musings.ru

Судебная практика по выплате подъемного пособия военнослужащему. П.И

ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 205-КГ16-37

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дании административное дело по кассационной жалобе представителя руко­ водителя федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия-Алания» (далее - Управление финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания) Елоевой Э.Т. на решение Махачкалин­ ского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное оп­ ределение Северо-Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г.

по заявлению военнослужащего войсковой части рядового Мугутди- нова М И об оспаривании действий руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жи­ лого помещения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Круп­ нова И.В., изложившего обстоятельства административного дела, содержа­ ние судебных постановлений, принятых по делу, доводы кассационной жа­ лобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих

установила:

решением Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г., оставленным без изменения апелляционным определением Северо- Кавказского окружного военного суда от 22 июля 2015 г., частично удовле­ творено заявление Мугутдинова М.И., в котором он просил признать неза­ конным отказ руководителя Управления финансового обеспечения по Рес­ публике Северная Осетия-Алания выплатить денежную компенсацию за на­ ем жилого помещения с января по декабрь 2014 года и возложить на руково­ дителя названного учреждения обязанность по выплате за этот период ком­ пенсации из расчета 400 5 рублей в месяц.

Суд признал незаконными оспоренные действия руководителя Управ­ ления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания и обязал его выплатить заявителю денежную компенсацию за поднаем жилого помещения за период с января по декабрь 2014 г. в размере 3 600 рублей ежемесячно, а в удовлетворении остальной части требований отказал.

Определением судьи Северо-Кавказского окружного военного суда от 1 декабря 2015 г. представителю руководителя Управления финансового обеспечения по Республике Северная Осетия-Алания отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассаци­ онной инстанции.

В кассационной жалобе представитель должностного лица, утверждая о существенном нарушении судами норм материального права, просит су­ дебные постановления отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

В обоснование жалобы она указывает, что законодательство связывает получение военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жило­ го помещения с подачей рапорта о выплате компенсации, который Мугутди- новым М.И. был подан лишь в декабре 2014 года. В связи с этим наем заяви­ телем жилого помещения с января по декабрь 2014 года не является основа­ нием для выплаты ему компенсации.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 26 февраля 2016 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по делам военнослужащих.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.

Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы кас­ сационной жалобы, Судебная коллегия по делам военнослужащих находит судебные постановления подлежащими отмене.

Согласно ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Рос­ сийской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм матери­ ального или процессуального права, повлиявшие на исход дела и без устра­ нения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, сво­ бод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Судами при рассмотрении дела допущена ошибка в применении норм материального права, что выразилось в следующем.

Из материалов следует, что Мугутдинов М.И., признанный в установ­ ленном порядке нуждающимся в жилом помещении по месту военной служ­ бы, 23 декабря 2014 г. обратился по команде с рапортом, в котором просил выплатить ему денежную компенсацию за наем жилого помещения (далее - денежная компенсация) с 1 января 2014 г., приложив договор найма двух комнат в жилом помещении, датированный 19 марта 2014 г., справку о соста­ ве своей семьи, другие документы.

Рапорт был зарегистрирован в воинской части 31 декабря 2014 г., после чего приказом командира войсковой части от 16 января 2015 г. № 5 было предписано выплатить Мугутдинову М.И. денежную компенсацию из расчета 3 600 рублей в месяц с января по декабрь 2014 года. Однако в выпла­ те указанной компенсации в требуемом размере заявителю было отказано Управлением финансового обеспечения по Республике Северная Осетия- Алания, что им было оспорено в судебном порядке.

Удовлетворяя частично заявление, суд первой инстанции исходил из того, что Мугутдинов М.И. обладает правом на получение денежной компен­ сации, поскольку с 2010 года составом семьи из 2 человек состоит на учете нуждающихся в получении служебного жилого помещения, а несвоевремен­ ное обращение к командованию воинской части с рапортом не свидетельст­ вует об отсутствии у него такого права.

Соглашаясь с решением, суд апелляционной инстанции дополнительно указал, что Мугутдинов М.И. до января 2014 года получал денежную ком­ пенсацию и после этого права на нее не утратил, а прекращение ее выплаты обусловлено безосновательной инициативой командования.

Между тем такие выводы основаны на неправильном истолковании норм материального права и без учета других подлежащих применению по­ ложений закона.

Как усматривается из материалов дела, основанием для отказа Мугут­ динову М.И. в выплате денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года явилось то обстоятельство, что с рапортом и приложенными к нему документами, подтверждающими его право на получение денежной компен­ сации, он обратился в декабре 2014 г., то есть спустя значительное время по­ сле заключения договора найма жилого помещения и за период, предшест­ вующий заключению указанного договора.

