musings.ru

Какие существуют виды ликвидации? Какие бывают виды ликвидации юридического лица Ликвидация организации и ее виды.

В соответствии с п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация – это прекращение юридического лица при отсутствии правопреемства в его правах и обязанностях.

Юридическое лицо может быть ликвидировано добровольно или принудительно.

Добровольная ликвидация осуществляется:

По решению его учредителей (участников);

Либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случае:

Допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер,

Либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом,

Либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов,

Либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

А также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Требование о ликвидации юридического лица в принудительном порядке может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (например, антимонопольным органом).

Порядок ликвидации. Ликвидация юридического лица включает в себя несколько этапов

1 этап. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

2 этап. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о его ликвидации, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.



Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3 этап. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

4 этап. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса РФ. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды; в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.



При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

Установленные законом способы ликвидации юридического лица предусматривают все возможные ситуации, в которых производится закрытие предприятий. Кроме того, существует единый порядок ликвидации некоммерческой организации и юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность.

Общее единообразие процедуры и четкое выделение отдельных пунктов, при выполнении которых процедура будет незначительно отличаться в зависимости от вида ликвидации и разновидности ликвидируемой организации, позволяет упорядочить данную процедуру и исключить двойное толкование норм и правил, согласно которым эта процедура будет осуществляться.

Существует два способа ликвидации предприятия: добровольная и принудительная. В первом случае инициатором процедуры является само юридическое лицо. Во втором ликвидация ЗАО, ООО, ОАО или некоммерческой организации производится на основании судебного решения.

Кроме обычного закрытия компании возможна ликвидация предприятия путем банкротства. Такая ликвидация тоже может быть как добровольной, так и принудительной.

Принудительная и добровольная ликвидация ЗАО, ООО, ОАО путем банкротства. Отличия от обычной принудительной и добровольной ликвидации

  • Ликвидация путем банкротства всегда осуществляется на основании решения арбитражного суда, вне зависимости от того, кто выступает ее инициатором - само предприятие, его кредиторы или уполномоченные органы.
  • Инициация процедуры банкротства является юридически признанным подтверждением того, что должник не в состоянии рассчитаться с кредиторами и/или погасить задолженность по налоговым платежам.
  • В случае, когда ликвидация ООО по решению суда производится из-за банкротства предприятия, для проведения ликвидационных процедур суд назначает независимого арбитражного управляющего. Наряду с выполнением других функций, арбитражный управляющий выявляет признаки, свидетельствующие о том, что предприятие «банкротят» умышленно.

    Поэтому данный способ закрытия стоит выбирать только в том случае, если компания действительно является финансово несостоятельной.

  • При банкротстве юридическое лицо погашает свои обязательства не полностью, а частично (в объеме имеющихся денежных средств, а также денежных средств, полученных после продажи имущества). Целью банкротства является как можно более справедливое и полное удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица, стоимость и продолжительность

Общая стоимость и продолжительность ликвидации зависят от множества факторов, определяющими из которых являются:

  • Период времени работы на рынке.
  • Объем и состояние документации.
  • Наличие обстоятельств, которые могут стать препятствием к быстрому и безболезненному проведению процедуры (долги, невыполненные обязательства, грубые нарушения при ведении бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.).

Минимальная стоимость официальной ликвидации с участием консалтинговой компании - около 50 тыс. рублей. Минимальная продолжительность процедуры - около полугода.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Гражданским законодательством предусмотрены добровольная и принудительная формы ликвидации юридических лиц.

Принудительная ликвидация производится по решению суда и связана, как правило, с грубыми нарушениями в деятельности организации. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей и предполагает ряд административных процедур, которые должны быть реализованы в установленные сроки в строгом соответствии с требованиями закона. Отдельно следует выделить ликвидацию по завершении процедур банкротства, особенности которых регламентированы Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Введение процедур банкротства осуществляется по решению суда в тех случаях, когда организация не может погасить свои долги перед кредиторами в полном объеме.

Каждая из возможных форм ликвидации имеет свои нюансы и «подводные камни», обойти которые может только грамотный специалист с практическим опытом работы. Так, например, процедура банкротства, инициированная организацией, требует постоянного участия в судебных заседаниях, подготовки различного рода специфических документов и т.д. Важно при этом исключить признаки фиктивного банкротства, т.к. в данном случае возможно привлечение к ответственности, в том числе и уголовной по ст. 197 Уголовного кодекса РФ.

