musings.ru

Обществознание формы правления и типы государственного устройства. Форма государства план-конспект урока по обществознанию (9 класс) на тему

Формы государства – способы организации государственной власти. Форма государства включает в себя: форму правления, территориальное устройство и политический режим.

Форма правления – способ организации высшей власти, структура высших органов в государстве и разделение властей между ними. Формы правления:

монархия (от греч. единовластие) – форма правления, при которой власть находится у одного лица (монарха) и наследуется по закону о престолонаследии. Различают четыре вида монархии: абсолютная (ничем не ограниченная власть монарха); конституционная (власть, ограниченная конституцией); дуалистическая (законодательная власть делится между монархом и парламентом); парламентская (власть монарха минимальна, законы издает парламент, исполняет их правительство). Примеры: абсолютная монархия существует в Омане. Саудовской Аравии; дуалистическая – в Иордании и Кувейте; парламентская – в Англии, Японии, Испании;

республика (от лат. власть народа) – форма правления, при которой государственная власть находится в руках народа и передается выборным путем. Виды республик: президентская, парламентская и смешанная. Президентская – власть находится в руках президента, как, например, в США. Италии, Германии. В парламентской республике во главе государства находится президент (или канцлер), который делит власть с правительством, как, например, во Франции и России. При смешанной форме правления совмещаются признаки президентской и парламентской республик.

Территориальное устройство – внутренняя структура государства, его деление на части, а также взаимоотношения между государством и его частями. Выделяют три формы территориального устройства:

унитарное государство – простое объединение с централизованной территорией и единым центром управления. Пример: Германия, Франция, Чехия;

федерация – союз государств (субъектов федерации). Субъекты федерации самостоятельны, но подотчетны центру. Примером такого объединения является Российская Федерация. Виды федераций: национальная, территориальная, смешанная. Национальная – каждая нация выделяется в отдельный субъект федерации. Территориальная – деление на особые территории. Смешанная – на территории республик и краев может проживать несколько наций и народностей;

конфедерация – постоянный союз свободных государств, созданный для достижения общих целей (внешней политики, торговли). Государства-участники имеют собственную территорию, население, внутреннюю политику, законы.

Политический режим – совокупность методов и средств осуществления государственной власти.

Типы политического режима: демократический – права граждан являются наивысшей ценностью, существует выборность власти, свобода слова и рыночная экономика; антидемократический – права и свободы не являются высшей ценностью, власть не выборная, нет свободы слова, командно-административная экономика.

Поскольку страны и общества очень разнообразны, то и государственная власть в них может быть организована различными способами. И в истории человечества, и в наши дни есть много разных типов государств. Государства различаются по формам правления, формам государственного устройства и типам политического режима.

Форма правления - это порядок образования высших органов государственной власти. По этому признаку государства подразделяются на монархии и республики.

При монархической форме правления высшая власть в государстве принадлежит одному лицу (королю, царю), получающему эту власть

по наследству. Существует два основных вида монархий - абсолютные и конституционные (парламентские) монархии.

В абсолютной монархии власть монарха не ограничена, он назначает высших чиновников, издает законы, в его ведении находится бюджет страны. Такие монархии характерны для традиционных обществ, примерами их могут быть формы правления Ивана Грозного или Петра I. Ныне абсолютные монархии сохранились лишь в некоторых странах Востока (Саудовская Аравия, Оман и др.).

В конституционной или парламентской монархии власть монарха сильно ограничена, она имеет в основном символический и представительный характер. Конституционные монархии, например, существуют в целом ряде европейских стран - Великобритании, Испании, Швеции, Бельгии и др. Реальная власть в этих странах принадлежит парламентам и правительствам, избираемым народом. Правительства не подчинены в своей деятельности монархам. Королевы и короли лишь формально утверждают состав правительств, открывают работу вновь избранных парламентов и осуществляют другие символические акции.

При республиканской форме правления высшая власть принадлежит выборным органам. Республиканская форма государства возникла еще в античности - в Древней Греции и в Древнем Риме. Но это было скорее исключительное явление. Сейчас эта форма правления характерна для большинства стран мира. Современные республики обычно подразделяются на парламентские и президентские.

И в тех, и в других главой государства является президент, которого избирает или парламент, или весь народ. Но в парламентских республиках президент не участвует в управлении страной, в формировании правительства. Его основная роль - надзор за соблюдением конституционного порядка в стране. Основная власть принадлежит правительству во главе с премьер-министром. Обычно премьер-министр представляет партию, победившую на парламентских выборах. В своей деятельности правительство несет ответственность перед парламентом. К типичным парламентским республикам относятся, например, Германия, Италия, Финляндия, Австрия.

В президентских республиках президент обладает полномочиями главы государства и главы правительства. В четкой форме это выражено в государственном устройстве США, где президент является главой правительства. Но есть республики, где президент и глава правительства - разные лица. Это, например, Франция или Россия. В таких странах президент осуществляет общее руководство правительством, внешнеполитическими отношениями, является главнокомандующим вооруженными силами и имеет ряд других важных властных полномочий. Функции премьер-министра сосредотачиваются на управлении экономикой и социальной сферой.

Форма государственного устройства - это территориальное устройство государства, определяющее взаимоотношение центральной и региональной власти. По этому признаку государства делятся на унитарные и федеративные.

