musings.ru

Теория государства и права предмет метод функции. Л

Под методом науки понимается совокупность приемов, принципов и правил, с помощью которых постигается , получаются новые знания.

Благодаря методу наука получает стимулы к своему развитию, обогащаясь новыми идеями и принципами, динамично реагирует на изменения в повседневной действительности.

Значение научной методологии резко возрастает в переломные периоды истории, когда общество в условиях различного рода кризисов, социальной напряженности требует научно обоснованных реформ, определения перспектив желаемого развития общества.

В науке используются самые разные средства и приемы научного познания. Совокупность методов формирует методологию исследования, особое учение о совершенствовании системы способов и приемов научного познания. От выбора метода познания часто зависит достоверность результата. Для ученого важна не только цель, но и способ достижения цели. Правильность этого вывода особенно наглядно демонстрируют многочисленные политико-правовые теории и доктрины, среди которых есть и такие, которые вообще отрицают саму возможность познания государства и права (агностицизм) или объясняют факт их существования объективным разумом (объективный идеализм) или сознанием человека (субъективный идеализм).

Выбор метода предопределяется не только особенностями предмета исследования, но и способностями автора использовать по своему усмотрению такие приемы и средства познания, которые позволят, но его мнению, получить научно обоснованный результат, а также идеологической позицией ученого.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующем порядке.

Всеобщие и общенаучные методы теории государства и права

Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм). Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором), материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:

  • анализ (предполагает условное разделение сложного государственно-правового явления на части);
  • синтез (напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей);
  • системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
  • функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим);
  • метод социального эксперимента (связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования) и т. д.

Частнонаучные и частноправовые методы теории государства и права

Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят:

  • конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом повелении субъектов в государственно-правовой сфере);
  • статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
  • кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.

Частноправовые методы — это приемы, средства, принципы, позволяющие наиболее глубоко познать государственно- правовые закономерности и являющиеся сугубо юридическими:

  • формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т. п.);
  • сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т. д., в целях выявления их общих и особенных свойств).

Следует иметь в виду, что постижение государства и права представляет собой сложный, многоэтапный процесс, продолжающийся во времени от непосредственного наблюдения государственно-правовых явлений к установлению их системных свойств и связей, к выработке обобщающих понятий и установлению необходимых, закономерных связей в государственно- правовой сфере. На каждой из перечисленных стадий в ходе детализации общефилософских методов и решения этапных задач происходит преимущественное использование лишь определенных специальных методов познания.

Так, на стадии сбора и изучения эмпирических фактов используются такие приемы конкретно-социологического метода, как наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ письменных источников, тестирование и т. д.; на стадии систематизации установленных фактов используются сравнительный и статистический методы, классификация, математическое моделирование и т. п. Последующее исследование выражается в восхождении познания от конкретного, предметно-чувственного к абстрактному, когда создаваемые формализованные понятия и категории фиксируют в своем содержании типичные, наиболее общие признаки реально существующих явлений и процессов, отражая их сущность и закономерности развития. Затем при переходе от абстрактного к конкретному на основе абстрактной идеи формируются и получают отражение в действующем законодательстве новые правовые явления, не имевшие ранее аналогов ни в науке, ни на практике. Типичным примером могут служить юридические конструкции (состава правонарушения), различного рода юридические фикции, презумпции, нетипичные нормативные предписания и иные правоположения, обеспечивающие наиболее целесообразное регулирование динамично изменяющихся отношений.

Таким образом, целостное и наиболее полное познание государственно-правовых явлений происходит на завершающей теоретической стадии познания, а используемые в процессе углубляющегося познания методы составляют единый, органически целостный механизм, который в своем совокупном, системном взаимодействии можно назвать методом теории государства и права. Специфика этого метода состоит в теоретическом познании общих закономерностей развития государства и права. Поэтому когда в литературе перед теоретиками ставится задача разработки методов предметно-практической деятельности законодателей и правоприменителей, то следует помнить, что это задача не для теоретиков, а для отраслевиков, анализирующих содержание конкретных юридических актов применительно к конкретным жизненным ситуациям.

1 ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Любая наука представляет собой систему знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется специфичным для нее объектом и предметом. Многообразие наук приводит к многообразию объектов и предметов человеческого познания.

Виды наук:

1) естественные (изучающие природу во всех ее формах и проявлениях);

2) технические (изучающие закономерности развития и функционирования техники);

3) гуманитарные (изучающие человеческое общество), которые делятся на отдельные отрасли человеческого познания.

Все они отличаются друг от друга спецификой предмета и метода их изучения.

Теория государства и права относится к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система, развитие и соотношение современных государственных и правовых систем, основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин и др.;

3) выражение познаний закономерностей развития и функционирования государства и права в формулировании понятий (научных абстракций, отражающих систему взаимосвязанных признаков, которые позволяют отграничить явление от иных родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий путем перечисления их наиболее характерных свойств) государственно-правовых явлений, а также в выработке идей, выводов и научных рекомендаций, которые будут способствовать развитию государства и права;

4) исследование государственных и правовых явлений в органическом единстве и системном влиянии на другие явления и процессы;

5) отражение в предмете как состояния и структуры государства и права, так и их динамики, т. е. функционирования и совершенствования. С учетом вышеперечисленных особенностей

можно сказать, что предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления по поводу:

1) возникновения, развития и функционирования государства и права;

2) развития правосознания и правовой культуры;

3) соблюдения принципов демократии, законности и правопорядка;

4) использования, применения, соблюдения и исполнения норм права, а также основных государственно-правовых понятий, общих для всех юридических наук в целом.

