musings.ru

Государственное задание бюджетного учреждения - помощь в госзакупках. Финансирование госзадания: примеры расчетов Государственное задание его характеристика

"Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 12

Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (ст. 6 БК РФ). Требования к содержанию, порядку формирования и финансовому обеспечению выполнения государственного (муниципального) задания установлены ст. 69.2 БК РФ. В настоящей статье речь пойдет о порядке формирования государственного задания в отношении федеральных учреждений силовых министерств и ведомств в 2011 г., а также о финансовом обеспечении его выполнения.

О статье 69.2 БК РФ

Ни для кого не секрет, что с 2005 г. в нашей стране проводится бюджетная реформа. Так вот на одном из ее этапов Федеральным законом N 63-ФЗ <1> Бюджетный кодекс и был дополнен ст. 69.2 "Государственное (муниципальное) задание" (вступила в силу 01.01.2009). В ней законодатели определили состав показателей государственного (муниципального) задания, распределили между органами власти различных уровней полномочия по установлению порядка его формирования, привели источники использования показателей и требования к порядку формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания.

<1> Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

В 2010 г. в рамках дальнейшей реализации бюджетной реформы принят Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ). Согласно данному Закону с 01.01.2011 планируется изменить правовой статус всех государственных (муниципальных) учреждений путем их преобразования в казенные, бюджетные нового типа или автономные учреждения. Что касается федеральных учреждений силовых министерств и ведомств, они в соответствии с п. 1 ст. 31 Федерального закона N 83-ФЗ должны перейти в статус казенных.

Федеральным законом N 83-ФЗ в ст. 69.2 БК РФ внесены продиктованные временем поправки <2>, которые затронули большую часть ее норм.

<2> Вступают в силу 01.01.2011.

В связи с тем, что в данной статье мы будет знакомить читателей с порядком формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в 2011 г., а также учитывая тот факт, что учреждения силовых министерств и ведомств со следующего года станут казенными, далее по тексту нормы ст. 69.2 БК РФ будем приводить в редакции Федерального закона N 83-ФЗ и только в отношении федеральных казенных учреждений.

Требования к содержанию государственного задания

Согласно п. 1 ст. 69.2 БК РФ государственное задание федерального учреждения на 2011 г. должно содержать:

  • показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ);
  • порядок контроля за исполнением государственного задания (в том числе условия и порядок его досрочного прекращения);
  • требования к отчетности об исполнении государственного задания.

Вместе с этим при оказании государственных услуг физическим и юридическим лицам государственное задание должно содержать:

  • категории физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
  • порядок оказания соответствующих услуг;
  • предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством РФ.

Анализируя состав показателей государственного задания можно отметить, что в бюджетном законодательстве установлена связь между финансовым обеспечением учреждений и качеством (результатом) их работы, что, по мнению автора, может служить мотивацией к эффективному использованию бюджетных ресурсов и повышению качества оказываемых ими государственных услуг.

К сведению. Ранее в государственное задание необходимо было также включать выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания.

Показатели государственного задания федерального учреждения используются при составлении проекта федерального бюджета для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ), а также при составлении бюджетной сметы казенного учреждения (п. 2 ст. 69.2 БК РФ).

Требования к порядку формирования государственного задания

Порядок формирования государственного задания на оказание в 2011 г. государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных учреждений, как и ранее, определяет Правительство РФ с одним лишь уточнением: государственное задание формируется (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета) в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год - на один год, в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период - на три года (п. 3 ст. 69.2 БК РФ).

Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в порядке, установленном Правительством РФ (п. 4 ст. 69.2 БК РФ).

Во исполнение приведенных норм Правительство РФ разработало Положение о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, которое утверждено Постановлением от 02.09.2010 N 671 (далее - Порядок формирования государственного задания и Постановление N 671). Постановление начнет действовать 01.01.2011 , за исключением отдельных его положений, для которых установлены иные сроки. В частности, п. п. 2 - 7 Постановления N 671 применяются со дня его официального опубликования - 13.09.2010 .

К сведению. Ранее в соответствии со старой редакцией п. п. 3 и 4 ст. 69.2 БК РФ Правительство РФ приняло Положение о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденное Постановлением от 28.12.2008 N 1065. Установленный данным документом порядок формирования государственного задания действует с 15.05.2009 по 31.12.2010.

