musings.ru

Правовое обеспечение сервисной деятельности. Договор сервисной деятельности

Основные понятия сервисной деятельности

Широко распространенным видом деятельности практически любого человека является оказание услуг. Оказывая помощь людям в повседневной жизни, предоставляя полезные сведения, информацию, человек оказывает простейшую услугу, которая не требует особых знаний и подготовки. Однако уже в древние времена существовали люди и организации, которые на высоком уровне предоставляли сложные, часто дорогостоящие услуги, требующие специальных знаний, профессиональных навыков и соответствующего оборудования.

На современном этапе сервис превратился в безграничную сферу человеческой активности. В экономике промышленно развитых стран более 70% населения являются участниками рынка услуг. На уровне современных требований закономерности сервисной деятельности требуют детального анализа, без которого невозможна ее организация.

Сервис – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на удовлетворение потребностей клиента путем оказания услуг, востребованных отдельными людьми, социальными группами или организациями.

Таково общее определение сервиса, в котором используются ключевые понятия: деятельность, потребность, услуга. Подробнее объяснить, что такое сервис и в каких формах он может осуществляться, возможно, раскрыв содержание этих понятий.

Сервисная деятельность - это вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей людей путем оказания индивидуальных услуг. Сервисной деятельностью занимаются как индивидуальные предприниматели, так и сервисные организации и предприятия. Результатом их труда является услуга. Услуга представляет собой продукт труда, назначением которого является удовлетворение конкретных потребностей людей.

Услуга – это результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя (заказчика), а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности человека. Услуга – это деятельность по удовлетворению нужд и потребностей людей.

Эта деятельность может воплощаться в изделиях (материальные услуги), но может существовать и как полезный эффект труда, потребляемый в самом процессе труда (нематериальные услуги). Например, услуга кондитера состоит в том, что он готовит и печет необыкновенный торт. Превращение ингредиентов в торт и является услугой кондитера. Деятельность кондитера воплощается в торте (материальная услуга).

Важной особенностью услуги является полезное действие для потребителя, причем это действие может оказывать как живой труд (нематериальная услуга), так и труд, овеществленный в осязаемом продукте. В этом и состоит принципиальное назначение услуг, их общественная функция – непосредственное обслуживание населения, создание комфортных условий жизнедеятельности: в транспорте, в общественных местах, во время отдыха.

Полезный эффект от услуги – это совокупность полезных свойств услуги, непосредственно направленных на удовлетворение той или иной потребности услуги.

Потребитель услуги – это человек (или предприятие), получающий, заказывающий или имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд (нужд организации).

Исполнитель услуги – это предприятие, организация или предприниматель, оказывающий услугу потребителю.

Результатом услуги является восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств товара, создание нового изделия, перемещение, создание

условий потребления, обеспечение или поддержание здоровья, духовное или физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства.

В сервисологии существуют понятия идеальной и реальной услуги.

Идеальная услуга – это абстрактная, теоретическая модель того или иного вида сервисной деятельности. Она включает правила обслуживания населения, стандарты качества, технологию оказания услуги.

Реальная услуга – это конкретные материальные действия, направленные на удовлетворение потребностей потребителя. Услуги в их реальном исполнении всегда отличаются от идеальных. Эти услуги индивидуализированы по исполнителям, потребителям, конкретным условиям их предоставления.

Материальные услуги – это услуги, удовлетворяющие материальные потребности людей. Они обеспечивают восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых по заказам населения, а также перемещения грузов и людей, создание условий для потребления. К материальным услугам относятся бытовые услуги (услуги по ремонту и техническому обслуживанию изделий, зданий и сооружений, фотоуслуги, парикмахерские услуги), жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

Социально-культурные услуги – это услуги, удовлетворяющие духовные, интеллектуальные потребности людей и поддерживающие их нормальную жизнедеятельность. Социально-культурные услуги обеспечивают поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К ним относятся медицинские услуги, услуги культуры, туризма и образования.

Результатом материальных услуг является выполненная работа или изделие. Результат социально-культурных услуг не имеет материальной формы (результат туристического или экскурсионного обслуживания).

Материальные и социально-культурные услуги являются взаимодополняющими. Часто приобретению товаров сопутствует потребление услуг, например, по послепродажному обслуживанию, а потребление услуг сопровождается приобретением сопутствующих товаров. Так, потребитель услуг пунктов общественного питания (кафе, ресторанов) получает товар – продукты питания, место потребления этих продуктов, услугу официанта, психологическую разгрузку.

Предоставление услуги – это деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги, и делится на отдельные этапы:

Обеспечение необходимыми ресурсами;

Технологический процесс исполнения;

Контроль и оценка;

Процесс обслуживания.

Услуги неотделимы от потребителей и исполнителей.

Жизненный цикл услуги подразделяется на несколько этапов:

Предоставление информации по услугам, предлагаемым потребителям;

Принятие заказа на услугу;

Исполнение услуги;

Контроль качества исполнения услуги;

Выдача заказа потребителю.

Характер взаимодействия потребителя и исполнителя услуги в процессе обслуживания зависит от формы предоставления услуги и бывает непосредственным (очным) и опосредованным (заочным).

При непосредственном взаимодействии происходит прямой контакт исполнителя и потребителя (заказчика), а при опосредованном – контакт может осуществляться через посредников или вспомогательный персонал исполнителя услуги.

Обслуживание – это деятельность исполнителя услуги, происходящая при непосредственном контакте с потребителем. Сам процесс обслуживания обеспечивается необходимыми средствами производства и персоналом сервисного предприятия. Обслуживание включает анализ заказа потребителя, разработку проектов предоставления услуг (технических заданий и процесса оказания услуги), поиск компромиссных решений в условиях многовариантности способов оказания услуг, установление и обеспечение необходимого качества услуги, согласование, оформление и доведение услуги до потребителя.

Специалисты по сервису должны быть профессионально подготовленными и обладать навыками обслуживания. При обслуживании населения все сотрудники сферы услуг должны владеть навыками общения с посетителями, знаниями этикета. Качество обслуживания в значительной степени определяется приемами, применяемыми в процессе оказания услуг. Приемы обслуживания согласуются с типом сервисного предприятия. Высокая скорость приготовления и подачи блюд необходимы на предприятиях общественного питания, выполняющих быстрое обслуживание посетителей, а в ресторане с вечерним или ночным обслуживанием требуется высококвалифицированное обслуживание с учетом этикета, правил особой сервировки стола, постепенной подачи блюд.

Обслуживание потребителей возможно в специализированных помещениях сервисного предприятия, либо в определенных для выполнения услуги местах, в соответствии с видом услуги и потребностью заказчика. Определенным образом на качество обслуживания влияют условия окружающей обстановки, которые психологически воздействуют на потребителя в процессе обслуживания.

Таким образом, основой сервисной деятельности являются персонал, выполняющий обслуживание, средства обслуживания и условия.

Для эффективной работы сервисного предприятия должна быть продуманной, правильной организационно-управленческая деятельность руководителей.

