musings.ru

Понятие предмет и особенности конституционного права зарубежных стран. Предмет, методы и источники конституционного права зарубежных стран

Лекция 1: «Конституционное право зарубежных стран и его сущность»

1.1. Понятие и предмет Конституционного права зарубежных стран

Предметом науки конституционного права зарубежных стран являются международно признанные доктрины, концепции и принципы, общие для конституционного права развитых стран, а также конституционное право конкретных стран.

Для определения предмета науки конституционного права нужно прежде всего установить само понятие конституционного права.

Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права. При этом степень реакционности или демократизма норм конституционного права зависит от конкретного соотношения сил в политической борьбе. Чем сильнее и сплоченнее демократические силы, чем выше уровень политической активности и правосознания граждан, тем демократичнее нормы конституционного права. Это можно видеть на примере многих стран.

Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, прав и свобод человека и гражданина, равенства всех перед законом, господства права и т.д.

Конституционное право устанавливает государственное устройство, т.е. национально-территориальную организацию власти, максимально соответствующую господствующим политическим силам в конкретных исторических условиях.

Конституционное право закрепляет также организацию, формы и механизмы осуществления власти. При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей.

Среди форм осуществления власти выделяются народное представительство и прямая демократия. Фактическая их реализация, степень адекватности результатов волеизъявлению граждан зависят от политического режима, существующего в государстве на конкретном этапе его развития.

Конституционное право закрепляет и государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны.

Исходя из этих предварительных соображений, можно дать следующее определение конституционного права, памятуя при этом, что речь идет не о каком-то общем для всех зарубежных стран праве, а о национальном государственном праве.

Конституционное право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организацию, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного управления, избирательное право и избирательную систему .

Данное определение носит описательный характер. Оно не является всеобъемлющим и имеет своей целью дать перечень лишь основных предметов правового регулирования, не останавливаясь на таких важных вопросах, как организация местного управления, судебная система и т.д. Такое определение необходимо для правильного понимания всего последующего материала.

Конституционное право, будучи ведущей отраслью системы права, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Это объясняется тем, что рассматриваемая отрасль права содержит в себе нормы, устанавливающие основные принципы отдельных отраслей данной национальной системы права. Так, нормы конституционного права, закрепляющие право собственности, являются основополагающими для гражданского права; нормы, регулирующие право граждан на судебную защиту, определяют характер уголовного и гражданского процессуального права и т.д.

Конституционное право подразделяется на отдельные институты. Институт конституционного права представляет собой совокупность норм, регулирующих однородные общественные отношения. Например, конституционные нормы, правила регламентов палат, закрепляющие порядок организации, внутреннюю структуру, компетенцию парламента, законодательную процедуру, а также права и обязанности депутата, составляют конституционно-правовой институт парламентаризма. Конституционные нормы, определяющие порядок издания правительством нормативных актов по предметам, входящим в исключительную компетенцию парламента, составляют институт делегированного законодательства. Подобным же образом конструируются и другие конституционно-правовые институты.

