musings.ru

Наказание в виде принудительных работ исполняют. Принудительные работы

Гл. 8.1 УИК

Осужденные к принудительным работам следуют к месту отбывания самостоятельно, если они к моменту вступления приговора в законную силу находятся на свободе или принудительные работы назначены им в порядке замены неотбытой части лишения свободы. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 г. № 691 за счет государства оплачивается проезд к исправительному центру, а также предоставляются продукты питания или деньги на время проезда.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся под стражей, направляются к месту отбывания наказания под конвоем и подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

Неявка за получением предписания или неприбытие к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок рассматривается как уклонение осужденного от отбывания наказания. Осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

УИК РФ в ст. 60.4 определяет порядок отбывания принудительных работ. Осужденные обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни. Иное допускается с разрешения администрации исправительного центра.

Осужденные могут привлекаться без оплаты труда к работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. Для пресечения таких нарушений может применяться обыск осужденных и помещений, где они проживают и досмотр вещей.

Важно, чтобы осужденные сохранили социально-полезные связи, по возможности и при желании повышали образовательный уровень. Для этого осужденным, зарекомендовавшим себя положительно, а именно не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка, после отбытия не менее одной 1/3 наказания разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток. Выезд также может быть разрешен на период ежегодного оплачиваемого отпуска при отсутствии взысканий. Это время засчитывается в срок отбывания наказания.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана, исходя из наличия рабочих мест, привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности.

Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы и может привлекаться к труду в организациях любой организационно-правовой формы. На них распространяется трудовое законодательство РФ, за исключением карательных элементов, присущих этому виду наказания, касающихся правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, предоставления отпусков. Последнее зависит от поведения осужденного, его отношения к труду. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

Законодательством определяется материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам. В общежитиях исправительных центров осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее 4 кв. м.

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением осужденными стоимости одежды, обуви и питания.

Определенные обязанности имеют и администрации организаций, в которых работают осужденные: в первую очередь обеспечить их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки.

Увольнение по инициативе администрации возможно лишь при переводе осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр; замене принудительных работ лишением свободы; невозможности выполнения данной работы в связи с состоянием здоровья осужденного либо в связи с сокращением объема работ, а также по иным основаниям, установленным уголовным законодательством РФ.

В качестве стимулирующего фактора использования труда осужденных к принудительным работам таким организациям предоставляются льготы но уплате налогов в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Принудительные работы как вид уголовного наказания

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в российскую систему наказаний введен новый вид наказания - принудительные работы.

Согласно статье 8 указанного Федерального закона, положения о принудительных работах применяются с 1 января 2017 года. Введение нового вида наказания направлено на гуманизацию уголовного законодательства, а также расширяет возможности для суда назначать наказания, не связанные с лишением свободы.

Согласно ст. 53.1 Уголовного кодекса РФ, принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. Также предусмотрено, что если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он вправе заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.

Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.

Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до двадцати процентов.

В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ, они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.

Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Главой 8.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее – УИК РФ) регламентирован порядок исполнения наказания в виде принудительных работ. Установлено, что осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).

Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях.

Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации.

Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.

В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, в том числе в случае неявки за получением предписания, или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60.4 УИК РФ, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.
В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров.

Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны: выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров; работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; постоянно находиться в пределах территории исправительного центра, проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра; участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить осужденным краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).

Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются.

Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру.

Осужденным, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
Не имеющим взысканий осужденным, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.

Им разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.
В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.

Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой, обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных к принудительным работам собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным УИК РФ порядком отбывания наказания.

Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Осужденные привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.

В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа, применяются меры поощрения и взыскания

Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания.
Администрация исправительного центра вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам.

С 1 января 2017 года ФСИН России открыты первые четыре исправительных центра на базе реформируемых колоний в Тюменской области (Ишим), Ставропольском крае (Георгиевск), Тамбовской области (поселок Зеленый) и Приморском крае (Уссурийск). Кроме того, откроются участки для осужденных к принудительным работам в Башкирии (Уфа), Забайкальском крае (Краснокаменск), Самарской области (Волжский), Смоленской области (Анохово), Архангельской области (Североонежск), Новосибирской области (Новосибирск) и в Карелии (Сегежа).