Добровольная ликвидация производится только при отсутствии задолженности, поэтому законодательно предусмотрена обязанность ликвидируемой организации опубликовать уведомление о ликвидации, после чего кредиторы в течение двух месяцев могут заявить свои требования, которые подлежат удовлетворению. Кроме того в рамках процедуры добровольной ликвидации создается ликвидационная комиссия, направляется соответствующее уведомление в налоговый орган, предпринимаются действия по уведомлению кредиторов и сбору дебиторской задолженности, составляется ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Все эти этапы должны быть реализованы строго в рамках закона и в установленные сроки, документы должны быть подготовлены по утвержденным формам согласно требованиям к их оформлению.

Обратим внимание, что непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 14.25 КоАП РФ).

Некоторые действия в ходе ликвидации могут быть расценены как уклонение от уплаты налогов и кредиторской задолженности, преднамеренное или фиктивное банкротство, что влечет за собой уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы. Таким образом, ликвидация организации представляет собой сложную административную процедуру, сопровождение которой, во избежание негативных последствий, лучше доверить надежному специалисту.

Какие бывают виды ликвидации фирмы?

Ликвидация фирмы может проходить в нескольких законных вариантах и зависит от того, имеет ли она долги или нет. Для предприятий-должников ликвидация может быть в форме банкротства (по решению участников), альтернативой ликвидации со сменой участников и руководителя и реорганизации в форме присоединения или слияния.

Добровольное закрытие по решению участников

Добровольная или полная официальная ликвидация предприятия (в соответствии со ст.61-64 ГК РФ) включает следующие этапы:

  1. Сообщение о ликвидации фирмы налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения — 3 дня после принятия решения.
  2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом — 3 дня после принятия решения.
  3. Публикация о ликвидации ООО в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц — 3 дня после принятия решения, затем 2 месяца ждем претензий кредиторов.
  4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии — 3 дня после принятия решения.
  5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы — они обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника — принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.
  6. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством — через 2 месяца с момента уведомления работников.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований — т.е. через 2 месяца после выхода публикации.
  8. Расчеты с кредиторами.
  9. Налоговая проверка.
  10. Составление ликвидационного баланса.
  11. Закрытие расчетного счета в банке.
  12. Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах (ФСС, ФОМС, ПФ).
  13. Получение в регистрирующем органе свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ (ликвидации) и компания перестает существовать.

Сроки

Срок исполнения — от 4 месяцев.

Банкротство: понятие, цены, сроки

Законная ликвидация ООО с долгами - это, в первую очередь, банкротство . Такую процедуру обычно обходят — это долго (6-12 мес.), дорого (от 70 000 руб.), тяжело.

Ваше ООО признается банкротом, когда оно «неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Так гласит ФЗ «О несостоятельности и банкротстве». Простыми словами, если ваше предприятие имеет крупные долги, кредиты и не приносит прибыли, то процедуры банкротства вам не избежать.

Что оно влечет за собой? Есть как положительные стороны, так и отрицательные. Минусы в том, что банкротство имеет затяжной характер и затрагивает интересы всех участников ООО, а также его работников. Плюсы здесь очевидны: процедура полностью законна, вы оздоравливаете бизнес-среду и избавляетесь от балласта долгов за счет имеющегося имущества.

Альтернативная ликвидация — смена учредителей

Если Вы не готовы пройти все этапы добровольной ликвидации ООО по решению участников предлагаем воспользоваться альтернативными способами прекращения деятельности юридического лица.

Смена учредителей или реорганизация: выбор за вами. Официальная (законная) ликвидация ООО — банкротство — долговременный и ресурсоемкий процесс. Поэтому некоторые организации выбирают такой вариант, как альтернативная ликвидация фирм. В чем ее смысл?

Смена учредителей — является наиболее распространенным способом альтернативной ликвидации ООО, поскольку предполагает смену учредителей, генерального директора или главного бухгалтера компании. Проблема в том, чтобы найти тех, кому доверите свои дела. Наша задача — предоставить вам их и оформить акт приема-передачи.

Реорганизация

Реорганизация — представляет собой преобразование одного юридического лица в другое путем ликвидации первого и его исключения из ЕГРЮЛ.

И здесь тоже нужен действующий правопреемник, а не мертвая фирма в другом городе. Ликвидация фирмы путем реорганизации занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и обойдется вам несколько дороже ликвидации через смену учредителей.