2 МЕТОДОЛОГИЯ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Метод теории государства и права – система принципов, способов, приемов научной деятельности, посредством которых осуществляется процесс получения объективных знаний о сущности и значении государственных и правовых явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления (диалектика, метафизика);

2) общенаучные методы, используемые в различных областях научного познания и независящие от отраслевой специфики науки:

а) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

б) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культутой, общественным развитием;

в) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

г) логический – метод, основанный на использовании:

анализа – разделения объекта на части;

синтеза – соединения в единое целое ранее разделенных частей;

индукции – получения знаний по принципу «от частного к общему»;

дедукции – получения знаний по принципу «от общего к частному»;

системности – исследования государственно-правовых явлений как систем;

3) частнонаучные (специальные) методы,

направленные на изучение особенностей предмета познания:

а) формально-юридический. Позволяет познать структуру государства и права, их развитие и функционирование на основании политических и правовых понятий;

б) конкретно-социологический. Оценивает государственное управление и правовое регулирование посредством анализа информации, полученной при анкетировании, опросе, обобщении юридической практики, исследовании документов и т. п.;

в) сравнительный. Способствует выявлению особенностей государственно-правовых явлений на основе сопоставления с аналогичными явлениями, но только в других отраслях, регионах или странах;

г) социально-правовой эксперимент. Позволяет экспериментально проверить использование на практике научных гипотез и предложений и включает в себя методы:

статистический. Основан на количественных способах изучения и получения данных, которые объективно отражают состояние, динамику и тенденции развития государственно-правовых явлений;

моделирования. Государственно-правовые явления изучаются на их моделях, т. е. путем мыслительного, идеального воспроизведения исследуемых объектов;

синергетики. Является необходимым для установления закономерностей самоорганизации и саморегулирования социальных систем и т. д.

3 ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК И ЕЕ СООТНОШЕНИЕ С ДРУГИМИ ГУМАНИТАРНЫМИ НАУКАМИ

Государство и право – объект изучения многих юридических и гуманитарных наук, в том числе и теории государства и права. Теория государства и права занимает ведущее место в системе юридических наук, так как основным для нее является исследование государства и права.

Теория государства и права изучает закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, связанные с ними общественные отношения, формирует основные правовые понятия, которые являются теоретической базой для других юридических и гуманитарных наук.

Среди юридических наук теория государства и права имеет особое методологическое значение, так как в отличие от историко-правовых наук она не изучает государство и право в историческом развитии и хронологической последовательности, а определяет общие закономерности государственно-правового функционирования, анализирует и обобщает конкретные исторические данные, факты, события и процессы. В отличие от отраслевых юридических наук и независимо от времени и пространства теория государства и права обобщает отраслевые юридические знания, определяет их взаимосвязь, устанавливает юридические явления и процессы, которыми впоследствии все отраслевые юридические науки руководствуются.

Теория государства и права – обобщающая наука, поскольку для отраслевых юридических наук (гражданского, уголовного, трудового, административного права и т. д.) она имеет руководящее и координирующее значение.

Теория государства и права также тесно взаимосвязана с такими гуманитарными науками, как:

1) история, которая изучает государство и право в хронологической последовательности, учитывая при этом конкретные государственно-правовые явления и исторические процессы. Взаимосвязь теории государства и права с историей проявляется в использовании конкретных явлений, процессов и данных истории как науки в целом;

2) философия, которая является методологической основой теории государства и права, так как возникновение, развитие и сущность права познаются на основе законов общественного развития. Философия определяет место и роль государственно-правовых явлений в общем историческом процессе;

3) экономическая теория, которая исследует экономические законы развития общественной жизни и влияние государственно-правовых явлений на экономику;

4) политология, изучающая влияние государства и права на политическую среду, политику и политические системы, тесно соприкасаясь с теорией государства и права, которая исследует место и роль государства и права в политической системе общества.

4 ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Функции теории государства и права – основные направления исследовательской деятельности, которые раскрывают и показывают роль теории государства и права как науки в общественной жизни и юридической практике.

Функции теории государства и права:

1) онтологическая – функция, которая изучает государственно-правовые явления, исследует их и анализирует;

2) гносеологическая – функция, с помощью которой познается государство и право, а также иные государственные и правовые явления, осуществляется получение необходимых знаний (при этом они объясняются с научных позиций);

3) прогностическая – функция, с помощью которой теория государства и права прогнозирует развитие государства и права в будущем, выявляя закономерности их развития и возникающие в связи с этим проблемы;

4) методологическая – функция, при осуществлении которой теория государства и права выступает в качестве методологической основы для всех юридических наук, так как, обобщая государственно-правовую практику, она исследует методологические вопросы всей юридической науки, вырабатывает основополагающие государственно-правовые понятия, положения и выводы, которые используются другими юридическими науками в качестве базовых при исследовании своих предметов;

5) прикладная – функция, состоящая в разработке практических рекомендаций для различных сфер государственно-правовой действительности;

