musings.ru

Произведение находится в общественном достоянии. Произведения общественного достояния: особенности использования, охрана произведений литературы

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние. 2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения. 3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Консультации юриста по ст. 1282 ГК РФ

    Алла Панина

    Здравствуйте! С праздником Победы! Будьте добры, через сколько лет произведение искусства становится народным достоянием? 60? 70? : 15:00 - 17:00

    • Ответ на вопрос дан по телефону

    Ольга Мельникова

    Чем может подтверждаться авторское право умершего художника на произведение?. Доброго времени суток, уважаемые участники проекта! Художник времен СССР Иванов Виктор Семенович нарисовал плакат про Сталина "За народное счастье", сам художник умер в 1968 году. Чем на данный момент может подтверждаться авторство Иванова В. С. на этот плакат и у кого сейчас спрашивать разрешение на его использование, если нет наследников и плакат по срокам не стал еще общественным достоянием (станет только в 2043 году)? !

    • Ответ юриста:
  • Александр Безхлебицын

    • Ответ юриста:
  • Диана Кузьмина

    Если на сайте разместить текст классической книги (достоевского, например), то это будет нарушением авторских прав?. Да это понятно все про контакт и т. д. и т. п. Меня интересует именно ответственность сайта за добавленный администратором контент.

    • Ответ юриста:
  • Леонид Тарханов

    Как обойти закон об авторском праве?. Как обойти закон об авторском праве? Речь идёт о печати (в коммерческих целях) известных мировых картин, авторы которых умерли более 70 лет назад. Если частично изменить картину это не поможет?

    • 1. Обходить ни чего не надо. Исключительные права на такие картины уже не действуют 2. На будущее - частичное изменение картины, срок исключительных прав на которые еще не прошел, как раз таки и влечет за собой нарушение.

  • Виктория Калинина

    изменение концовки произведения это законно? в школе задали написать 6 эпизод к ревизору.

    • Пускай он особо не парится, пускай пишет от болды. А если учитель начнет ныть, вы так и скажите ему -А ты сможешь лучше?

    Олеся Соболева

    • Ответ юриста:
  • Маргарита Калинина

    Размещение песен на проекте Мой Мир. нарушаю ли я авторские права, разместив песни из старых русских фильмов? Я должна их удалить?

    • Ответ юриста:

      Нарушаете. Думаю к ответственности за это Вас привлекать не будут, т. к. Вы только воспользовыались сервисом, созданным не Вами. Но формально ведь права на публичное опубликование произведений Вы не приобретали. Даже если это старые фильмы и авторов нет в живых, то скорее всего права принадлежат Госфильмофонду.

  • Юрий Коренев

    Дамы и господа, дадите консультацию (или совет) по авторскому праву?!. Если опубликовать свою «писанину» на сайте На этом сайте опубликованы "Правовые нормы" Соответствует ли это действительности и с юридической точки зрения - то, что они предлагают, этого достаточно (Свидетельство о публикации в электронной форме и выдача по необходимости копии всех необходимых свидетельств в бумажной форме с подписью и печатью) или всё-таки необходимо регистрация авторских прав у нотариуса или в Агентстве по авторским правам.Заранее благодарен.

    • Ответ юриста:

