musings.ru

Подготовка технического задания по 44 фз. Как составить техническое задание на закупку: образец

Правильным подходом к составлению ТЗ по 44-ФЗ будет внимательная сверка с правилами 44-ФЗ, о том, что можно, и что нельзя включать в описание объекта закупок. Разберем этот момент подробнее. Скачайте в статье формы и образцы технических заданий на любой вкус.

Как подготовить ТЗ по 44-ФЗ

Общие правила составления технического задания по 44-ФЗ, а точнее правила описания объекта закупки установлены ст. 33 Закона о контрактной системе. Приведем основные:

  • описание объекта закупки должно носить объективный характер. Не допускаются двусмысленности и разночтения;
  • ТЗ по 44-ФЗ содержит в себе функциональные, технические и иные характеристики, которые требуются от поставляемого товара (либо произведенных работ);
  • форма техзадания должна быть нейтральной: не допускается включение в описание товарных знаков, фирменных названий, патентов, названий стран-производителей продукции. Можно использовать указание на товарный знак при условии сопровождения его словами «или эквивалент» либо в том случае, когда приобретаются запчасти и расходные материалы к оборудованию;
  • при необходимости снабжается спецификациями, чертежами, требованиями к упаковке и т.д.

При составлении документа заказчик может прописать в ТЗ, что продукция, которая ему будет поставлена, должна быть новой, не бывшей в употреблении и не ремонтировавшейся. При разработке технического задания по 44-ФЗ на аукцион заказчик указывает минимальные и/или максимальные значения показателей, участники же указывают конкретное.

Какие ошибки в ТЗ можно исправить на разных стадиях закупки

Если некогда запросить характеристики товара у поставщиков, вы берете описание объекта закупки из интернета. Это быстро, но вы рискуете взять неактуальную информацию, а значит, техзадание придется переделывать. Читайте в статье, что делать на каждой стадии закупки, если в ТЗ обнаружили ошибку или опечатку.

Нельзя включать в один лот разнородную продукцию, устанавливать заведомо невыполнимые сроки поставки, либо умышленно прописывать требования к объекту закупки, в реальности соответствующие только одному конкретному товарному знаку.

Правила написания технического задания по 44-ФЗ

Выше мы привели общие требования, сейчас остановимся на нюансах. В силу п. 4 ст. 23 44-ФЗ название объекта закупки должно быть указано в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг. КТРУ утвержден постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 № 145. Если описание продукции отличается от того, что указано в каталоге техническое задание по 44-ФЗ в 2019 году должно включать в себя письменное обоснование этого.

При формировании надо также обращать внимание на коды ОКДП, относящиеся к закупке, проверить их корректность и соответствие этим кодам поставляемой продукции. В некоторых случаях большое значение имеют ГОСТы, СНИПы, СанПиНы. Например, может быть закреплено требование в ТЗ по 44-ФЗ знать ГОСТ 34 и ГОСТ 19. (ГОСТ 34 используется в заданиях на разработку автоматизированных систем, а ГОСТ 19 – на разработку программного обеспечения).

В случае разработки на выполнение строительных работ следует корректно описать определенный вид работ (указать соответствующие этим работам коды), описать порядок производства работ. Документ в этом случае также должен содержать ведомость используемых товаров, например, оборудования и материалов (с приложением их наименований и характеристик), сметную и проектную документацию.

Включает ли подготовка технического задания по 44-ФЗ цену? Как правило, расчет начальной цены контракта делается отдельным документом. Включать НМЦК в техзадание или нет, решает госзаказчик.

Правила составления ТЗ по 44-ФЗ

У контрактных управляющих нередко возникает вопрос: кто делает техническое задание по 44-ФЗ? Нередко его составление требует специальных знаний, которыми управляющие не владеют. Поэтому заполнение осуществляется заинтересованными подразделениями заказчика. Контрактные управляющие лишь проверяют его на соблюдение норма законодательства.

У госзаказчика может быть разработано типовое техническое задание по 44-ФЗ, на основе которого формируются уже ТЗ к различным конкурентным процедурам. Типовая форма включает в себя основные пункты, которые должно содержать задание. Оно также может содержать пример технического задания по 44-ФЗ и основные правила оформления.

Кто подписывает техническое задание по 44-ФЗ? Как правило, руководитель организации либо уполномоченное им лицо. Стоит ответственно отнестись к подготовке ТЗ по 44-ФЗ, т.к. изменить его не всегда возможно. В силу ч. 7 ст. 95 изменение ТЗ при выполнении госконтракта в части изменения вида работы, товара, услуги допускается только в том случае, если будут поставлены работы, товары, услуги, обладающие лучшим качеством, характеристиками, по сравнению с теми, что были указаны в первоначальном ТЗ. Как избежать ошибок при работе с техзаданием, разберем на свежих решениях ФАС

Ответы на вопросы

Можно ли при покупке легкового автомобиля ОКПД2-29.10.22.000 написать конкретную марку (Шкода) со словами эквивалент?

Ответ. Да, вы можете указать конкретную марку автомобиля со словами «или эквивалент». При этом добавлять уточнение «или эквивалент» - обязательное требование закона. Помимо этого указывайте диапазоны требуемых характеристик так, чтобы под эти показатели попадали как минимум две модели машин разных производителей (лучше – три или больше). Если укажете параметры так, что будет подходить только та модель Шкоды, которую вы и хотите, это признают ограничением конкуренции.

Если хотим приобрести конкретную марку автомобиля, как тогда описать техзадание и писать ли слово эквивалент?

Ответ. Смотрите ответ на первый вопрос. Вы вправе указать конкретную марку автомобиля, только сопроводив такое указание словами «или эквивалент». Попытка закупить конкретную марку автомобиля без обоснования - нарушение принципа конкуренции контрактной системы.

Если при поставке легкового автомобиля в ТЗ в предмете закупки мы ставим легковой автомобиль и прописываем технические характеристики только одного авто. Это правильно?

Ответ. Нет, это неправильно. Указывать конкретные характеристики, под которые подходит только одна марка и модель автомобиля - нарушение закона о конкуренции и правил описания объекта закупки. Вы рискуете в случае проверки быть оштрафованными по части 4.1 статьи 7.30 КоАП.

Также см. ответ на первый вопрос. Укажите характеристики так, чтобы поставщики могли предложить вам как минимум два (лучше - больше) аналогичных по классу и характеристикам автомобиля разных производителей. Указывайте диапазоны значений требуемых характеристик, либо используйте слова «не менее» и «не более», чтобы под ваш объект закупки подходили разные машины.

Если товар входит в КТРУ, то можно ли дополнить техническое задание требованиями ГОСТов? Только при наличии обоснования? Обоснование дополнительных характеристик можно размещать только в ТЗ или ещё и в плане-графике?

Ответ. Любое дополнение позиции КТРУ производите только с обоснованием. Укажите, почему вы дополняете описание из каталога. Такие требования указаны в п. 5 и 6 Правил использования КТРУ (утв. Постановлением Правительства от 08.02.2017 № 145). Также отразите всю дополнительную информацию сверх информации из позиции КТРУ во всех плановых документах.

Скажите, если есть смета (как обоснование НМЦК) на тек. ремонт вентиляцию, там есть материалы (короба металлические) нужно к ним подписывать «или эквивалент»?

Ответ. Когда вы закупаете материалы для работ или услуг вы можете указывать конкретные товарные знаки.

Должно ли наименование объекта закупки полностью совпадать с ОКПД2 или допустимо использовать более детальное наименование объекта закупки?

Ответ. Если ваш объект закупки есть в КТРУ, используйте наименование продукции из классификатора ОКПД2. Не отклоняйтесь от стандартного наименования и описания закупаемого товара.

Каким отдельным документом подтверждается гарантия?

Ответ. При закупке нового товара, обычно это гарантийный талон от производителя. Он поставляется вместе с товаром. Проверьте, чтобы он был заполнен со стороны поставщика - дата продажи, печать. Кроме того, гарантийные обязательства прописываются в условиях контракта.

При благоустройстве дворовых территорий нужно ли прописывать в ТЗ малые архитектурные формы? Они указаны в проекте, какие нужны.

Ответ. Не видя сам проект благоустройства территории и то, в каком виде там дан перечень малых архитектурных форм (МАФ), сложно дать однозначный ответ. Но предположу, что лучше включить описание ключевых характеристик МАФ в техническое здание.

