musings.ru

Юридический статус земли. Понятие и общая характеристика правового режима земель

В статье мы рассмотрим, что такое правовой статус земельного участка и какие нюансы следует учесть при оформлении земельного участка под МКД.

В этой статье вы прочитаете:

  • Как определить правовой статус земельного участка под МКД
  • Как избежать нюансов оформления земельного участка под МКД

Правовой статус земельного участка (ЗУ), на котором расположен многоквартирный дом (МКД), и порядок оформления земельного участка под МКД являются наиболее обсуждаемыми и спорными вопросами. По этой теме издано множество федеральных, региональных и ведомственных нормативных актов, разобраться в которых собственникам жилых помещений не под силу.

Подобная ситуация порождает многочисленные споры среди юристов, а чиновники используют ее, ущемляя права и законные интересы граждан.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

Правовой статус земельного участка под МКД

Однако существует определенная иерархия законов, в соответствии с которой верховенство имеют федеральные законы, а остальное законодательство не может им противоречить. Если же изданные нормативные акты содержат иные, чем в федеральных законах, положения, то они не могут приниматься во внимание и не имеют юридической силы.

Земельные отношения в той или иной степени регулируются Земельным, Градостроительным и Жилищным кодексами. В них достаточно четко определен правовой статус ЗУ МКД.

Буква закона

В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Часть 2 ст. 36 Земельного кодекса

Статья 36 ЖК РФ, описывая состав общего имущества, включает в него ЗУ МКД. Таким образом, в кодексах дом и придомовая территория рассматриваются в качестве единого имущественного комплекса, который нельзя разделять при определении права собственности. Кроме того, понятие общего имущества, данное Жилищным кодексом, рассматривает его как единый объект права общей долевой собственности. Как и наследственную массу, общее имущество МКД нельзя принимать частями или отказываться от принятия какой-либо его части. Однако в отличие от наследуемого имущества от общего имущества МКД нельзя отказаться вообще. Одновременно с помещением в МКД вы приобретаете долю во всем комплексе общего имущества, в т. ч. в выделенном дому ЗУ. На неразрывность связи ЗУ и МКД указывается и в п. 2.1 постановления Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 № 12-П по делу о проверке конституционности ч. 2, 3 и 5 ст. 16 Федерального закона “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”, ч. 1 и 2 ст. 36 ЖК РФ, п. 3 ст. 3 и п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова (Постановление № 12-П). ЗУ как часть общего имущества МКД остается в долевой собственности собственников помещений и в случае разрушения дома или его сноса. Таким образом, собственники могут возвести на этом участке новое строение в соответствии с градостроительными нормами и правилами, если ЗУ не будет изъят для государственных или муниципальных нужд в соответствии со ст. 49 Земельного кодекса РФ.

Иное правовое регулирование данных вопросов как противоречащее нормативным актам с более высокой юридической силой является незаконным и не подлежит применению. Постановлением пленумов Верховного Суда РФ № 10 и Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав” (Постановление от 29.04.2010) разъяснено, что в силу ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального закона, иные нормативные акты, ограничивающие права собственника, применению не подлежат.

Размер земельного участка под МКД

Если право на ЗУ МКД почти не оспаривается, то вопрос о размере ЗУ вызывает ожесточенные споры. Вопрос тем более актуален, что существуют разные правовые акты, определяющие нормативы предоставления земельного участка под МКД, вводящие понятие “земля под многоквартирным домом” и т. п.

Жилищный кодекс не вносит ясности в правильное понимание размера “положенного” дому участка земли, указывая в ст. 36 лишь на то, что он включает “элементы озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты”. Однако статья отсылает к земельному законодательству и законодательству о градостроительной деятельности. Земельный кодекс также не определяет размеры ЗУ МКД. Указание на определение границ ЗУ содержится в ч. 4 ст. 43 Градостроительного кодекса: “Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий”.

Таким образом, все дома расположены на уже сформированных ЗУ, которые первоначально были предоставлены для строительства, а затем для эксплуатации жилого дома на основании акта. К этому акту прилагался инвентарный план, содержащий границы этого участка и составляющий с актом одно целое (названия документов в разное время могут различаться).

Предложение собственникам для оформления ЗУ в общедолевую собственность произвести межевание и кадастровый учет противоречит Федеральному закону от 24.07.2007 № 221-ФЗ “ ”, ст. 16 которого предусматривает основания осуществления кадастрового учета. В соответствии указанной статьей кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением его уникальных характеристик или сведений о нем. Очевидно, что к большинству домов существующей застройки это отношения не имеет.

Для оформления земельного участка под МКД, постановки на кадастровый учет ЗУ ранее построенных жилых домов среди прочих документов достаточно акта о предоставлении ЗУ для строительства дома и его последующей эксплуатации и инвентарного (или межевого) плана. Недостающие сведения запрашиваются в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Когда возникает право на землю МКД и нужно ли его регистрировать

Для правильного решения этого вопроса большое значение имеет время формирования ЗУ. Постановление от 29.04.2010 определило, что поставленные на ЗУ домов, построенных до введения в действие Жилищного кодекса, становятся общей долевой собственностью с момента введения в действие Жилищного кодекса, а сформированные после этого времени – переходят в общую долевую собственность с момента проведения государственного кадастрового учета. Принципиально важно, что такое право возникает в силу закона и не требует каких-либо актов органов власти. Переход земли осуществляется бесплатно.

Государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в МКД одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество (ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”).

Если же участок придомовой территории не сформирован, то ни государственные, ни муниципальные органы не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован ЗУ в качестве общей долевой собственности. Если же указанные органы все же распорядились вашей землей, то собственники помещений в доме в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав (подп. 66 и 67 Постановления от 29.04.2010).

Формирование ЗУ и проведение его государственного кадастрового учета – обязанность органов власти, однако, если этого не сделано, в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании ЗУ может обратиться любой собственник. Решения общего собрания не требуется (п. 4.3 Постановления № 12-П).