Возможностью применения наказания в виде принудительных работ будут охвачены все федеральные округа, появятся 896 мест для осужденных к этому новому виду наказания. Затем центры планируется открывать в тех регионах, где больше всего готовы обеспечить осужденных работой. Так, ГУФСИН России по Иркутской области на базе исправительной колонии № 4 (п. Плишкино Иркутского района) с 11 января 2018 г. планируется к открытию участок, функционирующий в режиме исправительного центра, где будут отбывать наказание в виде принудительных работ 80 осужденных.

Иркутский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Иркутской области
старший советник юстиции
А.П. Попов

Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в российскую систему наказаний введен новый вид наказания - принудительные работы. Согласно статье 8 указанного Федерального закона, положения Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части принудительных работ применяются с 1 января 2017 года.

Федеральный закон Российской Федерации
О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации

7 декабря 2011 года № 420-ФЗ
(извлечение)


Статья 1
Внести в Уголовный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

«Статья 53.1. Принудительные работы

1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.»;

Статья 3
Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

«Глава 8.1. Исполнение наказания в виде принудительных работ

Статья 60.1. Места отбывания принудительных работ

1. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).
3. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
4. Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи.

1. Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
2. Территориальный орган уголовно-исполнительной системы по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения непосредственно либо через учреждение, исполняющее наказание, не позднее 10 суток со дня получения копии приговора (определения, постановления) суда вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть в исправительный центр. Порядок направления осужденных к месту отбывания принудительных работ определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
3. Осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу под стражей, направляются к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы (под конвоем). Эти лица подлежат освобождению из-под стражи по прибытии в исправительный центр.
4. В случае уклонения осужденного к принудительным работам от получения предписания, указанного в части второй настоящей статьи (в том числе в случае неявки за получением предписания), или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск территориальным органом уголовно-исполнительной системы и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
5. После задержания осужденного к принудительным работам суд в соответствии со статьей 397 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о заключении осужденного под стражу и замене принудительных работ лишением свободы.

Статья 60.3. Исчисление срока принудительных работ

1. Срок принудительных работ исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр.
2. В срок принудительных работ засчитываются время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения, время следования в исправительный центр под конвоем, а также время краткосрочных выездов, предоставляемых осужденному в соответствии со статьей 60.4 настоящего Кодекса, из расчета один день содержания под стражей, один день следования в исправительный центр под конвоем, один день краткосрочного выезда за один день принудительных работ.
3. В срок принудительных работ не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или в исправительном центре свыше одних суток.

Статья 60.4. Порядок отбывания принудительных работ

1. В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
2. Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:
а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
в) постоянно находиться в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
3. Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет.
4. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
5. Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
6. Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.
7. Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
8. Осужденным к принудительным работам разрешается обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования по заочной форме обучения, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Порядок обучения по заочной форме осужденных к принудительным работам устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Статья 60.5. Материально-бытовое обеспечение осужденных к принудительным работам

1. В общежитиях исправительных центров осужденным к принудительным работам предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного к принудительным работам не может быть менее четырех квадратных метров.
2. Обеспечение осужденных к принудительным работам одеждой и обувью, за исключением одежды и обуви, являющихся средствами индивидуальной защиты, и питанием осуществляется за счет их собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств обеспечение их одеждой, обувью и питанием осуществляется за счет средств федерального бюджета по нормам, установленным Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, с последующим возмещением осужденными стоимости одежды, обуви и питания.
3. Осужденные к принудительным работам, находящиеся в исправительных центрах, вправе иметь при себе денежные средства и распоряжаться ими, а также приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров.
4. Расходы исправительных центров на оплату коммунально-бытовых услуг и содержание имущества осуществляются за счет доходов, полученных от удержаний из заработной платы осужденных к принудительным работам, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 60.6. Медико-санитарное обеспечение осужденных к принудительным работам

Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к принудительным работам оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья и установленным настоящим Кодексом порядком отбывания наказания.

