musings.ru

Принцип выборов в демократическом обществе. Избирательная система


1.Формы политического участия.

2.Значение выборов в. демократическом обществе.


Политическое участие – действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос. решений, выбор представителей в органы власти

Основные формы

Обращения и письма граждан к власти, встречи с политическими деятелями

Ст. 33 КРФ

Участие граждан в деятельности политических партий, организаций, движений

Ст. 30 КРФ

Участие граждан в выборах

Ст. 32 КРФ

Прямые действия граждан (митинги, пикетирование, демонстрации)

Ст. 31 КРФ


Собрание – это совместное присутствие группы граждан в определенном месте для обсуждения или решения определенной проблемы.

Митинг – массовое собрание граждан, форма публичного выражения требований по конкретному вопросу.

– массовое прохождение граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем, преимущественно общественно-политического характера.

Демонстрация – публичное шествие людей с плакатами, транспарантами.

Шествие

Пикетирование – публичное выражение коллективного или индивидуального мнения, осуществляемое без шествия и звукоусиления, путем размещения граждан у пикетируемого объекта с использованием плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.



Выборы – способ формирования органов государственной власти и местного самоуправления путем голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

Выборы:

Представляют основную форму участия граждан в управлении государством;

Дают возможность выразить гражданам свою волю, а гос. власть – быть созданной и действовать в соответствии с этой волей;

Это эффективный способ политического просвещения народа;

Это «барометр» общественного мнения



а)Кого мы выбираем?

П Р Е З И Д Е Н Т

О Р Г А Н Ы В Л А С Т И

Федеральные

(Гос. Думу)

Местные

Субъектов федерации


Документы, составляющие основу избирательного права и избирательного процесса

Конституция Российской Федерации

Федеральный Конституционный закон «О референдуме РФ»

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

Федеральный закон «О выборах Президента РФ»

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания РФ»


Избирательное право

  • Избирательное право

Избирательные права Нормы правовых актов,

граждан регулирующих выборы

Избирательные права граждан – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право

Активное право

право избирать, т.е. право участвовать в выборах в органы гос. власти, местного самоуправления

Пассивное право

Право быть избранным


Всеобщего

Равного

Прямого

+ обязательность и периодичность проведения выборов


Всеобщее избирательное право. Этот принцип означает, что в выборах имеют право принимать участие все без исключения дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, в том числе и граждане, которые в день выборов находятся за пределами.

Не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.


Равное избирательное право.

Этот принцип означает, что все граждане, несмотря на занимаемые должности, национальность, отношение к религии и т.д., равны и каждый гражданин имеет только один голос .

Прямое избирательное право. Этот принцип означает, что каждый гражданин должен принять участие в выборах лично (непосредственно) . Он имеет право голосовать только за себя. Голосовать за других лиц, даже если это очень близкие родственники, действующее законодательство запрещает.


Тайное голосование . Этот принцип означает, что никто не имеет права контролировать то, как проголосует каждый из нас. В кабине для голосования не может находиться никто, кроме самого голосующего.

Участие в выборах добровольно. Никто не имеет право принуждать гражданина участвовать или не участвовать в выборах против его воли.

+ Добровольность и периодичность выборов.


Цензы (ограничения) – специальные юридические правила, ограничивающие допущение лица к пользованию какими-либо политическими (избирательными) правами:

  • Оседлости , т.е. голосовать могут только те, кто прожил в государстве определенное время.
  • Возрастной , избирать имеют право лица, достигшие возраста 18 лет

В Российской Федерации:

  • избирать имеют право лица, достигшие 18-летнего возраста;
  • с 18-ти лет право быть избранным в муниципальные органы;
  • с 21 года – в представительные органы субъектов Федерации, депутатом Государственной Думы;
  • С 30 лет – главой администрации субъекта РФ;
  • с 35 – Президентом страны.

Правовой статус избирателя - это совокупность прав и обязанностей, связанных с участием граждан в выборах.

Права избирателя:

1) право быть включенным в список для голосования по месту его проживания;

2) право беспрепятственного доступа к избирательному списку;

3) право участвовать в формировании избирательных комиссий;

4) право участвовать на выборах в качестве наблюдателей;

5) право выдвижения кандидатов;

6) право вести агитацию за участие в выборах;

7) право принимать участие в формировании избирательных фондов;

8) право требовать обеспечения возможности участия в голосовании вне помещения избирательного участка;

9) право обращаться с жалобами на действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц, членов избирательной комиссии, нарушающие его права.


Основные стадии избирательного процесса

1. Подготовительная (устанавливается дата выборов, с оставление списков избирателей)

(выборы депутатов ГД назначаются Президентом РФ на воскресный день, в списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления, не позднее, чем за 20 дней до дня выборов.)


2. Выдвижение кандидатов и регистрация кандидатов.

Право выдвижения кандидатов имеют:

Избирательные объединения и непосредственно избирательные блоки избиратели

Виды объединений: партия, фронт, союз и т. д. Чаще всего в выборах участвуют партии. Избирательный блок представляет собой добровольное объединение двух или более общественных объединений. Он обладает правами избирательного объединения.


3. Предвыборная агитация.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидата и прекращается накануне дня, предшествующего дню выборов (т.е за сутки до выборов)


В день голосования избирательные участки ждут избирателей с 8 до 20 часов (по местному времени). Каждый избиратель получает бюллетень для голосования. Голосование заключается в том, что каждый избиратель ставит какой-нибудь знак (крестик, галочку и т.д.) в квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он отдает свой голос. Заполненный бюллетень для голосования избиратель опускает в опечатанный ящик.


  • Какие избирательные системы существуют?
  • В чем их преимущества и недостатки?

Мажоритарная система

Виды: абсолютного большинства (50% +1 голос) или относительного большинства (больше, чем у соперника).

Преимущества: При мажоритарной системе относительного большинства партия, получившая большинство мест в парламенте, может сформировать устойчивое правительство. При мажоритарной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, поддержанный действительным большинством голосов.