Существует 2 основных способа ликвидации фирмы путем реорганизации - слияние и присоединение.

В случае слияния двух юридических лиц появляется третье, которому передаются все права и обязанности и которое отвечает по всем обязательствам первых двух компаний.

В случае присоединения ликвидируемое юридическое лицо входит в состав нового (стороннего). Выход участников из действующего бизнеса происходит путем замены учредителей и руководителя. Затем в течение 2 недель регистрируются изменения в учредительных документах. Этот способ также распространен в случаях с ликвидацией ООО.

Юристы компании «Правовой Стимул» всегда готовы бесплатно проконсультировать Вас о более подходящей схеме ликвидации Вашей фирмы по тел. 437-39-84, а также провести быстро и профессионально все этапы ликвидации.

Если возникала необходимость ликвидировать юридическое лицо, рекомендуем вам прочесть эту статью. Здесь мы расскажем вам поэтапно, как происходит процесс ликвидации юридического лица.

Для начала поговорим о самом понятии «ликвидация юридического лица». Что это такое и как он происходит? Ликвидация юридического лица осуществляется в случае реорганизации, деления (добровольная ликвидация) или в случае признания юрлица банкротом (судебная).

Пошаговая инструкция ликвидации ЮЛ:

  1. Первый этап – принимается решение о необходимости ликвидировать юридическое лицо. Такое решение может быть принято на собрании собственников юридического лица или в соответствии с постановлением суда в порядке признания юрлица банкротом.
  2. Второй этап – создание комиссии, которая будет заниматься прекращением юридического лица.
  3. Третий этап – необходимо уведомить государственный регистрационный орган о том, что начата процедура ликвидации юридического лица, в некоторых случаях на этом этапе задействуется налоговая служба.
  4. Четвертый этап – понадобится поставить в известность всех своих кредиторов, чтобы удовлетворить их требования. Если у юридического лица остается имущество после того, как требования кредиторов удовлетворены, нужно назначить распорядителя имуществом.
  5. Пятый этап – после того как все предыдущие действия были проделаны и на балансе юрлица не осталось средств, необходимо внести запись ЕГРЮЛ о прекращении существования юрлица.

Вкратце мы описали порядок того, как проводится ликвидация юридического лица, теперь рассмотрим его более детально, чтобы вы учли все нюансы этой процедуры.

Решение о ликвидации юрлица

Обычно, независимо от формы юрлица, решение о его ликвидации принимается на собрании собственников последнего. Также ликвидируется юрлицо в судебном порядке, когда он признан банкротом. После того как решение принято, выбираются члены в ликвидационную комиссию, а также в нормативных документах фиксируются сроки и порядок ликвидации.

По решению собственников или суда обязанности главы ликвидационной комиссии может исполнять руководитель ЮЛ. С момента создания комиссии все управление передается ему в руки. Что касается документального оформления этого этапа, то решение о ликвидации утверждается протоколом.

Если ЮЛ – один собственник, то можно оформить ликвидацию, подготовив такой документ, как решение.

В протоколе фиксируются такие данные:

  • причины для ликвидации;
  • сколько участников ЮЛ проголосовало за ликвидацию и сколько присутствовало на собрании;
  • члены, выбранные в ликвидкомиссию;
  • сроки ликвидационной процедуры и ее последовательность.

Для регистрации в ЕГРЮЛ подается нотариально заверенная копия протокола.

Дальше нам необходимо сообщить о своем решении или решении суда в ЕГРЮЛ. После того как регистрационный орган был уведомлен, он вносит данные о начале ликвидационной процедуры в госреестр. Если посмотреть отечественное законодательство, то увидим, что на протяжении трех дней после принятия решения о ликвидации мы обязаны сообщить об этом в регистрационный орган.

Требования, которые выдвигаются к регистрационным документам:

  • документы подаются по месту регистрации ЮЛ;
  • составление документов на государственном языке;
  • в решении о ликвидации ЮЛ необходимо указать состав ликивдкомисии, а также ИНН лиц, которые в нее входят.