Унитарные государства отличаются политическим единством. Отдельные административно-территориальные образования (области, провинции, штаты и т.п.) не имеют своих конституций или собственных законодательств, не обладают суверенитетом, т.е. не являются государственными образованиями. Во всех регионах унитарного государства действует единая система законов, проводится единая экономическая, финансовая и т.п. политика. К числу унитарных государств относятся Франция, Япония, Казахстан и многие другие страны.

Федеративное государство - это сложное государство, в котором его отдельные части (субъекты Федерации - республики, земли, штаты и т.п.) сами обладают определенным государственным суверенитетом и соответствующими государственными органами. Наша страна, Россия, является таким федеративным государством. Федерациями являются также Германия, США, Индия и ряд других стран. Исторически некоторые федерации образовывались в результате объединения или союза ранее независимых государственных образований (например, объединение Германии в XIX в. при Бисмарке), или же федеративное устройство отражает многонациональный характер страны.

Субъекты Федерации могут обладать собственными конституциями, законодательными собраниями, высшими органами исполнительной и судебной власти. Парламенты федераций обычно имеют двухпалатную структуру, при этом верхняя палата (в России - Совет Федерации, в США - Сенат) представляет интересы субъектов федеративного государства. Верховная власть в таких государствах принадлежит федеральным органам, и только они ведают определенным кругом дел (внешняя политика, управление вооруженными силами, таможенное дело и т.п.).

Существует также такая редкая форма государственного устройства, как конфедерация. Это государственный союз суверенных государств. В этом союзе государства могут вместе осуществлять ряд функций, например, обороны, внешней и таможенной политики. Конфедерации обычно неустойчивы, они или преобразуются в федерации (например, конфедерация североамериканских штатов в XVIII в.), или распадаются (в 1958-1961 гг. была недолгая конфедерация Египта и Сирии). До 1848 года Швейцария представляла собой конфедерацию, даже сейчас официальное название этой страны - Швейцарская Конфедерация. Но реально в ней федеративное устройство: полномочия субъектов (кантонов) ограничены, в ведении центральных федеральных властей находятся вопросы внешних отношений, армии, железных дорог, денежной эмиссии.

Типы политического режима - это методы осуществления государственной власти, используемые стоящими у власти людьми или группами. Существуют два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический. В свою очередь основными разновидностями антидемократического режима являются авторитарный и тоталитарный режимы.

Демократия предполагает обеспеченность политических прав и свобод граждан и их организаций; существование политического плюрализма, конкуренции политических партий в борьбе за власть; выборность глав государства, центральных и местных органов государственной власти; ограничение деятельности государства рамками закона, принцип разделения властей и др.

Авторитарный режим характеризуется жесткой централизацией власти, значительным ограничением прав и свобод граждан, ограничением или запрещением партий и других организаций, ограничением роли выборных органов и усилением роли исполнительных органов и сосредоточением власти в руках главы государства. Авторитарные режимы характерны для абсолютных монархий, для стран, во главе которых оказывались военные диктаторы, для некоторых государств третьего мира, в которых еще не выработались демократические традиции.

Тоталитарные режимы возникли в XX в. Они характеризуются полным, тотальным контролем государства над всеми сферами общественной жизни. Как говорил один из первых вождей Б. Муссолини, «все в государстве, все для государства».

Для тоталитарного режима характерны следующие типичные признаки:

  • ? одна массовая партия, во главе с наделяемыми сверхъестественными качествами вождем; верхушка этой партии одновременно руководит и государством;
  • ? единственно возможная государственная идеология, которая должна признаваться всеми; разделение всех в соответствии с этой идеологией на «друзей» и «врагов»;
  • ? монополия государства на все средства массовой информации;
  • ? централизованная система управления экономикой;
  • ? организация системы постоянной слежки за всеми гражданами и наличие мощной репрессивной машины для подавления и уничтожения людей, так или иначе сопротивляющихся режиму.

Тоталитарные режимы сложились в 1920-1930-х гг. в фашистской Италии, нацистской Германии, в более мягкой форме они существовали в Испании и Португалии. Иной вид тоталитаризма возник на основе коммунистической идеологии и практики большевизма и сталинизма в СССР, затем под влиянием этой модели тоталитарные режимы сложились в других странах социализма - Китае, Северной Корее, Албании. Все эти режимы принесли немало страданий народам этих стран и обычно сопровождались массовыми репрессиями.

Таким образом, хотя любое государство представляет собой организацию власти и управления в обществе, типы и формы государств весьма заметно отличаются друг от друга.

Контрольные вопросы

  • 1. Какие основные элементы составляют политическую систему общества?
  • 2. Почему государство занимает главное место в политической системе общества? Какими институтами оно для этого располагает?
  • 3. Какие теории происхождения государства вы можете назвать? Почему существует несколько таких теорий?
  • 4. Анархисты считают, что социальный порядок может существовать без государства. Можете ли вы представить себе современное общество, в котором нет органов государственной власти?
  • 5. Некоторые современные европейские страны являются монархиями. Как этот тип государства совмещается с демократией?
  • 6. Были ли в России до 1917 г. элементы конституционной монархии?
  • 7. Какие политические режимы могут быть в стране, в которой нет разделения властей?
  • 8. Почему конфедерации обычно распадаются или преобразуются в иную форму государственного устройства?

Государство — особая организация политической власти, обладающая своими отличительными чертами и признаками. Главным из них является наличие суверенитета, то есть верховенства и независимости государственной власти как внутри страны, так и вне ее — в отношениях с соседними и другими государствами. Неотъемлемыми качествами суверенитета считаются:

  1. полновластие в определении направлений внутренней и внешней политики, в принятии политических решений;
  2. независимость государственной власти в осуществлении функций государства, в исполнении его предназначения перед обществом;
  3. равноправие в отношении с другими участниками международных отношений.

