musings.ru

Реабилитированных как незаконно репрессированные лица количество человек. Законодательство о реабилитации жертв политических репрессий

Обособленно от правил возмещения вреда, причиненного незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда стоят правила возмещения вреда жертвам политических репрессий, хотя вред причинен и данными органами. В этом случае действуют нормы двух специальных Законов РСФСР - «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18.10.91 г. и «О реабилитации репрессированных народов» от 26.04.91 г., которые конкретизируются в ряде подзаконных актов (например, в Положении о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещение его стоимости или выплаты в денежной компенсации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.94 г.).

Согласно ст. 1 Закона РСФСР от 18.10.91 г. политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещение на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворение из страны и лишение гражданства, выселение групп населения из мест проживания, направление в ссылку, высылку и на спец поселения, привлечение к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а так же иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально-опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признака, осуществлявшееся по решению судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами.

Данные законодательные акты распространяются на граждан - жертв политических репрессий, в том числе на граждан, подвергшихся насильственному переселению в составе репрессированных народов.

Репрессированными признаются народы (нации, народности или этнические группы и иные, исторически сложившиеся культурно-этнические общности людей, например, казачество), в отношении которых по признакам национальной или иной принадлежности проводилось на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождавшаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установлением режима террора и насилия в местах спец поселения (ст. 2 Закона от 26.04.91 г.).

Реабилитация репрессированных народов означает признание и осуществления их права на восстановление территориальной целостности существовавшей до антиконституционной политики насильственного перекраивания границ, на восстановление национально-государственных образований, сложившихся до их упразднения, а так же на возмещение ущерба, причиненного государством.

Реабилитация предусматривает возвращение народов, не имевших своих национально-государственных образований согласно их волеизъявления, в места традиционного проживания на территории РФ.

В процессе реабилитации репрессированных народов не должны ущемляться права и законные интересы граждан проживающих в настоящее время на территории репрессированных народов.

Заявления о реабилитации могут быть поданы самими репрессированными, а равно любыми лицами или общественными организациями. Заявления подаются по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий. В отношении подвергнутых в административном порядке ссылке, выселке, направленно на спецпоселение, привлечению к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колонных НКВД», а так же иным ограничением прав и свобод, - в органы внутренних дел, в отношении прочих репрессированных - в органы прокуратуры.

Так, заявления о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессий, либо по месту жительства заявителя.

Мазинов, 1941 года рождения, обратился в МВД Республики Марий Эл с заявлением о признании его пострадавшим от политических репрессий, ссылаясь на то, что он в 1944 г. вместе с матерью - Мазиновой был выселен из Крыма и с мая 19944 г. по июнь 1956 г. находился на спецпоселении в Марийской АССР.

МВД Республики в выдаче Мазину справки о реабилитации отказало, мотивируя тем, что эти вопросы должны рассматриваться ОВД Крыма по месту применения репрессий.

Мазинов считал действия должностных лиц МВД Республики неправомерными, обжаловав их в суд.

Волжский городской суд Республики Марий Эл жалобу Мазинов удовлетворил, обязав МВД Республики выдать заявителю справку о признании пострадавшим от политических репрессий.

В кассационном порядке дело не рассматривалось. Протесты прокурора Республики Марий Эл и заместителя Генерального прокурора РФ об отмене судебных постановлений оставлены без удовлетворения президентом Верховного Суда Республики Марий Эл и Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ.

Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте вновь поставил вопрос об отмене судебных постановлений и вынесении по делу нового решения об отказе Мазинову в удовлетворении жалобы.

Президиум Верховного Суда РФ 13.08.97 г. судебные постановления оставил без изменения, а протест - без удовлетворения, указав следующее.

По мнению прокурора, действие закона РФ от 18.12.91 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» (с изменениями и дополнениями) не распространяется на заявителя, поскольку он был, подвергнут политической репрессии на территории Крымской области, входящей в состав республики Украина. Потому отказ МВД Республики Марий Эл Мазинову в выдаче справки и реабилитации, как считал прокурор, правомерен.

