musings.ru

Бланк строгой отчетности услуги населению. Учет бланков строгой отчетности в бухгалтерии и хранение

Форма БСО для оказания услуг населению меняется — постепенно вводится обязательная электронная форма бланка. Кроме того, обновлен и перечень обязательных реквизитов БСО. В этой связи применение бланков строгой отчетности при оказании услуг претерпело некоторые изменения.

Как изменилась форма БСО для оказания услуг населению в 2016 году?

Законом № 290-ФЗ дано четкое определение БСО и приведен перечень форм БСО, которые надлежит использовать всем, кто работает с кассовой техникой, с 01.07.2018. Это могут быть бланки:

  • на бумажных носителях, распечатываемых автоматизированной системой;
  • в электронной форме, сформированной автоматизированной системой расчетов.

Как видим, по закону № 290-ФЗ предполагается, что с 01.07.2018 исчезнет необходимость использовать БСО, напечатанные типографским способом.

Представляет интерес и определение автоматизированной системы расчетов, данное в ст. 1.1 закона № 290-ФЗ. Согласно ему, автоматизированная система расчетов — это ККТ, используемая для распечатки БСО и/или для формирования их в электронной форме. И печать, и формирование электронной формы БСО должны производиться непосредственно в момент расчетов.

Законом № 290-ФЗ также внесены изменения в реестр обязательных реквизитов, который должен содержать БСО. Теперь этот перечень для БСО и чеков ККТ одинаков, что сделало эти две формы расчетных документов еще ближе. Кассовые документы, которые могут быть оформлены и в электронном виде, должны содержать от 16 до 19 реквизитов — их полный перечень можно посмотреть в п. 1 ст. 4.7 закона № 290-ФЗ. Обязательным является условие сохранности текста и всех реквизитов на распечатанных бумажных документах в течение не менее 6 месяцев.

ВАЖНО! Требования, касающиеся НДС, приведенные в перечне реквизитов в ст. 4.7 (абз. 9 п. 1), вводятся для всех лиц-плательщиков НДС с 01.02.2017 (п. 14 ст. 7 закона № 290-ФЗ), а для ИП-плательщиков НДС, применяющих налоговые спецрежимы, — с 01.02.2021 (п. 17 ст. 7 закона № 290-ФЗ).

При этом государство оставило за собой право в случае необходимости ввести дополнительный реквизит — номер товарной номенклатуры, а также предоставило организациям и ИП возможность самостоятельно дополнить перечень обязательных реквизитов кассовых документов, если это продиктовано особенностями сферы их деятельности.

Применение бланков строгой отчетности при оказании услуг

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 31.07.2003 № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях…» утверждено, что расчеты с применением БСО можно проводить при оказании услуг физическим лицам, включая ИП.

Применение бланков строгой отчетности при оказании услуг будет претерпевать изменения по мере того, как будут вступать в силу отдельные положения закона № 290-ФЗ. К 01.07.2018 организациям и ИП, оказывающим услуги физическим лицам, нужно обзавестись автоматизированными системами расчетов, способными не только формировать, распечатывать в бумажном виде БСО, но и передавать их по требованию покупателя в электронном виде, а также формировать фискальные данные для ФНС.

Со вступлением в силу закона № 290-ФЗ существенно ограничился перечень услуг, оказываемых населению, которые позволяют работать без ККТ и без обязательной выдачи БСО:

  • услуги по обеспечению питанием в образовательных учреждениях во время занятий;
  • прием утильсырья от населения (кроме лома цветных металлов, драгоценных камней и металлолома);
  • ремонт обуви и ее окраска;
  • услуги металлической галантереи (изготовление и ремонт ключей и мелких металлических изделий);
  • услуги няни и сиделки;
  • колка дров и вспашка земельных приусадебных и садовых участков;
  • услуги носильщиков,
  • сдача предпринимателями жилья в аренду.

Что касается обязательного использования автоматизированных систем расчетов, оснащенных системами передачи фискальных данных, при оказании услуг физическим лицам и ИП, то до 01.07.2018 коммерсанты, имеющие право работать без применения ККТ с обязательной выдачей БСО при проведении наличных расчетов, могут работать по старым правилам. Давайте их вспомним.

БСО для оказания услуг населению в 2016 году

В постановлении Правительства РФ «О порядке осуществления наличных денежных расчетов…» от 06.05.2008 № 359 дан перечень возможных вариантов изготовления форм БСО:

  • бланки, изготовленные типографским способом;
  • бланки, изготовленные с использованием автоматизированных систем.

При этом БСО должен содержать реквизиты, перечисленные в п. 3 постановления № 359. В случае если для бланка законодательством не утверждена обязательная форма, БСО могут иметь произвольную форму с включением обязательных реквизитов, предусмотренных для БСО. Форму БСО, выбранную предприятием для ведения наличных расчетов, необходимо утвердить учетной политикой.

