musings.ru

О контроле за соответствием расходов лиц замещающих. Расходы госслужащих теперь под контролем

В соответствии с распоряжением Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Брянской области от 04.06.2013 № 212-р «О проведении прямых телефонных линий» 28.06.2013 с 10-00 до 13-00 начальником отдела по обеспечению деятельности управления Федорук С.Н. была проведена прямая телефонная линия на тему: «Осуществление контроля над расходами государственных гражданских служащих».

В ходе прямой телефонной линии были даны консультации гражданам по следующим вопросам:

1. Вопрос: Чьи расходы подлежат контролю?

Ответ: 03.12.2012 года был принят Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), вступивший в силу 01.01.2013. Этот закон распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, и д.р. Государственные служащие будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней. Под действие закона подпадают те должностные лица, которые в соответствии с действующим законодательством ежегодно подают сведения о своих доходах и членов их семей - супругов и несовершеннолетних детей.

2. Какие расходы подлежат контролю?

Ответ: Речь идет о контроле крупных расходов на приобретение земли, транспортных средств, недвижимости, ценных бумаг.

Государственные служащие обязаны представлять сведения о своих расходах и об источниках получения расходуемых средств только в том случае, когда сумма сделки по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

3 . Что может послужить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами государственного служащего?

Ответ: Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего должность государственной службы, указанную в Законе о контроле за расходами, является достаточная информация о совершении соответствующей сделки.

Данная информация может быть представлена в письменной форме правоохранительными органами, постоянно действующими руководящими органами политических партий, Общественной палатой Российской Федерации или общероссийскими СМИ. Публикация в прессе вполне может послужить основанием для проведения соответствующей проверки.

4. Какие последствия могут повлечь выявленные несоответствия расходов гражданских служащих, членов их семей их доходам?

Ответ: Выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам и доходам членов его семьи влечет достаточно серьезные последствия.

Так, частью 3 ст. 16 Закона о контроле за расходами предусмотрено, что, если в ходе контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, материалы, полученные в результате осуществления контроля за расходами, в трехдневный срок после его завершения направляются лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами, в органы прокуратуры РФ.

Органы прокуратуры в установленном порядке обращаются в суд с заявлением об обращении имущества, в отношении которого не представлено в соответствии с законодательством о противодействии коррупции доказательств его приобретения на законные доходы, в доход РФ.

5. Какова ответственность государственного служащего за непредставление государственным служащим сведений о расходах?

Ответ: В связи с принятием Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» изменения и дополнения были внесены в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В частности, ст. 59.2 Закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» теперь предусматривает увольнение гражданского служащего в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений не только о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но также и о расходах.

Российское законодательство предусматривает обязанность государственных и муниципальных служащих, а также некоторых категорий работников представлять сведения о своих доходах. При уклонении от исполнения данной обязанности или при представлении недостоверных сведений служащий подлежит увольнению с государственной или муниципальной службы. Однако для ситуации, когда чиновник «честно» сообщил о наличии у него имущества, стоимость которого во много раз «перекрывает» его официальный доход, никаких правовых механизмов до недавнего времени не предусматривалось. В этой связи Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ 22.12.2011 высказал мнение о необходимости введения контроля не только доходов, но и расходов госслужащих в тех случаях, когда расходы явно не соответствуют их доходам. Речь идет о декларировании крупных расходов на приобретение земли, другой недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг. Посмотрим, как это предложение Президента РФ в настоящее время реализовано на практике.

Из этой статьи вы узнаете:

  • чьи расходы контролируются законами 230-ФЗ и 231-ФЗ
  • какие виды расходов государственных служащих подлежат контролю
  • как проходит процедура контроля за расходами
  • чем грозит выявление несоответствия расходов подконтрольного лица его доходам

3 декабря 2012 г. были приняты Федеральный закон № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее - Закон о контроле за расходами), а также Федеральный закон № 231-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"».

В пояснительной записке к Закону о контроле за расходами отмечалось, что полностью антикоррупционный потенциал обязанности по представлению сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера может раскрыться лишь при установлении контроля за источниками средств, на которые приобретается имущество (т. е. установления контроля за расходами). Представленные за 2009-2011 гг. сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера образовали базу данных, достаточную для перехода к следующему этапу реализации государственной антикоррупционной политики - этапу контроля за расходами.