К МАФ относят, например, ограды, цветочницы, скамейки, беседки. Беседка может быть деревянной, а может при схожих размерах и площади иметь бетонный фундамент и колонны. Соответственно, стоимость и сроки возведения такой беседки могут различаться в разы. Скорее всего, в обычном дворе спального района, беседка с колоннами и не предусматривается, но ограды там точно бывают: это может быть низкий деревянный заборчик, а может быть железная фигурная ограда или же просто куски фанеры, примерно одинаковой высоты, вдавленные в землю - чем не оградка?

Тип, материал, высота от земли, способ крепления/установки (закапывается в землю или имеет свой собственный фундамент), цвет ограды - все это важные ключевые характеристики МАФ. Об этих характеристиках должны знать участники закупки, если, конечно, вы действительно хотите получить то, что заложено в проект, а не «что-то типа того» - что завалялось у поставщика на складе.

Если же все ключевые характеристики (виды и количество МАФ и их размещение на территории, материалы, все размеры, форма, требования к качеству, надежности и безопасности и т.п.) МАФ указаны в проекте, дублировать их в техздании не обязательно. Дополнительно подчеркните в этом случае, что при поставке (строительстве, размещении) МАФ, исполнитель руководствуется проектом благоустройства и все требования и характеристики объектов берет из проекта. Сам проект благоустройства в этом случае является неотъемлемой частью документации о закупке и последующего контракта. И в какой-то степени этот проект также одновременно является и техническим заданием, его аналогом или его частью.

Если в приказе по нормированию не предусмотрен МФУ, только принтер и сканер. Можно ли купить МФУ?

Ответ. Если в вашей организации занормированы требования к закупаемым товарам работам, услугам, не отклоняйтесь от утвержденных нормативов. Закупайте принтер и сканер по отдельности с учетом требований ваших нормативных документов.

Оригинальный картридж во-первых не портит технику, подлежит неоднократной заправке, а неоригинальные картриджи - одноразовые. Где экономия?

Ответ. Оригинальный картридж действительно, вряд ли испортит технику. Но вот его перезаправка - также лишает гарантии и на сам картридж и на технику, на котором используется такой перезаправленный картридж. Впрочем, если гарантийный срок уже истек, это становится менее важным параметром.

Экономии в закупках оригинальных картриджей никакой нет, мы с этим согласны. Экономия будет как раз при подборе недорогих совместимых картриджей, либо если найдете хорошую мастерскую по перезаправке картриджей (либо будете вызывать специалиста по заправке в свою организацию).

Однако при использовании оригинальных комплектующий все ниже риск поломки дорогостоящей техники, ремонт которой может «убить» всю экономию.

Если в КТРУ название товара, например: Бензин автомобильный АИ-92 экологического класса не ниже К 5, то так и писать это название в плане закупок, плане –графике, документации и т.д. или же можно написать, например Бензин АИ-92?

Ответ. В плановых документах наименования объектов закупок пишите в полном соответствии с названиями из КТРУ.

P.S. Не совсем по теме, но все-таки: в ближайшее время план закупок будет отменен. Следите за новостями и статьями на портале.

Кто проверит, что оборудование новое?

Ответ. Контролирующие органы при проверках осуществляют в том числе визуальный осмотр и проверку сопроводительных документов.

Если же речь о проверке на приемке товара, то это визуальный осмотр. Пример по упаковке: Товар должен поставляться в упаковке производителя, не имеющей повреждений, с сохранением всех защитных знаков и пломб производителя, обеспечивающей сохранность товара при перевозке, и при необходимости, в последующем хранении. На всех товарах должна быть нанесена однозначно трактуемая маркировка – наименование, данные об изготовителе, дата (месяц и год) изготовления продукции.

Если в проекте контракта цена с НДС, а участник работает без НДС, надо ли писать протокол разногласий?

Ответ. Протокол разногласий в этом случае - один из вариантов решения. Если заказчик не является плательщиком НДС, то налог в цене для него - несущественное условие, а значит, подлежит изменению. Если с протоколом разногласий что-то не получится, можно заключить дополнительное соглашение на изменение цены контракта. Позиция контрольных органов по этому вопросу неоднозначна. Обязать заказчика менять цену, потому что победитель оказался на упрощенке, никто не вправе. Но и изменять цену контракта на сумму НДС, из-за того, что победитель на упрощенке - нельзя.

В продолжение... если подсчитать и сравнить затраты по заправке оригинальных картриджей и приобретению, использованию эквивалентов - затраты не соизмеримы, и это с учетом ремонта оборудования после использования неоригинальных картриджей. стоит задуматься, если мы говорим об экономии....

Ответ. Согласен с вашей позицией. Но ситуации могут быть разными. Некоторое сложное печатное оборудование может стоить несколько миллионов рублей. В таких случаях использование неоригинальных комплектующих может привести к серьезным проблемам и огромным затратам в случае поломки.

Можно ли в названии закупки писать: «Поставка программного обеспечения Microsoft Windows 10 Pro»?

Ответ. Общее правило по Закону № 44-ФЗ. Так как операционная система Windows 10 является зарегистрированным торговым знаком корпорации Microsoft, по общему правилу при описании объекта закупки следует добавлять слова «или эквивалент». А объект закупки назвать «Поставка неисключительных прав на использование программного обеспечения (операционной системы)». Эквивалентами в данном случае станут ОС того же производителя Windows 7 и Widows 8.1. - это более старые и более дешевые аналоги, обладающие однако тем же функционалом и поддерживающие работу с любыми программами, которые могут быть у заказчика, в том числе с самыми современными.

Ремарка. Отечественные аналоги (все они на основе Linux, если не ошибаюсь) менее эффективны и не могут обеспечить качественную и корректную работу с современным ПО и оборудованием, имеющимся у заказчика. Сам Linux менее дружелюбен для непрофессионального пользователя, сложен в освоении, несовместим с некоторыми программами. Обучение работе с Linux обойдется гораздо дороже покупки Windows 10, то есть покупка Linux будет крайне неэффективной.

Практика. Однако в ЕИС можно найти много закупок, где в названии указано только «Поставка ПО Microsoft Windows 10 Pro» и в документации не говорится об эквивалентности. Судя по всему, эти закупки проходят без проблем и не привлекают внимание контролеров. Дело в том, что эквивалентность больше касается торговой марки в целом, а не различных версий внутри этой торговой марки. Контролеры тоже понимают, что Windows - оптимальный вариант для пользователей. Кроме того, что тоже важно, Microsoft поддерживает, но больше не производит новые лицензии на Windows 7 и Widows 8.1. (но в продаже они еще будут долго). То есть Microsoft Windows 10 - самая современная + единственная актуальная, а значит и самая эффективная ОС для абсолютного большинства пользователей (MacOS не в счет, компьютеры Apple при схожем функционале в разы дороже). Рано или поздно Windows 7 и Widows 8.1 производитель прекратит поддерживать и обновлять; останется только один актуальный продукт Windows 10, домашняя и профессиональная версии.

Итог. Хотя указание в названии объекта закупки «Поставка программного обеспечения Microsoft Windows 10 Pro» формально противоречит требованиям закона, практика показывает, что подобные закупки проводят довольно часто. Указание Windows 10 Pro и требует обоснования из серии «желания идти в ногу со временем»:

  1. Необходимость обеспечения взаимодействия с оборудованием и программным обеспечением имеющимся у заказчика;
  2. Необходимость совместимости со всеми программами имеющимися у заказчика, а также с версиями программ, которые выйдут в будущем;
  3. Другие продукты корпорация Microsoft уже не производит, а через некоторое время прекратит их поддерживать и обновлять для защиты от ежедневно проявляющих новых угроз;
  4. Обеспечение технической поддержки от производителя к продукта на долгие годы и т.п.

Технические специалисты могут углубиться и в качестве обоснования указать более детальный «айтишные» требования, по которым будет получаться, что только десятка обеспечит наилучшую работу программ, серверов, безопасности и т.п.для нужд заказчика.

Можно ли требовать соответствие товаров национальным (региональным) стандартам и требованиям, не обязательным в России? Или соответствие требованиям необязательных, коммерческих сертификаций?

