musings.ru

Нюансы судебной практики по фиктивной регистрации по месту жительства. О признании недействительной регистрации по месту жительства О признании регистрации по месту жительства недействительным

Здравствуйте! В наш дом прописались люди. Согласие на прописку мы не давали. Помогите нам разобраться, как их можно выписать и выселить оттуда?

  • Вопрос: №568 от: 2014-04-08.

Согласно ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ (далее по тексту - ЖК РФ) собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В соотвествиии со ст. 1 Закона Российской Федерации № 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в соответствии с Конституцией РФ и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства и пределах РФ.

Ограничение права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ допускается только на основании закона.

Согласно пункту 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ № 713 от 17 июля 1995 года (далее по тексту - Правила № 713), гражданин обязан со дня прибытия на новое место жительства предоставить заявление лица, представившего гражданину жилое помещение и орган проводит регистрацию по месту жительства.

По смыслу п. «ж» ст. 31 Правил № 713 при обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации (в том числе и при отсутствии согласия собственника жилого помещения) с регистрационного учета по месту жительства на основании вступившего в законную силу решения суда.

Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 года 51-ФЗ (далее по тексту - ГК РФ), собственник имущества может требовать устранения всяких препятствий и нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Таким образом, при обнаружении посторонних лиц, зарегистрированных в принадлежащем на праве собственности жилом помещении, Вам необходимо обратиться в суд с исковым заявлением о признании регистрации по месту жительства недействительной и, в случае, если указанные лица продолжают проживать в жилом помещении, о .

Вместе с тем, необходимо подать заявление в полицию о наличии признаков преступления со стороны зарегистрированных граждан, т.к. может быть ситуация связана с подделкой документов и т.д.

Для более полной консультации, а также необходимости оказания юридической помощи в составлении искового заявления и представлении интересов в суде, рекомендуем обратиться в приемную адвоката Ивлева Сергея Сергеевича по адресу: 460005, г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-919-865-42-20.

Внимание! Информация, предоставленная в статье, актуальна на момент ее публикации.


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Большемурашкинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Гусева И.Г.,

при секретаре Золотовой Г.А.,

с участием помощника прокурора Большемурашкинского района Булдакова К.Ю., представителя ответчиков адвоката Ершова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам прокурора Большемурашкинского района в интересах Российской Федерации к ФИО53 о признании фиктивной регистрации по месту жительства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Большемурашкинского района Нижегородской области обратился в суд с 41 иском к ФИО54 о признании фиктивной регистрации по месту жительства.

В обосновании исковых требований указал, что проверкой установлено, что ответчики были поставлены на регистрационный учет по месту жительства по адресу. Дом общей площадью., является собственностью. Ответчики в доме не проживали и не проживают. Дом не пригоден для проживания. Земельный участок зарос бурьяном, стекла в окнах выбиты, отопление отсутствует.

Просит признать фиктивной регистрацию ответчиков по месту жительства: . Считать данное обязательство основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по месту жительства: Нижегородская область, р.п. Большое Мурашкино ул. Ново-Луговая д. 56 органом миграционного учета.

По всем исковым заявлениям прокурора возбуждены гражданские дела.

Определением Большемурашкинского районного суда от 16.06.2015г. гражданские дела объединены в одном производстве (Т.3 л.д.106-107).

В судебном заседании помощник прокурора Большемурашкинского района Нижегородской области Булдаков К.Ю. поддержал исковые требования. Просит удовлетворить их в полном объеме. В обоснование заявленных требований привел доводы искового заявления.

Адвокат Ершов Д.В., назначенный судом в качестве представителя ответчиков, чье место жительства неизвестно, в порядке ст. , иск не признал, просил в удовлетворении отказать. Пояснил, что ему неизвестна позиция ответчиков по делу.

Представитель третьего лица Управления Федеральной миграционной службы по Нижегородской области Поляков А.П., действующий по доверенности, в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, в котором указал, что прокурор не уполномочен обращаться в суд с исками о признании регистрации фиктивной, поскольку такие решения принимаются органами УФМС во вне судебном порядке (Т.3 л.д.114-115).