6.3. Понятие, виды и порядок ликвидации юридических лиц

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1) добровольная ликвидация;

2) принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

ь осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

ь осуществление деятельности, запрещенной законом;

ь неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;

б) ликвидационного баланса;

в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Основы организации деятельности коммерческого банка автора Иода Елена Васильевна

3. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Из книги Теория бухгалтерского учета. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

85. Понятие инвентаризации и ее виды Инвентаризация – это уточнение фактического наличия имущества и финансовых обязательств путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета на определенную дату. Инвентаризации подлежат все имущество и виды финансовых

Из книги Деньги, кредит, банки. Шпаргалки автора Образцова Людмила Николаевна

52. Понятие и виды валюты Понятие валюта означает, во-первых, денежную единицу страны, используемую в международных операциях; во-вторых – денежные знаки иностранных государств. Прежде всего, различаются установленная законодательно национальная валюта и иностранная

Из книги Бухгалтерский учет и налогообложение от создания до ликвидации организации автора Красова Ольга Сергеевна

3.6 Порядок уплаты и расчет налогов в период ликвидации предприятия Порядок сдачи деклараций. Один из пробелов Налогового кодекса РФ – отсутствие информации об отчетности во время ликвидации или реорганизации фирмы. Поэтому перед бухгалтером в таком случае встает

Из книги Государственное и муниципальное управление автора Сибикеев Константин

34. Понятие безопасности и ее виды В соответствии с Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446–I «О безопасности» безопасность– состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. При этом жизненно важные интересы –

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

45. Риск: понятие и виды Понятие предпринимательского риска включает в себя возможные потери денег, имущества, товара, т. е. непредвиденный расход ресурсов и снижение доходов. Иначе говоря, в результате возникновения рискованной ситуации происходит потеря возможных

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

1. Риск: понятие и виды В бизнесе, предпринимательской деятельности риск означает возможную потерю вложенного капитала. Предприниматель или бизнесмен, начиная свою деятельность, должен быть готовым к необходимому риску, так как средой его обитания будет являться рынок.

Из книги Организация бизнеса с нуля. С чего начать и как преуспеть автора Семенихин Виталий Викторович

ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ Характеризуя особенности правового положения отдельных видов юридических лиц, российское гражданское законодательство использует следующие понятия:– вид юридического лица;– форма создания юридического лица;– организационно-правовая форма

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

5. Понятие безработицы, ее виды Понятие безработицы является важнейшей характеристикой рынка труда, поскольку позволяет анализировать динамику и распределение трудового фактора, а также проследить изменения в равновесии спроса на рабочую силу и предложения трудовых

автора Смирнов Павел Юрьевич

80. Акции: понятие, виды Акция – это ценная бумага, удостоверяющая совокупность прав: права владения паем в акционерном обществе, права на получение прибыли в виде дивидендов, права голоса.Различают несколько видов цен акций: номинальная – цена, указанная на бланке акции;

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

81. Облигации: понятие, виды Кроме акций акционерные общества могут выпускать облигации. В отличие от акции облигация не дает права на управление акционерным обществом, это своего рода заемное обязательство акционерного общества, которое должно выплатить владельцу

автора Смагина И А

4.1. Понятие и виды юридических лиц Понятие юридического лица определено в ст. 48 ГК РФ.Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 6. Правовые основы реорганизации и ликвидации юридических лиц 6.1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.Способы

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

6.1. Понятие и способы реорганизации юридических лиц Реорганизация – прекращение организации, при котором осуществляется переход прав и обязанностей к другим лицам, то есть правопреемство.Способы реорганизации юридических лиц определены ст. 57 ГК РФ.1. Слияние –

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

6.2. Порядок и виды реорганизации юридических лиц Выделяют следующие виды реорганизации:1) добровольная реорганизация осуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами.2) принудительная

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

21.1. Понятие и виды оценки К числу нормативно-правовых актов, регулирующих оценочную деятельность, относятся: Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»; Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами

Ликвидация юридического лица – прекращение деятельности и существования субъекта с внесением записи в реестр. Основанием для ликвидации служит не только банкротство, но и окончание срока деятельности, нарушения законодательства, при которых суд определяет регистрацию недействительной.

Регламентирует порядок действий при ликвидации Гражданский Кодекс.

Общий план

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Основываясь на информации из Гражданского Кодекса можно выделить виды ликвидации юридического лица:

Законодательство обязывает налоговый орган произвести проверку деятельности субъекта при ликвидации. При добровольной форме срок делопроизводства считается налогооблагаемым периодом.

