musings.ru

Значение словосочетания «достояние общественности. Переход произведения в общественное достояние Общественное достояние срок

Решил я намедни найти роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» - думаю, пора уже без спешки его перечитать, вникнуть в каждую деталь. Ну, а заодно - разыскать для подрастающего поколения такую версию, где кроме номера главы есть ещё её краткое содержание типа «Глава такая-то, где...» (незаменимая вещь для школьников, которым задают найти и разобрать тот или иной эпизод). Помню, у бабушки моей, учителя русского языка и литературы, был такой двухтомник - правда, до меня дошел только второй том (о первом её ученики «позаботились»). Не долго думая, вбил в поисковик запрос, прошёл по ссылке в библиотеку, нашёл полное собрание сочинений, в нём - нужный том, и вдруг… (На скриншоте - другое произведение Л.Н. Толстого. На самом деле, конкретно в том списке я прошёл по многим произведениям - все они оказались «обжалованы правообладателем». Когда решил всё-таки начать делать скриншоты и вплотную заняться этой темой, мой выбор пал на «Полное собрание сочинений, запрещённых цензурой» - так сказать, на злобу дня.)

То есть - оказывается, кто-то счёл себя правообладателем произведений Льва Николаевича Толстого (умершего, как известно, в 1910 году)… Это интересно, - подумал я, и начал разбираться. Подробности - под катом.

Первое, что я подумал, - может быть, я чего-то не знаю, и произведения Льва Николаевича всё ещё не стали общественным достоянием? Вроде бы в школе (ох, давно же это было!) нам говорили, что уж много лет как они перешли в эту самую категорию… Проверяю:

Обще́ственное достоя́ние (англ. Public Domain) - совокупность творческих произведений, имущественные авторские права на которые истекли или никогда не существовали… Распространять и использовать общественное достояние могут все без ограничений.
Выделение жирным шрифтом - моё. И ещё…
В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

То есть произведения Льва Николаевича Толстого перешли в эту категорию с 1981 года. Так… Что же тогда за «правообладатель» такой объявился?


Правообладатель - некий «Библиотечный фонд». Обратился в Литрес с просьбой прокомментировать эту ситуацию (объявление кого-либо правообладателем + «перевод стрелок» ссылки в онлайн-библиотеках на Литрес). Получил от них такой ответ:

Оцифрованная копия книги, в формате pdf-файла, предоставлена из архивов библиотечного фонда Российской Государственной Библиотеки.
Данная копия произведения полностью бесплатна.
Наша компания не может отвечать за работу других сайтов. По каким причинам то или иное произведение «закрыто по просьбе правообладателя» на других ресурсах можно только гадать.

Обратите внимание: "копия произведения полностью бесплатна "! Но ведь «бесплатно» - ещё не есть «свободно», верно? Моё предположение таково: за поиск «раздач» у литреса отвечает робот - ищет соответствия по названиям и (или) авторам, автоматически рассылает «письма счастья» тем, кто, по мнению литреса, раздаёт книги незаконно. Каким образом формируется база? - да скорее всего автоматически: учитывая, сколько книг издаётся только в России (счёт идёт на десятки тысяч), маловероятно, что на эту функцию будет выделен «живой человек». Следовательно - гребут всё и вся, всех под одну гребёнку - и пелевиных, и Пушкина, и Льва Николаевича Толстого… не удивлюсь, если в следующий раз увижу в какой-либо сетевой библиотеке библию, «закрытую» литресом или ещё каким-нибудь «правообладателем». Ну, а то, что кто-то из внимательных читателей, наткнувшись на такое перенаправление, стал копать глубже - чистая случайность. Сказано же вам - «копия бесплатна»! Мол, берите, пользуйтесь… И не задавайте глупых вопросов - ни себе, ни людям… А то, что в распространении этих произведений искусственно создаются какие-либо ограничения (как минимум, необходимость переходить на другие сайты), мол, спрашивайте с владельцев того сайта, где обнаружили сие недоразумение. Хотя вот ведь незадачка - а им какой резон ограничивать доступ к свободным произведениям, уводя своих посетителей на коммерческий ресурс? Разве что часть кода ссылки «from%3D2272045», по которой они туда уходят, помогает самой библиотеке подзаработать? Реферальная программа? Тогда почему представители Литрес о ней ничего не сказали?