Свое право вы можете защитить в суде, который обязан будет исходить из названных разъяснений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

Буква закона

Право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 64

Кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Земельный участок, занимая центральное место в системе объектов недвижимого имущества, является одним из важнейших объектов гражданских правоотношений.

Развитие правового регулирования уже во времена феодализма привело к политическому пониманию земельного участка в качестве необходимого элемента суверенитета. Права на земельный участок влекли за собой публичную правоспособность в отношении пространства над земельным участком, а именно право сбора налогов, воинскую повинность проживающих на территории людей и т.д.

В период развития капиталистических общественных отношений право собственности на землю достигло в своем развитии апогея, однако в дальнейшем подверглось значительным ограничениям со стороны публичной власти.

В современных правовых системах уже не ставится под сомнение факт наделения земельного участка свойством объекта гражданских прав. Таким образом, организация оборота земли соответствует объективно сложившимся в обществе экономическим отношениям и общему культурному и идеологическому уровню развития в конкретно определенный исторический период. В настоящее время остается по-прежнему актуальным высказанное более века назад мнение профессора К.П. Победоносцева о том, что в гражданском праве, в том числе в организации оборота земельных участков, гораздо более выражается начало государственное, общественное, экономическое. Наиболее высокая степень государственного начала присутствовала и в советском праве, в котором все земли, независимо от их целевого назначения, входили в состав единого государственного земельного фонда и составляли единый объект права государственной социалистической собственности.

Многие отрасли права и законодательства содержат специальные нормы, регулирующие земельные отношения, а появление особой самостоятельной отрасли земельного законодательства является дополнительным доказательством важности и специфичности земли как объекта правового регулирования. Задача конституционного права - закрепить принципиальные основы, формально-правовые нормы, на которых основывается законодательное регулирование общественных отношений по поводу земли. Административное и уголовное право предусматривают санкции со стороны государственной власти за нарушения установленного порядка использования земельных участков, так как земельные правонарушения подрывают основу жизнедеятельности всего гражданского общества и относятся к числу наиболее общественно опасных. Налоговое право выполняет функцию посредством взимания налога с правообладателей земельных участков.

Прежде всего, следует обратиться к анализу природных свойств земли, причем учитывая то обстоятельство, что объектом гражданских правоотношений является не земля как таковая во всей совокупности ее характеристик, а ее определенная часть - земельный участок.

Специфические свойства земли предопределяют либо единственно возможную форму правового регулирования, либо предоставляют законодателю возможность выбора между различными его формами, т.е. в зависимости от объекта можно устанавливать ту или иную форму разрешенного использования.

В первую очередь следует выявить естественные или природные признаки земельного участка. К ним относится:

  • - неуничтожимость;
  • - непотребляемость;
  • - невозможность переработки;
  • - невозможность физического перемещения;
  • - ограниченность;
  • - незаменимость;
  • - невосполнимость;

С точки зрения экономической науки земля рассматривается в качестве естественного фактора производства, который не имеет трудового происхождения. Как правило, границы устанавливаются, исходя из потребностей человека. Вследствие этого земельный участок нельзя считать нерукотворным объектом. Что касается его возникновения как объекта права, вещи, то в правовом смысле он создается, формируется человеком.

Вопрос о способах и порядке определения и установления границ земельных участков является чрезвычайно важным, так как речь идет об установлении объекта правового регулирования и объекта прав лиц, заинтересованных в обладании и использовании земли. Конкретизация границ земельного участка является обязательным условием для установления в отношении него гражданских прав, а также вовлечения его в имущественный оборот. В действующем российском праве конкретизация объекта происходит посредством государственного кадастрового учета земельного участка, цель которого для гражданского законодательства выражается в точном описании объекта права. Земельный участок относится к имуществу, причем к имуществу недвижимому, и в таком качестве традиционно относится к вещам, что, видимо, требует уточнения.

Как имущество земельный участок обладает признаком материального блага. Понятие "имущество" в разных статьях ГК РФ употребляется в неодинаковых значениях, но ни одно из них не позволяет усомниться в том, что земельный участок должен быть отнесен к категории имущества.

В классе имущества земельный участок является недвижимым имуществом, причем недвижимым по природе, в силу своих естественных свойств, и обладает классификационным признаком данной категории - невозможностью физического перемещения. В системе объектов гражданских прав недвижимому имуществу по праву отводится центральное место.

Земельный участок невозможно уничтожить, однако земельный участок как объект права может быть уничтожен, например, путем разделения на части, если земельный участок не признан в соответствии с законодательством неделимым, либо путем объединения, соединения с другим участком. При делении первоначальный делимый земельный участок прекращает существовать как объект и вместо него возникают два или более новых земельных участка, каждый из которых становится самостоятельным объектом гражданских прав.

Важно отметить, что земельный участок, всегда представляя собой объект гражданских прав, не всегда является объектом гражданского оборота, поскольку часть земельных участков из оборота изъята. Обороноспособные земельные участки, в свою очередь, ограничены в обороте земельным законодательством. Например, в соответствии со ст. 95 ЗК РФ земли, особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.

Особая ценность земельного участка выражается еще и в том, что законодатель исключил ситуацию, когда правом собственности на земельный участок не обладает ни один субъект гражданского права. Данное утверждение основывается на презумпции ст. 16 ЗК РФ, в соответствии с которой государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

Право собственности на земельный участок распространяется на прочно связанные с земельным участком объекты (п. 2 ст. 261 ГК РФ), а все, что расположено над и под поверхностью земельного участка, собственник вправе использовать по своему усмотрению (п. 3 ст. 261 ГК РФ). В соответствии со ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

С развитием современной техники и дефицитом пространства, особенно в крупных городах, растет необходимость использования пространства не только вблизи поверхности земли, но и выше и ниже нее. Причем данная экономическая потребность уже проявила себя настолько активно, что требуется качественный способ, форма измерения и фиксации прав на вертикальное пространство земельного участка. Иными словами, при установлении границ использования пространства над земельным участком и под ним уже нельзя ограничиваться применением единиц измерения, основанных на возможностях и интересе к его использованию, а нужно перейти к точным единицам измерения, основанным на физических свойствах пространства.