Главная > Документ

ТЕМА 1.
ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Предмет и методы конституционного права зарубежных стран Конституционное право - категория многоплановая. В науке конституционного права она рассматривается в трех аспектах: Конституционное право как отрасль права в любом государстве - составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Основными критериями для уяснения сущности отрасли конституционного права являются предмет и методы правового регулирования. Сфера отношений, регулируемых нормами конституционного права, - предмет этой отрасли права. Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, возникающих во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу: а) устройства государства и организации государственной власти (властеотношения):
      народовластие; государственный суверенитет; разделение властей; форма правления; форма государственного устройства; субъекты государственной власти; способы реализации государственной власти; Избирательное право и избирательная система.
б) гражданской свободы (отношения между человеком и государством):
      принципы правового статуса личности; основные права, свободы и обязанности; гарантии прав и свобод; гражданство (подданство).
Конституционное право свободных стран не регулирует отношений человека и общества, общества и государства. Методы конституционного права - совокупность приемов, средств, способов правового воздействия на общественные отношения. Методы:
    управомочивающий (закрепляет компетенцию государственных органов, права автономий, субъектов федерации и т.д.); обязывания (закрепляет обязанность субъектов осуществлять свои действия в соответствии с предписанием); дозволения (разрешает субъекту действовать по своему усмотрению); запрещения (запрещает субъектам осуществлять названные действия).
Таким образом, зная предмет и метод конституционно-правового регулирования можно дать определение конституционного права. Конституционное право - есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права, свободы и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему. 2. Конституционно-правовые нормы и институты Многие нормы конституционного права содержатся не только в конституциях, но и в национальном законодательстве, и в других актах. Конституционно-правовые нормы - установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения и составляющие однородную группу. Признаки:
    регулируют особую сферу общественных отношений; носят общерегулятивный характер (нормы-принципы, нормы-декларации, нормы-определения, нормы-цели, нормы-программы и др.); специфические источники, их содержащие (конституции и др.); учредительный характер предписаний; регулируют поведение широкого круга субъектов; своеобразие их вида; особенности их структуры.
Классификация: 1. по степени определенности предписаний :
    диспозитивные (возможность выбора поведения субъекта); императивные (строго определенное поведение субъекта).
2. по назначению в механизме правового регулирования :
    материальные (предусматривают содержание действия); процессуальные (определяют формы реализации действия).
3. по юридической силе : 4. по территориальным пределам :
    действующие на всей территории страны действующие на территории отдельных регионов; действующие на территории муниципальных образований.
5. по времени действия :
    постоянные (не имеют определенного срока действия); временные (выражены в актах временного действия, в переходных положениях конституции и т.д.).
Конституционно-правовые институты - совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений (институт главы государства, местного самоуправления и т.д.). Институты могут различаться по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Например:
    народное представительство (на общегосударственном уровне (парламент ), на уровне субъекта федерации (легислатура), на уровне муниципального образования (законодательное собрание); права и свободы человека и гражданина (институты гражданских, политических, социально-экономических прав).
В разных странах близкие по содержанию институты могут иметь существенное различие. Кроме того, институты имеющиеся в одних странах могут отсутствовать в других (омбудсмен). Подразделение конституционного права на отдельные институты определяет систему курса конституционного права зарубежных стран. Система учебного курса конституционного права зарубежных стран строится в соответствии с системой основных государственно-правовых институтов, которые рассматриваются в плане сравнительного государствоведения. В курсе не изучаются все институты национального государственного права, а устанавливаются лишь общие черты и свойства различных государственно-правовых систем, что избавляет от необходимости повторения и расширяет возможности для анализа характерных, специфических особенностей. 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты Конституционно-правовые отношения - это отношения, урегулированные нормами конституционного права. Следует иметь в виду, что государственная власть осуществляется в самых различных формах и с помощью различных политических, правовых и иных учреждений. И правоотношения, возникающие при этом, не всегда являются конституционно-правовыми (правосудие, уголовно- и гражданско-правовые отношения, налоговая и финансовая деятельность, управление вооруженными силами, полицией, разведкой, жандармерией и т.д.). Наряду с этим можно выделить такие формы осуществления государственной власти, в ходе применения которых возникают именно государственно-правовые отношения. К ним относятся:
    законодательство; нормоустанавливающая деятельность правительства; выборы; референдум; порядок осуществления прав и свобод; надзор и контроль за местными органами управления и т.д.
Конституционно-правовые отношения представляют собой такую группу общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, которые регулируются нормами конституционного права. В зависимости от характера норм конституционного права формы конституционно-правовых отношений носят общий или конкретный характер. Нормы-принципы, нормы-декларации порождают правоотношения общего характера (не определены субъекты отношений, их конкретные права и обязанности):
    народный суверенитет; разделение властей; не отчуждаемость прав и т.д.
Для возникновения конкретных правоотношений помимо урегулированности конституционно-правовой нормой, необходим определенный юридический факт (событие или действие, влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношения), приводящий норму в действие. Например, правоотношению по реализации права избирать предшествуют юридические факты:
    достижение определенного возраста (18 лет); назначение дня выборов; образование избирательных комиссий, округов, участков; составление списков избирателей и т.д.
Кроме юридических фактов необходимы еще и субъекты , которые наделяются определенными правами и обязанностями. Между ними и возникают правоотношения. Классификация субъектов конституционно-правовых отношений:
    физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства; общности людей: народ данной страны, народы регионов, население административно-территориальных единиц, муниципальных объединений; государство; государственно-территориальные образования (республики, штаты, земли, автономии); органы государственной власти: центральные (парламент, глава государства, правительство, суды), региональные (представительный орган, региональная администрация), государственные органы местного управления; органы конституционного надзора; органы местного самоуправления; депутаты центральных и местных представительных учреждений; ассоциации граждан: политические партии, массовые общественные организации, профсоюзы, религиозные объединения и др.
4. Источники конституционного права зарубежных стран Источники конституционного права - различные формы выражения конституционно-правовых норм. Система источников каждой страны имеет свои особенности, которые определяются национальными традициями, формой правления, формой национально-государственного устройства, иными факторами. Однако источники конституционного права имеют и общие черты, позволяющие их классифицировать. Прежде всего, источники конституционного права разделяют на две большие сферы: 1. Естественное право - общечеловеческие представления о свободе, справедливости, неотъемлемости прав человека. В XX в. они нашли отражение в международных декларациях, конвенциях, пактах о правах человека, обрели правовое обеспечение нормативно-правовых актах многих стран мира. Это важнейшая гарантия демократических ценностей и институтов, вне зависимости от смены политических сил. Однако во многих странах естественное право не рассматривается как источник конституционного права. 2. Позитивное право - писаное право, закрепленное в соответствующих формах. Источники: 1. Конституции (основной источник); 2. Конституционные законы (регулируют важнейшие государственно-правовые вопросы - законы об избирательном праве, избирательной системе, о полномочиях правительств и парламентов, о правовом положении личности, о порядке введения чрезвычайного положения и т.д.); 3. Органические законы (принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в Конституциях); 4. Парламентские законы (иногда вступают в противоречие с конституцией); 5. Нормативные акты правительств и глав государств (зачастую, коренным образом изменяют порядок применения конституции, что является одним из проявлений отступления от принципа верховенства закона); 6. Решения органов местного самоуправления; 7. Судебные прецеденты (ранее вынесенные решения судов, принимаемые за обязательный образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем); 8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами); 9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами. Они не закреплены в нормативных актах и не обеспечены судебной защитой, но тем не менее регулируют правовое положение многих государственных органов и фактически определяют их роль и значение в механизме государства); 10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры. Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат - свод норм мусульманского права.