Недостатки: Мажоритарная избирательная система благоприятствует крупным партиям и отсекает мелкие.


Пропорциональная система.

Преимущества: гарантирует представительство даже относительно мелких партий.

Недостатки: может применяться только в многомандатных округах


Пропорционально- мажоритарная система .

Одна часть депутатов избирается

по мажоритарной системе, другая

часть депутатов избирается на

основе пропорциональной

системы, по партийным спискам.

1. Функции выборов в современных демократических государствах


Выборы в органы власти практикуются в подавляющем большинстве современных государств.

Однако в условия тоталитаризма это "выборы без выборов". Их роль сводится к чисто ритуальной процедуре, придающей режиму видимость законности.

При авторитарном режиме выборы (если они проводятся на альтернативной основе) играют более важную, но все же не решающую роль, так как если их итоги не устраивают носителя власти, он может их не признать, при необходимости прибегнув к силе.

Только при демократии их роль становится центральной, обеспечивая народу право окончательного решения вопроса о том, кто (а в идеале и как) будет править государством.

Основные функции выборов

1)Обеспечение легитимности органов власти;

)Отбор политической элиты (но и в оппозиционных партиях лидеры проходят проверку на прочность);

)Формулирование в предвыборных программах интересов первичных субъектов политики;

)Легитимное разрешение социальных конфликтов в обществе;

)Активизация политической социализации личности и политического участия.

Демократичность выборов обеспечивается следующими принципами:

)Состязательность (свободная конкуренция партий и кандидатов, поставленных в более-менее равные условия предвыборной борьбой);

)Непосредственность - прямое (без посредников) избрание представителей власти избирателями. Непрямые (косвенные) выборы из практики демократических государств почти исчезли (наиболее известное исключение - порядок избрания президента США). Они < косвенные выборы> усиливают возможность искажения реального соотношения политических сил в пользу наиболее влиятельных из них;

)Равное представительство (каждый избиратель имеет один голос, а каждый депутат представляет приблизительно равное количество граждан);

)Всеобщность - право всех граждан на активное (в качестве избирателей) и пассивное (в качестве депутата) участие в выборах. Исключения обычно составляют преступники, отбывающие наказания, и лица, признанные по суду недееспособными (умалишенными).

Из других ограничений избирательного права сохранились:

)Возрастной ценз, составляющий обычно для активного избирательного права - 18 лет, для пассивного - от 20 лет и до 40, в разных странах в разное время;

)Ценз осёдлости (ограничение всеобщего избирательного права) - требование проживания избирателя или кандидата в стране или избирательном округе в течение определенного срока;

)Избирательный залог - требование к кандидату внести значительную сумму, которая возвращается ему, только если он наберет определенный процент голосов избирателей. Сейчас этот залог в основном вносит партия, от которой выдвигается кандидат.

Однако совсем недавно ограничений избирательного права было намного больше. Так, женщины впервые получили избирательное право только в некоторых штатах США в 80е годы XIX века. Последней развитой страной, предоставившей женщинам избирательное право, была Швейцария. До конца 60х годов XX века возрастной ценз в большинстве стран составлял от 21 до 25 лет. В некоторых американских штатах существовал избирательный налог для попадания в списки избирателей.

В ряде стран - участие в голосовании является не только правом граждан, но и их обязанностью, за уклонение от которой предусматривается наказание от общественного порицания до уголовной ответственности (Австрия, Греция), то есть в большинстве стран есть порог (приблизительно 50%) посещаемости (явка избирателей), не достигнув которого выборы считаются несостоявшимися.


. Избирательная система


Соответствие результатов выборов обеспечивается принятой в стране избирательной системой - совокупностью правил и приемов подведения итогов выборов, закрепленной в законе. Существуют две основных разновидности избирательных систем:

)Мажоритарная;

)Пропорциональная.

При мажоритарной системе избранными считаются кандидаты, собравшие в своих округах установленное число голосов. Она имеет две основные формы:

1) Система относительного большинства (возникла в 18м веке, раньше всех, и сегодня в большинстве англоязычных странах применяется). В этой системе выигрывает кандидат, опередивший других по числу голосов в своем избирательном округе (блоке). Она дает преимущество крупным партиям над мелкими, которые фактически не имеют шансов на победу. Ее преимуществами считаются:

а) Простота и ясность;

б) Обеспечение полной стабильности за счет сокращения числа представленных партий;

в) Тесная связь депутатов с избирателями его округа.

Главными недостатками этой системы является потеря всех голосов избирателей, поданных за неизбранных кандидатов и

а) Отсутствие в парламенте партий, представляющих интересы значительной части, а иногда и большинства, граждан, которые вынуждены бороться за свои интересы непарламентскими методами (часто выливается в эксцессы);

б) Возможность получения большинства мест в парламенте партией, набравшей меньшинство голосов в масштабе страны.

Второй главный недостаток - тенденция к защите депутатами местных интересов в ущерб общегосударственных.

2) Система абсолютного большинства (Франция). Избранным считается кандидат, собравший в своем округе более половины голосов. Если это не удается никому, то проводится второй тур выборов (голосования), к которому допускаются кандидаты, занявшие два первых места. Эта система дает возможность победы и мелким партиям при условии объединения их в коалиции перед вторым туром (система двух блоков). Она <система> смягчает главный недостаток мажоритарной системы (так как теряется меньше 50% голосов), но не устраняет его полностью (значительная часть голосов все-таки теряется) Вместе с тем, такая система является оптимальной при выборе единоличных руководителей (президента, губернатора и др.)

Пропорциональная система применяется в большинстве стран Западной Европы и в Израиле. Здесь избиратели голосуют не за конкретных кандидатов, а за их списки, выдвинутые партиями и партийными блоками, то есть конкурируют не личности, а партии и партийные программы. Места в парламенте распределяются в многомандатных округах пропорционально набранным голосам. Такая система позволяет обеспечивать более справедливое соотношение между парламентскими мандатами и полученными голосами особенно там, где вся страна рассматривается как единый избирательный округ.

