musings.ru

Семейное право и семейное законодательство в рф. Семейный кодекс рф с изменениями Семейное право в конституции рф статьи

Последняя редакция Статьи 38 Конституции РФ гласит:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 КРФ

1. Защита материнства является одной из приоритетных задач нашего государства, особенно в последние годы, поскольку переход к рыночной экономике и обусловленные им социально-экономические проблемы оказали негативное влияние на формирование и развитие семьи - основной ячейки общества.

10 мая 2006 г. Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации самой острой проблемой современной России назвал проблему демографии. Было отмечено, что ежегодно население Российской Федерации уменьшается на 700 тысяч человек. Одним из направлений решения этой проблемы глава государства назвал повышение рождаемости (РГ. 2006. 11 мая). Главная задача заключается в создании надлежащих условий и стимулов для роста рождаемости, в принятии эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.

В Послании предложены конкретные меры поддержки материнства и детства, семей, воспитывающих несовершеннолетних детей. В частности, намечено повышение стоимости родовых сертификатов; увеличение размера пособий по уходу за ребенком до 1,5 лет как для работающих, так и для не работавших до рождения ребенка женщин; введение компенсации затрат родителей на дошкольное воспитание; увеличение выплат на содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье, а также заработной платы приемному родителю; разработка программы создания в стране сети современных перинатальных центров и обеспечения роддомов необходимым оборудованием, специальным транспортом и другой техникой.

Дополнительные меры социальной поддержки, по мнению Президента, должны быть предоставлены женщине, родившей второго ребенка.

Во исполнение намеченных задач был принят ФЗ от 29 декабря 2006 г. "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (РГ. 2006. 31 декабря), который определяет порядок предоставления и использования материнского (семейного) капитала.

Право на дополнительные меры государственной поддержки (семейный капитал) приобретают женщины, родившие (усыновившие) второго, третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., а также мужчины, являющиеся единственным усыновителем второго, третьего ребенка или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.

Материнский (семейный) капитал может быть использован для:

Улучшения жилищных условий;

Получения образования ребенком (детьми);

Формирования накопительной части трудовой пенсии для женщины.

В охране материнства важная роль принадлежит трудовому законодательству и законодательству о социальной защите населения. Так, в Трудовом кодексе содержится глава 41, посвященная регламентации труда женщин. Среди норм этой главы особо следует выделить ст. 253, ограничивающую применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах (кроме нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию). Перечень таких работ утвержден Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 162 (СЗ РФ. 2000. N 10. ст. 1130).

В этой же статье запрещено применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 6 февраля 1993 г. N 105 (САПП РФ. 1993. N 7. ст. 566).

Повышенные гарантии предоставляются беременным женщинам. Они приобретают право на перевод на другую (более легкую) работу, на снижение норм выработки (ст. 254 ТК), им предоставляется отпуск по беременности и родам (ст. 255 ТК РФ). По желанию женщины перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него либо по окончании отпуска по уходу за ребенком предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск независимо от стажа работы у данного работодателя ().

В рамках системы социальной защиты беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей, им предоставляются: пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения возраста полутора лет. Условия, порядок назначения и выплаты перечисленных пособий установлены в ФЗ от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и в Положении о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденном постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 883, с послед. изм. и доп. (СЗ РФ. 1995. N 21. ст. 1929; N 35. ст. 3628).

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация (см. Международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы, М., 1993, Вып. Второй. С. 274). Ребенком, согласно ст. 1 Конвенции, является лицо, не достигшее 19-летнего возраста, если по национальному законодательству оно не достигает совершеннолетия ранее. Специальная охрана и забота, включающая правовую защиту, обеспечиваемые государством и родителями (лицами, их заменяющими), обусловлены тем, что ребенок пребывает в состоянии физической и умственной незрелости. В ст. 27 этой Конвенции закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка. Государством также должно обеспечиваться в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6).

Учитывая глобальное значение для человечества проблемы создания условий для нормального развития и жизнедеятельности детей, 30 сентября 1990 г. на 45-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (Дипломатический вестник. 1992. N 6. С. 10-13). Россия подписала указанную Декларацию 31 января 1992 г. и тем самым приняла на себя обязательства по улучшению здоровья и питания детей, оказанию поддержки детям - инвалидам, а также детям, находящимся в крайне трудных условиях; по обеспечению равного отношения к девочкам и мальчикам, созданию девочкам равных возможностей в получении базового образования и др.

В соответствии с Декларацией всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях, в среде семьи или попечителей, обеспечивающих их благополучие. Они должны быть подготовлены к естественной жизни в свободном обществе.

В период становления гражданского общества наряду с решением политических и экономических задач требуются кардинальные изменения положения человека в системе социальных и нравственных отношений. В первую очередь это касается семьи как естественной сферы жизни человека. В России, по данным официальной статистики, 90 процентов граждан проживают в составе семьи. В ст. 10 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах говорится, что "семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества, должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Брак должен заключаться по свободному согласию вступающих в брак". В ст. 23 Международного пакта о гражданских и политических правах содержатся положения о том, что за мужчинами и женщинами, достигшими брачного возраста, признается право на вступление в брак и право основывать семью; ни один брак не может быть заключен без свободного и полного согласия вступающих в него; государством должны быть приняты надлежащие меры для обеспечения равенства прав и обязанностей супругов в отношении вступления в брак, во время состояния в браке и при его расторжении, включая необходимую защиту детей.

