musings.ru

Функции права сущность и содержание. Курсовая работа: Понятие, принципы и функции права

Понятие “право” является одним из сложных вопросов в юриспруденции. Для полного раскрытия феномена права необходимо отметить, что право как социальный феномен и регулятор общественных отношений появляется еще до государства.
Поэтому термин “право” ассоциируется со словами “правда”, “справедливость”. И такое совпадение не случайно, поскольку основой права являются общечеловеческие идеи и ценности справедливости, гуманизма, равенства, свободы.

Право в широком смысле слова представляет собой порядок в обществе, основанный на этих общечеловеческих идеях и ценностях, обеспечиваемый сознанием человека и принудительной силой государства.

С появлением государства право обрело новую характеристику, и стало выражаться в виде писанных норм, обеспеченных силой государства.

В юридическом смысле право – это система общеобяза-тельных, формально определенных юридических норм, гарантированных и санкционированных государством, регулирующих общественные отношения.

Признаки права:

а) системность, т.е. право состоит из связанных между собой в определенном порядке норм, правил поведения;

б) общеобязательность, т.е. право обязательно для всех субъектов, независимо от пола, возраста, национальности, имущества и т.д.;

в) формальная определенность, т.е. право всегда выражено в определенной форме – в виде официальных законов и иных актов;

г) связь с государством ;

д) волевой характер, т.е. в праве всегда выражается воля общества, государства, определенного класса;

е) регулятивность, т.е. право является критерием правомерного и неправомерного, должного и возможного поведения субъектов.

Регулятивность права заключается также и в том, что государство официально устанавливает право, обеспечивает его исполнение, в том числе и с помощью государственного принуждения.

Право, будучи нормативным выражением государственной воли, регулирует общественные отношения в классовых, общесоциальных либо иных интересах. Большинство составляющих право норм носит представительно-обязывающий характер.

В правовых нормах моделируются возможные варианты поведения и даются образцы решения возможных дел.

Высшее общественное предназначение права заключается в том, чтобы обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать оптимальные условия для преимущественного действия в обществе экономических и духовных факторов, исключая произвол и своеволие из общественной жизни.

В праве заключается большая ценность. Ценность права – это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Можно выделить следующие основные проявления социальной ценности права:

– право обладает инструментальной ценностью, придавая действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность, внося тем самым элементы упорядоченности и порядка в общественные отношения, делает их цивилизованными;

– право оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов, т.е. право не подавляет частный интерес, а наоборот, сообразует его с общественным интересом;

– право является выразителем и определителем свободы личности в обществе, при этом не обозначает свободу вообще, а определяет границы, меру этой свободы;

– право обладает способностью быть выразителем идеи справедливости, т.е. право выступает критерием правильного, справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом;

– право выступает источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития; особенно его ценность возрастает с историческим ходом общественного развития, в условиях крушения тоталитарных режимов и утверждения новых рыночных механизмов;

– правовые подходы являются основой и единственно возможным средством решения проблем международного и межнационального характера.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений в условиях цивилизации – в достижении на нормативной основе такой стабильной организованности общества, при которой реализуются демократия, экономическая свобода, свобода личности.

При рассмотрении сущности права важно учитывать два аспекта: 1) формальный – то, что любое право есть прежде всего регулятор; 2) содержательный – то, чьи интересы обслуживает данный регулятор.

Можно выделить следующие подходы к сущности права:

классовый , в рамках которого право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса;

общесоциальный, в рамках которого право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества.

Необходимо различать объективное право и субъективное право.

Объективное право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавли-ваемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Объективное право – это законодательство, юридические обычаи, юридические прецеденты и нормативные договоры данного периода в конкретном государстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

Субъективное право – это мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворить собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права человека (право на труд, образование и т.п.), которые субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Наряду с правом в юридическом значении (и объек-тивным, и субъективным) существует еще и естественное право, которое охватывает такие, например, права, как право на жизнь, право на свободу. Права, относящиеся к естественным, существуют независимо от того, закреплены они где-нибудь или нет; они непосредственно вытекают из естественного порядка вещей, из самой жизни.

В отличие от естественного права, право в юридическом смысле (и объективное, и субъективное) предстает как позитивное право, т.е. выраженное в законах и других источниках.

Характерные черты позитивного права:

а)оно создается людьми или общественными образо-ваниями – законодателями, судами, самими субъектами права, т.е. является результатом их творчества, целе-направленной волевой деятельности;

б) оно существует в виде законов и иных источников, т.е. особой, внешне выраженной реальности, а не просто в виде мысли, идеи.

Со времени возникновения права и в ходе его развития выявились две противоречивые и одновременно взаимосвязанные его стороны. Первая сторона – публично-правовая, вторая – частно-правовая.

Публичное право – это область государственных дел, т.е. устройство и деятельность государства как публичной власти, всех публичных институтов, построенных на началах власти и подчиненности, на отношениях субординации.

К публичному праву относятся такие отрасли права, как конституционное, уголовное, административное, процес-суальное, финансовое право и др.

Частное право – это область частных дел, т.е. статуса свободной личности, институтов, построенных на началах автономии, юридического равенства субъектов,их несоподчиненности между собой.

К частному праву относятся гражданское право, частично семейное право и др.

В юридической науке существуют различные подходы к пониманию права. Их суть заключается в решении следующих вопросов. Что есть само право? Какую реальность оно отражает? Каковы сущность и назначение права в обществе?

Для глубокого познания права все определения, если они отражают хоть какую-то часть реалии, полезны. Для практического использования пригодно единое понимание права.

Среди различных подходов к пониманию права наиболее важными являются следующие.

Нормативистский подход. Его сторонники (Штаммлер, Новогородцев, Кельзен и др.) определяют право как совокупность охраняемых государством норм. В частности, для концепции Г.Кельзена характерным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится основная (суверенная) норма, принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме более значительной юридической силы. Данное учение Г.Кельзена получило название “чистое” учение о праве. Содержание нормативистского подхода к праву определяется во взгляде на действительность через призму принятых государством нормативных актов.

Естественно-правовая теория права. Сторонники этой теории права (Т.Гоббс, Д.Локк, А.Радищев и др.) полагали, что, кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это – право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. И, следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения.

Теологическая теория в своем объяснении права опиралась на божественные книги, и в первую очередь на Библию. Представители данной теории (Аристотель, Фома Аквинский) полагали, что если естественные права принадлежат человеку от рождения, то они могут иметь и божественное происхождение.

Историческая школа права. Ее представители (Ф.Савиньи, Гуго, Г.Пухта и др.) утверждали, что право не создается законодателем, оно появляется самопроизвольно в результате развития народного духа, примерно так же, как появляется язык. Ученые-правоведы же должны уметь схватить и выразить проявления правового народного духа, изложить его положения в юридических формулах, а законодатель, найдя готовое право, должен превратить его в действующее законодательство.

Психологический подход. Представители (Л.И.Петражицкий, Росс, И.М.Рейснер и др.) наряду с нормами в понятие “право” включают и правовое сознание, правовые эмоции людей). Особенно широко психологический подход применялся в первые годы советской власти, когда еще не были выработаны новые законы и даже в декретах признавалось обращение судей к правовому сознанию при решении дел в интересах пролетарского государства.