Организационно-управленческая работа заключается в следующих направлениях:

Планирование деятельности сервисной организации, прогнозирование ее развития при изменении рынка или видов услуг;

Оценка производственных и непроизводственных затрат;

Оптимизация состава технологического оборудования и технических средств с учетом ассортимента и уровня качества услуг;

Организация контактной зоны для обслуживания потребителей услуг;

Подбор сотрудников, обладающих профессиональными знаниями и психологическими навыками для работы с людьми.

Сложный многогранный процесс, которым является сервисная деятельность, должен обеспечиваться грамотным управлением персоналом и ресурсами предприятия, соблюдением требований нормативных документов и стандартов обслуживания, соответствием оказываемых услуг запросам потребителей.

1. В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители выступают на рынке не разобщено, а как организованная масса. Производители услуг, таким образом, должны учитывать не только индивидуальные, но и совокупные требования. Права потребителей неприкосновенны. Обман, низкое качество услуги, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителя.

Суверенитет потребителя - это право и реальная возможность в рамках имеющихся средств приобрести все, что потребитель считает нужным, а также свободный выбор продавца, места, времени и других условий приобретения.

В современном мире движение потребителей в защиту своих прав приобрело широкое развитие. Используются издания различного рода журналов, реклама, проведение консультаций, независимые экспертизы товаров. Активное развитие получает работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей.

Впервые права потребителей были сформулированы и провозглашены в 1962 г. президентом США Джоном Кеннеди: право на выбор услуги (товара) для удовлетворения своих потребностей; право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение вреда, связанного с их использованием; право на информированность о наиболее важных свойствах товаров, об изготовителе, способах продажи, гарантиях и т.п., помогающее потребителю сделать разумным выбор; право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.

Для поощрения создания рыночных условий, предоставляющих потребителям большой выбор при более низких ценах; поощрения высокого уровня этических норм поведения тех, кто связан с производством и распределением товаров и услуг, Генеральная Ассамблея ООН в 1985 г. разработала «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей», где были закреплены 8 основных прав потребителей, добавив четыре к вышеперечисленным: право на безопасность товаров (услуг) и их функционирование в точном соответствии с предложением продавца (производителя); право на потребительское образование, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения; право на качество товара (услуги) в период установленного «срока службы» и гарантии поддержания данного товара в работоспособном состоянии; право на удовлетворение базовых потребностей, право на здоровую окружающую среду, не представляющую угрозы достойной и здоровой жизни нынешнего и грядущих поколений.

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г.), деятельностью Госстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, организациями потребителей, Международной конфедерацией обществ потребителей.

В силу Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель - это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (услуги) исключительно для личных нужд. Исполнителем выступает организация, которая выполняет работы или оказывает услуги на основе возмездного договора.

Потребителям предоставлено законом право при покупке товара знать его изготовителя, стандарт качества и перечень основных потребительских свойств, а если речь идет о продуктах туризма, то их состав, калорийность и содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определенных заболеваниях. На товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени, должен быть указан срок годности и дата изготовления.

Сведения об изготовителе должны содержать следующее:

Фирменное наименование организации;

Место нахождения;

Режим работы.

Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца. Купив товар с не оговоренными продавцом недостатками, потребитель вправе потребовать безвозмездного устранения недостатков или возмещения расходов по их устранению, соразмерного уменьшения покупной цены, замены его товаром аналогичной марки или другой, возмещения убытков.

Несоответствие требованиям качества может быть установлено независимой товарной экспертизой. Требования об исправлении недостатков могут быть предъявлены в пределах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в течение шести месяцев, а для недвижимого имущества - не позднее двух лет со дня передачи товара потребителю.

Потребитель вправе участвовать в проверке качества товаров. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение 20 дней с момента предъявления потребителем требований.

Для защиты своих прав потребитель может обращаться в суд. Кроме того, защиту прав потребителя осуществляют различные государственные органы в центре и на местах, в первую очередь, Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Госстандарт, Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора. При нарушениях прав потребителей они могут давать обязательные предписания о прекращении этих нарушений и за невыполнение таких предписаний налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства и запрещать их реализацию.

Большие права по защите интересов потребителей предоставляются общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных органах при принятии законов. Федерация всячески содействует насыщению рынка товарами народного потребления, проводит общественную независимую экспертизу.

При опросе клиентов на предприятиях сферы услуг лишь 11% считает, что их права при оказании услуг полностью защищены. Многие предприятия сервиса не обеспечивают клиентов должной информацией о гарантиях услуг и устранении возможных претензий. Для специалистов сферы сервиса обеспечение выполнения прав потребителей является важным элементом практической деятельности

2. ГОСТ Р 50646-94 «Услуги населению. Термины и определения.

1. Область применения

Настоящий стандарт устанавливает термины и определения понятий в области стандартизации, сертификации и управления качеством в сфере услуг, оказываемых населению.

Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы (по данной научно-технической отрасли), входящих в сферу работ по стандартизации и / или использующих результаты этих работ.

2. Общие понятия

1. Услуга - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя.

Примечание. По функциональному назначению услуги, оказываемые населению, подразделяются на материальные и социально-культурные.

2. Материальная услуга - услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг.

Примечание. Материальная услуга обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых изделий по заказам граждан, а также перемещение грузов и людей, создание условий для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены бытовые услуги, связанные с ремонтом и изготовлением изделий, жилищно-коммунальные услуги, услуги общественного питания, услуги транспорта и т.д.

3. Социально-культурная услуга - услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержание нормальной жизнедеятельности потребителя.

Примечание. Социально-культурная услуга обеспечивает поддержание и восстановление здоровья, духовное и физическое развитие личности, повышение профессионального мастерства. К социально-культурным услугам могут быть отнесены медицинские услуги, услуги культуры, туризма, образования и т.д.

4. Сфера обслуживания населения - совокупность предприятий, организаций и физических лиц, оказывающих услуги населению.

5. Обслуживание - деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

6. Исполнитель - предприятие, организация или предприниматель, оказывающие услугу потребителю.

7. Потребитель - гражданин, получающий, заказывающий либо имеющий намерение получить или заказать услуги для личных нужд.

8. Предоставление услуги - деятельность исполнителя услуги, необходимая для обеспечения выполнения услуги.

Примечание. Предоставление услуги можно подразделить на отдельные этапы (обеспечение необходимыми ресурсами, технологический процесс исполнения, контроль, испытание, приемка, оценка, процесс обслуживания).

9. Технологический процесс исполнения услуги - основная часть процесса предоставления услуги, связанная с изменением состояния объекта услуги.

10. Заказ на услугу - договор между потребителем и исполнителем услуги, определяющий юридические, экономические и технические отношения сторон.

11. Время обслуживания - период времени, в течение которого потребитель взаимодействует с исполнителем услуги.

12. Время исполнения услуги - установленный норматив времени на исполнение услуги.

13. Правила обслуживания - документ, содержащий требования и нормы, регламентирующие порядок и условия обслуживания.

