musings.ru

Особенности межевания земли общего пользования в снт. Границы снт Старое садоводство границы с правлением

Практика земельных отношений показывает, что в значительной части садовых и огородных некомерчесских товариществ границы земель общего пользования не установлены, за счет этого отдельные активные собственники увеличивают свои стандартные шесть соток. Как правило, это приводит к уменьшению площади соседних земельных участков, ширины проездов и внутрипоселковых дорог, разворотных площадок, разъездов, мест сбора мусора и даже исчезновению категорически необходимых пожарных водоемов.

Выше перечисленные факторы негативно влияют на качество жизни и безопасность проживания, в том числе и пожарную - зачастую пожарный расчет не в состоянии добраться до очага возгорания с очевидными последствиями.

Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами. Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории. Эта процедура не намного сложнее и затратнее, чем кадастровый учет личного земельного участка и позволит защитить право на комфортное и безопасное проживание.

Земли общего пользования в некоммерческих объединениях граждан, собственников земельных участков, садоводческих товариществах (садовых – СНТ) - это подъездные пути, дороги, проходы, проезды, детские и разворотные площадки по которым садоводы подъезжают к своим садовым участкам, то есть все недвижимое имущество, которое находится на территории садоводческого товарищества, границах отвода земли за исключением непосредственно закрепленных садоводами.

У любого СНТ как правило, в составе правоустанавливающих документов должно быть постановление относительно прав на земли общего пользования. В большинстве случаев, это акт местных властей о передаче земель или в собственность, или в бессрочное пользование.

Следует помнить о том, что если у СНТ есть в наличии Свидетельство о праве собственности на землю неважно когда выданное, он действует и в настоящее время, и подтверждает наличие права на земельный участок.

Действующим законодательством пока не предусмотрена обязанность садоводов на переоформление ранее полученных документов, поэтому, прежде всего, Вам – садоводам, необходимо определиться в необходимости данного оформления. Этот вопрос решается на общем собрании членов СНТ. Акцентируем ваше внимание на том, что указанный ранее вид права собственности, а именно «коллективная совместная» в настоящее время зарегистрировать невозможно, и принимая решение на общем собрании о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юрлица. Что такое коллективная совместная собственность ? В соответствии с нормами действующего законодательства, а именно Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в части статьи 28, все земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, подлежат передаче в собственность СНТ совершенно бесплатно.

Оформление земель общего пользования начинается с постановки на государственный кадастровый учёт, после получения формы КВ1 можно проводить межевание. Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земель общего пользования, после завершения кадастровой съёмки изготавливается акт согласования границ земельного участка, его необходимо подписать со всеми смежными землепользователями. Если в процессе кадастровых работ будет выявлено грубое несоответствие фактических границ и генерального плана, то вернуть земли в некоторых случаях возможно либо путем переговоров с «захватчиками», либо в судебном порядке.

Плюсом установленных границ является упрощенная процедура выявления самозахвата территории и гарантия соблюдения права на комфортное проживание всех собственников некоммерческого объединения граждан.

Обратившись в землеустроительную компанию КадГеоТрест вы зарегистрируете право собственности на земли общего пользования законным образом и получите кадастровый паспорт на земли общего пользования с границами установленными в соответствии с действующим законодательством.

Строительство в садовом (дачном) товариществе

1. Могу ли я построить жилой дом на садовом участке?

Ответ будет один: можете! Для этого надо, как минимум, иметь все документы о регистрации земельного участка, и участок должен быть в Вашей личной собственности. Без этого Ваша стройка рискует превратиться, в конечном итоге, в незаконное строение. Необходимо также знать определенные нормативы. Строительные нормы и правила, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 10 сентября 1997 г. №18-51, распространяются на проектирование застройки территорий садоводческих (дачных) объединений граждан. Перед строительством дома и во избежание возможных конфликтов с соотвествующими гос. учреждениями и ведомствами, а также соседями следует соблюдать указанные ниже нормативы и правила. Эти правила обязывает соблюдать и Градостроительный кодекс РФ. Основой таких правил служит Свод правил - СП 53.13330.2011, издание 2011 г.

При этом, Вам необходимо заранее определиться со следующими двумя терминами: жилое строение и жилой дом :

Жилое строение -

это дом, возводимый на садовом земельном участке, без права регистрации проживания в нём.

Жилой дом -

это дом, возводимый на садовом земельном участке, с правом регистрации проживания в нём.

Вам нужен дом, а не строение. Запомним это.

Теперь перейдем к организации СНТ. Организация территории осуществляется в соответствии с утвержденным администрацией местного самоуправления планом генеральной застройки и планировки территории садоводческого объединения , являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого товарищества. Все изменения и отклонения от проекта должны быть утверждены администрацией местного самоуправления. Если такого документа нет, то каждый владелец участка в таком обществе руководствуется нормами Градостроительного Кодекса РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ и соответствующими СНиП. Но об этом ниже. Сейчас остановимся на общих требованиях к садовым товариществам, которые следует учитывать при строительстве дома на своем индивидуальном участке.

На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов должна быть: для улиц - не менее 7 м; для проездов - не менее 3,5 м.
Минимальный радиус закругления края проезжей части - 6,0 м. Максимальная протяженность тупикового проезда согласно требованиям СП 53.13330.2011 не должна превышать 150 м.