Организационные мероприятия по формированию государственного задания

Мероприятия по формированию государственного задания условно можно подразделить на три этапа.

Первый этап. Работа над государственным заданием начинается с составления и утверждения перечней государственных услуг (работ). В этих целях Постановлением N 671 утверждены:

  • форма ведомственного перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти (государственных органов) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее - ведомственный перечень государственных услуг);
  • форма базового (отраслевого) перечня государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее - базовый перечень государственных услуг).

Базовые перечни государственных услуг в установленной форме утверждаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Ведомственные перечни государственных услуг в отношении казенных учреждений утверждаются в установленной форме главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся указанные учреждения (далее - главные распорядители, в ведении которых находятся казенные учреждения). При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней (п. п. 3 - 5 Постановления N 671).

Второй этап. В состав ведомственного перечня государственных услуг включен показатель "Требования к качеству государственной услуги". В связи с этим на втором этапе определяются показатели объема и качества государственной услуги (в случае принятия решения об их установлении) . То есть на данном этапе утверждаются административные регламенты исполнения государственной услуги (функции) .

Примечание. Ведомственные и базовые перечни государственных услуг после их утверждения должны быть размещены в сети Интернет на официальных сайтах (п. п. 3 и 4 Постановления N 671).

В соответствии с п. 6 Постановления N 671 перечни показателей качества государственной услуги утверждают главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию. Согласование указанного перечня не требуется только в случае, если показатели качества государственной услуги совпадают с показателями, установленными для соответствующей государственной услуги базовым перечнем.

Приведем в таблице некоторые государственные услуги (функции), предоставляемые (исполняемые) физическим и юридическим лицам, из Ведомственных перечней ФМС и МЧС <3>.

Наименование

государственной

потребителей

государственной

Перечень и единицы

измерения

показателей объема

(состава)

государственной

Основные

требования

к качеству

государственной

Реквизиты

нормативно-

правового акта об

утверждении

Административного

регламента

исполнения

государственной

функции или

стандарты

предоставления

государственной

Государственные услуги, предоставляемые МЧС

Проведение

аттестации

судоводителей на

право управления

маломерными судами

Юридические и

физические лица

Количество выданных

удостоверений на

право управления

маломерным судном

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Проведение

технического

освидетельствования

маломерных судов

Юридические и

физические лица

  1. Количество

выданных технических

талонов на годность

к плаванию

маломерного судна

  1. Количество

выданных актов

технического

освидетельствования

маломерного судна

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Проведение

государственной

регистрации

маломерных судов

Юридические и

физические лица

Количество выданных

судовых билетов

маломерного судна

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Лицензирование

деятельности в

области пожарной

безопасности

Юридические и

физические лица

Количество выданных

лицензий (ед.)

Административного

регламента

Приказ МЧС России

Государственные услуги, предоставляемые ФМС

Выдача (замена) и

учет паспортов

гражданина РФ,

удостоверяющих

личность гражданина

РФ на территории РФ

Граждане РФ

Количество выданных

паспортов (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Организация и

ведение адресно-

справочной работы

государственной

местного

самоуправления,

юридические и

физические

общественные

объединения

Количество поданных

запросов (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Оформление и выдача

приглашений на

въезд в РФ

иностранных граждан

и лиц без

гражданства

Граждане РФ,

органы местного

самоуправления,

юридические

Количество

оформленных

приглашений (шт.)

Административного

регламента

Приказ ФМС России

Рассмотрение

обращений граждан

Граждане РФ,

иностранные

граждане и

гражданства

Количество

рассмотренных

обращений

(заявлений,

предложений, жалоб)

Разделы II, III

Административного

регламента

Приказ ФМС России

<3> Перечень государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) Федеральной миграционной службой, утв. Приказом ФМС России от 14.10.2009 N 241 (в ред. Приказа ФМС России от 30.04.2010 N 106). Перечень государственных услуг, оказываемых Министерством Российской Федерации, по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий физическим и (или) юридическим лицам размещен на официальном сайте МЧС в разделе "Государственные услуги".
<*> Нумерация государственных услуг приведена в соответствии с нормативным документом.

Третий этап. На последнем этапе организационных мероприятий осуществляется процесс формирования, финансового обеспечения и контроля за выполнением государственного задания. Организуется взаимодействие главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, с соответствующими федеральными учреждениями.