Статья 60.7. Трудоустройство осужденных к принудительным работам

1. Каждый осужденный к принудительным работам обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных центров. Администрация исправительных центров обязана исходя из наличия рабочих мест привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и (по возможности) специальности. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в организациях любой организационно-правовой формы.
2. Организациям, использующим труд осужденных к принудительным работам, предоставляются льготы по уплате налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
3. Организации вправе запрашивать и получать от администрации исправительных центров информацию, необходимую при создании рабочих мест для трудоустройства осужденных к принудительным работам.

Статья 60.8. Условия труда осужденных к принудительным работам

1. Осужденные к принудительным работам привлекаются к труду в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков.
2. Перевод осужденного к принудительным работам на другую работу в случае производственной необходимости либо в соответствии с медицинским заключением может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного.
3. Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы.
4. В период отбывания принудительных работ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 календарных дней предоставляется администрацией организации, в которой работает осужденный к принудительным работам, по согласованию с администрацией исправительного центра. Право на ежегодный оплачиваемый отпуск возникает у осужденного по истечении шести месяцев отбывания принудительных работ. О времени начала отпуска осужденный извещается под расписку не позднее чем за две недели.
5. Осужденным к принудительным работам, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется.

Статья 60.9. Обязанности администраций организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам

1. Администрации организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, обеспечивают их привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, получение ими начального профессионального образования или профессиональной подготовки.
2. Администрациям организаций, в которых работают осужденные к принудительным работам, запрещается увольнять их с работы, за исключением следующих случаев:
а) освобождение от отбывания наказания по основаниям, установленным уголовным законодательством Российской Федерации;
б) перевод осужденного на работу в другую организацию или в другой исправительный центр;
в) замена принудительных работ лишением свободы;
г) невозможность выполнения данной работы в связи с состоянием здоровья осужденного либо в связи с сокращением объема работ.

Статья 60.10. Удержания из заработной платы осужденных к принудительным работам

1. Из заработной платы осужденных к принудительным работам производятся удержания в размере, установленном приговором суда, а также удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии со статьей 60.5 настоящего Кодекса.
2. Возмещение осужденными к принудительным работам расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
3. В исправительных центрах осужденным к принудительным работам выплачивается не менее 25 процентов от начисленной им заработной платы.
4. Осужденный к принудительным работам вправе обращаться в суд с ходатайством о снижении размера удержаний из заработной платы в случае ухудшения его материального положения. Решение о снижении размера удержаний выносится с учетом всех доходов осужденного к принудительным работам.

Статья 60.11. Обязанности администрации исправительного центра

1. Администрация исправительного центра ведет учет осужденных к принудительным работам; разъясняет порядок и условия отбывания наказания; организует бытовое устройство осужденных к принудительным работам; обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания; осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений установленного порядка отбывания наказания; проводит с осужденными воспитательную работу; применяет предусмотренные статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса меры поощрения и взыскания; ведет работу по подготовке осужденных к принудительным работам к освобождению.
2. Порядок исполнения обязанностей, указанных в части первой настоящей статьи, определяется настоящим Кодексом, а также нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Статья 60.12. Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам

1. С осужденными к принудительным работам администрацией исправительного центра проводится воспитательная работа.
2. Активное участие осужденных к принудительным работам в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при применении к ним предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания.
3. Воспитательная работа с осужденными к принудительным работам проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и обстоятельств совершенных ими преступлений.

Статья 60.13. Меры поощрения, применяемые к осужденным к принудительным работам

За хорошее поведение и добросовестное отношение к труду администрацией исправительного центра к осужденным к принудительным работам могут применяться следующие меры поощрения:
а) благодарность;
б) досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
в) предоставление возможности выезда за пределы исправительного центра в границах муниципального образования, на территории которого он расположен, в выходные и праздничные дни.

Статья 60.14. Меры взыскания, применяемые к осужденным к принудительным работам

К осужденным к принудительным работам, допустившим нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания:
а) выговор;
б) отмена права проживания вне общежития;
в) водворение в помещение для нарушителей на срок до 15 суток.