      Уважаемый автор вопроса! Как Вам известно, действует презумпция авторства: право возникает при создании.Закон действует во времени и в пространстве, поэтому при разрешении споров и разногласий юридическое значение имеет место создания произведения и время его создания. Вы можете встретить распространённое заблуждение, что имеет значение только дата создания произведения. Это - не так. Когда мы определяем событие, доказываем совершение поступка, ведем речь о доказательствах факта, применяем законодательство имеет значение и время, и место.При этом, существует как система норм права, так иерархия норм права. Первое означает, что данная отрасль законодательства, как и иные не существует сама по себе в отрыве от иных норм законодательства (поэтому, бездумное выхватывание цитат бессмысленная и вредная затея) , второе, что в силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ признается приоритет норм международного права (см. Постановление Пленума Верховного суда РФ от 10 октября 2003 г. №5 О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации)К таковым относится Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений и т. д. Это полезно знать, хотя бы с тем, чтобы понимать значение не только даты создания, как это предусмотрено федеральным законодательством РФ Гражданским кодексом РФ его Главой 70), но и времени создания произведения. Если говорить о перспективах судебного разбирательства, то следует помнить, что в судах действует принцип, нашедший воплощение в многочисленных нормах права, общепризнанная гарантия независимости и объективности суда (т. е. находящаяся в диспозиции со ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и т. д. :НИКАКИЕ доказательства для суда не имеют заранее установленной силы.В процессуальном праве, также есть принципы: относимости и допустимости средств доказывания и т. д.Если говорить об электронной форме, то существует специальная норма права ФЗ РФ "Об электронной цифровой подписи".О самом главном для целей защиты ИС и авторского права. Точные время и дату создания произведения указывать опасно. Это очень просто понять, если вспомнить, что лицу, похитившему произведение, или пользующемуся похищенным ЛЕГЧЕ можно обеспечить "доказательства" того, что похищенное было создано им, третьими лицами, но не действительным автором, если известно когда оно было создано на самом деле. Год не создания, а первого ОПУБЛИКОВАНИЯ, автор указывает по ЖЕЛАНИЮ, для оповещения третьих лиц о том, что произведение под охраной авторского права (ст. 1271 ГК РФ) Это - не обязательно. Авторское право будет подлежать защите и без такого обозначения.Теперь пару слов об организации. Организационно- правовая форма - коммерческая организация (ООО) , т. е. созданная для целей извлечения прибыли. В любой момент к ней могут возникнуть претензии у налоговых органов по поводу "безвозмездных услуг" . Свидетельство, о котором идет речь, никоим образом не будет являться допустимым доказательством авторского права. Они свидетельствовать могут и заявляют что готовы, лишь о времени поступления произведения к ним на сервер. Опубликованная оферта недействительна в силу ничтожности. Согласно п. 10.3 Организация не несет ответственности за убытки и нежелательные последствия в результате пользования услугой. Могут нести, в соответствии со ст. 15 ГК РФ и т. д. в т. ч. нормами уголовного права.И так дальше, практически по каждому пункту. .Если Вы опубликуете свои стихи на то такая публикация будет не меньшим, а значительно большим доказательством авторства, и лучше будет обеспечена его защита, т. к. аудитория неизмеримо больше, иностр. инвесторы и т. д. = см. комментарии

    Инна Маркова

    Является ли публичное выступление политического деятеля объектом авторского права(см.прим.)?. Прикладной аспект - может ли сам политик или его наследники и т. п. имея авторские права и права обладателя "заблокировать" любую публикацию по своему усмотрению, в т. ч. если публикация делается в научных целях (история)?

Согласно ему, объектами авторских прав являются:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
программы для ЭВМ (охраняемые как литературные произведения);
другие произведения.

Исключительное право представляет собой право использовать любым способом и распоряжаться результатом интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, предоставлять право использования такого объекта, разрешать или запрещать другим его использование (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

По окончании охраны указанного права произведение становится достоянием общества.

Переход в общественное достояние

ГК РФ Статья 1282. Переход произведения в общественное достояние
1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.
(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.
3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Как изменялся срок защиты исключительного права в РФ

До 1973 года он составлял период жизни автора плюс 15 лет .
В 1973-1974 годах по причине присоединения СССР к Женевской конвенции об авторском праве он был продлен до 25 лет .
В 1991 году срок подвергся увеличению и стал равняться 50 годам , в связи с намерением РФ присоединиться к Бернской конвенции, направленной на охрану произведений литературы и искусства (1886). Акт продолжает действовать — и в качестве минимального для стран-участниц закрепляет именно указанный срок действия авторского права.

Всегда продлевались только еще не истекшие сроки, а прекращенные не восстанавливались.

В 1993 году стал действовать Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.1993 № 5351-I, которым 50-летний срок сохранен, но изменен алгоритм его исчисления.
Так, согласно этому закону охрана предоставляется всем произведениям, в отношении которых срок не истек к 01.01.1993. То есть фактически была восстановлена охрана творческих результатов лиц, умерших после 31.12.1942.

В 2004 году был установлен наибольший срок охраны исключительного права — период жизни и 70 лет после смерти автора.
Он соответствует европейским стандартам и был введен в связи с подписанием соглашения о сотрудничестве с ЕС в 1994 году.

Принципы исчисления 70-летнего срока были разъяснены ВАС и ВС РФ в п. 3 постановления пленума от 26.03.2009 № 5/29: если 50-летний срок защиты права завершился в период с 31.12.1992 по 26.07.2004 (дата начала действия закона, продлившего его до 70 лет), в связи с чем произведение стало общественным достоянием, с 01.01.2008 охрана возобновляется.