Подробнее о том, что представляет собой БСО, исходя из положений постановления № 359, можно прочитать в публикации .

Рассмотрим, как выглядят БСО, выдаваемые при расчетах за услуги, на примере бланков для медицинских и сантехнических услуг.

В случае оказания медицинских услуг бланк строгой отчетности должен содержать обычные для БСО реквизиты, перечень которых изложен в п. 3 постановления № 359.

Фирма или ИП, оказывающие медицинские услуги населению, могут самостоятельно разработать БСО, используя в качестве основы, например, следующий бланк (его можно скачать на нашем сайте):

ВАЖНО! Не забудьте, что с 01.07.2018 практически всем продавцам услуг, в т. ч. медицинских, необходимо будет применять БСО, реквизиты которого утверждены законом № 290-ФЗ. Кроме того, БСО должны будут формироваться автоматическими системами приема платежей со встроенными фискальными накопителями.

Для осуществления расчетов за сантехнические услуги до окончательного вступления в силу положений закона № 290-ФЗ можно применять БСО, разработанный самостоятельно, например, на основе формы БО-1, предложенной Минфином РФ в письме от 20.04.1995 № 16-00-30-33. Данный бланк можно также скачать на нашем сайте:

Итоги

Закон № 290-ФЗ подразумевает постепенный охват субъектов предпринимательских отношений России электронной системой передачи фискальных данных. Коснутся законодательные новшества и применения БСО, выдаваемых при оказании услуг. При этом до окончательного вступления положений закона № 290-ФЗ в силу для ряда коммерсантов действуют прежние правила оформления БСО.

На территории Российской Федерации допускается выдача БСО вместо кассовых чеков. Однако условия такого перехода строго регламентируются на законодательном уровне. Детально описываются и требования к формулярам, а также их возможные виды. Наиболее широкое распространение в России получили такие документы, как квитанции. Бланк строгой отчетности по указанной форме применяется в случае оказания бытовых услуг потребителям.

Бланк строгой отчетности

Согласно отечественным законодательным актам при осуществлении операций с наличными денежными средствами населения соответствующему субъекту следует выдавать чек ККТ.

Однако из данного общего правила существуют исключения, позволяющие до 01.07.2018 использовать формуляры БСО в следующих случаях:

  • оказания бытовых услуг населению плательщиками ЕНВД или лицами, применяющими ПСН;
  • розничной продажи периодических изданий, мороженого, безалкогольных напитков;
  • торговли на рынках и ярмарках;
  • осуществления иных видов деятельности, прямо перечисленных в Федеральном законе N 54-ФЗ от 22.05.2003 «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

При решении вопроса о применении такого бланка следует помнить, что указанный формуляр в настоящее время не является обязательным. Более того, описываемый документ можно использовать только в случае наличия в нем всей необходимой информации.

В качестве заключения следует подчеркнуть, что вне зависимости от конкретного вида БСО ответственному лицу при его заполнении необходимо избегать ошибок, неточностей, исправлений или помарок. Игнорирование данного правила может привести к порче квитанции или нарушению порядка работы с наличностью.

Бланки строгой отчетности становятся все более популярны, ведь они являются более удобной заменой кассовому чеку, облегчая жизнь ИП и организации, оказывающих услуги населению. В случае использования БСО отпадает необходимость приобретения кассового аппарата, их регистрации в территориальных органах налоговой инспекции, поддержки и обслуживания аппаратной и программной составляющей кассового аппарата. Но, не смотря на явные преимущества БСО перед ККТ, существует немало подводных камней, о которые спотыкаются неопытные предприниматели. В этой статье будут рассмотрены основные регламенты применения БСО, правила их изготовления, заполнения, учета и списания.

Что является бланком строгой отчетности и когда его стоит применять

Бланком строгой отчетности считается документ, позволяющий отказаться от использования ККТ при оказании услуг населению с соответствии с порядком, установленным Правительством РФ. В этом случае БСО приравнивается к кассовому чеку. К бланкам строгой отчетности относятся квитанции, путевки, абонементы, проездные документы и прочие документы, относящиеся к отчетным формам при оказании индивидуальным предпринимателем либо организацией услуг населению.

Порядок использования БСО регламентируется положением, утвержденным Постановлением правительства РФ от 6 мая 2008 года №359 (далее – Постановление). Согласно этому положению БСО применяется в сфере услуг в качестве замены кассовому чеку. Но в каком случае возможно применение БСО? Согласно разъяснениям, представленным в письме Минфина №03-01-15/3-74 от 4 апреля 2012 года виды оказываемых населению платных услуг не ограничиваются услугами, описанными в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН). Данное разъяснение было необходимо из-за путаницы, возникшей при принятии Постановления, согласно которому БСО распространялись только на услуги, описанные в ОКУН.