На самом деле, в этой сетевой библиотеке есть и другие ветки, из которых всё прекрасно скачивается (правда, возможно, там выложены другие версии - например, упомянутый роман будет представлен не версией из 90-томного полного собрания сочинений, а отдельным изданием - это я уже не проверял).

P.S. Пока разбирался с вопросом, обнаружил . Оказывается, Лев Николаевич Толстой был сторонником «антикопирайта»:

В 1891 году он отправил в редакцию журналов «Русские ведомости» и «Новая жизнь» письмо, в котором написал:

«Милостивый государь, вследствие часто получаемых мною запросов о разрешении издавать, переводить и ставить на сцене мои сочинения, прошу вас поместить в издаваемой вами газете следующее моё заявление:

Предоставляю всем желающим право безвозмездно издавать в России и за границей, по-русски и в переводах, а равно и ставить на сценах все те из моих сочинений, которые были написаны мною с 1881 года и напечатаны в XII томе моих полных сочинений издания 1886 года, и в XIII томе, изданном в нынешнем 1891 году, равно и все мои не изданные в России и могущие вновь появиться после нынешнего дня сочинения».


За то и пострадал?

    «Иракское досье » (англ. Iraq War logs; Baghdad War Diary) – это общее название для 391 832 документов, опубликованных 22 октября 2010 года международной некоммерческой организацией WikiLeaks и содержащих секретные сведения о войне в Ираке и его оккупации американскими войсками с 1 января 2004 по 31 декабря 2009 (за исключением мая 2004 и марта 2009). Публикация этих документов является самой крупной утечкой засекреченных военных документов в истории. «Иракское досье» представляет собою отчёты американских...

    Компромат обычно представляет собой документы (бумаги, фотографии, видео и звукозапись), содержащие информацию, разоблачающие тёмные стороны деятельности человека или организации - те, которые он/они старались не разглашать.

    Также известное как конфиденциальность информации, или журналистские привилегии (амер.) – это право журналиста, гарантированное ему национальным и государственным законодательством. Иначе говоря, властные структуры, включая судебные, не в праве требовать от журналиста сообщать данные об источнике поступления информации. Данное право основано на признании того факта, что в случае несоблюдения конфиденциальности источников многие люди откажутся сообщать общественно...

    А́утинг (англ. Outing) - предание гласности, публичное разглашение информации о сексуальной ориентации или гендерной идентичности человека без его на то согласия. Аутинг противоположен по смыслу каминг-ауту - добровольному раскрытию собственной сексуальной ориентации или гендерной идентичности. Аутинг может быть расцененен как нарушение права на неприкосновенность частной жизни и может быть использован для компрометирования человека и нанесения вреда его репутации. Иногда аутинг используется в политической...

    Информатор (англ. Whistleblower букв. «дующий в свисток») - активный гражданин, предающий гласности имеющую место или предполагаемую мошенническую или незаконную деятельность внутри правительственного учреждения, общественной или частной организации или коммерческой организации. Информаторы сообщают о нарушениях либо внутри (к примеру, другим членам внутри обвиняемой организации) либо вне (то есть инспекторам, правоохранительным органам, средствам массовой информации или группе заинтересованных лиц...

Общественное достояние (Public domain) — это правовой режим существования творческих произведений, при котором исключительные имущественные права истекли либо никогда не возникали, что позволяет использовать (в т.ч. копировать, распространять и видоизменять) произведения любым лицом без каких либо ограничений и без выплаты вознаграждения бывшим правообладателям. При этом, личные неимущественные права авторов произведений (авторство, имя автора и неприкосновенность произведения) должны неукоснительно соблюдаться, несмотря на истечение сроков охраны имущественных прав.