Ответ. Такие требования вы можете указать в документации, только если обоснуете их необходимость для своих нужд. Это прямо указано пункте 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. По общему правилу заказчики используют показатели, требования, условные обозначения и терминологию, которые предусмотрены техническими регламентами и документами (ГОСТами), применяемыми в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством РФ о стандартизации (там же: п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).

Жестко требовать соответствие необязательным коммерческим сертификаты, скорее всего, признают необоснованным ограничением конкуренции (хотя опять же, сможете аргументировано обосновать - почему нет). Участники подадут жалобу, контролеры выпишут предписание. Однако если речь о конкурсе, вы можете указать, что наличие таких сертификатов будет преимуществом для участника и его заявка при прочих равных условиях будет оценена выше.

Какие права имеет Исполнитель, если после подписания ГК, выясняется, что при требовании изготовить бланк «график» тиражом 1млн, выясняется что этот тираж включает 500 тыс разных видов этого графика, что в десятки раз увеличило себестоимость услуг?

Ответ. В этой ситуации все зависит от того, была ли в проекте контракта изначально отражена форма (формы) графика. Если форма была утверждена - жалуйтесь на нарушение существенных условий контракта со стороны заказчика.

Оптимальным решением для таких случаев - запрос разъяснений на этапе подготовки заявки на участие. Если разъяснения не запрашивали и в контракте форма графика не приложена, суд вряд ли примет решение в пользу поставщика.

Без тех. задания можно проводить котировку?

Ответ. Можно. Запрос котировок не предполагает документации, значит, и технического здания там нет. Но в извещении о проведении запроса котировок вы должны указать характеристик поставляемого товара. Также вы можете продублировать требуемые и в самом контракте, сделав к нему приложение, где укажете все нужные ключевые характеристики.

Можно в ТЗ не указывать конкретный ГОСТ, только условие о соответствии действующему ГОСТУ?

Ответ. Да, можно. Но тут двоякая ситуация. Написать так в документации вам никто не запрещает, но есть вероятность, что такая формулировка соберет много запросов на разъяснения со стороны участников и привлечет внимание контролеров. К тому же действующих ГОСТов на один и тот товар может быть несколько.

Показатели, характеристики, требования ГОСТов на один и тот же товар периодически меняются - это естественный процесс, обусловленный требованиями рынка, развитием экономики, изменением и развитием технологий производства. Если заказчик сам не знает, каким именно ключевым требованиям и характеристикам из действующего ГОСТа должен соответствовать товар, у контролера могут возникнуть вопросы: достаточно ли хорошо этот заказчик разбирается в предмете закупки, сможет ли корректно оценить заявки участников и провести приемку?

По умолчанию добросовестные заказчики, которые не хотят запутать поставщиков, указывают обозначение ГОСТа (то есть его номер) и наименование ГОСТа. Например:

  1. ГОСТ 10015-87 Бумага гуммированная для переводных изображений;
  2. ГОСТ 10119-2007 Консервы из сардин атлантических и тихоокеанских в масле

Помните, что корректное название и актуальность ГОСТов вы всегда можете найти проверить на официальном сайте Ростстандарта → www.gost.ru

Можно ли указывать соответствие конкретному ТУ, не является ли это ограничением конкуренции? ТУ может быть разработано и принадлежать только одному производителю.

Ответ. По общему правилу - нет, это ограничивает конкуренцию. Но бывают исключения, когда ТУ допустимы, надо смотреть по ситуации. Если вы докажете, что в регионе есть несколько поставщиков продукции этого производителя - может быть, нарушений и ограничений конкуренции не найдут. Безопаснее ссылаться на ГОСТ.

Технические условия регистрируют конкретные производители на конкретные товары. Поэтому указывать в техническом задании реквизиты ТУ недопустимо. Но иногда ТУ носят обязательный характер, в таких случаях их можно указывать в техзадании. Например, если закупают вещевое обеспечение для нужд силовых органов. Когда в описании объекта закупки используют ТУ, ФАС проверит, есть ли они в открытом доступе. Если указываете конкретные реквизиты ТУ в документации, опубликуйте их в ЕИС.

Имеем ли мы право указывать в спецификации конкретный товар или как в ТЗ только характеристики?

Ответ. Нет, спецификация и техзадание - это если не идентичные, то аналогичные по своей сути вещи. Нельзя в спецификации указывать конкретный товарный знак, если в техзадании вы это запретили. У вас получится два документа внутри документации, требования которых противоречат друг другу.

Если помните, на одном из первых слайдов мы говорили, что формально понятия «техническое задание» в 44-ФЗ нет. Некоторые заказчики могут использовать синонимы, например «Техническая часть описания объекта закупки» или «Техническая спецификация». Возможно, в вашем случае следует ограничиться одним документом, который будет включать все необходимые требования и характеристики закупаемых товаров. Какое название будет иметь этот документ - второстепенно.

Можно ли отклонить заявку по первым частям, если там указана заведомая ложь?

Ответ. Можно, но все-таки у вас должно быть доказательство, что это ложь. И еще проверьте, на всякий случай, все ли в порядке с вашей документации, нет ли там не стыковок, из-за которых заказчик и указал «заведомую ложь».

Можно ли закупить конверты и кондиционер, если их вообще нет в нормировании?

Ответ. Да, можно. Не все товары нормируются в принципе в региональных и ведомственных перечнях. Обычно нормируют те группы товаров, при которых есть риск закупки необоснованно дорогих и роскошных товаров, например мебели, смартфонов, компьютерной техники и т.п. Конверты и кондиционеры вряд ли, можно к таковым отнести.

Если наименование объекта закупки «Трактор Беларус-8.1» без указания эквивалент, а в техзадании указано «эквивалент» - нарушение?

Ответ. Здесь и нарушение (хотя и не большое) и нестыковка. Указывая конкретную марку трактора без указания слов «или эквивалент» и без обоснования, что вам необходима эта конкретная модель трактора, вы нарушаете пункт 1 части 1 Закона № 44-ФЗ. Правила описания объекта закупки действуют по умолчанию на всю документацию, а не только на техническое задание (которого может не быть вовсе, или которое может называться по-другому).

Нестыковка в том, что вы вводите участников в заблуждение: в документации сначала они видят, что к закупке требуется конкретный трактор «Белорус 8.1». Дальше в техническом задании, видно, что можно поставить аналог. Только что вам требовалась конкретная модель, а теперь уже можно поставить эквивалент - это нестыковка в документации, за которую вы рискуете получить жалобу, а в последствии предписание от контролера, исправить такую нестыков.

Корректнее было бы назвать объект закупки примерно «Трактор для выполнения сельскохозяйственных работ» или «Трактор сельскохозяйственный». Также в наименование можно добавить одну или две ключевых характеристики, например «Класс тяги 4» или «Мощность двигателя 200–250 л.с.»

Указали, что футбольная форма нужна Nike или эквивалент, в ТЗ указали обязательным условием: по технологии Dri-Fit (которые есть только у формы Nike). Нарушение ли это?

Ответ. Предположу, что, если поступит жалоба, то контролер признает это ограничением конкуренции. Причем таким, не прямым, а скрытым, через характеристики товара.

«Технология Nike Dri-FIT - это ткань на основе высокотехнологичного полиэстера, позволяющая дольше сохранять комфорт при интенсивных нагрузках. Уникальная структура ткани Dri-FIT из высокофункциональной микрофибры поддерживает естественную систему охлаждения твоего тела. Она отводит влагу и равномерно распределяет ее по поверхности одежды, откуда она быстрее испаряется.»

Если отбросить рекламные словечки, типа «уникальная структура» (в единственном экземпляре что ли?), мы увидим, что в сухом остатке речь идет о простом полиэстере и ткани из микрофибры с повышенным влагоотделением, влагоиспарением.

У компании Adidas есть аналогичные технологии, например ClimaCOOL: «обеспечивает комфорт и ощущение прохлады при физических нагрузках даже в самую сильную жару активно выводит влагу и избытки тепла с поверхности кожи. Специально спроектированные вентиляционные каналы и материалы с трехмерной структурой обеспечивают микровентиляцию тепло и влаговыводящие материалы впитывают пот и выводят его на поверхность ткани для дальнейшего быстрого испарения. »

Но не стоит особо переживать. Скорее всего, найдется много разных поставщиков спорт-инвентаря, которые смогут вам поставить такую форму именно фирмы Nike - то есть принцип конкуренции, пусть и не очень широко, не на 100%, но все же вы соблюдаете.