Данный процесс также естествен, как и произошедший ранее, когда измерение владения земельным участком с помощью весьма неопределенной единицы - личного труда земледельца - было заменено установлением границ участков путем их межевания с обозначением на местности. С появлением споров о границах земельных участков в результате столкновения интересов правообладателей земли возникла необходимость в более точных границах.

Современная потребность в четком установлении вертикальной границы земельных участков вызвана не столько спорами вокруг использования вертикального пространства земельного участка, сколько появлением новых и разнообразных интересов участников гражданского оборота к использованию вертикального пространства земельного участка. В качестве примера можно привести опыт зарубежного законодательства, в котором права на пространство над земельным участком нашли свое воплощение в категории "воздушных прав" (air rights).

С юридической точки зрения земельный участок может быть уничтожен как объект права только путем внесения изменений в сведения ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним, но не может быть уничтожен физически.

При этом с физической точки зрения появляется совершенно другая вещь, но с юридической - тот же земельный участок в тех же границах.

Фактически закон закрепляет права на земельный участок как возможность субъекта использовать определенную часть пространства над и под земельным участком по своему усмотрению с запретом третьим лицам вмешиваться в его деятельность. В то же время право собственности может возникнуть лишь на определенную вещь (в земельном участке это почвенный слой, а также все, что не может передвигаться в пространстве). С такой позиции полномочия собственника земельного участка, заключающиеся в возможности запрета всем третьим лицам препятствовать ему в реализации права собственности. Так же собственник получает исключительное право хозяйствовать, властвовать, господствовать в границах определенной территории, физического пространства. Данная возможность отчетливо выражена в правовой конструкции ограниченных вещных прав. Потребность в создании юридической конструкции ограниченных вещных прав возникла именно на основе регулирования отношений по поводу земельных участков. Полное господство над земельным участком как вещью и беспрепятственное осуществление прав на земельный участок в силу его естественных свойств исключают возможность использования пространства над земельным участком третьими лицами. Можно представить идеальную ситуацию, при которой все земельные участки распределены между частными собственниками, и они в полном объеме реализуют свое право, отстраняя всех третьих лиц от проникновения на свой земельный участок. В современных условиях жизнь была бы парализована.

Следовательно, наличие публичного интереса диктует необходимость не только ограничения права собственников земельных участков в отношении либо отдельных лиц, например, собственников смежных участков, либо всех третьих лиц, но также часто необходимость ограничения либо исключения из гражданского оборота отдельных видов земельных участков для общественных и государственных нужд.

Итак, земельный участок как часть территории поверхности земли в определенных границах, требует установление права собственности, владельцу земельного участка принадлежит не земля как физический объект, а комплекс имущественных прав, связанных с полезным применением участка. Он является участком пространства, закрепленным на определенных правах за участниками гражданских правоотношений, используя который, они удовлетворяют свои имущественные интересы. Кроме того, права на земельный участок могут восприниматься как способ установления территориальных границ личной сферы граждан, обеспечивающий возможность защиты прав личности от вмешательства со стороны государства и третьих лиц.

Существует возможность установления запрета на вторжение в пространство над и под земельным участком от владения или пользования третьих лиц земельным участком как вещью.

Таким образом, уже в действующем праве можно констатировать факт, в понимании земельного участка как объекта права и своеобразное раздвоение земельного участка на два самостоятельных объекта, каждый из которых обладает своим собственным правовым режимом:

  • - земельный участок как недвижимое имущество и
  • - земельный участок как пространство или территория.

Допустим, предполагается возможным решить проблему соотношения объектов: земельный участок и объекты недвижимого имущества на земельном участке. Поскольку земельный участок объект и представляет собой определенное пространство, остальные объекты недвижимого имущества (здания, сооружения) не могут составлять с ним ни единого объекта прав, ни являться его частью, улучшением, принадлежностью и т.д.

На примере немецкого вещного права можно убедиться в том, что "принцип единства" допускает ряд исключений, если он становится препятствием на пути реализации интересов участников гражданского оборота. Данные исключения можно найти и в действующем российском законодательстве, более того, несложно предположить, что количество таких исключений со временем будет расти, что требует подход к соотношению земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений.

Пусть два лица владеют на праве собственности расположенными по соседству земельными участками. На участке первого лица имеется жилой дом, принадлежащий хозяину, как и участок, на праве собственности, вместо которого он желает построить новый дом. Второе лицо заинтересовано в приобретении жилого дома, принадлежащего первому лицу. В соответствии с нормами действующего законодательства интересы лиц не могут быть удовлетворены законным способом, поскольку действует законодательный запрет на передачу права собственности на объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в собственности того же лица (ч. 4 ст. 35 ЗК РФ). Таким образом, первое лицо не вправе продать дом как объект недвижимого имущества без одновременного отчуждения своего земельного участка и удовлетворить свой вполне законный интерес. Подобных примеров существует немало, но важно отметить, что интересы участников гражданского оборота диктуют необходимость раздельного оборота земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости. Следовательно, земельный участок является составной частью другого объекта гражданских прав - имущественного комплекса.

Следовательно, земельный участок - это недвижимая вещь, представляющая собой часть земли с определенными и зафиксированными в установленном порядке пространственными характеристиками. Границы, местоположение, площадь, целевое назначение объекта являются существенными характеристиками. У каждого земельного участка свои физические и юридические особенности, свой индивидуальный кадастровый номер, а его составными частями могут быть почва, водные объекты, деревья и другие растения, а так же прочно связанные с землей объекты природного и антропогенного происхождения. Соотношение гражданского и земельного права по поводу регулирования отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

837 Время чтения: 4 мин.