6) политическая (политико-управленческая или организационно-управленческая) – функция, направленная на разработку средств и методов преобразования правовых и государственных институтов применения норм права, укрепления законности, образования органов государства, обеспечения научности государственного управления, а также формирования научных основ внутренней и внешней политики;

7) эвристическая – функция, посредством которой теория государства и права с помощью логических приемов, правил исследования открывает закономерности в развитии государства и права;

8) идеологическая – функция, которая характеризуется сбором идей, взглядов, представлений о государстве и праве для выработки научной основы объяснения государственно-правовых явлений;

9) практически-организаторская – функция, которая выражается в том, что теория государства и права вырабатывает рекомендации, направленные на совершенствование государственно-правового строительства, законодательства и юридической практики;

10) воспитательная – функция, посредством которой теория государства и права помогает в решении задач правового воспитания;

11) теоретико-познавательная – функция, заключающаяся в объяснении, научной интерпретации государственно-правовых явлений;

12) учебная – функция, обеспечивающая общетеоретическую подготовку.

5 СОЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ И НОРМЫ ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО СТРОЯ

Для защиты от внешней среды и совместного добывания пищи первобытные люди создавали объединения, которые были неустойчивыми и не могли обеспечить необходимые условия для выживания. Экономика в первобытно-общинных объединениях характеризовалась присваивающей формой, так как добытые продукты питания распределялись поровну и обеспечивали минимальные потребности его членов.

Первичное объединение организации людей – род, в котором взаимоотношения его членов обладали кровнородственным характером. С развитием жизни роды объединялись в племена, союзы племен.

Во главе родов находились вожди и старейшины, поведение которых являлось примером для других. В повседневной жизни вожди и старейшины рода признавались равными среди равных. Общее собрание всего взрослого населения признавалось высшей властью, которое также обладало и судебной функцией. Отношения между племенами регулировались советом старейшин.

Со временем объединения людей стали нуждаться в социальном регулировании, так как перед ними стала необходимость в согласовании деятельности, которая была бы направлена на определенную цель и обеспечивала бы их выживание. На ранних стадиях первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений установлением многочисленных запретов

в виде заклятий, обетов, зароков и табу, так как первобытное общество не знало норм морали, религии и права.

Основные формы норм, которыми регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (эпос, сказание, предание) – художественно-образная или предметно-фантастическая форма передачи информации о запретном поведении или необходимом поведении. Информация, передаваемая через миф, приобретала характер святости и справедливости;

2) обычай – передача информации нормативного и поведенческого характера из поколения в поколение. В форме обычаев закреплялись варианты поведения людей в социально значимых ситуациях, выражая при этом интересы всех членов общества. По своему содержанию обычаи могли быть моральными, религиозными, правовыми, а также включать в себя одновременно моральное, религиозное и правовое содержание. Обычаи регламентировали все сферы деятельности в первобытном обществе. Их сила состояла не в принуждении, а в привычке людей руководствоваться и следовать за обычаем. Впоследствии в обществе обычаи стали использоваться совместно с нормами морали и религиозными догмами;

3) ритуал – совокупность действий, которые совершались последовательно и имели символический характер;

4) религиозный обряд – совокупность действий и религиозных знаков, направленных на символическое общение со сверхъестественными силами.

6 ПРИЧИНЫ И ФОРМЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Причины возникновения государства:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально-классовое расслоение общества.

Формы возникновения государства:

1) афинская – форма, которой был свойствен классический путь возникновения государства. Эта форма проявилась в следующих последовательных реформах:

а) реформе Тезея, состоявшей в разделении населения на классы по роду трудовой деятельности на лиц, занимавшихся земледелием (геоморов), лиц, занимавшихся каким-либо видом ремесла (демиургов), а также благородных лиц (эвпатридов);

б) реформе Солона, направленной на разделение общества по имущественному признаку на четыре класса: первые три класса могли занимать управленческие должности в государственном аппарате. На ответственные должности назначались граждане только из первого класса, а четвертый класс имел только право выступать и голосовать на народном собрании;

в) реформе Клисфена, состоявшей в разделении не населения, а территории государства на 100 общин-округов («демы»), каждая из которых была построена на принципе самоуправления и возглавлялась старейшиной (демархом);

2) римская – форма возникновения государства, когда формирование государства у римского народа было ускорено борьбой между плебеями (бесправными пришлыми людьми) и патрициями (коренной римской аристократией);

3) древнегерманская – форма возникновения государства, когда образованию государственности у древнегерманского народа способствовало завоевание обширных территорий дикими германскими племенами (варварами);

4) азиатская – форма возникновения государства, в которой формированию государства способствовали климатические условия, повлиявшие на выполнение ирригационных и строительных работ.

Отличия государства от общественной власти родового строя:

1) в первобытном обществе объединение людей осуществлялось на основании кровнородственных связей, а в государстве – по территориальному признаку;

2) обеспечение организации общественной власти при родовом строе осуществлялось в виде самоуправления, а в государстве – в виде особой организации публичной и политической власти, представленной специальным государственным аппаратом, для содержания которого с населения собираются налоги и займы;

3) для управления обществом и государством использовались права.

7 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВА

Возникновение права было вызвано необходимостью социального регулирования отношений между членами общества.

Относительно времени и порядка возникновения права существуют различные точки зрения:

1) возникновение права произошло по каким-либо одинаковым причинам и одновременно с возникновением государства;

2) право и государство – это различные явления общественной жизни, поэтому причины их возникновения не могут быть одинаковыми, и право в виде норм поведения возникает ранее, чем государство.

