musings.ru

Какой вид стоимости определяется при банкротстве. Роль оценщика в процедуре банкротства предприятия

Ситуация банкротства и ликвидации предприятия является чрезвычайной. Вероятность позитивного решения проблемы неплатежей зависит от ценности имущества. Оценка стоимости предприятия необходима не только в случае ликвидации, но и в других случаях работы с несостоятельным предприятием :

– при финансировании предприятия-должника;

– при финансировании реорганизации предприятия;

– при санации предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства;

– при выработке плана погашения долгов предприятия-должника;

– при анализе и выявлении возможностей выделения отдельных производственных мощностей в экономически самостоятельные подразделения;

– при оценке заявок на покупку предприятия;

– при экспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам;

– при экспертизе программ реорганизации предприятия.

Согласно Закону РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ, оценка предприятия может осуществляться на стадии внешнего управления (ст. 109 «Меры по восстановлению платежеспособности должника»: при продаже части имущества должника и продаже всего предприятия должника ст. 110 «Продажа предприятия должника» и ст. 111 «Продажа части имущества должника»: начальная цена продажи выставляемого на торги имущества, устанавливается на основе рыночной стоимости имущества, определенной независимым оценщиком), на стадии конкурсного производства (ст. 130 «Оценка имущества должника») предполагается, что в ходе конкурсного производства конкурсный управляющий осуществляет инвентаризацию и оценку имущества должника. Для этого он привлекает независимых оценщиков и иных специалистов с оплатой их услуг за счет имущества должника, если иной источник не установлен собранием кредиторов.

Имущество должника – унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более 25 % голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, оценивается независимым оценщиком с представлением заключения государственного финансового контрольного органа по проведенной оценке.

Оценка движимого имущества должника, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую признанию должника банкротом, составляет менее чем сто тысяч рублей, может быть проведена без привлечения независимого оценщика по решению собрания кредиторов.

При формировании конкурсной массы ст. 131 преобладающая часть имущества должника подлежит оценке, отдельно учитывается и оценивается имущество, являющееся предметом залога. Цена социально значимых объектов по ст. 132 также определяется независимым оценщиком.

При конкурсном производстве начальная цена продажи, выставляемого на торги имущества должника по ст. 139 «Продажа имущества должника» устанавливается независимым оценщиком.

Оценочные процедуры при уступке прав требования должника и замещении активов должника в ходе конкурсного производства проводится также как при внешнем управлении, согласно ст. 111 и 115, то есть с привлечением независимого оценщика.

Оценка в ситуации банкротства обладает рядом особенностей, обусловленных чрезвычайным характером самой ситуации. На основе этой оценки многими заинтересованными сторонами принимаются определенные управленческие решения и действия. Другая особенность оценки – это высокая степень зависимости третьих сторон от результатов оценки. В ситуации банкротства заказчиками и пользователями оценки являются разные лица. Пользователями оценки являются кредиторы, инвесторы, судебные органы, которые не имели отношения к постановке задачи на оценку и полностью полагаются на результаты оценки при принятии управленческих решений. У них нет постоянного контакта с экспертом-оценщиком, не зная условий задания на оценку, они могут негативно интерпретировать результаты оценки, выполненные экспертом-оценщиком. Зная это, заинтересованным в оценке сторонам необходимо получить соответствующие разъяснения у заказчика оценки (например, внешнего управляющего) либо у самого эксперта-оценщика по поводу основополагающих параметров оценки ликвидационной стоимости предприятия: о цели оценки, функции оценки, о виде стоимости, который определялся, об ограничениях и предположениях при оценке, о дате оценки и т.д.

Внешнее управление подразумевает проведение реструктуризации практически всех факторов производства предприятия-должника (труд, недвижимость, капитал и менеджмент); введение моратория на удовлетворение требований кредиторов; восстановление платежеспособности за счет перепрофилирования производства, ликвидации дебиторской задолженности, реализации части активов, продажи бизнеса и т.д.

Согласно ст. 109 Закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» внешним управляющим принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, составляется план внешнего управления, разрабатываются мероприятия по восстановлению платежеспособности:

– перепрофилируется производство: закрываются нерентабельные производства;

– производится продажа имущества;

– осуществляется уступка прав требования должника;

– производится размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

– производится продажа предприятия должника;

– осуществляется замещение активов должника и др.

Все они предполагают проведение процедуры оценки имущества, имущественных прав, долей и т.д. в том или ином виде.

По ст. 110 «Продажа предприятия должника» под предприятием должником понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут быть филиалы и иные структурные подразделения должника – юридические лица. Начальная цена продажи предприятия, выставляемого на торги (открытые или закрытые или аукцион) устанавливается на основании рыночной стоимости имущества, определенной в соответствии с отчетом независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. В то же время начальная цена продажи предприятия не может быть ниже минимальной цены продажи предприятия, определенной органами управления должника.

В соответствии со ст. 111 «Продажа части имущества» начальная цена продажи, выставляемого на торги имущества, устанавливается на основании рыночной стоимости имущества по отчету независимого оценщика, привлеченного внешним управляющим. Имущество должника – унитарного предприятия или должника – акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, также оценивается независимым оценщиком, но при этом предполагается проведение экспертизы отчета оценщика государственным финансовым контрольным органом с представлением его заключения по проведенной оценке.

Экспертиза отчета об оценке – это совокупность мероприятий по проверке соблюдения оценщиком при проведении оценки требований законодательства РФ об оценочной деятельности и договора об оценке, а также достаточности и достоверности используемой информации, обоснованности сделанных оценщиком допущений, использования или отказе от использования подходов к оценке [Ошибка! Источник ссылки не найден. ].

Если планом внешнего управления предполагается уступка права требования должника (ст. 112), то необходима оценка прав требования и проводится она согласно положений ст. 111 данного закона.

Как известно, выпуск новых акций является важнейшим способом привлечения дополнительного партнерского капитала, эта мера по восстановлению платежеспособности регламентируется ст. 114. При включении в план внешнего управления решения о проведении эмиссии дополнительных обыкновенных акций должника необходимо проверить: в каком соотношении находятся балансовая и оценочная стоимости собственного капитала компании-эмитента. Если оценочная стоимость предприятия больше, чем основанная на остаточной балансовой стоимости активов, обязательствах и прибылях, то эмиссия акций проводится на величину этого превышения. Если оценочная стоимость собственного капитала эмитента меньше, чем балансовая стоимость этого капитала, то эмиссия акций не разрешается, а акционерное общество должно объявить об уменьшении величины уставного капитала предприятия в бухгалтерском балансе на эту же разницу.

Замещение активов должника (ст. 115), как один из путей борьбы с неплатежеспособностью должника, предполагает создание на базе имущества должника одного или нескольких открытых акционерных обществ, в оплату уставного капитала которых вносится имущество должника, определенное планом внешнего управления. Величина уставного капитала таких обществ определяется на основании рыночной стоимости вносимого имущества, установленной по отчету независимого оценщика с учетом предложений органа должника.

Санация предприятий-банкротов предполагает их финансовое оздоровление, направленное на повышение цены, по которой эти предприятия могут быть проданы. Задача оценки бизнеса применительно к санации видоизменяется. Она заключается в прогнозировании оценочной стоимости предприятия после того, как будет выполнен запланированный комплекс мероприятий по оздоровлению, то есть в прогнозировании будущей обоснованной рыночной стоимости и инвестиционной стоимости предприятия. Эта стоимость будет многовариантной, в зависимости от того, какие конкретные мероприятия по оздоровлению будут одобрены.

В отчете об оценке, который представляет собранию кредиторов внешний управляющий, должна не просто констатироваться стоимость предприятия на данный момент, но и альтернативы: продавать предприятие по его текущей, весьма низкой, как правило, стоимости или согласиться на более продолжительный срок оздоровления, исходя из предложенного плана и прогнозных оценок повышения стоимости предприятия после предлагаемых процедур.

Отчет об оценке – это документ, содержащий обоснование мнения оценщика о стоимости имущества.

Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки сформулированы в ст.11 Закона №135-ФЗ.

Отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет) не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В случае, если при проведении оценки объекта оценки определяется не рыночная стоимость, а иные виды стоимости, в отчете должны быть указаны критерии установления оценки объекта оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки.