14. Условия обслуживания - совокупность факторов, воздействующих на потребителя услуги в процессе обслуживания.

3. Понятия в области стандартизации работ

15. Объект стандартизации - услуга, производственный процесс оказания услуги, результат услуги, подлежащие стандартизации.

16. Группа однородных услуг - совокупность услуг, характеризующихся общим целевым и / или функциональным назначением.

17. Стандарт на услугу - стандарт, устанавливающий требования, которым должна удовлетворять услуга, с тем чтобы обеспечить соответствие ее назначению.

Примечание. Стандарт на услугу может быть разработан в таких областях как химическая чистка, стирка белья, гостиничное хозяйство, связь, страхование, банковское дело, торговля, услуги транспорта, автосервиса и др.

18. Технический документ на услугу - документ, устанавливающий технические, технологические, конструктивные и другие характеристики услуги.

К техническим документам относят технические условия, технологические регламенты (карты), технические описания, инструкции, альбомы направляющей коллекции мод, чертежи, эскизы.

19. Технологический регламент на услугу - документ, содержащий требования к технологическому процессу исполнения услуги.

20. Техническое описание на услугу - документ, разрабатываемый на услугу по изготовлению изделия по индивидуальным заказам в соответствии с утвержденным образцом - моделью.

4. Понятия в области сертификации услуг

21. Система сертификации услуг - система, располагающая собственными правилами процедуры и управления для проведения сертификации соответствия услуг.

22. Система сертификации группы однородных услуг - система сертификации, относящаяся к услугам, для которых применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

23. Орган по сертификации услуг - орган, проводящий сертификацию услуг.

24. Аккредитация органа по сертификации услуг - процедура, посредством которой уполномоченный орган официально признает правомочность органа по сертификации услуг выполнять конкретные работы.

25. Сертификация услуг - деятельность по подтверждению соответствия услуг установленным в стандартах требованиям.

26. Объект сертификации в сфере услуг - услуга, результат услуги, процесс предоставления услуги, подлежащие сертификации.

27. Сертифицируемая услуга - услуга, предусмотренная к сертификации.

28. Сертифицированная услуга - услуга, прошедшая сертификацию.

29. Знак соответствия - зарегистрированный в установленном порядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им услуги установленным в стандартах требованиям.

5. Понятия в области управления качеством услуг

30. Качество услуги - совокупность характеристик услуги, определяющих ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя.

31. Качество обслуживания - совокупность характеристик процесса и условий обслуживания, обеспечивающих удовлетворение установленных или предполагаемых потребностей потребителя.

32. Свойство услуги (обслуживания) - объективная особенность услуги (обслуживания), которая проявляется при ее оказании и потреблении (его осуществлении).

33. Показатель качества услуги (обслуживания) - количественная характеристика одного или нескольких свойств услуги (обслуживания), составляющих ее (его) качество.

34. Уровень качества услуги (обслуживания) - относительная характеристика качества услуги (обслуживания), основанная на сравнении фактических значений показателей ее (его) качества с нормативными значениями этих показателей.

35. Контроль качества услуги (обслуживания) - совокупность операций, включающая проведение измерений, испытаний, оценки одной или нескольких характеристик услуги (обслуживания) и сравнения полученных результатов с установленными требованиями.

36. Система качества услуг - совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством услуг.

3. ГОСТ Р 50691-94 «Модель обеспечения качества услуг (аутентичный тест ИСО 9002-87)».

3.1. Ответственность руководства

3.1.1. Политика в области качества

Руководство сервисной организации должно определить и документально оформить политику в области качества, представляющую задачи, основные направления и цели сервисной организации в области качества. Руководство сервисной организации, которое несет ответственность за политику в области качества, должно обеспечить ее разъяснение и доведение до всех структурных подразделений и работников предприятия.

Ответственность за политику в области качества несет руководитель.

Примечание. Политика сервисной организации в области качества услуг должна быть направлена на реализацию следующих основных задач: удовлетворение потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики, непрерывное повышение качества услуги, учет требований общества и защиты окружающей среды, эффективность предоставления услуги.

3.1.2. Организация работы по качеству

3.1.2.1. Полномочия и ответственность

В системе качества должны быть четко определены полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала сервисной организации, осуществляющего руководство, исполнение услуг и контроль деятельности, влияющей на качество услуг. Это, в частности, относится к обслуживающему персоналу, деятельность которого связана с:

1) выявлением и регистрацией претензий, жалоб, рекламаций со стороны потребителей услуг;

2) проведением мероприятий, направленных на их устранение и предупреждение;

3) проверкой выполнения решений.

Для достижения целей в области качества руководитель должен создать структуру системы для эффективного управления.

3.1.2.2. Средства контроля (проверки) и персонал

Сервисная организация должна определять требования к внутренней проверке качества исполнения услуг, обеспечить необходимыми средствами контроля (проверки) и назначить специально обученных сотрудников для ее проведения.

Проверка должна включать контроль, оценку и регулирование процессов исполнения услуг при проектировании (моделировании), производстве и обслуживании потребителя. Проверки системы качества процессов исполнения услуг или результата услуги должен проводить персонал, не ответственный за выполнение работ.

3.1.2.3. Представитель руководства

Ответственность за надлежащее выполнение требований, установленных настоящим стандартом, и соответствующие полномочия в организации работы по качеству должны быть возложены на представителя руководства независимо от других возложенных на него обязанностей.

3.1.3. Анализ функционирования системы качества со стороны руководства

Систему качества, разработанную в соответствии с требованиями настоящего стандарта и МС ИСО 9004.2, должно периодически анализировать руководство сервисной организации для того, чтобы можно было убедиться, что она удовлетворяет установленным требованиям и эффективна. Результаты подобных анализов используют для подтверждения достижения требуемого качества и эффективности функционирования системы (см. 3.14).

Примечание. Анализ, проводимый руководством, обычно включает оценку результатов внутренних проверок, проводимых непосредственно руководством или представителем руководства, ответственным за функционирование системы.