Для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоёмы или резервуары вместимостью, в м 3 ; при числе участков: до 300 - не менее 25, более 300 - не менее 60 (каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей). Здания и сооружения общего пользования (здание правления, сторожка для охранника и др.) должны отстоять от границ садовых (дачных) участков не менее чем на 4 м.

На территории садоводческих (дачных) объединений и за её пределами запрещается организовывать свалки отходов. Бытовые отходы, как правило, должны утилизироваться на садовых (дачных) участках. Для неутилизируемых отходов (стекло, металл, полиэтилен и др.) на территории общего пользования должны быть предусмотрены площадки контейнеров для мусора. Площадки для мусорных контейнеров размещаются на расстоянии не менее 20 и не более 500 м от границ участков.

Теперь перейдём к обустройству своего участка, где будет расположен дом. Площадь индивидуального садового участка принимается не менее 0,06 га (6 соток). Индивидуальные садовые (дачные) участки, как правило, должны быть огорожены. Ограждения с целью минимального затенения территории соседних участков должны быть сетчатые или решетчатые. По обоюдному согласию владельцев участков, согласованному с правлением возможно устройство заграждений других типов.

Допускается по решению общего собрания членов садоводческого объединения устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов.

На садовом (дачном) участке следует предусматривать устройство компостной площадки, ямы или ящика, а при отсутствии канализации - и уборной.

На садовом участке могут возводиться жилое строение (или жилой дом), хозяйственные постройки и сооружения, в том числе: постройки для содержания мелкого скота и птицы, теплицы и другие сооружения с утеплённым грунтом, хозпостройка для хранения инвентаря, летняя кухня, баня, душ, навес или гараж для автомобиля. Противопожарные расстояния между строениями и сооружениями в пределах одного участка не нормируются. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций должны быть не менее указанных в таблице.

Допускается группировать и блокировать жилые строения (или дома) на двух соседних участках при однорядной застройке и на четырёх соседних участках при двухрядной застройке. При этом противопожарные расстояния между жилыми строениями (или домами) в каждой группе не нормируются, а минимальные расстояния между крайними жилыми строениями (или домами) групп принимаются по строке 2 таблицы. Жилое строение (или дом) должны отстоять от красной линии улиц не менее чем на 5 м, от красной линии проездов не менее чем на 3 м. При этом между домами, расположенными на противоположных сторонах проезда, должны быть учтены противопожарные расстояния, указанные в таблице. Расстояние от хозяйственных построек до красных линий улиц и проездов должно быть не менее 5 м.

Минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть (в метрах):

  • от жилого строения (или дома) - 3;
  • от постройки для содержания мелкого скота и птицы - 4;
  • от других построек - 1;
  • от стволов высокорослых деревьев - 4, среднерослых - 2;
  • от кустарника - 1.

Расстояние между жилым строением (или жилым домом) и границей соседнего участка измеряется от цоколя дома или от стены дома (при отсутствии цоколя), если элементы дома (крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.)

При возведении на садовом (дачном) участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового участка, следует скат крыши ориентировать на свой участок.
Минимальные расстояния между постройками по санитарно-бытовым условиям должны быть (в метрах):

  • от жилого строения (или жилого дома) до душа, бани (сауны), уборной - 8;
  • от колодца до уборной и компостного устройства - 8.

Указанные расстояния должны соблюдаться как между постройками на одном участке, так и между постройками, расположенными на смежных участках. В случае примыкания хозяйственных построек к жилому строению (или дому) расстояние до границы с соседним участком измеряется отдельно от каждого объекта блокировки, например: дом-гараж (от дома не менее 3 м, от гаража не менее 1 м); дом-постройка для скота и птицы (от дома не менее 3 м, от постройки для скота и птицы не менее 4 м). Гаражи для автомобилей могут быть отдельно стоящими, встроенными или пристроенными к дому и хозяйственным постройкам.

Члены садоводческих (дачных) объединений, имеющие на своем участке мелкий скот и птицу, должны соблюдать санитарные и ветеринарные правила по их содержанию. При освоении садового (дачного) участка площадью 0,06 - 0,12 га под строения, дорожки и площадки следует отводить не более 30% площади.

Что касается объёмно-планировочных и конструктивных решений зданий и сооружений, то:
Под жилым строением (или домом) и хозяйственными постройками допускается устройство подвала и погреба. Под помещениями для мелкого скота и птицы устройство погреба не допускается. Высота жилых помещений принимается от пола до потолка не менее 2,2 м. Высоту хозяйственных помещений, в том числе, расположенных в подвале, следует принимать не менее 2 м, высоту погреба - не менее 1,6 м до низа выступающих конструкций (балок, прогонов).
При проектировании домов для круглогодичного проживания следует учитывать требования СП 53.13330.2011. Не допускается организация стока дождевой воды с крыш на соседний участок.