В отчете должны быть указаны:

Дата составления и порядковый номер отчета;

Основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки;

Место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;

Точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, - реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;

Стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения;

Последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;

Дата определения стоимости объекта оценки;

Перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.

Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.

Ст.11, как следует из ее названия, устанавливает лишь общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки, поэтому в ч. 6 ст.11 предусмотрено, что для проведения оценки отдельных видов объектов оценки законодательством Российской Федерации могут быть установлены специальные формы отчетов.

Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит, подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.

Ст. 12 Закона определяет такое понятие как достоверность отчета как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В ФСО№1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» п.19, указано, что при составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения. Информация должна удовлетворять требованиям, как достоверности, так и достаточности.

В развитие ст.20 Закона № 135-ФЗутвержденФСО №3"Требования к отчету об оценке"

Настоящий федеральный стандарт оценки устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. Отчет об оценке составляется по итогам проведения оценки.

Отчет об оценке представляет собой документ, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, настоящим федеральным стандартом оценки, стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет, предназначенный для заказчика оценки и иных заинтересованных лиц (пользователей отчета об оценке), содержащий подтвержденное на основе собранной информации и расчетов профессиональное суждение оценщика относительно стоимости объекта оценки.

Порядок экспертизы отчетов об оценке и подготовки заключений по отчетам об оценке предприятия должника - унитарного предприятия либо имущества должника - акционерного общества, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, уполномоченным Правительством Российской Федерации органом власти.

В соответствии с законодательством РФ обязательная экспертизы отчетов об оценке проводится в следующих трех случаях.

1. Согласно статье 130 «Оценка имущества должника» Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» орган, уполномоченный на подготовку заключений по отчетам оценщиков, проверяет отчет об оценке и готовит мотивированное заключение, содержащее обоснование несоответствия отчета об оценке законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки или недостоверности сведений, используемых в отчете об оценке, которое направляется арбитражному управляющему и в саморегулируемую организацию оценщиков (далее - СРОО), членом которой является оценщик, составивший данный отчет. СРОО обязана представить арбитражному управляющему и в уполномоченный орган экспертное заключение по отчету об оценке с обоснованием его соответствия или несоответствия вышеуказанным требованиям.В случае если СРОО представила экспертное заключение о несоответствии отчета об оценке требованиям к данному отчету, рыночная стоимость имущества, определенная в соответствии с данным отчетом, признается недостоверной и не может быть использована для утверждения начальной цены продажи предприятия должника, иного имущества должника.

2. Согласно статье 77 «Определение цены (денежной оценки) имущества» Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» «в случае, если владельцем от 2 до 50 процентов включительно голосующих акций общества являются государство и (или) муниципальное образование и определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения эмиссионных ценных бумаг общества, цены выкупа акций общества (далее - цена объектов) в соответствии с настоящей статьей осуществляется советом директоров (наблюдательным советом) общества, обязательным является уведомление федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, о принятом советом директоров (наблюдательным советом) общества решении об определении цены объектов.» В уполномоченный орган1 представляется копия отчета оценщика об оценке в случае, если его привлечение для определения цены объектов в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, и в иных случаях, если для определения цены объектов привлекался оценщик. Уполномоченный орган, в случае принятия им решения о несоответствии отчета об оценке, подготовленного оценщиком, стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности, вправе направить мотивированное заключение в СРОО, членом которой является оценщик, осуществивший оценку, для проведения его экспертизы. В случае подготовки СРОО по итогам экспертизы отрицательного заключения, цена объектов, определенная советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии с настоящей статьей, признается недостоверной.

3. Согласно статье 7 Федерального закона от 05.01.2006 N 7-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акционерных обществах", статьи 84.7 и 84.8 Федерального закона «Об акционерных обществах» при выкупе лицом, которое приобрело более 95 процентов акций открытого общества, ценных бумаг открытого общества по требованию данного лица или владельцев оставшихся акций цена выкупаемых ценных бумаг в случаях, предусмотренных настоящей статьей, не может быть ниже стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке ценных бумаг и подтвержденной СРОО при проведении экспертизы такого отчета. Порядок проведения экспертизы отчета об оценке ценных бумаг, а также требования и порядок выбора СРОО, осуществляющей проведение экспертизы, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование оценочной деятельности.

В отличие от двух первых случаев, экспертиза может проводиться СРОО, членом которой оценщик, составивший отчет, не является.

Таким образом, во всех трех случаях обязательного проведения экспертизы, предусмотренных законодательством, экспертиза направлена, в первую очередь, на проверку стоимости, определенной в отчете об оценке, в рамках проверки соблюдения оценщиком требований законодательства. При этом отсутствует единый подход в части принятия решения по результатам экспертизы: в первом случае - это признание недостоверной стоимости, полученной в отчете, во втором - цены, установленной на основе отчета об оценке, в третьем – результатом экспертизы должно стать подтверждение стоимости в отчете.

Сегодня мы остановим свое внимание на таком аспекте процедуры банкротства, как оценка имущества должника, подлежащего реализации на торгах.

Все кредиторы понимают, что в идеале банкротство должно завершиться погашением их требований к должнику. Денежные средства для такого погашения появляются у неплатежеспособного должника не иначе, как вследствие продажи принадлежащего ему имущества другим лицам. В банкротстве такая продажа происходит в форме торгов, которые проводит арбитражный управляющий.

Однако, даже в случае реализации всего имеющегося у должника имущества вырученных денег может не хватить для удовлетворения требований всех кредиторов. Такой риск существует всегда. Минимизировать его можно только путем контроля за установлением начальной стоимости имущества, выставленного на торги, ведь занижение стоимости на этой стадии значительно уменьшает шансы кредиторов на полное погашение их требований.

Первичная стоимость имущества, выставленного на торги, может быть определена с помощью независимого оценщика (именно "может", но не "обязана"). Привлечение оценщика к процедуре банкротства иногда является обязательным, такие случаи оговорены в законе.

Деятельность оценщика в процедуре банкротства немного отличается от иных случаев оказания оценочных услуг. Специального правового регулирования на федеральном уровне порядок оказания оценочных услуг в банкротстве не получил. Поэтому проведение оценки стоимости имущества по делам о банкротстве регламентируется общими положениями законодательства об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки. Все же ряд нюансов в данной деятельности имеется и на них стоит обратить внимание.

Объект оценки ничем не ограничен

Никто не может предугадать, какое имущество принадлежит тому или иному должнику, а потому унифицировать подход к оценке имущества должника в банкротстве практически невозможно. На федеральном уровне разработан ряд стандартов оценки, которые устанавливают специальные правила для оценки того или иного вида объекта (недвижимого имущества, акций и долей, нематериальных активов и так далее). Поэтому оценщик, сталкиваясь с необходимость оценки объекта, для которого имеются специальные правила, пользуется ими наряду с общими положениями закона об оценочной деятельности.

Вид определяемой стоимости

Перед тем, как приступать к оценке, для оценщика формулируется задание на оценку, которое является неотъемлемой частью договора на проведение оценки. Именно в задании на оценку содержатся все необходимые сведения, указания и вопросы к оценщику. В частности, особенно важно указать в задании какой вид стоимости надлежит установить оценщику. В рамках процедуры банкротства, как правило, устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества. Ликвидационная стоимость всегда ниже рыночной, потому что предполагает учет сжатых сроков для реализации объекта оценки. Рыночная стоимость устанавливается, когда отсутствуют какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть вынужденность продажи. Сама суть торгов предполагает ограниченные сроки продажи и обязательность отчуждения, поэтому чаще устанавливается ликвидационная стоимость объекта оценки.

Сроки реализации

Как видно из предыдущего пункта, конечная величина стоимости напрямую зависит от сроков реализации имущества. Таким образом, большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах. Чем он больше, тем по более высокой цене можно реализовать имущество должника, так как при наличии большого временного отрезка для реализации возможно установление рыночной стоимости имущества, которая всегда превышает ликвидационную.

Обязательность привлечения оценщика

Как уже ранее отмечалось, в ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, то есть право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность. В законе указано несколько таких случаев:

  • должником является унитарное предприятие;
  • должником является акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности.

Также подлежит обязательной оценке независимым оценщиком имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает сто тысяч рублей.