Экономический суверенитет означает, что каждое государство имеет свою таможенную службу, свою национальную валюту, систему налогов и сборов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности, свою кредитно-финансовую систему, принципы государственного управления экономикой.

Политический суверенитет предполагает, что государство имеет свою государственную границу, причем пролегает она не только по суше, но и по воде, и в воздухе; обладает своими органами государственной власти и управления, карательными органами, органами правосудия, армией. Каждое государство имеет свои законы о гражданстве или подданстве, свою систему правовых норм.

Можно представить признаки государства и по другому основанию:

  • Территория. Территорию государства составляет и наземное, и водное, и воздушное пространства.
  • Особые группы людей, объединенных в органы власти, управления, обеспечения безопасности и правопорядка, а именно: парламенты, правительства, министерства, судебную систему, местные органы власти. Все они составляют аппарат публичной власти, который призван обеспечить выполнение государством своих задач.
  • Налоги и займы. Деньги, собранные в качестве налогов и займов, поступают в государственную казну с тем чтобы власти заботились о нуждах общества, защищали совокупные общественные интересы, обеспечивали порядок и условия труда и быта граждан.
  • Одним из отличительных признаков государства является то, что оно может издавать законы, создавать право, то есть такие правила, нормы поведения людей, которые становятся обязательными для всех и исполнение которых обеспечивается всей силой государства.

Любое государство выполняет по отношению к обществу определенные задачи, функции, объединяет его на основе общих интересов.

Первую группу составляют внутренние функции, которые выполняются государством по регулированию внутренней жизни общества, вторую группу — внешние , выполняющиеся в сфере отношений с другими странами. Перечислим основные функции государства:

  1. регулирование хозяйственной деятельности общества: обеспечивать общие условия развития экономики, устанавливать порядок налогообложения, организовывать взимание налогов;
  2. защита жизни, чести, достоинства, прав и свобод граждан — жителей своей страны от произвола и насилия;
  3. воспитание поколения законопослушных, достойных граждан своей страны;
  4. применение насилия по отношению к людям, преступающим законы государства;
  5. защита своей страны от врагов, налаживание внешнеполитических и внешнеэкономических связей, укрепление престижа и влияния страны.

Факторы образования государства

При всем обилии теорий и подходов к проблеме происхождения государства и государственной власти, выделить единую универсальную модель, равно подходящую ко всем без исключения странам и регионам мира, невозможно. Одни факторы были важными на Востоке, в долинах великих рек; другие — в гористой, окруженной морем Греции; третьи — на Руси. Если попробовать систематизировать все факторы государствообразования, то получится следующая картина.

Первая группа — экономические факторы , а именно: усложнение хозяйственной жизни, общественное разделение труда, повышение его производительности и возможность в связи с этим для отдельного человека, семьи не только обеспечить всем необходимым себя, но и произвести излишки на обмен, на продажу другим; изменение форм собственности — от первобытной общественной к частной, государственной, храмовой. Это усложнение экономической жизни, безусловно, требует организации, регулирования общественной жизни в целом и ведет к созданию государства.

Вторая группа — социальные факторы . Общество в своем развитии подходит к этапу, когда родовые общины сменяются соседскими, и не только племенные, родственные связи соединяют людей — их связывает совместная территория проживания, решение совместных задач. В обществе начинают выделяться жречество, племенные вожди, старейшины. Их власть постепенно приобретает наследственный характер. Разделяются люди и по имущественному признаку — на богатых и бедных. Более активными становятся контакты одних народов с другими — походы, военные экспедиции превращаются в важный фактор государствообразования.

В качестве особой группы факторов можно выделить этнические: тот или иной народ осознает себя в качестве единого целого, понимает необходимость защиты от врагов, рождает «свою» идею, культуру, религию, традиции. Рождает он и свое государство.

Подведем итоги. Все же область морали и религии вряд ли является главной в формировании государственности. Корни ее — в социально-экономической сфере. Сложно организованное общество требует регулирования. Его противоречия нельзя решать старым путем, как в эпоху первобытной общины — на совете рода или совете старейшин. Недостаточно и одних обычаев; теперь требуются особые нормы — законы, обеспеченные силой государства. В свою очередь, само образование государства дает мощный импульс дальнейшему разделению труда, выделению в особую сферу умственного труда, способствует развитию экономики, духовной жизни, всего общества.

Так кратко и в самом общем виде можно представить себе процесс формирования государственности. Действительность же значительно богаче — единой, подходящей для всех модели нет.

К формам государства относятся формы правления (монархии и республики), формы территориально-государственного устройства (унитарное государство, федерация, конфедерация) и политический режим (демократия, тоталитаризм, авторитаризм).

Познакомимся с основными формами государства.

Монархии, их виды

Абсолютная монархия (в России ее называли самодержавием) представляет собой такую форму правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, получающему ее по наследству. В руках самодержца сходятся все нити власти. Он устанавливает законы, следит за их проведением в жизнь, судит и милует своих подданных. Его воля и есть источник власти, закона, сам же он стоит над законом. Подобный порядок организации верховной власти был широко распространен в средние века и в России, и на Востоке. В наши дни абсолютных монархий на земле почти не осталось, потому что возросли значение и политическая активность народов, избранных ими органов. Примерами абсолютной монархии сегодня могут служить Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар.