Возникновение права, как и возникновение государства, происходило в процессе длительного развития общества.

Основная норма поведения в период первобытно-общинного строя – обычай, который закреплял передаваемые из поколения в поколения варианты поведения в определенных ситуациях и отражал интересы всех членов общества в равной степени.

Признаки обычаев:

1) создание их обществом;

2) выражение в них воли и интересов общества, а не отдельных лиц, личные интересы которых не принимались во внимание;

3) передача их из поколения в поколение с закреплением в сознании людей;

4) закрепление в их наиболее рациональных вариантов поведения;

5) добровольное исполнение их в силу привычки, так как обычаи поддерживались не только мнением членов общества, авторитетом вождя и старейшин, но и угрозой наказания свыше;

6) обычай – форма выражения моральных, религиозных и иных требований;

7) отсутствие специального органа, охраняющего исполнение обычаев, так как они охранялись всем обществом и соблюдались добровольно;

8) отсутствие различия между правами и обязанностями.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности в первобытном обществе, но со временем совместно с ними стали действовать и нормы общественной морали, религиозные догмы, которые были тесно связаны с обычаями и отражали представления о справедливости, добре и зле, честном и бесчестном. В процессе применения общинными и родовыми судами обычаев на практике появились прецедент и юридический договор.

В условиях расслоения общества и появления частной собственности перед обществом стал вопрос о необходимости нового социального регулятора общественных отношений, который мог бы обеспечить порядок в обществе. Для решения этого вопроса были созданы правовые обычаи (право), которые обеспечивались государством.

Признаки права:

1) создание и обеспечение государством, что выражало волю как общества, так и отдельной личности;

2) выражение в особых текстовых, письменных формах, которые создаются и реализуются в ходе осуществления специальных процедур;

3) предоставление прав и возложение обязанностей, чем регулируются отношения между членами общества;

4) охрана и поддержание мерами государственного воздействия.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория – теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право – это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители – Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория – теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх – отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители – Аристотель, Конфуций, Р. Фил-мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство – продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители – Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители – Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители – Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально-экономических причин. Представители – К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель – А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители – Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель – К. А. Виттфогель.

Каждая наука выступает как система знаний о явлениях и процессах, которая характеризуется свойственными ей объектами и предметами. Разнообразие наук приводит к многообразию предметов человеческого познания.

Науки отличаются друг от друга особенностью предмета и методами их изучения.

Теорию государства и права относят к гуманитарным наукам.

Особенности теории государства и права как науки:

1) наличие общих специфических закономерностей, так как теория государства и права изучает государство и право в целом и исследует не всякие, а наиболее общие закономерности возникновения, существования, дальнейшего развития и функционирования государства и права как единых и целостных систем в явлениях общественной жизни;

2) разработка и изучение таких основных вопросов юридических и общественных наук, как сущность, тип, форма, функции, структура и механизм действия государства и права, правовая система.

Основные проблемы в современном понимании государства и права, общая характеристика политико-правовых доктрин:

1) в формулировании понятий (отражающих систему признаков, позволяющих отграничить явление от других родственных явлений общественной жизни) и определений (кратких разъяснений сущности понятий) использует познания закономерностей развития, функционирования государства и права, государственно-правовых явлений;

2) исследование государственных и правовых явлений в их взаимосвязи и влиянии на другие процессы и явления;

3) отражение в предмете состояния и структуры государства и права.

Таким образом, предмет теории государства и права – это государственные и правовые явления, касающиеся:

1) возникновения, функционирования, развития государства и права;

2) развития правовой культуры и правосознания;

3) применения, соблюдения и исполнения норм права.

Методом теории государства и права называют систему принципов, приемов и способов научной деятельности, через которые осуществляется процесс получения объективных знаний о значении и сущности правовых и государственных явлений.

Виды методов теории государства и права:

1) всеобщие методы, которые формулируют универсальные принципы мышления;

2) общенаучные методы, которые используют в различных областях научного познания, независимо от отраслевой специфики науки.

К общенаучным методам относят:

1) общефилософские – методы, используемые в течение всего процесса познания (метафизика, диалектика);

2) исторический – метод, с помощью которого государственно-правовые явления объясняются историческими традициями, культурой, общественным развитием;

3) функциональный – метод выяснения развития государственно-правовых явлений, их взаимодействия, функций;

4) логический.

Последний метод, в свою очередь, основан:

1) на анализе – разделении данного объекта на части;

2) синтезе – соединении в одно целое раньше поделенных частей;

3) индукции, когда происходит получение знаний по принципу «от частного к общему»;

4) дедукции, при которой, наоборот, знания получают по принципу «от общего к частному»;

5) характеристике систем, основных проблем, которые относятся к современному пониманию государства и права, общей характеристике политико-правовых доктрин и др.

1. Понятие объекта и предмета юридической науки. Особенности предмета теории государства и права.

Объект любой науки - это то, что данная наука изучает. При этом
объектом научного знания является наиболее общее представление об исследуемом явлении.

Объект исследования науки — явления внешнего мира, на которые распространяются познания и практическое воздействие людей, являющиеся общими для ряда наук.