Формирование государственного задания

Государственное задание федерального казенного учреждения формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными его учредительными документами, в порядке, установленном Положением N 671. Перечень учреждений, переходящих в статус казенных, определяется правовыми актами главных распорядителей, в ведении которых находятся учреждения (п. 1 Порядка формирования государственного задания).

В отношении федеральных казенных учреждений государственное задание формируется главными распорядителями, в ведении которых они находятся, при установлении федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Оформляется оно по форме, предусмотренной в Приложении к Положению N 671 (п. 3 Порядка формирования государственного задания).

Государственное задание формируется на основании ведомственного перечня государственных услуг и показателей качества государственных услуг (при их установлении), утвержденных главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения. Финансовое обеспечение его выполнения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели. При внесении изменений в нормативно-правовые акты, на основании которых было сформировано государственное задание, а также при изменении размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете для финансового обеспечения его выполнения, в государственное задание могут быть внесены изменения. Эти изменения утверждаются главным распорядителем, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения (п. п. 4 - 6 Порядка формирования государственного задания).

Финансовое обеспечение государственного задания

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели, и согласно показателям бюджетной сметы этого учреждения (п. п. 6 и 7 Порядка формирования государственного задания).

Главные распорядители, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, при определении показателей бюджетной сметы вправе использовать нормативные затраты на оказание соответствующих государственных услуг и нормативные затраты на содержание имущества, переданного на праве оперативного управления казенному учреждению. Причем порядок определения этих затрат устанавливается главными распорядителями, в ведении которых находятся указанные выше учреждения, по согласованию с Минфином и Минэкономразвития (п. 8 Порядка формирования государственного задания).

Контролируют выполнение казенными учреждениями установленных им государственных заданий также главные распорядители, в ведении которых данные учреждения находятся (п. 16 Порядка формирования государственного задания).

Обратите внимание! В соответствии с п. 2 Постановления N 671 утверждены:

  • Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 137н/527);
  • Методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением (Приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29.10.2010 N 136н/526).

Государственные задания (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне <4>) размещаются органами Федерального казначейства в сети Интернет на официальном сайте на основании информации, предоставляемой им в установленном Минфином порядке федеральными казенными учреждениями. Кроме того, государственные задания и отчеты об их исполнении (за исключением содержащихся в них сведений, отнесенных к государственной тайне) могут быть размещены на официальных сайтах главных распорядителей, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения (п. 18 Порядка формирования государственного задания).

<4> Перечни сведений, составляющих государственную тайну, приведены в ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне" и Указе Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне".

В.Лахматова

Главный редактор журнала

"Силовые министерства и ведомства:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Какие изменения внесены в порядок формирования государственного задания, в форму задания и отчета о его выполнении? Как рассчитывать затраты, включаемые в расчет базового норматива, и коэффициент платной деятельности?

15.09.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 13.09.2017 № 1101, которым вносятся изменения в порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 № 640 (далее – Изменения № 1101, Положение № 640), а также в форму госзадания и отчет о его выполнении. Некоторые поправки вступают в силу с сентября 2017 года, некоторые – с 01.01.2018.

Изменения с 15 сентября 2017 года.

Коэффициенты выравнивания.

Пунктом 9 Положения № 640 установлено, что коэффициенты выравнивания применяются в целях доведения объема финансового обеспечения выполнения госзадания до уровня финансового обеспечения в текущем финансовом году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (далее – ГРС) на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения госзадания. Данные показатели применяются при необходимости и на основании п. 2 Изменений № 1101 должны определяться главным распорядителем средств федерального бюджета. Ранее такие коэффициенты рассчитывались в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными Минфином.

Формирование госзадания.

Напомним, что согласно п. 3 Положения № 640 госзадание должно содержать:

    показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) госуслуги (работы);

    предельные цены (тарифы) на оплату услуг физическими или юридическими лицами, если законодательством РФ предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен в случаях, установленных законодательством РФ;

    сведения о контроле над выполнением госзадания и требования к отчетности.

Подпунктом «а» п. 4 Изменений № 1101 уточнено, что оказываемые платные услуги должны осуществляться в рамках госзадания.

Допустимые (возможные) отклонения значений показателей от установленных в госзадании теперь могут быть не только в процентах, но и в абсолютных величинах.