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Большемурашкинского района проведена проверка по факту массовой регистрации граждан в жилом помещении по адресу: , по результатам которой установлено, что ответчики были поставлены на регистрационный учет по месту жительства по адресу: в доме общей площадью № кв.м. Дом является собственностью ФИО55 с 2009 года. Так же установлено, что ответчики по указанному адресу своей регистрации не проживали (не пребывали) и не проживают (не пребывают), в дом не вселялись, их вещей в доме не имелось. Всего в доме было зарегистрировано 53 человека. Дом не пригоден для проживания. Земельный участок зарос бурьяном, стекла в окнах выбиты, отопление отсутствует. Количество зарегистрированных лиц в сопоставлении с общей площадью указывает на отсутствие реальной возможности проживания такого количества в данном жилом помещении, что подтверждает формальный характер регистрации ответчиков. Уведомив органы регистрационного учета о месте своего проживания по указанному адресу ответчики представили заведомо несоответствующие действительности сведения о месте своего жительства, что затрудняет или делает невозможным обеспечение исполнения государством функции по защите прав и законных интересов граждан в различных сферах. Регистрация ответчиков носит формальный характер, произведена без намерения создать правовые последствия.

Проведенной должностными лицами прокуратуры, ОВД и ФМС проверкой установлена явная непригодность дома для проживания, а также отсутствие каких-либо признаков проживания людей в доме, в котором зарегистрированы ответчики. Это подтверждается соответствующей фототаблицей (Т.1 л.д.6-7), а также полученным в ходе проверки объяснением Кулигиной Г.И. (Т.1 л.д.8).

Таким образом, ответчики предоставили в УФМС России по Нижегородской области несоответствующие действительности сведения о своем намерении проживать по указанному адресу, что повлекло нарушение законных интересов Российской Федерации, поскольку регистрационный учет граждан РФ осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации. Кроме того, сведения о количестве граждан, зарегистрированных на соответствующей территории, используются при реализации различных государственных программ, определении численности штатов и объема финансирования государственных органов, при организации и проведении выборов.

В соответствии с Законом РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (ст.3).

Таким образом, регистрационный учет, в силу прямого указания закона вводится не только в интересах самого гражданина, собственника жилого помещения и других граждан, но так же в интересах государства и общества, то есть в интересах Российской Федерации.

Кроме того указанным законом предусмотрено, что регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

Фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства - регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица (ст.2).

В случае выявления факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства - на основании решения органа регистрационного учета, принятого в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст.7).

В Определении Конституционного Суда РФ от 28.03.2003 г. N 102-О указано, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии (часть первая статьи 6 Закона). Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Следовательно, добросовестное поведение как граждан, так и должностных лиц, ответственных за регистрацию, является обязательным условием надлежащей регистрации граждан в конкретном жилом помещении. Из этого вытекает, что злоупотребление правом указанными лицами может повлечь признание решения о регистрации недействительным в судебном порядке по заявлению заинтересованных лиц.

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить.

Признать фиктивной регистрацию ФИО56р. по месту жительства в жилом помещении по адресу:

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня провозглашения через районный суд.

Председательствующий И.Г.Гусев

дело № 2-413/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Семеновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Есина В.С.,

при секретаре Петровой Н.А.,

с участием истца- помощника Семеновского городского прокурора ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семеновского городского прокурора Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Ордуян Э.Э., Карапетян М.Г. о признании регистрации гражданина Армении Ордуян Э.Э. незаконной,

УСТАНОВИЛ:

Семеновский городской прокурор Нижегородской области обратился в Семеновский районный суд Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Ордуян Э.Э., Карапетян М.Г. о признании регистрации гражданина Армении Ордуян Э.Э. по месту жительства по адресу: незаконной,

В судебном заседании помощник Семеновского городского прокурора ФИО5 исковые требования поддержал, пояснив, что Семеновской городской прокуратурой проведена проверка законности постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан, по результатам которой установлено следующее. В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лиц) на основании договора аренды или па ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом. В соответствии с п.п. 1,6 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания (далее - учет по месту пребывания) - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания. Согласно п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Согласно ст. 15 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета. Проверкой установлено, что Ордуян Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Армения, который зарегистрирована по адресу: Принимающая сторона – Карапетян М.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: . Зарегистрированный гражданкой Карапетян М.Г. в ОУФМС иностранный гражданин по вышеуказанному адресу не проживает с начала сентября 2015 года по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки ОУФМС России по в городском округе Семеновский, объяснениями Карапетян М.Г. В соответствии с п.п. 4,6 ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; принятие органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета. Согласно ст. 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям. Таким образом, фиктивная регистрация по данному адресу гражданина Республики Армении Ордуян Э.Э. нарушает интересы Российской Федерации, заключающиеся, в том числе и в обеспечении национальной безопасности. Просит признать незаконной регистрацию гражданина Республики Армении Ордуян Э.Э. по месту жительства по адресу:

Ответчики Ордуян Э.Э., Карапетян М.Г., надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в их отсутствие.

Представитель 3-го лица ОУФМС России по Нижегородской области в городском округе Семеновский, в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав объяснение помощника Семеновского прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 года N 5242-1 (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 года N 376-ФЗ) "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.В соответствии со статьей 6 названного закона гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме.

В силу пункта 9 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Из пункта 6 статьи 2 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.

Изложенная норма в редакции Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.

Согласно статьям 5, 7 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В соответствии с п.п. 4,6 ст. 19 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для снятия иностранного гражданина с регистрации по месту жительства является вступление в законную силу решения суда о признании регистрации иностранного гражданина по месту жительства недействительной; принятие органом миграционного учета решения о снятии иностранного гражданина с регистрации по месту жительства при установлении в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, факта фиктивной регистрации по месту жительства иностранного гражданина в жилом помещении, правом пользования которым он обладает и по адресу которого он зарегистрирован. Снятие иностранного гражданина с регистрации по месту жительства включает в себя внесение соответствующих сведений в вид на жительство или в разрешение на временное проживание данного иностранного гражданина, а также в учетные документы органа миграционного учета и в государственную информационную систему миграционного учета. Согласно ст. 4 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконным миграционным противоправным проявлениям.

В силу подпункта "ж" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 года N 713, в случае обнаружения не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда, органами регистрационного учета производится снятие такого гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Как установлено судом, ответчик Карапетян М.Г. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу:

В ходе проверки, проведенной Семеновской городской прокуратурой установлено, что Ордуян Э.Э., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является гражданином Республики Армения, который зарегистрирован по адресу: кВ.2. Принимающая сторона – Карапетян М.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированная по адресу: . Зарегистрированный гражданкой Карапетян М.Г. в ОУФМС иностранный гражданин по вышеуказанному адресу не проживает с начала сентября 2015 года по настоящее время.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями ФИО6, ответчика Карапетян М.Г., ФИО7, ФИО8

Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что Ордуян Э.Э. в спорном жилом помещении не проживает с сентября 2015 года по настоящее время, а в органы миграционной службы представлены заведомо несоответствующие действительности сведения о месте его проживания. Поскольку регистрация указанного гражданина является фиктивной с момента регистрации по месту проживания, данную регистрацию следует признать недействительной. Не проживание в спорном жилом помещении Ордуян Э.Э. и регистрация его по месту жительства без намерения пребывать и проживать в этом помещении, повлекло нарушение законных прав и интересов Российской Федерации, так как регистрационный учет граждан Российской Федерации осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения и систематизации сведений о гражданах Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым признать недействительной регистрацию гражданина Республики Армении Ордуян Э.Э. по месту жительства по адресу: 2.

Руководствуясь статьями

О признании регистрации по месту жительства недействительным

По делу № 33-5821/2012

Принято Верховным судом Республики Башкортостан

  1. ВЕРХОВНЫЙ СУД
  2. РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
  3. АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
  4. 24 мая 2012 г. г. Уфа
  5. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ в составе:
  6. председательствующего Алексеенко О.В.
  7. судей Батршиной Ю.А., Абубакировой Р.Р.
  8. при секретаре Филипповой М.Н.
  9. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Оганян Г.А. на Решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от... года, которым постановлено:
  10. Признать недействительной регистрацию Оганян Г.А. по месту жительства: ...; ....
  11. Снять Оганян Г.А. с регистрационного учета по адресу: ....
  12. Заслушав доклад судьи Батршиной Ю.А., судебная коллегия
  13. Установила:

  14. Управление Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан (далее УФМС России по РБ) обратилось в суд с исковым заявлением к Оганян Г.А. о признании регистрации по месту жительства: ..., а также по месту жительства: ... недействительной и снятии с регистрационного учета по адресу: ... указывая на то, что... года инспектором ВУС и паспортного стола Красноключевского сельсовета составлен листок прибытия Оганян Г.А. по адресу: .... В архивах ОУФМС в Нуримановском районе, и администрации сельского поседения Красноключевский сельсовет документы, послужившие основанием для вселения в данное жилое помещение ФИО1 отсутствуют. По указанному адресу зарегистрированы... года. по настоящее время ФИО9 и ФИО22., которые с Оганян Г.А. не знакомы, согласия на регистрацию на свою жилплощадь ему не давали, в связи с чем регистрация по месту жительства Оганян Г.А. по адресу: ... являлась необоснованной. ... года на основании заявления Оганян Г.А. об утере паспорта гражданина СССР серии... ему была выдана справка формы 9 за номером №... от... года, в которой был проставлен штамп о постоянной регистрации по месту жительства: .... Сведения о проживании Оганян Г.А. по указанному адресу в похозяйственной книге отсутствуют. Здание по адресу: ..., принадлежало Яман-Елгинскому ЛПХ, как общежитие являлось специализированным жильем. ... года Оганян Г.А. была повторно выдана справка формы 9 за номером №... от... года, составлен адресный листок прибытия Оганян Г.А. по адресу: .... Оганян Г.А. числится зарегистрированным без ограничения срока по указанному адресу с... года по настоящее время. Договор социального найма жилья с Оганян Г.А. не оформлялся. Документы, послужившие основанием для регистрации по месту жительства Оганян Г.А. в... года и... года по адресу: ..., в ОУФМС в Нуримановском районе и администрации сельского поселения Красноключевский сельсовет отсутствуют, договор социального найма жилья с Оганян Г.А. не оформлялся. Дом, находящийся по адресу: ... снесен по ветхости и аварийности в июне 2008 года. Возможность сохранения регистрации постоянного места жительства в несуществующем жилом помещении законом не предусмотрена. Оганян Г.А. гражданином Российской Федерации не является. При регистрации по адресу: ..., Оганян Г.А. в нарушение п.п. 5 и п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № 713, был зарегистрирован на постоянной основе без документов, являющихся основанием для вселения граждан в жилое помещение (т.е. договора социального найма), без документа, удостоверяющего личность. Регистрация Оганян Г.А. произведена по справке формы №9, выданной взамен утраченного паспорта. В соответствии с п.33 приказа МВД СССР от 15.05.1975г. №0320 «О введении в действие Инструкции о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР», справка формы №9 выдавалась на срок, не более 2-х месяцев, и, соответственно, по данной справке, на срок, не превышающий 2-х месяцев, заявитель мог быть временно прописан и трудоустроен.
  15. Ответчик заявленные исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд с иском.
  16. Суд вынес вышеприведенное Решение.
  17. Не согласившись с Решением суда, в апелляционной жалобе Оганян Г.А. просит его отменить, ссылаясь на незаконность и необоснованность.
  18. Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя УФМС по РБ Жданова И.М., судебная коллегия находит, что Решение суда подлежит отмене.
  19. Согласно ГПК РФ Решение суда должно быть законным и обоснованным.
  20. В соответствии с п. 4 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
  21. Эти требования закона судом не выполнены в полном объеме.
  22. Из материалов дела усматривается, что Оганян Г.А. с... года был зарегистрирован по адресу: ..., с... года по настоящее время зарегистрирован по адресу: ....
  23. Факт регистрации ответчика по указанным адресам подтверждается архивными справками отдела адресно-справочной работы УФМС России по РБ, записями в журнале регистрации Красноключевского сельсовета, листками прибытия.
  24. Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходил из того, что ответчиком не представлены доказательства обоснованности вселения и проживания по адресам: ... - на момент регистрации, а также вселения и проживания по адресу: ... - в настоящий момент.
  25. На момент прописки (регистрации) Оганян Г.А. по адресу: ... порядок прописки определялся Постановлением Совета Министров СССР от 28.08.1974 г. № 677 «Об утверждении положения о паспортной системе в СССР».
  26. В соответствии с п.25 указанного Постановления, «для прописки гражданами представляется заявление по установленной форме, содержащее также согласие лица, предоставившего жилую площадь, на прописку».
  27. В деле имеются представленные истцом объяснения ФИО9, ФИО11, где они указывают, что по адресу: ... проживают с... года, Оганян Г.А. не знают, согласия на его регистрацию в своем доме не давали.
  28. Однако, судебная коллегия полагает правомерным довод апелляционной жалобы Оганян Г.А., что собственниками жилого помещения по адресу: ... Ханмурзинами правомерность его регистрации по данному адресу не оспаривается.
  29. Регистрация Оганян Г.А. по адресу: ..., осуществлялась в период действия ЖК РСФСР, ФЗ №5242-1 от... года. г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713: «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию», постановления Правительства РФ от 12.03.1997 г. №290 «О распространении действия Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ на граждан бывшего СССР, прибывающих из государств - участников СНГ, государств Балтии», приказом МВД СССР от 15.05.1975 г. № 0320 «О введении в действие Инструкции о порядке применения Положения о паспортной системе в СССР».
  30. Согласно п. 33 Инструкций, справка формы №9 выдается по просьбе гражданина, прибывшего на жительство из других местностей и утратившего паспорт, на срок не более 2 месяцев; по данной справке он может быть временно прописан и трудоустроен.
