому поводу. Сейчас же вопрос регулируется намного шире, установлено новые санкции за подобные действия.

Существует довольно много мошеннических схем, которые происходят в сети. Легко предугадать, что для их раскрытия и устранения будут приниматься новые и новые поправки к уголовному законодательству. Такое совершенствование законов просто необходимо в меру развития преступности в Интернете.

Законопроект 73983-5, вводящий новую систему зачета времени отбывания в СИЗО при отбывании реально назначенного наказания, стал знаковым в деле гуманизации уголовного законодательства.

Он находился на рассмотрении в Государственной Думе Российской Федерации немногим более десяти лет, а рассмотрен в итоговых чтениях был буквально за несколько месяцев. Сыграла в данном случае свою роль активность правозащитников, и общественности (например, была сформирована петиция на сайте Change.org). В настоящее время ст. 72 УК РФ с изменениями на 2019 год, с комментариями и разъяснениями экспертов доступна на всех правовых порталах, так как внесена в УК РФ в новом виде, с применением системы «день за полтора». Однако из данного правила есть исключения. Подробнее вопрос применения вышеуказанных поправок рассмотрим далее в статье.

Свежие и планируемые изменения

Никаких поправок после ФЗ-186 от 03.07.2018г., которым стал законопроект 73983-5, в ст. 72 УК РФ не вносилось, кроме того, пока законодатели не планируют возвращаться к данному вопросу. Таким образом, нет оснований думать, что будет введена система «день за полтора» для строгого режима в 2019-2020 годах, последние новости на эту тему не говорят о разработке соответствующих законопроектов.

Однако результаты у закона ФЗ-186 и без того впечатляющие: ФСИН отчиталась, что по итогам его применения за истекший с момента его принятия период сроки заключения сократились для 96 000 заключенных.

История принятия законопроекта


Законопроект был внесен в Государственную Думу в июне 2008 года. Активно стали продвигать документ в 2018 году функционеры ГД Иван Мельников и Павел Крашенинников, проводившие работу по анализу законопроектов, оставшихся с прошлых созывов Госдумы. На тот момент были законопроект был принят в первом чтении в 2015 году. Между тем, правозащитники и другие заинтересованные лица о данном документе не забыли и вопрос ими продвигался постоянно.

В пояснительной записке к проекту указано, что условия содержания в СИЗО близки к тюремным:

  • у заключенных нет возможности для занятия каким-либо видом деятельности;
  • они находятся в закрытых камерах;
  • допускается только одна прогулка в день в течение часа.

Понятно, что условия отбывания наказания в колониях общего режима и колониях-поселениях значительно более лояльные, поэтому принцип справедливости назначения наказания требовал учесть подобные обстоятельства.

Правки в проект были внесены только в части расширения списка статей, осужденным по которым не предоставляется право на зачет по схеме «день за полтора», после чего он был принят в финальном чтении и подписан президентом.

Когда вступит в силу закон, дополнительно не было определено, поэтому он обрели полную юридическую силу через 10 дней после официальной публикации, то есть, 13 июля 2018 года. Три месяца давалось на правильное исчисление сроков наказаний и зачет наказания.

Содержание изменений и схемы зачета «день за полтора»

Поправки в ст. 72 УК РФ стали реальностью в июле 2018 года. Основной их смысл введение принципа уточненного зачета времени, проведенного в СИЗО при отбывании реальных сроков.

Теперь расчет ведется следующим образом: один день в следственном изоляторе равняется:

  • 1,5 дням отбывания наказания в дисциплинарной части;
  • 1,5 дням в колонии общего режима и воспитательной колонии;
  • 2 дням в колонии-поселении.

При назначении иных видов наказаний, не связанных с лишением свободы, способ пересчета также поменялся.

Содержание в СИЗО по схеме день за полтора для строгого режима не применяется, в этом случае сохраняется старый принцип расчета: строго день за день. Тот же принцип сохраняется и при назначении отбывания предусмотренного приговором наказания в колониях особого режима и тюрьмах. Инициаторы изменений предусмотрели данные исключения ввиду особой общественной опасности данных видов преступных деяний.

Кроме того, не применяется новый принцип при осуждении за следующие деяния:

  • совершение террористических актов;
  • захват заложников;
  • шпионаж и госизмена;
  • угон поезда, самолета и т.д.;
  • международный терроризм;
  • хранение наркотиков в крупных, а также особо крупных размерах;
  • производство, сбыт и хищение наркотиков.

В случае, если гражданин осужден за нижеперечисленные преступления, сопряженные с террористической деятельностью, к осужденным также применяются старые правила:

  • посягательство на жизнь госслужащего или общественного деятеля;
  • мятеж с применением оружия;
  • насильственный захват с целью получения власти и удержание власти;
  • нападение на лиц и учреждения, имеющих право на международную защиту.