Вместе с тем, у нее есть ряд недостатков:

1)Сложность расчетов при определении числа мандатов, полученных партией на выборах;

)Слабая связь между депутатами и избирателями;

)Если порядок фамилий в списках определяется самой партией, то усиливается зависимость кандидатов от партийно-аппаратных структур. Поэтому в большинстве стран избиратели имеют право ранжировать кандидатов в пределах одного или нескольких списков или определять лидера соответствующего списка;

)Нестабильность правительства из-за большого влияния малых партий на политику правительства.

Для уменьшения этого недостатка в ряде стран мандаты получают только партии, собравшие не менее определенного процента голосов избирателей (так называемый избирательный порог). У нас при выборах в государственную думу порог - 7%. Однако голоса, поданные за остальные партии, все равно при этом пропадают.

Таким образом, обе системы имеют свои недостатки, поэтому в ряде стран существует смешанные избирательные системы. Так, в Австралии нижняя палата парламента избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а верхняя - по пропорциональной.

А в Германии половина нижней палаты выбирается по мажоритарной системе относительного большинства, а другая половина - пропорциональной.

В России приблизительно так же, как в Германии.


. Порядок проведения выборов и референдумов


В основе механизма демократии лежит процедура прямого волеизъявления граждан, имеющих силу закона. Различают две разновидности такой процедуры:

)Выборы, когда граждане определяют персональный состав властных структур на общегосударственном, региональном и местном уровне;

)Референдум, когда граждане принимают непосредственное решение по важным политическим вопросам.

Совокупность мероприятий по организации и проведению выборов называется избирательной кампанией .

Руководство ею обычно возлагается на специально создаваемые государственные органы - избирательные комиссии (как правило, туда входят представители всех ведущих партий для обеспечения контроля и честности выборов).

Выборы на любом уровне начинаются с выдвижения кандидатов на выборные должности. Право такого выдвижения может быть предоставлено исключительно политическим партиям, либо партиям и другим группам, а чаще отдельным гражданам и их группам. Допускается самовыдвижение кандидатов в некоторых странах.

Следующий этап - официальная регистрация. Все кандидаты должны представить решения партийных органов, а беспартийные кандидаты - подписи определенного числа избирателей.

При пропорциональной избирательной системе подписи необходимы для регистрации партийных списков. В ряде стран от кандидатов требуется также внести избирательный залог, который возвращается только при получении кандидатом определенного % голосов избирателей - от 5 % до 20 % в разных странах. Обычно залог вносит партия, в которой состоит кандидат.

Особый порядок выдвижения кандидатов существует в США. Существуют две главные партии - демократическая и республиканская. Они проводят в большинстве штатов так называемые "праймариз" (primaries) - первичные выборы, в которых участвуют чаще всего сторонники этих партий.

Наибольшее значение имею президентские "праймариз", на которых выясняется, какой их кандидатов на президентский пост наиболее предпочтителен и популярен в данном штате, а также избираются делегаты на национальные партийные съезды, которые и выдвигают официальных кандидатов в президенты. По традиции, большинство делегатов, по крайней мере в первом туре, голосуют за претендента, победившего на "праймариз" в их штатах. Для победы на съезде кандидату необходимо набрать абсолютное большинство голосов делегатов. Кроме того, съезды избирают новый состав национальных партийных комитетов и утверждают предвыборную платформу партии, которой, однако кандидат в президенты не обязан руководствоваться, то есть нет партийной дисциплины.

В отличие от выборов, референдумы организуются не во всех странах Запада, а например, в США они проводятся лишь в некоторых штатах, но не на общегосударственном уровне. Многие специалисты указывают, что большинство рядовых граждан недостаточно компетентны в решении государственных вопросов, да и не стремятся к этому. Тем не менее, в некоторых странах референдумы проводятся достаточно часто.

Так с 1945 года до 1980е в Швейцарии прошло 169 референдума, в Австралии - 18, в Новой Зеландии - 17, в Дании - 11, в остальных если и были, то менее 10.

Популярные лидеры, например, Де Голь во Франции, иногда использовал частые референдумы в качестве всенародного "вотума доверия" с целью укрепления власти.

Но референдумы чаще всего выносят вопросы принятия, пересмотра или отмены законодательных актов (кроме законов о налогах и бюджете), территориально-административное размежевание, вступление в международные организации, отстранение от должности высших должностных лиц, а также государственной принадлежности той или иной территории, так называемый плебисцит .

Референдум обычно может проводиться по требованию определенного числа избирателей, депутатов парламента или региональных законодательных собраний. Решение о проведении общегосударственного референдума принимает правительство или глава государства с согласия правительства. Дальнейшая подготовка и проведение референдума принципиально не отличается от подготовки и проведения выборов. Они проходят следующие этапы (вместе с вышеназванными):

)Предвыборная борьба между кандидатами или между политическими силами, выступающими за ответ "да" и "нет" на референдуме;выборы демократический избирательный референдум

)Вступление избранных лиц в должность или вступление принятых решений в законную силу.

Ключевой момент - предвыборная борьба . Это наименее законодательно регулируемый этап предвыборной кампании, поскольку проводится в основном силами негосударственных органов и политических партий, которые сами выбирают форму воздействия на избирателей. Однако два аспекта предвыборной борьбы ввиду их важности регламентируется достаточно строго. Это вопросы ее финансирования, а также использование СМИ.

Борьба за голоса избирателей требует огромных финансовых средств. Стоимость проведения выборов и референдумов непрерывно возрастает. Партии, обладающие бОльшими финансовыми средствами, оказываются в более выигрышном положении (особенно учитывая, что основной эффект дают СМИ).

Поиск дополнительных источников финансирования приводит к злоупотреблению и коррупции.

