musings.ru

По подакцизным товарам акциз уплачивается по месту. Акцизный сбор - это что такое? Примеры акцизных сборов

Акцизы – это вид косвенных налогов на товары массового потребления, сумма акциза включается в цену товара и тариф.

Предприятия должны начислять в бюджет акцизы:

1) при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства;

2) при обмене подакцизных товаров на продукцию других предприятий;

3) при передаче подакцизных товаров безвозмездно;

4) при реализации подакцизных товаров по ценам ниже рыночных.

Если в этих операциях задействованы подакцизные товары первой группы, то их стоимость для целей налогообложения определяется исходя из максимальных отпускных цен без учета акциза на аналогичные товары. Максимальная цена определяется за 10 дней, предшествующих дню реализации этих товаров. Если в этом периоде аналогичная продукция не реализовывалась, то для определения оборота применяются рыночные цены без учета акциза, сложившиеся в данном регионе. Сумма налога, подлежащая начислению в бюджет, определяется по формуле:

С = Н х А /100,

где С – сумма акциза; А – ставка акциза в процентах;

H – стоимость подакцизной продукции исходя из максимальных или рыночных цен с учетом акциза. Если на подакцизные товары установлены твердые ставки (товары второй группы), акцизы уплачиваются также с сумм денежных средств, получаемых организациями за производимые и реализуемые ими подакцизные товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения, а также со стоимости опциона.

Сумма налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между начисленной суммой акциза и суммой акциза, уплаченной при приобретении подакцизных материалов. К зачету принимается только та сумма уплаченных акцизов при приобретении материалов, которые в отчетном периоде фактически использованы для производства подакцизных товаров:

СБ = С – C1,

где СБ – сумма акциза, подлежащая внесению в бюджет;

С – сумма акциза, начисленная в бюджет;

C1 – сумма акциза, уплаченная по сырью, использованному (списанному) для производства подакцизных товаров в отчетном периоде. Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:

1) не позднее тридцатого числа месяца, следующего за отчетным месяцем, – по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с первого по пятнадцатое число включительно отчетного месяца;

2) не позднее пятнадцатого числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, – по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с шестнадцатого по последнее число отчетного месяца.

Согласно НК РФ ст. 193 п. 1 налогообложение подакцизных товаров осуществляется по ставкам, приведенные в таблице 10. Акцизы по природному газу уплачиваются в бюджет исходя из фактической реализации не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным. Акцизы на нефть, включая газовый конденсат, зачисляются на раздел 1030313, а на газ – на 1030312 в соответствии с новой бюджетной классификацией и вносятся плательщиками в следующие сроки:

1) организациями и предприятиями со среднемесячными платежами более 100 000 руб. – исходя из фактической реализации за каждую истекшую декаду:

а) тринадцатого числа текущего месяца – за первую декаду;

б) двадцать третьего числа текущего месяца – за вторую декаду;

в) третьего числа следующего за отчетным месяца – за остальные дни отчетного месяца;

2) организациями и предприятиями со среднемесячными платежами от 10 000 до 100 000 руб. – исходя из фактической реализации продукции за истекший календарный месяц в срок не позднее двадцатого числа следующего месяца;

3) организациями и предприятиями со среднемесячными платежами менее 10 000 руб. – ежеквартально исходя из фактической реализации продукции за истекший квартал в срок не позднее двадцатого числа каждого месяца, следующего за отчетным кварталом.

Акциз на нефть, включая газовый конденсат, экспортируемую с таможенной территории РФ, уплачивается до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной.

Размер авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных или региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке, устанавливается Правительством РФ и не превышает 1 % установленной ставки акциза на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 %.

Таблица 10


Подакцизные товары условно можно разделить на две группы:

1) товары, для которых объект налогообложения – это стоимость подакцизных товаров в отпускных ценах без акциза (ювелирные изделия, легковые автомобили);

2) товары (алкогольная продукция, пиво, табачные изделия и др.), для которых объект налогообложения – это объем реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

Ставки акцизов на товары бывают трех видов:

1) единые – для товаров, сорта которых внутри группы мало отличаются по качеству и ценам (соль, спички, сахар);

2) дифференцированные – для товаров, классифицируемых по различным качественным признакам: цвету, крепости (вина, ткани и пр.);

3) средние – для однородных товаров, сорта которых имеют разный уровень цен (табачные изделия).

По способу взимания делятся на индивидуальные и универсальные. Индивидуальные акцизы устанавливаются на отдельные виды товаров и услуг и взимаются по твердым ставкам с единицы измерения товара (услуг). Универсальные же взимаются с валового оборота.

Для первой группы ставка акциза установлена в процентах к отпускной цене (не включающей акциз):

А = (С / (Q – С)) х 100 = (С / Н) х 100,

где А – ставка акциза;

С – сумма акциза;

Q – стоимость продукции в отпускных ценах, включающая акциз; H – стоимость продукции в отпускных ценах без акциза.

Тогда сумма акциза, которая должна быть начислена в бюджет, определится по формуле:

С = Н х А/100.

Ставки акцизов по ввозимым товарам делятся на адвалорные, специфические и комбинированные.