В постановлении 9-го ААС от 18.09.2012 по делу № А40-153857/2009 судом рассматривался вопрос о необходимости получения согласия наследников на издание произведения, создатель которого умер в 1946 году. Издательство полагало, что защита права истекла в 1996 году, однако суд признал весь тираж, вышедший после 01.01.2008, контрафактным по причине возобновления защиты.

Специальные сроки защиты отдельных категорий произведений

Специфическим образом исчисляется срок исключительного права в частных ситуациях (ст. 1281 ГК РФ):

  • Если объект прав был создан соавторами, тогда 70 лет отсчитываются от даты кончины соавтора, умершего позднее.
  • Если произведение обнародовалось в 1-й раз после смерти, но не позднее 70 лет с кончины автора, используется 70-летний срок действия с момента обнародования.
  • Если работа автора пришлась на период войны 1941-1945 годов, срок действия увеличивается на 4 года.
  • Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
  • Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.

Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

Кратко о случаях перехода литературных произведений в общественное достояние.

Литературное произведение переходит в ОД при соблюдении следующих условий:

1. Со смерти автора прошло более 70 лет
2. Если впервые произведение было опубликовано после смерти автора, то через 70 лет после первой публикации данного произведения.
3. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора).
4. Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет.
5. Все вышеперечисленное относится и к книгам, переведенным с других языков, но применительно к личности не автора произведения, а переводчика. То есть перевод переходит в ОД через 70 лет после даты смерти переводчика.

Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года.

5. Произведение имеет лицензию Creative Commons
6. Все произведения, обнародованные до 1917 года, находятся в общественном достоянии, даже если их автор умер позже.

Произведения, на которые не распространяется авторское право:

1. Произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов.
2. Официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы.

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.



Комментарии к ст. 1282 ГК РФ


1. Общественное достояние - это особый правовой режим, распространяемый на произведения, исключительное право на которые не действует из-за истечения срока действия права либо в силу того, что исключительное право на определенное произведение никогда не действовало. Постепенное расширение круга охраняемых произведений происходило как в результате изменения законодательства, так и в силу присоединения нашей страны к международным соглашениям, предусматривающим охрану авторских прав иностранных граждан (Всемирная конвенция об авторском праве - с 27 мая 1973 г., Бернская конвенция - с 13 марта 1995 г., двусторонние соглашения - с дат, указанных в них). Однако распространение охраны на новые произведения не затрагивает объекты, уже находящиеся в сфере общественного достояния, если иное не определено соответствующим законом или международным договором.

2. Режим общественного достояния заключается в следующем:

использование произведения не требует чьего-либо согласия или уплаты вознаграждения;

в то же время охраняются личные блага автора - авторство, имя автора и неприкосновенность произведения (что позволяет отличать режим общественного достояния от случаев, когда произведения вообще не являются объектами авторского права). Гражданский кодекс, в отличие от ранее действовавшего Закона об авторском праве, предусматривает прекращение личных неимущественных прав после смерти автора (поскольку бессубъектное право существовать не может), но охрана личных благ и интересов автора сохраняется.

После истечения срока действия исключительного права обнародование может быть произведено любым лицом.

В обоих случаях должна соблюдаться воля автора: если он определенно выразился против обнародования данного произведения в будущем, то оно осуществляться не должно. Нарушение этого условия также будет означать, что произведение по-прежнему должно считаться необнародованным.


Для имущественных и личных неимущественных прав предусмотрен различный срок действия авторского права. Личные неимущественные права (право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора) охраняются бессрочно. Имущественные права ограничены сроком жизни автора и 70 годами после его смерти. Закон предусматривает некоторые изъятия из общего правила:
а) срок авторского права на произведение, обнародованное анонимно или под псевдонимом, составляет 70 лет со дня его правомерного обнародования. Однако если автор в течение этого периода раскроет свою личность или его личность не будет далее оставлять сомнений, то применяется общий срок действия авторского права (в течение жизни и 70 лет после смерти);
б) авторское право на произведение, созданное в соавторстве, действует в течение всей жизни и 70 лет после смерти последнего автора, пережившего других соавторов;
в) авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет после смерти автора, действует в течение 70 лет после его выпуска;
г) в случае, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации;
д) в случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года.
Течение срока действия авторского права начинается 1 января года, следующего за годом, в котором обнародовано произведение или имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока. Автор вправе назначить лицо по правилам назначения исполнителя завещания, которое пожизненно будет осуществлять охрану личных неимущественных прав автора. В случае отсутствия такого указания охрану прав автора осуществляют наследники автора или, если их нет, – Российская Федерация.
Общественное достояние– состояние, при котором произведение используется без соответствующей выплаты авторского вознаграждения в связи с истечением срока действия авторского права. Использование произведения осуществляется с соблюдением личных неимущественных прав автора.
Правительством РФ могут устанавливаться случаи выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние. Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе, и не могут превышать одного процента от прибыли, полученной за использование таких произведений.

