musings.ru

Методы принятия решений в таможенных органах. Особенности принятия управленческих решений в таможенных органах

Организация процесса управления в таможенных органах. Процесс управления в системе таможенных органов. Принципы организации процессов управления в таможенных органах. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера но и других людей и во многих случаях всей организации понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для каждого кто хочет добиться успеха в области управления.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

1606. Особенности разработки и принятия управленческих решений в сфере торговли 44.72 KB
Процесс принятия решений - это циклическая последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения.
10567. Технология разработки и принятия управленческих решений 124.08 KB
Методы моделирования и оптимизации решений Методы моделирования называемые также методами исследования операций базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач. Количество конкретных всевозможных моделей почти также велико как и число проблем для решения которых они разработаны. Очевидно что возможность прогнозировать действия конкурентов существенное преимущество для любой коммерческой организации. Первоначально разработанные для военностратегических целей модели...
7980. Процесс принятия и реализации управленческих решений 24.35 KB
При возникновении и определении проблемы необходимо ответить на следующие вопросы: В чем суть проблемы Где возникла проблема объект проблемы бригада оборудование коллектив С кем связана проблема субъект проблемы социальный или интеллектуальный ее элемент С чем связана проблема связи проблемы Для чего необходимо решать проблему цель решения проблемы Понятие решение в научной литературе трактуется поразному. Основные компоненты управленческого решения: множество возможных вариантов; нормативный документ...
11100. Анализ процесса принятия управленческих решений 15.26 KB
Принятие управленческих решений в условиях активизации управленческого мышления. Анализ процесса принятия управленческих решений. Деятельность руководителя в повышении эффективности принятия решений. Проанализировать процесс принятия управленческих решений.
17937. Информационная база принятия краткосрочных управленческих решений 54.22 KB
Исследования отечественных и зарубежных специалистов показывают что до 25 всех управленческих решений еще до их принятия можно было оценить как невыполнимые и тем самым избежать затрат управленческого труда на разработку и принятие решений. Такой высокий брак в управленческой деятельности свидетельствует о крайне неэффективной организации процесса проработки решений в практике хозяйствующих субъектов. Поэтому реализация на практике научно обоснованных подходов именно в подготовке управленческих решений и на современном этапе развития имеет...
13144. Система подготовки, принятия и реализации управленческих решений в организации 43.79 KB
Выработка и принятие решений это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня включающий: выработку и постановку цели; изучение проблемы на основе получаемой информации; выбор и обоснование критериев эффективности результативности и возможных последствий принимаемого решения; обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы задачи; выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения; конкретизацию решения для его исполнителей. На стадии реализации решения принимаются меры для...
16374. тематические модели для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в социально- экономических с 42.8 KB
Чебоксары Математические модели для поддержки принятия оптимальных управленческих решений в социально- экономических системах Введение В социально- экономической сфере большое значение имеет построение математических моделей с помощью которых можно адекватно описать многообразие процессов протекающих в них. Модель отражает гипотезу об основных факторах развития социальной системы выраженных в частности в показателях удовлетворенности социальными потребностями. Важность таких моделей заключается в возможности прогнозирования на их основе...
1203. Основные направления борьбы с корупцией в таможенных органах на основе анализа международного опыта 255.72 KB
Понятие коррупции и история ее возникновения в таможенных органах. Требования по предупреждению коррупционных правонарушений Основные направления по противодействию коррупции. Причины возникновения коррупции модели и индексы. Основные принципы противодействия коррупции.
10569. Классификация управленческих решений 266.22 KB
Классификация управленческих решений. Разработка управленческого решения. Особенности управленческих решений Обыденные и управленческие решения. Обыденные решения это решения принимаемые людьми в повседневной жизни.
1828. Критерий принятия решений 116.95 KB
Критерий принятия решений – это функция, выражающая предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР), и определяющая правило, по которому выбирается приемлемый или оптимальный вариант решения.

При изучении методов управления особенно необходимо учитывать, что направленность их воздействия определяется конкретной целью, поставленной?еред социально-экономической системой, в том числе?еред таможенной службой. Такая цель требует решения конкретных организационных, экономических, социальных и технических задач, что в свою очередь требует применения соответствующих методов управления.