На сегодняшний день не существует единого классификатора услуг, в рамках которого допустима замена контрольно-кассовой техники на БСО, поэтому использование последних остается на усмотрение предпринимателей.
Вообще, при использовании БСО стоит руководствоваться текущим законодательством РФ, ведь некоторые виды деятельности можно отнести к сфере услуг только с натяжкой. В этом случае отказ от ККТ может привести к проблемам с налоговыми органами и чреват административным наказанием. Так применении бланков строгой отчетности недопустимо при продаже товаров населению.

Изготовление и печать бланков строгой отчетности

Основным нововведением положения, определенного в Постановлении стал новый порядок изготовления бланков строгой отчетности. Если ранее бланки БСО в обязательном порядке изготавливались на типографии, то сегодня их можно печатать самостоятельно при условии использования автоматизированной системы изготовления и учета БСО. Не смотря на то, что в положении не указано точное определение автоматизированной системы, при использовании компьютерной техники для печати БСО необходимо, чтобы программа соответствовала следующим требованиям:

  • Автоматизированная система должна обеспечивать надежную защиту от несанкционированного доступа к БСО, персональной информации и ограничивать круг лиц, допущенных к изготовлению бланков.
  • Программа должна иметь функции для фиксации и последующего хранения всех операции с бланками в течение не менее 5 лет.
  • При заполнении бланка и последующей печати документа автоматизированная система должна фиксировать уникальный идентификационный номер документа и серию бланка.
  • Должная быть предусмотрена система предоставления информации об изготовлении БСО по первому требованию налоговой инспекции.

Очевидно, что использование стандартных систем управления таблицами и бланками, таких как Microsoft Excel, недопустимо, так как подобные системы не соответствуют указанным выше пунктам. Единственный возможный способ самостоятельного выпуска БСО – приобретение специальной автоматизированной системы либо ее разработка в соответствии с указанными выше требованиями.

При определенных условиях допустима разработка БСО самим предпринимателем. В этом случае в бланке должны присутствовать следующие реквизиты:

  • Наименование бланка, идентификационный шестизначный номер и серийный номер документа.
  • ФИО предпринимателя
  • ИНН ИП, выдающего БСО
  • Вид и перечень услуг, оказанных клиенту
  • Полная стоимость этих услуг
  • Общий размер оплаты оказанных услуг
  • Дата осуществления платежа
  • Подпись и печать предпринимателя
  • Иные реквизиты и специальные пункты, определяющие специфику оказанных услуг (на усмотрение предпринимателя)

При изготовлении бланков типографским способом серия и номер документа указывается в типографии, а выпущенные бланки должны содержать информацию об изготовителе бланков, ИНН типографии, краткое наименовании типографии, номер тиража и количество выпущенных бланков.

Согласно принятому Постановлению, утверждение разработанных предпринимателем бланков осуществляется любыми федеральными органами исполнительной власти, наделенные соответствующими полномочиями. Старые бланки БСО, утвержденные до принятия постановления Правительства РФ от 31.03.2005г. №171 на данный момент не действительны.

Заполнение и учет бланков строгой отчетности, книга учета

Заполнение БСО осуществляется в соответствии со следующими требованиями:

  • БСО должен заполняться под копирку, с сохранением не менее одной копии.
  • Если в БСО отсутствует отрывная часть, то бланк заполняется с использованием копировальной или самокопировальной бумаги.
  • Все графы и поля изготовленного бланка должны быть обязательно заполнены, все данные должны соответствовать предусмотренному для этого поля.
  • На бланке не допускаются исправления, подчерк должен быть четким и разборчивым. В случае, если была допущена ошибка, бланк запрещено рвать либо выкидывать. Он должен быть перечеркнут и подложен в журнал учета в соответствии с днем порчи документа.

Заполнение БСО происходит только по факту оплаты оказанной услуги, с точным указанием суммы, на глазах у покупателя. Правильно заполненный и заверенный документ приобретает юридическую силу и приравнивается к чеку ККТ. Выдача БСО на руки клиенту осуществляется только по факту оплаты оказанной услуги наличными денежными средствами либо картами оплаты. В случае, если бланк предусматривает отрывную часть, каждая половина заверяется, отрывная часть передается клиенту, а корешок остается в организации и отправляется на хранение. Если же отрывная часть не предусмотрена, то бланк должен заполняться в двух экземплярах, один из которых передается клиенту. Отказ выдачи БСО на руки клиенту карается штрафом, определенным Постановлением, размер которого:

  • 3000-4000 для ИП
  • 30000-40000 для организаций (ООО, ЗАО, ОАО и пр.)