Статья 60.15. Нарушения порядка и условий отбывания принудительных работ

1. Нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:
а) нарушение общественного порядка, за которое осужденный был привлечен к административной ответственности;
б) нарушение трудовой дисциплины;
в) нарушение установленных для осужденного правил проживания в исправительном центре;
г) неявка без уважительных причин на регистрацию в исправительный центр осужденного, которому разрешено проживание за его пределами.
2. Злостными нарушениями порядка и условий отбывания принудительных работ являются:
а) употребление спиртных напитков, наркотических средств или психотропных веществ;
б) мелкое хулиганство;
в) неповиновение представителям администрации исправительного центра или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;
г) изготовление, хранение или передача запрещенных предметов и веществ;
д) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно участие в них;
е) отказ от работы;
ж) самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра;
з) несвоевременное (свыше 24 часов) возвращение к месту отбывания наказания.
3. Осужденный к принудительным работам признается злостным нарушителем порядка и условий отбывания принудительных работ при совершении злостного нарушения, а также при совершении в течение года трех нарушений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, постановлением начальника исправительного центра по представлению дисциплинарной комиссии исправительного центра.
4. Типовое положение о дисциплинарной комиссии исправительного центра утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
5. В отношении осужденного к принудительным работам, признанного злостным нарушителем, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы.
6. Со дня направления представления, указанного в части пятой настоящей статьи, и до решения суда администрацией исправительного центра по согласованию с прокурором осужденный к принудительным работам может быть водворен в помещение для нарушителей.

Статья 60.16. Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к принудительным работам

1. Решение о применении к осужденным к принудительным работам предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.
2. При применении мер взыскания к осужденному к принудительным работам, предусмотренных статьей 60.14 настоящего Кодекса, учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в случае болезни осужденного, выезда за пределы исправительного центра либо в иных исключительных случаях - не позднее 30 суток со дня его наложения.
3. Проверка в связи с нарушением осужденным к принудительным работам порядка и условий отбывания принудительных работ проводится по решению начальника исправительного центра в случае, если имеющихся сведений недостаточно для принятия решения о наложении взыскания.
4. В случае нарушения осужденным к принудительным работам порядка и условий отбывания принудительных работ он может быть водворен в помещение для нарушителей до решения вопроса о применении к нему мер взыскания, но не более чем на 24 часа.
5. Если в течение года со дня отбытия взыскания осужденный к принудительным работам не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
6. Правом применения предусмотренных статьями 60.13 и 60.14 настоящего Кодекса мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его замещающее.

Статья 60.17. Уклонение от отбывания принудительных работ

1. Уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам:
а) уклоняющийся от получения предписания, указанного в части второй статьи 60.2 настоящего Кодекса;
б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок;
в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда;
г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.
2. Осужденный, уклонившийся от отбывания принудительных работ (за исключением осужденного, уклонившегося от получения предписания, указанного в части второй статьи 60.2 настоящего Кодекса, и осужденного, не прибывшего к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок), объявляется в розыск администрацией исправительного центра и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.
3. В отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания к принудительным работам лишением свободы. Со дня направления представления и до решения суда осужденный к принудительным работам водворяется в помещение для нарушителей.

Статья 60.18. Надзор за осужденными к принудительным работам и меры по предупреждению нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ

1. Надзор за отбыванием наказания осужденными к принудительным работам осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за поведением осужденных в исправительном центре и по месту работы, а также в иных местах их пребывания. Порядок осуществления надзора определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
2. В случае, если поведение осужденного к принудительным работам создает угрозу жизни или здоровью окружающих либо самого осужденного, а также в целях недопущения с его стороны противоправных действий такой осужденный по решению администрации исправительного центра может быть помещен в безопасное помещение для краткосрочного содержания осужденных сроком до 24 часов.

Статья 60.19. Технические средства надзора и контроля

1. Администрация исправительного центра вправе использовать аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения необходимой информации о поведении осужденных к принудительным работам.
2. Администрация исправительного центра обязана под расписку уведомлять осужденных к принудительным работам о применении технических средств надзора и контроля.
3. Перечень технических средств надзора и контроля определяется Правительством Российской Федерации. Порядок применения технических средств надзора и контроля определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Статья 60.20. Материальная ответственность осужденных к принудительным работам

1. В случае причинения во время отбывания принудительных работ материального ущерба государству или физическим и юридическим лицам осужденные к принудительным работам несут материальную ответственность в порядке и в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
2. Осужденный к принудительным работам возмещает прямой действительный ущерб, причиненный по его вине исправительному центру.
3. Неправильно удержанные суммы за причиненный материальный ущерб подлежат возврату осужденному к принудительным работам в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Статья 60.21. Обязательное социальное страхование осужденных к принудительным работам

1. Осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному социальному страхованию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
2. Осужденные к принудительным работам, утратившие трудоспособность в период отбывания принудительных работ, имеют право на возмещение ущерба в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.
3. Осужденные к принудительным работам, привлеченные к труду, подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.»;

Принудительные работы как вид наказания был введен в уголовный кодекс с 01.01.2013 года, как один из альтернативных видов наказания лишению свободы. В иерархии наказаний принудительные работы находятся между ограничением свободы и арестом.

Отсюда принудительные работы являются наказанием, связанным с ограничением или лишением свободы, а потому является довольно строгим видом наказания.

Принудительные работы относятся к основным видам наказаний, а не к дополнительным.

Уголовный кодекс регулирует общие начала применения этого вида наказания. Принудительные работы применяются судом за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и даже за совершение тяжкого преступления совершенного впервые.

Порядок назначения наказания в виде принудительных работ

Закон закрепляет особый порядок назначения наказания в виде принудительных работ. Если суд, назначив наказание в виде лишения свободы, придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами.

Суд не может назначить принудительные работы, если назначенное им наказание в виде лишения свободы превышает пять лет. принудительные работы применены быть не могут. Принудительные работы назначаются судом на срок от 2 месяцев до 5 лет. Этим и вызвана невозможность применения принудительных работ при назначении осужденному наказания в виде лишения свободы на срок свыше 5 лет.

В чем заключается наказание в виде принудительных работ

Суть принудительных работ заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы. При этом из заработка осужденного удерживается от 5 до 20% в доход государства.

Подробно порядок исполнения принудительных работ регулируется нормами УИК РФ. В соответствии с этими нормами осужденные к принудительным работам отбывают наказание в исправительных центрах, которые создаются по одному в каждом федеральном округе, в котором проживали и были осуждены.

Если в федеральном округе нет такого центра осужденный может быть направлен в другой центр находящийся на территории другого федерального округа.

В качестве таких исправительных центров могут функционировать также особые изолированные участки при обычных исправительных колониях. Думается, что создание таковых в уже существующих организациях, обладающих определенной материально-технической базой, могло бы проходить легче и экономнее, чем обеспечение работы абсолютно новых учреждений, для которых необходимы немалые материальные и трудовые ресурсы.

В соответствии с УИК РФ порядок создания таких участков должен быть определен Федеральной службой исполнения наказания, которая, пока такой нормативный документ не приняла.

В настоящее время ФСИН предполагает создать не по одному центру в округе, а о нескольких десятках центров по всей стране, которые будут привязаны к массовым стройкам, крупным предприятиям и сельхозугодиям, т.е. к местам, где имеется работа.

Для надзора за осужденными планируется применять технические средства, перечень которых уже утвержден. О применении технических средств вы можете прочитать здесь.

Порядок исполнения наказания в виде принудительных работ

Порядок исполнения этого наказания следующий:

1. Осужденный самостоятельно, за счет государственных средств, добирается к месту отбытия наказания Лица, на момент вынесения приговора, содержащиеся под стражей перемещаются в обычном порядке, то есть, под конвоем.

2. В исправительных центрах осужденные селятся в специально предназначенных д общежитиях. Питание, приобретение одежды и прочих предметов социально-бытового назначения осуществляются осужденными за свой счет. При отсутствии у осужденного средств обеспечение производится за счет федерального бюджета, пределах установленных норм с удержанием из их заработка сумм расходов.

3. На территории центров осужденные обязаны выполнять правила внутреннего распорядка, не покидать территорию центра.

4. Осужденные обязаны работать там, куда их направит администрация исправительного центра.

5. Кроме основной работы, осужденные обязаны участвовать на работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра бесплатно, в порядке установленной очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю.

6. Осужденные не могут приобретать и хранить предметы запрещенные приобретать, правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

7. Помещения, в которых проживают осужденные, могут подвергаться обыску, а их вещи могут досматриваться.