Социологический подход. Представители социологической теории права (П.Эрлих, Л.Дюги, С.Н.Муромцев и др.) полагали, что право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов, т.е. отстаивали взгляды на право как на деятельность физических и юридических лиц, реализующих в той или иной степени свои правомочия. Правом объявлялась практика государственного строительства.

Марксистский подход. Представители марксистской теории (Маркс, Энгельс, Ленин и др.) понимали право как возведенную в закон волю экономически господствующего класса и содержание, выраженной в праве классовой воли, определяли характером материальных производственных отношений, носителями которых выступали классы собственников основных средств производства, держащие в своих руках государственную власть.

Интегративный подход к пониманию права исходит из того, что вряд ли в действительности существует вполне совершенное право, и поэтому представители данного подхода, взяв из различных теорий самые рациональные, на их взгляд, стороны, вывели следующее определение: Право – это совокупность признаваемых в данном обществе и обеспеченных официальной защитой нормативов равенства и справедливости, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их взаимоотношении друг с другом.

Для полного понимания права необходимо также рассмотреть функции права. Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Условно можно выделить два критерия, которые лежат в основе классификации функций права:

1) это внешние, в соответствии с которыми выделяют социальные функции права – экономическую (право упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности и т.п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы и пр.), воспитательную (отражает определенную идеологию,оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц);

2) внутренние, которые вытекают из самой природы права. Это регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства, личности.

В рамках этой функции выделяют две ее разновидности: регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам политических прав и свобод, которые зафиксированы в конституции.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем обеспечения активного поведения субъектов права. Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права.

Охранительная функция – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных и личных отношений, их неприкосновенность, установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядка их возложения и исполнения.

Для полного понимания права как социального феномена необходимо рассмотреть принципы права.

Принципы права - это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие закономерности и сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы права представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из его смысла.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые принципы действуют во всех без исключения отраслях права.

К ним относятся:

а) справедливость;

б) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

в) гуманизм;

г) демократизм;

д) единство прав и обязанностей;

е) сочетание убеждения и принуждения и др.

Межотраслевыми принципами являются также принципы, которые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права. К ним относят: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности, принцип гласности судопроизводства и др.

Отраслевыми называются принципы, действующие только в рамках одной отрасли. К ним относятся: в гражданском праве - принцип равенства сторон в имущественных отношениях, принцип добровольности действий; в уголовном процессе - принципы или презумпция невиновности; в трудовом праве - принцип свободы труда и др.

Принципы права участвуют в регулировании общественных отношений, т.к. они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в основу решения по конкретному юридическому делу (например, при аналогии права).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение права и выделите его основные признаки.

2. В чем заключается ценность права?

3. Какова сущность права?

4. Каково соотношение объективного и субъективного права?

5. Что относится к публичному праву?

6. В чем особенность частного права?

7. Охарактеризуйте различные научные подходы к пониманию права.

8. Выделите функции права.

9. Каково значение правовых принципов? Укажите их виды.

Принципы права - основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование.

Принципы пронизывают все правовые нормы. Они могут быть закреплены в нормативных актах, но могут, не будучи закрепленными, логически вытекать из совокупности норм права.

Для принципов права характерны следующие свойства:

1. в концентрированной форме они отражают наиболее важные и прогрессивные стороны экономической, политической, идеологической и нравственной сфер общественной жизни. В известной степени их можно назвать правовыми идеалами, которые в «юридическом сгустке» отражают закономерности развития общества и основные социальные ценности. Они являются связующим звеном между этими закономерностями и действующим правом, отражая его особенности и регулятивные возможности. Необходимо различать принципы права (как самостоятельного явления общественной жизни) и правовые принципы (отражающие своеобразие лишь юридической материи и характерные для различных элементов правовой системы - правотворчества, юридической ответственности и т. д.);

2. прямо или косвенно фиксируются в действующем законодательстве (прежде всего в конституции), зримо предопределяя основное содержание подзаконных актов и юридически значимого поведения людей. Если идея не закреплена в праве, то ее содержанием можно пренебречь, не опасаясь государственного принуждения, она остается лишь элементом правовой идеологии;

3. обладают значительной устойчивостью и системообразующими свойствами. Они обеспечивают структурную самоорганизацию права и являются своеобразной несущей конструкцией, объединяющей все правовые явления в единый непротиворечивый комплекс. Кроме того, будучи своеобразным аккумулятором правовой информации, принципы сосредоточивают в себе опыт правового развития предшествующих поколений и системообразующие связи с иными социальными регуляторами (политикой, моралью, религией и т. д.). Тем самым они способствуют стабилизации и органичному развитию общественной системы в целом;

4. отражают своеобразие национальной правовой системы. В своей совокупности они раскрывают не только природу и сущность права, но показывают и специфику той или иной правовой системы, сформированной в определенной социальной среде, ее отличие от иных правовых систем современности;

5. имеют самостоятельное регулятивное значение. Являются своеобразным руководящим началом для правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, интерпретационной и иной юридически значимой деятельности. В механизме правового воздействия они непосредственно регулируют некоторые общественные отношения. Так, простые граждане недостаточно хорошо информированы о содержании большинства нормативно-правовых актов. Однако их правовое сознание достаточно хорошо усвоило общие начала взаимоотношения людей (справедливость, равноправие). Кроме того, принципы права как реально действующие обобщенные правила поведения используются и правоприменителем при пробелах в действующем законодательстве.

Таким образом, принципы права - это законодательно закрепленные основополагающие начала, отражающие его сущность и определяющие содержание и порядок реализации правовых предписаний в социально значимых ситуациях.

Выделяется большое количество разнообразных принципов права. В своей совокупности они образуют структурно упорядоченную систему, взаимодействующую с внешней средой по поводу урегулирования социально значимых отношений. Действующие принципы позволяют более точно определить тенденции развития законодательства, уяснить смысл юридических актов, объединить нормы в непротиворечивую систему и стабилизировать конкретные правоотношения, восполнить пробелы в праве и в некоторой совокупности выступить дополнительным критерием при дифференциации отраслей права.

Основная классификация принципов права осуществляется по масштабу охвата ими правового пространства. По этому критерию принципы делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Существуют следующие виды принципов права:

Общие принципы права

Общие - исходные нормативно-руководящие начала, характеризующие сущность и социальную природу права в целом, к ним относятся:

1. принцип демократизма - выражается в законодательном предоставлении возможностей широким слоям населения принимать участие в обсуждении и принятии нормативных актов, влиять на содержание и практику применения уже действующих, реально использовать все формы представительной и непосредственной демократии;

2. принцип гуманизма - заключается в том, что право закрепляет такие отношения между обществом, государством и индивидом, которые основаны на человеколюбии, уважении личности, создании всех условий для ее нормального существования и развития, приоритетности прав и свобод человека (ст. 21 Конституции РФ). Однако, на наш взгляд, гуманизм не ограничивается объявлением человека высшей ценностью. Подлинный гуманизм предполагает доброе и бережное отношение не только к человеку, но и к животному миру, окружающей действительности в целом. Без этого не будет и полноценной ответственной личности. Гуманизм - это не только уважительное отношение к отдельному человеку, но и человечеству в целом. Он состоит не только в предоставлении прав, но и в возложении обязанностей;

3. принцип законности - означает, что все субъекты общественных отношений - государство, его органы, должностные лица, организации и граждане должны точно и неуклонно соблюдать законы и подзаконные акты, которые, в свою очередь, должны не противоречить друг другу, обеспечивая верховенство закона, соответствовать конституции и объективным закономерностям общественного развития (ст. 15 Конституции РФ);

4. принцип равноправия - выражается в законодательном закреплении равенства всех граждан независимо от национальной, половой, религиозной и иной принадлежности, должностного или иного положения. Они должны иметь равные общегражданские права и обязанности, в одинаковой степени отвечать перед законом (ст. 19 Конституции РФ);

5. принцип справедливости - заключается в том, что при регулировании отношений преимущественно используются средства убеждения в необходимости определенного поведения, при правонарушении поступок человека оценивается в соответствии с моральными воззрениями большинства членов общества, а мера наказания - в соответствии с характером содеянного;

6. принцип единства прав и обязанностей - состоит в направлении поведения участников регулируемых отношений с помощью детально сбалансированных, взаимно корреспондирующих прав и обязанностей;

Право - одно из самых сложных общественных явлений. Представления о праве опираются на общую основу: право всегда выступало как определенный порядок в обществе. При этом право понимается в двух смыслах: субъективном и объективном.