В процессе реализации в таможенных органах таких функций управления, как организация и регулирование, с помощью организационно-распорядительных (адми???тративных) методов формируются отношения, которые включают такие ас?екты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др. Особенность организационно-распорядительных методов в таможенных органах, как государственных, состоит в том, что они выражают прямое директивное воздействие на систему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности исполнения нормативно-правовых и директивных документов. В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные.

Ведущее место отводится методам организационного воздействия, составляющим?ервую группу. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организационного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключается в разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характера, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, определяющие и устанавливающие внутренний порядок работы, организационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регламентирование, осуществляемое штатными расписаниями и должностными инструкциями.

Нормирование - это менее жесткий тип организационного воздействия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. Организационное нормирование определяет пути и порядок выполнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе. В практике управления таможенным и органами используются некоторые нормы времени и другие нормативы и идет постоянный процесс их совершенствования. Инструктирование - всегда имеет форму методической и информационной помощи, направленной на ус?ешное выполнение работы.

Второй группой организационно-распорядительных методов управления являются методы распорядительного воздействия, которые выражаются в повседневном о?еративном обес?ечении слаженной работы органов управления. Это методы текущей организационной работы, базирующиеся на организационной структуре, сформированной путем организационного воздействия.

В основе методов распорядительного воздействия в таможенной системе лежат полномочия и обязанности. Данные методы реализуются путем принятия решения коллегии ФТС России, издания приказов, указаний, распоряжений, положений, резолюций на документах, а также принятия и доведения управленческих решений в устной форме. Приказы в таможенной системе издают только линейные руководители, распоряжения - их заместители и руководители функциональных служб в пределах деле???ованных им прав и полномочий. В России правом подписи приказов пользуются и заместители руководителя в пределах своих полномочий.

Третьей группой организационно-распорядительных методов управления являются методы дисциплинарного воздействия. Суть этих методов в таможенных органах состоит в установлении ответственности. Предназначены они для поддержания стабильности организационных связей в системе управления посредством дисциплинарных требований и системы ответственности. Выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Все указанные три группы организационно-распорядительных методов используются в таможенной системе как раздельно, так и совместно, дополняя и обогащая друг друга.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономической системы и отношения между ними в процессе управления. К правовым методам относятся: разработка, использование и применение правовых норм, формирование правовых отношений, соблюдение требований правовых актов. Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют характер и содержание отношений, в которые они вступают с другими организациями. Основными такими правовыми нормами являются: ТК РФ, Закон "О службе в таможенных органах РФ", Положение о ФТС России, положения о других таможенных органах РФ и ряд других. Деятельность управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некото?ы? других законодательств.

Социальные и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, в связи с этим существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его. Целью социальных и психологических методов является обес?ечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные ас?екты. Социальные методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и мотивирования. Методы социального воздействия находят отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

Психологические методы управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения. Применение психологических методов управления должно осуществляться в комплексе с социальными, организационными и экономическими методами, так как только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

Экономические методы управления - это система способов целенаправленного воздействия на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования. Важной особенностью экономических методов управления является то, что они направлены на обес?ечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два ас?екта: ?ервый - управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй - управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы. Метод экономического стимулирования базируется на втором ас?екте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.


Ключевые слова: УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; УЧАСТНИКИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; АЛГОРИТМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ; MANAGEMENT SOLUTIONS; CUSTOMS BODIES; PARTICIPANTS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY; ALGORITHM OF ADOPTION OF MANAGEMENT DECISION.

Аннотация: В статье проанализированы требования, предъявляемые к принимаемым в таможенных органах управленческим решениям. Сформулированы законы управления таможенными органами, алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах, внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений.

В рамках процесса принятие управленческих решений играет ключевую роль, поскольку от их точности, правильности, а также своевременности и эффективности зависит дальнейшая результативность функционирования таможенного органа. Управленческое решение – это директивный фиксированный акт субъекта управления, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели . Управленческое решение является результатом управленческой деятельности и направлено на разрешение вопросов, которые в настоящий момент времени требуют своего выполнения.

Как и любая управленческая деятельность, управление таможенными органами базируется на ряде законов.

Таблица 1

Законы управления таможенными органами

В процессе осуществления своей деятельности таможенные органы опираются на эти законы управления. К примеру, такой закон как централизованное управление говорит о том, что в управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки эти уровни между собой. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем выше уровень централизации управления.