С приведенными в протесте доводами нельзя согласится.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции закона РФ от 22.12.92 г.) названный закон в части порядка реабилитации распространяется на граждан РФ, граждан государств - бывших союзных республик СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства, подвергшимся политическим репрессиям на территории РФ с 25 октября (7 ноября) 1917 года.

Мазинов - гражданин РФ, политической репрессии был подвергнут на территории РФ, т.к. до ноября 1954 г. Крымская область входила в состав РСФСР. Поэтому судебная инстанция обосновано, ссылаясь на положения данного Закона, считает требование заявителя подлежащим судебной защите.

Мнение же прокурора о том, что под территорией РФ следует понимать территорию на время принятия названного Закона, не соответствует ч. 1 ст. 2 этого Закона.

Согласно ст. 6 упомянутого Закона (в редакции закона РФ от 3.09.93 г.) заявление о реабилитации может быть подано репрессированным по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о применении репрессии, либо по месту жительства заявителя.

Таким образом, Мазинов, будучи гражданином РФ, постоянно проживающим на ее территории, правомерно обратился с заявлением о реабилитации в МВД Республики Марий Эл. Однако ему в этом было необоснованно отказано.

В силу ч. 2 ст. 12 этого Закона восстановление в правах лиц, репрессированных за пределами РФ, но постоянно проживающих на ее территории, представление им льгот и выплата компенсации производится в том случае, если принятые в отношении них уполномоченными на это органами государств - бывших союзных республик СССР решения о реабилитации не противоречат законодательству РФ.

При таком положении оснований к отмене судебных постановлений в порядке надзора не имеется. БВС РФ, 1998, №2, с. 4

Срок рассмотрения заявлений о реабилитации не может превышать 3 месяцев.

ОВД по заявлениям заинтересованных лиц или общественных организаций, устанавливают факты применения репрессии и выдают справку о реабилитации.

При отсутствии документальных сведений факт применения репрессий может быть установлен на основании свидетельских показаний в судебном порядке.

Решение УВД об отказе в выдаче справки о реабилитации может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном для обжалования неправомерных действий органов государственной власти и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Орган прокуратуры с привлечением по их поручению органов государственной безопасности и внутренних дел устанавливают и проверяют все дела с неотмененными до введения в действие настоящего Закона решениями судов и несудебных органов на лиц, подлежащих реабилитации. По материалам проверки органы прокуратуры составляют заключения и выдают справки о реабилитации заявителя, а при отсутствии таковых периодически представляют сведения о реабилитированных для публикации в местной печати.

При отсутствии оснований для реабилитации органы прокуратуры в случае поступления заявлений заинтересованных лиц или общественных организаций направляют дело с заключением в суд.

Дела, поступившие в суд с отрицательным заключением прокурора, рассматриваются в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке надзора, установленном действующим законодательством.

В результате рассмотрения дела суд признает лицо неподлежащим реабилитации, либо признает, что лицо репрессировано, не обосновано, отменяет состоявшиеся решение и дело в отношении него прекращает. Суд может также внести изменения в ранее состоявшиеся решения. В отношении лица, признанного судом, неподлежащим реабилитации, заявителям вручается копия определения (постановления) суда, а в случае признания его необоснованно репрессированным - справки о реабилитации. Определение (постановление) суда может быть опротестовано прокурором и обжаловано заинтересованными лицами в вышестоящий суд.

Реабилитируемые лица восстанавливаются в утраченных ими с связи с репрессиями социально-политических и гражданских правах, воинских и специальных званиях, им возвращаются государственные награды, предоставляются льготы, выплачивается компенсация.

При признании лица необоснованно репрессированным только в части предъявленного обвинения осуществляется восстановление тех прав, которые были нарушены в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Признается право реабилитируемых проживать в тех местностях, где они проживали до применения к ним репрессий. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживающих совместно с репрессированными. При отсутствии документальных данных факт вынужденного переселения, сопряженного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

Лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы и реабилитированным, органами социального обеспечения по месту их жительства на основании справки о реабилитации единовременно выплачивается денежная компенсация из расчета ѕ установленного законом минимального размера оплаты труда за каждый месяц лишения свободы, но не более чем сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, из средст федерального бюджета. Выплата компенсации наследником не производится, кроме случаев, когда компенсация была начислена, но не полученная реабилитированным.