Пунктом 4 Положения № 640 установлено, что госзадание, не содержащее сведений, составляющих государственную тайну, формируется в форме электронного документа в системе «Электронный бюджет».

Данный пункт дополнен новой нормой, согласно которой предварительный отчет о выполнении госзадания и отчет о его выполнении, не содержащие сведений, составляющих государственную тайну, формируются в системе «Электронный бюджет», в том числе посредством информационного взаимодействия с иными информационными системами органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей (ГРС, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения в случае утверждения федеральному казенному учреждению госзадания).

Согласно внесенным в п. 7 Положения № 640 изменениям распределение показателей объема государственных услуг (работ), содержащихся в госзадании между ФГУ и созданными им обособленными подразделениями или внесение изменений в указанные показатели осуществляется по форме, предусмотренной приложением 1 к Положению № 640, с заполнением показателей, определенных федеральным государственным учреждением, без ограничения периода в 10 дней с момента утверждения госзадания, как это было ранее (пп. «г» п. 4 Изменений № 1101).

Расчет базового норматива затрат. Изменения, касающиеся затрат, включаемых в расчет базового норматива, для наглядности приведем в таблице.

Базовый норматив затрат

Вид затрат

Нововведения

– непосредственно связанные с оказанием государственной услуги (п. 19 Положения № 640);

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе оказания госуслуги, выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе оказания услуги), с учетом срока их полезного использования (пп. «б (1)» п. 19, пп. «б (1)» п. 29 Положения № 640)

Указанные затраты необходимо рассчитывать на основании годовой расчетной (плановой) суммы амортизации, которая должна начисляться по особо ценному движимому имуществу, используемому в процессе оказания госуслуг и выполнения работ ( и , амортизируемые в процессе оказания услуги) и необходимому для общехозяйственных нужд (основные средства и нематериальные активы), исходя из срока его полезного использования, установленного с учетом Классификации основных средств, включаемых в *, и особенностей условий его эксплуатации (повышенная сменность и (или) агрессивность среды), определяемых на основании содержания оказываемых услуг (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

Затраты на приобретение материальных запасов и движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе оказания государственной услуги, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества (пп. «б» п. 19, пп. «б» п. 29 Положения № 640)

– на общехозяйственные нужды (п. 20 Положения № 640);

– на выполнение работы в рамках госзадания (п. 29 Положения № 640)

Затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, необходимого для общехозяйственных нужд (основных средств и нематериальных активов), с учетом срока их полезного использования (пп. «г» п. 20, пп. «ж» п. 29 Положения № 640)

Затраты на содержание (пп. «б», «в» п. 20, пп. «б», «д», «е» п. 29 Положения № 640):

– объектов недвижимого имущества, а также затраты на аренду указанного имущества;

Затраты на аренду имущества учитываются в составе указанных затрат в случае, если имущество, необходимое для выполнения госзадания, не закреплено за федеральным бюджетным или автономным учреждением на праве оперативного управления (пп. «з», «к» п. 4 Изменений № 1101)

* Утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Согласно п. 28 Положения № 640 нормативные затраты на выполнение работы федеральными бюджетными и автономными учреждениями, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляет Правительство РФ, определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения госзадания в порядке, установленном указанными учреждениями по согласованию с Минфином.

Теперь допускается применять порядок определения нормативных затрат на выполнение работ, утвержденный уставом федерального бюджетного или автономного учреждения (пп. «и» п. 4 Изменений № 1101).

Коэффициент платной деятельности.

В соответствии с п. 33 Положения № 640 в объем финансового обеспечения выполнения госзадания включаются затраты на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения.

В этом же пункте приведено понятие коэффициента платной деятельности и установлены условия его применение и расчет.

В частности, законодатель допускает ситуацию, когда учреждение оказывает сверх установленного госзадания госуслуги (выполняет работы) для физических и юридических лиц за плату, а также осуществляет иную приносящую доход деятельность (далее – платная деятельность). В этом случае затраты на уплату налогов рассчитываются с применением коэффициента платной деятельности. Данный коэффициент определяется как отношение планируемого объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания (далее – субсидия) к общей сумме планируемых поступлений, включающей поступления от субсидии и доходов от платной деятельности, определяемых исходя из объемов указанных поступлений, полученных в отчетном финансовом году.