Также процесс принятия управленческих решений характеризуется определенным взаимодействием между уровнями управления с целью координации принимаемых решений. Обеспечение вертикальной взаимосвязи между уровнями управления представлено планами, правилами и общим руководством в принятии решений. Горизонтальная связь характеризуется принятием двусторонних решений, целевыми группами и матричным типом взаимодействия.

Рисунок 1. Обеспечение вертикальной и горизонтальной взаимосвязи между уровнями управления

Процесс принятия решений осуществляет линейный руководитель. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководству. Эта взаимосвязь отражает иерархическую структуру таможенных органов. В данной системе иерархия создается в принятии решений по линейным должностям.

Чтобы снизить роль субъективных факторов, обеспечить необходимый уровень качества принятия управленческих решений, в таможенных органах используется алгоритм – последовательность действий, направленных на исполнение задуманного. Именно правильные алгоритмы могут помочь нам сохранить нужный баланс между порядком и хаосом, между тщательной регламентацией и спонтанным выбором.


Рисунок 2. Алгоритм принятия управленческих решений в таможенных органах

Использование алгоритма помогает достигать максимального результата в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах, также эта определенность действий направлена на сокращение времени и издержек.

Для того, чтобы принимаемое управленческое решение было эффективным, руководитель должен соблюдать определенные условия или требования, обязательные к выполнению. Опираясь на них в процессе поиска решения, управляющее лицо сможет принять наиболее правильное решение, тем самым разрешив существующую проблему. Единство целей направлено на обеспечение условий непротиворечивости в системе таможенных органов. С помощью краткости формулировок происходит лучшее усвоение задачи исполнителем. Объективность важна для учета фактического положения и состояния дел.


Рисунок 3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям, принимаемым таможенными органами

Помимо требований, предъявляемым к управленческим решениям, на процесс принятия решений также влияют и личные качества руководители. Он должен иметь широкий кругозор, осознавать, что его стиль и методы работы оказывают влияние на процесс выработки и реализации решения, нести ответственность. Гибкий ум и критическое мышление должны направлять руководителя на создание нового видения решения проблемы, а использование харизмы должно вдохновлять подчинённых и вызывать энтузиазм к осуществлению действий по достижению цели.

В ходе поиска решения руководитель осуществляет основные функции управляющего :
— отвечает за процесс выработки решения;
— определяет задачи, генерирует инструментарий для решения проблемы;
— осуществляет работу по принятию решения;
— формирует выполнение решения, управляя деятельностью на этапе реализации принятого решения.

Помимо требований, на процесс принятия управленческих решений влияют факторы, которые могут возникать как внутри таможенных органов (внутренние факторы), так и во внешней среде при взаимодействии с участниками ВЭД (внешние факторы). Внутренние и внешние факторы влияния на таможенные органы представлены в таблице 2.

Таблица 2

Внутренние и внешние факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений в таможенных органах

Внешние факторы

Внутренние факторы

влияние систем управления более высокого уровня (Президент, Федеральное собрание. Председатель Правительства, руководитель ФТС) наличие действенной связи между таможенными органами
физико-географические условия и телекоммуникационные системы укомплектованность таможенных органов высококвалифицированными кадрами, наличие производственных помещений и материально-технической базы
состояние экономики региона деятельности таможенного органа (производство, торговля, направления и особенности товаропотоков, количество участников ВЭД, степень криминализации околотаможенной среды) разработка и внедрение новейших информационных технологий, создание баз данных. Наличие технических средств, обеспечивающих своевременное информационное обеспечение
присутствие эффективных методик оценки эффективности работы подразделений

Объектами воздействия и важными компонентами внешней среды функционирования таможенных органов являются внешнеэкономическая деятельность, государственная и экономическая безопасность. Своей деятельностью таможенные органы влияют на эти объекты внешней среды, добиваясь желаемого состояния.

Таким образом, в процессе принятия управленческого решения в таможенных органах важно соблюдать предъявляемые требования, так как они напрямую влияют на качество принятого решения и, как следствие, на успешное функционирование системы таможенных органов. Процесс выработки и реализации управленческого решения - это деятельность, осуществляемая по определенной технологии с использовани­ем различных методов и технических средств, направленная на поиск выхода из определенной управленческой ситуации путем формирования, а затем реализации воздействия на объект управления .