Лицам, на которых распространяется действие Указа Президиума Верховного Совета СССР от 18.05.81 г. «О возмещении ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностными лицами при исполнении ими служебных обязанностей», компенсация производится за вычетом сумм, выплаченных на основании этого Указа.

Реабилитированные лица и члены их семей имеют право на первоочередное получение жилья в случаях, если они утратили право на занимаемое жилое помещение в связи с репрессиями и в настоящее время нуждаются в улучшении жилищных условий. Реабилитированным лицам, проживающим в сельской местности, предоставляется право на получение беспроцентной ссуды и первоочередного обеспечения строительными материалами для строительства жилья.

Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселения, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на:

первоочередное получение путевок для саниторно-курортного лечения и отдыха;

внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50%;

бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ - 968М при наличии соответствующих медицинских показаний;

бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности в пределах административного района проживания;

снижения оплаты жилой площади, коммунальных услуг на 50% в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством;

первоочередное установление телефонов и других льгот предусмотренных законодательством РФ.

Кроме того, законодательство определяет порядок возврата реабилитированным лицам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества.

Право на возврат, возмещение стоимости или выплату денежной компенсации за конфискованное на территории РФ имущество имеют граждане России, граждане государств - бывших республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, необоснованно репрессированные по политическим мотивам судебными, внесудебными, административными органами, а также иными организациями, наделявшимися административными полномочиями, и в последствии реабилитируемыми, независимо от того, где указанные реабилитируемые лица были репрессированы и проживают в настоящее время.

В случае смерти реабилитируемого лица, возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится его наследникам по закону I очереди в равных долях.

Возврат конфискованного имущества производится в случаях, когда оно сохранилось. Возмещение стоимости имущества производится в случаях когда имущество сохранилось, но не может быть возвращено по основаниям, предусмотренным законодательством, либо реабилитируемое лицо согласно вместо возврата жилого дома на возмещение его стоимости, а так же в случаях, когда имущество не сохранилось, однако имеются документы о его характере, состоянии и имуществе, на основании которых возможна оценка имущества.

Выплата денежной компенсации производится в случаях, когда факт конфискации имущества установлен, но отсутствуют или утрачены документы о его характере, состоянии и количестве.

Законодательством предусмотрены случаи, когда имущество реабилитируемых граждан не подлежит возврату возмещению или компенсации.

Так, не подлежит возврату, возмещению или компенсации:

имущество (в том числе жилые дома), национализированное (муниципализированное) либо подлежащие национализации (муниципализации) в соответствии с законодательством, действовавшим на момент конфискации, изъятия, выхода имущества из владения иным путем;

имущество, уничтоженное во время Гражданской и Великой Отечественной войн, а так же в результате стихийных бедствий;

земля, плодово-ягодные насаждения, неубранные посевы;

имущество, изъятое из гражданского оборота.

При частичной реабилитации граждан возврат конфискованного имущества, возмещение его стоимости или выплата денежной компенсации производится в случае, если имущество конфисковано в связи с необоснованными политическими обвинениями.

Согласно п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.94 г. все вопросы возврата конфискованного имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации реабилитируемым лицам рассматриваются комиссиями по восстановлению прав реабилитируемых жертв политических репрессий.

Все акты союзных республик и местных органов и должностных лиц принятые в отношении репрессированных народов за исключением актов, восстанавливающих их права, признаются неконституционными и утратившими силу.

Льготы реабилитированным жертвам политических репрессий выплачиваются в рамках реализации федерального закона № 1761-I от 18.10.1991. В регионах для репрессированных также запланировано выделение бюджетных средств. Меры поддержки могут отличаться по объему и характеру.

Кого причисляют к репрессированным

Полный перечень лиц, которым полагается реабилитация, приведен в статьях 1,1 и 2 указанного выше закона.