Особенности отчета об оценке

Обязательность привлечения оценщика, описанная в предыдущем пункте, влечет за собой еще одно юридически важное последствие. В случае, если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более двадцати пяти процентов голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет. Для подготовки заключения проводится анализ отчета на предмет его соответствия закону и сведениям, представленным в отчете и содержащимся в комплекте документов. Росимущество в течение 30-ти дней принимает либо положительное решение насчет отчета об оценке, либо отрицательное. В любом случае подготовленное заключение направляется арбитражному управляющему. В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения по каким-то причинам собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке.

Как видим, оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет необходимости. Эти нюансы просто следует знать и учитывать, чтобы лучше разобраться в сути происходящих событий в процедуре банкротства.


«Арбитражный управляющий», 2013, N 2

К ВОПРОСУ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА

До недавнего времени при установлении начальной цены продажи объектов в процедурах банкротства (внешнего управления и конкурсного производства) привлечение независимого оценщика являлось обязательным в целях определения их рыночной стоимости.

Необходимость определения начальной цены продажи объекта в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее по тексту - Закон о банкротстве, Закон) возникает в следующих случаях: при продаже предприятия целиком (согласно ст. ст. 110 и 139 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно); при продаже части имущества должника (согласно ст. ст. 111 и 139 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно); при осуществлении уступки права требования должника путем их продажи (согласно ст. ст. 112 и 140 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно); при замещении активов должника (согласно ст. ст. 115 и 141 Закона во внешнем управлении и в конкурсном производстве соответственно).

С учетом рыночной стоимости, определенной в отчете оценщика, решением собрания (комитета) кредиторов устанавливалась начальная цена продажи объекта.

Федеральным законом от 28.07.2012 N 144-ФЗ (далее по тексту - Закон N 144-ФЗ) внесены существенные поправки в статьи Закона о банкротстве, регулирующие процедуру проведения оценки и установления начальной цены продажи объектов, а именно: снято жесткое требование об обязанности привлечения оценщика.

Бесплатная юридическая консультация:


Согласно изменениям, внесенным Законом N 144-ФЗ, арбитражный управляющий обязан привлечь оценщика только в следующих случаях.

Если в течение десяти рабочих дней в конкурсном производстве и в течение тридцати рабочих дней во внешнем управлении с даты включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее - ЕФРСБ) сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган (размер требования которого превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) направил арбитражному управляющему требование о привлечении оценщика. При этом такое требование должно быть направлено с указанием имущества, в отношении которого требуется оценка. Соответственно, только в отношении указанного в требовании имущества проводится оценка независимым оценщиком.

Таким образом, в настоящее время обязанность арбитражного управляющего по привлечению оценщика для определения рыночной стоимости объекта в целях последующего установления собранием (комитетом) кредиторов начальной цены продажи объекта возникает только по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа и только в отношении указанного в требовании имущества.

Вместе с тем с принятием Закона N 144-ФЗ ни в коей мере не подвергается сомнению право арбитражного управляющего привлекать для обеспечения возложенных на него обязанностей на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника, установленное абз. 6 п. 1 ст. 20.3 Закона о банкротстве. Следовательно, если от конкурсного кредитора или уполномоченного органа не поступило требования о привлечении оценщика, арбитражный управляющий может (если считает это целесообразным) привлечь оценщика для определения стоимости объекта в целях последующего установления собранием (комитетом) кредиторов начальной цены его продажи. Только в таком случае оплата услуг оценщика будет осуществляться во вторую очередь по текущим платежам (в соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 134 Закона о банкротстве).

Анализ положений Закона о банкротстве в редакции Закона N 144-ФЗ позволил выявить следующую правовую коллизию.

Бесплатная юридическая консультация:


В соответствии с п. 7.1 ст. 110 и п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве в редакции Закона N 144-ФЗ при продаже предприятия (имущества) должника в процедуре внешнего управления и конкурсного производства соответственно внешний и конкурсный управляющий представляют собранию (или в комитет) кредиторов предложение о продаже предприятия (имущества), включающее в себя помимо всего прочего сведения о начальной цене его продажи. На основании этого предложения собрание (комитет) кредиторов утверждает начальную цену продажи предприятия (имущества) должника.

При этом согласно п. 7.1 ст. 110 Закона о банкротстве во внешнем управлении предложение о продаже предприятия должника для утверждения представляется внешним управляющим собранию (в комитет) кредиторов после включения отчета об оценке в ЕФРСБ в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве. В отличие от внешнего управления, согласно п. 1.1 ст. 139 Закона о банкротстве в конкурсном управлении предложение о продаже имущества должника для утверждения представляется конкурсным управляющим собранию (в комитет) кредиторов в течение одного месяца с даты окончания инвентаризации предприятия должника или оценки имущества должника в случае, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа в соответствии с Законом о банкротстве.

В то же время, как уже было отмечено, в соответствии с п. 5.1 ст. 110 во внешнем управлении в течение тридцати рабочих дней и в соответствии с п. 1 ст. 139 Закона о банкротстве в конкурсном управлении - в течение десяти рабочих дней с даты включения в ЕФРСБ сведений о результатах инвентаризации имущества должника конкурсный кредитор или уполномоченный орган (размер требования которого превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) вправе направить внешнему или конкурсному управляющему соответственно требование о привлечении оценщика.

В связи с вышеизложенным представляется вполне вероятной ситуация, когда во внешнем управлении предложение о продаже предприятия должника с указанием начальной цены его продажи внешний управляющий представляет собранию (в комитет) кредиторов без привлечения оценщика, так как на момент представления этого предложения требования от конкурсного кредитора или уполномоченного органа не поступало. Если при этом собрание кредиторов не согласилось с результатами проведенной внешним управляющим оценки имущества должника и предложенной им начальной ценой продажи и еще не прошло тридцати рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации имущества должника в ЕФРСБ, то конкурсный кредитор или уполномоченный орган (размер требования которого превышает два процента общей суммы требований конкурсных кредиторов и уполномоченных органов, включенных в реестр требований кредиторов) может потребовать оценки с привлечением оценщика.

Теперь рассмотрим аналогичную ситуацию в конкурсном производстве. Если предложение о продаже имущества должника с указанием начальной цены его продажи конкурсный управляющий представляет собранию (в комитет) кредиторов в течение месяца с даты окончания инвентаризации, но при этом уже прошло более десяти рабочих дней с даты включения сведений о результатах инвентаризации в ЕФРСБ, то, даже если собрание кредиторов не согласно с результатами проведенной конкурсным управляющим оценки имущества должника (с предложением начальной цены продажи), конкурсный кредитор или уполномоченный орган уже не имеет возможности потребовать оценки с привлечением оценщика.

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, коллизия рассмотренных положений Закона о банкротстве в редакции Закона N 144-ФЗ может привести в ряде случаев к тому, что конкурсный кредитор или уполномоченный орган, обладая правом потребовать привлечения оценщика для проведения оценки, не сможет этим правом воспользоваться в связи с истечением установленных для заявления соответствующих требований о проведении независимой оценки сроков.

Однако наиболее вероятными представляются изложенные ниже два варианта развития событий при установлении начальной цены продажи объекта в ходе процедур банкротства.

Первый вариант: конкурсный кредитор или уполномоченный орган направляют арбитражному управляющему требование о привлечении оценщика, оценщиком проводится оценка имущества должника <1>, рыночная стоимость имущества должника, определенная в отчете оценщика, является основанием для утверждения собранием (комитетом) кредиторов ее в качестве начальной цены продажи.

<1> Статья С.Н. Рубцовой «О формировании начальной цены продажи в процедурах банкротства».

Второй вариант: арбитражному управляющему не поступает требования от конкурсного кредитора или уполномоченного органа о привлечении оценщика. В таком случае арбитражный управляющий может сам определить стоимость объекта (для последующего ее утверждения собранием (комитетом) кредиторов в качестве начальной цены продажи) или привлечь оценщика для обеспечения данной возложенной на него обязанности.

Бесплатная юридическая консультация:


Соответственно, начальная цена продажи объекта в процедурах банкротства устанавливается решением собрания (комитета) кредиторов на основании рыночной стоимости объекта, определенной оценщиком и представленной в отчете оценщика, либо на основании стоимости объекта, определенной арбитражным управляющим.