ТЕМА

2. КОНСТИТУЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

1. Понятие и сущность конституции Понятие конституции сложилось и оформилось в ходе буржуазных революций. Сам термин применялся и в период феодализма, но он имел совершенно другое содержание. Первыми буржуазными конституциями в собственном смысле слова были Американская 1787 года и Французская 1791 года. В эту же эпоху возникает и институциализируется концепция конституционализма , который понимался как правление, ограниченное конституцией. Концепция конституционализма, выведенная из идей естественного права, явилась буржуазно-демократической антитезой феодальной тирании. Объективно идеи конституционализма (конституционного государства, конституционного правления, господства права) были прогрессивными. Следует иметь в виду, что от обычных правовых норм конституционные нормы отличаются тем, что они закрепляют в широком смысле слова методы и формы осуществления государственной власти и обладают высшей политической важностью и фундаментальностью. Даты принятия конституций в истории любого государства являются важнейшими вехами, отмечающими переломные моменты его развития. Конституция происходит от латинского constitutio - установление, устройство. В науке конституционного права понятие "конституция" применяется в двух смыслах. 1. В материальном смысле - писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу. 2. В формальном смысле - закон или группа законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам. Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном и формальном смысле - это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и правовое положение личности (предписывает то, что должно быть). Фактическая конституция - это сами такие отношения, т.е. то, что реально существует (реальное осуществление личностью своих прав и свобод, порядок функционирования государственной власти). Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться. Расхождение свидетельствует о фиктивности части норм юридической конституции (наблюдается в странах с авторитарными режимами). В преодолении расхождений большую роль играет конституционная юстиция. В дальнейшем понятие "конституция" мы будем употреблять в формально-юридическом смысле, т.е. вести речь о законе, обладающем высшей юридической силой . Высшая юридическая сила конституции проявляется в том, что:
      ее нормы всегда имеют перевес над положениями иных законов и подзаконных актов; законы и иные подзаконные акты должны приниматься предусмотренными в конституции органами и по установленной ею процедуре; нижестоящие по уровню правовые нормы не должны противоречить ни по существу, ни по форме нормам конституции (в противном случае такие нормы должны быть признаны недействительными).
Социально-политическая сущность конституции заключается в том, что она представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия. Это так называемый общественный договор, в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Социальные функции конституции (общественное предназначение и способы его реализации): 1. Юридическая - она главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений . 2. Политическая - она определяет устройство государства, ее отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. 3. Идеологическая - она обращается к признанным в обществе ценностям (права человека , собственность, демократия, семья и т.д.) убеждая человека ради этих ценностей следовать конституционным предписаниям. Действие конституции.
    Она вступает в силу обычно с момента, указанного в ее заключительных положениях, или в сопровождающем ее принятие особом законе (реже). Иногда отдельные ее нормы начинают применяться позднее - обычно по наступлении какого-либо события (выборов и т.д.). Как правило, она вступает в силу на всей территории государства. Она имеет обязательную силу для всех государственных органов, лиц, учреждений и организаций на территории данного государства, а также для граждан, юридических лиц, учреждений и организаций за границей. Она, как правило, признает приоритет общепризнанных принципов и норм международного права над национальным правом. Многие конституционные нормы имеют непосредственное действие (обычно это касается прав и свобод).
2. Основные черты конституций зарубежных стран В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Многие из них приняты более ста лет назад. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из них обладает индивидуальными специфическими чертами (в них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран) . В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты: 1) провозглашают лозунг народного суверенитета (в этом отношении едины как старые так и новые конституции); 2) закрепляют институт частной собственности; 3) воспроизводят и закрепляют основные принципы разделения властей; 4) устанавливают и закрепляют форму правления - республику или монархию; 5) устанавливают и закрепляют форму государственного устройства - унитаризм или федерацию (в самом тексте конституции могут отсутствовать прямые предписания об этом); 6) провозглашают и устанавливают демократические свободы граждан и подданных; 7) определяют принципы организации системы высших органов государственной власти и порядок деятельности составляющих ее подсистем (в их число входят глава государства, правительство, парламент , а в некоторых странах и высший орган конституционного надзора). Круг вопросов, регулируемых конституциями, различен. При этом старые конституции (США, Норвегия, Бельгия, Аргентина, Люксембург) обычно более суммарны. Так, конституция США содержит в себе лишь общие принципы организации центральной государственной власти и распределения компетенции между Союзом и штатами. Конституции, принятые после второй мировой войны, как правило, более детальны. 3. Классификация конституций и их внутренняя структура. Порядок принятия конституций I. По способу объективирования основного закона (т.е. по тому, как объективно выражена во вне воля учредителя). 1. Писаные конституции составлены в виде единого документа, построенного по определенной системе. Обычно писаная конституция состоит из:
      преамбулы (содержит торжественную формулу провозглашения конституции, цели принятия конституции, отсылки на прежнюю конституцию и некоторые другие документы. Обычно не носит нормативного характера); основного текста (обычно подразделяется на части, главы, разделы, статьи. Сюда входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции); заключительных положений (устанавливают порядок вступления конституции в силу. Иногда здесь помещают нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах). переходных положений (определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми). дополнительных положений (содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, регулирование отдельных частных вопросов). приложений (в них может содержаться распределение компетенции между федерацией и субъектами - Индия).
В некоторых случаях писаная конституция может состоять из нескольких документов (Израиль, Саудовская Аравия, Канада). 2. Неписаные конституции - составлены из законов, содержащих конституционные нормы, судебных прецедентов и правовых обычаев (редкое исключение - Великобритания и Новая Зеландия). Имеет тот же объем предметов правового регулирования, что и писаная, но ее предписания содержатся не в едином документе, а в огромном числе источников права. Таким образом, форма объективирования неписаной конституции неопределенна. Пример - Великобритания. Ее конституция состоит из следующих основных частей. Статутное право (Сюда включаются некоторые древние акты и ряд важнейших парламентских законов конституционного характера: Великая хартия вольностей 1215 г., Петиция о праве 1628 г., Билль о правах 1689 г., Акт об устроении 1701 г., акты о парламенте 1911 и 1949 гг., Акт о пэрстве 1963 г., Акт о расовых отношениях 1968 г. и др.). Общее право (судебное право, прецедентное право) - было создано королевскими судами и первоначально противопоставлялось местному обычному праву. Оно основывалось не на законе, а на принципах справедливости и разума, здравого смысла. Нормы общего права сыграли особо важную роль в сфере определения объема и порядка осуществления гражданских прав и свобод. Конституционные соглашения - правила политической практики, которые считаются обязательными и неукоснительно соблюдаются теми, кого они непосредственно касаются. Юридически они не имеют никакой силы и, тем не менее, составляют важнейшую часть неписаной британской конституции. Доктринальные источники - мнения именитых ученых, к которым обращаются в тех случаях, когда пробел в конституционном праве не может быть заполнен статутом или зарегистрированным решением суда. (Брэктон). Трактат о законах Англии (1250); Блэкстон. Комментарии законов Англии (1565); Коук. Правовые институты Англии (1628); Фостер. Решения королевских судов (1763). II. По способу изменения, внесения поправок и дополнений. 1. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Иными словами, как принятие конституции, так и изменение ее относится к компетенции учредительной власти. Применяются различные способы изменения юридических конституций, которые можно подразделить на три стадии :
    инициатива изменения конституции (предоставляется либо парламенту, либо главе государства); одобрение предложенного проекта конституции (делается парламентом квалифицированным большинством голосов); окончательное одобрение принятого проекта изменения конституции (осуществляется либо главой государства, либо избирательным корпусом посредством референдума).
2. Гибкие конституции - изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы (Великобритания и Новая Зеландия). III. По времени действия 1. Временные - имеющие ограниченный срок действия (принимаются на установленный срок или до наступления определенного события - Конституция Таиланда 1959 г.) 2. Постоянные - имеющие неограниченный срок действия (большинство конституций. Факт установления неограниченного срока их действия, однако, не гарантирует их вечности, а лишь указывает на намерения законодателя в момент принятия). Известны конституции, устанавливающие собственную неотменяемость (Конституции Мексики 1917 г., Греции 1975 г.). IV. Способы принятия конституций 1. Представительным учреждением (Американская 1787 г. - конвентом (учредительным собранием - конституантой), Французская 1791 г. - Генеральными штатами (парламентом). Это самый распространенный способ принятия конституций. 2. Избирательным корпусом (Французская 1958 г., Датская 1953 г., Камерунская 1972 г., Филиппинская 1987 г.). Этот способ складывается из 2-х этапов - разработка проекта конституции (специальным конституционным комитетом или учредительным собранием) и окончательное его одобрение (избирательным корпусом). 3. Исполнительной властью - октроирование . (Впервые - во Франции в 1814 г. Эти акты именовались Хартиями).