Подпунктом «м» п. 4 Изменений № 1101 внесено уточнение, согласно которому при расчете коэффициента платной деятельности не учитываются поступления в виде:

    целевых субсидий, предоставляемых из федерального бюджета;

  • пожертвований;

    прочих безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц;

    поступающих в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование).

Изменение размера субсидии. Пункт 41 Положения № 640 содержит условия для уменьшения объема субсидии в течение срока выполнения госзадания. В частности, это возможно только при его изменении.

Данный пункт дополнен новым абзацем, из которого следует, что объем субсидии может быть увеличен в течение срока выполнения госзадания в случае изменения законодательства РФ о налогах и сборах, в том числе в случае отмены ранее установленных налоговых льгот (пп. «п» п. 4 Изменений № 1101).

Также установлено, что при досрочном прекращении выполнения госзадания в связи с реорганизацией учреждения неиспользованные остатки субсидии подлежат перечислению соответствующим учреждениям, являющимся правопреемниками.

Срок представления отчета.

В соответствии с п. 47 Положения № 640 федеральные бюджетные и автономные учреждения представляют своим учредителям, а федеральные казенные учреждения – ГРС отчет о выполнении государственного задания в сроки, установленные государственным заданием, но не позднее 1 марта финансового года, следующего за отчетным.

Согласно внесенным изменениям, если учредителем, ГРС преду­смотрено представление отчета о выполнении госзадания в части, касающейся показателей объема оказания государственных услуг (выполнения работ), на иную дату (ежемесячно, ежеквартально), показатели отчета формируются на отчетную дату нарастающим итогом с начала года. При этом учредитель, ГРС вправе установить плановые показатели достижения результатов на определенную им отчетную дату в процентах от годового объема оказания госуслуг (выполнения работ) или в натуральных показателях как для государственного задания в целом, так и относительно его части (с учетом неравномерного процесса их оказания (выполнения)).

Изменения с 1 января 2018 года.

В соответствии с пп. «д» п. 8 Изменений № 1101 с 01.01.2018 госзадание формируется на оказание госуслуг (выполнение работ), определенных в качестве основных видов деятельности федеральных государственных учреждений, содержащихся в общероссийских базовых (отраслевых) перечнях (классификаторах) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам (далее – общероссийские базовые перечни), и федеральных перечнях (классификаторах) государственных услуг, не включенных в общероссийские базовые (отраслевые) перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, и работ, оказание и выполнение которых предусмотрено нормативными правовыми актами РФ (далее – федеральные перечни), утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

До внесения изменений госзадание формировалось в соответствии с утвержденным ГРС, в ведении которого находятся федеральные казенные учреждения, либо учредителем в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений ведомственным перечнем государственных услуг и работ, оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности (далее – ведомственный перечень), сформированным в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности (далее – базовый (отраслевой) перечень).

Финансовое обеспечение выполнения госзадания.

В пункте 12 Положения № 640 приведена формула, по которой определяется объем финансового обеспечения выполнения государственного задания. В два показателя этой формулы (Ni, Nw) внесены корректировки, согласно которым госуслуга и выполненная работа, для которых приводятся нормативные затраты, должны быть установлены госзаданием, а не как раньше – ведомственным перечнем.

Ni – нормативные затраты на оказание i-й государственной услуги, установленной госзаданием;

Nw – нормативные затраты на выполнение w-й работы, установленной госзаданием.

Согласно п. 17 Положения № 640 в новой редакции базовый норматив затрат с 01.01.2018 будет рассчитываться исходя из затрат, установленных в общероссийском базовом и (или) федеральном перечне (пп. «ж» п. 4 Изменений). Ранее – в базовом (отраслевом) перечне.

В связи с изменениями порядка формирования госзадания скорректированы и формы государственного задания (ф. 0506001), отчета о выполнении государственного задания (ф. 0506501).

Государственное задание.

На титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В части I «Сведения об оказываемых государственных услугах» в таблицу 3.1 добавлены для отражения допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества государственной услуги графы 13 «в процентах» и 14 «в абсолютных показателях», в таблицу 3.2 – графы 16 «в процентах» и 17 «в абсолютных показателях». В части II «Сведения о выполняемых работах» в таблицу 3.1 добавлены те же графы, что и в таблицу 3.1 ч. I. Таблица 3.2 дополнена графой 10 «описание работы», также добавлены графы для отражения допустимых и возможных отклонений: 17 «в процентах» и 18 «в абсолютных показателях».