Следовательно, определение некоторой исходной (базовой) стоимости объектов имущества должника, подлежащих продаже в процедурах банкротства, по существу, вменяется в обязанность арбитражному управляющему, особенно ввиду отмены обязательности привлечения оценщика в ходе процедур, применяемых в деле банкротстве. Одним из возможных подходов к определению этой базовой стоимости, которая лежит в основе предложений арбитражного управляющего (внешнего или конкурсного) по начальной цене продажи этих объектов, является использование результатов проведенной арбитражным управляющим инвентаризации.

Однако правомерен следующий вопрос: какой именно из известных видов стоимости может быть положен в основу определения арбитражным управляющим начальной цены продажи имущества должника в процедурах банкротства?

Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, необходимо рассмотреть различные виды стоимости, установленные стандартами и применяемые на практике.

Так, Федеральным стандартом оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, предусмотрено, что при осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки: рыночная стоимость, инвестиционная стоимость, ликвидационная стоимость, кадастровая стоимость.

Бесплатная юридическая консультация:


Рыночная стоимость в контексте Стандартов определяется следующим образом: расчетная величина - денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки после адекватного маркетинга; при этом полагается, что каждая из сторон действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

Следовательно, при определении рыночной стоимости объекта оценки определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Возможность отчуждения на открытом рынке означает, что объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов, при этом срок экспозиции объекта на рынке должен быть достаточным для привлечения внимания достаточного числа потенциальных покупателей.

Разумность действий сторон сделки означает, что цена сделки - наибольшая из достижимых по разумным соображениям цен для продавца и наименьшая из достижимых по разумным соображениям цен для покупателя.

Полнота располагаемой информации означает, что стороны сделки в достаточной степени информированы о предмете сделки, действуют, стремясь достичь условий сделки, наилучших с точки зрения каждой из сторон, в соответствии с полным объемом информации о состоянии рынка и объекте оценки, доступным на дату оценки.

Бесплатная юридическая консультация:


Отсутствие чрезвычайных обстоятельств означает, что у каждой из сторон сделки имеются мотивы для совершения сделки, при этом в отношении сторон нет принуждения совершить сделку.

Рыночная стоимость определяется оценщиком, в частности, в следующих случаях: при изъятии имущества для государственных нужд; при определении стоимости размещенных акций общества, приобретаемых обществом по решению общего собрания акционеров или по решению совета директоров (наблюдательного совета) общества; при определении стоимости объекта залога, в том числе при ипотеке; при определении стоимости неденежных вкладов в уставный (складочный) капитал; при определении стоимости имущества должника в ходе процедур банкротства; при определении стоимости безвозмездно полученного имущества.

При определении инвестиционной стоимости объекта оценки определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) в инвестиционных целях использования объекта оценки. В отличие от определения рыночной стоимости, при определении инвестиционной стоимости учет возможности отчуждения по инвестиционной стоимости на открытом рынке не обязателен.

При определении ликвидационной стоимости объекта оценки определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества. В отличие от определения рыночной стоимости, при определении ликвидационной стоимости учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не соответствующих рыночным.

При определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения.

При этом, как следует из ФСО N 2, помимо рыночной стоимости есть и другие базы оценки. В ФСО перечень признаваемых баз оценки («видов стоимости») очень ограничен, и, как отмечают некоторые специалисты в области оценки, они не только противоречат Международным стандартам оценки, но и серьезно ухудшают ситуацию по сравнению с прежними Стандартами оценки, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 519. В частности, в прежних Стандартах признавалась «стоимость на ограниченном рынке», которая во многих ситуациях представляла собой разумную формулировку базы оценки именно в ситуации ограниченности рынка для получения и не вводящих в заблуждение результатов. В нынешних ФСО, вероятно, подразумевается, что в России все рынки открытые и находятся в условиях конкуренции. В Международных стандартах оценки (Стандарт N 2) используются базы стоимости, отличные от рыночной стоимости.

Бесплатная юридическая консультация:


Потребительская стоимость - этот тип стоимости делает акцент на том вкладе, который собственность вносит в стоимость того предприятия, чьей частью она является, без учета наиболее эффективного использования этой собственности или величины денежной суммы, которая могла бы быть получена от ее продажи. Потребительская стоимость представляет собой стоимость, которую конкретная собственность имеет для конкретного пользователя при конкретном использовании, и, следовательно, относится к нерыночной сфере.

Собственность, которая из-за особых условий рынка, своих специфических характеристик или в силу других обстоятельств на данный момент времени привлекает относительно небольшое число потенциальных покупателей. Основной отличительной чертой собственности с ограниченным рынком является не ее неспособность быть проданной на открытом рынке, а то обстоятельство, что продажа собственности такого рода, как правило, требует более длительного периода.

Специализированная собственность - собственность специального назначения или специальной конструкции. Собственность, которая в силу своей специфики обладает полезностью, ограниченной конкретным видом ее использования или конкретными пользователями, и которая редко продается (если продается вообще) на открытом рынке, помимо продажи ее в качестве части действующего предприятия. Несмотря на то что многие сооружения, включая частные жилые дома, могут быть охарактеризованы как собственность «специального назначения», это определение в первую очередь приложимо к собственности, имеющей крайне ограниченный рынок либо вообще такового не имеющей; типичными примерами являются нефтеочистительные заводы, электростанции, судоремонтные заводы, специализированные производства, церкви, музеи, а также объекты собственности, имеющие специфическое местоположение для определенной деятельности.

Инвестиционная стоимость. Стоимость собственности для конкретного инвестора или группы инвесторов при определенных целях инвестирования. Это субъективное понятие соотносит конкретный объект собственности с конкретным инвестором или группой инвесторов, имеющими определенные цели и (или) критерии инвестирования. Термин «Инвестиционная стоимость» не следует путать с рыночной стоимостью инвестиционной собственности.

Стоимость действующего предприятия. Стоимость бизнеса в целом. Это понятие включает в себя оценку функционирующего предприятия и получения из общей стоимости действующего предприятия величин для составных частей, выражающих их вклад в общую стоимость, однако сама по себе ни одна из этих компонент рыночной стоимости не образует.

Бесплатная юридическая консультация:


Страховочная стоимость. Стоимость собственности, определяемая положениями страховочного контракта или полиса.

Облагаемая стоимость. Стоимость, рассчитываемая на базе определений, содержащихся в соответствующих нормативных документах, относящихся к налогообложению собственности. Хотя в некоторых юрисдикциях стоимость, используемая в качестве базы налогообложения, фигурирует как рыночная стоимость, тем не менее предписанные методы оценки могут привести к результатам, отличным от рыночной стоимости в смысле приведенного здесь определения.

Остаточная стоимость возмещения (ОСВ). ОСВ представляет собой метод оценки, основанный на расчете текущей рыночной стоимости земельного участка при его существующем использовании в сумме с общими затратами на возмещение (воспроизводство) улучшений за вычетом начислений на физический износ и всех соответствующих форм обесценения. Результат, являющийся нерыночным типом стоимости, называют остаточной стоимостью возмещения. Он определяется потенциальной рентабельностью или потенциалом услуг, оказываемых предприятием.

Утилизационная стоимость. Стоимость собственности (за исключением земельного участка), рассматриваемой не при существующем использовании, а как совокупность материалов, содержащихся в ней, без дополнительного ремонта и адаптации. Эта стоимость может рассчитываться как общие или как чистые затраты на реализацию и в последнем случае может совпадать с чистой стоимостью реализации.

Ликвидационная стоимость или стоимость при вынужденной продаже - денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости. В некоторых государствах к ситуациям вынужденной продажи могут быть отнесены случаи с недобровольным продавцом и покупателем или покупателями, информированными о затруднениях, испытываемых продавцом.

Специальная стоимость. Термин, относящийся к экстраординарным добавкам к рыночной стоимости. Специальная стоимость может возникнуть, например, благодаря физической, функциональной или экономической связи объекта собственности с некоторой другой собственностью, например территориально примыкающей к рассматриваемому объекту. Специальная стоимость представляет собой дополнительную стоимость, которая может иметь смысл скорее для определенного владельца или пользователя либо будущего владельца или пользователя, нежели для рынка в целом; то есть она применима к покупателю, имеющему особый интерес. Специальная стоимость может иметь прямое отношение к стоимости действующего предприятия. Оценщик должен позаботиться о том, чтобы отделить такие подходы от рыночной стоимости и оговорить все сделанные им допущения.

Кроме того, Международными стандартами оценки используются следующие термины.