Эта ставки действуют в отношении как отечественной, так и импортируемой продукции. Сумма акциза по ввозимым товарам определяется простым умножением таможенной стоимости (без учета таможенных сборов) на ставку акциза. Поэтому сумма подлежащего уплате акциза по импортируемым товарам увеличивается.

Пиво, вино, водка, сигареты и некоторые другие подакцизные товары при их ввозе на российскую территорию облагаются по ставкам в рублях за единицу товара (ранее специфические ставки устанавливались в экю на единицу изделий). При этом ставки акцизов по этиловому спирту и алкогольной продукции теперь рассчитываются за единицу объемного содержания этилового спирта в готовой продукции. Старый порядок расчета акцизов (за 1 л готовой продукции) сохранился только по вину, слабоалкогольным напиткам и пиву.

Комбинированные ставки представляют собой сочетание адвалорного и специфического способа обложения. Ставка определяется в процентах от таможенной стоимости, но не ниже определенного количества рублей за единицу измерения.

Основное различие между адвалорными и специфическими ставками состоит в том, что во втором случае величина акциза не зависит от таможенной стоимости товара. На практике это благоприятствует производству и реализации более дорогих и качественных видов продукции.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в %) ставки акциза, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы:

где С – сумма акциза;

H – налоговая база (таможенная стоимость товара, увеличенная на сумму подлежащей уплате таможенной пошлины);

А – ставка акциза в процентах.

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза, исчисляется как произведение соответствующей ставки акциза и налоговой базы:

где С – сумма акциза;

А – ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения товара;

Кт – количество товара (в единице измерения, за которую установлена данная ставка акциза).

Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акциза и которые подлежат маркировке акцизными марками, исчисляется как сумма акциза, подлежащая уплате, за вычетом суммы авансового платежа, уплаченного при покупке акцизных марок:

Спл = Собщ – См,

где Спл – сумма акциза, подлежащая уплате;

Со6щ – общая сумма акциза по товарам декларируемой партии, отнесенным к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:

где С – сумма акциза в отношении товаров определенной емкости или расфасовки, рассчитанная по формуле:

Ст = Кт х Ку х А х Кк,

где Кт – количество товаров определенной емкости или расфасовки (для табачных изделий – количество пачек, для алкогольной продукции – количество бутылок или иных емкостей);

Ку – коэффициент, учитывающий соответствующую емкость или расфасовку (для табачных изделий – количество изделий в пачке, для алкогольной продукции – объем бутылок или иных емкостей);

А – ставка акциза в рублях и копейках за единицу измерения;

Кк – коэффициент, учитывающий объемное содержание безводного (стопроцентного) этилового спирта, содержащегося в алкогольной продукции (крепость). Коэффициент Кк используется в случае, если ставка акциза установлена за 1 л безводного (100 %-ного) этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;

С – часть суммы акциза, уплаченная при покупке акцизных марок за товары декларируемой партии, отнесенные к одной товарной подсубпозиции ТН ВЭД России, рассчитанная по формуле:

См = Стм х Км,

где С – стоимость акцизной марки в рублях, установленная Правительством РФ;

К – количество марок.

Торговая организация имеет право уменьшить сумму акциза по подакцизным товарам.

Вычетам подлежат суммы акциза, предъявленные продавцами и уплаченные:

1) при приобретении подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов);

2) при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;

3) при приобретении выпущенных в свободное обращение, в дальнейшем использованных в качестве сырья для производства подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов).

Вычетам подлежат суммы:

1) акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции;

2) акциза, уплаченные в случае возврата покупателем подакцизных товаров (в том числе возврата в течение гарантийного срока) или отказа от них.

Налоговые вычеты производятся на основании расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком подакцизных товаров, либо предъявленных налогоплательщиком собственнику давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо на основании таможенных деклараций или иных документов, подтверждающих ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ и уплату соответствующей суммы акциза.

Вычету подлежит сумма акциза в размере, не превышающем расчетную сумму акциза, исчисленную по формуле:

С = (А х К) / 100% х О,

где С – сумма акциза, уплаченная по спирту этиловому, используемому для производства вина;

А – налоговая ставка за 1 л 100 %-ного (безводного) этилового спирта;

К – крепость вина;

О – объем реализованного вина.

Сумма акциза, превышающая сумму акциза, исчисленную по указанной формуле, относится на счет доходов, остающихся в распоряжении торговой организации после уплаты налога на прибыль организации.

Налоговые вычеты производятся при представлении в налоговые органы следующих документов:

1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;

2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов. Форма и порядок представления реестров в налоговые органы определяются Министерством финансов РФ.

При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации в зависимости от избранного таможенного режима налогообложение производится в следующем порядке:

1) при выпуске подакцизных товаров для свободного обращения и при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы переработки для внутреннего потребления и свободной таможенной зоны, за исключением подакцизных товаров, ввезенных в портовую особую экономическую зону, акциз уплачивается в полном объеме;

2) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим реимпорта налогоплательщиком уплачиваются суммы акциза, от уплаты которых он был освобожден либо которые были ему возвращены в связи с экспортом товаров в соответствии с настоящим Кодексом, в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации;

3) при помещении подакцизных товаров под таможенные режимы транзита, таможенного склада, реэкспорта, беспошлинной торговли, свободного склада, уничтожения и отказа в пользу государства, а также под таможенный режим свободной таможенной зоны в портовой особой экономической зоне акциз не уплачивается;

4) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим переработки на таможенной территории акциз не уплачивается при условии, что продукты переработки будут вывезены в определенный срок. При выпуске продуктов переработки для свободного обращения акциз подлежит уплате в полном объеме с учетом положений, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;

5) при помещении подакцизных товаров под таможенный режим временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты акциза в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Российской Федерации.