К ним отнесены:

  1. Советские люди и граждане иных стран, к которым применены карательные меры по политическим мотивам;
  2. Пострадавшие от советских спецслужб за рубежами СССР;
  3. Иностранцы, подвергшиеся гонениям за антисоветскую деятельность;
  4. Бывшие несовершеннолетние:
    • вынужденные последовать за родителями в лагеря и на поселения;
    • оказавшиеся без попечения родителей.
Подсказка: статьей 3 указанного нормативного акта близкие родственники пострадавших также отнесены к числу жертв.

Пострадавшие имеют право на целый ряд преференций:

  • восстановление ранее отобранных званий;
  • получение компенсации от государства за ограничение свободы передвижения;
  • социальные льготы различного характера.

Вместе с репрессированными родителями страдали дети. Часть из них осталась сиротами из-за неправильных решений властей. Поэтому и им полагаются некоторые преференции от государства, носящие материальный и нематериальный характер.

Важно! Льготы детям репрессированных родителей в России предоставляются в том же объеме , что и самим невинно осужденным . Совет: все материалы по поводу обвинений и присужденного наказания находятся в архивах. Раннее данные были засекречены. Теперь архивы открыты. В них можно получить информацию о судьбе родственников.

Кого не полагается реабилитировать

Несмотря на внушительные цифры жертв, восстановление прав положено далеко не всем пострадавшим. Часть граждан была наказана совершенно справедливо. Каждое дело внимательно рассматривается на предмет выявления политических мотивов у судей. И реабилитации подвергаются только несправедливо наказанные.

К неправедным жертвам не относят людей, осуждённых за:

  1. Измену Родине, что явствует из материалов расследования;
  2. Совершивших насильственные действия против жизни и здоровья иных лиц:
    • насильников;
    • убийц;
    • террористов;
    • подрывников и диверсантов;
    • бандитов и воров;
  3. Военных преступников и шпионов;
  4. Карателей и иных преступных личностей.
Для сведения: количество безвинно пострадавших значительно уменьшается, когда проводится объективное и беспристрастное изучение доступных материалов.

Процесс реабилитации

Автоматически все ранее осужденные и отбывшие наказание не причисляются к невиновным.

Для получения статуса репрессированного, необходимо обратиться:

  • в орган, принявший решение (если это известно);
  • к должностному лицу, отвечающему за реализацию госполитики ;
  • в правоохранительные органы по месту жительства заявителя.

Для сведения: заявление на законодательном уровне разрешено подавать:

  • самому репрессированному;
  • его родственникам;
  • общественным организациям.

На рассмотрение обращения отводится не более трех месяцев. Работники обязаны за это время провести следующую работу:

  1. установить факт применения к обозначенному в заявке лицу карательных мер;
  2. исследовать мотивы принятого решения;
  3. определить его правомерность;
  4. направить заявителю письменный ответ:
    • о признании человека необоснованно репрессированным;
    • об отказе с указанием мотивации.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Как написать заявление


Форма заявки утверждена приказом по МВД РФ от 23.11.11 № 1165.

Бланк имеется в любом госоргане на территории России, куда может быть направлено обращение.

Необходимо тщательно вписать всю требуемую информацию:

  1. В шапке пишется:
    • наименование органа-получателя (спросить у специалистов на месте или посмотреть на официальном сайте);
    • персональные данные заявителя:
      • ФИО ;
      • полный адрес проживания.
  2. Посредине «Заявление».
  3. В теле обращения следует подробно изложить такие сведения:
    • просьба: «выдать справку о реабилитации»;
    • в отношении кого - указать известные данные лица в формате:
      • ФИО полностью (без ошибок);
      • дата и место рождения (из паспорта, если имеется);
      • место проживания до применения наказания;
      • куда был направлен, в какое время и на какой срок;
    • кто еще пострадал (перечислить членов семейства с датами появления на свет);
    • перечень лиц, на которых требуются справки.
  4. Перечень прилагаемых справок или документов.
  5. Дата и подпись с расшифровкой.
Внимание: ошибки, описки и исправления в тексте приводят к получению недостоверных сведений. Ведь специалисты работают с архивными бумагами, зачастую заполненными от руки. Скачать для просмотра и печати:

Какие предусмотрены льготы

Официальное признание правоохранителей (иных уполномоченных органов) факта неправомерно примененных властных полномочий переводит жертву в разряд реабилитированных. Это означает, что человек имеет право претендовать на льготы и преференции, установленные действующим законодательством.