Согласно пп. 1 и 2 ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения; стороны вправе устано­ вить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношени­ ям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Следовательно, датой заключения Мугутдиновым М.И. договора найма жилого помещения является 19 марта 2014 г.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной служ­ бы, до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые по­ мещения, жилые помещения маневренного фонда или общежития, а в случае их отсутствия воинские части по желанию военнослужащих ежемесячно вы­ плачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о выплате денежной компенса­ ции за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Рос­ сийской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных право­ отношений), утвержденного постановлением Правительства Российской Фе­ дерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Положение), денежная компен­ сация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащему выплачивает­ ся ежемесячно одновременно с выплатой денежного довольствия за истек­ ший месяц по месту его военной службы.

Аналогичные положения закреплены в п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 909 (далее - Инструкция).

Кроме того, согласно п. 14 Инструкции выплата денежной компенса­ ции производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибы­ тия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в кото­ ром помимо прочего указывается дата начала найма (поднайма) жилья.

Из изложенных положений нормативных актов следует, что: основанием для начала выплаты ежемесячной денежной компенсации является волеизъявление военнослужащего, признанного нуждающимся в жилом помещении по месту военной службы, выраженное в форме рапорта с приложением к нему документов, подтверждающих право на получение ком­ пенсации; ежемесячная денежная компенсация выплачивается военнослужащему, как правило, начиная с месяца, в котором военнослужащий представил дого­ вор найма (поднайма) жилья; день найма (поднайма) жилого помещения может не совпадать с фак­ тической датой начала найма (поднайма) жилья.

Таким образом, Правительством Российской Федерации и Министром обороны Российской Федерации в пределах предоставленных им полномо- чий определено, что право на получение денежной компенсации военнослу­ жащий приобретает со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, а реализовать его может путем обращения с рапортом о выплате компенсации с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.

При таких данных военнослужащий имеет право на получение денеж­ ной компенсации со дня обращения к командованию воинской части с соот­ ветствующим рапортом, что указывает на ошибочность выводов судов о пра­ ве заявителя на получение денежной компенсации с указанной в договоре да­ ты в качестве начала фактического найма жилого помещения.

Что касается указанного в договоре соглашения о применении к отно­ шениям, сложившимся между Мугутдиновым М.И. и наймодателем до за­ ключения договора, условий об обязанности заявителя по внесению ежеме­ сячной платы за пользование двумя комнатами с 1 января по 31 декабря 2014 г., то они, являющиеся по своей сути гражданско-правовыми, не могут распространяться на административные отношения, основанные на ином правовом регулировании, а именно на властном подчинении одной стороны другой, и возлагать на финансовый орган Министерства обороны Российской Федерации обязанность по возмещению понесенных заявителем расходов за этот период.

Для выплаты денежной компенсации Правительством Российской Фе­ дерации установлены иные условия, которые заявителем не выполнялись до даты заключения договора найма жилого помещения и обращения с рапор­ том о выплате компенсации.

Вместе с тем при наличии исключительных обстоятельств, свидетель­ ствующих об уважительности причин обращения заявителя с рапортом спус­ тя значительное время после указанной в договоре даты начала найма жилого помещения, суд может рассмотреть вопрос о праве военнослужащего на де­ нежную компенсацию с момента заключения договора найма.

Однако этого судом сделано не было, в связи с чем в судебном заседа­ нии не исследовались имеющие значение для дела обстоятельства заключе­ ния договора найма, даты обращения заявителя к командованию воинской части с рапортом о выплате компенсации, а также уважительности причин несвоевременного представления договора и рапорта командиру воинской части.

Нарушение судом норм материального права и недоказанность уста­ новленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, привели к то­ му, что остались невыясненными юридически значимые обстоятельства о праве Мугутдинова М.И. на получение денежной компенсации за период с января по декабрь 2014 года.

В связи с изложенным судебные постановления судов первой и апелля­ ционной инстанций подлежат отмене, а дело - направлению на новое рас­ смотрение в гарнизонный военный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 2 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Фе­ дерации, Судебная коллегия по делам военнослужащих

определила:

решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. и апелляционное определение Северо-Кавказского окружного воен­ ного суда от 22 июля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И - в связи с существенным нарушением норм материального права от­ менить, дело направить на новое рассмотрение в Махачкалинский гарнизон­ ный военный суд.

Отменить приостановление исполнения решения Махачкалинского гарнизонного военного суда от 17 апреля 2015 г. по заявлению Мугутдинова М И.

Крупное Председательствующий А.В. Воронов Судьи: О.А. Дербилов

Статьи законов по Делу № 205-КГ16-37

ГК РФ

Мурманский гарнизонный военный суд (Мурманская область) - Административное

Суть спора: 3.042 - Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> об оспаривании решения, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления)


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мурманский гарнизонный военный суд под председательством судьи Вишневского Л.В., при секретаре Бучневой А.А., с участием административного истца Крыкуна А.В., административного ответчика - врио командира войсковой части ***** ЗВАНИЕ Старотиторова С.С., а так же представителя административного ответчика - командующего Северным флотом - Гринцова А.В., в открытом судебном заседании, в помещении суда, единолично, рассмотрел административное дело по административному исковому заявлению ЗВАНИЕ Крыкуна А.В. об оспаривании бездействий командира войсковой части *****, а также действий командира войсковой части *****, командующего Северным флотом и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации», связанных с невыплатой подъемного пособия на членов семьи при переезде к новому месту военной службы.