  31. В соответствии с Правилами, при регистрации по месту пребывания и по месту жительства гражданин должен представить документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или, заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение), либо документ, являющийся основанием для заселения в жилое помещение (ордер, договор, свидетельство о праве на наследство жилого помещения, Решение суда о признании права пользования жилым помещением, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, либо иной документ или его надлежаще заверенная копия).
  32. В ходе судебного разбирательства дела было установлено, что дом, по адресу: ..., согласно акта о сносе ветхого и аварийного жилья № 9 от 10.08.2009 года снесен по ветхости и аварийности в июне 2008 года, земельный участок предоставлен в собственность ФИО12 для строительства индивидуального жилого дома. ФИО12 зарегистрировано право собственности на земельный участок. Согласно имеющегося в материалах дела письма Администрации сельского поселения Красноключевский сельсовет МР Нуримановского района РБ №... от... года договор социального найма с Оганян Г.А. не оформлялся.
  33. Однако, исходя из обстоятельств дела и заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности, судебная коллегия полагает, что Решение суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене по следующим основаниям.
  34. Удовлетворяя требования истца и отказывая ответчику в применении срока исковой давности по заявленным истцом требованиям, суд мотивировал свой отказ тем обстоятельством, что истец узнал о факте незаконной регистрации в ходе судебного разбирательства дела по заявлению Оганян Г.А. об установлении факта проживания на территории РФ в 2010 году, т.е. в пределах срока исковой давности.
  35. Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда по следующим основаниям.
  36. Так, из решения Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от... года по гражданскому делу по заявлению Оганян Г.А. об установлении факта постоянного проживания на территории РФ, вступившего в законную силу, усматривается, что свидетель – начальник паспортного стола Нуримановского РОВД ФИО23. в судебном заседании подтвердил правомерность регистрации Оганян Г.А. в... года
  37. Согласно п. 24 Постановления Совета Министров ССР от 28.08.1974 года № 677 «Об утверждении положения о паспортной системе в СССР», прописка и выписка граждан в городах, а также в поселках городского типа и сельских населенных пунктах, в которых имеются органы внутренних дел, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, производятся органами внутренних дел, в остальных поселках городского типа и сельских населенных пунктах - лицами, уполномоченными на то исполнительными комитетами сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся.
  38. Регистрация производится лицами, ответственными за соблюдение правил паспортной системы, или лицами, уполномоченными на ведение паспортной работы, по месту временного пребывания граждан.
  39. До... года регистрация граждан бывшего СССР осуществлялась в соответствии с указанием МВД РФ от 14.08.1996 г. № 1/13989 «О временном порядке регистрации и снятии с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» применительно к порядку, установленному Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от
  40. Согласно п. 7.2. Инструкции «О применении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» непосредственное обеспечение контроля за соблюдением Правил организуют начальники паспортно - визовой службы органов внутренних дел.
  41. В соответствии с Указом Президента РФ от , было утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, которым вопросы регистрации граждан были переданы в ведение органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
  42. Из дела видно, что... года Оганян Г.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ..., о чем была произведена запись в журнале регистрации по месту жительства и проставлен штамп прописки в справке формы № 9 Оганян Г.А. инспектором ВУС и паспортного стола Красноключевского поссовета ФИО13 Данное обстоятельство подтвердила сотрудник УФМС РФ по РБ, являющегося истцом по данному делу - начальник ОУФМС России по РБ в ФИО6 районе майор внутренней службы ФИО14, чем указала в своем рапорте на имя начальника УФМС России по РБ ФИО15 (л.д. 14).
  43. Вышеуказанное свидетельствует, что сотрудникам паспортного стола, в функции которых входило обеспечение контроля за соблюдением правил регистрации месту жительства граждан, было достоверно известно о регистрации ответчика в... года по адресу: ..., и в... года по адресу: ....
  44. В соответствии со ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, независимо от того, кто обратился за судебной защитой: само лицо, право которого нарушено, либо в его интересах другие лица в случаях, когда закон предоставляет им право на такое обращение.
  45. С учетом изложенного, довод о том, что УФМС России по РБ как вновь созданная организация... года, не являющаяся правопреемником существовавшей ранее в системе МВД паспортно-визовой службы, узнала о факте незаконной регистрации в ходе судебного заседания по заявлению Оганян Г.А. об установлении факта проживания на территории РФ в... года, не может служить основанием для изменения начального момента течения срока исковой давности.
  46. Согласно ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
  47. Согласно ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
  48. Истечение срока исковой давности, о применении которого заявлено стороной в споре, является основанием для вынесения судом решения об отказе в иске.
  49. Таким образом, Решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований за пропуском срока исковой давности.
  50. Руководствуясь ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,
  51. Определила:

  52. Решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2012 года отменить, вынести новое Решение, которым в удовлетворении исковых требований УФМС России по РБ к Оганян Г.А. о признании регистрации по месту жительства: ..., а также по месту жительства: ... недействительной и снятии с регистрационного учета по адресу: ... отказать за пропуском срока исковой давности.
  53. Председательствующий: О.В. Алексеенко
  54. Судьи: Ю.А. Батршина
  55. Р.Р. Абубакирова
  56. Справка:
  57. судья Фаттахов М.Х.

Московский районный суд Санкт-Петербурга

в составе председательствующего судьи Барковского *.*.,

при секретаре Абухбая *.*.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе Санкт-Петербурга к Абасовой *.*. о признании регистрации по месту жительства недействительной,

Установил:

Истец обратился в суд с иском к Абасовой *.*. о признании регистрации по месту жительства недействительной. В обоснование заявленных требований истец указывает, что регистрация ответчицы по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> была осуществлена в том числе на основании представленного Абасовой *.*. паспорта гражданина Российской Федерации серии <данные изъяты>, выданного ДД.ММ.ГГГГ Бежаницким РОВД Псковской <адрес>. В связи с этим при осуществлении регистрационных действий должностные лица ТП № ОУФМС исходили из того, что ответчица является гражданкой России и соответственно распространяли на нее нормы, регулирующие порядок регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

В то же время по результатам проверки, проведенной УФМС России по Псковской <адрес> указанный етельствующий о принадлежности к гражданству РФ, были признаны выданными в нарушение установленного порядка. В связи с изложенным ответчица не является гражданкой Российской Федерации, в связи с чем ее регистрация должна была быть осуществлена на основании правил, регулирующих порядок регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные обстоятельства являются основанием для признания регистрации ответчицы по месту жительства недействительной.

Истец в лице своего представителя Филипповой *.*. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Ответчица в судебном заседании исковые требования признала, о чем представила письменное заявление.

Суд, выслушав стороны, исследовав и оценив представленные по делу доводы и доказательства, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства является обнаружение несоответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации – на основании вступившего в законную силу решения суда.

Абасова *.*. постоянно зарегистрирована по месту жительства по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> 25.05.2005 г.

Из материалов дела следует, что основанием для регистрации ответчицы по месту жительства по указанному адресу наряду с иными документами явился представленный ответчицей выданный ДД.ММ.ГГГГ Бежаницким РОВД Псковской <адрес>.