Упорядочение этапов и действий, составляющих процесс принятия решений - весьма насущная проблема и для построения организационных структур управления, и для разработки и применения математических, системных, эвристических методов поиска и выбора решений, и для рационализации информационных потоков в организации, и для решения многих других управленческих проблем. Именно поэтому процесс принятия решений до сих пор является предметом исследований многих. На сегодняшний день проблема изучения и совершенствования процесса принятия решений рассматривается как многодисциплинарная, требующая привлечения всего комплекса научных дисциплин, группирующихся вокруг науки управления.

Список литературы

  1. Гапоненко, Т. В. Управленческие решения – М.: Феникс, 2008. – 288 c.
  2. Голубков Е. П. Инновационный менеджмент. Технология принятия управленческих решений: учебное пособие – М.: Издательство Дело и сервис, 2012. – 463 с.
  3. Грибов В. Д. Управленческая деятельность: учебник и практикум для академического бакалавриата – М.: Издательство Юрайт, 2015. - 335 с.
  4. Макрусев В.В. Таможенный менеджмент: учебник. – СПб.: Издательство Интермедия, 2014. – 384с.
  5. Тебекин, А. В. Методы принятия управленческих решений. Учебник – М.: Юрайт, 2014. – 572 c.
  6. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений – М.: Дашков и Ко, 2010. – 324 c.

В системе таможенных органов, как и в любой системе управления, разрабатывается и принимается огромное количество решений, касающихся как работы в сфере государственного регулирования ВЭД в целом, так и по самым различным вопросам, возникающим в таможенной сфере. Собственно, весь процесс управления состоит из непрерывной цепи решений. Результативность работы таможенных органов во многом зависит от качества решений, которые принимаются на всех уровнях управления.

Решения принимаются по вопросам управленческой (административной) деятельности, оперативно – розыскной деятельности, а также по вопросам дознания и следствия. При осуществлении дознания и следствия таможенные органы принимают юридические решения (акты) уголовно-процессуального характера, порядок их принятия регламентируется уголовно-процессуальным законодательством.

Большинство принимаемых таможенными органами решений относится к сфере административной деятельности таможенных органов. Они направлены на разрешение вопросов, возникающих в процессе управления внутри системы таможенных органов и в ходе осуществлении основных функций, возложенных на таможенные органы.

Управленческое решение представляет собой программу действий в форме предписания (директивы), содержащего постановку целей по трудовым и материальным ресурсам, а также пути и средства достижения этих целей и формы организующей деятельности субъектов и объектов управления при реализации решений.

Управленческое решение – это, прежде всего, мыслительно-волевой акт выбора субъектом управления того или иного варианта поведения системы управления.

В решении формулируются цели и задачи, стоящие перед объектами управления, предусматривается мера их дозволенного поведения, определяется, какие ресурсы необходимы для реализации целей и задач.

Управленческое решение в таможенных органах – это решение, принимаемое в одностороннем порядке в соответствие с установленной процедурой компетентными таможенными органами и сотрудниками, направленное на разрешение вопросов и ситуаций, возникающих в сфере управления внешнеэкономической деятельностью и в сфере таможенных органов.

Основаниями принятия решений являются:

Указания вышестоящих органов;

Сбои (неполадки) в управляемой системе;

Истечение срока действия предыдущего решения;

Необходимость корректировки ранее принятого решения;

Новое состояние управляемого объекта;

Изменение жизненной ситуации и др.

Управленческие решения принято классифицировать по следующим признакам.

Признаки управленческого решения :

1. Управленческое решение носит субъективный характер. Однако качество решения предопределяется, прежде всего, тем, в какой мере оно учитывает объективно существующие закономерности и связи в обществе. Знание закономерностей общественного развития, среды функционирования и состояния управляющей и управляемой систем, учет особенностей конкретной ситуации позволяют подходить к выработке решений с научных позиций.



2. Управленческое решение обладает директивным, властным характером и является обязательным для тех, кому адресовано. Исполнение решения гарантируется, а необходимость обеспечивается мерами принуждения. При этом субъект управления, принявший решение, может вести разъяснительную и организационную работу со своими подчиненными по исполнению решения.