В судебном заседании военный суд

У С Т А Н О В И Л:

Крыкун А.В. в своём административном исковом заявлении и в судебном заседании, с учётом уточненных в суде требований, просит суд признать незаконным бездействие командира войсковой части ***** связанное с не удовлетворением рапорта от ДД.ММ.ГГГГ об оформлении документов для получения подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом их к новому месту военной службы и обязать указанное должностное лицо направить данные документы вышестоящему командованию. Кроме того, административный истец просит суд признать незаконным бездействие командира войсковой части ***** связанное с невыплатой ему вышеуказанного пособия и обязать командующего Северным флотом (далее - СФ) издать приказ о выплате данного пособия, а так же обязать последнего, командира войсковой части ***** и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» (далее - ЕРЦ МО РФ) выплатить ему (Крыкуну А.В.) подъёмное пособие на членов семьи в связи с переездом их вместе с ним к новому месту военной службы, взыскав с ЕРЦ МО РФ в его пользу вышеназванное пособие в размере 26652 рубля и 300 рублей судебных расходов связанных с рассмотрением данного административного дела - государственная пошлина за подачу заявления в суд.

05 декабря 2016 года в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству Крыкун А.В., подав соответствующее заявление, просил прекратить производство по делу в части требований о признании незаконным бездействия командира войсковой части *****, связанного с невыплатой подъемного пособия на членов его семьи при переезде к новому месту военной службы и возложении обязанности на указанное должностное лицо и командующего СФ выплатить Крыкуну А.В. подъемное пособие на членов его семьи при переезде к новому месту военной службы.

В судебном заседании административный истец поддержал данное заявление.

21 декабря 2016 года определением судьи Мурманского гарнизонного военного суда производство по административному исковому заявлению Крыкуна А.В. в данной части требований к командующему СФ и командиру войсковой части ***** прекращено.

В обосновании оставшейся части требований Крыкун А.В. пояснил суду, что оснований не выплачивать требуемое им пособие на членов семьи у командования не имелось, поскольку единственным условием для производства данной выплаты, как это предусмотрено статьёй 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, является переезд военнослужащего на новое место военной службы и членов его семьи в другой населенный пункт, что и было ими сделано. После перевода на новое место военной службы из в в ДД.ММ.ГГГГ, он с семьёй вселился в жилое помещение по адресу, в котором они до перевода в проживали и зарегистрированы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в связи с чем по прибытию в ДД.ММ.ГГГГ в, члены его семьи в указанном жилом помещении не регистрировались. Однако в ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части *****, к которому он обращался с соответствующим рапортом, довёл до него информацию об отказе в направлении документов по выплате пособия вышестоящему командованию и производстве данной выплаты, сославшись на отсутствие данных о регистрации членов семьи по месту жительства по новому месту военной службы.

Представитель командующего СФ - Гринцов А.В. требования Крыкуна А.В. не признал и пояснил суду, что у командующего СФ оснований для издания приказа об установлении административному истцу выплаты подъёмного пособия на членов его семьи в связи с переездом к новому месту военной службы не имеется, поскольку необходимые для издания соответствующего приказа документы, в том числе свидетельствующие о регистрации членов семьи последнего по месту жительства по новому месту военной службы, к указанному должностному лицу не поступали.

Врио командира войсковой части ***** Старотиторов С.С. в судебном заседании показал, что из-за несогласования с УФО проекта приказа о выплате на членов семьи Крыкуна А.В. подъёмного пособия связанного с переездом последнего к новому месту военной службы по причине отсутствия данных о регистрации его членов семьи по новому месту военной службы, административному истцу было отказано в дальнейшем движении его рапорта от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой оформить документы на данную выплату.

Надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте проведения судебного разбирательства руководитель ЕРЦ МО РФ в суд не прибыл. Представитель ЕРЦ МО РФ Бирюкова О. просила, в письменном отношении, провести судебное заседание без её участия, представив возражения в которых в обоснование занятой позиции - не признания требований административного истца, указала, что Крыкуном А.В. не предоставлены данные свидетельствующие о регистрации членов его семьи по месту жительства по новому месту военной службы, как того требует Приказ МО РФ №2700 от 30.12.2011. Кроме того, сведения об установлении административному истцу выплаты подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом к новому месту военной службы в базу данных СПО “Алушта” соответствующим кадровым органом не внесены, в связи с чем оснований для выплаты требуемого им пособия не имеется.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к выводу, об отказе в удовлетворении заявленных Крыкуном А.В. требований.