Помимо того, что каждый объект недвижимости должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, существуют правовые статусы земельных участков. Если собственник надела имеет понимание в этом вопросе, он может использовать его строго по назначению, не нарушая законодательство Российской Федерации. Простому обывателю сложно разобраться в юридических тонкостях, поэтому мы расскажем, что входит в понятие земельный участок, и какой статус ему может присваиваться.

Что скрывается под определением ПСЗУ

Согласно положениям ГК РФ, земельный надел – это территория, имеющая определенную площадь и четко определенные границы. Как и все объекты недвижимости, земельный надел должен быть зарегистрирован и является объектом налогообложения. Использовать его можно строго по назначению, а нарушение правил землепользования – правонарушение, за которое предусмотрена административная и даже уголовная ответственность.

Каждый участок имеет свой правовой статус, а это означает, что он имеет:

  • Свое целевое назначение , а земли могут иметь сельскохозяйственное и промышленное значение, есть территории, принадлежащие объектам лесного и водного хозяйства, земли в составе населенных пунктов, запасные участки и территории, которые находятся под охраной государства.
  • Определенную форму разрешенного использования , но с учетом целевого назначения, наличия обременений ограничений. Согласно положениям 7-й статьи Земельного кодекса РФ, земли классифицируются по разрешенным видам деятельности и возможностях при возведении построек.
  • Разрешенный способ владения, или правовой режим земель, а закон разделяет все земельные участки по принадлежности на государственную (разделенную между ведомствами), муниципальную и частную собственность (земли, принадлежащие физлицам, индивидуальным предпринимателям, предприятиям и организациям различных форм собственности).

Какие виды ПСЗУ выделяет закон

Сведения о наделе земли, включая правовые статусы земельных участков и виды их разрешенного использования, собраны в законе «О Госкадастре недвижимости». Все учетные записи вносятся в единый госкадастр.

В зависимости от того, на какой стадии находится процесс оформления ПС, порядка передачи сведений в госорганы, земельному участку может быть присвоен определенный статус:

  1. Временный статус , или соответствующая запись в госкадастре, свидетельствующая о том, что законных прав собственник не имеет, а документы только оформляются. Это самый ненадежный статус, так как законом предусматриваются не только правила, но и жесткие сроки, отведенные на оформление права собственности. Если процесс затягивается, а надел не оформляется на протяжении 5 лет, земля приобретает другой статус. Это также территории, не имеющие четких границ, временно аннулированными считаются земли государства, переданные во временное владение. Их продажа категорически запрещена.
  2. Аннулированный статус , что свидетельствует о том, что процедура оформления прав собственности не была завершена в пятилетний срок. В этом случае собственнику предстоит пройти через процедуру «с нуля», а это новые финансовые затраты и потеря времени.
  3. Учтенный статус , который присваивается участку после регистрации ПС или прав на временное владение (аренду). Говоря об арендованных землях, речь идет о территориях, которые находятся в госсобственности и во владении муниципалитета. Это касается также земель, ПС на которые возникло до марта 2008-го.
  4. Участки с ранее учтенным статусом , а это касается, в первую очередь, земельных наделов, не прошедших процедуру межевания , Соответственно, они не имеют четко определенных границ, перенесенных в натуре . Это переходный этап, наступающий в случае, если участки были оформлены на правах пользования или распоряжения. Речь идет преимущественно об участках, сведения о которых хранились в разных инстанциях, до организации единого кадастра.
  5. Архивный статус , присваиваемый по прохождении определенного периода времени. В «архив» переходят все «учтенные» и «ранее учтенные» участки, причем от собственников в этом случае не требуется никаких заявлений и запросов.

Приобретая в собственность земельный участок, в первую очередь стоит обращать внимание именно на его статус. Некоторые земли покупать опасно, и особенно если речь идет о территориях с временным и временно аннулированным статусом. Особенно внимательно надо относиться к операциям с землей, находящейся в собственности государства, так как она может предназначаться для дорожного строительства, проводки магистральных трубопроводов или возведения объектов социальной инфраструктуры. Помимо этого статус определяет правомерность занятия определенным видом деятельности и возможностью ведения строительных работ.

Виды возможного использования земельных участков

Специалисты Минэкономразвития составили специальный классификатор, в котором четко указано, каким образом могут использоваться участки, в зависимости от присвоенного им статуса.

В числе самых востребованных земли поселений, на которых закон разрешает вести индивидуальное строительство, мало- и многоэтажное строительство многоквартирных домов, торговых и офисных центров.

Также юристам чаще всего приходится сталкиваться с землями сельскохозяйственного значения, где можно возвести только дачный домик, вести подсобное хозяйство, разбить сад и огород. Остальные земли, в виду того, что они редко встречаются среди операций с недвижимостью между физическими и юридическими лицами, внимания обывателей не заслуживают, в принципе.

Земли, которые находятся в пределах населенных пунктов., можно разделить на следующие виды:

  • участки, предназначенные под дачное строительство , а в качестве их законных владельцев выступают преимущественно юридические лица – садоводческие товарищества и дачные кооперативы, члены которых имеют определенные права пользования;
  • участки под индивидуальное жилищное строительство , главной особенностью которых является возможность подключения коммуникаций и отсутствие каких-либо ограничений по размерам и площади возводимых строений (согласно утвержденному плану);
  • участки, главным предназначением которых является ведение подсобного хозяйства , а в этом случае на земле могут располагаться исключительно строения и конструкции вспомогательного характера.

Закон предусматривает разделение участков по другим признакам, а это могут быть земли, используемые для растениеводства, скотоводства, хранения и переработки сельхозпродукции (всего 18 подвидов). Несмотря на то, что каждый надел можно использовать строго по назначению, собственник в установленном законом порядке может изменить

Этой статьей мы начинаем серию публикаций посвященных юридическим аспектам сделки с загородной недвижимостью. Данные вопросы одни из самых важных, любая ошибка или не внимательность может стоить покупателю собственного дома или участка. Будем двигаться от простого к сложному и начнем с базовых понятий и определений, в частности затронем вопрос о категориях и видах разрешенного использования земель, об их отличиях и возможности перевода из одной категории в другую.