3. Управленческие решения принимается в результате согласования воли субъекта управления с волей другого участника управленческого отношения, либо в результате волеизъявления одного субъекта управления. Однако в том и другом случае решение принимается в одностороннем порядке. Оно исходит от компетентного органа, должностного лица-субъекта управления.

Причем в таком же порядке принимаются и те решения, которые являются результатом совместных действий (на основе сотрудничества) нескольких, не связанных отношениями подчиненности, органов – субъектов управления. В последнем случае оно влечет возникновение, изменение или прекращение управленческих отношений (например, решения об освобождении лица от должности).

Следовательно, решение может регулировать как абстрактные, так и конкретные общественные отношения в социальном управлении. И в этом смысле управленческое решение является решением-регулятором.

4. Субъект управления обязан избрать оптимальный вариант решения. Тогда процесс принятия и само решение носят творческий характер. Субъект управления решает вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью, социально-культурным строительством, экономической безопасностью страны и т.п. Эта деятельность затрагивает прямо или косвенно интересы большего круга лиц.

5. Управленческие решения принимаются субъектами управления (органами государства, общественными объединениями и их органами, должностными лицами) в пределах своей компетенции. Так, в таможенных органах субъектами подготовки и принятия решений являются руководитель ФТС и его заместители, начальники РТУ и их заместители, начальники таможен и таможенных постов и т.д.

Субъектами принятия текущих оперативных решений являются практически все работники таможенных органов. В процессе своей деятельности им постоянно приходится иметь дело с возникающими в сфере таможенных правоотношений задачами и проблемами, в том числе и конфликтными ситуациями. Компетенция таможенных органов и их сотрудников по принятию решений определяется соответствующими положениями о таможенных органах, должностями инструкциями и другими актами.

6. Управленческое решение принимается в установленном порядке. Процедура принятия решений регламентируется соответствующими нормативными актами.

Виды управленческих решений

Управленческие решения принято классифицировать по различным признакам. Однако определяющим являются условия, в которых принимается решение. Обычно решение принимается в условиях определенности и неопределенности (риска). Условия определенности, как правило, предопределяют принятие так называемых стандартных решений; условия неопределенности – нестандартных решений.

Управленческие решения могут быть классифицированы по ряду критериев:

По уровню управления;

По кругу разрешаемых вопросов;

По юридическим свойствам;

По сроку действия;

По наименованию;

По форме выражения;

По целенаправленности и др.

Классификация решений по уровню управления позволяет определить их масштабность, степень обобщения и абстрагирования от частных вопросов, глубину влияния на сферу управления.

Решения в таможенных органах принимаются на уровне ФТС России, региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов. В соответствии с этим управленческие решения подразделяются на действующие в масштабе всей системы таможенных органов, в масштабе системы таможенных управлений, таможен и таможенных постов.

Первостепенное значение для стратегической направленности таможенных органов имеют управленческие решения министерства экономического развития и торговли и ФТС России, которые направлены на эффективное функционирование всей системы таможенных органов в масштабе Российской Федерации.

В зависимости от объема разрешаемых вопросов управления следует различать общие, частные и локальные решения.

Общие (глобальные) решения охватывают всю управляющую или управляемую систему, или обе сразу.

Частные решения относятся к отдельным направлениям деятельности системы таможенных органов.

Локальные решения касаются деятельности отдельных элементов системы – отделов, отдельных работников таможенных органов.

По юридическим свойствам управленческие решения подразделяются на нормативные, общезначимые, индивидуальные и решения смешанного характера.

Нормативные решения - решения, которые содержат в себе нормы права. Эти решения принимаются с целью регулирования однотипных управленческих отношений.

Нормотворческая компетенция таможенных органов неодинакова, ее объем устанавливается в зависимости от места, которое занимает в иерархической системе таможенный орган, и его функций. Так, ФТС России обладает более широкими правами по принятию нормативных решений, нежели таможни и таможенные посты. Принимая нормативные решения, ФТС России определяет компетенцию структурных подразделений управлений ФТС, региональных таможенных управлений и таможен.

Общезначимые решения не содержат норм права. Они разрешают дела и вопросы управления, имеющие общее значение, например, решение об образовании, преобразовании или ликвидации того или иного подразделения в системе таможенных органов.

На основе этого решения принимаются нормативные решения, например, может быть утверждено положение о вновь образованном подразделении, а также принято индивидуальное решение – приказ о назначении лица начальником созданного подразделения.