Согласно выпискам из приказов командующего Северным флотом №***** и ***** от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, военнослужащий по контракту ЗВАНИЕ Крыкун А.В. - ДОЛЖНОСТЬ, контракт о прохождении военной службы в ВС РФ сроком на 5 лет по ДД.ММ.ГГГГ освобожден от занимаемой воинской должности и назначен на воинскую должность ДОЛЖНОСТЬ войсковой части ***** (). Переместившись в связи с организационно-штатными мероприятиями, административный истец прибыл из войсковой части ***** в войсковую часть ***** ДД.ММ.ГГГГ, в которую зачислен с указанной даты в списки личного состава и на все виды обеспечения, принял дела и должность, вступив в исполнение должностных обязанностей.

Из копии рапорта Крыкуна А.В. на имя командира войсковой части ***** от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что административный истец просит дать указание на оформление документов на выплату ему подъемного пособия в связи с переездом к новому месту службы на членов его семьи.

При этом, на данном рапорте имеется резолюция командира воинской части от той же даты о подготовке справки и проекта приказа командующему СФ после предоставления необходимых справок Крыкуном А.В.

В соответствии со свидетельством о заключении брака ***** от ДД.ММ.ГГГГ и двух свидетельств о рождении ***** от ДД.ММ.ГГГГ и ***** от ДД.ММ.ГГГГ, членами семьи Крыкуна А.В. является *****.

Как усматривается из предоставленной административным истцом командованию войсковой части ***** справки ООО «Главное управление жилищным фондом» от ДД.ММ.ГГГГ № ***** о регистрации по месту жительства и о составе семьи (форма № 9), в трехкомнатной квартире по адресу с ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрированы: Крыкун А.В., а также жена - К.А.Г., сыновья - К.Г.А. и К.В.А. При этом члены семьи административного истца снялись с регистрационного учёта по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справки ГОБУ “МФЦ МО” (форма №9) от ДД.ММ.ГГГГ, Крыкун А.В., и члены его семьи будучи зарегистрированными с ДД.ММ.ГГГГ в предоставленном служебном жилом помещении по адресу с регистрационного учёта не снимались.

Как пояснил суду административный истец, по прибытию к новому месту военной службы члены его семьи стали проживать с ним по месту предыдущей регистрации по вышеуказанному адресу и более нигде не регистрировались.

Данное обстоятельство так же подтверждено в судебном заседании при исследовании двух свидетельств о регистрации по месту жительства в ***** Крыкуна А.В. (№***** от ДД.ММ.ГГГГ и №***** от ДД.ММ.ГГГГ) и ксерокопии паспорта его жены, а так же справкой командира войсковой части ***** №***** от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частью 32 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием, в том числе и подъёмным пособием, определяется федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Во исполнение данного предписания закона Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, согласно пункту 131 которого военнослужащим, проходящим военную службу по контракту при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность производится выплата подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения). При этом, в соответствии с пунктом 132, подъемное пособие военнослужащим выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) исходя из оклада по воинской должности, получаемого ими на день вступления в исполнение обязанностей по этой должности, на которую они назначены и оклада по воинскому званию.

Пунктом 137 вышеуказанного Порядка, подъемное пособие на каждого члена семьи военнослужащего, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты, выплачивается из тех же окладов денежного содержания, что и на самого военнослужащего, а на членов семьи, переехавших не одновременно с военнослужащим, - из окладов по воинскому званию и воинской должности, занимаемой военнослужащим на день прибытия их по новому месту военной службы военнослужащего.

Подъемное пособие на членов семьи выплачивается после регистрации их по месту жительства по новому месту службы военнослужащего.

При этом, в соответствии с пунктом 139 подъемное пособие на членов семьи выплачивается по представлении справки кадрового (строевого) органа воинской части о составе семьи (с указанием числа, месяца, года рождения детей и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, наименования населенного пункта, из которого прибыла семья, и даты регистрации по новому месту военной службы военнослужащего; сведения записываются на основании записи в паспорте с указанием его серии, номера, места и даты выдачи, а также на основании свидетельств о регистрации и других документов).

Поскольку, исходя из вышеназванных норм регулирующих порядок и условия выплаты подъемного пособия, законных оснований для удовлетворения рапорта Крыкуна А.В. от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой об оформлении и направлении командующему СФ документов для получения им подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом их к новому месту военной службы, у командира войсковой части ***** - не имелось, в связи с отсутствием у последнего необходимых для этой выплаты данных о регистрации членов семьи административного истца по месту жительства по новому месту его службы, то у суда отсутствуют основания признавать незаконным отказ командира войсковой части ***** удовлетворить вышеуказанный рапорт Крыкуна А.В. и обязывать командующего СФ издать соответствующий приказ, а руководителя ЕРЦ МО РФ произвести выплату административному истцу подъёмного пособия на членов его семьи.

При этом ссылка Крикуна А.В. на статью 13 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, как на норму устанавливающую условия выплаты военнослужащим подъёмного пособия, является не состоятельной, поскольку статьёй 7 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ из ст. 12 и 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" исключены нормы, регламентирующие вопросы денежного довольствия военнослужащих, в том числе основания и условия требуемой административным истцом выплаты.