И, наконец, инженерное обустройство:
Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть оборудована системой водоснабжения, отвечающей требованиям СП 31.13330. Снабжение хозяйственно-питьевой водой может производиться как от централизованной системы водоснабжения, так и автономно - от шахтных и мелкотрубчатых колодцев, каптажей родников с соблюдением требований, изложенных в СанПиН 2.1.4.1110. Устройство ввода водопровода в дома согласно СП 30.13330 допускается при наличии местной канализации или при подключении к централизованной системе канализации. Свободный напор воды в сети водопровода на территории садоводческого объединения должен быть не менее 0,1 МПа.

На территории общего пользования садоводческого (дачного) объединения должны быть предусмотрены источники питьевой воды. Вокруг каждого источника организуется санитарно-защитная зона.
Расчет систем водоснабжения производится исходя из следующих норм среднесуточного водопотребления на хозяйственно-питьевые нужды:
при водопользовании из водоразборных колонок, скважин, шахтных колодцев - 30 - 50 л/сут на 1 жителя;
при обеспечении внутренним водопроводом и канализацией (без ванн) - 125 - 160 л/сут на 1 жителя.
Для полива посадок на приусадебных участках:
овощных культур - 3 - 15 л/м2 в сутки;
плодовых деревьев - 10 - 15 л/м2 в сутки (полив предусматривается 1 - 2 раза в сутки.

Сбор, удаление и обезвреживание нечистот могут быть неканализованными, с помощью местных очистных сооружений, размещение и устройство которых осуществляется с соблюдением соответствующих норм и согласованием в установленном порядке. Возможно также подключение к централизованным системам канализации при соблюдении требований СП 32.13330. При неканализованном удалении фекалий надлежит обеспечивать устройства с местным компостированием - пудр-клозеты, биотуалеты. Допускается использование выгребных устройств типа люфт-клозет и надворная уборная. Применение выгребных устройств должно быть согласовано в каждом отдельном случае на стадии разработки проекта с местными органами охраны природы по регулированию, использованию и охране подземных вод, с учреждениями санитарно-эпидемиологической службы. Не допускается устройство люфт-клозетов в IV климатическом районе и III Б подрайоне.

Сбор и обработку стоков душа, бани, сауны и хозяйственных сточных вод следует производить в фильтровальной траншее с гравийно-песчаной засыпкой или в других очистных сооружениях, расположенных на расстоянии не ближе 1 м от границы соседнего участка. Допускается хозяйственные сточные воды сбрасывать в наружный кювет по специально организованной канаве при согласовании в каждом отдельном случае с органами санэпиднадзора.

В отапливаемых домах обогрев и горячее водоснабжение следует предусматривать от автономных систем, к которым относятся: источники теплоснабжения (котел, печь и др. Газоснабжение домов может быть от газобаллонных установок сжиженного газа, от резервуарных установок со сжиженным газом или от газовых сетей. Проектирование газовых систем, установку газовых плит и приборов учета расхода газа следует осуществлять в соответствии с требованиями "Правил безопасности в газовом хозяйстве" и СП 62.13330.

Баллоны со сжиженным газом следует хранить на промежуточном складе газовых баллонов, расположенном на территории общего пользования. Хранение баллонов на садовых (дачных) участках не допускается. Баллоны емкостью более 12 л для снабжения газом кухонных и других плит должны располагаться в пристройке из негорючего материала или в металлическом ящике у глухого участка наружной стены не ближе 5 м от входа в здание. На кухне согласно требованиям допускается устанавливать баллон с горючим газом емкостью не более 12 л.

Сети электроснабжения на территории садоводческого (дачного) объединения следует предусматривать, как правило, воздушными линиями. Запрещается проведение воздушных линий непосредственно над участками, кроме индивидуальной подводки. Электрооборудование и молниезащиту домов и хозяйственных построек следует проектировать в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок (ПУЭ).

Некоторые члены садоводческого товарищества на своих приватизированных земельных участках осуществляют строительство садовых домов и других построек без согласованных проектов по своему усмотрению. Несут ли они за это какую-либо ответственность?

Жилой дом , другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил является самовольной постройкой. Лицо, осуществившее возведение таких объектов недвижимости, не приобретает на них право собственности и не может распоряжаться ею. Члены товарищества вправе возводить на своем участке строения и сооружения в соответствии с планом организации и застройки территории садоводческого объединения с соблюдением градостроительных, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных установленных требований, если таковой план имеется. До начала освоения садового участка рекомендуется получить в органах архитектуры и градостроительcтва фрагмент генерального плана с нанесением земельного участка со всеми его элементами постройками. Создание строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом, допускается после утверждения органом местной администрации проектов строительства данных строений и сооружений. Строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство, или без согласованного проекта, либо с отступлением от норм влечёт административную ответственность в виде штрафа (см. ст. ст. 19, главы VII Закона РФ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», 62 Градостроительного кодекса РФ, 222 ГК РФ,143, 143-1 КоАП РСФСР, п. 4.7 СП 11-106-97). Следует, тем не менее, заметить, что на основании ст. 3.25.3, ст. 9 ФЗ-93 от 30 июня 2006 г. "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощённом порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" (Закон о "дачной амнистии"), срок его действия продлен до 1 марта 2015 г.ФЗ-174 от 17 июля 2009 г., если садоводы не нарушают строительных норм и правил (см. предыдущий вопрос), а генерального плана организации и застройки СНТ нет, то никакой ответственности они нести не будут.