Субъективное право - это право конкретного лица, которое имеет возможность свободно выбирать для себя формы поведения в рамках закона. Таким образом, в субъективном смысле право выступает как мера свободы человека, как масштаб дозволенного поведения личности.

Общеобязательная система правил поведения, выраженных в законодательных актах, принимаемых или санкционированных государством, представляет собой объективное право.

Философы считают, что субъективное - это объективное, пропущенное через человеческое сознание. Не случайно правоведы пытаются определить сущность права именно в объективном смысле.

Разногласия в понимании сущности права начинаются с вопроса: чью волю выражает право? Одним из самых древних считается подход к праву, согласно которому нормы и правила поведения людей есть отражение законов природы и естественного порядка вещей. Такой подход получил название теории естественного права.

Как реакция на естественную теорию возникла историческая школа права, представители которой полагали, что нормы взаимоотношений между людьми возникли не в силу чьего-либо предписания, а, подобно языку, образовались в ходе исторического процесса общественного развития. Задача органов государства - путем анализа и изучения уже существующих правил поведения придать им формальное выражение в нормативных актах.

Можно выделить еще рационалистическую теорию права, согласно которой правила поведения разрабатываются людьми в зависимости от того, какие цели они ставят перед собой. В данном случае у кого больше силы и власти, тот и подгоняет правила поведения под свои цели и интересы.

Можно указать и на психологическую теорию права. Она, как и аналогичная теория происхождения государства, выводит право из психологических установок, из потребности людей жить по определенным правилам, подчиняться воле другого либо подчинять других своей воле.

История знает еще и марксистско-ленинскую теорию права, согласно которой право - это совокупность правил поведения, выражающих волю господствующего класса.

В современной юридической науке наиболее распространены два противоположных подхода к сущности права: а) социологическая теория; б) нормативистская теория.

Основатель социологической теории права Л. Эрлих (начало XX в.) утверждал, что государство не должно творить законы. Оно должно изучать сложившиеся отношения между людьми, выработанные практикой обыденной жизни, а затем придавать правилам, по которым совершаются эти отношения, общеобязательную силу закона.

Представители нормативистской теории права, напротив, считают, что обстоятельства реальной жизни не должны мешать правотворческому процессу. Австрийский юрист Г. Кельзен считал, что государство есть персонифицированное право.

Каждая из теорий права отражает какую-то грань его сущности. Право- это одна из форм общественного сознания и социальной регуляции, выраженная в юридических нормах, воплощающихся в системе реально существующих прав и обязанностей участников регулируемых общественных отношений.

Признаки права. Под признаками права понимается ряд отличительных черт, которые выражают его специфику и выделяют право среди других регулятивных образований, например правил этикета, нравственных установок, технических норм, стандартов и т. д.

Основные признаки права:

1. Право есть результат правотворческой деятельности исключительно соответствующих органов государственной власти (парламент, правительство, президент). Негосударственные структуры или общественные объединения не имеют таких полномочий.

2. Право имеет общеобязательный характер для всех граждан независимо от идеологических, религиозных, личностных убеждений, классовой или социальной принадлежности. Действие права распространяется на всю территорию государства (единое правовое пространство).

3. Исполнение норм права обеспечивается и гарантируется государством в лице его компетентных органов, в том числе с помощью официальных форм принуждения. Все иные нормы (например, моральные) могут лишь поддерживаться государством. Соблюдение гражданами норм морали государство не обеспечивает и тем более не вправе применять меры государственного воздействия за их несоблюдение.

4. Право является инструментом государственного аппарата, позволяющим ему исполнять свои властные полномочия.

5. Основным свойством права является нормативность. Это значит, что право может быть выражено только в письменной форме и только в специально предназначенных для этого официальных документах, исходящих от уполномоченных государством органов печати.

Функции права в целом соответствуют функциям государства, но имеют свою специфику. Чаше всего выделяют две функции права: регулятивную и охранительную.

Регулятивная функция заключается в упорядочении общественных отношений. Охранительная функция права заключается в пресечении и предотвращении противоправного поведения и защите позитивных отношений. Иногда выделяют и третью функцию права - воспитательную, или, как ее еще называют, предупредительную. Она осуществляется путем информирования населения о неблагоприятных последствиях, которые могут наступить в случае нарушения норм права.

Принципы права представляют собой основные исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности общественной жизни. Принципы права пронизывают все правовые нормы и являются стержнем правовой системы государства. К числу основных принципов права относятся следующие:

1. Принцип демократизма, находящий свое выражение в правовых нормах, предоставляющих населению наиболее полный объем гражданских прав и политических свобод, дающий гражданам возможность широкого участия в управлении общественными делами и государством.

2. Принцип гуманизма, отражающий заботу государства о нуждах и интересах граждан и устанавливающий обязанность государства принимать меры по защите жизни, здоровья, чести и достоинства своих граждан.

3. Принцип социальной свободы, призванный обеспечивать социальную защищенность личности, находит свое выражение в предоставлении гражданам максимальной свободы в выборе рода деятельности, места жительства, свободы волеизъявления, вероисповедания и т. д.

4. Принцип равенства всех перед законом, означающий, что никакие лица, социальные слои, группы населения не могут пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону.

5. Принцип законности, содержащий требования строгого и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права. Все органы управления государством должны строить свою деятельность на основе закона и во имя исполнения закона.

6. Принцип единства юридических прав и обязанностей - суть этого принципа в том, что говорить о реальности чьего-либо права можно лишь при наличии соответствующей ему обязанности. Например, право граждан на судебную защиту только потому реально, что у судов есть обязанность осуществлять эту защиту.

7. Принцип социальной справедливости, имеющий морально-правовое содержание. В реальной жизни данный принцип трудновыполним, так как все люди по своей природе разные и нельзя ко всем подходить с одной меркой. Следовательно, чтобы быть справедливым, право должно быть неравным, что противоречит принципу равенства всех перед законом. Однако при решении конкретных юридических дел этот принцип может быть реализован (например, при назначении пенсий, пособий, выделения жилья, определения меры наказания и т. д.).