Акцизная марка – специальный знак, имеющий одну или несколько степеней защиты, наклеиваемый на подакцизный товар.

С 1 января 2006 г. действует новая статья НК РФ – ст. 179.2 «Свидетельства о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом», с изменениями на 2007 г. В ней предусмотрена выдача свидетельства на производство денатурата и свидетельства на производство не содержащей спирта продукции с использованием в качестве сырья денатурированного этилового спирта.

Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020)

8. При осуществлении закупки этилового спирта (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) у нескольких продавцов указанные в пункте 7 настоящей статьи документы должны быть представлены в налоговый орган с каждым извещением об уплате авансового платежа акциза исходя из объемов закупки этого спирта у каждого продавца или исходя из объемов передачи этилового спирта в структуре организации каждому структурному подразделению.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В извещении об уплате авансового платежа акциза указываются следующие сведения:

1) полное наименование организации - покупателя этилового спирта, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) полное наименование организации - продавца этилового спирта, а также в отношении продавца идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) полное наименование организации, осуществляющей передачу в структуре организации этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет (в том числе код причины постановки на учет структурных подразделений организации, осуществляющих передачу и получение этилового спирта для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сумма авансового платежа акциза (в рублях);

6) дата уплаты авансового платежа акциза.

10. Форма извещения об уплате авансового платежа акциза утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Извещение об уплате авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно пункту 6 настоящей статьи наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода. Аннулирование извещений об уплате авансового платежа акциза, замена извещений в случае замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого этилового спирта (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза, являющегося товаром Евразийского экономического союза) осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

Налоговый орган по месту учета покупателя этилового спирта, осуществляющего производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, или организации, осуществляющей операции, предусмотренные настоящего Кодекса, не позднее пяти дней, следующих за днем представления документов, указанных в пункте 7 настоящей статьи, на каждом экземпляре извещения об уплате авансового платежа акциза проставляет отметку (отказывает в проставлении отметки) о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении, в виде штампа налогового органа и подписи должностного лица, осуществившего сверку представленных документов и извещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае установления несоответствия сведений, указанных в извещении об уплате авансового платежа акциза, сведениям, содержащимся в документах, представляемых одновременно с указанным извещением, налоговый орган отказывает в проставлении отметки с указанием выявленных несоответствий.

Один экземпляр извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту постановки на учет покупателя этилового спирта передается покупателем указанного спирта продавцу не позднее чем за три дня до закупки этилового спирта, второй экземпляр остается у производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, третий экземпляр, а также четвертый экземпляр, представленный в электронной форме, остаются в налоговом органе, проставившем отметку на извещении. В случае ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, один экземпляр извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя этилового спирта передается покупателем указанного спирта лицу, осуществляющему перевозку этилового спирта по территории Российской Федерации, не позднее чем за три дня до даты его ввоза в Российскую Федерацию, определяемой в соответствии с пунктом 8 статьи 194

(см. текст в предыдущей редакции)

Формат представления извещения об уплате авансового платежа акциза в электронной форме утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы об уплате авансового платежа акциза и извещение (извещения) об уплате авансового платежа акциза хранятся в налоговом органе и у налогоплательщиков не менее четырех лет.

11. Налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

Банковская гарантия предоставляется производителю алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза.

Налогоплательщик имеет право представить в налоговый орган:

несколько банковских гарантий по объемам этилового спирта, закупаемым в одном налоговом периоде у нескольких поставщиков;

(см. текст в предыдущей редакции)

банковскую гарантию в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза части этилового спирта, закупаемого в одном налоговом периоде у одного поставщика, при одновременной уплате авансового платежа акциза в бюджет по другой части этилового спирта, закупаемого у этого же поставщика.

Банковская гарантия, указанная в настоящем пункте, должна предусматривать обязанность банка на основании требования налогового органа уплатить денежную сумму по банковской гарантии в части неуплаченной или не полностью уплаченной суммы акциза (авансового платежа акциза) в случае:

неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком акциза в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;

неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком суммы авансового платежа акциза, обязанность по уплате которой возникает в соответствии с подпунктом 2 пункта 13 настоящей статьи.

