musings.ru

Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по круг лиц. Действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц Административным проступком является

Вступление административно-правовой нормы в силу мо­жет быть определено специальным актом, принятым соответ­ствующим государственным органом. В то же время возможно индивидуальное решение вопроса о порядке вступления в силу той или иной нормы или нормативного акта в целом.

Действие административно-правовых норм начинается с момента принятия актов, содержащих эти нормы, и доведения их в необходимых случаях до сведения исполнителей. Вместе с тем акты, содержащие нормы, предусматривающие администра­тивную ответственность граждан, вступают в силу через опреде­ленный срок, как правило, через 10 дней после опубликова­ния. Это сделано для того, чтобы люди могли ознакомиться с содержанием таких решений.

Вопрос об утрате административно-правовой нормой юри­дической силы решается обычно путем ее официальной отме­ны специальным актом государственного органа.

Как правило, действие норм рассчитано на неопределенное время. Однако нередко встречаются нормы, действие которых связано с наступлением определенного события (стихийное бедствие, эпидемия и т.д.), с совершением факта, а также с точно определенным сроком (например, «до окончания весенне-лет­них полевых работ»). В предусмотренных законом случаях дей­ствие нормативных актов управления может быть приостанов­лено на определенное время.

В отношении административно-правовых норм, в особеннос­ти норм, устанавливающих или усиливающих ответственность, действует общее правило о том, что обратной силы они не име­ют. Однако встречаются случаи, когда действие той или иной нормы распространяется и на ранее возникшие отношения. Та­кое обстоятельство специально оговаривается в нормативном акте.

Действие административно-правовой нормы в пространстве связано с положением органа, издающего нормативный акт, в системе органов государственного управления. В этой связи раз­личают нормы государственного и местного масштаба, нормы общего характера и нормы отраслевые, а также нормы локаль­ные, действующие в пределах одного предприятия, учреждения.

Действие административно-правовых норм по кругу физи­ческих лиц связано с распространением устанавливаемых ими правил на всех граждан либо на их отдельные группы (военно­служащие, пассажиры). Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, долж­ностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы дан­ного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливае­мые государственными комитетами и некоторыми министерства­ми, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполне­ния соответствующими предприятиями, учреждениями и орга­низациями, независимо от их подчиненности.

ИСТОЧНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Юридические нормы нуждаются во внешних формах выра­жения, иначе возникает трудность ознакомления с ними людей, которым они адресованы.

Источники административного права - внешнее выраже­ние административно-правовых норм; иными словами - юриди­ческие акты различных государственных органов, в которых со­держатся административно-правовые нормы.

К основным источникам административного права от­носятся:

Конституция Республики Беларусь;

Законы Республики Беларусь;

Декреты, указы Президента Республики Беларусь;

Нормативные правовые акты Правительства Республики Бе­ларусь (постановления и распоряжения);

Нормативные правовые акты местных Советов депутатов, их исполнительных и распорядительных органов;

Международные договоры и нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных обязательств Рес­публики Беларусь (акты, заключенные между странами - уча­стницами СНГ, связанные с вопросами обеспечения и безо­пасности дорожного движения, таможенного контроля и т.д.).

Отдельную группу нормативных правовых актов составля­ют регламенты, принимаемые (издаваемые) главой государства, органами законодательной, исполнительной, местных властей, содержащие совокупность правил, определяющих процедуру де­ятельности соответствующих органов.

Источниками административного права внутриорганизационного характера можно назвать нормативные акты руководи­телей государственных концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов).

Глава 4

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Административно-правовые отношения являются разновид­ностью правовых отношений, разнообразных по своему характе­ру, юридическому содержанию, их участникам.

Административно-правовое отношение - это урегулирован­ное административно- правовой нормой управленческое обще­ственное отношение, в котором стороны выступают как носите­ли взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных административно-правовой нормой.

Признаки административно-правовых отношений:

Возникновение на основе норм административного права;

Возникновение в сфере деятельности исполнительной власти;

Наличие обязательного субъекта, наделенного государствен­но-властными полномочиями;

Участники этих отношений наделены субъективными права­ми и юридическими обязанностями;

Правовые отношения имеют много разновидностей;

Реализация субъективных прав и исполнение юридических обязанностей обеспечены возможностью государственного принуждения;

Споры, возникающие между сторонами административно-пра­вовых отношений, разрешаются, как правило, в администра­тивном (внесудебном) порядке.

Предусматривая возможность возникновения административ­но-правовых отношений в тех или иных условиях и между теми или иными сторонами, административно-правовая норма зара­нее устанавливает объем полномочий этих сторон, а также юри­дическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав. Административно-правовая норма для одной стороны определяет вид и меру возможного поведения, а для другой - вид и меру должного поведения.