Добровольно

Добровольная ликвидация по решению учредителей – более легкая форма, так как при этом отсутствует необходимость уплаты судебных пошлин, часто отсутствуют причины для административных и иных взысканий с руководителей. Кроме того, решение о продаже имущества выносится ликвидационной комиссией, иногда это позволяет получить больший доход.

При добровольной ликвидации необходимо согласовать промежуточный баланс с государственными службами, после чего можно начинать погашение задолженностей в следующей очередности:

  • удовлетворение требований лиц, которым причинен физический и иной ущерб от деятельности субъекта;
  • оплата труда и пособий сотрудникам ликвидируемого субъекта;
  • выплаты кредиторам;
  • выплаты в государственные фонды;
  • иные кредиторы.

После выплат по всем задолженностям закрываются счета компании с уведомлениями налоговой. Вся документация юридического лица передается в архив. Деятельность и существование субъекта прекращается со дня выдачи справки об исключении из реестра.

Принудительно

Правом на принудительную ликвидацию службы и органы наделил Конституционный Суд постановлением 14 в 2003 году. Делопроизводство по ликвидации начинается после подачи иска в Арбитражный Суд.

Предшествовать этому могут следующие причины:

  • сокрытие отчетности или предоставление искаженных данных в налоговые органы
  • невыполнение правил применения кассовых аппаратов
  • деятельность, не предусмотренная лицензией
  • грубые нарушения в учредительной документации
  • уменьшение активов в соотношении с уставными фондами
  • незаконная деятельность, попадающая под уголовные статьи

За какими органами и службами закреплено право подачи заявления о ликвидации:

  • регистрирующие органы;
  • налоговая служба;
  • прокуратура;
  • антимонопольная служба;
  • центральный Банк;
  • другие заинтересованные субъекты и лица;

В случае отсутствия учредителей или невозможности выполнять возложенные задачи, ликвидатор назначается арбитражным судом. Ликвидация по принудительной форме часто совмещается с банкротством, если средств субъекта, его фондов и имущества недостаточно для погашения задолженностей.

Решение суда

Началом процедуры принудительной ликвидации является вынесение арбитражным судом соответствующего решения. Данное решение является окончательным и обязательным к осуществлению, в отличии от добровольной ликвидации, которая может быть остановлена или отменена.

Делопроизводство начинается с подачи заявления в арбитражный суд уполномоченных лиц и структур, после чего назначается дата и время заседания с извещением участников.

Все стороны, участвующие в рассмотрении наделены правом предоставлять суду доказательства и прочую информацию. Анализ судебной практики говорит о том, что решение о ликвидации выносится при наличии неустранимых, или систематических грубых нарушений.

Решение арбитражного суда оформляется в соответствии с установленной формой, данный документ обязателен к выдаче участникам.

Сроки осуществления ликвидации прямо зависят от сложности дела. Даже в легких случаях это занимает несколько месяцев, в связи с необходимостью проверки налоговыми и другими органами. Ликвидация, сопровождаемая банкротством, может длиться несколько лет.

В чем особенности видов ликвидации юридического лица

Особенности процедуры имеют зависимость от таких факторов, виды ликвидации юридического лица (принудительное, добровольное, сопровождаемое банкротством), типа учреждения, формы собственности, причин ликвидации.

Так религиозные организации могут быть ликвидированы в связи с деятельностью, которая противоречит законам и морально-этическим устоям общества. Это такие проявления, как склонение к суициду, отказу от получения образования, лечения. Принуждение к отказу от материальных ценностей и собственности.

Свои особенности имеет принудительная ликвидация. Судом может быть установлен срок на исправление нарушений с целью предотвращения завершения деятельности и сохранения субъекта. Данная процедура применяется к большинству субъектов при угрозе несостоятельности.

В некоторых случаях альтернативой ликвидации может быть слияние субъектов, присоединение к организации, осуществляющей схожую деятельность, но имеющую устойчивое финансовое положение и отсутствие нарушений. При этом к управляющему субъекту переходят распорядительные права и кредитные обязательства, что позволяет произвести процедуру без финансовых потерь со стороны кредиторов ликвидируемого субъекта.

Усложняют процесс ликвидации попытки умышленного банкротства. Данные действия выявляются в ходе проверок и сопровождаются дополнительными расследованиями и судами с применением взысканий по административным и уголовным статьям.

Если нет банкротства

Субъект, не имеющий невыполненных долговых обязательств, или могущий удовлетворить требования кредиторов в течение делопроизводства ликвидируется без процедуры банкротства. При этом для ликвидации необходимы другие законные условия.