Дуалистическая монархия — интересная и своеобразная форма правления. Чаще всего она складывается в таких условиях, когда старые силы, например помещики-землевладельцы, оказываются вынужденными разделить свою власть с претендующими на нее новыми силами — торгово-промышленными кругами, добиваясь своего рода компромисса с ними.

Монархия по-прежнему отражает интересы сил прошлого, однако создаются и парламенты — выборные представительные органы, которым формально предоставляются законодательные полномочия. Фактически же никакого влияния на формирование правительства и его деятельность эти парламенты не оказывают, поскольку монарх имеет право вето (латинское слово «вето» означает «я запрещаю»), то есть отмены решения парламента, и даже может распустить его, если пожелает.

Примерами подобных монархий в наши дни являются Марокко, Кувейт, Иордания.

Конституционная (парламентарная) монархия — самый распространенный вид монархий в настоящее время. В конституционных монархиях власть монарха уже не безгранична. Ее рамки четко очерчены законами, конституцией. Наиболее характерным примером парламентарной монархии является сегодня Великобритания. Ограничение королевской власти в Англии, ее регламентация законами берет свое начало еще с 1215 года, с момента принятия Великой хартии вольностей при короле Иоанне Безземельном. А после принятия в 1691 году «Билля о правах» — документа, зафиксировавшего достижения Английской буржуазной революции XVII века, в стране установился порядок, при котором «король царствует, но не правит». Законы принимает парламент. Исполнение их возложено на правительство, которое формирует премьер-министр — он же лидер партии, одержавшей победу на парламентских выборах.

Функции монарха во многом номинальны, хотя и по сей день правительство Великобритании называется «правительством Ее Величества» (с 1952 года английской королевой является Елизавета II). Однако британский монарх выполняет важные представительские функции, является символом единства страны, главой Британского содружества наций (бывшей колониальной империи Великобритании). Большинство современных монархий — парламентарные.

Республика и ее формы

Республиканская форма правления также прошла долгий исторический путь в своем развитии. Первыми республиками стали греческие полисы — города-государства: Афины, Коринф, Фивы и другие. Долгое время существовала республика и в Риме. Именно римляне ввели в политический словарь само слово «республика» (res — дело, publicos — общественный). Современный мир знает две основные разновидности республик: президентскую и парламентскую.

Президентская республика характеризуется прежде всего соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти. Должность премьер-министра в такой республике, как правило, отсутствует. Президентская республика строится по принципам разделения власти на три ее ветви — законодательную, исполнительную и судебную — и их уравновешивания с помощью системы сдержек и противовесов. Смысл этой системы состоит в том, что ни одна из ветвей власти не может взять верх над остальными. Президента страны избирают внепарламентским путем: или всенародным голосованием (как, например, сейчас у нас в стране), или коллегией выборщиков (как, скажем, в США). Это обеспечивает независимость источника власти президента от парламента. Правительство, администрацию формирует сам президент, перед ним же они и отчитываются. Президент получает также право отлагательного вето в отношении парламентских решений: он может вернуть на повторное рассмотрение в высший законодательный орган любой законопроект. Но если парламент вторично, квалифицированным большинством голосов — 2/3 в обеих палатах — проголосует за него, то проект становится законом, обретает юридическую силу, невзирая на мнение президента. Не вправе президент и распустить парламент.

Парламентская республика отличается прежде всего верховенством парламента. Именно перед ним несет ответственность правительство. Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра (например, в ФРГ он называется канцлером). Формирование правительства осуществляется из числа лидеров партии, располагающей большинством мест в нижней палате парламента. Глава государства — президент выполняет только правительственные функции. В таком государстве более сильным является влияние партий на политику. Однако в парламентской республике зачастую именно правительства начинают исполнять роль первой скрипки в политическом оркестре. Они устанавливают жесткий контроль за деятельностью парламента. Примерами парламентских республик являются такие государства, как Италия, Федеративная Республика Германия, Австрия, Швейцария, Финляндия, Индия, Израиль, Турция. В частности, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. В сфере законодательной власти президент обладает правом созыва парламента на чрезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Однако подобные решения должны быть согласованы с министрами и одобрены ими.

Наконец, есть республики, которые трудно отнести к парламентским или президентским, поскольку они обладают признаками и тех, и других. Эти республики представляют собой смешанную форму правления. Наиболее характерным примером такой республики можно считать V республику (с 1958 года) во Франции. Чисто внешне в ней были сохранены все атрибуты парламентаризма, но реально центр власти сместился в сторону президента. Президент Франции наделялся широкими полномочиями, с 1962 года его стало избирать все население страны, обладающее правом голоса. Правительство формируется президентом и несет ответственность перед ним. Член кабинета министров не может быть одновременно и депутатом парламента, кроме того, должность несовместима со всякой иной государственной службой и профессиональной деятельностью. Фактически руководит правительством президент, а не премьер-министр. Президент Франции может распустить парламент; он может также издавать ордонансы — специальные указы, которые вступают в действие без предварительного согласования с парламентариями.