Согласно письму Минфина от 22.08.2008 г. № 03-01-15/10-303, учет БСО осуществляется в соответствии с положением, определенным в Постановлении. По этому положению предприниматель, осуществляющий отчетность посредством БСО в обязательном порядке заводит специальный журнал учета таких бланков, предназначенный для фиксации каждого выданного либо испорченного документа. Унифицированная форма подобных журналов не определена законодательством РФ, что оставляется за предпринимателем право использовать практически любую форму журнала по своему усмотрению. При этом должны соблюдаться следующие моменты:

  • Каждая страница в журнале должна быть пронумерована
  • Все страницы должны быть прошиты
  • В обязательном порядке производится скрепление печатью и подписью предпринимателя.

Одновременно с журналом в обязательном порядке составляется акт, регламентирующий порядок заполнения книги/журнала учета. В этом же документе указываются данные о порядке назначения работников, допущенных до заполнения БСО, правила назначения ответственного лица, отвечающего за все процедуры, связанные с учетом и хранением бланков. Если бланки были изготовлены посредством автоматизированной системы, то вести журнал учета не обязательно – учет выданных экземпляров в этом случае осуществляется программой в автоматическом режиме.

Бухгалтерский учет бланков строгой отчетности имеет определенные нюансы, предусмотренные законодательством. Законодательные нормы предусматривают особый порядок бухучета БСО, для них определена отдельная группа в Плане счетов, предусмотрены специальные налоговые вычеты на сумму приобретения БСО. Поэтому стоит заранее определить порядок учета бланков в соответствии с законодательством. Контроль над сохранностью оформленных бланков осуществляется предпринимателем посредством инвентаризации, отчетным документом в этом случае является акт инвентаризации.

Инвентаризация, хранение и списание бланков строгой отчетности

Поскольку БСО подлежат учету в обязательном порядке, на предпринимателя накладываются обязательства по организации обеспечения специальных условий хранения. В частности, обязательным условием является ограничение доступа к документам неуполномоченных лиц. Для этого необходим либо сейф, либо специально отведенное помещение, которое опечатывается после каждого посещения. Доступ к местам хранения имеют только лица, ответственные за хранение и учет БСО. Эти лица определяются актом, составляющимся предпринимателем одновременно с журналом учета.

Определенного срока хранения оригинальных бланков в законодательстве РФ не предусмотрено, однако оговорена необходимость хранения корешков и копий использованных бланков. Данные документы должны сохраняться в течение пяти лет, после чего могут быть утилизированы (но только в том случае, если с момента последней инвентаризации прошло не менее месяца). Хранение незаполненных бланков определяется предпринимателем.

Контроль за сохранностью документов обеспечивается периодической инвентаризацию, которая проводится специально сформированной комиссией. Основными целями инвентаризации являются:

  • Проверка на недостачу
  • Проверка всех бланков, в том числе и испорченных
  • Контроль за условиями хранения
  • Проверка надежности ограничений доступа к документам, состоящим на сохранении.

Проверка документов на сохранность осуществляется путем сверки имеющихся на сохранении бланков и записей журнала учета. Если во время инвентаризации была обнаружена потеря, то предприниматель самостоятельно определяет наказание для ответственного лица, поскольку законами ответственность не предусмотрена. В случае, если бланки были утеряны в свяжи с кражей либо иным противоправным деянием, необходимо в обязательном порядке оповестить следственные органы.

Заключение

Приведенные выше аспекты составления и учета БСО позволяют утверждать, что их использование вполне оправдано в том случае, если предприниматель желает избежать издержек, связанных с приобретением и обслуживанием ККТ, но только в случаях, не противоречащих современному законодательству.

Помогла статья? Подписывайтесь в наши сообщества.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Все организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае продажи на территории Российской Федерации товаров, выполнения работ или оказания услуг в обязательном порядке должны применять контрольно-кассовую технику. Данный порядок установлен пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее Федеральный закон №54-ФЗ).

Вместе с тем пунктом 2 статьи 2 Федерального закона №54-ФЗ организациям и индивидуальным предпринимателям при выполнении определенного условия разрешено не использовать контрольно-кассовую технику. Таким условием является осуществление наличных расчетов в случае оказания услуг населению с выдачей соответствующих бланков строгой отчетности.

Обратите внимание!

Федеральный закон №54-ФЗ допускает применение бланков строгой отчетности при оказании организациями и индивидуальными предпринимателями услуг именно населению. При оказании услуг юридическим лицам вышеуказанный закон расчеты с применением бланков строгой отчетности не разрешил. Следовательно, если организация или индивидуальный предприниматель заключает договор на оказание услуг с юридическим лицом и расчет производится наличными денежными средствами, применение контрольно-кассовой техники обязательно.