Названные международно-правовые нормы по сути воспроизведены и развиты в Семейном кодексе. Так, статья 1 этого Кодекса провозглашает, что: семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства; признается только брак, заключенный в органах записи актов гражданского состояния; запрещаются любые формы ограничения прав граждан при вступлении в брак и в семейных отношениях по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. При этом особо подчеркивается, что регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

В СК прослеживается отчетливое стремление законодателя провести такую правовую регламентацию семейных отношений, которая сводила бы вмешательство государства в эту глубоко личную сферу до разумного минимума. Главный акцент сделан на надлежащей охране и защите прав и интересов семьи, в первую очередь детей; расширении сферы договорного регулирования; применении норм гражданского законодательства к имущественным и личным неимущественным отношениям между членами семьи, не урегулированным семейным законодательством, если это не противоречит существу семейных отношений; допустимости в соответствующих случаях использования аналогии закона и аналогии права.

2. Одним из главных предназначений семьи является создание условий для нормального развития и надлежащего воспитания детей. Как указано в п. 1 ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г., интересы ребенка являются предметом заботы прежде всего его родителей. В ст. 54 СК установлено, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье , насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В этой же статье прямо указывается, что ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства. При утрате родительского попечения по разным причинам воспитание ребенка и забота о нем осуществляются органами опеки и попечительства.

Осознание российским законодателем воспитания ребенка в семье как непреходящей общечеловеческой ценности обусловило необходимость решения этого вопроса для тех детей, у которых подлинная семья отсутствует. СК РФ содержит гл. 21 , определяющую правовое положение приемной семьи, приемных родителей и правила содержания ребенка в такой семье.

СК исходит из равенства прав и обязанностей родителей. Реализация родительских прав, как правило, прекращается по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак. Нужно подчеркнуть, что Кодекс впервые закрепил права несовершеннолетних родителей, число которых в последние годы существенно возросло. В нем достаточно подробно раскрываются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей и по защите прав и интересов детей. Воспитание детей есть одновременно право и обязанность родителей. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. При этом они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей и обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители, по общему правилу, являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми юридическими и физическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

Важным представляется концептуальное положение СК о неразрывной связи прав и обязанностей родителей с правами несовершеннолетних детей, которые впервые в нашей стране изложены так развернуто. Неслучайно поэтому в ст. 65 закреплен принцип, согласно которому родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей, так как обеспечение интересов детей - предмет основной заботы их родителей. В этой же статье провозглашен принцип, в соответствии с которым способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Если факты такого воспитания имеют место, то это является одним из законных оснований для лишения родителей родительских прав.

Труднодостижимой на практике, однако имеющей принципиальное значение в деле формирования человека будущего является норма этой статьи, устанавливающая решение родителями всех вопросов, касающихся воспитания и образования детей, по их взаимному согласию, исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Гарантией нормального воспитания ребенка являются положения ст. 66 и 67 СК , закрепивших осуществление родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, и право на общение с ребенком дедушки, бабушки, братьев, сестер и других родственников. Интересам ребенка и защите родительских прав служит и норма ст. 68 о том, что родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. В случае возникновения спора родители за защитой своих прав могут обратиться в суд, который вправе с учетом мнения ребенка отказать в удовлетворении иска родителей, если придет к выводу, что передача ребенка родителям не отвечает интересам ребенка.

Важной формой проявления заботы родителей является их обязанность по содержанию несовершеннолетних детей . При этом порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.

3. Положение ч. 3 комментируемой статьи затрагивает прежде всего морально-этические устои общества. О духовном состоянии общества и восприятии его членами идей гуманизма и справедливости можно судить по его отношению к потребностям лиц преклонного возраста и инвалидов. Забота совершеннолетних трудоспособных детей о своих родителях - одна из граней усвоения этих общечеловеческих ценностей и проявление преемственности поколений. Нормально функционирующее общество - это общество, в котором происходит органичная смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. При этом естественно, что забота взрослых детей о родителях не может сводиться лишь к оказанию им материальной поддержки. Зачастую доброе, участливое отношение детей к своим родителям, моральная поддержка их в трудных жизненных ситуациях, в случае болезни, при уходе на пенсию означают для них больше, чем материальная помощь.

Естественно, что область этих отношений относится к глубоко личностным отношениям и зависит от чувства долга повзрослевших детей, их человеческих качеств, воспитания и других нравственных установок, воспринятых ими с детства. Реальность, однако, такова, что нормы морали, которыми преимущественно регулируются отношения между родителями и взрослыми детьми, во многих случаях последними игнорируются. Поэтому государство не только устанавливает конституционную обязанность взрослых трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, но и конкретизирует ее в СК. В частности, если такие дети не оказывают родителям материальной помощи в силу своего сыновнего или дочернего долга либо дети и родители не пришли к соглашению об уплате алиментов на содержание нетрудоспособных родителей, то они взыскиваются с совершеннолетних детей в судебном порядке. При этом размер алиментов, взыскиваемых с каждого из детей, определяется судом исходя из материального и семейного положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в твердой денежной сумме, подлежащей уплате ежемесячно.