Справедливая или объективная стоимость - денежная сумма, за которую может быть продано имущество (или списана задолженность) в результате коммерческой сделки между компетентными добровольными сторонами.

Амортизационная стоимость - стоимость приобретения имущества либо другая величина, заменяющая стоимость приобретения, например переоцененная стоимость, за вычетом расчетной остаточной стоимости имущества.

Переоцененная стоимость - стоимость собственности, производственных средств и оборудования, установленная в результате оценки, как правило, проведенной квалифицированным оценщиком.

Стоимость перспективной отдачи - величина, которую ожидается получить от будущего использования имущества, включая остаточную стоимость реализации.

Бесплатная юридическая консультация:


Чистая стоимость реализации - расчетная цена продажи имущества при нормальном состоянии дел в бизнесе за вычетом издержек на продажу и оформление. Таким образом, чистая стоимость реализации по своей природе аналогична рыночной стоимости за вычетом затрат на реализацию, но только в том случае, если были соблюдены все условия определения рыночной стоимости. В частности, это означает наличие достаточного количества времени для совершения сделки, определяющей рыночную стоимость. Рыночная стоимость, как правило, представляет собой валовую величину, номинал, из которого потом вычитаются расходы на реализацию.

Эффективная стоимость (Deprival Value или иногда Optimal Deprival Value) - стоимость имущества с точки зрения его настоящего владельца, равная большей из двух величин - потребительской стоимости имущества для данного владельца и стоимости реализации имущества. Эффективная стоимость является примером базы оценки, отражающей нерыночный характер понятия потребительской стоимости имущества как части действующего предприятия.

Анализируя приведенные выше определения различных видов стоимости с точки зрения их соответствия той стоимости, которая может быть определена арбитражным управляющим на основе результатов проведенной им инвентаризации, необходимо отметить следующее.

Продажа объектов в ходе процедур банкротства обусловлена особыми обстоятельствами, которые не позволяют соблюсти все требования к оценке рыночной стоимости, а именно отсутствием чрезвычайных обстоятельств, таких как невынужденный характер и неограниченный срок продажи объекта.

Так, например, в условиях проведения процедуры конкурсного производства продавец, в качестве которого выступает конкурсный управляющий, обязан продавать имущество должника в целях удовлетворения требований кредиторов. В связи с этим продажа в конкурсном производстве носит вынужденный характер.

Бесплатная юридическая консультация:


Срок продажи, как правило, ограничивается сроками проведения процедуры банкротства. При этом период реализации объекта несколько короче периода проведения конкурсного производства (намесяца), поскольку конкурсный управляющий до продажи обязан провести инвентаризацию имущества, оценку, а также представить собранию (в комитет) кредиторов для утверждения предложения о продаже. Хотя при этом не стоит забывать и о возможности продления конкурсного производства (на срок до шести месяцев) по мотивированному ходатайству конкурсного управляющего. В качестве такого мотивированного ходатайства может выступать и необходимость дополнительного времени для реализации объекта продажи. Поэтому срочность продаж в процедурах банкротства не всегда влияет на стоимость реализуемого объекта и зависит от каждого конкретного случая. Тем не менее ограничение по сроку продажи в конкурсном производстве присутствует.

Следует отметить, что вышеизложенное в значительной степени справедливо и для процедуры внешнего управления, несмотря на ее реабилитационный, а не ликвидационный характер.

Очевидно, что продажа различных объектов имущества должника во внешнем управлении проводится (в соответствии с планом внешнего управления) в совершенно иных целях, нежели в конкурсном производстве (а именно в целях восстановления платежеспособности должника). Однако различие в целеполаганиях при осуществлении таких продаж во внешнем управлении не меняет их вынужденного характера.

Срок продажи во внешнем управлении также ограничивается сроками проведения процедуры банкротства.

Более того, на стоимость продажи объекта и в конкурсном производстве, и во внешнем управлении влияют не только объективные, но и субъективные (психологические) факторы.

Бесплатная юридическая консультация:


Таким образом, вынужденность и срочность продаж в процедурах банкротства, как правило, снижает стоимость объекта, поэтому нередко фактическая цена (цена продажи) оказывается ниже оценочной рыночной стоимости объекта.

Как уже отмечалось ранее, влияние чрезвычайных обстоятельств учитывается при определении ликвидационной стоимости. В связи с этим та стоимость, которая должна определяться арбитражным управляющим по результатам проведенной им инвентаризации в целях установления начальной цены продажи имущества должника, близка к ликвидационной стоимости.

Однако информационная база и методы, используемые арбитражным управляющим для проведения оценки в процедурах банкротства, могут отличаться от применяемых профессиональными оценщиками. В связи с этим возникает необходимость определения специального вида стоимости имущества должника в процедурах банкротства для тех случаев, когда соответствующая оценка выполняется не профессиональным оценщиком, а арбитражным управляющим. При этом можно предложить ряд наименований данного специального вида стоимости. Это могут быть: специальная стоимость, расчетная стоимость, инвентаризационная стоимость, конкурсная стоимость, арбитражная стоимость или даже стоимостные характеристики имущества должника, выбор необходимой дефиниции представляется делом будущего научного осмысления и обсуждения данной проблемы.

Однако представляется, что уже сегодня возможно сформулировать требования, предъявляемые к данному специальному виду стоимости. Это расчетная величина, определяемая арбитражным управляющим в процедурах банкротства и отражающая, по его мнению, наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, не превышающий срока проведения процедуры банкротства, в условиях проведения процедуры банкротства. При определении такого вида стоимости (как и при определении ликвидационной стоимости) в отличие от определения рыночной стоимости учитывается влияние чрезвычайных обстоятельств, вынуждающих продавца продавать объект оценки на условиях, не вполне соответствующих рыночным.

С учетом того факта, что Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508 утвержден специальный Федеральный стандарт оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)», можно предложить разработку аналогичного специального стандарта оценки в целях определения начальной цены продажи имущества должника в процедурах банкротства.

Бесплатная юридическая консультация:


Тем не менее вне зависимости от того, как именно будет называться стоимость имущества, оценку которого необходимо дать арбитражному управляющему в целях предложения начальной цены продажи, представляется необходимым подтвердить следующий вывод: в процедурах банкротства (внешнего управления и конкурсного производства) существует необходимость проведения специальных экспертных действий по оценке имущества со стороны арбитражного управляющего.

Центра проблем банкротства,

при Правительстве РФ

заместитель исполнительного директора

Российского союза СРО

Бесплатная юридическая консультация:


Подписано в печать

г. Новосибирск, ул. Демьяна Бедного, д. 57, офис 24

Оценка собственности должника

Взыскать с должника долги и удовлетворить требования взыскателей и кредиторов часто можно только через продажу его собственности. Судебные приставы прибегают к такой процедуре, если у должника нет иного дохода. Имущество может представлять собой различные вещи, материальные блага, недвижимость, транспортные средства, которые необходимо сначала оценить, чтобы потом реализовать. Для этого проводится процедура оценки собственности заемщика.

В законе приведён перечень, в каких случаях должен быть привлечён оценщик. Пристав не может самостоятельно определить цену таких объектов, как:

Бесплатная юридическая консультация:


Должниками могут выступать не только физические и юридические лица, но и лица, признанные банкротами (индивидуальные предприниматели и организации). Тогда субъектами процесса выступает собрание кредиторов банкрота и назначенный арбитражный управляющий, открывающий конкурсное производство. В таких делах процедура оценки собственности должника с последующей его реализацией закреплена Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Далее рассмотрим основы оценки имущества в исполнительном и конкурсном производстве.

Постановление

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП. Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве».

Если в результате исполнительных действий будут обнаружены объекты имущества должника, определение цены которых находится вне компетенции пристава, он обязан будет в месячный срок привлечь специалиста. Перед процедурой оценки пристав сначала должен наложить арест на эту собственность, описать её и определить предварительную стоимость. После того, как оценщик определит цену указанных вещей, пристав в трёхдневный срок должен сделать постановление об оценке, и разослать его копии в адрес сторон процесса на следующий день.

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

Далее в постановлении указываются обстоятельства установления рыночных цен, какие данные были для этого использованы. После этого пристав определяет окончательную стоимость единицы каждого объекта и вычисляет итоговую величину стоимости в рублях.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок оценки имущества должника

Кроме Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» специалист оценщик руководствуется ещё несколькими Федеральными стандартами оценки, которые были утверждены Приказами Минэкономразвития и торговли. Федеральный стандарт оценки (ФСО №1), регламентирующий требования проведения процедуры и её этапы, был введён в действие Приказом № 297 от 20 мая 2015 года.

