musings.ru

Авторский договор должен быть заключен. Обязательства по использованию прав на объекты интеллектуальной собственности

С момента создания произведения у автора возникают личные неимущественные права авторства право на имя право на неприкосновенность произведения. Предметом исследования является национальное и зарубежное законодательство в области авторского права. Среди них: системный метод анализа норм права комплексность исследования метод сравнения системно-структурный анализ и другие.1 Понятие авторского договора Федеральным законом РФ внесены изменения в четвертую часть Гражданского кодекса РФ предусматривающую Права на результаты интеллектуальной...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

573. Коллективный договор и порядок его заключения 10.39 KB
Коллективный договор и порядок его заключения Коллективный договор – правовой акт регулирующий социальнотрудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам: формы системы и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; занятость переобучение; рабочее время и время отдыха включая...
2947. Порядок заключения трудового договора 4.97 KB
Порядок заключения трудового договора Процесс заключения трудового договора это прием трудящегося на работу в качестве работника. Трудовой кодекс устанавливает определенный порядок и юридические гарантии при приеме на работу в гл. Прием на работу производится по принципу подбора кадров по деловым качествам. Статья 64 ТК устанавливает гарантии при приеме на работу.
19068. Порядок заключения договора аренды предприятия и его государственная регистрация 67.98 KB
Понятие аренды предприятия. Договор аренды предприятия. Общая характеристика договора аренды предприятия. Характеристика предприятия как объекта договора аренды и имущественного комплекса.
9867. Личность в условиях заключения 19.58 KB
Если у нас такое огромное число заключенных то каким образом следует нам относиться к личности осужденного личности преступника человеческой личности Под личностью преступника в криминологии понимается такая совокупность свойств и отношений лица совершившего преступление которая обусловила вместе с иными обстоятельствами его преступное поведение. Понятие личность преступника тесно связано с общесоциологическим понятием человеческой личности. Герцензон писал что изучение личности преступника это частный случай изучения...
1811. Порядок планирования работы ИТС, документация ИАС, порядок ведения, хранения и восстановления формуляров на АТ 38.6 KB
Для успешного решения задач по инженерно-авиационному обеспечению боевых действий и боевой подготовки части ИАС разрабатывает планы предусматривающие выполнение личным составом определенных мероприятий в заданные сроки.
10117. Основные виды договоров 22.47 KB
Общие положения о классификации договоров. Основные классификации договоров. Основные виды договоров. Основные и предварительные договоры.
10699. Обязательства из договоров аренды 27.72 KB
Задания для СРС Обязательные формы самостоятельной работы: Составьте схему Гражданскоправовая характеристика договора аренды. Составьте схему Элементы договора аренды. Составьте таблицу Содержание договора аренды. Права Обязанности Арендодатель Арендатор Составьте таблицу Основания изменения и расторжения договора аренды.
729. Гражданско-правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ 40.42 KB
Общая характеристика договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Общие отличия и специфика договора на выполнение проектных и изыскательских работ. Краткая характеристика и особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. Гражданско-правовое регулирование порядка заключения и исполнения договора на выполнение проектных и изыскательских работ.
8536. Построение системы Г-П договоров (Г-П обязательств) 86.76 KB
ГК при толковании договора приоритет имеет волеизъявление. Признаки: 1 опосредуемые экономические отношения 2 необходимые признаки договора конститутивные чтобы признать его типом ГП договора. Вопросы: 1 понятие договора кп 2 элементы договора кп 3 права и обязанности сторон 4 отдельные виды договора кп. Понятие договора куплипродажи Глава 30 в совокупности со спец.
10098. Заключение, изменение и расторжение договоров 32 KB
Целью данной курсовой работы является рассмотрение общих вопросов касающиеся понятия значения договора его места в современном гражданском праве законодательстве содержания и формы договора а также такой вопрос имеющий важное теоретическое и практическое значение для понимания сущности договора как процесс его заключения изменения и расторжения. Задачи данной работы: Выявить сущность содержание основные условия и форму договора.

Субъектами авторского договора являются автор или его правопреемник, с одной стороны, и пользователь произведения, с другой. К сторонам авторского договора в полной мере относятся все те положения, которые раскрывались выше применительно к субъектам авторского права. Поэтому нет необходимости вновь подробно характеризовать понятия «автор произведения», «правопреемник автора» и т.д. Остановимся лишь на тех моментах, которые свойственны субъектам авторского права именно как сторонам авторского договора. Непременным участником авторского договора является автор произведения или его правопреемник. В тех случаях, когда автором произведения является совершеннолетнее дееспособное физическое лицо, никаких осложнений не возникает. Обычно такой автор сам заключает авторский договор или делает это с помощью поверенного. За малолетних авторов, не достигших 14 лет, авторские договоры подписывают их родители или опекуны. Несовершеннолетние авторы в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют свои авторские права (в том числе заключают авторские договоры) самостоятельно, без контроля родителей и попечителей. Если автор признан вследствие душевной болезни недееспособным, от его имени действует назначенный ему опекун.

Авторские договоры по поводу использования коллективных произведений заключаются со всеми соавторами. При этом все они могут принимать участие в согласовании условий и подписании договора либо это может сделать по их поручению любой из соавторов. При подготовке сборника соответствующие договоры должны заключаться не только с его составителем, но и с авторами всех охраняемых законом произведений, включаемых в сборник. На практике это зачастую не делается, поскольку организации, осуществляющие выпуск сборников, полагают, что отношения с авторами включаемых в сборник произведений должны быть урегулированы самим составителем. Такая позиция совершенно не основана на законе, и в случае возникновения спора, например в связи с бездоговорным использованием произведения, всю ответственность перед авторами несет организация, выпустившая сборник.

После смерти автора договор об использовании произведения заключается с его наследниками по закону или завещанию. Однако наследник должен для этого обладать гражданской дееспособностью. За наследников, не достигших 14 лет, наследников, признанных недеес- пособными, авторские договоры подписывают их родители или опекуны. Наследники в возрасте от 14 до 18 лет, а также наследники, ограниченные в своей дееспособности по суду, заключают авторские договоры сами, но с согласия родителей или попечителей. Если наследников несколько, для заключения авторского договора необходимо их общее согласие. Возникший спор между наследниками разрешается в судебном порядке по иску любого из них.