Трудоспособные совершеннолетние дети могут быть освобождены от обязанности по содержанию своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей, если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения родительских обязанностей, в том числе были лишены родительских прав (ст. 87).

  • Вверх

Понятие семейного законодательства

Совокупность правовых норм, регулирующих правоотношения между гражданами при вступлении в брак, родственниками, лицами, взявшими на усыновление детей в семью, составляет семейное законодательство. Семейное законодательство имеет определенную специфику: Конституция РФ от 1993 года его относит к совместному ведению РФ и субъектов. Этот режим устанавливает, что нормативно-правовой акт может быть принят на уровне федеральной власти и в субъектах РФ. Таково понятие семейного законодательства.

При этом закон устанавливает, что правовой акт не должен входить в противоречие с ФЗ.

Консультация юриста по разделу имущества юридической группыСервиса бесплатных юридических консультаций выиграет семейное дело с гарантией результата!

Понятие нормотворчества в отношении субъектов РФ определено двумя вариантами. Субъекты могут создавать и издавать правовые акты в случаях:

  • изданный субъектами РФ правовой акт отнесен Кодексом к их ведению;
  • отсутствие в СК РФ правовой нормы, которая регулируетдействующее правоотношение.

Исходя из этого, правовой акт, созданный субъектами РФ, решает в основном вопросы брачного возраста и организации работы органов опеки и попечительства.

Принципы семейного законодательства

Понятие принципы семейного законодетельства заключается в определении основополагающих начал, на основе которых строится отрасль права. Принципы семейного права тесно связаны с конституционными положениями. Принципы семейного законодательства:

  • раскрывают понятие того, что можно считать поддержкой со стороны государства отцов и матерей;
  • определяют понятие того, что является государственной гарантией защиты семьи;
  • устанавливают основы конституционного строя.

Семейное законодательство направлено на защиту прав и свобод граждан, а также раскрывают понятие и задачи нормативно-правового регулирования. При этом законодатель устанавливает приоритетные общечеловеческие ценности: любовь, уважение, понятие ответственности перед детьми родителей, взаимную помощь всех членов семьи. Эти принципы остаются неизменными. Интересно, что СК РФ не устанавливает понятие семьи.

Принципы семейного законодательства закреплены в нормативных актах. Понятие каждого из них неизменно, и принципам необходимо следовать в брачно-семейных отношениях. К принципам можно отнести понятие о том, что с юридической точки зрения официальными считаются отношения, заключенные в форме брака в ЗАГСе. Заключение брака должно соответствовать морально-этическим ориентирам, а также правовой норме.

Какие цели преследует законодатель, регулируя семейные правоотношения?

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права, преследуют цели:

  • укрепление семьи;
  • недопустимость вмешательства в дела семьи.

Брак, как юридический факт, порождает правовые последствия, ведущие к возникновению у сторон правоотношений, указанных в законах.

Семья находится под защитой государства и нуждается в гарантиях.

Некоторые специалисты права относят к спорному вопросу позицию о том, что к началам семейного права причисляют морально-этические ориентиры. Это существование института семьи на взаимной любви, симпатии, взаимопомощи. Тем не менее, нельзя отрицать, что эти принципы существенно влияют на создание атмосферы в семье, а также проходят «красной нитью» по многим положениям Семейного Кодекса.

Состав семейного законодательства

Источники семейного права выступают формой внешнего выражения правовых положений, закрепляют их в документах. В состав семейного законодательства введены нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 1993 года. В статье 7, п. 2 закон определил принцип помощи российским семьям со стороны государства. Кроме определения компетенции центра и регионов, Конституция содержит ряд правовых установлений, который находят свое отражение в нормативно-правовых актах. Например, это статьи 19, 38, которые закрепляют равенство обоих полов в правах и свободах, а также обязанность родителей воспитывать детей, равно как обязанность детей, достигших 18 лет, по содержанию родителей.

2. Семейное законодательство, Семейный Кодекс (№223-ФЗ) определяет:

  • основные принципы;
  • порядок заключения и расторжения брачных отношений;
  • полномочия родителей по отношению к детям (в том числе и усыновленным);
  • ответственность родителей;
  • применение норм к правоотношениям, участниками которых выступают иностранные граждане или апатриды;
  • порядок судебной защиты.

Семейное законодательство от предшествующих законов отличают новые положения, введенные одновременно с законом: об алиментах, порядок заключения брачного договора, интересах детей в приемных семьях.

Семейное законодательство и иные акты, содержащие нормы семейного права:

  • 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния"
  • №124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"
  • ГК РФ от 1994 года;
  • 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»

Из источников семейное законодательство следует выделить гражданский кодекс РФ (№51-ФЗ). В Семейном Кодексе можно увидеть отсылочную норму (ст.4), которая указывает на ГК РФ в случае, если правоотношения невозможно урегулировать при помощи СК РФ.
Подзаконные акты федерального уровня также нельзя оставлять без внимания, в частности, Указ Президента РФ от 1996 года (№712), определяющий направления семейной политики, кроме того, на Постановления высшего исполнительного органа власти и другие.
К источникам следует причислить договоры, заключаемые на международном уровне. Россия является участником Конвенций (О правах ребенка), Всеобщей декларации прав человека и т.д.