Заметим, что и ранее эти показатели отражались в отчете, только сведения о них следовало указывать в конце разд. I и II.

Отчет о выполнении государственного задания.

Как и в форме госзадания, в отчете о его выполнении на титульном листе строку с видом деятельности учреждения необходимо заполнять на основании общероссийского или федерального базового перечня.

В таблицы 3.1 и 3.2 ч. I «Сведения об оказываемых государственных услугах» и II «Сведения о выполняемых работах» добавлена графа, в которой отражается значение показателя качества госуслуги, утвержденного в государственном задании на отчетную дату. Он заполняется в случае установления учредителем требования о представлении промежуточного отчета о выполнении государственного задания. При установлении этого показателя:

    в процентах он рассчитывается путем умножения годового объема государственной услуги (работы) на установленный процент достижения результатов выполнения государственного задания на отчетную дату, в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года;

    в абсолютных величинах – заполняется в соответствии с государственным заданием (в том числе с учетом неравномерного оказания государственных услуг (выполнения работ) в течение календарного года).

В заключение выделим несколько основных изменений.

При формировании госзадания следует руководствоваться общероссийскими базовыми перечнями и федеральными перечнями.

В таблицах 3.1 и 3.2 ч. I и II появились новые графы:

    в форме госзадания – графа, в которую нужно вносить абсолютную величину допустимых (возможных) отклонений от установленных показателей качества или объема госуслуги либо работы;

    в форме отчета о выполнении госзадания – графа, в которую вносится показатель качества или объема, утвержденного в госзадании на отчетную дату. Ее необходимо заполнять, если учреждению требуется подавать промежуточный отчет.

В новом виде форма госзадания будет применяться при его составлении на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.

С 1 января 2011 года начнет действовать новый порядок формирования государственных заданий в отношении федеральных государственных учреждений. Он определен постановлением Правительства РФ от 2 сентября 2010 г. № 671.

ГОСЗАДАНИЕ КАК СПОСОБ ФИНАНСИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЯ

Нововведения были необходимы, так как с нового года начинается реформа государственных и муниципальных учреждений. Один из ее важных моментов — то, что государство существенным образом ограничивает свои финансовые обязательства по отношению к бюджетным учреждениям, порядок их финансирования будет иным.

Постановление Правительства РФ № 671 «О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания» (далее — постановление № 671) конкретизирует механизм госфинансирования деятельности всех трех возможных типов государственных учреждений: бюджетных, автономных и казенных.

Так, бюджетные учреждения будут получать средства из бюджета в рамках госзадания. В остальном их деятельность, как и деятельность автономных учреждений, должна строиться на основе инициативы, предприимчивости. И только в отношении казенных учреждений государство сохраняет свои финансовые обязательства. По сути, в плане финансовой стабильности казенные учреждения пришли на смену бюджетным.

Сроки утверждения задания

Государственное задание составляется при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и утверждается не позднее одного месяца со дня официального опубликования федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

КАК ФОРМИРУЕТСЯ ЗАДАНИЕ

Положение, утвержденное постановлением № 671, устанавливает порядок формирования и финансового обеспечения выполнения госзадания на оказание услуг федеральными бюджетными и казенными учреждениями. Так, госзадание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами учреждения. В задании прописываются показатели, характеризующие качество, объем (содержание) государственной услуги (работы), а также порядок ее оказания (выполнения). Если задание предусматривает оказание нескольких услуг (работ), то оно формируется из нескольких разделов. Каждый из них должен содержать соответствующие условия. Аналогично формируется задание, предусматривающее как оказание услуг, так и выполнение работ: оно будет состоять из двух частей. То есть требования к оказываемой услуге будут прописаны отдельно и отдельно оговорены запросы к выполняемым работам. Форма госзадания приведена в приложении к постановлению № 671.

В отношении федеральных казенных учреждений госзадание формируется главными распорядителями средств федерального бюджета, в ведении которых находятся эти учреждения. В отношении федеральных бюджетных учреждений — федеральными органами исполнительной власти (государственными органами), которые выполняют функции и полномочия учредителя. Сведения о размещении госзаданий (за исключением сведений, составляющих гостайну), а также отчетов об их исполнении публикуются в интернете.