Расчетный срок при представлении банковской гарантии, предусмотренной пунктом 12 подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта (за исключением коньячного дистиллята), являющегося товаром Евразийского экономического союза, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока. Расчетный срок при представлении банковской гарантии, предусмотренной пунктом 12 настоящей статьи, составляют налоговые периоды начиная с месяца, следующего за налоговым периодом, в котором осуществлялись закупка (передача в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввоз на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза коньячного дистиллята, являющегося товаром Евразийского экономического союза, и заканчивая налоговым периодом, на который приходится 190-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не позднее дня, следующего за днем выдачи банковской гарантии, банк уведомляет налоговый орган по месту учета производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции о факте выдачи банковской гарантии в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Банковская гарантия должна быть предоставлена банком, включенным в перечень банков, предусмотренный статьей 74.1 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. К банковской гарантии применяются требования, установленные статьей 74.1 настоящего Кодекса, с учетом следующих особенностей:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее 7 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка этилового спирта (за исключением коньячного дистиллята), в том числе ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта (за исключением коньячного дистиллята), являющегося товаром Евразийского экономического союза, если иное не установлено пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса. Срок действия банковской гарантии должен истекать не ранее 10 месяцев, следующих за налоговым периодом, в котором осуществлялась закупка коньячного дистиллята, в том числе ввоз в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза коньячного дистиллята, являющегося товаром Евразийского экономического союза, если иное не установлено пунктом 2 статьи 184 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Если действие банковской гарантии заканчивается до истечения указанного срока, освобождение от уплаты авансового платежа акциза не предоставляется, отметка на извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза налоговым органом не проставляется и извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции производителю этилового спирта не направляется;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) сумма, на которую выдана банковская гарантия, должна обеспечивать исполнение обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет акциза (авансового платежа акциза) в размере, исчисленном в соответствии с пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, от уплаты которого он освобождается в соответствии с данной банковской гарантией;

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

12.1. Налоговый орган обязан направить в банк, выдавший банковскую гарантию, предусмотренную пунктом 11 настоящей статьи, уведомление об освобождении его от обязательств по этой банковской гарантии в случае, если общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных указанной банковской гарантией, соответствует сумме авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение от уплаты в бюджет на основании указанной банковской гарантии, исчисленной исходя из фактически закупленного (переданного в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввезенного на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза объема этилового спирта с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Указанное уведомление направляется не позднее восьми дней, следующих за днем завершения камеральной налоговой проверки налоговой декларации по акцизам, по результатам которой налоговым органом подтверждено соответствие общей суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных этой банковской гарантией, сумме акциза и (или) авансового платежа акциза, в отношении которой предоставлено освобождение на основании этой банковской гарантии.

При этом общая сумма фактического исполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией, рассчитывается путем сложения следующих величин:

сумм акциза, уплаченных за налоговые периоды расчетного срока по реализованной на территории Российской Федерации, а также вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта и (или) вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182

сумм акциза, обоснованность освобождения от уплаты которых за налоговые периоды расчетного срока подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти) которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением указанной банковской гарантии;

Суммы акциза, уплаченные по алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, учтенные при определении суммы фактического исполнения обязательств, обеспеченных соответствующей банковской гарантией, повторному учету в указанных целях в отношении прочих банковских гарантий не подлежат.

Порядок определения объема реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, произведенной из этилового спирта, при закупке (передаче в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввозе на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза которого налогоплательщику предоставлено освобождение от уплаты авансового платежа акциза в связи с представлением банковской гарантии, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.

Сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой по вывезенной за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, а также вывезенной с территории Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции подтверждена по результатам камеральной налоговой проверки, определяется на основании следующих документов:

сообщения налогового органа о подтверждении обоснованности применения освобождения от уплаты акциза - в случае, если по результатам камеральной налоговой проверки не выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах. Налоговый орган направляет указанное сообщение налогоплательщику в течение семи дней со дня окончания проверки;

решения, вынесенного в соответствии со статьей 101 настоящего Кодекса, - в случае, если по результатам камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки. До даты вынесения указанного решения сумма акциза, обоснованность освобождения от уплаты которой подтверждена, определяется на основании акта камеральной налоговой проверки.

13. В целях исполнения обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, осуществляются следующие действия:

1) в случае неуплаты или неполной уплаты в срок, установленный пунктом 3 настоящей статьи, налогоплательщиком, представившим банковскую гарантию, акциза за каждый налоговый период в течение срока действия банковской гарантии, в котором осуществлялась реализация алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции на территории Российской Федерации, налоговый орган не позднее восьми дней по истечении срока, установленного пунктом 3 настоящей статьи, направляет налогоплательщику требование об уплате акциза в сумме, соответствующей освобожденной от уплаты сумме авансового платежа акциза, исчисленной исходя из фактически закупленного (переданного в соответствии с подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса), ввезенного на территорию Российской Федерации с территорий государств - членов Евразийского экономического союза объема этилового спирта (с учетом фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), использованного для производства реализованной в указанных налоговых периодах алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также суммы пеней. При этом пени начисляются в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса начиная со дня, следующего за днем истечения установленного пунктом 3 настоящей статьи срока уплаты акциза по реализованной алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

2) если общая сумма, определенная путем сложения сумм акциза, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 12.1 настоящей статьи, меньше, чем сумма авансового платежа акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден на основании банковской гарантии, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, такой налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в размере, соответствующем разнице между указанными суммами акциза и авансового платежа акциза. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет авансовый платеж акциза в размере указанной разницы не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;