Для борьбы с этими явлениями и обеспечения равенства соперников установлены специальные правил финансирования избирательной кампаний. В ряде стран установлен финансовый предел. Нередко ограничивается и сумма пожертвований в избирательный фонд кандидата со стороны отдельных лиц или организаций. Превышение потолка расходов дает основание дл признания итогов выборов недействительными и крупного штрафа. Разоблачение подобных фактов часто приводит к политическим скандалам и даже кризисам. Тем не менее наиболее влиятельные партии с помощью различных, в том числе юридических уловок, легко обходят эти ограничения, часто превышая их в 10 и более раз. Большее равенство возможностей обеспечивается в тех странах, где предусмотрены государственные субсидии кандидатам и партиям на возмещение избирательных расходов. Однако и здесь средства распределяются пропорционально собранным мандатам, что создает преимущество для ведущих партий. Аутсайдеры отсекаются требованием собрать необходимый минимум голосов или выдвинуть кандидата в определенном числе округов. При этом партии, не прошедшие в парламент, в большинстве стран не могут рассчитывать даже на частичную государственную компенсацию предвыборных расходов.

Огромную, иногда решающую роль в предвыборной борьбе играет так называемая 4я власть - СМИ. Так, во Франции, с целью ознакомления с программами партий и кандидатов, по телевидению следят за ходом предвыборной борьбы 64%, по газетам - 15%, по радио - 11%, и лишь 7% предпочитает личное общение с кандидатом.

Особую роль СМИ играют в борьбе за колеблющихся избирателей, не являющихся постоянными приверженцами какой-либо одной партии и составляющими в странах Запада от 20% до 30%. Поддержка тех или иных партий газетами и журналами правовому регулированию почти не поддается, кроме имеющихся у некоторых партий официальных печатных органов, интересы определенной партии выражают многие печатные издания. Среди ведущих газет Британской империи "Daily Telegraph" придерживается взглядов консервативной партии, "Mirror" - лейбористкой, "Observer" - либеральной.

Порядок же использования в предвыборной гонке электронных СМИ обычно строго регламентирован, исходя из западных принципов:

)Невмешательство государства в предвыборную борьбу;

)Требование избегать оскорблений, фальсификаций и других форм некорректного поведения в отношении конкурентов;

)Предоставление всем партиям и кандидатам равного времени по радио и телевидению.

Однако на практике 3й признак остается декларацией. В США, где радио и телевидение в основном частные, эфирное время платное и фактически доступно только кандидатам от республиканской или демократической партии. В большинстве других стран основная часть электронных СМИ контролируется государством, которое выделяет бесплатное эфирное время политическим партиям для предвыборных передач. Платная реклама кандидатов в некоторых из этих стран запрещена. Но бесплатных эфир обычно распределяется пропорционально числу мандатов в предыдущем составе парламента. Не представленные в нем партии получают лишь несколько минут эфирного времени при условии выставления определенного минимума кандидатов, либо вовсе лишены такого права.

Таким образом, равенство возможностей финансового и информационного обеспечения избирательной кампании стран Запада носит в значительной мере формальных характер, фактически завися в лучшем случае от степени уже достигнутого политического влияния в той или иной партии, а в худшем от размера ее финансовой базы.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Вспомните:
какова роль выборов в демократическом обществе? Какие типы избирательных систем вам известны?
Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии.

Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президентские, в органы местного самоуправления. Они осуществляются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государственную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единоличные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.
Через выборы народ вручает своим представителям право на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление политических элит и лидеров, граждане приобщаются к политике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избирательной системы.

Еще по теме § 24. Выборы в демократическом обществе:

  1. Демократическая революция в ГДР: от протеста к свободным выборам
  2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ШАНСЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ: ВОСТОЧНАЯ И ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЕВРОПА В СРАВНЕНИИ В. Меркель
  3. 21.5. Выбор между договорным урегулированием и судебным разбирательством; выбор правил гражданской процедуры и эволюция общего права

Вспомните:

какова роль выборов в демократическом обществе? Ка­кие типы избирательных систем вам известны?

Вам известно, что публичные выборы являются одним из существенных признаков демократии. Напомним, что они различаются по объекту, масштабам (уровням), характеру и пр. По объекту выборы бывают парламентские, президент­ские, в органы местного самоуправления. Они осуществля­ются в масштабе всей страны (федеральный уровень), субъ­ектов РФ (региональный уровень), муниципальных образований (местный уровень). На всех уровнях проводятся выборы коллегиальных органов, например в Государствен­ную Думу РФ, Законодательное собрание субъекта РФ, совет муниципального образования. Выбирают также и единолич­ные органы (должностных лиц), скажем Президента РФ.

Через выборы народ вручает своим представителям пра­во на реализацию власти, и она приобретает легитимный характер. Происходит систематическое обновление полити­ческих элит и лидеров, граждане приобщаются к поли­тике. Даже политически пассивные в повседневной жизни люди становятся в день выборов, по выражению немецкого философа М. Вебера, «политиками по случаю». Однако представительство народных интересов может быть достигнуто только при условии, если выборы организованы демократически. А это во многом зависит от избиратель­ной системы.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА

Под избирательной системой понимается порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования. Избира­тельная система включает два основных структурных компо­нента: 1) избирательное право - комплекс правовых норм о порядке выборов; 2) избирательный процесс - комплекс дей­ствий в процессе выборов. Подчеркнем, что некоторые поли­тологи рассматривают в составе избирательной системы, на­ряду с названными элементами, партийную систему, а также политические традиции и обычаи (объясните почему).

Избирательное право в науке рассматривается в двух смыслах: узком (субъективном) и широком (объективном).

В узком смысле избирательное право - это политическое
право гражданина избирать (активное) и быть избранным
(пассивное) в органы государственной власти и местного са­
моуправления.
- ^

В большинстве стран, в том числе и в России, право из­бирать имеют граждане с 18 лет. Для кандидатов, претен­дующих на выборные должности, установлен более высокий возрастной ценз, ибо для политического руководства необ­ходим жизненный опыт. Например, в России депутатом нижней палаты парламента можно стать с 21 года, а Пре­зидентом РФ - с 35 лет, при условии проживания в стране не менее 10 лет.