ЧЬИ РАСХОДЫ КОНТРОЛИРУЮТСЯ?

Закон о контроле за расходами распространяется на широкий круг лиц. Помимо государственных и муниципальных служащих, к ним относятся лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, должности в Банке России, в государственных корпорациях, в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования и др.

Таким образом, Закон о контроле за расходами предусматривает осуществление такого контроля в том числе и в отношении Президента РФ, членов Правительства РФ, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы и других лиц, замещающих государственные должности РФ. Соответствующие положения предусмотрены, например, Федеральным конституционным законом от 03.12.2012 № 4-ФКЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"».

Более подробное разъяснение смотрите в видео:

Обратите внимание: лица, замещающие государственные должности или муниципальные должности на постоянной основе, в любом случае подпадают под действие механизма контроля за их расходами, хотя в отношении некоторых может быть установлен особый порядок такого контроля. А вот государственные и муниципальные служащие, а также работники указанных выше государственных организаций будут отчитываться о своих расходах только в тех случаях, если замещаемая ими должность входит в один из принимаемых на различных уровнях перечней.

Какие должности будут включаться в перечни должностей, при замещении которых необходимо отчитываться в своих расходах?

Из текста Закона о контроле за расходами неясно, идет в нем речь о тех же перечнях должностей, по которым в настоящее время предусмотрен контроль за доходами замещающих их лиц и членов их семей, или эти перечни могут не совпадать. Исходя из того, что Закон предусматривает контроль не просто за расходами, а за соответствием расходов доходам подконтрольных лиц, представляется, что в любом случае под его действие могут подпасть лишь те должностные лица, которые в соответствии с действующим законодательством ежегодно декларируют сведения о своих доходах и доходах членов своей семьи.

осуществления контроля за соответствием расходов федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной

службы государственной регистрации, кадастра и картографии

по Тюменской области

1. Настоящий Порядок осуществления контроля за соответствием расходов федеральных государственных гражданских служащих Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Порядок) определяет правила проведения контроля за соответствием расходов, представленных федеральными государственными гражданскими служащими (далее – гражданские служащие) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее – Управление).

2. Контроль осуществляется за расходами гражданских служащих Управления, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы , включенные в Перечень должностей в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр), при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденный приказом Росреестра от 01.01.2001 № П/87 «Об утверждении Перечня должностей в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (далее – Перечень).

3. Гражданские служащие Управления, замещающие должности, указанные в Перечне, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка , другого объекта недвижимости , транспортного средства, ценных бумаг , акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

4. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего Управления, замещающего должность, предусмотренную Перечнем, а также за расходами его супруга (супруги) и несовершеннолетних детей (далее – члены семьи) является достаточная информация, представленная в письменном виде, о том, что гражданским служащим и (или) членом семьи совершена сделка по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), на сумму превышающую общий доход гражданского служащего и супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки.

5. Указанная информация может быть представлена:

6. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего Управления и его членов семьи.

7. Руководитель Управления либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами гражданского служащего Управления, замещающего должность, предусмотренную Перечнем, а также за расходами членов его семьи (далее – Решение).

7.1. Решение принимается отдельно в отношении каждого гражданского служащего или члена его семьи и оформляется в письменной форме Распоряжения руководителя Управления или уполномоченного им должностного лица.

8. Контроль за расходами гражданского служащего Управления и членов его семьи включает в себя:

8.1. истребование от гражданского служащего сведений;

8.1.1. о его расходах, а также о расходах членов семьи по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход гражданского служащего и его супруга (супруги) за три последних года, предшествующих совершению сделки;

8.1.2. об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в п. 8.1.1. настоящего Порядка;

8.2. проверку достоверности и полноты сведений, указанных в пунктах 3 и 8.1. настоящего Порядка;

8.3. определение соответствия расходов гражданского служащего Управления и членов его семьи их общему доходу.

9. Сведения, предусмотренные пунктом 8.1 настоящего Прядка представляются гражданским служащим в течение 15 рабочих дней с даты их истребования.