Термин «конституционное право» имеет троякое значение: отрасль действующего в той или иной стране права , то есть система юридических норм, правил, содержащихся в законах и иных нормативных актах и регулирующих определенную сферу общественных отношений; наука - совокупность знаний о действующем конституционном праве, материально представленная книгами, брошюрами, статьями; учебный курс, основы знаний о действующем конституционном праве и состоянии науки, предмет преподавания в высших учебных заведениях.

Понятие «конституционное право зарубежных стран» не означает особую отрасль права. Речь идет о комплексном и сравнительном изучении конституционного права более чем 200 существующих в мире государств, так как в каждом из них существует свое конституционное право.

Конституционное право как отрасль праваконкретного государства - это совокупность правовых (юридических) норм, которые закрепляют определенные основы экономической и политической организации общества, определяют основы взаимоотношений государства и личности, устанавливают порядок формирования, организации и функционирования основных звеньев государственного механизма, территориальную организацию государства.

В отличие от других отраслей права, каждая из которых регулирует определенные однородные общественные отношения (трудовые отношения - в трудовом праве, преступления и наказания - в уголовном), нормы конституционного права регулируют основы всех наиболее важных общественных отношений: основы жизни личности, коллектива, общества, государства.

В обобщенном понимании, предмет конституционного права зарубежных стран - общественно-политические отношения, закрепленные в основных источниках права национальных правовых систем, возникающие между личностью, обществом и государством . Иными словами, это: основы общественного строя; основы государственного строя; конституционно-правовой статус человека и гражданина.

В разных странах существуют неодинаковые доктринальные подходы ученых по вопросу о предмете конституционного права, даже в одной и той же стране нередко существуют разные школы и направления.

Большинство ученых Великобритании видят суть последнего в регулировании управления государством, отношений граждан и основных органов государства, их главных функций. Административное право при этом понимается как аспект конституционного права.

В США считается, что конституционное право в самом общем виде (оставляя детали административному праву) регулирует управление государством, отношения граждан и правительства. В обобщенном виде сущностью конституционного права в США является гарантия обеспечения в обществе «фундаментальной свободы», что предполагает разграничение сфер свободы индивида и пределов действия государственной власти.


То есть по отношению к Великобритании и США можно говорить об определенном единстве в подходах, хотя существуют и отличия, обусловленные, прежде всего, тем, что в Великобритании нет института конституционного контроля. Англо-американский подход воспринят японскими учеными, а также в науке англоязычных стран, бывших британских колоний.

Иные взгляды по вопросу о сути конституционного права существуют во Франции. Французская доктрина на одно из первых мест в конституционном праве выдвигает политическую власть и политический режим. Французские авторы нередко заявляют, что важнейшей тенденцией общественного развития является процесс институционализации, то есть создание группировками людей различных общественных институтов, которые приобретают юридическое оформление: государства, политических партий, профсоюзов и т.п. Французская доктрина, с определенными изменениями, воспринята юристами бывших французских колоний.

В Италии одни авторы считают, что предметом конституционного права являются власть и права человека. Они также видят специфику данной отрасли права в регулировании политического поведения. Другие склоняются к более широкой трактовке, относя к предмету конституционного права политические партии, государство, свободу личности и «социальные образования».

Аналогичные взгляды распространены в Испании, хотя и в несколько ином плане. Конституционное право здесь считают нормативным элементом конституционной системы, который фиксирует, устанавливает, регулирует основные институты, относящиеся к общественной жизни. В целом здесь придерживаются широкой трактовки в отношении предмета конституционного права.

Такой же расширительный подход воспринят подавляющим большинством исследователей конституционного права России и Украины.

Немецкая наука в настоящее время оперирует двумя терминами: конституционное и государственное право, причем второе исторически предшествует первому. Немецкие ученые считают, что в узком смысле содержание конституционного права и государственного права совпадает, но все же они отличаются друг от друга: с одной стороны, конституционное право шире государственного права, так как конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает основы устройства негосударственной жизни (собственность, семья, охрана природы и др.). С другой стороны, государственное право это не только право государства. Оно включает в себя нормы, регулирующие вопросы государственного управления, административного, финансового, процессуального права.

Различия в терминах конституционное право и государственное право обусловлены различными подходами в политико-правовой теории 17-19 вв. и, отчасти, национальной традицией словоупотребления. Термин конституционное право чаще встречается в странах с англосаксонской и романской правовыми системами, где раньше сформировался конституционный строй (Франция, США). Впервые название «конституционное право и политические институты» появилось во французской литературе в середине ХХ века. Понятие «государственное право» отражает германскую правовую традицию. Она была воспринята в царской России, а затем в СССР и бывших социалистических странах.

В настоящее время в подавляющем большинстве стран употребляется термин «конституционное право». В Великобритании и некоторых других странах учебный курс называется «конституционное и административное право».

В мусульманских странах в учебных пособиях, издаваемых по вопросам конституционного права, особое внимание уделяется изучению Корана, религиозных норм, комментированию конституции. В современных исследованиях говорится, что отрасль «властных норм» изучает вопросы халифата, публичные власти, организацию государственного управления, армии, вопросы налогообложения, то есть вопросы, которые в других государствах регулируются в основном конституционным, административным, финансовым правом.

Дополнительным основанием отграничения конституционного права от других отраслей права служит метод правового регулирования регулирования - совокупность способов и приемов влияния на общественные отношения.

Преобладающей формой конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания - предусматривает необходимость исполнить требования нормы права. В такой форме закрепляется большинство конституционно-правовых отношений (Ст. 94 Конституции Итальянской Республики 1947 г.: «Правительство должно получить доверие палат»).

Конституционному праву известен также метод запрещения - предусматривает необходимость воздерживаться от совершения действий, не дозволенных нормой права. Ст. 19 Конституции Японии 1946 г.: «Свобода мысли и совести не должна нарушаться» и метод дозволения - предусматривает возможность использовать, в случае необходимости, необходимую норму права. НП: ст. 77 Конституции Румынии 1991 г. «До промульгации Президент может один раз требовать пересмотра закона Парламентом».