Российские граждане, как и многих других государств, участвуют в альтернативных, добровольных выборах на ос­нове принципов всеобщего, равного и прямого избиратель­ного права при тайном голосовании. (В чем суть и значи­мость этих принципов?)

В Австралии за неучастие гражданина в выборах нала­гается штраф. В Великобритании для получения права быть избранным требуется внести крупную сумму из­бирательного залога.

Нормы субъективного избирательного права в сочетании с другими нормативными правилами выборов представляют собой избирательное право в широком смысле. Оно представ­лено в избирательных законодательствах всех государств. Наибольшей строгостью отличаются, например, законы Япо­нии, не только запрещающие делать подарки избирателям, привлекать их обещаниями продвижения по службе, но и не разрешающие обходить дома с целью предвыборной аги­тации. В последние годы значительно повысились требова­ния и к российским участникам выборов, о чем подробнее будет сказано ниже. А сейчас подчеркнем, что избиратель­ное законодательство РФ включает довольно широкий круг источников (перечислите их). Согласно закону субъекты РФ и муниципальные образования имеют право самостоятельно решать, по какой избирательной системе проводить выборы в свои представительные органы .

На основе избирательного права реализуется избиратель ный процесс, включающий несколько последовательно осу­ществляемых этапов: организационный (назначение выборов и пр.); выдвижение и регистрация кандидатов; предвыбор­ная агитация; голосование и установление его результатов; обнародование итогов выборов и представление финансового отчета о расходовании средств на их организацию и прове­дение. Эти этапы характеризуют избирательный процесс как динамичную организационно-практическую составляющую избирательной системы. Не случайно избирательный про­цесс называют избирательной системой в действии.

Напомним, что международная политическая практика выработала мажоритарный, пропорциональный и мажори тарно-пропорционалъный (смешанный) типы избиратель ных систем. (В чем достоинства и недостатки каждого из

них?) Подчеркнем, что не существует совершенной избира­тельной системы, как и совершенной демократии. Каждая страна имеет свои проблемы, каждая демократия имеет свои приоритеты. В одной стране на первое место ставится ста­бильность, в другой - равное представительство интересов всех социальных групп, в третьей - связи между избирате­лями и избираемыми. Избирательные системы всегда отра­жают эти задачи, что неизбежно сказывается на содержании избирательных кампаний.

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ

Из курса права вы знаете, что под избирательной кампа­ нией понимается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования решения о проведении выборов до дня пред­ ставления соответствующей избирательной комиссией фи­ нансового отчета о расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов . Иными словами, избира­тельная кампания включает все этапы избирательного про­цесса. В этой связи понятия «избирательный процесс» и «избирательная кампания» рассматриваются как синонимы. Вместе с тем политологи отмечают, что избирательная кам­пания приобретает свой истинный смысл - обеспечение максимальной поддержки избирателями претендентов на власть - только с этапов их выдвижения и предвыборной борьбы.

Рассмотрим содержание избирательной кампании более подробно.

Организационный этап. К организационным мероприя­тиям относятся: образование избирательных округов и изби­рательных участков, формирование избирательных комис­сий, составление списков избирателей.

Началом избирательной кампании является решение о назначении выборов, которое принимается, как правило, за 2,5-3 месяца до дня голосования.

Выборы депутатов нижней палаты парламента РФ и Пре­зидента РФ осуществляются по единому избирательному ок­ругу. Он включает всю территорию страны. Иными слова­ми, «нарезка» округов не производится. Вместе с тем новое законодательство о выборах в Госдуму РФ предусматривает разделение территорий субъектов РФ на части и определе­ние их границ. Части территорий должны быть примерно равными по числу зарегистрированных избирателей.

Избирательные участки располагаются обычно в каком-либо общественном здании, чаще всего в здании школы. Списки избирателей каждого участка должны включать не более 3 тыс. человек.

Подготовку и проведение выборов в России осуществля­ют гласно и открыто избирательные комиссии под руковод­ством Центральной избирательной комиссии РФ.

Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты или на выборную должность. Право выдвигать кандидатов для избрания в представительные органы, а также на выборные должности принадлежит преимущественно политическим партиям и отдельным гражданам.

Обратимся к новым подходам выдвижения кандидатур на выборах в Госдуму РФ. Согласно закону политические пар­тии (они называются избирательными объединениями) вы­двигают федеральный список кандидатов (не более 500 че­ловек), который принимается тайным голосованием на партийном съезде. Кандидатом от партии может стать и бес­партийный россиянин, если его кандидатуру поддержат 10 членов региональной ячейки, а затем одобрит региональ­ная партийная конференция и партийный съезд. Федераль­ный список включает федеральную и региональную части. В составе федеральной части - не более 3 человек; как пра­вило, это партийные лидеры. Региональная часть разбита на региональные группы кандидатов, которые соответствуют указанным выше территориальным частям субъектов РФ. В целом региональные группы должны охватывать все ре­гионы страны. Тем самым создается стимул для непосредст­венной работы партии в регионах.

Выдвинутый список кандидатов (или один кандидат) ре­гистрируется соответствующей избирательной комиссией. Для этого необходимо собрать установленное законом число подписей избирателей либо внести избирательный залог. Од­нако закон не всегда позволяет выбрать то или другое. На­пример, на выборах в Государственную Думу возможны оба варианта, а на выборах Президента разрешен только сбор подписей.