10. Сотрудник отдела государственной службы и кадров, ответственный за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (далее – уполномоченный сотрудник Отдела) осуществляет контроль за расходами гражданского служащего и членами его семьи.

11. Уполномоченный сотрудник Отдела не позднее чем через два рабочих дня со дня получения Распоряжения руководителя Управления о проведении контроля за расходами уведомляет гражданского служащего Управления, в отношении которого осуществляется контроль за расходами:

11.1. о принятом решении;

11.2. о необходимости представить сведения, указанные в пункте 8.1. настоящего Порядка; в уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений.

12. Гражданский служащий Управления, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами членов его семьи вправе:

12.1. давать пояснения в письменной форме:

12.1.1. в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 8.1. настоящего Порядка;

12.1.2. в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных пунктами 3 и 8.1. настоящего Порядка;

12.1.3. об источниках получения средств, за счет которых им, членами его семьи совершена сделка, указанная в пункте 8.1.1. настоящего Порядка;

12.2. представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

12.3. обращаться с ходатайством к руководителю Управления или уполномоченному лицу Отдела о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами членов его семьи.

13. Ходатайство, предусмотренное пунктом 12.3 настоящего Порядка подлежит обязательному удовлетворению.

14. С гражданским служащим Управления, направившим ходатайство, в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины – в срок, согласованный с гражданским служащим) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам.

15. Проверка достоверности и полноты сведений, предусмотренных пунктами 3 и 8.1. настоящего Порядка (далее – Проверка) осуществляется уполномоченным лицом Отдела самостоятельно.

15.1. Направление запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, в интересах Управления, при необходимости, осуществляет центральный аппарат Росреестра по ходатайству Управления.

16. Проверка осуществляется в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проверки может быть продлен до 90 дней лицами, принявшими решение о ее проведении.

17. Гражданский служащий Управления, на период осуществления Проверки может быть в установленном порядке отстранен от замещаемой должности на срок не превышающий 60 дней со дня принятия решения об осуществлении Проверки; указанный срок может быть продлен до 90 дней руководителем Управления.

18. В ходе проведения Проверки уполномоченное лицо Отдела вправе:

18.1. проводить по своей инициативе беседу с гражданским служащим, в отношение которого проводится Проверка;

18.2. изучать поступившие от гражданского служащего, в отношение которого проводится Проверка дополнительные материалы;

18.3. получать от гражданского служащего, в отношение которого проводится Проверка пояснения по представленным им сведениям и материалам;

18.4. направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего и его членов семьи, а также об источниках получения расходуемых средств;

18.5. наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

а) фамилия, имя, отчество руководителя государственного органа или организации, в которые направляется запрос;

Институт контроля за расходами чиновников введен в действие с 1 января 2013 г. Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

В случае, если чиновник или члены его семьи (супруг/супруга, несовершеннолетние дети) в течение отчетного года расходуют на совершение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за три последних года, то в отношении его принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Законом установлен порядок осуществления контроля за расходами чиновников, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, а также механизм обращения в доход государства имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

ЛИЦА, ЧЬИ РАСХОДЫ ПОДЛЕЖАТ КОНТРОЛЮ:

Занимающие (замещающие):

Государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

Должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации;

Государственные должности субъектов Российской Федерации;

Муниципальные должности;

Должности федеральной государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Президента РФ;

Должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, включенные в перечни, установленные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ;

Должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные законами, иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами;

Должности в Банке России, перечень которых утвержден Советом директоров Банка России;

Должности в государственных корпорациях, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

Должности в ПФР, ФСС, ФФОМС, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

Должности в иных организациях, созданных РФ на основании федеральных законов, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ;

Отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами федеральных государственных органов.

ЭТИ ЛИЦА ПРЕДСТАВЛЯЮТ СВЕДЕНИЯ О РАСХОДАХ И ОБ ИСТОЧНИКАХ ПОЛУЧЕНИЯ СРЕДСТВ ЕЖЕГОДНО В ОТНОШЕНИИ КАЖДОЙ СДЕЛКИ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ:

в случаях:

Сделка совершена в течение календарного года;

Общая сумма таких сделок превышает общий доход супругов за последние три года, предшествующие совершению контролируемой сделки.