В соответствии с принятыми стандартами оценка должна состоять из следующих действий:

  1. Заключается договор с заказчиком (службой судебных приставов). Договор должен обязательно содержать подробное задание.
  2. Подготавливается и анализируется вся необходимая информация, собираются документы.
  3. Выбираются подходы и методы расчётов;
  4. Согласуются полученные результаты процедуры (когда необходимо).
  5. Составляется отчёт и заключение оценки.

В зависимости от специфики объекта могут применяться два и более подхода для его оценивания. В этом случае специалист должен согласовать полученные предварительные результаты. Если они будут существенно различаться, проводится дополнительный анализ результатов для выявления причины различия, что также отражается потом в заключении. Применение итоговой стоимости такого объекта будет находиться в пределах, указанных оценщиком.

Требование о проведении оценки имущества должника

В соответствии со ст. 139 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» существует понятие требования о проведении оценки имущества должника. Его может выдвинуть один из кредиторов (конкурсный кредитор или уполномоченный орган) при определённых условиях.

Такое требование должно быть выдвинуто в десятидневный срок после того как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве появятся результаты инвентаризации собственности банкрота. После получения документа у конкурсного управляющего есть два месяца на то, чтобы привлечь оценщика и обеспечить проведение процедуры. Оплата услуг специалиста должна осуществляться за счёт средств от продажи имущества банкрота.

Бесплатная юридическая консультация:


Оценка собственности в конкурсном производстве

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом. Данная процедура призвана удовлетворить кредиторов соразмерно их требованиям. Оценка имущества должника в этом случае проходит в соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

  • поручить оценку имущества банкрота профессиональному оценщику;
  • включить отчёт оценщика в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • согласовать полученный отчёт с органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчётам оценщиков, если банкротом является предприятие, четверть акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
  • отчитаться перед кредиторами о своей деятельности.

После проведения оценки собственности банкрота собрание кредиторов назначает начальную цену продажи предприятия в соответствии с рыночной стоимостью, которую определил оценщик. Привлечение специалиста в делах о банкротстве не всегда является обязательным: кредиторы сами могут оценить конкурсную массу, если балансовая стоимость её на момент признания банкротства составляла менее 100 тысяч рублей.

Издержки, связанные с привлечением оценщика, покрываются за счёт имущества должника. При этом из числа кредиторов может быть добровольно выдвинуто лицо, которое заплатит специалисту за работу. Этот кредитор в последующем имеет право получить возмещение указанных расходов в первую очередь.

Издержки

Все расходы по исполнительному производству, которые можно обосновать по закону, должны совершаться за счёт средств должника. В соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав либо сам оценивает имущество, либо привлекает специалиста, когда речь идёт об определённых объектах собственности.

Любая из сторон процесса может не согласиться с оценкой объектов, произведённой в ФССП, тогда и в этом случае требуется участие профессионального оценщика. При этом его услуги должна оплачивать несогласная сторона, то есть бремя расходов ложится на плечи того, кто оспаривает постановление пристава, будь то взыскатель или сам должник.

Бесплатная юридическая консультация:


Однако в соответствии со ст. 117 закона «Об исполнительном производстве» предусматривается возмещение понесённых расходов, если они были обоснованы. Это значит, что если, например, взыскатель возразил против оценки, произведённой приставом, добился привлечения специалиста оценщика, и оплатил его услуги, он имеет право в дальнейшем подать на возмещение этой платы за счёт средств должника. Основанием для этого становится постановление, которое утверждает старший судебный пристав отдела или его заместитель.

Стороны процесса могут обжаловать не только постановление пристава, но и отчёт оценщика. Если при разбирательстве дела будет выявлены нарушения, допущенные приглашённым специалистом, то тогда судебные издержки можно будет взыскать с него. Заказчик процедуры в лице службы судебных приставов имеет право требовать с оценщика возмещения затрат в связи с некачественной работой.

Срок оценки имущества должника

Если у должника удалось обнаружить имущество, которое в соответствии со ст. 85 Закона № 229-ФЗ должно быть оценено специалистом в данной области, судебный пристав выбирает и назначает его в течение месяца. В данном случае ФССП выступает заказчиком оценочной процедуры, а оценщик – исполнителем. Между ними заключается государственный контракт, где оговариваются сроки предоставления услуги.

В этот же срок он должен известить взыскателя и должника об окончании процесса, отправив им копии отчёта оценщика. Копии постановления с результатами определения цены объекта пристав направляет сторонам не позднее суток после его вынесения.

Выбор оценщика имущества

Только судебный пристав может назначить специалиста оценщика, если того требуют обстоятельства. Он отражает свой выбор в постановлении. Это следует из ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: привлечённый специалист не должен быть заинтересован в исходе дела, при этом он должен обладать специфическими знаниями и опытом в определённой области. Проведение оценки объектов собственности должно возлагаться на конкретное лицо с указанием его личных данных и квалификации.

Бесплатная юридическая консультация:


Порядок отбора оценщиков происходит на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственный контракт заключается с тем специалистом, саморегулируемая организация которого выиграет конкурс.

В обязанности пристава не входит согласование кандидатуры оценщика с участниками дела. Он только должен поставить их в известность о том, кого он назначил проводить процедуру. Делается это путём направления копий принятого постановления в адреса взыскателя и должника.

Обязанности оценщика имущества

Выбранный приставом оценщик не может уклониться или отказаться от возложенных на него обязанностей, ему следует сразу явиться по вызову в ФССП. Он несёт за это персональную ответственность, о чём его ставит в известность судебный исполнитель, ведущий дело. Оценщик также отвечает за достоверность своего заключение, за правильность определения итоговой стоимости объекта.

В процессе работы специалист должен следовать нормам, закреплённым в Федеральном законе № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В обязанности оценщика собственности должника входит:

  • провести процедуру оценки надлежащим образом;
  • сообщать о невозможности участия в процессе в силу каких-то обстоятельств, например, конфликта интересов;
  • отвечать на заданные приставом вопросы, консультировать его, оказывать необходимую помощь в сфере своей компетенции;
  • обеспечить сохранность представленных ему документов;
  • оформить отчёт по итогам процедуры в соответствии с принятыми стандартами;
  • не разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе работы, если она является конфиденциальной.

Работа специалиста не является безвозмездной. Его вознаграждение относится к расходам за совершение действий по исполнительному производству. При этом оценщик работает только с приставом, направляет ему свой отчёт. В его обязанности не входит извещать стороны об окончании процедуры оценки имущества и направлять им своё заключение. Это делает сам судебный исполнитель, который должен в трёхдневный срок после получения отправить его копии сторонам.

Отчёт

Результат своей работы оценщик отражает в отчёте. Это документ, на основе которого судебный пристав в дальнейшем делает постановление об оценке имущества должника. Нормативная база данного документа закреплена Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года №299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)».

Среди требований к составлению документа выделяют следующие нормы:

  • стоимость объекта (рыночная или иная) должна быть достоверной, обоснованной профессиональным суждением специалиста;
  • при работе оценщик должен использовать только подтверждённую информацию, существенно влияющую на стоимость объекта, чтобы её можно было изложить однозначно;
  • допустимо оформлять документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме, подписанной электронной подписью;
  • отпечатанный на бумаге отчёт должен иметь нумерацию страниц, подпись и печать специалиста оценщика или его организации, а также прошивку с наклейкой с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Отдельные объекты оценки могут подразумевать использование специальных форм отчётов.

Отчёт оценщика должен содержать следующие реквизиты и пункты:

  • дату и номер;
  • задание;
  • стандарты и допущения;
  • сведения о лице, заказавшем услугу;
  • общая и контактная информация о самом исполнителе, сведения об его членстве в организации оценщиков;
  • данные обо всех привлечённых в ходе процедуры специалистах;
  • описание объекта;
  • результаты оценки в виде итоговой величины стоимости с ограничениями и пределами её применения;
  • перечень документов, характеризующих качественные и количественные признаки объекта, которые были использованы специалистом.

К отчету могут прилагаться копии различных правоустанавливающих и подтверждающих документов, экспертных заключений или документов по технической инвентаризации объектов.