3. Международное право. Положения международных договоров имеют приоритет над национальными нормами. Если в международном документе установлен иной порядок, чем тот, который определяет национальное семейное законодательство, применяются положения международного права.

Нормативные акты по семейному праву

Особенность нормативных актов министерств и ведомств состоит в том, что они должны быть зарегистрированы в МинЮсте РФ, а также официально опубликоваться в Российской газете. Для официального опубликования установлен срок - 10 дней с момента их регистрации. Это правило в отношении ведомственных нормативных актов было установлено президентом РФ в 1993 году (Указ №104).

Судебная власть и источники семейного права. Кто устанавливает семейное законодательство?
В статье 126 Основного закона страны говорится о том, что в силу своей компетенции ВС РФ может давать разъяснения по вопросам семейной практики. Практическое применение норм семейного права с разъяснениями высшего судебного органа становится обоснованным и правильным.

Судебная практика не входит в источники семейного права. В пользу этого приводится мнение: разъяснения ВС РФ являются толкованием норм, но не устанавливает новые положения, субъект толкования не может считаться законодателем. Учитывая то обстоятельство, что ВС занимается изучением и обобщением, анализом судебной практики судов более низшего уровня, высший суд на этой основе разрабатывает универсальный и уникальный подход к решению аналогичных судебных дел в будущем времени. На этой основе, отношение специалистов к практике судов и к возможности применять ее как источник права, поменялось со временем. Некоторые теории права устанавливают, что к источникам семейного права следует отнести Постановления ВС РФ. Например, вопросы отцовства и алиментных обязательств (1996 г., №9), вопросы усыновления (1997 г., №7) и т.д.

Какие правоотношения семейное законодательство регулирует

СК РФ призван регулировать личные и имущественные отношения между членами семьи. Если в СК РФ отношения не находят предмета правового регулирования, к ним в полной мере можно применить нормы из ГК РФ, а также иных актов. Применение гражданского законодательства происходит при условии того, что оно не находится в противоречии законам.
Если правовые отношениямежду членами семьи не подпадают пож нормы гражданского законодательства, призванные прямо урегулировать возникшие вопросы, к ним применяются нормы, регулирующие сходные вопросы. Это называется аналогией закона. Если и эти нормы отсутствуют, то компетенция каждого их членов семьи определяется главными принципами отрасли семейного права, не исключая требования гуманности. Это называется аналогией права.
Применение семейного законодательства происходит и к семейным отношениям с участием иностранных граждан, а также лиц без гражданства.

Другие акты семейного права

  • Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
  • Указ Президента РФ от 14.05.1996 N 712 "Об Основных направлениях государственной семейной политики".
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 г. N 686 "Об утверждении правил выдачи документа, подтверждающего проведение основных работ по строительству (реконструкции) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемому с привлечением средств материнского (семейного) капитала.
  • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве".

Текст Ст. 38 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к Ст. 38 Конституции Российской Федерации

1. Часть 1 комментируемой статьи содержит положение о том, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. В статье 72 сказано, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита семьи, материнства, отцовства и детства. обеспечивает государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства. Этим признается, что семья, брак, рождение детей не только являются частным делом участников семейных правоотношений, но и имеют большое общественное значение.

В данной норме не выделен институт отцовства (в отличие от ч. 2 ст. 7 и ст. 72 Конституции РФ), в силу, как представляется, особой значимости защиты института материнства, незаменимости, особенно в начальный период детства, матери для нормального развития ребенка. Семейное законодательство, опираясь на Конституцию РФ, в ч. 1 ст. 1, объединяя отцовство, материнство, детство и семью в одну статью, говорит, что все они находятся под защитой государства. И это не случайно, ведь термины «материнство» и «отцовство», как и «детство», неотделимы от понятия семьи, поэтому рассматривать их необходимо в контексте единого института «защиты семьи, материнства, отцовства и детства».

Детство — это период возрастного развития от рождения до 18 лет либо иного возраста, с которым закон связывает дееспособность в гражданско-правовом смысле. Материнство — реализованная способность женщины к рождению, вскармливанию и воспитанию детей*(164). Отцовство — кровное родство между отцом и его ребенком (детьми)*(165). Семья — это социальный институт и одновременно общественный механизм репродукции человека. Понятием «семья» охватываются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, старшими и младшими в семейной иерархии и основанная на указанных отношениях малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной ответственностью и взаимопомощью*(166).

Терминологически защита семьи, материнства, отцовства и детства понимается в нескольких значениях. Во-первых, это отношение к ним как к ценности, во-вторых, создание необходимых условий для развития семьи, материнства*(167), отцовства и детства, в-третьих, охрана в случае нарушения их прав и законных интересов. Термин защиты семьи, материнства, отцовства и детства имеет двоякое значение. С одной стороны, он включает предусмотренные меры, которые направлены на охрану прав и законных интересов, с другой стороны, может рассматриваться в узком смысле слова — как реакция на какое-либо правонарушение, требующее защиты, например, в судебном или административном порядке*(168).