ВАЖНО! Обязанность по представлению сведений о расходах по контролируемым сделкам возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

ОСНОВАНИЕМ для принятия решения об осуществлении контроля за расходами является достаточная информация о том, что лицом, его супругом (супругой) или несовершеннолетними детьми совершена сделка по приобретению имущества на сумму, превышающую доход за три последних года.

ЭТА ИНФОРМАЦИЯ В ПИСЬМЕННОЙ ФОРМЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНА:

Правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками подразделений по профилактике коррупционных правонарушений, должностными лицами Банка России, государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС;

Руководящими органами политических партий и общероссийских общественных объединений;

Общественной палатой Российской Федерации;

Общероссийскими СМИ

ПРОЦЕДУРА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

ВАЖНО! Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами должностных лиц, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ ПРИНИМАЕТСЯ:

Должностным лицом, определяемым Президентом Российской Федерации;

Руководителем федерального государственного органа либо уполномоченным им должностным лицом;

Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации;

Председателем Банка России либо уполномоченным им должностным лицом;

Руководителем государственной корпорации, ПФР, ФСС, ФОМС.

Лицо, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

ЛИЦО, ПРИНЯВШЕЕ РЕШЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ ЗА РАСХОДАМИ, ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНТРОЛЯ:

Информирует в установленном порядке руководителя государственного органа о результатах осуществленного контроля;

Вносит в случае необходимости предложения о применении к лицу мер юридической ответственности и (или) о направлении материалов в органы прокуратуры и (или) иные государственные органы;

Вносит предложение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов рассмотреть результаты осуществленного контроля.


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за непредставление сведений о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка:


Генеральным прокурором издан приказ от 14.04.2015 № 179 «О реализации прокурорами полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и об организации прокурорского надзора за исполнением данного Федерального закона».
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры при получении материалов по результатам осуществления контроля за расходами (свидетельствующих о несоответствии расходов должностного лица, его супруги/супруга, несовершеннолетних детей их общему доходу) обращаются в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.

Органами прокуратуры Российской Федерации приняты меры по повышению эффективности работы и реализации прокурорских полномочий по контролю за расходами чиновников и обращению в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены доказательства его приобретения на законные доходы.

С момента предоставления соответствующих полномочий Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» прокурорами проведено более 14 тыс. проверок в сфере исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов, выявлено около 12 тыс. нарушений закона, принесено порядка 5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено более 4 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено около 3 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тыс. должностных лиц.

Всего за период 2014-2016 годов в суды предъявлено более 40 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества (транспортные средства, земельные участки, жилые и нежилые помещения), в отношении которого чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Общая стоимость такого имущества составила 2,4 млрд. руб.

За указанный период судами удовлетворено 20 исковых заявлений на совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 2 млрд. руб.

ПРИМЕРЫ ПРОКУРОРСКО-СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ:

Органами прокуратуры Саратовской области проведена проверка поступивших от губернатора региона материалов о результатах контроля за расходами чиновницы, работающей в комитете финансов администрации Балаковского муниципального района, а также за расходами ее супруга. Установлено, что муж сотрудницы администрации в 2014 году приобрел автомобиль «Lexus RX 350» стоимостью 2,6 млн. руб., однако чиновница представила недостоверные сведения об источниках получения средств, за счет которых была совершена эта покупка. Балаковский районный суд Саратовской области в полном объеме удовлетворил заявление прокурора об обращении автомобиля в доход государства. Апелляционная инстанция оставила это решение без изменения. Постановление об окончании исполнительного производства вынесено 30.06.2016, транспортное средство передано судебным приставом в Территориальное управление Росимущества в Саратовской области.

В Краснодарском крае состоялось судебное решение по заявлению прокурора об обращении в доход государства земельного участка и жилого дома, приобретенных судебным приставом и ее супругом на неподтвержденные доходы. В ходе судебного разбирательства установлено, что жилой дом уничтожен ответчиками, в связи с чем исковые требования изменены на обращение в доход государства стоимости жилого дома. Решение суда исполнено в полном объеме, в доход государства перечислен денежный эквивалент стоимости дома в размере 3,2 млн. руб. На земельный участок зарегистрировано право Российской Федерации.