Так как в удовлетворении требований административному истцу судом отказано полностью, то в соответствии со статьёй отсутствуют основания и для взыскания в его пользу судебных расходов по оплате государственной пошлины за подачу данного административного искового заявления в суд.

Руководствуясь статьями , - , Раздел IV. Особенности производства по отдельным категориям административных дел > Глава 22. Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих > Статья 227. Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями" target="_blank">227 КАС РФ , военный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных Крыкуном А.В. требований о признании незаконным бездействие командира войсковой части ***** связанное с не удовлетворением рапорта об оформлении документов для получения подъёмного пособия на членов семьи в связи с переездом их к новому месту военной службы, а так же в требовании обязать указанное должностное лицо направить данные документы командующему Северным флотом, а последнего издать соответствующий приказ и руководителя Федерального казенного учреждения «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» произвести выплату подъёмного пособия на членов семьи - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Мурманский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия данного решения.

Судья Л.В. Вишневский

Истцы:

Крыкун А.В.

Ответчики:

командир войсковой части 45655-Г
Командующий СФ
ФКУ "ЕРЦ МО РФ"

Статья 3. Отдельные выплаты военнослужащим.

2. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, зачислением в военную профессиональную образовательную организацию или военную образовательную организацию высшего образования, срок обучения в которой превышает один год, или в связи с передислокацией воинской части производятся следующие выплаты:

1) подъемное пособие - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения)

Выплата указанного пособия военнослужащим, проходящим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где к их денежному довольствию установлены коэффициенты (районные, за военную службу в высокогорных районах, за военную службу в пустынных и безводных местностях), производится с учетом указанных коэффициентов. Кроме того, военнослужащему на каждого члена семьи, переезжающего с ним, производится выплата в размере твердой ставки (суточных), установленной (установленных) Правительством Российской Федерации для командированных работников, за каждый день нахождения в пути.

Подъемное пособие на членов семьи выплачивается после регистрации их по новому месту военной службы военнослужащего. В случае если для военнослужащих, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования со сроком обучения более одного года, военнослужащих, проходящих военную службу в воинских частях, дислоцированных на территориях иностранных государств, в установленном порядке предусмотрена регистрация не по месту жительства, а по месту пребывания, подъемное пособие на членов их семей, фактически переехавших к месту обучения военнослужащих, выплачивается при регистрации по месту пребывания.

В случае если супруг и супруга являются военнослужащими, подъемное пособие на членов их семьи выплачивается по их выбору одному из военнослужащих из окладов денежного содержания получателя этого пособия.

Подъемное пособие на членов семьи военнослужащего, переехавших для постоянного проживания к месту его военной службы в другой населенный пункт, также выплачивается:
- при поступлении на военную службу по контракту военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, и курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования, не состоявших на военной службе по контракту;
- при назначении военнослужащих по окончании военного образовательного учреждения профессионального образования на воинские должности в воинские части (подразделения) по месту дислокации военного образовательного учреждения профессионального образования, если члены семьи не переезжали к военнослужащему в период обучения его в военном образовательном учреждении профессионального образования.
Подъемное пособие выплачивается на следующих членов семьи военнослужащего, переехавших к новому месту военной службы военнослужащего в другой населенный пункт:
1) на супругу (супруга) - состоящую (состоящего) с военнослужащим в зарегистрированном браке на день его прибытия к новому месту военной службы или поступления на военную службу по контракту;
2) на детей военнослужащего и его супруги (супруга): моложе 18 лет или инвалидов (независимо от возраста), а в возрасте до 23 лет - обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
3) на лиц, находящихся на иждивении у военнослужащего, если они переехали к месту его военной службы из пункта, в котором военнослужащий проходил военную службу до последнего назначения на воинскую должность (до передислокации воинской части, подразделения), или совместно проживали с военнослужащим на день поступления его на военную службу по контракту из запаса, а с военнослужащим, поступившим на военную службу по контракту в период прохождения военной службы по призыву, - до призыва на военную службу.

При выплате подъемного пособия на членов семьи возраст и инвалидность учитываются на день приезда их к новому месту военной службы военнослужащего, а в случаях выплаты подъемного пособия при убытии из воинских частей - на день убытия.

Подъемное пособие на членов семьи выплачивается воинской частью, в которую назначен или где проходит военную службу военнослужащий, по представлении справки кадрового (строевого) органа воинской части о составе семьи (с указанием числа, месяца, года рождения детей и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, наименования населенного пункта, из которого прибыла семья, и даты регистрации по новому месту военной службы военнослужащего; сведения записываются на основании записи в паспорте с указанием его серии, номера, места и даты выдачи, а также на основании свидетельств о регистрации и других документов).

На членов семей военнослужащих при их переезде на территорию или с территории иностранного государства, место регистрации которых на территории Российской Федерации не изменилось, вместо свидетельства о регистрации представляются сведения о датах пересечения ими государственной границы Российской Федерации.