Реабилитированные получают довольно широкие права. В первую очередь они могут затребовать морального удовлетворения. А именно:

  • восстановления отобранных званий;
  • возвращения отнятых наград;
  • публичного опровержения информации об их антинародной (антигосударственной) деятельности.

Материальные выплаты

Реабилитированные получают право претендовать на материальную компенсацию понесенных потерь:

  1. Предоставление за госсчет жилого помещения, если доказана потеря такового по вине прежних властей.
  2. Получение денежной компенсации:
    • в случае ограничения свободы передвижения (нахождения в тюрьме или в психиатрической лечебнице), но не более 10 000 рублей;
    • за потерянное недвижимое имущество, если вернуть его не представляется возможным (в том же размере);
  3. Ряд льгот социального характера.
Важно: факт понесенной потери материального свойства необходимо доказать документально. Автоматически выплаты из бюджета по таковому поводу не производятся.

Социальные льготы реабилитированным


Пострадавшие граждане обеспечиваются федеральными и региональными преференциями.
В большей части субъектов федерации они получают такие льготы:

  1. 50% скидку (в рамках норм потребления) по оплате:
    • водоснабжения (горячего и холодного);
    • водоотведения;
    • природного газа;
    • отопления;
    • на приобретение сжиженного газа и твердого топлива;
  2. бесплатный проездной на все виды городского общественного транспорта (либо проезд без приобретения билета по удостоверению);
  3. предоставление путевок в лечебно-оздоровительные учреждения в первоочередном порядке;
  4. устройство в дома для престарелых;
  5. скидку на приобретение лекарственных средств по рецепту врача (в каждом регионе своя).

Для сведения: указанные виды преференций финансируются за счет бюджета того уровня, который принял соответствующий закон:

  • общероссийские - из федерального;
  • субъект федерации оплачивает свою социальную программу.

Пенсионные преференции

Время ограничения свободы передвижения включается в трудовой стаж при назначении пенсии. Эта норма записана в законе № 173-ФЗ :

  1. При наличии подтверждения участия в трудовой деятельности до и после особых периодов, их длительность включается в стаж. К особым срокам относят пребывание:
    • в колонии;
    • под стражей;
    • в ссылке;
    • на поселении.
  2. Если кандидат в пенсионеры по старости выбирает, ранее действовавший, порядок назначения содержания, особые периоду учитываются в троекратном размере.
  3. Кроме того, каждый реабилитированный пенсионер имеет право на получение единовременной денежной выплаты к содержанию по старости.
Скачать для просмотра и печати:

Как получить льготы


При наличии справки о реабилитации, необходимо обратиться в госорган, занимающийся предоставлением льгот:

  • большая часть начисляется через соцзащиту;
  • пенсионные преференции нужно требовать в отделении Пенсионного фонда.

Для получения любой преференции необходимо написать заявление и приложить к нему такой основной пакет документов:

  • копию паспорта;
  • копию удостоверения реабилитированного;
  • СНИЛС.
Внимание: удостоверение специального образца оформляется также в органах соцзащиты.

Заявку с документами можно направить в госорган любым удобным способом:

  • лично, путем посещения отделения по территориальному признаку;
  • через многофункциональный центр;
  • по почте отправлением с описью вложений;
  • на портале Госуслуг.

