musings.ru

Проблемы трудовой миграции и пути их решения. Основные социальные проблемы мигрантов

Изучение миграционных процессов показывает, что понятие и содержание миграции во многом детерминируется конкретно-историческими условиями в совокупности с политическими, этническими, социально-экономическими и религиозными факторами. Для понимания сущности и возможных перспектив развития миграционной ситуации в Российской Федерации и в международном масштабе нужно учитывать глобальные, региональные и национальные процессы последних лет.

По прогнозам ученых и специалистов в области политической географии, набирают силу альтернативные тенденции - с одной стороны, глобализация и интернационализация мироустройства и мирового порядка, с другой - обретение национальной государственности все большим числом стран и народов: с начала XX в. количество стран увеличилось более чем в три раза.

Государственная деятельность по регулированию миграционных потоков и оказанию помощи перемещенным лицам называется миграционной политикой. Исходя из понимания того, что целью миграционной политики является содействие такому движению масс, чтобы количество трудовых ресурсов соответствовало количеству рабочих мест, необходимо анализировать взаимосвязь этих явлений, трансформацию одного в другое для выработки концепции реальной миграционной политики.

Миграция населения - одна из важнейших проблем современного мирового развития; это не только простое механическое передвижение людей, а сложный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической, общественно-политической, этнической, нравственно-психологической, религиозно-духовной жизни целых стран и народов. Из существующих категорий мигрирующего населения прежде всего беженцы, вынужденные переселенцы, репатрианты и эмигранты все чаще становятся объектом обсуждения государственных, общественно-политических структур и научных кругов. Эти категории отличаются друг от друга определенными общепризнанными критериями. Активизация, всплеск миграции населения является следствием мировых войн, распада многонациональных государств, создания новых государственных образовании. миграция социальный служба

Адаптации мигрантов в новых местах их проживания является в социальном и психологическом отношении очень сложной. Успех, ее решения зависит от степени оптимальности сочетания многих объективных и субъективных факторов. Среди всей совокупности социальных условий, определяющих успешность решения проблемы адаптации и интеграции мигрантов в новых местах их проживания, важным является создание обстановки для нормальных взаимоотношений мигрантов с местным населением.

Помощь мигрантам должна начинаться с оказания содействия в их трудоустройстве, что в условиях массовой безработицы в Российской Федерации в первую очередь предполагает содействие самозанятости.

У специалистов нет единой точки зрения на этот вопрос: одни полагают, что делать ставку на силы и средства мигрантов в сложившихся условиях нельзя, так как они не смогут самостоятельно решать вопросы своего обустройства; по мнению других специалистов, основное направление этой работы - помочь мигрантам развивать собственные устремления и способности.

Наличие противоположных мнений объясняется не только различными условиями обустройства вынужденных переселенцев, не только разным пониманием проблемы, но и возможностью выбора различных стратегий в решении проблемы этой категории мигрантов.

Произошедшие за последние годы изменения во внутренней и внешней политике России, связанные с распадом огромного государства - СССР, определили высокую актуальность проблемы миграции.

Цифра людей по разным причинам меняющих место жительства постоянно увеличивается, и значительную ее часть составляют вынужденные мигранты, покинувшие родину в результате этнических, религиозных и военных конфликтов. Вынужденные мигранты в процессе болезненного переезда и адаптации на новом месте испытывают множество трудноразрешимых экономических, социальных и психологических проблем.

Везде процесс адаптации мигрантов к новой культуре проходил с большими сложностями, причем проблемы возникали не только у мигрантов, но и у местных жителей.

Вынужденная миграция входит в число трудноразрешимых жизненных ситуаций. С полным правом ее можно отнести к числу экстремальных, когда перед личностью ставится проблема совладания со сверхсложными жизненными обстоятельствами, равносильная проблеме выживания. Ситуация вынужденной миграции требует от индивида усилий, которые находятся на границе его адаптивных возможностей или даже превосходят имеющиеся у него резервы. Но, именно высокая интенсивность ощущения опасности и угрозы самому мигранту, а также наиболее значимым для него людям - членам его семьи, определяет выраженное стремление справиться с возникающими трудностями. Эти две стороны как раз определяют значимость, востребованность, возможную высокую эффективность профессиональной помощи мигрантам.

Выделяют несколько аспектов в переживании ситуации вынужденной миграции. Это миграция как переживание негативных жизненных событий - потерь, лишений, изменений, происходящих до и во время переселения. Также это адаптация мигрантов в новой социокультурной среде: миграция как переживание перемен и культурных различий и миграция как переживание изоляций и деприваций.

Травматизация психики в прошлом, определяемая историей миграции, травматизация психики в новой социокультурной среде, вызванная требованиями адаптации и другими трудностями, возникающими после переезда (в частности, мигрантофобией), - все это нередко превышает психофизиологические возможности человека и ставит перед ним проблему выживания.

Существование на территории России различных категорий мигрантов создает необходимость детального изучения и анализа их взаимоотношений с принимающим населением, условий, в том числе психологических, для их адаптации, а также поиска путей принятия мигрантов местными жителями и установления между ними добрососедских отношений.

Невзгоды и лишения, послужившие причинам вынужденного переселения, а также сам факт потери родины, отрыва от корней определяют формирование специфического опыта мигрантов, который выходит за рамки обычного и повседневного. Необходимая вынужденным мигрантам психологическая и социально-педагогическая поддержка не может быть адекватно реализована без работы с их тяжелым жизненным опытом - с переживаниями страданий, потерь, лишений до и во время переселения. В психологии при обсуждении таких переживаний и их отдаленных последствий широко используются два понятия - «стресс», «травма».

Вопрос об их соотношении довольно сложен и многогранен. Одно из решений вопроса о причинно-следственной связи «стресса» и «травмы» нашло свое воплощение в диагностической категории «посттравматическое стрессовое расстройство» (ПТСР), самим названием определяющей стресс как результат или следствие травмы.