Заводским районным судом города Орла удовлетворено исковое заявление прокурора Орловской области об обращении в доход Российской Федерации имущества депутата Орловского областного Совета народных депутатов, приобретенного на неподтвержденные доходы. Установлено, что депутат в 2013 году при официальном доходе 5,4 млн. руб. купил помещения хозяйственного назначения в городе Орле на сумму 28 млн. руб. Решение суда вступило в законную силу, 22.09.2016 на объекты недвижимости зарегистрировано право Российской Федерации.

Обзор документа

Приводится методика Генпрокуратуры РФ, посвященная контролю за соответствием расходов государственных и муниципальных служащих их доходам. Она изложена в виде памятки.

Если чиновник или члены его семьи в течение отчетного года расходуют на совершение сделок по приобретению недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг сумму, превышающую общий доход данного лица, его супруги (супруга) за 3 последних года, то принимается решение об осуществлении контроля за расходами.

Приводится перечень лиц, чьи расходы подлежат контролю.

Обязанность представлять сведения о расходах по контролируемым сделкам возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.

Основанием принять решение о контроле за расходами является достаточная информация о том, что совершена сделка на сумму, превышающую доход за 3 последних года. Основанием не могут быть сведения анонимного характера.

Разъяснено, как принимается решение, какая ответственность грозит в случае непредставления сведений о расходах и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Прокурорами проведено более 14 тыс. проверок в сфере исполнения законодательства о контроле за соответствием расходов, выявлено около 12 тыс. нарушений закона, принесено порядка 5 тыс. протестов, по результатам рассмотрения которых изменено более 4 тыс. незаконных нормативных правовых актов, внесено около 3 тыс. представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено более 2 тыс. должностных лиц.

Всего за период 2014-2016 гг. в суды предъявлено более 40 исковых заявлений об обращении в доход Российской Федерации объектов имущества, в отношении которого чиновниками не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы. Общая стоимость такого имущества составила 2,4 млрд руб.

За указанный период судами удовлетворено 20 исковых заявлений на совокупную стоимость имущества в размере, превышающем 2 млрд руб.

Название документа: О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам (с изменениями на 3 августа 2018 года) (редакция, действующая с 3 сентября 2018 года)
Номер документа: 230-ФЗ
Вид документа: Федеральный закон
Принявший орган: Государственная Дума
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.12.2012

Российская газета, N 280, 05.12.2012

Собрание законодательства Российской Федерации, N 50 (ч.IV), 10.12.2012, ст.6953

Дата принятия: 03 декабря 2012
Дата начала действия: 01 января 2013
Дата редакции: 03 августа 2018

О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам (статьи 1 - 18)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам


Документ с изменениями, внесенными:
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.12.2014, N 0001201412230012) (вступил в силу с 1 января 2015 года);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.11.2015, N 0001201511040010);
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.06.2018, N 0001201806040044) (о порядке вступления в силу см. );
(Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.08.2018, N 0001201808030089).
____________________________________________________________________

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"

Статья 1

Настоящий Федеральный закон в целях противодействия коррупции устанавливает правовые и организационные основы осуществления контроля за соответствием расходов лица, замещающего государственную должность (иного лица), расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей доходу данного лица и его супруги (супруга) в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом (далее - контроль за расходами), а также определяет категории лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, порядок осуществления контроля за расходами и механизм обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы.
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

Комментарий к статье 1

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает контроль за расходами:

1) лиц, замещающих (занимающих):

а) государственные должности Российской Федерации, в отношении которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок осуществления контроля за расходами;

б) должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России);

в) государственные должности субъектов Российской Федерации;

г) муниципальные должности;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 4 ноября 2015 года Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ .

д) должности федеральной государственной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

е) должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

ж) должности муниципальной службы, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

з) должности в Банке России, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

и) должности в государственных корпорациях, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

к) должности в Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

л) должности в иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

м) отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

н) должности уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного;
(Подпункт дополнительно включен с 3 сентября 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 133-ФЗ)

о) должности атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации;
(Подпункт дополнительно включен Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ)

1_1. лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1 настоящей части , и освобожденных от государственных должностей Российской Федерации, должностей членов Совета директоров Банка России, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей атаманов войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, либо уволенных с федеральной государственной службы, государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальной службы, из Банка России, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами (далее - лица, замещавшие (занимавшие) должности);
(Пункт дополнительно включен Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ)

2) супруг (супругов) и несовершеннолетних детей лиц, замещающих (занимающих) или замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1 настоящей части .
(Пункт в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ .

2. Контроль за расходами Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судей, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими статус лиц, замещающих указанные должности, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Комментарий к статье 2

Статья 3

1. Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в , обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки.

2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи , представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

Комментарий к статье 3

Статья 4

1. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является достаточная информация о том, что данным лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Указанная информация в письменной форме может быть представлена в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

1) правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, работниками (сотрудниками) подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений и должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, Банка России, государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, Службы финансового уполномоченного, организации, создаваемой для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 133-ФЗ .

2) постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями;

3) Общественной палатой Российской Федерации;

4) общероссийскими средствами массовой информации.

1_1. Основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является поступление в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, предусмотренных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона .
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ)

2. Информация анонимного характера не может служить основанием для принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) или замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона
Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ .

3. Должностное лицо, определяемое Президентом Российской Федерации, руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо, Председатель Банка России либо уполномоченное им должностное лицо, руководитель государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, либо уполномоченное им должностное лицо уведомляет о принятом решении лиц, указанных в части 1 настоящей статьи .

4. Контроль за расходами лица, замещающего (занимающего) или замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей включает в себя:
(Абзац в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ .

1) истребование от данного лица сведений:

а) о его расходах, а также о расходах его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода, если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 431-ФЗ .

б) об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, указанная в подпункте "а" настоящего пункта ;

2) проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных и пунктом 1 настоящей части ;

3) определение соответствия расходов данного лица, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) их общему доходу.

Комментарий к статье 4

Статья 5

1. Должностное лицо, определяемое Президентом Российской Федерации, принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "а" , "б" и , должности, указанные в подпунктах "д" , "и" -
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 133-ФЗ .

2. Руководитель федерального государственного органа либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "д" и "м" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона

3. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в" , "г" , "е" и , а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

4. Председатель Банка России либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, занимающих должности, указанные в , а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

5. Руководитель государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования или иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, либо уполномоченное им должностное лицо принимает решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "и" -

6. Решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимается в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами Банка России, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме.

7. Решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещавших (занимавших) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненными ему прокурорами отдельно в отношении каждого такого лица и оформляется в письменной форме.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ)

Комментарий к статье 5

Статья 6

1. Федеральный государственный орган (подразделение федерального государственного органа), определяемый (определяемое) Президентом Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "а" , "б" и "о" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , должности, указанные в подпунктах "д" , "и" -"м" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации, должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ ; в редакции, введенной в действие с 3 сентября 2018 года Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 133-ФЗ .

2. Подразделение кадровой службы федерального государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностное лицо кадровой службы федерального государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "д" и "м" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности руководителей и заместителей руководителей Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и аппарата Счетной палаты Российской Федерации), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

3. Государственный орган субъекта Российской Федерации (подразделение государственного органа либо должностное лицо указанного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений), определяемый (определяемые) законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществляет контроль за расходами лиц, замещающих должности, указанные в подпунктах "в" , "г" , "е" и "ж" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

4. Подразделение Банка России (уполномоченное должностное лицо Банка России), определяемое Банком России, осуществляет контроль за расходами лиц, занимающих должности, указанные в подпункте "з" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

5. Подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностные лица, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) государственной корпорации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федеральных законов, осуществляют контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в подпунктах "и" -"л" пункта 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона (за исключением лиц, замещающих должности, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации), а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

Комментарий к статье 6

Статья 7

1. Государственные органы (подразделения государственных органов), подразделения либо должностные лица, указанные в статье 6 настоящего Федерального закона (далее - органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений), не позднее чем через два рабочих дня со дня получения решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона . В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений. В случае, если лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам.