Федеральным законом №54-ФЗ также определено, что порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации. В течение достаточно продолжительного периода времени такой порядок не был утвержден, однако 31 марта 2005 года принято Постановление Правительства Российской Федерации №171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» (далее Положение №171).

Утвержденное Положение №171 устанавливает порядок осуществления наличных денежных расчетов в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности.

1. сведения об утверждении формы бланка;

2. наименование, шестизначный номер и серия;

3. код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации;

4. наименование и код организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций;

5. идентификационный номер налогоплательщика;

6. вид услуг;

7. единица измерения оказания услуг;

8. стоимость услуги в денежном выражении, в том числе размер платы, осуществляемой наличными денежными средствами либо с использованием платежной карты;

9. дата осуществления расчета;

10. наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации или индивидуального предпринимателя.

Для бланка строгой отчетности, предназначенного для расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования, то есть для билета за проезд, предназначено гораздо меньше обязательных реквизитов. Билет должен содержать наименование, шестизначный номер и серию, код формы бланка, наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавшего бланк, вид транспортного средства и стоимость услуг в денежном выражении.

Пунктом 7 Положения №171 установлено, что, помимо обязательных реквизитов, характеризующих специфику оформляемых операций, бланк строгой отчетности должен содержать сокращенное наименование изготовителя бланка, его ИНН, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, а также тираж. Проанализировав текст данного пункта, можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности должны изготавливаться типографским способом, хотя прямого указания на это Положение №171 не содержит.

Обращаем внимание читателей еще на один момент, касающийся изготовления бланков строгой отчетности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 8 августа 2001 года №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность только по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией. Определение защищенной полиграфической продукции дано в пункте 2 Положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 года №817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией»:

«защищенная полиграфическая продукция»- полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции».

В Письме Минфина Российской Федерации от 5 августа 2003 года №16-00-12/29 «О лицензировании деятельности по изготовлению полиграфической продукции» сказано, что бланки строгой отчетности, изготовленные с применением различных способов защиты, могут быть изготовлены полиграфическими предприятиями или другими предприятиями, соблюдающими соответствующие технические требования и имеющими лицензию Минфина Российской Федерации. В письме также сказано, что деятельность по изготовлению бланков строгой отчетности, не защищенных от подделки, и деятельность по торговле указанными бланками в соответствии с Федеральным законом №128-ФЗ лицензированию не подлежит. Так как бланки строгой отчетности являются полиграфической продукцией, то проставление серии на документах строгой отчетности, а также их нумерация осуществляется типографским способом.

Обратимся еще к одному письму, в частности, к Письму Минфина Российской Федерации от 17 февраля 2005 года №05-03-06/11 «О ситуации в области изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции, а также торговли указанной продукцией». В письме содержится указание на то, что изготовление защищенной полиграфической продукции представляет собой законченный цикл полиграфических работ, в связи с чем, доизготовление данной продукции на других предприятиях не допускается. Кроме того, продажу такой продукции имеет право осуществлять только изготовитель защищенной полиграфической продукции непосредственно заказчику или его представителю.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что бланки строгой отчетности с элементами защиты должны быть изготовлены полиграфическими предприятиями, имеющими соответствующую лицензию, и самостоятельно изготовление таких бланков с помощью имеющейся компьютерной техники недопустимо. При изготовлении бланков серию им присваивает организация или индивидуальный предприниматель самостоятельно при сдаче заказа на изготовление бланка в типографию. Номер конкретного бланка в пределах соответствующей серии ставит типография.

При изготовлении бланка строгой отчетности допускается вносить в него изменения, касающиеся расширения или сужения отдельных граф с учетом реквизитов.

Бланк строгой отчетности должен заполняться под копирку с оформлением не менее чем 1 копии либо должен содержать отрывные части. Все реквизиты, содержащиеся в бланке, должны быть заполнены. Если у организации или индивидуального предпринимателя отсутствуют те или иные показатели, в соответствующей строке ставится прочерк.

Бланки должны заполняться четко и разборчиво. Если бланк не содержит отрывной части, он должен заполняться с помощью копировальной или самокопировальной бумаги. При заполнении не допускаются подчистки, поправки и исправления.

Выше мы отметили, что каждый бланк строгой отчетности нумеруется типографским способом, поэтому испорченные или неправильно заполненные бланки должны быть сохранены, при этом они перечеркиваются, и прилагаются к отчету за тот день, в котором они были выписаны.

Бланк с заполненными строками по всем предусмотренным реквизитам, подписанный должностным лицом, приобретает юридическую силу и является первичным бухгалтерским документом, за исключением билетов за проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования. Бланки строгой отчетности приравниваются к чеку ККТ.