Форма правления в Российской Федерации

В современной России также установилась смешанная форма правления. С одной стороны, президент избирается путем прямого голосования, является главой государства, главнокомандующим Вооруженными силами страны, обладает правом отлагательного вето. С другой стороны, он не вписан ни в одну из ветвей власти, а как бы стоит над ними. Парламент не только утверждает главу правительства, но и может вынести вотум недоверия правительству. Сильная президентская власть необходима сегодня России для того, чтобы лучше преодолеть стоящие перед страной трудности, кризисные явления. Такой большой и разнообразной по своему укладу стране, как Россия, необходима централизация власти, способность власти принимать оперативные решения. Располагаясь над ветвями власти, президент России обеспечивает организацию их деятельности и осуществляет руководство ими. Важная роль отводится президенту и в законодательном процессе: он выступает инициатором разработки и принятия ряда новых законов. В то же время власть президента в Российской Федерации не безгранична. Его указы не должны противоречить Конституции РФ, законам страны — нормативным актам, обладающим высшей юридической силой. Парламент РФ — Федеральное собрание — может отрешить президента от должности при условии подачи за это решение 2/3 голосов в каждой из палат: Совете Федерации и Государственной думе.

Современное государственное устройство. Унитарная государственность

Современный мир знает три основных формы государственного устройства: унитарное государство , вся власть в котором, вся полнота суверенитета сосредоточена в центре; союзное государство — федерация; особый союз государств — конфедерация.

Наиболее распространена в мире унитарная форма (от лат. «унус» — «один»). К таким государствам относятся, например, Франция, Греция, Португалия, Украина, Швеция, Япония. Характерными признаками унитарного государства являются:

  • наличие единой конституции — основного закона страны, верховенство которого признается на всей территории;
  • единая система органов государственной власти — один парламент, один глава государства, одно правительство, — юрисдикция (полномочия) которой распространяется на всю территорию страны;
  • единое гражданство;
  • единая система права, единая система правосудия;
  • территория состоит из административно-территориальных единиц: уездов, департаментов, округов. Автономия допускается только в рамках местного самоуправления;
  • суверенитет в таком государстве не разделен, он весь сосредоточен в центре.

Унитарная форма государственного устройства относительно проста и считается наиболее удобной для управления экономикой, другими сферами жизни страны. Но далеко не всегда данная форма может в полной мере отразить интересы, традиции страны, ее народа. Например, в унитарной Испании, представляющей собой, согласно конституции, единое государство, вот уже много лет не сходят со страниц газет материалы о баскском движении за автономию, то есть за обособление своей страны. Дело в том, что, по испанским государственным законам, Страна басков и Каталония имеют только национально-территориальную автономию, то есть местное самоуправление, и суть требований национальных меньшинств заключается в придании их автономии статуса государственной. Но наиболее неподходящей унитарная форма оказывается для крупных многонациональных государств со сложной исторической судьбой.

Федерация — сложное государственное устройство. Конфедерация

Следующей формой государственного устройства является союзное государство — федерация . Каждое из государств, обладающее такой формой устройства, имеет свои особенности. К числу федераций относятся Соединенные Штаты Америки, Канада, Аргентина, Бразилия, Мексика, Федеративная Республика Германия, Австралийский Союз, Индия, Россия.

Федерация — это сложное государство, состоящее из отдельных частей, каждая из которых обладает юридической, отчасти политической и экономической самостоятельностью. Суверенитет в таком государстве распределяется между центром и субъектами федерации (штатами, землями, провинциями, кантонами, областями). Государства-федерации обладают целым рядом специфических признаков.

Прежде всего, территория федерации включает в себя территории субъектов федерации. В некоторых федерациях наряду с государственными образованиями существуют и территории, не являющиеся субъектами федерации, например, в США есть федеральный округ Колумбия, в пределах которого расположена столица США — Вашингтон. В Индии помимо 26 штатов имеются особые территории центрального подчинения. Субъекты федерации не являются полноправными государствами: они не имеют права ни от своего имени, ни тем более от имени всего государства-федерации заключать международные соглашения; чаще всего они не обладают правом одностороннего выхода из союза (правом сецессии). Именно антиконституционный выход южных штатов из состава федерации США привел к тяжелой гражданской войне между Севером и Югом.

Для федеративного государства характерен сильный центр, доминирующий в политической сфере. Так, в США, например, в случае необходимости федеральные власти страны имеют так называемое право интервенции, то есть они могут ввести федеральные войска на территорию любого штата, даже если его власти не просили об этом.

В то же время субъекты федерации наделяются своими учредительными полномочиями. Они могут принимать свои конституции и законы, но при условии, что эти конституции и законы не будут противоречить федеральным, хотя и совсем не обязательно, чтобы конституции субъектов принимались позднее федеральной конституции. Примерами в этом отношении могут служить американские штаты Массачусетс, в котором действует конституция 1780 года, и штат Нью-Гэмпшир, конституция которого была принята в 1783 году, в то время как федеральная конституция США — только в 1787 году.

Субъекты федерации могут иметь свою правовую и судебную системы. Одним из формальных признаков федерации может быть двойное гражданство, когда каждый гражданин является одновременно гражданином федерации и соответствующего государственного образования, например, штата в США или земли ФРГ. Конституции некоторых федеративных государств, как, скажем, Индии, признают только федеральное гражданство.

Для федеративных государств характерна двухпалатная структура парламента. Верхняя палата формируется из представителей субъектов федерации, обычно на основании равного представительства.

Особой формой государственного устройства является конфедерация — добровольное соглашение независимых суверенных государств, имеющих свои гербы, гимны, столицу, конституции, гражданство. Каждое из входящих в конфедерацию государств является членом международных организаций, проводит свою внешнюю политику. Но создаются и общие сферы, например, единая валюта, таможня, внешняя политика и оборона.