Осужденный к принудительным работам не вправе отказаться от предложенной ему работы. Ему положен ежегодный оплачиваемый отпуск 18 календарных дней. Осужденному, не имеющему взысканий, по постановлению администрации центра может быть разрешен выезд за пределы центра на период отпуска.

Зарплата выдается осужденному за вычетом процентов по приговору суда и возмещения расходов центра за коммунальные услуги и прочее. После всех вычетов заработная плата выдаваемая на руки осужденного менее 25%.

К осужденному могут применяться меры поощрения и меры взыскания.

В случае если лицо отбывающее указанное наказание уклоняется от работы принудительные работы заменяются на лишение свободы из расчета один к одному.

В настоящее время центры для исполнения наказания в виде принудительных работ не созданы, а потому судьи этот вид наказания не назначают. В отдельных случаях суды назначали такой вид наказания, однако приговора оказались неисполнимыми. С точки зрения закона у судов нет оснований для отказа в назначении осужденному наказания в виде принудительных работ. Какова сложится практика назначения, и исполнения этого вида наказания покажет время.

  • Лядов Эдуард Владимирович , кандидат наук, доцент, профессор
  • Академия ФСИН России
  • ИСПОЛНЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  • НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ В ВИДЕ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

В статье рассматриваются некоторые проблемные вопросы перспектив назначения и исполнения нового уголовного наказания в виде принудительных работ и пути их возможного устранения.

  • К вопросу о содержании уголовного наказания в виде обязательных работ
  • Результаты оперативно-розыскной деятельности как иные документы в уголовном судопроизводстве России
  • Проблемы государственной регистрации прав на линейные объекты
  • Механизмы социально-правовой защиты материнства и детства в современной России
  • Дисциплинарная ответственность педагогических работников

Федеральным законом от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Уголовный Кодекс Российской Федерации наряду с уже существующими обязательными и исправительными работами был введен новый вид наказания – принудительные работы.

Согласно ст. 53.1 УК РФ принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.

Исходя из анализа законодательства можно отметить, что в целом, наказание в виде принудительных работ может применяться в следующих случаях: 1) в соответствии с санкциями норм о преступлениях небольшой или средней тяжести; 2) при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ); 3) в случаях злостного уклонения от отбывания штрафа, обязательных работ или исправительных работ в порядке замены более строгим наказанием (ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50 УК РФ) .

Срок введения в действие данного наказания дважды переносился. Первый раз федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» срок введения был перенесен с 1 января 2013 г. на 1 января 2014 г., второй раз федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» – с 1 января 2014 г. на 1 января 2017 г.

Рассмотрим некоторые проблемные аспекты принудительных работ как вида уголовного наказания, связанные с перспективой введения их в действие.

Данный вид наказания заключается в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы при этом отбывает он его в специальном учреждении – исправительном центре. По общему правилу, расположение его должно быть в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден. В случае отсутствия такого центра на территории субъекта РФ осужденный может отбывать принудительные работы в исправительном центре другого субъекта или же в изолированном участке исправительного учреждения, функционирующего как исправительный центр.

В данном аспекте необходимо обратить внимание на возможное нарушение прав осужденных при выборе вида наказания со стороны судов Российской Федерации в связи с тем, что с 1 января 2017 г. из планируемых в начале 30 исправительных центров предполагается ввести в действие лишь четыре соответственно в четырех регионах: Тюменской и Тамбовской областях, в Ставропольском и Приморском краях, кроме того будут введены семь участков, планируемое общее количество осужденных, которое они смогут принять составляет 900 осужденных , общее же количество исправительных центров, необходимых для реализации данного вида наказания составляет 150 на 30 тыс. мест. Исходя из данной информации подсудимым при рассмотрении уголовного дела и назначении наказания в случае отсутствии исправительного центра или участка на территории конкретного субъекта судами или не будет применяться данный вид наказания или при назначении такового, они будут его отбывать на территории другого субъекта Российской Федерации.

Следует согласиться с мнением Е.В. Благова, отмечающего, что оправданность заменяющего характера принудительных работ вызывает сомнение. Требование закона сначала назначить одно наказание, а потом вместо него другое противоречит логике принятия уголовно-правовых решений. С одной стороны, рассматриваемая замена наказания, т.е. более строгого менее строгим, противоположна общему правилу, изложенному в ч. 1 ст. 60 УК. Согласно ему «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случае, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания». Обратный порядок допустим в особом случае назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК) .