Сроки перехода произведений в общественное достояние отличаются в различных странах в зависимости от национального законодательства, однако в подавляющем большинстве случаев произведения переходят в общественное достояние не ранее 70 лет с момента смерти автора. В условиях стремительно развивающихся технологий и возможностей для творческого труда произошел резкий скачок количества ежегодно создаваемых произведений, однако чрезмерный срок охраны исключительных прав сегодня представляется несправедливым как для Интернет сообщества пользователей, так и для артистов, которые занимаются новыми формами творчества. Кроме того, последние исследования в области авторского права позволяют сделать однозначный вывод, что снятие избыточной защиты произведений не может существенно повлиять на развитие контент-бизнеса.

Очевидно, что в информационную эпоху развития человечества приоритетом в государственной политике в области авторского и информационного права должно стать расширение доступа к культурным ценностям и знаниям. Охрана интересов бизнеса должна быть вторична по отношению к этому основному благу человечества.

Кроме того, избыточный срок охраны авторских прав существенно ограничивает использование , UGC контента, а также произведений, в отношении которых автор не настаивает на своем исключительном использовании.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ США:

Переход произведений в общественное достояние по законодательству США

Согласно законодательству об авторском праве, действующему в США, произведения, опубликованные до 01 января 1923 г. на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием, однако если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Указанное положение было введено в законодательство США после принятия в 1994 году поправок к закону об авторском праве после заключения международного Соглашения уругвайского раунда (URAA) , которое фактически стало основой для перехода от ГАТТ к ВТО . Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 1 января 2019 г. Произведение, опубликованное после 1 января 1923 года, обычно переходит в общественное достояние, если оно было опубликовано более 95 лет назад или его автор умер более 70 лет назад. В соответствии с указанными поправками ряд зарубежных произведений лишались статуса общественного достояния для обеспечения вступления в силу соглашений ТРИПС. Фактически, указанный закон вернул под охрану копирайта тысячи зарубежных произведений, включая сочинения Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, фильмы Феллини и Хичкока, книги Вирджинии Вульф, картины Пикассо и др., которые на тот момент уже находились под режимом общественного достояния.

ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Переход произведения в общественное достояние по российскому законодательству мало чем отличается от законодательства США, т.к. нормы ФЗ “Об авторском праве, а позже и положения 4-ой части ГК были приняты много позже принятие соотвествующего американского законодательства, а потому почти зеркально повторяют их. Согласно ст. 1281-1282 ГК РФ произведение переходит в общественное достояние, если с года смерти его автора прошло 70 лет.

Перешедшее в общественное достояние необнародованное произведение может быть обнародовано любым лицом, если только обнародование произведения не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном).

Наибольшее количество вопросов вызывает сегодня правовой статус произведений советского периода. Так, Гражданский кодекс РСФСР от 1964 г. (в редакции 1974 г.) устанавливал, что авторское право действует в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Однако, помимо этого, ст. 498 ГК РСФСР устанавливала, что авторское право организации действует бессрочно. В случае ее реорганизации принадлежащее ей авторское право переходит к ее правопреемнику, а в случае ликвидации - к государству. По сути, указанное положение устанавливало вечный копирайт, подобно тому, как это было в средневековой Англии до принятия первого закона об авторском праве — Статута Королевы Анны 1709 г., который впервые ограничил срок исключительных прав для издателя. Такое положение вполне вписывалось в политику советского режима. Вредный эффект от вечного копирайта не ограничивал общественное достояние в стране где не было частной собственности

Однако, многие произведения культуры и науки, созданные в советский период до сих пор охраняются исключительными правами, и не могут быт переданы в общественное достояние в связи с тем, что в 2006 г. был принят новый Гражданский кодекс, а Федеральным законом Российской Федерации от 18.12.2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК РФ» задним числом был продлен срок охраны исключительных прав на советский репертуар. Таким образом, в отношении почти всех культурных достояний советского прошлого было установлено правило, согласно которому в случае, если 50-летний срок охраны (минимальный срок охраны, установленный Бернской конвенции) не окончился к 1 января 1993 года, то авторское право подлежит охране в течение 70 лет с момента смерти автора (как это установлено в 4-ой части ГК РФ).