3. Хочу построить на своем участке баню. Как это сделать, чтобы не нарушить действующее законодательство и не иметь конфликтов с соседями?

Прежде всего необходимо согласовать проект бани и её расположение на участке с органами архитектуры и градостроительства местного самоуправления, чтобы это не было самовольным строительством. При этом следует учесть, что минимальные расстояния от бани до садового дома должно быть не менее 8 метров (п. 6.8 СП 53.13330.2011). Указанное расстояние должно соблюдаться как на одном, так и на смежных участках. Однако, если плана организации и застройки садового товарищества нет, то следует соблюдать только указанные СП требования.

4. Какие минимальные расстояния необходимо выдерживать от вспомогательных построек до границы соседнего участка?

Расстояние до границы соседнего участка от постройки для содержания мелкого скота и птицы составляет не менее 4, а от других построек не менее 1 метра. Минимальные расстояния между постройками как на одном, так и на смежных участках по санитарно-бытовым условиям должны быть от садового дома и погреба до уборной - 12; до душа, бани сауны - 8; от колодца до уборной и компостного устройства - 8; до постройки для содержания мелкого скота и птицы, душа, бани, сауны - 12; от погреба до компостного устройства и постройки для содержания мелкого скота и птицы - 7 метров (п.п. 6.7, 6.8 СП 53.13330.2011).

5. В нашем садоводческом товариществе имеется территория общего пользования, на которой правление намерено выкопать котлованы и заполнить их водой. Каково должно быть расстояние от этих водоемов до садовых участков и дороги и куда жаловаться, если нормы размещения таких сооружений будут нарушены?

Прежде всего нужно установить, имеется ли соответствующее решение общего собрания товарищества на этот счёт и предусмотрены ли такие сооружения генеральным планом застройки территории товарищества. Если нет, то прежде чем приступать к возведению водоёмов, необходимо согласовать их проект и размещение с районным архитектором, пожарными и санитарными службами, которые и определяют размеры прибрежных защитных полос. В противном случае это будет незаконным, самовольным строительством и обжаловать такие действия товарищества можно в администрации района. Те садоводы, права и интересы которых нарушаются, могут защитить их в суде. Минимальная ширина прибрежной защитной полосы в зависимости от крутизны склонов прилегающих территорий составляет величину от 15 до 100 метров. В защитных полосах запрещается размещение садово-огородных участков (см. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах от 23.11.96 г. № 1404).

6. Хозблок можно построить на расстоянии одного метра от границы соседнего участка, но хотелось бы знать, какие размеры, а главное, высоту, может иметь такое строение?

Размеры хозблока должны соответствовать размерам, указанным в генеральном плане застройки территории . Если застройщик намерен отступить от этих размеров, то он согласовывает свой проект в районных органах архитектуры. Минимальное расстояние от границы соседнего участка до хозяйственных построек, если они не предназначены для содержания мелкого скота и птицы, действительно составляет не менее одного метра. При этом во избежание подтопления скат крыши хозблока следует ориентировать на свой участок или отводить воду от границы участка с помощью желобов. В целях наименьшего затенения расстояние до соседнего участка, расположенного с востока, севера, запада или промежуточных положений, рекомендуется принимать не менее высоты хозблока, измеренной от планировочной отметки земли до конька крыши. (п. 6.7 СП 53.13330.2011). Высота хозблока не регламентируется, однако её следует определять с учетом приведённых замечаний.

7. Я являюсь членом садоводческого товарищества и у меня возникло желание осуществить строительство дачного домика. Председатель правления говорит, что я могу строить только в том месте участка, как это предусмотрено утвержденным планом, для всех одинаковым. Меня это не устраивает. Кто из нас прав?

Председатель правления прав в той части, что при застройке садовых участков следует руководствоваться генеральным планом организации территории товарищества. Возведение гражданами на садовых участках строений и сооружений, превышающих размеры, установленные проектом организации и застройки территории садоводческого товарищества для данных строений и сооружений, допускается после утверждения органом местного самоуправления проектов строительства данных строений и сооружений в порядке, установленном градостроительным законодательством.

8. Какой высоты забор из досок я могу поставить на границе с соседом? Я заготовил доски высотой 1,6 м, однако сосед угрожает его сломать, так как забор будет затенять его грядки.

В целях минимального затенения территории соседних участков ограждения должны быть сетчатые или решётчатые и высоту их рекомендуется не превышать 1,5 метра (п. 6.2 СП 53.13330.2011). По решению общего собрания садоводов допускается устройство глухих ограждений со стороны улиц и проездов. Пока забор ещё не воздвигнут, спор могут разрешить органы по делам строительства и архитектуры, поскольку именно они занимаются согласованием проектов застройки земельных участков (см. п. 2.14. Инструкции о порядке застройки и благоустройства районов индивидуального жилищного строительства от 23.12.82 г. № 154). В нормативных актах субъектов Российской Федерации могут быть приведены иные рекомендации. Например, в Московской области допускается устанавливать ограждение земельного участка высотой до 1,8 метра. Кроме того, см. ответ на первый вопрос страницы, где подробно изложены требования к заборам.