3.2. Документальное оформление системы качества

3.2.1. Сервисная организация должна разработать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленную систему качества, обеспечивающую соответствие оказываемой услуги установленным требованиям. Это включает следующее: а) подготовку документально оформленных процедур управления качеством в соответствии с требованиями настоящего стандарта; б) эффективное применение документированных процедур и инструкций системы качества. Примечание. Соответствие системы качества установленным требованиям обеспечивается: а) наличием планов и руководства по качеству; б) определением и приобретением необходимого контрольно - измерительного и технологического оборудования, технологической оснастки, материальных ресурсов и подбором квалифицированных кадров для обеспечения требуемого качества услуг; в) определением приемлемых стандартов с точки зрения заложенных в них показателей и требований, включая требования, содержащие субъективный элемент (социологическая оценка удовлетворенности потребителя качеством услуги); г) обеспечением соответствия процессов проектирования, предоставления услуги и контроля требованиям документации; д) подготовкой отчетов по качеству (см. 3.15). 3.3. Взаимодействие с потребителем Эффективное взаимодействие с потребителем включает информацию о: - характеристике услуги, ее области деятельности, доступности и затратах времени на ее предоставление; - ожидаемой стоимости услуги; - взаимосвязи между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью; - возможности влияния потребителей на качество услуги; - адекватных и легкодоступных средствах для эффективного общения; - возможности получения оценки качества услуги потребителем; - установлении взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями потребителя. 3.4. Процедуры разработки, ведения и обеспечения документацией Сервисная организация должна установить процедуры разработки, утверждения, ведения и обеспечения всеми документами и данными, относящимися к системе. Документация должна быть рассмотрена и утверждена полномочным лицом до ее введения в действие. Все составляющие, требования и положения системы качества, принятые сервисной организацией, должны быть систематически и упорядоченно документированы в виде планов, методик, стандартов предприятий, инструкций и протоколов. Сервисная организация должна установить и поддерживать в рабочем состоянии процедуры ведения всех необходимых документов и форм, банка данных, относящихся к требованиям настоящего стандарта. Такие требования должны обеспечивать: а) предоставление документов на все производственные участки, где выполняются работы, обеспечивающие эффективное функционирование системы качества; б) своевременное изъятие устаревшей документации; в) включение изменений в документацию (ее актуализация). Следует разработать основной перечень процедур, определяющих порядок постоянного пересмотра документов. 3.5. Материально - техническое обеспечение качества услуг 3.5.1. Сервисная организация должна обеспечить соответствие установленным требованиям приобретаемой ею продукции (материалов, комплектующих изделий, оборудования, инструмента) или услуг, необходимых для осуществления производственной деятельности. 3.5.2. Сервисная организация должна выбирать поставщиков необходимой продукции на основе их способности удовлетворять установленным в системе требованиям, включая требования к качеству. Сервисная организация должна определять и вести регистрацию удовлетворяющих ее поставщиков. 3.5.3. Система качества должна предусматривать материально - техническое обеспечение сервисной организации (исполнителя услуги) всеми необходимыми ресурсами (материалами, комплектующими изделиями, оборудованием, инструментами и др.). 3.5.4. Сервисная организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры проверки и хранения материалов и изделий, предоставляемых ей потребителем (заказчиком). 3.5.5. Договоры на поставку продукции или оказание услуг должны содержать точное описание заказанной продукции или получаемых услуг, включая: 1) наименование продукции или услуги, тип, вид, модель, класс, сорт или другую точную информацию; 2) нормативные и технические документы (технические условия, техническое описание, чертежи, требования к технологическому процессу, инструкции по контролю и другие соответствующие исходные данные, включая требования к апробации). 3.5.6. Сервисная организация должна осуществлять входной контроль поступающих комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов, а также контроль качества услуг сторонних организаций. 3.5.7. Сервисная организация должна устанавливать и обеспечивать процедуры проверки и хранения материалов и изделий потребителя услуг. Все случаи потери материалов и изделий, нанесения ущерба или непригодности их к использованию должны быть зарегистрированы, а потребитель проинформирован об этом. 3.6. Идентификация выполненных услуг и их результатов Сервисная организация, в случае необходимости, должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии методы идентификации (например, маркировкой и этикетированием) изделий, материалов, комплектующих изделий, результатов выполненной услуги, а также технической и технологической документации (квитанции, наряды, паспорта заказов и т.д.) на них, обеспечивающих прослеживаемость использования или местонахождения данного объекта с целью выявления, например, возможных причин брака. Идентификация необходима на всех этапах предоставления услуги. 3.7. Управление процессами 3.7.1. Сервисная организация должна определить, спланировать и обеспечить выполнение производственных процессов предоставления услуги в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать следующее: 1) документированные рабочие инструкции, определяющие способы производства (технологии) обслуживания, использование подходящего производственного оборудования и производственной среды, соответствие стандартам и программам качества; 2) регулирование и управление процессами предоставления услуги; 3) утверждение процесса оказания услуги и выбор оборудования, если в этом есть необходимость; 4) критерии работы, которые должны быть определены в виде стандартов или на основе представительных выборок. 3.7.2. Проверку качества услуги и процесса ее предоставления следует проводить на соответствие обязательным требованиям нормативных документов, параметрам технического описания и технологии исполнения услуги. В ходе контроля качества следует подготавливать и использовать данные по этапам обслуживания, проверкам качества, жалобам и рекламациям потребителя, результатам социологического опроса. 3.7.3. Необходимо определить контрольные точки основных этапов процесса предоставления услуги, которые подлежат проверке и контролю, и методы контроля (проверки) в зависимости от вида услуги, организационной структуры предприятия, важности характеристики и сложности контроля (проверки) на данном этапе.

3.7.4. При установлении отклонений в процессе предоставления услуги должны быть приняты меры, направленные на его корректировку.

Программа качества или документированные процедуры окончательного контроля и испытаний должны предусматривать, чтобы все виды контроля (проверки), включая специальные, полностью проводились либо при приемке, либо в процессе производства, а результаты удовлетворяли предъявляемым требованиям.

Сервисная организация должна проводить окончательный контроль (проверку) в соответствии с программой качества или документированными процедурами с целью доказательства соответствия услуги установленным требованиям.