Предвыборная агитация. После регистрации претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию. Каждый стремится дове­сти до избирателей положительную информацию о себе, сво­ей программе и ее преимуществах по сравнению с другими, описать возможные негативные последствия в случае прихо­да своих оппонентов к власти, ответить на их критику. Агитация проводится на каналах телерадиовещания, в пе­риодических печатных изданиях, посредством массовых ме­роприятий: собраний, шествий, публичных дискуссий, пресс-конференций. Общей тенденцией современного мира является, как вы знаете, возрастание в избирательных кам­паниях роли электронных средств, особенно телевидения. Удобно устроившись перед телевизором, граждане ощущают свою самостоятельность, воспринимая информацию индиви-

дуально и, как им кажется, рационально. Этому во многом способствуют и возможности ТВ в установлении диалоговых коммуникативных связей через прямые звонки зрителей в телестудию, телеопросы и «моментальное» подведение их итогов. Не случайно сегодня телевидение лидирует среди других СМИ по силе убеждающего воздействия на людей.

В новых условиях конкурентная борьба между политиче­скими соперниками схожа с традиционным рынком, где ин­дивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед про­блемой выбора «товара» (претендента на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в об­ласти дорогостоящих услуг по политическому маркетингу. Так называется комплекс мероприятий по изучению «рын­ка» (интересов, настроений, представлений и ожиданий) из­бирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Вам изве­стно, что одна из важнейших задач политического марке­тинга - создание и продвижение с помощью рекламы поли­тического имиджа кандидата, партии. Имидж кандидата - это наиболее привлекательные для публики черты и свойст­ва его личности. Например, М. Тэтчер по совету специали­стов всегда продолжала начатую фразу, не обращая внима­ния на попытки собеседника, перебивая ее, вставить свою реплику. Тем самым усиливалось восприятие англичанами тех личностных качеств «железной леди» (смелость, реши­тельность, убежденность, чувство собственного достоинства), которые они хотели видеть в своем премьер-министре. Од­нако не всегда претендент на власть обладает необходимы­ми качествами, соответствующими ожиданиям граждан. Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% - вербаль-но (воспринимается на слух). Поэтому имиджмейкеры ак­центируют внимание кандидата в первую очередь на том, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать, как жестикулировать, а на том, что и как говорить, - в последнюю очередь. (Содержание речей пишут специалисты.) К сожалению, во всем мире широко распро­странились и так называемые технологии «черного пиара»: сознательная подтасовка или искажение сведений о претен­денте на власть, распространение анонимной антирекламы, порочащей честь и достоинство конкурентов, подкупы, за­пугивание политических соперников и даже прямое наси­лие.

К «грязным технологиям» относятся также нарушения кандидатами принципа равных условий ведения предвыбор­ной агитации. Так, многие партии не довольствуются тем, что государство берет на себя часть их расходов, предостав­ляя бесплатное время вещания и возможность бесплатных

публикаций. Не устраивают эти партии и законодательно установленные финансовые ограничения: на размеры по­жертвований частных лиц и организаций, на использование личных средств кандидатов, на общую сумму расходов, вы­деляемых на избирательную кампанию. В обход закона они создают солидную финансовую базу на покупку лучшего эфирного времени, на оплату услуг многочисленных кон­сультантов и пр. Не случайно в прессе вспыхивают сканда­лы, связанные с разоблачением тайных источников финан­сирования партийных лидеров.

Все описанные антитехнологии, появления которых не избежала и Россия, оказывают отрицательное воздействие на избирателя.

Голосование и его результаты. Предвыборная агитация прекращается за сутки до дня голосования. Граждане при­ходят на избирательные участки и отмечают в бюллетенях тех, кого хотят избрать. Серьезная проблема избирательных кампаний - абсентеизм, т. е. уклонение от участия в вы­борах. Подчеркнем, что если процент явки зарегистрирован­ных избирателей ниже законодательно установленной нор­мы, то выборы признаются недействительными. Назначают­ся повторные выборы. А это может привести к параличу власти , не говоря уже о дополнительных расходах. Причи­нами абсентеизма, как показывают исследования, являются: недоверие к партиям, кандидатам и политике в целом; низ­кий авторитет представительных органов власти; отсутствие электоральной культуры; убежденность в том, что выборы не повлияют на изменение ситуации; сомнения в правиль­ности подсчета голосов. Социологи отмечают, что среди аб­сентеистов довольно много молодежи. Установлена законо­мерность: электоральная активность возрастает по мере увеличения доходов, образовательного уровня и возраста.

Результаты выборов, как говорилось выше, определяют­ся в зависимости от избирательной системы. Так, пропор­циональная система выборов в Госдуму РФ предполагает распределение депутатских мандатов между партиями про­порционально поданным за них голосам избирателей. При этом партии должны преодолеть, как вам известно, 7-про­центный барьер. Однако число таких партий должно быть не менее двух, а сумма поданных за них голосов - состав­лять свыше 60%. Представим ситуацию: нужное число го­лосов приобрела только одна партия, а ее соперницы оста­лись за 7-процентным барьером. Означает ли это возврат к однопартийной системе? Нет, не означает, ибо в этом слу­чае к распределению депутатских мандатов будет привлече­на та из партий за барьером, которая имеет по сравнению с другими наибольшее число голосов. Другая ситуация: барь­ер преодолели три партии, но сумма поданных за них голо-

сов не достигает нормы. Как быть? В такой ситуации к рас­пределению мандатов привлекаются партии, набравшие ме­нее 7% голосов (в порядке убывания числа проголосовав­ших), пока общая сумма собранных голосов не достигнет нормы (свыше 60%). Распределение депутатских мандатов осуществляется в два этапа. На первом определяется, сколь­ко парламентских мест завоевала каждая из партий; на вто­ром распределяются депутатские места внутри каждого из партийных списков. Мандаты получают кандидаты как об­щефедеральной, так и региональной частей списка. При этом чем больше голосов избирателей получила та или иная региональная группа, тем больше мандатов получат ее кан­дидаты.

При избрании Президента РФ необходимо получить абсо­лютное большинство голосов избирателей. Если ни один кандидат не сумеет привлечь в первом туре более половины голосов, проводится второй тур. В нем борьба завершается избирательным поединком двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Их подсчет во вто­ром туре осуществляется по правилам мажоритарной систе­мы относительного большинства.