По целевому назначению земли подразделяются на категории:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Такое разделение сделано с целью их охраны и использования только по назначению, чтобы сохранить первоначальные свойства участка. Из данного перечня нас интересует только первые два пункта, так как только на этих землях разрешено строительство жилых построек, домов, дач и коттеджей.

Каждая из перечисленных семи категорий имеет свои подразделы - виды разрешенного использования. Всего их около 3000, но мы рассмотрим только самые распространенные и относящиеся к категориям земель поселений и сельскохозяйственного назначения.

Земли населенных пунктов могут иметь виды разрешенного использования:

  • Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС)
  • Дачное строительство (ДНП)

Земли сельскохозяйственного назначения могут иметь виды разрешенного использования:

  • Ведение личного подсобного хозяйства (ЛПХ)
  • Дачное строительство (ДНП)
  • Садоводство (СНТ, СНП)

Дачное некоммерческое партнерство (ДНП)

Некоммерческая организация, юридическое лицо, учреждаемое группой граждан с целью ведения садоводства. Вся собственность приобретаемая для нужд ДНП становится в последствии собственностью дачного некоммерческого партнерства. Ограничения по разрешенным габаритам домов и размерам участков практически нет. Схема управления схожа со схемой управления ТСЖ в многоэтажных домах.

Индивидуальное жилищное строительство ИЖС (включая ЛПХ)

Земельный участок в черте города или населенного пункта, собственникам жилья на такой земле доступны те же услуги что и городским жителям, социальное и коммунальное обслуживание. Практически не действуют ограничения на габариты дома и земельного участка. Но перед строительством коттеджа, его проект нужно согласовать в соответствующей инстанции. Также такие земли облагаются налогом несколько выше, нежели на земли ДНП.

Садоводство (СНТ, СНП)

Здесь практически невозможно прописаться. Иногда существуют жесткие ограничения на площадь земельного участка и дома.

Как мы видим, один и тот же вид разрешенного использования может присутствовать как в категории земель населенных пунктов, так и на землях сельскохозяйственного назначения. Разница между видами внутри категорий минимальна и серьезной роли не играет. Основные отличия содержатся между категориями, в нашем случае между категорией земель населенных пунктов и категорией земель сельскохозяйственного назначения. Рассмотрим эти отличия подробней.

Земли населенных пунктов это территории относящиеся к городу, селу, деревне. Если мы говорим про загородную недвижимость, то такие земли не могут стоять особняком, они всегда в городской черте, являются её продолжением, её частью. В то время как земли сельскохозяйственного назначения, могут находиться в десятке километров от «цивилизации», в каком-нибудь глухом, одиноком поле. Правда, кто-то может увидеть и преимущества в таком уединении.

Здесь уместно ответить на самый насущный вопрос: в чем разница между ДНП и ИЖС. Если ДНП находится не на землях поселений, то их отличие заключается в возможности прописки в собственном доме. Всё дело в том, что данная категория подразумевалась законотворцами как земли предназначенные для строительства дачных домиков, от есть жилья для не постоянного проживания, соответственно и регистрацию в таких постройках они посчитали неуместной. То есть с точки зрения властей строительство, например, таунхаусов на землях предназначенных для дачного строительства — незаконно. Тем не менее, некоторым гражданам всё-таки удаётся зарегистрироваться на сельхоз земле, но только через суд и только после успешного прохождения экспертизы, о том, что твой загородный дом пригоден для постоянного проживания. Все эти процедуры забирают много сил, времени и денег и могут занять не один год.

Как правило, для клиентов возможность прописки в загородном доме решающей роли не играет, им достаточно прописки в собственной городской квартире. Но всё-таки некоторые преимущества в регистрации есть. Во-первых, теперь собственник имеет право на полное социальное обслуживание, местную школу, детский сад. Другой вопрос, что все эти «блага» обычно не соответствуют ожиданиям покупателей. Тем не менее, такой посёлок находится на балансе у муниципальных властей и теоретически они обязаны о вас заботиться, вывозить мусор, чистить снег, обеспечить инженерией и инфраструктурой, но это только теоретически, на практике, практически ничего из этих пунктов не выполняется. На землях ИЖС все проходит на более цивилизованном уровне, нежели в садоводствах где, как правило, даже не имеется документов о наличии и объемах энергоресурсов, ограничиваясь обычными техническими условиями, которые практически ничего не гарантируют.

Другой животрепещущий вопрос, который следует из этих рассуждений, а можно ли перевести землю из одной категории в другую? Как мы уже упоминали, одни и те же виды разрешенного использования земель могут встречаться как сельхоз землях, так и на землях поселений. Перевод земли из одного вида в другой, как правило, не составляет большого труда. А вот если вы захотите перевести земли из одной категории в другую, то есть сельхозку перевести в землю населенных пунктов, то это затея практически обречена на провал. Палки в колеса ставят всё те же муниципальные власти, которым совсем не нужно это обременение в лице новых жителей и необходимости обеспечивать их без того перегруженной инфраструктурой.

И всё-таки на практике разница между рассматриваемыми категориями и видами разрешенного использования не так значительна, как это кажется в теории. Сегодня большая часть коттеджных посёлков строится именно на сельхоз землях. Земли ИЖС явление куда более редкое, да ещё и более дорогое, так как рыночная цена и земельный налог на такие участки немного выше. При покупке участка или домовладения ориентироваться в первую очередь стоит на такие вещи как удобство расположения, инфраструктуру, цену предложения и другие факторы не зацикливаясь при этом на разнице между ИЖС и ДНП.

В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Основное целевое назначение земель данной категории – удовлетворение жилищных, производственных, социальных, культурно - бытовых нужд граждан, проживающих на территории поселений.