Возникает также вопрос, заключающийся в том, что суд при замене лишения свободы на принудительные работы фактически должен в одном судебном заседании при разрешении одного и того же дела дважды вынести приговор: один о назначении осужденному наказания в виде лишения свободы, а затем второй – о замене наказания в виде лишения свободы другим видом наказания, а именно, принудительными работами, предусмотренными ст. 53.1 УК РФ. Хотя законодатель и дополнил ст. 299 УПК РФ «Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора» пунктом 7.1., предусматривающим возможность рассмотрения вопроса о замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами в порядке, установленном статьей 53.1 УК РФ, однако, на наш взгляд, данный вопрос суд, должен рассматривать в процессе исполнения назначенного наказания в соответствии с п. 5 ст. 397 УПК РФ, регламентирующим вопрос о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Законодатель в ч.1 ст.53.1 УК РФ конкретно указывает, что наказание в виде принудительных работ является альтернативой лишению свободы . Но проанализировав в целом данный вид наказания можно найти в нем признаки, которые близки лишению свободы с отбыванием в колонии-поселении. Помимо этого, согласно ч. 6 указанной статьи в случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ. Аналогично, время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки принудительных работ из расчета один день за один день. Получается, что данный вид наказания вовсе не альтернатива лишению свободы, а равнозначен ему.

Помимо этого, поддержим мнение А.Г. Антонова отмечающего, что принудительные работы по репрессивности не уступают лишению свободы . Данный вывод он делает основываясь на положениях закона регламентирующих, в частности, степень материальной обеспеченности осужденного к принудительным работам и обязательности привлечения последнего к труду, тогда как, например, в колонии общего режима осужденный вообще может не трудится и быть при этом обеспеченным всем необходимым в отличии от осужденного к принудительным работам, которого, во-первых, принуждают трудиться, а во-вторых, последний за некоторым исключением обязан сам себя обеспечивать питанием, одеждой и т. п. Однако вместе с тем следует акцентировать внимание на том, что ни в УК РФ, ни в УИК РФ не имеется четкой формулировки закрепляющей именно обязательность привлечения к труду всех лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ. Более того, возможен вариант, что осужденный не будет обеспечен работой. Об этом можно судить исходя из содержания ч. 5 ст. 60 8 УИК РФ, указывающей, что осужденным, не обеспеченным работой, ежегодный оплачиваемый отпуск не предоставляется. Помимо этого, как нам представляется, акцент в п. «б» ч. 2 ст. 60 4 и ч.1 ст. 60 7 УИК РФ сделан не на обязательности труда осужденных, а на обязательности трудится в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного центра .

В соответствии с ч.1 ст. 60.17. УИК РФ уклоняющимся от отбывания принудительных работ признается осужденный к принудительным работам: а) уклоняющийся от получения предписания о направлении к месту отбывания наказания; б) не прибывший к месту отбывания принудительных работ в установленный предписанием срок; в) не возвратившийся в исправительный центр по истечении разрешенного срока выезда; г) самовольно оставивший исправительный центр, место работы и (или) место проживания, определенные администрацией исправительного центра, на срок свыше 24 часов.

Часть 3 ст. 60.17. УИК РФ регламентирует, что в отношении осужденного, уклонившегося от отбывания принудительных работ, начальник исправительного центра направляет в суд представление о замене неотбытой части наказания в виде принудительных работ лишением свободы. Однако при решении поставленного вопроса о замене неотбытой части принудительных работ лишением свободы в судебном заседании появляются правовые проблемы .

Суд при рассмотрении данного представления в первую очередь должен руководствоваться статьей 397 УПК РФ, регламентирующей вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора. Однако при ее анализе мы не видим положений данной статьи, относящихся к принудительным работам, то есть суд фактически не может принять к рассмотрению представление начальника исправительного центра и соответственно разрешить его в законном порядке. Аналогичным образом складывается ситуация и с осужденным к принудительным работам, признанным злостным нарушителем.