Почему мы ОБЯЗАНЫ покупать совместимые картриджи, если мы хотим использовать ТОЛЬКО оригинал? Ссылку на нормативку можно?

Ответ. Вы не обязаны закупать только совместимые картриджи. Но ваши желания должны быть в рамках закона, по которому вы работаете: по закону вы обязаны соблюдать принцип конкуренции. Конкретно - первое предложение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ. Также помните, что обеспечение конкуренции - один из принципов, на которых основывается контрактная система в сфере закупок (статья 6 и статья 8 Закона 44-ФЗ).

Если ваше оборудование уже не на гарантии, одного желания закупать оригинал будет недостаточно. Вы не сможете обосновать закупку оригинальных картриджей, не совместимостью картриджей других производителей с вашим оборудованием. Они-то как раз совместимы, они работают, они так и называются «совместимые». Кроме того, есть еще один более дешевый способ работы с офисной техникой - заправка картриджей. Услуги по заправке картриджей также включены в ОКПД2, по ним проводят закупки.

Никто не запрещает вам указать, что к поставке требуется только оригинал. Однако будьте готовы, что, во-первых, на вашу заявку поступят жалобы от участников-поставщиков совместимых картриджей. Во-вторых, контролеры могут признать вашу закупку нарушающей конкуренцию и статью 33 Закона № 44-ФЗ.

Каким образом практически можно понудить поставщика аналоговых картриджей в период гарантийного срока произвести ремонт оргтехники за свой счет в случае ее поломки?

Ответ. Если такого условия не было в документации или контракте, вероятность возложить ответственность на поставщика крайне мала. Даже если вы проведете независимую экспертизу, которая докажет, что оборудование сломалось из-за использования неоригинальных комплектующих (что совсем не обязательно), суд вряд ли встанет на вашу сторону. Скорее всего, это признают предпринимательскими рисками и не более. Поэтому закладывайте такое условие в документацию и контракт еще на этапе планирования закупки и определения поставщика.

Имеет ли право заказчик установить требование в тех.задании свыше гарантии, установленной производителем? (производитель дает 12 мес., а заказчик хочет поставить не менее 36 мес.).

Ответ. Да, если не ограничите конкуренцию. Многие магазины электроники предлагают дополнительные услуги по повышенной гарантии, стоит такая услуга 5-15% от стоимости товара. В маркетинге и продажах такие услуги (зачастую навязываемые) называют «расширением чека». Помните, что дополнительные гарантия – это увеличившиеся риски поставщика понести возможные затраты на гарантийный ремонт, это стоит учитывать при обосновании НМЦК.

В описание объекта закупки Заказчик устанавливает так же требования к гарантийному сроку при поставке товара (ст. 33 Закона 44-ФЗ). Часть 5 статьи 6 Закона от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» гласит, что Изготовитель (исполнитель) вправе устанавливать на товар (работу) гарантийный срок, а также вправе принять обязательство в отношении недостатков товара, обнаруженных по истечении установленного им гарантийного срока (дополнительное обязательство). Установление гарантийного срока – это право изготовителя (продавца), а не обязанность и законом не ограничивается возможность установления также различных гарантийных сроков.

Заказчик вправе установить определенный им гарантийный срок в документации о закупке. Данное требование, определенные заказчиком в отношении закупаемой продукции должны соответствовать требованиям и условиям, установленным Законом 44-ФЗ с учетом положений законодательства о защите конкуренции.

Вес пачки бумаги д.б. 2,24532кг, при взвешивании всегда меньше (с учетом обертки пачки), что делать, отклонять?

Ответ. Надо смотреть документацию. Судя по всему, принимать… Но это не точно… Вы установили требование к весу пачки бумаги с точностью до сотой доли грамма (!) . Как вы это обосновали? Как вы высчитали этот вес с такой точностью? На основе взвешивания пачки из прошлой партии? Или посчитали вес одного листа из расчета количество листов в листе 1 кв. м. (около 16), а затем перемножили на количество листов в пачке? Даже две одинаковые пачки бумаги из одной коробки по весу будут различаться на пару-тройку процентов и это нормально и допустимо. И это все по-прежнему по ГОСТу.

Ни ГОСТ, ни КТРУ не содержит требования к весу пачки бумаги, он говорит о весе листа такой бумаги площадью 1 кв. метр - 80 грамм (самая распространенная и стандартная офисная бумага), 100 грамм и т.д. в зависимости от плотности, которая требуется. То есть в ГОСТе вес упаковочной бумаги не учитывается в принципе.

Таким образом, заказчик уже установил требование, которое не регламентирует ГОСТ (это уже повод для жалобы со стороны участников). А с учетом точности веса до сотой доли грамма это требование крайне жесткое…

Корректное измерение веса бумаги по ГОСТу должно выглядеть примерно так: заказчик должен вскрыть пачку наугад и наугад вытащить оттуда 17 листов бумаги. Затем заказчик должен обрезать некоторые и склеить листы так, чтобы получился один большой квадратный лист со сторонами равными 1 м. Взвесить этот лист и вычесть массу потраченного клея. Результат должен равняться 80 грамма +/- 3 грамма. Согласитесь, что для такого нужны крайне точные, чуть ли не ювелирные весы. Кроме того, результат все равно нельзя считать репрезентативным, так как такой лист площадью 1 кв.м. измеряют на специальных испытаниях. И испытания эти проводят также по ГОСТ Р ИСО 536-2013 «Бумага и картон. Определение массы»… В несколько этапов, определенными методами, с несколькими пробами, обработать результаты по спецметодике…

В ГОСТе сказано, что в зависимости от качества бумаги вес листа площадью 1 кв. м. имеет допуск на отклонение. Например, бумага класса «С» имеет предельный допуск на отклонение по весу +/- 3 грамма, то есть в любом случае это целых 2,4%. Это приблизительный арифметический расчет. Его нельзя назвать абсолютно корректным, т.к. требуется проводить измерения по методике, описанной в ГОСТе (см. пример выше).

Таким образом, если вес пачки бумаги, причем без упаковки, ниже (или выше) требуемого не более чем на 2,4% вы должны принять такую бумагу, при условии, что она удовлетворяет другим требованиям документации. Однако отметим, что сам подход к измерению на приемке запечатанной пачки бумаги довольно спорный, хотя и интересный.


Начиная с 01.01.2014 для совершения закупок все учреждения должны применять положения Закона № 44-ФЗ. Отметим, что в данном законе прямо не предусмотрена обязанность заказчика составлять техническое задание. Однако техническое задание является одним из первых документов, который необходимо составить при любом виде закупки, так как в нем прописаны действия или услуги, которые нужно будет выполнить исполнителю.

При составлении технического задания руководствуются ст. 33 «Правила описания объема закупки» Закона №  44-ФЗ .

В частности, необходимо указать в техническом задании:

  1. Общую информацию о закупке.
  2. Описание объекта закупки.
  3. Требования к объекту закупки.
  4. Условия закупки.
  5. Особенности отдельных видов закупки.
Отметим, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Общая информация о закупке. Этот раздел, как правило, включает в себя:

1. Общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы).

2. Общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона №  44-ФЗ , цели закупки согласно ст. 13 Закона №  44-ФЗ , источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка).

3. Дополнительные пояснительные сведения.

Описание объекта закупки. Здесь указываются следующие характеристики объекта закупки:

  1. Функциональные. Необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению. Функциональное назначение объекта характеризуется, например, такими свойствами, как пищевая ценность (энергетическая, биологическая), эстетические свойства (форма, цвет, запах, совершенство производственного исполнения) и др.
  2. Технические. Заказчик может детализировать описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг.
  3. Качественные. Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям.
  4. Эксплуатационные. Здесь можно прописать характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспе-чивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики. В качестве эксплуатационных характеристик товара можно указать стадию его жизненного цикла использования по назначению.
Отметим, что все вышеперечисленные характеристики объекта закупки являются критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №  44-ФЗ ).

При описании объекта закупки необходимо использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании. К ним относятся ГОСТы, СНиПы и другие нормативно-технические документы.

Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Заказчик при описании объекта может использовать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки согласно требованиям ГК РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства согласно требованиям технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

Требования к объекту закупки. Здесь необходимо учитывать следующие положения ст. 33 Закона №  44-ФЗ :

1. Заказчик может дать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия данных товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пп. 1 п. 1 ).

2. В случае, если содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, заказчику необходимо привести изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, окончательное предложение (пп. 4 п. 1 ).

3. Поставляемый товар должен быть новым товаром. Это значит, что он не был в употреблении, в ремонте, не был восстановлен, у него не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства, в случае, если иное не преду-смотрено описанием объекта закупки (пп. 7 п. 1 ).

Условия закупки. В этом разделе следует указывать:

1. Обязательные для исполнения требования. В названных требованиях к результату закупки необходимо учитывать все исходные данные, а также требования, которые предъявляются федеральными законами, стандартами и сводами правил, специальными техническими условиями и регламентами.

2. Сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. Отметим, что согласно п. 2 ст. 42 Закона №  44-ФЗ обязательно нужно проставить сроки завершения работ. Кроме этого, здесь должны быть указаны промежуточные сроки завершения отдельных этапов работ или приведен график оказания услуг, который поможет распределить объем оказываемых услуг по периодам.

3. Информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если заказчик установил требования о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт (пп. 5 п. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

4. Требования к поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Здесь можно прописать требования о наличии лицензии, допуска, разрешения и согласования (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона №  44-ФЗ ). Кроме того, в силу ч. 2 ст. 31 Закона №  44-ФЗ при закупке отдельных видов товаров (работ, услуг) Правительство РФ устанавливает дополнительные требования к участникам закупок, в том числе к наличию финансовых, материальных и трудовых ресурсов для исполнения контракта, опыта работы, связанного с предметом контракта (ч. 2 ст. 31 Закона №  44-ФЗ ).

5. Показатели, которые позволят определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг, установленные заказчиком. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и значения показателей, которые не могут изменяться (п. 2 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

6. Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ). Оно устанавливается для необходимости обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы. Данное требование является критерием оценки заявок, окончательных предложений участников закупки (ч. 1 ст. 32 Закона №  44-ФЗ ).

7. Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обу-чению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление этой гарантии осуществляется вместе с данным товаром (ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

Какие требования может не содержать техническое задание?

1. Описание объекта закупки.Согласно пп. 1 п. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ в описание не должны включаться требования или указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные на-именования, патенты, полезные модели либо указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

2. Требования к объекту закупки.Согласно п. 3 ст. 33 Закона №  44-ФЗ не допускается включение следующих требований:

  • о наличии опыта работы к участнику закупки;
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена данным законом. Это означает, что не допускается указывать требования, которые могут создать преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции» ).
Особенности отдельных видов закупки. Согласно ч. 5 ст. 33 Закона №  44-ФЗ для отдельных видов товаров, работ, услуг Правительством РФ могут быть установлены специальные правила описания закупок, например:

1. Закупка для нужд оборонного заказа. Особенности описания товаров, работ, услуг, входящих в состав государственного оборонного заказа для обеспечения федеральных нужд, могут быть установлены в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №  275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (ч. 6 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ).

2. Закупка лекарственных средств. При закупке лекарственных средств необходимо отражать следующую информацию (пп. 6 ч. 1 ст. 33 Закона №  44-ФЗ ):

  • международные непатентованные наименования лекарственных средств или (при отсутствии таких наименований) химические, группировочные наименования;
  • при закупке лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов согласно п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона №  44-ФЗ разрешается указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Данный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ;
  • предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или (при отсутствии данных наиме-нований) с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии этих наименований - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
3. Закупка машин и оборудования. В силу ч. 4 ст. 33 Закона №  44-ФЗ при закупке машин и оборудования в техническом задании, которое включается в документацию о закупке, необходимо установить следующие требования, если они предусмотрены технической документацией на товар: к гарантийному сроку, к объ-ему предоставления гарантий качества товара, к гарантийному обслуживанию, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, к осуществлению монтажа и наладки товара. При закупке новых машин и оборудования в техническом задании нужно установить требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика и сроку ее действия. Следует учитывать, что такая гарантия предоставляется вместе с товаром.

В заключение отметим, что техническое задание является обязательным документом для осуществления закупок. В техническом задании прописываются все требования к выполняемым работам и оказываемым услугам. Кроме этого, в нем учитывается вся нормативно-правовая база, на основании которой производится закупка. На основании технического задания поставщики работ (услуг) могут разработать наилучшее предложение для нужд заказчика.

Конкретных требований к ТЗ законодательством не определено (как и не определен образец формы технического задания по 44-ФЗ ), а значит, заказчику стоит очень ответственно подойти к его составлению. Ведь от этого зависит, какой товар поставят, какого качества выполнят работу или окажут услугу. Разберем подробно этапы подготовки ТЗ, а в конце статьи вы сможете скачать пример технического задания по 44-ФЗ (образец).

Основные этапы составления технического задания

Составление ТЗ состоит из трех этапов.

Этап 1-й, подготовительный.

На данном этапе закупщик уточняет потребность в конкретных товарах (работах, услугах), а также начальную максимальную цену контракта. Формируется точное наименование предмета закупки и его описание.

Этап 2-й, основной.

Здесь заказчик:

  • определяет качественные и количественные показатели закупки в соответствии с техрегламентами и национальными стандартами России;
  • обозначает сроки, место и порядок поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • разрабатывает инструкцию по заполнению первой части заявки;
  • ведет работу с потенциальными контрагентами для уточнения отдельных моментов ТЗ, проверяет правильность его написания.

Этап 3-й, заключительный.

На этом этапе ТЗ проходит необходимые согласования в заинтересованных службах заказчика. В случае несогласования — дорабатывается. После согласования вместе с остальной тендерной документацией размещается в ЕИС.

Согласно нормам 44-ФЗ образец технического задания по ГОСТУ заказчику разрабатывать не обязательно. Но на всех последующих этапах, начиная от разработки и подписания документации и заканчивая исполнением контракта, заказчик в большей или меньшей степени обращается к ТЗ. Особую значимость оно приобретает на этапе приемки продукции. Поэтому целесообразно иметь подобный документ и понимать основные правила и принципы его разработки.

Как правило, заказчик разрабатывает такое ТЗ, которое участнику дает полную картину о потребности в конкретной закупке.
Чаще всего оно состоит из следующих разделов.

  1. Общая информация. Здесь указываются исходные данные о закупке и условия заключения контракта, а также используемые термины и сокращения.
  2. Описание объекта закупки. Данный раздел регулируется ст. 33 Закона о контрактной системе и должен содержать полное наименование предмета закупки, качественные, технические и количественные характеристики закупаемых товаров. Здесь также могут прописываться требования к таре и упаковке, безопасности товара, стоимости обслуживания и расходам на эксплуатацию, требования к гарантийному сроку и объему предоставления гарантий качества. В соответствии с требованиями законодательства описание должно быть объективным, не содержать указаний на конкретных производителей. При этом должны быть использованы требования и характеристики техрегламентов и национальных стандартов РФ в отношении объектов закупки. Этот раздел может также содержать спецификации, чертежи, планы, фотографии предмета закупки. Заказчику при описании объекта важно соблюсти требования к ТЗ по 44-ФЗ, а именно соответствие описания статье 33 44-ФЗ, сохранить принцип обеспечения конкуренции. Данный принцип заключается в том, что под конкретное ТЗ можно поставить товар нескольких марок. Также нельзя в одной закупке приобретать технологически и функционально не связанные друг с другом товары (за исключением отдельных случаев).
  3. Требования к поставщику. Могут предъявляться требования о наличии лицензий, разрешений, допусков и т.д.
  4. Место исполнения контракта.
  5. Прочие условия (например, гарантийные обязательства).