Индивидуальные решения разрешают конкретный вопрос управления. Они принимаются на основе нормативных решений или решений общего назначения и являются актами применения норм права.

Индивидуальные решения – наиболее распространенный вид решений. Эти решения могут быть регулятивными и правоохранительными. Регулятивные решения регулируют конкретные общественные отношения, устанавливают субъективные права и обязанности участников управленческих отношений.

Например, приказ начальника таможенного органа о выполнении того или иного задания регулирует конкретные управленческие отношения, связанные с выполнением подчиненных ему работников этого задания. Таможенные органы посредством принятия индивидуальных решений оказывают активное воздействие на сам процесс развития общественных отношений в сфере таможенного дела.

Индивидуальные решения таможенных органов нацелены также на охрану урегулированных юридическими нормами таможенных правоотношений, призваны обеспечить их неприкосновенность. Они принимаются в связи с защитой прав и законных интересов юридических и физических лиц.

Решения смешанного характера содержат в себе как нормы права и разрешения вопросов общего значения, так и разрешение индивидуальных дел. Такие решения принимаются по целому комплексу взаимосвязанных вопросов управления общего, частного и индивидуального характера.

По сроку действия управленческие решения делятся на оперативные (текущие), среднесрочные и долгосрочные.

По важности и длительности решения подразделяются на стратегические, оперативные и тактические.

Стратегические решения касаются узловых, генеральных проблем. Они действуют в течение длительного времени, обычно несколько лет, принимаются для разрешения перспективных задач.

Тактические решения связаны с осуществлением текущих (оперативных) задач.

По наименованию управленческие решения таможенных органов подразделяются на приказы, инструкции, указания и другие акты, издаваемые руководителями соответствующих таможенных органов.

По форме выражения управленческие решения подразделяются на словесные решения и конклюдентные.

В теории управления письменное решение рассматривается как надлежащим образом оформленный письменный документ. И действительно, во многих случаях решение имеет силу лишь тогда, когда оно соответствующим образом письменно оформлено.

Наряду с письменными решениями (актами) существуют устные решения (приказы, указания, распоряжения, команды и т.п.). Чаще всего они принимаются в процессе оперативного решения вопросов управления. Устные решения не являются актами «второго сорта». Также как и письменные, устные решения имеют силу. Их исполнение гарантируется принудительной силой государства. Отказ от выполнения, невыполнение или ненадлежащее выполнение устного решения могут повлечь юридическую ответственность.

Конклюдентные действия (от лат. concludo - заключаю, делаю вывод) - действия лица, выражающие его волю установить правоотношение (например, совершить сделку), но не в форме устного или письменного волеизъявления, а поведением, по которому можно сделать заключение о таком намерении.

Совершение конклюдентных действий равноценно заключению договора со всеми вытекающими юридическими последствиями. Управленческое решение может выражаться посредством определенных жестов, сигналов, знаков и других конклюдентных действий.

По целенаправленности (целям использования) управленческие решения таможенных органов можно подразделить на внутренние и внешние решения.

Ранее были рассмотрены в основном внутренние управленческие решения, которые используются для решения организационно-штатных вопросов, налаживания делопроизводства, руководства структурными подразделениями и т.д.

Внешние управленческие решения используются в целях обеспечения выполнения возложенных на таможенные органы дел, задач и функций.

По характеру реализации управленческие решения направлены на решения директивного и рекомендательного характера.

Приведенная классификация решений не является исчерпывающей.

Управленческие решения можно также дифференцировать:

- по их содержанию (предписывающие, уполномочивающие, запрещающие, разрешающие);

- по характеру инициативы принятия (принимаемые по инициативе таможенного органа, должностного лица, от которого они исходят, и решения, принимаемые по указанию, предложению или просьбе заинтересованных органов, должностных лиц и организаций);

По функциям управления (плановые, а также финансовые, хозяйственные, контрольные и др.).

Приведенная классификация управленческих решений свидетельствует об их разнообразии. Эта классификация охватывает наиболее общие и, вместе с тем, особые признаки решений и позволяет отразить целый комплекс решений, существующих в таможенных органах.

Важным компонентом управления является процесс управления.

Процесс управления - это деятельность органов и аппаратов управле­ния, направленная на достижение целей таможенных органов путем реа­лизации определенных функций с использованием соответствующих ме­тодов и принципов управления.