Другой стороной авторского договора является пользователь произведения. Чаще всего в его роли выступают специализированные организации, основной функцией которых является осуществление издательской, театрально-зрелищной, выставочной и иной аналогичной деятельности. Вместе с тем возможность заключать авторские договоры имеют и любые другие организации, уставные цели не препятствуют осуществлению деятельности по воспроизведению, распространению и иному использованию произведений науки, литературы и искусства. В настоящее время на практике не проводится характерный для прошлых лет жесткий контроль за соблюдением пользователями их узкой специализации. Например, сейчас, в условиях кризиса, многие специализированные издательства вынуждены в целях выживания издавать непрофильную для себя, но коммерчески выгодную литературу. Однако необходимо учитывать, что для осуществления отдельных видов деятельности по использованию произведений, в частности издательской деятельности, публичного показа и распространения аудиовизуальных произведений и др., пользователи должны обладать соответствующей лицензией1.

В российской юридической науке практически общепризнанно, что договоры, по которым организации приобретают права на творческие произведения не для их использования в авторско-правовом значении этого слова, а для удовлетворения собственных нужд, не относятся к авторским.

Как правило, такие организации не имеют права заниматься издательской и иной деятельностью, связанной с использованием авторских произведений, для извлечения прибыли. Это, однако, не означает, что они не могут вступать в договорные отношения с авторами произведений в качестве заказчиков. Например, на практике промышленные предприятия, сельскохозяйственные кооперативы, общественные организации и т.д. нередко заключают договоры с профессиональными писателями и журналистами на написание летописи предприятия или истории развития организации; с художниками и скульпторами заключаются договоры на художественное оформление фасадов, интерьеров, создание памятников и т. п. Указанные договоры ни в коей мере не противоречат действующему законодательству, однако носят не авторский, а подрядный характер.

См. ст. 17 Закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 25 сентября 1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 39. Ст. 4857.

Традиционно считается также, что не могут выступать на стороне пользователя в авторском договоре физические лица. Те договоры, в рамках которых по заказам отдельных граждан создаются произведения науки, литературы и искусства, в судебной практике и в теории квалифицируются как подрядные со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, гражданка Ш. заключила со скульптором Г. договор на создание скульптуры умершего мужа для установления на могиле и выплатила в качестве аванса 1000 руб. Поскольку автор серьезно заболел, работа осталась незавершенной, в связи с чем Ш. потребовала от скульптора возврата аванса. Если признать, что между сторонами был заключен авторский договор, аванс возврату не подлежал, так как невыполнение договора произошло не по вине автора. Напротив, если договор сторон квалифицировать как подрядный, аванс должен быть возвращен, так как подрядчик выполняет работу на свой риск. Суд требование Ш. удовлетворил. В принципе, с такой позицией следует согласиться, так как было бы неоправданно возлагать на граждан, по заказам которых создаются произведения, веете обязанности, которые закон возлагает на профессиональных пользователей произведений. Но следует учитывать, что в настоящее время граждане могут заниматься воспроизведением и распространением произведений как самостоятельным видом предпринимательской деятельности. В этом случае они не только могут, но и должны заключать с носителями авторских прав авторские договоры, приобретая по ним в полном объеме все права и обязанности пользователя.

В период действия авторского договора может произойти перемена участвующих в обязательстве лиц, которая имеет определенную специфику по сравнению с общегражданскими правилами об уступке права требования и переводе долга. Что касается замены автора, изменения авторского коллектива, привлечения соавторов и т. п., то это, как правило, допускается лишь с согласия пользователя (заказчика) произведения. Лишь в случае смерти автора (одного из авторов), если произведение уже готово, его в силу закона замещает наследник.

В ранее действовавшем законодательстве большинство типовых авторских договоров предоставляло пользователям возможность переуступки приобретенных ими прав на произведение третьим лицам. Причем это могло быть сделано без согласия автора, который лишь уведомлялся об этом. В новом авторском законе данный вопрос решен прямо противоположным образом: права, переданные по авторскому договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 Закона).


Каким образом можно оформить передачу авторских прав?

Автор может временно передавать имущественные права на произведение другим лицам (организациям) с выплатой автору вознаграждения. Единственной законной формой передачи этих прав в России является авторский договор, составленный в письменном виде. Устная договоренность о передаче авторских прав не дает другому лицу законных оснований для использования произведения. Только в случае передачи произведения автором в периодическое издание договор может быть заключен в устной форме.

Договор считается заключенным с момента, когда стороны достигли соглашения по всем существенным условиям договора и удостоверили этот факт своими личными подписями (в случае, если стороной является юридическое лицо, то подпись заверяется еще печатью с наименованием этого лица). К существенным условиям договора относятся:

Условия, признанные таковыми законом;
- условия, признанные таковыми сторонами.

В случае несогласования этих условий договор считается незаключенным.

Какие условия необходимо согласовать при заключении авторского договора?

Конкретные имущественные права, передаваемые по данному договору;
- срок и территория, на которые передается право;
- размер вознаграждения и (или) порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования произведения;
- порядок и сроки выплаты вознаграждения.

Для обеспечения интересов сторон в Законе определено содержание этих условий, если стороны по той или иной причине не сделали этого в договоре. Исключение из этого перечня составляют конкретные права на использование произведения, передаваемые по договору, которые стороны должны определить самостоятельно. При этом необходимо учитывать, что права на использование произведения, прямо не оговоренные в договоре, считаются не переданными. В связи с этим при заключении договора рекомендуется специально перечислять все авторские права, отнесенные законом к числу имущественных прав. Ограничение только общей формулировкой о передаче прав на использование произведения не рекомендуется, поскольку наше законодательство не предусматривает возможности продажи прав на использование произведения в целом, как в зарубежном праве.

В конечном итоге могут пострадать интересы обеих сторон:

Автора, поскольку за каждый случай и форму использования его произведения он имеет право на получение отдельного вознаграждения;
- приобретателя авторских прав - в случае возникновения спора объем перешедших к нему прав будет определяться, исходя из представлений и интересов сторон, которые они преследовали при заключении договора.

Например, при приобретении музеем или выставочным залом права собственности на оригинал произведения изобразительного искусства (картину, скульптуру, др.) он не приобретает при этом авторские имущественные права, то есть не имеет право на изготовление копий для продажи их другим музеям, воспроизведение путем издания репродукций.

Договор, в котором стороны не оговорили срок, считается заключенным на неопределенный срок. Однако его расторжение возможно не ранее истечения пяти лет с даты его заключения, и при условии предварительного уведомления за шесть месяцев до расторжения договора.

Мнения по данному вопросу среди специалистов-правоведов в области авторского права расходятся.