Государственные и муниципальные заказчики при определении своих поставщиков руководствуются требованиями закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг". Выбор поставщиков осуществляется не произвольно, а в рамках строгих процедур, таких как электронный аукцион, конкурс или запрос котировок. Поскольку в большинстве случае победителем становится участник, предложивший наименьшую цену, крайне важно корректно написать техническое задание к закупке. Оно описывает объект закупки и, в частности, определяет необходимые требования по качеству товаров, работ, услуг.
Сложность составления технического задания состоит в том, что его положения должны обеспечить приобретение именно того товара, в котором нуждается заказчик, но при этом не должно быть нарушено антимонопольное законодательство. Требования должны быть четкими и подробными, но количество и набор характеристик не могут быть "подогнаны" под конкретную марку или определенного производителя. В противном случае такие действия по нормам Федерального закона "О защите конкуренции" могут быть расценены как нарушение антимонопольного законодательства в виде создания участнику торгов преимущественных условий.

Законом № 44-ФЗ не регламентировано содержание технического задания, однако оно в любом случае должно быть подробным, детальным и давать ясное представление о потребностях и нуждах заказчика.
Данный документ подготавливает, как правило контрактный управляющий совместно с представителем заинтересованного структурного подразделения. Нелишним будет и участие юриста. Подписывает техническое задание руководитель заказчика.

Техзадание составляется в произвольной форме, но в нем целесообразно выделить следующие разделы:
1. общая информация о заказчике и закупке;
2. информация об объекте закупки (описание, количество);
3. информация об условиях исполнения контракта;
4. информация о приложениях.
Не все описываемые подразделы обязательны. Заказчики включают их в ТЗ при необходимости. Рассмотрим их по порядку.

1. Общая информация о заказчике и закупке

1.1. Общая информация о закупке

1.1.1. Термины, определения, сокращения, используемые в техническом задании.
Указываются с целью установить однозначно понимаемую и непротиворечивую терминологию для всех видов документов, которые подготавливаются при определении поставщика или осуществлении закупки у единственного поставщика. Использование терминов с определениями позволит избежать неправильного их толкования и разночтений в техническом задании, а также упорядочит информацию, содержащуюся в нем.
Целесообразно при выборе терминов и определений использовать уже устоявшиеся и закрепленные законами, подзаконными актами и межгосударственными стандартами слова и словосочетания.
При закупке особого вида товара, понятие которого не закреплено в каталогах (классификаторах), заказчику для типизации технического задания целесообразно ввести термин, указать определение этого товара.
1.1.2. Способ определения поставщика (конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка у единственного поставика); обоснование выбора данного способа.
1.1.3. Сведения об исходных условиях - справочную, научную, техническую, социально-экономическую, опытную информацию, дающую представление об изначальных условиях, в которых окажется участник закупки и которые должны быть им учтены при исполнении контракта.
1.1.4. Сведения о нуждах заказчика - описание задач, которые заказчик должен решить путем проведения закупки, и результата, который он желает получить.
Таким образом, описываются отправная и конечная стадии осуществления закупки.
1.1.5. Цель закупки. При составлении этого раздела необходимо учитывать положения ст. 13 Закона № 44-ФЗ, которая выделяет следующие цели:
- реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами РФ (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования), муниципальными программами;
- исполнение международных обязательств РФ;
- реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является РФ;
- выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов; казенных и бюджетных учреждений.
Функции учреждений описаны в их уставах.
1.1.6. Источник финансирования. Наиболее распространенными источниками являются собственные средства, гранты, межбюджетные трансферты, бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
1.1.7. Информация о нормировании закупки в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

1.2. Общие сведения о заказчике

1.2.1. Наименование заказчика, его местонахождение и режим работы.
1.2.2. Информация о совместных закупках или о централизованных закупках.
1.2.3. Информация об экспертах, экспертной организации, привлекаемых при исполнении контракта.
1.2.4. Сведения об особенностях объекта заказчика, в отношении которого будут производиться работы, оказываться услуги (режим работы, конструктивные особенности, целевое назначение и т.п.).

2. Информация об объекте закупке

2.1. Наименование и обоснование объекта закупки
В настоящее время заказчики самостоятельно присваивают имена объектам закупки. Однако с 1 января 2017 г. наименование объекта закупки должно указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ч. 4 ст. 23 Закона № 44-ФЗ).

2.2. Описание объекта закупки
Описание объекта закупки - это фиксация качественных и количественных характеристик, позволяющая идентифицировать объект закупки. Описание должно быть объективным.
При описании в техническом задании характеристик объекта закупки используются показатели. Они отражаются преимущественно в численной форме и позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным требованиям заказчика.
При указании показателей необходимо соблюдать следующие правила :
- использовать по возможности стандартные показатели (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ);
- указывать максимальные и (или) минимальные значения показателей ("от... до", "не более чем...", "не менее чем..."), а также точные значения, которые не могут меняться (ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ).

Общие ограничения по описанию объекта закупки
В описание объекта закупки в форме требований к качеству, техническим, функциональным характеристикам товара, работы, услуги не допускается включать требования, которые могут повлечь необоснованное ограничение конкуренции и количества участников закупки, а именно:
-требования, которые создают преимущественные условия участия для участников закупки (п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 135-ФЗ "О защите конкуренции);
- требование включать в состав лота продукцию (товары, работы, услуги), технологически и функционально не связанную с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом закупки (ч. 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ).
При решении вопроса об объединении различных групп товаров, работ, услуг в один лот, рекомендуем также учитывать наличие преимуществ, предоставляемых организациям инвалидов или предприятиям уголовно-исполнительной системы (ст. 28-29 Закона № 44-ФЗ). Преимущества таким участникам предоставляются при закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечни, утверждаемые Правительством РФ. Нельзя включать в один лот товары, работы, услуги, содержащиеся в соответствующем перечне, и не содержащиеся.

2.2.1. Качественные характеристики объекта закупки.
Указывается совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. При описании качественных характеристик необходимо использовать стандартные показатели, условные обозначения и терминологию, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.
2.2.2. Технические характеристики объекта закупки .
Указывается информация, определяющая технические свойства объекта закупки. Заказчик может дать развернутое, детализированное описание объекта закупки, привести конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, описать регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг. В описание теххарактеристик можно включить эскизы, чертежи, проекты, фотографии и пр.
2.2.3. Эксплуатационные характеристики объекта закупки.
Указываются характеристики надежности и работоспособности объекта закупки, условия, обеспечивающие его эффективную эксплуатацию, к которым относятся в том числе прочность, долговечность, технические параметры, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические и эстетические характеристики, такие как ровность, устойчивость. Могут быть также указаны эксплуатационные расходы, которые связаны с поддержанием объекта закупки в необходимом заказчику состоянии.
2.2.4. Функциональные характеристики объекта закупки.
Совокупность сведений о свойствах объекта закупки, удовлетворяющих потребности и ожидания заказчика. Такие сведения отражают способность объекта выполнять его основную функцию. При определении функциональных характеристик необходимо установить основное назначение объекта закупки и условия его использования по назначению.
2.2.5. Гарантийный срок.
Указывается срок, в течение которого заказчик имеет право обратиться к участнику закупки с требованием о безвозмездном восстановлении свойств объекта закупки.
2.2.6. Объем предоставляемых гарантий качества товара, работ, услуг.
Под объемом предоставления гарантий качества товара, работ, услуг понимается совокупный объем расходуемых ресурсов, затрат факторов производства, которые несет участник закупки на обслуживание объекта закупки в целях восстановления его функционального состояния. Измеряется в натуральных (физических) или денежных единицах. В этом разделе также можно перечислить обязанности участника закупки в случае обнаружения дефектов объекта закупки или несоответствия его контракту.
2.2.7. Гарантийное обслуживание товара.
При необходимости в техническое задание может быть включено требование о гарантийном обслуживании товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Оно подразумевает установление порядка обслуживания товара в течение гарантийного срока. В связи с этим целесообразно установить требование о передаче вместе с товаром гарантийного талона к каждой единице изделия.
2.2.8. Упаковка.
Указываются требования к комплексу защитных мер и материальных средств по подготовке товара к транспортированию и хранению для обеспечения его максимальной сохранности.
Заказчик может установить требования к внешней и внутренней упаковке товара, предусмотреть вид и материалы упаковки, ее конструкцию. В отношении некоторых видов товаров требования к упаковке предусматриваются стандартами.
2.2.9. Маркировка.
Требования к маркировке заключаются в том, что на упаковку должны быть нанесены идентификационные условные обозначения, содержащие данные, которые позволяют осуществить перевозку товара, определить порядок и способы обращения с грузом, информируют о его габаритных размерах и весе, месте отправления.
При закупке отдельных видов товаров требование о маркировке является обязательным.
2.2.10. Указание на новизну товара.
Если в описание объекта закупки включены товары, то по правилам п. 7 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ поставке подлежат новые товары при условии, что не указано иное.
Товар считается новым, если:
- не находился в употреблении;
- не ремонтировался;
- не восстанавливался;
- не осуществлялась замена его запасных частей;
- не восстанавливались его потребительские свойства.
2.2.11. Указание на товарный знак, фирменное наименование и т.п.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарного знака и иные требования, ограничивающие состав участников закупки. Указание них допускается лишь в случаях, предусмотренных данным Законом, однако даже в этих случаях заказчик обязан перечислить требования к качеству товара, технические и другие характеристики.