Преобладание в конституционно-правовом регулировании властно-императивных начал обусловлено природой общественных отношений, составляющих содержание данной отрасли права.

Предметом конституционного права зарубежных стран является государственное право конкретных стран, их национальные правовые системы. Конституционное право в каждой стране является ведущей, основополагающей отраслью национальной системы права и представляет собой совокупность юридических норм, содержащихся в конституции, законах, других источников права, регулирующих определённую категорию общественных правоотношений (правовое положение личности, устройство государства, форма правления и др.). Понятие конституционного права зарубежных стран не означает, что существует особая отрасль права. При употреблении данного термина речь идёт об ответвлении от единой науки конституционного права, о сравнительном изучении конституционного права различных государств.

В настоящее время в мире существует более 200 государств, каждое из которых имеет свою правовую систему: высокоразвитые страны Запада (и Япония), государства среднеразвитого капитализма (Португалия, Греция, Мальта), бывшие социалистические страны Европы (Албания, Польша, Румыния), развивающиеся страны, большинство из которых были колониями или зависимыми территориями (Алжир, Египет, Кения, Индия), государства, продолжающие считать себя социалистическими (Китайская народная республика, Лаос, Куба).

Они чрезвычайно разнообразны, основным источником являются конституции - основной закон государства (за исключением некоторых мусульманских стран). В федеративных государства часто есть конституции частей федерации (штаты, республики, провинции).

Законы бывают:

Конституционные - вносят изменения в конституции или дополняют её. Например, об избирательном праве, полномочиях правительств и парламентов. Например, Акт о свободе печати 1949 в Швейцарии, закон «О политических партиях Испании» 1978 года.

Органические - принимаются в усложнённом порядке, регулируют какой-либо институт конституционного права в целом. Как правило, принимаются на основе бланкетных норм, содержащихся в конституции. Например, Конституция Франции 1957 года определяет, что органический закон определяет порядок образования членов каждой палаты, число её членов, вознаграждения, условия избрания.

Обычные (обыкновенные) законы - принимаемые парламентом и регулирующие отдельные вопросы, например: о выборах президента, гражданства, статусе депутатов.

Чрезвычайные - принимаются в особых условиях и на короткий срок, чаще всего отступают от положений конституции, может быть предусмотрен особый порядок их принятия.

Регламенты палат парламента - документы, которые устанавливают и регулируют внутреннюю процедуру работы данного органа.

Подзаконные нормативные акты (правительства, главы государства) - не должны противоречить законам и конституции. В ряде стран (Франция, Италия, Великобритания) данные акты могут иметь силу закона. Так, во Франции важную роль играют президентские ордонансы, юридически приравненные к парламентским актам по своей юридической силе (13 октября 1958 года специальным ордонансом была введена мажоритарная система с двумя турами голосования при выборах в национальное собрание).

К группе нормативно-правовых актов большинство исследователей относят:

Конституционные обычаи - многочисленные правила, принципы и приёмы решений различных государственно-правовых вопросов, не закреплённые в нормативных актах и не обеспечиваемые судебной защитой. Однако они регулируют положение многих государственных органов и фактически определяют их роль в механизме государства. Правовой обычай сложившееся на практике правило поведения, нигде в нормативных актах не записан в качестве такового, однако, в течение длительного времени применяемый повсеместно, признаваемый, молчаливо санкционированный государством. Широкое распространение получил в англо-саксонских странах, а также странах, попавших под влияние данной системы.

Нормативный договор - могут быть международные и внутригосударственные. Так, соглашение о разделении Чехословакии на Чехии и Словакию. По конституции Испании автономные сообщества могут заключать друг с другом соглашения о сотрудничестве.

Акты органов конституционного контроля, которые дают официальное толкование конституции, признают те или иные законы соответствующими конституции или не соответствующими ей.

Судебный прецедент - ранее вынесенное решение судов, чаще всего вышестоящих, принимаемые за образец при решении аналогичных вопросов в дальнейшем. Создаётся высшими судебными инстанциями на основе закона. Непосредственно связан с судебной практикой и создаётся в ходе судопроизводства. В его разработке велика роль свободного усмотрения. Является обязательным не только для участников данного спора, но и для других судебных органов. Наиболее широкое распространении получили в Великобритании и других англо-саксонских государствах.

Международные договоры - могут регулировать конституционные по своему характеру отношения, и, при условии их ратификации парламентом, имеют приоритет по сравнению с законом.

В современной зарубежной литературе считается, что источниками конституционного права являются мнения и высказывания выдающихся учёных - государствоведов. Это концепция широкое распространение получила в Великобритании, где в качестве доктринальных источников права рассматриваются труды канонизированных авторов (Блекстон, Мейя и других).

В результате юридических фактов, на основе действия норм конституционного права, между различными сторонами возникают конституционно-правовые отношения. Конституционные отношения представляют собой наиболее значимые для общества отношения, направленные на осуществление государственной власти, суверенитета народа.