Другая культура вынуждает мигранта отказаться от прежнего образа жизни, принять иные социальные нормы, правила и способы поведения. Этот процесс называют социокультурной адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление).

Меняется все: от природы и климата до одежды и пищи, от социальных, экономических и психологических отношений с миром и другими людьми до отношений в собственной семье. Самая важная часть изменений - культурные: другой язык, обычаи, традиции, ритуалы, нормы и ценности. В этом чуждом, непонятном мире невозможно не почувствовать себя лишним, никому не нужным скитальцем. Местные жители с опаской и недоверием принимают приезжих. Невидимые социальные границы изолируют мигрантов, замыкая их в губительном одиночестве. Даже при благоприятных условиях адаптация - трудный, стрессогенный процесс. В качестве основных показателей успешности социокультурной адаптации мигрантов можно выделить следующие: установление позитивных связей с новой средой, решение ежедневных житейских проблем (школа, семья, быт, работа), участие в социальной и культурной жизни принимающего общества, удовлетворительное психическое состояние и физическое здоровье, адекватность в общении и в межкультурных отношениях, целостность и интегрированность личности.

Вывод

В заключении первой главы отметим, миграция населения - сложный социальный процесс, тесно связанный с изменением экономической структуры и размещением производительных сил, с ростом социальной и трудовой мобильности населения.

При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков.

1. В зависимости от характера пересекаемых границ различают внешнюю и внутреннюю миграцию населения.

Внешней называется миграция, при которой пересекаются государственные границы. Она в свою очередь делится на межконтинентальную (например, массовое переселение европейцев за океан в XIX-XX вв.) и внутриконтинентальную (например, современная миграция из одних европейских стран - Италии, Испании, в другие -ФРГ, Францию и г.д.).

К внутренней миграции относятся перемещения в пределах одной страны между административными или экономгеографическими районами, населенными пунктами и т.п. Основными типами современной внутренней миграции являются миграции из сельской местности в города и межрайонная миграция.

2. По временным признакам миграцию делят на постоянную (безвозвратную), временную, сезонную и маятниковую.

Безвозвратная миграция связана с окончательной сменой постоянного места жительства. Примером такой миграции может служить миграция из села в город.

Временная миграция предполагает переселение на какой-то достаточно длительный, но ограниченный, часто заранее обусловленный срок, что обычно связано с работой в месте вселения. Временными являются многие переселения рабочих из одних стран в другие, внутренняя миграция в удаленные и малообжитые районы (например, для работы по контракту на несколько лет) и т.п.

Сезонная миграция включает ежегодные перемещения людей в определенные периоды года, например в сельскохозяйственные трудонедостаточные районы в период уборки урожая, летом - в курортные районы и т.п.

Маятниковая миграция - это регулярные поездки к месту работы или учебы за пределы своего населенного пункта.

  • 3. Важное значение имеет классификация миграции по причинам. Среди главных причин миграции населения следует упомянуть экономические и социальные, которые часто трудно разделить (переселения в поисках свободных сельскохозяйственных земель, работы, более высоких доходов, переселения с целью перемены образа жизни - сельского на городской, приобретения более высокого социального статуса и т. п.). Немалую роль играют также политические (бегство от политических преследований, расовых, религиозных притеснений, репатриация в связи с изменением политических условий или государственных границ), военные (эвакуация и реэвакуация, депортация) и прочие причины.
  • 4. По формам реализации миграция делится на общественно-организованную, осуществляемую при участии государственных или общественных органов и с их экономической помощью, и неорганизованную, которая производится силами и средствами самих мигрантов без материальной или организационной помощи со стороны каких-либо учреждений.
  • 5. В зависимости от того, предпринимается перемещение людей по их собственному решению или независимо от него, миграция делится на добровольную и принудительную (вынужденную).

Для граждан ряда стран вопрос миграции в другое государство - единственное решение насущных проблем. Их желание улучшить условия жизни и обеспечить семью необходимым объяснимо. Однако эти изменения отражаются как на их собственной жизни, так и на обществе, вызывая определенные проблемы миграции в России.

Миграция глазами местных жителей

В последнее время россияне начали испытывать беспокойство в связи с увеличением числа иностранцев.

Согласно данным Всемирного Банка, по количеству мигрантов Россия занимает второе место в мире.

В будущем ожидается рост численности приезжих из других стран. Чего боятся наши соотечественники? Как правило, это:

  • рост преступности. Среди опасностей, связанных с миграцией, можно перечислить нелегальное использование денежных средств, ввоз оружия, терроризм;
  • контрабанда наркотиков;
  • рост безработицы среди местного населения. Учитывая, что 1/3 рабочих мест в Москве занята мигрантами, можно сделать вывод, что они отняли рабочие места у местных жителей. Однако в этом виноваты не мигранты, а нечестные работодатели, которые предпочитают нанимать нелегалов: те не требуют оплаты больничных, готовы трудиться без выходных за меньшую зарплату, чем местные;
  • распространение болезней;
  • угроза русской идентичности.

Независимо от того, насколько эти опасения оправданы, социологи отмечают рост негативного отношения к мигрантам. Опросы, проведенные исследовательской организацией «Левада-Центр», выявили: в 1994 году мнение «Россия - для русских» разделяло 13% опрошенных, а спустя 20 лет их число достигло 66%.

Миграция с точки зрения властей

Власти страны признают, что действующая политика (причем не только в отношении внешней, но и внутренней миграции) вызвала проблемы трудовой миграции в России, среди которых:

  1. Неудовлетворительное регулирование внутренней миграции.
  2. Нарушение демографического баланса.
  3. Отток средств из казны.
  4. Размывание границ российских социально-культурных ценностей.
  5. Приток неквалифицированной рабочей силы.
  6. Рост дешевой рабочей силы, сдерживающий процесс подготовки собственных трудовых резервов.
  7. Обострение отношений между представителями разных национальностей и религий.