Государство - политико-территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом и обязательной для исполнения всеми гражданами волей.
Государство - главный институт политической системы.
Основные признаки государства:
1) территориальная организация власти (институты гражданства, государственные границы);
2) публичный характер власти (несовпадение государства и общества, аппарат управления);
3) суверенный характер власти (верховенство внутри страны и независимость во внешних отношениях);
4) принудительный характер власти («монополия на законное насилие»);
5) исключительное право на взимание налогов и сборов и выпуск (эмиссию) денег;
6) обязательность членства в государстве;
7) представительство общества как целого, защита общих интересов и общего блага;
8) наличие государственной символики (герб, флаг, гимн).
Основные теории происхождения государства: теологическая, классовая, патриархальная, договорная (естественно-правовая), теория насилия.


Форма государства
форма правления форма устройства политический режим
Монархия
- абсолютная (Саудовская Аравия);
- дуалистическая (законодательная власть разделена между монархом и парламентом) (Иордания);
- парламентарная (Великобритания);
- сословно-представительная (XV-XVIII вв. в России).
Республика
- президентская (США);
- смешанная - ответственность правительства перед президентом и парламентом - (Россия);
- парламентская (ФРГ, Италия)
1) унитарное государство (Франция,Китай);
2) федерация (определённый суверенитет территориальных образований):
- территориальная (США);
- территориально-национальная (Россия);
3) конфедерация (объединение независимых государств) (Сенегамбия)
1) демократический (развитые современные страны);
2) недемократические:
- тоталитарный - всеобъемлющий контроль государства над всеми сферами общественной жизни (фашистская Германия);
- авторитарный - допускает некоторое разнообразие в экономике, социальной сферах, гипертрофированная исполнительная власть

Государственный аппарат (механизм) - система государственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государственное управление. Его структура определяется функциями государства.

Форма государства - это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

монархию и республику.

1) Монархия (греч. μοναρχία - «единовластие») - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передается по наследству.

Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Любопытно проследить эволюцию монархии с древности до наших дней, так как это поможет понять, почему эта, казалось бы, анахроническая форма власти существует по сей день. Самой ранней формой монархии была деспоти́я (от др.-греч. δεσποτία - неограниченная власть, которое, в свою очередь, произошло от δεσπότης - глава семьи). Деспотия представляла собой такую форму правления, при котором вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или у узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Впервые термин был введён Аристотелем, который описал деспотию в своём сочинении «Политика» как форму правления, где власть государя схожа с властью хозяина над рабами. Классическими деспотиями в своё время являлись государства Древнего Востока (Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия). Кроме того, деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.

Практически параллельно шло развитие и теократических представлений о природе монархии (теократия - от греч. θεος - бог и κρατειν - управлять). В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или, по крайней мере, наместник бога. В разное время элементы теократической монархии имели место в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов), и пр. Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.

На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие . Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царём и самодержцем. Русское слово самодержец - это грубый перевод греческого слова autokratos (от греч. αυτός - сам и греч. κρατέω - править, властвовать, то есть «сам властвует», «сам держит власть»), которым именовали византийских императоров. В наше время самодержавие часто приравнивают к абсолютизму, а автократию к деспотии, что есть грубейшая ошибка. Под самодержцем или автократором следует понимать не государя с полной, никем не ограниченной (абсолютизм) и, как следствие, самодурной (деспотичной) властью, а властителя, независимого ни от какой-либо сторонней, внешней власти, никому не платящего дани, то есть обладающего суверенитетом и являющегося сувереном.

На рубеже XVI−XVII вв. в Европе складывается представление об абсолютной монархии (от лат. absolutus - безусловный, лучший, превосходная степень чего либо). Под абсолютной монархией понималась такая монархическая форма правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классическим образцом абсолютной монархии той поры до сих пор считается Франция времен Людовика XIV - «короля-солнца».

Логичным продолжением абсолютной монархии стала идея просвещённой монархии, или просвещённого абсолютизма . Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается английский мыслитель Томас Гоббс, заключалась в идее светского государства, а та, в свою очередь, в стремлении поставить выше всего центральную власть, т. е. власть правителя. До XVIII в. государственная идея, выразителем которой была власть монарха, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к праву государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает обязанности на государственную власть, пользующуюся правами.

То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явился целый ряд реформ в европейских странах XVIII в., где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались и заботы об общем благосостоянии. «Просветительная» литература XVIII в., ставившая себе задачей полную критику старых порядков, нашла себе горячую поддержку в абсолютизме: стремления философов и политиков сходятся в том, что реформа должна совершиться государством и в интересе государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма - союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Наиболее яркими представителями просвещённого абсолютизма стали такие европейские правители, как Фридрих II (1740−1786) в Пруссии, Иосиф II (1780−1790) в Австрии и Екатерина II (1762−1796) в России.

Современные монархии принято делить на два вида - абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские Эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан.

Дуалистическая монархия (от лат. dualis <правом - доб. автора>

Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные - Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии - Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке - Лесото.

Вопрос : зачем в странах с формой правления «парламентская монархия» сохраняется институт монархии, ведь монархи в таких государствах не несут никаких практических функций, а деньги налогоплательщиков на содержание королевских дворов тратятся достаточно солидные? Есть ли в существовании подобных институтов монархии какое-то рациональное зерно?