Объектом конституционно-правовых отношений выступают материальная или духовная реальность, по поводу которой стороны вступают в отношения (власть, суверенитет, свобода, достоинство личности). Участники конституционно-правовых отношений называются субъектами конституционного права.

В их число обычно включаются:

  • 1. Социальные и национальные общности (народ, являющийся источником власти, нации, иные этнические группы, имеющие право на самоопределение, классы в странах тоталитарного социализма).
  • 2. Государство и его составные части (например, субъекты федерации в Германии - земли).
  • 3. Основные органы государства (глава государства - император в Японии, президент в США, Парламент в Великобритании, Кабинет Министров в Индии).
  • 4. Общественные объединения и коллективы граждан публичного характера, которые участвуют в политической жизни, а не занимаются только извлечением прибыли (например, партии).
  • 5. Депутаты представительных органов.
  • 7. Органы местного самоуправления и управления (Советы графств в Великобритании, мэры городов во Франции).
  • 8. Индивиды (граждане, лица без гражданства, иностранные граждане).

Особенностью конституционно-правовых отношений является то, что каждый их участник имеет прямой или опосредованный интерес относительно публичной власти.

Конституционно-правовые отношений определяются во многом характером властиотношений, то есть, отношениями по поводу или в связи с осуществлением власти. Их политическая направленность несомненна. Нередко реализация конституционных норм сопровождается возникновением управленческих, имущественных и некоторых других отношений.

Наука конституционного права зарубежных стран является ответвлением от единой науки конституционного права и её составной частью. Она представляет собой не совокупность норм, а систему знаний о специфике конституционно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере принадлежности, организации и осуществления публичной власти, правового положения личности. Её содержанием являются конституционные доктрины, гипотезы, идеи и рекомендации правоведов по совершенствованию законодательства, политических процессов и институтов конкретного государства.

Предмет науки конституционного права базируется на конституции, но её не исчерпывается. Самостоятельность наука конституционного права приобрела в первой половине XIX века в Западной Европе и Северной Америке, выделившись из философии, социологии и ряда отраслей юриспруденции.

К основным функциям данной науки относятся:

  • 1. Познавательная функция - направленное на получение достоверной информации об иностранном конституционно праве и его институтах. Огромно значение этой функции в учебном процессе для получения качественного юридического образования.
  • 2. Прогностическая - позволяющая оценивать и предвидеть тенденции государственно-правого развития.
  • 3. Прикладная - позволяющая применять знания иностранного конституционного права для совершенствования практики функционирования национальной государственности.
  • 4. Коммуникационная - способствующая юридически корректному поведения специалистов в условиях действия иностранного конституционного и международного права.

Наука конституционного права позволяет повысить эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности органов государственной власти, содействует укреплению законности и правопорядка.

Наука конституционного права в советский период была чрезвычайно идеологизирована, нередко зарубежная политико-правовая действительность рассматривалась исключительно негативно и сверхкритично.

На современном этапе наука зарубежного конституционного права характеризуется обновлением своей методологической базы, широким плюрализмом в методологии исследований.

На современном этапе есть основания констатировать расширение географии исследований конституционного права, в том числе и иностранного. Это специализированные юридические вузы в Москве, Екатеринбурге, Саратове, а также институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

1.1. Предмет, метод и система государственного права зарубежных стран.

1.2. Объекты и субъекты государственно-правовых отношений. Источники государственного права зарубежных стран.

1.3. Государственное право зарубежных стран как наука и учебная дисциплина.

Предмет, метод и система государственного права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право можно определить как систему правовых норм, регулирующих отношения, которые складываются в процессе взаимодействия индивида, общества и государства, связанные с осуществлением публичной власти и призваны обеспечить легитимность этой власти, если она существует и действует в интересах человека, в рамках и на основе права.

Нормы государственного права зачастую являются абстрактными и, чтобы быть реализованными, нуждаются в конкретизации текущим законодательством, актами исполнительной власти. Среди норм этой отрасли права распространены нормы-принципы и нормы-цели.

В каждой стране действует собственное конституционное или государственное право, с определенными особенностями, присущими каждой отдельно взятой стране.

Изучая первую тему, студенты должны осознать:

Понятие конституционного (государственного) права зарубежных стран;

Что такое государственное право как отрасль права, наука и учебная дисциплина;

Предмет науки и метод конституционного (государственного) права зарубежных стран.

Тщательно должен изучаться система государственного права зарубежных стран, а именно те элементы, из которых она состоит. Необходимо также осознать объекты и субъекты конституционно (государственно-) правовых отношений.

В изучении источников конституционного (государственного) права необходимо на опыте ряда стран осознать различия между конституционными, органическими и обычными законами, а также различие законов, принятых парламентом, от одобренных народом на референдуме. Нужно понять специфику источников в странах с частично писаными или "смешанными" конституциями, например, как в Великобритании, Новой Зеландии.

Большую роль в регулировании общественных отношений играет государственно-правовой обычай, или обеспечивает конкретный способ реализации государственно-правовых норм, или заполняет пробелы в правовом регулировании, или конкретизирует и развивает его, а порой противоречит ему. Изучая истоки этой отрасли права, следует также обратить внимание на их специфические виды - судебные прецеденты.