Выход из сложившейся ситуации А.В. Звонов предлагает путем внесения изменений в ст. 397 УПК РФ дополнив ее пунктом «2.1) о замене принудительных работ в соответствии со статьей 53.1 Уголовного кодекса Российской Федерации;» .

Далее следует отметить, что вопрос о месте отбывания уголовного наказания в виде принудительных работ в материальном праве не регламентирован, что вряд ли является оправданным . Ответ на данный вопрос содержится в ч. 1 ст. 60.1 УИК РФ «Места отбывания принудительных работ». Согласно этой норме осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях – исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Однако поскольку в отношении других видов уголовных наказаний (например, лишения свободы и исправительных работ) этот вопрос решен в рамках уголовного законодательства, думается, следует дополнить ч.1 ст.53.1 УК РФ положением, аналогичным ч.1 ст.60.1 УИК РФ .

Необходимо сказать также о природе рассматриваемого вида наказания. В ч. 1 ст. 45 УК РФ принудительные работы наряду с обязательными работами, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью отнесены законодателем к основным (самостоятельным) видам наказания. Однако исходя из буквального толкования ч.1 ст.53.1 УК РФ принудительные работы не относятся к самостоятельному виду уголовного наказания, а являются лишь альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Дальнейшее подтверждение невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного прослеживается в ч.2 ст.53.1 УК РФ, в которой регламентируется возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы.

Но если рассматривать его с позиций, закрепленных именно в ч.1 ст.45 УК РФ, то в соответствии с последней данный вид наказания применяется только в качестве основного вида наказания, поэтому согласно части 4 статьи 47 УК РФ к принудительным работам может быть назначено в качестве дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В этом случае дополнительное наказание, то есть лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, распространяется на все время отбывания принудительных работ, но при этом срок отбытия дополнительного наказания исчисляется с момента их отбытия.

В соответствии с ч. 1 ст. 79 УК РФ в отношении осужденного, отбывающего принудительные работы, может быть применен институт условно-досрочного освобождения. Согласно ч. 4 1 вышеуказанной статьи УК РФ при рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в числе прочих суд учитывает заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения, однако, при этом, не предусмотрено представление в суд заключения администрации исправительного центра, который в соответствии с ч. 1 ст. 74 УИК РФ не является исправительным учреждением.

Данные пробелы в законодательстве будут препятствовать применению института условно-досрочного освобождения в отношении осужденных к принудительным работам.

Список литературы

  1. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 07 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 03 июля 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 50. Ст. 7362.
  2. Уголовно-правовое воздействие: монография / Г.А. Есаков, Т.Г. Понятовская, А.И. Рарог и др.; под ред. А.И. Рарога. М.: Проспект, 2012. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О судебных приставах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 30 декабря 2012 г. № 307-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7632.
  4. О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 28 декабря 2013 г. № 431-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2013. № 52 (часть I). Ст. 6996.
  5. Лейва М. В России с 2017 года начнут применять новый вид уголовного наказания. URL: http://www.rbc.ru/politics/04/10/2016/57f3595b9a7947547436eb84 (дата обращения: 05.11.16)
  6. Благов Е.В. Принудительные работы // Уголовное право. 2012. N 2. С. 15-16.
  7. Уголовно-исполнительное право: учебник: Особенная часть / под общ. ред. Г.А. Корниенко; науч. ред. А.Я. Гришко, В.Н. Чорный. – 3-е изд., испр. и доп. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. С. 558.
  8. Антонов А.Г. Принудительные работы: понятие, содержание и место в системе уголовных наказаний // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 7.
  9. Лядов Э.В. Правовой статус осужденных, отбывающих уголовные наказания, не связанные с изоляцией от общества // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. №2 (16). С. 73-74.
  10. Звонов А.В. К вопросу о замене принудительных работ лишением свободы // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ: сб. материалов науч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). - М.; Рязань: НИИ ФСИН России; Академия ФСИН России, 2012. С. 12.
  11. Верина Г.В. Новые концептуальные подходы к вопросам преступления и наказания в российской уголовно-правовой политике // Журнал российского права. 2012. N 5. С. 57.
  12. Лядов Э.В. Принудительные работы как вид уголовного наказания: реалии и перспективы // Человек: преступление и наказание. 2013. № 1 (80). С. 100.
Загрузка...