В то же время в ходе проверки обоснованности документирования Абасовой *.*. указанным паспортом, проведенной УФМС России по Псковской <адрес> (л.д. 7-10), установлено, что указанный ражданина СССР на имя Абасовой *.*., свидетельствующий о принадлежности к гражданству России, выданы в нарушение установленного порядка.

Проверкой установлено, что Абасова *.*.. (до 2002 г. – <данные изъяты>) в сентябре 1989 г. прибыла в Казахскую ССР из Азербайджанской ССР, была зарегистрирована по месту жительства по адресу: Казахстан, <адрес>. В дальнейшем ДД.ММ.ГГГГ ответчица снята с регистрационного учета по указанному адресу, убыла в Россию, <данные изъяты>. По месту жительства либо месту пребывания в <адрес> ответчица зарегистрированной не значилась. В феврале 1997 г. прибыла на территорию <данные изъяты> и была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <данные изъяты> В 2002 году снята с регистрационного учета в связи с выездом в Санкт-Петербург. В период проживания в Псковской <адрес> ответчице был выдан вкладыш серии <данные изъяты> о принадлежности к гражданству Российской Федерации к паспорту гражданина СССР на основании ст. 13, ч. 1 Закона «О гражданстве Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть как гражданке СССР, проживавшей на территории Российской Федерации на момент вступления в силу указанного закона. Основанием для принятия решения о выдаче вкладыша послужила справка № от ДД.ММ.ГГГГ в/ч 52605, подтверждающая тот факт, что в период с 1989 по 1994 год Абасова *.*. проживала и работала на территории Семипалатинского ядерного полигона. ДД.ММ.ГГГГ в связи с изменением отчества с «<данные изъяты>» на «<данные изъяты>» ответчица была документирована паспортом гражданина РФ серии <данные изъяты>, выданным Бежаницким РОВД Псковской области.

Согласно сведениям Центрального архива МО РФ Абасова *.*. работала в в/ч <данные изъяты>, дислоцированной на территории Казахстана, в должности делопроизводителя и, таким образом, военнослужащей не являлась. В то же время в соответствии с п. 3 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О гражданстве РСФСР» действие ст. 13, ч. 1 Закона РФ «О гражданстве» распространено лишь на военнослужащих, давших присягу на верность бывшему СССР или РФ, проходящих службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией РФ на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил СНГ. Таким образом, действие указанной нормы на лиц, работавших в воинских частях, но не являвшихся военнослужащими, не распространено.

По состоянию на 06.02.1992 г. ответчица места жительства на территории Российской Федерации не имела. Из изложенного следует, что оснований для приобретения ответчицей гражданства Российской Федерации в порядке признания гражданства (ст. 13, ч. 1 ФЗ «О гражданстве») не имелось.

Также в ходе проверки установлено, что ответчица в установленном законом порядке по вопросу приобретения, определения наличия гражданства Российской Федерации не обращалась. В связи с изложенным принадлежность Абасовой *.*. к гражданству Российской Федерации не подтвердилась, оснований для документирования ее вкладышем к паспорту гражданина СССР и паспортом гражданина России не имелось.

При рассмотрении дела ответчица иск признала, о чем представила письменное заявление. В соответствии со ст. 173 ч. 3 ГПК РФ, при признании иска ответчиком и принятии его судом выносится Решение об удовлетворении исковых требований. В данном случае признание иска ответчицей не противоречит закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с чем подлежит принятию судом в соответствии со ст.39 ГПК РФ.

Таким образом, ответчица не является гражданином Российской Федерации, не приобретала гражданство РФ, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для регистрации ответчицы по месту жительства по вышеуказанному адресу, так как в соответствии с п.1 «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» должны применяться иные нормы, регулирующие порядок регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.7 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», ст.ст. 56, 68, 173, 194-199 ГПК РФ, суд

Исковые требования Отдела Управления Федеральной миграционной службы России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в Московском районе Санкт-Петербурга к Абасовой *.*. о признании регистрации по месту жительства недействительной – удовлетворить.

Признать регистрацию Абасовой *.*., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> по месту жительства по адресу: <данные изъяты> недействительной.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Московский районный суд Санкт-Петербурга.

Загрузка...