Вместе с тем административно-правовые отношения нельзя понимать так, что у одной стороны есть только обязанности, а у другой - только права. Свойственный административно-право­вому регулированию метод, хотя и предопределяет юридическое властвование одной из сторон управленческих отношений, од­нако не превращает вторую сторону в пассивного участника, не имеющего соответствующих прав. Например, гражданин, подав­ший жалобу в орган управления, вправе требовать ее приема и рассмотрения в определенные сроки. Данному праву соответ­ствует обязанность органа управления принять и зарегистриро­вать жалобу, рассмотреть ее в установленные сроки. Следова­тельно, налицо взаимные права и обязанности сторон админист­ративно-правового отношения, но при этом у одной из сторон, как правило, есть такие юридические полномочия, которых нет у другой стороны, или их объем менее значителен.

Конкретную реализацию административно-правовые отноше­ния находят в повседневном взаимодействии субъекта и объек­та управления. Для них характерно единство содержания, ибо все они являются административными, и единство формы - ад­министративно-правовой. Их административные черты выража­ются в том, что только одна сторона правомочна принять офи­циальное юридически властное решение. Важно подчеркнуть, что отраженная в административно-правовом отношении властность определяется не усмотрением сторон, а вытекает непосредствен­но из содержания соответствующей нормы административного права. Субъект государственного управления реализует в адми­нистративно-правовых отношениях принадлежащие ему юриди­чески властные полномочия в тех случаях, когда в этом возни­кает необходимость.

Административное правоотношение имеет свою структуру, т.е. состоит из определенных элементов.

Действие административно-правовых норм в пространстве и времени

Действие административно-правовых норм в пространстве подразумевает ограничение территории, на которой распространяется юридическая сила АПН: а) вся территория государства; б) часть территории государства (территория субъекта Федерации).

Действие АПН в пространстве. Выделяют: 1) межтерриториальные АПН (к примеру, отраслевые нормы транспортных министерств); 2) АПН за государственной границей РФ (различного рода представительства и граждане, находящиеся в зарубежных странах); 3) АПН на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (СНГ). В пределах РФ административно-правовые нормы распространяются также на иностранных граждан.

Действие АПН во времени. По времени действия нормы административного права делятся на срочные и бессрочные: 1) большинство АПН действуют неопределенный срок – до их официального изменения либо до их отмены. Отменить подобную норму может лишь орган соответствующего уровня, неотмененные нормы иногда сильно нарушают спокойное течение жизни; 2) некоторые АПН действуют определенный срок, обычно он указывается в самом акте (например, режим чрезычайного положения).

Законную силу АПН приобретают: 1) с момента подписания соответствующего нормативного акта (указа Президента РФ, постановления Правительства РФ); 2) с момента опубликования АПН в официальном издании: «Парламентская газета», «Российская газета» (ФЗ, ФКЗ, некоторые постановления палат, некоторые указы Президента РФ, постановления Правительства РФ), «Собрание законодательства РФ» (все, кроме секретных и ДСП), «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» (приказы министров, директоров, постановления комитетов – то, что имеет общесоциальное значение); 3) в срок, указанный в акте.

Важное значение имеет положение Конституции РФ о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Реализация административно-правовых норм – это процесс практического использования содержащихся в них правил поведения с целью регулирования общественных отношений, в котором участвуют все стороны данных отношений в соответствии с их административно-правовым статусом.

Способы реализации АПН:

1)?исполнение – точное следование содержащимся в них юридическим предписаниям, запретам или дозволениям. Субъекты – все участники управляемых отношений;

2)?применение (см. ниже);

3)?соблюдение – конкретное выражение исполнения, реакция участников управляемых отношений на запреты;

4)?использование – добровольное совершение субъектами правомерных деяний, связанных с осуществлением субъективных прав в сфере управления. В отличие от соблюдения и исполнения здесь субъект сам решает, воспользоваться ему правом, предоставленным АПН, или нет.

Применение административно-правовой нормы – это разрешение на ее основе конкретной ситуации в сфере госуправления правомочным на то субъектом. Применять АПН могут соответствующие субъекты исполнительной власти (должностные лица). Сопровождается принятием индивидуального правового акта (например, регистрация общественного объединения, решение по жалобе гражданина и т. п.).

Решение конкретного административного дела – исключительная компетенция исполняющего обязанности, граждане не имеют полномочий по применению АПН. Некоторые АПН применяются в судебном порядке (например, при наложении административных взысканий за совершение некоторых административных правонарушений).

АПН должна быть применена:

а)?соответствующая;

б)?к надлежащему субъекту;

в)?при наличии оснований, предусмотренных законом или иным нормативным актом.