Процесс управления отличается специфическим содержанием, в кото­ром выделяются аспекты: методологический, функциональный, экономи­ческий, организационный, социальный и информационный.

Методологический аспект состоит в том, что процесс управления ре­ализуется по этапам в определенной последовательности: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, принятие управленческого ре­шения.

Цель управления - это представление руководителя о том, какой долж­на быть управляемая система, т. е. желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы.

Управленческая ситуация - это совокупность всех условий (внутрен­них и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управ­ления, сложившихся в определенное время и требующих соответствую­щих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Проблема - это основное противоречие между ситуацией и целью. Разрешение основного противоречия, как правило, ведет за собой разре­шение всех остальных противоречий. Формулировка проблемы определя­ет выработку решения.

Принятие управленческого решения - это поиск путей разрешения проблемы, а также организационная работа, связанная с практической ре­ализацией найденного пути.

Функциональный аспект - это реализация общих функций управления в определенной последовательности.

Экономический аспект определяется деятельностью управляющей системы, связанной с установлением потребности в ресурсах управляе­мой системы и оценкой их использования.

Организационный аспект заключается в использовании организаци­онно-распорядительных методов воздействия на управляемую систему в последовательности: регламентирование, нормирование, инструктиро­вание и ответственность.

Социальный аспект определяется участием человека во всех этапах процесса управления, независимо от той или иной степени автоматизации управления, и выражается как последовательность человеческих и чело­веко-машинных операций.

Информационный аспект состоит в определенной последовательнос­ти операций по преобразованию информации в процессе управления (до­бывание, поиск, сбор, сортировка, первичная обработка и передача ин­формации).

21. Особенности принятия управленческого решения в таможенных органах.

Принятие управленческих решений - отдельная управленческая функция.

Управленческое решение - это директивный фиксированный акт субъекта управления, организующий, направляющий, координирующий и стимулирующий совместные действия должностных лиц таможенных органов для достижения поставленной цели.

В решении формируются цели и задачи, стоящие перед объектами уп­равления, предусматриваются ограничения в их поведении, определяются необходимые ресурсы. Таким образом, управленческое решение содержит цель и программу действий для управляемой подсистемы (для объекта).

Для принятия управленческого решения требуются глубокое знание таможенной оперативно-служебной обстановки, ее объективная оценка, определенный опыт, навыки и творческое отношение к делу.

Качество, обоснованность решений и планов в значительной степени определяют конечные результаты управления.

Классификация управленческих решений в ТО. Управленческие реше­ния принято классифицировать по различным признакам (рис. 56). Одна­ко определяющим моментом являются условия, в которых принимается решение: обычно это условия определенности и неопределенности. Усло­вия определенности, как правило, предопределяют принятие так называ­емых стандартных решений, условия неопределенности - нестандартных (новаторские, инновационные).

Разработка управленческого решения представляет собой процедуру нахождения возможных вариантов достижения поставленных перед тамо­женной системой целей, выбор одного из них и подготовку организацион­но-технических мероприятий по обеспечению его выполнения.

При разработке управленческих решений используются различные методы, основными из которых в таможенных органах являются: интуи­тивные, основанные на суждениях (адаптивные) и рациональные.

Интуитивные решения основываются на собственном ощущении ру­ководителя, что их выбор правилен. Решение принимается практически без участия сознания (рассуждений), мгновенно. Сознательная часть этого процесса перешла на уровень бессознательного и скрыта от непосред­ственного самонаблюдения.

Решения, основанные на суждениях , во многом сходны с интуитивны­ми, поскольку их логика может слабо просматриваться. Но все же в их основе лежат явные рассуждения, знания и осмысленный в отличие от предыдущего случая опыт руководителя, его подчиненных и других ру­ководителей.

Рациональные решения основаны на методах, важнейшими из которых являются экспертное, физическое и экономико-математическое моделиро­вание.

Оптимальность решения означает, что оно в целом должно соответ­ствовать данной конкретной ситуации. Оптимальность решения достига­ется применением при его принятии соответствующих методов.

Решения должны быть конкретными и гибкими.

Конкретность - это четкая определенность содержания решения. Особенно важна четкость в определении задач, которые ставятся перед исполнителями. Конкретность решения не исключает, а предполагает его гибкость, т. е. возможность его коррективов.

Загрузка...