Нельзя не упомянуть и сложности статистического учёта. Несмотря на усилия государственных институтов, система миграционной статистики пока не отлажена. Базы данных миграционной службы не содержат полной информации о количестве прибывших и покинувших страну.

Но на самом ли деле проблемы миграции населения вызовут сложности в российской экономике? Нужны ли стране трудовые мигранты?

Способы решения проблем

Несмотря на кризис, Россия привлекает трудящихся из других стран и иностранные капиталовложения. В зависимости от организации процесса миграция может стать как выгодным, так и убыточным делом. Чтобы решить миграционные проблемы в России и сделать сотрудничество взаимовыгодным, необходимо позаботиться о создании приемлемых условий для мигрантов, помочь им в получении официальных разрешений на работу. Не менее важно сформулировать перечень востребованных профессий и усовершенствовать методы статистики.

В целом приток мигрантов выгоден России, ведь они производят до 12% ВВП страны.

Пользу из труда мигрантов извлекают как наниматели, так и многие учреждения: банки, телефонные операторы, авиалинии и пр. Кроме того, приезжие готовы выполнять тяжелую физическую работу, которая не привлекает местных жителей.

Внутренняя миграция

Сложности с прибытием рабочих из-за рубежа дополняют проблемы межрегиональной миграции в современной России. Возникла тенденция перемещения жителей северной части страны, Сибири и Дальнего Востока в центральные и южные регионы. Демографы назвали это явление “западным дрейфом”. Более 66% мигрантов двинулись в Центральный федеральный округ, тогда как миграционный баланс остальных округов приблизился к нулю.

Решится ли эта проблема? Пока неизвестно, как прекратить этот дрейф на запад. Все хотят жить в городах с высоким экономическим потенциалом и развитой социальной инфраструктурой, поэтому и тянутся в Московскую и Санкт-Петербургскую агломерации.

Почти весь прирост (более 90%) во внутренней миграции относится к 10 регионам страны, причем в Москве и области поселились 54% внутренних мигрантов. Остальные же регионы России только теряют население.

Глобальная картина

Глобализация ведет к перемещению средств и человеческих ресурсов. Огромные потоки мигрантов из бедных стран или государств с кризисной экономикой ищут лучшей жизни в благополучных местах. ООН сообщила, что общее количество мигрантов в мире превысило 230 млн. Проблемы миграции в современном мире настолько волнуют мировое сообщество, что многие страны считают демографию и эффективную миграционную политику приоритетами своей национальной безопасности.

Ограничение миграции - не лучший выход. Организованный и контролируемый процесс способен положительно повлиять как на страны-доноры, так и на принимающие государства.

Миграция способствует обмену навыками, культурному обогащению, вносит вклад в развитие экономики страны.

Чтобы сдержать поток мигрантов, недостаточно запретительных мер, которые обычно ведут к росту нелегальной миграции. Вместо этого следует содействовать развитию стран-поставщиков: вкладывать деньги в образование, медицину, информационные технологии.

Решить проблему в рамках ЕС, а тем более на международном уровне непросто. Некоторые страны полагают, что вопросы миграции - исключительно национальная компетенция. Однако лучший выход - объединение усилий на всех уровнях.

Проблема мигрантов расколола Европу на два лагеря: видео

Проблемы мигрантов

миграция трудовой ресурс население

Последствия миграций могут быть как положительными, так и отрицательные. В странах, которые поставляют рабочую силу, трудовая миграция способствует снижению уровня безработицы, дает дополнительные источники валютного дохода в виде денежных переводов рабочих-мигрантов своим семьям. После возвращения домой такие мигранты обычно пополняют ряды среднего класса, используя заработанные деньги, чтобы открыть на родине собственное дело, а это помимо всего прочего приводит к созданию новых рабочих мест. С другой стороны, далеко не все трудовые мигранты возвращаются в свою страну.

У стран, принимающих трудовых мигрантов, возникает еще больше разного рода проблем. Конечно, таким путем они в какой-то мере компенсируют недостаток трудовых ресурсов (особенно в отраслях с низкой квалификацией занятых) и получают некоторые экономические выгоды. Однако социальные проблемы трудовая миграция, как правило, только обостряет. Лишь части из пришлых рабочих удается получить гражданство принимающей страны и стать ее полноправными гражданами. Остальным приходится довольствоваться так называемым видом на жительство, что не делает их полноправными членами общества. Хотя рабочие-мигранты нередко живут и работают в своего рода этнических анклавах и существуют как бы сепаратно в своей культурно-политической среде, иммигрантские общины часто влияют на облик целых городов, зачастую становясь очагами преступности, наркомании и других социальных зол. Даже в периоды экономических подъемов это вызывает протесты местного населения. Когда же подъем сменяется кризисом, депрессией или состоянием политической нестабильности, возрастает и неприязнь к иммигрантам, начинаются межэтнические трения и раздоры. Неудивительно, что трудовые миграции давно уже стали объектом острой политической борьбы между демократическими и националистическо-экстремистскими силами.

Например, в России механизмом перераспределение трудовых ресурсов (внутренняя миграция населения) является необходимым условием для обеспечения устойчивого социально-экономического развития. Такое перераспределения населения призвано сглаживать существующие межрегиональные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы России. Однако отсутствие сформировавшихся общероссийских рынков труда и жилья, административные барьеры, недостаточная степень развития финансового рынка приводят к неэффективности рыночных механизмов регулирования внутрироссийских миграционных потоков. Единственный регион, который остается трудоизбыточным сегодня, - это республики Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария). Проблемы, связанные с их занятостью, отражаются в том, что значительная часть мигрантов из этих республик приезжает на заработки в другие регионы России, и проблемы здесь связаны, в первую очередь, с ростом ксенофобии в обществе. Как следствие, острота проблем трудовой миграции в настоящее время не снизилась, а в некоторых аспектах даже обострилась. В частности, актуальными остаются проблемы легализации и защиты трудовых прав мигрантов; культурная и трудовая адаптация мигрантов, и так далее.