9. Наше правление садоводческого товарищества без моего согласия собирается протянуть линию электропередачи через середину моих шести соток. Я против. Кто из нас прав?

Без согласия землепользователя нельзя проложить линию электропередачи через участок. Схема таких линий должна быть отражена на генеральном плане застройки территории товарищества. Разрешается протягивание линии электропередачи через участок только для индивидуальной подводки.

10. На нашем садовом участке правление намерено установить столбы для снабжения электроэнергией соседних участков. Мы возражаем против этого, но в правлении говорят, что мы не правы. Так ли это?

Без согласия собственника или владельца земельного участка невозможно проведение каких-либо работ на его земле в том числе и установка столбов электропередачи. Согласно п. 8.13 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» запрещается проведение воздушных линий сетей электроснабжения непосредственно над садовыми участками, кроме индивидуальной подводки.

11. Купил участок в СНТ, собираюсь построить дом. Где можно прочитать о строительных нормах и правилах для использования в своей практической деятельности по обустройству своего участка и в целом для СНТ?

Про общие требования со ссылками на СП можно прочитать материал ответа на вопрос № 1 на этой странице. Если этих сведений недостаточно, то пройдите по ссылке на страницу: СП 53.13330.2011 "Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения". На ней чёрным по белому расписано всё, что касается СНТ.

Вопросы, связанные с недвижимостью, требуют серьезного подхода и определенных знаний. Есть некоторые проблемы, касающиеся оформления прав на имущество общего пользования в садоводческих товариществах, на которые необходимо обратить внимание.

Статья 1 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" раскрывает понятие имущества общего пользования садоводческого, огороднического или дачного объединения граждан - это имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное), то есть все, что находится на территории садоводческого некоммерческого товарищества, за исключением земельных участков, непосредственно принадлежащих гражданам.

У любого садоводческого товарищества в составе документов должен находиться правоустанавливающий документ на земельный участок общего пользования. Таким документом может быть акт местных властей о передаче земель в собственность или акт, закрепляющий право постоянного (бессрочного) пользования землей. Если в нем содержится фраза о передаче земель на праве собственности, то переоформление документов на земельный участок общего пользования не требуется. Если же в документе содержится любая другая фраза – садоводческому товариществу необходимо переоформить и зарегистрировать право на земельные участки общего пользования.

Зачем?

Допустим, вы знакомы с генпланом вашего города или правилами землепользования и застройки. Пока эти документы не во всех регионах еще приняты, но это вопрос времени. Тем не менее, в случае, если проектными решениями будет предусмотрено целевое использование земли вблизи вашего садоводческого некоммерческого товарищества, отличное от садово-огороднического хозяйства, или интерес к земле проявят крупные застройщики, то есть все шансы столкнуться с масштабным захватом земель садоводческого товарищества, их «приватизацией» и скупкой за «бесценок».

Кроме этого, практика земельных отношений показывает, что в значительной части садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ границы земельных участков общего пользования не установлены, за счет этого отдельные активные собственники увеличивают свои стандартные 6 соток. Как правило, это приводит к уменьшению площади соседнего земельного участка, ширины проездов и дорог, разворотных площадок, мест сбора мусора и т.д. Данный вопрос можно законным образом решить путем постановки земель общего пользования на кадастровый учет с уточненными границами. Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории. Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земельных участков общего пользования. Акт согласования границ подписывается всеми смежными землепользователями.

Как оформить документы?

Если земельный участок был предоставлен садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан до 30 октября 2001 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, то образованный из него земельный участок, относящийся к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность указанного объединения граждан бесплатно (п. 2.7, 2.9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Общим собранием членов объединения решается вопрос о приобретении такого земельного участка в собственность этого объединения. Председатель некоммерческого объединения подает заявление в орган местного самоуправления. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

– схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории этого объединения либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;

– выписка из решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан о приобретении земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность этого объединения;

учредительные документы садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

Орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней с даты получения указанных документов обязан принять решение о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

С вышеуказанным решением о предоставлении в собственность земельного участка председатель некоммерческого объединения (или уполномоченное лицо) обращается с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок общего пользования в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав. Государственная пошлина для юридических лиц при этом составляет 22000 рублей.

Закон четко указывает на то, что переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается.

Общее имущество членов садоводческого товарищества – еще один камень преткновения и тема для многочисленных исков в суды.

Примером взят очень интересный и показательный иск, когда садоводы наняли бригаду, заасфальтировали дорогу и попросили суд закрепить за каждым из них право долевой собственности на эту дорогу. А суд им отказал и объяснил, почему.

Для таких случаев Верховный Суд подчеркнул: речь в законе идет о том, что можно оформить право собственности на новую, только что созданную вещь. А дорога, которую захотели взять огородники, была дорогой и раньше, просто ее покрыли асфальтом. Суд процитировал документ самих же дачников – задание для строительной бригады на работу, в нем рабочим поручили сделать не дорогу, а именно заасфальтировать её.

Еще важный момент, связанный с общей собственностью садовых товариществ: право на получение доли в имуществе общего пользования предоставляется садоводу в строго ограниченных случаях. А именно только при реорганизации или ликвидации объединения (п. 1 ст. 19 и ст. 42 ФЗ от 15.04.1998 № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").