Виды систематизации административно-правовых норм:

1. Из-за многообразия системы источников административного права существует проблема кодификации АПН. Берется какая-либо сфера права; специалисты собирают абсолютно все действующие нормы, устаревшие отбрасывают, создают проект, вносят на рассмотрение законодателей. Конечный продукт кодификации – Кодекс.

2. Есть еще задача инкорпорации – объединения и расположения в систематизированном порядке и логической последовательности норм по важнейшим административно-правовым институтам (разные слои населения испытывают различные потребности: знать, выполнять, применять и др.). Конечный продукт инкорпорации – справочник. Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Из книги Договорное право. Книга первая. Общие положения автора Брагинский Михаил Исаакович

9. Действие норм о договорах в пространстве Законодательство о договорах, как часть гражданского законодательства в целом в силу п. «о» ст. 71 Конституции, составляет предмет ведения Российской Федерации. Опираясь на указанную норму, п. 1 ст. 3 ГК предусмотрел: в соответствии

Из книги Кодекс РФ об административных правонарушениях автора Законы РФ

Статья 1. 7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) автора Дума Государственная

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени и в пространстве 1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного

Из книги Банковское право. Шпаргалка автора Белоусов Данила С.

8. Действие актов банковского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц Большое практическое значение имеет вопрос о пределах действия акта банковского законодательства во времени. Для того чтобы определить временные рамки действия акта

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 2 «Действие уголовного закона во времени и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

5. Действие законодательства о наследовании в пространстве, по времени Правоотношения, возникающие в сфере наследственного права, носят длящийся характер и возникали как при старом законодательстве о наследственном праве, так и после принятия ГК РФ. Изменения при

Из книги Международное право автора Вирко Н А

12. Действие международных договоров во времени и в пространстве, по кругу лиц Международный договор начинает действовать с момента вступления его в силу до прекращения и не имеет обратной силы. Это действие международного договора во времени. Государства до вступления

Из книги Уголовно-процессуальное право автора Невская Марина Александровна

4. Действие уголовно-процессуального закона во времени, в пространстве и по лицам Для характеристики российских источников уголовно-процессуального права существенное значение имеют также положения о пределах действия соответствующих законов во времени, в

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 2. ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА ВО ВРЕМЕНИ И В ПРОСТРАНСТВЕ Статья 9. Действие уголовного закона во времени 1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Гражданский процесс автора Черникова Ольга Сергеевна

1.5. Гражданские процессуальные нормы (понятие, виды, особенности структуры). Действие гражданских процессуальных норм во времени и в пространстве Норма права – это общеобязательное формально определенное, охраняемое от нарушений принудительной силой государства

Из книги Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовно-исполнительное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

19. Действие уголовно-исполнительного законодательства в пространстве и во времени Действие в пространстве. Согласно ч. 1 ст. 6 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации неукоснительно применяется на всей территории страны. Не

Из книги Уголовное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

14. Действие уголовного права в пространстве, во времени и по лицам Действие уголовного закона в пространстве и во времени определяется в гл. 2 УК РФ. Российское уголовное право придерживается двух основных принципов: территориального и принципа гражданства.

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

Глава 2. Действие уголовного закона во времени и в пространстве СТАТЬЯ 9. Действие уголовного закона во времени1. Преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время совершения этого деяния.2. Временем совершения преступления

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

§ 5.4. Действие нормативного акта во времени, в пространстве и по кругу лиц Любой нормативный правовой акт, имеет временные и пространственные (территориальные) пределы своего действия, а также распространяется на определенный круг лиц или иных субъектов права. Действие

Действие нормативно – правовых актов во времени. Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.

Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования );

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.

Так, согласно ст. 104 Конституции Республики Беларусь, законы подлежат немедленному опубликованию после их подписания и вступают в силу через десять дней после опубликования, если в самом законе не установлен иной срок. Декреты Президента публикуются и вступают в силу в таком же порядке. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, решения Конституционного Суда, постановления пленумов Верховного Суда вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Указы Президента Республики Беларусь, постановления Совета Министров Республики Беларусь и иные правовые акты вступают в силу со дня включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. Ведомственные нормативно – правовые акты, если они не затрагивают права, свободы и обязанности граждан, подлежат регистрации в Министерстве юстиции и вступают в силу с момента регистрации, если иной срок не указан в самом акте.

Некоторые акты нормативного характера имеют значение для узкого круга субъектов. В этих случаях они могут не публиковаться, а направляться соответствующими органами для применения. Также акты начинают действовать обычно с момента получения их этими органами, если не установлен иной срок введения их в действие.