Таким образом, объектом теории государства и права
являются сами государство и право, рассматриваемые в качестве взаимосвязанных и взаимообусловливающих явлений
общественной жизни.

Государство и право как объект теоретической науки явления абстрактные, непосредственно не связанные с конкретной исторической эпохой либо той или иной социально-политической системой.

Таким образом, в качестве объекта теории государства и права выступает обобщенное представление о «государстве и праве вообще».

К примеру, мы говорим древнее государство и право, государство и право современной России и т.п., предполагая при этом, что государство и право как
специфические институты общественной жизни, появившись на определенном этапе социального развития, являются его непременными атрибутами. Вместе с тем содержание этих понятий меняется в зависимости от исторического периода либо от особенностей политико-правового устройства соответствующего социума.

Предмет науки - это совокупность знаний об объекте, заданных спецификой его рассмотрения.

Так, государство и право в качестве объекта познания рассматривают все

историко-теоретические науки, вместе с тем, предметы у этих наук разные.

Предмет теории государства и права:

1) общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений;

2) право и государство как явления общественной жизни, закономерности их возникновения, функционирования, их классово-политическая и общечеловеческая сущность, содержание и формы, юридические отношения и связи, особенности правового сознания и правовой культуры.

Говоря о предмете теории государства и права, следует выделить следующие основные элементы , его составляющие:

. понятийно-категориальный аппарат юриспруденции
(юридическая догматика).
Теория государства и права является своеобразной «азбукой юриспруденции». В рамках данной науки формулируются основные понятия и принципы, характеризующие государство и
право (право, государство, норма права, орган государства, правоотношение, правонарушение и т.д.);

. основные принципы и теоретические модели правотворчества и реализации права (юридическая техника). Теория государства и права дает общую характеристику процессов правотворчества и реализации права с точки зрения их структуры и содержания, исследует функции этих процессов, определяет возможные последствия, намечает перспективные пути оптимизации;

. основные средства, приемы, способы и принципы познания в области юридической науки (юридическая методология). Теория государства и права дает общую характеристику основных методов познания юридической науки, определяет принципы использования этих методов в процессе исследования правовой реальности.

  1. 2. Понятие и структура методологии теории государства и права.

Каждая наука в процессе познания своего предмета вырабатывает
свой метод. Свой метод познания имеет и теория государства и права.

Методология (от греческих слов «метод» — пут ь к чему-либо и
«логос» — наука, учение):

1) учение о принципах построения, формах и способах научного познания;

2) система методов, набор способов и приемов исследовательской деятельности, знания о них;

3) теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности, учение о научном методе познания.

Методология теории государства и права - комплекс
взаимосвязанных приемов и способов, при помощи которых осуществляется процесс изучения государственно-правовых явлений.

Иными словами, методология позволяет понять, каким образом происходит познавательный процесс в теоретико-правовой сфере.

В процессе изучения теории государства и права используются общенаучные, специальные и частные методы.

1) Общенаучные методы - это средства познания, используемые
во всех областях научного знания. К числу общенаучных методов относятся, например, системно-структурный метод, функциональный подход, общие логические приемы и т.д.

Системно-структурный метод предполагает рассмотрение
явления в его взаимосвязи с окружающей действительностью. Использование

данного метода позволяет, с одной стороны, раскрыть целостный
характер объекта изучения, а с другой, выявить различные типы связей,
характеризующие место и роль объекта в однородной системе. Например,
характеристика нормы права предполагает как ее целостное восприятие
(понятие и признаки юридической нормы, виды норм), так и оценку внутренней структуры (норма с точки зрения единства гипотезы, диспозиции,
санкции) и, вместе с тем, ее положение в системе права (где норма рассматривается как первичный и образующий элемент).

Функциональный подход в процессе познавательной деятельности используется для выяснения предназначения изучаемых явлений. В
частности, применение функционального метода в процессе характеристики государства позволяет сформулировать основные направления государственной деятельности в политической, экономической, экологической и
других сферах общественной жизни.

Общие логические приемы:

Анализ - условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части;

Синтез - изучение явления путем условного объединения его составных частей;

Индукция - ход мысли от частного к общему;

Дедукция - ход мысли от общего к частному.

Данные логические приемы используются для определения научных понятий, последовательной аргументации теоретических положений, устранения неточностей и противоречий. По своей сути эти приемы являются своеобразными «инструментами» для плодотворной научной деятельности.

2) Специальные методы - это приемы и способы познания, которые разрабатываются в рамках обособленных научных групп (например, в
сфере естественных либо социальных наук). К специальным методам можно отнести социологический, статистический, кибернетический и др.

Применение социологического метода позволяет оценить степень государственно-правового воздействия на жизнедеятельность общества. При этом широко применяются такие приемы, как анкетирование,
опрос населения, проведение социально-правовых экспериментов и т.д.

Статистический метод помогает получить количественные данные, характеризующие изучаемое явление. Роль данного метода особенно велика при изучении массовых повторяющихся явлений (применение права государственными органами и должностными лицами, количество правонарушений и т.д.).

Кибернетический метод - это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики расширить либо уточнить имеющиеся сведения о государстве и праве.

3) Частноправовые методы - это приемы и способы познания,
выработанные непосредственно теорией государства и права. К ним относят методы сравнительного правоведения, толкования (интерпретации) права, формально-юридический метод и др.