3.7.5. Для специальных процессов при оказании услуг, результаты которых нельзя в полной степени проверить последующим контролем (например, морально - психологическое, физическое состояние потребителя в результате взаимодействия исполнителя и потребителя; отклонение характеристик услуги от требований потребителя), результаты могут быть оценены косвенными методами. При этом целесообразно предусматривать наиболее полный объем профилактических мероприятий и осуществлять контроль за их проведением. 3.8. Контроль и оценка качества услуги 3.8.1. Сервисная организация обязана: 1) проверять и идентифицировать услугу в соответствии с документированными процедурами; 2) устанавливать соответствие услуги определенным требованиям с помощью методов регулирования технологических процессов и процессов управления; 3) обеспечить самоконтроль персонала, предоставляющего услугу, как составную часть процесса контроля; 4) обеспечить приоритет потребителя в оценке качества услуг; 5) ввести практику регулярной оценки степени удовлетворенности потребителя услуг путем проведения социологических опросов. Сравнение оценок потребителя и исполнителя услуги следует проводить постоянно, чтобы оценить совместимость двух мер качества и провести корректирующие действия, определить, насколько деятельность исполнителя услуг отвечает требованиям потребителя. Результаты контроля (оценки) должны регистрироваться. 3.9. Анализ соответствия качества услуг требованиям потребителя Исполнитель услуги должен разработать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры, обеспечивающие получение информации от потребителя услуги. Анализ информации, получаемой от потребителя, необходим для того, чтобы обеспечить: 1) правильное установление требований к услуге и условиям обслуживания и их отражение в документации; 2) разрешение вопросов, связанных с расхождением требований, заложенных в систему, от требований потребителя; 3) уверенность исполнителя услуги в своей способности выполнить требования потребителя. Примечание. Источниками получения соответствующей информации от потребителя являются: социологические обследования, информация обществ потребителей, средств массовой информации, муниципальных органов управления. 3.10. Контроль системы измерений Сервисная организация должна обеспечить на всех этапах предоставления услуги контроль и регулировку применяемых в технологическом процессе контрольно - измерительных приборов независимо от того, являются ли они его собственностью или взяты на прокат. Погрешности измерения должны быть известны и совместимы с требованиями функциональной пригодности проводимых измерений. 3.11. Действия по выявлению услуги ненадлежащего качества 3.11.1. Сервисная организация должна определить процедуры по выявлению отклонений предоставляемой услуги от требований, установленных в документах системы, обязательных требований нормативных документов и условий договора с потребителем (квитанции, путевки, абонементы). 3.11.2. Должен быть определен орган (лицо), несущий ответственность за проведение анализа и необходимых действий с услугой ненадлежащего качества и процедуры по устранению выявленных недостатков (повторное выполнение, переделка, уценка и т.д.). 3.11.3. Исправленные результаты услуг, повторно оказанные услуги должны быть проверены в соответствии с документированными и регламентированными процедурами и зарегистрированы. 3.12. Корректирующие воздействия 3.12.1. Корректирующие воздействия следует проводить при обнаружении ненадлежащего качества предоставляемой услуги, применении несоответствующего оборудования и документации, нарушении технологического процесса, условий и сроков предоставления услуги и т.д. 3.12.2. Порядок проведения корректирующего воздействия: - регистрация отклонения; - анализ причин, несоответствий, вплоть до первопричины, для определения необходимого корректирующего воздействия; - проведение профилактических действий для решения проблемы; - корректирующее воздействие; - контроль за мерами корректирующего воздействия; - оценка эффективности последствий. 3.13. Погрузочно - разгрузочные работы, хранение, транспортирование, упаковка и доставка 3.13.1. Сервисная организация должна устанавливать, документально оформлять и поддерживать в рабочем состоянии методы и средства для погрузочно - разгрузочных работ, предупреждающие возможность нанесения материального ущерба имуществу потребителя. 3.13.2. Сервисная организация должна предоставлять надежные помещения для хранения сырья, материалов, комплектующих, отремонтированных, вычищенных и др. изделий, исключающие нанесение ущерба или потерю до их использования, выдачи потребителю. 3.13.3. Сервисная организация должна обеспечивать сохраняемость качества выполненной услуги (результатов услуги), включая реализацию (доставку) потребителю. 3.14. Регистрация данных о качестве Сервисная организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры сбора, заполнения, хранения, ведения и изъятия зарегистрированных данных о качестве (рекламаций, жалоб, результатов технического контроля) услуги, данных о проверке знаний производственного персонала и др. Регистрацию данных о качестве следует проводить для подтверждения достижения требуемого качества услуг и эффективности действия системы качества. Все зарегистрированные данные о качестве должны быть легко читаемы и относиться только к определенной услуге. Сроки хранения зарегистрированных данных должны быть представлены в письменном виде. 3.15. Внутренняя проверка качества Сервисная организация должна осуществлять внутренние проверки качества с целью проверки соответствия деятельности в области качества запланированным мероприятиям и определения эффективности функционирования системы качества. Проверку следует планировать на основе состояния и важности различных видов деятельности. Проверки и последующие мероприятия следует проводить в соответствии с документально оформленными процедурами. Результаты проверок следует оформлять документально и доводить до сведения персонала, ответственного за проверенный участок работы. Руководство, ответственное за этот участок, должно осуществлять своевременные корректирующие мероприятия и устранять недостатки, выявленные в процессе проверки (см. 3.12). 3.16. Подготовка кадров

Сервисная организация должна разрабатывать и поддерживать в рабочем состоянии процедуры определения потребностей и проведения обучения всего персонала, ответственного за работы, влияющие на качество.

Персонал, ответственный за эту работу, должен иметь соответствующую квалификацию (подтвержденную аттестатом, тестированием), знания и опыт, отвечающие установленным требованиям. Данные об обучении следует регистрировать (см. 3.14).

3.17. Статистические методы

В случае необходимости сервисная организация должна разрабатывать процедуры, обеспечивающие выбор статических методов, необходимых при сборе данных и их применении в процессе контроля (проверки) качества, при отработке технологического процесса, анализе дефектов, прогнозировании спроса и требований потребителя, обработке результатов социологического обследования по удовлетворенности потребителей качеством услуг и условий обслуживания.

1. Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН) является составной частью Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

Классификатор разработан для решения следующих задач:

Развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению;

Осуществления сертификации услуг с целью обеспечения безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращения причинения вреда имуществу потребителей;

Повышения эффективности применения средств вычислительной техники;

Учета и прогнозирования объемов реализации услуг населению;

Изучения спроса населения на услуги;

Предоставления услуг населению предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм собственности и гражданами-индивидуалами;

Гармонизации классификации услуг населению с международными классификациями;

Актуализации видов услуг с учетом новых социально-экономических условий в Российской Федерации.

060000 1 Туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов

061000 4 Туристские услуги

061100 8 Услуги туроператора по организации внутреннего туризма

061101 3 Тур оздоровительный

061102 9 Тур познавательный

061103 4 Тур профессионально-деловой

061104 1 Тур спортивный

061105 5 Тур религиозный

061109 7 Прочие туры

061200 1 Услуги туроператора по организации выездного туризма

061201 7 Тур оздоровительный

061202 2 Тур познавательный

061203 8 Тур профессионально-деловой

061204 3 Тур спортивный

061205 9 Тур религиозный

061209 0 Прочие туры

061300 5 Услуги туроператора по организации въездного туризма

061301 0 Тур оздоровительный

061302 6 Тур познавательный

061303 1 Тур профессионально-деловой

061304 7 Тур спортивный

061305 2 Тур религиозный

061309 4 Прочие туры

061400 9 Услуги турагента

061500 2 Отдельные услуги туроператора и турагента

061501 8 Услуги по организации проживания туристов

061502 3 Услуги по организации питания туристов

061503 9 Услуги по организации перевозок туристов различными видами транспорта

061504 4 Услуги по организации спортивных, развлекательных, познавательных, оздоровительных и других мероприятий

061505 0 Услуги гидов-переводчиков

061509 1 Оказания других услуг

061600 6 Услуги при самодеятельном туризме

061601 1 Предоставление информационных материалов, туристских схем, описаний маршрутов, естественных препятствий, объектов

061602 7 Услуги консалтинговые, включающие вопросы организации туризма, обеспечения безопасности на туристских маршрутах и другие

061603 2 Посреднические услуги по обеспечению безопасности на туристских маршрутах

061604 8 Обучение основам туристских и альпинистских навыков

061700 5 Экскурсионные услуги

061701 5 Организация экскурсий

061702 0 Услуги экскурсовода

062000 7 Услуги средств размещения для временного проживания туристов

062100 0 Услуги гостиниц и аналогичных средств размещения, кроме коммунальных

Пояснение: услуги по проживанию в пансионатах см. позицию 082104

062101 6 Услуги гостиниц (в том числе квартирного типа)