Утрата юридической силы происходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, то есть он не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу. На практике это означает, например, что суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом. В порядке исключения нормативно-правовой акт обретает обратную силу:

а) если указание на это имеется в самом акте;

б) если он устраняет или смягчает административную ответственность.

Действие нормативно – правовых актов в пространстве

В пространстве нормативно-правовые акты в зависимости от своего вида могут:

а) распространяться на всю территорию государства;

б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;

При этом под государственной территорией понимается, воздушное, водное, наземное пространство , которое находится под суверенитетом данного государства и на которое государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью. Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно – правовых актов по кругу лиц

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами. Однако из этого правила имеются исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, состоять на службе в Вооруженных Силах РБ, на гос.службе, избираться и быть избранными );

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут административной ответственности;

в) некоторые нормативно-правовые акты распространяют свое действие и на тех граждан, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве ).

Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние ), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие ), по состоянию здоровья (инвалиды ) и др.

Кроме того, многие административно-правовые нормы регулируют лишь деятельность органов, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций. Акты министерств чаще всего действуют лишь в рамках системы данного министерства. Вместе с тем многие правила, устанавливаемые государственными комитетами и некоторыми министерствами, имеют межотраслевой характер и обязательны для исполнения соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их подчиненности.

  • 6. Понятие, сущность, значение административного права как отраслевой правовой науки.
  • 7. Предмет и метод административно-правовой науки.
  • 10. Состояние науки административного права в дореволюционной России и период советского строительства в ссср.
  • 11. Задачи и состояние науки административного права в современных условиях. «Лазаревские чтения»
  • 12.Управление: понятие, сущность, система, значение, типы, виды.
  • 13. Управление как объект и предмет правового регулирования. Объем правового регулирования государственного и муниципального управления административным правом.
  • 14. Государственное и муниципальное управление - особый вид социального управления
  • 15. Государственное и частное управление: соотношение.
  • 16. Структура государственного управления: особенности субъекта, объекта и механизм их взаимодействия.
  • 17. Виды и значение управленческих взаимосвязей: субординация, координация, реординация.
  • 18. Понятие, структура, черты исполнительно-распорядительной деятельности. Отличие ее от законодательной, судебной и прокурорской.
  • 19. Понятие и структура механизма исполнительно-распорядительной (государственно-управленческой) деятельности органов исполнительной власти.
  • 20. Законы и закономерности управления. Принципы государственного управления как правовое выражение этих законов и закономерностей.
  • 21. Цели и задачи в механизме государственного управления
  • 23. Формы и методы государственного управления.
  • 24. Технология управления: понятие, значение в деятельности органов исполнительной власти
  • 25.Понятие, содержание, структура административно-правовых норм.
  • 27. Виды административно-правовых норм.
  • 28. Действие норм административного права.
  • 29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.
  • 30. Понятие, структура, содержание административно-правовых отношений.
  • 31. Основания возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений.
  • 32. Субъекты административно-правовых отношений
  • 33. Предмет и объект административно-правовых отношений.
  • 34. Виды административно-правовых отношений.
  • 36. Административно-правовой статус: понятие, содержание и структура
  • 37. Правосубъектность: понятие, виды (общая, специальная).
  • 38. Виды субъектов административного права и их классификация.
  • 39.Граждане как субъекты административного права.
  • 40. Права и обязанности граждан по административному праву (в сфере публичного
  • 41. Особенности регулирования административным правом общественно-политической активности граждан, права заниматься предпринимательской деятельностью, права на передвижение и выбор места жительства.
  • 42. Юридические гарантии субъективных прав граждан: право на защиту, право на оружие, право обращения в органы публичного управления и к должностным лицам
  • 43. Виды обращений граждан и порядок их рассмотрения в органах исполнительной власти.
  • 44. Особенности административно-правового статуса иностранцев, лиц без гражданства и лиц с двойным гражданством.
  • 45. Административно-правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
  • 46.Понятие и виды коллективных субъектов административного права.
  • 47. Особенности содержания административно-правового статуса коллективного субъекта.
  • 49. Административно-правовой статус религиозных объединений
  • 50. Административно-правовой статус некоммерческих организаций
  • 51.Статус государства – Российской Федерации.
  • 52. Административно-правовой статус субъекта рф.
  • 53. Административно-правовой статус Президента рф.
  • 54. Статус муниципальных образований
  • 55. Статус средств массовой информации
  • 56.Система органов государственного управления в Российской Федерации (их виды и классификация).
  • 57. Соотношение системы и структуры федеральных органов исполнительной власти
  • 58. Содержание административно-правового статуса органов исполнительной власти.
  • 59. Административно-правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 61. Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти.
  • 62. Государственные органы исполнительной власти субъектов рф
  • 63. Административно-правовой статус муниципальных органов исполнительной власти
  • 65. Организационно-правовое регулирование государственной службы.
  • 66. Понятие и принципы государственной гражданской службы. 67. Понятие государственной должности и должности государственного служащего.
  • 68.Способы замещения должностей в аппарате управления.
  • 69. Классификация государственных гражданских должностей
  • 72. Основные социально-правовые гарантии, ограничения, запреты и поощрения для государственных служащих.
  • 73. Муниципальная служба и административно-правовой статус муниципального служащего
  • 74.Понятие, признаки и юридическое значение правовых актов управления
  • 75. Виды и классификация правовых актов управления
  • 76. Требования, предъявляемые правовым актам управления, и последствия их несоблюдения.
  • 77. Административный договор: публично-правовая природа, признаки, отличия от гражданско-правового договора.
  • 76. Административное усмотрение и административный произвол.
  • 28. Действие норм административного права.