Обжалование оценки имущества должника

Закон предоставляет право любой стороне исполнительного производства обжаловать результат оценки собственности должника. Раньше такая возможность могла быть предоставлена только в том, случае, если процедуру произвёл судебный пристав самостоятельно. После получения копии постановления лица могут в десятидневный срок обжаловать стоимость имущества, если она, по их мнению, не соответствует рыночным ценам.

Таким образом, сторона исполнительного производства может обжаловать процесс двумя способами:

  1. Подать в суд иск о неправомерности стоимости, указанной в оценочном отчёте.
  2. Обжаловать постановление судебного пристава в судебном порядке.

Суд будет рассматривать претензии заявителя, и проверять правильность оценки вне зависимости от того, каким из этих способов он подал иск. В качестве заинтересованной стороны при оспаривании первым способом привлекается судебный пристав, для второго способа – сам оценщик. При этом истец может представить в суде основания для отвода этого специалиста, такие как, например, несоответствие квалификации или заинтересованность стороны.

После того, как суд вынесет окончательное решение по результатам исковых производств об обжаловании оценки объектов собственности, ранее вынесенное постановление должно быть отменено старшим судебным приставом. На основании решения суда выносится новое постановление.

Реализация имущества - судебная процедура, от успеха которой напрямую зависит, насколько будут удовлетворены требования кредиторов. Перед торгами важна правильная оценка имущества должника, обязанности по проведению которой при банкротстве граждан возлагаются на финуправляющего. Рассмотрим, какое имущество подлежит изъятию и оценке, как определяется стартовая стоимость, и что делать, если цена не устраивает.

Какое имущество подлежит оценке при банкротстве

Регулируется ст. 213.26 Закона № 127-ФЗ, определяющей сроки и порядок процедуры. Кроме того, согласно положениям ст. 213.25 Закона о банкротстве, будет продано имущество, которое принадлежало должнику до признания несостоятельности, и собственность, купленная уже после подачи заявления. Но руководствуясь ст. 446 ГПК, стоит определить часть имущества, не попадающего под реализацию:

  • единственное жилье (включая земельный участок, на котором оно расположено), не находящееся в залоге или ипотеке;
  • предметы быта и личного пользования;
  • вещи и техника стоимостью ниже 10 тысяч рублей;
  • орудия профессиональной деятельности (стоимостью до 100 МРОТ);
  • домашние животные и скот (если они не используется в предпринимательской деятельности), постройки для их содержания, посевные семена;
  • доходы в размере не больше прожиточного минимума для гражданина (дополнительно учитываются иждивенцы);
  • топливо для отопления жилища и приготовления пищи;
  • транспорт, принадлежности и приспособления, необходимые для гражданина-инвалида;
  • призы, награды, памятные знаки.

Сложности могут возникнуть при реализации ипотечной или заложенной жилплощади, в которой прописан несовершеннолетний. К делу привлекаются органы опеки, которые требуют объяснений о новом месте жительства ребенка. Регистрация детей в ипотечной квартире не препятствует ее продаже на торгах, хотя является основанием для обращения по государственной программе помощи ипотечным заемщикам. И однозначно стоит посоветоваться с юристами, если вы вступаете в банкротство с единственной квартирой, заложенной в ипотеку.

Остальные имущественные ценности, ювелирные изделия, предметы роскоши, движимое и недвижимое имущество, доли в уставных капиталах и ценные бумаги, принадлежащие должнику, будут проданы при банкротстве.

Также стоит учитывать, что одновременно с признанием несостоятельности физического лица гражданин банкротится и как бывший ИП. Соответственно, под реализацию попадают и активы частного предпринимателя.

В ходе банкротства физического лица реализуется как единолично принадлежащее банкроту, так и общее или долевое имущество. К примеру, совместно нажитое супругами в браке. Но после продажи доля других собственников будет возмещена в денежном эквиваленте.

Как выявляется и описывается имущество

Если инициатором процедуры банкротства физического лица был должник, то в его обязанности входит предоставление подробной описи принадлежащего ему по праву полной или долевой собственности имущества.

Важно! Арбитражный управляющий проводит проверку на соответствие отраженной в документах информации с реальным положением дел. Попытки скрыть имущество , «забыв» включить в перечень, обречены на провал.

В начальной стадии процедуры реализации имущества должника финансовый управляющий проводит следующие мероприятия:

  1. Устанавливается достоверность представленного должником списка имущества.
  2. Выполняется розыск сокрытого имущества, не включенного в перечень.
  3. Проверяются заключенные за последние 3 года сделки с имуществом. При наличии оснований управляющий подает в суд заявление о признании недействительными в отношении подозрительных сделок.
  4. Исключается имущество, не подлежащее взысканию.

В итоге финансовый управляющий формирует финальную опись имущества, включающую перечень подлежащего реализации имущества должника, отличительные характеристики, наименование, идентификационные коды и примечания. Следующим этапом станет оценка.

Как проводят оценку имущества

Оценка имущества должника при банкротстве производится финуправляющим самостоятельно. Но также Закон о банкротстве 127-ФЗ допускает привлечение независимых экспертов по оценке, при этом оплата их услуг должна производиться финуправляющим из собственного вознаграждения.

Для адекватной оценки стоимости реализуемого имущества арбитражный управляющий пользуется разработанными методиками:

  1. Берет за основу представленные банкротом платежные документы, скорректировав указанные в них цены с учетом коэффициента износа и инфляции.
  2. Проводит сравнительный анализ объявлений о продаже имущества с аналогичными характеристиками (одинаковой модели) и выводит среднюю рыночную стоимость. Подобный подход актуален при оценке техники, автомобилей.
  3. Рассчитывает объемы затрат, необходимых для получения аналогичного имущества. К примеру, покупка квартиры плюс проведение ремонта, соответствующего ремонту на реализуемой жилплощади.
  4. Рассчитывает величину потенциального дохода, который можно получить при владении данным имуществом или его коммерческом использовании. Так может быть рассчитана стоимость долей в уставных капиталах юридических лиц: с учетом размера дивидендов.

Драгоценности, предметы роскоши, антиквариат, иностранные ценные бумаги адекватно могут быть оценены только профессиональным оценщиком.

После проведения оценки имущества финуправляющий уведомляет о её результатах участников процесса. Стороны вправе принять рассчитанную арбитражным управляющим стартовую цену имущества или потребовать проведения независимой оценки, подав заявление в Арбитражный суд.

К проведению независимой оценки имущества допускаются только лица, имеющие разрешение на ведение оценочной деятельности, то есть состоящие в СРО (список на портале Росреестра) и застраховавшие свою деятельность. Оплачивает их услуги заказавшая сторона: должник или кредитор.

Отметим, что арбитражный управляющий лично заинтересован в продаже имущества должника по максимальной цене. Ведь согласно закону о банкротстве физических лиц, при реализации ему причитается вознаграждение в размере 7% от вырученных с продажи имущества должника денег.

Как реализуется имущество, и распределяются средства

В течение месяца после формирования описи и оценки имущества должника финуправляющий обязан передать в суд план реализации - положение о торгах. Документ устанавливает порядок, условия и сроки продажи конкурсной массы. Рассмотрев положение и заслушав стороны, Арбитражный суд утверждает положение. Стороны вправе обжаловать судебный акт, нарушающий их права и интересы.

Затем финуправляющий приступает к реализации имущества, придерживаясь следующего порядка:

  1. Имущественные ценности, стоимость которых согласно проведенной оценке составила менее 100 тысяч рублей, реализуются путем прямой продажи.
  2. Имущество ценой свыше 100 тысяч рублей и объекты недвижимости (вне зависимости от оценочной стоимости) реализуются в ходе открытых путем размещения лотов на специализированных торговых площадках.
  3. Продажа имущества должника, находящегося за рубежом, выполняется с учетом законодательства страны, на территории которой оно находится, либо руководствуясь положениями международного договора.

Продажа залогового имущества осуществляется следующим образом:

  1. Начальная стоимость и порядок торгов устанавливается кредитором-залогодержателем.
  2. Разногласия между залогодержателем и финуправляющим о порядке проведения торгов и стоимости имущества передаются на рассмотрение в Арбитражный суд.
  3. При продаже залогового имущества 80% от суммы направляется на погашение задолженности перед залогодержателем. Остальная часть средств - на удовлетворение требований прочих кредиторов и покрытие текущих расходов.