К слову говоря: в истории ХХ в. можно найти немало примеров, когда не имеющие никакой фактической власти монархи оказывали самое серьёзное воздействие на события, происходящие в стране, в ряде случаев буквально «спасая» репутацию своей страны и народа. Вот несколько из них.

В 1914 г. с началом Первой мировой войны Германия, приводя в действие план Шлиффена, предъявила ультиматум нейтральной Бельгии, чтобы та пропустила германские войска через свою территорию в обход французских позиций. Бельгийское правительство во главе с королём Альбертом отклонило ультиматум и приняло решение сражаться, невзирая на громадное неравенство в силах: Бельгия могла выставить всего 6 дивизий против 34 немецких, которые продвигались через её территорию. На заседании правительства, где было принято это решение, король Альберт произнес следующие слова: «Наш ответ должен быть „нет“, невзирая на последствия. Наш долг - защитить территориальную целостность страны, и мы должны добиваться этой цели». Проявленные бельгийцами во главе со своим королём мужество и упорство впоследствии казались фантастическими даже их союзникам.

Справедливости ради надо сказать, что Бельгия 1914 года была скорее дуалистической монархией и король Альберт на время войны являлся верховным главнокомандующим бельгийской армии.

В качестве ещё одного примера можно рассмотреть легенду о действиях датской королевской четы: 9 апреля 1940 г. войска нацисткой Германии вторглись на территорию Дании. Территория страны была полностью оккупирована всего за один день, потери вермахта составили два человека убитыми и десяток раненых. Датское правительство безропотно капитулировало, и в Дании был установлен оккупационный режим. Спустя неделю после этих событий, 16 апреля, у датской королевской четы короля Фредерика IX и королевы Ингрид родилась дочь Маргарета. Когда же немецкие оккупационные власти приказали всем датским евреям нашить жёлтые шестиконечные опознавательные звёзды, чтобы проще было сгонять их потом в гетто и отправлять в концлагеря, то одними из первых, кто нашил на себя эти звёзды, были король Фредерик и королева Ингрид, в которых не было и капли еврейской крови. И на коляске маленькой Маргареты тоже красовалась жёлтая звезда.

Основные виды монархий и их признаки

Линии сравнения

Абсолютная

(неограниченная)

Дуалистическая Ограниченная (парламентская,

конституционная)

1. Принадлежность законодательной власти Монарху Разделена между монархом и парламентом Парламенту
2. Осуществление исполнительной власти Монарх Формально - монарх, фактически - правительство
3. Назначение главы правительства Монарх Формально - монарх, но с учётом парламентских выборов
4. Ответственность правительства Перед монархом Перед парламентом
5. Право роспуска парламента -

(парламент отсутствует)

У монарха (неограниченное) У монарха (по рекомендации правительства)
6. Право вето монарха на решения парламента - Абсолютное
7. Чрезвычайно-указное законодательство монарха Неограниченное

(указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента Предусмотрено, но не используется
8. Современные государства Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия Иордания,

Марокко, Непал

Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония

2) Республика (от лат. res publica -

президентская республика и парламентская республика . Кроме того, существуют .

1) Президентская республика - президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример - США, страны Латинской Америки).

3) Смешанная (полупрезидентская) республика - власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример - Австрия, Россия, Франция).

Основные виды республик и их признаки

Линии сравнения Президентская Полупрезидентская (смешанная) Парламентская
1. Порядок избрания президента Избирается всенародным голосованием (внепарламентский путь). Избирается на заседании парламента.
2. Порядок образования правительства Президент формирует правительство при определённом парламентском контроле. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии и должно получить вотум доверия парламента. Правительство формируется президентом из лидеров победившей на выборах в парламент партии.
3. Ответственность правительства Перед президентом. Парламент не может выразить вотум недоверия правительству. Двойная ответственность - перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Вотум недоверия парламента правительству невозможен. Перед парламентом. Парламент может внести вотум недоверия правительству в целом или одному из его членов, что влечёт за собой отставку правительства.
4. Право роспуска парламента у президента Отсутствует. Президент имеет право роспуска парламента.
5. Наличие поста премьер-министра Отсутствует. Существует пост премьер-министра.
6. Объём полномочий президента Президент - не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Президент - глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством. Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает.
7. Современные государства США, страны Латинской Америки Австрия, Россия, Франция Индия, Италия, ФРГ, Швейцария

Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления - та, которая этим особенностям более всего соответствует.

Развернуть

Форма государства - это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима . О них надо говорить подробнее.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления - монархию и республику.

1) Монархия (от греч. μοναρχία - единовластие) - форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу - монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру…) и обычно передаётся по наследству.

Монархия является одной из наиболее древних форм правления. Современные монархии принято делить на два вида - абсолютные и конституционные.

Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. При абсолютной монархии монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх ещё выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединённые Арабские эмираты (ОАЭ), а также отчасти княжество Лихтенштейн, где есть черты дуалистической монархии, и Ватикан.

В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная - правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.

Дуалистическая монархия (от лат. dualis - двойственный) - конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он «обладает правами назначения и смещения кабинета министров, <правом – доб. автора> абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций». Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти сюда же можно отнести королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.

Парламентарная монархия - конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции чисто номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена (если не совсем) в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним же и ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.), у монарха остаются определённые полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно уже нигде не применялось. По сути дела, монарх выполняет чисто представительные функции.

Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана (наиболее известные - Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др.); в Азии - Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия; в Африке - Лесото.

Республика (от лат. res publica - дело народа) - форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (или государственными органами) на определённый срок.