Семья в Российской Федерации является объектом государственной семейной политики, цель которой — обеспечение государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи. Семья в комментируемой статье находится на третьем месте, в отличие от п. 1 ст. 1 Семейного кодекса РФ. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства. Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. N 712 (в ред. от 5 октября 2002 г.) были утверждены Основные направления государственной семейной политики, в которых сформулированы отношение государства к семье и пути разрешения проблем семьи и детства. Она исходит из непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека, понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса, из необходимости учета интересов семьи и детей, а также принятия специальных мер их социальной поддержки в период социально-экономической трансформации общества, из учета потребности судом.

Защита материнства — одна из приоритетных задач российского государства. В настоящее время женщины особенно остро нуждаются в поддержке государства. Это обусловлено социально-экономическими проблемами, которые оказали негативное влияние на многие аспекты развития семьи, материнства и детства. Одной из важнейших задач государства является правовая защита материнства от неблагоприятных воздействий, максимальное сохранение физического и психического здоровья матери и ребенка.

Предметом особой заботы и защиты государства, общества, законодательства, помимо материнства, является детство. Особенность положения ребенка в семье и за ее пределами заключается в его беззащитности, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Традиционно охрана, защита, а также в известной мере реализация прав, интересов ребенка, как личных, так и имущественных, возлагается на родителей либо на лиц, их заменяющих*(169).

В связи с тем что дети являются одной из самых незащищенных групп населения, следует оказывать внимание ребенку и как личности, и как члену общества, наделенному определенными правами. В статье 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод сказано, что государства — члены совета Европы обязуются «обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов и других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры»*(170). Следовательно, забота государства в сфере обеспечения благополучия ребенка в данном документе первична, а реализация прав и обязанностей родителей «принимается во внимание». В российском законодательстве обеспечение прав и свобод детей, защита их законных интересов является прерогативой родителей и лишь в случае недобросовестности последних, выразившейся в неисполнении данных обязательств либо злоупотреблении ими, государство берет на себя ответственность за замещение родительских функций.

Приоритет интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни государства закреплен и в Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., обязательства по выполнению которой взяла на себя и Российская Федерация. К базовым законам, закрепляющим права детей в России, относятся Конституция РФ, Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»*(171) и Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»*(172). Их объединяет общая цель, состоящая в укреплении правовых предпосылок защиты прав ребенка.

2. Право родителей на воспитание ребенка объявляется законом и как их обязанность (ст. 63 СК РФ

). Таким образом, в законодательном порядке отражены два аспекта воспитания детей: частноправовой, поскольку оно является одной из личных потребностей человека, и публично-правовой, так как общество заинтересовано в качественном воспитании детей и ему не безразлично, каких членов общества «продуцирует» семья*(173).

Принцип обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи (несовершеннолетние дети, инвалиды I и III групп, лица пенсионного возраста). Семья, как объединение лиц, основанное на браке или родстве, естественно предполагает оказание ими друг другу не только моральной, но и материальной поддержки и помощи*(174). Семейный кодекс РФ предусматривает приоритетную защиту нетрудоспособных членов семьи, а также содержит нормы, направленные на реализацию этого принципа (ст. 87, 89, 90, 93-98).

3. Часть 3 комментируемой статьи обязывает трудоспособных совершеннолетних детей содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ч. 1 ст. 87 СК РФ); аналогичная обязанность возлагается на трудоспособных совершеннолетних внуков в отношении нетрудоспособных нуждающихся в помощи дедушки и бабушки (ст. 95 СК РФ) и т.д. Если обязанные лица добровольно материальную помощь нетрудоспособным нуждающимся в помощи членам семьи не оказывают, то они могут быть принуждены к ее исполнению в судебном порядке (ч. 2 ст. 87 СК РФ и др.).

Нетрудоспособность родителей означает достижение ими пенсионного возраста либо наличие инвалидности. Нуждаемость родителей в помощи со стороны детей возникает, когда их собственных средств не хватает для поддержания своего материального состояния на уровне прожиточного минимума.

При взыскании алиментов в пользу нетрудоспособных, нуждающихся в помощи родителей обязателен учет материального, семейного положения как родителей, так и детей, а также любых других заслуживающих внимания интересов сторон. Определяя размер алиментов, подлежащих уплате в пользу родителей, суд обязан установить источники дохода каждой из сторон, выяснить наличие иждивенцев, других лиц, которых обязаны содержать алиментнообязанные лица, и пр.

Конституция РФ устанавливает, что семья, материнство и детство на­ходятся под защитой государства. Семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Семейное право - это совокупность правовых норм, регулирующих личные и связанные с ними имущественные отношения, возникшие между гражданами в силу заключения брака, состояния в браке или его прекра­щения, а также в связи с рождением детей и их воспитанием, родством, усыновлением, опекой и попечительством над несовершеннолетними.

Центральное место среди источников семейного права занимает Се­мейный кодекс (принят 08.12. 1995 г.). Он содержит следующие разделы: семейное законодательство; заключение и прекращение брака; права и
обязанности супругов; права и обязанности родителей и детей; алимент­ные обязательства членов семьи; формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; коллизионные семейные нормы.