Метод сравнительного правоведения предназначается для
изучения различных государственно-правовых систем путем сопоставления одноименных институтов, принципов, школ.

Метод толкования (интерпретации) права это способ
уяснения и разъяснения сущностного содержания закрепленного юридической нормой правила поведения.

Формально-юридический метод предполагает изучение права в «чистом» виде, вне связи с другими социальными явлениями (политикой, экономикой, идеологией и т.д.) Изучение правовой литературы и текстов законов, установление признаков государства и права и их классификация (кабинетный метод).

В качестве принципов (основополагающих начал, идей), на основании которых осуществляется познание предмета теории государства и
права, следует выделить: историзм, объективность, универсальность,
плюрализм.

Принцип историзма предполагает, что государство и право характеризуются как изменяющиеся во времени феномены и поэтому должны исследоваться в динамике их исторического развития.

Объективность как методологический принцип означает стремление к получению максимально достоверной информации об изучаемых
явлениях, при этом влияние субъективных факторов (личное отношение,
общественное мнение, сформировавшаяся традиция) по возможности сводится к минимуму.

Универсальность теории государства и права заключается в
том, что она изучает общие закономерности развития государства и права
безотносительно к какой-либо конкретной политико-правовой системе (исторической эпохе). Понятия и принципы, сформулированные в курсе теории государства и права, выступают в качестве оценочных критериев, в
сравнении с которыми может быть рассмотрена практически любая реально существующая (существовавшая в истории человеческой цивилизации)
государственно-правовая система.

Принцип плюрализма закрепляет «право на жизнь» различных
идейно-теоретических подходов, концепций, школ, порою отстаивающих
противоречивые точки зрения. При этом не допускается насильственного
насаждения каких бы то ни было идейно-теоретических схем, объявления
их «абсолютными истинами» (как было, например, с идеями марксизма,
знакомство с которыми проходило под лозунгом «Учение Маркса всесильно, потому что оно верно»).

  1. 3. Место теории государства и права в системе общественных и юридических наук.

Вопрос о познаваемости мира относится к так называемым «вечным»
вопросам, волнующим человечество на протяжении всей его истории. При этом сам процесс познания мира и систематизированные результаты этого процесса называются наукой. Все науки с определенной долей условности можно подразделить на: естественные, социальные, технические.

Естественные науки изучают объективную реальность (понятия,
принципы, закономерности), существование которой не зависит от человека (законы движения небесных тел, природный круговорот и т.п.).

К естественным наукам относятся математика, физика, биология, астрономия.

Социальные науки изучают общественные отношения, возникающие
в различных сферах жизнедеятельности общества: политика, экономика,
религия, юриспруденция. К социальным наукам относятся: социология,
политология, экономика, теология, правоведение и др.

Технические науки изучают искусственные средства и механизмы,
создаваемые человеком в целях улучшения условий жизни и усиления эффективности функциональной деятельности. К техническим наукам относятся инженерные науки, кибернетика, архитектура и градостроение и др.

Социальные науки, изучающие общественные отношения, урегулированные правом, в комплексе образуют систему юридических наук (правоведение).

В рамках правоведения юридические науки делятся на три (наиболее крупные) группы: а) отраслевые науки; б) прикладные (специальные) науки; в) историко-теоретические науки.

Отраслевые науки (конституционное право, гражданское право,
уголовное право и т.д.) изучают обособленные группы юридически значимых отношений, сложившихся в данном обществе на современном этапе
его развития и урегулированных действующими источниками права (отраслевыми правовыми актами).

Прикладные (специальные) науки (криминалистика, юридическая психология, судебная медицина) изучают обладающие юридической
значимостью (имеющие прикладное значение для юриспруденции) аспекты в целом неюридических наук (медицины, психологии и др.).

Историко-теоретические науки (история государства и
права, история политико-правовых учений, теория государства и права)
изучают наиболее общие закономерности возникновения государства и
права; теоретические представления о сущности данных явлений; методологию познания правовой реальности.

Говоря о месте и роли теории государства и права в системе юридических

наук, следует иметь в виду два обстоятельства.

С одной стороны, теория государства и права традиционно включается в группу историко-теоретических наук, что предопределяет тесные связи теории с историей государства и права и историей политико-правовых учений, а с другой, является фундаментальной юридической наукой (теоретической базой правоведения), что, в свою очередь, предопределяет тесную связь теории с отраслевыми и специальными (прикладными) юридическими науками.

Обстоятельством, позволяющим говорить о наиболее тесной связи
теории государства и права с такими историко-теоретическим и наукам, как
история государства и права и история политических и правовых учений,
является то, что все они изучают государство и право как целостные взаимосвязанные категории. Вместе с тем, в отличие от истории государства и
права, изучающей особенности становления и развития политико-
правовых институтов в конкретных государствах и в конкретные исторические эпохи, а также в отличие от истории политических и правовых учений как науки, исследующей эволюцию представлений о государстве и
праве в политико-правовой мысли, теория государства и права рассматривает государственно-правовые явления в наиболее общем (абстрактном)
виде, безотносительно к конкретной стране, исторической эпохе, тому или
иному мыслителю.