Итоги голосования официально публикуются соответст­вующей избирательной комиссией, в масштабе России - Центризбиркомом. Избирательная комиссия, организующая выборы, представляет отчет о расходовании средств бюдже­та, выделенных на подготовку и проведение выборов.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИЗБИРАТЕЛЯ

Вернемся к избирателю. Ему чаще всего приходится вы­бирать, во-первых, один из партийных списков кандидатов в депутаты парламента, во-вторых, одного из кандидатов на пост главы государства.

Рассмотрим каждый из этих вариантов. На выборах по партийным спискам следует учесть, что все избирательные объединения имеют привлекательные названия, лозунги и эмблемы. Каждая партия использует свою цветовую гамму: ярко-красную, бело-красно-голубую, лимонную, оранжевую и пр. Многие неискушенные избиратели, особенно новички, нередко отдают предпочтение тем партиям, чьи формальные (внешние) признаки вызывают у них эмоциональный отклик. Между тем необходимы иные подходы и критерии оценки.

Проще всего получить общие сведения о партийном объ­единении: кто его лидер (лидеры)? Баллотировалось ли оно ранее в парламент? Как проявила себя партийная фракция в его работе?

Желательно также хотя бы в общих чертах знать пред­выборную платформу (программу) избирательного объедине­ния: как оно оценивает современное положение дел в стра-

не? Какие общественные проблемы и как собирается ре­шать? Какие из проблем считает приоритетными? В чем ви­дит основной результат реализации программы? Насколько реалистичны и гуманны заявленные в ней позиции? Сопо­ставление полученной информации со своими собственными взглядами, потребностями и ожиданиями позволит опреде­лить наиболее приемлемый для себя вариант. Отметим, что информация о предвыборных программах политических партий помещается обычно в «Российской газете», других печатных изданиях, а также на соответствующих сайтах в международной информационной сети Интернет.

Далее гражданину целесообразно обратиться к соответст­вующему списочному составу претендентов на власть, поду­мать, каким людям он доверяет свой голос. Следует иметь в виду, что на депутатов, избранных от регионов, возлага­ется прямая обязанность работать со своими избирателями. Поэтому в списках обычно присутствуют знакомые фами­лии. Важно выяснить, как зарекомендовал себя тот или иной человек в регионе, что конкретно сделал для того, что­бы жизнь стала лучше, как справлялся со своими обязанно­стями, пользовался ли авторитетом и доверием избирателей. Если в предложенном списке есть неизвестные кандидату­ры, то можно обратиться к их биографическим данным. Знакомство даже с краткими биографическими сведениями позволит предположить, сможет ли претендент на власть с учетом его возраста, образования, предшествующего опыта выполнять свои функции.

Подчеркнем, что институт досрочного отзыва депутатов Госдумы РФ законом не предусмотрен, а в отношении депу­татов законодательных собраний в ряде субъектов РФ он сохранился. Однако в том и другом случаях человек, полу­чивший мандат доверия народа, должен своей работой дока­зывать, что избиратели не ошиблись в нем. Если же вы не видите достойных кандидатов, в том числе и среди партий, то можете проголосовать против всех. Протестное голосование избирателей - свидетельство «аномалии» уп­равления в том или ином регионе РФ, показатель его небла­гополучия.

Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов.

Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен-

ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus - народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле.

Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент - это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России.

Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Шл Основные понятия: избирательная система, типы избира­тельных систем, избирательная кампания. mb/ Термины: политический маркетинг, политический имидж, абсентеизм, популизм.

Проверьте себя

1) Что понимается под избирательной системой? 2) Как связаны между собой понятия «избирательная система» и «избирательная кампания»? Охарактеризуйте ее этапы. 3) В чем сходство и различие выборов по партийным спискам из-

бирательных объединений и высшего должностного лица го­сударства?

Подумайте, обсудите, сделайте

1. На парламентских выборах в Великобритании в


1945 г. многие не сомневались в том, что успех обеспечен
лидеру консервативной партии, премьер-министру У. Чер­
чиллю - одному из главных организаторов победы над Гер­
манией во Второй мировой войне. Однако на проходивших
весной 1945 г. выборах выиграл лидер лейбористской пар­
тии К. Эттли, который выглядел рядом с Черчиллем незна­
чительной фигурой, но, в отличие от него, предложил из­
бирателям широкую и конкретную программу развития
страны. Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.

  1. Один из избирателей, прежде чем оставить в избира­
    тельном бюллетене одну из четырех кандидатур, включен­
    ных в список для голосования, провел следующую работу:
    поинтересовался, за кого из кандидатов будут голосовать его
    товарищи, как выглядел каждый из кандидатов на послед­
    ней телевизионной передаче и кто из них в наибольшей сте­
    пени обладает чувством юмора. Отвечает ли деятельность
    избирателя современным политическим технологиям? Ответ
    аргументируйте.

  2. Представьте, что вашу кандидатуру выдвинули в совет
    школы и вам предстоит выступить с конкретной програм­
    мой совершенствования школьной жизни. Разработайте про­
    ект этой программы.

  3. В Австралии выборы в парламент осуществляются по
    избирательным округам. Победившим считается кандидат,
    набравший 50%+1 голос. Какой тип избирательной системы
    существует в Австралии?
Аргументируйте свой ответ.

Поработайте с источником

Познакомьтесь с размышлениями русского философа И. А. Ильина (1882-1954) о выборах.

Есть минимальный уровень образования и осведомленно сти, вне которого всякое голосование становится своею соб­ственной карикатурою. Здесь нужна не элементарная грамо­та, которая позволяет человеку вместо «приложения руки», вымазанной чернилами, нарисовать буквами свою фамилию. Здесь нужно понимание самого выборного процесса и пред­лагаемых программ, умная оценка кандидатов, разумение государственного и экономического строя страны и его нужд, верное видение политических, международных и во енных опасностей и, конечно, приобщенность к источникам правдивых сведений...