Указанная справка и копии документов о регистрации членов семьи военнослужащего по месту жительства (месту пребывания), датах пересечения ими государственной границы Российской Федерации приобщаются к расчетно-платежной (платежной) ведомости.
Подъемное пособие на членов семей не выплачивается военнослужащим:
а) направленным, в том числе непосредственно после поступления на военную службу по контракту из запаса, на обучение в военные образовательные учреждения профессионального образования, срок обучения в которых установлен один год и менее;
б) находившимся на обучении в военном образовательном учреждении профессионального образования с сохранением за ними воинских должностей по прежнему месту военной службы и направленным по окончании обучения для прохождения военной службы в тот же пункт, из которого они убывали на обучение;
в) находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), а также при назначении этих военнослужащих на воинские должности в пункты военной службы до зачисления в распоряжение;
г) прибывшим в воинскую часть (подразделение) без назначения на воинские должности - до поступления приказа о назначении;
д) окончившим военные образовательные учреждения профессионального образования с присвоением воинского звания офицера либо со сроком обучения более одного года, за которыми до направления на обучение не сохранялись воинские должности по прежнему месту военной службы, при назначении на воинские должности в воинские части (подразделения) по месту дислокации военного образовательного учреждения профессионального образования, кроме членов семьи, не переезжавших к военнослужащему в период его обучения;
е) проходящим военную службу по призыву и назначенным на воинские должности, замещаемые офицерами;
ж) прибывшим в другие населенные пункты в составе воинской части (подразделения), подлежащей расформированию, либо в одиночном порядке в распоряжение соответствующих командиров (начальников), если они, не получив назначения на воинские должности, вновь направлены для прохождения военной службы в пункты прежней военной службы или уволены с военной службы;
з) прибывшим в связи с переводом к новому месту военной службы в связи с назначением на воинские должности в воинскую часть (подразделение), находящуюся вне пункта постоянной дислокации, - до прибытия в указанный пункт;
и) проживавшим из-за отсутствия жилой площади по новому месту военной службы военнослужащих в близлежащих и других населенных пунктах, получившим подъемное пособие при переезде в эти пункты, а затем переехавшим в населенный пункт по месту военной службы военнослужащего, - при переезде в эти населенные пункты;
к) назначенным на воинские должности в штатный экипаж строящегося корабля при переезде в пункт формирования экипажа и из пункта формирования экипажа в пункт подготовки (обучения) экипажа;
л) освобожденным от воинских должностей в связи с постановкой корабля на консервацию и переводом его экипажа на штат консервации или расформированием экипажа и назначением на воинские должности в пункте их прежней военной службы;
м) убывшим в составе корабля для постановки в ремонт (пункт строительства) за границей с выплатой иностранной валюты в установленном порядке.
Подъемное пособие на членов семей военнослужащих также не выплачивается:
- на членов семей, прибывших к месту военной службы военнослужащего временно (на каникулы, в отпуск и т.п.);
- если изменение места жительства членов семьи военнослужащего не связано с его переводом к новому месту военной службы и назначением на воинскую должность (зачислением на обучение в военное образовательное учреждение профессионального образования), изменением места постоянной дислокации воинской части (подразделения), поступлением на военную службу по контракту;
- на детей, находящихся на полном государственном обеспечении.

При переезде военнослужащих и членов их семей из одного населенного пункта в другой в связи с переводом к новому месту военной службы и назначением на воинские должности или передислокацией воинской части (подразделения) за каждый день нахождения в пути на каждого члена семьи военнослужащего, кроме подъемного пособия, выплачиваются также суточные деньги в установленном для командировок размере (согласно Постановлению Правительства Российской Федерации "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета" от 2 октября 2002 г. N 729 размер суточных составляет 100 руб. за каждый день нахождения пути).
В нормах Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, регулирующих вопросы выплаты подъемного пособия, не указывается на необходимость подачи военнослужащим рапорта о производстве данной выплаты. Однако на практике именно подача рапорта является основанием для выплаты подъемного пособия.
Примерная форма рапорта может быть следующей:

Командиру 2-го мсб
подполковнику Е.А. Горелову

РАПОРТ

Прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием о выплате
подъемного пособия на меня и на членов моей семьи - жену Яровикову А.Б.,
сына Яровикова М.И., 1994 года рождения, и дочь Яровикову Е.И., 2000 года
рождения.
К рапорту прилагаются:
1) копия приказа о зачислении в списки личного состава в/части
00000;
2) справка о составе семьи;
3) копия паспорта Яровиковой А.Б. с отметкой о регистрации по месту
жительства;
4) копия паспорта Яровикова М.И. с отметкой о регистрации по месту
жительства;
5) копия свидетельства о рождении Яровиковой Е.И.;
6) выписка из домовой книги.

Командир 3-й роты
капитан И. Яровиков

Корякин В.М., Скулакова О.В. Социальные гарантии, предоставляемые семьям военнослужащих. - “За права военнослужащих”, 2010 г.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт в связи с передислокацией воинской части производится выплата подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего и одной четвертой оклада денежного содержания на каждого члена семьи, переехавшего на новое место (к месту) военной службы военнослужащего или в близлежащий от указанного места населенный пункт либо в другие населенные пункты (из-за отсутствия жилого помещения).