062102 1 Услуги мотелей

062103 7 Услуги клубов с проживанием

062104 2 Услуги меблированных комнат

062105 8 Услуги общежитий

062200 4 Услуги специализированных средств размещения

Пояснение: услуги по проживанию в санаториях, профилакториях, домах отдыха см. позиции 082101, 082102, 082103

062201 0 Услуги лагерей труда и отдыха

062202 5 Услуги туристских приютов, стоянок и других

062203 0 Услуги туристских, спортивных баз, баз отдыха

062204 6 Услуги домов охотника (рыбака)

062205 1 Услуги конгресс-центров

062206 7 Услуги общественных средств транспорта (туристские поезда, круизные суда, яхты)

062207 2 Услуги наземного и водного транспорта, переоборудованного под средства размещения для ночлега

062208 8 Услуги кемпингов (площадок для кемпингов, автофургонов)

062300 8 Услуги индивидуальных средств размещения

062301 3 Услуги квартир, комнат в квартирах, домов, коттеджей, сдаваемых в наем

Вопросы для самоконтроля

1. Почему малые предприятия в сфере сервиса имеют преимущества?

2. Что означает выражение «вторичность сферы услуг»?

3. Как вы понимаете выражение «комплексные нормативы потребления услуг»?

4. Почему сферу услуг можно назвать сферой, «производящей свободное время»?

5. Почему затраты на социально-культурные услуги называют «вложением в человеческий капитал»?

6. Найдите информацию на страницах периодической печати, где освещаются успехи, актуальные проблемы в сфере услуг на современном этапе.

7. Дайте определение понятий «потребитель», «изготовитель».

8. Назовите основные права потребителей. Каким правовым документом они определяются?

9. В чем выражается «суверенитет потребителя»?

10. В соответствии с какими нормативными актами регулируются правила бытового обслуживания населения в РФ?


Термин сервисное право означает главным образом ту область права, которая регулирует сервисные отношения. Раскрывая понятие сервисного права как отрасли права, необходимо осмыслить три правовых момента:

1) предмет

2) метод правового регулирования сервисного права;

3) функции сервисного права.

Предметом правового регулирования сервисного права выступают своеобразные общественные отношения, которые возникают в особой сфере жизни общества. Существенные признаки общественных отношений, составляющие предмет сервисного права, - это их товарно-денежный характер, правовое регулирование сервисной деятельности, а также государственное воздействие на субъектов, осуществляющих сервисную деятельность.

Метод правового регулирования представляет собой сочетание юридических средств, приемов и правил, осуществляющих воздействие сервисного права на поведение субъектов сервисных правоотношений. Для урегулирования сервисных отношений используется два метода: диспозитивный и императивный . Диспозитивный метод характеризуется юридическим равенством, автономией воль, имущественной самостоятельностью сторон, защитой гражданских прав в юрисдикционном и неюрисдикционном порядке; императивный метод - властью и подчиненностью.

Функции сервисного права -регулятивнаяи охранительная - это основные направления его воздействия на сервисные отношения. Регулятивная функция представляет собой государственное регулирование позитивного развития сервисных отношений; охранительная обеспечивает охрану сервисных отношений от противоправных посягательств, вытеснение отношений, вредных для личности, государства и общества.

Источниками сервисного права выступают нормативные акты, относящиеся к сервисному праву России и составляющие определенную систему, которая включает в себя разнообразные по своему характеру, юридической силе и сфере действия правовые акты, а именно Конституция РФ, законы РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты других федеральных органов исполнительной власти,

нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ.

В систему источников сервисного права входят общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Понятие и содержание сервисного правоотношения

Правоотношение- одна из центральных правовых категорий. Основные функции правоотношений, возникающих на основе норм права:

· определяют круг субъектов, на которых в конкретных ситуациях распространяется действие конкретных юридических норм;

· индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный общий характер;

· выступают, как правило, необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

Сервисному правоотношению как одному из видов правоотношения присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений.

Сервисное правоотношение -это урегулированное нормами сервисного права общественное отношение, участники которогоявляются носителями прав и обязанностей в сфере сервиса; это индивидуализированное отношение, то есть отношение между отдельными конкретными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т. п.), связанными между собой правами и обязанностями. Эти права и обязанности определяют обеспеченную законом меру возможного и должного (необходимого) поведения.

Рассмотрим особенности сервисных правоотношений :

· в субъектах (с одной стороны, продавец, изготовитель, производитель, а с другой - потребитель);

· в субъективном праве и юридической обязанности участников этих отношений;

· в объектах (товар, работы, услуги, нематериальные блага);

· в их государственном регулировании посредством лицензирования, технического регулирования.

Сервисные правоотношения характеризуются наличием субъектов , содержания и объектов .

Субъекты (стороны) сервисного правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Субъекты могут быть индивидуальными и коллективными . К индивидуальным относятся граждане, к коллективным - публично-государственные образования (государство, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы).

Для возникновения сервисного правоотношения необходимо обладать правосубъектностью. Под правосубъектностью в сервисном праве понимается социально-правовая возможность субъекта быть участником сервисных правоотношений, то есть возможность иметь права и способность их приобретать и распоряжаться ими. Понятие правосубъектности тесно связано с законодательно установленными категориями - правоспособностью и дееспособностью .

Правоспособностью называют способность субъекта иметь сервисные права и обязанности; дееспособностью - способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и обязанности в сфере сервиса.

Субъективное сервисное право - это мера дозволенного поведения субъекта сервисного правоотношения. Так, в правоотношении купли-продажи продавец передает проданную вещь покупателю в собственность на условиях и в сроки, определяемые договором между ними, а покупатель уплачивает продавцу деньги в размере и в сроки, установленные этим договором.

Субъективная сервисная обязанность - это мера должного поведения участника сервисного правоотношения. Сущность обязанностей состоит в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от социально вредных действий.

Сервисные права и обязанности, составляющие содержание сервисных правоотношений, возникают из юридических фактов, с которыми закон и другие правовые нормативные акты связывают возникновение, изменение, прекращение этих прав и обязанностей. Основанием сервисных прав и обязанностей выступают:

· договоры и иные сделки;

· акты государственных органов и органов местного самоуправления;

· судебные решения, события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление сервисно-правовых последствий.

Объект сервисного правоотношения - это то, по поводу чего возникает и осуществляется сервисная деятельность. Объектом могут быть вещи (имущество), работа и услуги, информация, нематериальные блага.

Имеет л и право потребитель при получении товара в АСЦ из ремонта на участие в проверке качества отремонти-рованного товара ?
Согласно п. 5 ст. 18 Закона РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе участвовать в провер-ке качества товара при сдаче его в ремонт. Закон не предусматривает право потре-бителя участвовать в проверке качества товара после ремонта, которая осуществ-ляется путем проверки его работоспособ-ности, более того, в законе нет правовой нормы, прямо предусматривающей обяза-тельную проверку товара после ремонта. Таким образом, формально потребитель не вправе требовать проверки качества товара после гарантийного ремонта в его присутствии. Однако АСЦ необходимо проверять работоспособность товара при выдаче его из ремонта и предоставить по-требителю возможность участия в провер-ке работоспособности товара. Соблюдение данной процедуры позволяет минимизи-ровать претензии к качеству услуг АСЦ со стороны потребителя, исключает возврат товара в ремонт, а также формирует поло-жительное отношение к АСЦ. При разрешении спорных ситуаций в суде, судьи, как правило, встают на сторону потребителей, поэтому осуществление проверки работоспособности товара при получении его из ремонта является необходимой процедурой для исключения спорных ситуаций.