2.1) если общая сумма, определенная путем сложения сумм акциза, указанных в абзацах четвертом и пятом пункта 12.1 настоящей статьи, меньше, чем сумма авансового платежа акциза, от уплаты которой налогоплательщик был освобожден при приобретении коньячных дистиллятов на основании банковской гарантии, предусмотренной пунктом 11 настоящей статьи, такой налогоплательщик утрачивает право на освобождение от уплаты авансового платежа акциза в размере, соответствующем разнице между указанными суммами акциза и авансового платежа акциза. Налогоплательщик обязан уплатить в бюджет авансовый платеж акциза в размере указанной разницы не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 190-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;

3) в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком авансового платежа акциза в размере разницы, предусмотренном подпунктом 2 подпунктом 2 настоящего пункта срока направляет налогоплательщику требование об уплате в течение восьми дней соответствующей суммы авансового платежа акциза, пеней и штрафа. При этом пени начисляются в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса начиная с 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 100-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;

3.1) в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком при приобретении коньячного дистиллята авансового платежа акциза в размере разницы, предусмотренной подпунктом 2.1 настоящего пункта, налоговый орган в течение восьми дней по истечении установленного подпунктом 2.1 настоящего пункта срока направляет налогоплательщику требование об уплате в течение восьми дней соответствующей суммы авансового платежа акциза, пеней и штрафа. При этом пени начисляются в соответствии со статьей 75 настоящего Кодекса начиная с 25-го числа месяца, следующего за месяцем, на который приходится 190-й календарный день с начала первого налогового периода расчетного срока;

4) в случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком - производителем алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции суммы авансового платежа акциза в срок, установленный в требовании об уплате авансового платежа акциза, налоговый орган не позднее пяти дней со дня истечения срока исполнения этого требования направляет банку-гаранту требование об уплате денежной суммы по банковской гарантии в части не уплаченной или не полностью уплаченной налогоплательщиком суммы авансового платежа акциза по банковской гарантии.

В случае неисполнения банком-гарантом в установленный срок требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган реализует право бесспорного списания суммы, указанной в данном требовании.

Не позднее трех дней после дня исполнения банком-гарантом обязанности по уплате денежной суммы по банковской гарантии налоговый орган направляет налогоплательщику - производителю алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции уточненное требование об уплате пеней и штрафа.

В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком указанной в требовании (уточненном требовании) суммы обязанность по уплате данной суммы исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах или на иное имущество налогоплательщика по решению налогового органа о взыскании указанной суммы, принятому после неисполнения налогоплательщиком в установленный срок требования (уточненного требования), в порядке и сроки, которые установлены статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной продукции в целях освобождения от уплаты авансового платежа акциза обязаны не позднее 18-го числа текущего налогового периода представить в налоговый орган по месту учета банковскую гарантию и извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в четырех экземплярах, в том числе один экземпляр в электронной форме. Извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза действует с 1-го числа налогового периода, в котором согласно пункту 6 настоящей статьи наступает срок уплаты авансового платежа акциза, по последнее число (включительно) следующего налогового периода. Аннулирование извещений об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, замена извещений в случае замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (в том числе ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта осуществляются в порядке, предусмотренном пунктом 20 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

Формат представления извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза в электронной форме утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(см. текст в предыдущей редакции)

При закупке этилового спирта у нескольких поставщиков извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза должны быть представлены по объемам закупки указанного спирта у каждого поставщика (передачи этилового спирта в структуре организации каждому структурному подразделению).

(см. текст в предыдущей редакции)

15. В извещении об освобождении от уплаты авансового платежа акциза указываются следующие сведения:

1) полное наименование организации, осуществляющей производство алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, - покупателя этилового спирта, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) полное наименование организации - продавца этилового спирта, а также в отношении продавца - налогоплательщика - российской организации идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) полное наименование организации, осуществляющей передачу ее структурными подразделениями этилового спирта для дальнейшего производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, а также идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет, в том числе код причины постановки на учет структурных подразделений организации, которые осуществляют передачу и получение этилового спирта для производства алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (при осуществлении операций, предусмотренных подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса);

(см. текст в предыдущей редакции)

4) объем закупаемого (передаваемого в структуре организации, ввезенного в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза) этилового спирта (в литрах безводного спирта);

(см. текст в предыдущей редакции)

5) сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставляется налогоплательщику при представлении банковской гарантии (в рублях);

6) наименование банка, выдавшего гарантию;

7) идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет банка;

8) денежная сумма, под которую выдана банковская гарантия;

9) дата выдачи банковской гарантии и срок ее действия.

16. Форма извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

17. Налоговый орган по месту учета покупателя этилового спирта или организации, осуществляющей операции, предусмотренные подпунктом 22 пункта 1 статьи 182 настоящего Кодекса, не позднее пяти дней, следующих за днем представления документов об освобождении от уплаты авансового платежа акциза, на каждом экземпляре извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза проставляет отметку (отказывает в проставлении отметки) о соответствии представленных документов сведениям, указанным в этом извещении, в виде штампа налогового органа и подписи должностного лица, осуществившего сверку представленных документов и извещения.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае установления несоответствия сведений, указанных в извещении об освобождении от уплаты авансового платежа, сведениям, содержащимся в документах, представляемых одновременно с извещением, налоговый орган отказывает в проставлении отметки с указанием выявленных несоответствий.