Без признания несостоятельности ликвидация происходит чаще по добровольному типу и не всегда связана с нарушением законодательства. Как пример – ликвидация в связи с выполнением субъектом поставленных задач, прекращение деятельности.

Безусловно, ликвидация без признания несостоятельности – более простая и безболезненная процедура, занимающая меньше времени.

Факт признания банкротства не снимает ответственности с учредителей, и при установлении неплатежеспособности им грозит административная ответственность, часто вместе с уголовной

Альтернатива

Исключить некоторые сложности, снизить финансовые потери и избежать взысканий в некоторых случаях помогают альтернативные способы ликвидации.

Первый и самый эффективный способ – . Субъект будет исключен из реестра, но права и обязательства перейдут поглощающей организации, включая и задолженность.

Слияние несет ряд положительных моментов:

  • Сокращения срока процедуры. Без наличия усложняющих обстоятельств весь процесс занимает 1-3 месяца .
  • Отсутствие предпосылок к налоговым проверкам.
  • Процедура абсолютно законна.
  • Ликвидированный субъект исключается из реестра юридических лиц, как и в других случаях.
  • Сохранение прав субъекта на деятельность за поглащающей или вновь образованной компанией.
  • Сохранение интересов кредиторов.
  • Полное или частичное сохранение рабочих мест.
  • Возможность законно воспользоваться услугами консалтинговых и других компаний для помощи в проведении процедуры и соблюдения законности.

Вынужденные меры

Вынужденные меры при ликвидации связаны с двумя факторами: установление законности деятельности субъекта и возмещение задолженностей перед кредиторами.

Обеспечение первого условия происходит посредством проверок налоговыми и другими контролирующими органами с целью выявить или исключить факты незаконных действий, в том числе установлению истинных причин ликвидации. В случае выявления нарушений к ответственным лицам применяются взыскания в соответствии с законом.

Удовлетворение финансовых требований кредиторов и сотрудников субъекта гарантирует государство, поэтому действия арбитражного суда и прочих инстанций направлены на установление платежеспособности, выявления активов, дебиторской задолженности, имущества в объеме, достаточном для расплаты по задолженностям в соответствии с очередностью.

Ликвидация, равно как и рассмотренная выше реорганизация, влечет за собой прекращение юридического лица, но без правопреемства. Все нрава и обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются в момент внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

Так же как и реорганизация, ликвидация - это определенная в своей последовательности совокупность действий (процедура), совершаемая с установленной законодателем целью.

В зависимости от лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, данную процедуру можно классифицировать на 1) добровольную и 2) принудительную.

Отдельно находится ликвидация в результате банкротства, поскольку в данном случае она может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

К первой группе отнесена ликвидация, осуществляемая:

1) по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором в хозяйственных товариществах) на принятие решения по такому вопросу;

Судебная практика

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 № 06АП-2377/2014 по делу № А73-14977/2013 суд отметил, что но смыслу ст. 61 ГК во взаимосвязи со ст. 62-64 ГК решение о ликвидации юридического лица принимается его участниками исключительно по их волеизъявлению и не требует наличия каких-то иных оснований для его принятия.

Судебная практика

В п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленуме ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84, Постановлении КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, указано, что организация может быть ликвидирована в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц.

данных кредиторов считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации.

Последовательность действий, составляющих исследуемую процедуру, также является общей для принудительной и добровольной ликвидации и представляет собой следующие этапы.

Первый этап. Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано сообщить о данном решении в установленном порядке в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения ликвидируемого юридического лица путем направления соответствующего уведомления в письменной форме с приложением решения о ликвидации юридического лица. Данное уведомление должно соответствовать по форме, установленной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и неограниченному кругу лиц путем опубликования данного сообщения в СМИ.

Для исполнения данной обязанности установлен предельный срок - не более трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации организации.

Судебная практика

В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 отмечено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (который не может составлять минимум два месяца с момента данного опубликования).

Также ликвидационная комиссия должна уведомить каждого известного (выявленного) кредитора в письменной форме о ликвидации юридического лица.

Этот этап характеризуется не только сбором соответствующей информации, но и совершением действий, направленных на получение имущества от должников ликвидируемого юридического лица.