Одни специалисты считают, что нужно придерживаться буквального толкования норм Закона об авторском праве, в котором указано: авторские имущественные права "могут передаваться только по авторскому договору". В числе прочих к числу обязательных условий авторского договора относится вознаграждение, выплачиваемое автору. Таким образом, передача авторских имущественных прав без выплаты вознаграждения автору не допускается.

Другие специалисты рассматривают авторское право как одну из составляющих частей гражданского права. Следовательно, в отношении авторского права должны действовать общие положения гражданского права, где каждый участник гражданских отношений вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими ему правами. Значит, автор вправе передать безвозмездно принадлежащие ему авторские имущественные права любому лицу.

Поскольку в практике применения авторского права единой позиции по данному вопросу так и не возникло, рекомендуем заключать авторские договоры с указанием вознаграждения, которое автор получает при передаче своих имущественных прав на произведение. При этом форма вознаграждения может иметь не только денежный, но и иной имущественный характер, например, передача части экземпляров произведения автору.

Авторские договоры можно разделить на два типа. Первый тип договора - договор о передаче исключительных прав. Это означает, что только то лицо, которому права были переданы, может использовать произведение.

На основании договора о передаче исключительных прав у пользователя появляется право запрещать всем третьим лицам использование данного произведения теми способами, которые были переданы по договору, и преследовать нарушителей в судебном порядке. Данный запрет распространяется также и на автора произведения, поскольку обладателем прав на использование произведения теперь является то лицо, с которым автор подписал подобный договор.

В случае же, если пользователь прав не преследует нарушителя, у автора появляется право делать это самостоятельно.

Отличительной чертой второго вида авторского договора - договора о передаче неисключительных прав - является то, что у автора остается возможность передать права на использование произведения одним и тем же способом нескольким лицам одновременно. При этом у пользователей не возникает право запрещать использование произведения другим лицам, такое право остается в распоряжении автора произведения.

Законом предусмотрена обязательная оговорка о характере передаваемых по договору прав: в случае, если в договоре не сказано, какие именно по объему права передаются приобретателю, считается, что переданы неисключительные права на использование произведения.

Следует помнить, что передача исключительных прав разрешает использование произведения только определенным способом. Передача исключительных прав не означает передачи прав на использование произведения каким угодно образом, но только в рамках тех прав, которые прямо указаны в договоре.

Даже если произведение было создано в рамках авторского договора заказа, то и в этих случаях в нем следует прямо указывать те авторские права, которые заказчик намерен использовать. Данные договоры подчиняются требованиям, предъявляемым к авторским договорам. Особенностью авторских договоров заказа является то, что при заключении данного договора заказчик обязан выплатить автору аванс.

В статье 32 Закона об авторском праве предусматривается, что авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Допускается заключение договора в устной форме только при использовании произведения в периодической печати. Необходимо, чтобы в договоре были оговорены все существенные условия, предусмотренные Законом.

Авторский договор может быть заключен в виде одного документа или в виде нескольких документов: сам договор и приложения к нему. В договоре должно быть сказано, что все приложения являются его неотъемлемой частью и должны быть подписаны обеими сторонами.

Если стороны в договоре забыли предусмотреть срок, на который были переданы права автора, то можно ли расторгнуть такой договор?

В статье 31 Закона об авторском праве предусмотрено, что в случае, если в договоре не определен срок его действия, у автора возникает право расторгнуть договор по истечении пяти лет с даты его заключения. При этом автор обязан письменно уведомить пользователя об этом за шесть месяцев до предполагаемого расторжения договора.

В каких еще случаях возможно расторжение авторского договора?

По общему правилу, до истечения срока действия договор может быть расторгнут только по соглашению сторон. Одностороннее расторжение договора допускается только, если это предусмотрено Законом или условиями договора. Закон об авторском праве не предусматривает права сторон в одностороннем порядке расторгнуть авторский договор.

По требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда только:

При существенном нарушении договора другой стороной;
- в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или договором.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, в результате которого другая сторона не получает значительную часть дохода, на который она рассчитывала.

К иным случаям, предусмотренным законодательством, относится и существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора. Законодатель не дает перечня таких обстоятельств, а определяет, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.

Существуют ли какие-либо ограничения на заключение авторского договора?

Не могут быть предметом авторского договора права на использование произведений, неизвестные на момент его заключения. Необходимость данной нормы объясняется развитием научно-технического прогресса, созданием новых, неизвестных сейчас способов использования произведений. В этой связи было бы незаконно обязывать автора к передаче прав, о содержании которых он не имеет четкого представления.

Ту же цель - защиту интересов авторов - преследует и норма, закрепленная в п.5 ст.31 Закона об авторском праве. Она говорит о том, что предметом авторского договора не могут быть права на использование произведений, которые автор может создать в будущем, поскольку такое условие ограничило бы автора в осуществлении им своих гражданских прав.

Сходную цель преследует и норма п.6 ст.31 Закона об авторском праве, в соответствии с которой признаются недействительными условия договора, ограничивающие автора в создании в будущем произведений на данную тему или в данной области. Также признаются недействительными условия договора, противоречащие любым другим положениям Закона.

Какие еще права и обязанности необходимо предусмотреть в авторском договоре?

Однако, представляется целесообразным отразить в договоре вопросы, связанные с передачей оригинала произведения, условия о сроках представления и одобрения произведения, об обязанности автора доработать произведение в случаях, предусмотренных договором. Но наличие или отсутствие данных положений в конкретном договоре зависит от воли сторон.

Например, условия и порядок передачи экземпляра произведения должны оговариваться в договоре. При этом произведение должно быть предоставлено в виде, пригодном для использования способами, предусмотренными в договоре.

При заключении договора заказа на автора возлагается, помимо обязанностей, вытекающих из авторского договора, обязанность создать произведение. В этом случае произведение должно отвечать требованиям, предусмотренным в договоре. Договором может быть предусмотрена обязанность автора доработать произведение по требованию заказчика. В случае заключения договора о передаче исключительных прав на использование произведения на автора также возлагается обязанность не передавать третьим лицам права на использование произведения, предусмотренные в договоре.

Входит ли в обязанности пользователя фактическое использование произведения, в отношении которого заключен договор о передаче исключительных прав?

Само по себе неиспользование объекта интеллектуальной собственности, права на который переданы по договору, не есть нарушение договора. Следовательно, получив по договору право на использование произведения, пользователь вправе и не использовать фактически данный объект.