1. После прекращения действия исключительного права произведение науки, литературы или искусства, как обнародованное, так и необнародованное, переходит в общественное достояние.

2. Произведение, перешедшее в общественное достояние, может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. При этом охраняются авторство, имя автора и неприкосновенность произведения.

3. Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Права гражданина, который правомерно обнародовал такое произведение, определяются в соответствии с главой 71 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 1282 ГК РФ

1. В комментируемой статье определен правовой режим произведений, ставших общественным достоянием, т.е. утративших правовую охрану в силу истечения срока действия исключительного права на произведения. О сроках действия авторского права см. комментарий к ст. 1281 ГК РФ.

Положения комментируемой статьи корреспондируют с п. 1 ст. 9 Соглашения ТРИПС, п. 1, 2 ст. 18 Бернской конвенции, согласно которым «(1) Настоящая Конвенция применяется ко всем произведениям, которые к моменту ее вступления в силу не стали еще общественным достоянием в стране происхождения вследствие истечения срока охраны. (2) Однако если вследствие истечения ранее предоставленного произведению срока охраны оно стало уже общественным достоянием в стране, в которой истребуется охрана, то охрана этого произведения не возобновляется».

Эти положения предусматривают возможность предоставления «ретроактивной охраны» произведениям — предоставления охраны с обратной силой. Иначе говоря, Бернская конвенция распространяет свое действие на все произведения, в отношении которых в стране происхождения не истек срок действия авторского права, т.е. подлежат охране и те произведения, которые впервые были опубликованы до момента присоединения к Конвенции. При присоединении к Бернской конвенции Российской Федерацией была сделана оговорка, что действие Бернской конвенции не распространяется на произведения, которые на дату вступления этой Конвенции в силу для Российской Федерации уже являются на ее территории общественным достоянием (п. 2 Постановления Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм»).

———————————
Собрание законодательства РФ. 1994. N 29. Ст. 3046.

2. В отличие от ГК РСФСР 1964 г. (ст. 502) часть четвертая ГК РФ не предусматривает возможность объявления произведения, в отношении которого истек срок охраны, достоянием государства и особых условиях его использования, в ней также отсутствуют положения о возможности установления Правительством РФ случаев выплаты специальных отчислений за использование на территории РФ произведений, перешедших в общественное достояние, что вполне оправданно, поскольку данная норма фактически не действовала.

3. Исключительное право на произведение, срок действия которого не истек, но у которого нет наследников как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (ст. 1117 ГК), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что (выморочное имущество), прекращается и произведение переходит в общественное достояние (см. комментарий к ст. 1283 ГК), т.е. исключительное право по наследству к государству не переходит, а само произведение становится объектом общественного достояния.

Новеллой комментируемой статьи является положение об обнародовании произведения, перешедшего в общественное достояние. О понятии обнародования произведения см. комментарий к ст. 1268 ГК РФ. Запрет на обнародование произведения может быть сделан только автором лично и может содержаться в любых письменных источниках, некоторые из которых названы в п. 3 статьи. К другим источникам могут быть отнесены отметки на рукописи, договоры и др. Гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения, перешедшего в общественное достояние, является публикатором и приобретает смежные права, предусмотренные гл. 71 ГК РФ (см. комментарии к ст. 1338, 1339).

Для перехода произведения в общественное достояние не требуется каких-либо формальностей, принятия специальных актов государственных органов или актов нотариуса. Однако проблемы, связанные с точным определением правообладателей либо факта неохраняемости произведения в силу отсутствия наследника, в правоприменительной практике существуют, а механизм их единообразного решения пока не выработан. В отношении произведений кинематографии Федеральным агентством по культуре и кинематографии составлен список фильмов, перешедших в общественное достояние.

Загрузка...