8. Принцип юридической ответственности только за виновные действия, означающий, что применение юридических санкций допускается только к лицам, вина которых доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

В современной науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, с помощью этого термина обозначается система юридических норм, издаваемых государством (объективное право). Во-вторых, определённая система идей, представлений о том, каким должно быть позитивное право (естественное право). В-третьих, определённая правовая возможность конкретного субъекта (субъективное право).
В юридической науке принято выделять следующие признаки права:
Системность. Право есть система нормативного регулирования, основанная на учёте интересов различных слоёв общества, на их согласии и компромиссах. Как система право складывается из отраслей, институтов, норм.
Общеобязательность. Состоит в том, что нормы права имеют не только общий, но и обязательный характер для адресатов, к которым эти нормы обращены, на которых они распространяются. Общеобязательность права в целом и отдельных его норм не зависит от субъективного отношения к ним адресатов.
Обеспеченность возможностью государственного принуждения. Государство, имеющее монополию на осуществление принуждения, представляет собой необходимый внешний фактор существования и функционирования права. Государственное принуждение реализуется в двух направлениях. Во-первых, он обеспечивает защиту субъективного права и преследует цель принудить правонарушителя к исполнению обязанности в интересах пострадавшей стороны. Во-вторых, в определённых законом случаях виновный привлекается к юридической ответственности и подвергается наказанию.
Формальная определённость. Она заключается в том, что государство придаёт праву общеобязательное значение, возводя право в закон, придаёт ему официальную форму выражения. Нормы права закрепляются в законах, иных нормативных актах, которые подлежат единообразному толкованию.
Нормативность. Она означает, что права, которыми располагает каждый человек или юридическое лицо, не произвольны, они отмерены и определены в соответствии с действующими нормами. Нормативность права в наибольшей мере выражает его функциональное назначение быть регулятором поведения людей, общественных отношений.
Интеллектуально-волевой характер права. Право – проявление воли и сознания людей. Интеллектуальная сторона права состоит в том, что оно есть форма отражения социальных закономерностей и общественных отношений – предмета правового регулирования. В праве отражаются и выражаются потребности и интересы, цели общества, отдельных лиц и организаций. Волевое начало права нужно рассматривать в нескольких аспектах. Во-первых, в основе содержания права лежат социально-правовые притязания отдельных лиц, их организаций и социальных групп, и в этих притязаниях выражается их воля. Во-вторых, государственное признание данных притязаний осуществляется через волю компетентных государственных органов, то есть формирование права опосредуется волей общества и государства. В-третьих, регулирующее действие права возможно лишь при « участии» сознания и воли лиц, которые реализуют юридические нормы.
Право не тождественно закону. Законодательство выступает одной из форм выражения права. Закон или иной нормативный акт государства, не отвечающий идеям права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не являться.
На основании приведённых выше признаков можно определить право как обусловленную природой человека и общества и выражающую свободу личности систему регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность формальная определённость в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
Принципы права - руководящие идеи, которые характеризуют содержание права, его сущность и назначение в обществе. Выделяют следующие принципы:
принцип закрепления и равной охраны разнообразных форм собственности;
принцип демократизма, состоящий в закреплении институтов представительной и непосредственной демократии, установлении и охране прав и свобод граждан;.
принцип юридического равенства, то есть равенства всех перед законом независимо от национальности, пола, общественного и имущественного положения, партийной принадлежности и т.д.;
принцип верховенства закона над другими нормативными актами;
принцип примата международного права над внутригосударственным;
принцип юридической ответственности за вину;
принцип справедливости, который заключается в том, что любое право должно ориентироваться и ориентируется на определённые представления о справедливости, должно утверждать в обществе справедливость;
для правовой системы государства, построенного на федеративных началах, свойственен и соответствующий принцип федерализма. Он состоит в том, что наряду с общефедеральной системой права здесь существуют системы (подсистемы) права субъектов федерации.
Сущность права определяется как главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная основа права, которая отражает его истинную природу и назначение в обществе. Относительно понимания сущности права существует ряд теорий.
Теория «естественного права» исходит из того что наряду с позитивным правом, созданным государством, существует высшее «естественное право», свойственное человеку от природы, причём последнее служит критерием оценки права позитивного. Всё в позитивном праве, что противоречит «праву естественному», недостойно уважения и не должно считаться правом.
Юридический позитивизм отрицает «естественное право», которое рассматривается как заблуждение умов, ведущее к нарушению правопорядка. Согласно этой теории, право есть результат только правотворческой функции государства.
Нормативизм – это крайнее проявление формализма в теории права. Сторонники этой теории относят право к сфере долженствования, которая никак не связана с миром бытия, не зависит от него и видят силу права в самом праве. Сила одних норм опирается на другие высшие нормы, но не на реальные факторы. Сила всей правовой системы вытекает из «основной нормы», которая презюмируется существующей.
Представители психологической школы права первичным в праве видят правовое переживание, правовые эмоции. Правовое переживание носит императивно-атрибутивный характер, в нём неразрывно связаны правомочие и обязанность. Норма права представляет собой результат такого переживания, мысленное явление, выражающее связь правомочия и обязанности. Именно правовые переживания есть звенья, соединяющие общество и придающие ему стабильность.
Теория солидаризма в праве базируется на двух положениях: человек – существо, сознающее своё положение; человек – существо общественное, он не может жить обособленно. Общество функционирует ишь благодаря солидарности, которая соединяет индивидов. На основе идеи солидарности в обществе стихийно складываются различные социальные нормы, в том числе и правовые. Правовые нормы существуют без государства, которое лишь выделяет нормы, стихийно складывающиеся в обществе на основе солидарности и формирует их в виде закона. Правовые нормы выше государства и выше законодателя.
Социологическая теория основывается на том, что каждая организация создаёт своё право. Государственные предписания – лишь малая часть права. Его основу составляет «живое право». Отсюда следует, что суды не связаны жестко государственным предписанием, в особенности если имеется пробел или предписание устарело. Судьи могут и должны отыскивать нормы «живого права» и на их основе выносить решения. Представители этого движения фактически уравнивали судью с законодателем.
Марксистская теория права характеризуется признанием связи права с государством. Государство создаёт и обеспечивает соблюдение права. В праве выражается воля государства. Отличительной особенностью этой теории является то, что воля, выраженная в праве, носит классовый характер. Это воля определённого экономически господствующего класса, причем она – не произвол этого класса, а содержание её предопределено материальными условиями жизни соответствующего класса, общества в целом.
Функциями права являются регулятивно-статическая (функция закрепления, стабилизации общественных отношений, наиболее отчетливо выражается при определении общественного статуса различных субъектов); регулятивно-динамическая (она определяет, каким должно быть будущее поведение людей и осуществляется с помощью обязывающих норм); охранительная функция; оценочная функция (позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо решений и поступков).

1. Понятие права (нормативный подход к пониманию права), признаки, сущность права, принципы и функции права

Право - это система общеобязательных, формально определенных, гарантированных государством норм, выражающих возведенную в закон волю собственников средств производства (в правовом государстве - концентрированную волю всего народа) и выступающих в качестве регулятора общественных отношений.

Регулирование общественных отношений может осуществляться в разовом, индивидуальном порядке т.е. в актах, принимаемых для каждого конкретного случая. Но наиболее важной формой обеспечения упорядоченности общественных отношений является нормативное регулирование, осуществляемое при помощи социальных норм, т.е. правил поведения в области общественных отношений.

Специфические признаки права, выражающие его особенности воли, возведенной в закон, состоят в следующих положениях.

1. Право состоит из норм, т.е. правил поведения общего характера, которые закрепляются в статьях нормативно-правовых актов. Норма - это правило общего характера, оно определяет обязанности и ответственность всех граждан, а также обязанности государственных органов и должностных лиц.