Поэтому при заключении договора автору следует обращать внимание на то, насколько неиспользование произведения, права на которое предполагается передать, будет нарушать его право на получение вознаграждения, а также право на ознакомление с созданным им произведением широкого круга лиц (право на обнародование). Например, если вознаграждение писателя поставлено в зависимость от дохода, полученного от продажи тиража произведения, то, соответственно, неиздание произведения будет серьезным образом ущемлять его права. Порой ознакомление с произведением широкого круга лиц является для автора даже более важной потребностью, чем получение вознаграждения. Так, для художника размещение его картины в экспозиции музея является принципиальным условием при выборе покупателя картины, поэтому для него будет принципиально важным предусмотреть в договоре сроки и условия размещения картины на открытом доступе, а не просто удовлетвориться ее хранением в запаснике музея.

Право на передачу авторских прав третьему лицу появляется у пользователя только в том случае, если в договоре специально предусмотрена такая возможность. Это право не зависит от объема прав, переданных по договору, то есть переуступить полученные права могут и пользователи, получившие как исключительные, так и не исключительные права на произведение.

Объем переуступаемых прав также может быть различным. Пользователь может уступить часть имеющихся у него прав, а может передать имеющиеся права в полном объеме. Пользователь, обладающий исключительными правами на произведение, может переуступить их третьим лицам как в неисключительное, так и в исключительное пользование.

Законодательство об авторском праве является составной частью гражданского законодательства. В соответствии с этим положением, закрепленным в ст.2 Закона об авторском праве, положения об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий авторского договора регулируются на основании общих принципов гражданского права.

Ответственность сторон по авторскому договору регулируется ст.34 Закона, в соответствии с которой в случае нарушения условий договора виновная сторона обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Однако пунктом 2 ст.34 ограничивается право пользователя на возмещение упущенной выгоды. В случае, если автор не представил произведение, которое он должен был создать в соответствии с условиями договора заказа, на автора возлагается обязанность возместить только реальный ущерб, причиненный заказчику, упущенная выгода при этом не взыскивается. Данная норма направлена на защиту интересов автора в случае так называемой творческой неудачи.

При заключении договора стороны могут предусмотреть и иные виды ответственности. Стороны могут определить размер и условия применения в качестве штрафных санкций пени или неустойку, например, при пропуске автором срока предоставления пользователю произведения или при просрочке пользователем срока выплаты авторского вознаграждения.

В ранее действовавшем Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах» применительно к отношениям по передаче исключительного авторского права использовался термин «авторский договор». Ныне действующее законодательство изменило подход к договорным отношениям, отказавшись от ранее действующей правовой конструкции и кардинально изменив определение договоров.

1) договором об отчуждении исключительного авторского (или смежного) права;

2) договором о предоставлении права пользования исключительным авторским правом (лицензионный договор).

В связи с отменой предыдущего нормативного акта в области охраны авторских прав важное значение имеет вопрос о том, применяются ли положения о договорах, предусмотренные в части четвертой ГК РФ, к договорам, заключенным до его принятия.

Ответ на этот вопрос содержится в ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации». В ст. 7 названного ФЗ отмечается, что нормы части четвертой ГК РФ о порядке заключения и форме договоров, а также об их государственной регистрации применяются к тем договорам, которые были заключены после введения в действие части четвертой ГК РФ. Таким образом, нормы, касающиеся договорных отношений, в том числе и в авторском праве, не имеют обратной силы.

Нормы, которые касаются оснований, последствий и порядка заключения договоров в авторском праве, которые обязательны для сторон договора, применяются ко всем договорам, продолжающим действовать на момент введения ГК РФ в действие. В данном случае не имеет значения, были ли договоры заключены после введения в действие новых норм или ранее этого срока.

Новые нормы об ответственности за нарушение договорного обязательства применяются к договорам, которые были заключены после 1 января 2008 г., за исключением случаев, когда в договорах, заключенных ранее этого срока, предусматривалась иная ответственность (ч. 2 ст. 8 ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»).

Так как вышеперечисленные договоры относятся к гражданско-правовым, на них распространяются общие правила, касающиеся гражданских договоров в целом (ст. 307–453 ГК РФ). Так, в соответствии с принципом свободы договора никто не может заставить автора передать свое исключительное право на произведение. Автор вступает в договорные отношения своей волей и в своем интересе (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Он самостоятельно решает, с кем и какой договор будет заключен, какие условия будут в него включены.

Несовершеннолетние авторы могут самостоятельно заключить любой договор, где в качестве предмета выступает авторское произведение или имущественные авторские права. Они могут самостоятельно использовать авторское вознаграждение. За малолетних и недееспособных граждан договор заключают законные представители.

В соответствии со ст. 138 ГК РФ использование результатов интеллектуальной деятельности может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя. Поэтому любое использование произведения без заключения с автором договора в отношении произведения является незаконным и порождает правовые последствия в виде гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности.

В качестве предмета обоих названных договоров выделяют то исключительное право на произведение, которое автор хочет передать по договору.

§ 2. Договор на отчуждение исключительного права на произведение

Статья 1285 ГК РФ, предусматривающая данный вид договора, является новой для авторского права. Ранее действовавший Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» не предусматривал такой разновидности авторских договоров. В большей степени эта разновидность гражданского договора была присуща патентному праву. Однако мнения о возможности применения указанного вида договоров в авторском праве высказывались еще задолго до появления подобных норм в авторском праве.

По договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на авторское произведение в полном объеме другой стороне (приобретателю).

Данный вид договора может быть как реальным, так и консенсуальным. Консенсуальный договор начинает действовать с момента его заключения, реальный требует еще и совершения со стороны лица, передающего права, определенных действий, например по передаче материального носителя произведения. В качестве правообладателя и приобретателя могут выступать как физические лица, так и юридические лица.

Для данного договора законом предусмотрена письменная форма. В случае несоблюдения этого правила договор считается недействительным и не порождает никаких правовых последствий, а имущественное право, являющееся предметом такого договора, остается у первоначального правообладателя и не считается переданным по договору.

Данный договор предполагается возмездным, если в содержании договора не предусматривается иное. Возмездность означает уплату приобретателем предусмотренного договором вознаграждения. Если имущественное право передается на безвозмездной основе, это должно быть прямо отражено в договоре. Чаще всего подобная ситуация встречается в случае оформления договора между физическими лицами (гражданами), а цель приобретения права не предполагает извлечение прибыли. Существенными условиями данного вида договора являются предмет (т. е. охраняемое право, которое передается) и размер вознаграждения, если договор возмездный. Эти условия считаются существенными для данного вида договора, поэтому стороны, участвующие в заключении договора, должны прийти в отношении данных условий к взаимному соглашению. В случае, если условия о вознаграждении в договоре отсутствуют, договор считается незаключенным. При этом предусмотренные ст. 420 ГК РФ правила определения цены договора в данном случае не применяются.