Основными принципами семейного права являются:

Единобрачие или моногамия;

Отстранение церкви от участия в регулировании брачных и семейных отношений;

Свобода и добровольность брачного союза, охраняемые законом;

Свобода расторжения брака, развод с целью защиты интересов несо­вершеннолетних детей, производится под контролем государства;

Равноправие мужчины и женщины;

Равноправие всех граждан в семейных отношениях независимо от их национальности, расы и отношения к религии;

Охрана и поощрение со стороны общества и государства материнства;

Воспитание детей в семье, обеспечение и защита их интересов;

Охрана родительских прав, которые в сочетании с возложенными на родителей обязанностями по отношению к детям, осуществляются в инте­ресах как детей, так и самих родителей;

Моральная и материальная поддержка участников семейных отношений.

Семья начинается с заключения брака. Брак в РФ - это добровольный и

равноправный союз мужчины и женщины, основанный на чувствах взаим­ной любви, дружбы и уважения, имеющий целью создание семьи и заклю­ченный в установленном порядке с соблюдением требований закона. За­ключение брака происходит в государственных органах записи актов гра­жданского состояния органов местного самоуправления, дворцах бракосочетания в городах, а также разрешается регистрация брака по ува­жительной причине в стационаре лечебного учреждения или на дому. Бра­ки российских граждан, проживающих вне пределов РФ, заключаются в посольствах или консульствах РФ в зарубежных странах.

Законом предусматриваются условия, необходимые для заключения брака: а) взаимное согласие лиц, вступающих в брак; б) достижение ими брачного возраста, который по общему правилу совпадает с совершенно­летием - 18 лет. Органы местного самоуправления могут в исключитель­ных случаях (беременность женщины, рождение ребенка и др.) понижать брачный возраст до 16 лет. Законодательством также установлен порядок и условия заключения брака для лиц, не достигших 16-летнего возраста.

Законом предусмотрено, что лица, вступающие в брак, должны быть взаимно осведомленными о состоянии здоровья друг друга, и устанавлива­ет обстоятельства, препятствующие заключению брака. Не допускаются: инцестные браки; браки между гражданами, если кто-то из них состоит уже в другом браке; браки между усыновителями и усыновленными; браки между лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия. Нарушение перечисленных условий влечет за собой признание судом брака недействительным.

В этом случае прекращаются все ранее возникшие семейные права и обязанности, за исключением прав детей, родившихся в таком браке.

Лица, желающие зарегистрировать брак, подают лично совместное за­явление в органы ЗАГСа по месту постоянного или временного жительства одного из вступающих в брак или их родителей. Заключение брака проис­ходит по общему правилу. По окончании месячного срока после подачи заявления. При регистрации брака обязательно предъявляется документ, удостоверяющий личность, в котором производится запись о регистрации брака с указанием фамилии, имени, отчества и года рождения другого суп­руга, даты и места регистрации брака.

В случае если один из супругов принимает фамилию другого, то под штампом регистрации делается пометка о необходимости обмена паспорта в связи с изменением фамилии. После регистрации брака супругам выдает­ся свидетельство о браке установленного образца. Браки российских граж­
дан с иностранцами, а также браки иностранцев между собой заключаются на общих основаниях.

Регистрация брака порождает возникновение прав и обязанностей суп­ругов как личного, так и имущественного характера. К личным правам супругов относится право избирать фамилию одного из супругов в качест­ве общей фамилии, сохранить свою добрачную фамилию, присоединить к своей фамилии фамилию супруга. Каждый из супругов пользуется в семье равными правами, и несет равные обязанности. Супруги пользуются пра­вом равной и неограниченной свободы выбора рода занятий, профессий и места жительства.

Имущественные отношений супругов регулируются нормами не толь­ко семейного, но и гражданского права. Согласно этим нормам, различает­ся имущество, приобретенное каждым из супругов до брака, а также иму­щество, нажитое во время зарегистрированного брака. Все имущество, принадлежащее супругам до заключения брака, является раздельной соб­ственностью каждого из них. Личной раздельной собственностью призна­ется полученное ими во время брака в порядке наследования или в дар, за исключением случаев, когда имущество было подарено обоим супругам совместно. Раздельным имуществом каждого из супругов признаются так­же вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и прочее), хотя бы они и были приобретены во время брака за счет общих средств супругов. Исключение составляют ценности и предметы роскоши.

Каждый из супругов самостоятельно владеет, пользуется и распоряжа­ется принадлежащим ему раздельным имуществом. Все имущество, нажи­тое супругами во время брака, признается законом их общей совместной собственностью. Каждый из супругов имеет равные права на владение, пользование и распоряжение этим имуществом. Доля каждого из супругов определяется только в случае раздела имущества судом как во время брака по иску, так и после его расторжения.

Семейный кодекс предусматривает договорной режим имущества суп­ругов. Брачным договором признается соглашение, в котором супруги са­ми определяют свои имущественные права и обязанности в браке и после его расторжения. Договор может быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариусом. Он может быть изменен или расторгнут в любое время по соглашению сторон; соглашение об его изменение и расторжении совершается в той же форме, что и сам брачный договор. Если он был за­ключен до брака, то приобретает силу только с момента регистрации. При этом любые положения договора могут ограничиваться определенными сроками либо ставиться в зависимость от наступления или не наступления определенных условий.