Учет бланков строгой отчетности организациями и индивидуальными предпринимателями должен вестись по наименованиям, сериям и номерам бланков. Для учета бланков должна быть открыта книга, листы которой (по аналогии с кассовой книгой) должны быть пронумерованы, прошнурованы, подписаны руководителем и главным бухгалтером организации или индивидуальным предпринимателем, а также скреплены печатью. Унифицированной формы такой книги не предусмотрено, поэтому хозяйствующие субъекты могут разработать ее самостоятельно и закрепить в учетной политике.

Затраты на приобретение бланков строгой отчетности организации, оказывающие населению услуги, относят к расходам, осуществление которых связано с оказанием этих услуг.

В бухгалтерском учете эти расходы отражаются в соответствии с Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99», как расходы организации по обычным видам деятельности.

Для обобщения информации о наличии и движении бланков строгой отчетности, находящихся на хранении и выдаваемых под отчет, в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предназначен забалансовый счет 006 «Бланки строгой отчетности» .

Приобретение бланков (в том числе подотчетными лицами) отражается по дебету счета в условной оценке, например, 1 рубль, что дает возможность определять количество бланков, находящихся на хранении. Списание бланков отражается по кредиту счета на основании соответствующих документов об их использовании. Аналитический учет ведется по каждому виду бланков и местам их хранения.

Корреспонденция счетов

Дебет

Кредит

Приобретены бланки строгой отчетности по фактической себестоимости

Учтен НДС по приобретенным бланкам

Переданы бланки строгой отчетности в производство

Приняты к учету бланки строгой отчетности для хранения

Погашена задолженность поставщику за приобретенные бланки

Принята к вычету сумма НДС

Списаны использованные бланки строгой отчетности

Расходы организаций на приобретение бланков строгой отчетности уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). Причем отнесение на расходы сумм, затраченных на приобретение бланков, нужно производить сразу при выдаче в производство, а не по мере их использования в ходе хозяйственной деятельности.

Что касается индивидуальных предпринимателей, то они, в соответствии с пунктом 1 статьи 221 НК РФ, имеют право на в размере суммы расходов, произведенных на приобретение БСО.

Получение, хранение и выдача бланков строгой отчетности возлагается на работника организации или индивидуального предпринимателя, с которым должен быть заключен договор в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким договором является договор о материальной ответственности. Обязанности по приему, хранению и выдаче бланков строгой отчетности, как правило, возлагаются на кассиров.

В день поступления бланков ответственный работник должен их принять, причем приемка производится в присутствии комиссии, которую назначает руководитель организации или индивидуальный предприниматель. Члены комиссии проверяют соответствие фактического количества бланков, а также их серий и номеров данным, содержащимся в документах изготовителя бланков. По результатам приемки составляется акт, который утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. Данный акт является основанием для принятия бланков на учет ответственным работником.

Работнику, ответственному за приемку, хранение и выдачу бланков строгой отчетности должны быть созданы условия, обеспечивающие сохранность бланков. Бланки должны храниться в металлических шкафах и (или) сейфах. В тех случаях, когда бланки используются в больших количествах, для их хранения могут отводиться специально оборудованные помещения. Места хранения бланков строгой отчетности по окончании рабочего дня должны быть опечатаны или опломбированы.

При осуществлении контроля за надлежащим использованием бланков проверяется сохранность копий и корешков бланков, отсутствие подчисток и исправлений, соответствие сумм, указанных в копиях и корешках, суммам, отраженным в ведомостях и реестрах, сдаваемых в бухгалтерию. Следует обратить внимание, что не допускается возложение контроля за использованием бланков на лиц, осуществляющих выдачу бланков, за исключением тех случаев, когда ответственное лицо является главным бухгалтером или руководителем организации либо индивидуальным предпринимателем.

Корешки и копии использованных бланков должны храниться не менее 5 лет. Для хранения их упаковывают в мешки, которые затем опечатывают. По окончании установленного срока хранения, но обязательно после истечения месяца со дня проведения последней инвентаризации, бланки уничтожаются. Основанием для уничтожения бланков с истекшим сроком хранения является акт о списании, составляемый комиссией, состав которой утверждается руководителем или индивидуальным предпринимателем. В аналогичном порядке подлежат уничтожению некомплектные или испорченные бланки.

Пунктами 25 и 26 Положения №171 установлен порядок расчета с населением за оказанные услуги с использованием бланков строгой отчетности.

1. заполнить бланк строгой отчетности, оставляя не заполненным место подписи;

2. получить от клиента денежные средства;

3. назвать вслух сумму полученных денежных средств и положить их отдельно на виду у клиента;

4. подписать бланк строгой отчетности;

5. назвать сумму сдачи и выдать ее клиенту вместе с бланком, при этом бумажные купюры и монеты выдаются одновременно.