Отчуждение исключительного права означает, что имущественные права на авторское произведение передаются в полном объеме приобретателю и у самого автора не сохраняются. Однако автор произведения сохраняет за собой все личные неимущественные права. Приобретатель вправе как пользоваться приобретенным правом самостоятельно, так и передавать это право другим лицам по лицензионному договору.

Абсолютное право приобретателя может быть ограничено лицензионными договорами, которые были ранее выданы другим лицам первоначальным правообладателем или впоследствии самим приобретателем имущественного права.

В случае, если произведение принадлежит не одному, а нескольким авторам, то согласие на заключение договора об отчуждении имущественного права на произведение должны дать все авторы. Если хотя бы один из них не согласен, то передача исключительного права считается непроизведенной.

Пример

Три участника группы «Кино» передали культурно-до-суговому центру «П» исключительные права исполнителей на использование результатов творчества данной группы. «П» обратился в суд с иском к ЗАО «М» в связи с тем, что ответчик без разрешения произвел и реализовал экземпляры фонограммы с исполнением произведений указанной группы. Однако выяснилось, что четвертый участник группы – В. Пой – своих прав исполнителя никому не передавал, не передавали их и наследники В. Поя. При указанных обстоятельствах кассационная инстанция сделала вывод, что истец не получил исключительных прав и не может требовать их защиты 13
Хохлов В.А. Авторское право: законодательство, теория, практика. М.: Городец, 2008.

§ 3. Лицензионный договор на предоставление права на использование произведения

В соответствии со ст. 1286 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования этого произведения в установленных договором пределах.

Он существенным образом отличается от договоров на отчуждение имущественных прав и имеет свои особенности.

Сторонами договора являются лицензиар и лицензиат, в роли которых могут выступать как физические, так и юридические лица.

В качестве лицензиара может выступать не только автор, чьим трудом было создано произведение, но и иные правообладатели, владеющие имущественным правом на законном основании (например, наследники, приобретатели права по договору отчуждения и т. п.).

Если договор об отчуждении имущественного права предполагает исключительно письменную форму, то лицензионные договоры заключаются не только в письменной, но и в устной форме. Так как лицензионный договор представляет собой разновидность гражданско-правового договора, на него распространяются общие нормы ГК РФ, касающиеся порядка, формы и условий заключения договора, в частности ст. 160 ГК РФ, в соответствии с которой письменная форма предполагает составление одного документа, подписанного сторонами. Однако стороны могут заключить договор и путем обмена документами, по почте, телеграфу, телетайпу, электронной почте и другим подобным образом, который позволяет установить, что документ исходит от определенного лица.

В пункте 2 ст. 160 ГК РФ сказано, что при заключении договора предполагается использование факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи или иного аналога собственноручной подписи, если это предусматривается законом или соглашением сторон. В случае отсутствия подписи одной из сторон договор считается незаключенным.

Статья 1236 ГК РФ посвящена видам лицензионных договоров. Согласно названной статье ГК РФ выделяются два вида лицензий:

1) простая (неисключительная), в соответствии с которой лицензиату предоставляется право на использование произведения на определенный срок, но с сохранением за лицензиаром права выдавать лицензии другим лицам;

2) исключительная, которая закрепляет за лицензиатом монопольное право на использование произведения. Лицензиар в данном случае теряет право на выдачу лицензий другим лицам.

Вид лицензии должен быть определен сторонами в договоре. В случае, если стороны не включили в договор подобное условие, лицензия предполагается простой (неисключительной).

Закон не ограничивает стороны указанными в законе вариантами лицензионных договоров и предоставляет возможность в одном лицензионном договоре применительно к различным способам использовать условия, предусмотренные для лицензионных договоров разных видов.

Статья 1238 ГК РФ предусматривает правило, в соответствии с которым лицензиат может заключить сублицензионный договор на право использования произведения.

Рассматриваемый договор будет действительным только при соблюдении следующих условий.

1. К данному виду договора применяются все те условия, которые предусмотрены для заключения лицензионных договоров.

2. Для предоставления права использования произведения другому лицу по сублицензионному договору требуется согласие автора произведения (либо правообладателя). Причем это согласие должно быть обязательно выражено в письменной форме, например путем включения соответствующего условия в лицензионный договор. Если договор не содержит такого условия, это не означает, что у лицензиата автоматически возникает право на заключение сублицензионных договоров. Данное положение подтверждается и практикой.

Пример

Товарищество с ограниченной ответственностью обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о возмещении убытков, понесенных в связи с нарушением ответчиком его исключительных прав на художественный фильм.

В обоснование требования истец представил договор, заключенный между ним и третьим лицом, по которому были приобретены исключительные права на спорный фильм.

Арбитражный суд обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим мотивам.

Судом установлено, что акционерное общество продавало видеокассеты с фильмом, исключительное право на распространение которого, по мнению истца, было приобретено товариществом по возмездному договору с третьим лицом. По условиям этого договора предусматривалась передача товариществу исключительного права на распространение фильма.

Однако из материалов дела усматривалось, что исключительное право на использование произведения третье лицо само приобрело у изготовителя аудиовизуального произведения по договору, в котором отсутствовало условие о возможности передачи этого права. Дополнительных соглашений к договору также не заключалось.

При таких обстоятельствах третье лицо не вправе было передавать исключительное право на использование произведения истцу. А истец, исходя из этого, не мог быть признан обладателем исключительных прав и требовать их защиты 14
Обзор практики рассмотрения споров по делам, связанным с применением закона об авторском праве и смежных правах. Гарант, 2007.

3. В случае получения согласия на выдачу сублицензии необходимо иметь в виду, что предоставление права возможно только в пределах тех прав и тех способов использования, которые предусмотрены лицензионным договором для самого лицензиата.

4. Ответственность перед лицензиаром за действия сублицензиата возложена на самого лицензиата, если в лицензионном договоре не предусмотрено иное. По общему правилу сублицензии должны выдаваться на период действия основного лицензионного договора, если же сублицензия была выдана на более длительный срок, это не делает ее недействительной. К такой сублицензии применяются правила, закрепленные в п. 3 ст. 1238 ГК РФ. Согласно названной статье сублицензионный договор, заключенный на срок, превышающий срок действия лицензионного договора, считается заключенным на срок действия лицензионного договора.

В подтверждение указанных правил можно привести следующий случай из судебной практики.