Основные функции ликвидационной комиссии, определенные в законе подтверждены также и судебной практикой.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 17.06.2013 № ВАС-7583/13 по делу № Л41-20591/2012 указано, что предусмотренная нормами ст. 61-64 ГК процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

вать такого удовлетворения в судебном порядке. Данные исковые требования кредитор может заявить на любом этапе процедуры ликвидации, но до утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса (в нашем случае до шестого этапа). Если суд примет решение в пользу истца, то данный кредитор займет свое место в установленной очередности исходя из характера обязательств.

Дальнейшие действия по проведению ликвидации юридического лица зависят от того, хватает ли определенного имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь определяется достаточность денежных средств. При отрицательном результате продаже в установленном порядке подлежит иное имущество юридического лица. Реализация осуществляется с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (данная стоимость определяется по утвержденному промежуточному ликвидационному балансу).

Следует учитывать, что в случаях, установленных законом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Если ликвидируемое юридическое лицо не сможет удовлетворить требования кредиторов, то дальнейшие этапы, свойственные процедуре ликвидации, не применяются.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков несостоятельности, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве данного юридического лица. Дальнейшие действия осуществляются только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имущества для расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица достаточно, то возникает следующий этап в процедуре ликвидации.

Пятый этап. Расчеты с кредиторами. Все расчеты осуществляются в определенной последовательности, которая определяется сформированными очередями. Принадлежность к соответствующей очереди определяется главным образом характером обязательства, а следовательно, и личностью кредитора.

Следует учитывать, что независимо от характера обязательств, связывающих ликвидируемое юридическое лицо и кредитора

(кредиторов), их исполнение в пользу последних будет единым - посредством выплаты денежной суммы.

Исходя из требований ст. 64 ГК во внеочередном порядке погашаются требования, связанные с проведением самой ликвидации. Сюда относятся расходы и самой ликвидационной комиссии и тех лиц, деятельность которых связана с проведением того или иного этапа ликвидации (например, адвокатов по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица) и пр. Конкретный состав кредиторов и характер обязательств, учитываемый вперед сформированных очередей, законодателем не определен. Главный критерий для этой ситуации - расходы должны быть связаны с проводимой ликвидацией.

Затем определяются и собственно очереди, которые включают в себя только требования кредиторов ликвидируемого юридического лица. Всего данных очередей четыре.

Первая очередь представлена требованиями деликтных обязательств, кредиторами которых выступают физические лица, а объектом возмещения - их жизнь и здоровье.

Вторая очередь состоит из работников ликвидируемого юридического лица, а требования сформированы в рамках трудовых правоотношений, но также и в гражданско-правовых - по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третьей очереди находятся публичные субъекты, в чью пользу следует производить налоговые и иные обязательные платежи.

Четвертая очередь состоит из всех остальных кредиторов.

Следует отметить, что требования указанных очередей включают в себя только право на взыскание основного долга по соответствующему обязательству. Эти же лица (физические лица с требованиями о возмещении вреда здоровью, работники, бюджетные фонды и т.д.) е требованиями о взыскании штрафных санкций, упущенной выгоды будут отнесены к кредиторам, чьи требования подлежат удовлетворению после названных четырех очередей. Таким образом, например, требование о взыскании заработной платы работник вправе заявить в порядке второй очереди, а проценты за неправомерное удержание данной заработной платы за весь период просрочки - только после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди.

Каждая из указанных очередей может состоять из нескольких кредиторов. Но в каком порядке удовлетворять их требования при ликвидации, законодатель не поясняет.

Привлечение кредиторов последующей очереди возможно только после удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение составляют кредиторы, права которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Если такой кредитор-залогодержатель по характеру своих основных требований относится к четвертой очереди, то наличие сформированного в его пользу залога переносит его в третью очередь.

Кроме надлежащего исполнения в пользу кредитора путем перечисления денежных средств требования считаются погашенными, если:

  • - ликвидационная комиссия не признала требования кредитора, а он не обратился с иском в суд;
  • - суд отказал такому кредитору в удовлетворении его требований;
  • - требования кредиторов не смогли быть удовлетворены в силу недостаточности имущества как самого ликвидируемого юридического лица, так и лиц, несущих субсидиарную с ним ответственность по заявленным требованиям. Но данное правило действует только в отношении тех юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в силу законодательного установления.

Шестой этап . Завершив указанные на предыдущем этапе расчеты, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором подводятся итоги погашения требований кредиторов и остатка (при его наличии) имущества ликвидируемого юридического лица. Баланс подлежит утверждению лицом, принявшим решение о ликвидации.