Вместе с тем, авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года N5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения.

Эта статья Вводного закона к ГК и стала причиной того, что считающиеся общественным достоянием советского периода фильмы и музыка оказались внезапно под действием копирайта, а права на них стали принадлежать различным юр. лицам, своевольно управляющим ими и получающими доход от их использования.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО РЕФОРМЕ

1. Внести изменения в ст. 6 ФЗ 18 декабря 2006 г. №231-ФЗ “О введении в действии части четвертой ГК РФ”, указав, что сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда 25-летний срок охраны действия авторского права или смежного права после смерти автора и 25 летний срок охраны с момента публикации произведений (в случае если оно принадлежало организации) не истек к 1 января 1993 года. Это позволит установить режим общественного достояния для произведений, созданных в СССР, срок охраны которых (25 лет) истек ко времени принятия закона об авторском праве 1993 года;

2. Внести изменения в Гражданский кодекс, изложив ст. 1298 ГК РФ в следующей редакции ”произведения науки, литературы или искусства, созданное по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, а также произведения, созданные сотрудниками государственных органов в связи с исполнением служебных обязанностей (служебные произведения), переходят в общественное достояние с момента их создания”.

3. Внести изменения в ст.7 Бернской Конвенции 1886 г., указав, что срок охраны, предоставляемый Конвенцией, составляет 20 лет начиная с даты первого выпуска в свет данного произведения. Автоматически срок охраны исключительных прав на произведение устанавливается на 5 лет с момента публикации. Срок охраны может быть продлен на 5 лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Для дальнейшей пролонгации срока охраны произведения правообладателю необходимо зарегистрировать свои права в публичном реестре авторских прав на произведения по истечении 5 лет с момента публикации. Продление срока действия исключительного права на произведение возможно не более 3 раз. Аналогичная поправка должна быть внесена в ст. 1281 ГК РФ. Регистрация произведения должна осуществляться на платной основе, аналогичной регистрации регистрации прав на промышленную собственность (патенты, средства индивидуализации юр.лиц, товаров, работ, услуг)

4. В связи с тем, что такие изменения требуют единогласного одобрения подобных поправок всеми подписавшими конвенцию государствами-членами, представляется маловероятным, что основные экспортеры контента в лице США и Великобритании подпишутся под подобными изменениями. В этом свете единственным выходом представляется выход из Бернской конвенции (что повлечет также выход из Соглашения ТРИПС), с инициированием международных переговоров по подписанию Московской конвенции

В случае, если сроки охраны исключительных прав будут уменьшены до 20 лет, это во многом решит проблему оцифровки библиотеками и архивами (в т.ч. электронными) культурного и научного наследия прошедшего столетия, до сих пор остающегося недоступным.

Кроме того, это могло бы решить проблему использования «сиротских» произведений, а также свободного распространения и копирования произведений, в отношении которых автор/правообладатель не настаивает на своем монопольном использовании. Подобный подход к сроку охраны мог бы стать наиболее эффективным в современную цифровую эпоху.

Законопроект Пиратской партии России и КПРФ № 525953-6 «О внесении изменения в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации в части советского культурного наследия (о переходе исключительного права на произведение, созданное по государственному контракту, в общественное достояние)

Общественное достояние в США

Согласно закону об авторском праве, действующему в США, любые произведения, опубликованные до 1 января на территории Соединённых Штатов, являются общественным достоянием. Если произведение было опубликовано в 1923 году или позже, оно может быть защищено законом об авторских правах. Дата 1 января 1923 года имеет особое значение, и она не может быть отодвинута в законодательстве вплоть до 2019 года .