    Рассмотрим действие административно-правовых норм в пространстве, во времени и по кругу лиц.

    Действие административно-правовых норм в пространстве определяет территорию их распространения. По общему правилу данные нормы распространяют действие на всю территорию государства. Действие норм права, издаваемых государством, возможность их реализации на всей его территории являются одним из важных признаков государственного суверенитета.

    В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч. 2 названной статьи РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.

    Действие административно-правовых норм в пределах территории государства (в нашем случае - Российской Федерации) обусловлено статусом органа, принявшего соответствующую норму, а также статусом нормативного правового акта, содержащего данную норму.

    Действие административно-правовых норм по кругу лиц определяет тот круг субъектов, который обязан руководствоваться предписаниями этих норм и распространяется на всех граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридические лица, органы исполнительной власти, государственных служащих, находящихся (расположенных) на территории РФ. Как пример можно указать нормы большинства федеральных законов. Вместе с тем специфика конкретных общественных отношений может ограничивать действие нормативного правового акта определенными группами субъектов, выводя из круга правового регулирования данного акта иные группы субъектов.

    Действие административно-правовых норм во времени позволяет определить, во-первых, порядок вступления нормы в силу, т.е. тот момент, начиная с которого сформулированное в норме правило поведения становится общеобязательным, во-вторых, период действия административно-правовой нормы, своего рода ее продолжительность жизни, и, в-третьих, условие применения нормы к конкретному общественному отношению.

    29. Реализация норм административного права. Применение как особая форма реализации административно-правовых норм.

    Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм :

    исполнение - точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые содержатся в административно-правовых нормах;

    применение - издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;

    использование - применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;

    соблюдение - воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.

    Применение - наиболее характерный для административного права вид реализации административно-правовых норм. Применение подразумевает издание компетентными органами исполнительной власти и их должностными лицами юридических актов, основанных на материальных и процессуальных нормах. Например, принятие решения по конкретной жалобе гражданина или юридического лица, решения о государственной регистрации юридического лица, издание приказа о зачислении на военную службу, вынесение постановления о привлечении лица к административной ответственности. Реализация административно-правовых норм посредством применения - исключительная прерогатива полномочных органов исполнительной власти и их должностных лиц. Некоторые административно-правовые нормы (прежде всего об установлении административной ответственности, а также об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права граждан) применяются в судебном порядке. Например, при наложении административного наказания за совершение административного правонарушения, если данная категория правонарушений в соответствии с КоАП РФ рассматривается судом (ст. 23.1). Так, исключительно судом рассматриваются дела, связанные с заведомо ложным вызовом пожарной охраны, милиции, скорой помощи или иных специализированных служб (ст. 19.13). Исключительно судом могут применяться отдельные виды административных наказаний, например административный арест (ст. 3.9). Ни граждане, ни коммерческие организации, ни общественные или религиозные объединения, никакие иные субъекты административно-правовых отношений не имеют права применять нормы административного права. Они могут обращаться к органам исполнительной власти и их должностным лицам, например, с заявлением о регистрации вновь создаваемого юридического лица, с жалобой на неправомерные, по мнению обращающегося, действия сотрудников внутренних дел, с ходатайством о заключении сделки, подпадающей под действие антимонопольного регулирования, и т.п. Однако, повторимся, принятие решения о применении конкретных административно-правовых норм к соответствующему правоотношению, издание соответствующего правового акта остаются в компетенции органа исполнительной власти и его должностного лица.

    Вариант 1.