Случаи, в которых допускается устанавливать требования, ограничивающие количество участников

Требование (указание) Случай, в котором оно
может быть установлено
Основание
Указание на товарный знак, знак обслуживания Нет другого способа
более точно и четко
описать характеристики
объекта закупки
Пункт 1 ч. 1
ст. 33 Закона
№ 44-ФЗ
Указание на фирменное наименование
Указание на патент
Указание на полезную модель
Указание на промышленные образцы
Указание на наименование места
происхождения товара
Указание на наименование
производителя
Иные требования к товарам,
информации, работам, услугам,
влекущие за собой ограничение
количества участников закупки
Требования к производителю товара,
участнику закупки, в том числе к их
квалификации (включая наличие опыта
работы)
Возможность
установления таких
требований
предусмотрена Законом
№ 44-ФЗ (например,
если используется
критерий оценки
заявок, окончательных
предложений (ст. 32
указанного Закона))
Часть 3 ст. 33
Закона № 44-ФЗ
Требования к деловой репутации
участника закупки
Наличие у участника
производственных мощностей,

оказания услуг
Наличие у участника
технологического оборудования,
необходимого для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг
Наличие у участника трудовых,
финансовых и других ресурсов,
необходимых для производства
товара, выполнения работ или
оказания услуг

Включение товарного знака в описание объекта должно сопровождаться словами "или эквивалент", за исключением случая, когда нет иного способа обеспечить более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2.2.12. Расходы на эксплуатацию товара.
Требование к расходам на эксплуатацию товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если необходимо обосновать документально расходы, которые будут понесены заказчиком при эксплуатации закупленного товара. Величина расходов отражается в численной форме индивидуально для каждого товара с учетом нормальных эксплуатационных и нагрузочных условий работы.
2.2.13. Монтаж и наладка товара.
Требование к монтажу и наладке товара (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ) включается в техническое задание, если товар поставляется в разобранном виде, а его эксплуатация возможна только после сборки из поставленных частей и наладки для функционирования в заданных заказчиком условиях.
2.2.14. Обучение лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.
При необходимости для обеспечения должной эксплуатации закупленного товара в техническое задание может быть включено требование об обучении лиц, осуществляющих его использование и обслуживание (ч. 4 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). В дальнейшем это позволит минимизировать риски производственного простоя, усовершенствовать трудовые и служебные функции, повысить профессиональную компетенцию сотрудников, поддерживать работоспособное состояние товара.
2.2.15. Соответствие образцу или макету товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету (п. 5 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
Если указанное требование содержится в техническом задании, включенном в документацию о закупке, его необходимо сопроводить информацией:
- о месте осмотра образца или макета участниками закупки;
- датах начала и окончания осмотра;
- порядке осмотра;
- графике осмотра.
2.2.16. Соответствие изображению товара.
При необходимости в техническое задание допускается включать требование о соответствии поставляемого товара изображению (п. 4 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
В качестве изображения товара могут выступать: фотографии, эскизы, этикетка, рисунок, схема, бланк, инфографика (блок-схема, граф-схема, диаграмма) и пр.
2.2.17. Проведение испытаний.
Для подтверждения соответствия объекта закупки требованиям и документам в области стандартизации в техническое задание может быть включено требование о проведении испытаний в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ).
2.2.18. Подтверждение соответствия требованиям стандартов (например, ГОСТ), технических регламентов, технических условий.
Заказчики могут включать в техническое задание требование о подтверждении соответствия объекта закупки стандартам, техническим регламентам, техническим условиям (п. 3 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ). Однако применение такого требования к объектам закупки, в отношении которых не установлены обязательные требования технических регламентов, не допускается.

2.3. Описание количества (объема) закупаемых товара, работ или услуг
В данном разделе указываются количественные характеристики товаров, работ, услуг. Обычно их объем измеряется в натуральных (физических) единицах.
Объем закупки можно отразить с помощью:
- спецификаций;
- технических чертежей;
- смет;
- проектной документации;
- дефектных актов;
- результатов тестирования и работ;
- результатов инженерных изысканий;
- экспликаций.
При описании работ, услуг необходимо составить максимально подробный перечень видов работ (услуг), включая все промежуточные этапы, и по каждому отдельному виду работ указать объем.
Если общий объем закупки невозможно определить, его измерение будет происходить в денежных единицах. Для этого указывается цена единицы работы, услуги или используемого при их выполнении (оказании) товара. Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ такое определение объема закупки допускается, если ее объектом являются:
- выполнение работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования;
- оказание услуг связи;
- оказание юридических, медицинских, образовательных услуг;
- оказание услуг общественного питания;
- оказание услуг переводчика;
- оказание услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа;
- оказание гостиничных услуг;
- оказание услуг по проведению оценки.
При этом указываются цена запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цена единицы работы или услуги.

3. Информация об условиях исполнения контракта

3.1. Периодичность, сроки поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В этом разделе отражается период, в течение которого планируется поставка товара (выполнение работ, оказание услуг). В Законе № 44-ФЗ не установлены правила формирования сроков - заказчик устанавливает срок, исходя из своих потребностей.
Сроки могут быть установлены в часах, днях, неделях, месяцах или годах.
Срок поставки товара.
В техническом задании можно отразить следующие сроки поставки:
- строгий срок - четко определенные даты начала и окончания поставки;
- периодичность - несколько дат поставки. Такой срок удобно устанавливать, если поставка осуществляется партиями и в течение продолжительного срока.
Срок выполнения работ.
Определяет период, в течение которого будут выполняться работы.
По общему правилу в соответствии с п. 1 ст. 708 ГК РФ необходимо указывать сроки начала и окончания выполнения работ.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должны быть отражены сроки завершения работы. Кроме того, в нем могут быть указаны промежуточные сроки - сроки завершения отдельных этапов работы.
Срок оказания услуг.
Определяет период, в течение которого будут предоставляться услуги, в том числе моменты начала и окончания их предоставления, а также завершения отдельных его этапов.
В соответствии с п. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в техническом задании обязательно должен быть приведен график оказания услуг. С помощью него можно распределить объем оказываемых услуг по рабочим дням и периодам, в которые предоставление услуг наиболее востребовано.

3.2. Порядок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг
В данном разделе указывается информация о режиме, процедуре, методах, последовательности, способах и пути достижения требуемого результата закупки.
В качестве таких сведений можно указать:
- последовательность действий поставщика при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг;
- перечень документов, которые должен представить поставщик при сдаче результатов закупки заказчику;
- порядок взаимодействия ответственных лиц со стороны заказчика и участника закупки, контактные данные таких лиц;
- условия, которые должен соблюдать участник закупки при исполнении контракта.

3.3. Иная информация об условиях исполнения контракта
В отдельном разделе технического задания для удобства заказчиков и поставщиков можно указать отдельные ключевые условия исполнения контракта (предмет, порядок оплаты, порядок приемки, ответственность и т.п.). Это краткое изложение содержания проекта государственного (муниципального) контракта.

4. Приложения

В состав технического задания при необходимости могут быть включены дополнительные документы, которые обосновывают либо дополняют необходимыми сведениями объект закупки.
Виды дополнительных документов:
- проектно-сметная документация.
- приказ, распоряжение, постановление о проведении закупки.
- экспертное заключение.
- предписания контролирующих органов.
- судебный акт.
- государственная программа РФ, субъектов РФ, муниципалитетов.

Надеюсь, что данная статья поможет заказчикам корректно составлять техническое задание. Это в свою очередь снижает риски покупки ненужного товара, а также риски жалоб участников и предписаний контролирующих органов.