Каковы обязанности перед потребите-лем у АСЦ в рамках гарантии и БСО по транспортировке товаров весом более 5 кг ?
Согласно п. 7 ст. 18 Закона доставка круп-ногабаритного товара и товара весом бо-лее 5 кг для ремонта, уценки, замены и/или возврат их потребителю осуществляются силами и за счет продавца (изготовите-ля, уполномоченной организации и пр.) В случае доставки товара потребителем АСЦ обязан возместить ему необходимые расходы, то есть расходы, произведенные в пределах разумного. При этом в соответ-ствии с Приказом МАП РФ от 20.05.98 № 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель сам опреде-ляет наиболее удобный для себя способ доставки до места ремонта. Если продав-цом будет доказана вина потребителя в возникновении недостатков товара, то он вправе отказать потребителю в возмеще-нии понесенных им расходов по доставке товара.

Какие вопросы задаю т опера-торы службы « Happy Call » при обзвоне клиентов ?
Главная задача операторов - выявить разногласия между информацией, предос-тавленной сервисным центром, и словами клиента. Основные вопросы, которые задают операторы клиентам, таковы:

  • как долго длился ремонт?
  • гарантийный он был или нет?
  • доволен ли клиент работой мастера или приемщика?
  • вежливое ли было обращение сотрудни-ков сервисного центра?

Что делать , если потребитель требует проведения гарантийного ремонта , при этом в гарантийном талоне нет печати магазина ?
В соответствии с условия-ми гарантийного талона, гарантийный талон считается недействительным при отсутствии в нем печати продавца.
Согласно ст. 19 «Закона о защите прав потребителей» гарантийный срок товара исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмот-рено договором. Если в гарантийном талоне отсутствует печать магазина, потребителю необходимо подтвердить другими документами факт передачи ему товара, например, товарным или кассовым чеком.
В случае если потребитель не может предоставить документы, подтвер-ждающие факт передачи ему товара, то согласно «Закону о защите прав потре-бителей» гарантийный срок исчисляет-ся со дня изготовления товара.

Что делать , если срок гарантии уже прошел?
Если гарантийный срок истек, потребитель имеет право на получение бесплатного сервисного обслу-живания в течение двух лет, если такое сервисное обслуживание предусмотрено в гарантийном талоне на товар. Под бесплат-ным сервисным обслуживанием понимает-ся бесплатное для потребителя устранение недостатков(дефектов) изделия (включая замену запасных частей) возникших по вине Изготовителя.

Потреби-телем был куплен товар , у которого имеются детали , обладающие огра-ниченным сроком использования , должен ли был продавец - консультант объяснить потребителю этот факт ?
Согласно ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» информация о товаре должна содержать сведения об основных потребительских свойствах товаров, такие как: цена в рублях и условия приобрете-ния товара, гарантийный срок, если он установлен, правила и условия эффек-тивного и безопасного использования товара, срок службы и др. То есть Закон не устанавливает обязанности продавца сообщать покупателю срок службы товара и его комплектующих. Приказ МАП РФ от 20.05.1998 № 160 (ред. от 11.03.1999) «О некоторых вопросах, связанных с приме-нением Закона "О защите прав потребите-лей») расширяет обязательства продавца и вменяет ему в обязанность доведение до потребителя информации об установлен-ных изготовителями сроках службы това-ра, в том числе и комплектующих изделий. При этом информация о сроке использова-ния деталей, обладающих ограниченным сроком использования, может доводиться до потребителей в пользовательской документации на товар.

Потребитель по истечении 3 месяцев требует замену детали, обладающей ограни-ченным сроком использования, по гаран-тии или за счет фирмы-продавца либо поменять на новое изделие. Законно ли это? И кто будет нести ответственность?
Да, законно. Согласно ст. 6 Закона из-готовитель обязан обеспечить возмож-ность использования товара в течение его срока службы. Для этой цели изго-товитель обеспечивает ремонт и техни-ческое обслуживание товара, а также выпуск и поставку запасных частей в торговые и ремонтные организации в объеме и ассортименте, необходимых для ремонта и технического обслужи-вания в течение срока производства товара и после снятия его с производ-ства в течение срока службы товара, а при отсутствии такого срока - в тече-ние десяти лет со дня передачи товара потребителю. Информация о сроке использования деталей, обладающих ограниченным сроком использования, может доводиться до потребителя в пользовательской документации на товар. Законность требования потре-бителя о замене детали, обладающей ограниченным сроком использования, и требования о замене на новый товар будет определяться исходя из данных, представленных в пользовательской документации на товар.

Закончился год гарантийного срока на изделие , в по-следующие два года бесплатного сервис-ного обслуживания на какой срок может затянуться ремонт ? Если он затягивает-ся больше чем на 20 дней , является ли это нарушением Закона " О защите прав потребителей "?
Условия БСО (бесплатного технического обслуживания) Законом не установлены, поэтому в разных случаях будут приме-няться положения Закона, касающиеся гарантийного срока и срока службы. Зако-нодатель устанавливает разные последст-вия при обнаружении незначительных (1) и существенных (2) недостатков.

1) Ст. 19 Закона «О защите прав потре-бителей» устанавливает, что в случаях, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель вправе предъявить продавцу (изгото-вителю) требования, предусмотренные статьей 18 Закона «О защите прав потре-бителей», если докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потреби-телю или по причинам, возникшим до этого момента. В данном случае срок устранения недостатков законом не предусмотрен и, надо полагать, будет действовать общее правило, предусмотренное п. 1 ст. 20 За-кона: незамедлительное устранение, если иное не предусмотрено договором.

2) При обнаружении существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить требование об их безвозмездном устранении, даже если они обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удов-летворено в течение 20 дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный им недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе предъявить иные предусмот-ренные п. 3 ст. 18 Закона требования (возмещение расходов на их исправ-ление, возврат уплаченной денежной суммы с соответствующим возвратом товара и т.д.).

публично-государственные

Правоотношение - одна из центральных правовых категорий, многие аспекты которой до сих пор относятся к числу

дискуссионных в юридической науке. Таковыми выступают, например, соотношение правоотношений и юридических норм, признаки, сущность правоотношений и др.