Примером для такого вывода послужил иск одной дачницы, которую исключили из товарищества, а она в отместку пошла в суд с просьбой закрепить за ней 1/242 долю в общем имуществе товарищества (скважина воды, линия электропередачи и другие общие объекты).

Еще один серьезный повод для судебных тяжб – спор об устранении препятствий в пользовании общими землями товарищества.

В качестве примера Верховный Суд привел судебное дело другой дачницы, которая сама расширила свой участок, прихватив соседние сотки. На них она успела возвести баньку и забор, перекрыв подъезд к дому соседа.

По поводу таких исков Верховный Суд подчеркнул: надо не только в заседании установить, что действиями гражданина был нарушен закон, но и обязательно доказать, что это нарушение привело к существенному нарушению прав соседей.

Таким образом, несмотря на то, что переоформление садоводческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками сроком не ограничивается, необходимость такого переоформления очевидна. Поэтому не стоит откладывать то, что так или иначе придется делать.

Юлия Маликова,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

Государственный регистратор.

ДАЧНЫЕ СПОРЫ. САДОВОДУ НА ЗАМЕТКУ

Не секрет, что многие садоводческие объединения представляют собой аналог осиного гнезда под предводительством самых шумных и больших особей (председателей и правления). В связи с ростом цен на электричество, увеличением размера обязательных платежей напряженность возрастает. Споры, зарождающиеся на так называемых общих собраниях, часто переходят с лужаек в судебные залы.

Примечание. Если вы считаете, что в вашем родном "колхозе" с вами обходятся несправедливо, то эта статья - для вас.

Также она пригодится тем, кто пытается самостоятельно оформить права на свой земельный участок. В какой суд обращаться? Надо сказать, что все споры между членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения или гражданами, ведущими хозяйство в индивидуальном порядке, с указанными объединениями рассматриваются судами общей юрисдикции (ч. 3 ст. 22 ГПК РФ).
Даже если речь идет о признании недействительными решений общего собрания о внесении изменений в наименование, устав общества, решений правления о передаче земельных участков в собственность граждан. Дело в том, что дачное некоммерческое партнерство не является партнерством, объединяющим коммерческие организации и (или) индивидуальных предпринимателей, а также не является некоммерческой организацией, имеющей статус саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской деятельности, поэтому этот спор не относится к подведомственности арбитражных судов. Дела по требованиям граждан о праве на земельный участок, строение, сооружение, находящиеся на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, подсудны районному суду по месту нахождения объекта недвижимости.

Что надо сделать до суда Часто случается, что граждане обращаются в суд с иском о признании права собственности на земельный участок, не попытавшись сначала оформить его в порядке, предусмотренном ст. 28 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", т.е. в порядке упрощенной административной процедуры оформления права собственности. Судья в таком случае на стадии принятия к производству иска проверяет наличие документов, свидетельствующих о принятии лицом, обратившимся в суд, мер для его оформления в судебном порядке. Если таковые документы (например, отказ регистрирующего органа) будут отсутствовать, то судья на основании ст. 136 ГПК РФ оставляет исковое заявление о признании права собственности на земельный участок без движения. Объясняется это тем, что в иске должно быть четко указано, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4 ГПК РФ).

Председатель не вправе единолично решать вопросы членства Часто председатели садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений забывают о том, что они не всесильны и не имеют права единолично решать вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества или собрания уполномоченных. Прежде всего это вопросы членства в указанных объединениях. Органами управления садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления (ст. ст. 20, 21 Закона N 66-ФЗ), причем принятие граждан в члены садоводческого товарищества и исключение из числа его членов относится к исключительной компетенции общего собрания членов (собрания уполномоченных) этого товарищества. Таким образом, решение о принятии в члены (прекращении членства), принятое председателем единолично, незаконно.

Выход - дело добровольное Если член объединения принял решение о прекращении членства, то ему нет необходимости спрашивать чьего-то позволения и уж тем более дожидаться решения общего собрания. Для добровольного выхода члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения из таких объединений решения общего собрания, установленного законом для исключения из числа членов, не требуется. В этом состоит разница между добровольным выходом и исключением. Член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения имеет право добровольно выходить из садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (пп. 9 п. 1 ст. 19 Закона N 66-ФЗ). Если для исключения из членов объединения необходимо не менее 2/3 голосов общего собрания (пп. 2 п. 1 ст. 21 Закона N 66-ФЗ), то для добровольного выхода члена объединения не требуется решения общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, установленного Законом для исключения из числа его членов.

Наследник вправе вступить в члены объединения Членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения могут стать в соответствии с гражданским законодательством наследники членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (п. 2 ст. 18 Закона N 66-ФЗ). Примечание. Наследник члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения вправе вступить в члены такого объединения, поскольку в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (ст. 1112 ГК РФ).

Является нарушением не только прямой отказ в приеме в члены, но и длительное нерассмотрение заявления о приеме в члены товарищества общим собранием.