Если оказанные услуги оплачиваются платежной картой, лицо, принимающее платеж, осуществляет следующие действия:

1. получает от клиента платежную карту;

2. заполняет бланк, за исключением места подписи;

3. вставляет платежную карту в устройство считывания информации с платежных карт и получает подтверждение оплаты;

4. подписывает бланк;

5. возвращает клиенту платежную карту одновременно с бланком и документом, подтверждающим совершение операции с использованием платежной карты.

Также допускается смешанная оплата за услуги, когда одна часть оказанной услуги оплачивается денежными средствами, а другая – с использованием платежной карты. В этом случае выдача бланка, сдачи и возврат платежной карты должны производиться одновременно.

Неисполнение организацией или индивидуальным предпринимателем обязанности по выдаче клиентам документов строгой отчетности, приравненных к чекам, является основанием для их привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

«Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда».

При этом следует обратить внимание на один нюанс. Обратимся к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 июля 2003 года №16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин». В данном постановлении сказано, что неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности. В случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовых машин. Далее в постановлении сказано, что до издания Правительством Российской Федерации нормативных актов, касающихся порядка утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, использование организациями и индивидуальными предпринимателями документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином Российской Федерации, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.

Аналогичная позиция по этому вопросу высказана в Письме МНС Российской Федерации от 4 июля 2003 года №ШС-6-22/738 «О решении ГМЭК по ККМ от 24 июня 2003 года». В указанном документе говорится о том, что данное ведомство обязывает налоговые органы «на местах» не применять штрафные санкции за применение документов строгой отчетности (ранее утвержденных), впредь до утверждения Минфином Российской Федерации новых форм.

Для справки: на основании Федерального закона от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» исчисление штрафов, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, с 1 января 2001 года производится исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.

Более подробно с вопросами, касающимися бланков строгой отчетности, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Бланки строгой отчетности ».

БСО – это документ, подтверждающий получение денежных средств в наличном или безналичном виде (при помощи оплаты картой) от клиента за оказанную услугу. Бланк строгой отчетности практически по смыслу является аналогом , поэтому фирма может выбрать, что ей будет оптимальней применять – документ такого вида или кассовый аппарат.

Понятие и формы

Бланк строгой отчетности можно выдавать как физическим лицам, так и индивидуальным предпринимателям, которые в соответствии с законодательством приравниваются в качестве потребителей к гражданам.

Если предприятие представляет собой юридическое лицо, то выписывать этот документ ему нельзя – с ними ведется безналичный расчет. ОКУН представляется собой классификатор услуг для населения, в котором содержится их перечень и полное наименование. Он носит общероссийский характер.

К БСО можно отнести квитанции различного типа, абонементы, проездные билеты на транспорт, наряды, выданные предприятием, талоны.

Утвержденные на законодательном уровне бланки, применение которых обязательно:

  1. Для предоставления услуг по парковке – утверждается Министерством транспорта.
  2. Формы с наименованием «Билет», «Абонемент» и «Экскурсионная путевка» — от Министерства культуры.
  3. Для оплаты услуг ветеринарии «Квитанция» — в соответствии с Приказом Минфина РФ.
  4. В работе ломбардов используется «Сохранная квитанция» и «Залоговый билет», которые были утверждены Минфином РФ.
  5. Форма «Туристическая путевка», которая была утверждена Приказом №60н от 09.07.2007 .
  6. БСО для различного типа транспортных билетов и багажных квитанций.

В соответствии с новыми правилами законодательства РФ, к 01.07.2018 все организации и ИП перешли на новые утвержденные БСО.

Согласно ст.2 ФЗ №54 порядок по утверждению формы бланков, их , правила хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ.

Перечень реквизитов:

Бланк может быть выдан в двух видах – бумажном, тогда сведения о нем автоматически заносятся в базу данных, и в электронного, когда данные о документе в обязательном порядке отправляются на электронный адрес получателя услуг или посредством смс-оповещения.

Фирма обязана осуществлять выдачу БСО только при наличии технического доступа к нужным инструментам. В законодательстве предусмотрены случаи, когда выдача документа возможна только в бумажном виде.

При наличном расчете оформление происходит следующим образом :

  1. Заполнить поля в документе внесением корректных данных. При отсутствии некоторых данных поле нужно оставить пустым и поставить в нем прочерк. Подпись еще не ставится.
  2. Осуществить получение денежных средств.
  3. Расположить деньги перед клиентом.
  4. Проставить подпись на бланке.
  5. Озвучив размер сдачи, осуществить ее передачу вместе с бланком.

По оплате картой:

  1. Взять карту.
  2. Заполнить БСО, без подписи.
  3. Провести операцию по оплате.
  4. Подписать.
  5. Передать карту и документ.

В соответствии с законодательством РФ существует исключение для организации и ИП, которые оказывают услуги населению – они могут заменить чек и ККТ на бланк строгой отчетности.