Пример

ООО «Издательство ДЖЕМ» обратилось с иском к ООО «Ашан» и ООО «Марком» о взыскании в его пользу компенсации за нарушение смежных прав в сумме по 50 тыс. руб. с каждого из ответчиков. В обоснование требований истец указал, что согласно договору о передаче смежных прав от 31 января 2003 г. ЗАО «Компания Джей-Эс-Пи» (правообладатель) передало ООО «Издательство ДЖЕМ» (издатель) исключительные права на использование фонограмм, перечисленных в приложении 1 к данному договору, в том числе право осуществлять, запрещать или разрешать воспроизведение фонограмм на любых типах носителей, распространение фонограмм любым способом, а также право на сбор авторского вознаграждения. Согласно указанному приложению ООО «Издательство ДЖЕМ» были переданы исключительные смежные права на 12 фонограмм, в том числе на фонограмму «Чужие губы». По мнению истца, ответчики нарушали его исключительные права, а именно: ООО «Марком» изготавливало контрафактную продукцию – компакт-диски, содержащие фонограмму «Чужие губы», а ООО «Ашан» эту продукцию распространяло.

Исследовав обстоятельства дела, оценив представленные истцом доказательства нарушения его смежных прав, основанных на договоре от 31 января 2003 г., апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции о том, что на момент обращения с иском ООО «Издательство ДЖЕМ» не являлось обладателем исключительных смежных прав на фонограмму «Чужие губы».

Как следует из материалов дела, 12 мая 1998 г. между группой «РУКИ ВВЕРХ» (правообладатель) и ЗАО «Компания Джей-Эс-Пи» был подписан договор № 150/98 о приобретении смежных прав на 12 фонограмм, в том числе на фонограмму «Чужие губы». В соответствии с п 7.1 этого договора он заключен сроком на пять лет с момента подписания акта приема-передачи последнего произведения и вступает в силу после обоюдного подписания. Поскольку последние произведения были переданы по указанному договору 12 мая 1998 г., срок его действия начался 12 мая 1998 г. Таким образом, исключительные смежные права, переданные истцу по договору от 31 января 2003 г., принадлежали ЗАО «Компания Джей-Эс-Пи» лишь до даты окончания срока действия договора № 150/98, т. е. до 12 мая 2003 г. Указанная компания могла передать истцу исключительные права на фонограмму «Чужие губы» лишь на срок до 12 мая 2003 г., а именно на 101 день. Поэтому договор о передаче смежных прав от 31 января 2003 г. в части срока действия, превышающего 101 день, является ничтожным» 15
Интеллектуальная собственность. 2007. № 6.

Говоря о заключении лицензионных договоров, необходимо иметь в виду и такой важный момент: заключение лицензионных договоров может производиться не только правообладателем лично, но и через специализированные организации. Так, в соответствии со ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе может заключать с пользователями лицензионные договоры о предоставлении им прав, переданных ей в управление правообладателями, на соответствующие способы использования объектов авторских и смежных прав на условиях простой (не исключительной) лицензии. Согласно п. 1 ст. 1243 ГК РФ организация по управлению правами на коллективной основе не вправе отказать пользователю в заключении договора без достаточных оснований. Указанное положение закона свидетельствует о том, что в данном случае имеет смысл говорить о наличии элементов публичного договора. Однако не все специалисты в области авторских прав разделяют это мнение.

Некоторые считают, что заключаемые вышеуказанными организациями договоры следует относить к договорам присоединения16
Моргунова Е.А., Рузакова O.A. Основы авторского права. М.: ИНИЦ Роспатента, 2006.

Например, И.А. Силонов отмечает, что по своей юридической сути лицензионное соглашение является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ), поскольку организации, управляющие правами на коллективной основе, занимают монопольное положение, заключают договоры с правообладателями и пользователями на профессиональной основе и, вероятно, работают на основе предлагаемых ими форм договоров17
Силонов И.А. Авторское право в шоу-бизнесе: нормативные акты и комментарии. М.: Норма, 2001. С. 19.

Рассмотрим существенные условия заключения лицензионных договоров.

1. Предмет договора. Из содержания договора должно четко усматриваться, какие права и в каком объеме передаются по договору.

2. Способы использования произведения. Пользователь должен осуществлять использование произведения теми способами, которые оговорены в соглашении между сторонами. Лицензиат может использовать произведение только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Если право использования произведения прямо не указано в договоре, оно считается непереданным.

3. Размер вознаграждения (если договор возмездного характера) или порядок исчисления вознаграждения. Лицензионным вознаграждением могут являться роялти или паушальные платежи.

Роялти (от англ. royalty – «королевские привилегии») – вид лицензионного вознаграждения; периодические процентные отчисления (текущие отчисления) продавцу лицензии, устанавливаемые в виде фиксированных ставок исходя из фактического экономического результата ее использования, выплачиваемые через определенные согласованные промежутки времени.

Паушальный платеж (от нем. Pauschall – «взятый в целом, целиком») – вид лицензионного вознаграждения, твердо зафиксированная в соглашении сумма, подлежащая выплате продавцу лицензии. Устанавливается исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей от ее использования. Может выплачиваться единовременно или в рассрочку18
Словарик на каждый день и случай / www.doco.ru.

Преимуществом этого вида лицензионного вознаграждения является получение лицензиаром (владельцем лицензии) всей суммы вознаграждения в относительно короткий срок и без какого-либо риска. На практике пользуются и такими формами лицензионного вознаграждения, как первоначальный платеж наличными, передача ценных бумаг и технической документации, участие в прибыли лицензиата19
Энциклопедия по экономике / www.perfekt.ru.

Стороны в договоре самостоятельно определяют условия, касающиеся вознаграждения. Правительство РФ вправе устанавливать минимальные ставки авторского вознаграждения за отдельные виды использования произведений (п. 4 ст. 1286 ГК РФ).

В настоящее время ставки вознаграждения предусмотрены в следующих нормативных актах:

1) в постановлении Правительства РФ от 29 мая 1998 г. № 524 «О минимальных ставках вознаграждения авторам кинематографических произведений, производство (съемка) которых осуществлено до 3 августа 1992 г.»;

2) в постановлении Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)»;

3) в постановлении Правительства РФ от 21 марта 1994 г. № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства».

В случае, если в возмездном лицензионном договоре отсутствует условие о вознаграждении, договор считается незаключенным.

4. Территория, на которой допускается использование произведения. Если данное условие в договоре не определено, считается, что лицензиат вправе осуществлять его использование на всей территории РФ.