Некоторые особенности региональных программ

Субъектам РФ предоставлены широкие полномочия по выработке и реализации социальных мероприятий. Часть из них направлена на компенсирование потерь незаконно репрессированным гражданам. Наряду с обычными (принятыми во всей стране) регионы предлагают и иные способы поддержки:

  1. В Москве льготникам:
    • выплачивается ежемесячно компенсация за использование телефонной связи в размере 190 руб. ;
    • к стационарной телефонной сети их подключают без взимания платы;
    • оказывают бесплатно услуги по зубному протезированию.
  2. В Санкт-Петербурге реабилитированным назначается пожизненно ежемесячная помощь:
    • 3 907,0 руб. выплачивается людям (и находящимся вместе с ними детям), перенесшим без оснований заключение в:
      1. тюрьме;
      2. психиатрическом диспансере ;
    • 1 955,0 руб. - бывшим поселенцам, ссыльным, привлеченным к принудительным работам;
    • 1 955,0 руб. - несовершеннолетнему, лишенному родительского попечения ввиду неправомерных действий властей.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Возмещение вреда юридическим лицам.

Реабилитированного производится по ходатайству реабилитированного на основании судебного решения, вынесенного в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Если требование о возмещении вреда судом не удовлетворено или реабилитированный не согласен с принятым судебным решением, то он вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

Восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав

Восстановление иных прав реабилитированного.

Реабилитированным, которые были лишены на основании судебного решения специальных, воинских, почетных званий, классных чинов, а также государственных наград, восстанавливаются соответствующие звания, классные чины и возвращаются государственные награды.

Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания, независимо от их вины, возмещается государством в описанном выше порядке в полном объеме.

Однако речь идет не о возмещении вреда, причиненного незаконным или необоснованным уголовным преследованием, как это имеет место в случае лиц физических, поскольку юридические лица не являются субъектами уголовной ответственности. В данном случае возмещается вред, наступивший в результате незаконного применения мер процессуального принуждения в ходе уголовного судопроизводства (обыска, выемки, наложения ареста на имущество и т.д.). Юридическим лицам возмещается лишь имущественный вред, а также устраняются или компенсируются

последствия вреда, причиненного их деловой репутации. Возмещение имущественного вреда юридическим лицам производится по правилам ст. 135 УПК РФ, установленным и для физических лиц.

Устранение последствий или денежная компенсация вреда, причиненного их деловой репутации, осуществляются по правилам, установленным соответственно ст.136 УПК РФ и ст. 152 ГК РФ.

репрессий.

Законом предусмотрено и возмещение вреда жертвам политических репрессий. Собственно, политические репрессии возможны в любом, даже цивилизованном государстве. Это явление характерно и для России. Достаточно вспомнить печально известный период «сталинских репрессий», когда сотни тысяч ни в чем не повинных людей были не просто привлечены к уголовной ответственности и брошены в лагеря, а даже казнены практически без суда и следствия.Их дела рассматривались так называемыми «тройками», т.е. специально назначаемыми судьями в количестве трех человек, в закрытом судебном заседании, причем без права на защиту с помощью защитника, т.е. профессионального адвоката, и без права на обжалование. Очень многим были вынесены смертные приговоры, которые исполнялись почти немедленно. Это ли не пример ужасающего произвола и беззакония!


Только в период так называемой «хрущевской оттепели» государство впервые сделало попытку разобраться в случившемся, освободить незаконно и необоснованно осужденных лиц и признать за ними право на реабилитацию. Естественно, право на реабилитацию признано и за теми, кто заплатил своими жизнями за судебный произвол. С требованиями о возмещении вреда, причиненного казненным, вправе обратиться их наследники, близкие родственники и родственники.

Лиц, незаконно и необоснованно осужденных в период «сталинских репрессий» было так много, что процесс их реабилитации растянулся на десятилетия и практически не закончен до настоящего времени. Мало того, репрессиям подвергались и их родственники, как близкие, так и дальние. Не щадили даже детей. Не только целые семьи, а целые народы высылались в глухие районы Сибири. При этом никто даже не вспоминал о том, что бремя наказания должно нести только лицо, признанное на основании приговора суда виновным в совершении преступления. Соответственно, у родственников незаконно репрессированных лиц также возникает право на реабилитацию.

К сожалению, со смертью Сталина период политических репрессий отнюдь не закончился. Людей, недовольных политикой, проводимой государством в годы советской власти, было очень много. Государство продолжало преследовать всех инакомыслящих. Только способы борьбы с ними стали более изощренными. Например, этих людей объявляли психически больными и принудительно помещали в психиатрические больницы якобы на лечение. Многие в конечном счете действительно превратились в психически неполноценных. Государство практиковало также лишение инакомыслящих советского гражданства и высылку их из страны.