Что касается внешней миграции, проблема постановки на миграционный учет трудовых мигрантов более или менее решена, то проблема получения разрешения на работу для трудовых мигрантов еще остается.

Есть еще несколько ключевых проблем в сфере трудовой миграции, которые требуют обсуждения. Во-первых, необходимо определиться, необходима ли России трудовая миграция или нет. Судя по демографическим прогнозам, в первую очередь у нас громадный провал в обеспечении трудовых ресурсов. Начиная с 2009 и до 2017 года, ежегодно из трудоспособного возраста уходят порядка миллиона человек. А до 2025 года сокращение населения в трудоспособном возрасте составит почти 14 миллионов человек. Это прогноз Росстата, средний вариант. Мы нуждаемся в притоке трудовых мигрантов, но у властей и в обществе нет консенсуса: нужны ли мигранты или нет. Есть точка зрения, что демографический вызов слишком серьезный, и нам без мигрантов не обойтись; другая постановка вопроса - это будущее русско-православного культурного ядра, и его размывание чревато серьезными социокультурными вызовами. Другая проблема - отсутствие инструментов борьбы с ксенофобными настроениями, которые очень распространены. Нет инструментов согласования интересов федеральных и региональных властей, органов местного самоуправления принимающего населения, работодателя и самих мигрантов. Т.е., должно быть четкое разграничение компетенции и в сфере миграционной политики, и в сфере политики интеграции мигрантов.

Важнейшими задачами, стоящими практически перед всеми странами мира в области регулирования миграционных потоков, являются минимизация стихийного развития данных процессов, снижение их негативного влияния. В РФ также идет поиск механизмов использования потенциала миграции в реализации различных социально-экономических проектов, предпринимаются попытки реализации территориально-дифференцированного принципа в миграционной политике.

Механизмы решения данной проблемы включают:

Совершенствование законодательства РФ в области миграции, приведение его в соответствие с нормами международного права, для чего, в частности, предусмотрено заключение межгосударственных соглашений со странами СНГ;

Совершенствование системы иммиграционного контроля, включая меры по депортации (выдворению) незаконных мигрантов;

Дифференцированную финансовую поддержку вынужденных мигрантов за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

Создание центров временного размещения вынужденных переселенцев,

Компактных поселений, новых рабочих мест и др.

Таким образом, значительное разнообразие видов, форм, типов, причин и тенденций, свойственных миграционным процессам, порождает не менее значительное разнообразие проблем, с которыми сталкиваются мигранты и которые необходимо решать. Проблема регулирования миграций все больше выходит за пределы отдельных стран, приобретает международное и общенациональное значение, требует формирования регулирующих механизмов на международном уровне. Наиболее значимыми проблемами для принимающих государств являются:

Предотвращение возможных конфликтов, складывающихся на основе усиления миграционных процессов;

Защита национальных интересов с помощью административно-ограничительных мер, не противоречащих нормам демократических государств;

Создание механизмов интеграции мигрантов в принимающую социальную среду.

Особенно актуальны вопросы, связанные с миграционной политикой, для государств, которые уже не в состоянии естественным путем преодолеть проблему демографического кризиса. К таким странам относится и Россия. А с учетом активизации миграционного движения во всем мире, в т.ч. в России, возрастает и степень влияния миграционных процессов на социально-демографическое развитие общества. Все это обусловливает необходимость разработки комплекса мер по совершенствованию государственной политики в области миграции населения.

Миграция представляет собой часть современной мировой глобализации. Существующая в громадных масштабах миграция вовлекает в свой оборот миллионы людей, перекраивая этнографическую карту мира, ужесточая конкурентную борьбу, на мировом рынке труда. Миграция - явление, неизбежным следствием которого становится усложнение экономической и общественной жизни. И в тоже время она открывает новые возможности. Согласно исследованиям ООН каждый 35-й человек в мире настоящее время является мигрантом. Легальные или нелегальные эмигранты составляют сейчас более 15% населения в более чем 50 странах. Миграция существовала всегда. Стихийность и непоследовательность социально-экономических реформ, политическая нестабильность в постсоветских республиках стали причиной массовой безработицы, обнищания народа. Люди в поисках работы стали мигрировать по всему миру, многие предпочли ехать в Россию. В стране резко увеличился приток неконтролируемой иностранной рабочей силы. Счет идет не на тысячи, а на миллионы. Большинство мигрантов приезжает из крупных городов и столиц (около 60%) или из небольших городов (около 25%); мигрантов из села мало (не более 15%).Крупные города и густонаселенные регионы России наводнены мигрантами, что в условиях экономической нестабильности вызывает напряжение, как в социальной инфраструктуре, так и на рынке труда. При официальном уровне безработицы порядка 5,5 миллионов, иностранные трудовые эмигранты по данным Госкомстата занимают порядка 4 миллионов рабочих мест. По прогнозам к 2030 году их число достигнет почти 20 % от населения страны (Приложение 1.). Такая «перспектива» развития миграционных процессов в обществе воспринимается крайне негативно.

Особой проблемой для многих стран является нелегальная миграция, которая состоит из трех компонентов: нелегальный въезд, нелегальное пребывание и нелегальная занятость. В России наиболее распространена нелегальная занятость. Из тех, кто работает, разрешение на работу имеют менее 30%, а регистрацию по месту жительства - около 50,% да и те в основном фальшивые. Мигранты трудятся в разных сферах. Например, в Москве у них такое распределение: 43% - на стройках, их удел - должности чернорабочих, каменщиков и бетонщиков; 21% - торгуют на вещевых и продуктовых рынках; 14% - ремонтируют квартиры и всевозможные конторы; 8% - работают слесарями в автосервисе; 6% - трудятся на низовых позициях в ресторанах и кафе; 5% - крутят баранки автобусов и троллейбусов; 3% - окопались в столичных офисах.