Законодательством РФ предусмотрена выдача кассового или товарного чека. Уполномоченное лицо, которое получает в счет оплаты услуг денежные средства, должно выдать клиенту либо кассовый, либо товарный чек.

Предприятие, которое выдает вместо чека, должно следить за правильным содержание документа и его соответствием законодательству РФ.

Замену чека можно осуществить, когда расчеты с населением происходят при помощи наличных денежных средств (при работе с юридическими лицами заменять чек на БСО нельзя), когда осуществляется оказание услуг, а не продажа товара, если деятельность проходит по выбранной форме – ЕНВД или патенту.

Образец и обязательные реквизиты

Самостоятельно выпущенные документы строгой отчетности должны содержать в себе все реквизиты и необходимые данные. Отсутствие какого-либо пункта может привести к тому, что он будет признан недействительным.

Особенности новых БСО

Закон ФЗ №290 привнес много изменений в предыдущий порядок работы с документом. В обязательном порядке правила вступят в свою силу в 2018 году с 1 июля. Ввиду изменений такого рода преобразования коснутся и содержания документа, его оформления. В документ должны быть внесены определенные сведения :

  1. Кто оказывает услуги : название предприятия (его ИНН, адрес), данные о выбранной системе налогообложения, смене, в которую выписывается документ, ФИО ответственного уполномоченного лица, осуществляющего процедуру.
  2. О характере совершаемого платежа — название и номер, присвоенный за смену, характеристика платежа – возвратная операция или продажная, название оказываемой услуги, объем услуги, цена за 1 ед. и итоговая сумма к оплате с входящим в нее НДС, а также способ внесения средств (наличный и безналичный).
  3. Информация фискального типа . Здесь указываются заводской и регистрационный номер прибора, признак фискального типа, идентификационный номер фискальных сведений, код передачи, адрес и название оператора ОФД, а также кодовая комбинация QR типа.

Главным нововведением станет техническое внедрение фискального учета в деятельность организаций. Аппарат, предназначенный для выпуска такой документации, состоит из накопителя (фискального типа), головки для печати и модуля для доступа в интернет. Он подлежит обязательной регистрации в органах ИФНС.

Накопитель требует регулярной систематической замены, а новый элемент – регистрации в налоговом органе. Осуществить это можно и по интернету без личного посещения. Для передачи данных предприятие должно заключить договор с оператором ОФД.

Учет, хранение, инспекция, выдача и списание

Для осуществления учета первым делом необходимо назначить ответственное лицо за выдачу БСО . С ним заключается договор о материальной ответственности. В присутствии специально собранной комиссии он принимает бланки.

Как для ИП, так и для других предприятий любой формы для учета такой документации создается определенная книга . Она должна иметь правильное оформление – прошита, с нумерацией, на ней должны быть печати и подписи главного бухгалтера, а также руководителя фирмы.

В нее заносятся сведения о поступлении бланков и их выдаче уполномоченным лицам . При наличии автоматизированной системы вести книгу не нужно.

Документы строгой отчетности, выпущенные из типографии, содержаться либо в отдельной комнате, кабинете, либо в специальном жаропрочном сейфе. Они заполняются в двух экземплярах. В одном экземпляре они выписываются только при наличии отрывной части, которая остается у продавца.

С исправлениями и коррекцией бланк не выдается. Испорченные образцы положено перечеркивать и прикладывать к книге учета. Бракованные и вторые экземпляры хранятся 5 лет , а после уничтожаются в течение месяца после проведенной инвентаризации. Неиспользованные, но актуальные бланки не имеют срока хранения. При списании составляется определенный акт.

Акт о списании записывается по итогу инвентаризации документов строгой отчетности, которая проводится в одно и то же время с кассовой. По результатам проверки могут быть выявлены излишки или недостача. Для осуществления процедуры ИП необходимо создать специальную уполномоченную комиссию , после чего итоги вписываются в форму ИНВ-16 .

Бухгалтерский учет БСО :

  • Дт 10 Кт 60 – учет в составе ТМЦ;
  • Дт 19 Кт 60 – НДС из стоимости документов строгой отчетности;
  • Дт 68.1 Кт 19 – размер НДС, принятого к вычету;
  • Дт 006 – отображение условной оценки при покупке;
  • Дт 20 (44) Кт 10 – введены в использование;
  • Кт 006 – произведено списание стоимости.

Налоговый учет БСО , НДС может быть принято к вычету:

  • размер суммы НДС прописан в документах поставщика;
  • от поставщика была получена счет-фактура;
  • документ такого типа используется в операциях, уже облагаемых НДС;
  • сведения о бланках зафиксированы в отчетной документации.

В состав каких расходов классифицировать затраты на приобретения бланков организация решает сама, предварительно закрепив это в учетной политике.

Загрузка...