Согласно пунктам 137 и 139 «Порядка обеспечения денежным довольствие военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», утв. приказом министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. № 2700 (далее Порядок), подъемное пособие на членов семьи выплачивается после регистрации их по месту жительства по новому месту службы военнослужащего. Подъемное пособие на членов семьи выплачивается по представлении справки кадрового (строевого) органа воинской части о составе семьи (с указанием числа, месяца, года рождения детей и лиц, находящихся на иждивении военнослужащего, наименования населенного пункта, из которого прибыла семья, и даты регистрации по новому месту военной службы военнослужащего; сведения записываются на основании записи в паспорте с указанием его серии, номера, места и даты выдачи, а также на основании свидетельств о регистрации и других документов).
Таким образом, вышеуказанный Федеральный закон связывает необходимость выплаты военнослужащему подъёмного пособия на членов семьи только с фактом их переезда к его новому месту военной службы . Указанная мера материальной поддержки военнослужащих и членов их семей обусловлена общеизвестными трудностями, возникающими у семьи при её переезде на новое место жительства (необходимость поиска новой работы, устройства ребёнка в детский сад, смена школы, вуза, транспортные расходы и т.д.). При этом установленное Порядком требование о регистрации по месту жительства членов семьи военнослужащего после их прибытия к его новому месту военной службы направлено исключительно на подтверждение самого факта их переезда вместе с военнослужащим к новому месту службы.

Это выдержка из судебного решения. Если ваши члены семьи переехали вместе с вами, посещают школу, садик и т.д. по новому месту службы, а супруга была вынуждена уволится с предыдущего места работы в связи с вашим переводом (есть запись в трудовой?), то смело подавайте в суд и отстаивайте свои права в суде.

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

*...* город Пенза

Пензенский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении военного суда в составе:

председательствующего по делу - судьи Находкина Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Зеляпугиной К.Л.,

с участием заявителя - *...* Татаренкова С.А., представителя командира войсковой части *...* *...* Боровикова Е.Е.,

рассмотрев заявление военнослужащего войсковой части *...*, проходящего военную службу по *...*, *...* Татаренкова Сергея Александровича об оспаривании действий командира войсковой части *...*, связанных с невыплатой заявителю подъемного пособия в связи с переводом к новому месту службы,

установил:

Татаренков обратился с названным заявлением в военный суд, в котором просил:

Признать действия командира войсковой части *...*, связанные с отказом в выплате ему и членам его семьи подъемного пособия, незаконными;

Обязать командира войсковой части *...* выплатить ему и на членов его семьи подъемное пособие;

Взыскать с ответчика в его пользу государственную пошлину в размере 200 рублей.

В обоснование своих требований Татаренков в заявлении указал, что в *...* года он в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*, был переведен к новому месту службы в войсковую часть *...*, дислоцированную в городе *...*, где устно обратился к командованию с ходатайством о выплате ему подъемного пособия в связи с прибытием к новому месту службы. Однако в выплате указанного пособия ему было отказано на том основании, что он не поменял место жительства.

Далее Татаренков в заявлении указывает, что на основании решения Пензенского гарнизонного военного суда от *...* он и члены его семьи зарегистрировались по адресу войсковой части *...*. В *...* он снял жилое помещение по адресу: *...* в октябре этого же года обратился с рапортом о выплате ему и членам его семьи подъемного пособия. Однако в *...* ему было отказано в выплате пособия на основании приказа МВД РФ от *...* *...*, так как прошло более трех лет с момента перевода его к новому месту службы и отсутствует фактический переезд к новому месту службы.

В заключение Татаренков сослался на Федеральный закон «О статусе военнослужащих», в котором не установлены сроки между переводом и переездом к новому месту службы военнослужащего и членов его семьи, а также не указано, в какой срок военнослужащий должен подать рапорт о выплате подъемного пособия, в связи с чем считает, что командир войсковой части *...*, отказавший ему в выплате пособия, своими действиями нарушил его права.

В судебном заседании Татаренков, сославшись на обстоятельства, которые он изложил в заявлении, пояснил, что он проходил военную службу в городе *...*, в *...* он прибыл к новому месту службы в войсковую часть *...*, которая дислоцируется в городе *...*, однако проживал в городе *...*. В *...* он с семьёй зарегистрировался в городе *...* по адресу войсковой части *...*, а в *...* переехал в *...*, где снял квартиру по договору найма по адресу: *...*, то есть, он выполнил два условия для получения подъемного пособия. При этом в приказе МВД РФ от 15 апреля 2003 года № 253 не установлен срок, когда он должен получить пособие. Так как он и члены его семьи в *...* переехали на новое место жительства в связи с переводом к новому месту службы, то именно в данный момент он приобрел право на получение подъемного пособия, в связи с чем отказ командира войсковой части *...* является неправомерным и его требования подлежат удовлетворению.