Есть уровень необразованности, малообразованности и не­осведомленности, при котором голосует не народ, а обманы ваемая толпа; и из этого возникает не демократия, а охло кратия (правление темной толпы). И нужно быть совсем наивным, чтобы воображать, будто люди, которым обманно морочили головы 30-40 лет, завтра станут «сознательными гражданами», способными разобраться в государственном вреде и политической пользе: стоит только провозгласить «свободу» и «равенство» - и все сейчас же объявят себя сто­ронниками республики и федерации...

Ильин И. А Предпосылки творческой демократии // Наши задачи. -

М., 1992.-Т. 2.-С. 8.

HI! Вопросы и задания к источнику. 1) Прокомментируйте, опира­ясь на текст параграфа, первый абзац фрагмента. 2) Когда голосо­вание на выборах становится «своею собственной карикатурою»? Объясните почему. 3) Актуальны ли размышления автора сегодня? Аргументируйте ответ, привлекая материалы периодической печа­ти, практический опыт своих знакомых.

Выборы - это избрание должностных лиц и руководителей организаций, а также депутатов в представительные органы власти, осуществляемые при помощи голосования.

Выборы выполняют важные функции:

  • - Во-первых, они обеспечивают возможность для разных групп общества выражать свои интересы и политические предпочтения;
  • - Во-вторых, благодаря тому, что выборы являются законным средством выражения своего отношения к политике государства, а каждый избиратель имеет право выразить свое мнение, выборы способствуют стабильности политической системы общества;
  • - В-третьих, при помощи выборов общество осуществляет контроль за деятельностью власти и в случае неудовлетворенности ею выдвигает во власть других людей. .

Не будем забывать, что помимо выборов в обществе существуют и другие способы формирования органов власти: насильственный захват власти (революция, переворот); наследование власти (при монархической форме правления); назначение на пост вышестоящим руководителем. Выборы представляют собой мирный способ разрешения конфликта, который постоянно существует в обществе, где различные группы претендуют на лидерство. Главная идея выборов - наиболее полно и достоверно отразить волю народа, обеспечить появление народного суверенитета. Выборы в демократическом обществе отличаются следующими признаками:

  • 1. Всеобщность избирательного права. Этот принцип означает, что все граждане, достигшие возраста социально-политической дееспособности, независимо от их пола, расы, национальности, социального положения, религиозных и политических убеждений имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы власти. Возраст социально-политической дееспособности определяется законом. В большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, граждане получают избирательные права с 18 лет. Однако, быть избранным Президентом Российской Федерации может стать гражданин не моложе 35 лет, а депутатом Государственной Думы - 21 года. Все цензы для избранного президента Российской Федерации, указаны в Конституции - Глава 4 Конституции Российской Федерации. Во многих странах действует имущественный ценз - обладание имуществом или доходом определённой ценности. Нередко кандидат, чтобы быть зарегистрированным, обязан внести имущественный залог. Ценз оседлости - избирателем или кандидатом может стать лишь тот, кто прожил в данной местности (стране) определенное время (в России не менее 10 лет). Ценз гражданства предполагает, что в государственные органы власти могут избирать и быть избранными лишь граждане этого государства. Принцип всеобщего избирательного права утверждался по мере того, как процессы демократизации смягчали цензовые ограничения. Во Франции в 1848 году впервые в истории всеобщее избирательное право получили мужчины. В 1893 году в Новой Зеландии и в 1906 году в Финляндии избирательные праве впервые получили женщины.
  • 2. Альтернатива выбора, что предполагает наличие двух или более претендентов на власть и состязательность между ними. Нет смысла проводить выборы из одного кандидата, однако, и при видимой альтернативности выборов это условие может быть не выполнено. Например, реально на власть претендует один кандидат, а остальные приглашаются им для создания демократического антуража.
  • 3. Равные права избирателей, что предполагает равное количество голосов для всех избирателей и что от одинакового количества избирателей избирается одинаковое количество депутатов. Принцип равенства избирателей соблюдается не всегда. Например, первая Государственная Дума Российской Империи формировалась по сословному признаку. От разный по количеству избирателей сословий избиралось одинаковое количество депутатов. В некоторых государствах допускается отклонение от принципа равенства избирателей с целью гарантировать представительство таких групп общества, которые иначе вообще не смогут получить места в представительных органах. Так, в Бангладеш 30 мест в парламенте из 330 зарезервировано для женщин.
  • 4. Равные права кандидатов. Все кандидаты должны иметь одинаковую возможность для выдвижения, агитации, доступа к средствам массовой информации.
  • 5. Соблюдение закона при проведении выборов на всех стадиях.
  • 6. Свобода участия в выборах и свободное волеизъявление избирателей. Для демократических выборов характерно то, что никто не знает, за кого голосует конкретный избиратель. Тайна голосования необходима для того, чтобы избежать возможного преследования избирателей со стороны государственных органов и общественных объединений по политическим мотивам. Более того, гражданин имеет право не ходить на выборы - тем самым он выражает свое отношение к политическим процессам. Абсентеизм (неявка избирателей на выборы) стал довольно частым явлением. Однако это отрицательно влияет на политическую жизнь, потому что выборы, на которые явилось меньшинство избирателей, не отражают реальной политической картины. Может победить не та партия, чью программу поддерживает большинство общества, а та, которая сумела за счет партийной дисциплины обеспечить явку своих немногочисленных сторонников на выборы. У абсентеизма есть ещё один негативный аспект. Для борьбы с абсентеизмом в некоторых странах введен институт обязательного участия в выборах. При низкой активности избирателей выборы могут быть признаны несостоявшимися (например, в Российской Федерации установленный обязательный минимум участия избирателей в голосовании до 2007 года составлял 25% на парламентских выборах и 50% - на выборах Президента, сегодня это правило отменено). В этом случае назначаются новые выборы, что значительно увеличивает расходы на организацию избирательного процесса.
Загрузка...