Связь теории государства и права с отраслевыми и специальными
(прикладными) юридическими науками носит двухсторонний, взаимный
характер. Из курса теории государства и права отраслевые и специальные
(прикладные) науки черпают информацию о сущности и содержании основных юридических терминов (норма права, государственный орган, система законодательства, юридическая ответственность и т.д.). В свою очередь, из отраслевых и специальных (прикладных) дисциплин теория государства и права получает эмпирический материал, при помощи которого
подтверждаются либо опровергаются те или иные теоретические модели.

  1. 4. Функции теории государства и права и ее роль в подготовке современного юриста.

Функции теории государства и права - это основные
направления воздействия данной системы знания на научный и учебный процесс.

К числу функций теории государства и права как науки
и учебной дисциплины следует отнести:

  • аналитическую;
  • эвристическую;
  • аксиологическую;
  • прогностическую;
  • онтологическую;
  • гносеологическую (познавательная);
  • идеологическую;
  • методологическую.

Аналитическая функция предполагает осуществление в рамках теоретико-правовой науки анализа структуры и содержания основных
юридических понятий и принципов (догм права).

Эвристическая функция предполагает обобщение информации, полученной аналитическим путем, с последующим формулированием
выводов общего характера.

Аксиологическая функция предполагает выделение ценностных приоритетов, рассматриваемых в качестве идеальных целевых установок государственно-правового развития.

Прогностическая функция предполагает обозначение перспективных направлений развития государства и права и определение круга задач, с решением которых связано это развитие.

Онтологическая функция заключается в объяснении сущности и содержания государства и права, причин их возникновения, функционирования. Иногда данную функцию называют констатирующей .

Гносеологическая (познавательная) функция ТГП заключается в формулировании и объяснении государственно-правовых явлений путем формулирования научных понятий, теорий, концепций. Она также состоит в выработке способов, приемов познания государства и права. (Гносеология - это раздел философии, изучающий познание; теория познания).

Идеологическая функция ТГП выступает как воспитательная функция, поскольку, выражая демократическую мировоззренческую позицию, она воздействует на сознание, мысли и чувства людей, воспитывает граждан в духе уважения и признания ценностей демократического государства и права. В юридической литературе иногда воспитательную функцию ТГП выделяют в качестве самостоятельной, что в принципе не должно вызывать возражений.

Методологическая функция ТГП - это одна из ценнейших ее функций. Теоретические выводы, обобщенные положения, сформулированные понятия служат базой, исходной позицией для других юридических наук при исследовании ими собственного предмета.

Роль ТГП в подготовке современного юриста.

Основной задачей и функциональной обязанностью сотрудника полиции
являются охрана и защита прав и законных интересов граждан. При этом,
сотрудник в процессе служебной деятельности должен: во-первых, знать,
какие права граждан он защищать обязан, а какие нет; во-вторых, четко
представлять себе, какими средствами и способами надлежит ему пользоваться в процессе правоохранительной деятельности; в-третьих, осознавать, к каким последствиям может привести нарушение (либо несоблюдение) должностных обязанностей.

Перечисленные факторы позволяют говорить о том, что любой сотрудник ОВД должен обладать определенным комплексом юридических знаний, необходимых для профессиональной деятельности. Значение теории государства и права в процессе профессиональной
подготовки сотрудников ОВД заключается, прежде всего, в том, что в рамках теоретико-правовой науки изучаются основные понятия юриспруденции. Любой сотрудник, независимо от занимаемой должности и особенностей профессиональной деятельности, должен понимать смысловое значение слов: право, государство, правовая норма, правоспособность, дееспособность, правоотношение, правонарушение, юридическая ответственность и т.д. Кроме того, изучение теории государства и права помогает сотрудникам ОВД уяснить содержание основных принципов юридической техники, без знания которых невозможна профессиональная правоохранительная деятельность. Понимание теоретико-правовых основ правотворческой, правоприменительной, интерпретационной и других видов юридической деятельности является необходимым условием достижения целей и
задач, стоящих перед личным составом ОВД. Наконец, знания, полученные в процессе изучения теории государства и права, способствуют формированию у сотрудников полиции высокого уровня профессиональной правовой культуры, воспитанию у них чувства уважения прав и свобод граждан, выработке непримиримого отношения к нарушителям законности и
правопорядка.

Литература:

  1. Байтин М. И. О методологическом значении и предмете общей теории государства и права // Государство и право. 2007. №4.
  2. Ветютнев Ю. Ю. Государственно-правовые закономерности (Введение в теорию). Элиста, 2006.
  3. Жоль К. К. Философия и социология права: учебное пособие. М., 2005.
  4. Жуков В. Н. Философия права (теоретико-методологический аспект) // Государство и право. 2009. №3.
  5. Конев А.Н. Юридическая наука как средство модернизации правовой практики современной России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВд России. 2010. №2 (13).
  6. Методология юридической науки: состояние, проблемы, перспективы. Выпуск 1. Сборник / Под ред. М. Н. Марченко. М., 2006.
  7. Протасов В. Н. К вопросу о «специальной» теории государства и права // Государство и право. 2007. № 11.
  8. Современные методы исследования в правоведении / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. Саратов, 2007.
  9. Сырых В. М. Логические основания общей теории права: В 3 т. Т. 1: Элементный состав. М., 2000; Т.2 Логика правового исследования; Т.3 Проблемы правопонимания. М., 2004; Т.3 Современное правопонимание. М., 2009.

10. Тарасов Н.Н. Методологические проблемы юридической науки. Екатеринбург, 2001.

1) Предмет и структура ТГП.