ВЫДЕЛЕНИЕ ДЕНЕГ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ГОСЗАДАНИЯ

Пункт 9 Положения указывает, что финансирование выполнения госзадания происходит в виде субсидирования. При этом пересмотреть объем субсидии можно, только если изменено само госзадание. Согласно пункту 10 Положения, размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание госуслуг и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, а также на уплату налогов по данному имуществу. В отношении имущества, сдаваемого в аренду, субсидия не выделяется.

Нормативные затраты на оказание госуслуги учитывают:
1) нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги;
2) нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества учреждения).

В свою очередь нормативные затраты на содержание имущества федерального бюджетного учреждения рассчитываются с учетом расходов:

— на потребление электроэнергии в размере 10 процентов от общего объема затрат федерального бюджетного учреждения на оплату данного вида коммунальных платежей;

— на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов от общего объема затрат учреждения на оплату этого вида коммунальных платежей;

— на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное за федеральным бюджетным учреждением или приобретенное им за счет средств, выделенных учреждению учредителем.

Об этом сказано в пункте 13 Положения. Суммы субсидии перечисляются на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федеральному бюджетному учреждению (п. 14 Положения).

Контроль выполнения госзадания

Согласно пункту 16 Положения, контроль за выполнением федеральными казенными учреждениями госзаданий возложен на главных распорядителей средств федерального бюджета, в ведении которых находятся данные учреждения.

Контроль за выполнением государственных заданий федеральными бюджетными учреждениями реализуют федеральные органы, осуществляющие функции и полномочия учредителя (п. 17 Положения).

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №11, ноябрь 2010 г.

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Термин был введен Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".

Комментарий

Государственное (муниципальное) задание - это документ, который устанавливает требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Государственное (муниципальное) задание доводится до каждого бюджетного учреждения (государственного автономного учреждения, казенного учреждения). Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Примерная форма государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением приведена в Письме Минфина России от 16.05.2011 N 12-08-22/1959.

Расходы на выполнение государственного (муниципального) задания финансируются за счет ассигнований на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания (ст. 69.1 БК РФ).

Требования к государственному (муниципальному) заданию определены в статье 69.2. Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 утверждено Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания.

Отчетность, налогообложение

Суммы, полученные в виде субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания не облагаются налогом на прибыль организаций. Так, пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ указывает, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.

Чтобы применить указанную выше льготу по налогу на прибыль налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Ключевым документом бюджетного учреждения является План финансово-хозяйственной деятельности. Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2010 N 18530).

Доходы, расходы, источники финансирования по выполненным государственным (муниципальным) заданиям учреждение указывает в Отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737).

Приложение

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (БК РФ) (ст. 6):

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);

Государственные (муниципальные) услуги (работы) - услуги (работы), оказываемые (выполняемые) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами;

Статья 69.2. Государственное (муниципальное) задание

1. Государственное (муниципальное) задание должно содержать:
показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ);
порядок контроля за исполнением государственного (муниципального) задания, в том числе условия и порядок его досрочного прекращения;
требования к отчетности об исполнении государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:
определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг;
порядок оказания соответствующих услуг;
предельные цены (тарифы) на оплату соответствующих услуг физическими или юридическими лицами в случаях, если законодательством Российской Федерации предусмотрено их оказание на платной основе, либо порядок установления указанных цен (тарифов) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением.

3. Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) федеральными учреждениями, учреждениями субъекта Российской Федерации, муниципальными учреждениями формируется в соответствии с ведомственным перечнем государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями в качестве основных видов деятельности, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, на срок до одного года в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на срок до трех лет в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период (с возможным уточнением при составлении проекта бюджета).

Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

3.1. Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ формируются и ведутся в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования, ведения и утверждения ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации, муниципальными учреждениями, устанавливается соответственно высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями муниципальных образований с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Порядок формирования и ведения базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, с соблюдением общих требований, определенных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
По решению органа государственной власти, государственного органа (органа местного самоуправления), осуществляющих в соответствии с законодательством Российской Федерации функции и полномочия учредителя государственных (муниципальных) учреждений, при определении объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания используются нормативные затраты на выполнение работ.

Загрузка...