    1.Нормативный правовой акт, в отличие от других источников (форм) права,

    1) принимается компетентным государственным органом (должностным лицом)

    2) обеспечивается силой общественного мнения

    3) фиксирует решение суда по конкретному делу

    4) отражает представление общества о справедливости

    2. Правонарушением является

    1) наложение взыскания начальником на подчинённого

    2) разглашение государственной тайны

    3) коллекционирование старинных монет

    4) нарушение слова, данного другу

    3. Административным проступком является

    1) безбилетный проезд в автобусе

    2) убийство двух лиц

    3) отказ вернуть долг соседу

    4) опоздание на учёбу

    4. Не подготовившись к контрольной работе по математике, двое учащихся 11 класса решили сорвать её проведение. Они позвонили в полицию, сообщив, что в школе заложена бомба. Действия учащихся являются

    1) гражданским проступком

    2) преступлением

    3) административным проступком

    4) дисциплинарным нарушением

    5. Какая отрасль права закрепляет основы государственного строя?

    1) административное

    2) конституционное

    3) гражданское

    4) уголовное

    1) норма морали

    2) социальная норма

    3) норма права

    4) политическая норма

    7. Нарушением трудового права является

    1) производство и распространение наркотиков

    2) увольнение за неявку на работу при наличии больничного листа

    3) неявка избирателя на избирательный участок для голосования

    4) подделка денежных знаков

    8. Правонарушение — это

    1) противоправное, виновное, об-ще-ствен-но опас-ное деяние, при-чи-ня-ю-щее вред обществу

    2) поведение, на-ру-ша-ю-щее при-ня-тые в дан-ном об-ще-стве эти-че-ские правила

    3) деяние, на-ка-за-ни-ем за ко-то-рое яв-ля-ет-ся ли-ше-ние свободы

    4) общественное отношение, участ-ни-ки ко-то-ро-го имеют определённые права и юри-ди-че-ские обязанности

    9. В приведённом пе-реч-не дей-ствий дис-ци-пли-нар-ным про-ступ-ком является

    1) не-вы-пол-не-ние правил, преду-смот-рен-ных уста-вом школы

    2) рас-про-стра-не-ние нар-ко-ти-че-ских ве-ществ на школь-ной дискотеке

    3) отказ усту-пить место по-жи-ло-му че-ло-ве-ку в транспорте

    4) кража до-ку-мен-тов и бу-маж-ни-ка у прохожего

    10.Среди пе-ре-чис-лен-ных пра-во-на-ру-ше-ний пре-ступ-ле-ни-ем является

    1) си-сте-ма-ти-че-ское опоз-да-ние на работу

    2) без-би-лет-ный про-езд в автобусе

    3) пе-ре-ход улицы в не-по-ло-жен-ном месте

    4) рас-про-стра-не-ние наркотиков

    11. Инна сдала в химчистку шубу. Но приёмщик не предупредил её о том, что, возможно, после химчистки может немного измениться окрас меха. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

    1) трудового права

    2) уголовного права

    3) административного права

    4) гражданского права

    12.Гражданин А. заключил с транспортной компанией договор о перевозке мебели из его городской квартиры на дачу. Данные правоотношения регулируются нормами права

    1) трудового

    2) административного

    3) уголовного

    4) гражданского

    13.Молодые люди угнали чужую машину. Их действия являются

    1) административным проступком

    2) уголовным преступлением

    3) дисциплинарным проступком

    4) гражданским проступком

    14.Гражданка продает свою квартиру дальней родственнице. Куда гражданкам необходимо обратиться, чтобы заверить договор купли-продажи?

    1) в юридическую консультацию

    2) к мировому судье

    3) к нотариусу

    4) к адвокату

    15. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил горшок с цветком на капот стоявшего перед домом автомобиля. Нормы какой отрасли права регулируют отношения гражданина с владельцем автомобиля?

    1) конституционного права

    2) административного права

    3) гражданского права

    4) финансового права

    16. Согласно рос-сий-ским нор-мам тру-до-во-го права, до-пус-ка-ет-ся за-клю-че-ние тру-до-во-го до-го-во-ра с не-со-вер-шен-но-лет-ни-ми гражданами, при усло-вии пись-мен-но-го со-гла-сия родителей, с

    17.Верны ли следующие суждения о юридической ответственности?

    А. Юридическая ответственность призвана восстанавливать нарушенные права граждан, пострадавших от правонарушения.

    Б. Юридическая ответственность выражается в том, что в отношении лица, вина которого доказана, применяются меры государственного принуждения.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    18. Установите соответствие между проступками и видами юридической ответственности. К каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    19. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите цифры в соответствии с буквами

    20. Работа с текстом.

    Юридические нормы, как мы уже знаем, — «кирпичики», исходные элементы всего здания права данной страны. Отрасли — наиболее крупные подразделения права, так сказать, целые этажи, службы правового здания. Таковы уголовное право, трудовое право, административное право, гражданское право и т. д. В своей совокупности эти отрасли и составляют право в целом — систему права данной страны. Отрасль права — это главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений.