Таким образом, законопроект о зачете «день за полтора» для строгого режима Госдума РФ не рассматривает и пока нет сведений или объявлений о его подготовке. Более того, при рассмотрении законопроекта 73983-5, инициаторы поправок особенно отмечали, что действие их не будет распространяться на лиц, осужденных к отбыванию наказания в колониях особого и строгого режимов, а также в тюрьме, так как они представляют значительную общественную опасность. Никаких возражений со стороны Правительства, данные формулировки не вызвали. Последние новости из Госдумы подтверждают отсутствие активности по реформированию данной нормы.

С учетом данных обстоятельств вряд ли стоит ожидать, что будут в скором времени приняты поправки для строгого режима о зачете «день за полтора» в СИЗО.


Федеральный закон

О внесении дополнений в Уголовный кодекс
Российской Федерации

Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 25, ст. 2954; 1998, № 22, ст. 2332; № 26, ст. 3012; 1999, № 7, ст. 871, 873; № 11, ст. 1255; № 12, ст. 1407; № 28, ст. 3489 - 3491; 2001, № 11, ст. 1002; № 13, ст. 1140; № 26, ст. 2587; № 33, ст. 3424; № 47, ст. 4404, 4405; № 53, ст. 5028; 2002, № 10, ст. 966; № 19, ст. 1793, 1795; № 26, ст. 2518; № 30, ст. 3020, 3029; № 44, ст. 4298; 2003, № 11, ст. 954; № 15, ст. 1304; № 27, ст. 2708, 2712; № 50, ст. 4848, 4855; 2004, № 30, ст. 3091, 3092; 2005, № 1, ст. 1, 13; № 30, ст. 3104; № 52, ст. 5574; 2006, № 2, ст. 176; № 31, ст. 3452; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 46; № 16, ст. 1822, 1826; № 21, ст. 2456; № 31, ст. 4000, 4008, 4011; № 45, ст. 5429; № 49, ст. 6079; № 50, ст. 6246, 6248; 2008, № 7, ст. 551; № 15, ст. 1444; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3601; № 48, ст. 5513; № 52, ст. 6227, 6235; 2009, № 1, ст. 29; № 7, ст. 788; № 18, ст. 2146; № 23, ст. 2761; № 26, ст. 3139; № 30, ст. 3735; № 31, ст. 3921, 3922; № 44, ст. 5170; № 45, ст. 5263, 5265; № 51, ст. 6161; № 52, ст. 6453; 2010, № 1, ст. 4; № 8, ст. 780; № 14, ст. 1553; № 15, ст. 1756; № 19, ст. 2289; № 21, ст. 2525, 2530; № 25, ст. 3071; № 27, ст. 3431; № 30, ст. 3986; № 31, ст. 4164, 4166, 4193; № 41, ст. 5192, 5199; № 49, ст. 6412; № 50, ст. 6610; № 52, ст. 6997, 7003; 2011, № 1, ст. 10, 54; № 11, ст. 1495; № 19, ст. 2714; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4598, 4605) следующие изменения:
1) статью 3 дополнить частями 3, 4 и 5 следующего содержания:
«3. Расширительное толкование уголовного закона запрещается за исключением толкования норм об освобождении от уголовной ответственности и от наказания, норм об обстоятельствах, смягчающих ответственность, наказание и иных норм, улучшающих положение лица, обвиняемого в совершении преступления».
«4. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности уголовного законодательства, а также иных законов или подзаконных актов, применяемых в уголовном деле, толкуются в пользу лица, обвиняемого в совершении преступления».
«5. Институты, понятия и термины гражданского, налогового и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства».
2) статью 14 дополнить частью 3 следующего содержания:
«3. Сделка и (или) иное действие, явившееся основанием возникновения, изменения или прекращения гражданских, земельных, налоговых и иных правоотношений, законность которых подтверждена вступившим в законную силу судебным решением, не может рассматриваться как общественно опасное деяние в смысле настоящего Кодекса»
3) в статье 35:
а) в части третьей слова «одного или» исключить;
б) дополнить статью 35 частью 8 следующего содержания:
«Не может рассматриваться в качестве группы лиц, организованной группы или преступного сообщества государственная, общественная, коммерческая или иная организация либо сотрудники такой организации, действия которой (которых) представляют собой осуществление прав и обязанностей, предусмотренных законодательством или учредительными документами организации»;
4) статью 159 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. Мошенничеством не могут признаваться деяния, выраженные в исполнении или неисполнении договорных обязательств»;
5) в примечании статьи 169 слова «, доходом», «, доход» исключить;
6) в статье 171:


7) статью 171.2 дополнить примечанием следующего содержания:
«Примечание. В настоящей статье крупным доходом признается доход в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным - шесть миллионов рублей»;
8) в статье 172:
а) в части первой слова «либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере» исключить;
б) пункт «б» части второй изложить в следующей редакции «причинившее особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству»;
9) статью 177 признать утратившей силу;
10) в статье 178:
а) в части первой слова «либо повлекли извлечение дохода в крупном размере» исключить;
б) в пункте «в» части второй слова «либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере» исключить;
в) примечание 1 исключить;
11) примечание статьи 185 изложить в следующей редакции:
«Крупным ущербом в статьях 185, 185.1, 185.2 и 185.4 настоящего Кодекса признается ущерб, превышающей один миллион рублей, особо крупным - два миллиона пятьсот тысяч рублей»;
12) в статье 185.3:
а) в части первой слова «либо сопряжены с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в крупном размере» исключить;
б) в части второй слова «либо сопряженные с извлечением излишнего дохода или избежанием убытков в особо крупном размере» исключить;
в) примечание 1 изложить в следующей редакции: «Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб в сумме, превышающей два с половиной миллиона рублей, в особо крупном размере - в сумме, превышающей десять миллионов рублей;
г) примечание 2 исключить;
д) примечание 3 исключить;
13) в части первой статьи 185.4 слова «либо сопряжены с извлечением дохода в крупном размере» исключить.

Подача ходатайства о смягчении наказания

При выходе нового закона, ходатайство о пересмотре наказания подается осужденным в суд по месту отбывания наказания (ч.3 396 УПК ).

Судебное заседание

Порядок проведения судебного заседания регламентирован в ч.2 399 УПК .

Сама процедура очень лаконична и занимает 20-30 минут. Ведь суду предстоит решить всего два вопроса:

а) действительно ли новый закон смягчает наказание? Это не всегда очевидно и понятно, новый закон может быть так сформулирован, то не сразу можно разобраться.

б) насколько нужно смягчить наказание?

Так как решаются только эти два вопроса, то суду, собственно, не о чем разговаривать с осужденным.

Ведь вопросы установления фактов и правильности применения закона при вынесении приговора - суд решать НЕ вправе (это запрещено п.17 Пленума N 21).

Общие принципы наказания

Суд при решении вопросов исполнения приговора не вправе вдаваться в вопросы доказанности, не вправе искать и исправлять ошибки неправильное применение закона (для этого есть кассационный порядок).

Тем не менее, кое на что повлиять можно: если суд смягчает наказание в связи с новым уголовным законом, то ему предстоит решить вопрос о размере смягчения.

Никаких таблиц и формул для расчета в законе не предусмотрено.

Но есть важное указание в п.16 Пленума N 21: размер смягчения определяется судом исходя из общих начал назначения наказания.

Что такое "общие начала" назначения наказания? Это те факторы, которые указаны в ч.3 60 УК и п.27 Пленума № 58.

В чем здесь основная "соль" ? В том, что фактически - суд должен заново пересмотреть все применявшиеся при вынесении первоначального приговора факторы наказания!

СОВЕТ:

Перед заседанием внимательно изучите ч.3 60 УК и п.27 Пленума № 58: в них подробно указано, какие именно факторы должен учитывать суд при назначении наказания. Подготовьтесь сослаться на те факторы, которые суд первой инстанции недостаточно оценил.

В судебном заседании сошлитесь на пункт 16 Постановления Пленума Верховного суда от 20.12.2011 г. N 21 "О практике применения судами законодательства об исполнении приговора", скажите вслух "прошу суд произвести оценку применения судом первой инстанции общих начал назначения наказания, а именно.....(приведите конкретные факторы по Вашему делу).

Поиск аргументов для смягчения наказания

Известные Вам фактические обстоятельства о преступлении и личности подозреваемого нужно пропустить через "фильтр", отыскивая все обстоятельства. которые можно было бы трактовать как смягчающие:

а) изучите Перечень обязательных смягчающих обстоятельств, сопоставьте его с конкретикой Вашего дела.

б) изучите Подборку необязательных смягчающих обстоятельств, помните, что этот перечень теоретически бесконечен (п.28 Пленума № 58).

в) о том, как применять эти обстоятельства можно прочитать здесь: Нюансы использования смягчающих обстоятельств по уголовному делу.

Автором инициативы выступает депутат нижней палаты парламента Рифат Шайхутдинов . Он предлагает изложить в новой редакции примечание к , предусматривающей ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, ней).

Так, законопроектом предусмотрено введение запрета на распространение действия на случаи совершения преступлений, предусмотренных , . Речь идет об отдельных составах преступлений, совершенных в сфере предпринимательства, а также в сфере экономики, включая некоторые тяжкие преступления в сфере экономики (за исключением ). Среди них, например, все виды мошенничества, незаконное предпринимательство, присвоение или растрата, ограничение конкуренции, незаконное разглашение коммерческой тайны и т. д.

По мнению автора законопроекта, предлагаемые им поправки будут способствовать формированию благоприятного делового, предпринимательского и инвестиционного климата. Также они позволят сократить риски ведения предпринимательской деятельности и приведут к созданию дополнительных гарантий защиты предпринимателей от необоснованного уголовного преследования.

Отметим, ранее с подобной идеей выступил Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов . Он направил главе государства предложение о включении в примечание к нормы, исключающей ее применение к лицам, привлекаемым к уголовной ответственности по

Загрузка...