Следует подробно изучить вопрос о месте и роли конституционного (государственного) права. Необходимо понять, почему конституционное (государственное) право является ведущей отраслью права любого государства.

Наука государственного права имеет как юридический, так и в значительной степени политический характер, так как имеет дело с организацией и функционированием власти. Она наряду с типичными методами юридической науки (формально-логического анализа) широко использует общенаучные методы (системного анализа, сравнительный).

Наконец, учебная дисциплина государственного права зарубежных стран призвана ознакомить студентов с мировым опытом демократического устройства политической власти, конституционного регулирования общественных отношений, обеспечения прав человека. Это необходимый элемент юридической культуры, без которой нет современного специалиста-правоведа высшей квалификации.

Понятие государственного права зарубежных стран.

Государственное право в правоведении рассматривается в трех аспектах:

1) как отрасль права конкретных государств;

2) как юридическая наука;

3) как учебная дисциплина.

Как отрасль права это система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определенную группу общественных отношений (прежде всего основ устройства общества и государства, правового положения лица).

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран. Поэтому отрасли права, которая называлась "Государственное право зарубежных стран", не существует. В рамках этой дисциплины рассматривается конституционное право той или иной страны, а в каждой из них - свое (французское, индийское, конголезское и т.д.). Изучить конституционное право всех стран мира в рамках вузовского курса достаточно трудно, ведь в современном мире около 200 государств. Поэтому данное руководство освещает государственно-правовое регулирование в странах всего влияют на правовую культуру человечества. Внимание также уделяется так называемым новейшим конституциям, поскольку в них оказываются главные тенденции развития конституционализма.

Как наука это совокупность различных теорий, учений, взглядов, гипотез по вопросам конституционного права, изложенных в книгах, статьях, научных докладах.

Как учебная дисциплина это предмет преподавания в высшей школе.

Термины "конституционное право" и "государственное право" чаще всего считаются синонимами. На самом деле, формально нетрудно обнаружить, что круг регулируемых соответствующей отраслью права общественных отношений в странах, где используется тот или иной из указанных сроков, примерно одинаковое. Выбор термина, как правило, диктуется национальной традицией словоупотребления.

Так, англосаксонские и романская правовые системы традиционно пользуются термином "конституционное право", тогда как для немецкой системы характерно употребление термина "государственное право".

Более подробно рассматривая вопрос, можно, однако, заметить, что несовпадение терминологий отражает (не всегда, но довольно часто) различие между соответствующими понятиями.

Так, в Великобритании, США, Франции в начале XIX в. утвердился конституционный строй, минимальными признаками которого являются судебная защита прав человека и разделение властей. В Германии это произошло значительно позже. Показательно, что в настоящее время и в Германии начал употребляться термин "конституционное право".

По так называемым социалистических стран, то по советскому примеру в них используется термин "государственное право", за исключением, например, Кубы.

Однако сегодня в мире есть группа стран, в которых, несмотря на традиционное употребление термина "конституционное право", движение к конституционному строю даже не начался (Кот-д"Ивуар, Малави и др.), Тогда как, скажем, в Швейцарии, хотя в ее подавляющем немецкоязычной части используется термин "государственное право", конституционный строй существует уже давно.

В литературе, впрочем, можно встретить другое, чем изложенное выше, понимание различий между конституционным и государственным правом. В частности, немецкий конституционалист К. Хессе считает, что поскольку конституция не ограничивается установлением государственного строя, а охватывает также основы устройства негосударственного жизни (брак, собственность и т.д.), постольку "конституционное" право более вместительное, чем "государственное" право, по смыслу и смыслу означает лишь право государства. С другой стороны, "конституционное" право ограничено по сравнению с "государственным" в том плане, что "государственное" включает, например, административное и процессуальное право. Подобное мнение высказывалось и в отечественной литературе.

Предметом науки конституционного (государственного) права зарубежных стран является государственное право конкретных стран или, другими словами, национальные государственно-правовые системы, исследуемые как в аналитическом, так и в синтетическом аспектах.

Есть и другие определения предмета науки конституционного (государственного) права зарубежных стран. Например, комплексное и сравнительное изучение конституционного права многих стран мира, в том числе тех институтов, которые входят в данной отрасли права.

Конституционное (государственное) право регулирует общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти.

Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и любая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю или политических элит, или определенных социальных групп общества. Конституционное право закрепляет основные принципы народного суверенитета, верховенства парламента, равенства всех перед законом, господстве права и тому подобное. Эта отрасль закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления. Конституционное право закрепляет государственную организацию власти, максимально соответствует конкретным историческим условиям развития этой страны, определяет основы других ее отраслей - административного, финансового, уголовного, гражданского и тому подобное.

Итак, конституционное (государственное) право является основной отраслью права любой страны, что составляет совокупность юридических норм, закрепляющих основы конституционного строя, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму правления и форму государственного устройства, организации, способ и процедуру формирования, компетенцию и порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, избирательное право и избирательную систему.

Загрузка...