Не реализованное в ходе банкротства физических лиц имущество финуправляющий предложит кредиторам должника. Если оно останется невостребованным, то будет возвращено должнику после окончания процедуры банкротства по акту приема-передачи.

Столкнулись с неправильной оценкой имущества или в конкурсную массу были включены жизненно необходимые предметы? Наши кредитные юристы помогут отстоять ваши права в ходе процедуры банкротства и уберечь имущество от реализации. Для получения консультации позвоните нам по телефону или напишите онлайн.

Получить план списания ваших долгов

Видео: наши услуги по банкротству физ. лиц

Именно от этого во многом будут зависеть ключевые этапы данной процедуры. Оценка имущества должника приставом-исполнителем проводится в несколько этапов:

  • сбор и анализ информации и документации, которая понадобится для проведения оценки (начинается сразу после ареста имущества);
  • проведение необходимых расчетов;
  • определение итоговой рыночной стоимости объекта недвижимости и фиксация его в постановлении.

В акте об аресте имущества прописывается детальная информация обо всей собственности должника: ее характеристики (наименование, марка, производитель, модель); отличительные черты вещи (уникальный номер и год выпуска); сведения о комплектности и техническом состоянии (наличие всех аксессуаров, гарантийного талона, сертификатов); подтверждение соответствия вещи установленным требованиям и стандартам; состояние (степень износа, наличие дефектов).

Особенности оценки имущества в деле о банкротстве

Необходимо обратить внимание, что ни в Законе о банкротстве, ни в Законе об оценочной деятельности нет специального термина «ликвидационная стоимость». Данное понятие фигурирует только в Стандартах оценки, в них вводится понятие «срок экспозиции». Для каждого объекта оценки срок экспозиции индивидуален.
При проведении оценки срок экспозиции определяется на основе маркетинговых исследований. Если говорить конкретно о конкурсном производстве, то поправку на сокращенный срок экспозиции при определении стоимости объекта в общем случае можно не учитывать, поскольку сроки конкурсного производства, как правило, для большей части оцениваемых объектов превышают срок действия отчета об оценке. Считаем, что в рамках конкурсного производства необходимо оценивать рыночную стоимость объекта, имеющую по определению вероятный характер, следовательно имеющую как минимальный, так и максимальный размеры.

К вопросу оценки стоимости имущества должника

В процедурах внешнего управления речь идет об определении начальной цены продажи имущества (предприятия) (п.5 ст. 110, п.3 ст.111 Закона), которая устанавливается решением собрания кредиторов (комитета кредиторов) на основании рыночной стоимости имущества, определенной Оценщиком. Другими словами, стоимость имущества должника, определяемая Оценщиком в рамках конкурсного производства, является формально не устанавливающей обязанностей участников руководствоваться ею. Собрание кредиторов «принимает к сведению» Отчет об оценке для самостоятельного принятия решения.
Стоимость, определенная Оценщиком, не порождает правовых последствий для лиц, участвующих в конкурсном производстве. Именно поэтому суды отказывают в удовлетворении отдельных исков об оспаривании результатов оценки имущества должника в конкурсном производстве лицам, перечисленным в части 2 пункта 3 статьи 130 Закона о банкротстве.

Статья 130. оценка имущества должника

Инфо

К одному из таких требований относится необходимость указания стоимости, подлежащей определению. В рамках процедуры банкротства устанавливается либо рыночная, либо ликвидационная стоимость имущества. В соответствии со ст. 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.


Однако процедура банкротства порождает возникновение таких чрезвычайных обстоятельств, как вынужденное отчуждение объекта оценки. Поскольку объект реализуется на торгах, то времени на его реализацию может быть меньше, чем при обычных условиях.

Оценка имущества должника в конкурсном производстве

В конкурсном производстве в форме отдельного иска может быть оспорена величина стоимости объекта оценки лишь конкурсным управляющим, находящимся в договорных отношениях с Оценщиком. Не исключено что поэтому законодатель (мнение авторов) не ввел его в круг лиц в части 2 п.3 ст. 130, имеющих право обжалования. Однако авторы настоящей статьи не знакомы с такой судебной практикой.
Порядок и форма обжалования результатов оценки в конкурсном производстве Если оспорить оценку нельзя путем предъявления отдельного иска, то это не означает абсолютную недоступность проверить в судебном порядке качество предоставленных услуг по оценке.

Проведение процедуры оценки собственности должника

Постановление содержит указание на судебного исполнителя, наименование подразделения ФССП, номер и дату исполнительного документа. Здесь прописывается сам факт самостоятельной оценкиприставом имущества со ссылкой на ст.82 «Об исполнительном производстве». Далее пристав прописывает примерную (которая в дальнейшем подлежит корректировке) или итоговую стоимость каждой перечисленной вещи.

Важно

В основном судебные исполнители руководствуются в своей оценке рыночной стоимостью вещей. Именно отталкиваясь от рыночного значения должна будет определяться стартовая цена реализации имущества на торгах. Рыночная стоимость является динамической величиной и отражает, какую можно получить выручку от сделки в текущий момент времени.


Поэтому произведенная оценка имеет свой срок давности. Он составляет не более полугода. Если указанный срок истек, возникает потребность в новой оценочной работе.

Как оценивают имущество при банкротстве

Апелляционная инстанция в иске УМНС к «АК «Триада» отказала. Кассационная инстанция по данному делу в своём Постановлении указала что, 1) «В статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, … признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное»; 2) «апелляционный суд правомерно указал, что оспаривание достоверности определения независимым оценщиком величины стоимости объекта оценки путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица.

Особенности оценки стоимости в конкурсном производстве

Внимание

Распространенной ошибкой при обжаловании результатов оценки имущества должника в конкурсном производстве является их оспаривание посредством предъявления отдельного иска. В рамках конкурсного производства суды отказывают в удовлетворении исковых требований в случае предъявления отдельного иска о признании недействительным отчета независимого оценщика или иска об оспаривании достоверности величины стоимости объекта оценки, указанной в отчете независимого оценщика. Это при том, что статьей 130 Закона о банкротстве предусмотрена обязательность привлечения независимого оценщика (далее — Оценщик), а также возможность реализации права на обжалование результатов оценки заинтересованными лицами, не связанными с оценщиком напрямую договорными отношениями.


Подача подобных исков связана с неправильной трактовкой части 2 пункта 3 ст.

Оценка собственности должника

В случае дачи положительного заключения или, наоборот, отсутствия заключения по каким-то причинам собрание кредиторов или комитет кредиторов устанавливает начальную цену продажи имущества должника на основании рыночной стоимости такого имущества, определенной в соответствии с отчетом об оценке. Как видим, оценка имущества в деле о банкротстве имеет свои особенности, однако в связи с разнородностью имущества, которое может иметься у должника, необходимости в разработке отдельного стандарта оценки имущества, подлежащего реализации на торгах в ходе банкротства, нет необходимости. Эти нюансы просто следует знать и учитывать, чтобы лучше разобраться в сути происходящих событий в процедуре банкротства.

При определении ликвидационной стоимости ключевую роль как раз играют сжатые сроки, отведенные для продажи объекта оценки. Стоимость объекта снижается, а значит, ликвидационная стоимость всегда будет ниже рыночной. 3. Сроки реализации Большое значение при оценке имущества в рамках банкротства приобретает срок, оставшийся до окончания конкурсного производства, в который необходимо реализовать объект оценки на торгах.
Чем он больше, тем по более высокой цене можно продать имущество должника. 4. Обязательность привлечения оценщика В ряде случаев привлечение оценщика к определению стоимости имущества, подлежащего реализации, является обязательным, т. е. право арбитражного управляющего на привлечение оценщика трансформируется в его обязанность.

Случаи обязательного привлечения оценщика при банкротстве

В законе указано несколько таких случаев: - должник - унитарное предприятие; - должник - акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности. Подлежит обязательной оценке независимым оценщиком и имущество, являющееся предметом залога, и движимое имущества, балансовая стоимость которого на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления о признании должника банкротом, превышает 100 тыс. руб. 5. Особенности отчета об оценке Если должником является унитарное предприятие или акционерное общество, более 25% голосующих акций которого находится в государственной или муниципальной собственности, к отчету об оценке необходимо приложить заключение Росимущества на подготовленный отчет.

Загрузка...