Часто миграция имеет криминогенный характер, что обостряет и без того сложную криминальную обстановку в стране. По данным Генпрокуратуры 96 тысяч уголовников, объявленных в розыск по СНГ, находятся сегодня в России под видом иммигрантов. В своем выступлении на правительственном часе в Госдуме об основных приоритетах миграционной политики и о мерах, принимаемых правительством РФ по совершенствованию действующего законодательства, заместитель министра внутренних дел Александр Чекалин отметил, что за последние 10 лет число преступлений, совершённых иностранными гражданами в России увеличилось в 2,5 раза. При этом удельный вес граждан СНГ составляет более 90 процентов (Приложения 2,3). Анализ угроз национальной безопасности России в миграционной сфере показал, что в основном они связаны, хотя и незначительно, с формированием различных криминальных национальных сообществ, моноэтнического бизнеса, теневых секторов экономики в регионах с привлечением нелегальных мигрантов. Все это порождает массу проблем для власти и общества.

На заседании Совета безопасности России в октябре 2012 года было констатировано, что проблемы незаконной иммиграции и связанная с нею криминальная деятельность, достигли масштаба угроз национальной безопасности. Основной поток незаконной миграции около (90%) в Россию идет из стран СНГ, (10%) - из стран дальнего зарубежья, прежде всего, из Юго-Восточной Азии. Численность незаконных мигрантов в регионах России (Москва, Санкт-Петербург, Саратов, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Владивосток, Хабаровск и прилегающие области, Республика Бурятия, Омская и Оренбургская области) варьирует от 0,5 до 3% населения, в Москве она составляет более 10%. Безусловно, катализатором притока нелегальных мигрантов в Россию служит упрощенный и безвизовый режим со странами СНГ. Опрос, мигрантов показал, что по гостевым визам в Россию въехали (39%), туристическим (31%) и учебным (11%). Часть респондентов (16%) въехала в Россию без виз, используя безвизовый режим въезда со странами СНГ. Незаконно пересекли границу (3%). Данные c разных участков границы РФ и опроса задержанных на пограничных пунктах показали, что основными направлениями потоков незаконной миграции являются:

  • а) на въезд в Российскую Федерацию: российско-китайский, российско-монгольский и российско-казахстанский участки государственной границы, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга;
  • б) на выезд из Российской Федерации - российско-финляндская граница, граница с государствами Балтии, российско-украинская граница, воздушные пункты пропуска Москвы и Санкт-Петербурга.

В последние годы многие страны мира, особенно Европы, страдают от демографического кризиса, от недостатка рабочих рук. В нашей стране, контуры этой проблемы стали вырисовываться, начиная с 80-х годов, когда соотношение вступающих в трудоспособный возраст и выходящих из него поколений стало критический меняться. Уже через десять лет Россия вступила в полосу депопуляции. Каждый год страна по разным причинам теряет почти миллион человек, из них в трудоспособном возрасте в среднем умирает 450 тысяч мужчин и 60 тысяч женщин. Прогноз на будущее тоже не утешителен по подсчетам Госкомстата РФ, после 2005 года в стране ожидается естественная убыль трудоспособного населения, которая составит за 10 лет 14%. К этому времени каждый третий из числа пожилых людей будет относиться к группе самых старых (75 лет и старше). Уменьшение числа работающего населения по отношению к пенсионерам приведет к перенапряжению системы социального обеспечения и дефициту на рынке труда. В ежегодном американском докладе-прогнозе (Mapping the Global Future) развития ситуации в мире до 2020 года, подготовленном авторитетным Национальным советом по разведке США, авторам исследования достаточно пессимистичным видится демографическое будущее России: «Продолжится существующая тенденция снижение рождаемости и сокращение продолжительности жизни, что может серьезно повлиять на политическое развитие, а также на трудовые ресурсы и здоровье людей».

Очевидно, что если в России начнется экономический подъем и возрастет потребность в рабочей силе, то демографическая проблема может стать фактором, ограничивающим возможности экономического и социального роста. Рабочая сила станет, пожалуй, самым дефицитным ресурсом. По прогнозам, в ближайшие годы нас ожидает дефицит рабочей силы от 5 до 7 млн. человек. Для устойчивого экономического развития России необходимо, чтобы каждый год в страну въезжало около миллиона мигрантов трудоспособного возраста. Привлечение рабочей силы практикуется во всем мире, и мы тоже заинтересованы в такой практике. Миграция населения (прежде всего трудовая) - нормальное и даже позитивное явление, позволяющее восполнить естественную убыль числа трудоспособных лиц в результате смерти и старения. Анализ состояния миграционных процессов в России свидетельствует о том, что основным источником роста населения и трудовых ресурсов страны в течение последних десятилетий является миграция.