Существует несколько оснований для признания брачного договора недействительным:

В результате признания брака недействительным;

Если он содержит условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречит основным началам се­мейного законодательства;

Несоответствие договора закону;

Когда цель заключения договора противоречит основам правопорядка и нравственности;

Если брак фиктивный;

Если один из супругов признан недееспособным или ограничен судом в дееспособности;

Если при заключении договора один из супругов был не способен по­нимать значение своих действий или заблуждался, подписав договор под влиянием обмана, насилия, угрозы или стечения тяжелых обстоятельств.

Брачно-семейное законодательство возлагает на супругов взаимную обязанность материально поддерживать друг друга. В случае отказа в такой поддержке нуждающийся в материальной помощи нетрудоспособный суп­
руг, а также в период беременности и в течение одного года после рождения ребенка имеют право по суду получить содержание (алименты) от другого супруга, если последний в состоянии его предоставить. Это право сохраня­ется и после расторжения брака, если один из супругов стал нетрудоспособ­ным в течение одного года после расторжения брака. Если супруги состояли длительное время в брачных отношениях, суд вправе взыскать алименты в пользу одного из разведенных супругов в том случае, когда он достиг пен­сионного возраста не позднее 5 лет с момента расторжения брака. По зако­нодательству в отдельных случаях суд может освободить супруга от обя­занности содержания другого нетрудоспособного, материально нуждающе­гося супруга или ограничить эту обязанность определенным сроком.

Развод поставлен под контроль государства и может осуществляться только ЗАГСом и судом. В органах ЗАГСа расторгаются браки между суп­ругами, выразившими согласие на развод и не имеющими несовершенно­летних детей. В иных случаях брак расторгается в суде. Следует иметь в виду, что муж не вправе без согласия жены обращаться в суд с иском о разводе, если жена беременна, а также в течение одного года после рожде­ния ребенка. Это правило применяется и тогда, когда ребенок родился мертвым, или не дожил до одного года. Жена же вправе ставить в суде во­прос о разводе в любом случае. В результате расторжения брака прекра­щаются личные и имущественные правоотношения, возникшие между супругами в браке. Брак считается расторгнутым с момента регистрации его расторжения в ЗАГСе.

Заявление о расторжении брака подается в районный (городской) на­родный суд по месту жительства супругов, если они проживают вместе, или супруга-ответчика при раздельном их проживании. Заявление о разво­де с лицами, приговоренными к лишению свободы на срок менее пяти лет, подается в народный суд по последнему месту жительства этого лица до его осуждения. Если лицо приговорено условно к лишению свободы с обя­
зательным привлечением к труду, либо условно освобождено из мест ли­шения свободы с обязательным привлечением к труду, то заявление о рас­торжении брака подается в народный суд по месту их жительства во время выполнения работ. Если же у супругов имеются несовершеннолетние дети или по состоянию здоровья супруга-заявителя для него затруднен выезд к месту жительства другого супруга, то заявление о разводе может быть по­дано в народный суд по месту жительства заявителя. Если место жительст­ва одного из супругов не известно, то заявление о расторжении брака по­дается в народный суд по последнему известному месту жительства супру­га или по месту нахождения его имущества.

Если в течение года отсутствуют сведения о месте пребывания одного из супругов, второй вправе обратиться в народный суд по месту своего жительства с заявлением о признании второго супруга безвестно отсутст­вующим.

Дела о расторжении брака рассматриваются, по общему правилу, в от­крытом судебном заседании и, но по просьбе супругов, могут рассмотреть и в закрытом заседании, если на это есть специфические причины.

Одновременно с расторжением брака суд может разрешить возникшие между супругами споры:

При ком из них будут проживать дети после развода;

О взыскании средств на содержание детей;

О взыскании средств на содержание нетрудоспособного супруга;

О разделе имущества, являющегося общей совместной собствен­ностью.

Суд, рассматривающий бракоразводное дело, может:

Вынести решение о расторжении брака;

Отказать в иске;

Отложить разбирательство дела и назначить супругам для примирения срок в пределах, предусмотренных законодательством (6 мес.).

Регистрация расторжения брака производится независимо от времени, истекшего после вынесения судом решения о расторжении брака.

Орган ЗАГСа, принявший заявление о разводе, может зарегистриро­вать его только по истечении 3 месяцев со дня поступления заявления в присутствии обоих супругов. Регистрация расторжения брака может быть произведена в отсутствии одного из супругов. В упрощенном порядке мо­жет быть расторгнут брак в органах ЗАГСа с супругом, который признан законом недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия, безвестно отсутствующим или осужденным к лишению свободы на срок не менее 5 лет. В этом случае регистрация развода осуществляется по месту жительства супруга-заявителя.

Отношения между детьми и родителями складываются на почве кров­ного родства. Урегулированная нормами семейного законодательства со­вокупность личных и имущественных отношений между родителем и его ребенком носит название родительского правоотношения.