Порядок использования земель населенных пунктов определяют в соответствии с зонированием их территории, при котором всю территорию делят на территориальные зоны, фиксируемые на карте (или схеме) зонирования. Градостроительные регламенты каждой из территориальных зон определяют основу правового режима, как земельных участков, так и их подземного и воздушного пространства, используемого в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений и сооружений.

Изъятие земельного участка – это прекращение в установленном порядке прав собственности, пользования, владения или аренды.

Земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах(из статьи Гражданского кодекса).

Изъятие земельного участка может быть с согласия обладателя прав на него или принудительное изъятие.

Изъятие может быть с выкупом, в том числе принудительным. При этом стоимость выкупа определяется по согласию сторон или судом.

Безвозмездное изъятие земельного участка может быть у арендаторов, у юридических лиц (постоянное или временное пользование), у граждан (пожизненное наследуемое владение). Однако и в случае безвозмездного изъятия производится в обязательном порядке возмещение убытков пользования, владельцам и арендатором, связанных с изъятием земельного участка. Изъятие за плату производится у собственника земли.

При решении вопросов о принудительном изъятии земельных участков следует руководствоваться не сиюминутным указанием руководителей и органов власти, а статьей 35 Конституции Российской Федерации, где установлено:

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного равноценного размещения.



Право наследования гарантируется. Следует иметь ввиду что правами на земельный участок обладает не только его собственник, но и пожизненно наследуемый владелец, постоянный (бессрочный) или временный пользователь, арендатор, субарендатор и даже обладатель права на смежный земельный участок, в пользу которого установлен сервитут. Право на земельный участок должно быть установлено и удостоверено.

Исходя из положения градостроительного и земельного законодательства, устанавливающих правовой режим земель (населенных пунктов), можно выделить следующие характерные особенности правового режима названной категории земель:

Преимущественное использование этих земель как пространственного базиса для целей застройки, удовлетворения социально – экономических, экологических, санитарно – гигиенических нужд жителей данного поселения.

Компактность, наличие общей (единой по своему земельному массиву) территории, которая отграничивается от земельных категорий границей населенного пункта (то есть внешней границей соответствующего поселения).

Преобладание в составе земель населенных пунктов государственной собственности. Значительное место занимают и земли, находящиеся в частной собственности. Особенно это характерно для малых городов, в крупных городах отношение различных видов собственности может быть иным.

Управление земель находится в совместной деятельности (в зависимости от категории земель) органов власти Субъектов Федерации, Федеральных органов управления.

Градостроительное планирование развития территории и поселений и их застройки осуществляют посредством разработки документации. Большое значение среди градостроительной документации имеют:

Генеральные схемы расселения на территории Российской Федерации, которыми определяются общие цели федеральной политики в области градостроительства и меры государственной поддержки ее реализации, основные положения развития системы расселения, природопользования и производства, меры по улучшению экологической обстановки в регионах и рациональному использованию земель и наиболее благоприятные территории для развития систем расселения;



Консолидированные схемы градостроительного планирования, разрабатываемые для территории двух и более субъектов Российской Федерации или частей их территорий (территории экономических и крупных географических районов), в целях взаимного согласования интересов субъектов Российской Федерации и Российской Федерации при осуществлении градостроительной деятельности;

Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территории (ее части) субъектов Российской Федерации;

Территориальные комплексные схемы градостроительного планирования развития территорий, сельских округов;

Генеральные планы городских и сельских поселений.

Генеральный план – основной градостроительный документ, определяющий условия формирования среды жизнедеятельности, направления и развития городских и сельских поселений. В нем отражено зонирование (зоны различного функционального назначения территории), развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, соотношение застроенной и незастроенной территории городского и сельского поселения, территории резерва для их развития. А также требования к сохранению объектов историко–культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, обеспечения экологического и санитарного равновесия.

При разработке градостроительной документации готовят и схемы зонирования территории населенного пункта, включающие девять зон:

1) жилая зона;

2) общественно – деловая зона;

3) производственная зона;

4) зона инженерной и транспортной инфраструктуры;

5) рекреационная зона;

6) зона особо охраняемых природных территорий;

7) зона специального назначения;

8) зона военных объектов и зона режимных территорий;

9) зона общего пользования.

Помимо вышеуказанных зон, в состав категории земель населенных пунктов входят пригородные зоны, в которые включают земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, но составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных населенных пунктов.

Земельный участок расположен в жилой зоне на территории села Большой-Атмас, причем в центральной его части. Что отражается на его использовании и значительно влияет на стоимость этого землепользования.

Данный земельный участок, на основании зонирования территории села Большой-Атмас, относится к жилой зоне. Согласно правовому режиму этой территориальной зоны земельные участки, принадлежащие ей, предназначены для застройки жилыми зданиями. При реконструкции районов с преобладанием сложившейся капитальной жилой застройки следует предусматривать упорядочение планировочной структуры и сети улиц, совершенствование системы общественного обслуживания, озеленения и благоустройство территории, максимальное сохранение своеобразия архитектурного облика жилых и общественных зданий, их модернизацию и капитальный ремонт, реставрацию и приспособление под современное использование памятников истории и культуры. Согласно разрешенному использованию этого земельного участка, он предназначен для эксплуатации жилыми зданиями и эксплуатация его в других целях будет неправомочна, на нем нельзя строить административные помещения и производственные постройки.

Зонирование территорий населенных пунктов определяет общие предпосылки использования земель в определенных зонах. Но, как известно, после и политических преобразований в России в начале 90-ых годов. В нашей стране появились различные формы собственности помимо государственной. Представленный земельный участок находится в муниципальной собственности. Согласно этому понятию - «собственность», собственники имеют право пользоваться, распоряжаться и владеть своим земельным участком. Значит правообладатель земельного участка как юридическое лицо может в соответствии с законами использовать свой участок, то есть непосредственно пользоваться для своих нужд, сдавать в аренду и получать арендную плату, продавать. Любая деятельность возможна, если она не противоречит правовому использованию данной территориальной зоны и если собственники не нарушают земельного и иного законодательства при эксплуатации своего земельного участка.