В создавшихся условиях, пусть даже это кому-то и не нравится, миграция объективно становится для России фактором желательным и необходимым. Пока только миграция сдерживает резкое сокращение численности населения страны и восполняет ее трудовые ресурсы. Поэтому в последнее время государство рассматривает мигрантов, не просто, как лимитчиков, а как стратегический трудовой ресурс. В тоже время избыточная бесконтрольная миграция опасна, так как она может изменить культурно-этнографическую карту страны ослабить ее общественно-политическое единство. Отсюда понятны опасения Председателя Совета Федерации С. Миронова, который высказался против решения демографической проблемы в России только за счет мигрантов, указывая на известные события во Франции. Спикер верхней палаты за повышения рождаемости и доведение населения России до 300 млн. человек. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию РФ в прошлом году В.В. Путин подчеркнул, что демографическую ситуацию в стране надо менять, и делать это надо с помощью трех составляющих. Первое - снижение смертности. Второе - эффективная миграционная политика. И третье - повышение рождаемости. «Никакие меры в области миграции не позволят решить проблему без увеличения рождаемости», - указывает глава государства. Для этого, он считает, надо проводить демографическую и семейную политику, создавать нормальные условия для рождения и воспитания детей. «Для улучшения жизни людей, - заявил Президент РФ, - у России, существует огромный потенциал». Для России с ее гигантской территорией и бескрайними просторами вопрос демографической стабильности для обеспечения целостности государства и национальной безопасности особенно актуален. У наших дальневосточных соседей, которые имеют к России территориальные притязания, наблюдается другая проблема, крайний дефицит земель пригодных для жизни. Как пишет Академик РАМН В.П. Казначеев, во всей азиатской части России к 2025-2030 гг. останется всего 8-9 млн. человек в трудоспособном возрасте, в то время как по ту сторону китайской границы будет находиться до 600 млн. человек. Сможет ли Россия выдержать такое давление? Что мы сможем противопоставить? В таких условиях, как бы нам самим не оказаться чужестранцами в родной стране! Уже сейчас граждане Китая на Дальнем Востоке составляют около половины населения некоторых районов Амурской области, Хабаровского и Приморского краев. Ими создаются множество фирм, занимающихся визовой поддержкой и оформлением документов китайцам, стремящихся иммигрировать в Россию. Появились фирмы специализирующиеся на освоении новых российских городов, где про китайцев только слышали. Идет концентрация средств китайских предпринимателей в России для организации с их помощью поставок в Китай природного сырья и промышленных изделий. В тоже время из Китая в Россию идет ввоз крупных партий низкокачественных товаров, продуктов питания и контрабанды.

Сокращение коренного населения приграничных территорий на востоке страны и массовое заселение их иммигрантами не отвечает геополитическим интересам РФ. Ситуация на Дальнем Востоке требует принятия срочных мер:

  • 1) укрепление контрольно-визовой службы на границе для пресечения нелегальной миграции;
  • 2) создание нормальных социально-экономических условий для местного населения;
  • 3) массовое привлечение эмигрантов из стран СНГ в этот регион с перспективой трудоустройства и получения российского гражданства; Все это должно способствовать решению следующих задач:
    • - заселению пустующих земель и защите их от миграционной экспансии со стороны стран Юго-Восточной Азии;
    • - ослаблению миграционных потоков в центральные густонаселенные и южные регионы страны;
    • - уменьшению оттока местного населения вглубь страны.

По словам спикера Госдумы Бориса Грызлова: «Крупные экономические проекты, прежде всего проекты по развитию Сибири и Дальнего Востока, могут стать привлекательными для жителей бывших союзных республик. Работа там найдется не только для граждан России, но и для наших соотечественников, и для тех иностранцев, кто готов и хочет поработать у нас временно».

Состояние миграционных дел в России показывает неэффективность существующего миграционного законодательства и слабость официальных структур, занимающихся вопросами учета и обеспечения занятости трудовой миграции. Россия в последние годы стала напоминать проходной двор, куда мигранты толпами приезжают, уезжают и никто у нас не знает, где они были, чем они занимались. По данным Директора Федеральной миграционной службы (ФСМ) К. Ромодановского, только за один год в Россию взъезжает до 20 миллионов мигрантов, и только 15% имеют письменный контракт с работодателем. Это говорит об очень низком уровне формализации трудовых отношений у мигрантов с работодателем. В первую очередь это отрицательно сказываются на социальной и правовой защищенности самих работающих мигрантов. Не выгодно это и государству, мимо казны которого проходят огромные деньги. Много нелегалов работает на торговых рынках. Например, в одной Москве официально зарегистрировано 170 рынков. В прошлом году казна с них получила 468 миллионов рублей налогов, в то время как товарооборот на этих рынках составил 300 миллиардов рублей. Экономический ущерб от теневой экономики оценивается миллиардами долларов, утекающих из страны. По данным Федеральной налоговой службы РФ, только прямые убытки, ежегодно наносимые нелегальными иммигрантами, составляют более 200 миллиардов рублей. Для сравнения, 200 миллиардов рублей сопоставимы с расходами федерального бюджета, выделяемыми в этом году на образование или на социальную политику. При этом сумма денежных переводов из РФ граждан Грузии составляет примерно 20% ВВП этой страны, граждан Молдавии - 30%. Почти 50% всей приобретаемой в российских банках наличной валюты истребуется по документам иностранцев. В минувшем году эта сумма составила почти 8 миллиардов долларов.

Необходимо срочно вывести миграцию из теневого сектора экономики, придать ей цивилизованные формы, восстановить финансовые потери; добиться того, чтобы миграция стала фактором социально-экономического роста страны, а не угрозой ее национальной безопасности.

В тоже время надо изменить отношение в обществе и к самим мигрантам. Они, можно сказать, находятся в положении современных рабов, труд которых практически ничего не стоит. В целях получения сверхприбыли предприниматели предпочитают брать на работу нелегалов, подход работодателей к гастарбайтерам прост: лопату побольше, зарплату поменьше. Из гастарбайтеров выжимают все, и еще при этом экономят на элементарных требованиях охраны труда, что часто приводит к тяжелым травмам и человеческим жертвам. Пример тому недавняя трагедия на Басманном рынке в г. Москве, когда в результате обрушения крыши погибло 66 человек. Все они, кроме двух, были приезжими из стран СНГ. Опять же все случилось из-за алчности руководства рынка, которое, нарушив все запреты технической комиссии, продолжало эксплуатацию здания. Сколько за год по тем же причинам погибает гастарбайтеров на производстве и на стройках, по-видимому, мало кого интересует, и никто не несет за это ответственность. Мигранты, ни от чего не застрахованы и практически беззащитны перед любыми нарушениями их прав и интересов. Этим активно пользуются криминальные группы, создавая свой черный рынок труда по законам средневековья. Чтобы навести порядок в этой сфере, прежде всего, необходимо легализовать мигрантов, защитить их скромные права. Надо дать возможность гастарбайтерам честно трудится, жить в человеческих условиях, платить налоги государству, а не взятки чиновникам и полиции.