Данный этап имеет место при условиях, если у ликвидируемого юридического лица после расчетов со всеми кредиторами остается имущество, и если участники (учредители) имеют вещные права на данное имущество либо корпоративные права к юридическому лицу.

В этом случае оставшееся имущество передается участникам (учредителя) в размере, определяемом соразмерно размерам их долей участия в данном юридическом лице. Данная передача осуществляется как в натуре, так и посредством передачи денежной компенсации. Последнее имеет место при возникновении между участниками спора в отношении передачи той или иной вещи. Тогда эта вещь подлежит продаже с торгов.

Иная правовая судьба у имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами у ликвидируемой некоммерческой организации. В силу специальной правоспособности, определяемой целями и задачами создания некоммерческого юридического лица, оставшееся в этом случае имущество должно быть направлено на указанные цели (задачи), но не его участникам (учредителям).

Седьмой этап. Завершающий этап ликвидации опосредуется внесением сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. С момента совершения данной записи юридическое лицо считается ликвидированным, а процедура ликвидации завершенной.

В регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица должны быть представлены следующие документы:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявитель подтверждает, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • - ликвидационный баланс;
  • - документ об уплате государственной пошлины;
  • - документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с поди. 1-8 и. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Допустима ситуация, когда после ликвидации юридического лица обнаруживается имущество этого субъекта. Если данное обнаружение произошло в течение пяти лет с момента совершения записи о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Суд может назначить процедуру распределения при наличии следующих условий:

  • - достаточно средств, для осуществления данной процедуры;
  • - есть возможность распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Для проведения данной процедуры суд назначает арбитражного управляющего.

В качестве отличного от принудительной или добровольной ликвидации следует рассматривать прекращение недействующего юридического лица, предусмотренное ст. 64.2 ГК. В данном случае для прекращения организации нет воли ни ее участников (учредителей), ни воли иных, в том числе публичных, лиц.

Ликвидация по данному основанию означает правовое закрепление фактически прекратившего существование юридического лица. Если юридическое лицо в течение обусловленного срока, предусмотренного для сдачи отчетности (12 месяцев), не предоставляет отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и нс осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, то данное юридическое лицо считается недействующим. В этом случае такая организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ с правовыми последствиями, характерными для ликвидированных юридических лиц. Такое исключение не требует ни судебного решения, ни решения учредителей (участников).

Для защиты прав учредителей, кредиторов недействующего юридического лица и иных заинтересованных юридических лиц законодатель обязывает регистрирующий орган опубликовать принятое решение о предстоящем исключении в течение трех дней с момента принятия такого решения, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права п законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Имеют место особенности ликвидации унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения по основанию изъятия у него учредителем-собственником имущественного комплекса для внесения в уставный капитал иных организаций (АО, учреждения, государственной корпорации). Основанием внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации организации, получившей указанное имущество. В этом случае должны быть представлены следующие документы:

  • - заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей его имущества;
  • - решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал АО либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  • - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое реорганизация юридического лица?
  • 2. Назовите формы реорганизации.
  • 3. Какой порядок реорганизации?
  • 4. Какие последствия проведения реорганизации в соответствующей форме?
  • 5. Что такое ликвидация юридического лица?
  • 6. Какие основания определены для проведения ликвидации?
  • 7. Определите порядок ликвидации.
  • 8. Укажите моменты завершения реорганизации и ликвидации.
  • в связи с истечением срока создания юридического лица,определенного в учредительных документах;
  • но достижении цели, определенной в учредительных документах и ради которой было создано юридическое лицо. Ликвидация по последним двум основаниям осуществляетсяв случаях, если учредители (участники) или уполномоченныйорган юридического лица примут такое решение. Принудительная ликвидация возможна только по решениюсуда и при наличии оснований, предусмотренных законом. Исходяиз требований п. 3 ст. 61 ГК определить основания для принудительной ликвидации в уставных документах невозможно. В этомслучае решения, принятые учредителями (участниками) в качестве положений устава (учредительного договора), рассматриваются как основания для добровольной ликвидации. Основания для принудительной ликвидации, определенныезаконодателем, определяются наличием существенных нарушенийтребований закона. При этом ключевое значение для такой ликвидации имеет именно существенность нарушений.
Загрузка...