5. Срок, на который заключается договор. Если в договоре срок отсутствует, то договор считается заключенным на пять лет. Однако в любом случае срок действия лицензионного договора не может превышать срока действия исключительного права. В случае прекращения у лица исключительного права лицензионный договор тоже подлежит прекращению.

Понятие и виды авторских договоров. В действующем законодательстве отсутствует понятие авторского договора. Правовая сущность авторского договора состоит в передаче имущественных авторских прав правообладателем пользователю на определенных условиях.

Авторский договор о передаче исключительных прав разрешает использование произведения определенным способом в установленных договором пределах только лицу, которому названные права передаются, и предоставляет такому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам. При этом автор обязуется не передавать право на использование произведения другим лицам без согласия приобретателя исключительных прав. Нарушение данной обязанности может повлечь ответственность автора вплоть до расторжения договора и взыскания выплаченного вознаграждения.

Авторский договор о передаче неисключительных прав – это авторский договор, по которому правообладатель разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.
В зависимости от способа использования произведения к авторским договорам относятся: издательский договор, договор о передаче прав на перевод, договор об использовании произведения в кинофильме или телевизионном фильме, договор художественного заказа, сценарный договор и другие договоры об использовании произведений науки, литературы и искусства и многие другие. Во многих случаях нормы о передаче авторских прав включаются в гражданские договоры аренды, простого товарищества, коммерческой концессии и другие договоры (ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Напротив, договоры, которые не предусматривают передачу авторских прав, не могут считаться авторскими, даже если таковыми названы, например, договор об издании произведения за счет автора, который по существу является договором подряда.
Особой разновидностью авторских договоров является договор заказа, который можно рассматривать как промежуточный между классом договоров о выполнении работ и договорами об использовании объектов интеллектуальной собственности.

По авторскому договору заказа согласно п. 1 ст. 33 ЗоАП автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Предметом авторского договора заказа является само произведение, описание которого должно быть дано в договоре. В описание могут быть включены: вид произведения, тема, жанр, объем, структура и другие элементы. Однако сама передача произведения не влечет перехода прав на него, поэтому в виде исключения из п. 5 ст. 31 ЗоАП в авторский договор заказа могут быть включены условия о порядке и способах использования будущего произведения.

В отличие от подрядных договоров авторский договор заказа предусматривает создание произведения лично автором. Автор может привлечь к участию других лиц, которые будут выступать в качестве соавторов, лишь при условии получения письменного согласия заказчика, поскольку в этом случае происходит изменение стороны в договоре.
Субъектами авторского договора выступают с одной стороны правообладатель, с другой – пользователь. Причем в качестве первого могут быть не только авторы, но и другие правообладатели, в том числе юридические лица, получившие права по договору или иным основаниям. Лица, получившие права по договору, могут передать их при условии, что такая возможность прямо предусмотрена в договоре.
Содержание авторских договоров. Ст. 31 ЗоАП называет в качестве существенных следующие условия.

  1. Способ использования произведения - конкретные права, передаваемые по договору. Если из текста договора не вполне понятно, какие права передаются исключительные или нет, то действует презумпция передачи неисключительных прав. В предмет договора входит также указание на само произведение, права на которое передаются:
  2. Срок, на который передаются права.
  3. Территория, на которой может осуществляться использование произведения.
  4. Размер вознаграждения и /или/ порядок определения размера вознаграждения за каждый способ использования.
  5. Срок выплаты вознаграждения.
  6. Другие условия, которые стороны сочтут существенными.

В авторском договоре должны быть четко определены права, подлежащие передаче пользователю. Если права не указаны прямо в договоре, то они считаются не переданными. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 сентября 2001 г. № КГ-А40/5269-01 было подтверждено решение суда об удовлетворении иска о взыскании компенсации за нарушение авторских прав и запрете ответчику по распространению произведения, поскольку договор, заключенный сторонами, предусматривал лишь право на издание литературных произведений, а не право распространения.
Общество с ограниченной ответственностью «Книжный дом «Университет» обратилось с иском в суд к обществу с ограниченной ответственностью «НВ и УП «Глосса» о взыскании компенсации в размере 20.000 руб. за нарушение авторских прав; дохода в размере 200.000 руб., полученного ответчиком вследствие нарушения авторских прав; запрещении ответчику совершать действия, связанные с продажей (распространением) тиража и другие действия, права на которые не переданы истцом по соответствующему договору ответчику, об изъятии всех экземпляров произведений, находящихся у третьих лиц на хранении или владении с целью выпуска в гражданский оборот. При разрешении спора судом установлено, что между истцом и ответчиком заключен договор купли-продажи от 27.12.99 г. № Р/130 неисключительных прав на издание вышеуказанных литературных произведений тиражом до 10.000 экземпляров каждое, из которых подлежит передаче истцу по 3.000 экземпляров каждого произведения.
К ООО «Книжный дом «Университет» исключительные права на использование произведений перешли от автора этих произведений на основании авторского договора от 15.12.99 г. в объеме права на воспроизведение, распространение, импорт, публичный показ, перевод, передачи полностью или частично третьим лицам полученных исключительных авторских прав.
Исходя из положения ст.431 Гражданского кодекса РФ суд, давая толкование условиям договора, пришел к обоснованному выводу о том, что авторские права на распространение изданных произведений по вышеуказанному договору ответчику не передавались.
Заключенный договор в силу ст. 432 Гражданского кодекса РФ должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Такие правила устанавливает Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» от 09.07.93 г., в частности, ст.ст. 16, 31, в соответствии с которыми в числе таких прав указаны по отдельности права на воспроизведение и на распространение.
Согласно ст. 31 Закона авторский договор должен предусматривать конкретные права, передаваемые по договору, права на использование произведения, не переданные по договору, считаются не переданными.
Судом установлены факты продажи произведений, поскольку право на распространение ответчику передано не было, суд удовлетворил предъявленные исковые требования о применении ответственности, установленной в ст.ст. 48, 49 Закона.

Несмотря на то, что условия о сроке и территории действия переданных прав являются существенными, без этих условий договор является действительным и к нему применяются специальные правила, предусмотренные п. 1 ст. 31 закона.
Если в договоре срок действия не будет установлен, автор может расторгнуть такой договор по истечении пяти лет с даты его заключения при условии письменного уведомления об этом пользователя за шесть месяцев до расторжения договора. Отсюда следует, что при наличии в договоре условия о сроке, автор в течение этого срока не имеет права на расторжение договора. При отсутствии в авторском договоре условия о территории , на которую передается право, действие передаваемого по договору права ограничивается территорией Российской Федерации. То есть, отсутствие в авторском договоре условий о сроке и территории не влечет признание договора незаключенным и, следовательно, данные условия не являются необходимыми и достаточными для заключения данного договора.