«Россия заинтересована в привлечении трудовых ресурсов из-за рубежа, но те, кто приезжает к нам, должны не нарушать закон. Соблюдение правил, в том числе уплата налогов, позволит обеспечить социальные гарантии и самим мигрантам. При этом, миграционное законодательство не обязательно должно быть жестким: жесткость нужна в контроле над его соблюдением». Об этом заявил журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, комментируя вопросы миграционной политики и миграционного законодательства в Международный день мигранта 18 декабря. Геополитические и национальные интересы России требуют срочных мер по формированию нового типа законодательства в миграционной сфере. Эта проблема не решается сама по себе, здесь нет быстрых и простых решений. Нам нужна тактически выверенная стратегически долгосрочная программа, которая отвечала бы интересам государства и многим миллионам русскоязычных людей, которые остались в странах СНГ.

Решением президента в конце 2012 года была создана Межведомственная рабочая группа по совершенствованию иммиграционного законодательства, задача которой - выработать продуманную миграционную политику Российской Федерации с учетом международных рекомендаций. В правительстве уже существуют разработки в этом направлении. Один из таких документов - «Концепция демографического развития страны на период до 2015 года». Этот документ выделяет следующие основные задачи в области миграции и расселения:

  • · регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения;
  • · повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития РФ;
  • · обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного отношения к ним.

Что касается совершенствования миграционной политики, то, по словам В.В Путина, приоритетом здесь остается привлечение из-за рубежа наших соотечественников. При этом он считает необходимым все больше стимулировать приток в страну квалифицированных мигрантов: людей образованных и законопослушных. Переезжающие в Россию люди должны с уважением относиться к российской культуре, к нашим национальным традициям.

Миграция (от лат. migratio — перемещение, переселение) — любое территори-альное перемещение (переселение), совершающееся между разными населенными пунктами одной или нескольких административно-территориальных единиц неза-висимо от продолжительности, регулярности и целевой направленности.

Выделяют четыре вида перемещений: безвозвратные , маятниковые, эпизоди-ческие, сезонные. Они специфичны по характеру, а участвующее в них население преследует разные цели: трудоустройство, улучшение экономического состояния, религиозные, политические, национальные и т.д. Безвозвратный вид миграции со-провождается перемещением населения из одних населенных пунктов в другие и сменой постоянного места жительства. Сезонные миграции населения — это пере-мещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства, обычно на срок в несколько месяцев, с сохранением возможности воз-вращения в место постоянного жительства.

Они в большинстве своем имеют целью удовлетворить потребности в рабочей силе отрасли с сезонным характером произ-водства. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные по-ездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населенных пунктах. Их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Эпизодические миграции представляют собой деловые, рекреацион-ные и иные поездки, совершающиеся не регулярно по времени и не обязательно по одним и тем же направлениям.

В зависимости от продолжительности различают миграцию временную, долго-срочную и постоянную ; в зависимости от географических факторов — региональ-ную, приграничную, маятниковую, транзитную ; в зависимости от административ- но-правового регулирования — добровольную, легальную, нелегальную, высылку, депортацию, переселение и реэмиграцию. В последние годы все более дает о себе знать тенденция к стиранию различий между отдельными формами миграции. Про-исходит своего рода взаимопроникновение разных форм миграции, границы между ними становятся менее четкими, размываются. Например, сезонный выезд по вер-бовке может превратиться в долгосрочную миграцию, нелегальная миграция может стать легальной после получения соответствующего разрешения на пребывание в стране.

Иммиграция населения — въезд в страну на постоянное или временное житель-ство граждан другой страны, эмиграция — выезд граждан из страны постоянного проживания. Миграция обусловлена рядом причин: экономическими (ввоз рабочей силы или въезд в страны с более благоприятными условиями работы или более вы-соким жизненным уровнем), военными (захват чужих земель и их военная колониза-ция), политическими (бегство от политических, национальных, религиозных, расо-вых и других преследований) и т.д. Иммиграция населения сыграла важную роль в заселении некоторых частей света и формировании населения многих стран мира.


Как и всякое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмигра-ция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, пересылают значитель-ную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление туда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.

Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты тру-да (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового прожи-вания иммигрантов нередко ухудшается криминогенная обстановка. Иммигранты стараются как можно дольше задержаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику, включая торгов-лю оружием и наркотиками.

В современном мире значительный размах приобрела межгосударственная ин-теллектуальная миграция. Между странами перемещаются значительные контин-генты трудовых ресурсов высокой и высшей квалификации разных профессий и спе-циальностей: спортсмены, тренеры, артисты, художники, писатели, композиторы, музыканты. Но самым мощным является процесс миграции научных кадров, пре-подавателей, студентов и аспирантов. Только современная русскоязычная «научная диаспора» составляет сейчас не менее 250 тыс. чел. Заметно возросла активность стран третьего мира в привлечении ученых и профессорско-преподавательского со-става, которые в отличие от высокоразвитых стран готовы принимать научные кадры не только высшей, но и средней квалификации.

Одна из особенностей современного международного рынка труда высококвалифицированной рабочей силы заключается в том, что развивающиеся страны привлекают высококвалифицированных специа-листов из развитых стран, обеспечивая высокий уровень их доходов (Арабские Эми-раты, Китай и др.), с другой стороны, аналогичный по профессиональному составу и квалификационному уровню миграционный поток направляется из развивающих-ся стран в развитые страны. Наибольшим спросом в интеллектуальной миграции пользуются специалисты в тех научных сферах, которые определяют современные тенденции развития современной науки и технологии: математика, вычислительная техника, физика, химия, биология, космические исследования.