Если ныне действующий УК РФ во главу угла ставит охрану прав и законных интересов личности и, в первую очередь, жизни и здоровья человека, то прежнее уголовное законодательство приоритетной ценностью считало интересы государства, и наиболее жестоко карались именно преступления против интересов государства. В свое время даже за хищение государственного имущества в особо крупных размерах (ст. 92 УК РСФСР) была предусмотрена смертная казнь.

Главным и основным источником норм права, устанавливающих правовой статус лиц, пострадавших от политических репрессий, и условия возмещения причиненного им вреда, является принятый 18 октября 1991 года Закон № 1761-I «О реабилитации жертв политических репрессий». Этот законодательный акт призван восстановить справедливость в отношении тех, кто был подвергнут политическим репрессиям на территории России с 1917 года и упорядочить все ранее принятые решения, касающиеся реабилитации жертв политических репрессий.

Под политическими репрессиями в Законе понимаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшиеся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями (ст. 1).

Очевидно, что политические репрессии могут быть применены только к физическим лицам. Закон называет четыре категории таких лиц:

  • 1) граждане Российской Федерации, граждане государств - бывших союзных республик СССР, иностранные граждане и лица без гражданства, подвергшиеся политическим репрессиям на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года;
  • 2) лица, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, репрессированные советскими судебными и административными органами, действовавшими за пределами СССР, либо военными трибуналами, либо центральными судами Союза ССР и внесудебными органами (Верховным Судом СССР и его коллегиями, Коллегией ОГПУ СССР, Особым совещанием при НКВД-МГБ-МВД СССР, Комиссией НКВД СССР и Прокуратуры СССР по следственным делам);
  • 3) иностранные граждане, репрессированные по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР по обвинению в деяниях против граждан СССР и интересов СССР. Следует уточнить, что вопросы реабилитации иностранных граждан, репрессированных по решению судов Союза ССР или внесудебных органов за пределами СССР на основании международных законов за деяния против интересов Объединенных Наций во второй мировой войне, решаются в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации с заинтересованными государствами;
  • 4) дети, супруга (супруг), родители лиц, расстрелянных или умерших в местах лишения свободы и реабилитированных посмертно.

Первые три категории подпадают под определение «жертва политических репрессий». Четвертая категория лиц именуется «пострадавшими от политических репрессий». Эти два понятия не однородны по своему содержанию. Такой вывод можно сделать из анализа положений Закона, касающихся возмещения вреда. Закон создает для пострадавших от политических репрессий иной по сравнению с «жертвами» правовой статус, в частности уменьшает объем предусмотренных компенсаций.

В этой связи примечательна позиция Конституционного Суда Российской Федерации, нашедшая отражение в Постановлении от 23 мая 1995 г. N 6-П по делу о проверке конституционности статей 2.1 и 16 Закона от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 года) в связи с жалобой гражданки З. В. Алешниковой СПС «Гарант»..

Гражданка З. В. Алешникова обратилась в Конституционный Суд с жалобой на нарушение ее конституционных прав статьями 2.1 и 16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий". Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли конституционным правам и свободам граждан положения части первой статьи 2.1 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий".

Заявительница - гражданка З. В. Алешникова, 1931 года рождения, проживала до 1942 года вместе с родителями в Сталинградской области. В 1942 году ее родители были повторно репрессированы в административном порядке как социально опасные лица, в связи с чем она вместе с семьей была насильственно выселена с места своего проживания. В 1993 году родители З. В. Алешниковой были реабилитированы УВД Волгоградской области на основании пункта "в" статьи 3 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий", а она на основании абзаца 1 части первой статьи 2.1 того же Закона была признана пострадавшей от политических репрессий.