Основным объектом изучения государство и право выступают в системе юридических наук, частью которых собственно и является теория государства и права.

Предмет исследований теории государства и права – это наиболее общие закономерности возникновения, развития и работы существующих форм государства и права, представления людей о них, перспективы их совершенствования и развития.

Теория государства и права - это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков:

теории государства;

теории права.

В научной литературе, высказано мнение, согласно которому идея неразрывной связи государства и права ограничивает предметную область теории государства и права закономерностями, общими для государства и права. Подчеркивается, что это ведет к приоритету государственной власти над правом, социальной справедливостью, нравственными принципами. Поэтому некоторые юристы предлагают отказаться от объединения теории государства и права в составе общей теории и выделить теорию права в самостоятельную науку со своим предметом. Но государство и право – неразрывны. Нельзя определять право только как средство (инструмент) государственного управления, не следует жестко связывать его только с государством. Право - средство социального управления, имеющее собственную культурную ценность и глубокие корни в общественных социальных отношениях.

При всей взаимозависимости государства и права последнее всегда должно быть "открыто" для человека, различных социальных групп, классов, общества в целом. Иными словами, взаимообусловленность права с одними социальными институтами вовсе не исключает его взаимосвязи с другими, что предполагает рассмотрение права в более автономном плане.

2) Понятие и содержание методологии теории государства и права.

Методология ТГП выражается в применении комплекса общетеоретических принципов, логических и специальных научных методов исследования основных закономерностей гос – прав явлений.

Принципы общетеоретического исследования государства и права:

1. историзм – рассмотрение гос. и прав. явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи.

2. плюралистический – позволяет ТГП создать наиболее оптимальную систему знаний, отражающих объективные данные о реальной действительности.

3. объективности – истинное отражение гос.-прав. действительности в научном знании, воспроизведение ее такой какой она существует реально.

4. универсализма – изучает общие закономерности развития гос. и права.

5. конкретности – учет условий в которых находиться объект познания выделение главных существенных свойств связей и тенденций его развития.

3) Специальные и частно-научные методы ТГП.

Специальные методы:

Статистический - количественные показатели того или иного государственно-правового явления;

Конкретно-социологический - анкетирование, интервью, наблюдение и другие приемы получения данных о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере;

Кибернетический - выявление общих закономерностей процессов и систем управления в государстве;

Функциональный - проникновение в сущность явлений посредствам изучения его функций;

Формально юридический - определяет юридические понятия, выявляет их признаков, проводит классификацию, не связанную с другими сферами;

Сравнительно-правовой - сопоставляет различные правовые системы либо их отдельные элементы;

Метод правового эксперимента - проверяет эффективность законодательных нововведений в ограниченном масштабе.

4) Функции ТГП.

Теоретико-познавательная функция - выполняется наукой для своего развития, и в этом смысле осуществление теоретико-познавательной функции является условием существования науки. Содержательная сторона данной функции определяется спецификой предмета и используемой методологией. - Методологическая функция - это знание, используемое как средство получения нового знания. - Идеологическая функция - объективно присуща ей как и любой общественной науке. А в рамках правоведения - в большей степени, чем другой юридической науке. - Воспитательная функция - к ее содержанию относят обучающее значение данной науки, поскольку на ее базе строится соответствующая учебная дисциплина. - Прогностическую функцию - касается как судьбы права и государства в целом, так и предполагаемой эффективности принимаемых нормативно-правовых решений. То есть речь идет о функции научного предвидения в сфере государственно-правовых явлений, функции выдвижения научно обоснованных гипотез. - Прикладная функция - осуществление этой функции состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практического характера.

5) Российская юридическая терминологическая система и её формирование.

Основным, наиболее информативным компонентом тезауруса гражданско-правового нормативного пространства является юридическая терминология. Каждый юридический термин в законодательном тексте выполняет определенную функцию, направленную на наиболее точное выражение соответствующего понятия. Грамотность употребления юридической терминологии в контексте каждого нормативно-правового акта является основой высокого качества закона, стабильности его существования.

Несмотря на имеющиеся работы ученых, до сих пор отсутствует единое определение понятия "юридический термин", нет однозначного подхода к выделению требований, которые должны предъявляться к юридической терминологии в законодательном тексте. Существующие исследования проблем формирования и функционирования юридической терминосистемы имеют в основном спектральный характер, при этом в них не акцентировано внимание на гражданско-правовом терминологическом поле. В современном нормотворчестве актуальными остаются такие проблемы, как соответствие термина смыслу, вкладываемого в него понятия.

Это система общенаучных и частнонаучных категорий и понятий, образующих главный и исходный компонент познавательного инструментария общей ТГП. Правовые понятия – форма человеческого мышления, которая отражает в специфическом виде специфическим образом свойства и черты явлений, процессов, состояний и отношений государственно – правовой действительности. Выделяют: общеправовые, межотраслевые, отраслевые. Правовые категории – предельно широкие правовые понятия, в которых отражаются существенные свойства и черты определяемого явления. В процессе познания гос-правовых явлений в ТГП используются не только общеправовые категории и понятия, но и категории и понятия других наук. Правовые термины – это слова или словосочетания, обозначающие смысловое значение правовой категории или правового понятия. Выделяют: общеупотребительные термины, специальные юридические термины и термины не юридического характера.

Загрузка...