2. Проверка достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона , осуществляется органами, подразделениями или должностными лицами, ответственными за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о предоставлении имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, представившего такие сведения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

3. Генеральный прокурор Российской Федерации или подчиненные ему прокуроры не позднее чем через два рабочих дня со дня принятия решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещавшего (занимавшего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны уведомить его в письменной форме о принятом решении и о необходимости представить сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона . В уведомлении должна содержаться информация о порядке представления и проверки достоверности и полноты этих сведений. В случае, если лицо, замещавшее (занимавшее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , обратилось с ходатайством в соответствии с частью 4 статьи 9 настоящего Федерального закона , с данным лицом в течение семи рабочих дней со дня поступления ходатайства (в случае наличия уважительной причины - в срок, согласованный с данным лицом) проводится беседа, в ходе которой должны быть даны разъяснения по интересующим его вопросам. Копия уведомления направляется в государственный орган, орган местного самоуправления или организацию, где данное лицо замещало (занимало) должность.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ)

Комментарий к статье 7

Статья 8

1. Сведения, предусмотренные частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона и представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом, относятся к информации ограниченного доступа. Если федеральным законом такие сведения отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну, они подлежат защите в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

2. Не допускается использование сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона и представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, для установления либо определения платежеспособности лица, представившего такие сведения, а также платежеспособности его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, для сбора в прямой или косвенной форме пожертвований (взносов) в фонды общественных объединений, религиозных и иных организаций либо в пользу физических лиц.

3. Лица, виновные в разглашении сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона и представленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо в использовании этих сведений в целях, не предусмотренных федеральными законами, несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

4. Представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Банка России, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, на официальном сайте финансового уполномоченного войсковых казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Банка России, с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне и о защите персональных данных.
, в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязано представлять сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона .
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ .

2. Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1) давать пояснения в письменной форме:

а) в связи с истребованием сведений, предусмотренных пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона;

б) в ходе проверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 статьи 3 и пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона , и по ее результатам;

в) об источниках получения средств, за счет которых им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми совершена сделка, указанная в подпункте "а" пункта 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона ;

2) представлять дополнительные материалы и давать по ним пояснения в письменной форме;

3) обращаться с ходатайством в орган, подразделение или к должностному лицу, ответственным за профилактику коррупционных и иных правонарушений, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.

3. Лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , на период осуществления контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей может быть в установленном порядке отстранено от замещаемой (занимаемой) должности на срок, не превышающий шестидесяти дней со дня принятия решения об осуществлении такого контроля. Указанный срок может быть продлен до девяноста дней лицом, принявшим решение об осуществлении контроля за расходами. На период отстранения от замещаемой (занимаемой) должности денежное содержание (заработная плата) по замещаемой (занимаемой) должности сохраняется.

4. Лицо, замещавшее (занимавшее) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , в связи с осуществлением контроля за его расходами, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей наряду с правами, предусмотренными пунктами 1 и 2 части 2 настоящей статьи , имеет право обращаться с ходатайством к прокурору, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, о проведении с ним беседы по вопросам, связанным с осуществлением такого контроля. Ходатайство подлежит обязательному удовлетворению.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 307-ФЗ)

Комментарий к статье 9

Статья 10

Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, обязаны:

1) осуществлять анализ поступающих в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

2) принимать сведения, представляемые в соответствии с частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона .

Комментарий к статье 10

Статья 11

1. Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны:

1) истребовать от данного лица сведения, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 4 настоящего Федерального закона ;

2) провести с ним беседу в случае поступления ходатайства, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона .

2. Органы, подразделения и должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, при осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 настоящего Федерального закона , а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей вправе:

1) проводить по своей инициативе беседу с данным лицом;

2) изучать поступившие от данного лица дополнительные материалы;

3) получать от данного лица пояснения по представленным им сведениям и материалам;

4) направлять в установленном порядке запросы в органы прокуратуры Российской Федерации, иные федеральные государственные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации об имеющейся у них информации о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера данного лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также об источниках получения расходуемых средств. Полномочия органов, подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений, в части направления запросов, указанных в настоящем пункте, определяются Президентом Российской Федерации;

5) наводить справки у физических лиц и получать от них с их согласия информацию.

3. Руководители органов и организаций, получившие запрос, предусмотренный пунктом 4 части 2 настоящей статьи , обязаны организовать его исполнение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и предоставить в установленном порядке запрашиваемую информацию.

Загрузка...