Можно выделить следующие признаки правоотношений :

  • идеологический (мировоззренческий) характер, поскольку их возникновение, изменение и прекращение проходит через сознание людей, прежде всего такую его сферу, как правосознание, причем в современных российских условиях изменился лишь характер идеологии - основное место в ней вместо классового подхода заняло мировоззрение перехода к рыночным отношениям и свободному предпринимательству;
  • волевой характер, ибо правоотношение всегда является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон;
  • двусторонний характер, так как это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности;
  • взаимосвязанный, корреспондирующий характер отношений сторон, так как эти отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях;
  • наличие правосубъектности как отличительная черта сторон в правоотношении;
  • регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику, формируя или определяя общественную волю.

  • определяют круг субъектов, на которых в конкретных ситуациях распространяется действие конкретных юридических норм;
  • индивидуализируют поведение конкретных субъектов путем конкретизации юридических норм, имеющих абстрактный, общий характер;
  • выступают, как правило, необходимым условием приведения в действие в случае необходимости юридических средств защиты субъективных прав и юридических обязанностей.

Сервисное правоотношение - один из видов правоотношения, поэтому ему присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений. Сервисное правоотношение - это урегулированное нормами сервисного права общественное отношение, участники которого являются носителями прав и обязанностей в сфере сервиса.

Сервисное правоотношение - это индивидуализированное отношение, т. е. отношение между отдельными, конкретными лицами (гражданами, организациями, государственными органами и гражданами и т. д.), связанными между собой правами и обязанностями. Эти права и обязанности определяют обеспеченную законом меру возможного и должного (необходимого) поведения. Мера поведения означает установление его границ (рамок). При этом возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.

В то же время, раскрывая сущность сервисных правоотношений, нельзя не заметить их особенностей, которые проявляются: во-первых, в субъектах (с одной стороны, продавец, изготовитель, производитель, а с другой - потребитель); во-вторых, в субъективном праве и юридической обязанности участников этих отношений; в-третьих, в объектах (товар, работы, услуги, нематериальные блага); в-четвертых, в их государственном регулировании посредством лицензирования, стандартизации, сертификации.

Таким образом, сервисное правоотношение является по сути видом социальных (общественных) связей участников (субъектов), возникающих и существующих на основе норм сервисного права . Поэтому можно считать, что сервисное правоотношение есть юридическая связь обособленных субъектов сервисных отношений, выражающаяся в наличии у них субъективных прав и юридических обязанностей, обеспеченных возможностью применения к их нарушителям мер государственного принуждения .

Сервисные правоотношения характеризуются наличием субъектов, содержания и объектов.

Субъекты (стороны) сервисного правоотношения - это участники правового отношения, обладающие взаимными правами и обязанностями. Многочисленные и разнообразные по своему составу субъекты сервисных правоотношений могут быть индивидуальными и коллективными .

К индивидуальным субъектам относятся граждане.

Среди коллективных субъектов можно выделить публично-государственные образования (государство, субъекты Федерации, муниципальные образования, коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы).

Правосубъектность - важная категория, которая позволяет понять, что необходимо для возникновения сервисного правоотношения. Под правосубъектностью в сервисном праве понимается социально-правовая возможность субъекта быть участником сервисных правоотношений, т. е. возможность иметь права и способность их приобретать и распоряжаться ими .

Правосубъектность по сути представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями.

Понятие правосубъектности тесно связано с законодательно установленными категориями правоспособности и дееспособности. Правоспособность и дееспособность субъектов сервисных правоотношений являются предпосылками и составными частями сервисной правосубъектности.

Правоспособностью в сервисном праве называется способность субъекта иметь сервисные права и обязанности. Дееспособность в сервисном праве - это способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и обязанности в сфере сервиса.

Субъективное сервисное право - это мера дозволенного поведения субъекта сервисного правоотношения . Субъективное сервисное право состоит из юридических возможностей, предоставленных субъекту. Так, в правоотношении купли-продажи продавец передает проданную вещь покупателю в собственность на условиях и в сроки, определяемые договором между ними, а покупатель уплачивает продавцу деньги в размере и в сроки, установленные этим договором.

1. правомочия требования как возможность требовать от обязанного субъекта исполнения возложенных на него обязанностей;

2. правомочия на собственные действия, означающее возможность самостоятельного совершения субъектом фактических и юридически значимых действий;

3. правомочия на защиту, выступающее в качестве возможности использования или требования использования государственных принудительных мер в случаях нарушения субъективного права.

Таким образом, уже в самом содержании субъективных сервисных прав содержится возможность "запуска" механизма функционирования сервисного права.

Эта возможность дополняется понятием субъективной сервисной обязанности, которую можно рассматривать как установленную законом и (или) договором гарантию правомерного поведения.

Субъективная сервисная обязанность - это мера должного поведения участника сервисного правоотношения . Сущность обязанностей состоит в необходимости совершения субъектом определенных действий или воздержания от социально-вредных действий.

В сервисных правоотношениях бывает два типа обязанностей: пассивные и активные.

Обязанности пассивного типа вытекают из запретов. Они по своей природе выражают юридическую невозможность

совершения действий, нарушающих интересы государства и управомоченных лиц. Иными словами, здесь закон требует признания прав и воздержания от каких-либо действий против их осуществления.

Функции запретов в механизме сервисно-правового регулирования весьма разнообразны, но прежде всего следует отметить, что запреты порождают обязанности одного субъекта сервисного правоотношения перед другим: запрет одностороннего отказа от исполнения договора, перевод долга без согласия кредитора и им подобные.

Весьма своеобразны в сервисном праве общерегулятивные запреты, т. е. такие запреты, которые налагают на всех субъектов сервисных правоотношений обязанности принципиального характера: соблюдать законы и принципы морали; осуществлять субъективные сервисные права в соответствии с их назначением.

Сервисные права и обязанности, составляющие содержание сервисных правоотношений, возникают из юридических фактов , с которыми закон и другие правовые нормативные акты связывают возникновение, изменение и прекращение этих прав и обязанностей.

Основанием сервисных прав и обязанностей выступают: договоры и иные сделки, как предусмотренные законом, так и не предусмотренные, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебные решения; иные действия граждан и юридических лиц, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также, хотя и не предусмотренные законом и такими актами, но в силу общих начал и смысла сервисного законодательства порождающие сервисные права и обязанности; события, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление сервисно-правовых последствий.

Для полноты характеристики сервисного правоотношения нужно охарактеризовать такую категорию как объект сервисного правоотношения. Это понятие имеет значение для

юридической квалификации сервисного правоотношения, поиска и анализа правового массива, необходимого для принятия правильного решения, то есть такого решения, которое бы соответствовало установленному для сервисной деятельности правовому режиму.

Объект сервисного правоотношения - то, по поводу чего возникает и осуществляется сервисная деятельность . Объектом правоотношения в юридической науке и практике называют предмет деятельности участников правоотношений. Предметом деятельности субъектов (участников) сервисных правоотношений могут быть существующие материальные и идеальные блага либо процесс их создания. Процесс создания материальных благ именуется либо производством работ, либо оказанием услуг. Идеальные блага олицетворяются в образе результатов творческой деятельности или в виде личных материальных благ.

Объектом сервисного правоотношения могут быть: вещи (имущество); работы и услуги; информация; нематериальные блага.

Загрузка...