Кроме того, Татаренков в суде указал, что в связи с тем, что компенсацию за поднаем жилого помещения в городе *...* он получал с задержкой, то он *...* расторг договор найма и вернулся в *...*, где ранее проживал.

Представитель командира войсковой части *...* *...* Боровиков в судебном заседании требования заявителя не признал и, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на заявление, с указанием на положения Инструкции о порядке выплаты подъемного пособия…, утвержденной приказом МВД РФ от 15 апреля 2003 года № 253 «О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт» и Инструкции о порядке обеспечения денежным довольствием военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД от 31 мая 2007 года № 479, просил суд отказать в удовлетворении требований Татаренкова.

Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела и дополнительно представленные доказательства, представленные в судебное заседание, военный суд приходит к выводу , что в удовлетворении заявления Татаренкова необходимо отказать по следующим основаниям.

Согласно копии послужного списка майора Татаренкова и выпискам из приказов командира войсковой части *...* от *...* *...* и командира войсковой части *...* от *...* *...* установлено, что в *...* года Татаренков был исключен из списков личного состава войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*, и зачислен в списки личного состава войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*.

Как следует из копий паспортов Татаренкова, его *...* "Т", а также свидетельства о регистрации по месту жительства его *...* "Е", Татаренков и члены его семьи *...* снялись с регистрационного учета по адресу: *...*, и зарегистрировались по адресу: *...*, войсковая часть *...*.

Согласно договорам найма жилого помещения по адресу: *...*, от *...* и от *...*, заключенным между Татаренковым и *...* "К", установлено, что Татаренков и его *...* проживали по договору найма жилого помещения в квартире, расположенной по адресу: *...*, в период с *...* года по *...* года включительно.

Из рапорта Татаренкова на имя *...* объекта *...* войсковой части *...* от *...* следует, что он обратился к командованию с просьбой ходатайствовать о выплате ему подъемного пособия на него и членов его семьи в связи и переездом к новому месту службы.

Согласно резолюции от *...* на данном рапорте установлено, что в выплате подъемного пособия Татаренкову было отказано на основании приказа МВД РФ от14 апреля 2003 года № 253 в связи с тем, что фактического переезда не было.

Пунктом 3 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с назначением на воинскую должность им производятся выплата подъемного пособия в размере двух окладов денежного содержания на военнослужащего, одного оклада денежного содержания на супруга и половины оклада денежного содержания на каждого члена семьи военнослужащего - гражданина, переехавшего на новое место военной службы военнослужащего или в близлежащие от указанного места населенные пункты либо (из-за отсутствия жилой площади) в другие населенные пункты.

В целях реализации вышеуказанного положения Федерального закона «О статусе военнослужащих» Министр Внутренних дел РФ 15 апреля 2003 года издал приказ № 253 «О дополнительных денежных выплатах военнослужащим при переездах на новое место военной службы в другой населенный пункт», которым утвердил Инструкцию о порядке выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России подъемного пособия и суточных денег.

Согласно пунктам 1 и 9 Инструкции о порядке выплаты военнослужащим внутренних войск МВД России подъемного пособия и суточных денег установлено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, при переезде на новое место военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, выплачивается подъемное пособие.

При этом основанием для выплаты подъемного пособия военнослужащим является вступление в исполнение обязанностей по воинским должностям, на которые они назначены, по прибытии в новый пункт постоянной дислокации воинской части, а на членов семьи военнослужащего - переезд их к новому месту военной службы в другой населенный пункт одновременно с военнослужащим или не одновременно - на день регистрации их по месту жительства.

Между тем, подпунктом «а» пункта 13 данной Инструкции определено, что подъемное пособие, в том числе на членов семьи, не выплачивается военнослужащим, если в связи с переводом к новому месту военной службы и назначением на воинские должности их место жительства не изменилось.

Cудом установлено, что Татаренков *...* года в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в войсковой части *...*, дислоцированной в городе *...*, был переведен к новому месту службы в войсковую часть *...*, дислоцированную в городе *...*, при этом он и члены его семьи до *...* проживали в городе *...*, а в период с *...* года по *...* года включительно - в городе *...*, в последующем *...* вновь вернулись в город *...*, а *...* заявитель обратился в военный суд за защитой нарушенного права. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу , что проживание Татаренкова в городе *...* носило временный характер, поскольку его основное место жительства в городе *...* не изменилось, в связи с чем права на получение у него и у членов его семьи подъемного пособия не имеется, несмотря на регистрацию его и членов его семьи по адресу войсковой части.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 и 258 гпк РФ, военный суд

решил:

В удовлетворении заявления Татаренкова Сергея Александровича отказать.

Решение может быть обжаловано в Приволжский окружной военный суд через Пензенский гарнизонный военный суд в течение 10 суток с момента его вынесения в окончательной форме, то есть, с 21 марта 2011 года.

Председательствующий по делу Ю.В. Находкин

Загрузка...