Один экземпляр извещения об освобождении от уплаты авансового платежа с отметкой налогового органа по месту учета покупателя этилового спирта передается покупателем спирта продавцу не позднее чем за три дня до дня закупки этилового спирта, второй экземпляр остается у производителя алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, третий экземпляр, а также четвертый экземпляр, представленный в электронной форме, остаются в налоговом органе, проставившем отметку на указанном извещении. Документы об освобождении от уплаты авансового платежа акциза и извещение (извещения) об освобождении от уплаты авансового платежа хранятся в налоговом органе и у организаций не менее четырех лет.

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае ввоза в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза этилового спирта, являющегося товаром Евразийского экономического союза, один экземпляр извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту постановки на учет покупателя этилового спирта передается покупателем указанного спирта лицу, осуществляющему перевозку этилового спирта по территории Российской Федерации, не позднее чем за три дня до даты его ввоза в Российскую Федерацию, определяемой в соответствии с пунктом 8 статьи 194 настоящего Кодекса, второй экземпляр остается у покупателя этилового спирта, третий экземпляр, а также четвертый экземпляр, представленный в электронном виде, остаются в налоговом органе, проставившем отметку на извещении.

(см. текст в предыдущей редакции)

18. В налоговой декларации по акцизам, представляемой производителями этилового спирта, указываются сведения за истекший налоговый период об объемах этилового спирта, реализованных каждому покупателю или переданных структурному подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, в том числе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет покупателя спирта или структурного подразделения, осуществляющего производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции;

2) объем реализованного или переданного спирта (в литрах безводного спирта);

3) сумма авансового платежа акциза, указанная в полученных производителями этилового спирта от покупателей извещениях об уплате авансового платежа акциза, либо сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставлено при представлении банковской гарантии, указанная в извещениях об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (сумма авансового платежа акциза, уплаченная до осуществления операций по передаче этилового спирта структурному подразделению, осуществляющему производство алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции, либо сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставлено при представлении банковской гарантии).

(см. текст в предыдущей редакции)

19. В налоговой декларации по акцизам, представляемой производителями алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции, указываются сведения за истекший налоговый период об объемах этилового спирта, приобретенных у каждого продавца, в том числе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет продавца этилового спирта, объем приобретенного этилового спирта (в литрах безводного спирта);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) сумма авансового платежа акциза, уплаченная при закупке спирта у каждого продавца этилового спирта, указанная в извещениях об уплате авансового платежа акциза, либо сумма авансового платежа акциза, освобождение от уплаты которой предоставлено при представлении банковской гарантии, которая указана в извещениях об освобождении от уплаты авансового платежа акциза.

(см. текст в предыдущей редакции)

20. В случае необходимости замены поставщика этилового спирта и (или) изменения объема закупаемого (передаваемого) этилового спирта, в том числе в результате фактических потерь в процессе его перевозки, хранения, перемещения в структуре одной организации и последующей технологической обработки (в пределах норм естественной убыли , утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти), производитель алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции (покупатель этилового спирта) должен аннулировать ранее представленное извещение об уплате (освобождении от уплаты) авансового платежа акциза (первичное извещение) и представить новое извещение в следующем порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

Акцизом (от лат. assidere - налагать, устанавливать) называют косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию.

В отличие от универсального косвенного налога (НДС) акциз - это индивидуальный налог на отдельные виды товаров, входящие в специальный перечень. Акцизы являются исторически первой формой косвенных налогов. Как правило, они устанавливаются по трем группам товаров: товары массового спроса (например, нефтепродукты), предметы роскоши и товары, нежелательные для потребления (вредные для здоровья).

Акцизы относятся к группе косвенных налогов, для которых характерен приоритет фискальной функции. Их появление связано с возрастанием потребности государства в доходах в связи с ростом расходов. Акцизы включаются в цену товаров. Как источник доходов государственного бюджета России акцизы возникли в X-XI вв., когда акцизному обложению впервые стала подвергаться реализация спиртных напитков.

В 1817 г. взимание акцизов со спиртного было упорядочено принятием устава о питейном сборе, который определял акцизы с водки и пива и устанавливал объемы объектов обложения.

В 1838 г. в перечень подакцизных товаров включили табак, а с 1886 г. надзор за плантациями табака, контроль за его хранением и продажей был возложен на акцизное ведомство. В 1848 г. в России был впервые введен акциз на спички, а с 1887 г. под акцизное обложение попали нефтяные масла.

Поступление акцизов в бюджет российского государства неуклонно возрастало, и к началу XX в. они обеспечивали около 70% всех бюджетных доходов. Облагалась реализация предметов первой необходимости (соль, сахар, чай, спички и т.д.) и товаров массового потребления (спиртные напитки, табачные изделия, солод, текстильные изделия).

Преимущество использования акцизов заключается в порядке сбора налога. Как правило, акцизы уплачиваются на производственном этапе сравнительно небольшим количеством производителей, что облегчает налоговое администрирование и обеспечивает хорошую собираемость данного налога.

Налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Таможенного союза (ТС), определяемую в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле.

Подакцизными товарами являются:

  • спирт этиловый из всех видов сырья;
  • спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%;
  • алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 1,5%);
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный бензин;
  • топливо печное, бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или) вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 "С.