Одним из важнейших условий авторского договора является условие о вознаграждении . ЗоАП в общем перечне авторских правомочий, предусмотренных ст.ст. 15,16, это право прямо не называет, хотя в большинстве случаев оно является наиболее важным.

В авторском договоре может быть указан конкретный размер вознаграждения в виде фиксированной суммы (паушальный платеж) или роялти (% от дохода, получаемого пользователем от использования авторских прав, например, в виде процентов от выпущенного тиража книг) либо порядок его определения, а также сроки выплаты. При отсутствии этих условий договор считается незаключенным.
Вознаграждение в авторском договоре преимущественно должно определяться в виде процента от дохода за соответствующий способ использования произведения. Если это невозможно осуществить в связи с характером произведения или особенностями его использования (например, при создании фильма неизвестно, будет ли он пользоваться успехом у публики), то вознаграждение может быть установлено в виде зафиксированной в договоре суммы либо иным образом.
Если же в договоре указывается лишь порядок определения вознаграждения в зависимости, например, от количества реализованных экземпляров произведения, то необходимо установить механизмы, позволяющие контролировать автором объем реализованной продукции, что на практике достаточно трудно. Если максимальный тираж не будет указан, то такой договор может быть признан недействительным.
Правительством РФ были приняты постановления от 21 марта 1994 года № 218 «О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства»92 и от 17 мая 1996 г. «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки). Принятие данных документов было направлено на установление минимальной защиты авторов и исполнителей от недобросовестных пользователей. На практике минимальные ставки вознаграждения применяются не в индивидуальных договорах, а в лицензионных соглашениях, заключаемых обществами по управлению имущественными правами на коллективной основе. В том случае, если в договоре отсутствует условие о вознаграждении, то должны все-таки применяться нормы п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, а не минимальные ставки вознаграждения, предусмотренные вышеназванными постановлениями. Так, в иске РАО к ЗАО «ЗеКо Рекордс» о взыскании компенсации за нарушение авторских прав: Александра Розенбаума, Андрея Иванова, Регины Лисиц и Дмитрия Рубина, Головинским межмуниципальным судом г. Москвы, было отказано на том основании, что накануне слушания дела ответчик перечислил гонорар за все тиражи по минимальной ставке авторского вознаграждения. Однако это решение было отменено в связи с тем, что гонорар авторам мог быть установлен исключительно соглашением сторон, а минимальные ставки применяются только с согласия правообладателя. Кроме того, суд не вправе был заменить одни исковые требования истцов (о выплате компенсации) на другие (возмещение убытков).

Особым условием авторских договоров является условие об ответственности . Ответственность по авторскому договору является гражданско-правовой. В соответствии со ст. 34 ЗоАП сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду. Из этого правила есть исключение: если автор не представил заказное произведение в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Таким образом, если автора «не посетило вдохновение» и он не смог создать на заказ произведение, то он не должен возмещать причиненные издательству (или иному пользователю) убытки в виде упущенной выгоды. Кроме того, поскольку для автора, не являющегося субъектом предпринимательской деятельности, ответственность наступает при наличии вины (п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса), то в данной ситуации автор не несет никакой ответственности. Если же автор создал произведение, но передал его другому пользователю, то он несет ответственность в виде возмещения реального ущерба.
В отношении пользователя, для которого приобретение имущественных прав на произведение необходимо в рамках осуществления предпринимательской деятельности, ответственность наступает независимо от вины (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса). Например, книга, которую выпустил издатель, не пользуется спросом, в связи с чем издатель нарушает сроки выплаты авторского вознаграждения. Ответственность за просрочку исполнения обязательства в данном случае наступает независимо от вины издателя.

  • по основаниям прекращения обязательств, предусмотренным гл. 26 Гражданского кодекса;
  • по истечении срока действия договора;
  • по истечении срока действия авторского права;
  • при расторжении договора по взаимному соглашению или по инициативе одной из сторон в случаях, предусмотренных законом или договором. Расторжение договора по инициативе одной из сторон может быть санкцией как в отношении правообладателя, так и в отношении пользователя за нарушение условий договора.

Форма авторского договора. Для того, чтобы авторский договор был признан заключенным, необходимо, чтобы он приобрел форму, предусмотренную законодательством.
Вопросам формы авторского договора посвящена 32 статья ЗоАП, в соответствии с которой авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Исключение составляют договоры об использовании произведения в периодической печати. Для таких договоров предусмотрена устная форма. В науке существует мнение, что «указанная сфера охватывает не только периодическую печать, а всю сферу средств массовой информации, куда кроме периодической печати входят также радио и телевидение»95.
При определении формы договора об использовании произведения в периодической печати необходимо учитывать с одной стороны оперативность предоставления информации, а с другой – необходимость соблюдения прав авторов и издательств. Получив устное согласие пользователя по договору, в случае его невыполнения как автор, так и издатель имеют слабые механизмы защиты своих прав. Так, например, издательство едва ли сможет защитить свои интересы, если автор вопреки устной договоренности опубликовал материалы в другом издательстве. Обе стороны вправе доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, устными доказательствами, например, с помощью свидетельских показаний.
Во всех иных случаях авторский договор должен быть заключен письменно. Несоблюдения простой письменной формы влечет невозможность для сторон в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но сохраняется право приводить письменные и другие доказательства совершения сделки.
Особая форма авторских договоров предусматривается в отношении программ для ЭВМ и баз данных. При продаже и предоставлении массовым пользователям доступа к программам для ЭВМ и базам данных допускается применение особого порядка заключения договоров в виде конклюдентных действий путем изложения условий договора на передаваемых экземплярах программ для ЭВМ и баз данных - «оберточные» лицензии. В «оберточной» лицензии указывается, что вскрытием упаковки экземпляра программы для ЭВМ или базы данных пользователь выражает свое согласие с условиями данной лицензии. В качестве условий, характеризующих способ использования произведения, обычно указывают недопустимость использования данного экземпляра произведения более, чем на одной ЭВМ или более, чем одним пользователем в сети одновременно.
Авторские договоры не требуют какой-либо регистрации. Договоры о полной или частичной передаче исключительного права на программы для ЭВМ и базы данных в соответствии с п.5 ст. 13 Закона РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных могут быть зарегистрированы по соглашению сторон в Патентном ведомстве.

Загрузка...