2. Право образуют нормы, имеющие общеобязательный характер и выражающие волю государства. Юридические нормы распространяются на всех лиц, которым они адресованы. Эти лица обязаны исполнять требования норм права независимо от их субъективного отношения к ним.

3. Право представляет собой систему норм. Нормы, образующие право, тесно связаны между собой; они действуют в единстве, в системе, из них складываются институт и отрасли.

Право - это система формально-определенных норм. Юридические нормы отличаются точностью, определенностью содержания. Определенность характеризуется тем, что норма закреплена в тексте закона или другого нормативного документа. Для права характерна и формальность, т.е. оформление письменно в документе.

5. Право гарантировано государством, поддерживается его принудительной силой. Если нормы права не исполняются добровольно, государство принимает меры к их принудительному исполнению или воздействию на нарушителя.

Сущность права заключается в том, что право является регулятором общественных отношений и выражает волю собственников средств производства. Другая точка зрения на сущность права: право выражает солидарные интересы населения.

экономический базис

Как нормативная позитивная концепция права в юридической науке позитивизм сформировался в ХIХ веке. Его основные положения сводятся к следующему:

Объективно существует только позитивное право (совокупность норм, издаваемых государством), все остальное представляет собой лишь моральную оценку позитивного права;

Познание именно такого права ориентировано на изучение правовых явлений, понятий, принципов и категорий юриспруденции в субъективном смысле и вне зависимости от их субъективной сущности;

Предметом исследования является право в собственном смысле, то право, которое догматически излагается в нормах;

Такое право считается чисто логической формой, не связанной с другими социальными явлениями, а знания о праве заключаются в общем понятии права.

Принципы права. В самом широком, общефилософском смысле принцип - это начало, исходный пункт данного явления. Принципы не зависят от сознания людей, но могут быть познаны, сформулированы и использованы в практической деятельности. Принципы общественных явлений таковы, какова эпоха, люди и их потребности, каков способ производства. Содержание принципов в конечном счете материально детерминировано, но люди их формулируют и стремятся претворить в жизнь, борются за их практическое осуществление - принципы общественных институтов и процессов не существуют вне зависимости от взглядов и деятельности людей. Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям. Особое значение в качестве ориентиров имеют принципы в сфере сознательно-волевой деятельности людей. Будучи понятны и выдвинуты, они организуют и направляют движение классов, народов, поступки отдельных людей, могут стать костяком нравственных, правовых и политических институтов. Принципы могут выдвигаться людьми, классами, партиями, вождями стихийно, как результат эмпирического жизненного опыта, или формулироваться сознательно, в том числе и на уровне государственной идеологии, целой теоретической концепции, приобретая характер идейно-научных отправных начал.

Таким образом, принципы права - это основные начала, его отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и особой общезначимостью, эти начала составляют важнейшее содержание права, отражают закономерности и устои данной общественно-исторической формации, органически связаны с сущностью данного типа права.

Универсальность означает, что принципами пронизана вся юридическая материя и что они (принципы) должны учитываться в любой правовой ситуации.

Императивность каждого принципа права означает его непререкаемую обязательность, а высшая императивность свидетельствует о том, что такая императивность сильнее предписаний, которые не считаются принципами и должны из них вытекать, им соответствовать. Отсюда вытекает необходимое конституционно закрепленное правило - требование верховенства Конституции РФ, ее высшей юридической силы и прямого действия. Принципы права направляют и синхронизируют весь механизм правового регулирования общественных отношений, предопределяют нормотворческую и правоприменительную деятельность, служат основным критерием законности и правомерности действий граждан и должностных лиц, административного аппарата и органов юстиции, оказывают решающее влияние на правопорядок и цементируют правопорядок. Принципы права могут содержаться в отдельных нормах или в группе норм, но могут пронизывать судебную практику, даже не будучи самостоятельно сформулированы в объективном праве, составляя стержень правовой идеологии, могут концентрироваться в субъективном праве и юридических обязанностях, в правовых обычаях и традициях, деловых обыкновениях, в правовой культуре.

Не обязательно, чтобы принципы права были сформулированы в нормах законодательства, хотя это весьма и желательно, по крайней мере по отношению к ведущим принципам.

В теории права выделяют наиболее общие принципы, такие, как принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демократии, единства прав и обязанностей, содержание убеждения и принуждения. Принципы можно также подразделить исходя из отраслевой принадлежности: отраслевые принципы или принципы гражданского права, административного, уголовного и т.д.

Функции права. Функции права - это основное направление деятельности принципов права, его норм, правовых институтов и отраслей, направленных на правовое регулирование (воздействие) общественных отношений.

Выделяют общесоциальную функцию права и юридическую функцию. Так, к общесоциальной функции относят культурно-историческую функцию, воспитательную функцию, функцию социального контроля и информационно-ориентирующую функцию. К юридической функции относят регулятивную и охранительную, причем регулятивная функция подразделяется на регулятивную динамическую (в основе регулятивной динамической функции находятся нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов: например, гражданский и торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, дарение, завещание) и регулятивную статическую функцию, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей: например, закрепления неизменности и стабильности глав 1 и 2 Конституции Российской Федерации.

2. Различные концепции правопонимания

Термин позитивизм происходит от латинского positives - положительный. Следовательно, основой взглядов позитивистов явилось утверждение о том, что государство устанавливает законы и через них “делегирует” юридические права и устанавливает обязанности. Оно как бы предопределяет и обозначает в основных источниках закона само право. Гносеологические аспекты права жестко детерминированы государством. В свою очередь, сам закон служит толчком и источником к возникновению ряда общественных отношений.

Юридический позитивизм придает ведущее значение норме права, которая выполняет теоретико-познавательную функцию. С помощью данной конструкции право достигает внутреннего единства. Высшим уровнем развития и выражения права является конструкция, содержащая нормы права.

Именно такие основные положения концепции юридического позитивизма отстаивали в своих работах Г. Кельзен, Х. Л.А. Харт, Дж. Остин, К. Бергбом. Возникновение юридического позитивизма в мировой юридической науке оказало влияние и на развитие данной концепции права в России. В этой связи стоит отметить, что развитие России во многих направлениях отличалось от западного и тем самым наложило определенный отпечаток на юридическую науку. По своему территориальному положению Россия соединяла Европу со странами третьего мира, “охраняла” ее от набегов кочевников, позволяла, таким образом, последовательно развиваться европейской цивилизации и культуре. Такое территориальное расположение России обусловило и качественно иное развитие фундаментальной классической науки в государстве. Если в Европе существовали идеи преемственности и развития научных взглядов от предшественников (Демокрит - Платон - Аристотель), в России развитие таких взглядов можно охарактеризовать как “вспышку”, “очаг”, когда твердые устои канонического права перерастают в юридический позитивизм, социологическую школу и т.д.

Заявил о себе юридический позитивизм в России в конце ХIХ-начале ХХ веков с появлением ряда работ по праву таких ученых, как С.В. Пахман, Г.Ф. Шершеневич. Именно в это временя юридический позитивизм стал рассматриваться в качестве теории формально-догматической юриспруденции, которая выражает волю властных субъектов в законодательстве.

С.В. Пахман в своей работе “О современном движении в науке права” обозначил приведенное выше понимание юридического позитивизма. Существенный вклад в данную теорию внес Н.М. Коркунов. В его представлении “право … норма свободы личности, система правил, размежевывающих свободу этих личностей”. Российские ученые не только восприняли идеи позитивизма, но и попытались модернизировать это учение, применив его к традициям российского права. Благодаря этому появилась возможность описать отличительные признаки юридического позитивизма, основанного на принципах российской культуры.