Рассматриваемый земельный участок имеет кадастровый номер 55:31:01 11 01:0741. Принадлежит Липской Галине Леонидовне на праве собственности, ограничений и обременений не зарегистрировано.

4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В системе обеспечения охраны труда и безопасности жизнедеятельности основная роль принадлежит нормативно- правовым документам по охране труда.

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

Государственный контроль за соблюдением требований охраны труда;

Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К правовым нормативным документам относят:

Конституция РФ; Трудовой кодекс РФ; Федеральный закон РФ « о промышленной безопасности ОПО» от 21.07.1997 г. № 116- ФЗ; Федеральный закон РФ « Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ;

Гост 12.0.004.-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие требования.

Гост 12.0.006-2002 Система стандартов безопасности труда. Общие требования к управлению охраной труда в организации.

Гост 12.2.003-91 Система стандартов безопасности труда оборудования производственное. Общие требования к безопасности.

Методические пособия по организации проведения инструктажей по охране труда в организации;

В настоящее время в РФ приняты следующие федеральные законы: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О пожарной безопасности», «О радиационной безопасности населения».

Наиболее актуальной для сел является ситуация техногенного характера, к которым относятся большая вероятность возникновения пожаров.

Для предотвращения причин пожара в помещениях согласно правилам пожарной безопасности – 01-93(ГШБ-01-93) должны быть предусмотрены средства пожаротушения.

При выполнении камеральных работ предъявляются ряд требований к помещениям. Площадь производственного помещения, приходящаяся на одного человека, должна быть 4, 5 кв.м., а объем – не менее 15 куб.м.

Минимальная высота помещения должна соответствовать 3, 2 м. Входы и выходы устраивают с учетом безопасного передвижения, технологических перемещений и обеспечения пропускной способности в аварийных ситуациях.

Нормативы, планировочные и конструктивные решения производственных помещений предусмотрены СНиПом 2.09.03-9(8)5. Эти требования сводятся к обеспечению здорового и безопасного пребывания в производственных помещениях работающих в течение всего рабочего дня. Главными из них являются защита от метереологических условий, шума и соблюдение норм освещенности.

Основные гигиенические требования, предъявляемые к системам производственного освещения, следующие:

1) соответствие уровня освещенности рабочих мест характеру выполняемой зрительной работы, согласно санитарным нормам освещенности для определенного вида работ;

2) на рабочих местах, требующих рассмотрение мелких деталей на близком расстоянии, должно быть усиленное освещение;

3) достаточно равномерное распределение яркости на рабочих поверхностях и в окружающем пространстве;

4) разница яркости не должна вызывать ослепления и частой переадаптации;

5) освещенность рабочих поверхностей должна быть равномерной, без резких теней, бликов и блеклостей;

6) направленность излучаемого осветительными приборами светового потока должна быть оптимальной;

7) устройства светильников должно быть удобным, долговечным, экономичным, электробезопасным, пожаробезопасным и простым в эксплуатации.

Кроме освещенности на человека неблагоприятно воздействуют шум. Предельно допустимым уровень шума в помещении должен быть не более 50 дБ.

В соответствии с ГОСТом 12.1.003-83 защита от шума, создаваемого на рабочих местах внутренними источниками, а также шума, проникающего из вне, осуществляется следующими методами: уменьшение шума в источнике, применение средств коллективной и индивидуальной защиты, осуществление рациональной планировки и акустической обработки рабочих помещений.

Микроклиматические условия внутри помещения характеризуются: температурой воздуха, которая должна быть +22 С, +23 С как в холодный, так и в теплый периоды года; влажностью, которая колеблется в пределах от 40% до 60%; скоростью движения воздуха не менее 0.1 м/сек.. В целом микроклиматические условия зависят от погодных условий и от производственного процесса.

Составной частью вычислительных работ является обработка информации на ПЭВМ.

Для более быстрого рассредоточения сотрудников, при чрезвычайной ситуации на предприятии предусмотрены планы их эвакуации.

Для предоставления чрезвычайных ситуаций в виде пожаров на предприятии установлена система пожарной безопасности, установлены пожарные сигнализации во всех помещениях, а также имеются огнетушители, которые проходят ежегодную проверку.

При разработке требований безопасности работы на ПЭВМ учтены требования нормативных актов. Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работы СанПин 2.2.2/2.4.1340).

Основные требования безопасности труда заключается в следующем:

1. К работе с ПЭВМ допускаются лица, обученные работе на них, прошедшие вводный инструктаж (при принятии на работу) и первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте;

2. К непосредственной работе с ПЭВМ допускаются лица, не имеющие медицинских противопоказаний.

3. Лица, работающие с ПЭВМ более 50% рабочего времени (профессионально связанные с эксплуатацией ПЭВИ), должны проходить обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу.

4. Женщины со времени установления беременности переводятся на работы, не связанные с использованием ПЭВМ, или для них ограничивается время работы с ПЭВМ (не более 3-х часов за рабочую смену) при условии соблюдения гигиенических требований.

5. Пользователи ПЭВМ обязаны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, правила пожарной безопасности и правила личной гигиены.

6. Пользователи ПЭВМ обязаны соблюдать режимы труда и отдыха:

Для обеспечения оптимальной работоспособности и сохранения здоровья профессиональных пользователей на протяжении рабочей смены должны устанавливаться регламентированные перерывы.

Продолжительность непрерывной работы с ПЭВМ без регламентированного перерыва не должна превышать двух часов.

Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно- эмоционального напряжения, утомления целесообразно выполнять комплексы упражнений для снятия напряжения органов зрения.

1) Рабочие места с ПЭВМ по отношению к световым проемам располагаются так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева;

2) Схемы размещения рабочих мест ПЭВМ должны учитывать расстояние между рабочими столами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м. для снижения воздействия на работающих возможных электромагнитных полей рекомендуется устанавливать между рабочими столами защитные экраны;

3) Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм. С учетом размеров алфавитно- цифровых знаков и символов;

4) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования.