Размер взносов может зависеть от размера участка А также от того, сколько участков принадлежит члену объединения. Все зависит от того, что указано в уставе объединения. Закон N 66-ФЗ не устанавливает обязательные критерии формирования размера членских взносов. В нем содержится лишь определение членских взносов как денежных средств, периодически вносимых членами объединения на оплату труда работников, заключивших трудовые договоры с таким объединением, и другие текущие расходы такого объединения (ст. 1 Закона N 66-ФЗ). Бесспорно то, что размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование. Однако Закон не запрещает установление размера членских взносов в зависимости от размера участка, принадлежащего члену указанного объединения, и (или) от количества принадлежащих члену объединения земельных участков. Наличие у одного лица участка (либо участков) большей площади, чем у других садоводов, предполагает и соответствующее увеличение текущих расходов объединения, связанных с содержанием имущества общего пользования и обслуживанием большего по размеру участка. Установление размера членских взносов пропорционально площади принадлежащих членам товарищества участков отвечает принципам законности и справедливости. Тем более что при реализации общего принципа платности землепользования (ст. 65 Земельного кодекса РФ) также учитывается площадь земельных участков.

Занятие земель общего значения Споры с требованием освободить земли общего значения, неправомерно занятые гражданами, встречаются довольно часто. Суды эти требования, как правило, удовлетворяют, но при условии, что доказан не только факт самого занятия, но и то, что эти действия привели к ущемлению прав истца. Самый яркий пример - самовольное занятие земель общего пользования, ограничение доступа (возведение забора), перекрытие объездной дороги и проезда к пожарному водоему. Такие действия не соответствуют ст. ст. 21 и 34 Закона N 66-ФЗ и также нарушают права других членов данного товарищества.

Благоустройство дороги не порождает собственности на всю дорогу Часто граждане, особенно те, кто проживает на своих участках круглогодично, скидываются и за свой счет доводят до ума общие дороги, обновляют покрытие, кладут асфальт и т.п. Дело хорошее, но надо четко понимать, что благоустройство объекта общего пользования не влечет за собой возникновения права собственности на дорогу как объект недвижимости, если такая дорога уже создана и находится на землях общего пользования. Дело не меняет и тот факт, что остальные члены объединения никак не участвовали в благоустройстве. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом (п. 1 ст. 218 ГК РФ). То есть право собственности на сооружение (дорогу) как на самостоятельный объект гражданских прав может возникнуть в том случае, если оно создано именно как объект недвижимости в установленном порядке, индивидуализировано в качестве объекта недвижимости. Если на землях общего пользования объединения уже существовала дорога, строительство которой было осуществлено ранее, то ее благоустройство за счет личных средств истцов само по себе не влечет возникновения у них права собственности на дорогу как объект недвижимости.

Недействительность собрания. Установлены четкие критерии Решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания. Общее собрание членов садоводческого некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения (п. 1 ст. 20 Закона N 66-ФЗ), причем оно правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем 50% членов такого объединения. Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения (ст. 21 Закона N 66-ФЗ). Как правило, суды устанавливают: - соответствие закону и уставу процедуры назначения и созыва общего собрания товарищества; - соответствие разрешаемых собранием вопросов компетенции общего собрания; - наличие кворума на собрании; - соответствие порядка проведения собрания и голосования по вопросам повестки дня требованиям закона и устава товарищества; - соответствие изготовленного текста решения собрания фактически принятым собранием решениям. При этом следует помнить, что с 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 07.05.2013 N 100-ФЗ, которым подраздел 4 разд. I части первой ГК РФ дополнен гл. 9.1 "Решения собраний". Теперь решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества (п. 5 ст. 181.4 ГК РФ).

Признание права собственности за землю на территории СНТ Если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ). Е
сли в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен земельный участок, или невозможно определить вид этого права, то такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
Пунктом 3 ст. 28 Закона N 66-ФЗ закреплено право граждан на приватизацию своих садовых или дачных земельных участков, находящихся в их постоянном (бессрочном) пользовании или в пожизненном наследуемом владении. Граждане, обладающие такими земельными участками, вправе зарегистрировать права собственности на них в соответствии со ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и принятия решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется. Как показывает судебная практика, существенное правовое значение в данном случае имеют три обстоятельства: - испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; - данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Закона N 66-ФЗ (до 23 апреля 1998 г.); - гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях. Много конфликтов по-прежнему возникает между садоводческими объединениями и гражданами - собственниками земель, которые не желают хозяйствовать в коллективе.
Разумеется, колхоз по-прежнему дело добровольное, но вопрос - в порядке пользования общей инфраструктурой. Известно, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке (ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан").
Такие "индивидуалисты" имеют право пользоваться объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования объединения за плату и на условиях договоров, заключенных с таким объединением в письменной форме в порядке, определенном общим собранием членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. В противном случае на основании решения правления такого объединения либо общего собрания его членов указанные граждане лишаются права пользоваться указанными объектами. Размер такой платы при условии внесения ими взносов на приобретение (создание) указанного имущества не может превышать размер платы за пользование указанным имуществом для членов такого объединения. В случае если одна из сторон - гражданин или объединение - отказывается от заключения такого договора, то она может быть принуждена к его заключению судом (п. 1 ст. 421, ст. 445 ГК РФ).
Ранее считалось, что правом потребовать заключения такого договора обладают только сами граждане. Однако это не так: объединение также вправе потребовать этого и, что более актуально, ставить вопрос о взыскании неосновательного обогащения в виде платы за пользование объектами общей инфраструктуры. То есть, если "индивидуалист" уклоняется от заключения договора и при этом продолжает пользоваться объектами общей инфраструктуры, расходы, понесенные объединением на содержание указанного имущества, являются неосновательным обогащением этих граждан.
Таким образом, "индивидуалисты", уклоняющиеся от заключения договора, должны заплатить за пользование общими объектами (ст. 1102 ГК РФ), причем отсутствие договора между собственником земельного участка и объединением не освобождает собственника от внесения платы. Установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов объединения и не связывается с членством, а расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет объединение, - обязательные платежи (ст. ст. 1, 8 Закона N 66-ФЗ). При этом суд не примет доводы о том, что собственник не пользуется принадлежащим ему участком. Право собственности помимо прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом предполагает несение бремени содержания своего имущества (п. 1 ст. 209, ст. 210 ГК РФ).