Во-первых, он основан на формально-догматической юриспруденции. Главное место в нем отводится догме права. Она, в свою очередь, создает приемы формально-догматической обработки законодательного материала. Важнейшим элементом обработки считается описание, обобщение и создание юридических конструкций.

Во-вторых, одним из свойств юридического позитивизма следует считать феноменализм. Г.Ф. Шершеневич отмечал: “ …построения науки должны быть результатом только наблюдения над явлениями действительной жизни”. Высказывание ученого подчеркивает формальность и эмпиричность позитивизма. В данном контексте любое правовое явление берется из эмпирического материала и наделяется рядом свойств, занимает место в системе юридических категорий.

В-третьих, предметом изучения науки считается право в собственном смысле, право, существующее в качестве образца, масштаба и независимо от нашего сознания.

В-четвертых, центральное место в теории занимает общее понятие права как формальное и общеобязательное. Составным элементом права является норма. Юридический позитивизм понимает под правом нормы, правила поведения, выражающие требования, обращенные государством к подчиненным. Право - совокупность общеобязательных норм, обеспеченных принудительной силой государства. Так, Г.Ф. Шершеневич считает право “правилами общежития, поддерживаемыми государственной властью”.

Концепция позитивизма была воспринята советской юридической наукой и довольно быстро заняла господствующее место в правовой идеологии государства. Формирование позитивизма происходило под влиянием марксистско-ленинской философской теории. Это предполагает восприятие сущности права через концептуальные основы позитивизма в его положениях о классовой сущности права, его обусловленности экономическим базисом государства.

Право рассматривается как система общеобязательных формально-определенных норм, которые выражают и призваны обеспечивать классово-определенную свободу поведения в ее единстве с ответственностью и сообразно этому выступают в качестве государственно-властного критерия правомерного и неправомерного поведения. Именно такое понимание права утвердилось в качестве ведущего и господствующего в юридическом позитивизме. Понять сущность определения возможно через анализ признаков явления, которые названы в нем в качестве основных.

Это, прежде всего, классово-волевой характер. Через него выражается возведенная в закон государственная воля того класса, который осуществляет политическое господство. В классово-волевом характере отражается классовая сущность права. Этому тезису отводится главенствующее место в марксистско-ленинской теории. “…Ваше право, - подчеркивая классовую сущность права, писали К. Маркс и Ф. Энгельс, - есть лишь возведенная в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса”. Следовательно, право выступает не только как воля господствующего класса, но, реализуясь через государственно-властные предписания, становится такими правилами поведения, в которых заключается государственная воля, независимая от воли отдельных представителей.

Классово-волевой характер права выделяется как ведущий признак. Право является возведенной в закон волей господствующего класса или народа, т.е. выражением воли, ее результатом, ее продуктом. В этом смысле, классово-волевой признак права обусловлен соответствующим базисом; или экономическими отношениями, складывающимися по поводу производства, распределения и потребления материальных благ. Юридический позитивизм выражает волю трудящихся при руководящей роли рабочего класса.

Следующим признаком права, с точки зрения юридического позитивизма, является нормативность. Она заключается в том, что воля господствующего класса выражается обязательно в юридических нормах. Именно основываясь на признаке нормативности, представители позитивизма определяют право как систему норм, которые издаются и санкционируются государством в строго определенных формах. Проводя последовательный анализ сущности и понятия юридического позитивизма, следует отметить, что исторические процессы, стремительно происходящие в нашем обществе, диктуют разнообразные точки зрения и подходы к тем явлениям, которые нас окружают. В связи с изменением официальной государственной доктрины существенные коррективы вносятся и в концепцию юридического позитивизма.

Социологическая концепция права (социология права) в противоположность позитивизму, исследует право эмпирически, как опытный факт, во взаимодействии с социальными явлениями. Право, по мнению сторонников данного подхода, с одной стороны, выражено в законе, с другой, действует фактически на практике. Такое право следует считать “живым”. Оно во многом отличается от того права, которое заключено в законе. В основу его положено общественное отношение. Представители этого подхода считали, что предписания закона становятся нормой права в том случае, если они действительно применяются. Право в интерпретации социологического подхода не застывшая догма, а изменчивая, живая сила; и то, что законодатель имел в виду вчера, может устареть сегодня. Аргументами против нормативизма считались тезисы о том, что норма, содержащаяся в тексте закона, не всегда может применяться в полном объеме в юридической практике, тем самым может противоречить позитивному праву. Иногда сама практика доказывает, что норма права устарела, и судья выносит решение на основе свободного отыскания права.

Задача социологии права заключается в объяснении возникновения и развития права во взаимосвязи с другими общественными явлениями. Упор делается на исследование права в действии. Социология права изучает юридическую систему функционально. Для нее первичной «клеточкой» права является общественное отношение, урегулированное нормой права (правилом поведения), с одной стороны, а с другой, право является режимом упорядоченных отношений между людьми. Его эффективность достигается за счет применения силы политически организованного сообщества.

Сторонники социологической концепции под правом понимают систему общественных отношений, защищенных со стороны государства. Право рассматривается в отличие от “равного масштаба, применяемого к неравным людям”, равным мерилом, которое всегда - неравный результат, индивидуализация абстрактных норм в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами, всегда неодинаковыми и нетождественными. При таком понимании право становится тем, что осуществляется практически, когда отдельная норма через процесс правоприменения находит свою конкретизацию в индивидуальном общественном отношении.

Становление социологической концепции права происходит посредством придания общественному отношению свойства правового. В этом случае государство издает юридическую норму - закон. Его воля здесь объективируется в правоотношении, которое из юридической нормы перерастает в явление сущности права.

Развивая идеи социологической концепции права, В.Н. Кудрявцев и В.П. Казимирчук считают, что необходимость и обусловленность социальной проблематики права связаны с формированием новой экономической структуры отношений, реформой правовой системы. По мнению авторов, социология права рассматривает функционирование права в обществе в социальном аспекте. Ее предметом является социальная обусловленность права, социальные функции права, условия общего действия права.

Социология права включает в себя систему социальных знаний о праве как особом социально-юридическом феномене в развитии и действии, как социально детерминированном, социально действующем явлении и процессе. Социологические исследования проводятся как в целом, так и по отдельным дисциплинам и рассматриваются в качестве направлений отраслей права. Методологической основой социологии права является единство теоретического и эмпирического, абстрактного и конкретного, теории и практики, исторического и логического, структуры и функций. Такой комплексный подход, по мнению авторов, применяется и к теории конкретных социологических исследований.

Концепция естественного права уходит своими корнями в древность. Достаточно вспомнить мысль Аристотеля о том, что цель человечества состоит не в том, чтобы жить, а чтобы жить достойным образом. Основная идея мыслителя заключалась в подчинении человека нравственным идеалам как способам связи между людьми. Она была воспринята философами нового и новейшего времени. И. Кант обосновал в рамках этой концепции формальный принцип нравственности, который основан на нравственной автономии субъекта. Ее смысл заключался в подчинении воли не подсознательному чувству человека, а законам разума, как всеобщим и необходимым. По мысли Аристотеля моральный закон содержит категорический императив - “закон, который обязывает нас - а priori и может быть выражен как исходящий от воли высшего законодателя, т.е. такого, который имеет только права и не имеет никаких обязанностей”. Это дает основание говорить, что для Канта права человека естественны и неотчуждаемы, даны ему с рождением. Эти права определяются состоянием реального бытия, а затем о них можно говорить как о положениях закона.