    При указании на отрасль права можно отметить целый ряд её признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет», т. е. особый участок общественной жизни, особый вид однородных общественных отношений: конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «своё законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом; гражданскому праву — гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом.

    И всё же главная особенность каждой отрасли — наличие особого юридического режима («метода регулирования»), который характеризует то, как, каким способом — через дозволения, запрещения, обязывания — осуществляется юридическое регулирование. К дозволениям, скажем, тяготеет гражданское право, трудовое право; к запрещениям — уголовное; к обязываниям — административное. Квалифицированный юрист-практик знает, что обозначение юридических дел в качестве уголовных, трудовых, семейных свидетельствует о том, что в данном случае действует особый юридический порядок. Например, гражданин заключил с организацией соглашение о производстве работы, а потом возник конфликт, и юридическому органу нужно рассматривать «дело». Какое дело? Ответ на этот вопрос зависит от того, какое было заключено соглашение. Трудовой договор? Просто соглашение на выполнение подрядных работ? В первом случае (трудовой договор) вступает в действие трудовое право. Если же заключено подрядное соглашение, то тут уже другой юридический режим, устанавливаемый и поддерживаемый не трудовым, а гражданским правом.

    (По С. С. Алексееву)

    1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
    2. Какое определение отрасли права дано в тексте? Объясните связь терминов «норма права», «законодательный акт», «отрасль права».
    3. Какие три признака отрасли права рассмотрены автором?
    4. В тексте приведены примеры некоторых отраслей права. Назовите любые три отрасли и, опираясь на знание обществоведческого курса, определите для каждой её предмет.

    Правоотношения, правонарушение и юридическая ответственность.

    Вариант 2.

    1.Право, в отличие от морали,

    1) охраняется силой государства

    2) опирается на представления о добре и зле

    3) регулирует общественные отношения

    4) опирается на общественное мнение

    2. Механизм государственного принуждения, действующий в отношении правонарушителей, это

    1) дееспособность

    2) правоотношение

    3) правовое сознание

    4) юридическая ответственность

    3. Бабушка с внуком, гуляя в лесу, на-рва-ли букет цветов, ко-то-рые занесены в Крас-ную книгу. Нормы какой от-рас-ли права ре-гу-ли-ру-ют данную ситуацию?

    1) уголовного права

    2) административного права

    3) гражданского права

    4) трудового права

    4. Какая отрасль права регулирует вопросы родительских обязанностей?

    1) гражданское право

    2) трудовое право

    3) семейное право

    4) административное право

    5. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения граждан и фирм

    1) семейное право

    2) административное право

    3) трудовое право

    4) гражданское право

    6. Правило поведения человека в правовой ситуации, которое должно обязательно выполняться

    1) норма морали

    2) социальная норма

    3) норма права

    4) политическая норма

    7. Какой из приведённых при-ме-ров яв-ля-ет-ся при-ме-ром нормы кон-сти-ту-ци-он-но-го права?

    1) Пассажиры обя-за-ны опла-чи-вать про-езд в об-ще-ствен-ном транспорте.

    2) Незнание офи-ци-аль-но опуб-ли-ко-ван-но-го за-ко-на не осво-бож-да-ет от от-вет-ствен-но-сти за его несоблюдение.

    3) Производители несут от-вет-ствен-ность за ка-че-ство предо-став-лен-но-го по-ку-па-те-лям товара.

    4) Граждане обя-за-ны со-блю-дать пра-ви-ла об-ще-ствен-но-го по-ряд-ка в пар-ках и заповедниках.

    8. Какой из приведённых при-ме-ров ил-лю-стри-ру-ет правонарушение?

    1) Граж-да-нин К. дал взят-ку долж-ност-но-му лицу.

    2) Иван вы-сту-пил со сви-де-тель-ски-ми по-ка-за-ни-я-ми в суде.

    3) Антон на-пи-сал за-яв-ле-ние в ОВД о го-то-вя-щем-ся преступлении.

    4) Юлия по-лу-чи-ла по-вест-ку как кан-ди-дат в при-сяж-ные заседатели.

    9. Что из пе-ре-чис-лен-но-го от-но-сит-ся к при-зна-кам правонарушения?

    1) за-дер-жа-ние со-труд-ни-ком полиции

    2) воз-буж-де-ние уго-лов-но-го дела

    3) за-клю-че-ние следователя

    4) об-ще-ствен-ная опас-ность деяния

    10. Василий заключил договор на строительство дачного домика, но работники строительной фирмы нарушили установленные сроки. Нормы какой отрасли права были нарушены в данной ситуации?