Полагая, что к ней политические репрессии применялись непосредственно, З. В. Алешникова обращалась в органы социального обеспечения, в Министерство юстиции Российской Федерации с просьбой признать ее необоснованно репрессированной и распространить на нее все компенсации, предусмотренные для этой категории лиц статьей 16 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий"

Конституционный Суд установил, что рассматриваемое положение абзаца 1 части первой статьи 2.1 Закона "О реабилитации жертв политических репрессий" по существу и по смыслу, придаваемому ему на практике, устанавливает необоснованные и несправедливые различия (в том числе связанные с возрастом) в отношении определенной категории граждан, признаваемых пострадавшими от политических репрессий, по сравнению с необоснованно репрессированными, хотя к ним применялись такие же меры репрессий по политическим мотивам. Подобное истолкование нормы Закона фактически приводит к дискриминации жертв политических репрессий по возрасту, поскольку заведомо лишает определенную возрастную категорию лиц права на реабилитацию. Данное положение было признано неконституционным и не подлежащим применению.

С аналогичной жалобой обращался также гражданин Пинхасик М. Л. В связи с чем Конституционным Судом РФ было вынесено Определение от 18 апреля 2000 года № 103-О СПС «Гарант»..

Закон 1991 года содержит исчерпывающий перечень реабилитирующих оснований, в соответствии с которыми лица, подвергнутые политическим репрессиям, подлежат реабилитации (ст. 3). Но Закон также определяет и перечень нереабилитирующих оснований - оснований, по которым лица, обоснованно осужденные судами, а также подвергнутые наказаниям по решению несудебных органов, в делах которых имеются достаточные доказательства по обвинению в совершении следующих преступлений:

  • 1) измена Родине в форме шпионажа, выдачи военной или государственной тайны, перехода на сторону врага; шпионаж, террористический акт, диверсия;
  • 2) совершение насильственных действий в отношении гражданского населения и военнопленных, а также пособничество изменникам Родины и фашистским оккупантам в совершении таких действий во время Великой Отечественной войны;
  • 3) организация бандформирований, совершавших убийства, грабежи и другие насильственные действия, а также принимавших личное участие в совершении этих деяний в составе бандформирований;
  • 4) военные преступления, преступления против мира, против человечности и против правосудия.

Кроме того, не подлежат реабилитации направленные в административном порядке на спецпоселение лица из числа репатриированных советских граждан (военнопленных и гражданских лиц), служивших в строевых и специальных формированиях немецко-фашистских войск, полиции, если имеются доказательства их участия в разведывательных, карательных и боевых действиях против Красной Армии.

Так, 30 мая 1997 года Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ было вынесено Определение об отказе в реабилитации Нуортевой К. А. СПС «Гарант». Последняя будучи в 1942 г. направлена в Финляндию, т.е. в тыл противника, для выполнения специальных заданий органов госбезопасности, изменила Родине, сообщила врагу о полученном ею задании и выдала лиц, связанных с ней по работе в пользу советской разведки. Изменническая деятельность Нуортевой подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.

При таких обстоятельствах судебная коллегия находит, что Нуортева по ст. 58 УК РСФСР осуждена правильно, в связи с чем оснований для ее реабилитации не имеется. На основании чего судебная коллегия определила: признать Нуортеву Кертту Александровну обоснованно репрессированной и реабилитации не подлежащей.

О возмещении вреда лицам, пострадавшим от политических репрессий, будет рассмотрено в Главе 3 работы.

Закон 1991 года не является единственным источником норм права, касающихся реабилитации.

На основании него был принят целый ряд специальных нормативных актов, одни из которых устанавливают специальные правила для отдельных групп реабилитированных (Постановление ВС РФ от 29 июня 1993 г. № 5291-I «О реабилитации российских финнов», Постановление ВС РФ от 1 апреля 1993 г. № 4721-I «О реабилитации российских корейцев», Постановление ВС РФ от 16 июля 1992 г. № 3321-I «О реабилитации казачества»), другие детализируют положения Закона и направлены на его исполнение (Постановление Пленума ВС РФ от 21 декабря 1993 г. № 12 «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий», Указ Президента РФ от 23 апреля 1996 г. № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий», Постановление Правительства РФ от 16 марта 1992 г. № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставления льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», Закон Свердловской области от 25 ноября 2004 г. N 191-ОЗ "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области").

Загрузка...