Не облагаются акцизами лекарственные средства, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства (включая гомеопатические лекарственные препараты), изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Аналогично не облагаются препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов, и разлитые в емкости не более 100 мл и виноматериалы. Парфюмерно-косметическая продукция не подлежит обложению акцизами в том случае, если она разлита во флаконы не более 100 мл при условии, что доля этилового спирта не превышает 80% и при этом на флаконе имеется пульверизатор, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости до 3 мл включительно.

Не относятся к подакцизным товарам также спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической и аэрозольной упаковке.

Основными объектами налогообложения признаются операции по реализации на территории РФ произведенной подакцизной продукции ее производителями, в том числе передача прав собственности и се использование при натуральной оплате, ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также ряд иных операций по передаче, продаже и использованию для собственных нужд подакцизных товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

Налоговые ставки определены ст. 193 Н К РФ по каждому виду подакцизного товара. Они установлены в основном в рублях и копейках, и только при реализации сигарет и папирос наряду со специфическими (твердыми) ставками применяется и адвалорная ставка (в процентах).

При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические ставки (в твердой сумме к физической характеристике объекта), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

В случае если на подакцизные товары установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) ставок, сумма акциза считается как произведение твердой налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной налоговой ставке процентная доля стоимости таких товаров.

При ввозе подакцизных товаров, в отношении которых установлены специфические налоговые ставки, на таможенную территорию РФ налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в налоговую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам.

Законодательством РФ предусмотрено освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций. Так, не облагается передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации другому для дальнейшей переработки, реализация денатурированного этилового спирта из всех видов сырья в пределах выделенных квот и по специальным разрешениям, реализация подакцизных товаров в режиме экспорта и др. Экспортная льгота предоставляется до подтверждения факта экспорта при предоставлении в налоговый орган поручительства уполномоченного лица. Такое поручительство должно предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и пеню, если в последующем факт экспорта не будет подтвержден.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказа от них. Вычетам подлежат суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов налогоплательщиком, имеющим свидетельство на производство, оптовую или розничную реализацию при их реализации налогоплательщику, имеющему свидетельство.

К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих расчетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при одновременном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена па исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пеней, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

Уплата акцизов осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период в сроки, установленные Налоговым кодексом РФ в отношении видов подакцизных товаров.

Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, устанавливаются с учетом положений таможенного законодательства ТС и законодательства РФ о таможенном деле.

На территории РФ реализации подлежит только акцизная сигаретная продукция. Если маркировки нет, товар считается контрабандным. Нарушение условий торговли сигаретами чревато для предпринимателя привлечением к уголовной или административной ответственности. Санкции законодательства и ответственность за продажу сигарет без акциза рассмотрим в нашем материале.

Привлечение к уголовной ответственности

В соответствии со ст. 171.1 УК РФ запрещен сбыт немаркированной табачной продукции, подлежащей обязательному . Законодательством предусмотрено наказание за торговлю сигаретами без акциза в особо крупном размере или группой:

  • Штрафные санкции в размере от 400 до 800 тысяч рублей.
  • Принудительные социальные работы (на период до 5 лет).
  • Штраф в размере дохода (заработной платы) гражданина за последние 1-3 года.
  • Штраф в размере 1 млн руб. (в размере дохода предпринимателя за 5 лет) и лишение свободы до 6 лет.

При нарушении акцизного законодательства в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. (или дохода предпринимателя за 5 лет) и лишения свободы до 6 лет.

К ответственности привлекаются граждане, совершившие торговлю табачной продукцией без акциза в крупном размере (свыше 100 тыс. руб.):

  • Штраф до 500 тыс. руб. (или в размере дохода за 24 месяца).
  • Принудительные социальные работы до 3 лет.
  • Штраф в объеме до 120 тыс. руб. (или в размере дохода за 6 месяцев) с последующим тюремным заключением на срок до 3 лет.

Штраф за продажу сигарет без акциза и законодательные санкции зависят от объема изъятой продукции. Определяется крупный размер нелегальной продукции (в размере более 100 тыс. руб.) и особо крупный (в объеме 1 млн руб. и более).

Административная ответственность

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ст. 15.12), к административной ответственности привлекаются граждане, совершившие продажу немаркированной продукции в небольшом объеме.

За продажу безакцизной табачной продукции налагаются следующие санкции:

  • К гражданам, совершившим продажу, – штраф от 2 до 4 тыс. руб. с изъятием предметов правонарушения.
  • Штраф от 5 до 10 тыс. руб. с конфискацией товара (применяется к должностным лицам).
  • Штраф в объеме от 50 до 300 тыс. руб. с изъятием продукции (применяется к юридическим лицам).

За оборот сигарет без акциза предусмотрены санкции:

  • К гражданам – штраф от 4 до 5 тыс. руб.
  • К должностным лицам – штраф от 10 до 15 тыс. руб.
  • К юридическим лицам – штраф от 200 до 300 тыс. руб.

За продажу и оборот сигарет без акциза предусматриваются не только штрафные санкции, но и полное изъятие контрабандного товара.