Споры о границах Границы участка, находящегося на землях садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определяются по сведениям, содержащимся в документе, подтверждающем право на участок, а если такой документ отсутствует, то по сведениям, содержащимся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании.
Проблема в том, что участки, как правило, предоставлялись без межевания и кадастрового учета. И в настоящее время многие участки по-прежнему не поставлены на кадастровый учет либо поставлены на кадастровый учет декларативно и их границы в соответствии с требованиями земельного законодательства не определены. В случае если точные границы участка не установлены, т.е. сведения о его координатах отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости, и установить их местоположение на местности не представляется возможным, суд потребует от истца следующих доказательств: - спорная часть входит в состав принадлежащего ему участка; - ответчик своими действиями создает препятствия в его использовании.
Местонахождение спорной границы суд будет определять путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.), при условии что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы.
Если площадь земельного участка истца с учетом фактических границ больше или меньше площади, указанной в правоустанавливающем документе, то суд проверяет: - за счет каких земель образовалась данная разница; - производился ли кем-либо из сторон или прежних владельцев участков перенос спорной границы; - осуществлялась ли истцом или ответчиком дополнительная прирезка к его земельному участку; - имеет ли данная прирезка отношение к той части участка, по поводу которой заявлен спор; - как давно стороны пользуются участками в имеющихся границах.
При этом не служит безусловным основанием для отказа от иска точное соответствие фактической площади участка ответчика выданным правоустанавливающим документам, потому что это может быть связано с добровольным отказом ответчика от части своего участка с другой стороны при одновременном захвате части участка истца.

Если вы не согласны с данными госкадастра Практика показывает, что если границы участка истца или ответчика определены в ГКН по результатам межевания (кадастровых работ) и требований о признании данных работ недействительными не заявлено, то суд принимает указанные границы. В данном случае почти бесспорным доказательством будет являться несовпадение фактических границ его земельного участка с границами, установленными в ГКН по результатам кадастровых работ, и суд, уже без оглядки на длительность существования фактических границ, скорее всего, примет решение об их приведении в соответствие с результатами кадастровых работ. Доводы истца или ответчика о несогласии с результатами межевания при отсутствии надлежаще заявленных требований о признании их недействительными во внимание быть приняты не могут. При рассмотрении споров о границах участков суд учитывает, в частности: - наличие у истца права собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды земельного участка; - наличие препятствий к осуществлению правомочий пользования и владения участком и в чем заключается нарушение (угроза нарушения) права; - что именно ответчик противоправно создал препятствия к осуществлению истцом правомочий по пользованию и (или) распоряжению земельным участком.

Если в акте о согласовании границ нет подписи соседа Отсутствие подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ может быть основанием для признания результатов межевания недействительными только в случае нарушения прав и законных интересов смежного землепользователя. Местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с указанными лицами, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Государственный кадастр недвижимости (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"). Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды (ч. 3 ст. 39 указанного Закона). Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (ч. 1 ст. 40 Закона N 221-ФЗ). Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (ч. 5 ст. 40 Закона N 221-ФЗ, ст. 64 Земельного кодекса РФ). Суды будут устанавливать не только факт нарушения закона, выразившегося в отсутствии подписи смежного землепользователя в акте согласования границ при проведении кадастровых работ, но и последствия такого нарушения. Очевидно, что отсутствие согласования границ земельного участка со смежными землепользователями является нарушением закона. В то же время данное обстоятельство не всегда рассматривается как достаточное основание для удовлетворения требований о признании результатов межевания недействительными. Судебной защите подлежит только нарушенное право (ст. 11 ГК РФ, ст. 3 ГПК РФ). Поэтому суд будет устанавливать, в какой мере установление границ земельного участка ответчика при проведении кадастровых работ без соответствующего согласования могло нарушить права и законные интересы истца. Напоследок следует отметить, что начиная с 1 сентября 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.05.2014 N 99-ФЗ, которым внесены многочисленные изменения в гл. 4 ГК РФ. В соответствии со ст. 3 указанного Закона к некоммерческим партнерствам применяются нормы ГК РФ об ассоциациях (союзах), а к садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - нормы ГК РФ о товариществах собственников недвижимости.

Загрузка...