Определить объемы международной миграции довольно трудно .

Для этого чаще всего используются показатели, фиксируемые в платежном балансе:

1) трудовой до-ход, включающий зарплаты и прочие выплаты наличными или натурой, полученные лицами-нерезидентами (частные лица, находящиеся в стране менее 1 года);

2) пере-воды работников — пересылка денег и товаров (их оценочная стоимость) мигрантов своим родственникам, оставшимся на родине;

3) оценочный денежный эквивалент стоимости имущества мигрантов, которое они перевозят с собой, перемещаясь в другую страну.

Во втором и третьем вариантах учитываются как нерезиденты, так и резиденты (лица, получившие вид на жительство и прожившие в стране более 1 года). Объемы ежегодных денежных потоков, связанных с международной мигра-цией, измеряются сотнями миллиардов долларов. На развитые страны приходится примерно 9/10 всех выплат трудового дохода нерезидентам и 2/3 всех частных пере-водов. Наиболее крупные миграционные потоки приходятся на такие развитые стра-ны, как США, Германия, Япония, Великобритания.

Распад СССР, региональные конфликты, перекосы в национальной политике вы-звали серьезные миграционные процессы. По прогнозам Федеральной миграцион-ной службы (ФМС), в ближайшие годы ожидается переселение 400 тыс. человек из Закавказья, почти 2 млн — из Средней Азии, примерно 200 тыс. — из стран Балти-ки. Общая миграция составит 2-3 млн человек. Эти цифры включают только лиц, въезжающих в Россию на постоянное жительство (иммигранты), без учета так назы-ваемых «транзитных мигрантов», направляющихся через Россию в третьи страны. Конечно, в настоящее время происходят и обратные процессы, но число лиц, поки-дающих страну (эмигранты), несопоставимо меньше.

По прогнозам Минтруда Рос-сии, эмиграция трудовых ресурсов в ближайшие годы составит не более 1 млн чел. Это обусловлено слабым развитием служб трудоустройства российских граждан за рубежом, ограниченной емкостью рынков труда развитых стран, языковым барье-ром, непризнанием большинством стран мира российских дипломов о высшем обра-зовании. Однако вхождение России в Болонский процесс и ВТО может существенно изменить эти прогнозы, приводя к повышению уровня эмиграции до 4-5 млн чел. По расчетам экономистов, экспорт трудовых ресурсов в объеме 1-1,5 млн человек мог бы обеспечить приток в Россию до 10-20 млрд долларов ежегодно.

Внешняя трудовая миграция в России на легальной основе составляет примерно 300 тыс. человек в год, из которых 68 % приходится на Украину, Белоруссию, Тур-цию, Китай и КНДР. Высокий масштаб нелегальной трудовой миграции, в послед-нее десятилетие значительно превышающий легальную, заставил принять более жесткие законы контроля миграционных потоков в стране.

Внутренняя миграция в России характеризуется оттоком населения из районов Севера (в 2000-2010 гг. выбыло более 900 тыс. человек), Дальнего Востока и Си-бири (более 2 млн), что ведет к депопуляции этого региона. Для межрегиональной миграции характерны также вынужденная миграция из Дагестана, Осетии, пересе-ление репрессированных народов и этническая миграция (в основном русских) из национальных республик Российской Федерации.

Уже в 1980 г. приток мигрантов в Россию превысил их отток на 63,4 тыс. че-ловек, в 1990 г. это превышение составило 164, в 1995 г. — 502,2 и в 2000 г. — 549,5 тыс. человек. В 2000-2008 гг. он на 50-85 % возмещал потери населения, а в 2009-2010 гг. — только на 60-65 %. Естественные демографические процессы не оставляют надежд на рост населе-ния, а миграция может только смягчать естественную убыль населения.

Учитывая неблагоприятную демографическую ситуацию в н.ашей стране, Пра-вительство России стало принимать ряд мер по стимулированию возвращения эми-грантов на родину—реэмиграции. Аналогичные программы приняли правительства многих западных стран, видя в иммиграции главную причину безработицы коренного населения и ухудшение криминогенной обстановки.

Программа реэмиграции вклю-чает ряд мер, начиная от принудительной репатриации незаконных иммигрантов до оказания материальной и социальной помощи всем желающим вернуться на родину. Для России реэмиграция касается также русскоязычного населения, проживающего в СНГ. Поэтому разработка системы социально-правовой защиты эмигрантов, го-сударственного регулирования национального рынка труда является необходимым условием решения многих проблем, сопутствующих миграционным процессам.

Медицинские проблемы миграции связаны со следующими основными факто-рами:

Бытовая необустроенностъ, безработица, низкий уровень материального до-хода, плохие жизненные условия;

Санитарно-эпидемиологическое неблагополучие;

Сложности психологической адаптации к новым условиям жизни, состояние хронического стресса;

Сложности медицинского Обслуживания;

Изменение климатогеографических факторов.

Специалисты подчеркивают, что миграция отрицательно влияет на состояние здоровья не только самих мигрантов, но и населения территорий, их принимающих. Прежде всего, это касается роста инфекционных заболеваний как результата пря-мого завоза инфекции, а также ухудшения санитарного состояния мест размещения мигрантов.

Кроме медицинских следует выделить также проблемы, связанные с возникно-вением опасных ситуаций, таких как ухудшение криминогенной обстановки, межна-циональные, межэтнические и межрелигиозные конфликты, социальное расслоение населения территории, языковые барьеры, особенности ментальности и традиций пришлого населения и т.д.

Поэтому только комплексное решение вопросов жизнеобеспечения мигрантов может обеспечить личную и коллективную безопасность населения региона, при-нимающего мигрантов.

Загрузка...