В итоге

Табачный бизнес – прибыльный и популярный вид деятельности. Однако эта продукция подлежит обязательной маркировке. В противном случае правонарушителя ждут немалые штрафные санкции вплоть до лишения свободы.

С каждым годом санкции за торговлю контрабандным табаком ужесточаются. Такие меры позволяют уберечь потребителей от вреда, который может причинить контрафактный товар, и уменьшить развитие теневого рынка по распространению и сбыту немаркированной табачной продукции.

Налоги как основное средство пополнения бюджета, к сожалению, не теряют своей актуальности. Поэтому, чтобы у вашего бизнеса не было проблем, важно вовремя и правильно вносить установленную плату. Один из самых распространенных видов налога – акциз. Это федеральный косвенный налог, который включается в стоимость некоторых товаров и операций, совершаемых с ними. Налог действует на территории РФ и учитывается при импортной торговле. Исчисление и уплата акцизов регулируются ст. 194 Налогового кодекса РФ .

Выплата акцизов неизбежна, если ваш бизнес связан со следующей продукцией:

  • Нефтепродукты (топливо, моторные масла и прочее).
  • Спирт (от чистого спирта до и спиртосодержащих товаров).
  • Транспортные средства (автомобили и спортивные мотоциклы).
  • Химические продукты (газ, бензолы).

Все подакцизные товары перечислены в ст. 181 НК РФ .

Кому платить акциз?

На вопрос, кто платит акциз, ответить несложно:

  • Российские и иностранные организации.
  • Лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу ТС.

Если ваша компания – изготовитель, акциз уплачивается: при продаже, при передаче товаров другим лицам (например, тому, кто предоставил сырье), при использовании для собственных нужд или переработке, или если это является вкладом в уставной капитал.

Необходимо отметить, что при перемещении товара в пределах организации – для производства неподакцизных товаров – также придется платить налог. Объекты начисления акцизов (ст. 182 НК РФ) для разных групп товаров различаются: для алкогольной продукции плательщиком выступает организация, осуществляющая розлив продукции в потребительскую тару; для бензина – производитель.

При перемещении товара в пределах организации – для производства неподакцизных товаров – также придется платить налог.

Облагаются налогом таможенные процедуры (декларирование брокером, экспедирование), продажа конфискованных (а также бесхозных, отказанных в пользу государства/муниципалитета решением суда) подакцизных товаров. А также:

  • Приобретение спирта организацией, производящей неспиртосодержащую продукцию.
  • Приобретение бензина для переработки.
  • Авансовая уплата акциза при закупке спирта.
  • Импорт подакцизных товаров в РФ.

Для производства некоторых продуктов необходимо получить свидетельство.

В целом, акцизами контролируются цены на наиболее популярные, но не самые необходимые продукты. Повышающиеся ставки на табак и алкоголь, помимо всего прочего, призваны бороться с вредными привычками населения. Тем более, налогом не облагаются лекарства и препараты ветназначения. Сборы с нефти частично идут на развитие транспортной инфраструктуры и реализацию социально значимых проектов.

Акцизные ставки

В зависимости от категории товара, применяются твердые (в рублях за единицу товара) или комбинированные (к твердой ставке добавляется процент от стоимости товара) ставки акцизов. Налоговая ставка акцизов устанавливается государством и отражена в ст. 193 НК РФ . В 2017 году крепкая алкогольная продукция облагается акцизом в размере 523 руб. за 1 литр спирта, акциз для игристого вина составляет 14 руб. за литр продукции.

Комбинированная ставка на данный момент применяется только . Так, для сигарет ставка составляет 1 420 рублей за тысячу штук + 9,5% расчетной стоимости от МРЦ, но не менее 1 600 рублей за 1 000 штук. Алкоголь и табак обязательно маркируются импортером, который приобретает акцизные марки зафиксированного образца на таможне.

Как рассчитывается

А = Нб х Тс,

где А – сумма акциза, начисляемая к уплате;

Нб – налоговая база (объем проданного товара в соответствующих единицах измерения (литры, штуки));

Тс – твердая ставка.

Например, ООО «Напитки» произвело и продало 500 л крепкого пива ООО «Бар». Сумма к уплате составит:

500 (Нб) х 20 (С) = 10 000 (рублей).

Чтобы определить сумму акциза по комбинированной ставке используют формулу:

А = Нб х Тс + О х Ас / 100%,

где А – сумма акциза;

Нб – объем проданного товара в соответствующих единицах измерения;

Тс – твердая ставка;

О – сумма, полученная при продаже Нб;

Ас – адвалорная ставка (в процентах).

Начисление акцизов в бухучете зависит от вида операции. Например, если компания импортирует товары, то начисление отражается на 19 («НДС», субсчет «Акцизы») и 68 счетах (субсчет «Расчеты по акцизам»).

Что по срокам и порядку

Нормативные сроки уплаты – до 25 числа следующего месяца. Например, акциз за май необходимо заплатить до 25 июня. Если компания реализует бензин, нефтепродукты или спирт, акциз уплачивается не позднее 25 числа 3-го месяца. Порядок оплаты акцизов средних дистиллятов иной – не позднее 25 числа 6-го месяца, следующего за отчетным периодом.

Своевременная и полноразмерная уплата налогов обеспечит вашей компании возможность частично вернуть средства.

Загрузка...