Произведение, созданное в США, переходит в общественное достояние при выполнении любого из следующих условий:

Цифровые копии и фотокопии объектов, находящихся в общественном достоянии

По законам Соединённых Штатов Америки репродукции двухмерных объектов искусства (картин, фотографий, книжных иллюстраций) не являются объектами копирайта, за исключением тех случаев, если при создании репродукции был внесён оригинальный творческий вклад (например, эффекты ретуши). К примеру, если вы с прямого ракурса сфотографируете Джоконду , ваша фотография не создаст новый копирайт, и её можно будет использовать как общественное достояние (см. информацию о судебном разбирательстве Bridgeman Art Library против Corel). То же самое касается и отсканированных изображений - они наследуют авторские права оригинала. Таким образом, если оригинал находится в общественном достоянии, то отсканированная или сфотографированная копия также будет являться общественным достоянием.

Репродукции защищённых копирайтом двухмерных работ также не являются самостоятельными работами. Отсканированное изображение обложки книги или DVD точно так же защищено копирайтом, как и оригинал.

Общественное достояние в России

В общем случае произведение переходит в общественное достояние в России, если с года смерти его автора прошло 70 лет. Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года (то есть становится 74 года с года смерти автора). Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок охраны прав начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет. Все эти правила не применяются в случае, если пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав истёк к 1 января 1993 года. .

Есть спорные ситуации, когда произведение является общественным достоянием в США, но не является таковым по законам России. К примеру, если произведение создано в России (СССР) до 1923 года, а его автор умер после 1949 года.

Особый класс произведений, созданных в России, также находится в общественном достоянии. Это изображения официальной государственной символики, флагов, денег, орденов, официальных документов России и государств, правопреемницей которых является Россия (СССР).

После вступления в силу части четвертой ГК РФ с 1 января 2008 года авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, то есть до вступления в силу Закона Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах», прекращается по истечении семидесяти лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, - со дня создания произведения .

Исходя из этого, на сегодняшний день отечественные студийные фильмы, выпущенные на экран более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние. Права на студийные фильмы, выпущенные на экран позднее (но до 3 августа 1993 года), принадлежат студиям-производителям либо их правопреемникам.

См. также

  • Список фильмов России и СССР, перешедших в общественное достояние
  • Список фильмов США, перешедших в общественное достояние (англ.)

Примечания

Литература

  • Иванов Н. Общественное достояние как специальный правовой режим использования произведений // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2005. № 2. - С. 68-76
  • Кобляков Н., Мартьянова Т. Общественное достояние как особый правовой режим объектов авторского права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2001. № 4. - С. 31-42
  • Кондрушенко А. Общественное достояние и свободное программное обеспечение // Патенты и лицензии. - 2007. № 9. - С. 24-27
  • Северин Дюсолье CDIP/7/INF/2 - Обзорное исследование по авторскому праву и смежным правам и общественному достоянию . ВОИС - Комитет по развитию и интеллектуальной собственности (КРИС) (4 марта 2011). - Исследование в рамках проекта по интеллектуальной собственности и общественному достоянию (CDIP/4/3 Rev.). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 23 декабря 2011.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Общественное достояние" в других словарях:

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, в законодательстве об авторском праве (см. АВТОРСКОЕ ПРАВО) понятие, означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в… … Энциклопедический словарь

    В авторском праве авторское произведение свободное для использования любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в общественное достояние. См. также: Произведения Финансовый… … Финансовый словарь

    Юридический словарь

    Общественное достояние - юрид. термин, применительно к изд. делу обозначающий, что срок действия авт. права на произведение истек и оно перешло в О. д., перестало быть объектом авт. права и может свободно использоваться любым лицом без выплаты авт. вознаграждения …

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее свободу использования авторского произведения любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в О.д. Произведения … Юридическая энциклопедия

    ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ - в соответствии со ст. 4 Закона от 16 мая 1996 г. Об авторском праве и смежных правах (в редакции Закона от 11 августа 1998 г.) под общественным достоянием понимаются объекты авторского права и смежных прав, имущественные права на которые истекли… … Юридический словарь современного гражданского права

    В законодательстве об авторском праве понятие (категория), обозначающее свободу использования авторского произведения любыми заинтересованными лицами. Истечение срока действия авторского права на произведения означает их переход в О.д.… … Энциклопедический словарь экономики и права