Ребенок, родители которого состоят в браке, записывается в книге за­писей рождений органов ЗАГСа на имя отца или матери по заявлению од­ного из них. Ребенку присваивается общая фамилия родителей либо одно­го из них. Если родители не состоят в браке, запись о матери ребенка про­изводится по заявлению матери, а об отце - по заявлению отца и матери ребенка либо отец записывается согласно решению суда. Если отцовство не установлено, то запись об отце производится по фамилии матери, а имя и отчество - по ее словам.

В случаях, когда родители или один из них уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими ро­дительскими правами, жестоко обращаются с детьми, оказывают вредное влияние на детей своим аморальным антиобщественным поведением, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркома­нами, они могут быть в судебном порядке лишены родительских прав.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности по содержанию детей, но утрачивают все ранее принадлежащие им права. Восстановление в родительских правах производится также в судебном порядке. Оно допускается лишь в тех случаях, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для лишения родительских прав, существенно изменились.

Размер средств на содержание ребенка, которые должен выплачивать ответчик по иску или добровольно, в обоих случаях твердо определен за­коном: на одного ребенка взыскивается 1/4, на двух детей 1/3, на трех и более 1/2 часть заработка (дохода) родителя. Закон предусматривает слу­чаи, когда размер алиментов может быть уменьшен судом, а также воз­можность взыскания средств в твердой денежной сумме, выплачиваемой ежемесячно. Алименты выплачиваются до достижения детьми 18-летнего возраста. Родители, злостно уклоняющиеся от уплаты алиментов, могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В брачно-семейном законодательстве находят свое отражение, имею­щие важное юридическое значение, институты усыновления детей, опеки и попечительства.

Усыновление (удочерение) - это юридический акт, в силу которого усыно­витель добровольно принимает на себя родительские обязанности и приобре­тает родительские права по отношению к усыновленному, вследствие чего между усыновителем и усыновленным возникают такие же личные и имуще­ственные правоотношения, как между родителями и их родными детьми, рож­денными в зарегистрированном браке. Усыновленные и их потомство утрачи­вают личные и имущественные права и освобождаются от обязанности к сво­им кровным родителям и их родственниками и приобретают такие права и обязанности по отношению к усыновителям и их родственникам.

Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей и в их интересах; производится судом по заявлению лиц и подлежит
регистрации в органах ЗАГСа с выдачей усыновителю соответствующего свидетельства. Усыновителем может быть любое дееспособное лицо, не лишенное родительских прав; супруги должны дать обоюдное на это со­гласие. Тайна усыновления охраняется законом. Ребенку по просьбе усы­новителя могут быть присвоены фамилия и отчество по имени усыновите­ля, изменено место рождения, а в исключительных случаях и дата рожде­ния ребенка, но не более чем на 6 месяцев и не позже, чем по достижении 1 года. Запрещается без согласия усыновителей, а в случае их смерти без согласия органов опеки и попечительства, сообщать какие-либо сведения об усыновлении, а также выдавать выписки из книги актов гражданского состояния. Лица, разгласившие тайну усыновления против воли усынови­теля, могут быть привлечены к ответственности в административном и да­же уголовном порядке.

Опека и попечительство устанавливается для воспитания несовершен­нолетних детей, которые вследствие смерти родителей, лишения родитель­ских прав, болезни родителей или по другим причинам остались без роди­тельского попечения, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов этих детей.

Законодательство устанавливает обязанность для всех граждан и учре­ждений немедленно сообщать в органы опеки и попечительства о несо­вершеннолетних, оставшихся без родителей. Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими 14 лет, и над гражданами, признан­ными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабо­умия, и отличается от попечительства тем, что опекун действует от имени и в интересах опекаемого, осуществляя его права и обязанности, в то время как попечитель только помогает находящемуся на его попечении лицу их осуществлять. Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет и над гражданами, признанными судом ограни­ченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками
или наркотическими веществами. Патронаж над лицами, которые по со­стоянию здоровья не могут самостоятельно защищать свои права, может быть установлен по их просьбе.

Прекращаются опека и попечительство сами по себе или по решению органов опеки и попечительства по достижению подопечным определен­ного возраста или исчезновения причин, вследствие которых они были на­значены, а также в ряде других причин.

Контрольные вопросы:

1. Каковы принципы семейного права?

2. Назовите условия заключения брака.

3. Дайте понятие брака.

4. Раскройте понятие «брачный договор».

5. Охарактеризуйте институт усыновления.

Еще по теме 6. СЕМЕЙНОЕ право:

  1. Подведомственность суду гражданских дел, вытекающих из семейных и трудовых правоотношений.
  2. ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА B ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. СЕМЕЙНО-БРАЧНОЕ ПРАВО ПО УКАЗУ ПВС CCCP OT 8 ИЮЛЯ 1944 r.
  3. § 4. Семейно-имущественные права несовершеннолетних и их реализация
  4. 10. Понятие и виды лиц по римскому праву. Правоспособность по римскому праву.
  5. Вопросы гражданского, семейного, наследственного права в Русской правде.
  6. 7. Гражданское и брачно-семейное право по Русской правде.
  7. § 1. Осуществление интеллектуальных прав на производные объекты

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс -

Загрузка...