Основных форм республики две: президентская республика и парламентская республика . Кроме того, существуют смешанные (полупрезидентские) республики .

1) Президентская республика - президент наделён очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосованием всеми гражданами (пример - США, страны Латинской Америки).

2) Парламентская республика - ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (пример - Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).

3) Смешанная (полупрезидентская) республика - власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример - Австрия, Россия, Франция).

Нельзя сказать, что та или иная форма правления имеет преимущества перед другими или уступает им. Всё зависит от традиций, истории, особенностей культуры конкретной страны. Лучшая форма правления - та, ко­торая этим особенностям более всего соответствует.

Развернуть

Аристотель (384−322 до н. э.) - древнегреческий философ, основоположник формальной логики.

Ученик Платона. Воспитатель Александра Македонского. Основал в Афинах Ликей (философскую школу).

Его система философии охватывала все сферы человеческой жизни. Он разделял науки на теоретические (физика, математика и «первая философия», впоследствии названная метафизикой, это знание ради знания), практические (этика и политика) и поэтические (творческие).

Его «Метафизика» раскрывает учение о причинах и первоначалах всего сущего. Выделял 4 причины: материя, форма, действующая причина, цель. Разработал иерархическую систему категорий - всеобщих свойств и отношений, а также иерархию уровней всего сущего.

Ввел понятие энтелехии - внутренней силы, которая заключает в себе цель. Первой энтелехией организма, по его мнению, является душа.

Основоположник логики, разработал учение о силлогизмах (видах умозаключений).

Для его этики характерна позиция «золотой середины»: добродетели представляют собой середину между двумя крайностями - недостатком и избытком чего-либо.

Рассматривал человека как существо общественное и политическое. Критиковал учение своего учителя Платона о совершенном государстве, был защитником моногамной семьи и частной собственности. Разработал собственное социально-политическое учение, придерживаясь того же принципа, что и в этике: средний слой населения, промежуточный между бедными и богатыми, должен быть максимален. Стоит отметить, что Аристотель был сторонником рабовладельческой системы. Физический труд как добродетель не рассматривался.

Правильным государственным строем считал тот, целью которого будет являться достижение общего блага. Наилучшая форма - полития, где правит большинство для общей пользы. Полития не является демократией, демократия, по его мнению, преследует частные цели: выгоду для неимущих.

Разрабатывал и космологические идеи, разделял мир на подлунный и надлунный.

Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом.

Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий: правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели.

Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи.

Каждый гражданин должен по мере возможности направлять свои стремления к тому, чтобы быть в состоянии властвовать над своим собственным государством.

Темы для эссе:

1. («Высшая проба», 2-й этап, 11 класс, 2014 г.)

Французский писатель Эрнест Ренан отмечал: «Несомненно, что, если бы необходимо было придерживаться лишь одного способа селекции правителей, наследование по праву рождения следовало бы предпочесть выборам. Риски, сопряжённые с наследованием по праву рождения, меньше тех, что связаны с голосованием».

Какая логика, по вашему мнению, кроется за этим высказыванием? Какие аргументы вы

можете привести в подтверждение данного тезиса? Каковы контраргументы? Какие

существуют способы селекции правителей, отличные от наследования по праву рождения

и выборов? Почему способ, используемый в большинстве современных государств, был

предпочтен всем иным способам?

2. («Высшая проба», демонстрационный вариант, 2-й этап, 11 класс, 2013 г.)

«Представительное правление - инструмент, на котором могут играть лишь

превосходные музыканты, настолько он труден и капризен». (Карл Меттерних)

ВОПРОСЫ:

1. Установите соответствие между отличительными признаками и формами правления: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

наследование власти

монархия

источником власти признаётся народ

республика

бессрочная пожизненная власть главы государства

коллегиальный принцип принятия решений

2. Предложения:

1) Элементами формы государства являются форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

2) Среди видов политических режимов различают тоталитарный, авторитарный и демократический режимы.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма правления

(организация высших органов власти)

Форма национально-государственного (государственно-территориального) устройства

(отношения между центральными и местными органами власти, распределение власти по территории страны


Монархия

(форма правления, при которой верховная власть сосредоточена в руках одного человека – монарха – и передается по наследству)

1.Абсолютная (Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия)

2.Ограниченная - конституционная, парламентская (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Япония)

Республика

(форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выбранным на определенный срок органам власти)

1.Президентская – президент наделен большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство; избирается прямым голосование граждан (США, страны Латинской Америки)

2.Парламентская – ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент, который формирует правительство, отчитывающееся перед парламентом (Индия, Италия, ФРГ, Швейцария)

3.Смешанная (полупрезидентская) – власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (Австрия, Россия, Франция)

Унитарное

Государство, в котором его административные части (губернии, края, провинции) не обладают суверенитетом, у них нет своей конституции, местные органы власти подчиняются центральным.

Финляндия

Франция

Великобритания

Греция Италия Япония

КНР Афганистан

Федеративное (федерация)

Государство, в котором отдельные территории (штаты, республики) обладают значительной самостоятельностью. Наряду с федеральными законами и органами власти в субъектах действуют и собственные законы и органы управления.

Бразилия Германия

Россия Индия Мексика

США Швейцария

Конфедерация

Постоянный союз самостоятельных государств, для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет, имеют право свободного выхода и передают союзу решение вопросов в оборонной области, в области внешней политики и др.

СНГ

ЕС

Загрузка...