Характеризуя концепцию естественного права, следует выделить главный её тезис о том, что право существует без текста законов как система прецедентов или обычное право.

Концепция естественного права была воспринята в России в начале ХХ века. Следует вспомнить ряд ярких представителей этой концепции и остановиться на ее основных положениях.

Концепция естественного права была представлена в учениях П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева и др. Основным положением концепции стал вывод о существовании высших, постоянно действующих, не зависимых от государства норм и принципов, в которых воплощен разум, справедливость, объективный порядок ценностей. По В.С. Соловьеву, уже в первоначальных нравственных данных - стыде, жалости, религиозном чувстве - проявляется высшее совершенное добро. Связывая нравственность с правом, автор считал, что право - это низший предел, или определенный минимум нравственности. В самом праве заключено требование реализации этого минимума. Право, будучи внешним осуществлением закономерного порядка, допускает прямое или косвенное принуждение. Он подчеркивал, что “право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающее известное проявление зла”.

Начальным пунктом в естественной концепции является понятие “личность”. Она по своей природе существо свободное. Свобода определяет самостоятельность личности и ее место в праве. Право проявляется тогда, когда свободное действие одного встречается с таким же свободным действием другого.

Только равенство обеспечивает существующую свободу. По мнению другого мыслителя Харриса Д., свобода является ценностью, связанной с правом и обеспеченной законом. Она обеспечивается конституцией и поддерживается государством. Провозглашается, что право необходимо для сохранения свободы одного человека от посягательств со стороны других. С другой стороны, право можно рассматривать как “врага” свободы, как перечень ограничений, которые обязательно противоречат естественной свободе. Любое ограничение свободы представлено как то, что требует объяснения. Например, если законодательство предусматривает нормы о пользовании ремнями безопасности или лицензировать определенные виды деятельности, то законодателю необходимо иметь веские причины для введения ограничивающих свободу норм.

На формирование свободы оказали влияние многие факторы, например, такие как движение к деколонизации и национальному самоопределению; требование того, что человеком должен управлять представитель той же культуры; наследство западных демократий - на свободу слова, собраний и критики. Впоследствии они нашли свое выражение в Европейской Конвенции о правах человека и Основных Свободах, в писанных конституциях.

Свобода является философской категорией. Она подразделяется на свободу, негативную и позитивную. Первая подразумевает отсутствие ограничений человеческим желаниям как внутреннюю ценность; вторая подразумевает полностью свободного человека в идеале. Он отрицает позитивную свободу, мотивируя это тем, что невозможно существование такого идеала, как полностью свободный человек. Например, Ж.Ж. Руссо утверждал, что человека можно “заставить быть свободным”; а марксисты, в свою очередь, верили, что только после избавления от влияния капитализма возможна действительная свобода.

Вывод о том, что означает быть действительно свободным, связан с отношением человека к закону. Следует вспомнить ограничения негативной свободы человека, как-то: законы, запрещающие убийство, насилие, нападение, кражу и т.д. Однако должен ли закон ограничивать свободу действий человека, не причиняющих никому вреда. Положения закона должны быть рассчитаны на то, что свободный человек должен делать.

Определение права в рамках концепции естественного права связано с правовой системой, существующей в “естественном” состоянии. Оно сводится к логически выведенным формальным условиям права, которые нетождественны праву положительному. Сторонники этой концепции подчеркивали, “что естественное право есть та общая алгебраическая формула, под которую история подставляет различные действительные величины положительного права. При этом само собой разумеется, что эта формула /как и всякая другая/ в своей отдельности есть лишь отвлечение ума, в действительности же существует лишь как общая форма всех положительных правовых отношений в них и через них. Таким образом, под естественным рациональным правом мы понимаем только общий разум или смысл всякого права как такового”.

Такое понимание права предполагает обязательное существование какой-то группы нравственных требований, которые собственно и определяли его содержание. Иначе их называли нравственным минимумом. Это не что иное, как начальный критерий, позволяющий назвать, перечислить и определить естественные права человека. Нравственный критерий, таким образом, является ядром сущности права для представителей естественной школы. Из этого вытекает несколько основных незыблемых постулатов, положенных в основу построения системы права в рамках названной теории. К ним относится следующее: “никто не может переносить на других таких прав, которых сам не имеет. По естественному закону никто не имеет права произвольно распоряжаться чужим имуществом; следовательно, право любой власти простирается только на охрану естественных прав человека”.

Определенное место в концепции естественного права занимает регламентация внешнего принуждения в целях реализации общественного блага.

Обобщая сказанное, можно попытаться назвать основные признаки категории права в рамках рассматриваемой концепции. Во-первых, это принудительное требование, которое однако не является формальным, поскольку вытекает из восприятия права как живого динамичного явления, во многом основанного на нравственном чувстве.

Во-вторых, принудительное по форме требование направлено на реализацию определенного минимального добра. Право, в этом смысле, очерчивает минимальную степень нравственного совершенства и тем самым ограничивает возможность безнравственного проявления воли отдельных субъектов. Это позволяет посредством права обеспечить внешний порядок, не допускающий каких бы то ни было проявлений зла. Представители школы естественного права на особое место ставят ценности свободы и справедливости. Справедливость лежит в основе самой доктрины естественного права. Ее содержание заключается в признании за другими права на жизнь и благополучие, в той мере, в какой это признается каждым за самим собой. Свобода является высшим уровнем развития личности и представляет собой естественный источник права. Б.Н. Чичерин, к примеру, рассматривает ее, как “один из элементов общественной жизни, но не единственный и не верховный. Человек, по природе свой, существо свободное, а потому имеет права. Эти права должны быть признаны в государстве, которое состоит из свободных лиц, а не из рабов. Рабство унижает человеческое достоинство, низводит человека на степень орудия или животного. Но человек, не только существо разумное, но и свободное и нравственное, носит сознание господствующих над ним начал”. Такая свобода выступает неотъемлемым /естественным/ правом человека. Она тесно связана с общим благом, как два интереса - интерес человека и интерес общества.

Долгое время школа естественного права рассматривалась в нашей стране через призму государственной идеологии и объявлялась лженаукой. Пожалуй, упоминание о ней в официальных вузовских учебниках можно было найти лишь в главе, посвященной критике буржуазных правовых теорий. Несмотря на это, и в советский период в отечественной теории права появились ростки естественно-правового подхода к анализу действительности.