    1) административного права

    2) трудового права

    3) уголовного права

    4) гражданского права

    11. Гражданин приобрёл для домашнего пользования стиральную машину. Сервисная служба магазина доставила, установила и подключила стиральную машину, а также передала гражданину гарантийный талон. Отношения гражданина с магазином регулируются нормами права

    1) гражданского

    2) трудового

    3) конституционного

    4) административного

    12. Гражданки торговали у станции метро собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?

    1) уголовное преступление

    2) дисциплинарный проступок

    3) административное правонарушение

    4) гражданский проступок

    13.Вернувшись с работы домой, гражданин обнаружил, что его квартира ограблена. Куда необходимо обратиться гражданину?

    1) к нотариусу

    2) к мировому судье

    3) в органы внутренних дел

    4) к адвокату

    14. Гражданка М. за-клю-чи-ла до-го-вор купли-продажи не-дви-жи-мо-сти и при-об-ре-ла на вто-рич-ном рынке у граж-да-ни-на Т. двух-ком-нат-ную квар-ти-ру пло-ща-дью 60 кв. м. Что из пе-ре-чис-лен-но-го ниже яв-ля-ет-ся объ-ек-том дан-но-го правоотношения?

    1) приобретённая граж-дан-кой М. квартира

    2) Гражданка М.

    3) право про-жи-вать в дан-ной квартире

    4) текст заключённого договора

    15. Во время лет-них каникул, стар-ше-класс-ник Кон-стан-тин хотел устро-ить-ся на работу, чтобы ма-те-ри-аль-но по-мочь семье. Тру-до-устрой-ство по об-ще-му основанию, со-глас-но Тру-до-во-му ко-дек-су РФ, воз-мож-но с возраста

    16. Гражданин В., яв-ля-ясь на-след-ни-ком вто-рой очереди, пре-тен-ду-ет на на-след-ство умер-ше-го брата. Нормы ка-ко-го права ста-нут ос-но-вой для раз-би-ра-тель-ства дела в суде?

    1) кон-сти-ту-ци-он-но-го

    2) граж-дан-ско-го

    3) административного

    4) государственного

    17.Верны ли следующие суждения о правовых нормах?

    А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.

    Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    18.Установите со-от-вет-ствие между ви-да-ми юридической от-вет-ствен-но-сти и от-рас-ля-ми права: к каж-дой позиции, дан-ной в пер-вом столбце, под-бе-ри-те соответствующую по-зи-цию из вто-ро-го столбца.

    19.Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

    20. Работа с текстом.

    В первобытном обществе общественный порядок поддерживался всеми членами общества на основе жёстких запретов, традиций и обычаев. Социальные нормы были встроены в социальный порядок жизни. Посредством этих норм (образцов) закреплялся и воспроизводился данный тип общественных связей, осуществлялась передача опыта первобытной социальности.

    В зависимости от дифференциации общественной жизни, с переходом в архаическом обществе к различным формам обмена деятельностью возникает проблема осмысления и обоснования (оправдания) социальных норм. Усложняется само понятие социальной нормы, поскольку нужно сопоставить различные образцы, правила и предписания, выработать определённые стандарты и стереотипы. В отличие от образца, регулирующего весь процесс взаимодействия, норма представляет собой принцип, допускающий вариативность поведения. Тем самым осуществляется взаимная оценка различных социальных норм. Этот оценочный момент становится важным мотивом выполнения или невыполнения социальной нормы.

    Социальные нормы являются способом добровольного и осознанного взаимодействия, сотрудничества людей. На их основе возможно прогнозирование поведения взаимодействующих сторон, что делает более устойчивыми общественные связи, повышает меру стабильности общества, соотносит интересы индивидов и общества в целом.

    В развитых обществах социальные нормы становятся мерой и инструментом измерения человека и человеческой деятельности.

    С ориентацией на социальные нормы человек воспитывает в себе определённые личностные качества. Через усвоение социальных норм происходит социализация индивидов, однако самореализация не сводится к усвоению социальных норм.

    1. Составьте план текста. Для этого вы-де-ли-те ос-нов-ные смыс-ло-вые фраг-мен-ты тек-ста и оза-главь-те каж-дый из них.
    2. Укажите две функции, ко-то-рые выполняли, по мне-нию авторов, со-ци-аль-ные нормы в пер-во-быт-ном обществе.
    3. Какие ха-рак-те-ри-сти-ки со-ци-аль-ных норм сви-де-тель-ству-ют об их усложнении? Ис-поль-зуя текст, ука-жи-те три из них.
    4. Какие три вида со-ци-аль-ных норм, по мне-нию авторов, под-дер-жи-ва-ли об-ще-ствен-ный по-ря-док в пер-во-быт-ном обществе? При-ве-ди-те два при-ме-ра таких норм.
    Загрузка...