Все права принадлежат Дегтеревской Анастасии Андреевне. Копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения Дегтеревской Анастасии Андреевны. Любое применение материалов сайта без прямой ссылки б удет рассматриваться как нарушение авторских прав.

Техническое задание - это описательная часть предмета и характеристик конкретного заказа, составленная в качестве инструкции для участников торгов. Разбираемся, как составить техническое задание по 44-ФЗ и для чего может потребоваться этот документ.

Техническое задание разрабатывается для корректного определения задач заказчика и достижения конкретных результатов, ожидаемых организацией-заказчиком от закупки. Ответственность за формирование ТЗ несет контрактная служба (контрактный управляющий). Благодаря описательному приложению к информационной карте, организация-заказчик устанавливает четкие требования к приобретаемым товарам, работам, услугам и объективные критерии для участников торгов, исключая возможность злоупотреблений со стороны участника-победителя.

Если в закупочной документации отсутствует техническое задание, но при этом в проекте контракта и извещении подробно указана вся необходимая информация, то это не является нарушением действующего законодательства.

Основные требования к техническому заданию

Требования к техническому заданию по 44-ФЗ, формальный вид и содержательная часть документа не регламентируются действующим законодательством. Однако ст. 33 44-ФЗ предъявляет строгие правила к описанию объекта заказа и устанавливает порядок его формирования. Согласно ст. 33, к описанию закупаемого объекта устанавливаются единые требования, которым заказчик обязан следовать неукоснительно в процессе разработки техдокументации торгов.

Пример технического задания по 44-ФЗ, образец которого можно скачать ниже, продемонстрирует определенные правила, действующие в отношении описания объекта закупки:

  1. Описание предмета заказа должно быть составлено объективно. В ОЗ допускается включение технико-функциональных, качественных и эксплуатационных особенностей приобретаемых ТРУ.
  2. Разрабатывая описание ОЗ, работник контрактной службы заказчика имеет право использовать только ту терминологию, которая предусмотрена регламентом, закрепленным действующим законодательством.
  3. В описании ОЗ допускается использование чертежей, фотографий, эскизов, результатов тестовых испытаний и подобных сведений.
  4. Если в ТЗ определяется условие о предоставлении исполнителем образца приобретаемой продукции, то в закупочной документации необходимо обозначить время и место осмотра товарного образца.
  5. В том случае, если ОЗ — лекарственные препараты, то заказчику необходимо указывать непатентованные наименования, признанные во всем мире. Если такие наименования отсутствуют, то вносятся химические или группировочные наименования ЛП.

Техзадание должно быть составлено максимально нейтральным образом, чтобы не ограничивать возможность потенциального участия поставщиков в торгах путем установления чрезмерных характеристик и условий заказа ТРУ.

Запрещено в описании объекта закупки указывать конкретные показатели: товарные знаки, фирменные наименования, сведения о производителе и проч. Если включение подобной информации является необходимостью, то в описании предмета заказа необходимо написать «или эквивалент» для поддержания здоровой конкуренции между участниками.

Организации-заказчику запрещается предъявлять к ТРУ и информации о них такие требования, которые приводят к ограничению количества участников торгов, за исключением тех ситуаций, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик ОЗ (п. 1 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ).

Образец технического задания по ГОСТу может быть использован не во всех случаях, то есть заказчику не обязательно при каждой закупке руководствоваться ГОСТом, стандартами или иными регламентами (п. 2 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ). Организации-заказчику необходимо обосновать использование в описании ОЗ других показателей, требований, условных обозначений и терминологии только в случае, если законодательством установлены такие регламенты и стандарты.

При отсутствии ГОСТов и регламентов на товары, работы, услуги, для которых существует функционирующий рынок, заказчик вправе разработать описание на основании сведений производителей и иных качественных показателей, которые необходимы для конкретного предмета заказа (Письмо Минэкономразвития России № ОГ-Д28-9745 от 03.08.2016).

В том случае, если ГОСТ необязательный, но он указан в ТЗ тендера, он становится обязательным для обеих сторон контракта.

Как составить техническое задание

Нормативными источниками для формирования ТЗ могут выступать:

  • отраслевые нормативы;
  • технико-технологические условия;
  • госстандарты;
  • методические разработки министерств и ведомств.

Дополнительными источниками информации могут выступать данные из ранее заключенных контрактов, из общедоступных источников, коммерческие предложения иных предприятий.

Так как техническое задание (образец) по ФЗ-44, его формальная и содержательная части на законодательном уровне не утверждены, организация-заказчик может использовать самостоятельно разработанную форму, составленную по актуальным нормам и правилам.

Техническое задание — это часть закупочной документации. В него должны быть включены следующие параметры:

  1. Сведения об организации-заказчике. Его юридический и фактический адрес, координаты для связи, банковские реквизиты и коды по Общероссийскому классификатору.
  2. Сведения о заказе. В техническом задании надлежит указать полное наименование предмета торгов с указанием всех используемых терминов, способ проводимой закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), обоснование способа определения поставщика (ч. 5 ст. 24), источник финансирования.
  3. Описание ОЗ.
  4. Требования к упаковке товара и безопасности объекта заказа.
  5. Сроки поставки ТРУ.
  6. Гарантийный срок.
  7. Условия по сервисному обслуживанию, монтажу, пусконаладочным работам, обучению сотрудников грамотной эксплуатации поставляемой продукции (при необходимости).

При разработке условно можно выделить три этапа.

На первом, подготовительном, этапе необходимо определить потребность в приобретаемых ТРУ, рассчитать и обосновать НМЦК, описать предмет заказа.

Второй этап — основной. Во время данного этапа организация-заказчик детерминирует основные качественные и количественные характеристики ТРУ, оговаривает условия и регламент поставки продукции, а также параметры заполнения первых частей заявок, проверяет заполненные параграфы ТЗ.

На заключительном этапе специалисты по закупкам организации-заказчика согласовывают, дорабатывают и утверждают ТЗ. После утверждения закупочная документация публикуется в ЕИС.

После изучения технического задания каждый участник торгов должен четко понимать значения показателей, необходимых заказчику. Такие данные он и должен отражать с своей заявке.

Предлагаем специалистам организаций-заказчиков свод базовых рекомендаций, которым можно следовать для подготовки корректного ТЗ.

  1. Техзадание должно быть тесно взаимосвязано с инструкцией по заполнению заявки.
  2. Все термины, которые включены в техническое задание, должны быть упорядочены, а инструкция по составлению заявок должна легко читаться и адекватно восприниматься потенциальным поставщиком. При этом судебная практика расценивает заявки, затрудняющие восприятие и не содержащие соответствие объекта закупки и инструкции по формированию заявок, как ограничивающие конкуренцию.
  3. Специалисту надлежит указывать, когда значение диапазонного показателя не должно изменяться. Диапазонные показатели должны быть максимально приближены к реальности. Заказчик может определить диапазонный показатель как набор из минимального и максимального значений, а участник заказа выбирает конкретное значение в указанных рамках. Либо же заказчик должен определить, что значение диапазонного показателя не может изменяться, а потенциальный поставщик указывает в заявке диапазон в неизменном виде. Ошибки при установлении диапазонных показателей сводятся к неправильному или недостаточно четкому выбору между указанными альтернативами. При этом вариант «по умолчанию» — это первый вариант, когда участнику закупки нужно указать в заявке конкретное значение показателя.
  4. Все альтернативные значения показателей должны быть реальными.
  5. По общему правилу не стоит устанавливать требование о соответствии техническим условиям, это также признается судами ограничением конкуренции.
  6. Если заказчик устанавливает требования к цветовым характеристикам товара, то они должны быть обоснованными и целесообразными.
  7. Запрещается устанавливать требования к участнику заказа и его ресурсам (ч. 3 ст. 33).
  8. Запрещается закупать ТРУ, которые не соблюдают законодательные требования к энергоэффективности. Это грозит заказчику штрафными санкциями. Если в заказе присутствует необходимость изображения или эскиза, то лучше его предоставить в составе ТЗ.

Главное, что должен помнить заказчик, — все показатели ТЗ должны позволить потенциальным поставщикам, участвующим в торгах, определить реальные потребности организации в определенных товарах, работах, услугах.

Загрузка...