5) Конструкция рабочего стола должна обеспечивать поддержание рациональной рабочей позы при работе на ПЭВМ. Помещение с ПЭВМ должно быть оснащены аптечкой первой помощи.

6) Работник обязан немедленно сообщать непосредственному руководителю о случаях травмирования при неисправности оборудования.

7) Работник обязан знать правила оказания первой помощи и оказать ее пострадавшим при несчастных случаях.

Главным образом, для повышения работоспособности и сохранения здоровья человека при производстве камеральных работ необходимо руководствоваться правилами по технике безопасности. Выполнение всех требований по охране труда позволит избежать несчастных случаев, общих и профессиональных заболеваний, пожаров и взрывов при работе на ПЭВМ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе дипломной работы был сформирован земельный участок под строительство индивидуального жилого дома в Черлакском районе, село Большой-Атмас. В дипломе были использованы материалы, которые предназначены для постановки на государственный кадастровый учет. Проведено межевание земельного участка на основе которого был составлен план земельного участка. В процессе дипломной работы был установлен правовой режим земельного участка из которого следует, что данный земельный участок относится к категории земель населенных пунктов и находится в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 83 Земельного Кодекса Российской Федерации землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

В дипломной работе также рассмотрены вопросы безопасности жизнедеятельности и охраны труда.

БИБЛИОГРАФОЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Артеменко, В.В. Планировка сельских населенных мест /В.В. Артеменко, В.П. Басков, А.В. Севостьянов. – М.: Колос, 1997. – 272с.

2. Благоустройство населенных мест /В.А. Литовченко// Проблемы экологии на территориях переуплотненной застройки. – 2003. -- №3. – С.33-36.

3. Варламов А.А. Земельный кадастр: В 6Т. Т2 Управление земельными ресурсами. – М.: КолосС, 2004. – 528с.

4. Земельный кодекс Российской Федерации – М.: ООО «ВИТРЭМ», 2002. – 96с.

5. Зонирование территорий в концепции сбалансированного и устойчивого развития поселений региона/А.А. Мурашова, П.А. Лепекин// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2006. -- №6. – С.24 – 28.

7. Королева Н.А. Правовые основы безопасности жизнедеятельности. : Методические рекомендации /Н.А. Королева, Т.М. Николаенко, А.М. Тетерева – Омск: Из-во ОмГАУ, 2004. – 78с.

8. Кончуков, Н.П. Планировка сельских населенных мест / Н.П. Кончуков. – М.: Высшая школа, 1979. – 247с.

9. Михайлов, Н.Н. Планировка поселений / Н.Н. Михайлов, И.В. Цыпленкова. – Омск: Из-во ФГОУВПО ОмГАУ, 2005. – 132с.

10. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним: Федер. закон от 21 июля 1997г. №76 – ФЗ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2001. - №26. – С.5037-5039.

11. Оформление права собственности на земельные участки: Федер. закон от 5 марта 2001 г. №20 – ФЗ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2001. -- №26. – С.4037-4039.

13. Оценка недвижимости: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 496с.

14. Об утверждении инструкции о порядке заполнения формы градостроительного плана земельного участка: Приказ от 11 августа 2006 г. №93// Консультант плюс.

15. Об утверждении требований к оформлению документов о межевании, представляемых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет: Приказ от 2 октября 2002 г. №327// Консультант плюс.

16. Об охране окружающей природной среды: Федер. закон от 19 мая 1991г. №2060-1 – ФЗ// Консультант плюс.

18. Об отходах производства и потребления: Федер. закон от 24 августа 1998 г №89 – ФЗ// Консультант плюс.

19. Оленев К.Я. Установление и восстановление границ при землеустройстве: Лекция – 2-е изд., стериотип./ Ом ГАУ – Омск, 1996. – 28 с.

20. О федеральной целевой программе «Развития земельной реформы в Российской Федерации (1999 – 2002 годы): Постановление Правительства РФ// Сбор. законодательства Рос. Федерации. – 2000. -- №16. – С.3678-3683.

21. О государственном кадастре недвижимости: Федер. закон от 24 июля 2007 г. №221 –ФЗ// Консультант плюс.

22. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан: Федер. закон от 22 июля 1993 г. №5487-1 – ФЗ// Консультант плюс.

23. О разграничении государственной собственности на землю: Федер. закон от 17 июля 2001 г. №101 – ФЗ// Сборник законодательства РФ с.34.

24. О порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений: Федер. закон от 2 февраля 1996 г. №1051 – ФЗ// Сборник законодательства РФ с.85.

25. Подковырова М.А. Лондшафтно-экологические положения организации использования земель поселений: диссертация/Подковырова Марина Анатольевна. – Омск, 2006. – 56с.

26. Рынок нкдвижимости: газета (под ред. Ю.Б. Полякова) – Омск: Из-во ОО «Омск-ЭКСПО», 2007. – с.274.

27. СНиП 11-40-80. – Допустимые уровни вибрации в жилых зданиях.

28. СНиП 2.07.01-89. – Планировка и застройка городских и сельских поселений.

29.. СНиП 2.01.02-85. – Противопожарные нормы.

30 СанПиН 6229-91. Перечень предельно допустимых концентраций (ПДК) и ориентировочно-допустимых количеств (ОДК) химических веществ в почве.

31. Учет земельных участков, находящихся в обороте/Е.М. Чибис// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель – 2006. -- №6. – С.45-47.

32. Чешев, А.С. Основы землепользования и землеустройства / А.С. Чешев, В.Ф. Вальков. – М.: Агропромиздат, 2002 г. – 327с.

33. Шкатулла В.И. Правоведение [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464с.

34. Экономический механизм управления земельными ресурсами сверхкрупных городов /Е.А. Варламова// Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. – 2006. -- №6. – С.42-44.

Загрузка...