Одним из первых, кто попытался отойти от общепризнанного подхода к праву, был В.С. Нерсесянц. В своей работе “Право и закон” автор пришел к выводу о том, что проблемы соотношения права и закона, права и свободы, воли и свободы относятся к числу достаточно изученных в отечественной юридической науке. Он принимает существующее в литературе определение и признаки права. Считает, что нормативность является важным компонентом понимания права. Необходима праву также и общеобязательность, так как этот признак связывает право с государством и его принудительной силой. Однако для автора норма права - лишь официальная форма выражения его нормативных начал. Ученый предполагает, что “норма закона состоит не только из конкретизации, но и из того, что конкретизируется, и этим конкретизируемым не может быть любое произвольно взятое содержание, но лишь определенное по своей сущности содержание /т.е. свобода/. Автор также считает важным в понятии права действие и реальность норм права. “ В теоретических подходах, - подчеркивает В.С. Нерсесянц, - где не производится различий между правом и законодательством, законодательные нормы в качестве норм долженствования становятся исходным пунктом движения к сущему, к реальности права, к его осуществлению в действительности”. Однако именно в этом случае норма закона остается на уровне должного. Навязывает заданные характеристики реальным фактическим отношениям. Переход от должного к сущему, по мнению автора, предполагает разграничение права и закона и выделение таких категорий, как воля и свобода, неизбежно сопутствующих реальному воплощению права в действительной жизни. В этом смысле, правовые нормы, правовое сознание, правовые отношения являются составными элементами понятия права, существующего в качестве теоретической абстракции. Когда эти категории переходят в свое конкретизированное качество, тогда они превращаются в “материю” закона и становятся правовыми по существу.

Бесспорно, что преломление собственно естественно - правового понимания проблемы через призму господствующей идеологической доктрины не могло не сделать ее несколько специфичной, отличной от классической, а поэтому необходимо назвать признаки, характеризующие состояние естественно-правовых исследований в современной России.

Во-первых, попытка выхода к основным категориям естественного права - свободе и воле - предпринимается через соотношение права и закона. Во-вторых, путь к “сущему” праву лежит в разрешении противоречий между законом и правом. Право отличается от закона, т.к по сути оно представляет собой явление должное, а закон есть его реализация вовне или его реальность.

Вместе с тем, необходимо констатировать, что к сегодняшнему дню не сформировалась как единое целое российская национальная школа естественного права. Хотя именно в данный исторический период существует возможность для развития именно этой правовой концепции на базе российской традиции.

Идеи аксиологии /теории ценностей/ возникли с момента разрушения идеологических устоев общества в древние века. Кризис афинской демократии заставил Сократа поставить вопрос о том, что есть благо.

Для теории ценностей главным является тезис о возникновении и развитии природы ценностей, их месте в реальности и структуре ценностного мира, связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Основной категорией теории является ценность, т.е. все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений. Они могут выступать в качестве “предметных ценностей”, т.е. оцениваться в плане добра и зла; истины и не истины; красоты и безобразия; допустимого и запретного; справедливого и несправедливого и т.д.

В культурно-исторических процессах /древних веков, средних и т.д. / существовала иерархия ценностей, которые определялись общественным сознанием. Всякое явление получало преобразование в деятельности человека, становилось элементом определенной культуры, приобретало значение и смысл для социальной общности. Каждая общность характеризовалась специфическим набором и иерархией ценностей, их система выступала в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.

Обращение к аксиологическому подходу в изучении права связано с уже внедрившейся в теорию права, правовую систему, правосознание естественной концепцией. Обусловлено мнением о том, что “все большая ориентация на общечеловеческие ценности и гуманитарные начала в нашем мировоззрении в современных условиях совпала с фактически возрастающей ролью права в общественной жизни”. На оформление подхода к праву оказало влияние развитие общегуманитарной мысли, приоритет и ориентация на общечеловеческие ценности. Привлекает внимание также идея о том, что ценность права можно исследовать только, если рассматривать его как явление цивилизации и культуры. Право должно занимать ведущее место в каждом этапе развития человечества. Оно как бы задает те нормативные ориентиры, которые позволяют упорядочивать социальную жизнь, гарантировать свободу человеку и реализовывать свойственную человеку индивидуальность.

Именно данная концепция рассматривает человека не просто субъектом - личностью, а индивидом. Она предусматривает его основные права и свободы. Специфика основных прав и свобод связана с индивидуальными качествами самого человека. Естественные неотчуждаемые права - основа концепции даны человеку по рождению никем не могут быть отменены или изменены. Они позволяют индивиду быть самим собой. Индивид как бы становится ценностью не только для общества, но и для самого себя. Он является не просто ценностью, а правовой ценностью, потому что все те права и свободы, которые характеризуют социальные и человеческие качества индивида ни кем не регламентированы, а изначально присущи индивиду.

В отечественной теории права первые упоминания об аксеологическом подходе встречаются в связи с развитием широкого подхода к праву в рамках юридического позитивизма. Как отмечал В.Н. Кудрявцев, “во многих случаях социальные ценности, отраженные в праве, становятся правовыми идеями, принципами права, находят в нем свое как бы “второе рождение”. Условно считалось, что право является ценностью в обществе, социальным благом, соответствующим интересам и идеалам определенных классов, общества, личности. По мнению Нерсесянца В.С., концепция аксеологии предполагает различение ценности и оцениваемого факта /явления, объекта, отношения/ и определение его ценностного значения и смысла. Ценность права, ценность закона /позитивного права/ состоит в их правовом значении и смысле. Цель права как должного в отношении закона заключается в том, что оно формирует закон /позитивное право/. Правовой закон - это абсолютно правовая цель-ценность и постоянное долженствование - требование для реального закона. Именно такое соотношение должного и сущего в аксеологической плоскости выражает идею необходимости постоянного совершенствования практически и реально существующих форм позитивного права, которые как явления далеки от идеального состояния.

Такой факт является закономерным. Во-первых, ученые, высказывая ту или иную точку зрения, должны были увязывать ее с общей государственной доктриной. Во-вторых, само понятие аксиологической концепции содержало собственный присущий только отечественной теории права смысл.

Возникновение аксиологической концепции в рамках данного подхода было связано с общей государственной доктриной, а сущность и понятие концепции с позитивистским подходом полностью ориентировались на позитивное право. В данном контексте под ценностью понимали социальное благо, соответствующее интересам и идеалам определенных классов, общества, личности. В этих рамках следует выделить несколько уровней ценностей права. С одной стороны, в соответствии с классовой сущностью ценность права заключалась в служении классовым интересам. Здесь право обеспечивало экономические, идеологические интересы господствующего класса и выполняло функции высшей ценности. Оно как бы подчеркивало в соответствующих источниках, что является ценным /материальные блага и т.д. / для господствующего класса, что он должен охранять, приумножать и т.д.

С другой стороны, в соответствии с общим назначением права в жизни людей следует выделить ценность права как высокоэффективного и целесообразного социального регулятора. Право выступает единой для всех мерой /масштабом/ поведения одинаково воспринимаемой людьми, и опосредующей их деятельность. Кроме того, право также является средством, которое обеспечивает функционирование остальных социальных институтов в обществе.

Следует отметить, что право обладает собственной ценностью. Оно является как бы равной для всех мерой поведения в обществе, олицетворяет социальную свободу и ответственность, выражает присущие человеку социальные блага, обеспечивает стабильность взаимоотношений между людьми. Выступая балансом между социальной свободой и ответственностью, право позволяет выражать грань, которая вносит в жизнь общества организованность и порядок, очерчивает рамки взаимоотношений между людьми, не допускает переход к произволу и беззаконию.

Являясь сопротивлением произволу и беззаконию, право тем самым занимает центральное место и выступает фактором социального прогресса. В этом смысле, право может выступать и явлением культуры. Оно может фиксировать в нормативной форме духовные ценности и достижения, которые вырабатываются обществом, например: демократия, права человека, мораль.

Прежде всего, ценность права, если право выступало орудием классового и политического господства, совпадала с ценностями других социальных институтов в системе классовых отношений. С другой стороны, право всегда имеет общее назначение, и ценность права заключается в

Загрузка...