    - (лат. public domain, фр. domaine public) применяемый в сфере авторского права термин, означающий, что произведение не охраняется авторским правом. При этом не имеет значения, почему произведение не пользуется охраной: потому ли, что срок действия … Энциклопедия юриста

    общественное достояние - в законодательстве об авторском праве понятие (категория), означающее возможность беспрепятственно использовать произведение автора. Истечение срока действия авторского права означает переход произведений в О.д. Произведения, которым на… … Большой юридический словарь

    Отчисления за использование произведений, перешедших в общественное достояние - ОТЧИСЛЕНИЯ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ, ПЕРЕШЕДШИХ В ОБЩЕСТВЕННОЕ ДОСТОЯНИЕ, отчисления, которые могут устанавливаться Правительством РФ за использование произведений, перешедших в общественное достояние на территории Российской Федерации.… … Издательский словарь-справочник

Книги

  • Общественное достояние. Как открыть доступ к культуре и знаниям , Засурский И. И. , Левова И. , Харитонов В. , Сборник научных работ посвящен правовым, культурным и экономическим проблемам сферы общественного достояния… Категория: Культурология. Искусствоведение Издатель:

Общественное достояние

Любые РИД переходят в статус "общественное достояние" в случае истечения срока действия исключительных прав, предусмотренных для каждого РИД.

Данный статус у произведения позволяет свободно его использовать любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Например, в рамках патентного права касательно лекарственных средств – это так называемые "воспроизведенные лекарственные средства".

Произведение, которое не было обнародовано, но перешло в общественное достояние, может обнародовать лицо, которое при этом получает статус "публикатора". Однако это возможно, если такое обнародование не запрещено автором в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и т.п.).

Свободное использование результатов интеллектуальной деятельности

Свободное использование РИД – это право лица использовать РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя, т.е. бездоговорное использование, наличие или отсутствие выплаты вознаграждения за которое зависит от каждого конкретного случая.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование РИД или средства индивидуализации, причем использование другими лицами РИД или средства индивидуализации без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения допускаются в объеме, прямо предусмотренном действующим законодательством, в следующих случаях (ст. 1272–1280 ГК РФ):

  • 1) дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения в том случае, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, за исключением случаев права следования, предусмотренного ст. 1293 ГК РФ;
  • 2) воспроизведение гражданином исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения, за исключением:
    • – воспроизведения произведений архитектуры в форме зданий и аналогичных сооружений;
    • – воспроизведения баз данных или их существенных частей;
    • – воспроизведения программ для ЭВМ, кроме случаев свободного воспроизведения программ для ЭВМ и баз данных, предусмотренных ст. 1280 ГК РФ;
    • – репродуцирования книг (полностью) и нотных текстов;
    • – видеозаписи аудиовизуального произведения при его публичном исполнении в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи;
    • – воспроизведения аудиовизуального произведения с помощью профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;
  • 3) свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:
    • – цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических или информационных целях правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;
    • – использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;
    • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю правомерно опубликованных в газетах или журналах статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам или переданных в эфир произведений такого же характера в случаях, когда такое воспроизведение или сообщение не было специально запрещено автором или иным правообладателем;
    • – воспроизведение в прессе, сообщение в эфир или по кабелю публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью.
  • – воспроизведение или сообщение для всеобщего сведения в обзорах текущих событий средствами фотографии, кинематографии, путем сообщения в эфир или по кабелю произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;
  • – воспроизведение без извлечения прибыли рельефноточечным шрифтом или другими специальными способами для слепых правомерно опубликованных произведений, кроме произведений, специально созданных для воспроизведения такими способами;
  • – предоставление библиотеками экземпляров правомерно введенных в гражданский оборот произведений во временное безвозмездное пользование. При этом выраженные в цифровой форме экземпляры произведений, предоставляемые библиотеками во временное безвозмездное пользование, в том числе в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме;
  • – создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этой пародии либо карикатуры;
  • 4) свободное использование произведения путем репродуцирования с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Репродуцирование в единственном экземпляре без извлечения прибыли допускается:
    • – для правомерно опубликованного произведения – библиотеками и архивами для восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведения и для предоставления экземпляров произведения другим библиотекам, утратившим их по каким-либо причинам из своих фондов;
    • – отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических изданиях, коротких отрывков из правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) – библиотеками и архивами по запросам граждан для использования в учебных или научных целях, а также образовательными учреждениями для аудиторных занятий;
  • 5) свободное использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного посещения, путем воспроизведения либо сообщения (в эфир или по кабелю) фотографического произведения, произведения архитектуры или изобразительного искусства (за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю либо когда изображение произведения используется в коммерческих целях);
  • 6) свободное публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии;
  • 7) свободное воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью;
  • 8) свободная запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир (при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач);
  • 9) свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных может осуществляться исключительно пользователем, т.е. лицом, правомерно владеющим экземпляром программы для ЭВМ или экземпляром базы данных. Осуществление указанных действий не должно наносить неоправданный ущерб нормальному использованию программы для ЭВМ или базы данных и не должно ущемлять необоснованным образом законные интересы автора или иного правообладателя. Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных пользователем осуществляется в целях решения следующих задач:
    • – внесения в программу для ЭВМ или базу данных изменения исключительно в целях их функционирования на технических средствах пользователя;
    • – осуществления действий, необходимых для функционирования таких программы или базы данных в соответствии с их назначением, в том числе для записи и хранения в памяти ЭВМ (одной ЭВМ или одного пользователя сети);
    • – исправления явных ошибок, если иное не предусмотрено договором с правообладателем;
    • – изготовления копии программы для ЭВМ или базы данных при условии, что эта копия предназначена только для архивных целей или для замены правомерно приобретенного экземпляра в случаях, когда такой экземпляр утерян, уничтожен или стал непригоден для использования;
    • – изучения, исследования или испытания функционирования такой программы в целях определения идей и принципов, лежащих в основе любого элемента программы для ЭВМ, путем осуществления вышеназванных действий;
    • – декомпилирования программ для ЭВМ (поручение иным лицам осуществления указанных действий) в целях достижения способности к взаимодействию независимо разработанной этим лицом программы для ЭВМ с другими программами, которые могут взаимодействовать с декомпилируемой программой, причем:
    • информация, необходимая для достижения способности к взаимодействию, ранее не была доступна этому лицу из других источников;
    • указанные действия осуществляются в отношении только тех частей декомпилируемой программы для ЭВМ, которые необходимы для достижения способности к взаимодействию;
    • информация, полученная в результате декомпилирования, может использоваться лишь для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами и не может передаваться иным лицам (за исключением случаев, когда это необходимо для достижения способности к взаимодействию независимо разработанной программы для ЭВМ с другими программами), а также не может использоваться для разработки программы для ЭВМ, по своему виду существенно схожей с декомпилируемой программой для ЭВМ, или для осуществления другого действия, нарушающего исключительное право на программу для ЭВМ;
  • 10) свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях, но с выплатой вознаграждения, которое имеет компенсационный характер и выплачивается правообладателям за счет средств, которые подлежат уплате изготовителями и импортерами оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (ст. 1245 ГК РФ). Перечень оборудования и материальных носителей, а также размер и порядок сбора соответствующих средств утверждаются Правительством РФ.

Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях осуществляется аккредитованной организацией (ст. 1244 ГК).

Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях;

  • 11) распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы, только при условии правомерности их опубликования и введения в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения. В этом случае действует принцип исчерпания права;
  • 12) любые РИД, перешедшие в общественное достояние;
  • 13) использование изобретения в рамках института преждепользования;
  • 14) использование объектов патентного права в рамках института исчерпания права;
  • 15) использования запатентованного решения для удовлетворения личных, семейных, домашних или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд, если целью такого использования не является получение прибыли или дохода;
  • 16) использование продукта, его ввоз на территорию РФ лицом, собирающимся использовать продукт в личных целях;
  • 17) использование запатентованного способа как "процесса осуществления действий" допускается во всех случаях;
  • 18) разовое изготовление в аптеках по рецептам врачей лекарственных средств с использованием изобретения. Авторы Постатейного комментария считают, что в данном случае речь идет только об использовании изобретения, "потому что лекарственное средство – это не устройство (значит, не полезная модель) и не изделие (значит, не промышленный образец). Лекарственные средства всегда изготавливаются либо из определенного вещества, либо определенным способом, а такие технические решения могут быть только изобретениями (подп. 1 п. 1 ст. 1350 ГК). Обращает на себя внимание и множественность задействованных лиц: врач, который выписывает рецепт; провизор, который изготовляет лекарство в аптеке; наконец, лицо, для которого изготавливается лекарство. Вопреки бытующему мнению, в данном случае не требуется специального указания на то, что для свободного использования лекарства мало его изготовить, надо его еще и продать, т.е. ввести в оборот. Купли-продажи здесь нет: лекарство изготавливается за плату, но по заказу лица, предъявляющего рецепт, т.е. налицо договор подряда. Соответственно, рассматриваемый способ вообще не предполагает введения изготовленного лекарства в оборот. Таким образом, нарушением исключительного права будет как раз продажа заказчиком изготовленного лекарства";
  • 19) применение запатентованных объектов в отношении иностранных транспортных средств и космической техники, находящихся на территории РФ временно (т.е. транзитом или при осуществлении международных перевозок, при туризме и т.д.) или случайно (вынужденные посадки и т.п.);
  • 20) свободное использование объекта патентных прав при проведении научного исследования запатентованного продукта (способа) или при проведении над ним научного эксперимента;
  • 21) свободное использование запатентованных решений при чрезвычайных обстоятельствах с выплатой вознаграждения – "соразмерной компенсации" правообладателю. С обязательным уведомлением патентообладателя об использовании;
  • 22) использование объектов патентного права в "интересах национальной безопасности" без согласия правообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок, но с выплатой за это использование соразмерной компенсации.

Правило исчерпания прав

Данное правило определено в ст. 1272 ГК РФ и определяет возможность использовать экземпляры правомерно опубликованного произведения без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. То есть любой, кто правомерно приобрел экземпляр произведения, не должен спрашивать разрешения правообладателя, а также платить деньги, например, за то, что дарит этот экземпляр кому-либо или дает почитать и т.д. Однако необходимо понимать, что это правило распространяется только на произведения, правомерно введенные в гражданский оборот на территории РФ. На контрафактные экземпляры произведений данное правило не распространяется, и в любом случае их использование образует нарушение исключительного права на произведение, независимо от того, создан этот контрафактный экземпляр самим нарушителем или приобретен он у третьих лиц.

Кроме того, принцип исчерпания прав не охватывает случаи распространения в Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведений, введенных в гражданский оборот на территории иностранного государства, но не вводившихся в гражданский оборот на территории РФ.

Необходимо помнить и о том, что импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения является самостоятельным способом использования произведения, составляющим самостоятельное правомочие правообладателя и на данные отношения данный принцип также не распространяется. В связи с чем в качестве разъяснений судам было указано , что не является препятствием импорт оригинала или экземпляров произведения не для целей распространения.

  • Под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) понимается факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств, осуществляемое не в целях издания. Репродуцирование не включает воспроизведение произведения или хранение его копий в электронной (в том числе в цифровой), оптической или иной машиночитаемой форме, кроме случаев создания с помощью технических средств временных копий, предназначенных для осуществления репродуцирования.
  • Под декомпилированием программы для ЭВМ понимается преобразование объектного кода программы в исходный текст программы.
  • Патентное право: Постатейный комментарий главы 72 ГК РФ / под ред. П. В. Крашенинникова. М.: Статут, 2010. С. 30–31.
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.03.2009 № 5/29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Загрузка...